• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Наталья Шеина
    Закаливание в средней группе

    закаливание в средней группе .

    выполнила : воспитатель : Шеина Н. А.

    Воздушные ванны.

    В отсутствии детей организуем сквозное проветривание групповой комнаты и спальни в соответствии с установленным графиком;

    В присутствии детей организуем угловое проветривание групповой комнаты и спальни . При этом строго следим за тем, чтобы дети не находились в непосредственной близости к открытому окну;

    Тщательно следим за тем, чтобы дети на протяжении всего дня находились в облегчённой одежде (при температуре воздуха не ниже 18-20 С) ;

    Проводим утреннюю гимнастику в хорошо проветренной группе и в соответствующей одежде (х/б носки, облегчённая одежда) ;

    Организуем дневной сон. Проснувшись, ребёнок получает контрастную ванну. Это отличный тренинг для терморегуляционного аппарата;

    В течение дня неоднократно предлагаем детям походить босиком по покрытому и непокрытому полу.

    Утренняя Гимнастика.

    Утренняя гимнастика в детском саду имеет большое оздоровительное значение и является значительной частью распорядка дня. Все мы знаем, что спеша на работу или по другим делам мы редко пытаемся провести утреннюю гимнастику со своими детьми перед детским садом. Именно по этой причине ежедневное её проведение в детском дошкольном учреждении должно быть обязательным. Утренняя гимнастика проводится в определённые часы до завтрака. Утреннюю гимнастику в детском саду проводит воспитатель. Желательно помещение, где проводится утренняя гимнастика проветрить за несколько минут до прихода детей.

    Выбирая упражнения для утренней гимнастики в детском саду, обращаю внимание, что они должны затрагивать различные мышечные группы : плечевой пояс, ноги, стопы, боковые мышцы туловища и мышцы спины, мышцы брюшного пресса.

    Водные процедуры.

    Обучаем детей обширному умыванию прохладной водой : мытьё рук до локтя, растирание мокрой ладошкой груди и шеи. По окончании водной процедуры каждый ребёнок самостоятельно вытирается полотенцем.

    Организуем ходьбу босиком по мокрой дорожке, ребристой доске после дневного сна.

    Полоскание горла.

    Это и очень важная гигиеническая процедура, и профилактическая, и лечебная процедура.

    Полоскание горла ребенка. Показаниями для профилактических и лечебных полосканий горла являются : фарингиты, ларингиты, тонзиллит острый (ангина, тонзиллит хронический и т. п. С профилактической целью можно полоскать горло три-четыре раза в течение дня; с лечебной же целью горло полощут и десять, и пятнадцать раз в день. После полоскания не следует есть или пить в течение 20-30 минут; это время необходимо для того, чтобы используемое при процедуре средство успело подействовать.

    Если маленький ребенок еще не освоил процедуру полоскания горла, ему в этом деле нужно помочь; лучший способ научить - показать, как полоскания делать; дети во всем стремятся подражать взрослым, вот это стремление и нужно использовать.

    Организуем полоскание рта и горла водой после каждого приёма пищи.

    Организация сна детей.

    Проветриваем спальню перед сном детей не менее получаса;

    Организуем одевание и раздевание детей только в групповой комнате .

    Через 15 минут после того, как засыпает последний ребёнок, открываем форточку. За 30 минут до пробуждения закрываем её;

    Следим за соблюдением тишины со стороны персонала во время сна детей;

    Подъём организуем по мере пробуждения детей.

    Организация детей на прогулку.

    Воспитатель первой выводит подгруппу детей , которые оделись быстрее, т. о. предупреждаем перегревание детского организма. Другую подгруппу на прогулку сопровождает помощник воспитателя;

    Следим за тем, чтобы дети были одеты по погоде. В случае потепления убеждаем детей надеть меньше одежды;

    Организуем прогулки при температуре воздуха не ниже 20 С в безветренную и сухую погоду, регулируя время пребывания детей на воздухе;

    Во избежание переохлаждения обязательно организуем двигательную деятельность : подвижные, спортивные, народные игры, общеразвивающие упражнения, а также один раз в неделю проводим занятия по физической культуре на воздухе.

    Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма – вот главная цель нашего детского сада

    «Закаливание ребенка в домашних условиях»

    Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он

    совсем не болел, то, во всяком случае,

    поддерживать у него высокий уровень здоровья

    вполне возможно.

    Н. М. Амосов.

    Закаливание - это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию.

    Воспитание здорового ребенка является главной целью любого дошкольного учреждения. Потому что дошкольное детство - время интенсивного развития ребенка: приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых не возможен здоровый образ жизни.

    Закаливание детей дошкольного возраста в ДОУ состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни, которые включены в режимные моменты и специальные мероприятия: воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры, правильно организованную прогулку, являются частью физкультурных занятий. Значит, перед нами, взрослыми, стоит очень важная задача: воспитать физически, нравственно и духовно здорового человека.

    Что же кроме чистого свежего воздуха, яркого солнца и воды может быть лучшим средством поддержания сил и здоровья в молодом организме, который только формируется. В этом случае, закаливание один из наиболее подходящих вариантов для тех, кто хочет сохранить свое здоровье и здоровье детей. Закаливание поможет избежать заболеваний, повысить иммунитет.

    Цель закаливания – тренировка защитных сил организма, выработка способности быстро приводить работу органов и систем в соответствии с меняющейся внешней средой. Способность организма быстро приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным воздействием того или иного фактора (тепло, холод и т.д.) и постепенным увеличением дозировки такого воздействия.

    В процессе закаливания в организме ребенка происходят изменения: клетки покровов тела и слизистых, нервные окончания и нервные центры начинают быстрее и целесообразнее реагировать на изменения окружающей среды.

    В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым к резким изменениям температуры и простудным, и инфекционным заболеваниям. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем и аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, высокой работоспособностью. Таких результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.

    Положительных результатов от закаливающих процедур можно ожидать только при соблюдении таких принципов, как постепенность, последовательность, систематичность, комплексность, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, а также активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам.

    Основная задача : осуществлять комплексный подход к оздоровлению дошкольника средствами природы с учетом уровня его индивидуального здоровья при активном включении ребенка в процесс его формирования.

    При организации закаливания необходимо соблюдать ряд правил, принципов закаливания для достижения наибольшего эффекта от его проведения.

    1. Воздействие на организм раздражающего фактора должно быть постепенным. Этот принцип очень важен, так как детский организм не обладает большой сопротивляемостью и применение сильных раздражителей, без предварительной, постепенной подготовки, может привести к отрицательным результатам. Закаливание детей даст наилучший результат, если устанавливается строгая дозировка и постепенное усиление раздражения. Лучше всего закаливание начинать в теплое время года.

    2. Последовательность применения закаливающих процедур. Сначала следует проводить воздушные ванны, а затем можно переходить к водным и солнечным.

    3. Необходимо при проведении закаливания соблюдать систематичность. При систематическом закаливании ответная реакция организма ускоряется и совершенствуется. Привычка к раздражителю образуется лишь в том случае, если этот раздражитель действует непрерывно в течение более или менее продолжительного времени. Если закаливающие процедуры проводить случайно, с перерывами, то организм ребенка не успеет привыкнуть к действию прохладного воздуха, воды, солнечным излучениям, не может закрепить полученные результаты.

    4. Должна соблюдаться комплексность проводимых закаливающих мероприятий, тогда организм закаливается всесторонне. Следует сочетать закаливающие мероприятия с двигательной активностью детей, гимнастическими упражнениями, пребыванием на свежем воздухе, соблюдением режима дня…

    5. Большое значение при проведении закаливающих процедур имеет принцип индивидуальности (возраст ребенка, состояние его здоровья, уровень закаленности, пол). Всех детей по отношению к закаливанию можно разделить на три группы: 1 - дети здоровые, ранее закаливаемы (так как это уже закаленные дети, то им можно применять любые закаливающие мероприятия, вплоть до интенсивных); 2 - дети здоровые, впервые приступившие к закаливанию, или дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья; 3 - имеющие хронические заболевания или выраженные отклонения в функциональном состоянии. К этой категории относятся часто болеющие дети (это щадящее закаливание, наиболее применимо в ДОУ).

    6. Обязательным условием для проведения закаливающих процедур является положительная эмоциональная реакция на процедуру. Ничего не получится, если ребенок плачет или утомлен предыдущей деятельностью. Важно создать благоприятную обстановку, создать игровую мотивацию в сочетании с музыкой, настроить ребенка на получение удовольствия, на приобретение бодрости и прекрасного самочувствия. Роль взрослого имеет немаловажное значение. Он должен быть примером подражания для достижения главной цели – укрепление здоровья воспитанников.

    Существует ряд противопоказаний , когда закаливание в детском саду ребенку не рекомендуется, а именно:

    Если еще не прошло пяти дней после заболевания или профилактической прививки;

    Если еще не прошло двух недель после обострения хронического заболевания;

    Повышенная температура у ребенка вечером;

    Страх у ребенка перед закаливанием.

    Закаливание мы проводим путем комплексного воздействия природных факторов (солнца, воздуха, воды).

    Закаливание солнцем

    Летом наиболее эффективным мероприятием по закаливанию организма детей является применение солнечных ванн. Оно проводится на освещенном солнцем участке с кратковременным пребыванием по 5-6 минут в день, по мере появления загара продолжительность пребывания на солнце не увеличивается, но в течение дня может составить 40-50 минут. Лучше всего принимать солнечные ванны рано утром или вечером после 16 часов; в это время в спектре солнечного света присутствует наибольшее количество ультрафиолетовых лучей и наименьшее количество инфракрасных лучей (несущих тепло и обжигающих). В городских условиях во второй половине дня воздух наиболее пыльный и загазованный – поэтому для детей принятия солнечных ванн благоприятным остается в утреннее время.

    Солнечные лучи оказывают благоприятное влияние на организм только при правильном использовании, в противном случае могут причинить вред. Обязательно голова ребенка должна быть покрыта головным убором, необходимо соблюдение питьевого режима.

    Закаливание воздухом

    Наиболее доступное средство закаливания, которое подходит для всех детей. Воздушные ванны способствуют улучшению обмена веществ, повышают аппетит, нормализуют сон. В зависимости от температуры воздуха различают: теплые – от 20 и выше, прохладные – 16-19 и холодные ванны – 15 и ниже. Наиболее переносимыми являются теплые воздушные ванны. С них и следует начинать закаливание воздухом. Принимая прохладные и холодные воздушные ванны, нужно активно двигаться – ходить или выполнять упражнения.

    Режим дня ДОУ направлен на закаливание организма ребенка.

    Прием детей в детский сад ежедневно с мая по сентябрь проводится на улице. Утренняя гимнастика также проводится на улице. В холодное время года - в спортивном зале в облегченной форме при температуре не выше 19°.

    Структура проведения закаливающих процедур после сна

    Характер действия Метод Методика Противопоказания
    Воздух (температурное воздействие на организм) Сон без маек

    Воздушные контрастные ванны.

    Гимнастика после сна в кроватях.

    Хождение босиком

    Учитывать физическое и соматическое состояния ребенка.

    Использование разницы температур (под одеялом, без одеяла; в спальне, в групповой комнате).

    Использование «дорожек здоровья» (ребристая доска, массажные коврики и др.)

    Во время физкультурных мероприятий с учетом физического и соматического здоровья

    Температура воздуха в спальне ниже 14оС

    Наличие противопоказаний

    Вода (температурные и механические раздражающие воздействия на кожу, органы обоняния, дыхательную систему) Полоскание рта кипяченой водой, соляным раствором

    Обширное умывание

    Туалет носа

    Постепенное обучение полосканию рта, начиная с l-й младшей группы.

    Постепенное обучение элементам обширного умывания, начиная от кончиков пальцев до локтя, плеча, шеи с переходом к подбородку, и умыванию лица с последующим растиранием полотенцем.

    Освободить носовой ход от скапливающейся слизи, промыть проточной водой

    Медицинский отвод после болезни.

    Температура воздуха в спальне ниже 14oС

    Температура воздуха ниже нормы.

    Наличие противопоказаний

    Хождение босиком

    Хождение босиком относится к нетрадиционным методам закаливания, который является также хорошим средством укрепления сводов стопы и ее связок. Так как хождение босиком является средством закаливания, необходимо руководствоваться принципами постепенности и систематичности.

    Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже +18 градусов. Вначале это осуществляется в носках в течение 4-5 дней, затем полностью босиком по 3-4 минуты, увеличивая ежедневно время процедуры на 1 минуту и постепенно доводя ее до 15-20 минут. Хождение босиком рекомендуется во всех возрастных группах. Дети старших групп проводят босиком утреннюю зарядку (в помещениях), физкультурные занятия, подвижные игры. Детям, которые легко простужаются и часто болеют, рекомендуется первоначально ходить по полу в носках, а уже затем босиком. Следующий этап - хождение босиком по земляному грунту во дворе, в саду, на улице в течение лета. Приступая к процедуре закаливания, необходимо помнить, что горячий песок или асфальт, снег, лед, острые камни, иглы в хвойном лесу и шишки оказывают сильное возбуждающее воздействие, в то время как теплый песок, мягкая трава, дорожная пыль, ковер в помещении успокаивают.

    Главный смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп к влиянию пониженных температур, которое осуществляется главным образом действием низких температур пола, земли. (Ю.Ф. Змановский).

    В своей работе мы сочетали данный вид закаливания с играми и упражнениями для профилактики плоскостопия. Так, в старшей группе применяются: ходьба на носках с различным положением рук, по ребристой доске, палке или толстому шнуру, на внешней стороне стопы, перекатом с пятки на носок, на месте, не отрывая носка от пола; перекаты с носка на пятку стоя на полу или на палке; катание палки и мяча ступней и пальцами ноги вперед-назад; «рисование» простых геометрических фигур путем катания резинового мячика; захват и подъем пальцами ног мелких предметов (палочек, камушков, шишек); игровое упражнение «Если бы ноги стали руками» (условное выполнение ногами функций рук); перешагивание через гимнастические палки, набивные мячи.

    Закаливание водой

    Водные процедуры возбуждают нервную систему, поэтому их следует проводить после утреннего или дневного сна. Вытирание кожи после любой водной процедуры сухим полотенцем обеспечивает хороший ее массаж, способствует лучшему кровообращению, а следовательно и питанию.

    Традиционными водными процедурами, которые проводятся в детских садах являются - обтирания, обливания, купание. Помимо традиционных можно использовать специальные методы закаливания водой.

    До утренней гимнастики проводится – полоскание горла кипяченой водой. Это является весьма эффективным средством для закаливания носоглотки: предупреждения ангин, разрастания миндалин и аденоидов. Игровое упражнение «Кукушечка» проводится под музыкальное сопровождение. На каждое полоскание используют примерно 1/2 – 1/3 стакана воды. Начальная t° воды 23-28° понижая через каждую неделю на 1-2° и постепенно доводить до комнатной t° воды. Полоскание горла прохладной водой со снижением ее температуры является методом профилактики заболеваний носоглотки. Дети старшего дошкольного возраста умеют полоскать горло и начинают эти процедуры при температуре воды +36-37o. Температура воды снижается каждые 2-3 дня на 10 и доводится до комнатной температуры.

    Ножные ванны - очень действенное средство закаливания, поскольку ноги, особенно стопы, наиболее чувствительны к охлаждению. Летом лучше всего мыть ноги на воздухе, это усиливает закаливающее действие.

    Обширное умывание.

    Умывание - самый доступный в быту вид закаливания водой. Начинать надо теплой водой (30-32 °С), постепенно снижая ее температуру до комнатной, а затем использовать воду из-под крана.

    Дома родителям нужно также научить детей ежедневно мыться прохладной водой до пояса. Ребенок моет с мылом руки до локтей, затем водой, набранной в пригоршню, последовательно обмывает руки до плеч (поочередно), лицо, шею, грудь и подмышки, обмыть спину придется помочь. По окончании мытья ребенок перекидывает через шею полотенце и быстрыми движениями (вначале с помощью взрослого) вытирает грудь, лицо, шею и т. д.

    Ребёнок должен:

    открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ей от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.

    Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз».

    Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз».

    Намочить обе ладошки и умыть лицо.

    Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.

    Хождение по солевым дорожкам

    Эффективным средством закаливания является хождение по солевым дорожкам. Эффект солевых дорожек заключается в том, что соль раздражает стопу ребенка, богатую нервными окончаниями.

    Методика солевого закаливания.

    Показания: Метод солевого закаливания показан всем детям дошкольного возраста.

    Техника: Закаливание проводится после дневного сна под наблюдением воспитателя. Ребенок проходит босиком по фланелевому коврику, смоченному 10% раствором поваренной соли комнатной температуры. Топчутся на коврике в течение 2х минут. Затем дети переходят на второй коврик, стирая соль с подошвы ног, а затем переходят на сухой коврик и вытирают ступни насухо. Важным моментом при проведении закаливания является то, что стопа должна быть предварительно разогрета. С этой целью используется массажеры для стоп, пуговичные и палочные дорожки.

    Механизм действия: Механический и химический через термо и хеморецепторы кожи стоп ног. Солевой раствор раздражает хеморецепторы, вызывая расширение “игру”, периферических сосудов стоп. Рефлекторно усиливается теплообразование, увеличивается прилив крови к нижним конечностям и стопам, длительное время сохраняется тепло. Механические действия возникают в результате раздражения биологических точек на подошве.

    Оборудование: 3 фланелевых коврика,) с разнокалиберными нашитыми пуговицами, б) с нашитыми палочками.

    10% раствор поваренной соли температуры +10°+18°С, 1 кг соли на 10 л. воды, 0,5 кг на 5 л. воды, 0,25 кг на 2,5 л. воды

    Данный метод закаливания доступен и прост, не требует больших материальных затрат и времени, доставляет удовольствие детям. А самое главное обладает выраженным эффектом, играет существенную роль в профилактике простудных заболеваний у детей.

    Основные требования к проведению закаливания

    Перерыв в закаливании на 2-3 недели и более снижает сопротивляемость организма к простудным факторам. Необходим тщательный учет индивидуальных особенностей ребенка, его возраст, возможности наличия у него повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям. Недопустимо проведение закаливания при наличии у ребенка отрицательных эмоциональных состояний (страха, беспокойства).

    Закаливающие процедуры стали органичной частью содержания каждого физкультурного занятия. Во время занятия дети принимают воздушные ванны, ходят босиком по различным дорожкам и т.п. Но в любом случае физкультурные занятия заканчиваются водными процедурами. Дети обмывают под краном лицо, конечности. При формировании системы закаливания необходимо учитывать состояние здоровья, возраст, климатические условия, развитие подкожно-жировой клетчатки, тип нервной системы, степень закалённости ребенка.

    Можно выделить три группы детей по этим показателям:

    Закаливание детей I группы нужно начинать с индифферентных раздражителей. Для воздушных ванн – это комфортные показатели температуры воздуха, для местных и общих водных процедур – температура кожи в состоянии теплового комфорта.

    Для детей II и III групп начальная и конечная температура воздействующих факторов должна быть на 2-4°С выше, чем для детей I группы, а темп её снижения более медленным .

    Постепенность увеличения силы раздражителя означает, что недопустимо в начале закаливания почти мгновенное и глубокое снижение температуры, а также быстрое увеличение продолжительности процедуры. Оно предусматривает несколько вариантов:

    • Для ослабленных детей закаливание начинают с участков тела менее чувствительных к холоду (например – рук) постепенно переходя к участкам тела, которые не подвергались холодовому воздействию и поэтому более чувствительны (спина).
    • Переход от менее интенсивных процедур к более интенсивным: от воздушных к водным, от обтирания к обливанию водой.
    • Увеличение интенсивности закаливающего фактора: понижение или повышение температуры, увеличение скорости движения воздуха, силы ультрафиолетового облучения.
    • Увеличение времени действия закаливающего раздражителя – интенсивность закаливающего фактора должна возрастать постепенно, но каждая последующая нагрузка должна вызывать ответную реакцию организма, вегетативные сдвиги: учащение пульса, увеличение глубины и частоты дыхания. Отсутствие этих сдвигов свидетельствует о недостаточном увеличении воздействующего раздражителя.

    Систематическое использование закаливающих процедур во все времена года, без перерывов, формируют условно-рефлекторную пульсацию кожных сосудов, что обеспечивает большую устойчивость кожной поверхности к длительному воздействию холода, а регуляция теплоотдачи способствует поддержанию температуры внутренней среды на постоянном уровне. При прекращении закаливающих воздействий условные рефлексы угасают. Тренирующий эффект закаливающей нагрузки достигается за несколько месяцев (2-3), а исчезает за 2-3 недели, а у дошкольников через 5-7 дней.

    Подчиняясь этому правилу, нельзя отменять закаливание даже в случае легких заболеваний детей – следует уменьшать нагрузку или интенсивность раздражителя.

    Специфичность процессов адаптации обуславливает необходимость соблюдать принцип разнообразия или комплексности средств закаливания. Подразумевается использование разновидности действия одного и того же фактора. Например – полоскание водой горла – местное закаливание и обливание водой стоп приводит рефлекторно к снижению чувствительности носоглотки к холоду.

    Полиградационность, т.е. необходимость тренировок к сильным и слабым, быстрым и замедленным, а также средним по силе и времени охлаждениям. Поэтому лучше сочетать местные и общие закаливающие процедуры, когда достигается оптимальная устойчивость организма к холоду.

    Заключение

    Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на укрепление их здоровья, совершенствование физиологических и психических функций развивающегося организма, его закаливание, развитие двигательных умений, повышение физической и умственной работоспособности, необходимой для обучения в школе. Задачи физического воспитания тесно связаны с задачами умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. Удовлетворение потребности дошкольника в движениях является важнейшим условием его жизнедеятельности и нормального развития - не только физического, но и интеллектуального.

    Достаточная по объему двигательная активность благоприятно сказывается на функциональном состоянии головного мозга, увеличении работоспособности, повышении произвольности в выполнении различных действий.

    Но мы все-таки наблюдаем снижение заболеваемости в группах (особенно в старших) В ходе наблюдений установлено, что под влиянием циклических упражнений и закаливающих процедур увеличивается работоспособность, активно формируются двигательные умения и навыки, развиваются основные двигательные качества, воспитывается воля, смелость, дисциплина, формируется привычка и интерес к здоровому образу жизни, систематическим занятиям физическими упражнениями, прививаются гигиенические навыки. Это создаёт условия для повышения сопротивляемости организма ребенка к инфекции.

    Наши результаты дают возможность разработать и внедрить в деятельность дошкольных учреждений разных видов физиологически обоснованную систему оздоровления, обеспечивающую укрепление соматического и психического здоровья, нормальное физическое и общее развитие детей раннего и дошкольного возраста.

    Система закаливающих мероприятий в ДОУ №4

    Содержание Возрастные группы
    2-я младшая средняя старшая подготовительная

    1. Элементы повседневного закаливания

    Воздушно – температурный режим:

    В холодное время года допускаются колебания температуры воздуха в присутствии детей
    От +210 до +19 0С От +200 до +180С От +20 0 до +18 0С От +20 0 до +18 0С
    Обеспечивается рациональное сочетание температуры воздуха и одежды детей
    Одностороннее проветривание

    (в присутствии детей)

    Допускается снижение температуры до 1-2 0С

    Сквозное проветривание

    (в отсутствии детей)

    В холодное время года – кратковременно – 5-10мин

    Критерием прекращения проветривания помещения является температура, сниженная на 2-30С

    Утром перед приходом детей К моменту прихода детей температура воздуха восстанавливается до нормальной.
    Перед возвращением детей с дневной прогулки В теплое время года проводится в течение всего периода отсутствия детей в помещении
    +21 0С +20 0С +20 0С +20 0С
    Во время дневного сна +19 0С +19 0С +19 0С +19 0С

    2. Воздушные ванны

    Прием детей на воздухе

    Не ниже 0оС Не ниже 0оС Не ниже 0оС Не ниже 0оС
    Утренняя гимнастика В холодное время года проводится ежедневно в группе, одежда облегченная - +18 0С

    В теплое время года - на участке детского сада

    Физкультурные занятия +18 0С +18 0С +18 0С +18 0С
    Одно занятие в группе. Форма спортивная.

    Одно занятие на воздухе. Одежда облегченная.

    Прогулка Одежда и обувь соответствует метеорологическим условиям в холодное время года
    -5 0С -5 0С -10 0С -10 0С
    Хождение босиком Ежедневно в теплое время года при температуре воздуха от +20 0С и выше

    В холодное время года в помещении на физкультурном занятии при соблюдении нормативных температур, но не менее +180С

    Дневной сон Обеспечивается состояние теплового комфорта, соответствие одежды;

    Температура воздуха в помещении не менее +18 0 С

    После дневного сна В помещении группы температура на 1-2 0С ниже нормы
    Гигиенические процедуры Умывание, мытье рук до локтя водой комнатной температуры Умывание, обтирание шеи, мытье рук до локтя водой комнатной температуры
    3. Специальные закаливающие

    воздействия

    Закаливание проводится на фоне теплового комфорта для организма ребенка, что достигается рациональным сочетанием метеорологических факторов среды, теплозащитных свойств одежды детей и уровня их двигательной активности. Учитываются индивидуальные особенности состояния ребенка и его эмоциональный настрой.
    Контрастное обливание ног Ежедневно перед обедом в летне-оздоровительный период
    Игры с водой Во время прогулки в летне-оздоровительный период
    Дыхательная гимнастика в игровой форме 3 раза в день: на зарядке, на прогулке, после сна

    Комплекс закаливающих мероприятий после дневного сна в средней группе

    (2-я половина учебного года)

    Г. Лянтор 2010 г.

    Побудка.

    Дети просыпаются:

    Просыпайся, глазок просыпайся, другой!

    Поздороваться солнышко вышло с тобой.

    Посмотри, как оно улыбается

    Снова день, снова день продолжается!

    Это кто уже проснулся?

    Кто так сладко потянулся?

    Потягуни – потягушечки

    От носочков до макушечки.

    Мы потянемся, потянемся,{

    Маленькими не останемся.

    Вот уже растем, растем, растем…

    Дети поднимаются, идут в туалет и возвращаются в спальню. Выполняют упражнения по тексту.

    Ну-ка встаньте, улыбнитесь

    Выше, выше потянитесь!

    Ну-ка плечи распрямите,

    Поднимите, опустите.

    Влево – вправо повернулись

    Руками коленей коснулись

    Сели – встали, сели – встали

    И на месте побежали!

    Затем дети идут по колючим дорожкам к тазам с водой контрастной температуры

    18-40-18 градусов. По сигналу бубна дети поочередно ступают в тазы с : прохладной водой на 2-3 секунды, с горячей воды на 6-8 секунд.

    ■горячей водой на 6-8 секунд.

    Ожидая остальных детей , выполняют сухое растирание, топая по ковру. Затем выходят в коридор, где проводят пробежку с препятствиями или медленный бег без препятствий 4-5 минут. Возвращаясь в группу, восстанавливают дыхание и садятся на ковер, складывая ноги «по-турецки». Спина ровная, руки на коленях, говорят:

    По-турецки мы сидели

    Чай пили, сушки ели.

    По-турецки говорили

    Все допили, все доели.

    Пальчиковая гимнастика «Стираем носки»

    Мылом мылю я носки Кулаком правой руки трут левую ладонь. Крепко трутся кулаки. Соответственно.

    Сполосну носочки ловко Ладо ни ребром друг к другу от себя к себе .

    И повешу на веревку. Руки вверх, сжимают и разжимают пальцы.

    Массаж биологически активных зон

    « Неболей-ка ».

    Массаж ушных раковин «Зайчата»

    На полянке, на лужайке Дети щи плют ушную раковину С низу вверх

    Целый день скакали зайки.

    И катались по траве. Г ладят уши двумя пальцами сверху вниз

    От хвоста и к голове.

    Долго зайцы так скакали. Щипают, загибают ушную раковину к голове

    Но напрыгались, устали.

    Стала гладить и ласкать. Г ладят ушн ые раковины от щек к затылку Всех зайчат зайчиха – мать.

    Упражнения с мячом «Ежиком»

    Я мячом круги катаю Круговые движения между ладонями

    Взад-вперед его гоняю. Вперед и назад

    Им поглажу я ладошку Соответственно

    Будто я сметаю крошки. Смена рук

    Я сожму его немножко Соответственно

    Как сжимает лапу кошка. Смена рук

    Каждым пальцем мяч прижму Соответственно

    И другой рукой начну. Смена рук

    А теперь последний трюк Перебрасывание мяча из руки в руку

    Дети вдыхают глубоко через нос, выдыхают, медленно произнося звуки «СА» и «СУ». Ударным является звук «У» и «А» в конце выдоха.

    Очищение дыхательных путей.

    Дети делают глубокий вдох через нос, выдыхая, стучат кулачками по груди и приговаривают: « Я, птица говорун, самый сильный и сообразительный.»

    Дети прикладывают указательные пальцы к крыльям носа. Делают вдох, на выдохе ритмично постукивают пальцами по крыльям носа.

    Водные процедуры.

    Дети умываются прохладной водой, увлажняют руки до плеча, грудь и шею сзади, а затем насухо растираются полотенцем.

    Картотека закаливающих процедур

    Воспитатель:

    Ильина Надежда Александровна

    Республика Хакасия

    г. Абакан

    МБДОУ «ЦРР д/с «Сказка»

    1. Гимнастика-побудка

    Эй, ребята, просыпайтесь! Вам вставать пришла пора.

    Потянитесь. Улыбнитесь. На живот перевернитесь.

    А теперь опять на спину, Потянулись еще раз.

    Вдох и выдох. Вдох и выдох. Повторим еще раз.

    Поднимите ноги вместе, Опустите на кровать.

    Руки в стороны расставьте. Хватит спать! Пора вставать!

    (Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

    2. Ходьба по дорожкам здоровья с различными раздражителями

    Мы стараемся, стараемся Физкультурой занимаемся!

    Пусть будут руки крепкими, Пусть будут ноги сильными.

    Мы будем все здоровыми, Веселыми, спортивными.

    3. Общеразвивающие упражнения

    1. «Пловцы»

    И.П. основная стойка, руки развести вперед «плывем» (повт. 6-7 раз)

    2.»Футболисты»

    И.П. ноги на ширине плеч, руки за спиной.

    Поднять правую (левую) ногу, согнутую в колене(повт. 6-7 раз)

    3.»Штангисты»

    И.П. основная стойка Приседания, руки сжаты в кулачки (повт. 6-7 раз)

    4.»Бегуны» - бег на месте высоко поднимая колени

    4. Дыхательная гимнастика «Хорошо в лесу»

    И.П. основная стойка

    1- руки в стороны, глубокий вдох носом

    2-5 - на выдохе произнести «хо-ро-шо в ле-су»

    6-вернуться в И.П. (5 раз)

    5. Самомассаж

    • Для носа

    (указ. пальцами прижать крылья носа, поворачивать вправо влево)

    Водит носик паровоз

    В гости всех ребят повез.

    Он в волшебную страну

    Дыхательную

    (вдох, выдох повт. 4 раза)

    • Для ушей

    Чтобы ушки не болели

    Разотрем их поскорее.

    Вот сгибаем, отпускаем

    И опять все повторяем.

    • Прокатывание шишек между ладонями (тыльными сторонами рук, пальцами)

    Белка шишки принесла

    И ребятам раздала.

    Шишки все мы разбираем

    И в ладошках покатаем.

    6. Умывайка (водные процедуры)

    В кране чистая водица

    Ну-ка дети, быстро мыться.

    Моем шею, моем руки, уши

    Вытираемся посуше.

    7. Самомассаж: поглаживание, разминание, снова поглаживание. Поглаживание выполняют от ногтей до лучезапястного сустава.

    (Дети сидят на кровати выполняют «Пальчики проснулись» массаж пальцев).

    Наши пальчики проснулись, а теперь будем наши ушки (поглаживание кромок ушей, выполняют сверху вниз, пощипывание и снова поглаживание) .

    А теперь погладим носик и щёчки (начинаем от переносицы к щекам, тремя пальцами - средний, указательный, большой, разминаем и поглаживаем). Погладим лоб от середины лба, разомнём.

    Какие мы хорошие, сейчас погладим себя по голове (от макушки вниз, выполняя правой рукой а затем левой рукой).

    12. Быстро сняли майки и побежали за рукавичками ; по ходу дети идут по «Дорожке здоровья» идут по ребристой доске, коврикам с «шипами», прыгают в цветы, по следам.

    Дети на руки одевают рукавички, выстраиваются друг за другом. Начинают поглаживать грудь, растирать ее и снова гладить. Массаж руки (от кисти к предплечью, перейти к массажу ног пощипывание и поглаживание (от ступни к бедру).

    Дети поменяются рукавичкой с товарищем и помассировать спину друг другу (ПОВТОРИТЬ ХОДЬБУ ПО «ДОРОЖКЕ ЗДОРОВЬЯ», положить рукавички в кармашки.

    А теперь одели майки и обувь. Перейти к водным процедурам: полоскание горла и мытьё лица, рук по локоть. Растирание рук полотенцем.

    Речевое сопровождение:- «Пусть летят к нам в комнату,

    Все снежинки белые.

    Не боимся холода,

    Мы зарядку сделали! ».

    10.Дыхательные упражнения:
    Весьма надежное средство, укрепляющее защитные силы организма и охраняющее от простуды, – закаливающие дыхательные упражнения, которые выполняют утром до завтрака или вечером после ужина:
    10.1. Ветерок
    Взрослый произносит текст и показывает движения, а малыш их запоминает и повторяет:
    Я ветер сильный, я лечу,
    Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос). Хочу налево посвищу (поворачивает голову налево, делает губы трубочкойи дует),
    Могу подуть направо (голова прямо – делает вдох через нос, голова направо – выдох через губы трубочкой),
    Могу и вверх (голова прямо – делает вдох через нос, затем выдох через губы трубочкой и снова вдох),
    И в облака (опускает голову, подбородком касается груди и делает спокойный выдох через рот)
    Ну а п
    ока, я тучи разгоняю (выполняет круговые движения руками).

    11.Фитотерапия.
    Для профилактики простудных заболеваний очень полезны отвары целебных трав, ведь витамины растительного происхождения усваиваются лучше, чем выделенные синтетическим путем.
    Фитотерапия проводится в виде курсов: 2-3 курса в год продолжительностью от 3-х недель до 2,5 месяцев и перерывом между ними не менее 2-х недель. Минимальное количество ежедневных процедур в одном курсе – 15.

    Для детей рекомендуют готовить настои и отвары в следующей суточной дозе сухого лекарственного сырья на 1 стакан:
    1-3 лет – 1 чайная ложка
    3-6 лет – 1 десертная ложка
    старше 6 лет – 1 столовая ложка
    При правильном приготовлении безопасны для дошкольников чаи из следующих растений: душица (цветки), калина, клюква, рябина, мята, мелисса. Особенно полезно ежедневное употребление настоя шиповника за 10-15 минут до еды. Отличным добавлением к настою может стать сок лимона и/или мед.

    1С. Гимнастика в постели:

    Потягивание. И.п: лёжа на спине, руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза закрыты. Поочерёдно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую ногу (то носком, то пяткой), потом одновременно руками и ногами, растягивая позвоночник.

    2С. Игра «Холодно-тепло» (напряжение и расслабление мышц). И.п: лёжа на спине. На табличку «холодно» дети сворачиваются в клубок, дрожа всем телом, изображая, что им холодно. На табличку «тепло» дети раскрываются, показывая, что им тепло. Повторить 3 раза.

    3С. Самомассаж ладоней . И.п: тоже. Быстро растирать свои ладони до появления тепла, затем тёплыми ладонями «умыть» лицо. Повторить 3 р.

    4С. Гимнастика на стуле:

    «Барабанные палочки»-постукивание пальцев ног.

    «Помирились и поссорились»-сжимание и разжимание пальцев ног.

    «Согреемся»-ноги вытянуть вперёд, тянуть то носки, то пятки.

    5С. Комплекс ОРУ: И.п: ноги на ш.ст., руки внизу.1-2-поднять руки через стороны вверх, потянуться на носках; 3-4-вернуться в и.п.(6 раз). И.п: ноги вместе, руки на поясе.1-руки вперёд,2-вверх,3-в стороны,4-на пояс(6р) И.п: ноги на ш.пл., руки на поясе. 1-2-повороты туловища вправо, 3-4-повороты влево (повт.5 раз). И.п: ноги на ш.пл., руки внизу. 1-присесть,2-постучать ладонями об пол, 3-встать,4-руки вверх, прокручивание кистей (повт.6 раз).

    6С. Дыхательная гимнастика:

    И.п: стоя, ноги врозь, руки вверх, сцеплены в замок. Вдох-и.п.; выдох-наклон в сторону. Повторить 6 раз.

    И.п: стоя, руки внизу, кисти в стороны. Вдох-подняться на носки, развести руки в стороны; выдох-поворот туловища в сторону, полуприсед. Повт. 4 раза.

    7С. Дифференцированная работа с часто болеющими детьми

    Игра «Подуй на листочек» И.п:стоя, листочки на ладони. По команде детиначинают дуть на листочки.

    Контрастное закаливание ног.

    Коррекционная гимнастика после сна на октябрь

    4О.Коррекционная ходьба:

    5О.Комплекс ОРУ:

    И.п: ноги вместе, руки согнуты в локтях перед грудью. 1-3-плавные рывки согнутыми руками, 4-разведение прямых рук в стороны(5раз).

    И.п: ноги на ш.пл., руки вверху. 1-наклон туловища вправо,2-и.п.; 3-наклон влево, 4-и.п.(5раз).

    И.п: ноги вместе, руки на поясе.1-2- приседания (6 раз).

    6О. Дыхательная гимнастика :

    «Погреемся». И.п: стоя, ноги вместе, руки в стороны. Вдох-и.п.,выдох-быстро скрестить руки перед грудью.(6 раз).

    «Часы». И.п: стоя, ноги на ш.пл.,руки на поясе. Вдох-наклон вправо(влево)-«тик»; выдох-и.п. «так» (6 раз).

    7О.Дифференцированная работа с детьми на профилактику плоскостопия:

    Контрастное закаливание ног.

    Коррекционная гимнастика после сна на ноябрь

    1Н. Гимнастика в постели:

    Потягивание. И.п: лёжа на спине, поднять руку вверх, потянуться и убрать за голову, тоже другой рукой. Поочерёдно тянуть от себя правую и левую ногу (то носком, то пяткой), потом одновременно руками и ногами, растягивая позвоночник.

    2Н. Игра «Зима и лето »(напряжение и расслабление мышц). И.п: лёжа на спине. На табличку «зима» дети сворачиваются в клубок, дрожа всем телом, изображая, что им холодно. На табличку «лето» дети раскрываются, показывая, что им тепло. Повт. 3 раза.

    3Н.Пальчиковая гимнастика. И.п: тоже. Поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя с большим в прямом и обратном порядке. Соединить кончики пальцев, пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой (по 6 раз).

    4Н. Гимнастика на стуле:

    «Гусеница»- сгибание и разгибание пальцев ног, выдвижение стопы вперёд до выпрямления коленей.

    Ноги вытянуть вперёд и соединить,«рисовать» левой и правой ногой в воздухе круг, затем двумя ногами.

    5 Н. Комплекс ОРУ:

    И.п: ноги на ш.ст., руки внизу. 1-2-поднять руки через стороны вверх, потянуться на носках, хлопнуть в ладоши; 3-4-вернуться в и.п.(6 раз).

    И.п: ноги вместе, руки за спиной, сцеплены в замок. 1-поворот вправо, 2-и.п, 3- поворот влево,4-и.п.(5раз).

    И.п: ноги на ш.пл., руки вверху. 1-наклон туловища вправо,2-и.п.; 3-наклон влево, 4-и.п.(повт.5раз).

    И.п: ноги вместе, руки на поясе. приседания (2 раза по 5 раз).

    6Н. Дыхательная гимнастика:

    6Н 1)«Большой-маленьки й». И.п: стоя, руки внизу. Вдох-подняться на носки, тянуть вверх руки; выдох-присесть, обхватив колени и прижать к коленям голову. Повт. 4 раз.

    6Н 2)«Дровосек» . И.п: ноги на ш.пл. Вдох-руки сложить топориком и поднять вверх. Выдох-резко опустить руки, наклониться, прорезая пространство между ног. Повт.6 раз.

    7Н.Дифференцированная работа с часто болеющими детьми

    Игра «Подуй на снежинк. И.п: стоя, снежинки на ладони. По команде дети начинают дуть на снежинки.

    Контрастное закаливание ног

    Коррекционная гимнастика после сна на декабрь

    1Д.Гимнастика в постели:

    1Д 1)Потягивание.

    1Д 2)«Отдыхаем». И.п: лёжа на животе с опорой на локти, ладонями поддерживая подбородок. Поочерёдно сгибать и разгибать ноги в коленях.

    2Д. Самомассаж головы. И.п: сидя на кровати. Имитация движений: моем голову, сушим полотенцем, расчёсываем.

    3Д. Корригирующая ходьба:

    И.п: на носках, на пятках, на внешней стороне стопы(медведь), с высоким подниманием колена в чередовании с обычной ходьбой.

    Ходьба по корригирующим дорожкам.

    4Д. Комплекс ОРУ:

    И.п: ноги на ш.ст., руки на пояс. 1-отвести плечи назад и вниз, подняться на носки-вдох; 2-опустить голову, расслабить плечи-выдох (6 раз).

    И.п: ноги врозь. 1-сгибая руки к плечам, повернуть туловище вправо; 2-и.п.; 3-поворот влево; 4-и.п.(5раз).

    И.п: ноги на ш.пл., руки на поясе. 1-отвести правую вытянутую ногу в сторону; 2-и.п.; 3-отвести левую ногу в сторону; 4-и.п.(5раз).

    И.п: ноги врозь. 1-наклон вперёд, отводя вытянутые руки в стороны;2-и.п.(6раз)

    5Д. Дыхательная гимнастика:

    «Пароход». И.п: Вдох-через нос с шумом набрать воздух, задержать дыхание на 1-2 сек.; выдох- с шумом через губы, сложенные трубочкой «у-у-у»(6 раз).

    «Запуск двигателя». И.п: стоя, ноги на ш.пл.,руки перед грудью, сжаты в кулаки. Вдох-и.п.; выдох-вращать согнутые руки перед грудью «р-р-р» (6 раз).

    6Д. Дифференцированная работа с детьми на профилактику плоскостопия:

    захватывание, поднимание и перенос пальцами ног мелких игрушек из обруча в обруч.

    Контрастное закаливание ног.

    Коррекционная гимнастика после сна на январь

    1Я. Гимнастика в постели:

    Потягивание. И.п: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочерёдно поднимать правую (левую) руку, потянуться, опустить, затем правую и левую ногу (то носком, то пяткой); потом одновременно руки и ноги, растягивая позвоночник.

    2Я.Массаж рук. И.п: сидя на кровати. Активно тереть ладони до ощущения тепла; вытягивать каждый пальчик, надавливая на него; растирать руку до плеча.

    3Я.Игра «Птичка». И.п: сидя на кровати. Имитация движений крыльев: руки перед грудью скрестно,с усилием двигать ими то влево, то вправо; затем медленно поднимать и опускать их.

    4Я. Гимнастика на стуле:

    Поочерёдное поднимание ног на носки и на пятки, не отрывая от пола

    Ноги вытянуть вперёд, сжимать и разжимать пальцы на ногах.

    Ноги вытянуть вперёд и соединить,«рисовать» левой и правой ногой в воздухе квадрат, затем двумя ногами.

    5Я. Комплекс ОРУ:

    И.п: о.с. 1-поднять руки вперёд-вверх, сцепив их в замок над головой; 2-подняться на носки, прогнуть спину, 3-и.п. (6 раз).

    И.п: о.с. 1-отвести прямые руки в стороны,сводя лопатки(вдох);2-и.п.(выдох) 6

    И.п: ноги на ш.пл., руки на поясе. 1-наклон к правой ноге,2-и.п.;3-наклон к левой ноге, 4-и.п.(6раз).

    И.п: то же. 1-поднять правую ногу назад-вверх,2-и.п. Тоже левой ногой (6раз)

    6Я. Дыхательная гимнастика:

    6Я 1)«Хлопушка». И.п: стоя, руки внизу. Вдох-развести руки в стороны; выдох-опустить вниз, хлопнуть в ладоши (6 раз).

    6Я 2)«Барабанщик». И.п: стоя, руки перед грудью, сжаты в кулаки. Вдох-и.п.; выдох- удар кулаком вниз,произнося «ТА»(6 раз).

    7Я. Дифференцированная работа с детьми на профилактику нарушений осанки:

    « Сосулька» -повисеть на вытянутых руках на рейке гимнастической стенки спиной к ней, туловище держать прямо, ноги вместе. Остальные дети ходят по ковру с мешочком на голове.

    Контрастное закаливание ног.

    Коррекционная гимнастика после сна на февраль

    1Ф. Гимнастика в постели:

    Потягивание. И.п: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочерёдно поднимать правую (левую) руку, потянуться, опустить, затем правую и левую ногу (то носком, то пяткой); потом одновременно руки и ноги, растягивая позвоночник.

    «Кошка». И.п: стоя на коленях с опорой на ладони. Поочерёдно прогибать и округлять спину.

    2Ф.Самомассаж лица. И.п: сидя по-турецки на кровати. Поглаживать лоб, щёки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивать по коже. Надавливать пальцами на переносицу, на середину каждой брови, делая вращательные движения, затем щипками лепить густые брови (от переносицы к вискам). Надавливать на крылья носа от переносицы к носовым пазухам, подёргать себя за нос.

    3Ф.Корригирующая ходьба:

    И.п: на носках, на пятках, на внешней стороне стопы(медведь), приставным шагом по гимнастической палке в чередовании с обычной ходьбой.

    Ходьба по корригирующим дорожкам.

    4Ф. Комплекс ОРУ:

    И.п: о.с. 1- поднять левую руку вверх, правую в сторону, подняться на носки, 2-и.п. Тоже, меняя положение рук (6 раз).

    И.п: ноги врозь. 1-вытянуть руки вперёд, сжимая пальцы в кулак; 2-согнуть руки, отводя локти и плечи назад, разжимая пальцы(6раз)

    И.п: ноги врозь, руки вверху, пальцы сцеплены в замок. 1-наклон вправо, 2-назад;3-наклон влево; 4-вперёд. Ноги прямые (6 раз).

    И.п: о.с. 1-согнуть правую ногу, поднимая колено вверх, 2-хлопок под коленом. Тоже левой ногой (6 раз).

    5Ф. Дыхательная гимнастика:

    5Ф 1 )«Задувание свечи». И.п: о.с. Вдох-через нос с шумом набрать воздух, задержать дыхание на 1-2 сек.; выдох- с шумом через губы, сложенные трубочкой (6 раз).

    5Ф 2 )«Трубач». И.п: стоя, ноги на ш.пл.,руки согнуты перед собой (как бы держа трубу). Вдох-и.п.; выдох-делать мелкие движения пальцами, подражая нажиманию на клавиши, произнося «ту-ту» (6 раз).

    6Ф. Дифференцированная работа с детьми на профилактику плоскостопия:

    упражнения с платочком взять его пальцами ног, сложить «уголок к уголку». Контрастное закаливание ног.

    Коррекционная гимнастика после сна на март

    1М. Гимнастика в постели:

    Потягивание. И.п: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочерёдно поднимать правую (левую) руку, потянуться, опустить, затем правую и левую ногу (то носком, то пяткой); потом одновременно руки и ноги, растягивая позвоночник.

    Перекатывание. И.п: лёжа на спине, руки согнуты и прижаты к груди. Повороты туловища справа налево.

    2М. Массаж рук. И.п: сидя на кровати. Активно тереть ладони до ощущения тепла; вытягивать каждый пальчик, надавливая на него. Растирать руку до плеча, с силой нажимая на мышцы, «смывать водой мыло»: одной рукой вести вверх, затем ладошкой вниз и «стряхнуть воду».

    3М.Гимнастика на стуле:

    «Гусеница»- сгибание и разгибание пальцев ног, выдвижение стопы вперёд.

    Поочерёдное поднимание ног на носки и на пятки, не отрывая от пола

    Ноги вытянуть вперёд, сжимать и разжимать пальцы на ногах.

    Поочерёдное подтягивание колена к груди.

    4М. Комплекс ОРУ:

    И.п: о.с. 1-наклон головы вправо, 2-и.п.;3-наклон головы влево, 4-и.п. (6 раз).

    И.п: о.с. 1-поднять вверх правое плечо,2-и.п.;3-поднять вверх левое плечо,4-и.п.(6 раз).

    И.п: ноги на ш.пл., руки на поясе. 1-поворот туловища вправо, отвести правую руку в сторону; 2-и.п.;3-поворот туловища влево, отвести левую руку в сторону; 4-и.п.(6раз).

    5М. Дыхательная гимнастика:

    «Птицы летят». И.п: стоя, руки внизу. Вдох-поднять руки через стороны вверх; выдох-опустить вниз (6 раз).

    «В лесу». И.п: о.с.. Вдох-и.п.; выдох- ладони к лицу, прокричать «Ау!» с поворотом вправо и влево(6 раз).

    6М. Дифференцированная работа с детьми на профилактику нарушений осанки:

    «Сосулька»- повисеть на вытянутых руках на рейке гимнастической стенки спиной к ней, туловище держать прямо, ноги вместе. Остальные дети ходят по ковру с мешочком на голове. Контрастное закаливание ног.

    Коррекционная гимнастика после сна на апрель

    1А. Гимнастика в постели:

    Потягивание. И.п: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочерёдно поднимать правую (левую) руку, потянуться, опустить, затем правую и левую ногу (то носком, то пяткой); потом одновременно руки и ноги, растягивая позвоночник.

    «Яйцо». И.п: сидя на кровати. Подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в стороны.

    2А.Самомассаж лица. И.п: сидя на кровати по-турецки. Массаж ушных раковин: поглаживать по краям, затем внутри, за ушами; ласково оттягивать вверх, вниз, в стороны; нажимать на мочки ушей.

    3А.Корригирующая ходьба:

    И.п: на носках, на пятках, с приседанием по сигналу, спиной вперёд, перешагивать через кубики, приставным шагом по скамейке в чередовании с обычной ходьбой.

    4А. Ходьба по корригирующим дорожкам.

    5А. Комплекс ОРУ:

    И.п: ноги на ш.пл. 1- поднять руки вперёд, 2-хлопнуть в ладоши; 3- развести руки в стороны,4-и.п.(6 раз).

    И.п: ноги на ш.пл.,руки на поясе. 1-поворот вправо, руки развести в стороны; 2-и.п. Тоже влево (6раз)

    И.п: руки за головой. 1-согнуть правую ногу, поднимая колено вверх, 2-и.п. Тоже левой ногой (6 раз).

    И.п: о.с. 1-согнуть правую ногу, поднимая колено вверх, стараться задеть локтём левой руки; 2-и.п. То же левой ногой (6 раз).

    6А. Дыхательная гимнастика:

    «Насос». И.п: стоя, одна ладонь на другой внизу. Вдох-через нос с шумомнабрать воздух, ладони вверх, задержать дыхание на 1-2 сек.; выдох- сшумом, через рот, ладони с силой вниз (6 раз).

    «Язык трубочкой». И.п: о.с. Вдох-через нос с шумом набрать воздух,задержать дыхание на 1-2 сек.; выдох- медленно через язык, сложенныйтрубочкой (6 раз).

    7А. Дифференцированная работа с детьми на профилактику плоскостопия:

    захватывание, поднимание и перенос пальцами ног мелких игрушек из обруча в обруч.

    Контрастное закаливание ног.

    Коррекционная гимнастика после сна на май

    1.Гимнастика в постели:

    Потягивание. И.п: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочерёдно поднимать правую (левую) руку, потянуться, опустить, затем правую и левую ногу (то носком, то пяткой); потом одновременно руки и ноги, растягивая позвоночник.

    2 . Гимнастика в постели «Зародыш». И.п: лёжа на спине. Согнуть в колене правую ногу и прижать её руками к животу. Позу удерживать 3-4 сек. и вернуться в и.п. Повторить движение левой ногой, потом двумя ногами. Прижимая колени к животу, подтянуть голову к коленям и задержаться в этом положении, после чего опустить голову, выпрямить ноги и расслабиться.

    3.Массаж рук. И.п: сидя на кровати. Активно тереть ладони до ощущения тепла; вытягивать каждый пальчик, надавливая на него. Фалангами пальцев одной руки тереть по ногтям другой, как по стиральной доске. Растирать руку до плеча, с силой нажимая на мышцы, «смывать водой мыло»: одной рукой вести вверх, затем ладошкой вниз и «стряхнуть воду».

    4. Гимнастика на стуле:

    «Гусеница»- сгибание и разгибание пальцев ног, выдвижение стопы вперёд.

    Поочерёдное поднимание ног на носки и на пятки, не отрывая от пола.

    Вращательные движения стопой.

    Покачивание стопы: прижимать к груди, укачивать, похлопать ладошкой по стопе, поднять выше головы

    5. Комплекс ОРУ:

    И.п: о.с. 1-2-3-круговые движения шеи в правую сторону,4-и.п.Тоже влево(6 р)

    И.п: ноги на ш.пл.,руки к плечам. 1-2-3-4-круговые движения плечами вперёд. Тоже назад(6 раз).

    И.п: ноги на ш.пл., руки в замок внизу. 1-руки поднять, 2-наклон вперёд с одновременным опусканием рук; 3-4-и.п.(6раз).

    И.п: о.с. 1-присесть с широким разведением колен, руки вперёд; 2-и.п. (6раз).

    6. Дыхательная гимнастика:

    6.1)«Большой-маленький». И.п: стоя, руки внизу. Вдох-подняться на носки,тянуть вверх руки; выдох-присесть, обхватив колени и прижать к коленямголову. Повт. 4 раз.

    6.2)«Дровосек». И.п: ноги на ш.пл. Вдох-руки сложить топориком иподнять вверх. Выдох-резко опустить руки, наклониться, прорезаяпространство между ног. Повт.6 раз.

    7. Дифференцированная работа с детьми на профилактику нарушений осанки:

    «Сосулька»-повисеть на вытянутых руках на рейке гимнастической стенки спиной к ней, туловище держать прямо, ноги вместе. Остальные дети ходят по ковру с мешочком на голове.


    1, 2 неделя декабря

    Гимнастика в постели Потягивание. («Снежная королева произнесла волшебные слова, и дети стали расти



    позвоночник.
    Игра «Зима и лето»



    Самомассаж ладоней («зимой очень холодно, поэтому мы добудем огонь, чтобы


    Профилактика плоскостопия.
    Ходьба босиком по «комбинированной дорожке».

    Пробежка в музыкальном зале

    Профилактика нарушений осанки. Физкультминутка «Веселая физкультура ».

    Состязание, ребятки,


    Это вовсе не загадка –



    Убегает без оглядки –
    Он не станет нипочем (повороты туловища направо – налево)
    Настоящим силачом! (П. Синявский)

    Дыхательная гимнастика.
    1. И.п. – стоя. Рот закрыт. Одну половину носа плотно закрыть пальцем, дыхание производить поочередно (по 4-5 раз) через каждую половинку носа.
    2. Дышать только через нос. Встать, ноги на ширине плеч. Руки поднять вперед и вверх ладонями внутрь – вдох, опустить руки вниз – выдох. Выполнять медленно по 5 раз.
    3. Стоя, вдыхать через одну половину носа, а выдыхать через другую до 5-6 раз через каждую половину носа.
    4. Вдох через нос, рот закрыт. На удлиненном выдохе произносить звук «м-м-м» (медленно до 8 раз).
    Игра «Пенальти». На столе ставятся футбольные ворота. Дети по очереди с «определенного места», по команде, дуют на бумажный футбольный мячик, чтобы он попал в ворота

    Водные процедуры

    Комплекс закаливающих процедур в средней группе

    3, 4 неделя декабря

    Гимнастика в постели.
    Потягивание. («Снежная королева произнесла волшебные слова, и дети стали расти
    во сне»). И.п. – лежа на спине, руки поднять вверх и опустить на постель за головой,
    глаза закрыты. Поочередно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую ногу
    (то носком,то пяткой), можно потянуться одновременно руками, ногами, растягивая
    позвоночник.
    Игра «Зима и лето» (напряжение и расслабление мышц). И.п. – лежа на спине. На
    сигнал «Зима!» дети должны свернуться в клубок, дрожать всем телом, изображая, что
    им холодно. На сигнал «Лето!» дети раскрываются, расслабляют мышцы тела,
    показывая, что им тепло. Повторить несколько раз.
    Самомассаж ладоней («зимой очень холодно, поэтому мы добудем огонь, чтобы
    согреться»). И.п. – сидя на постели, ноги скрестно. Быстро растирать свои ладони до
    появления тепла. Затем теплыми ладонями «умыть» лицо. Повторить 3-4 раза.

    Профилактика плоскостопия.
    Ходьба босиком по корригирующим дорожкам («закаляемся и гуляем босиком по
    заснеженным дорожкам»).
    Комплекс упражнений, проводимых в положении сидя на стульчиках

    («согреем замерзшие ножки после прогулки по снегу»): ноги вытянуть вперед, сжимать и
    разжимать пальцы на ногах; ноги вытянуть вперед, тянуть ноги то носками, то пятками;
    ноги вытянуть вперед и соединить, «рисовать» ногами в воздухе различные
    геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник); ноги поставить всей ступней на
    пол, поднимать ноги на носки, максимально отрывая пятки от пола; из того же и.п.
    поднимать вверх пальцы ног, не отрывая ступни от пола. Каждое упражнение повторить
    6-8 раз.

    Пробежка в муз. зале

    Профилактика нарушений осанки.
    Физкультминутка «Веселая физкультура».
    Состязание, ребятки,
    Мы начнем сейчас с зарядки (ходьба с резкими движениями рук в стороны),
    Для чего нужна зарядка? (встать на носки, руки вверх – потянуться)
    Это вовсе не загадка –
    Чтобы силу развивать (присесть – встать, держать осанку)
    И весь день не уставать! (наклон назад – выпрямиться)
    Если кто-то от зарядки (бег с высоким подниманием бедра, держать осанку)
    Убегает без оглядки –
    Он не станет нипочем
    Настоящим силачом! (повороты туловища направо – налево) (П. Синявский)
    Дыхательно-звуковая гимнастика.
    «Новый год». При выполнении всех упражнений вдох делается через нос, рот закрыт.
    «Бьют часы 12 раз». И.п. – стоя, ноги врозь, руки вверх, сцеплены в замок. Вдох – и.п.;
    выдох – наклониться в сторону, сказать: «Бом!». Повторить12 раз.
    «Ёлочка нарядная». И.п. – стоя, руки вдоль туловища, кисти в стороны. Вдох – подняться
    на носки, немного развести руки в стороны; выдох – поворот туловища в сторону,
    полуприсед, руки в и.п., сказать: «Ах!». Повторить 3-4 раза в каждую сторону.
    «Хлопушка». И.п. – стоя на коленях, руки вдоль туловища. Вдох – развести руки в
    стороны, выдох – опустить вниз, хлопнуть в ладоши, сказать: «Хлоп!». Повторить 6-8р
    «Дует Дед Мороз». И.п. – сидя на корточках, ладони сложить «трубочкой» вокруг рта.
    Вдох – и.п.; на выдохе протяжно сказать: «У-у-у-у-у». Повторить 6-8 раз.

    Водные процедуры