• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    В классической хореографии, как и в других танцевальных направлениях, существует свой набор терминологии. Особенность балета в том, что термины преимущественно взяты из французского языка. Изначально, во время зарождения этого искусства во Франции, названия заимствовались из итальянского, но уже в начале 18 века, лексикон балета развивался и основывался на французских терминах. Из итальянских слов в терминологии остались лишь:

    • пируэт (полный поворот на 360 0 всего тела на одной ноге);
    • кабриоль (прыжок, при выполнении которого танцовщик подбивает одну ногу другой);
    • револьтад (прыжок, во время которого одна нога переносится через другую и выполняется поворот).

    Большая часть терминов подразумевает конкретное движение, которое выполняет танцор (вытягивание, сгибание, разгибание, скольжение, поднятие и пр.), некоторые акцентируют внимание на характере выполнения (торжественность, журчание и пр.), третьи определяют возникновение движения, например бурре. Некоторые названия не относятся ни к одной из категорий, например entrechatroyale (королевский прыжок в честь Людовика XIV) или sissonne (изобретено Франсуа де Руасси, графом Сиссонским, в 17 веке).

    Чтобы понимать язык классической хореографии, предлагаем ознакомиться со словарем балетной терминологии.

    А - Е

    • Адажио (с итальянского adajio переводится как «медленно», «спокойно»). Часть танца, которая выполняется медленно под спокойную музыку. Понятие используется не только в смысле музыки, но и:
      • Отдельного танца, или части музыкально – хореографической постановки, которые выполняются одним, двумя или более солистами. Наиболее распространено адажио в исполнении дуэта;
      • Для экзерсиса – упражнения у хореографического станка или в центре зала, которые состоят из набора поз и упражнений, поворотных элементов, наклонов в спокойном ритме. Задача адажио – выработать устойчивость, выразительность, музыкальность, гармонию и плавные переходы от одного движения к другому;

    • Аллегро (allegro в итальянском значит скоро, ловко, быстро) – набор упражнений в центре зала, который состоит из прыжков разной высоты и скорости;
    • A laseconde (буквальный перевод – во вторую) – работающая нога переводится (открывается) в сторону на носок, или поднимается на высоту; в этой позе работающая нога открыта носком в пол или поднята;
    • Aplomb (равновесие) – умение танцовщицы стоять в той или иной позе на одной ноге на протяжении долгого времени;
    • Арабеск (итал. аrabesco – арабский) – одно из основных движений в классической хореографии. Во время его выполнения работающая нога вытягивается в колене и открывается назад с вытянутым в пол носком, или поднимается вверх. Положение рук allongee, взгляд устремляется вдаль, что придает позе грациозности и выразительности. Арабеск символизирует ускользающую мечту, это лейтмотив Жизель или Сильфиды – популярных романтических героинь. Во время выполнения упражнения опорная нога может полностью стоять на стопе, полупальцах/пальцах, быть вытянутой или согнутой в колене. Иногда выполняется с упором на колено и отводом второй ноги. Если поза выполняется в прыжке, то положение ноги может разным (строго перпендикулярно полу, выбрасывание вперед и пр.). Русская балетная школа разделяет арабеск на четыре типа. Первые два – открытые (arabesque effacee), третий и четвертый – закрытые (arabesque croisee).Старая балетная школа выделяла еще пятый тип арабеска, в котором корпус наклонялся, а руки поднимались вперед allongee. Arabesque penchee – поза, при которой корпус наклоняется вперед, чтобы работающая нога могла подняться максимально высоко;
    • Attitude (поза, позиция):
      • Является одной из основных позиций в классической хореографии. Во время исполнения работающая нога сгибается в колене и поднимается назад на высоту. Опорная нога может стоять на стопе, пальцах или полупальцах, руки в позиции allondie. Фигура является основой для большого прыжка. Для ее выполнения, как и арабеска, нужна сильная и гибкая спина. Если аттитюд выполняется вперед, согнутая в колене нога поднимается вперед, а пятка должна быть выше уровня колена. Это лейтмотив горделивых героинь, например Авроры (балет «Спящая красавица»).
      • В широком понимании аттитюд является любой позой, которую принимает танцовщик или танцовщица;

    • Assemble, pas (глагол assembler -собирать). При выполнении этого движения работающая нога может открываться в любом направлении носком в пол, либо в воздух, при этом танцовщица одновременно приседает на опорной ноге. Затем рабочая нога ставится в 5 позицию на пальцы или полупальцы. Движение оканчивается в demi-plie. Если фигура выполняется в прыжке, то ноги собираются в момент полета. Исполнение прыжка может быть разнообразным: на месте (бросок ноги на небольшую высоту, малый прыжок petit pas assemble), или с продвижением (сильный бросок ноги на 70-90 о, предельно высокий взлет grand pas assemble). В первом случае движение начинается с прыжка и броска ноги из 5 позиции. Для выполнения grand pas assemble всегда необходим подход, что позволит достичь максимальной высоты в прыжке. Чтобы удерживать равновесие, руки подхватываются в позицию и помогают прыжку. Дополнительные усложнения в виде заносок или двойных оборотов могут придать движению зрелищности и виртуозности. Главное отличие pas double assemble (исполняется на пальцах или полупальцах на малом прыжке) в том, что фигура выполняется дважды с одной и той же ноги. Если позиция исполняется в сторону, смена ног в 5 позицию выполняется в момент второго движения;
    • Emboite, pas (буквальный перевод шпунтовый) фигура, которая выполняется со сменой ног и переносом веса тела с одной ноги на другую несколько раз подряд.

    Petit pas emboite saute – прыжок на месте или с поворотом вокруг своей оси со сменой ног. При каждом исполнении рабочая нога поочередно приводится в surlecou-de-pied вперед или назад. Grand pas emboite saute исполняется с продвижением с одновременным выбрасыванием согнутых ног максимально высоко зачастую вперед или, реже, назад.


    Pas emboite может выполняться в виде бега. При этом каждая гона поочередно выбрасывается в воздух (вперед или назад).


    Petit pas emboite saute entournant является поочередными прыжками и одновременным поворотом на 180 о. В завершении подменная нога приводится в положение surlecou-de-pied. Исполняется движение с продвижением по прямой линии или по диагонали. Может быть выполнено по кругу в комбинации с другими поворотами.


    Pas emboite sentournant выполняется на пальцах или полупальцах, вместо прыжка – шаги с одновременным поворотом. Согнутая в колене нога подводится в положении surlecou-de-pied до колена и выше.



    • Enavant (вперед) – термин для определения положения передней ноги или продвижения танцовщика;
    • Enarriere (назад) – этот термин используется для указания заднего положения ноги, или движения танцовщика назад;
    • Endedans (внутрь) – указывает на направление вращения во время выполнения пируэтов, туров и движений, которые исполняются Entournant к опорной ноге;
    • Endehors (наружу) - указывает на направление вращения во время выполнения пируэтов, туров и движений, которые исполняются Entournant от опорной ноги;
    • Enl’air (в воздухе) – термин показывает, что в момент выполнения либо работающая нога, либо все тело находятся в воздухе;
    • Entournant (в повороте) – термин указывает, что движение выполняется одновременно с поворотом корпуса;
    • Enface (напротив) – исполнитель работает на зрителя, лицом в зрительный зал;
    • Entree (вход) – выход артистов частями;
    • Entrechat (антраша? – с итальянского intrecciato – плетеный, также используется для определения скрещенного прыжка) – прыжок по - вертикали с обеих ног. В момент исполнения ноги немного разводятся и соединяются в 5 позиции. Ноги не ударяются одна о другую, так как находятся в выворотном положении от бедра;

    В - V

    • Balance, pas (глагол balancer - качать) –движение в любую сторону и с переступанием ног на месте, состоит из pastombe. По сути это pascoupe – упражнение с четкой фиксацией surlecou-de-pied, или без нее. Эффект покачивания создается благодаря легкому перегибу корпуса в талии и наклону головы. Зачастую выполняется подряд несколько раз с разных ног в любую сторону, при этом добавляются различные движения и переводы рук. Из-за того, что движение заимствовано в вальсе, исполняется в музыкальном размере?;
    • Balancoire, battement (в буквальном переводе - качели) – движение, выполняемое подряд несколько раз с включением корпуса. Во время броска работающей ноги вперед или назад, корпус резко отклоняется в противоположном направлении. Французская балетная школа называет большие батманы grands battements encloche, что переводится как колокол;
    • Ballon (мяч, воздушный шар) – так называют умение танцовщика зависать в воздухе в момент исполнения прыжка. Одновременно фиксируя различные фигуры;
    • Ballonne, pas – прыжок на одной ноге с вытягиванием рабочей ноги и продвижением в любую сторону. Обе ноги возвращаются в позицию surlecou-de-pied;
    • Ballot e, pas (глагол ballotter - качать) – прыжок, в котором одна нога закрывается и подбивает другую. При этом наклон корпуса придает эффект качания;
    • Battements (удар, биение) – движения в классической хореографии, которые направлены на разработку силы, выворотности суставов, резкости и эластичности мышц, а также на координацию;
      • Battements Tendus (тянуть): Battement tendu jete (jeter - выбрасывать на 45°), Battement tendu pourbatterie (подготовка к заноске), Grand Battement Jete (выбрасывать выше 90°), Grand Battement Jete pointe, Grands Battements Jete balance;
      • Battements releve lent (в адажио).
      • Battements sur le cou-de-pied: Battement frappe (frapper - ударять), Battement double frappe, Petit battement sur le cou-de-pied, Battement battu (battre - бить), Battement Fondus (fondre - таять) - 45° и 90°, Battement soutenu (soutenir - поддерживать) - в любом направлении .
      • Battements Developpes (developper - развивать). Движение, в момент исполнения которого, рабочая нога скользит по опорой с вытянутыми пальцами с последующим открытием в любую сторону. Battement Retire (retirer - забирать, тянуть обратно). Grand Battement Developpe Passe (passer - проводить);
    • Bris e, pas (глагол briser - ударять) – продвижение выполняется за ведущей ногой в маленьком прыжке. Конечная точка бризе – 5 позиция. В переводе с французского обозначает легкий морской ветерок;
    • Вариация (Variation) – короткий и завершенный танец для исполнения одного или нескольких танцовщиков. Зачастую это часть Pas dedeux, Pas detrois, Grand Pas, однако возможно введение в виде самостоятельного танца.

    G


    • Grand (большой) – приставка, которая используется для определения максимальной амплитуды движений во время исполнения: grand plie, grand pirouette, grand battement jete, grand passaute, grand pas dechat и пр.;
      • Grand pas – в классическом балете – сложная форма, которая состоит из выхода танцовщиков, поочередной смене солистов и кордебалета, и завершающей коды. Примеры: гран па из «Дон Кихот», «Пахита» и пр;

    D - Д

    • Дивертисмент (Divertissement - развлечение) – танцевальные номера, которые следуют друг за другом, или концертная программа, которая объединяет в себе разные по жанру и характеру танцевальные произведения;

    К - С

    • Кода в переводе с итальянского (coda) - хвост, шлейф. Термин имеет три значения:
      • Завершающая часть сольного выступления, состоящего из различных вращений и прыжков, которые выполняются по кругу или по диагонали. Могут выполняться с продвижением в сторону зрителя;
      • Окончание музыкально – танцевальной формы (pas dedeux, pas detrois, pas dequatre и пр.), которое состоит из чередования сольных выступлений. Зачастую исполняются максимально зрелищные комбинации, вращения и другие сложные фигуры по всей сцене (центр, круг, диагональ);
      • Завершение спектакля, где принимают участие все персонажи в том числе и кордебалет.
    • Кордебалет (corpsdeballet дословный перевод – каркас балета) – основная часть труппы, артисты, танцовщики ансамбля, которые выполняют массовые номера;
    • Coupe, pas (глагол couper - резать, подрезать) – движение в классическом танце, выполняет вспомогательную функцию, исполняется вместе с другими фигурами, встречается в упражнениях у станка, по центу зала, в прыжках;
    • Croisee, поза (глагол croiser - скрещивать) – фигура в классическом танце, которая выстаивается из позиции epaulement croise в 5 позиции. Выполняется за счет отведения ноги вперед или назад. Малые фигуры исполняются с вытянутым в пол носком, средние с поднятием ноги на 45 о, большие на 90 о и выше. Опорная нога на стопе, пальцах или полупальцах, натянута, либо полусогнута. Рабочая нога может быть либо полностью вытянута, либо согнута в колене. Движение может выполняться в прыжке. Бесконечные вариации фигуре придают различные положения рук, ног и головы;

    L

    • Leve, temps (глагол lever - поднимать) термин, который обозначает подъем танцовщика на пальцы/полупальцы, или выполнение прыжков на одной/обеих ногах:
      • Подъем на пальцы/полупальцы на одной или обеих ногах в любую позицию, или в позе. В московском балете называется temps releve. Если в названии есть приставка re, это обозначает повторение упражнения. Может выполняться как на вытянутых ногах, так и в позе demi-plie со вскоками и выжиманиями;
      • Прыжок на обеих ногах или на одной ноге в любую позицию. Московская школа называет temps saute. Если прыжок выполняется на одной ноге, вторая остается в положении, принятом до выполнения упражнения. Если движение выполняется в повороте, по первоначальное положение surlecou-de-pied изменяется. Тemps leve с поднятой на 45-90 о ногой является основой для выполнения прыжка кабриоль;
      • Temps leve со сменой позы – подъем на пальцы/полупальцы одной ноги, или прыжок на одной ноге с одновременным отведением другой, которая поднята в воздухе. Grand temps leve passe – амплитудный и зрелищный прыжок танцовщика с продвижением. Во время исполнения одна нога забрасывается вперед, а во время прыжка, натянутая в колене, максимально отбрасывается назад. Вторая нога тоже вытянутая в колене, выбрасывается вперед и на максимальной высоте ноги фиксируются в шпагате;

    M

    • Manege (en manege в буквальном переводе означает бег по кругу) – прыжки, которые повторяются один за другим несколько раз с продвижением по кругу. Зачастую выполняются как элементы коды;
    • Marche, pas (буквальный перевод – переход) – ходьба маршем по сцене;
    • Marche, pas (глагол marcher - двигаться, продвигаться) – легкие перебежки на низких полупальцах. При таком беге происходит акцентированное выведение сильной доли ведущей ноги в полуприседании;
    • Menus, pas (буквальный перевод – маленький) – движение, используется в минуэте. Мелкие шаги на низких полупальцах, выполняются группами из трех танцовщиков;

    P


    • Pas de bourree – движение танца бурре. Pas de bourree suivi (глагол suivre - придерживаться, продолжать) – движение в женской партии, поочередные мелкие переборы на пальцах/полупальцых в 5 позиции без смены ног на одном месте, вокруг себя, либо с продвижением. В произведении Михаила Фокина «Лебедь» - это основное движение;
    • Pas de chat (буквальный перевод - кошачье движение (па)) - движение, в основе которого имитация кошачьей грации. Сегодня так называют сразу несколько различных прыжков, однако, А.Я. Ваганова определяла этим термином прыжок с отбрасыванием полусогнутых ног назад по очереди с одновременным прогибом в корпусе и руками в позиции allongee. Завершается движение проведением ноги сзади вперед в 5 или 4 позицию;

    Простейшая форма pas de chat. Когда ноги двигаются вперед, поочередно сгибаются и во время прыжка перемещаются в 5 или 4 позицию. Возможно и перемещение назад, однако это редко встречается на сцене. В зависимости от сгибания коленей варьируется высота и амплитуда прыжка: от маленького surlecou-de-pied до высокого и амплитудного passe (retire). Итальянский pas de chat – разновидность данного прыжка. В момент выполнения, нога, которая делает первое движение, вытягивается в стопе и колене и выбрасывается на 2 воздушную позицию;




    Grand pas de chat (grand pas jete developpe) – амплитудный прыжок, во время которого одна нога подогнута и раскрывается в воздухе. Во время исполнения такой фигуры рабочая нога поднимается вверх, при этом сгибается в прямом положении, в момент взлета она раскрывается максимально высоко вперед. В это время вторая нога натягивается в колене и высоко выбрасывается назад. В современных постановках танцовщики в момент прыжка раскрывают ноги в шпагат. Руки могут быть в любой позиции. Возможно исполнение прыжка «в кольцо», со сгибанием задней ноги и прогибом корпуса назад;




    • Pas de ciseaux (буквальный перевод – движение ножниц) – прыжок с одной ногу на другую. Обе ноги забрасываются вперед, после чего одна через 1 позицию отводится назад в фигуру arabesque. Варианты выхода могут быть различными;
    • Pas de poisson (движение рыбы) – прыжок с одной ноги на другую с отбрасыванием ноги назад;
    • Passe-pied – перевод стопы в 5 позицию сзади вперед или спереди назад. Существует несколько вариантов исполнения:
      • возможен перевод через surlecou-de-pied;
      • через 1 позицию проходящую. Опорная нога стоит на полной стопе, пальцах или полупальцах с одновременным подъемом и опусканием в demi-plie;
      • смена в 5 позицию через маленькие шаги с продвижением;
    • Passe (глагол passer - проходить, переводить) – вспомогательная фигура для перевода работающей ноги из одного положения в другое:
      • Passe parterre – работающая нога открыта на носок в пол, или на высоту, переводится в стону/вперед/назад через 1 позицию. Ноги могут быть вытянуты, либо полусогнуты (demi-plie);
      • Passe enl"air – работающая нога открыта на высоту в любую сторону, переводится в любую фигуру через сгибание в положение surlecou-de-pied либо в позицию «у колена» и перемещается в нужное направление с разгибанием;
      • Перевод ноги в пятую позицию через положение «у колена»;
      • Passe (положение) – в русской школе данный термин семантически неверный. В этой позиции работающая нога сгибается в колене в прямом или выворотном положении, подводится к икре или колену опорной ноги;
    • Plie (глагол plier - сгибать [имеется в виду колени]):
    • Приседание на обеих или на одной ногев любой из существующих позиций, выполняется на полной стопе, пальцах или полупальцах. Движение может отличаться по темпу и характеру, силе сгибания колена. В зависимости от степени сгибания делится на demi-plie (полуприседание) и grand plie (глубокое приседание). Первый тип может быть как самостоятельным, так и связующим движением, например, при переходе из одной позиции в другую. Большая часть прыжков, вращений и вскоков начинается и/или заканчивается demi-plie. Упражнение в виде учебного варианта помогает развить координацию и мышечную силу. Классический танец использует вращения, которые начинаются с grand plie в любой позиции;
    • Может обозначать сгибание работающей ноги, которая поднята вверх в любом направлении;
    • Port de bras (Porter - носить, Bras - рука) – правильный перенос рук в основные позиции (1,2,3), закругленными (Arrondi), удлиненными (Allonge) с поворотом или наклоном головы, корпуса. Различают порт де бра первое, второе и третье;

    R


    • Renverse, pas (глагол renverser переводится, как опрокидывать) – движение, во время которого корпус запрокидывается в повороте. Включает в себя наклон корпуса вперед в demi-plie, затем вскок на пальцы/полупальцы и небольшой перегиб корпуса назад с последующим pas de bourree entournant. Во время первого переступания прогиб корпуса увеличивается, во время второго корпус выравнивается. Прием tempsleve выполняет Renverse с прыжком.
      • Самая распространенная форма renverse en attitude (renverse en dehors). В начале движения приседание в открытой или закрытой позиции, после чего выполняется прыжок в позицию attitude croisee и pas de bourree endehors. Во время выполнения renverse en dedans прыжок делается в позу croisee вперёд а pas de bourree выполняется обратно - в повороте en dedans;
      • Renverse en ecarte более сложное движение по координации и выполняется в fouette.

    S

    • Ciseaux - то же самое, что pas de ciseaux;
    • Saute, temps (глагол sauter - прыгать) – термин, придуманный московской школой. Обозначает то же, что и temps leve, прыжок на обеих ногах в какой – либо позиции;
    • Suivi – то же самое, что pas de bourree suivi;
    • Sus-sous (буквальный перевод - над-под; смотрите также dessus-dessous):
      • Положение ног в 5 позиции;
      • Temps leve в 5 позиции. По мнению Чекетти – это любое temps leve, для Вагановой это продвижение в любом направлении;

    F

    • Ferme (глагол fermer - закрывать) – термин, обозначающий закрывание ноги, открытой на воздух, в 5 позицию;
    • Fermee, sissonne – прыжок на обеих ногах с продвижением в любую сторону;
    • Fondu, battement (глагол fondre означает таять, плавиться, литься) – термин означает медленное сгибание и разгибание ног;
    • Fondue, sissonne - sissonne fermee, в конце которого ноги не сразу возвращаются в позицию. Приземление приходится на одну ногу, в то время как вторая закрывается в 5 позицию с запозданием, после мягкого проведения всей стопой по полу;
    • Frapp e, battement (глагол frapper - ударять) – открытая в любом направлении рабочая нога резко подводится в положение urlecou-de-pied, после чего акцентированно раскрывается на носок в пол или на воздух;
    • Fouette (русская транскрипция [фуэте], прилагательное fouette обозначает «взбитый», глагол fouetter) – движение, которое танцовщица исполняет на пуантах в финале Pas dedeux. Это последовательность туров, которые выполняются на одном месте. Во время каждого поворота рабочая нога выполняет rond de jambe en l’air на 45°.

    Данное движение имеет несколько вариаций:



    • Fouette en tournant на 45° En dehors. В тот момент, когда левая нога находится в demi-plie, правая раскрывается во 2 позиции на 45 о, tout en dehors на левой ноге. В момент исполнения рабочая нога прикасается к опорной на икре. Руки в это время находятся в подготовительной, либо первой позиции. Остановка выполняется на demi-plie, руки и нога раскрыты во 2 позиции. Начинается движение с правой ноги, при этом опорная не сворачивается. Если выполнять Fouette несколько раз подряд, оно начинается с preparation в 4 позиции, подъема на пуанты, выполнения tour en dehors;
    • Fouette en tournant на 45° En dedans выполняется так же, но рабочая нога сначала идет перед икрой, а затем назад. Упражнение является обязательным в обучающей программе, однако редко встречается на сцене;

    Французская балетная школа схожа с русской. Движения: les fouettesen dedans et endehors, les fouettes sautes, les fouettes sur pointes ou demi-pointes. Танцовщик выполняет pique на правую ногу. В это время левая поднимается вперед, танцовщица выполняет tour на пальце (surlapointe) или полупалце (demi-pointe), а левая остается вытянутой в воздухе. Заканчивается движение в en arabesque sur pointe (oudemi-pointe).


    В американской балетной школе Fouette en tournant на 45° En dehors. В отличие от русской школы, где рабочая нога во время tour прикасается к середине икры сзади, а потом переходит на перед икры левой ноги (petit Battement), в американской школе рабочая нога выполняет demi rond на 45°. Это придает фигуре дополнительного форса, но в то же время может грозить «выпусканием бедра» и сходом балерины с оси. За счет такого исполнения Fouette выполняется с продвижением в сторону или вперед.

    • Grand Fouette. Вобрал в себя учение французской и итальянской школ;
    • Les fouette sendehors. Поза croisee обозначает назад левой ноги. Coupe на полупальцах левой ноги, руки переходят во вторую позицию, левая нога опускается в demi-plie, а левая рука в 1 позицию. В тот момент, когда танцовщица проводит полусогнутую правую ногу вперед на 90 о, она поднимается на полупальцы левой, быстро обводит правой ногой Grand rond de jambe назад и заканчивает на левую ногу в demi-plie в III arabesque (в положении en face - лицом на зрителя). Руки выполняют Port de bras: левая поднята на 3 позицию и проходит на 2, в то время, как правая переводится в 3 и переходит через правую на III arabesque при опускании левой ноги в плие;
    • Les fouette sendedanse tendedans – идентичный принцип выполнения;
    • Grand Fouette en tournanten dedans. Танцовщица становится в позу croisee вперед левой ногой, опускается в demi-plie на левой ноге, вскакивает на полупальцы и выбрасывает правую ногу во 2 позицию (alaseconde) на 90°(120°) - Grand battement jete. Во время поворота бросает размахом правую ногу через passe parterre (проходящая позиция). В этот момент опорная нога проворачивается на полупальцах, а правая нога остается на прежней высоте.
    • Grand Fouette entournanten dedans. Или итальянское фуэте. Исполняется на пальцах по такой же схеме. Единственное различие: начинается движение не с plie, а с surlecou depied. Заканчивается в attitude на пуантах. 3 позиция для правой руки и первая для левой.
    • Grand Fouette en tournant saute исполнение такое же, какGrand Fouette en tournan tendedans, только левая нога отрывается от пола в прыжке, поворот исполняется в воздухе на прыжке левой ноги.

    CH- Ш

    • Сhaines, tours (в буквальном переводе цепочка поворотов). Движение такое же, что и tour schaines-deboules – несколько быстрых полуповоротов на пальцах/полупальцых подряд. В момент выполнения может выполняться продвижение по кругу или по диагонали. Каждый поворот выполняется на 180 о через переступание с ноги на ногу. В зависимости от телосложения танцовщика и художественных целей, движение может выполняться 1, 5 или 6 позициям на ровных ногах или в деми – плие. В классическом балете это движение зачастую завершает вариации или танцевальные композиции. На усмотрение режиссера – постановщика могут быть и другие варианты;
    • Changement depied (в дословном переводе - смена ноги) – смена стоп в 5 позиции любым способом. Обычно этот термин подразумевает сhangement depied saute – прыжок на обеих ногах с продвижением в любом направлении (сhangement depied de volee). В момент исполнения ноги меняются в 5 позиции. Движение может выполняться на любой амплитуде прыжков, с максимальной фиксацией 5 позиции перед сменой ног (grand changement depied), или на мелких прыжках с минимальным отрывом носков от пола (petit changement depied). Возможно выполнение с поворотом на любую часть круга, вплоть до полного разворота на 360 о. Итальянский сhangement depied выполняется через сгибание ног в прыжке (угол сгиба может быть абсолютно разным);

    На пальцах/полупальцах фигура выполняется как вскок на обе ноги с одновременной сменой ног в позиции, либо в виде прыжка, который начинается и заканчивается на пальцах/полупальцах по 5 позиции, без полного опускания на стопу;

    • Chasse, pas (глагол chasser - гнать, разгонять) – прыжок, во время которого вытянутые ноги собираются в воздухе в 5 позиции, а танцовщик продвигается в любом из направлений. Начало может быть с sissonne tombee, pas failli, бега и других движений, которые позволяют сделать подскок и продвинуться в воздухе. Может использоваться как подготовительное движение к прыжку или большому вращению. Самостоятельно выполняется несколько раз подряд. В историко – бытовых представлениях выполняется без прыжка в скольжении и подъемом на полупальцы в 5 позиции;
    • Chat - то же самое, что и Pas dechat.

    E- Э

    • Ecartee, поза (глагол ecarter - отклоняться) – поза, которая выстраивается из epaulement в 5 позиции с отведением одной из ног в сторону. В это время корпус отклоняется от талии к опорной ноге. Малые позы ecartee исполняются с вытянутым в пол носком, средние – с поднятием ноги на 45 о, а большие на 90 о и выше. Опорная нога стоит на полной стопе, пальцах/полупальцах, колено полностью натянуто, или в позиции demi-plie. Рабочая нога вытянута в колене, стопа натянута. Движение может выполняться в прыжке, положение рук любое. Поза ecartee имеет два вида:
    • Ecartee вперёд. Работающая нога открыта вперед по диагонали во 2 позиции, то есть на зрителя. В это время голова повернута в ту же сторону, приподнята, взгляд устремляется вверх;
    • Ecartee назад. Работающая нога открыта назад по диагонали во 2 позиции, от зрителя. Голова поворачивается к опорной ноге, а взгляд устремляется вниз.
    • Echappe, pas (глагол echapper - уходить вперед, вырываться) – прыжок на двух ногах, в момент которого в воздухе изменяется позиция ног. Зачастую в составе два движения:
      • первое: ноги из 5 позиции в прыжке раскрываются во 2 или в 4 позицию;
      • второе: ноги снова сводятся в 5 позицию;

    Существует вариант исполнения, когда pas echappe оканчивается на одну ногу, в то время, как вторая нога после второго движения остается в положении surlecou-de-pied впереди/сзади, или фиксируется в открытом положении в любую сторону. По тому же принципу pas echappe исполняется со вскоком на пальцы;


    Pas double echappe заключается в том, что между двумя главными движениями вставляется temps leve на прыжке или с подъемом на пальцы/полупальцы без изменения позиции. Также возможна перемена позы epaulement.


    Прыжки бывают малые и большие. В момент исполнения grand pas echappe во время прыжка ноги максимально долго задерживаются в исходной или толчковой позиции, а раскрываются во 2 или 4 позиции перед самым приземлением.


    Прыжок может быть выполнен на продвижение, в повороте, или с заноской. Для petit pas echappe battu делается одна заноска, а для grand pas echappe нужная двойная заноска на максимальном взлете;


    Effacee, поза (глагол effacer - убирать, прятать) – поза, которая выстраивается из epaulement efface в 5 позиции с отведением ноги вперед или назад. Малые позы effacee исполняются с вытянутым носком в пол, средние – на высоте 45 о, большие – 90 о и выше. Положение опорной ноги на полной стопе, пальцах/полупальцых, натянута в колене, либо в demi-plie. Рабочая нога может быть ровной, или согнутой в колене. Выполняется в воздухе, или на прыжке. Положение рук и головы может бесконечно меняться, варьируя изменения позы;

    • Epaulement: (от epaule – плечо) – положение, во время которого танцовщик становится вполоборота к зеркалу, или на зрителя. Стопы, бедра и бедра развернуты в правую либо в левую сторону от зрителя на 45 о или на 135 о. Голова поворачивается на плечо, которое направлено вперед. Такое положение дает танцу трехмерность, делает его более выразительным и артистическим. При выполнении, танцовщик должен контролировать угол поворота головы, положение плеч и направление взгляда.

    Движение делится на два типа - croise и efface:

    • Epaulement croise (глагол croiser - скрещивать) – поза, во время которой ноги находятся в любой скрещенной позиции (3,4,5). На зрителя повернуты одноименные плечо и нога. Голова поворачивается в сторону повернутого плеча. Эта позиция позволяет принимать любые позы через открытую ногу;

    • Epaulement efface (глагол effacer - убирать, прятать) - поза, во время которой ноги находятся в любой скрещенной позиции (3,4,5), но впереди стоит нога, противоположная плечу, повернутому на зрителя. Это положение позволяет занять любую позицию effacee через открытие ноги вперед или назад.


    Итак, вы ознакомились с основными терминами классической хореографии. Надеемся, что эти знания помогут вам лучше разбираться в балете, понимать смысл танца и получать удовольствие от представлений.

    Хореографическая терминология – система специальных наименований, предназначенных для обозначения упражнений или понятий, которые кратко объяснить или описать сложно.

    В XVII веке (1701 г.) француз Рауль Фейе создал систему записи элементов классического танца. Эти термины признаны специалистами в области мировой хореографии и в настоящее время.

    Обращаясь к специальной литературе, студенты испытывали трудности, сталкиваясь с незнакомыми терминами, такими, как: «Выворотное положение ног», а это является необходимым и обязательным условием техники выполнения элементов классического танца, «Корпус» в гимнастике неприемлемый термин, его заменяет «Осанка», «Баллон» – умение зафиксировать позу в прыжке, «Форс» – необходимое подготовительное движение руками для выполнения пируэтов, «Апломб» – устойчивое положение занимающегося, «Элевация» – способность спортсмена показать максимальную фазу полета в прыжке, «Припорасьон» – подготовительные упражнения рукой или ногой перед началом выполнения элемента, «Крестом» – выполнение элементов в следующих направлениях: вперед, в сторону, назад, в сторону или в обратном направлении.

    Знание специальных терминов ускоряет процесс обучения. Хореографическая терминология характеризует движение детальнее гимнастической. Это международный язык танца, возможность общения с хореографами, понимание специальной литературы, возможность кратко произвести запись учебных комбинаций, урока, этюдов, вольных упражнений, композиций.

    Терминология всегда строится в соответствии с правилами словообразования. Основное преимущество термина – в краткости. Это дает возможность сократить время для объяснения заданий, сохранить плотность урока.

    Но не всегда студентам удается запомнить хореографическую терминологию, поэтому возникла идея написания элементов хореографии с помощью гимнастической терминологии, для более доступного восприятия студентами изучаемого материала.

    Опыт показывает, что именно у студентов, не имеющих хореографической подготовки, возникают трудности в запоминании названий движений. Как правило, это батутисты и прыгуны на акробатической дорожке. Но и спортсмены, выполнившие нормативы КМС и МС, не всегда владеют знанием терминов и правильной техникой выполнения даже простейших элементов. Создание такого рода таблицы, большое количество иллюстраций к элементам дают возможность упорядочить знания студентов в области хореографической подготовки, свободно владеть терминами хореографии и при необходимости пользоваться специальной литературой по хореографии.

    ПОЗИЦИИ РУК И НОГ В КЛАССИЧЕСКОМ ТАНЦЕ ПОЗИЦИИ РУК

    подготовительная

    Руки вниз, округленные в локтевом и лучезапястном суставах ладонью вверх. Большой палец внутри ладони

    I – первая

    Руки вперед, округленные в локтевом и лучезапястном суставах

    II – вторая

    Руки вперед в стороны, округленные в локтевом и лучезапястном суставах ладонями внутрь

    III – третья

    Руки вперед кверху, округленные в локтевом и лучезапястном суставах, ладонями внутрь

    ВАРИАНТЫ ПОЛОЖЕНИЯ РУК

    Правая рука в третьей позиции, левая рука во второй позиции

    Правая рука вперед, ладонью вниз, левая рука назад, ладонью вниз

    Правая рука во второй позиции, левая рука в подготовительной позиции

    Правая рука в первой позиции, левая рука в подготовительной позиции

    Правая рука в третьей, левая рука в подготовительной позиции

    ПОЗИЦИИ НОГ

    I – первая

    Сомкнутая стойка носки наружу. Пятки сомкнуты, носки наружу. Ноги расположены на одной линии с равномерным распределением центра тяжести по всей стопе

    II – вторая

    Широкая стойка ноги врозь носки наружу. Ноги расположены друг от друга на одной линии на расстоянии одной стопы с равномерным распределением центра тяжести между стопами

    III – третья

    Правая приставлена к середине левой стопы (носки наружу)

    IV – четвертая

    Стойка ноги врозь, правая перед левой (на расстоянии одной стопы) носки наружу (выполняется с обеих ног)

    V – пятая

    Сомкнутая стойка правая перед левой, носки наружу (правая пятка сомкнута с носком левой, выполняется с обеих ног)

    VI – шестая

    Сомкнутая стойка (пятки и носки сомкнуты)

    ПЕРЕЧЕНЬ ЭЛЕМЕНТОВ ЭКЗЕРСИСА

    Экзерсис – хореографические упражнения в установленной последовательности у опоры или на середине.










    ПОВОРОТЫ НА 90°, 180°, 360°, 540°, 720°, 1080°.





    МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОСНОВНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ ЭКЗЕРСИСА

    ДЕМИ ПЛИЕ, ГРАНА ПЛИЕ (ПОЛУПРИСЕД, ПРИСЕД)

    Цель упражнения – развитие эластичности суставно-связочного аппарата и «выворотности» в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах. Упражнение способствует развитию прыгучести за счет растягивания ахиллесова сухожилия.

    Полуприсед (деми плие)

    Полуприсед выполняется по всем позициям. В этом упражнении пятки от пола не отрываются, тяжесть тела распределяется равномерно на обе ноги. Сгибание и разгибание ног выполняется плавно, без остановки, «выворотно», колени направлены в стороны, по линии плеч. Осанка прямая.

    Присед (гранд плие)

    Присед выполняется по всем позициям. Сначала плавно выполняется полуприсед, затем постепенно поднимаются пятки, а колени максимально сгибаются. При разгибании сначала опускаются на пол пятки, затем выпрямляются колени. При поднимании пяток не подниматься высоко на полупальцы. Исключением является гранд плие по второй позиции, где пятки от пола не отрываются в связи с широкой позицией ног.

    Сгибание и разгибание должно выполняться плавно, в одном темпе. Темп средний. Перед началом упражнения рука (если движение выполняется у станка) или обе руки (если движение выполняется на середине) из подготовительной позиции переводятся из подготовительной позиции через первую позицию во вторую. Затем с началом сгибания ног рука (или обе руки) опускается из второй позиции в подготовительную, а с началом разгибания ног рука снова переводится через первую позицию во вторую.

    БАНТМАН ТАНДЮ (ВЫТЯНУТЫЙ)

    (положение ноги на носок вперед, в сторону, назад)

    Сгибание и разгибание стопы скольжением по полу до положения ноги на носок. Выполняется из первой или пятой позиции по трем направлениям: вперед, в сторону, назад.

    Цель упражнения – научить правильно вытягивать ногу в нужном направлении, выработать силу и эластичность подъема (голеностопного сустава) и красивую линию ног.

    Батман тандю (правая в сторону на носок)

    Батман тандю вперед (правая вперед на носок)

    Банман тандю назад (правая назад на носок)

    Батман тандю вперед и назад выполняется по линии, строго перпендикулярной к туловищу, а в сторону – точно по линии плеча. При выполнении батман тандю сначала по полу скользит вся стопа, затем постепенно вытягиваются пальцы и подъем. Центр тяжести туловища на опорной ноге, носок от пола не отрывается.

    Следить за тем, чтобы колени оставались предельно вытянутыми и обе ноги сохраняли «выворотность». В момент дотягивания ноги не должно быть упора на носок. При возвращении ноги в исходное положение стопа постепенно опускается на пол. Пятка опускается на пол только в исходной позиции.

    При выполнении вперед скольжение начинается пяткой, а обратно стопа возвращается носком в ИП. При выполнении назад скольжение начинает носок, а обратно стопа возвращается пяткой в ИП.

    4/4 , темп медленный. Позднее выполняется движение из затакта. Музыкальный размер -2/4, темп средний.

    БАТМАН ТАНДЮ ЖЕТЕ (ВЗМАХ)

    Вырабатывает силу мышц, красоту линии ног и четкость выполнения.

    Небольшие четкие взмахи ногой в положение книзу и возвращение в исходное положение через батман тандю.

    Выполняется по первой или пятой позиции по трем направлениям: вперед – книзу, в сторону – книзу, назад – книзу.

    Батман тандю жете в сторону

    (взмах правой в сторону – книзу)

    Батман тандю жете вперед

    (взмах правой вперед книзу)

    Батман тандю жете назад

    (взмах правой назад книзу)

    Батман тандю жете выполняется так же, как и батман тандю, но при достижении положения на носок нога не задерживается, а взмахом продолжает движение, где фиксируется на высоте середины голени опорной ноги (45°). Обе ноги должны быть «выворотны», мышцы ног подтянуты, а во время взмаха подъем и пальцы работающей ноги должны быть предельно натянуты.

    В ИП возвращается скользящим движением через положение на носок.

    Музыкальный размер в начале разучивания – 4/4 или 2/4, темп медленный. По мере усвоения упражнения взмах ноги выполняется из затакта, темп средний.

    ГРАНД БАТМАН (ВЗМАХ ПРАВОЙ ВПЕРЕД, В СТОРОНУ, НАЗАД)

    В этом положении нога находится как при выполнении больших батманов жете (взмахов), фиксированных на 90°, так и при медленном поднимании ноги – релеве лян.

    Положение ноги вперед

    Положение ноги в сторону

    Положение ноги назад

    Большие взмахи в воздух и возвращение в исходное положение выполняются по первой или пятой позициям по трем направлениям: вперед, в сторону, назад. Из исходной позиции нога взмахом поднимается в воздух, проходя по полу скользящим движением, как и в батман тандю жете, с фиксацией ноги на 90° (в дальнейшем выше), и возвращается скольжением через батман тандю в ИП. Следить за сохранением «выворотности» и натянутости колен, подъема и пальцев работающей ноги. Центр тяжести туловища перенести на опорную ногу. При выполнении большого взмаха вперед и в сторону туловище должно оставаться строго вертикальным. При выполнении взмаха назад разрешается незначительный наклон туловища вперед.

    Музыкальный размер – 4/4. В начале разучивания темп медленный. По мере усвоения взмах ноги выполняется из-за такта, темп средний, и увеличивается высота взмаха по трем направлениям: кверху, а затем вверх.

    При выполнении релеве лян нога медленно поднимается вперед, в сторону или назад и так же медленно опускается в исходную позицию (через батман тандю). По мере усвоения высота также увеличивается, как в гранд батман кверху и вверх.


    РОНД ДЕ ЖАМБ ПАРТЕР (КРУГОВОЕ ДВИЖЕНИЕ НОСКОМ ПО ПОЛУ)

    Основная задача упражнения – развитие и укрепление тазобедренного сустава и необходимой «выворотности» ног.

    Движение выполняется вперед – ан деор и назад – ан де дан.

    Ан деор (наружу)

    Из первой позиции скользящее движение вперёд на носок (батман тандю), сохраняя предельную «выворотность» и натянутость ног, переводится скольжением во вторую позицию до положения правая в сторону на носок, затем, сохраняя «выворотность» и натянутость, проводится назад на носок (батман тандю) и возвращается скольжением в исходную позицию

    Ан дедан (внутрь)

    При выполнении упражнения назад (ан дедан) нога из первой позиции скольжением отводится назад на носок, затем переводится скольжением в сторону на носок (до второй позиции), из второй позиции скольжением в положение правая вперед на носок (батман тандю) и возвращается скольжением в исходную позицию

    Центр тяжести туловища сохраняется на опорной ноге. Работающая нога должна проходить «выворотно» все основные положения ног на носок в одном темпе. Через первую позицию нога проводится скользящим движением с обязательным опусканием на пол всей стопы.

    Музыкальный размер 3/4, 4/4, темп средний.


    ПОР ДЕ БРА (УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТУЛОВИЩА И РУК)

    Группа упражнений, развивающая гибкость тела, плавность и мягкость рук и координацию движений.

    Здесь дана одна из форм пор де бра, заключающаяся в сгибании туловища вперед и разгибании его, наклоне туловища назад и возвращении в исходное положение.

    Упражнение выполняется у опоры и на середине зала из пятой позиции в положении лицом (ан фас) или в полповорота (круазе, эфасе). Перед началом упражнения руки переводятся из подготовительной позиции через первую во вторую.

    Пятая позиция ног, вторая позиция рук

    Сомкнутая стойка правая перед левой, носки наружу, правая пятка сомкнута с носком левой. Руки в стороны, округленные в локтевом и лучезапястном суставах ладонью вперед, большой палец внутрь.

    Пятая позиция ног, третья позиция рук

    Пор де бра вперед, руки в третьей позиции (наклон туловища вперед, руки вверх, округленные в локтевом и лучезапястном суставах).

    Пятая позиция ног, первая позиция рук

    Сомкнутая стойка правая перед левой, носки наружу, правая пятка сомкнута с носком левой. Руки вперед, округленные в локтевом и лучеза-пястном суставах ладонями внутрь.

    Пор де бра назад, третья позиция рук

    Наклон туловища назад, руки вверх, округленные в локтевом и лучезапястном суставах, поворот головы направо (наклон туловища назад выполнять только плечами назад, не расслабляя мышцы поясничного отдела).

    Выполнять упражнение плавно, соблюдая точные позиции рук, сопровождая их движение взглядом и поворотом головы. Музыкальный размер-3/4, 4/4, темп медленный.

    СЮР ЛЕ КУ АЕ ПЬЕ (ФИКСИРОВАННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОГНУТОЙ НОГИ НА ЩИКОЛОТКЕ)

    Положение ноги на щиколотке (сюр ле ку де пье) для выполнения батман фраппе, батман фондю, пти батман, ботю. Правая, согнутая слегка разогнутой стопой, находится над щиколоткой другой ноги, прикасаясь к ней наружной частью стопы. Пальцы отведены назад.

    Положение сюр ле ку де пье выполняется впереди и сзади. В том и другом случае колено согнутой ноги должно быть «выворотно» и направлено точно в сторону по линии плеча.

    Сюр ле ку де пье

    (основное положение ноги на щиколотке впереди)

    Сюр ле ку де пье

    (основное положение ноги на щиколотке сзади)

    Батман фраппе состоит из сгибания работающей ноги в положение сюр ле ку де пье и разгибания ее на носок на начальном этапе обучения, а по мере усвоения в положении книзу в группах УТГ-2,3, а в группах УТГ-4, СС, ВСМ – на полупальцах с опусканием в различные позы в положение на носок или книзу.

    Сначала упражнение разучивается с разгибанием ноги в сторону, затем вперед и позднее назад лицом к опоре в медленном темпе. Необходимо следить за максимальной «выворотностью» ноги в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах.

    Когда сгибание и разгибание ноги по всем трем направлениям будет освоено, то сгибание ноги будет выполняться из затакта с акцентом на разгибание ноги.

    Музыкальный размер – 2/4, темп средний.

    Сначала разучивается только положение сюр ле ку де пье впереди и сзади. Нога из пятой позиции фиксируется над щиколоткой другой ноги и снова опускается в пятую позицию. Это упражнение рекомендуется разучивать лицом к опоре. Необходимо следить за максимальной «выворотностью» ноги в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах, сохраняя правильную осанку и центр тяжести туловища на опорной ноге.

    По мере усвоения положения ноги на щиколотке впереди и сзади разучивается смена положения впереди и сзади в медленном темпе, а по мере усвоения – в быстром темпе. Для разучивания дубль фраппе в группах УТГ-3, УТГ-4 на полупальцах и в сочетании с деми плие в позы.

    Положение ноги на щиколотке (сюр ле ку де пье) для выполнения батман фондю. Данное упражнение заключается в сгибании ноги в положение сюр ле ку де пье с вытянутым «подъемом», одновременным полуприседом на опорной ноге и разгибанием работающей ноги на носок или книзу в одном из трех направлений.

    Сюр ле ку де пье

    впереди (условное положение ноги на щиколотке впереди)

    Сюр ле ку де пье

    сзади (условное положение ноги на щиколотке сзади)

    Сначала разучивается только положение сюр ле ку де пье впереди, затем сзади. После этого разучивается полуприсед на опорной ноге и разгибание работающей ноги сначала в сторону, затем вперед и назад лицом к опоре

    Музыкальный размер – 2/4, темп медленный. Движение выполняется очень плавно.

    Необходимо следить за «выворотностью» ног и за распределением центра тяжести туловища на опорной ноге. Когда движение хорошо усвоено, могут быть введены различные положения рук, особенно при выполнении упражнений на середине зала. В группе УТГ-3 разучивается дубль батман фондю, а в группах УТГ-4, СС, ВСМ упражнение выполняется на полупальцах.


    ПАССЕ (ПЕРЕВОДЫ – «ВЫВОРОТНОЕ» ПОЛОЖЕНИЕ СОГНУТОЙ НОГИ ВПЕРЕДИ, В СТОРОНУ И СЗАДИ, НОСОК У КОЛЕНА).


    ДЕВЕЛОПЕ (СГИБАНИЕ И РАЗГИБАНИЕ НОГИ НА 90° И ВЫШЕ)

    Упражнение развивает «выворотность» в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах и является подводящим упражнением для выполнения девелопе.

    Пассе для выполнения девелопе вперед

    Стойка на левой, правая согнута у колена носок впереди.

    Пассе для выполнения девелопе назад

    Стойка на левой, правая согнута в сторону, носок у колена сзади.

    Пассе для выполнения девелопе в сторону

    Стойка на левой, правая согнута в сторону, носок у колена в сторону.

    Если нога будет разгибаться вперед, то из исходной позиции она переводится из положения сюр ле ку де пье впереди. Если же нога разгибается назад, – из положения сюр ле ку де пье сзади.

    Затем работающая нога скользит по опорной ноге вверх (но не касаясь ее) и раскрывается в требуемом направлении. Если нога разгибается в сторону, то, немного не доводя носок до колена опорной ноги, ее нужно перевести на внутреннюю часть опорной ноги и затем разогнуть.

    При выполнении необходимо следить за «выворотностью» бедра, натянутостью подъема и пальцев.

    Когда пассе будет хорошо усвоено, вводится вторая часть движения – разгибание ноги в одном из трех направлений вперед, в сторону, назад. Сначала девелопе разучивается в сторону, затем вперед и позднее назад. В сторону и назад разгибание ноги разучивается лицом к станку. Движение выполняется плавно. Необходимо следить за «выворотностью» ноги во время ее разгибания и возвращения в исходное положение. Музыкальный размер -3/4, 4/4, темп медленный. При выполнении на середине могут быть даны различные повороты туловища и положения рук. Положение пассе может быть применено и при переводе ноги из одной позы в другую.

    Девелопе выполняется из пятой позиции в группах УТГ-3, УТГ-4, СС, ВСМ в положении кверху, а по мере усвоения вверх в трех направлениях и на полупальцах, в позы, в сочетании с элементами избранного вида спорта.

    Повествуют зрителям различные сюжеты. Драма и комедия воплощаются в хореографических образах, одним из сложнейших элементов которых является прыжок в балете.

    Терминология

    История балета корнями уходит во Францию 18-го века. Поэтому в балете традиционно использование наименований фигур танца на французском языке. Лишь несколько терминов - кабриоль, пируэт и револьтад - итальянские.

    Прыжки в балете: название и краткое описание

    • Антраша - танцовщик в прыжке скрещивает ноги в воздухе в 5-й позиции. Бывают четные и нечетные.
    • Баллонне - подскок на одной ноге или вскок на кончики пальцев с продвижением за вытягивающейся ногой, которая в момент полуприсеста на опорной ноге принимает положение сюр ле куде-пье.
    • Баллотте - танцор изящно подпрыгивает, продвигая корпус в нужном направлении. Вытянутые ноги на миг замирают в 5-й позиции, после чего одна нога в подъеме вытягивается в сторону продвижения с одновременным отклонением корпуса, другая опускается на сцену.
    • Батри - прыжковое движение усложняется одним и более ударами нога об ногу.
    • Бризе - коротенький прыжок с продвижением и ударом ноги об ногу. Начинается и заканчивается в 5-й позиции.
    • Глиссад - прыжок-скольжение с перемещением за открываемой ногой. При этом носки от сцены не отрываются.
    • Жете - прыжок в при котором корпус танцора перемещается с ноги на ногу. Может быть с продвижением в любую сторону.

    • Кабриоль - сложная виртуозная фигура. Исполнитель одну поднятую ногу удерживает на определенной высоте, подбивая ее один или более раз другой ногой.
    • Па де пуасон - большой сложный прыжок в балете с опорной ноги на другую. Одновременно осуществляется бросок назад каждой ноги по очереди. Балерина в полете отгибается назад и становится похожа на рыбу, выскакивающую из воды.
    • Па де бак - танцор прыгает с ноги на ногу со скользящим продвижением вперед-назад в 5-й позиции.
    • Па де сизо - перескок с опорной ноги на другую, при котором вытянутые ноги по очереди мощно забрасываются высоко вперед, на миг соединяются в полете, в заключение одна из ног через 1-ю позицию отрывисто перемещается в арабеск.
    • Па де ша - в прыжке ноги подгибаются и одна за другой выбрасываются вперед или назад под углом, больше прямого. Руки легко и грациозно отводятся из 3-й позиции, а корпус пластично прогибается назад.
    • Па субресо - резвый скачок с прогибанием корпуса с двух ног на две из 5-й позиции в 5-ю.

    Еще несколько видов прыжков

    • Револьтад - исполняется преимущественно артистом-мужчиной. Сложная фигура с 1-2 переворотами в воздухе.
    • Со де баск - фигура классического балета. Одновременно с прыжком с ноги на ногу выполняется продвижение в сторону и переворот в воздухе.
    • Сотэ - исполнитель прыгает с двух ног опять же на две, все время сохраняя одну и ту же позицию.
    • Тан леве - одно- или многократное вертикальное подпрыгивание.
    • Тур ан лер - подскок на месте с одинарным или двойным оборотом корпуса.
    • Файи - танцор прыгает с двух ног на одну с быстрым поворотом тела в полете. Требует четкой скоординированости движений.
    • Шажман де пье - прыжок в балете, при котором балерина перелетает из 5-й позиции в ту же, меняя в полете ноги. Может дополняться переворотом в воздухе.
    • Шассе - в прыжке с продвижением одна нога нагоняет другую. В пиковой точке они соединяются в 5-ю позицию.
    • Эшапе - фигура из двух прыжков с переносом ног из закрытой в открытую позицию и обратно.

    Виртуозность

    Чтобы прыжок в балете был легким, воздушным, создавал ощущение невесомости и полета, ученики должны годами долго и упорно трудиться. Решающее значение имеет сила мышц, хорошая растяжка, гибкость и подвижность суставов.

    В сравнении с мягкими ногами обычных людей икроножные мышцы балерины имеют стальную твердость.

    Когда танцор разбегается перед прыжком, он развивает высокую горизонтальную скорость - 8 м/с, а вертикальную - 4,6 м/с. Если мыслить научными терминами, то ускорение артистов при прыжке в балете составляет 2g, что сравнимо с разбегом самолета.

    Так же как книга сложена из слов, дом из кирпичей, любой балет сложен из движений. Строгие, раз и навсегда установленные позиции рук и ног, позы, прыжки, вращения, связующие движения - основа классического танца. Соединяя эти движения, выстраивая их в определенном порядке, балетмейстер создает хореографический рисунок балета. Красота и сила движений зависят от того, точно ли они выражают характер музыки, и от того, какой смысл вкладывают в них постановщик - балетмейстер и исполнитель - артист балета. И оказывается, что одно и то же движение может выглядеть по-разному, может быть добрым и злым, отважным и трусливым, красивым и уродливым, и зависит это иногда от наклона головы, иногда от положения рук и корпуса, от силы и выразительности прыжка, от плавности и стремительности вращения. Потому так непохожи друг на друга балетные спектакли.

    В балете существуют основные движения и понятия, которые каждый любитель этого искусства должен знать! Основные 4 позы в балете носят названия - Арабеск, Экарте, Алясгон и Аттитюд. Это позы, в которых исполнитель балансирует на одной ноге, держа другую в этот момент в воздухе.

    АЛЯСГОН, АРАБЕСК, АТТИТЮД, ЭКАРТЕ. Основные позы, "киты", на которых держится классический балет. Во всех этих позах исполнитель стоит на одной ноге, а другая высоко поднята: в сторону (алясгон), назад (арабеск), назад с согнутым коленом (аттитюд), по диагонали вперед или назад (экарте).

    АССАМБЛЕ . Прыжок, во время которого одна нога открывается в сторону, вперед или назад, а к концу прыжка подтягивается к другой ноге.

    Адажио - Танец двух или нескольких героев балета, нацеленный на раскрытие эмоционального состояния.

    Па (фр. pas — шаг) — отдельное выразительное движение, исполняемое в соответствии с правилами классического танца.

    Глиссад - специальное движение, основная цель которого подготовка перед прыжком.

    Глиссе (от glisser — скользить) — шаг, при котором носок скользит по полу из V позиции в IV. Используется как подход к pirouettes, к прыжкам. Glisse р. в arabesque, повторенное несколько раз, — одно из самых красивых и выразительных движений классического танца.

    Гранд батман (от фр. grands battements) — бросок ноги на максимальную высоту.

    Плие (plié — складывать, мягко сгибать) — demi plié — небольшое приседание.

    ЖЕТЕ. Прыжок с одной ноги на другую. Большие жете исполняются, как прыжок через воображаемое препятствие во всех основных позах балета - арабеске, аттитюде, алясгоне.

    КАБРИОЛЬ. Прыжок, во время которого одна нога подбивает другую. Ноги сильно вытянуты. Исполняется этот прыжок во всех направлениях: вперед, в сторону, назад.

    Баллон (от фр. ballon, от balle - шар) — способность танцовщика сохранять в прыжке (в воздухе) позу и положение, принятые на земле, — танцовщик как бы замирает в воздухе.

    Батри (от фр. batteries — бить) — прыжковые движения, орнаментированные заносками, т.е. ударами одной ноги о другую в воздухе. Во время удара ноги скрещиваются в V позиции (до удара и после него ноги слегка разведены в стороны).

    Антре (от фр. entree — вступление, выход на сцену) — в балете выход на сцену одного или нескольких исполнителей. Вступительная часть в па де де, па де труа.

    ПА-ДЕ-ДЕ. Главная танцевальная сцена в балете или в одном из актов балета. В па-де-де раскрываются взаимоотношения героев, показывается танцевальное мастерство исполнителей. Па-де-де состоит из адажио, вариации танцовщика и вариации балерины и коды - коротких, технически сложных танцевальных кусков танцовщика и балерины.

    Кода (от фр. Coda) — быстрая, заключительная часть танца, следующая за вариацией

    ПЯТАЯ ПОЗИЦИЯ. Основная позиция ног классического танца. Ноги развернуты на сто восемьдесят градусов. Пятка правой ноги плотно прижата к носку левой, а пятка левой ноги плотно прижата к носку правой. Из этой позиции чаще всего начинается танец, и этой позицией чаще всего заканчивается.

    ПИРУЭТ. Вращение вокруг своей оси на полупальцах или пальцах одной ноги. Пируэты бывают маленькие, когда во время вращения одна нога плотно прижата к другой спереди или сзади. Большие пируэты исполняются во всех основных позах.

    Аронди (от фр. arrondie — округлённый) — округлённое положение руки.

    СОТЕ. Прыжок, во время которого сильно вытянутые ноги находятся в первой, второй или пятой позициях.

    ТУРЫ. Вращение вокруг своей оси во время прыжка. Туры делают с одним и двумя оборотами. Тур с двумя оборотами - элемент мужского танца.

    Бризе (от фр. brisé — разбивать; обозначает лёгкий, порывистый морской ветер) — маленький прыжок, с продвижением вперёд или назад за ногой. Заканчивается прыжок в V позиции. Разновидность: brise dessus (вперёд) — dessous (назад).

    ШАЖМАН ДЕ ПЬЕ. Прыжок, во время которого ноги находятся в пятой позиции и меняются местами.

    Ронд дэ Жамб - если переводить дословно с французского - круг ногой. На самом деле в этом движении ногой описывается полукруг.

    Шажман дэ Пье - специальный прыжок из пятой позиции, при котором ноги меняются местами.

    Фуэте - самое известное движение балерины, а если точнее, вращение ее на пальцах одной ноги как волчок. Вращение балерины вокруг своей оси на пальцах одной ноги. Другую после каждого поворота она открывает в сторону. Фуэте обычно исполняется в очень быстром темпе шестнадцать или тридцать два раза подряд.

    Entrechat (антраша́ — итал. intrecciato — плетёный, также определяется для того вида прыжка, как скрещенный) — вертикальный прыжок с двух ног, во время которого ноги немного разводятся в воздухе и соединяются в V позиции вновь, при этом не ударяясь друг с другом, так как находятся в выворотном положении от бедра.

    ВАРИАЦИЯ. Сольный танец, танцевальный монолог. Небольшой танец для одного или нескольких танцовщиков, обычно технически усложнённый. Вариации бывают мужские и женские, terre a terre и прыжковые. Первые построены на мелких, технически сложных движениях, вторые — на больших прыжковых.

    А ля згонд (от фр. a la seconde) — поза классического танца, когда нога поднята на II позицию в сторону на 90° и выше.

    Элевация (от фр. elevation — возвышение, возвышенность) — в классическом танце означает высокий прыжок.

    ПОДДЕРЖКА. Необходимый элемент классического танца. Во время танца танцовщик помогает балерине, поддерживает, поднимает ее.

    Выворотность — раскрытие ног в тазобедренном и голеностопном суставах.

    ПАЧКА. Костюм балерины, состоящий из многих коротеньких накрахмаленных тюлевых юбочек. Эти пышные и легкие юбочки делают пачку воздушной и невесомой.

    ПУАНТЫ. Один из основных элементов женского танца в классическом балете - танец на кончиках вытянутых пальцев. Для этого нужны балетные туфли с твердым носком.

    УРОК. Артисты балета никогда не перестают учиться. Каждый день они приходят в балетный класс на урок. Он длится не меньше часа. Урок делится на две половины: меньшая - экзерсис (упражнение) у станка и большая - экзерсис на середине зала. Во время урока совершенствуются и отрабатываются все движения, которые нужны в танце артисту балета.

    БАЛЕТМЕЙСТЕР. Человек, который сочиняет, или, как говорят, ставит балет. Иногда балетмейстером, или балеруном, называют исполнителей мужских партий в балете. Это неправильно. Мужчина в балете называется танцовщиком.

    Дивертисмент (от фр. divertiss-ment — увеселение, развлечение) — 1) Вставные (балетные или вокальные) номера, исполняемые между актами спектакля или в конце его, часто составлявшие единое развлекательное представление, не связанное с сюжетом основного; 2) Структурная форма внутри балетного спектакля, представляющая собой сюиту танцевальных номеров (как концертного соло и ансамблей, так и сюжетных миниатюр).

    ЛИБРЕТТО. Литературный сценарий балета, его содержание.

    Кордебалет (от фр. corps de ballet, от corps - личный состав и ballet — балет) — коллектив танцовщиков, исполняющих групповые, массовые танцы и сцены. Кордебалет может выступать как самостоятельно, так и в массовых танцах.

    Премьер (от фр. premier — первый) — солист балета, исполняющий главные партии в спектаклях балетной труппы; танцовщик высшей категории. Первым танцовщиком-премьером в истории балета был Пьер Бошан — солист балета Королевской академии музыки, созданной в 1669 году королём Людовиком XIV (танцевал с 1673 по 1687 год).

    Изучив эти понятия, вы всегда будете понимать о чем говорят различные знатоки в антракте очередного прекрасного балета.


    Энциклопедичный YouTube

    • 1 / 5

      Французская школа

      Похожа на русскую. Движения: les fouettés en dedans et en dehors, les fouettés sautés, les fouettés sur pointes ou demi-pointes :

      Делается pique на правую ногу, левая нога поднимается вперёд, происходит tour на пальце (sur la pointe) или полупалце (demi-pointe) и левая нога остаётся вытянутой в воздухе. заканчивается в en arabesque sur pointe (ou demi-pointe).

      Американская школа

      Fouetté en tournant на 45° En dehors . Если в русской школе во время tour правая нога прикасается сзади икры опорной левой ноги, затем переходит прикасаясь спереди к икре левой ноги (как petit Battement), то здесь рабочая нога делает demi rond на 45°, что придаёт движению дополнительный форс, но опасно «выпусканием бедра», из-за чего балерина может сойти с оси, а Fouetté получается с продвижением вперёд или в сторону.

      1. Grand Fouetté . В нём есть кое-что и от французской и от итальянской школ (прим. Вагановой) .
      2. les fouettés en dehors . Поза croiseé назад левой ногой. Coupé на левую ногу на полупальцы, руки во второй позиции, опуститься на левой ноге на demi-plié, левая рука спускается в I позицию. Проводя полусогнутую правую ногу вперед на 90° (совр. 120°), подняться на левой на полупальцы, быстро обводя правой ногой Grand rond de jambe назад и закончить его на левую ногу на demi-plié в III arabesque (в положении en face) . Руки проделывают следующее Port de bras: Левая поднимается на III позицию и проходит на II, тогда как правая идёт на III позицию и проходит через первую на III arabesque во время опускания левой ноги на plié.
      3. les fouettés en dedans et en dedans - Движение делается по тому же принципу.
      4. . Встать в позу croiseé вперёд (левая нога впереди), опуститься на demi-plié на левую ногу, вскочить на неё на полупальцы и выбросить правую ногу на II позицию (alaseconde) на 90° (120°) - Grand battement jeté. Поворачиваясь, бросить размахом по полу правую ногу через passé par terre (проходящим движением). Опорная нога поворачивается на полупальцах (довернуться до en dedans), удерживая правую ногу на той же высоте. Закончить движение на 3 арабеск на plié мли на арабеск.
      5. Grand Fouetté en tournant en dedans (итальянское фуэте) . Исполняется на пальцах по тому же принципу. Только начинается не с plié, а с sur le cou de pied, а закачивается в позе attitudé на пуантах, croisé, правая рука в третьей позиции, а левая в первой.
      6. Grand Fouetté en tournant sauté выполняется по принципу Grand Fouetté en tournant en dedans , только левая нога отрывается от пола прыжком, поворот производится также в воздухе, на прыжке левой ноги.

      Ш - Ch

      • Сhaînés, tours (букв. цепочка поворотов); то же, что и tours chaînés-déboulés - серия быстрых полуповоротов на полупальцах (пальцах) с продвижением по диагонали или по кругу (en manège ), каждый поворот на 180° выполняется при помощи переступания с одной ноги на другую. Движение может выполняться по I, V или VI (I прямой) позициям как на вытянутых ногах, так и на demi-plié - в зависимости от телосложения исполнителя и поставленных перед ним художественных задач. В балетах классического наследия этим движением чаще всего завершают вариацию или танцевальную комбинацию, но есть и другие примеры: в вариации солистки (Гран па из балета «Дон Кихот ») tours chaînés исполняются в средней части, с продвижением по диагонали назад.
      • Changement de pied (букв. смена ноги) - перемена стоп в V позиции каким-либо образом. Обычно под этим термином подразумевают сhangement de pied sauté - прыжок с двух ног на две, на месте или с продвижением в каком-либо направлении (сhangement de pied de volée ), при котором в воздухе ноги меняются местами в V позиции. Может исполняться как на большом прыжке, максимально долго фиксируя в воздухе V позицию перед её переменой (grand changement de pied ), так и на минимальном взлёте, так, что вытянутые пальцы ног едва отрываются от пола (petit changement de pied ). Движение может исполняться en tournant - с воздушным поворотом на любую часть круга, вплоть до целого поворота на 360°.
      Итальянский сhangement de pied отличается сгибанием ног в воздухе во время прыжка (угол сгибания коленей может быть различным). На полупальцах (пальцах) движение выполняется либо как pas levé (вскок на две ноги с одновременной переменой ног в позиции), либо как прыжок, начинающийся и оканчивающийся на полупальцах (пальцах) по V позиции, без опускания всей стопы на пол (пример такого исполнения сhangement de pied можно увидеть в коде женской вариации из Большого классического па Обера).
      • Chassé, pas (от гл. chasser - гнать, разгонять) - прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе в V позиции и одновременным продвижением в каком-либо направлении. Может начинаться с sissonne tombée , pas failli , бега и других движений, позволяющих сделать подскок с продвижением в воздухе. Используется для подхода к большим прыжкам и большим вращениям. Как самостоятельное движение обычно выполняется несколько раз подряд (как, например, в "Танце амуров" из балета "Дон Кихот"). Максимально виртуозная форма - en tournant с окончанием в какую-либо позу.
      В историко-бытовом танце исполняется без прыжка, скользящим шагом с подъёмом на полупальцы в V позиции.
      • Chat - см. Pas de chat .

      Э - É

      • Écartée, поза (от гл. écarter - отклоняться) - поза, выстраиваемая из положения épaulement в V позиции отведением какой-либо ноги в сторону, при этом корпус от талии слегка отклоняется от линии вертикали в сторону опорной ноги. Малые позы écartée demi-plié . Нога, поднятая в воздух, вытянута в колене и стопе. Поза может быть выполнена и в воздухе, на прыжке. Положение рук может быть различно.
      Позы écartée подразделяются на écartée вперёд и écartée назад :
      1. Écartée вперёд : работающая нога открыта на II позицию (à la 2nd ) по диагонали вперёд, то есть в сторону зрителя, голова повёрнута в эту же сторону и чуть приподнята, взгляд направлен вверх.
      2. Écartée назад : работающая нога открыта II позицию (à la 2nd ) по диагонали назад, в направлении от зрителя, голова повёрнута в сторону опорной ноги, взгляд направлен вниз.
      • Échappé, pas (от гл. échapper - уходить в отрыв, вырываться вперёд) - прыжок с двух ног, во время выполнения которого меняется позиция ног в воздухе. Обычно состоит из двух движений: на первом ноги из V позиции раскрываются в воздухе на II либо IV позицию, на втором - вновь собираются в V. Существует и другой вариант исполнения - pas échappé с окончанием на одну ногу, когда другая при окончании второго движения фиксирует положение sur le cou-de-pied спереди/сзади, либо открывается в каком-либо направлении, фиксируя позу. Аналогичным образом pas échappé выполняется со вскоком на полупальцы (пальцы).
      Pas double échappé отличается тем, что между двумя основными движениями добавляется temps levé на прыжке либо со вскоком на полупальцы (пальцы) без перемены позиции ног, при этом возможна перемена положения épaulement . Прыжки разделяются на большие и малые. В отличие от petit pas échappé , при выполнении grand pas échappé во время каждого из прыжков ноги максимально долго фиксируют в воздухе позицию, из которой производился толчок, раскрываясь на II или IV позицию (либо собираясь в V) лишь в самый последний момент. Прыжок может выполняться с продвижением, в повороте (en tournant ) и/или осложняться заноской: на petit pas échappé battu каждый из прыжков (либо один из них) делается с одной заноской, тогда как на grand pas échappé прыжки выполняется с двойной заноской и на предельно высоком взлёте.
      • Effacée, поза (от гл. effacer - убирать, прятать) - поза, выстраиваемая из положения épaulement effacé в V позиции отведением ноги вперёд (поза effacée вперёд ) либо назад (поза effacée назад ). Малые позы effacée выполняются на вытянутый носок в пол, средние - подниманием ноги на высоту 45°, большие - на 90° и выше. Опорная нога может стоять на всей стопе или быть на полупальцах/пальцах, вытянутая в колене либо на demi-plié . Нога, поднятая в воздух, может быть как вытянута в колене, так и согнута (поза attitude ). Выполняется и в воздухе, на прыжке. Комбинирование различных положений рук и головы позволяет бесконечно варьировать позу.
      • Épaulement : (от épaule – плечо) - положение, при котором танцовщик стоит вполоборота к зеркалу либо к зрительному залу: стопы, бёдра и плечи повёрнуты вправо либо влево от зрителя (т. 1) на 45° либо 135°, тогда как голова повёрнута в сторону плеча, направленного по диагонали вперёд. Положение между положениями en face и профиль, придающее танцу трёхмерность, выразительность и артистическую окраску. При его выполнении от исполнителя требуются точность в положении плеч и повороте головы, уверенная направленность взгляда.

      «Положение рук и головы, не подкреплённое и не дополненное соответствующим поворотом корпуса (épaulement) или его наклоном, что зрительно воспринимается как движение плеч, не может быть достаточно выразительным и целеустремлённым» :185

      Разделяются на положения croisé и effacé :
      1. Épaulement croisé (от гл. croiser - скрещивать) - в этом положении стопы стоят в любой скрещенной позиции (III, IV, V), при этом впереди находится нога, одноимённая с плечом, повёрнутым в сторону зрителя: если вперёд выдвинуто правое плечо и голова повёрнута направо, впереди будет стоять правая нога, если же выдвинуто левое плечо и голова повёрнута налево - то левая. Из этого положения, открывая ногу вперёд либо назад, можно принять любую позу croisée .
      2. Épaulement effacé (от гл. effacer - убирать, прятать) - в этом положении стопы стоят в любой скрещенной позиции (III, IV, V), при этом впереди находится нога, разноимённая с плечом, повёрнутым в сторону зрителя: если вперёд выдвинуто правое плечо и голова повёрнута направо, впереди будет стоять левая нога, если же выдвинуто левое плечо и голова повёрнута налево - то правая. Из этого положения, открывая ногу вперёд либо назад, можно принять любую позу effacée .

      Известные методики

      • Американская: техника Баланчина
      • Датская: школа Бурнонвиля
      • Итальянская: методика Чекетти
      • Кубинская: методика Алисии Алонсо
      • Русская: