• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

    Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира

    Тема: «Обитатели воды – рыбы»

    Цель: Обобщить материал по теме: «Рыбы».

    Задачи:

      Учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).

      Учить выделять признаки различия и сходства между рыбками.

      Развивать мышление и память, умение анализировать, выражать их в речи. Развивать эмоциональную сферу детей.

      Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.

    Технологии : личностно-ориентированные технологии, здоровьеразвивающие технологии, технология проектирования

    Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер; картинки с изображением рыб пресноводных, морских, аквариумных; карточки с изображением аквариумных и пресноводных рыб; макеты обитания рыб (реки, моря и аквариума).

    Ход совместной деятельности:

    Воспитатель загадывает загадки:

    У родителей и деток

    Вся одежда из монеток.

    Дети: Рыбы.

    Воспитатель: А как вы догадались?

    Дети: Одежда из «монеток» — это чешуя, ей покрыто туловище рыбы.

    Воспитатель: Закройте глаза.

    Воспитатель выкладывает картинку золотой рыбки.

    Воспитатель: Откройте глаза и поморгайте.

    А вот и наш гость! Посмотрите внимательно на рыбку и скажите, чем она отличается от других зверей?

    Дети: Туловище рыбы покрыто чешуёй.

    У рыбы есть плавники.

    Рыба дышит жабрами.

    Золотая рыбка: Я из сказки приплыла,

    Там царицею была.

    Я ведь рыбка непростая,

    Я ведь рыбка золотая.

    — Здравствуйте, ребята! Я вижу, вы меня узнали! Да, я настоящая Золотая рыбка. Я живу в аквариуме. У меня есть много друзей. Садитесь поудобнее, я сейчас вас с ними познакомлю.

    Просмотр презентации «Рыбы»

    Характеристика рыб

    Рыба живет в воде. На суше жить не может. Глаза есть, да не мигает. «Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники). Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается? (плавает). Есть хвост. Для чего рыбам хвост? (руль). Одежда из «монеток». Из каких монеток эта одежда? (это чешуя). Рыба живет в воде. Где может жить рыба? (в аквариуме, в море и т. д.). Как называются рыбы, живущие в море (морские), в реке…, в аквариуме…

    Физкультминутка:

    Ветер дует, задувает,

    Пальму в стороны качает.

    Ветер дует, задувает

    Пальму в стороны качает.

    А под пальмой краб сидит

    И клешнями шевелит,

    А под пальмой краб сидит

    И клешнями шевелит.

    Чайка над водой летает

    И за рыбками ныряет,

    Чайка над водой летает

    И за рыбками ныряет

    Под водой на глубине

    Крокодил лежит на дне.

    Под водой на глубине

    Крокодил лежит на дне.

    Воспитатель: А сейчас подойдите к макетам мест обитания рыб. Макеты чего вы видите?

    Дети: Это макеты реки, моря и аквариума.

    Воспитатель: Вам нужно сказать, как называется, выбранная вами рыба, где обитает и поселить рыбу в подходящий водоём.

    Ребёнок: Это щука. Она обитает в реке. Это рыба пресноводная. Я поселю её в реку.

    Ребёнок: У меня меченосец. Это аквариумная рыбка, она живёт в аквариуме.

    Ребёнок: Я выбрал акулу. Она живёт в море. Это морская рыба.

    Ребёнок: Моя рыба называется морской окунь. Это морская рыба. Я поселю

    её в море.

    Ребёнок: У меня — гуппи. Она живёт в аквариуме, потому что это аквариумная рыбка.

    Ребёнок: Это ёрш. Он живёт в реке. Это речная рыба.

    Воспитатель: Вы хорошо справились с заданием. А сейчас проходите и занимайте места на стульчиках. (Садятся)

    Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что природа бывает живая и неживая. А сейчас подумайте и скажите, к какой природе мы отнесём рыб?

    Дети: К живой.

    Воспитатель: Почему вы так решили?

    Дети: Рыбы рождаются, растут, питаются, движутся, дышат, размножаются

    Воспитатель: Значит, к какой природе мы относим рыб?

    Дети: К живой.

    Воспитатель: Сейчас я расскажу вам, как рыбы появляются на свет и растут.

    Сначала мама-рыбка откладывает икринки. В каждой икринке растёт зародыш. Потом из зародыша вырастает головастик. Посмотрите, какая у него большая голова, поэтому их так называют. Потом из головастика вырастает малёк. Из малька вырастает маленькая рыбка. Она растёт- растёт, и вскоре из неё вырастает настоящая рыба.

    Воспитатель: А теперь вы сами разложите по порядку картинки с этапами развития рыбы.

    Дети по — очереди подходят к столу с картинками, выбирают нужную и выкладывают на доске порядок появления рыб. Воспитатель: Золотая рыбка приготовила нам ещё задание, а чтобы его выполнить надо подготовить пальчики. Подходите ко мне.

    Дети встают в круг.

    Пальчиковая гимнастика «Рыбки»

    Пять маленьких рыбок играли в реке,

    Лежало большое бревно на песке,

    И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»

    Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко».

    А третья сказала: «Мне хочется спать!»

    Четвертая стала чуть-чуть замерзать.

    А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

    Плывите скорее, чтоб не проглотил».

    Воспитатель: теперь вы готовы выполнить следующее задание. Подходите к столам. Сейчас нам нужен конверт с синим квадратом. Даша это задание будет выполнять у доски. Возьмите конверт. Достаньте рыб и положите слева от себя. Вы должны поместить своих рыбок, внимательно слушая мои команды. Готовы?

    Долго играли весёлые рыбки в аквариуме. Красная рыбка заплыла в правый верхний угол, зелёная – в левый нижний, жёлтая – в левый верхний, синяя – в правый нижний, а маленькая розовая рыбка заплыла в самую середину.

    Воспитатель: Успели? А теперь давайте проверим все ли правильно справились с заданием. Самопроверка.

    Воспитатель: И с этим заданием вы справились! Наведите порядок на рабочих местах и подойдите к стульчикам. (Садятся).

    Золотая рыбка: Ребята, а знаете ли вы, как надо ухаживать за аквариумными рыбками?

    Ответы детей.

    Золотая рыбка: Спасибо, дети! Я вижу, что вы много знаете о рыбах, умеете за ними ухаживать. Я с удовольствием буду с вами дружить.

    Воспитатель: Какой же новый друг, ребята, у нас появился?

    Дети: Золотая рыбка.

    Воспитатель: О чём мы сегодня рассказали Золотой рыбке?

    Ребёнок: Мы рассказали, где живут рыбы. Что они бывают речные, морские, аквариумные.

    Воспитатель: Что нового узнали?

    Ребёнок: Мы узнали, как рыбы появляются на свет.

    Тема: Рыбы


    Программное содержание: Обобщить и систематизировать знания детей о рыбах. Закреплять навык классификации: внешний вид, питание, среда обитания. Продолжать учить видеть сходства и различия, выражать их в речи, используя нужные лексико-грамматические средства языка. Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительные множественного числа родительного падежа. Образование относительных прилагательных от

    существительных. Совершенствовать навык составления предложений по сюжетным картинам, умение устанавливать причинно-следственные связи, выражать их в связной речи путем моделирования. Расширять и активизировать словарь.

    Закреплять навык составления звуко-буквенных схем слов, схем предложений, определяя количество звуков в слове, слов в предложении.

    Коррекционно-развивающие задачи: Развивать зрительный гнозис, общую и мелкую моторику, восприятие, внимание, память, мышление.

    Формировать доброжелательное отношение друг к другу, воспитывать умение работать и играть в коллективе.

    Оборудование:

    Демонстрационный материал: кукла-Незнайка, предметные картинки с изображением стрекозы, сома, щуки, карася, окуня, ската, камбалы, меч-рыбы, карточка с тремя наложенными друг на друга буквами, касса букв, звуковые схемы, сюжетные картины, модели рыб: строение, среда обитания, питание, размножение.

    Раздаточный материал: конверты с разрезными картинками рыб по количеству детей, кассы букв, звуковые схемы, графические схемы предложения.

    Методика проведения :

    Организационный момент:

    Приветствие.

    - Психогимнастика:

    Игра «Доброе животное» (дети встают в круг, берутся за руки, делают круг то уже то шире, имитируя биение большого сердца, улыбаются друг другу, садятся на свои места).

    Создание игровой ситуации:

    Приходит Незнайка. Замечает стрекозу под столом.

    Незнайка. Какая красивая рыбка!

    Дефектолог. Ребята, это рыба?

    Дети . Это стрекоза-насекомое.

    Незнайка . Но ведь она похожа на рыбку. У нее есть голова, усы, плавники, хвост. Это настоящая рыба.

    Дефектолог . Нет, Незнайка, ты не прав.

    Незнайка . Снова я все перепутал. Никогда не научусь отличать рыб от других животных.

    Дефектолог . Дети, давайте научим Незнайку узнавать рыб и не путать их с другими животными. Вот смотри: (выставляются картинки с изображением сома, щуки, окуня, карася).

    Как называются эти рыбы? (дети отвечают).

    Незнайка . Я не запомню их всех!

    Дефектолог . Чтобы легче было запомнить, посмотрим что общее есть у рыб?

    Игра «Где живут рыбы?»

    Деф . Где живут все рыбы?

    Дети . Рыбы живут в воде.

    Деф . В реках живут какие рыбы? (речные).

    В реках и озерах вода какая? (пресная).

    В море живут какие рыбы? (морские)

    В море вода какая? (соленая).

    В аквариуме живут какие рыбы? (аквариумные).

    Игра «Части тела рыб»

    Деф . Я буду показывать, а вы называть части тела рыб (голова, туловище покрыто чешуей и слизью, плавники для того чтобы плавать, хвост для того чтобы задавать направление).

    Плавники на груди какие? (грудные)

    На спине какие? (спинные)

    На брюшке какие? (брюшные).

    Игра «Размножение рыб».

    Деф. Как размножаются рыбы?

    Дети . Весной рыбы мечут икру. Из икры появляются мальки. Они растут и превращаются в рыб.

    Деф . А теперь посмотрим, чем отличаются рыбы друг от друга?

    Игра « Назови отличия»

    (сом и карась: форма, размер, окраска, повадки, питание).

    Пальчиковая гимнастика :

    Отправляемся на берег реки (показ волн).

    Там плавают рыбки (показ).

    Вдруг появилась щука (показ).

    Игра « Сложи целое»

    Дети складывают разрезные картинки (щука, карась, сом, окунь).

    Игра « Узнай про чью рыбку загадка?»

    На дворе зима ли осень,

    В глубине родной реки

    Мы тельняшки гордо носим

    Как лихие моряки.

    (окуни)

    Любим жить в прозрачных водах

    Каждый день в урочный час

    Возле берега охотно

    Рыболовы кормят нас.

    (караси).

    На дне где тихо и темно,

    Лежит усатое бревно.

    (сом).

    В воде проживает, хвостом виляет,

    Зубаста, а не лает.

    (щука).

    Как догадались? (дети объясняют).

    Игра « Назови ласково»

    У меня большие рыбы, а у вас маленькие, как можно их назвать?

    Окунь-окунек

    Карась-карасик

    Щука-щучка

    Сом-сомик

    Игра «Один-много».

    Один сом, много кого?- сомов

    Окунь-окуней

    Карась-карасей

    Щука-щук

    Игра «Четвертый лишний»

    Проверим, как Незнайка научился не путать рыб?

    Рыбы - стрекоза,

    Речные рыбы - морская,

    Щука, окунь, сом, карась (м.б. карась, потому что все хищные, а он нет;

    М.б. сом, потому что у него нет чешуи, но есть усы).

    Физкультминутка:

    Представим, что мы рыбки.

    Рыбки весело резвятся

    В чистой тепленькой воде,

    То сожмутся, разожмутся,

    То зароются в песке,

    То помашут плавниками,

    То закружатся кругами.

    Игра « Угадай слово»

    Здесь зашифровано название рыбы (на карточке наложены буквы друг на друга М О С), какое слово написано? (сом)

    Выложим это слово из букв кассы (один ребенок у доски).

    Составим схему этого слова.

    Сколько слогов в слове СОМ? (один)

    Как определили? (один гласный звук О).

    - Сколько звуков в этом слове? (три)

    Какой первый?

    Второй?

    Третий?

    Игра «Придумай предложение по картине»

    Придумать предложение-ответ на вопрос: что умеют делать рыбы?

    Рыбы умеют плавать.

    Рыбы умеют искать корм.

    Рыбы умеют закапываться в песок….

    Определить количество слов в предложении: Рыбы умеют плавать. (Три.)

    Какое первое слово? (Рыбы.)

    Какое второе слово? (Умеют.)

    Какое третье слово? (Плавать.)

    Составим схему предложения.

    Составление рассказа по модели:

    Деф . Все ли запомнил о рыбах, Незнайка?

    Незнайка. Не совсем, все перепуталось в голове.

    Деф . Придется ребятам еще раз рассказать тебе о рыбах, чем они отличаются от птиц, животных и насекомых, а ты смотри и слушай. Рассказывать будем по модели (выставляется модель: среда обитания, строение, питание, размножение.)

    Дети. Рыбы живут в воде. У рыб есть голова, туловище покрытое чешуей и слизью, плавники, хвост. Рыбы питаются водорослями, мелкими рыбами, червями, насекомыми. Весной рыбы мечут икру, из которой появляются мальки.

    Незнайка . Ну теперь я хорошо запомнил рыб. Спасибо, вам ребята, до свидания.

    Дети . До свидания, Незнайка.

    Итог: - О ком сегодня говорили?

    Что понравилось?

    Покажите щуку на пальчиках.

    Спасибо, молодцы.


    Методическая разработка: Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

    Тема: «Рыбы»

    • закреплять в активном словаре существительные по теме «Рыбы», закреплять навыки согласования числительного с существительными; учить детей работать с деформированным текстом.

    Оборудование:

    • картинка Незнайки, конверт с письмом, предметные картинки с рыбами, удочка с магнитом, рыбки для игры «Рыболовы», ноутбук, Теремкова Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» альбом 4 (лексическая тема «Рыбы»), картинки золотой рыбки (11 штук).

    Ход занятия

    I. Организационный момент.

    Логопед: Отгадайте загадку: «У родителей и деток вся одежда из монеток»

    Кто это? Как вы догадались? (Ответы детей)

    Как вы думаете, о ком мы будем говорить сегодня? (О рыбах).

    II. Основная часть.

    1.Игра «Классификация»

    Какие рыбки живут в нашем аквариуме? (Гуппи, меченосец, скалярия, золотая рыбка, моллинезия.)

    Если рыбки живут в аквариуме, то они как называются? (Аквариумные, декоративные.)

    (Рассматривание аквариума и рыбок по картинкам, используя ноутбук).

    А если рыбы обитают в реке? (Речные)

    В озере? (Озёрные)

    В море? (Морские)

    Какие рыбы обитают в реке? Покажите и назовите. (Карась, ёрш, окунь, щука).

    В озере? (Форель)

    В море? (Камбала, селёдка, рыба-молот, акула, дельфин).

    Какие части тела есть у рыб? Назовите, покажите. (Работа у доски).

    2. Игра «Рыболовы» (согласование числительных с существительными).

    Рыбки находятся в «пруду» — на столе. Логопед вызывает детей по одному, даёт удочку и предлагает ловить рыбок. Выловленных рыб дети считают: «Я поймал одну рыбку». При повторном улове рыбок ребёнок говорит так: «Первый раз я поймал одну рыбку. У меня стало две рыбки».

    Можно предложить детям ловить сразу по нескольку рыбок. «Я поймал две (три, четыре, пять) рыбки». Кому удастся поймать больше рыбок – тот победитель.

    3. Работа с деформированным текстом.

    Логопед открывает конверт и обращается к детям:

    Незнайка прислал нам рассказ. Но я ничего не могу понять. Я вам его прочитаю.

    Щуку положили в ведро, принесли домой. Они взяли удочку и ведро. На реке они поймали большую щуку. Паша и Лёша пошли на реку.

    Получился рассказ у Незнайки? Почему? (он рассказал всё не по порядку.)

    Давайте исправим этот рассказ. Расскажите всё по порядку. Как вы думаете, что было сначала?

    Что было потом?

    Чем кончился рассказ?

    Почему рассказ называется «Рыбалка»?

    Пересказ рассказа «Рыбалка».

    4. Физкультминутка. Игра «Мы – рыбки».

    Дети стоят в ряд по одну сторону комнаты, водящий в середине, он рыбак. Дети перед началом игры придумывают каждый для себя название рыбы.

    Рыбак говорит:

    Сети в море я бросаю,

    Много, много рыб поймаю.

    После этого дети перебегают на другую сторону комнаты. Пойманного ребёнка водящий спрашивает: «Как зовут тебя, рыбка? – Карась». Победитель тот, кто не сразу попал в сети рыбака.

    5. Работа в рабочих тетрадях.

    Теремкова Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» альбом 4 (лексическая тема «Рыбы»).

    Задание 1: распределите рыбок, в каких местах они обитают (море, река, аквариум).

    Задание 2: дорисуйте щуке недостающую часть тела.

    6. Игра «Слова-родственники».

    Подобрать родственные слова: рыба – рыбка, рыбок, рыболов, рыбный, рыболовный, рыбачить.

    III.Заключительная часть.

    Логопед: О ком мы сегодня говорили? Вспомните, какие рыбы бывают. Незнайка приготовил вам сюрприз. Каждый получает по золотой рыбке за работу на занятии.

    Татьяна Орлова
    «Рыбы». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей коррекционной группе

    Муниципальное бюджетное дошкольное

    общеобразовательное учреждение

    «Детский сад №10 комбинированного вида»

    Конспект занятия по образовательной области «Познание »

    «Рыбы »

    (старшая коррекционная группа )

    Подготовила :

    воспитатель старшей коррекционной группы

    Орлова Т. В.

    г. Ногинск

    Конспект занятия по образовательной области «Познание »

    «Рыбы »

    (старшая коррекционная группа )

    Цель : пополнить знания детей о рыбах.

    Задачи :

    Образовательная :

    -формировать знания детей о внешнем виде рыб, о среде их обитания;

    Учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы , аквариумные рыбы , рыбы , живущие в пресноводных водоемах);

    Учить выделять признаки различия и сходства между рыбками;

    Вызвать у детей желание узнать больше о рыбах, наблюдать и ухаживать за ними.

    Развивающая :

    Развивать у детей связную речь посредством беседы о рыбах, логическое мышление, творческое воображение; активизировать и обогащать словарь ребёнка;

    Развивать память, умение анализировать, выражать их в речи, развивать эмоциональную сферу детей.

    Воспитательная :

    Воспитывать интерес к изучению природы, бережное отношение к рыбам, ко всему живому на Земле;

    Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.

    Предварительная работа :

    Рассматривание иллюстраций с рыбами, чтение произведений, героями которых являются рыбы : русская народная сказка «По щучьему велению» , А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» , Е. Пермяк «Первая рыбка» , А. Фет «Рыбка» , И. Крылов «Лебедь, щука и рак» , Г-Х. Андерсен «Русалочка» , Н. Носов «Карасик» , К. Бальмонт «Золотая рыбка» , просмотр мультфильма по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» .

    Материалы и пособия :

    Картинки - иллюстрации с изображением различных рыб, воробья;

    Поговорки, загадки;

    Раскраски с различными видами рыб;

    Карандаши.

    Обогащение словарного запаса : чешуйки, плавники, жабры.

    Ход занятия:

    Воспитатель : Блещет в речке чистой

    Спинкой серебристой.

    У родителей и деток

    Вся одежда из монеток.

    Кто это? (Рыбки) .

    Воспитатель демонстрирует картинки (иллюстрации) с изображениями рыб : и среди них картинку с изображением воробья.

    Воспитатель : Дети, взгляните на картинки, подумайте и скажите кто тут лишний. (ответы детей)

    Воспитатель : Как вы определили, что лишний - воробей.

    Дети : Смотрели, кого больше, и кто не относится к этой большой группе предметов .

    Воспитатель убирает картинку с воробьем.

    Воспитатель : Назовите изображённых рыб и дайте краткое описание внешнего вида каждой. Рассказывайте по образцу высказывания : «Эта толстая, усатая» . Или : «Рыбка с толстым туловищем и длинными, легкими, свисающими плавниками и хвостом».

    Описательные рассказы детей.

    Воспитатель : Дети, какая, по вашему мнению, рыба самая красивая,

    Самая некрасивая,

    Самая большая,

    Самая маленькая.

    Ответы детей.

    Воспитатель : Рыбы такие разные и так непохожи друг на друга! Почему же их называют одним словом - рыбы ?

    Дети : (называют общие признаки рыб) :

    Все они живут в воде.

    Имеют голову, туловище, хвост, плавники;

    на голове рот, глаза и жабры.

    Воспитатель : А теперь отгадайте-ка загадку.

    «У родителей и деток вся одежда из монеток» . Кто это?

    Дети : Рыбы .

    Воспитатель : А монетки - что это?

    Дети : Чешуя. Чешуйки круглые, блестящие, плотно прилегают к телу рыбы . Воспитатель : Серебряные или золотые монетки?

    Дети : И те, и другие, но чаще серебряные.

    Воспитатель : У многих живых существ есть туловище, хвост, голова, глаза, рот. Но не у всех есть плавники и жабры. Давайте поговорим о них и для чего они назначены. Необходимы ли рыбам жабры? Да, рыбы дышат жабрами . Видно, как жабры приоткрываются и закрываются. А плавники?

    (Ответы детей) .

    Воспитатель : Правильно, рыбы плавают с помощью плавников. Большинство рыб плывёт вперёд, волнообразно изгибая тело. Двигаться им помогают плавники : хвостовой и боковые. Шевелят плавниками и плывут. Плавник. плавать. А хвост, как руль, помогает им поворачивать влево-вправо.

    Рыбки умеют хорошо прятаться, в этом им помогает их окраска. Они могут притаиться у камня или у водорослей так, что их будет совсем не видно.

    Воспитатель : А есть ли у рыб шея?

    (ответы детей)

    Воспитатель : Верно, нет шеи. Голова сразу переходит в туловище. Поэтому рыба поворачивается всем корпусом, не всегда видит корм.

    Физкультминутка «К речке быстрой»

    К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте)

    Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе)

    Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши)

    Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками)

    Делать так руками нужно :

    Вместе - раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед)

    Одной, другой - это кроль. (Круги руками вперед поочередно)

    Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте)

    Вышли на берег крутой (Шагаем на месте)

    Но не отправимся домой.

    Воспитатель цитирует отрывок из стихотворения И. Токмаковой :

    Ночью темень,

    ночью тишь.

    Рыбка, рыбка,

    где ты спишь? (И. Токмакова. Где спит рыбка)

    Воспитатель : Где же спит рыбка и как?

    Дети : Спит рыбка у дна или среди растений, чуть шевеля плавниками, с открытыми глазами.

    Воспитатель : Верно. У многих рыб хорошее зрение, но у них нет век. Они даже спят с открытыми глазами. Некоторые рыбки при этом даже ложатся на бок. У большинства рыб глаза расположены по обе стороны от головы, причём рыба умеет видеть каждым глазом по отдельности : она видит сразу и перед собой и над собой, и сзади, и под собой.

    Воспитатель группирует картинки , отделяя аквариумных рыб от рыб, живущих в открытых водоемах. Спрашивает, не догадались ли дети, почему она отделила одних рыб от других.

    Воспитатель : Перечислите аквариумных рыбок, затем назовите рыб, живущих в прудах и озерах.

    Ответы детей

    Воспитатель : Кто из вас ребята видел рыб в реке или в пруду? Расскажите, как вы их заметили, как рыбы выглядели (2-3 ответа) .

    Воспитатель : А знаете ли вы, сколько живут рыбы ? (от 5 до 100 лет)

    Мелкие рыбки живут меньше, а крупные (щука, сом) могут дожить до глубокой старости . Ведь в водоёмах у них нет врагов. Если не попадут на крючок рыболова, будут жить очень долго. А как живут аквариумные рыбки? Расскажите что вы знаете о них. (Ответы детей) .

    Воспитатель : Приятно, когда в доме есть аквариум, не правда ли? Но уж если вы завели рыбок, ухаживайте за ними так, чтобы они получали все необходимое.

    Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, рыбам в наших водоёмах угрожает какая-то опасность? (Ответы детей.)

    Воспитатель : И действительно, во многих местах уже запрещена ловля рыбы сетками , нельзя ещё глушить рыбу, из-за этого много рыбы погибает . Но не все бережно относятся к ней, не думают о последствиях. Мы с вами будем стараться беречь рыбу ? Что мы можем для этого сделать? Пока мы будем ухаживать за аквариумными рыбками, а на будущее - будем умнее.

    Воспитатель : Ребята,а вы любите есть рыбу? (да,нет) Ведь рыба очень вкусная и полезная еда. И вареная, и жареная, и соленая и маринованная. А еще ее коптят, солят и сушат, замораживают, делают консервы . Рыбу ловят рыбаки. Это профессия отважных мужчин.

    (Показываю картинки) .

    Воспитатель : Ребята, посмотрите, какие разные рыбки к нам приплыли. Мы с вами будем их разукрашивать. А потом разделим по группам : кто, где живет (в море, в реке, в аквариуме) .

    Раскрашенные картинки вывешиваем на доске в три группы .

    Воспитатель : Что нового узнали вы сегодня о рыбах? Что вам понравилось, какие рыбы вам понравились ?

    Расширение представлений о рыбах, их внешнем виде, образе жизни и повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «рыбы» (рыба, пруд, озеро, аквариум, водоём, море, река, охота, хищник, карп, окунь, сом, щука, туловище, плавник, хвост, жабры, чешуя;

    зубастый, хищный, длинный, усатый, полосатый, серебристый; ловить, охотиться, плавать, питаться, размножаться, затаиться) .

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Подводное царство». Совместная деятельность детей и воспитателя по лексической теме «Рыбы» в старшей группе

    Конспект занятия по развитию речи, лексическая тема рыбы.

    «Подводное царство»

    Старшая группа, воспитатель

    Цели:

    Образовательные: Расширение представлений о рыбах, их внешнем виде, образе жизни и повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «рыбы» (рыба, пруд, озеро, аквариум, водоём, море, река, охота, хищник, карп, окунь, сом, щука, туловище, плавник, хвост, жабры, чешуя;

    зубастый, хищный, длинный, усатый, полосатый, серебристый; ловить, охотиться, плавать, питаться, размножаться, затаиться) .

    Коррекционные: Развитие мышления, воображения, творческих способностей, познавательной и речевой активности с помощью слова, образных сравнений, имитаций, развитие зрительного восприятия и внимания, артикуляционной моторики, фонематического слуха, координация речи с движением.

    Воспитательные: Формирование навыков взаимопонимания, доброжелательности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

    Предварительная работа: Просмотр картинок с изображением рыб, беседа об образе жизни аквариумных и пресноводных рыб. Разучивание пальчиковой гимнастики «Рыбка». Чтение сказки А. С. Пушкина «Золотая рыбка».

    Оборудование: Плоскостные рыбки, картинки по теме, рыбки-раскраски, цветные карандаши.

    Ход занятия.

    1. Организация занятия.

    Вос-ль: Ребята, если бы вы попали в подводное царство, что в этом царстве «течет-течет – не вытечет, бежит-бежит – не выбежит». (Вода)

    Какая в морском царстве вода? (Прозрачная, чистая, теплая.)

    Если бы вода была грязной, что бы случилось с ее жителями? (Заболели бы, погибли.)

    Кого больше всего в морском царстве? (Рыб.)

    Отгадайте, кто это. «У родителей и деток вся одежда из монеток». (Рыбки.)

    Где живут рыбы?

    Почему им хорошо в водичке?

    Что они там делают? (Плавают, ныряют, обгоняют друг друга, зарываются в песок.)

    Кто ещё умеет плавать? (Люди, корабли, животные.)

    2. Пальчиковая гимнастика.

    Плавает в аквариуме (Ладошка складывают вместе и выполняют ими

    волнообразные движения, вращая в запястьях

    в запястьях вправо-влево, как рыбка хвостиком.)

    Рыбка золотая,

    Посмотрите на неё –

    Красивая какая.

    3. Работа с иллюстрациями.

    Детям предлагаются картинки с изображением рыб.

    Вос-ль: Расскажите, какие вы видите рыбы. (Ответы детей.)

    Покажите, как плавают рыбы. (Дети руками изображают, как плавают рыбы.)

    Есть рыбы, которые живут в аквариуме (аквариумные рыбки –золотая, меченосец, гуппи, гурами, скалярия.)

    Рыбы, которые живут в прудах, озерах, реках, называются пресноводным.

    Вол-ль: Давайте рассмотрим рыб и поговорим о том, какие части тела у них есть. Обратите внимание на то, какой разной формы могут быть тело и голова рыбы, какие разные хвосты и плавники.

    А ещё у всех рыб есть жабры для того, чтобы дышать.

    На картинке видно, какие острые зубы у щуки. Щука – хищница. Она питается другими рыбами. К хищным относятся и сом, и форель, и окунь.

    А вот карась, ёрш и лещ – не хищники, он питаются водорослями.

    4. Беседа по содержанию стихотворения.

    Вос-ль: Ребята, послушаем стихотворение Ирины Токмаковой «Где спит рыбка».

    Ночью темень, ночью тишь.

    Рыбка, рыбка, где ты спишь?

    Лисий след ведет к норе,

    След собачий к конуре.

    Белкин след ведет к дуплу,

    Мышкин – к дырочке в полу.

    Жаль, что в речке на воде

    Нет следов твоих нигде.

    Только темень, только тишь.

    Рыбка, рыбка, где ты спишь?

    Вос-ль: О каких животных рассказывается в стихотворении?

    Где спят эти животные?

    Как спит рыбка? (Застывает в траве, возле дна, глаза открыты (нет век, но ничего не видит.)

    Почему не видно следов рыбок на воде?

    5. Игра «Назови ласково».

    Рыба - …

    Икра - …

    Сом - …

    Река - …

    Лягушка - …

    Хвост - …

    Вода - …

    Улитка - …

    6. Анализ слова рыба.

    Вос-ль: Давайте сделаем звуковой анализ слова рыба. Сколько звуков в этом слове? (В этом слове четыре звука.)

    Какой звук вы слышите первым?

    Какой звук следует после р?

    Следующий звук? (звук б)

    И последний звук? (звук а)

    Какой он, гласный или согласный? Каким цветом его отмечаем при написании?

    6. Игра «Поймай рыбку».

    Вос-ль: Посмотрите на рыбок. Представим, что мы на рыбалке и ловим рыбок. Начинаем ловить. (Дети собирают рыбок) .

    Сосчитайте, по сколько рыбок у каждого из вас.

    1 ребенок. У меня две рыбки.

    2 ребенок. У меня одна рыбка.

    3 ребенок. У меня четыре рыбки.

    4 ребенок. У меня пять рыбок.

    5 ребенок. А у меня три рыбки.

    Вос-ль: Молодцы! Вот как много рыбы поймали.

    7. Пальчиковая гимнастика.

    Жил да был один налим, (Складывают ладошки,

    делают ими плавные движения,

    имитируют движения плавников.)

    Два ерша дружили с ним. (Раздвигают ладошки,

    Делают движения двумя ладонями.)

    Прилетали к ним три утки (Складывают руки накрест, делают

    взмахи ладонями.)

    По четыре раза в сутки

    Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальчики по очереди.)

    8. Игра «Представь, что ты… »

    Вос-ль: Ребята, вспомните сказку «Золотая рыбка».

    Что делала рыбка? (Рыбка исполняла все желания жадной старухи, которая захотела стать «владычицей морскою».)

    Изобразите жадную старуху.

    А если бы вы увидели золотую рыбку, что бы попросили?

    А как, по-вашему, выглядит золотая рыбка?

    9. Индивидуальная работа за столами.

    Вос-ль: Ребята, у вас на столе лежат рыбки. Раскрасьте их по своему желанию. Создайте свою золотую рыбку. (Дети выполняют задание.)

    10. Итог занятия.

    Воспитатель предлагает детям вспомнить самое интересное задание.