• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Конспект занятия «Обитатели воды - рыбы»

    Цель: Обобщить материал по теме: «Рыбы».

    Задачи:

    Образовательная:

    1. Учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).

    2. Учить выделять признаки различия и сходства между рыбками.

    3. Упражнять детей делать выводы в составлении рассказа - сравнения по плану.

    Развивающая:

    1. Развивать мышление и память, умение анализировать, выражать их в речи.

    2. Развивать эмоциональную сферу детей

    Воспитательная:

    Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.

    Материалы и оборудование: картинки с изображением рыб пресноводных, морских, аквариумных, карточки с изображением аквариумных и пресноводных рыб, фланелеграф, изображение Незнайки, рыб и морских животных для работы на фланелеграфе, разрезная картинка (рыба).

    Предварительная работа: чтение рассказов о морских обитателях, рыбах, наблюдение за аквариумными рыбками.

    Ход занятия. Воспитатель загадывает загадки:

    Жива в воде она,

    Поймаешь, вытащишь ее -

    Умрет она тогда.

    Крылья есть, да не летает,

    Глаза есть, да не мигает,

    Ног нет, да не догонишь.

    Блещет в речке чистой

    Спинкой серебристой.

    У родителей и деток

    Вся одежда из монеток.

    О ком эти загадки? (о рыбах).

    Характеристика рыб (по тексту загадок)

    Рыба живет в воде. На суше жить не может. Глаза есть, да не мигает. «Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники). Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается? (плавает). Есть хвост. Для чего рыбам хвост? (руль). Одежда из «монеток». Из каких монеток эта одежда? (это чешуя). Рыба живет в воде. Где может жить рыба? (в аквариуме, в море и т. д.). Как называются рыбы, живущие в море (морские), в реке..., в аквариуме...

    Затем дети перечисляют отличительные признаки рыбы: «У нее есть голова, рот, глаза, жабры, туловище, хвост, плавники. Туловище покрыто чешуей». Из частей составляется картинка, на которой изображена рыба.

    Воспитатель. Отгадайте загадки, найдите - отгадки.

    На дне, где тихо и темно,

    Лежит усатое бревно (сом)

    Колюч, да не еж

    Кто это? (ерш)

    К нам из сказки приплыла,

    Там царицей была.

    Это рыбка не простая.

    Рыбка... (золотая)

    Ярко - красный или черный,

    Очень резвый и проворный,

    Длинный острый хвостик носит

    И зовется... (меченосец)

    На какие группы можно поделить этих рыб? (на пресноводных рыб и аквариумных рыб).

    Работа с карточками.

    Найти и обвести в кружок аквариумных рыбок.

    Обвели в кружок сомика, а сома нет. Почему?

    Рассказ - сравнение.

    Чем они отличаются и чем похожи?

    «Это сом и сомик, у них есть голова, рот, туловище, хвост, плавники.

    У сома - усы, а у сомика - усики. Сом живет в реке, а сомик в аквариуме. Речной рыбой питаются птицы, животные, люди; аквариумными рыбками мы любуемся».

    Физкультминутка

    Как в аквариуме нашем

    Рыбки золотые пляшут.

    Они весело резвятся

    В чистой тепленькой воде,

    То сожмутся, разожмутся,

    То зароются в песке,

    То помашут плавниками,

    То закружатся кругами (движения по тексту).

    Дети изображают резвящихся рыбок.

    Мы сказали, что рыбы живут в аквариуме и реке, пруду, озере. А еще где живут рыбы? (в море). Но в море еще живут морские животные.

    В гости приходит Незнайка.

    Он приносит картинки, на которых изображены рыбы и морские животные. Надо найти морских животных. (кит и дельфин)

    Чем отличаются морские животные от рыб (Рыбы откладывают икру, из икры появляются мальки или сразу появляются мальки, а у морских животных рождаются детеныши.)?

    А еще в море живут рыбы, которые похожи на зверей. Они так и называются рыба-жаба, рыба-собака, рыба-попугай...

    Посмотрите, какие необычные рыбы изображены на рисунке. Вы их знаете? Найдите на рисунке рыбу-пилу, рыбу-иглу, рыбу-зебру и т.д.

    Как вы догадались, где какая рыба?

    О ком мы сегодня говорили?

    Что нового мы узнали о рыбах?

    Занятие окончено.

    Литература

    1. Интернет - ресурсы

    2. КРО «Ознакомление с окружающим миром» И. Морозова. М.А.Пушкарева Издательство «Мозаика - синтез» 2011г

    3. «1000 загадок» Издательство АСТ, Полиграфиздат 2011г

    Организация: МАДОУ д\с №8 «Родничок»

    Населенный пункт: Липецкая область, г. Грязи

    Цели: расширение представлений о пресноводных рыбах, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнение, расширение, активизация словаря по теме «Пресноводные рыбы». Развитие диалогической речи, обогащение речи словами – антонимами. Развитие связной речи, мышления, зрительного внимания и восприятия, мелкой моторики. Воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности.

    Организационный момент.

    Воспитатель: У нас в гостяхНезнайка. Как вы думаете куда он собрался?

    Дети: На рыбалку (у него в руках удочка, ведро).

    Воспитатель: Правильно, он собрался порыбачить, но ему грустно от того, что он не знает названия рыб, которые ему попадаются на крючок. Дети, я предлагаю вам помочь Незнайке, разобраться в этом вопросе.

    Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить о рыбах, которые живут в водоемах.

    Что такое водоем?

    Какие водоемы вы знаете?

    Дети: Река, озеро, пруд.

    Недалеко от нас есть водоемы, я приглашаю вас пойти порыбачить. (Дети ловят рыбу удочками).

    Воспитатель: Давайте посмотрим какую рыбу вы поймали?

    Дети: На дне где тихо и темно

    Лежит усатое бревно (сом).

    Хвостом виляет

    Зубаста, а не лает (щука).

    В пруду, или в озере, больше нигде,

    В тихой, спокойной стоячей воде,

    Где буйная зелень на дне разлеглась, вот именно там обитает (карась).

    С длинным телом серебристым,

    Обитает в речке быстрой.

    Многим рыбам – страшный враг

    Догадался? Нет? (судак)…

    Воспитатель: Отлично ребята! Сколько рыбы вы поймали. Сейчас я вам предлагаю подобрать слова одной семейки к слову рыба.

    Воспитатель: Как называют человека, который ловит рыбу? (рыбак).

    Воспитатель: Что делает рыбак? (рыбачит).

    Воспитатель: Куда ходит рыбак?(на рыбалку).

    Воспитатель: Как можно назвать маленькую рыбку? (рыбешка).

    Воспитатель: Какой суп варят из рыбы? (рыбный).

    Воспитатель: Как можно назвать большую рыбу? (рыбина).

    Воспитатель: Рыбки в ведерке резвятся, зовут нас поиграть.

    Физкультминутка

    Улитки ползут,

    Свои домики везут.

    Рогами шевелят,

    На рыбок глядят.

    Рыбки плывут,

    Плавничками гребут.

    Влево, вправо поворот,

    А потом наоборот.

    Воспитатель: Предлагаю вам присесть около озера, рассмотреть рыбешек какие части тела у них есть. (Работа по схемам ).

    Обратите внимание на то, какой разной формы может быть тело и голова рыбы, какие разные у рыб хвосты и плавники.

    Дети: У щуки длинная голова и длинное тело

    Воспитатель: А у леща?

    Дети: У леща небольшая голова и широкое тело.

    Воспитатель: А у ерша?

    Дети: У ерша маленькая голова и небольшое широкое тело.

    Воспитатель: У судака острые спинные плавники, а у сома?

    Дети: У сома спинной плавник маленький, и не острый.

    Воспитатель:У щуки хвост большой. А у сома?

    Дети: У сома хвост маленький.

    Воспитатель: Посмотрите какой разной чешуей покрыто тело рыб. У леща она крупная. А у судака?

    Дети: Мелкая.

    Воспитатель : У сома вообще нет чешуи. Его тело покрыто толстой кожей. А еще у всех рыб есть жабры. Для чего они нужны?

    Дети: Чтобы дышать.

    (Дыхательная гимнастика)

    Воспитатель: Дети, рыба в нашем ведерке вся перепуталась, ей мало здесь места, давайте ее выпустим обратно в водоем, туда, где она живет (обитает). Рыбы могут обитать в разных водоемах. Например: Карп и карась водятся в прудах. Ерши и щуки могут жить в любой речке на иглистом дне. Красноперка обитает в озерах.

    (Дети выкладывают рыб в водоемы графическое изображение – пруд, озеро, река).

    Воспитатель: Рыбы, которые живут в реках, прудах, озерах, называются пресноводными.

    Воспитатель: Давайте насыплем хлебных крошек, пусть рыбы полакомятся.

    Воспитатель: Еще чем рыбы могут питаться? (предположительные ответы детей).

    Воспитатель: Щука – Хищница. Она питается другими рыбами. Хищные рыбы: сом, окунь, судак. А карась, ерш, лещ – не хищники, они питаются водорослями.

    Воспитатель: Для чего рыбам нужны плавники?

    Дети: Чтобы плавать.

    Воспитатель:Давайте с вами понаблюдаем, как рыба плавает по волнам.

    (Дети ложатся на ковер). Положим игрушку на живот и посмотрим, как она поднимается, когда вы делаете вдох и опускается, когда вы делаете выдох.

    Воспитатель: Мы вспомнили названия рыб, чем питаются, где обитают, а сейчас составим небольшие рассказы по мнемотаблице (название, где обитает, чем питается).

    Воспитатель: Дети, мы помогли разобраться Незнайке в названиях рыб? Какие вы выполняли упражнения, чтобы разобраться в этом вопросе? (ответы детей).

    Воспитатель: Так ка вы хорошо сегодня потрудились, я вам предлагаю отдохнуть и послушать песенку «Любитель рыболов».

    Цель: Обобщить материал по теме: «Рыбы».

    Задачи:

    Образовательная:

    1. Учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).

    2. Учить выделять признаки различия и сходства между рыбками.

    3. Упражнять детей делать выводы в составлении рассказа – сравнения по плану.

    Развивающая:

    1. Развивать мышление и память, умение анализировать, выражать их в речи.

    2. Развивать эмоциональную сферу детей

    Воспитательная:

    Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.

    Материалы и оборудование: картинки с изображением рыб пресноводных, морских, аквариумных, карточки с изображением аквариумных и пресноводных рыб, фланелеграф, изображение Незнайки, рыб и морских животных для работы на фланелеграфе, разрезная картинка (рыба).

    Предварительная работа: чтение рассказов о морских обитателях, рыбах, наблюдение за аквариумными рыбками.

    Ход занятия. Воспитатель загадывает загадки:

    Жива в воде она,

    Поймаешь, вытащишь ее –

    Умрет она тогда.

    Крылья есть, да не летает,

    Глаза есть, да не мигает,

    Ног нет, да не догонишь.

    Блещет в речке чистой

    Спинкой серебристой.

    У родителей и деток

    Вся одежда из монеток.

    О ком эти загадки? (о рыбах).

    Характеристика рыб (по тексту загадок)

    Рыба живет в воде. На суше жить не может. Глаза есть, да не мигает. «Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники). Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается? (плавает). Есть хвост. Для чего рыбам хвост? (руль). Одежда из «монеток». Из каких монеток эта одежда? (это чешуя). Рыба живет в воде. Где может жить рыба? (в аквариуме, в море и т. д.). Как называются рыбы, живущие в море (морские), в реке..., в аквариуме...

    Затем дети перечисляют отличительные признаки рыбы: «У нее есть голова, рот, глаза, жабры, туловище, хвост, плавники. Туловище покрыто чешуей». Из частей составляется картинка, на которой изображена рыба.

    Воспитатель. Отгадайте загадки, найдите – отгадки.

    На дне, где тихо и темно,

    Лежит усатое бревно (сом)

    Колюч, да не еж

    Кто это? (ерш)

    К нам из сказки приплыла,

    Там царицей была.

    Это рыбка не простая.

    Рыбка... (золотая)

    Ярко – красный или черный,

    Очень резвый и проворный,

    Длинный острый хвостик носит

    И зовется... (меченосец)

    На какие группы можно поделить этих рыб? (на пресноводных рыб и аквариумных рыб).

    Работа с карточками.

    Найти и обвести в кружок аквариумных рыбок.

    Обвели в кружок сомика, а сома нет. Почему?

    Рассказ – сравнение.

    Чем они отличаются и чем похожи?

    «Это сом и сомик, у них есть голова, рот, туловище, хвост, плавники.

    У сома – усы, а у сомика – усики. Сом живет в реке, а сомик в аквариуме. Речной рыбой питаются птицы, животные, люди; аквариумными рыбками мы любуемся».

    Физкультминутка

    Как в аквариуме нашем

    Рыбки золотые пляшут.

    Они весело резвятся

    В чистой тепленькой воде,

    То сожмутся, разожмутся,

    То зароются в песке,

    То помашут плавниками,

    То закружатся кругами (движения по тексту).

    Дети изображают резвящихся рыбок.

    Мы сказали, что рыбы живут в аквариуме и реке, пруду, озере. А еще где живут рыбы? (в море). Но в море еще живут морские животные.

    В гости приходит Незнайка.

    Он приносит картинки, на которых изображены рыбы и морские животные. Надо найти морских животных. (кит и дельфин)

    Чем отличаются морские животные от рыб (Рыбы откладывают икру, из икры появляются мальки или сразу появляются мальки, а у морских животных рождаются детеныши.)?

    А еще в море живут рыбы, которые похожи на зверей. Они так и называются рыба-жаба, рыба-собака, рыба-попугай...

    Посмотрите, какие необычные рыбы изображены на рисунке. Вы их знаете? Найдите на рисунке рыбу-пилу, рыбу-иглу, рыбу-зебру и т.д.

    Как вы догадались, где какая рыба?

    О ком мы сегодня говорили?

    Что нового мы узнали о рыбах?

    Занятие окончено.

    Литература

    1. Интернет – ресурсы

    2. КРО «Ознакомление с окружающим миром» И. Морозова. М.А.Пушкарева Издательство «Мозаика – синтез» 2011г

    3. «1000 загадок» Издательство АСТ, Полиграфиздат 2011г

    Конспект интегрированного занятия по теме: «Рыбы»

    Цель: Познакомить детей с разнообразным миром рыб.

    Задачи: Развивать внимание, память, воображение. Учить детей изображать рыб с помощью различных материалов (пластилин, бумага, акварель) . Воспитывать интерес к разнообразию подводного мира.

    Содержание организованной деятельности детей:

    1. Отгадайте загадку:

    Без воздуха живёт,

    Холодная, как лёд,

    Не хочет пить, а пьёт.

    Бронёй блестит, но не звенит

    И всё молчит, молчит.

    Молодцы! Сегодня мы с вами поговорим о рыбах.

    Рыба живет в воде. На суше жить не может. Есть про рыбу такая загадка:

    Крылья есть, да не летает,

    Глаза есть, да не мигает,

    Ног нет, да не догонишь. - «Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники).

    Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается? (плавает). - Есть хвост. Для чего рыбам хвост? (руль).

    Одежда из «монеток». Из каких монеток эта одежда? (это чешуя).

    Рыба живет в воде. Где может жить рыба? (в аквариуме, в море, в озере, и т д.) .

    Рыбы, живущие в море называются -морские, в реке-речные, в аквариуме- аквариумные.

    Дети, как вы думаете, чем рыбы питаются?

    А вы знаете, что рыбы бывают хищные и травоядные.

    Каких хищных рыб вы знаете?

    В воде живет много самых разных рыб. Есть рыбы съедобные для человека. Рыбаки их ловят, а мы покупаем, готовим и едим. Это хамса, сельдь, бычки, ставрида, камбала и другие.

    Есть рыбы опасные. Они могут уколоть ядовитым шипом, как морской кот и морской дракон; и даже ударить током, как скат. Рыбаки их не ловят, ведь встреча с такими рыбами очень неприятна.

    2. Физкультминутка

    Рыбка плавает в водице

    Рыбке весело играть

    Рыбка, рыбка озорница

    Мы хотим тебя поймать.

    Рыбка спинку изогнула,

    Крошку хлебную взяла.

    Рыбка хвостиком махнула,

    Рыбка быстро уплыла.

    И тог:

    О ком мы сегодня говорили?

    Что нового мы узнали о рыбах?

    Ещё у нас получилась вот такой аквариум- коллективная работа:

    Конспект занятия по теме: «Кто такие рыбы?»

    Цель: формировать представления детей о рыбах: строение, способ размножения, питание.

    Задачи:

    Образовательная: Учить выделять характерные признаки различных рыб; классифицировать рыб (морские, пресноводные, аквариумные).

    Развивающая: Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, активизировать речевую деятельность детей.

    Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к природе, формировать чувство прекрасного, гармонии в природе.

    Материалы:видеопрезентация

    Словарная работа:

    Уточнить понятия: чешуя, жабры, морские и пресноводные рыбы; ввести обобщающее понятие – «рыбы», «водоемы».

    Ребята, сегодня мы с вами отправимся в водное путешествие. А на чем мы с вами поплывем?

    Ответы детей: пароход, корабль, лодка.

    Правильно, сейчас мы с вами отправляемся в путешествие на моторной лодке.

    Приготовьтесь, взяли руль в руки, завели мотор (Дети произносят звук «ррр…»). Осторожно! Поворот - направо, потом - налево, еще раз - направо, еще раз - налево, теперь держим курс прямо; приглушаем мотор… (дети произносят звук «ррр…» всё тише и тише).

    И вот мы с вами оказываемся на водоеме

    Ребята, как вы думаете, что это за водоем?

    Ответы детей: река, пруд, озеро.

    Действительно ребята, мы оказались на пресноводном водоеме (река или озеро). Посмотрите, как разнообразен и прекрасен животный, растительный мир на водоеме!

    Обратите внимание, как будто водоем делится на две части: одна часть – надводная и прибрежная, почти не различимы, другая – подводный мир.

    Назовите мне обитателей надводного мира, которых вы видите на картине.

    Ответы детей: насекомые (водомерки, бабочки и стрекозы и др.), лягушки, цапли, бобры, кувшинки, лилии и др.

    Назовите мне обитателей подводного мира, которых вы наблюдаете.

    Ответы детей: улитки, раки, речные рыбы, жук – плавунец, водоросли и др.

    Игра называется «Что мы знаем о рыбах». За каждый правильный ответ команде также дается 1 очко.

    Где живут рыбы? (в аквариуме, пруде, реке, озере, море)

    Чем покрыто тело рыб? (чешуей)

    Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников и хвоста)

    С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр)

    Как называются рыбы, живущие в море? (морские)

    Как называются рыбы, которые живут в пресноводных водоемах? (пресноводные)

    Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные)

    Перечислите, каких аквариумных рыб вы знаете. (Золотая рыбка, сомик, неон, скалярии, гуппи и др.)

    Чем рыбы отличаются от зверей? (не могут передвигаться по земле, нет лап)

    Чем люди ловят рыб? (сетями, удочками)

    Как можно приготовить рыбу? (варят, солят, жарят)

    Как называется человек, ловящий рыбу? (рыболов, рыбак)

    А сейчас немножко давайте отдохнем.

    Физкультминутка «Рыбка в озере жила».

    Рыбка в озере жила,

    Рыбка к берегу плыла,(ноги на ширину плеч, руки на поясе, наклоны в стороны)

    Хвостиком виляла,

    Корм себе искала.(прыгаем ноги в стороны, вместе)

    Возле берега червяк,

    Извивается вот так,(руки на поясе; совершаем круговые движения бедрами влево и вправо)

    Рыбка подплывает,

    Червяка хватает.(разъединяем запястья рук (открытая пасть) и соединяем (закрытая пасть))

    Дернул леску рыбачек,

    Да сорвался червячок,(хлопаем в ладоши перед грудью и за спиной)

    Рыбка не попалась,

    С червяком осталась.(совершаем волнообразные движения ладошками, сложенными вместе: имитация движения рыбки)

    ЗАГАДКИ

    1. На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом)

    Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.

    2На дне лежит один плоский блин. (Камбала)

    Камбала - морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя её плавником.

    3.Драчун и забияка, живет в воде,

    Кости на спине. И щука не проглотит. (Ерш)

    Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют морским ежом.

    4.Хвостом виляет, зубастая, а не лает. (Щука)-

    Щука – одна из крупных речных рыб.

    5.Живу глубоко. Плыву легко,

    Зубастая, большая, я рыба морская. (Акула)

    Акулы – отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых, по мере их выпадения. Китовая и гигантская акулы – сааме большие рыбы.

    6.Я всеми и всегда узнаюсь без труда.

    Полосатый пиджачок, ярко-красный плавничок. (Окунь)

    Правильно, это речная рыба. Тело окуня покрыто очень колючей чешуей.

    Наконец, ребята, последнее испытание. Давайте выясним, чем все рыбы похожи. Для этого составим модель рыбы (зарисуем) и назовем ее части тела.

    1-ая картинка – у рыбы есть тело (зарисовываем вместе со мной).

    2-ая картинка – тело рыбы покрыто чешуей.

    3-ая картинка – с помощью плавников и хвоста рыба перемещается в воде.

    4-ая картинка – у рыб есть жабры.

    5-ая картинка - рыбы дышат кислородом (дети вместе с педагогом поэтапно зарисовывают).

    А теперь давайте посмотрим, как вы зарисовали модель рыбы (дети свои рисунки вывешивают на доску).

    Итог занятия:

    Что общего у всех рыб? (строение, среда обитания)

    Чем отличаются рыбы? (окраской, размером, формой (тела, плавников и хвоста)

    Ответьте на самый главный вопрос: «Кто такие рыбы?» (животные)

    Конспект ОД в детском саду. Старшая группа

    Яковлева Ольга Васильевна воспитатель ГБОУ «Школа № 842», город Москва
    Описание работы: Предлагаю вам конспект образовательной деятельности на тему «Рыбы» для детей старшей группы (5-6 лет). Данный материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Это конспект образовательной деятельности, направленный на обогащение представлений детей о рыбах, развитие речевой активности детей через составление рассказов по картинкам.

    Образовательная область: Речевое развитие
    Цель: Составление описательных рассказов о рыбах.
    Задачи
    Образовательные
    Учить детей составлять описательные рассказы о рыбах.
    Совершенствовать навыки словообразования.
    Упражнять в подборе к существительному прилагательных, глаголов.
    Обеспечить игровую, познавательную, речевую активность.
    Развивающие
    Развивать мышление, связную речь, ориентировку в пространстве.
    Воспитательные
    Воспитывать партнерские взаимоотношения между детьми, умение работать в командах.
    Методы и приемы: Игровой, наглядный, проблемные вопросы, система трех вопросов, рассказ воспитателя, использование художественной литературы.
    Материалы и оборудование: Картинки с изображением рыб, маршруты, мнемотаблица.
    Предварительная работа: Беседы о рыбах, рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий рыб, чтение художественной литературы по теме.
    Воспитатель: Скажем скороговорку: рыбу ловит рыболов, в речку весь ушел улов. (скороговорку повторяют все вместе, затем девочки, мальчики, в медленном, быстром темпе)
    Сообщение темы занятия
    Воспитатель: Дети, посмотрите на доску. Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить? (о рыбах)

    Воспитатель: Для того, чтобы мы получили много интересной, полезной информации, мы используем систему трех вопросов.
    1 вопрос: Что мы знаем о рыбах? (ответы детей)
    Воспитатель: Где водятся рыбы?
    Дети: В воде.
    Воспитатель: Чем покрыто тело рыб?
    Дети: Чешуей.
    Воспитатель: Чем дышат рыбы?
    Дети: Жабрами.
    Воспитатель: Что рыбы делают в воде?
    Дети: Рыбы в воде плавают, ныряют, плещутся, резвятся, играют, прячутся, дышат, питаются, охотятся и т.д.
    Воспитатель: Какие рыбы?
    Дети: Мокрые, скользкие, быстрые, большие, маленькие, морские, речные, аквариумные, осторожные, яркие и т.д.
    Воспитатель: Молодцы, как много уже мы знаем о рыбах!
    2 вопрос: Что мы еще хотим узнать о рыбах? (ответы детей) Как много вы хотите узнать!
    3 вопрос: Как мы можем это узнать? (ответы детей). Да, информацию можно получить из разных источников: книг, энциклопедий, интернета, спросить у взрослых.

    Дидактическая игра «Подберем слова родственники к слову «рыба»
    Воспитатель: Как назовем маленькую рыбу?
    Дети: Рыбка.
    Воспитатель: Назовите рыбу ласково.
    Дети: Рыбонька, рыбочка
    Воспитатель: А как мы назовем большую рыбу?
    Дети: Рыбина.
    Воспитатель: Как называют человека, который ловит рыбу?
    Дети: Рыбак, рыболов, рыбачка, рыбачек.
    Воспитатель: Куда пошел рыбак?
    Дети: На рыбалку.
    Воспитатель: Что он делает на рыбалке?
    Дети: Рыбачит.
    Воспитатель: Какой крючок нужен для ловли рыбы?
    Дети: Рыболовный.
    Воспитатель: Как называется суп из рыбы?
    Дети: Рыбный.
    Воспитатель: А жир рыбы, какой?
    Дети: Рыбий.
    Воспитатель: Как называется поселок, в котором живут рыбаки?
    Дети: Рыбацкий.
    Воспитатель: Мы назвали много слов-родственников. А без какого слова не было бы всех этих слов? (Рыба)

    Физкультурная минутка «Рыбы»
    Рыбы плавают в реке, в Черном море, озерке (волнообразные движения рук)
    Окунь, ерш, карась, налим – все относятся к речным (загибать пальцы)
    А еще есть щука, лещ. (ладонями имитируют пасть щуки; затем соединяем ладошки, показывая плоского леща)
    В общем всех не перечесть. (машут правой рукой)
    Мы о рыбах продолжаем: о морских заводим речь. (гребут руками)
    В море плавают акулы, камбала и рыба – меч. (сгибают пальцы)
    Сельдь, скат, рыба-пила, (сжимают пальцы в кулачки)
    Даже есть такая рыба под названием игла (руки вверх)
    Все, что связано с водой, это рыбам дом родной. (руки над головой, изображая крышу)

    Воспитатель: Сегодня наша задача: составить рассказы о рыбах. Для того, чтобы это было интересно и плодотворно, нам надо обсудить план. Чтобы вам было легче запомнить пункты плана, у нас есть таблица.

    Воспитатель: Как вы думаете, какой первый пункт плана? (назвать рыбу)
    Второй пункт? (где живет) Правильно, надо назвать место ее обитания.
    Эта группа рыб, где водится (в реке) Какие это рыбы? (речные)

    Воспитатель: А эта? (в море) Какие они? (морские)

    Воспитатель: А эти рыбки, где живут? (а аквариуме) Какие они? (аквариумные)

    Воспитатель: Третий пункт? (описать рыбу, сказать из каких частей она состоит)
    И последний пункт плана? (чем питается)

    Воспитатель: Составлять рассказы мы будем в командах. Вам надо будет разделиться на команды, пройти по маршруту, найти картинку, вместе составить рассказ по плану, самостоятельно решить, кто будет рассказывать: это может быть один человек, два или вся команда – как вы решите. Вспомним правила работы в командах.
    Дети: Надо работать дружно, не перебивать друг друга, обсуждать тихо, чтобы не мешать другим командам, уважать мнение каждого.
    Дети делятся на команды, проходят по маршрутам, составляют рассказы о рыбах по плану. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
    Маршруты
    Дети начинают движение от красного конуса. Стрелочками показано направление, цифры обозначают, сколько надо сделать шагов.

    После обсуждения команды собираются вместе.
    Воспитатель: Послушаем первую команду
    Примерный рассказ о щуке
    Это щука. Она живет в реке. Тело покрыто чешуей. У нее есть голова, жабры, плавники, хвост, острые зубы. Она хищник – питается мелкими рыбешками.
    Воспитатель: Кто хочет дополнить рассказ о щуке? (ответы детей)

    Рассказ воспитателя.
    А вы знаете о том, что щуку называют пресноводной акулой? Щука обладает большим проворством движений. Известны случаи, когда щуки хватали и затягивали под воду утят, мышей, белок. Редкой рыбе удается избегнуть зубастой пасти погнавшегося за ней хищника. Тем более, что щука преследует ее не только в воде, но даже и в воздухе. Прыжки щуки изумительны! Все-таки большей частью хватает она свою добычу из засады или же прибегает к хитрости: щука не редко становится на мели и хвостом мутит ил, так что муть совершенно закрывает ее от мимо идущих рыбок.

    Воспитатель: Послушаем вторую команду
    Примерный рассказ о золотой рыбке
    Это золотая рыбка. Она аквариумная рыбка. У нее есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. У рыбки красивые золотистые глазки и небольшой ротик. Тело рыбы покрыто чешуей. Каждая чешуйка похожа на золотую монету, такая же круглая и блестящая. Она питается сухим кормом.
    Воспитатель: Кто хочет дополнить рассказ о золотой рыбке? (ответы детей)

    Рассказ воспитателя
    Давным-давно в Китае было начато производство сосудов довольно больших размеров с широкой горловиной, предназначенных для содержания золотых рыбок в домашних условиях. Это были первые домашние аквариумы, и называли их «рыбьими прудами».
    А вы знаете, что аквариумная рыбка телескоп – ближайшая родственница (разновидность) золотой рыбки. Посмотрите, как они похожи, но главной отличительной особенностью являются глаза большого размера.

    Воспитатель: Послушаем третью команду
    Примерный рассказ о морском коньке
    Это морской конек. Он обитает в морях. Голова у него точь-в-точь лошадиная, а чешуи нет, тело покрыто твердыми костяными пластинками. Загнутым наперед хвостиком морской конек цепляется за стебли морской травы. Рот у конька трубочкой, которой он засасывает червячков, рачков и прочую мелкую живность.
    Воспитатель: Кто хочет дополнить рассказ о морском коньке? (ответы детей)

    Рассказ воспитателя
    Морские коньки очень интересные создания! Они ведут малоподвижный образ жизни, прикрепляясь гибкими хвостами к стеблям растений. Морские коньки меняют окраску тела, полностью сливаясь с фоном. Они подстраивают цвет своих чешуек под цвет кораллов или водорослей, из-за чего их практически не видно. Так они защищают себя от хищников и маскируются во время охоты за пищей.
    Коньки могут передвигаться «верхом» на рыбах. Благодаря своему изогнутому хвосту, морские коньки могут путешествовать на большие расстояния. Они хватаются за плавники окуня и держаться до тех пор, пока рыба не заплывет в заросли водорослей.

    Воспитатель: Вы составили рассказы о щуке, золотой рыбке, морском коньке: они такие интересные, разные – а что их объединяет? (живут в воде) В чем их различие? (внешний вид: необычная форма морского конька; обитают в естественных, искусственных водоемах)
    Воспитатель: Кем была рыба, до того, как стать взрослой? (мальком) А до этого? (икринкой) Как рыба растет и развивается мы узнаем в следующий раз.

    Рефлексия
    Воспитатель: Сегодня мы много успели сделать: поиграли, поговорили о рыбах, подобрали слова-родственники, рассказали стих, поработали в командах, составили рассказы, обсудили планы на будущее. Поделитесь своими впечатлениями: что понравилось, что было легко, сложно, что нового узнали?