• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Самое раннее упоминание слова «конек» можно найти в «Англо-нидерландском словаре» Гемаха (1648 г). В международный спорт слово «коньки» пришло из русского языка коньки, коньки-бегунки, коньки-горбунки. Передняя часть деревянных коньков была украшена конской головой — отсюда и ласковое название, уменьшительное от слова «конь»: коньки .

    История коньков
    Первые приспособления для передвижения по льду, о которых мы знаем по археологическим раскопкам и из литературы, были сделаны из костей животных. Такие кости-коньки были найдены в Нидерландах, Дании, Баварии, Богемии, Швейцарии, Англии, Норвегии, Швеции и в Советском Союзе. Коньки - одно из древнейших изобретений человечества. Вырезанные из дерева либо выточенные из костей животных и прикрепленные к ботинку, коньки позволяли быстро передвигаться по земле, покрытой льдами. В Сибири катались на моржовых клыках, в Китае - на стволах бамбука. А найденные археологами в Казахстане у Борового озера коньки были сделаны из голенной кости лошади. В Лондонском музее хранится подобный конек - длинная отточенная кость с прорезью для шнурка. Этот конек найден именно в Мурфильде в 1839 году. В британском музее выставлены костяные коньки, на которых катались почти две тысячи лет назад. Коньки эти найдены в прошлом веке. А совсем недавно в 1967 году на берегу Южного Буга и сухого лимана неподалеку от Одессы археологи обнаружили самые древние коньки из всех когда-либо найденных, эти коньки принадлежали киммерийцам — кочевому племени, жившему 3200 лет назад в Северном Причерноморье. Кимерийцы Коньки-лыжибегали на коньках уже в период бронзового века. Эти приспособления делались из костей домашних животных. Кость стачивалась с одной стороны, а на концах ее делали специальные отверстия для крепления к обуви.

    Первые коньки фактически были прототипом лыж, не имели заостренных ребер. Отталкивание приходилось производить при помощи палок. Но все-таки передвижение по поверхности, покрытой льдом, происходило намного быстрее и увереннее. Подобные костяные коньки существовали в глубокой древности, и некоторые из них археологи относят к каменному веку. По возрасту они превосходят «инвентарь» древних голландцев и датчан в Скандинавии, коньки появились только в эпоху викингов. В России костяные коньки появились почти 3 тысячи лет назад. При раскопках в поселениях и городах древней Руси - Старой Ладоге, Новгороде, Пскове - были найдены коньки из костей передних ног лошадей. Эти коньки имели три отверстия - два для крепления конька к носку обуви и одно для удержания конька у пятки. В Нидерландах первоначально роль конька наравне с костями животных выполнял деревянный башмак. Затем к таким башмакам стали приделывать металлические полозья.
    В Англии времен Шекспира (до начала XVI века) еще катались на костяных коньках, не говоря уж о Норвегии и Исландии, где они были в почете до конца XIX века. Но уже с XIV века научились делать деревянные коньки с металлической полосой на скользящей поверхности.
    С XIII и до середины XVIII века коньки служили человеку средством передвижения по замерзшим рекам, озерам и каналам в северных странах, конек изготовляли из деревянной основы, к которой вначале прикреплялся полоз из бронзы или железа, а в последующем - из стали. Первым приклепал коньки к обуви русский император Петр I, который, строя в Голландии корабли, увлекся коньками. Он сразу понял, что коньки и обувь должны составлять единое целое. Деревянные коньки с железным лезвиемчетыре столетия деревянная основа конька, а также полоз изменялись в основном лишь по своей длине и форме. Вторая половина XIX столетия характеризуется бурным развитием конькобежного спорта во всем мире. В Америке, Канаде, Норвегии, Швеции, России и других странах начинают появляться коньки новых конструкций. Катание на коньках стало любимым зимним развлечением, в связи с этим повсеместно начали открываться конькобежные клубы. В России первый такой клуб был открыт в Петербурге в 1864 году всемирно-известным конькобежцем, первым неофициальным чемпионом мира, русским скороходом и фигуристом А. Паншиным. Одновременно с широким распространением катания и бега на коньках шло и их усовершенствование. До 1883 года фигуристы и конькобежцы катались на цельнометаллических коротких, тяжелых коньках с изогнутым лезвием. Такие коньки, сделанные тульскими умельцами, были найдены при строительстве Московского метрополитена.
    Норвежские скороходы А. Паульсен и К. Вернер в 1880 г. сконструировали трубчатые беговые коньки.Трубчатые беговые коньки Передняя и задняя металлические платформы привинчивались к подошве ботинка соответственно шестью и четырьмя шурупами.
    В 1892 году норвежец X. Гаген предложил еще одно новшество - беговой конек, состоящий из стальной трубки и вставленного в нее стального полоза. Эти коньки дали возможность сделать колоссальный шаг вперед в развитии скоростного бега; на таких коньках бегают до настоящего времени все скороходы мира. Сенсацией стало появление новой модели коньков, изготовленных голландскими фирмами «Викинг» и «Рапс». В 1996—1997 гг. отдельные голландские конькобежцы начали соревновательный сезон на коньках новой модели. Бельгиец Барт ВЕЛДКАМП — победитель Чемпионата мира 1997 г. в беге на 10000 м сказал: «Слепскейт» — будущее конькобежного спорта».

    Конек Гейнса
    Прототипом современного фигурного конька считается конек д. Гейнса. Эта модель, по существу, сохранилась без изменений до настоящего времени под названием «снегурки». Носок этого конька с толстым лезвием круто загнут кверху и не имеет зубцов, благодаря чему на них можно кататься не только по льду, но и по твердо укатанному, обледенелому снегу. Отсюда, по всей вероятности, и произошло русское название этой распространенной модели. Снегурки весьма удобны при начальном обучении катанию на коньках. Отсутствие зубцов на носке приучает начинающего фигуриста пользоваться для передвижения исключительно ребрами конька, значительная же кривизна его полоза облегчает управление коньком и располагает к катанию по крутым дугам.
    Модель У. Салькова сохраняет все основные черты конька Гейнса, но имеет принципиально новую деталь — зубцы, выполненные на носке конька. Появление зубцов отражало возросшую сложность исполнения фигур, необходимость демонстрировать различные остановки, прыжки, пируэты на носке, толчки носком, циркули, переступания с носка на носок и т. д. Появление конька с тремя стойками (модель Н. Панина ) было вызвано техническими соображениями, а именно — увеличением прочности конька. Современный конек не содержит каких-либо новых деталей, конструктивных или эксплуатационных новшеств. Некоторые изменения претерпели лишь форма конька, толщина лезвия и конфигурация зубцов. Конек фигуриста имеет толщину 3—4 миллиметра и заточен так, чтобы боковая и нижняя поверхности лезвия образовывали два острых ребра. Полоз конька закруглен, и поэтому любой наклон тела в сторону вызывает скольжение по дуге.

    В фигурном катании применяются три типа коньков:

    А. Коньки для исполнения обязательной программы;
    В. Коньки для исполнения произвольной программы как в одиночном, так и в парном катании.
    С. Коньки для спортивных танцев на льду.
    Конек для фигурного катания состоит из трех деталей: полоза, подошвы и каблучка.
    Лезвие конька изготовляется из высококачественной углеродистой или легированной, чаще хромованадиевой стали. Закалка, или цементация, производится таким образом, чтобы наибольшую твердость имели полоз конька и нижняя часть боковых поверхностей лезвия, в то время как остальная часть остается «сырой», то есть не столь твердой. Благодаря этому конек при высокой твердости рабочей части сохраняет необходимую эластичность и не ломается при прыжках. Лезвие конька приваривается к двум пластинам, называемым подошвой и каблуком конька. В последних имеются отверстия, через которые специальными шурупами конек крепится к ботинку. В последние годы появились коньки со сменными лезвиями. Лезвия могут меняться в зависимости от характера исполняемых фигур и состояния льда.
    Решающее значение имеет конфигурация полоза конька. В передней части кривизна наибольшая, в задней части она несколько меньше, наиболее же плоская часть полоза — средняя. Кривизна полоза конька от одной его части к другой меняется плавно, чтобы при перемене участка скольжения след не имел излома. Высота лезвия конька приблизительно равна 40—50 миллиметрам. Такая высота, с одной стороны, обеспечивает достаточную устойчивость, а с другой - позволяет выполнять фигуры с большим наклоном тела, не касаясь при этом льда подошвой ботинка. Для правильного расположения центра тяжести тела над коньком высота передней его части на 2—4 миллиметра меньше задней. До 50-х годов нашего столетия фигуристы выполняли все упражнения на коньках одного типа. В настоящее время уровень развития фигурного катания настолько возрос, что спортсменам потребовались для различных видов катания несколько разные коньки. Сейчас фигуристы - одиночники используют две пары коньков — одни для обязательных фигур, другие — для произвольного катания, а фигуристы, выступающие в парном катании, только одни — для произвольного катания. Каждый тип коньков отражает специфические особенности обязательной программы, произвольного катания, танцев на льду. Длина лезвия конька зависит от его назначения. Для обязательных фигур она наибольшая, для произвольного катания — обычно несколько меньше, и наименьшая — для танцев на льду, для того чтобы во время поворотов танцоры не задевали коньками друг друга.
    Полоз конька вытачивается таким образом, чтобы нижняя поверхность была слегка вогнутой, образуя так называемую канавку, или желобок. Наличие канавки делает ребра конька более острыми, облегчая тем самым исполнение фигур на большом ходу и с наклоном. Диаметр канавки зависит от типа коньков. Наиболее глубокая — у коньков для произвольного катания, где используется высокая скорость скольжения, исполняются вращения и прыжки, требующие сильного давления конька на лед. Современные коньки имеют несколько более тонкие лезвия, чем употребляемые в начале века. Если лезвия коньков Д. Гейнса, У. Салькова и Н. Панина были толщиной до б миллиметров, то современные коньки для обязательных фигур и произвольного катания — около 3—4 миллиметров, а танцевальные еще тоньше —2—3 миллиметра. Существенное значение имеют расположение и конфигурация зубцов. В «школьных» коньках нижний зубец заточен с боков на нет и поэтому имеет форму острого клина. Благодаря этому при скольжении назад зубец, касаясь льда, не вызывает его значительного скобления, что совершенно недопустимо в обязательных фигурах. Нижний зубец «школьных» коньков по сравнению с другими типами коньков несколько вынесен вперед и приподнят, что позволяет скользить на передней части конька, не задевая зубцом за лед.

    Точка коньков
    . Точку лучше производить на станке, в котором точильный камень вращается вдоль лезвия конька, так как в этом случае окончательная шлифовка поверхности полоза значительно упрощается. Педагогические наблюдения и специальные исследования, проведенные с фигуристами различной спортивной квалификации, позволили установить, что многие коньки отечественных марок мало приспособлены для выполнения обязательных фигур. Очень часто ошибки в микрогеометрии следа фигуры получаются не по вине спортсмена, а в результате отсутствия специального конька для "школы".
    Коньки для обязательных упражнений должны отвечать следующим требованиям:
    Обеспечивать оптимальный режим скольжения по большим кругам в беспетлевых фигурах и по малым — в петле».
    Создавать возможность устойчивого скольжения на средней части полоза конька.
    Обеспечивать устойчивость тела при выполнении петлевых поворотов.
    Производить кратковременное качение конька с большой амплитудой от его середины вперед-назад и наоборот при выполнении троек, скобок, крюков и выкрюков.
    Ботинки. Первоначально коньки тем или другим способом прикреплялись к обыкновенным ботинкам только на время катания. Идея прикрепления коньков к ботинкам наглухо, по преданию, принадлежит Петру Великому. В книге, изданной на голландском языке в 1848 году, есть упоминание о том, что русский император, строя в Голландии корабли, увлекся коньками, и ему пришла мысль о том, что более удобно иметь коньки, скрепленные с ботинками постоянно. В результате этого нововведения обувь, прикрепленная к конькам, потеряла свои обиходные функции, и постепенно стали появляться ботинки, специально приспособленные для катания на коньках. Современные ботинки для фигурного катания изготавливаются точно по размеру ноги из плотной кожи. Характерная особенность — высокие голенища, предназначенные для предотвращения «подламывания» стопы при сильных боковых наклонах тела. Жесткость ботинок зависит от их назначения. Наиболее жесткие ботинки изготавливаются для произвольного катания. Особенно прочными должны быть голенища ботинок у спортсменов-мужчин, выступающих в парном катании, так как при исполнении поддержек нагрузка на ботинки превосходит суммарный вес партнеров. Для обеспечения требуемой жесткости носок и пятка изнутри укреплены твердой кожей. Голенища, чтобы они не потеряли способности плотно облегать ногу и имели достаточную прочность, делают из двух слоев кожи, между которыми проложен слой парусины
    Ввиду значительной нагрузки при исполнении прыжков, в ботинках для произвольного катания каблук обычно укрепляется тонкой трубкой, пропущенной сверху вниз через его центр. Ботинки должны быть также снабжены широким язычком, в который вшивается толстый (0,5 сантиметра) слой пористой резины или поролона, а верхняя часть шнуровки — крючками для облегчения надевания ботинок.
    Приклепление коньков к ботинкам. Большое число неудач начинающих фигуристов вызвано неправильной установкой коньков. Признаком этого является хроническое подламывание стоп, скобление льда при выполнении простых дуг, а также искривление голенищ ботинка. Для начинающих и юных фигуристов можно рекомендовать расположение конька относительно подошвы ботинка такое, при котором задняя часть лезвия совпадает с серединой подошвы ботинка, а передняя сдвинута внутрь приблизительно на половину толщины лезвия. Прикрепляя коньки, следует учитывать, что для фигуристов с Х-образной формой ног коньки надо сдвинуть внутрь, а для тех, у кого 0-образная форма, — наружу от их обычного расположения. Для фигуристов-мастеров требуется индивидуальная подгонка коньков к ботинку. Большинство моделей коньков имеет в каблуке и подошве специальные установочные отверстия, допускающие некоторое перемещение конька относительно ботинка. Путем последовательных проб определяется положение конька отдельно для каждой ноги. И только после этого они крепятся окончательно на все тулупы. Привинчивать коньки к подошве следует медными или другими нержавеющими шурупами. Рекомендуется предварительно наколоть отверстия острым шилом и привинчивать шурупы, смазав их мылом. Нельзя допускать прокручивания шурупов: в таком случае крепление может оказаться непрочным, а это создает немалую опасность для катающегося.


    Исторические факты о коньках

    - Впервые упомянул о коньках в литературе кентерберийский монах Стефаниус, который в 1174 году создал «Хронику знатного города Лондона». Вот как описывал он зимние забавы: «Когда большое болото, омывающее с севера городской вал у Мурфильда, замерзает, целые группы молодых людей идут туда заниматься спортом на льду. Одни, шагая как можно шире, быстро скользят. Другие, более опытные в играх на льду, подвязывают к ногам берцовые кости животных и, держа в руках палки с острыми наконечниками, по временам отталкиваются ими ото льда и несутся с такой быстротой, как птица в воздухе или копье, пущенное из баллисты…» Красиво писал монах, но, как и многие журналисты, любил, видимо, присочинить: разве на коньках можно бегать со скоростью полета копья? Но простим преувеличение древнему затворнику. Будем благодарны ему за его труд.
    - В британском музее выставлены костяные коньки, на которых катались почти две тысячи лет назад. Коньки эти найдены в прошлом веке.
    - А в 1967 году на берегу Южного Буга и сухого лимана неподалеку от Одессы археологи обнаружили самые древние коньки из всех когда-либо найденных. Эти коньки принадлежали кимерийцам - кочевому племени, жившему 3200 лет назад в Северном Причерноморье. Кимерийцы бегали на коньках уже в период бронзового века. По возрасту, они превосходят “инвентарь” древних голландцев и датчан в Скандинавии, коньки появились только в эпоху викингов.
    - С течением времени совершенствовались и сами коньки, и способ передвижения на них. Кости животных были заменены деревянными брусками. Вначале их поверхность полировали, затем стали прикреплять к ней металлические полоски
    - В ХIII веке в Голландии и Исландии появились коньки с загнутым спереди железным полозом, вставленным в деревянную колодку. Их привязывали к обуви ремнями. А русские умельцы вырезали загнутый носок конька в виде конской головы, отсюда и название “конь-ки“.
    - Стальные коньки, наглухо привинчивающиеся к обуви, изготовили на Тульском оружейном заводе по указу Петра I. А в 1908 году в России появился первый чемпион по фигурному катанию Николай Панин. Он также стал единственным в дореволюционной России обладателем золотой медали Олимпийских игр и пятикратным чемпионом нашей страны в этом виде спорта. С тех пор мы прочно удерживаем мировое первенство по фигурному катанию, а русская школа по праву считается сильнейшей.
    - Первый конькобежный клуб открылся в 1604 году в шотландском городе Эдинбурге. В 1763 году спортсмены туманного Альбиона провели первую международную товарищескую встречу с американскими скороходами.
    - Более трехсот лет назад английский дипломат Карлейль, побывавший в Москве, писал: «Любимое зимнее развлечение московитян - катание на коньках». Да и в произведениях А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.И. Куприна не раз упоминается об этом.

    Они дарят радость и много веселья. Приносят много побед. С ними можно нестись быстрее ветра, преодолевать законы гравитации и они очень разные, но они всегда вместе – это коньки, они подарили миру конькобежный спорт, хоккей, фигурное катание, танцы на льду, роллер-спорт.

    Кто придумал коньки

    Еще 28 веков назад кочевники из племени Кимерийцев катались на чем-то по замершему Днепру. Археологи убеждены, киммерийцы привязывали к ногам кости животных.

    Точно так же делали многие другие народы, в том числе и наши предки в течении 2-х тысяч лет.

    В XIII веке галандские мастера делают деревянные бруски. В них вставляют металлические полоски и ремнями крепят к обуви.

    Именно это стало прообразом современных коньков. Но многовековую проблему – как соеденить башмак с лезвием, решить пока ни кто не может.

    Это пейзажи голландского художника нарисованы в начале 1600-х годов. По замерзшим каналам Амстердама катаются на коньках ради забавы и для удобства передвижения. Богато одетые господа играют в какую-то игру с клюшками в руках.

    Такую Голландию увидел и молодой царь Петр первый, когда в конце XVII века приехал туда.

    Когда царь впервые приехал в Голландию, он на столько проникся этой народно забавой, что решил, что русскому народу тоже будет интересно кататься на коньках, и привез их в Россию .

    Молодой царь повелел боярам встать на коньки и кататься с «удовольствием»! Но главное – великий реформатор деформировал коньки.

    Тогда они тоже имели сильно загнутый нос и это было просто лезвие которое крепилось к ботинку. Именно император Петр I придумал прибивать коньки к обуви .

    Слово «коньки » произошло от слова – кони. Часто русские мастера вырезали на этих носах фигуры коней. Именно поэтому говорили, что коньки несут всегда людей вперед .

    После смерти Петра I о коньках забыли почти на 100 лет. Интерес к ним снова вернулся, когда в моде было все английское, а коньки к тому времени стали очень популярны в Великобритании.

    В России катки появились в Москве в середине XIX века, на Петровке и именно там в 1889 году состоялся первый в России чемпионат по бегу на коньках.

    Конькобежец Александр Паншин – человек, который придумал беговые коньки. Убрав мешающий завиток, удлинил лезвие, что бы скорость была выше и предложил использовать трубку в которую впаивалось лезвие.

    Такими коньки для бега и остались на много лет вперед.

    Эволюция беговых коньков дала спортсменам комфорт и новые возможности: росла скорость, устанавливались новые мировые рекорды.

    Эволюция фигурных коньков была не менее захватывающей.

    Первый клуб любителей фигурного катания появился еще в 1742 году в Эдинбурге. Но придумал фигурные коньки американец Джексон Гейнз.

    В 1865 он стал чемпионом Америки.

    Гейнз был первым, кто катался в театральных костюмах под музыку.

    В 1871 году, фигурное катание признают отдельным видом спорта.

    А в 1908 именно фигурное катание становится первым зимним видом спорта, в который входит программа летних олимпийских игр в Лондоне.

    Там же, впервые на льду выступают пары. В 40-х годах формируется новый вид – танцы на льду . А в олимпиаду их включают только в 76-м. Наши фигуристы становится первыми олимпийскими чемпионами в этой дисциплине.

    Одним из самых любимых зимних развлечений является катание на коньках. Все от мала до велика обувают на ноги ботинки с железными полозьями и встают на лед, где, весело смеясь, нарезают круги. Наверное рано или поздно каждый в своей жизни задавался вопросом о том как появились коньки? Коньки изменились со времен создания первых из них, в наши дни коньками называется: «спортивный инвентарь, который является совокупностью специальных ботинок с прикрепленными к ним лезвиями». История коньков уходит в далекое прошлое, к истокам создания их прообраза.

    Первые костяные коньки Историки считают что самыми первыми конькобежцами были киммерийцы: они катались на костяных полозьях, которые прикреплялись к ногам (вторая половина VIII века до н. э).

    Гораздо позже было зафиксировано такое интересное свидетельство как записи монаха Стефаниуса, сделанные уже в XII веке. Монах писал: «Когда большое болото, омывающее с севера городской вал у Мурфильда, замерзает, целые группы молодых людей идут туда. Одни, шагая как можно шире, просто быстро скользят. Другие, более опытные в играх на льду, подвязывают к ногам берцовые кости животных и, держа в руках палки с острыми наконечниками, по временам отталкиваются ими ото льда и несутся с такой быстротой, как птица в воздухе или копье, пущенное из баллисты…».

    Таким было первое литературное упоминание о коньках, а так же свидетельство того,что костяные коньки все еще были в ходу и, более того, эксплуатировались довольно давно. Первые коньки являлись прототипом лыж, но у них не было острых ребер. Отталкивание происходило за чет специальных палок. Но все-таки передвижение по поверхности, покрытой льдом, становилось более быстрым и уверенным.

    Еще одним интересным фактом является то, что приспособления для передвижения по льду были выточены из костей совершенно разных животных, а в Китае и вовсе передвигались по льду за счет стволов бамбука, прикрепленных к ногам; в Сибири, например, катались на клыках моржей, а у Борового озера в Казахстане нашли коньки, изготовленные из голенной кости лошади. В музее, расположенном в Лондоне, находится такой конек — длинная отточенная кость, имеющая прорезь для шнурков.

    Деревянные коньки

    Шло время, совершенствовались не только сами коньки, но и передвижение на них, кость из которой они изготавливались заменило дерево, а от палок, использующихся как вспомогательный инструмент, и вовсе отказались. Первые деревянные коньки появились приблизительно в XIII, изначально их поверхность полировали, а век спустя стали приделывать металлические полоски. Сначала коньки изготавливали с одним полозьем. Но уже в 15 веке появились устройства для катания с двумя полозьями. С XIV века и до XVII их изготавливали из древесины и прикрепляли металлические полозья к подошве с помощью веревок и ремней. Деревянные коньки обычно украшались фигурками — изображениями конской головы — так и появилось название «коньки».

    Создатель коньков Так кто же является создателем столь прекрасного изобретения, которое облегчало жизнь людям долгое время, а позже стало отличным развлечением и превратилось в такой зрелищный спорт как фигурное катание? Однозначного ответа на этот вопрос, к сожалению, не существует, возможно нужно отдать должное киммерийцам, которые первыми создали прообраз коньков, и стали его использовать в практических целях, возможно стоит обратиться к источникам, сообщающим, что первым человеком, соединившим лезвие и обувь воедино, стал великий император Петр Первый. Строя корабли в голландском лесном порту он увлекся конькобежным спортом, создав при этом устройство наиболее близкое к тому, что мы в наши дни называем коньками и таким образом дав толчок к созданию фигурного катания. Существует так же не менее интересная версия, утверждающая, что создание столь интересного устройства принадлежит американцу Джексону Хейзу, и что именно он намертво соединил обувь со стальным лезвием.

    Но мы точно знаем, что первые коньки для бега на них с тонким лезвием из стали были изобретены в 80-х годах XIX века норвежцами К. Вернером и А. Паульсеном. Ответ на вопрос о создателе этого весьма полезного изобретения по-прежнему не найден, вполне можно предполагать, что коньки — это конечный результат старания и воплощения самых невероятных идей различных людей на протяжении многих веков.

    Дарья Трубицина

    Коньки можно назвать одним из самых древних изобретений человека. Практическое их назначение заключается в быстром передвижении по замерзшей воде или земле, покрытой льдом. Фактически это приспособление являлось прообразом не обладало острой гранью, из-за чего, двигаясь, нужно было отталкиваться палками. Делали коньки из доступных в определенном регионе материалов – костей животных, дерева, бамбука и лишь с наступлением «железного века» из металла.

    Точную дату появления первых коньков, так же как и других изобретений, постоянно используемых нами на протяжении тысячелетий, как к примеру колеса, определить невозможно. Тьма прошедших времен скрывает как изобретателя, так и место рождения этого полезного приспособления. Но археологические находки и различные данные позволяют сделать вполне достоверные предположения.

    Понятно, что в жарких краях коньки совершенно бесполезны, поэтому можно с долей уверенности говорить о том, что местом рождения коньков нужно считать северные страны. Группа исследователей под руководством английского физиолога Фредерико Форменти, изучив археологические находки, сведения о замерзании озер, различные эксперименты для оценки скольжения по льду, пришла к выводу, что в Европе первые коньки появились около четырех тысячелетий назад, скорее всего на южной территории Финляндии, изобилующей замерзающими водоемами.

    Форменти считает, что своим появлением коньки обязаны необходимостью снизить затраты энергии при регулярных передвижениях, и это очевидно. В зимний период использование коньков при перемещениях на внушительные расстояния позволяло экономить на десять процентов меньше энергии в сравнении с двигающимися пешком. Впоследствии подобная ситуация привела к появлению лыж и велосипеда.

    Впрочем, считать Финляндию единственным претендентом на родину коньков, нельзя. Археологические находки свидетельствуют, что это приспособление активно использовалось и древним населением Сибири, Казахстана, даже Китая. В Британии в прошлом веке были найдены коньки, возраст которых составляет почти два тысячелетия. А самой древней находкой являются обнаруженные в 1967 году вблизи Одессы киммерийские коньки из кости, которым 3200 лет. Примечательно, что киммерийцы были кочевниками.

    С началом активного использования металла появились и железные коньки. Произошло это в Голландии в XIII-XIV веках и считается, что новый тип коньков послужил развитию фигурного катания, столь любимом сегодня во многих странах вида спорта. Последовали и дальнейшие усовершенствования – искривление конька и загнутый носок.

    В Россию железные коньки привез Петр I, обучившийся катанию на них во время своей знаменитой учебы в Голландии. Можно сказать, что царь-реформатор не просто «прорубил окно в Европу», но и дал путевку в жизнь фигурному катанию, так как именно он первым в истории додумался сделать «глухое» крепление конька к ботинку. Произошло это в 1687 году.

    В Европе металлические коньки также продолжили свое шествие. Стараниями королевской семьи из Голландии они перекочевали в Британию и в 1760 году в Эдинбурге был открыт первый в мире спортивный клуб любителей катания. Собранный опыт был опубликован в «Трактате о катании на коньках», который вместил в себя все известные на тот момент элементы. Кстати, именно англичане, изучая сложные фигуры, сделали коньки короче и придали им более округлую форму. Но как массовый спорт фигурное катание в Британии не прижилось.

    Другое дело Советский Союз. В русское фигурное катание перешло много приемов из богатого арсенала русского балета, благодаря чему с 1958 года и по нынешний день наши фигуристы занимают самые высокие места на пьедестале.