• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Екатерина Дунда
    Конспект открытого занятия по речевому развитию на тему «Рыбы и морские обитатели» (подготовительная группа)

    Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

    Цель: обобщить знания о морских и речных обитателях, учить делить слова на слоги, учить верно формулировать вопросы и задавать их, побуждать к составлению развернутого сложноподчиненного предложения, учить составлять рассказ, коллективный рассказ, учить согласовывать прилагательное с существительным.

    Развивающая предметно-пространственная среда темы ННОД: помещение группы, столы, магнитная доска, компьютер, проектор, колонки, презентация, аудиозапись с шумом моря, рыбка с чешуйками (несколько чешуек отличаются цветом – разные оттенки синего, картинки морских и речных обитателей, картинки моря, реки; ракушки, камни, весы с чашами, бутылочка с сюрпризом, жетоны, конверты с заданиями. Отрывок из мультфильма «В поисках Дори».

    Планируемый результат:

    Речевое развитие – умеют делить слова на слоги, умеют задавать вопросы и отвечают полным ответом, умеют согласовывать прилагательные с существительным, умеют составлять короткие рассказы.

    Социально-коммуникативное развитие – умеют работать в команде, умеют договариваться, легко общаются с взрослым, задают вопросы.

    Художественно-эстетическое развитие – проявляют интерес к русскому фольклору и загадкам; стремятся к самостоятельной творческой деятельности.

    Физическое развитие – легко выполняют основные движения

    Ход занятия:

    Звучит шум моря.

    Воспитатель: Ребята, что это? Вы узнали этот шум?

    Дети: Да. Это море.

    Воспитатель: А что такое море? А какие другие водоемы вы знаете?

    Дети: Море – это….А еще есть озера, реки, болота и т. д.

    Воспитатель: Какие из них с соленой водой, а какие с пресной водой?

    Дети: ….

    Воспитатель: Посмотрите, ребята. К нам заплыла загадочная рыбка. А в чем её загадочность? Что это за блестящие штучки на теле рыбки?

    Дети: у нее необычные чешуйки.

    Воспитатель: Правильно. На чешуйках у рыбки загадки. Отгадайте загадки! Кто отгадает - набирает себе команду. Но в команде может стать капитаном только самый внимательный и активный участник.

    Эта рыба - хищник злой,

    Всех проглотит с головой.

    Зубы показав, зевнула

    И ушла на дно. (акула)

    Плавает прозрачный зонтик.

    «Обожгу! - грозит. - Не троньте!»

    Лапки у нее и пузо.

    Как зовут ее? (Медуза)

    На дне, где тихо и темно,

    Лежит усатое бревно.

    Он в самом омуте живет,

    У него огромный рот,

    Вы слыхали о таком?

    Ну конечно, это (сом)

    Опасней всех она в воде,

    Хитра, прожорлива, сильна,

    Притом - такая злюка!

    Конечно, это (щука)

    Воспитатель: Молодцы! Детки, которые отгадали загадки, набирайте себе команду и плывите в свой водоем! Но будьте внимательны! Выберите тот водоем, в котором вы обитаете! Есть два моря и две реки! (Уточнить у команд, в каких они живут водоемах либо сразу, либо спросить, почему выбрали тот или иной водоем).

    Дети занимают столы с изображением моря или реки.

    Воспитатель: Нашли свои водоемы! Молодцы! Ребята, а у рыбки есть сюрприз! Вот он в бутылочке. Но получить мы его сможем, только если пройдем несколько испытаний. Каждый раз, выполняя задание правильно – мы будем получать жетон. Вот если наши жетоны перевесят эту бутылочку, то мы сможем открыть её.

    Если команда-соперник не может ответить на вопрос, вы можете рассказать вместо них и тоже получить жетон. Для этого у вас на столах лежат флажки – любой из вас зная ответ, может взять его и махнуть. Рыбка любит тишину, поэтому команда, которая будет шуметь и мешать - будет лишаться жетона. Готовы?

    Дети: Да.

    Воспитатель: Смотрите, на столах лежат конверты с номерами. Какой откроем?

    Дети: с номером 1.

    Воспитатель: открываем! Каждый возьмет по одной рыбке, которая обитает в вашем водоеме. Будьте внимательны и помогайте друг другу.

    Дети выбирают картинки, сверяют их с силуэтами на картинке с водоемом

    Воспитатель: Кого ты выбрал и почему? (обращается к ребенку)

    Ребенок: Я выбрала акулу, потому что она обитает в море.

    Воспитатель: Раздели это слово на слоги! (дети обязательно прохлопывают части слова)

    Ребенок: а-ку-ла. И т. д все дети

    Воспитатель: Молодцы! Все команды справились и получают свои жетоны. Теперь вы можете открыть другой конверт. Какой?

    Дети: с номером 2

    Воспитатель: Второе испытание - в конверте морской обитатель. А вот какой он? Вы рассказывайте, а я буду проверять - принимает рыбка ваши ответы или нет. Дети перечисляют прилагательные.

    Медуза – какая она? Медуза - прозрачная, опасная, медленная, светящаяся.

    Акула – какая она? Акула - опасная, зубастая, хищная, быстрая.

    Скат – какой он? Скат - электрический, плоский, длинный.

    Морские звезды – какие они? Они разноцветные, хищные, колючие, ядовитые.

    Воспитатель: Дети, вы справились. Молодцы! Вот ваши жетоны. Давайте, отдохнем. Рыбка приглашает нас поиграть с ней:

    Пять маленьких рыбок ныряли в реке

    (имитация рыб) .

    Лежало большое бревно на песке

    (развести руки в стороны) .

    Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко

    (имитация ныряния) .

    Вторая сказала:- ведь здесь глубоко

    (грозят указательным пальцем) .

    Третья сказала:- мне хочется спать

    (руки лодочкой под ухо) .

    Четвертая стала чуть-чуть замерзать

    (потереть кистями плечи) .

    Пятая крикнула:- здесь крокодил

    (руками имитируют пасть крокодила) .

    Плывите скорее, чтоб не проглотил

    (убегают) .

    Воспитатель: Теперь мы можем открыть конверт номер?

    Дети: номер 3

    Воспитатель: Узнайте, кого загадала нам рыбка! Я помогу рыбке провести это испытание - каждой команде загадаю какого-нибудь морского или речного обитателя. Вы можете задавать вопросы (3-4, на которые я отвечаю: да или нет. Потом вы совещаетесь и называете. Команда, угадавшая обитателя – получает жетон!

    1 команда – осьминог

    2 команда – краб

    3 команда – рак

    4 команда – дельфин

    (Дети задают вопросы. Совещаются. Дают ответ. Воспитатель открывает картинки).

    Воспитатель: Молодцы! Команды получают свои жетоны. Ну, и последний конверт №4! Откройте его скорее!

    Воспитатель: Так, что же это?

    Дети: Части пазла.

    Воспитатель: А где же другие части? У каждой команды только одна часть. Что же делать?

    Дети: может соединить части всех команд?

    Воспитатель: Молодцы! Конечно, только вместе, дружно можно преодолеть все трудности. Так даже лучше! Наши жетоны все вместе точно перевесят бутылочку с сюрпризом. Дети собирают пазл – схема для рассказа.

    Дети: это схема

    Воспитатель: Что же хочет рыбка?

    Дети: Она хочет, чтобы мы рассказали ей про обитателей водоемов.

    Воспитатель: Верно. Нам нужно при помощи схемы составить рассказ об обитателе, которого вы выбрали. Первое предложение – кто это, второе – где обитает, третье – чем питается, и четвертое – что вы знаете еще об этом обитателе водоема.

    Например, это рак. Он живет в реке. Он питается водорослями и свежими водными растениями. Рак опасен. Он может сильно прижать палец своими клешнями. У него тело покрыто панцирем.

    (Дети составляют рассказы).

    Воспитатель: Команды вновь получают свои жетоны.

    Воспитатель: Какие вы знайки! Всё знаете про морских и речных обитателей.

    А есть что-то, что вы узнали только сегодня?

    Дети: ….

    Воспитатель: А что вы хотели бы сами рассказать сегодня дома о жизни морских и речных обитателей? Кому?

    Дети:

    А теперь предлагаю вам, объединить наши жетоны и взвесить их. Посмотрим – выиграли мы сюрприз или нет. (Дети собирают все жетоны и помещают на другую чашу весов. Жетоны перевешивают.)

    Дети: ура!

    Воспитатель: Открываем! Здесь билетик на просмотр мультфильма «В поисках Дори!» Давайте поблагодарим рыбку за такой замечательный сюрприз.

    Дети: спасибо, рыбка!

    (Дети усаживаются смотреть мультфильм).

    Алёна Хамова
    «Весёлые рыбки». НОД в подготовительной группе по теме «Рыбы. Водоём»

    Цель : обобщение знаний о рыбах.

    Программное содержание :

    Образовательные задачи :

    Обогащать и активизировать словарь по теме «Рыбы . Водоём » .

    Закреплять знания о рыбах, их видах, о водоёмах .

    Закреплять умения обобщать и классифицировать.

    Закреплять умения составлять и решать задачи.

    Уточнить представления о свойствах предметов (в данном случае об объёме) .

    Закреплять умения сравнивать предметы по объёму.

    Развивающие задачи :

    Развивать коммуникативные навыки (умение активно вступать в речевое взаимодействие, умение отвечать на заданные вопросы; умение рассуждать, сравнивать и делать выводы).

    Развивать познавательный интерес.

    Развивать психические процессы : восприятие, внимание, память, мышление.

    Развивать координацию движений на основе согласования действий со словами физминутки.

    Развивать мелкую моторику на основе пальчиковой гимнастики

    Воспитательные задачи :

    Совершенствовать произвольность регуляции поведения и концентрацию на деятельности.

    Развивать чувство партнёрства и сотрудничества.

    Закреплять навыки культурного поведения в общении друг с другом.

    Материал : мяч, аквариум, условные мерки, игрушки – рыбки , декоративные камушки клеёнка, полотенца, алгоритм развития рыб, карточки к заданиям, кружки – для счёта мерок.

    Предварительная работа : чтение книги Т. Шорыгиной «Рыбы . Какие они?» , отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций.

    Организационный момент :

    Доброго вам дня, дорогие ребята. Подарим друг другу частицу тепла и доброты. Возьмёмся за руки, закроем глаза. Сделаем глубокий вдох, выдох. Откроем глаза. Скажем, друг другу все вместе «Я желаю тебе добра» . (Дети повторяют фразу) .

    Ребята, вы любите секреты? У меня для вас есть коробка с секретом. (потрясти коробку) . Что в ней, вы узнаете, когда выполните задание.

    Игра «Поставь точки по адресам. Соедини по точкам» .

    Прошу всех сесть на свои места за столы. Вам необходимо поставить точки по известным адресам-координатам, затем соединить их и вы узнаете, что в коробке. А Сева – соединит все точки от 1до 12 и тоже откроет секрет. Возьмём карандаши, начинаем работать. Будьте внимательны. (Воспитатель диктует координаты точек, а дети их отмечают в соответствующих клетках.)

    Что у вас получилось, кто угадал, что лежит в коробке?

    Интересно ребята для чего нам эти рыбки , что мы можем с ними делать? (предложения детей.) Ваши предложения мне очень нравятся. Но больше всего мне понравился вариант с аквариумом. Как вы думаете. Мы можем оформить аквариум в группе ?

    Но для этого, давайте все вместе вспомним всё то, что мы знаем о рыбах.

    Предлагаю вам поиграть в игру «Вопрос – ответ» . (игра с мячом)

    Какие животные называются рыбами?

    Где живут рыбы ?

    Какие бывают рыбы ?

    Какие части тела есть у рыб?

    Чем покрыто тело рыб?

    Что помогает рыбам плавать?

    Чем питаются рыбы ?

    Алгоритм развития рыб

    Ребята, всё живое вокруг нас растёт и развивается. И рыбы конечно не исключение. Предлагаю вам составить алгоритм развития рыб. Для этого вам нужно выбрать себе пару (воспитатель раздаёт каждой паре конверт с заданием) . Располагайтесь на ковре как вам удобно. Выполняем задание.

    Кто из вас готов рассказать этапы развития рыб. Мы составили алгоритм развития рыб из икринок. Но существуют и живородящие рыбы . Тогда какие части алгоритма будут лишними? Молодцы. Так развиваются рыбы .

    Игра «Чей дом»

    У каждого из нас есть дом и у рыб тоже. Вспомним ребята, где живут рыбы (дети называют) . Если рыба живёт в море, то она, если в аквариуме-, если в пресной воде- …

    Назовите водоёмы с пресной водой ? (река, озеро, пруд) .

    Для вас на столах лежать дома рыб. Ваша задача расселить всех рыб по своим домам.

    Молодцы, всех рыб расселили.

    Пальчиковая игра «Рыбка »

    Рыбка плавает в водице ,

    Рыбке весело играть

    Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывёт рыбка

    Рыбка , рыбка , озорница,

    Грозят пальчиком

    Мы хотим тебя поймать

    Медленно сжимают ладони

    Рыбка спину изогнула

    Снова изображают, как плывёт рыбка

    Крошку хлебную взяла

    Делают хватательное движение обеими руками

    Рыбка хвостиком махнула ,

    Рыбка быстро уплыла

    Снова «плывут» .

    Как известно рыбы быстрые , юркие, шустрые. Предлагаю поиграть с рыбками и отдохнуть .

    Физминутка :

    "Рыбка ".

    Рыбка рыбке говорила ,

    Плавничками шевелила :

    "Чтобы быть здоровой, гладкой,

    Будем делать мы зарядку.

    Хлоп направо, хлоп налево,

    Мы стройны, как королевы!

    Будем хвостиком вилять :

    Раз, два, три, четыре, пять!

    Два подскока, три хлопка,

    Головою два кивка".

    (дети выполняют движения в соответствии с текстом)

    Игра «Логические таблицы»

    Воспитатель приглашает детей за стол.

    -Рыбы решили сыграть с нами в прятки. Рассмотрите таблицы, каких рыб не хватает? Подберите из предложенных каточек и разложите на свои места.

    Молодцы, всех рыб нашли.

    Игра «Составь и реши задачу»

    Рассмотрите внимательно задание. Вам необходимо составить по карточкам задачу, решить её. Напомню, что у каждой задачи есть условие и вопрос. Ребята, кто из вас желает задать свою задачу ребятам, а они её решат?

    Молодцы, составили и решили задачи.

    Игра «Родственные слова»

    Подберите картинки с родственными словами к слову рыба и назовите эти слова.

    (На ковре воспитатель раскладывает картинки, дети выбирают, называют слово и объясняют его.)

    Молодцы, подобрали слова-родственники к слову рыба.

    «Аквариум»

    Ребята, мы поговорили про рыб, поиграли с ними. Теперь предлагаю вам создать аквариум.

    Скажите, пожалуйста, какой формы бывают аквариумы?

    Какой формы наш аквариум?

    Какие аквариумы бывают по объёму, по тому, сколько вмещается в него воды?

    Как вы думаете, что нам нужно, что бы заполнить аквариум водой ? (вода, мерки)

    В аквариум необходимо налить 16 мерок воды. Вас 8 человек. По сколько мерок воды каждый из вас должен налить в аквариум, чтобы было поровну? (по 2 мерки) .

    Мерки все разные. Нам нужно выбрать одинаковые мерки по объёму. Как вы думаете, что необходимо для этого сделать? (сравнить мерки, выбрать одинаковые) . Выполняем.

    (Дети сравнивают мерки методом переливания воды, находят одинаковые.)

    Мерки определили. Теперь каждый из вас нальёт по 2 мерки воды в аквариум, при этом откладывая на стол за каждую мерку 1 кружок. Сколько всего мерок налили в аквариум? Чему равен объём аквариума?

    Поселим рыбок. Ульяна, Настя, Вероника – украсят аквариум камушками, осторожно не бросая их. А все остальные ребята – запустят рыбок в аквариум. (Дети любуются аквариумом.) .

    Итог : Мы с вами ребята выполнили все задания и теперь у нас есть аквариум. Подарим друг другу аплодисменты. Ребята, мне очень интересно, какой секрет может быть в коробке, но это узнаем в следующий раз. Всем спасибо.

    Публикации по теме:

    Беседа с детьми по экосистеме «Водоём, река, озеро» Беседа с детьми по экосистеме «Водоём, река, озеро». Цель: Познакомить детей с обитателями и строением водоёмов, вызвать у детей желание.

    Домашнее задание «Рыбы» Родителям: рассказать ребенку о рыбах, где живут (в морях, океанах, реках, прудах, озерах, аквариумах.); рассказать.

    Конспект интегрированного НОД по художественному творчеству. Пластилинография «Аквариумные рыбки» подготовила воспитатель Козаева Т. В..

    Конспект интегрированного занятия в средней группе «Рыбки играют, рыбки сверкают» Интегрированное занятие в средней группе Рыбки играют, рыбки сверкают…. Цель: развитие творческих способностей детей через продуктивную.

    Организация: МАДОУ д\с №8 «Родничок»

    Населенный пункт: Липецкая область, г. Грязи

    Цели: расширение представлений о пресноводных рыбах, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнение, расширение, активизация словаря по теме «Пресноводные рыбы». Развитие диалогической речи, обогащение речи словами – антонимами. Развитие связной речи, мышления, зрительного внимания и восприятия, мелкой моторики. Воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности.

    Организационный момент.

    Воспитатель: У нас в гостяхНезнайка. Как вы думаете куда он собрался?

    Дети: На рыбалку (у него в руках удочка, ведро).

    Воспитатель: Правильно, он собрался порыбачить, но ему грустно от того, что он не знает названия рыб, которые ему попадаются на крючок. Дети, я предлагаю вам помочь Незнайке, разобраться в этом вопросе.

    Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить о рыбах, которые живут в водоемах.

    Что такое водоем?

    Какие водоемы вы знаете?

    Дети: Река, озеро, пруд.

    Недалеко от нас есть водоемы, я приглашаю вас пойти порыбачить. (Дети ловят рыбу удочками).

    Воспитатель: Давайте посмотрим какую рыбу вы поймали?

    Дети: На дне где тихо и темно

    Лежит усатое бревно (сом).

    Хвостом виляет

    Зубаста, а не лает (щука).

    В пруду, или в озере, больше нигде,

    В тихой, спокойной стоячей воде,

    Где буйная зелень на дне разлеглась, вот именно там обитает (карась).

    С длинным телом серебристым,

    Обитает в речке быстрой.

    Многим рыбам – страшный враг

    Догадался? Нет? (судак)…

    Воспитатель: Отлично ребята! Сколько рыбы вы поймали. Сейчас я вам предлагаю подобрать слова одной семейки к слову рыба.

    Воспитатель: Как называют человека, который ловит рыбу? (рыбак).

    Воспитатель: Что делает рыбак? (рыбачит).

    Воспитатель: Куда ходит рыбак?(на рыбалку).

    Воспитатель: Как можно назвать маленькую рыбку? (рыбешка).

    Воспитатель: Какой суп варят из рыбы? (рыбный).

    Воспитатель: Как можно назвать большую рыбу? (рыбина).

    Воспитатель: Рыбки в ведерке резвятся, зовут нас поиграть.

    Физкультминутка

    Улитки ползут,

    Свои домики везут.

    Рогами шевелят,

    На рыбок глядят.

    Рыбки плывут,

    Плавничками гребут.

    Влево, вправо поворот,

    А потом наоборот.

    Воспитатель: Предлагаю вам присесть около озера, рассмотреть рыбешек какие части тела у них есть. (Работа по схемам ).

    Обратите внимание на то, какой разной формы может быть тело и голова рыбы, какие разные у рыб хвосты и плавники.

    Дети: У щуки длинная голова и длинное тело

    Воспитатель: А у леща?

    Дети: У леща небольшая голова и широкое тело.

    Воспитатель: А у ерша?

    Дети: У ерша маленькая голова и небольшое широкое тело.

    Воспитатель: У судака острые спинные плавники, а у сома?

    Дети: У сома спинной плавник маленький, и не острый.

    Воспитатель:У щуки хвост большой. А у сома?

    Дети: У сома хвост маленький.

    Воспитатель: Посмотрите какой разной чешуей покрыто тело рыб. У леща она крупная. А у судака?

    Дети: Мелкая.

    Воспитатель : У сома вообще нет чешуи. Его тело покрыто толстой кожей. А еще у всех рыб есть жабры. Для чего они нужны?

    Дети: Чтобы дышать.

    (Дыхательная гимнастика)

    Воспитатель: Дети, рыба в нашем ведерке вся перепуталась, ей мало здесь места, давайте ее выпустим обратно в водоем, туда, где она живет (обитает). Рыбы могут обитать в разных водоемах. Например: Карп и карась водятся в прудах. Ерши и щуки могут жить в любой речке на иглистом дне. Красноперка обитает в озерах.

    (Дети выкладывают рыб в водоемы графическое изображение – пруд, озеро, река).

    Воспитатель: Рыбы, которые живут в реках, прудах, озерах, называются пресноводными.

    Воспитатель: Давайте насыплем хлебных крошек, пусть рыбы полакомятся.

    Воспитатель: Еще чем рыбы могут питаться? (предположительные ответы детей).

    Воспитатель: Щука – Хищница. Она питается другими рыбами. Хищные рыбы: сом, окунь, судак. А карась, ерш, лещ – не хищники, они питаются водорослями.

    Воспитатель: Для чего рыбам нужны плавники?

    Дети: Чтобы плавать.

    Воспитатель:Давайте с вами понаблюдаем, как рыба плавает по волнам.

    (Дети ложатся на ковер). Положим игрушку на живот и посмотрим, как она поднимается, когда вы делаете вдох и опускается, когда вы делаете выдох.

    Воспитатель: Мы вспомнили названия рыб, чем питаются, где обитают, а сейчас составим небольшие рассказы по мнемотаблице (название, где обитает, чем питается).

    Воспитатель: Дети, мы помогли разобраться Незнайке в названиях рыб? Какие вы выполняли упражнения, чтобы разобраться в этом вопросе? (ответы детей).

    Воспитатель: Так ка вы хорошо сегодня потрудились, я вам предлагаю отдохнуть и послушать песенку «Любитель рыболов».

    Конспект летней беседы по теме: «Путешествие в Рыбье Царство» для детей старшего дошкольного возраста.

    Горчакова Юлия Алексеевна, воспитатель МБДОУ "Ирдановский детский сад "Колосок", Никольский район, Вологодская область.
    Описание материала: предлагаю воспитателям конспект познавательной беседы для детей старшего дошкольного возраста. Данная беседа расширит представления детей о рыбах, а загадки и занимательная викторина уточнят и закрепят полученные знания. уточнить знания детей о рыбах, об их внешнем виде, защитной окраске, повадках и местах обитания, способствовать закреплению полученных знаний о рыбах; расширять знания детей о взаимосвязях в природе; развивать у детей связную речь посредством беседы о рыбах, логическое мышление, творческое воображение; активизировать и обогащать словарь ребёнка; воспитывать интерес к изучению природы, бережное отношение к рыбам, ко всему живому на Земле.

    Словарная работа:

    плавники, мальки, чешуя, аквариум, камбала, жабры, сом, щука, карась, ёрш, акула, икра.

    Предварительная работа:

    рассматривание иллюстраций с изображением разных видов рыб, наблюдение за рыбками в аквариуме, беседы о рыбах, о бережном отношении к жителям водоёмов.

    Оборудование:

    рыбки - жетоны, иллюстрации с изображением Русалочки, кораблика, краба, лягушки, энциклопедия с иллюстрациями рыб, запись звуков «Журчание ручья», «Шум моря»).

    Ход беседы:

    Организационный момент.
    Улыбнитесь друг другу, сядьте красиво.
    Руки на месте!
    Ноги на месте!
    Локти у края!
    Спинка прямая!
    Кто из вас любит приключения? Мы отправляемся в увлекательное путешествие, а на чём, вы узнаете, отгадав загадку:
    Ходит город - великан на работу в океан. (Корабль).

    Отправляемся на красивом сказочном корабле. У нас в гостях сегодня Русалочка. Она покажет нам дорогу в страну интересных созданий.


    Кто живёт в этой стране, вы узнаете, отгадав загадку:
    Блещет в речке чистой
    Спинкой серебристой.
    У родителей и деток
    Вся одежда из монеток.

    Кто живёт в этой стране? (Рыбки).
    Отправляемся в путь. Дорога наша трудна и опасна, поэтому мы должны сидеть тихо и слушать очень внимательно.
    А кораблик наш тем временем подплывает к первой остановке.
    1 остановка «Встреча с умным крабом».
    Крабик нам расскажет всё, что знает о своих соседях - рыбах.


    Рыбы очень хорошо приспосабливаются к разным условиям. Благодаря этому они сумели заселить моря и океаны, реки и озёра, пруды и ручейки.
    А каких рыб вы знаете? (Ответы детей).
    У многих рыб хорошее зрение, но у них нет век. Они даже спят с открытыми глазами. Некоторые рыбки при этом даже ложатся на бок. У большинства рыб глаза расположены по обе стороны от головы, причём рыба умеет видеть каждым глазом по отдельности: она видит сразу и перед собой и над собой, и сзади, и под собой.
    Кто может ответить, как передвигаются рыбы? Большинство рыб плывёт вперёд, волнообразно изгибая тело. Двигаться им помогают плавники: хвостовой и боковые.
    Рыбки умеют хорошо прятаться, в этом им помогает их окраска. Они могут притаиться у камня или у водорослей так, что их будет совсем не видно.
    Как и люди, рыбы могут дышать. Когда рыба глотает воду, вода проходит через жабры. Жабры поглощают кислород и затем выталкивают воду через наружные щели позади глаз.
    Рыбе легче плавать, если её тело имеет продолговатую форму, но иногда встречаются такие интересные рыбы, что их и описать сложно. У рыбы - меч верхняя челюсть похожа на меч. Тело рыбы - сабли напоминает саблю, а у нож - рыбы, как вы думаете, что? Верно, нож. Нож рыба умеет плавать хвостом вперёд.
    Рыба - ёж покрыта длинными иголками. А рыба - землекоп любит покопаться в земле.
    А знаете ли вы, сколько живут рыбы? (от 5 до 100 лет!)
    Мелкие рыбки живут меньше, а крупные (щука, сом) могут дожить до глубокой старости. Ведь в водоёмах у них нет врагов. Если не попадут на крючок рыболова, будут жить очень долго. Краб интересуется, как живут аквариумные рыбки? Давайте расскажем ему. (Ответы детей).
    Скажем спасибо умному крабу, он нам столько всего рассказал! И мы подплываем к следующей остановке.
    2 остановка «Встреча с лягушкой».


    Лягушка приготовила для вас несколько заданий (за правильные ответы выдаются жетончики).
    - Назовите все места, где обитают рыбы. (Море, океан, озеро, река, речей, пруд, аквариум).
    - Назовите самую хищную рыбу. (Акула).
    - Из чего выводятся мальки - детёныши рыб? (Из икры).
    - Чем покрыта поверхность тела рыб? (Чешуёй).
    Молодцы, справились с заданиями, а наш кораблик плывёт всё дальше, за Русалочкой.
    А сейчас немного отдохнём.
    Физминутка.
    К речке быстрой мы спустились,
    Наклонились и умылись.
    Раз, два, три! Вот как славно освежились!
    От зелёного причала оттолкнулся пароход: раз, два!
    Он назад поплыл сначала: раз, два!
    А потом поплыл вперёд: раз, два!
    И поплыл, поплыл по речке,
    Набирая полный ход.
    Пальчиковая и зрительная гимнастика «На море».
    Маленькая лодочка по реке плывёт,
    На прогулку лодочка всех детей везёт.
    Пароход плывёт по речке,
    И труба дымит, как печка.
    Рыбки плавают, ныряют
    В чистой, свеженькой воде,
    Приплывают, уплывают,
    Зарываются в песке.
    А сейчас наблюдайте за моей рыбкой, куда она поплывёт.
    3 остановка «Золотая рыбка».


    Её задание: отгадать сложные - сложные загадки.
    1. На дне, где тихо и темно,
    Лежит усатое бревно.
    (Сом).
    2. У неё во рту пила,
    Под водой она жила.
    Всех глотала, всех пугала,
    А теперь в уху попала.
    (Щука).

    3. Колючий, да не ёж,
    Кто же это? … (Ёрш).
    4. В пруду или озере, больше нигде.
    В тихой, спокойной стоячей воде,
    Где буйная зелень на дне разрослась,
    Вот именно там обитает …
    (Карась).
    Ребята, а как вы думаете, рыбам в наших водоёмах угрожает какая-то опасность? И действительно, во многих местах уже запрещена ловля рыбы сетками, нельзя ещё глушить рыбу, из-за этого много рыбы погибает. Но не все бережно относятся к ней, не думают о последствиях. Мы с вами будем стараться беречь рыбу? Что мы можем для этого сделать? Пока мы будем ухаживать за аквариумными рыбками, а на будущее - будем умнее.
    Вы такие молодцы, справились со всеми заданиями, Русалочка дарит вам этих красивых рыбок (медальки).

    Жупикова Ирина Анатольевна

    Детский сад № 214 ОАО «РЖД»

    Учитель-логопед

    Тема: Рыбы

    Цели:

    Образовательные: Формирование и расширение словаря по теме

    Совершенствование грамматического строя речи

    (образование существительных с уменьшитель-

    но-ласкательными суффиксами, согласование

    существительных с прилагательными в роде,

    числе, падеже); синтаксической стороны речи

    (договаривание предложений)

    Коррекционные: Развитие фонематического слуха и восприятия.

    Развитие зрительного восприятия, мелкой мотори-

    ки, пространственной ориентировки.

    Профилактика зрения, развитие межполушарного

    Взаимодействия.

    Воспитательные: Продолжать воспитывать у детей умения выслу-

    шивать до конца ответы товарища.

    Оборудование: «аквариумы», фигурки рыб, схемы-картинки, п/картинки разновидностей рыб, мяч.

    Ход занятия

      Орг. Момент

    Придумал кто-то просто и мудро

    Здороваться при встрече: «Доброе утро!».

    Доброе утро, солнце и птицы!

    Доброе утро, веселые лица!

    Давайте улыбнемся друг другу и пойдем на свои места.

    Усаживайтесь поудобнее. Сегодня нас ждут интересные задания и игры, поэтому надо быть предельно внимательными и слушать.

    1-е задание: Нужно отгадать загадку и сказать о ком она.

    Плавает в воде, любит червячков и может попасться рыбаку на крючок?

    Дети: Рыба

    Логопед: Правильно, это рыба.

    2-е задание: Каких рыб вы знаете?

    Дети называют логопед выставляет на доске п/к рыб (сом, щука, карась, окунь, акула, камбала и др.)

    Логопед: Ребята, рыбы которые живут в аквариуме, называются…

    Дети: Аквариумные

    Логопед: В реке живут…

    Дети: Речные рыбы.

    Логопед: А в море?

    Дети: Морские.

    3-е задание: Работа над называнием частей тела рыб.

    Логопед: Все рыбы разные, но у всех есть одинаковые части тела. Давайте внимательно посмотрим и назовем их.

    Дети: Голова, туловище, хвост, плавники, рот, глаза.

    Динамическая пауза

    Логопед: Давайте представим, что мы рыбки и поиграем:

    Рыбки плавают, резвятся

    В чистой, тепленькой воде.

    То сожмутся, разожмутся,

    То зароются в песке

    Дети выполняют соответствующие движения.

    4-е задание: игра с мячом – называние слов, обозначающих действия.

    Логопед: Что рыбы делают в воде?

    Дети: играют, плавают, резвятся, едят, дышат, кувыркаются

    5-е задание: игра с элементами рисования левой и правой рукой «Назови ласково»на развитие межполушарного взаимодействия

    Логопед: Мы с Вами уже умеем называть разные предметы ласково. Сейчас я каждому раздам листок бумаги, на котором слева расположены рисунки. Вы должны будете назвать предмет и справа нарисовать его уже меньшего размера.

    (солнце-солнышко; облако - облачко; рыба-рыбка; река-реченька).

    6- задание: Развитие фонематического восприятия.

    Логопед: Послушайте, и скажите, какой звук я выделяю в слове рыба? РРРРыба.

    Дети: Звук Р

    Логопед: Ребята, перед вами лежат листы картона и фигурки рыб. Представьте, что картон это аквариум. Давайте поселим в аквариум столько рыбок, сколько слов со звуком Р вы услышите (рак, вода, ракушка, волна, краб, карась, песок)

    Динамическая пауза на снятие зрительного напряжения:

    Тихо посидим немножко,

    Закроем глаза ладошкой.

    Сразу сделалось темно…

    Руки убираем, смотрим в окно

    И снова ладошкой закрываем глаза.

    Смотрим направо, а там – стена!

    Часто-часто моргают глаза,

    А теперь все смотрим на меня.

    7-е задание: игра «Закончи предложение»

    Логопед: Помогите мне закончить предложения, используя слово «рыба». Я начну, а вы продолжайте:

    В море плавает много (рыб).

    В аквариуме живут разные (рыбки).

    Мама сварила уху из (рыбы).

    Рыболов поймал на крючок (рыбу).

    Маленькую рыбу мы назовем (рыбешкой).

    8-е задание: развитие связной речи.

    Логопед: Ребята, а рыбы умеют разговаривать?

    Дети: Нет.

    Логопед: Есть даже пословица: «Нем как рыба». Интересно, а что было бы, если рыбы вдруг заговорили? Что они смогли нам рассказать?

    Ответы детей

    Итог занятия: Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо потрудились на занятии. О ком мы сегодня говорили? Вам понравилось? Давайте тогда улыбнемся друг другу и на память я подарю вам фигурки рыбок.