• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Упражнения,направленные на укрепление мышц рта

    Исходное положение во всех предложенных упражнениях одинаковое.Сидим по-турецки на кровати: прямая спина,опущенные плечи.

    Упражнение 1. Начинайтевытягивать губы в трубочку, надуйте щеки и двигайте воздух внутри нихпоочередно, то к одной, то к другой щеке. При этом начинайте произноситьгласные звуки «о», «у», «а». Повторяйте упражнение не менее трех-четырех раз.

    Упражнение 2 . Вдохнитевоздух через носовую полость. Теперь сделайте выдох через рот. Губы в это время должны быть полностьюрасслаблены. Сделайте повторение, но только вытянув губы как во времяпоцелуя – трубочкой. Повторяйте упражнение столько же раз, как в предыдущемварианте.

    Упражнение 3. Сожмите зубы и вдохните сквозь них воздух. Задержите дыхание. Выдохните воздух сначала через один уголокрта, а потом через другой. Повторите три–четыре раза.

    Упражнение 4. Прижмитегубы друг к другу, не поджимая их сильно. Напрягите уголки рта, словнозасасываете 2 куска лимона по направлению к задним зубам. Зубы сжимать ненужно. Теперь попробуйте поднять уголки рта, слегка улыбаясь. Затем немногоопустите их вниз. Совершайте круговые крохотные, пульсирующие движения своимипальцами в уголках рта вверх-вниз, пока не сосчитаете до тридцати. Отдохните ирасслабьтесь.

    Упражнение 5. Прижмитегубы друг к другу, не стискивая зубов. Начните постукивать указательным пальцемпо центру губ. Не спеша убирайте палец от губ, пока не начнете чувствоватьжжение. После чего начните делать пальцем быстрые пульсирующие движения, пока несосчитает до тридцати. Расслабьтесь.

    Какого эффекта можно добиться: происходит исчезновение«печального лица» – вечно опущенных губ. Морщинки вокруг губ исчезают, а самигубы становятся полнее.

    Комплекс упражнений длярта и щек - "между делом"

    Представленный комплекс упражнений, направлен на улучшениекруговой ротовой мышцы. Особенноактуально для рабочих офисов.

    Исходное положение для всех упражнений – садимся к спинкестула спиной, руки опускаем на колени в расслабленном состоянии.

    Упражнение 1. Глубоковдохните через носовую полость. Ноздри при этом расширены. Начните надувать максимальнощеки, и начинайте толчками, выталкивать воздух наружу, сквозь сжатые губы.Повторите три-четыре раза.

    Упражнение 2. Начнитепроизносить гласные «и», «а», «о», «у», «ы», повторяя каждый из них попять-шесть раз.

    Упражнение 3. Вдохнитевоздух через нос, при этом пытаясь вытягивать губы трубочкой. Держите уголкирта 3-мя пальцами. Спокойно выпустите воздух через рот. Старайтесь делатьупражнение максимально энергично. Повторите четыре раза.

    Упражнение 4. Не спешаоткрывайте и закрывайте рот. Оставляйте рот открытым и держите так некотороевремя.

    Упражнение 5. Наполовинуоткройте рот, втяните вовнутрь губы.Напрягите мышцы и держите так некоторое время. Повторите упражнение неменее пяти раз.

    Упражнение 6. Попеременноподнимайте уголки рта, затем поднимайте оба уголка одновременно.

    Упражнение 7. Сожмитегубы, заверните их вовнутрь до упора, чтобы они исчезли.

    Упражнение 8. Попеременноопускайте уголки губ. Задерживайтесь в таком положении некоторое время.

    Упражнение 9. Поднеситеуказательные пальцы ко рту и прижмите их к уголкам. Сделайте попыткуулыбнуться. Давите на губы. Теперь расслабляйтесь. Повторите двадцать раз.

    Упражнение 10. Опускайтеуголки губ одновременно. Зафиксируйте такое положение на десять секунд.

    Эффект: вы сможете укрепить все мышцы вокруг рта, расправитевертикальные складки, избавитесь от морщин на верхней губе.

    Комплекс упражненийдля щек - "утренний"

    Данный комплекс необходимо выполнять непосредственно послесна.

    Сядьте на кровать по-турецки. Опустите плечи, расправьте спину.

    Упражнение 1. Наберитемного воздуха через носовую полость. Крылья носа должны напрячься. Медленно, через одинаковый промежуток времени,выпустите через рот весь воздух два-трираза, с интервалом три-четыре секунды.

    Упражнение 2. Вдохнитеглубоко через нос. Остановите дыхание - внутренние лицевые мышцы должнынапрячься, к лицу начнет приливать кровь. Не вдыхая воздух при сжатых губах, начнитенадувать щеки. Через две-три секунды толчками, с силой вытолкните воздух.Повторите два-три раза.

    Упражнение 3. Вдохнитеглубоко через нос, втягивая при этом щеки. После кратковременной задержкидыхания примерно на секунду, выдохните медленно, равномерно через рот, при сомкнутыхгубах. Щеки при этом надуты. Повторите два раза.

    Упражнение 4. Вдохнитевоздух и «покатайте шарик» в разные стороны.

    Упражнение 5. Указательныепальцы прижмите кверху щек. Откройте рот не спеша, чтобы губы растянулись вовал. Улыбнитесь и почувствуйте, как ваши мышцы напрягаются под пальцами.Упражнение повторите десять раз.

    Упражнение 6. Надуйтещеки и сожмите плотно губы. Нажмите пальцами на щеки, держа разомкнутыми губы.Воздух не выпускайте. Ведите счет до десяти, потом отдохните. Сделайте десятьповторов. Постепенно увеличивайте счет, пока не дойдете до тридцати.

    Упражнение 7. Правойрукой возьмите левую щеку так, чтобы большой палец попал в рот, на внутреннюю частьщеки. Остальные пальцы должны плотно прилегать к коже с внутренней стороны.Попробуйте улыбнуться, вдыхая через нос. При этом мышцы щеки сожмутся, а пальцыначнут им противодействовать. На время отдыха надо разжать пальцы. Повторите подва раза, для обеих щек.

    Упражнение 8. Надуйтеправую щеку и выдохните воздух через уголок рта. Теперь все то же самоеповторите с другой щекой. Повторите три-четыре раза.

    Упражнение 9. Правой рукой зафиксируйте левую часть шеи. Поместите три пальца другой руки на левый уголок рта. Сокращенныемышцы оттягивают левый уголок рта вниз. Рука держит его на месте. При выдохемышцы расслабляются.

    Упражнение 10. Представьте2 точки: одну над верхней губой, ровно посередине, другую – над нижней губой.Откройте рот, растягивая точки таким образом, чтобы появился правильный овал.Верхнюю губу необходимо прижать к зубам. Пальцы поместите на верхнюю часть щек,не надавливая на них. Удерживая губы в таком положении, попробуйте улыбнуться уголкамирта. Опустите уголки. Немедленно повторите.

    Эффект: Заметно укрепятся мышцы шеи и щек, подниметсяобвисшая кожа щек, исчезнет эффект «запавших» глаз, улучшится форма лица.

    Доброго времени суток, дорогие друзья блога!
    Артикуляционная гимнастика для языка и , щек и неба просто необходима детям с отклонениями в речи. Это — не прихоть логопеда, а суровая необходимость. Хорошо ли говорит ваш ребенок? Многих родителей умиляет, когда их малыш смешно коверкает слова. Но насколько все это безопасно, не скажется ли на его дальнейшем развитии, может уже пора бить во все колокола или подождать, пока оно само собой авось как-нибудь образуется?

    Предлагаю ответить на несколько вопросов, чтоб убедиться, нуждается ли ваш ребенок в помощи логопеда. Отвечать на вопросы нужно «да» или «нет».

    • Ребенок переставляет местами слоги, проглатывает части слова, не может правильно связать слова между собой.
    • Высунутый язык подергивается, отклоняется в сторону.
    • При разговоре складывается впечатление, что ребенку во рту что-то мешает.
    • Он гнусавит, даже если не заложен нос.
    • Еду приходится перемалывать в блендере, потому что малыш не любит жевать
    • Ребенка понимаете только вы и близкие родственники, хоть ему и больше 3 лет.
    • Затрудняется ответить на вопросы, что он делал, что видел, не может пересказать мультик.
    • Ему трудно высунуть язык и подвигать им в разные стороны, поднять вверх.
    • Не может надуть щеки и сделать «тпру» губами.
    • Не может пощелкать как лошадка.

    Возможные проблемы

    Теперь подсчитайте ответы, если 50% ответов «да», то стоит обратить внимание на артикуляцию ребенка. Запишитесь на консультацию к логопеду, если результат 70%. И несомненно вам просто необходима помощь специалиста, если вы набрали 90%. Конечно, вы можете проигнорировать наши советы и ждать, когда ребенок сам всему научится. В таком случае вы должны знать о последствиях плохой артикуляции у детей:

    — проблемы с успеваемостью;
    — нарушается фонематический слух;
    — нарушение письменной речи;
    — заниженная самооценка;
    — трудности с общением;
    — тяжелая адаптация в коллективе;
    — снижение познавательной активности.

    К использованию этой гимнастики прибегают не только детки, но и знаменитости, а именно, актеры, певцы, дикторы. Подобные упражнения помогают сделать речь понятной и четкой, работают над улучшением дикции. Даже если ваш ребенок не мечтает о карьере голливудской звезды, отклонения в речи могут потянуть за собой ряд неприятных последствий.

    Сегодня мы разберемся в том, какие цели преследуют родители и логопеды, обучая детей артикуляционной гимнастике, чем отличаются упражнения для дошкольников и школьников. Я расскажу о видах артикуляционной гимнастики и о последствиях бездействия. Мы изучим несколько самых распространенных упражнений, и в этом нам поможет занимательное видео.

    Виды гимнастики

    В артикуляционной гимнастике существует несколько видов: динамическая и статическая, активная и пассивная. Все эти виды включают в себя упражнения для щек, губ и языка. Только выполняются они немного по-разному. В то время как динамические упражнения заключаются в чередовании поз, статические же основаны на удержании одной позиции несколько секунд.

    Специалисты во время занятий рекомендуют использовать и те и другие упражнения. Пассивные и активные упражнения выполняются одинаково. Разница в том, что активные действия совершает сам ребенок, а с пассивными действиями помогает родитель или логопед.

    Пассивные движения совершаются по той же траектории и с тем же напряжением, что и активные движения, и направлены они на оживление бездействующих или плохо работающих мышц. Со временем пассивные движения становятся пассивно-активными, а в дальнейшем малыш начинает делать их сам. Пассивный способ подходит для детей раннего дошкольного возраста.

    Цель занятий

    Образовательные . Во время занятие с логопедом ребенок приобретает новые навыки и знания, он слушает и пытается понять, что хотят от него взрослые, учиться выполнять инструкции.

    Воспитательные. Даже в зрелом возрасте бывает трудно преодолевать трудности. Занимаясь и пытаясь справиться со своим недугом, малыш развивает свою волю. Он получает от нас похвалу, когда добивается определенных успехов, хоть ему и было очень тяжело.

    Коррекционные. Это самая важная цель, ведь именно дефект артикуляционного аппарата подтолкнул нас к занятиям. У ребенка после курса занятий должна укрепиться моторика, именно те мышцы, которые отвечают за правильную и складную речь.

    Материалы и оборудование

    Если детей младшего школьного возраста еще можно заставить делать упражнения, объяснив их важность, то для младших ребят приходится использовать игровые приемы артикуляционной гимнастики, занятия проходят в форме сказок, с использованием красочных плакатов.

    Используются яркие цветные фотографии и занимательные видео, чтобы привлечь внимание маленьких пациентов. Для лучшего запоминания упражнения из артикуляционной гимнастики представлены на картинках с описанием и зарифмованы в стихах. Кроме вещей, которые привлекают внимание, каждому ребенку нужно иметь индивидуальный носовой платок.

    Зеркало ребенку необходимо, чтобы наблюдать за своими действиями и запоминать упражнения, так как в силу возраста или дефекта он не чувствует положения своего языка.

    Описание упражнений на видео

    1. Домик – открыть широко рот.
    2. Заборчик (лягушка, улыбка) – эти термины имеют похожее значение — это беззвучная улыбка, видны сжатые зубы.
    3. Труба – вытягиваем губы трубочкой.
    4. Расческа – совершаем движения нижней челюстью вперед и назад, «расчесывая» верхнюю губу.
    5. Пирожки (месим тесто) — шлепаем по языку губами «пя-пя-пя» и зубами «тя-тя-тя».
    6. Блинчик — кладем расслабленный язык на поверхность нижней губы, так чтоб он касался краев губ. Если свернуть его, то получится трубочка языком. Если сразу не получится, можно помочь чистыми руками или положить на ложбинку тонкую палочку (спичку, зубочистку).
    7. Конфета - рот широко распахнут, язык приподнят и присасывается к верхней губе.
    8. — язык прогибается, образуя чашечку.
    9. Вкусное варенье – рот широко распахнут, языком оближите верхнюю губу сверху вниз, а затем вправо и влево.
    10. Парус – рот широко распахнут, язык касается бугорков за верхними зубами.
    11. — щелкать языком как лошадка, затем делать губами звук «тпру» — лошадка остановилась.
    12. – рот открыт, а язык присосать к нёбу.
    13. – рот открыт, язык присосать к нёбу, и, не отрывая, двигать вниз его нижнюю часть.
    14. Индюк (болтушка) – рот открыт, кончик языка (язык широкий) поглаживает верхнюю губу, постепенно ускоряя темп. Добавляется голос, и получается звук «бл-бл».
    15. Маляр – рот открыт, а кончик языка ходит туда и обратно (красит) по твердому нёбу.
    16. Пчелки (дятел) – произнести сначала звук «ддд» (стучим по елке), затем «зззз» (вылетели пчелки).
    17. Качели – высовываем язык и тянем поочередно к носу и подбородку.
    18. Кошка сердится – рот открыт, язык упирается в нижние зубы.
    19. Пароход – прикусить кончик языка между зубами, гудеть «ллл».
    20. Змейка (иголка) – рот широко распахнут, постараться вытянуть как можно больше узкий напряженный язык.
    21. Часики – рот открыт, узким языком упираться в левый и правый уголки рта.
    22. Орехи (футбол) – рот закрыт, с силой упираемся языком поочередно в обе щеки.
    23. Чистим зубки – языком проводим по верхним и нижним зубам снаружи и внутри.
    24. Шарик – надуть щёки, как воздушный шарик, и постепенно выдыхать.

    Видео с гимнастикой

    И вот наконец вы познакомились с общим комплексом упражнений «Веселой артикуляционной гимнастикой», который находится в конце статьи на видео. Внимательно смотрите за картинками и повторяйте упражнения, которые вы только что начали осваивать.

    Если статья показалась вам интересной, вы можете рассказать о ней друзьям в социальных сетях. Оставляйте комментарии и подписывайтесь на новости, потому что у нас много интересного! Всего доброго!

    Видео - Николаева Марина

    Миогимнастика в ортодонтии – это один из наиболее действенных способов лечения и профилактики аномалий зубочелюстной системы. Эффективен при дисфункции мимических и жевательных мышц, а также суставов нижнечелюстной и височной групп .

    Неправильный прикус исправляется при помощи специального комплекса упражнений.

    Основные принципы

    Формирование прикуса обуславливается работой мышц, которые расположены в непосредственной близости с рядами зубов. Нарушения в работе мускулатуры могут привести к развитию дефектов .

    Одним из самых распространенных методов коррекции прикуса является миотерапия, суть которой заключается в тренировке челюстных мышц .

    В ортодонтии такой способ может быть использован :

    • как самостоятельная терапия;
    • в рамках комплексного лечения;
    • как подготовка к ортодонтической коррекции;
    • для профилактических целей.

    Упражнения способны дать положительный результат и при неправильном прикусе.

    Эффект от гимнастики достигается благодаря пристальному контролю за выполнением рекомендаций лечащего врача и регулярности тренировочного процесса. Весь комплекс упражнений подбирается врачом после тщательного осмотра.

    Важно, чтобы гимнастика была понятной и простой, иначе эффективность коррекции может быть низкой.

    Лечебная гимнастика назначается врачом за 2 месяца до начала специального ортодонтического лечения . Это обуславливается тем, что лечебная нагрузка на зубы подготавливает их к особенностям силового воздействия оборудования.

    В большинстве случаев гимнастику целесообразно применять совместно с аппаратным лечением дефектов и аномалий челюсти .

    Комплекс миогимнастики Рокабадо, применяемый при дисфункции внчс (височно-нижнечелюстного сустава) дополняют точечным массажем и аутогенной тренировкой.

    Эффективность и правила выполнения

    Положительный результат упражнений прямо зависит от уровня развития патологии, а также от регулярности и качества выполняемой гимнастики. К ней предъявляется следующий комплекс требований:

    • Обязательно мышечное сокращение полости рта с максимально возможной амплитудой.
    • Важно учитывать то, что сокращения должны осуществляться в рамках физиологических пределов.
    • Необходимо после каждого упражнения делать паузу, равную времени, затраченному на него.
    • Сокращения должны повторяться до появления легкой усталости.

    Особенность заключается в тренировке специальных мышечных групп, которые способствуют лечению, так называемых антагонистов и синергистов. Гимнастика позволяет достичь необходимых результатов при профилактике детских аномалий временного прикуса.

    Именно поэтому для данной формы лечения особенно подходят дети от 4-х лет , которые уже могут понимать и выполнять требуемые задания.

    Для исправления прикуса

    Существуют действенные комплексы миогимнастики, которые предназначаются для коррекции и полного устранения различных аномалий прикуса :

    Глубокий прикус

    • Гимнастика проводится исключительно стоя. Руки заносятся назад, а подбородок поднимается вверх. В данном положении требуется выдвинуть на максимально возможное расстояние нижний зубной ряд.

      Для достижения хорошего эффекта желательно выполнять тренировку три раза в день.

    • Через 30 дней упражнение слегка видоизменяется. Отличие заключается в выдвижении нижнего ряда зубов с их установкой впереди верхней челюсти.

    Открытый прикус

    • Тренировка заключается в последовательном сжатии и разжимании зубных рядов. Сила мышечного сокращения должна контролироваться пальцами, которые необходимо прижать к щекам.

      Выполняется до возникновения легкого утомления.

    • Два пальца должны располагаться в районе передних зубов нижней челюсти и исключать возможность ее поднятия.

    Зубами можно прикусить палочку, с нанизанной на нее небольшой резиновой трубкой для исключения вероятности повреждения эмали.

    Мезиальный прикус

    • В упражнении важно надавить кончиком языка на заднюю поверхность верхнего зубного ряда и удерживать данное положение, как минимум, 5 минут до образования мышечной усталости.
    • Голова должна быть слегка закинута назад. При закрывании рта нужно коснуться языком задней поверхности неба.
    • Нижняя губа помещается под верхний ряд зубов.

    Косой прикус

    В случае, если основной причиной образования такого прикуса стало изменение положения нижнего ряда зубов со смещением в сторону, то упражнение будет иметь следующий вид:

    • Рот максимально открывается, а нижний зубной ряд передвигается в сторону, где наблюдается некорректное смыкание челюсти.
    • После, нижняя челюсть поднимается до сопряжения с зубами верхней группы и удерживается, как минимум, 5 секунд.

    При проблеме смыкания губ

    Существует несколько основных упражнений :

    • При плотном сжатии губ требуется осуществлять вращательные движения языком под губами.
    • Вытянутый язык размещается на поверхности нижней губы, в то время, как верхняя, при быстром смыкании, должна ударить по языку.
    • Требуется прижать язык к небу и открыть рот с максимальной возможной амплитудой. При смыкании губ нужно издать звук, напоминающий стук молотка.

    Каждое из описанных упражнений выполняется сначала в сидячем положении. По мере усложнения необходимо встать.

    Продвинутый гимнастический комплекс выглядит следующим образом:

    • Нижняя челюсть выдвигается вперед до перекрытия нижними резцами верхнего зубного ряда.

      Такое положение удерживается, по меньшей мере, 10 секунд. После этого челюсть полностью возвращается в изначальное положение.

    • Предыдущее упражнение может быть усложнено путем равномерного поворота головы. Челюсть нужно постараться удержать в вытянутом положении.
    • Голова отклоняется назад, ноги устанавливаются на ширине плеч. Зубной ряд выдвигается до тех пор, пока не произойдет краевое сопряжение челюсти.

    Для участков языка

    Передний участок

    Необходимо подготовить специальные резиновые кольца, которые нарезаются из пипетки. Элемент помещается на конец языка, который, в свою очередь, подносится к альвеолам. После этого нужно сглотнуть слюну.

    Важно следить за тем, чтобы резинка случайно не провалилась в горло. Количество глотаний за одну тренировку – не более 15.

    Альтернативным вариантом упражнения может быть прикладывание языка к альвеолам с сомкнутыми губами. В этом положении необходимо удерживать язык не менее 5 минут.

    Интенсивность и частота упражнения постепенно увеличиваются, в зависимости от стадии лечения.

    Средний участок

    Цоканье языком не менее 50 раз. Предварительно на середину языка помещается резиновое кольцо. Зубы смыкаются, а губы приоткрываются. После этого язык поднимается кверху и прижимается к своду неба.

    Для восстановления укороченной уздечки

    Упражнение выполняется в 3 этапа :

    • Облизывание губ языком. Движение осуществляется от одного уголка рта к другому, после чего осуществляется попытка касания с подбородком и кончиком носа.
    • «Пересчет» зубов языком снаружи и изнутри.
    • Упор языка в обе щеки.

    Для круговых мышц

    Тренировка круговой мышцы щек и рта является важной составляющей миогимнастики для лица и выполняется в случаях ее недостаточной работоспособности , наблюдаемой, обычно, во время дыхания через рот.

    Упражнения проводятся и при деформации верхних зубов. Мышечная недостаточность распознается по перевесу мускула, удлиняющего щель между губами во время улыбки.

    Мышечная недостаточность распознается по перевесу мускула, удлиняющего щель между губами во время улыбки.

    Существует несколько основных упражнений для ортодонтического лечения данной мышцы:

    • Упражнение №1. Согнутые мизинцы помещаются в углы рта. Лечение осуществляется путем незначительного растяжения рта и параллельного сокращения мышц. Важно, чтобы губы не выворачивались в процессе тренировки.
    • Упражнение № 2. Тренировка выполняется при помощи специального оборудования – межгубного диска Фриэля. Данное приспособление должно придерживаться губами в течение 60 секунд.

    Развитие круговой мышцы крайне полезно при диагностике ротового дыхания, а также при образовании промежутка между губами. Тренировки вызывают изменение формы верхней губы и формируют корректные контуры ротовой полости.

    Вероятность рецидива дефектного наклона зубов верхней челюсти практически исключена.

    Использование специальных приспособлений

    Корректировать ротовой тип дыхания и позицию языка следует как можно раньше, поскольку после 9 лет, наблюдаемый эффект от миогимнастики значительно ниже .

    Вестибулярная пластинка

    Вкладывается в рот во время сна. Днем элемент применяется только для гимнастики, основная цель которой заключается в нормализации дыхания, исправлении структуры нижней челюсти и положения языка.

    Пластина вкладывается в рот большим пальцем руки и немного вытягивается за специальное кольцо, параллельно удерживаясь губами.

    Металлический диск

    Предназначается для борьбы с вредной детской привычкой сосания пальцев, с неправильным ротовым дыханием и с дистальным прикусом. Также может использоваться для коррекции осанки.

    Диск сжимается губами, при этом нижнюю челюсть выдвигают немного вперед. Зажатый губами диск должен располагаться строго горизонтально.

    Приспособление позволяет тренировать мышечные группы околоротовой области.

    Заключение

    Миогимнастика назначается лечащим врачом с целью профилактики и лечения разнообразных зубных аномалий.

    Характер описанных коррекционных мероприятий скорее лечебный, но стоматологи назначают гимнастику и с целью закрепления результата, для устранения вероятности рецидивов.

    Примерный комплекс упражнений миогимнастики для детей смотрите на видео:

    Основополагающим фактором для результативного лечения является позитивный настрой . Эффект и степень лечебного воздействия непосредственно зависит от терпения, усидчивости и готовности на постоянной основе выполнять монотонные упражнения.

    Именно данные составляющие, совместно с контролем исполнения, очень важны для достижения необходимого результата.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

    Большинство людей страдают неправильным в той или иной степени прикусом. У кого-то аномалии прикуса почти незаметны и никак не мешают, другим же напротив они доставляют не только эстетические, но и физиологические неудобства. Исправление дефектов прикуса – непростая задача, которая обычно требует серьезного комплексного лечения под контролем опытного врача. Однако пациент может помочь себе сам, регулярно выполняя ортодонтическую миогимнастику.

    Миогимнастика – это вспомогательный метод, используемый в ортодонтии наряду с ношением брекетов и кап, хирургическим вмешательством и лазерной терапией. Методика получила очень широкое распространение из-за своей эффективности как в детской, так и во взрослой стоматологии. Она представляет собой комплекс ЛФК, специально разработанный для коррекции зубочелюстных нарушений при помощи тренировки мышечного аппарата, который окружает зубные ряды.

    Перед началом гимнастики необходимо тщательное обследование и определение состояния зубов и челюстей больного. Чаще всего для этого используется специальная проба Рубинова. Она заключается в том, что пациенту дают прожевать ядрышко ореха весом 800 мг. Акт жевания продолжается до тех пор, пока не появляется глотательный рефлекс. При его возникновении больного просят выплюнуть пережеванную массу в специальную посуду, после чего ее высушивают и взвешивают. Чем хуже функциональное состояние челюсти и зубов, тем крупнее пережеванные частицы и дольше длится акт жевания.

    Миогимнастика может назначаться:

    1. До начала непосредственного лечения.
    2. Одновременно с другими методами лечения.
    3. Как самостоятельный метод в нетяжелых случаях.
    4. После основного курса терапии для профилактики рецидивов и для закрепления полученных результатов.

    Важно! Не стоит пытаться исправить прикус путем выполнения упражнений без предварительной консультации специалиста. Это может не только не принести желаемого результата, но и ухудшить ситуацию, так как при различных дефектах показаны упражнения на разные группы мышц. Только доктор может определить, какая группа мышц нуждается в тренировке.

    Эффективность

    Миогимнастика при соблюдении всех техник и правил считается эффективным методом коррекции прикуса и признана мировым стоматологическим сообществом. Эффективность такого вида ЛФК зависит от нескольких факторов:

    1. Выраженности нарушения прикуса.
    2. Возраста больного.
    3. Регулярности и приверженности.

    Миогимнастика дает максимальный результат пациентам в детском возрасте, у которых молочные зубы еще не сменились коренными. Именно в этом возрасте челюстные мышцы наиболее пластичны, а хрящи и костная ткань еще мягкие.

    Как самостоятельная терапия ЛФК оказывает достаточное действие в случае нарушений прикуса верхней челюсти и искривления передних зубов.

    Правила

    1. При выполнении лечебной физкультуры необходимо внимательно следить за мышечным напряжением. Важно подобрать оптимальную нагрузку и не допускать возникновения болевых ощущений, так как перетренировка может навредить и даже усилить дефекты прикуса.
    2. Нагрузка должна увеличиваться постепенно. Не стоит пытаться выполнять все упражнения с максимальным усилием. Количество повторений должно расти от тренировки к тренировке. Это также позволит избежать перенапряжения и сделает выполнение миогимнастики более комфортным.
    3. Тем не менее, сокращения должны все-таки производится с некоторым усилием до появления легкого чувства усталости. Также пациент должен стремиться к постоянному увеличению амплитуды.
    4. Перед каждым подходом необходимо делать небольшие перерывы, чтобы дать напряженным мышцам немного расслабиться и восстановиться.

    Иногда при достаточно выраженных челюстных изменениях при выполнении гимнастики задействуются специальные аппараты и приспособления, которые выдает доктор. Они способствуют более быстрому достижению результата.

    Показания к выполнению

    Кроме лечения дефектов прикуса, существуют и другие показания, при которых рекомендуется ортодонтическая гимнастика:

    1. Гипотония мышц рта и языка.
    2. Смещение зубных коронок.
    3. Неправильная работа ВНЧС.
    4. Гипотония лицевых мышц.

    Противопоказания

    Важно! В некоторых случаях миогимнастика не рекомендована или даже противопоказана:

    1. Нарушения прикуса в продвинутой стадии (3 и выше).
    2. Атрофия лицевых или челюстных мышц, вызванная какими-либо патологиями.
    3. Гипотрофия челюсти в результате некоторых соматических патологий (например, рахита, вызванного дефицитом витамина Д).
    4. Неподвижность челюстных суставов.

    Достоинства и недостатки методики

    Как и любой другой метод, миогимнастика имеет свои плюсы и минусы. Самым главным плюсом считается нетравматичность и возможность лечения без применения дополнительных приспособлений. Такой вид терапии не вызывает у больных какого-либо значимого психологического дискомфорта.

    К сожалению, существуют и минусы:

    1. Для достижения заметного результата гимнастику необходимо выполнять в течение нескольких недель иди даже месяцев.
    2. При нерегулярности тренировок быстро происходит откат, то есть все достигнутые результаты теряются.
    3. Метод не даст видимого результата при выраженных и давних изменениях.

    Комплексы упражнений

    Существует огромное количество упражнений для разных видов дефектов, и мы попробуем рассмотреть основные из них. При каждом виде нарушения назначается разработанный специально для этой аномалии комплекс.

    При мезиальном прикусе

    1. Языком нажимают на основания резцов.
    2. Отклонив голову кзади, челюсть то сжимают, то разжимают; языком стараются достать до небного язычка.
    3. Нижней губой задевают поверхность под передними резцами.

    При глубоком прикусе

    1. Пациент находится в стоячем положении. Руки поднимают вверх и стараются отклонить их назад как можно сильнее. Голова также поднимается вверх. Челюсть выдвигается вперед, а затем возвращается в обычное положение. Количество подходов должно быть не менее 10.
    2. Через 30 дней после начала выполнения этого упражнения его немного изменяют. Нижняя челюсть выдвигается таким образом, что нижние резцы находятся выше верхних резцов.
    3. Пациент смыкает и размыкает челюсть в течение 2-3 минут.

    При открытом прикусе

    1. Зубы сжимают и разжимают в течение 2-3 минут до появления усталости.
    2. Челюсть сжимается и разжимается аналогично предыдущему упражнению, но пальцы кладутся на нижние резцы и надавливанием мешают движениям.
    3. Пациент с усилием прикусывает палочку, покрытую защитной резинкой, не менее 10 раз подряд.

    При косом прикусе

    При гипотонусе круговой мышцы

    Все упражнения выполняются ежедневно по 3-5 раз в сутки. Желательное количество подходов – 15-20.

    1. Губы делают трубочкой, как для воздушного поцелуя, и удерживают в таком положении в течение какого-то времени, а затем растягивают в улыбке.
    2. Губы сжимают и максимально надувают щеки, наполнив их воздухом через нос. Затем воздух сдувают путем надавливания на щеки, не разжимая губы.
    3. По очереди надувают пространство под нижней и верхней губой.
    4. Дуют перо или какой-либо другой предмет, как будто задувая свечу.
    5. Пальцами производят растяжение рта в сторону, при этом пытаясь максимально сжать губы.
    6. Тампоны из ваты небольшого размера вкладывают под нижнюю и верхнюю губу в районе уздечки и пытаются произносить слова.

    Для мышц языка

    При неполном смыкании губ

    1. Губы сжимают и совершают вращательные движения языком под обеими губами.
    2. Языком водят по небу, пытаясь задеть каждый участок, как малярной кистью.
    3. Язык кладут на нижнюю губу и быстро смыкают челюсти так, чтобы верхняя губа как бы хлопнула по верхней.

    При слабости средних мышц языка

    1. Языком цокают не меньше 50 раз несколько раз в день.
    2. Два специальных силиконовых кольца надевают кончик языка и его среднюю часть, а затем прижимают язык к небу настолько близко, насколько это возможно. Манипуляция выполняется не менее 3 раз в сутки.

    При слабости задних мышц языка

    1. Как можно чаще выполняют обыкновенное полоскание горла (не менее 5 раз в сутки).
    2. Зевают 5-6 раз подряд.

    После подрезания подъязычной связки

    Длина и сила подъязычной связки, которую еще называют уздечкой языка, также влияет на прикус, а точнее, на положение нижней челюсти, поэтому после оперативного вмешательства рекомендуется выполнение гимнастики. Эта группа упражнений должна выполняться не менее 1 месяца после процедуры 2-3 раза в сутки. Пациент должен делать не менее 10 подходов на каждое упражнение.

    1. Языком поочередно давят на каждую из щек.
    2. Языком поочередно пытаются достать до края подбородка и носа.
    3. Языком прикасаются к каждому зубу нижнего и верхнего зубных рядов.

    При инфантильном глотании

    Такой вид глотания, при котором язык касается губ, является нормальным для детей в возрасте до 18-24 месяцев, но в некоторых случаях привычка сохраняется и в более позднем возрасте и становится патологией. Упражнения на переднеязычные мышцы, выполняемые хотя бы в течение 14 дней 2-3 раза в сутки, помогут исправить положение. Желательно выполнять не менее 10 подходов за 1 раз.

    1. Язык достают изо рта и надевают на него специальное силиконовое колечко, которое выдает врач, а затем, держа язык в таком же положении, совершают акт глотания.
    2. С закрытым ртом языком давят на выпуклость под зубами на верхней челюсти в течение нескольких минут до появления усталости.

    Видео — Миогимнастика

    Видео — Миогимнастика для губ и щек

    Миогимнастика, применяемая ортодонтами, является эффективным и безопасным методом лечения аномалий прикуса с минимальным количеством противопоказаний. Она может применяться как детьми, так и взрослыми, но упражнения должны подбираться строго индивидуально лечащим врачом.

    Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства артикуляционного аппарата. Так называют совокупность органов, участвующих в порождении звука: гортань, губы, язык, челюсть и др

    Когда малыш забавно коверкает свои первые слова, родители с умилением слушают его, пересказывая «перлы» чада своим родственникам и знакомым. Конечно, это возрастное и часто проходит со временем, но не так безобидно, как может показаться.

    Зачем нужна гимнастика

    Дефекты речи могут серьёзно отравить жизнь ребёнка, ведь часто они становятся поводом для шуток и насмешек среди детей.

    Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства артикуляционного аппарата. Так называют совокупность органов, участвующих в порождении звука: гортань, губы, язык, челюсть и др. И так же, как родители развивают физические данные ребёнка физкультурой, этим органам необходима гимнастика.

    Целью артикуляционной гимнастики является развитие речевого аппарата, совершенствование и выработка его движений.

    Всем ли она нужна, и зачем выполнять упражнения, если о дефектах речи говорить пока ещё рано? Всем. Детям 2 – 4 лет она поможет укрепить мышцы артикуляционного аппарата, обрести подвижность языка. К 5 – 7 годам можно исправить уже сложившиеся нарушения. Здесь важно понять, что чем раньше вы начнете занятия, тем более вероятен положительный результат. Ближе к школьному возрасту и в начальных классах дефекты речи очень сложно и порой невозможно исправить даже с логопедом.

    Иногда дети правильно произносят звуки, но из-за вялости звукопроизношения получается «каша во рту». Данное явление считается невыраженным отклонением развития речи и называется стёртой формой дизартрии.

    Основные правила гимнастики

    Занятия должны стать системой для вас и ребёнка, только регулярные тренировки могут дать результат. О чём ещё нужно знать:

    • продолжительность проведения «зарядки для язычка» зависит от утомляемости крохи, но не более 10 минут;
    • во время занятий малыш сидит перед зеркалом, чтобы видеть свой язык;
    • никогда не принуждайте кроху, лучше превратите тренировки в игру;
    • занятия проводятся в размеренном темпе, по 4 – 5 упражнений за сеанс;
    • если малышу сложно повторить за вами артикуляционное движение, помогите ему ручкой чайной ложки;
    • задача родителей следить за правильностью и плавностью выполнения действий, иначе гимнастика не имеет смысла.

    Если гимнастика дается дошколёнку с большим трудом, его язык дрожит и не слушается, лучше обратиться к логопеду. Возможно, крохе необходим специальный массаж.

    Похожий материал:

    Виды упражнений

    Артикуляционные упражнения бывают статические (язык неподвижно фиксируется в определённом положении) и динамические (участвуют все органы речевого аппарата).

    Статические упражнения

    При их выполнении важно не только показать положение языка, но и удержать позу около 7 – 10 секунд.

    «Лопатка» . Широко открываем рот, «укладываем» расслабленный язычок на нижнюю губу.

    «Грибочек» . Присасываем к нёбу язык и насколько возможно открываем рот.

    «Хоботок» . Сомкнутые губы максимально вытягиваем вперед «трубочкой» и удерживаем в течение 5 – 10 секунд.

    Динамические упражнения

    Выполнение упражнений происходит под счет, где ритмично меняется положение органов речи.

    «Часики» . Приоткрываем рот и улыбаемся. Делаем язычок узким, его кончиком тянемся к уголкам рта.

    «Качели» . Открываем рот и тянемся язычком то к подбородку, то к носу.

    «Где конфетка» . Губы сомкнуты, поочередно упираемся языком в каждую щеку.

    «Лошадка» . Фиксируем язычок, как в упражнении «грибочек», и сильно цокаем.

    Как видно, движения очень просты, и выполнять их можно даже без логопеда.

    Возрастные особенности детей и гимнастика

    Заниматься артикуляционной гимнастикой с грудничками пока ещё рановато, а вот восьмимесячный малыш вполне способен повторить некоторые действия за взрослым: надуть щёчки, высунуть язык, произнести простые сочетания звуков. Например, можно пофыркать с малышом во время переодевания или умывания.

    Для детей 2 – 3 лет

    Полноценные занятия на развитие артикуляционного аппарата следует начинать с двух лет. О постановке самых проблемных звуков — шипящих, сонорных и свистящих, говорить пока рано. Поэтому главной целью работы на данном этапе является развитие слухового внимания, знакомство с силой и высотой голоса, контролирование длительности ротового вдоха, уточнение произношения звукоподражательных сочетаний (мяу-мяу, ко-ко, бум-бум).

    «Шарик» . Попросите малыша надуть щёчки и сдуть их. Если у него сразу не получится, легонько надавите на них. Впоследствии можно надувать щёчки поочередно.

    «Угадай-ка» . Приготовьте горячую и холодную воду, чайную ложку. Когда ребёнок закроет глаза, дотроньтесь прибором до губ языка и предложите угадать, в какой воде побывала ложка.

    «Домик» . Открывая рот (домик) малыш показывает язычок, затем снова его прячет.

    «Ворота» . Открыв широко рот, необходимо закрепить положение (5 – 7 секунд).

    Материал по теме:

    Для детей 3 – 4 лет

    Цель занятий – познакомить с органами речи и их функциями (губы улыбаются, вытягиваются трубочкой; нижняя челюсть помогает открывать и закрывать рот; язык двигается вверх, вниз, по кругу, вправо и влево).

    Улыбнуться и удерживать это положение под счёт.

    «Вкусное варенье» . Попросите малыша понарошку слизать варенье с губ. Сначала с верхней, потом с нижней.

    Из вышеописанных упражнений дети учатся выполнять «Лопатку», «Часики», «Качели», «Лошадку».

    Игровой характер добавит артикуляционной гимнастике использование картинок, которые наглядно показывают, как выполнять упражнение, и что необходимо изобразить. Также помогут развлечь кроху веселые стихи.

    Для детей 4 – 5 лет

    Цель работы: закрепление старых и введение новых понятий: верхние и нижние губы, зубы; широкий и узкий язык; бугорки за зубами. К выполняемым упражнениям повышаются требования, увеличивается темп работы.

    «Иголка» . Открываем рот, максимально выдвигаем язычок вперед, делая его узким.

    Улыбаясь, широко открываем рот. Кончик языка упирается в бугорок за нижними зубами. Положение удерживается.

    «Почистим зубки» . Рот снова широко открыт, на губах улыбка. Кончиком языка совершаем движения, напоминающие чистку зубов изнутри (вправо-влево). Работает только язык, остальные органы неподвижны.

    Для детей 5 – 7 лет

    Цель работы: дать представление о спинке языка. Выполнение изученных упражнений безупречно и доведено до автоматизма. Ребёнок без труда выполняет комплексы, в которых легко и быстро меняет положение органов. Например, услышав такой стих, малыш выполнит «хоботок», «улыбку» и домик».

    К этому возрасту уже заметно, какие дефекты речи необходимо исправлять. Поэтому и упражнения подбираются индивидуально для каждого ребёнка. Немаловажно уделять внимание и развитию фонематического слуха, ведь не за горами школа, а как дитя будет писать буквы, если не умеет их различать на слух.

    «Хлопни в ладоши» . Взрослый называет звуки, а дошкольник хлопает в ладоши (приседает, поднимает руку), когда слышит заранее оговоренный звук. Задачу можно усложнить, произнося не звуки, а слова, в которых встречается искомый звук.

    «Замени звук» . Взрослый называет слово, чадо заменяет один из звуков. Например, «Замени первый звук на [р] и произнеси, что получилось: писк — ..иск».

    Как это было:

    «Вкусные» игры с пользой для речи

    Дети любят играть, а еще они обожают сладости. Утомительные занятия по развитию органов речи можно разнообразить при помощи кондитерских изделий, например, палочками и леденцами.

    1. Втянуть мармеладку-спагетти, вытянув губы в трубочку.
    2. Зафиксировать палочку под носом при помощи верхней губы, как будто это усы.
    3. Задание то же, только теперь участвует язык и верхняя губа.
    4. Рот открыт, на язык кладется палочка. Цель малыша – удержать ее в равновесии.
    5. Леденец лежит на языке, как в чашке. Рот открыт.
    6. Облизывание чупа-чупса с разных сторон, по кругу.

    Лучше один раз посмотреть…

    Если у вас все ещё остались вопросы по организации проведения речевой гимнастики, посмотрите бесплатные видеоуроки сайта «Дар детям».

    Профессиональный логопед-дефектолог покажет и объяснит все тонкости работы с детьми каждой возрастной группы.

    Там же можно получить бесплатную консультацию специалиста.
    Речь – чудесный дар, которым природа наградила только человека. Но, чтобы ребёнок заговорил, нужно время и поддержка родителей, которые помогут не только преодолеть, но и предотвратить возможные проблемы.