• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Стадион на Крестовском острове – самый нелепый строительный проект в истории современной России.

    События из биографии этой несчастной арены можно пересказывать бесконечно – будет и стыдно, и смешно.

    Как всё начиналось

    Я прекрасно помню, как Валентина Матвиенко (тогдашний губернатор) впервые объявила про суперсовременный стадион, который построят в Петербурге.

    Представьте: это было в апреле 2005 года. 12 лет назад.

    Изначально арена должна была стоить 7 миллиардов рублей. Даже эта сумма вызвала жесточайшее осуждение среди тех, кто всегда говорит, что деньги нужно отдавать пенсионерам, врачам и учителям.

    Если бы эти люди знали, какой получится итоговая стоимость, они бы завязали с общественной деятельностью и ушли в монастырь.

    10 удивительных фактов

    Итак, стадион на Крестовском строили больше 10 лет. За это время:

    1. Ценник вырос с 7 миллиардов рублей до 43 миллиардов рублей. До изменения курса арена стоила больше миллиарда долларов.

    При этом вместимость увеличилась с 50 тысяч (первый проект) до 68 тысяч (финально).

    2. Дедлайны переносились десятки раз. Например, в январе 2006 года руководитель петербургского Спорткомитета Вячеслав Чазов сказал, что на 1 000 000% уверен: в 2009 году «Зенит» переедет на новый стадион.

    Чиновник ошибся всего на 8 лет. И таких псевдопророческих цитат было много – всё мимо.

    3. Под суд попали три компании-подрядчика. Одни завысили стоимость на 500 миллионов рублей, другие реквизировали почти 400 миллионов, третьи захапали авансы на 148 миллионов, ничего не предоставив взамен.

    Главный ад: деньги на стадион забирались из бюджетов питерских школ и детских садов.

    4. Умер архитектор стадиона Кисе Курокава.

    «Он не оставил детальных чертежей – это затянуло время и привело к подорожанию стадиона. Кризис 2008 года привел к удорожанию. Будет один из самых дорогих стадионов в мире. Питер – один из самых красивых городов мира, так что и стадион должен быть неплохой», – заявил сенатор Вадим Тюльпанов.

    К сожалению, сам Тюльпанов тоже не дожил до первого матча на Крестовском – за пару недель до игры он неудачно поскользнулся в бане и скончался.

    5. Стадион не прошел комиссию ФИФА. В 2009 году чиновники из футбольной организации приехали на стройку, изучили арену и сделали вывод: многомиллиардный проект не соответствует футбольным стандартам. Пришлось все исправлять.

    6. Пластиковые кресла годами лежали под пленкой. Их растаможили, привезли к объекту, но устанавливать было некуда. Теперь они навечно грязные: не пачкаются, но смотрятся колхозно.

    7. Строители устраивали забастовку из-за того, что им тупо не платили два месяца. Скорее всего, их деньги растекались по чужим карманам.

    8. Выяснилось, что выдвижное поле вибрирует – из-за этого на нем невозможно играть в футбол. Опять же, пришлось переделывать.

    9. Оказалось, что даже после официального окончания строительства стадион все еще не готов. Например, у него не раздвигается крыша. На всевозможные доработки «Газпром» (уже «Газпром», а не город) в совокупности потратит больше 6 миллиардов рублей.

    10. Штатные агрономы забили на поле – теперь за травой ухаживают сотрудники «Зенита». Газон всё еще в ужасном состоянии, но тянуть было нельзя: летом арена на Крестовском должна принять Кубок конфедераций, поэтому ее требовалось протестировать в боевых условиях.

    Что в Питере говорят про этот позор?

    Свой первый текст про кошмары стадиона на Крестовском я написал в 2012 году, пять лет назад.

    Уже тогда всё это выглядело фарсом и трагикомедией.

    Из Москвы регулярно приезжали журналисты спортивных изданий: их водили на экскурсию по арене и убеждали, что всё будет хорошо. Говорили, что земля не та, строители ленятся, поставщики подводят – и если бы не спонтанные обстоятельства, всё бы давно построили.

    Я не верил в эти рассказы: у меня даже выработался иммунитет к новому стадиону и вкачанному в нему баблу.

    Потом я начал избегать новостей про объект, потому что становилось просто стыдно и за город, и конкретно за тех, кто это допустил.

    В какой-то момент я даже смирился и подумал, что «Зенит» так и будет играть на маленьком «Петровском», а стройку стадиона на Крестовском прервут и оставят в виде памятника. Памятника коррупции, как верно заметил Михаил Боярский.

    К счастью, арену всё же доделали. Но на глаза постоянно попадались заметки о протекающей крыше, убогом газоне и других форс-мажорах, поэтому я не очень хотел идти на открытие.

    В итоге друзья всё же уломали меня купить билет на исторический матч, и мы отправились на игру «Зенита» с «Уралом».

    Где находится стадион за 43 миллиарда?

    Честно говоря, нигде не встречал такой странной логистики, как на Крестовском.

    У болельщиков есть два варианта. Первый – доехать до станции метро «Петроградская», сесть на бесплатный автобус, просидеть в нем 15 минут и выйти в полутора километрах от стадиона. Это расстояние нужно преодолеть пешком.

    Второй вариант – сразу доехать до метро «Крестовский остров» и топать по парку 2 километра.

    На личном транспорте не пускали – только вот так, по-хардкорному. Видимо, ориентировались на обладателей фитнес-браслетов и спортивных приложений.

    Погода была ужасной, но мы всё равно решили, что разумнее доехать до «Крестовского» и шагать оттуда.

    Как мы дошли?

    Путь по парку занял 25 минут.

    Тут стоит сказать, что на первую игру пустили только 20 тысяч зрителей (при вместимости в 68 тысяч), чтобы не перегрузить арену. В общем, в парке обошлось без толпы. 20 тысяч – это не так много.

    У стадиона, снаружи напоминающего космический корабль из фильма Бондарчука, возникла небольшая давка.

    На досмотре к нам отнеслись предельно гуманно: меня еле-еле пощупали, а у друзей даже не открыли рюкзак.

    Зато парня, который шел за нами, обшмонали с ног до головы. «Не буду больше сюда ходить, чтобы не терпеть унижений», – пробурчал он. Не знаю, с чем связан такой избирательный подход при досмотре.

    Мы поднялись по ступенькам, оперативно показали стюардам билеты и сразу попали на трибуну.

    Что понравилось?

    1. Температура на стадионе. Крыша захлопнута, поэтому на арене тепло, но не душно. На «Петровском» пришлось бы сидеть в двух свитерах, пуховике и кальсонах, а тут мы ходили в обычных кофтах, без верхней одежды.

    2. Видимость. В отличие от «Петровского» нет беговых дорожек между полем и трибунами, поэтому футболисты гораздо ближе к зрителям, чем на старом стадионе.

    3. Пространство перед сектором. Можно за пару минут выйти, сходить в туалет (их тут много, они неплохие) или добежать до буфета (там, к сожалению, крошечный ассортимент).

    4. Работа стюардов. Нам все улыбались, обращались очень вежливо, отвечали на любые вопросы. Видно, что ребята прошли инструктаж перед международным Кубком Конфедераций.

    5. Табло. Очень большие, качественные, всё хорошо видно.

    6. Боярский в роли диктора. Крайне бодро для своего возраста. Один раз даже закричал «Каналья!»

    Что не понравилось?

    1. Слишком много лестниц и мало лифтов. Мне-то нетрудно подняться или спуститься, а вот для пожилых людей даже два пролета – испытание.

    2. Чудовищный сигнал сотовой связи. Либо ноль кружочков и «Нет сети», либо один кружочек и по факту тоже «Нет сети». Можно легко потерять ребенка и не дозвониться ему.

    Потом я попросил у коллег из ложи прессы пароль от Wi-Fi – там скорость тоже бултыхалась на дне.

    3. В буфете – только сосиски в тесте за 200 рублей. Жирновато во всех смыслах.

    4. Коллеги из спортивных медиа сказали, что верхний ярус (на него не пускали) конкретно не доделан. Там валяется строительный мусор, всё в пыли, кое-где протекают потолки. Надо скорее с этим что-то делать.

    5. Дрянной газон. Людям, которые отвечали за траву, было настолько на нее наплевать, что всё поле получилось неровным, плешивым и просто уродливым. Это провал.

    6. Протекающая крыша стадиона. Без комментариев. Пусть говорят те, у кого нет совести сдавать недоделанный объект.

    7. Хилая акустика. Фанаты стараются, кричат, но их еле слышно. Непонятно, почему так.

    Что по футболу?

    «Зенит» играл абсолютно бездарно, но в середине второго тайма судья в спорной ситуации удалил двух игроков «Урала». Видимо, не хотел портить дебют.

    Питерцы дожали и забили один мяч на 86-й минуте. К этому времени все адекватные люди начали переживать за гостей, которые мужественно оборонялись.

    Потом у «Урала» удалили еще одного человека, и команда из Екатеринбурга осталась ввосьмером.

    Игра завершилась выходом «Зенита» втроем на одного вратаря гостей – естественно, фавориты закатили второй гол.

    2:0, суперскандальная победа хозяев.

    Что говорили люди?

    Обратно мы шли по парку в медленной толпе. В основном болельщики обсуждали не стадион, а судейство. Все согласились, что так выигрывать стыдно.

    По поводу стадиона мнение тоже более-менее однородное: на 43 миллиарда арена точно не тянет, но находиться внутри приятно. Уж точно приятнее, чем на продуваемом и устаревшем «Петровском».

    Любопытно, что под впечатлением в основном остались как раз те зрители, которые годами ходили на старый стадион. Я поспрашивал у московских журналистов – их арена на Крестовском абсолютно не впечатлила.

    Говорят, что у «Краснодара» и «Спартака» лучше.

    Но в Питере довольны: мы убедились, что на нашем долгострое все-таки можно играть в футбол, а это самое главное.

    И всё же: круто или нет?

    В Мюнхене стадион «Баварии» явно лучше , чем теперь у «Зенита».

    Арена «Спартака» – тот же уровень.

    В Амстердаме – чуть удобнее, чем на Крестовском.

    В Стокгольме – заметно хуже, чем у нас.

    Олимпийский стадион в Турине – в разы хуже, чем в Питере.

    Правда, все эти стадионы построены за вменяемые деньги. А наш – за космические.

    Известный конструктивист Александр Никольский поднял Крестовский остров на новую высоту и в прямом, и в переносном смысле. Когда в 1932 году его мастерская приступила к проектированию всесоюзного физкультурного парадиза, территория, на которой предполагалось вести строительство, была заболочена, а общепринятые представления о стадионах сводились к замкнутым объемам, отъединенным от окружающей среды высокими стенами трибун. Но для Никольского спортивное сооружение было неотъемлемой частью ландшафта. Вместе с коллегами он разработал уникальную систему осушения участка, поднимавшую его уровень на 2 м. Теперь можно было строить прямо на стрелке, где, по проекту архитектора, насыпали гигантский холм. Его внутренние склоны сформировали искусственный амфитеатр, а внешние образовали террасы, чередующиеся с отлогими откосами. По существу, стадион Крестовский был первым в мире парковым стадионом, предвосхитивший развитие «экологической» архитектуры и вместе с тем продолживший характерную для Петербурга градостроительную линию. Вокруг него должен был появиться целый мир, гуманный и жизнерадостный. Но разразилась война, и строительство заморозили. После победы его возобновили, однако идеология парка изменилась: он превратился в мемориал со всеми вытекающими отсюда последствиями.

    Глобальный замысел Никольского был реализован в лучшем случае процентов на двадцать. Обеднел даже открытый в 1950 году стадион Крестовский: не удалось построить диспетчерскую башню и завершить композицию ажурной металлической галереей, некогда восхитившей Райта. Тем не менее, и в урезанном виде работа зодчего стала настоящим памятником архитектурной мысли и инженерного искусства. От звания шедевра ее отделял один шаг.

    Однако сделать этот шаг в эпоху сталинизма не удалось. Космос Никольского не состоялся, хотя Кировский был виден из космоса, что, по-видимому, и подвигло конкурсантов на выстраивание соответствующего ассоциативного ряда. Впрочем, прежде чем их призвали участвовать в соревновании на проектирование нового здания, судьбу стадиона пытались решить совсем по-другому. В 2004 году ЗАО «ПетроМир» провело конкурс, предполагавший реконструкцию творения Никольского. Победу в нем одержал проект архитектора Петра Юшканцева, руководителя мастерской №14 «ЛенНИИпроекта».

    Его достаточно консервативная концепция прямо апеллировала к невоплощенным идеям покойного академика и осталась невостребованной, так как потенциальный инвестор не сумел собраться с силами и ресурсами. Тогда за дело взялось ОАО «Открытые инвестиции». Намерения этого общества были варварски бесхитростными: осушенный ленинградцами для ленинградцев Крестовский застроить элитными жилыми домами, а спортивное сооружение возвести в депрессивном районе. Неравноценность обмена оказалась явной не только для рефлексирующих поклонников архитектуры, но и для активных фанатов «Зенита». Кроме того, подобный сценарий означал, что придется снести трассу «Невское кольцо». Тут на горизонте и замаячил «Газпром», преданный Крестовскому и получивший в качестве компенсации за свою преданность часть его территории. Правда, сначала измученная безрезультатными и результативными конкурсами власть заявила, что остров украсит адаптированная копия «Манчестер-Сити». Но здравый смысл возобладал, из многочисленных зол выбрали наименьшее, и в феврале текущего года был объявлен международный конкурс. Желание поучаствовать в нем выразили 17 компаний, среди которых комиссия выделила пятерку финалистов, подготовивших предложения с поразительной оперативностью: уже в июле они представили свои детища на суд жюри и общественности.

    СУВЕРЕННАЯ АРХИТЕКТУРА

    Работы избранников, как водится в культурной столице, экспонировались на специальной выставке, причем на сей раз горожане могли не только оставить запись в «книге плача», но и проголосовать в Интернете. Результат волеизъявления оказался вполне предсказуемым. Во-первых, жать на кнопки сподручнее молодым «зенитовцам», а во-вторых, питерского патриотизма никто не отменял. В итоговом виртуальном рейтинге вслед за поразившим юные сердца Курокавой с небольшим отрывом шел родной «ЛенНИИпроект» – в части определения победителя народное мнение предвосхитило решение жюри, которому помогал представительный и работоспособный экспертный совет. В архитектурные достоинства проектов вникал Пьер де Мерон, а стандартами УЕФА и вопросами безопасности занимался Эрни Уокер (председатель профильного комитета УЕФА), чей авторитет в этой области практически непререкаем. Но динамика местного конкурсного движения внушает осторожный оптимизм не только поэтому. Складывается впечатление, что претендентам впервые внятно разъяснили, где им предстоит строить.

    Конечно, имеется в виду не пятно, а градостроительная традиция Санкт-Петербурга, умудрившаяся пережить многочисленные социальные катаклизмы. Прежде, когда речь шла о новой сцене Мариинки или о горемычной Новой Голландии, конкурсантам скорее приходилось держать в голове вопрос, для кого они творят: харизма Гергиева и размеры потребных ему театральных зданий, сопоставимые с грандиозным дарованием дирижера, просто-напросто не оставляли места для размышлений о природе города. Если добавить к этому, что архитекторы-преобразователи «голландского» острова шли в связке с инвесторами и девелоперами, которых тоже необходимо было ублажить, становится ясно, почему никто не блеснул, а выигравший схватку Фостер явно не озаботился оригинальностью концепции. В этом смысле руки у всех зодчих, нацеленных на строительство стадиона Крестовский, были развязаны, а мозги у иноземцев – заблаговременно промыты. Так что конкурсная картина, раньше делившаяся на чувствительных к петербургской традиции, но скованных отечественных архитекторов и раскрепощенных, но глухих к зову города «варягов», наконец-то обрела цельность. Участники процесса понимали, на что они поднимают руку и чего от них ждут: организаторы хотели получить знаковый объект, вписанный в характерную для города архитектурную ткань. Что каждый, разумеется, трактовал по-своему. «ЛенНИИпроект», выступавший совместно с BSA, а также «Моспроект-4» обратились непосредственно к работе Никольского – это становится очевидным с первого взгляда на их подачи.

    Причем москвич Андрей Боков, представляя проект своей мастерской на открытом заседании жюри, не только настойчиво и часто называл Кировский стадион памятником , но и всякий раз грозно повышал при этом голос – видимо, для острастки незримых оппонентов. Архитекторы компании gmp тоже не обошлись без реверансов в сторону Кировского, однако в целом пошли другим путем. Они совершенно буквально превратили свое творение в знак, увенчанный, как, по их мнению, принято в городе на Неве, иглой. А команда Tomas Taveira ограничилась ссылкой на «формальные признаки городской архитектуры в творческой интерпретации авторов», прописанной в пояснениях, но не бросающейся в глаза при взгляде на макет. И наконец, отказался от прямых цитат из Никольского, но использовал вполне узнаваемые композиционные приемы. Азартный спортивный мир явно оказался более либеральным по отношению к конкурсантам, чем возвышенный музыкальный. Освобожденные от поиска инвесторов, они выложились, и если творили с оглядкой, то исключительно на своего талантливого предшественника. Тем не менее, стадион Крестовский оказался крепким орешком даже для маститой пятерки. Суверенитет архитектуры всегда относителен: она решает комплексные, а потому неизбежно противоречивые задачи.

    ПРЕТЕНДЕНТЫ И ПРЕТЕНЗИИ

    Используя современную морфологию, вполне реально придать грандиозному сооружению визуальную легкость. Гораздо труднее сделать его выразительным независимо от ракурса и расстояния. Если добавить к этому функциональное многообразие и жесткие требования, предъявляемые к стадионам, становится ясно, почему безоговорочного лидера было сложно не только предсказать, но и определить. Единодушные в стремлении избавиться от тяжеловесности зодчие проявили разнохарактерную изобретательность. Тандем из «ЛенНИИпроекта» и BSA спроектировал оптимистичное и симметричное здание, состоящее из двух объемов в форме чаши. Нижняя чаша – сам Стадион Крестовский, а верхняя, опрокинутая – его золотистая раздвижная крыша. Зрительно она приподнята над основанием и соединяется с ним в четырех точках, так что волнистые края объемов образуют «золотые глаза». Эти очерченные дугами проемы придают фасаду дополнительное разнообразие и функционируют как окна, оснащенные мобильными стеклянными конструкциями. По словам координаторов, питерцы, возглавляемые Сергеем Шмаковым, в основном сосредоточились на благоустройстве острова, а к объекту приложили руку преимущественно их немецкие коллеги.

    Так или иначе, он получился несколько анахроничным, хотя ретро сегодня в моде. Кроме того, эксперты отметили, что «Золотой глаз» обойдется слишком дорого: проектировщики почему-то не включили в стоимость первый этаж. Возникли и технические вопросы к системе дымоудаления. Совсем другое ощущение оставляет проект трудившихся под руководством Андрея Бокова москвичей: усеченный конус, асимметричный силуэт которого отдаленно напоминает корабль. Его очертания навевают скорее элегическое настроение, так что со стороны главной парковой аллеи мы словно одномоментно видим и новый, и старый стадионы. Точнее, место, на котором стоял Кировский. Говорят, что де Мерон назвал моспроектовский корабль «Титаником». Были высказаны претензии к тому, что с западной трибуны зрителям будет плохо видна арена, а также сомнения по поводу системы водоотвода. Пафосный и дерзкий вариант предложили немецкие архитекторы, сместившие акцент с самого здания на его несущие конструкции. По замыслу авторов, со стороны моря они должны смотреться как символический треугольный бакен высотой почти 200 м. Не вызывает сомнения, что шпиль будет не менее эффектно выглядеть и в ракурсе, открывающемся с подножия холма. Однако при ближайшем рассмотрении «немецкий» стадион все же отдает схематизмом: по существу, он превращается в пьедестал для единственного выдающегося элемента. Невольно вспоминаешь Адмиралтейство и Петропавловку, которые хороши не только шпилями. Конкурсная комиссия также осталась в неведении по поводу многофункционального использования стадиона: оно в предложении не предусмотрено.

    Поднаторевшие в проектировании стадионов португальцы продемонстрировали архитектуру настолько модную, что она напоминает дизайн. Их «Корона» представляет собой совершенно цельный обтекаемый овальный диск. Зрительно неотделимые от крыши фасады изобретательно расцвечены во вкусе Вазарелли. Чтобы насыщенный цветом объект не «продавил» холм, архитекторы окружили его выбеленной террасой. Кроме того, предполагается, что здание будет сиять в лучах солнца, изредка появляющегося даже в Питере. Правда, на открытом заседании жюри проектировщики заявили, что готовы отказаться от колоритного оформления. Но в таком случае единственный безупречный, по мнению экспертов, проект стал бы слишком скучным. Впрочем, вряд ли его отвергли по этой причине. По словам директора Агентства стратегических инвестиций Ольги Потифоровой, предложение компании Tomas Taveira было наиболее реалистичным: такой стадион действительно можно возвести очень быстро, используя при этом рядовых строителей, – он собирается, как конструктор.

    КУДА ПРИПЛЫВЕТ КУРОКАВА

    Кишо Курокава переиграл разработчиков из Tomas Taveira только утонченностью, и его победу можно назвать неожиданной. Японский проект продемонстрировал, что хорошие идеи витают в воздухе, – его предложение определенно перекликается и с питерским, и с московским. Японский архитектор на все сто использовал насыпь Никольского, придал объекту форму чаши, «оторвал» от него крышу и намекнул на корабельную тему с помощью мачт, поддерживающих купол. Рассказывая о своем проекте, он был чрезвычайно лаконичен, однако заметил, что в его работе учтено «низкое» питерское солнце, влияющее на тени, а значит, и на восприятие стадиона. Вообще, все, что связано с освещением, у Курокавы выше всяких похвал. Более того, его сооружение очень точно и красиво прорисовано, поэтому вблизи смотрится не менее привлекательно, чем издали. С другой стороны, асимметричная затея Бокова и шпиль, предложенный gmp, обещают более выигрышный вид с воды, а финансовые и инженерные аспекты полнее проработаны у португальцев. Словом, нельзя сказать, что Курокава опередил всех по всем статьям.

    Поэтому вскоре после официального объявления результатов конкурса ему вручили перечень необходимых изменений и дополнений. Помимо общей сметы, архитектор должен представить подробный расчет стоимости выдвижного поля – вероятно, оно представляется слишком дорогим удовольствием. А выдвижных эвакуационных лестниц вообще не будет: они разворачиваются в течение пяти минут, и надеяться, что в чрезвычайной ситуации болельщики станут спокойно ждать завершения процесса, не приходится. Надувную крышу предстоит заменить более привычной вантовой – скорее всего, по сумме денежных мотивов и соображений безопасности. И конечно же, чтобы эксплуатировать стадион Крестовский круглый год, придется как-нибудь закрыть расположенные на фасаде вентиляционные проемы. Но все это мелочи по сравнению с требованием пересмотреть облик стадиона со стороны Финского залива, а заодно и продумать ракурс, открывающийся с северо-западного диаметра и вантового моста, который уже просчитан, хотя и не построен. Желание сделать морской фасад стадиона Крестовский окончательно похожим на парусник, в принципе, понятно. Неясно только, причем тут проект Курокавы: его «космический корабль» для подобной метаморфозы кажется слишком завершенным. Тем интереснее будет наблюдать за развитием событий: главный вопрос конкурса, похоже, остается открытым, и каким именно будет стадион, который построят на месте Кировского, сегодня знает только японский архитектор. Если знает…

    Стадион «Санкт-Петербург Арена» — относительно новое строение города на Неве. Это грандиозное и впечатляющее сооружение будет принимать десятки тысяч зрителей. Кроме официального названия в народе распространены и другие: «Зенит-Арена» и «Питер-Арена», а также стадион «Крестовский», поскольку находится в западной части одноименного острова.

    Как попасть на стадион «Зенит-Арена»

    Как добраться до стадиона «Зенит-Арена» интересует гостей города, футбольных болельщиков и самих горожан.

    Объект строили долгий период времени, поэтому и добираться до него в настоящее время не слишком просто. К 2018 году администрацией города планируется запустить в эксплуатацию строящуюся станцию метро «Новокрестовская» , которую возводят на намывной территории острова. Это создаст удобство для болельщиков и зрителей, которые смогут без труда добраться к месту проведения матча или концерта. Но в работе этой станции подземки планируется один нюанс: она будет закрыта на вход после матча во избежание давки.

    В 2018 году стадион будет принимать Чемпионат мира по футболу. Для удобства болельщиков подъезды к «Зенит-Арена» планируется сделать более удобными и максимально приближенными к объекту. Стадион может принять одновременно 68 тыс. болельщиков или 80 тыс. зрителей концертных программ.

    Специально к Чемпионату мира готовится к вводу еще одна новая станция метрополитена на пересечении двух улиц Туристской и Савушкина. Эта станция будет носить название «Беговая» . Территориально она находится в приморском районе, а добраться от нее до стадиона можно по пешеходному мосту через Большую Невку.

    Как добраться до стадиона «Зенит-Арена» сейчас? Есть несколько способов. Самая приближенная к спортивному сооружению станция метрополитена — «Крестовский остров» , находящаяся на ветке подземки сиреневого цвета. Недалеко от входа в метро находится парк на Батарейной улице, вход в который свободный. Вот по этому парку нужно будет пройти 2,5 км (это 20-25 минут ходьбы). Спортивное сооружение будет видно издалека. Пройдя по парку, можно с любого ракурса сделать фотоснимки стадиона.

    Еще несколько способов добраться до стадиона «Зенит-Арена»

    Красивый вид на сооружение открывается с берега Финского залива, со стороны парка 300-летия Петербурга.

    От станции метро «Черная речка» доехать до «Зенит-Арена» можно таким образом: проехать трамваем № 48 до остановки «Яхтенный мост».

    Трамвайный маршрут № 19 от станции «Старая деревня» также доставит вас до этой остановки. Далее нужно пройти до стадиона по Яхтенному мосту.

    От Балтийского вокзала до пункта назначения добраться удобнее всего по автобусному маршруту №10.

    От метро «Выборгская» помогут доехать автобусы № 14, 25 и 25А. Что касается двух последних маршрутов, нужно отметить, что ехать придется до конечной остановки, а затем идти пешком более километра. Эти автобусы имеют большой интервал в расписании, что усложняет задачу.

    Как добраться до стадиона «Зенит-Арена» на собственном авто?

    В период проведения спортивных мероприятий или представлений не рекомендуется подъезжать на собственном автомобиле. Нарушители смогут забрать свое транспортное средство уже на штраф-стоянке.

    Гостям, зрителям и болельщикам необходимо учесть, что ввиду большой пропускной способности на матч или концерт нужно приходить заблаговременно. Вход к трибунам открыт за два часа до назначенного времени начала мероприятия. Первые посетители отметили, что они добирались до своих мест в течение 40-50 минут.

    В период Чемпионата по футболу планируется запустить бесплатные шаттлы для болельщиков от крупных станций метро поблизости, и автобус от аэропорта «Пулково».

    Южная дорога для многих болельщиков закрыта, предлагается проезжать по Петровской косе, где есть огромный шанс простоять в пробке как минимум до второго тайма. Поэтому всем автовладельцам советуется прибывать или очень сильно заранее или оставлять машину на парковках ближайших ТЦ и прогуляться до стадиона пешком.

    Бесплатные автобусы до Зенит Арены

    Бесплатные автобусы, при помощи которых можно добраться до Зенит Арены отходят от метро «Петроградская» у 89 дома по Малому проспекту Петроградской шаттл S3 . На нем можно без остановок доехать до автостанции «Крестовский остров». От нее можно, как и написано выше, добраться пешком по Южной аллее и Батарейной дороге до стадиона.

    От метро «Выборгская» можно добраться на шаттле S4 . От автобусной остановки, которая находится на Лесном проспекте.

    От метро «Площадь Восстания» едет шаттл S2 . Место посадки — у 30-го дома по Лиговскому проспекту, перед входом в ТРК «Галерея».

    Всего путь (без накладок) займет по времени около 35-50 минут, в зависимости от выбранного шаттла и скорости шага.

    Скидки

    Для детей до 11 лет включительно стоимость билета составляет 50%, а до 7 лет, если ребенок не занимает места, может пройти бесплатно. Само собой все документы должны быть. Более точно можно уточнить по телефону или при заказе билетов.

    Парковка возле стадиона

    Возле самого стадиона предусмотрены парковочные места. Они платные, но это позволяет с комфортом разместить свой автомобиль и не тратить время на дополнительную дорогу.

    Стоимость абонемента зависит от матча и составляет от 900 до 1400 руб, от 650 до 1150 для владельцев АБ-ТОБ в Бизнес клуб (1 карта действует на 1 автомобиль). Есть и более дорогие места, они находятся в первом круге и от них до стадиона не больше 5-15 минут спокойным шагом.

    Схема парковочных мест (взята с официального сайта):

    Матчи на стадионе «Зенит-Арена»

    Матчи на стадионе проводятся практически каждых три дня. Что позволяет выбрать наиболее интересную по составу игру. Здесь можно посмотреть как товарищеские матчи, так и Лигу Европы УЕФА и РОСГОССТРАХ-Чемпионат России.

    Актуальную информацию о предстоящих играх и прошедших (со счетом) можно посмотреть на официальном сайте клуба Зенит.

    Абсолютно всем уже известен факт, что двадцать первый ЧМ пройдет в России в 2018 году. Проходить он будет на стадионе Санкт-Петербург, который является самым продвинутым из всех футбольных сооружений в мире. Вместимость стадиона достигает 68 000 тысяч кресел. Стадион велик и грандиозен, и мы рассмотрим его со всех имеющихся сторон.

    Общие сведения:

    Наименование: «Санкт-Петербург»

    Месторасположение: г. Санкт-Петербург, западная часть Крестового острова.

    Координатное расположение:

    59°58′24″N, 30°13′16″E

    59.973224, 30.221168

    Статус постройки: Идет строительство (Стадион им. С.М. Кирова реконструкция)

    Конец постройки: декабрь 2016 (по плану)

    Стоимость стадиона: около 39,4 млрд рублей

    Зрительных мест: 67 800

    Компания-роектировщик: Кисё Курокава

    Компания-застройщик: комитет по строительству Санкт-Петербурга

    Компания-подрядчик: ООО «Трансстрой»

    Государственная экспертиза: пройдена

    Достояние: Футбольный Клуб «Зенит»

    Официальный сайт: piterarena . com

    Санкт-Петербург арена: описание для ЧМ 2018

    Во время Чемпионата Мира по футболу 2018, матчи будут проходить на стадионе Санкт-Петербург, который считается главным футбольным укреплением северных границ.

    Названия данному построению до сих пор не дали, все еще идут споры на почве разногласий. Есть варианты названий, такие как «Зенит Арена», «Газпром Арена» и «Путин Арена», среди них два последних чаще всего слышны на спорах. Но когда и как назовут стадион еще неизвестно, поэтому нам ничего не остается, кроме как ждать окончательного официального заявления.

    Проблема не только в наименовании стадиона, но и его постройке и сдаче в использование. Строительство стадиона, о котором идет речь, началось еще в 2007 году и до сих пор идет, при этом сроки сдачи до сих пор неизвестны. За прошедшие 9 лет, дата сдачи стадион менялась почти 30 раз. В марте 2009 года, на этом стадионе должен был пройти свой первый матч команд с берегов Невы, но матч стали переносить еще с того времени и все дошло до того, что по последним прогнозам конец постройки стадиона мы сможем увидеть лишь к 31 декабря 2017 года.

    Расположение стадиона Санкт-Петербург весьма удачное, стоит новый стадион на участке прежней арены имени С. М. Кирова, на Крестовском острове в его западной части по улице Батарейная дорога, дом 1. Вся транспортная развязка и инфраструктура на острове будет на совершенно другом уровне уже к концу 2017 года.

    В двух километрах от стадиона находиться метро. На данный момент существует станция «Крестовская» (фиолетовая линия), а к началу ЧМ 2018 пустят новую станцию — «Новокрестовкая» (зеленая линия), которая будет располагаться перед стадионом. Так же есть пешеходный мост по улице Яхтенная, он соединяет Остров с Приморским районом города.

    Данный стадион является реконструкцией стадиона имени Кирова, на котором будет стоять современная и высокотехнологичная арена Санкт-Петербург автором которой является японский архитектор Кисё Курокава. Желанием архитектора было воплощение самых новейших, передовых технологий, собранных в одном стадионе. И его желание исполниться, так как данный проект имеет в своем наличии задвигающуюся крышу и поле с возможностью выкатывания. Эти трансформируемые детали будут главным отличием среди всех стадионов, если не считать инновационных вкраплений. Трибуны будут иметь трёхъярусное исполнение. Высота стадиона с учетом пилонов будет достигать до 100 метров, а площадь – 288 тысяч метров квадратных.


    Купол стадиона Санкт-Петербург не будет затворяться во время ЧМ 2018, даже если будут обильное выпадение осадков.
    В нее будет встроена система трубок, предназначенная для роли «подушки», все части навеса будут наполняться теплым воздухом, чтобы ускорить процесс таяния снега, а мощные потоки воздуха и последующий слив воды будут опустошать навес от воды и дождей.

    Трансформируемое поле будет с элементами такого же типа деталями (рельсовыми направляющими и роликами) которые будут выкатывать газон на поле и за его пределы. Эта задумка была придумана ради того, чтобы на стадионе проводились не только футбольные матчи, но и всевозможные культурные мероприятия. Также это упростит процесс ухода за газоном, его не нужно будет так часто заменять, ведь он будет находиться под солнцем вне самого стадиона. Благодаря этому количество зрительских мест на мероприятиях будет увеличено.

    Строительство арены Спб

    К 2016 году, спорткомплекс имел характерные изменения, уже были видны проектные очертания. По виду, стадион выглядит так, как и должен быть на момент сдачи, но тем не менее он не еще готов. В течение 2016 году темп строительства стадиона опять пошел в упадок. В начале года готовность арены оценивалась в 82%, и это давало надежду, что данное спортивное сооружение будет готово к середине года. Но из-за разногласий компании-подрядчика по вопросам о финансировании с администрацией города было ясно, что ничего хорошего не произойдет, что в итоге и вышло.

    Летом 2016 прогресс строительства стадиона составлял всего лишь 3%, что составляло 85% полной готовности арены. Теперь срок сдачи стадиона в эксплуатацию намечен на окончание 2017,но т он теперь под угрозой переноса. Но на этот раз задержка может повести за собой серьезные проблемы, ведь FIFA требует гарантию готовности арены Санкт-Петербург уже к концу 2017. Если гарантий не будет, то возможность проведения здесь Кубка Конфедераций исчезнет.

    Стадион на Крестовском острове, также известный как «Зенит Арена» и «Питер Арена», единственный в России стадион, оснащенный раздвижной крышей и выкатным полем, благодаря которым оно может трансформироваться в площадку для самых разных событий.

    Стадион включает в себя

    • 68 000 зрителей - вместимость стадиона на футбольных, 80 000 - на театрально-концертных мероприятиях
    • 22 000 человек расположится на нижнем ярусе трибун, 46 000 человек - на верхнем
    • 287 600 кв. м - общая площадь арены
    • 26 000 кв. м - площадь коммерческих помещений
    • 240 парковочных мест внутри и 2 732 на территории рядом со стадионом

    Как добраться до стадиона на матчи

    Болельщики матчей могут добраться до стадиона несколькими способами:

    • на метро до станции «Новокрестовская» или «Крестовский остров»
    • на автобусах-шаттлах S3, S4, S6
    • пешком

    Внимание! С 13 мая открыта новая станция метро «Новокрестовская», которая находится около стадиона.

    На метро

    — Доехать до станции метро «Новокрестовская» (третья она же зеленая линия метрополитена)которая расположена непосредственно около стадиона. Дорога от станции метро к центральному входу Арены займет у вас не более 5-7 минут.

    — Доехать до станции метро «Крестовский остров» (пятая она же фиолетовая линия метрополитена) и дальше дойти пешком до стадиона через главную аллею Приморского парка Победы - Батарейную дорогу. Идти придется примерно 25 минут, длина пути составляет около двух километров.

    — Пешком по Яхтенному мосту. До этого моста посетители матча могут добраться на трамвае № 19 от станции метро «Старая Деревня» и № 48 от станции метро «Черная Речка» .

    Подробную схему метро вы можете посмотреть или .

    На трамвае

    – Трамвай №48 (Кушелевка – Лахтинский разлив)
    – Трамвай №19 (Старая Деревня – Лахтинский разлив)
    – Трамвай №48А (новый временный маршрут: ул. Яхтенная – ул. Савушкина – ст. метро «Чёрная Речка»)

    На автобусах

    На Крестовский остров можно добраться автобусами следующих маршрутов:

    автобус № 10 : Балтийский вокзал — а/с «Крестовский остров», расписание смотрите .

    автобус № 14 : станция метро «Выборгская» — а/с «Крестовский остров», расписание смотрите .

    автобус № 25 : Вазаский переулок — а/с «Крестовский остров», расписание смотрите .

    автобус № 25А : Вазаский переулок — АС «Крестовский остров», расписание смотрите .

    -автобус № К-131 : Набережная Мартынова — ж/д станция «Ручьи», время работы маршрута с 6:30 до 23:00, интервал движения 20 минут.

    На бесплатных автобусах-шаттлах

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Автобусы-шаттлы работают не перед каждым матчем. В случае работы автобусов-шаттлов, информация будет обновлена.

    23.09.2018 автобусы-шаттлы на матче задействованы не будут.

    Автобусы-шаттлы работают за 3 часа перед началом матча и 3 часа после окончания матча по следующим маршрутам:

    Шаттл S2 «Площадь Восстания» - автостанция «Крестовский остров»

    От станции «Площадь Восстания» (Лиговский проспект д.30) до остановочного пункта «Крестовский остров», время движения автобуса составляет около 35 минут. Место посадки в автобус будет расположено на Лиговском проспекте, между Кузнечным и Лиговским переулками (у дома № 30 по Лиговскому пр.), у входа в ТРК «Галерея».
    Автобусы без остановок довезут футбольных фанатов на автобусную станцию «Крестовский остров». Там надо будет пройти пешком по Южной аллее и по Батарейной дороге примерно полтора километра. Это займет около 20 минут. Также будет организовано движение бесплатных экомобилей до Теннисной аллеи.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Маршрут только в сторону АС «Крестовский Остров», работает за 3 часа до начала матча!

    Шаттл S3 «Метро «Петроградская» - автостанция «Крестовский остров»

    От станции метрополитена «Петроградская» до остановочного пункта «Крестовский остров», время движения автобуса составляет около 15 минут. Место посадки в автобус будет расположено у дома № 89 по Малому проспекту П. С. (площадь Шевченко).

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В сторону АС «Крестовский Остров» маршрут работает за 3 часа до начала матча! В сторону ст. м. «Петроградская» маршрут
    работает 3 часа после окончания матча!

    Шаттл S4 «Метро «Выборгская» - автостанция «Крестовский остров»;
    От станции метрополитена «Выборгская» до остановочного пункта «Крестовский остров», время движения автобуса составляет около 22 минут. Место посадки в автобус расположено у метро «Выборгская» на существующей автобусной остановке на Лесном проспекте.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В сторону АС «Крестовский Остров» маршрут работает за 3 часа до начала матча! В сторону ст. м. «Выборгская» маршрут работает 3 часа после окончания матча!

    Шаттл S6 «Метро «Чкаловская» - пересечение Морского проспекта и Прожекторной улицы.
    От станции метрополитена «Чкаловская» до временного перрона ул. Спортивная, время движения автобуса составляет около 10 минут. Место посадки в автобус расположено у станции метро «Чкаловская» на Чкаловском проспекте. Автобус проследует без промежуточных остановок до дополнительно организованного места высадки на Морском проспекте недалеко от станции метро «Крестовский остров», далее пешком до стадиона через главную аллею (Батарейную дорогу) Приморского парка Победы. Длина пешеходного пути составит около 2,5 км, время в пути – около 30 минут.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В сторону Морского пр. маршрут работает за 3 часа до начала матча! В сторону ст. м.«Чкаловская» маршрут работает 3 часа после окончания матча!

    От аэропорта Пулково до «Санкт-Петербург Арена»

    Общественный транспорт

    • Автобус № 39
      От ст. метро «Московская Сенная площадь » 6 остановок, далее перейти на станцию «Садовая » (фиолетовая линия) и проехать 4 остановки до станции «Крестовский остров
    • Автобус № 39 до станции метро «Московская»
      От ст. метро «Московская » (синяя линия) до ст. метро «Невский проспект Гостиный двор » (зеленая линия) и проехать 3 остановки до станции «Новокрестовская

    От Московского вокзала до «Санкт-Петербург Арена»

    Общественный транспорт

    • Метро ст. «Площадь Восстания »(красная линия) до ст. метро «Пушкинская » 2 остановки, далее перейти на станцию «Звенигородская » (фиолетовая линия) и проехать 5 остановок до станции «Крестовский остров ». Общее время в пути - 25 мин.

    От Финляндского вокзала до «Санкт-Петербург Арена»

    Общественный транспорт

    • Метро ст. «Площадь Ленина » (красная линия) до ст. метро «Пушкинская » 4 остановки, далее перейти на станцию «Звенигородская » (фиолетовая лииня) и проехать 5 остановок до станции «Крестовский остров ». Общее время в пути - 30 мин.

    От Ладожского вокзала до «Санкт-Петербург Арена»

    Общественный транспорт

    • Метро ст. «Ладожская » (оранжевая линия) до ст. метро «Спасская » 4 остановки, далее перейти на станцию «Звенигородская » (фиолетовая лииня) и проехать 4 остановки до станции «Крестовский остров ». Общее время в пути - 30-35 мин.

    Как добраться личным транспортом

    Использование личного транспорта для подъезда к стадиону не рекомендуется. Проезд к стадиону и расположенным рядом парковкам будет запрещен. На улично-дорожной сети Крестовского острова будет ограничено движение и запрещена остановка. Транспортные средства, нарушившие данные правила, подлежат эвакуации.
    Припарковать личный транспорт возможно в Северо-приморской части Санкт-Петербурга, на следующих автостоянках:
    ТРК «Атлантик-Сити», расположенной по адресу: ул. Савушкина, д. 126, лит. А, расстояние до моста в створе Яхтенной улицы составляет 1 км;
    ТРК «Питерлэнд», расположенной по адресу: Приморский пр., д. 72, лит. А, расстояние до моста в створе Яхтенной улицы составляет 250 м;
    ТРК «Меркурий», расположенной по адресу: ул. Савушкина, д. 141, лит. А, расстояние до моста в створе Яхтенной улицы составляет 1,6 км;
    ТЦ «Подсолнух», расположенной по адресу: ул. Савушкина, д. 119, корп. 3, лит. А, расстояние до моста в створе Яхтенной улицы составляет 1,3 км.
    Кроме этого, не исключается использование мест у других торгово-развлекательных комплексов и на платных автостоянках, а также на территории общего пользования.

    Что нельзя приносить на стадион?

    На территорию стадиона Санкт-Петербург Арена ЗАПРЕЩЕНО проносить:
    Оружие любого типа, боеприпасы, колющие, режущие, метательные предметы, газовые баллончики. Запрещено приносить предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, в том числе зонты-трости и шлемы. Разрешен пронос барабанов - не более трех штук на трибуну.
    Огнеопасные и пиротехнические изделия независимо от вида и назначения, в том числе дымовые шашки, файеры, сигнальные ракеты, петарды, взрывчатые, ядовитые, отравляющие вещества, радиоактивные материалы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости.
    Бутылки, чашки, кувшины или банки, в том числе консервные, предметы из полиэфира, стекла или любого хрупкого материала, а также упаковки «тетрапак».
    Алкогольные напитки, наркотические и токсические вещества и стимуляторы.
    Пропагандистские материалы экстремистского характера.
    Нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику, сходную с нацистской до степени смешения.
    Технические средства, способные помешать проведению матча или его участникам (лазерные устройства, фонари), средства звукоусиления, радиостанции, вувузелы.