• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Размер: px

    Начинать показ со страницы:

    Транскрипт

    1 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец творчества детей и молодежи городского округа Тольятти» ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого урока по хореографии для обучающихся дошкольного возраста Разработал: Педагог дополнительного образования Фядина Е.В. Тольятти, 2015

    2 Конспект открытого урока по хореографии для детей 5-6 лет Автор: Фядина Елена Владимировна педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ДТДМ областного округа Тольятти. Данный урок составлен для детей первого года обучения. 1. Тема урока - " Азбука музыкального движения" 2. Тип урока: комбинированный. 3. Цель: развитие творческих способностей ребенка средствами хореографии; раскрытие физических данных и нравственного потенциала обучающегося. 4. Задачи: - оздоровительная - формирование правильной осанки, улучшение эластичности мышц и связок, повышение гибкости суставов. -развивающая - развитие музыкального слуха, чувства ритма, координации и мышечной памяти. -воспитательная знакомство с культуры. 5. Форма занятия групповая. начальными навыками хореографической 6. Методы обучения - практический, словесный, наглядный, репродуктивный 7. Оборудование - музыкальный центр, флэш карта с музыкальным материалом, фортепиано. Раздаточный материал: коврики для партерной гимнастики. План урока: Организационная часть: - приветственное слово педагога - построение - поклон Основная часть: - разминка по кругу

    3 - разминка на середине зала(прыжки) - игра - партерная гимнастика - постановочная работа Заключительная часть: - разучивание танцевального номера - поклон - рефлексия с обучающимися Ход урока: Организационная часть: - Приветственное слово педагога - Построение. Дети выстраиваются в линию. Хором отвечают на вопрос педагога-"как меня зовут?". Далее выполняют ряд заданий на внимательность и повторение сторон (права и лева): 1.вытянуть вперед на носок правую ногу 2.поставить вперед на пятку левую ногу 3. поднять правую руку вверх 4. вытянуть левую руку вперед 5. посмотреть на соседа справа, а потом слева. Поклон. Выполняется из 1-й позиции, руки на поясе. Шаг вправо -присели, шаг влево- присели. Основная часть: Разминка по кругу (исполняется под музыку фортепиано) Для доступного восприятия материала разминки детьми педагог использует образы: принцесс и принцев, балерин, зверей. 1. Шаги с носка по кругу. Дети с подтянутым корпусом и натянутыми носками идут по кругу изображая принцев и принцесс на балу. Руки у девочек на юбочке, у мальчиков на поясе (идут 1 круг)

    4 2. Шаги на полу пальцах. Дети встают на полу пальцы изображая балерин, руки над головой в 3-й позиции(идут 1круг) 3. Шаги на пятках. Руки за головой идут по кругу на пятках. 4. Ход -лошадка. Руки вытянуты вперед,ноги сгибаются поочередно в коленях,носочками достают до колена. 5. Ход-медведь. Руки широко раскрыты в сторону как лапы медведя, корпус расслаблен, ноги поставлены широко на внешнее ребро. Дети идут по кругу раскачиваясь всторены изображая косолапого медведя. 6. Ход-волк. Выполняются широкие пружинистые шаги вперед на носок, руки поочередно выполняют круговые движения, как бы пробираясь по лесу дети изображают волка. 7. Ход-лисичка. Дети встают на полу пальцы идут по кругу с крестным шагом (ножка за ножку) шаг выполняется манерно с приподнятой головой, воображая и виляя "хвостиком" 8. Ход- зайчик. Выполняются прыжки вперед по 6-й позиции, мягко приземляясь на подушечки пальцев, руки как лапки сложены на груди. 9. Гусиный шаг- Дети присаживаются на корточки с прямой спиной, вытягивают шеи и идут по кругу изображая гусей на лужайке. 10. Марш. Под ритмичную музыку дети маршируя перестраиваются в линии на середину зала. Разминка на середине зала (исполняется под музыку фортепиано) Упражнения выполняются в игровой форме. Упражнения на развитие подвижности шейного отдела и плечевых суставов: -Наклоны, повороты, вращение головы. Выполняются на 1-2 в правую сторону- 3-4-исходное положение и на два счета в левую. "Да, нет, не знаю": - Поднимая высоко плечи, дети прячут шею как бы пожимают плечами говорят "не знаем". Кивая головой говорят "да" а крутя в стороны говорят "нет" "Художник" Упражнение на развитие плечевых, локтевых суставов и кисти: - Дети берут импровизированные мелки, вытягивают руки встороны и начинают рисовать сначала маленькие круги (задействовав только кисти), затем средние

    5 круги (с помощью локтевого сустава) и большие круги(от плечевых суставов). Упражнение повторяется несколько раз. "Часики" Упражнение на развитие гибкости позвоночника: Ноги на ширине плеч, руки на поясе. "Тик"- выполняем наклон в сторону на "Так"- возвращаемся в исходное положение. Ноги на ширине плеч, колени втянуты. "Замочек «Упражнение на эластичность подколенных связок. Ноги по 6-й позиции. Руками показываем замочек (пальцы одной руки перекрещиваются с пальцами другой) на 1-2-делаем наклон вперед, (замочком достаем до ступней), на 3-4 возвращаемся в исходное положение. При выполнении этого упражнения ноги в коленях не сгибаются. В конце упражнения сложиться к ногам грудной клеткой, обхватить ноги руками и немного постоять. "Обруч" Упражнение на развитие тазобедренного сустава. Дети будто бы одевают на себя импровизированный обруч и начинают крутить бедрами сначала в медленном темпе, затем ускоряясь. "Ветерок" Упражнение на развитие тазобедренного сустава и координацию. Руки подняты вверх качаются из стороны в сторону изображая ветер. Бедра раскачиваются в ту же сторону что и руки. Прыжки (исполняется под музыку фортепиано) Для выполнения прыжков требуется работа всего мышечного аппарата, обеспечивающая мягкость, упругость движений, сохранение равновесия. Дети получают задание от педагога превратиться в определенный предмет или образ и выполняют прыжки на месте подражая ему: "Зайчик" - ноги по 6-й,руки на поясе дети прыгают подражая зайчику. "Мячик"- присаживаясь на корточки дети выполняют небольшие пружинные прыжки, держа спину ровно. "Клоун"- прыжки из 6-й позиции во 2-ю. На 1-2 выполняется прыжок ноги в сторону, руками хлопая над головой. На 3-4 прыжок в исходную позицию, руки внизу.

    6 "Скакалка"- прыжок исполняется попеременно с одной ноги на другую. На 1-2- два прыжка на правой ноге, 3-4 прыжка на левой и т.д. Руками выполняются круговые движения крутя импровизированную скакалку. Игра " Фигура замри!" (исполняется под музыку фортепиано) Эта игра способствует проявлению у ребенка фантазии, быстрой реакции, актерских навыков и импровизации. Под музыку дети танцуют кто как может. Как только музыка останавливается, нужно замереть в танцевальной фигуре выражая определенные эмоции по заданию: 1 фигура - радость. 2фигура- грусть. 3фигура- удивление. После каждого задания педагог проговаривает кто справился с заданием и чья фигурка наиболее яркая и интересная. В игре выявляется характер ребенка, подвижность и его психофизические качества. Партерная гимнастика (исполняется под музыку фортепиано) Сидя и лежа на ковриках дети выполняют ряд упражнений (от простого к сложному) Упражнения направленны на укрепление и развитие стоп, подвижности суставов ног, укрепление мышц тазобедренного сустава и спины. "Иголочки- молоточки". Упражнение для стоп. Сидя с прямой спиной дети работают стопами, сокращая показывая молоточек, а вытягивая- иголочку. Ноги сведены, колени втянуты. "Подъемный кран". Упражнение для эластичности связок ног. Исходное положение - сидя, ноги вместе. Поочередно ноги сгибаются в коленях, ставя стопу на носочек, затем медленно нога вытягивается вверх подражая подъемному крану. Колено втягивается, носочек вытянут. Затем медленно прямая нога опускается в исходное положение. "Хлопушка". Упражнение на подвижность тазобедренного сустава и спины.

    7 Из положения сидя на 1-2 нога выполняет battement, руки хлопают под ногой, на 3-4 исходное положение, спина выпрямляется. Ноги работают поочередно. "Бабочка". Упражнение для улучшения подвижности коленных суставов и эластичности мышц ног. Исходное положение сидя. Ноги сложены стопа к стопе, колени разведены в стороны. Под музыку дети приподнимают и опускают колени на пол в быстром темпе изображая полет бабочки. В конце упражнения ложатся вперед на ноги растягивая связки в паховой области. "Велосипед" Упражнение на подвижность тазобедренного сустава. Исходное положение - лёжа. Под музыку дети начинают медленно выполнять круговые движения ногами,как бы крутя педали велосипеда. При ускорении музыкального темпа дети выполняют движение быстрее, подстраиваясь под темп музыки. "Воздушный шар". Упражнение на растяжку и эластичность связок ног, укрепление мышц спины. Исходное положение сидя, ноги широко разведены в стороны, корпус расслаблен, руки на полу перед собой. На 4 такта дети начинают надувать импровизированный шарик поднимая руки вверх. Стопы и коленные суставы напрягаются и вытягиваются, спина ровная, руки в 3-й позиции. На 4 следующих такта руки медленно опускаются через стороны вниз, корпус и мышцы ног постепенно расслабляются. Исходное положение. "Кошечка" Упражнение на развитие гибкости позвоночника. Исходное положение стоя на четвереньках. Под музыку дети начинают показывать "злую кошечку"- голова внизу, спина округлена и поднята вверх дугой, затем "добрую кошечку" - голову поднимают вверх, спину прогибают вниз. "Колечко" Упражнение на гибкость позвоночника.

    8 После" разогрева " спины упражнением "кошечка" дети вытягивают ноги оставаясь опираться на вытянутые руки, затем медленно сгибая ноги в коленях сворачиваются в колечко, носками стоп касаясь головы. Убираем коврики и встаем на середину зала. Заключительная часть: Разучивание танцевального номера (выполняется под детскую песню "Ладошки" фонограмма с флэш карты.) Во время постановки танцевального номера дети приобретают танцевальную способность, умение владеть своим телом, развивают память. Сначала идет прослушивание песни и заучивание слов нужного для постановки отрывка. Затем постепенно, на каждое слово, педагог показывает движения, а дети повторяют за ним проговаривая слова вслух. Песня "Ладошки"(припев) Раз ладошка, два ладошка Я пока что не звезда. Если нравлюсь хоть немножко, Вы похлопайте тогда. "Раз ладошка, два ладошка"- дети поднимают и показывают сначала правую, затем левую ладошку,руки согнуты в локтях. "Я пока что не звезда"- раскачивают бедрами и руками всторены (начиная вправо затем влево) -4 раза. "Если нравлюсь хоть немножко"- руки подтягивают к груди (локти в стороны), затем выполняют наклон вперед разведя широко руки во 2-ю позицию. "Вы похлопайте тогда"- выполняют два хлопка над головой, ноги пружинят во время хлопка. Заучивание движений происходит без музыкального сопровождения, под слова проговариваемые педагогом и детьми, только потом под песню. В конце занятия педагог благодарит детей за старание и выполняется поклон.

    9 Поклон. Выполняется из 1-й позиции, руки на поясе. Шаг вправо -присели, шаг влево- присели. По итогам занятия с детьми проводиться рефлексия.


    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец творчества детей и молодежи городского округа Тольятти План-конспект занятия по ритмике для детей дошкольного

    Конспект учебно- тренировочного занятия по аэробике Группа: начальной подготовки, 2 года обучения Тема: повторение базовых шагов. Разучивание упражнений с фитболом. Задачи: повторение базовых шагов, разучивание

    Утренняя гигиеническая гимнастика Комплексы упражнений для детей подготовительной к школе группы Сентябрь Комплекс 1. 1. Ходьба в колонне по одному в обход зала (площадки) в чередовании с бегом; ходьба

    ТОГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 2» Конспект занятия по ЛФК «Формирование стереотипа правильной осанки» Выполнил: Омельченко А.С. Тамбов 2012г. Цель. Создание благоприятных

    Комплексы упражнений для школьников. Начальных классов Стрекалова Ю.Б. 1 Комплекс упражнений утренней зарядки для школьников: 1. Ходьба на месте в спокойном темпе, не нарушая дыхания. Выполнять 1 минуту.

    Сентябрь 1-15 Гимнастика после дневного сна. Петушок Карточка 1 3-4 года. 1. "Петушок спит" И.п. лежа на спине, руки вытянуты за головой, ноги вместе. 1 - поднять прямые ноги вверх, руки вверх, потянуться,

    План-конспект урока гимнастики. Тема урока: пружинящие упражнения. Цель урока: -укрепление здоровья, содействие гармоничному развитию и всесторонней физической подготовленности обучающихся. -развитие жизненно-важных

    Картотека утренней гимнастики для подготовительной к школе группы (по Пензулаевой) 1 Сентябрь Комплекс 1 1. Ходьба в колонне по одному в обход зала (площадки) в чередовании с бегом; ходьба и бег врассыпную.

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ «ШКОЛА 86» Комплекс физических упражнений учащимся 5-9 классов для самостоятельной подготовки к урокам физической культуры

    Сценарий открытого урока Тема занятия: «народный танец» Цель: Знакомство обучающихся с народным танцем Задачи: Познакомить обучающихся с одним из жанров народного танца; Формирование мотивации обучающихся

    Веселый тренинг Дети нуждаются в дополнительных физических нагрузках для определенных групп мышц. В предлагаемой системе на каждом занятии после основных движений выполняются игровые упражнения на ковре

    ТРЕНИРОВКА для поддержания здоровья костей В рамках программы «ОСТЕОПОРОЗУ НЕТ!» Физическая активность важна в любом возрасте, особенно для женщин старше 50 лет, когда ускоряется разрушение костной ткани.

    УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЫШЦ НОГ Комплекс упражнения для мышц ног. Уровень сложности средний. Все действия, следует осуществлять, медленно и плавно. Выполняя движения, необходимо следить за дыханием: поднятия осуществлять

    Конспект открытого занятия по ритмике «Мир танцев» Учитель начальных классов Мухамедова Айна Харисовна Тема: танец «Полька» И.Штраус Цель: Научить исполнять (танцевать) польку;научить отличать танец среди

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец творчества детей и молодёжи городского округа Тольятти План-конспект занятия по современному танцу для детей

    Для работающих сидя Для работающих стоя Для снятия утомления органов зрения Комплекс производственной гимнастики выполняется на рабочем месте с целью предупреждения утомления, повышения работоспособности,

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКИЙ (ПОДРОСТКОВЫЙ) ЦЕНТР» АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИРЕЕВСКИЙ РАЙОН КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «Изучение танца «Вальс»»

    Правильная осанка По материалам книги: Л. М. Савко, «Правильная осанка. Как спасти ребенка от сколиоза» Упражнения при вялой осанке. Основной задачей лечебной гимнастики при вялой осанке является общее

    Ритмика 4 класс 8 вида Номе р урок а годов ой Но мер уро ка чет вер Раздел урока Тема Содержание урока Используемые методики, технологии, ТСО Виды контроля Дата Коррек тировка 1 1-4 часа Перестроение из

    ВЕСЕЛЫЕ ФИЗМИНУТКИ. Дошкольники быстро утомляются при физической и умственной нагрузке. Они отвлекаются, внимание их рассеивается. Снять напряжение помогут физминутки. Проведение физкультурных пауз в течение

    УКРЕПЛЕНИЯ МЫШЦ С ПОМОЩЬЮ ЭЛАСТИЧНОЙ ЛЕНТЫ СИЛОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С ЭЛАСТИЧНОЙ ЛЕНТОЙ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЫШЦ ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА ПОДНЯТИЕ ДО ПОДБОРОДКА Тяните ленту вверх до подбородка, одновременно поднимая локти.

    Инструктор по физической культуре СП 6 ГБОУ Школа 283 Филатова Татьяна Валерьевна Гимнастический комплекс для профилактики и снятия напряжения в мышцах «Сохраним здоровье педагога» 1.Сидя, расправьте плечи,

    Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Волгоградская специализированная детскоюношеская спортивная школа Олимпийского резерва» учебное пособие Суставная разминка

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Центр развития ребёнка - детский сад «Сказка» г. Белоярский Комплексы специальных упражнений, направленных на укрепление

    Требования к комплексу общеразвивающих упражнений и методика обучения детей их выполнению Основные понятия: общеразвивающие упражнения, имитационные упражнения, комплекс, исходное положение, основная стойка,

    Рабочая программа по музыке составлена на основе образовательной программы А. Айдарбековой по предмету «Ритмика» для классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Издательство

    САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ 13 КУРОРТНОГО РАЙОНА» Открытый урок по дополнительной предпрофессиональной

    План конспект урока физической культуры 43 для учащихся 7 «А» класса Раздел: Гимнастика Тема: Опорный прыжок, способом «согнув ноги». Задачи урока: 1. Разучить комплекс общеразвивающих упражнений с предметами

    Пояснительная записка. Программа имеет художественно-эстетическую направленность. Цель: заложить основы танцевально исполнительских умений и навыков, способствовать эстетическому и духовному развитию,

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ГОРОДА БУЙНАКСКА» Республиканский этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов дополнительного

    УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПЛЕЧ Сначала упражнения следует выполнять 3-5 раз, постепенно увеличивая число повторений в серии, вплоть до 10 повторений. Можно повторить несколько циклов с перерывами между ними. Каждое

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 17 Конспект занятия по физической культуре в подготовительной к школе группе Путешествие в страну «Кругляндию» - страну

    СОВЕТУЕТ СПЕЦИАЛИСТ Памятка для родителей от музыкального руководителя Фесюк Галины Ивановны. Предлагаемые песенки-игры с движениями будут радовать детей, разовьют музыкальный слух, чувство ритма и приучат

    Лечебная физическая культура (ЛФК) - это метод лечения, основанный на применении физических упражнений Комплексы оздоровительно-корригирующей гимнастики проводятся в виде занятия. Время проведения одного

    Данный комплекс растягивающих упражнений позволит Вам наилучшим образом подготовить мышцы к игре в хоккей. Александр Кузнецов По материалам книги Боб и Джил Андерсон «Растяжка для каждого» Перед растягиванием

    От инструктора по физическому развитию Комплексы оздоровительной гимнастики. Инновационная работа Андреянова О.г. 20.10.2016 Комплекс «Собери урожай» И.П. сидя на полу, ноги согнуты, стопы соединены друг

    ВЕСЁЛАЯ ЗАРЯДКА (формирование правильной осанки) Ведущей системой в организме ребёнка является скелетно-мышечная, а все остальные развиваются в прямой зависимости от неё. Чем активнее работают мышцы, тем

    Несмотря на специфику терминов, применяемых в различных направлениях фитнеса, базой остаются термины, принятые в гимнастике. Используя основные гимнастические слова-термины можно описать практически все

    Упражнения для укрепления мышц спины Медленное скручивание вниз у стены Исходное положение: Встаньте у стены, прижмитесь к ней корпусом и сделайте от нее шаг вперед на длину стопы. Подкрутите таз на себя

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная Каплинская школа» Методическая разработка по физической культуре «Упражнения в равновесии» (конспект урока для 5-х классов,

    На зарядку вместе с мамон Помните, как поется в песне про маленьких непосед: «...А у меня внутри вечный двигатель, вечный бегатель, вечный прыгатель...». Но несмотря на это, сегодня большинству детей не

    Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества г. Дубны Московской области» План-конспект открытого занятия по образовательной программе «Хореография»

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 112 Г. ЛИПЕЦКА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОРСКИХ КОМПЛЕКСОВ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ КИНЕЗИОЛОГИИ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО

    Лемешевская Жанна Владимировна, учитель физической культуры и здоровья средней школы 1 г. Пинска, высшей квалификационной категории, педагогический стаж 17 лет. УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ГИМНАСТИКЕ В 10 КЛАССЕ

    Йога после трудного дня Йога и тибетская гимнастика очень хороши для нашего тела поутру. Но что делать вечером, когда вы пришли с работы, тело ноет от усталости и кажется, что вся польза, принесенная упражнениями

    Государственное бюджетное образовательное учреждение Астраханской области среднего профессионального образования «Астраханский колледж вычислительной техники» Комплекс упражнений для профилактики профессиональных

    Межрегиональная общественная благотворительная организация инвалидов «Общество взаимопомощи при болезни Бехтерева» Комплекс упражнений лечебной физкультуры для пациентов с болезнью Бехтерева Утренняя гимнастика

    Производственная гимнастика для работающих в положении сидя или стоя Н. Л. Бацукова, заведующая кафедрой общей гигиены УО «Белорусский государственный медицинский университет», к.м.н., доцент Примерный

    Управление социальной защиты населения Брянской области ГУ «Центр социально-психологической реабилитации населения, пострадавшего в результате аварии на ЧАЭС» Будь здоров «Полезные советы на каждый день

    Самостоятельные занятия по физической культуре учащихся Большое значение имеет формирование у школьников стремления к физическому совершенствованию. В основных направлениях реформ общеобразовательной школы

    ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА ПО ПЛАВАНИЮ. (В РАМКАХ ДЕКАДЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ) Для учащихся 4-х классов. Учитель плавания: Борисова Т.А. Дата проведения: 13.03.13 г. ТЕМА: Аквааэробика как один из

    Упражнения с эспандерами Упражнения с эспандером на мышцы ног и ягодиц Сгибание ног лежа Бицепс бедра, ягодицы, икроножные мышцы. Установите фиксатор в нижнем положении, трубку (трубки) эспандера проденьте

    «Самолёт». Самолѐт, самолѐт, отправляемся в полѐт. Лягте на живот, голову поднять, взгляд вперѐд, руки расставить в стороны, ноги согнуть в коленях, ступни поднять вверх. Изобразить полѐт самолѐта, покачивая

    Упражнения для ног Упражнения для ног я рекомендую делать дома после работы, так как, во-первых, для них нужно больше места, а во-вторых, их следует делать тогда, когда новых нагрузок на ноги уже не предвидится.

    Утренняя зарядка Комментарии от эксперта: Программа нацелена прежде всего на восстановление работы основных суставов тела при помощи вращений, сгибаний и наклонов. Наиболее эффективная последовательность

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА» Методическая разработка постановки хореографической композиции «Сладкоежки»

    Комплекс утренней зарядки 1. 2. «Наклоны головы» И. п. руки на пояс. 1 наклон головы вперѐд, 2 наклон головы вправо, 3 наклон головы влево, 4 и. п. 3. «Движения руками» И. п. основная стойка. 1 2 руки

    Ломоносова Ксения

    униципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2» - Милославский муниципальный район Рязанской области

    Конкурсная работа

    хореографа

    МДОУ "Детский сад №2"

    Ломоносовой Ксении Ивановны

    (участника Областного интернет-конкурса методических материалов по экологическому образованию детей дошкольного возраста)

    в номинации

    «Конспект проведения образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»

    2017 г., р. п. Милославское

    Составил : хореограф Ломоносова К . И.

    Тема занятия : «По лесам, по полям, вместе весело друзьям»

    Тип занятия : закрепление знаний, выработка умений и навыков, развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста.

    Вид занятия : комбинированный.

    Цель занятия : формирование у детей дошкольного возраста умения воплощать музыкально - ритмические движения с помощью разных образов.

    Задачи занятия :

    1. Заинтересовать детей , развивать навыки пластичности, выразительности, грациозности.

    2. Способствовать развитию творческого воображения.

    3. Создать атмосферу творческого единения педагога с детьми.

    Методы и приемы : практический, словесный.

    Возраст детей : 4-5 лет.

    Оборудование : уголок природы, аудиозаписи, атрибуты к играм.

    Продолжительность занятия : 20 минут.

    План занятия :

    1. Подготовительная часть занятия (3 мин.)

    2. Основная часть (16 мин.)

    2.1 Упражнение на разогрев мышц шеи (30 сек)

    2.2. «Маятник» - упражнения на разогрев мышц (30 сек.)

    2.2. Разучивание прыжков «Солнечные зайчики» - этюд на образ (2мин.)

    2.3. «Ветер, ветерок, ветрище» - упражнения на восстановление дыхания (30 сек.)

    2.4. Галоп боковой (1 мин. 30 сек)

    2.5. Релаксация - этюд на образ (2 мин.)

    2.6. Упр. «Подснежники» - этюд на образ (2 мин)

    2.7 Растяжка «Рыбалка» этюд на образ (3 мин)

    2.8 Разучивание позиций рук. Упр. «Жучки» (2 мин.)

    2.9 Игра «Бабочки и цветочки» (2 мин.)

    3. Подведение итогов занятия (1 мин.)

    Ход занятия:

    1. Подготовительная часть

    Преподаватель :

    Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по лесу, где повстречаемся с интересными животными и насекомыми. Вы готовы?

    Чтобы отправиться в путешествие, у нас есть волшебный поезд, который нам поможет. Быстрее рассаживаемся по вагонам, а машинистом будет Дима (дети встают друг за другом) . Подаем гудок. Ту-туууу!

    Отправляемся в поход

    Много нас открытий ждет.

    Мы шагаем друг за другом

    Лесом и зеленым лугом.

    Под музыку дети двигаются за «машинистом» , который везет «поезд» .

    Преподаватель :

    Вот мы и приехали в наш лес. Ребята, посмотрите, как тут красиво! Мы пришли в гости в лес, давайте поприветствуем его и его обитателей.

    Физминутка «В лесу»

    Руки подняли и покачали –

    Это деревья в лесу. (плавное покачивание поднятыми вверх руками)

    Руки нагнули, кисти встряхнули –

    Ветер сбивает росу. (встряхивание рук перед собой)

    В стороны руки, плавно помашем –

    Это к нам птицы летят. (горизонтальные, одновременные движения руками вправо - влево)

    Как они сядут, тоже покажем – (сели на корточки, руки за спину)

    Крылья сложили назад.

    Здравствуй, лес, чудесный лес, (встали, руки в стороны)

    Полный сказок и чудес!

    Звук водопада в аудиозаписи.

    Преподаватель :

    Ой, ребята, вы слышите? Что это за звуки такие? Откуда они доносятся?.

    Правильно, это нас встречает водопад, а посмотрите, рядом с водопадом есть озеро и в нем плавают рыбы, они тоже рады вас видеть.

    Звуки птиц в аудиозаписи.

    Преподаватель :

    Ребята, вы слышите, кто это издает такие звуки?. Правильно птицы, а где они живут? Верно, некоторые птицы живут рядом с людьми, а некоторые только в лесу.

    Крик совы в аудиозаписи.

    Преподаватель :

    А кто же сейчас с нами здоровается?. правильно, это сова. Ребята, попробуйте найти в нашем лесу сову. Молодцы!

    Звук лисы в аудиозаписи.

    Преподаватель :

    А сейчас сможете угадать, кто издает такие звуки…. Верно, это лиса. Посмотрите какая она красивая, пушистая. А дальше в лесу вырыта лисою нора, где живет целая лисья семья.

    Звук ежа в аудиозаписи.

    Преподаватель :

    Кто же это может издавать такие звука? …Правильно, это еж. Он так же как лиса и зайцы живет в норке со своей семьей. Ребята, вот мы и познакомились с нашим лесом, пора отправляться дальше в путь.

    Быстрее рассаживаемся по вагонам (дети встают друг за другом) . Подаем гудок. Ту-туууу!

    Продолжаем мы поход

    Много нас открытий ждет.

    Мы шагаем друг за другом

    Лесом и зеленым лугом.

    Под музыку дети двигаются за «машинистом» , который везет «поезд» , используя разнообразные рисунки (линия, змейка, круг) .

    2. Основная часть.

    Остановились лицом в круг (в зале) .

    Преподаватель :

    А теперь мы оказались на лугу, посмотрите, сколько здесь красивых цветов и бабочек (руки на поясе, повороты головы) .

    Упр. «Маятник» (перенос тяжести тела с ноги на ногу)

    Вперед назад, вперед назад

    Цветок качается.

    Влево вправо, влево вправо

    Детям очень нравится.

    Разучивание прыжков «Солнечные зайчики» (музыкальный размер4/4)

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Начинаем мы скакать.

    Утром, вечером и днём

    Мы скакать не устаём. (перескакиваем с ноги на ногу)

    Песня : «Солнечные зайчики»

    Солнечные зайчики встали на заре (ноги в 6-ой позиции, наклоны вперед)

    Как тепло и весело стало на земле (руки во 2 позиции)

    По тропинкам зайчики прыгают в лесу (руки на поясе, прыжки на двух ногах)

    Собирают раннюю росу (наклоны вперед, колени прямые)

    Проигрыш (хлопки в такт музыке)

    Блещет речка золотом, блещет в тишине (прыжки из 6-ой во 2-ую позицию)

    Солнечные зайчики пляшут на волне

    Заглянули зайчики в комнату мою

    С добрым утром я уже встаю!

    Проигрыш (хлопки в такт музыке)

    Восстанавливаем дыхание Упр. «Ветерок, ветер, ветрище» вдыхаем полной грудью, выдыхаем тихо, медленно (ветерок, затем выдыхаем посильнее (ветер, выдохнули сильно (ветрище) .

    Преподаватель :

    Вот мы попрыгали, как зайчики, подули, как ветер, а сейчас давайте поскачем как галки.

    Галоп боковой

    Скоком боком, скоком боком,

    Ходит галка мимо окон.

    Ветром вся взъерошена,

    Снегом запорошена.

    Гоп, гоп, гоп, гоп,

    Получается галоп.

    Пятка пятку догоняй –

    Пятка пятку выбивай.

    Ножка ножку догоняла,

    Все бочком за ней скакала.

    Стоп! Я сказала. Я устала…

    Ножка ножку догоняла,

    Все бочком за ней скакала.

    (повтор 2 раза : в одну сторону и в другую).

    Остановились, сели в круг.

    Преподаватель :

    Устали? Нужно отдохнуть и расслабить свои мышцы

    Легли на спину. Релаксация : «на лугу» .

    Ребята, давайте расслабимся. Представьте себе, что наступило лето, расцвело множество цветов на лугу - ромашки, васильки, колокольчики, незабудки. Хотите быть красивым цветком на лугу? Тогда давайте представим, что все мы цветы, а какие именно, решите сами, какой цветок больше всего нравится, тем и будете .

    Вначале еще нет никакого цветка, только маленькое семечко спит в земле и ждет, когда ему можно будет прорасти (сели на корточки, руки и голову опустили на пол) . Но вот появился росток и стал изо всех сил тянуться вверх, к солнышку (медленно выпрямляем спину, руки на уровни груди) .

    Он тянется все выше и выше – и вот уже перед нами огромный розовый бутон (встали, руки наверху, ладони вместе) . И, наконец – о, чудо! – бутон раскрылся, и цветок впервые взглянул на мир (развели руки в стороны) .

    Как ласково пригревает солнышко, как прохладно веет ветерок! («маятник» ).

    Ах, как хочется пить! Я изнываю от жажды, мои лепестки могут засохнуть. …

    Наконец-то пошел дождь! Ах, как хорошо! (упр. «капельки» )

    Но наступила ночь, Цветок прикрылся своими лепестками, словно одеяльцем и уснул (соединили ладони наверху, наклон головы вперед) .

    Сейчас вы услышите произведение-пьесу П. И. Чайковского «Апрель. Подснежник» . Прислушайтесь к мелодии, она робкая, несмелая, ласковая. Подснежник тянется к солнцу, и мелодия поднимается все выше. Мелодия в пьесе звучит то светло, то тревожно, то громко, то низко. Музыка рассказывает, что солнышко еще светит не всегда, что еще бывает холодно, темно и ненастно.

    В этой пьесе есть и другая мелодия-очень красивая, взволнованная, трепетная, легкая, как дуновение ветерка. Мелодия нежная, полетная, будто цветок подснежника покачивается на ветру.

    Упр. «подснежники» (слушать музыкальную композицию внимательно и выполнять движения в такт музыке).

    Преподаватель :

    Какие вы молодцы, а сейчас я предлагаю вам порыбачить. Хотите? Недалеко в лесу мы видели озеро с рыбками. Давайте представим, что мы будем их ловить (сели на пол, ноги вперед.

    Растяжка.

    Песня «Любитель-рыболов»

    (и. п. сидя на попе, ноги вытянуты вперёд, носки натянуты, упор на руки)

    Сидит рыбак на озере любитель рыболов

    Сидит мурлычет песенку, а песенка без слов

    (носки поднимаем вверх, вниз)

    Тра-ля-ля

    Тра-ля-ля

    Тра-ля-ля

    А озеро глубокое, удачным будет лов

    Сейчас поймает окуня любитель рыболов

    («плывём» : наклоны вперёд к ногам, руки разводим в стороны)

    Тра-ля-ля (3 раза ладошками ударяем по плечам)

    Тра-ля-ля (3 раза ладошками ударяем по коленям)

    Тра-ля-ля (3 раза ладошками ударяем по носкам)

    А песенка чудесная и радость в ней и грусть

    И знает эту песенку вся рыба наизусть

    («плывём на лодке» : кисти-кулачки, наклоны корпуса к ногам, руки через стороны вверх по кругу)

    Тра-ля-ля (3 раза ладошками ударяем по плечам)

    Тра-ля-ля (3 раза ладошками ударяем по коленям)

    Тра-ля-ля (3 раза ладошками ударяем по носкам)

    Как песня начинается, вся рыба разбегается

    («Велосипед» упор на локти)

    Тра-ля-ля (3 раза ладошками ударяем по плечам)

    Тра-ля-ля (3 раза ладошками ударяем по коленям)

    Тра-ля-ля (3 раза ладошками ударяем по носкам)

    Преподаватель :

    Молодцы, ребята, встаем. А сейчас давайте представим, что мы нашли жучка, и нам нужно помочь ему взлететь.

    Разучивание позиций рук «Жучки»

    Берём жука в руки (подготовительная позиция, поднимаем его повыше (1-я позиция рук, потом ещё повыше (3-я позиция рук, а теперь отпускаем в небо, он улетел (раскрываем руки в стороны 2 позиция) . (Упражнение повторяется три раза) .

    Преподаватель :

    Молодцы, ребята, а сейчас время поиграть.

    Игра «Бабочки и цветочки» .

    Группа делится на 2 команды. 1 команда-бабочки, 2-цветочки (надеваются на руки цветы) . Пока звучит музыка («Апрель. Подснежник» ). Бабочки летают, цветочки качаются на ветру (внимательно слушать композицию и двигаться в такт) . Как музыка остановилась, бабочки летят на свободный цветок.

    3. Заключительная часть. (Подведение итогов) .

    Какие вы молодцы! Ребята, скажите, где мы сегодня побывали?. А что и кого встретили?. Какие позиции рук мы сегодня изучили?. Вам понравилось наше путешествие?. И мне понравилось путешествовать с вами, но сейчас вам пора возвращаться в группу , наше занятие закончилось , до скорой встречи!

    Рассаживаемся по вагонам (дети встают друг за другом) . Подаем гудок. Ту-туууу!

    Отправляемся домой.

    Много мы за день открыли, изучили.

    Мы шагаем друг за другом

    Лесом и зеленым лугом.

    ПРИЛОЖЕНИЕ (фотоматериал к занятию )

    Список литературы :

    О. П. Радынова. Природа и музыка. ТЦ СФЕРА; Москва 2010

    С. Руднева, Э. Фиш. Музыкальное движение. Методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. СПб, 2000.

    Т. Суворова. Танцевальная ритмика № 1. ИЗД. «Музыкальная палитра» . СПб 2005.




    ПЛАН - КОНСПЕКТ

    ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ХОРЕОГРАФИИ

    Тема занятия: «Развитие координации и эмоциональной

    Выразительности обучающихся на занятиях хореографии»

    Фофанова Алевтина Федоровна,

    педагог дополнительного образования

    ГБОУ ДОД ДДТ «На 9-ой линии»

    детского творческого объединения

    «Студия хореографии « Нимфы»»

    Цель занятия: Развитие координации движений и эмоциональной выразительности обучающихся путем повторения и отработки пройденных хореографических элементов

    Задачи:

    Обучающие:

    • закрепление знаний хореографических терминов;
    • повторение и закрепление ранее изученных танцевальных элементов;
    • обучение танцевальным элементам, способствующим развитию координации движений и танцевальной выразительности.

    Развивающие:

    • развитие осмысленного исполнения движений;
    • развитие эмоциональной выразительности, артистичности, музыкальности.
    • развитие профессиональных навыков (выворотность, прыжок, шаг).

    Воспитывающие:

    • формирование эстетического воспитания, умения вести себя в коллективе;
    • формирование чувства ответственности и собранности;
    • активизация творческих способностей.

    Характеристика группы:

    девочки 6-7 лет, 1 год обучения

    Место занятия в системе:

    текущее

    Тип занятия:

    закрепление пройденного

    Методы работы:

    • словесный (объяснение);
    • наглядный (показ выполнения элементов педагогом);
    • практический (выполнение элементов обучающимися);
    • игровой (игровая форма подачи материала).

    Используемые педагогические технологии:

    • игровая технология
    • здоровьесберегающая технология
    • технология развивающего обучения

    Результат:

    • приобретение умений координированного и выразительного исполнения танцевальных элементов.

    Оборудование:

    хореографический станок, зеркала

    Музыкальное

    сопровождение :

    музыкальный центр, CD-диски,USB/

    План занятия

    1. Вводная часть (5 мин.)
    1. Вход учащихся в танцевальный зал под марш. Выстраиваются в две линии в шахматном порядке. Поклон педагогу и гостям.

    2. Обозначение темы и цели занятия.
    3. Рассказ о значении координации и эмоциональной выразительности в исполнительской деятельности танцовщика.

    II. Подготовительная часть занятия (5 мин.)

    Выполнение подготовительных упражнений (различные виды шагов и бега), способствующих разогреву мышц тела, прыжковые упражнения по диагонали.

    1. Основная часть занятия (25 мин.)

    1. Исполнение основных танцевальных элементов (русский танец, полька, галоп, подскоки, движения «лошадка», «жираф», вальс) под песенки детского репертуара.
    2. Музыкально-хореографическая игра «Цирк». Дети по очереди в импровизированном танце изображают цирковых персонажей. Остальные должны отгадать, кого он изобразил. Педагог оценивает эмоциональную выразительность исполнения.

    3. Выполнение упражнений на координацию:

    1. верчение по диагонали;
    2. галоп и подскоки с поворотом по диагонали;
    3. прыжки с поворотом по точкам зала.

    IV. Контролирующая часть (5мин.)

    Танцевальные импровизации по заданным сюжетам. Педагог оценивает координацию и эмоциональную выразительность исполнения.

    V. Заключительная часть занятия (5 мин.)
    Подведение итогов занятия. Рефлексия.
    Основное построение для выхода из зала. Поклон педагогу и гостям. Выход из танцевального зала под музыкальное сопровождение.


    Структура урока хореографии остается классической: подготовительная, основная, заключительная части.

    В подготовительной части урока решаются задачи организации занимающихся, мобилизации их к предстоящей работе, подготовки и выполнению упражнений основной части занятия. Средствами, которыми решаются указанные задачи, являются разновидности ходьбы и бега, различные танцевальные соединения на основе историко-бытовых и народных танцев, общеразвивающие упражнения. Также упражнения способствуют мобилизации внимания, подготавливают суставно-мышечный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы для последующей работы. Та часть урока, в которой решаются основные задачи, является основной.

    Решение поставленных задач достигается использованием большого арсенала разнообразных движений: элементов классического танца, историко-бытовых и народных танцев, элементов свободной пластики, акробатических и общеразвивающих упражнений.

    Выделяют три вида основной части урока:

      Первый строится на основе классического танца;

      Второй основан на элементах народных, историко-бытовых, современных бальных танцев;

      Третий преимущественно построен на движениях свободной пластики.

    Форма основной части зависит от организации урока. Наиболее простая форма – одночастная, когда упражнения только у опоры или только на середине зала. Возможна двухчастная форма (у опоры, затем на середине). При продолжительности урока 25-30 мин. рекомендуется одночастная форма, если длительность урока 45-60 мин., то применяют двухчастную форму.

    В заключительной части урока необходимо снизить нагрузку с помощью специально подобранных упражнений: на расслабление, на растягивание (умеренной интенсивности). При утомлении для эмоциональной настройки к последующей работе рекомендуется применять танцевальные движения и комбинации с использованием современных танцев. В заключительной части урока подводятся итоги. Во время контрольного урока дается оценка каждой гимнастке.

    Построение урока определяется 4 условиями:

      Соразмерностью отдельных частей урока;

      Подбором упражнений и последовательностью их исполнения;

      Чередованием нагрузки и отдыха;

      Составлением учебных комбинаций на уроке.

    В зависимости от педагогических задач длительность и соразмерность частей урока хореографии может меняться. В среднем основная часть урока при любой его продолжительности составляет около 80% общего времени.

    Между тем, в подготовительном периоде, первая часть урока более длительна, чем в соревновательном периоде. Если урок проводится вначале тренировочного занятия, то подготовительная часть займет около 10% времени всего урока, а заключительная, назначение которой готовить занимающихся к предстоящей работе с предметами, не должна быть затянутой и вялой.

    В случае, когда урок заменяет вид гимнастического многоборья или дополняет его, подготовительная часть сокращается вдвое. При этом увеличивается доля времени, отведенного на заключительную часть урока. Подбор упражнений и методы проведения должны способствовать лучшему восстановлению, особенно если урок проводится в конце тренировочного занятия.

    Последовательность упражнений в хореографическом уроке строго определена. Сначала подбираются упражнения, локально воздействующие на голеностопные, коленные и тазобедренные суставы, затем с постепенным увеличением амплитуды движений включая в работу всё более крупные группы мышц.

    Физиологическая кривая урока имеет волнообразный характер. Это означает, что интенсивные нагрузки в уроке периодически сменяются менее интенсивными нагрузками, трудные упражнения менее сложными. Необходимо помнить, что различные упражнения в зависимости от их координационной сложности, выразительного аспекта представляют разную психологическую трудность для занимающихся. Поэтому координационно и выразительно сложные движения, требующие внимания и сосредоточенности, должны сменяться более простыми движениями. Рекомендуется сначала давать движения не сложные по своей структуре, не вызывающие особого напряжения внимания и памяти, постепенно повышая, однако, физическую трудность исполнения.

    Затем можно переходить к более сложным движениям, которые требуют большей степени внимания и затраты физических сил, и, наконец, давать упражнения наиболее сложные в координационном отношении, но позволяющие уменьшить физическую нагрузку.

    Примерная последовательность упражнений в уроке:

      Подготовительная часть

      Разновидности ходьбы;

      Разновидности бега;

      Танцевальные шаги, комбинации;

      Общеразвивающие упражнения.

      Основная часть

    а) У опоры:

    1. Demi plie, grand plie с различными движениями руками в сочетании с волнами, выпадами, наклонами.

    2. Различные варианты battement tendu.

    3. Варианты battement tendu jete.

    4. Варианты rond de jambe par terre с волнами, взмахами, наклонами, выпадами.

    5. Варианты battement fondu

    6. Варианты battement frappe

    7. Rond de jambe en l`air

    8. Developpe; releve lent в сочетании с равновесиями, наклонами, поворотами.

    9. Упражнения на растягивание.

    10. Grand battement jete в сочетании с поворотами, прыжками, равновесиями.

    11. Прыжки.

    б) На середине

    1. Упражнения для рук и корпуса на основе классических port de bras

    2. Упражнения для рук народных танцев, целостные волны, различные наклоны

    3. Упражнения на равновесие

    4. Туры lents, различные повороты

    5. Сочетание равновесий, поворотов с элементами акробатики: перекаты, перевороты, шпагаты, мосты.

    6. Малые прыжки: temps leve; changement de pieds; pas echappe; jete; …

    7. Большие гимнастические прыжки на месте, с разбега и прыжки с элементами акробатики.

    III. Заключительная часть.

      Упражнения для рук.

      Упражнения на растягивание умеренной интенсивности.

      Различные танцевальные элементы и соединения.

      Упражнение на расслабление.

    Для правильного построения урока хореографии принципиальным является не только правильная последовательность, подбор движений, но и чередование нагрузки и отдыха.

    Проведение упражнений серийно-поточным методом с небольшими интервалами отдыха может привести к чрезмерно высокому темпу всего значительному утомлению. Особенно это нежелательно на обучающих уроках, так как можно вызвать снижение внимания и как следствие – плохое усвоение нового материала.

    Слишком длительные паузы отдыха могут привести к расхолаживанию занимающихся, не эффективному воздействию на кардиореспираторную систему, снижению общей плотности урока.

    Длительность пауз во многом определяется правильной, гибкой организацией урока, а именно: правильным размещением занимающихся в зале, использованием различных методов проведения упражнений (фронтального, группового, индивидуального).

    Важное место в построении урока занимает методика составления учебных комбинаций, то есть различных соединений из движений классического и народных танцев, прыжков, равновесий, поворотов, акробатических элементов и т.п. Здесь существуют определенные закономерности, которые необходимо учитывать:

      Возраст и возможности учениц, периодизацию спортивной тренировки, этап подготовки.

      Логическую связь движений, а именно:

      Положение тела в конце каждого движения должно служить исходным положением для выполнения последующего.

      Все компоненты комбинаций должны помимо самостоятельного значения иметь и дополнительное (функцию связи).

    Оптимальную трудность комбинации. Не следует умалять или переоценивать возможности гимнастки.

    Элемент новизны и разнообразия. Нужно органично сочетать хорошо знакомые элементы с недавно освоенными элементами, не увлекаясь при этом чрезмерным и разнообразием.

    В первое время занятия начинающих должны быть короче, затем их продолжительность увеличивается, за счет чего расширяется программа по инициативе преподавателя. Однако ежедневно увеличивать продолжительность занятий не рекомендуется, поскольку организму тяжело справляться с чрезмерными нагрузками, что ведёт к постепенному, неуклонному регрессу. Важно не количество, а качество занятий. Если выполнять упражнения с чувством, с толком, с расстановкой, то можно достичь оптимальных результатов.

    В зависимости от педагогических задач уроки хореографии можно классифицировать:

    Обучающий

    Тренировочный

    Контрольный

    Разминочный

    Показательный

    Рассмотрим более подробно каждый из них.

    Обучающий урок. Основная задача данного вида урока – освоение отдельных элементов и соединений. Одновременно с этим решаются задачи физического развития, воспитания музыкальности, выразительности.

    Обучающий урок присущ в основном подготовительному периоду тренировки. Характерными особенностями его является использование раздельного метода проведения упражнений с многократным повторением их и расчленением соединений на отдельные компоненты, выполнение ряда подготовительных упражнений, подводящих к «генеральному» движению.

    В многолетней подготовке данный вид урока находит наибольшее применение на этапах начальной, специальной и углубленно-специальной подготовки при освоении новых композиций.

    Тренировочный урок. Главная задача этого вида урока – подготовка организма к предстоящей работе, а также сохранение достигнутого уровня спортивного мастерства. Такой урок можно применять вместо вольных упражнений или как отдельный вид тренировочного занятия. В последнем случае подбор и дозировка упражнений направлены на решение задач специально-двигательной подготовки, совершенствования выразительности, музыкальности, пластики движений.

    По сравнению с обучающим уроком тренировочный является более узконаправленным, насыщается элементами обязательной и произвольной программы, сокращается по времени за счет уменьшения количества упражнений, проведения их серийно-поточным методом.

    Контрольный урок. Задача этого урока – подведение итогов освоения очередного раздела хореографической подготовки. Например, после освоения элементов классического танца провести «открытый урок», выставляя оценку (по пятибалльной системе) каждому студенту или спортсмену.

    Возможно проведение контрольного урока в виде приема нормативов, включая элементы хореографии в тесты по технической подготовке (например, выполнение перекидного прыжка, прыжка шагом, поворота на 360° в равновесие). Оценивается упражнение с учетом требований и сбавок, указанных в правилах соревнований по спортивной и художественной гимнастике, по акробатике, спортивной аэробике.

    Разминочный урок. В период непосредственной подготовки к соревнованиям рекомендуется выполнять стабильный комплекс упражнений, цель которого – разогрев организма и снятие излишней психологической напряженности (возбуждения или, наоборот, заторможенности). Этому способствуют привычные, индивидуально подобранные упражнения, которые по мере усвоения студенты или спортсмены выполняют самостоятельно (индивидуальная разминка).

    Показательный урок. С возросшей популярностью зрелищных видов гимнастики большим количеством показательных выступлений появилась необходимость в показательном уроке, где обычно участвует группа спортсменов в виде шоу-программы. В таком уроке нет необходимости выдерживать «физиологическую кривую», ведь гимнастки выходят на помост, проделав обычную индивидуальную, соревновательную разминку. Главное здесь – это зрелищность, которая будет определяться оригинальностью подобранных упражнений, сменой темпа, характера движений, согласованностью работы и высоким индивидуальным мастерством участников.

    СРЕДСТВА ХОРЕОГРАФИИ

    Для достижения высоких показателей в соревнованиях немаловажное значение имеет уровень двигательной подготовки спортсменов, которого можно достичь, используя все средства хореографии.

    Важное значение имеет ритмика, которая учит умению согласовывать свои движения с музыкой.

    Следующая группа средств – это пантомима, являющаяся неотъемлемой частью воспитания выразительности движений.

    И, наконец, специфические группы движений, такие, как акробатические, полуакробатические, элементы спортивно-гимнастического стиля, включающие построения, перестроения, прикладные и общеразвивающие упражнения.

    Упражнения классического танца могут выполняться у опоры, на середине зала, на гимнастическом бревне:

    У опоры – лицом или боком к опоре.

    На середине движения выполняются на месте, в полповорота, с продвижением со сменой мест в шеренгах, по диагонали, по кругу.

    При выполнении хореографических упражнений на гимнастическом бревне применяются как положения продольно, так и поперек.

    Эффективность воздействия элементов классического танца зависит от правильной техники выполнения, которую можно достичь, применяя подводящие упражнения и контролируя работу необходимых групп мышц. Подготовительные упражнения – основное средство хореографической подготовки на этапах начальной подготовки.

    Средства хореографии


    СТРУКТУРА УРОКА ХОРЕОГРАФИИ*

    Структура урока хореографии является классической: подготовительная, основная, заключительная части.

    В подготовительной части урока решаются задачи организации занимающихся, мобилизации их к предстоящей работе, подготовки к выполнению упражнений основной части занятия.

    Средствами, которыми решаются указанные задачи, являются разновидности ходьбы и бега, различные танцевальные соединения на основе народных танцев, общеразвивающие упражнения. Такие упражнения способствуют мобилизации внимания, подготавливают суставно-мышечный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы для последующей работы.

    Для проведения упражнений применяются различные методы: раздельный, в движении, игровой (например, в виде музыкальной игры).

    Та часть урока, в которой решаются основные задачи, является основной. Решение поставленных задач достигается применением большого арсенала разнообразных движений: элементов классического танца, элементов народных танцев, элементов свободной пластики, акробатических и общеразвивающих упражнений.

    В зависимости от применяемых средств основную часть урока можно представить в семи различных вариантах (рис. 2). Данное деление, конечно, является условным, поскольку различные средства хореографической подготовки обогащаются, взаимно проникая друг в друга.

    Подразделяют три вида основной части урока:

    · первый строится на основе классического танца;

    · второй основан на элементах народных, современных бальных танцев;

    · третий преимущественно построен на движениях свободной пластики.

    Варианты проведения основной части урока хореографии

    1 – на основе движений классического танца

    2 – на основе движений свободной пластики

    3 – на основе движений народно-сценических и историко-бытовых танцев

    6, 7 – смешанные типы уроков

    Однако в большинстве случаев применяются смешанные варианты, где в различных сочетаниях чередуются всевозможные средства хореографической подготовки.

    Для воспитания умения слитного выполнения акробатических и хореографических движений (необходимого при выполнении вольных упражнений и упражнений на бревне) в основной части урока следует применять акробатические элементы: кувырки, медленные перевороты, маховые сальто.

    Форма основной части зависит от организации урока. Наиболее простая форма – одночастная, когда упражнения проводятся только у опоры, только на середине или только на бревне. Возможны двухчастная (у опоры, затем на середине; на середине, затем на бревне и т. д.) и трёхчастная формы. При продолжительности урока 25–30 мин. рекомендуется одночастная форма, если же длительность урока 45–60 мин. то применяются двух– и трёхчастные формы.

    В заключительной части урока необходимо снизить нагрузку с помощью специально подобранных упражнений: на расслабление, на растягивание (умеренной интенсивности). При утомлении для эмоциональной настройки к последующей работе рекомендуется применять танцевальные движения и комбинации из современных танцев. В заключительной части урока подводятся итоги. Во время контрольного урока дается оценка каждому спортсмену.

    ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ УРОКА ХОРЕОГРАФИИ*

    Построение урока определяется 4 условиями: соразмерностью отдельных частей урока; подбором упражнений и последовательностью выполнения; чередованием нагрузки и отдыха;

    · составлением учебных комбинаций на уроке.

    В зависимости от педагогических задач длительность и соразмерность частей урока хореографии может меняться. В среднем основная часть урока при любой его продолжительности составляет около 80 % общего времени. Между тем в подготовительном периоде первая часть урока более длительна, чем в соревновательном. Если урок проводится в начале тренировочного занятия, то подготовительная часть займет около 10 % времени всего урока, а заключительная, назначение которой готовить занимающихся к предстоящей работе на снарядах, не должна быть затянутой и вялой. В случае, когда урок заменяет вид гимнастического многоборья или дополняет его, подготовительная часть сокращается вдвое. При этом увеличивается доля времени, отведенного на заключительную часть урока. Подбор упражнений и методы проведения должны способствовать лучшему восстановлению, особенно если урок проводится в конце тренировочного занятия.

    Необходимо помнить, что различные упражнения в зависимости от их координационной сложности, выразительного аспекта представляют разную психологическую трудность для занимающихся. Поэтому координационно и выразительно сложные движения, требующие внимания и сосредоточенности, должны сменяться более простыми. Рекомендуется сначала применять движения несложные по своей структуре, не вызывающие особого напряжения внимания и памяти, постепенно повышая, однако, физическую трудность выполнения. Затем можно переходить к более сложным движениям, которые требуют большей степени внимания и затраты физических сил, и, наконец, применять упражнения наиболее сложные в координационном отношении, но позволяющие уменьшить физическую нагрузку.

    Важное место в построении урока занимает методика составления учебных комбинаций (комбинированных заданий), т. е. различных соединений из движений классического и народных танцев, прыжков, равновесии, поворотов, акробатических элементов и т. п. Здесь не может быть единого рецепта, многое зависит от квалификации хореографа. Однако и здесь существуют определенные закономерности, которые необходимо учитывать:

    1. Возраст и возможности учениц, периодизацию спортивной тренировки, этап подготовки.

    2. Логическую связь движений, а именно:

    · положение тела в конце каждого движения должно служить исходным положением для выполнения последующего;

    · все компоненты комбинаций должны помимо самостоятельного значения иметь и дополнительное (функцию связи).

    3. Оптимальную трудность композиции. Не следует недооценивать или переоценивать возможности спортсменов и студентов.

    4. Элемент новизны и разнообразия. Нужно органично сочетать хорошо знакомые движения с недавно освоенными, не увлекаясь при этом чрезмерным их разнообразием.

    МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ*

    Хореографическая разминка проводится с музыкальным сопровождением. Функции аккомпаниатора – пианиста очень многогранны. Посредством музыкального сопровождения музыкант помогает тренеру организовать внимание занимающихся и воспитывает у них чувство ритма, музыкальность выполнения, передавать характер музыкального произведения пластикой движений, взглядом и поворотом головы. Музыкальное сопровождение должно быть выразительным, характерным для каждого вида упражнения, где ясно прослушивается музыкальная фраза, укладывающееся количество тактов, соответствующее продолжительности упражнения.

    Давая определенный темп, метр и ритмический рисунок, музыка выявляет и подчеркивает характерные особенности движения, помогает его выполнению и одновременно приучает спортсменов и студентов понимать соответствие между характером музыки и характер движения. Соблюдение ритмического рисунка в соединении с творческой фантазией аккомпаниатора пианиста (хорошая, разнообразная импровизация) повышают качество урока. Определенный метр, темп рисунок выявляют и подчеркивают технический характер движения: мелодия, разнообразно гармонизированная, создает эмоциональную окраску движений, подчиняет движения музыке и обеспечивает музыкальную насыщенность уроку. Если в композиции мы подчиняемся музыке, передаем ее содержание и форму, то в уроке происходит обратное явление: музыка должна по своей форме подчиняться движению. Все комбинации урока должны строиться с учетом музыкальной фразы (тактовой квадратности), начинаться и заканчиваться вместе с нею. Музыкальные фразы могут быть малые и большие: четыре такта, восемь, шестнадцать, тридцать два и т. д. В повседневном тренировочном процессе аккомпаниатор пианист творчески участвует в построении урока и музыкальном воспитании студентов, умело подбирая музыкальную литературу в тех случаях, когда задание тренера-преподавателя требует готовой музыкальной формы. Очень важна профессиональная подготовка пианиста, умение перейти в необходимый момент на импровизацию.

    Импровизационная музыка должна строго подчиняться рисунку заданной тренером-преподавателем комбинации, иметь определенный ритмический рисунок, соответствующей характеру движений.

    Музыкальный размер

    Музыкальный размер (м/р) определяет количество долей в одном такте. В хореографии применяется музыка с м/р. 2/4; 3/4; 4/4; реже 6/8.

    М/р 2/4 соответствует счет «раз» – «два», а при более дробном делении движений «раз» – «два» – «три» или «раз» – «и» – «два» – «и».

    Таким образом, на фразу приходится в музыкальных произведениях двухдольного размера 8 счетов. Трехдольного – 12, четырехдольного – 16 счетов по тактам 4 счета. Учитывая построение музыкальных произведений, продолжительность отдельных упражнений и учебных комбинаций может составлять 2, 4, 6, 8, 16, 32 счета, а при большей длительности – число кратное 32 (в отдельных случаях – 16). Продолжительность упражнений, выполняемых по музыку трехдольного размера, может быть 3, 6, 12, 24, 48 счетов, при большей длительности – число кратное 48.

    Большое значение для проведения успешного урока хореографии имеет мастерство аккомпаниатора – пианиста, обладающего чувством меры и художественным вкусом. Он должен уметь подбирать произведения, которые точно согласовывались бы с учебными заданиями и в то же время были бы отвлеченными, монотонными и примитивными. Общими канонами для подбора музыкальных произведений являются танцевальность, образность, оптимистический характер, завершенность мелодии.

    Характер музыкального сопровождения

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

    В целях лучшего усвоения изучаемого материала, умения анализировать и зрительно воспринимать составляемую композицию студентам предлагается следующая схема записи, при описании которой необходимо указать вид спорта, разряд, применяемый в постановке классический, народный танец или современный стиль движений.

    Запись необходимо производить, применяя следующие условные обозначения (первая и конечная цифры обозначают первоначальную и заключительную позы):


    При составлении композиции необходимо учитывать перемещение спортсменов по площадке; ракурс каждого элемента, подбор элементов сложности в зависимости от разряда, сбалансированность выполняемых элементов как на полу, так в положении стоя и в воздухе.

    Варианты рисунков композиции, в/у


    При описании элементов классификационной программы указывается название элемента без подробного его описания или символическое обозначение, исходя из требований современных правил соревнований.

    При описании акробатических пар, тройки и группового мужского выступления необходимо производить запись схемы передвижения каждого, обозначая их заглавными буквами алфавита или различной цветовой гаммой.

    Описание движений


    ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ХОРЕОГРАФИИ

    (указать год обучения) Задачи:

    I. Образовательная.

    а) Методика обучения у опоры (указать перечень элементов) и на середине (указать перечень элементов).

    б) Совершенствование хореографических прыжков (указать по группам – малая, средняя, большая).

    II. Воспитательная.

    Воспитание трудолюбия, дисциплины, чувства коллективизма.

    III. Оздоровительная.

    а) Совершенствование осанки.

    б) Профилактика плоскостопия.