• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Ну что ж, приступим к занятиям кунг-фу. Заниматься будет в чистом сухом помещении или на улице; если у вас есть уединённое место - лучше возле дерева, которое станет для нас первым спортивным снарядом. Расчистив предварительно место занятия, сделаем лёгкий поклон, символизирующий нашу готовность и уважение к старым мастерам, благодаря которым мы и имеем возможность погрузиться в древний мир боевых искусств.

    Теперь небольшая настройка на занятие - медитация. Закрыв глаза, отгоним от себя суетные мысли, в этот миг для нас существует лишь мир боевых искусств. Дыхание выравнивается, становится спокойным. Постепенно все мысли исчезают, остаётся лишь решимость заниматься упорно и до конца. «Путь в тысячу ли начинается под ногами», - гласит китайская пословица. Ступим же на него.

    Не смущайтесь, если кто-то увидит вас в этот момент и не поймёт: постороннему человеку и не дано понять вас, если он сам не занимается.

    Сначала приступаем к разминке (). Выполняем упражнения плавно, без рывков, постепенно наращивая скорость движений так, чтобы это было вам приятно…

    Закончив разминку, восстановите дыхание, сделайте 9-10 полных дыхательных кругов: руки над головой - вдох через нос, руки по кругу вниз - выдох через рот.

    Проверим нашу изначальную готовность, наши стартовые позиции в боевом искусстве. Для этого подвесим небольшой мяч в авоське к потолку или к ветке дерева (рис. 1), если у вас нет специальной «груши», и произведём по нему несколько ударов кулаком. Затем несколько ударов ногой - так же из любого положения, как вам удобно.

    Проверим себя. Крепко ли сжат кулак? Не заносит ли нас при движении вперёд? Крепко ли стоим на ногах? Свободно ли двигаются руки и ноги, высоко ли поднимается нога? Если вы можете сильно бить по «груше» и ваша нога свободно достаёт до неё на уровне головы, если вы устойчиво стоите на ногах после удара да ещё можете попасть точно в намеченную точку на «груше», у вас очень хорошие начальные данные в координации и гибкости тела.

    Поработав от души на своём импровизированном снаряде, восстановите дыхание, завершите занятие повторной медитацией. Отдайте себе отчёт в том, как вы провели эти полтора-два часа вашей жизни.

    На сегодня достаточно в дальнейшем каждую тренировку начинаем и заканчиваем одним и тем же ритуалом.

    Большинство из нас, ещё с уроков физкультуры в школе привыкло дышать полной грудью: руки вверх, набрали больше воздуха, выдохнули; снова вдохнули и т.д. Однако попробуйте так подышать некоторое время - голова закружится. Почему? Потому что мы совершаем насилие над нашим естественным типом дыхания; при учащённом дыхании происходит перенасыщение головного мозга кислородом. При недостатке углекислоты нарушаются обменные процессы, теряется координация и даже можно упасть, потеряв равновесие.

    На Дальнем Востоке принят тип дыхания «животом». Дыхательной практике уделяется очень большое внимание в боевых искусствах, и, видимо, поэтому у старых мастеров часто можно видеть округлый животик (например, на гравюрах, изображающих самураев), но это вовсе не от полноты. Приблизительно на три пальца ниже пупка находится точка «дань-тань», которую считают энергетическим центром организма. Достичь посредством правильного дыхания чувства тяжести, а затем теплоты, сосредоточить центр тяжести тела в этой точке во время выполнения боевых движений - непременное условие овладения мастерством в боевых искусствах.

    Начнём и мы наши дыхательные упражнения с диафрагмального дыхания, т.е. дыхания нижней частью живота. Для этого нужно встать прямо, расслабиться и выдохнуть полностью воздух из лёгких. Затем начинаем вдох в три этапа: сначала «надувается» нижняя часть живота (брюшина), затем средняя часть (диафрагма) и только затем завершаем вдох грудью. Вдох производится медленно, через нос, в естественном ритме.

    Выдыхаем плавной струёй, через рот, также, не убыстряя выдоха. При выдохе тоже «сдувается» сначала нижняя часть живота, потом средняя и т.д. (рис. 2).

    Теперь упражнение немного усложним. После каждого выдоха делаем небольшую задержку дыхания - до тех пора пока не захочется вдохнуть. Медленно вдыхаем, на полном вздохе такая же задержка - до тех пор, пока очень не захочется выдохнуть. Медленно выдыхаем и т.д. Делаем 5-6 полных дыхательных циклов, можно помогать себе руками (рис. 3). Сначала помогаем себе и небольшим напряжением мышц пресса, затем этот тип дыхания входит в привычку.

    Остаётся добавить, что полное, с задержками, дыхание «животом» (йоговское трёхступенчатое дыхание) очень полезно делать рано утром (начиная с пяти часов) и на ночь, обязательно на свежем воздухе. Во время же тренировки дышим «животом» постоянно, концентрируясь на точке «дань-тань», стараясь, чтобы даже при самых больших усилиях дыхание оставалось плавным. После каждого упражнения необходимо восстановить дыхание, сделав 3-4 полных дыхательных круга, но без задержек на вдохе и выдохе - не будем насиловать свои лёгкие.

    Каждый день на рассвете в одной обычной горной деревушке уезда Нинхай (города Нинбо провинции Чжэцзян) можно увидеть силуэт человека, старательно практикующего боевое искусство. Это Чжан Хэсян, и ей уже 94 года. Нет никого в окрестностях, кто бы ее не знал: «Она все время живет в этой деревне, каждый день тренирует кунг-фу, деревенские жители все ее знают».

    Чжан Хэсян начала изучать боевое искусство в возрасте 4-5 лет под руководством отца. Она изо дня в день прилежно совершенствовала и закаляла себя вот уже на протяжении девяти десятков лет, и как результат – несмотря на возраст, она подвижна, сильна, здорова.

    Перед утренней тренировкой бабушка Чжан первым делом моет руки, проводит церемонию поклонения предкам и родоначальникам стиля, а потом принимает стойку всадника и начинает старательно практиковать кулачное искусство.

    И так каждый день, начиная со столь юного возраста. Лишь однажды ей пришлось приостановить серьезные тренировки по причине травмы руки. Пожалуй, такому постоянству следует поучиться у этой сильной духом женщины.

    Предки Чжан Хэсян переселились в эту деревушку из провинции Фуцзянь. Боевое искусство – наньцюань – в семье Чжан изучают уже на протяжении девяти поколений. Некогда этот небольшой дворик возле дома был “школой” кунг-фу. Привлеченные репутацией этого места, сюда непрерывной вереницей прибывали все желающие постигнуть боевое искусство.

    “Раньше в 80-е годы было много людей, которые приходили изучать кунг-фу, каждый вечер тренировались возле дома,” – вспоминает Пин Чуан Ин, родной сын Чжан Хэсян.

    Чжан Хэсян с сыном отрабатывают технику шеста.

    Перед входом в дом есть извилистая дорога с уклоном, ведущая вверх. Поднимаясь и спускаясь по ней, бабушка Чжан, несмотря на свой 94-летний возраст, по-прежнему не устает и не задыхается.

    Пожилая женщина живет на середине горы. Каждый день она проходит несколько крутых склонов.

    Чжан Хэсян отказалась переезжать в новый дом своего сына и предпочла жить одна. В своем старом доме она не сидит без дела, все делает сама.

    Даже сама ходит в соседний городок, чтобы закупить продукты питания и бытовые товары. А ведь это путь длиною в 6 километров! Пожалуй, не каждый человек намного более раннего возраста в состоянии проделать такое расстояние пешком.

    “Люди, которые моложе меня на 2-3 года, используют трость, я еще пока не использую,” — во время разговора бабушка Чжан по привычке сидит на бамбуковом стуле, поджав и скрестив ноги. Стоит только преклониться перед такой гибкостью в возрасте за девяносто.

    Чжан Хэсян разговаривает по-прежнему звонким голосом, а в ее рукопожатии ощущается немалая сила. Она проходила медосмотр, у нее нет никаких проблем со здоровьем.

    “Люди, которые не практиковали кунг-фу, упав, могут получить травму, я же, упав, могу сразу подняться. Закалять тело и дух — в этом есть только польза, не может быть никаких минусов, ”- говорит бабушка Чжан о влиянии тренировок на здоровье. А потом с серьезным лицом добавляет:

    “Тренировать боевое искусства – это еще и тренировка морали. Совершенствовать свои добродетели – самая важная практика в жизни человека”.

    Многие приезжающие и некоторые ученики хотели изучить кунг-фу лишь для того, чтобы научиться драться, однако Чжан Хэсян против такого вида мышления. Она строго придерживается записей цюаньшу, где предки наставляют «изучать боевое искусство лишь для обороны, нельзя идти и притеснять других, а следует помогать ближним».

    Бабушка Чжан вспомнила историю, как однажды она увидела мужчину, который избивал свою жену. Само собой разумеется, она подошла и встала на защиту бедной женщины.

    Помимо боевого искусства, Чжан Хэсян обладает еще одним особым мастерством – принимать роды. В молодости она сдала экзамен и получила лицензию. За всю свою жизнь бабушка Чжан помогла родиться не менее 1000 младенцам.

    Еще она умеет вышивать. Однажды даже выиграла титул «Чемпион по вышивке». Вышивать пионы – ее уникальное мастерство. Одежда многих людей в деревне – результат работы ее рук.

    На кухне бабушка Чжан также мастер своего дела. Благодаря хорошим кулинарным способностям и достаточной физической силе, она некогда была даже шеф-поваром на деревенском банкете, в одиночку отвечала за 20-30 столов и справилась с этим с легкостью.

    Все это доказывает тот факт, что тренировка боевых искусств способствует совершенствованию человека и в других сферах.

    Жители деревни говорят, что у Чжан Хэсян сердце «женщины — рыцаря». «Она помогает в любых делах в деревне. Человек она очень хороший». И действительно, каждый день после обеда бабушка Чжан обязательно идет прогуляться в деревню, посмотреть, кому нужна рука помощи. Пин Чуан Ин говорит: “Мать наиболее счастлива, когда помогает другим”.

    В прошлом году в горную деревушку Центральное телевидение Китая и даже BBC приезжали брать интервью у бабушки, которая занимается кунг-фу. Чхан Хэсян стала знаменита, в интернете ее ласково называют «кунг-фу-бабушка». СМИ стали прибывать один за другим. Не каждый молодой человек может выдержать двух – трехчасовой репортаж, однако бабушка Чжан никогда не была в плохом расположении. Она всегда энергична и со всей ответственностью относится к делу.


    Сейчас в деревне по-прежнему еще есть люди, которые вечером на открытом пространстве тренируют боевое искусство. Однако в отличие от былых времен в основном это пожилые люди, молодежи мало. Пин Чуан Ин говорит: “Сейчас больше способов тренироваться по сравнению с прошлыми временами, например, игра в мяч, танцы на площади. Но сейчас жизненный стресс намного больше, чем раньше. Мы живем в материальном обществе, где каждый хочет зарабатывать деньги. И традиция обучаться боевым искусствам также изменилась до неузнаваемости”.

    Конечно, сегодняшний день не сравнится с прошлым. Но бабушка Чжан все же надеется, что еще больше людей полюбят УШУ, и традиция боевых искусств будет передаваться из поколения в поколение.

    Первые лучи солнца озарили тихий дворик Семьи Чжан и коснулись силуэта «женщины — рыцаря», старательно практикующей УШУ. Традиция боевых искусств продолжается…

    Насмотрелась «Вонг Фей Хун - Мастер кунг-фу» х)

    «Изучающий кунфу движется от того, что имеет форму, к тому, что не имеет и следа, постигая в этом Небесном искусстве сокровенно утонченное начало».

    Чэнь Синь - мастер кунфу (XIX в.)

    Кунг-фу, оно же в Китае - «Гунфу» 功夫 , а в Японии - «Канфу».

    Одним из самых знаменитых трактатов по кунфу считается «Трактат об изменениях в мышцах» («Ицзиньцзин»), составленный, согласно легенде, самим Бодхидхармой.

    Гимнастическая система «Ицзиньцзина» состоит из двенадцати основных упражнений, выполняемых в общей сложности от получаса до часа. Описание упражнения давалось предельно кратко: рисунок и речитатив с равным количеством иероглифов в строке, что позволяло их проговаривать перед выполнением упражнения и представляло собой медитацию. Три первых упражнения назывались одинаково: «Вэй То протягивает палицу», остальные - «срывать звезды и перемешивать Большую Медведицу», «волочить за хвост девять коров», «выпустить когти и расправить крылья», «десять чертей крутят ножом для лошадей», «три уровня приседания», «черный дракон выпускает когти», «лежащий тигр бросается на пищу», «бить поклоны», «махать хвостом».

    Прием - это не просто отдельный блок или удар, это движение, состоящее из множества отдельных частей. Например, прием «два дракона выходят из воды» - парный удар локтями в разные стороны, производимый из стойки мабу («всадника»); «свирепый тигр вырывает сердце» - стремительный прыжок вперед с прямым ударом кулаком в живот. «Встречная ладонь архата» - толчок ладонью с переносом веса тела на заднестоящую ногу:

    Положение рук в Кунг-фу:

    1) Цюань (кулак) - все пять пальцев крепко зажаты, положение кулака ровное, большой палец давит на указательный, кончиком достает средний палец.

    2) Чжан (ладонь) - большой палец вытянут наружу или согнут, остальные пальцы руки вытянуты прямо и несколько назад.

    3) Гоу (крюк) - -запястье опущено вниз, все пальцы собраны вместе. Возможный вариант: большой, указательный и средний пальцы сомкнуты вместе, формируют устрашающий крюк.

    4) Чжао (когти):

    а. КОГТИ ДРАКОНА (Лунчжао) - ладонь смотрит вниз, запястье опущено вниз: указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец держатся вместе, вытянуты в сторону тыльной части кисти руки. Большой палец развернут прямо и подан назад в сторону предплечья.

    б. КОГТИ ТИГРА (Хучжао) - все пять пальцев растопырены, согнуты во второй и третьей фалангах в сторону ладони.

    в. КОГТИ ОРЛА (Инчжао) - указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец сомкнуты вместе, вторые и третьи фаланги пальцев согнуты. Большой палец согнут, первые и вторые фаланги изогнуты.

    Захваты когтями:

    1) Чжуачжао (захват «когтями») - все пять пальцев крепко упираются в лицо или грудь соперника. Первоначально прием выполняется с помощью Инчжао, затем в ходе борьбы, переходит в Хучжао.

    2) Туйчжао (толчок) - рука выбрасывается молниеносно вперед от пояса или сбоку. В начале выполняется прием Хучжао. Главное - толчок вперед.

    3) Начжао (захват «когтями») - с помощью большого и других пальцев (или в основном большого и указательного) захватываются руки, запястья, плечи, горло, затылок и другие уязвимые места соперника, например, органы дыхания.

    4) Лучжао (выход из захвата) - приемом Инчжао захватывается запястье или предплечье соперника, движениями назад, вверх или вниз совершается обманное заманивание.

    5) Дяочжао (хватка) - приемом Инчжао соперник захватывается за руки, запястья, предплечья, плечи, волосы и приподнимается вверх, что создает выгодное положение для заманивания (например, чтобы ударить коленом).

    6) Аньчжао (остановка захвата) - движением сверху вниз (приемом Инчжао) останавливается приготовленная для удара рука соперника.

    «Шанбу чунцюань» (удар с выпадом):

    С упором на обе ноги корпус поворачивается направо на 180° в направлении юго-запада, центр тяжести смещается вперед на правую, немного согнутую ногу, носок повернут наружу. Левый носок повернут вовнутрь, упирается в пол. Одновременно правое предплечье в момент поворота корпуса делает поворот вовнутрь, согнутый локоть поднимается вверх, и «когти» правой руки делают захватывающее движение над головой с правой стороны. Правая ладонь повернута вверх. Левое предплечье круговым движением наружу опускается вниз, и «когти» опускаются до правых ребер. Левая ладонь повернута вверх. Корпус слегка наклонен вправо, голова повернута налево, глаза смотрят налево.

    Продолжение упражнения: левая нога делает выпад в левую сторону (в юго-восточном направлении), ноги полусогнуты в коленях и выполняют прием Баньмабу (полшага лошади). Одновременно левые «когти» сжимаются в кулак и с поворотом предплечья вовнутрь наносится сильный удар влево (в юго-восточном направлении), зев тигра (место между большим и указательным пальцами) направлен вверх. «Когти» правой руки сжаты в кулак, предплечье поворачивается наружу справа-вниз, а кулак располагается с правой стороны талии, центром вверх. Корпус слегка подан вперед, голова повернута влево, взгляд направлен влево

    «Ляньхуань саньцюань» (три непрерывных удара):

    Левый носок развернут наружу, центр тяжести перемещается на левую ногу с чуть согнутым коленом, корпус поворачивается налево. Правая нога находится сзади в состоянии готовности к выпаду. Одновременно правый кулак поворачивается вместе с предплечьем для нанесения прямого удара (в юго-восточном направлении), зев тигра сверху, кулак проходит впереди плеча. Левый кулак при согнутом локте возвращается назад и останавливается перед правым плечом. Туловище естественно наклонено вперед, взгляд направлен прямо вперед

    Продолжение упражнения: делается большой шаг вперед согнутой в колене правой ногой в юго-восточном направлении. Колено левой ноги касается пола. Одновременно кулак левой руки вместе с предплечьем поворачивается вовнутрь и наносит прямой удар при прямом предплечье, при этом ладонь находится сверху, кулак проходит впереди плеча. Кулак правой руки вместе с предплечьем поворачивается наружу, при согнутом локте возвращается назад и останавливается у талии с правой стороны, ладонь смотрит вверх. Туловище слегка наклонено вперед, взгляд направлен вперед

    Продолжение упражнения: правый кулак с согнутым предплечьем наносит прямой удар, рука чуть согнута в локте, центр приложения силы приходится на ударную поверхность кулака; левое предплечье согнуто в локте, кулак левой руки отводится назад к плечу справа. Туловище естественно наклонено вперед, глаза смотрят вперед

    рассмотренные три удара должны производиться непрерывно и мгновенно, удар усиливается за счет поворота в пояснице и приложения усилия плеч.

    « Цзибу тэнкун чжанчи» (нанести удар, взлетая в воздух с распростертыми крыльями).

    Развернутый наружу левый носок делает шаг вперед-вправо, при этом центр тяжести переместится немного вверх. Одновременно левая рука сгибается в локте, а «когти» направлены вниз для захвата и остаются сбоку у пояса. Правые «когти» устремляются вперед для захвата, рука в локте чуть согнута, правое плечо подается вперед. Корпус естественно наклонен вперед, взгляд направлен на правые «когти»

    Правая ступня делает шаг вперед-направо. Одновременно сгибается в локте правая рука, правые «когти» совершают захват вниз и останавливаются у пояса. Левые «когти», проходя над тыльной стороной правой ладони, совершают захват спереди, левая рука чуть согнута в локте, левое плечо подано вперед. Корпус естественно наклонен вперед, взгляд направлен вперед

    Левая ступня делает шаг вперед-влево, туловище поворачивается примерно на 45° в юго-западном направлении.

    При помощи толчка усилием правой ступни совершается прыжок вперед обеими ногами, а когда корпус находится в воздухе, правая нога выполняет пинок, задевает пятку левой ступни и опускается на пол. Левая ступня ставится впереди. Затем правая ступня делает новый шаг вперед с готовностью к прыжку. Одновременно «когти» рук поочередно совершают захват вперед: сначала правые «когти», а затем левые

    Отталкиваясь усилием правой ступни, корпус взлетает в воздух, ноги согнуты в коленях и находятся высоко в воздухе. Одновременно «когти» рук принимают положение «когтей» дракона (т. е. большой палец отделен от остальных пальцев); левая рука опускается вниз, проходит вдоль туловища слева и поднимается вверх налево. Правая рука взлетает вверх-направо, оба предплечья развернуты назад-вверх примерно на уровне горизонта, запястья обеих рук вогнуты, ладони смотрят вниз. Туловище подано вперед, грудная клетка сжата, взгляд устремлен вперед

    Из интереснейшей книги Ши Синъин «Уличное кунфу»


    Для китайцев кунг-фу является тонким искусством выражения деятельности мозга посредством технических приемов рукопашного боя. Принцип кунг-фу не является тем предметом, который можно изучить как область науки, анализируя результаты проведенных экс-перементов. Этот принцип становится понятным и очевидным вдруг, и происходит это спонтанно, словно возникновение цветка. Но осознать это может лишь мозг, неотягощен-ный эмоциями и желаниями. Отправной точкой этого принципа кунг-фу является «Дао» - спонтанность всего происходящего во вселенной.
    «Дао» не имеет точного эквивалента в русском языке. Я предлагаю переводить его как «Суть» или «Истина». «Дао» возникает при взаимодействии Инь и Ян - двух неразделимых взаимно дополняющих друг друга сил, без которых не происходит ни одно явление в мире. Это принцип Инь-Ян, также известный под названием «Тай Цзи» . Ян - белизна, отождествляет все положительное: это твердость, мужское начало, день, свет, тепло и т. д. Инь - чернота, противоположен Ян - белизне. Инь отождествляет все отрицательное: мягкость, женственность, тьма, ночь, холод и т. д. Основная теория «Тай Цзи» основана на том, что нет ничего такого вечного, что в конечном счете не могло бы измениться. Другими словами, когда активность достигает своей наивысшей точки, она переходит в пассивность, то есть в Инь. Активность является следствием пассивности и наоборот.
    Такая система взаимозаменяемости пиков и спадов являемся принципом непрекращающегося изменения. Из этого видно, что эти две основные силы, казалось бы, вступающие друг с другом в конфликт, на самом деле, будучи взаимозависимыми, не противоборствуют, а находятся в союзе друг с другом.
    Частой ошибкой при рассмотрении символа Инь-Ян является дуалистический подход, когда Ян противоположен Инь и наооборот. Если мы будем делить это единство противоположностей на две части, то мы не достигнем настоящего знания, так как истина в том, что все вещи имеют часть, которая их дополняет: только человеческий ум и его восприятие разделяет это единство на противоположности.
    Единство Инь и Ян является жизненно необходимым. Когда человек едет на велосипеде чтобы куда-нибудь попасть, У него ничего не получится, если он нажмет на обе педали одновременно или не будет жать на педали вовсе. Чтобы продвигаться вперед, он должен нажимать на одну педаль в то время, когда ослабляет давление на другую. Поэтому продвижение вперед требует единства напряжения и расслабления. Нажатие является результатом ослабления давления и наоборот. Каждое есть причина другого.
    В символе Инь-Ян вы видите белую точку в черной капле и черную в белой. Это сделано, чтобы пояснить, что ничто не может существовать долго, если оно состоит только из одной крайности, будь то позитивной или негативной. Поэтому жесткость должна превращаться в мягкость и мягкость в жесткость, и поэтому боец кунг-фу должен быть гибким, как стальная пружина. Быть стойким, устойчивым, но все же не жестким - вот основной принцип. Если вы сильны, вы должны вкладывать силу в мягкость и восприимчивость. Если в стойкости нет ни капли мягкости, тогда нет силы. Но если кто-то переплетает стойкость с мягкостью, то никому не удастся пробить его защиту.
    Применение принципа Инь-Ян в кунг-фу выражается законом гармонии. Закон гармонии говорит о том, что субъект должен находиться в постоянной гармонии с внешними силами, а не восставать против них. Это значит, что субъект должен действовать спонтанно и делать только то, что в данной ситуации является самым естественным и, самое главное, быть спокойным и расслабленным. Когда оппонент «А» действует силой Ян против «Б», «Б» не должен сопротивляться «А», тоже используя силу. Другими словами, не использовать Ян против Ян, а вместо этого ответить ему мягкостью Инь, всего лишь сопровождая «А» в направлении его же собственной силы. Иными словами, ответить Инь на Ян. Когда сила оппонента «А» достигнет экстремальной точки, то из Ян она перейдет в Инь, и тогда оппонент «Б» воспользуется этим и, найдя брешь в его защите, сможет контратаковать его своей силой, то есть Ян. Таким образом, весь процесс будет протекать естественно, а следовательно, без какого-либо напряжения. «Б» гармонично подстроит свои движения под действия «А», практически без сопротивления со своей стороны. Вышеназванный прин-цип находиться в близкой связи со следующим законом - законом невмешательства в явления, происходящие в природе. Этот закон учит человека, занимающегося кунг-фу, забыть о себе и следовать за оппонентом (силой), т. е. не производить какое-либо действие первым, а лишь реагировать в соответствии с ситуацией. Основная идея состоит в том, чтобы победить своего противника и никогда не находиться во фронтальной позиции по отношению к его силе. Будучи атакован, он не пытается преградить путь силе своего противника, а лишь стремится быть с ней в соприкосновении настолько плотном, насколько это необходимо, чтобы контролировать направление действия силы. Этот закон иллюстрирует принципы «непротивления» и «непротивостояния», в основу которых положена следующая мысль: ветки могучего дерева ломаются под массой лежащего на них снега, в то время как простой тростник, более слабый, но более гибкий, остается целым и невредимым. Лао Цзы очень много места уделил в соих трактатах теории мягкости. В противоположность общепринятым понятиям, принцип Инь - мягкость, гибкость и уступчивость, отождествляется с самой жизнью и способностью выжить. Так как человек может уступать (поступиться чем-нибудь), он может выжить. В противовес этому, принцип Ян, который отождествляется с непреклонностью и твердостью, приводит к тому, что человек может быть сломлен внешними силами.
    Способ выполнения двигательных действий кунг-фу тесно связан с процессами, происходящими в мозгу. Фактически мозг тренируют с тем, чтобы он направлял движения тела. Мозг повелевает, и тело действует. А раз так, то становится понятным, насколько важно уметь контролировать деятельность мозга. Однако это не простая задача.
    Для правильного выполнения техники кунг-фу необходимо, чтобы за физическим расслаблением последовало бы психическое расслабление, иными словами, чтобы ум был не только пластичен, но и свободен.
    Для того, чтобы достичь такого состояния, человек, практикующий кунг-фу, должен оставаться уровновешенным и невозмутимым и освоить принцип «бездеятельности» , «бездумности» ума. Это будет не тот тупой ум, в котором отсутствуют какие-либо эмоции, а другой, пребывающий в спокойном и уравновешенном состоянии. И, хотя спокойность и уравновешенность важны, однако основной составной частью принципа «бездумности» ума является принцип «отсутствия фиксации внимания» . У человека, практикующего кунг-фу, ум действует подобно зеркалу - зеркало ни на чем не фиксирует свой внутренний взор, оно ничему не противится, оно принимает, но не удерживает.
    Пусть ум думает о том, о чем желает, без волевого вмешательства в его деятельность со стороны владельца. И до тех пор, пока он думает о чем хочет, не нужно будет прикладывать абсолютно никаких усилий для того, чтобы он был свободен. Нет необходимости стараться что-либо делать, так как что бы ни проходило миг за мигом перед его внутренним взором, все будет им воспринято. Такой ум невосприимчив к эмоциональному воздействию. «Бездумность» он использует подобно тому, как мы используем глаза, когда рассматриваем различные объекты, не прикладывая специальных усилий для остановки взгляда на какой-то конкретной детали. Следовательно, концентрация внимания в кунгфу не означает ограничение внимания жесткими рамками рассмотрения одного отдельного объекта, а означает лишь спокойную и мгновенную констатацию того, что происходит в данный момент в данном месте. Такая концентрация внимания может быть проиллюстрирована поведением зрителей, наблюдающих за футбольным матчем: вместо того, чтобы сосредоточить внимание на игроке, владеющем мячом, зрители воспринимают целиком все футбольное поле. Похожим образом сосредоточено сознание кунг-фуиста. Оно не задерживается на восприятии какой-то одной части своего оппонента. И это становится особенно показательным, когда кунг-фуист имеет дело с несколькими противниками. Так, например, предположим, что его атаковали десять человек, каждый из которых последовательно пытается уложить его. Избавившись от одного, он, не позволяя своему вниманию ни на ком «задержаться», начинает взаимодействовать со следующим противником. И сколь бы быстро удары не следовали один за другим, он не потеряет и доли секунды, чтобы совершить какое-либо ответное действие в промежутках между ними. Таким образом будет успешно покончено поочередно с каждым из нападавших. Мысль при этом течет подобно воде, которая наполняет пруд, но в любой момент готова вылиться из него обратно.
    Во время спарринга кунг-фуист учится забывать о себе самом, он учится следовать за движением своего оппонента, при этом сохраняя свой ум свободным, с тем чтобы контратаковать своего противника без лишних размышлений. Он освобождает себя от всех интеллектуальных сомнений, от психических напряжений и выбирает для себя пластичную манеру действия. В его действиях полностью отсутствует элемент заданности, он позволяет своему телу действовать спонтанно, раскованно. Но как только течение его мыслей застопорится, мгновенно будет нарушена рациональность его движений. И в ту же секунду удар противника дойдет до цели.
    Мир полон людей, решительно настроенных стать неординарными личностями. Они не могут жить, не создавая себе проблем. Они хотят идти впереди всех, быть у всех на виду. Такие амбиции кунг-фуиста не обременяют, он сознательно отказывается от любых форм соревнования и отстаивания своего «я».
    Человеку, практикующему кунг-фу, если он действительно настоящий мастер, вообще не свойственно чувство гордости. Гордость неизбежно обуславливает стремление человека достойно выглядеть в глазах других людей. В самом понятии гордости заложены страх и отсутствие гарантии безопасности. Ведь когда человек страстно желает, чтобы его ува-жали, он стремится завоевать себе подобающий статус. Но как только это происходит, тут же, совершенно автоматически у него появляется страх потерять этот самый статус. И тогда защита статуса становится для него самой важной необходимостью, что, в свою очередь, порождает постоянное чувство тревоги и озабоченности.
    Как мы знаем, кунг-фу ставит перед практикующим это искусство цель самокультивирования себя как личности. А раз так, то его внутренняя самооценка является единственно верной оценкой. Поэтому, находясь в постоянном процессе самосовершенствования, кунг-фуист живет, не ощущая никакой зависимости от мнения других людей. Достигнув высокой степени самореализации и самосовершенствования, он не испытывает страха от мысли, что его не уважают другие люди. Кунг-фуист стремится к самосовершенствованию, но никогда не ставит себя в зависимость от того места, которое ему определяют другие члены общества.
    Мастер кунг-фу, в отличие от новичка, сдержан, спокоен и уверен в себе, у него нет ни малейшего стремления к рисовке. Находясь под влиянием кунг-фу, он совершенствует свое мастерство, которое становится все более одухотворенным. Да и сам он в ходе духовной борьбы трансформируется, становясь все более независимым и свободным.
    Для него слава и статус - ничего не значащие понятия.
    [Примечание: видео ролик описывает лишь 10 форм Тай Цзи из всех существующих и предназначено для выработки представлений о нем в первую очередь как об оздоровительной системе]

    Кунг-фу - это древнее китайское боевое искусство. Если вы хотите научиться этому искусству, но поблизости нет спортивной школы, или вы не можете позволить себе оплачивать занятия, или вы слишком заняты, вы можете освоить кунг-фу самостоятельно. Это будет непросто, но оно того стоит.

    Шаги

    Часть 1

    Основы
    1. Освободите место для тренировок. Так как вы будете много прыгать и совершать удары ногами и руками, вам понадобится свободное пространство. Площадка размером 3 на 3 метра будет достаточной.

      • Если у вас нет пустой комнаты для тренировок, освободите один из углов любой комнаты (перенесите из этого угла все предметы, которые вы не хотите сломать и которые могут травмировать вас).
    2. Купите боксерскую грушу. Сначала вы можете обойтись без нее (так как будете наносить удары в воздух), но потом она вам все равно понадобится, чтобы отрабатывать удары.

      • Вы можете подвесить грушу к потолку или купить грушу, которая ставится на пол.
    3. Найдите инструкции. Конечно, занятия с тренером - это лучший способ научиться кунг-фу, но вы можете овладеть этим боевым искусством и самостоятельно (если вы упорный и целеустремленный человек). Купите DVD-диск, посмотрите онлайн-ролики или ищите инструкции по тренировкам на сайтах школ кунг-фу. На сайтах школ вы найдете короткие видеоролики, которые научат вас основным движениям.

      • Лучше всего найти инструкции из нескольких источников. Существуют различные школы кунг-фу, поэтому необходимо выбрать ту методику тренировок, которая подходит вам лучше всего. Более того, в сети есть множество «экспертов» кунг-фу, которые на самом деле таковыми не являются. Выбрав несколько источников, вы гарантируете правильность выполнения движений и ударов.
    4. Выберите то, на чем вы будете фокусироваться прежде всего. Не стоит браться сразу за все - это довольно сложная задача. После того как овладеете некоторыми стойками, решите, хотите ли вы сконцентрироваться на изучении прыжков, ударов ногами или ударов руками.

      • Рекомендуем составить план тренировок. Например, по понедельникам, средам и пятницам вы будете отрабатывать стойки и удары ногами. А по вторникам и четвергам вы будете работать над равновесием и гибкостью.

      Часть 2

      Базовая подготовка
      1. Работайте над равновесием и гибкостью. Равновесие в кунг-фу необходимо для того, чтобы правильно принимать стойки. Для контроля равновесия занимайтесь йогой. Не думайте, что это второстепенные упражнения - они помогут вам добиться успехов при изучении кунг-фу.

        • Для развития гибкости каждую тренировку начинайте с разминки и упражнений на растяжку. Разминка может включать бег, прыжки и отжимания. Затем переходите к упражнениям на растяжку мышц. Это убережет вас от травм и сделает ваше тело более гибким, что позволит вам наносить удары ногами выше, а телу лучше изгибаться.
      2. Овладейте несколькими стойками. Правильная стойка - это основа любого боевого искусства. Вы не сможете правильно двигаться, если у вас будет неверная стойка. Первые три из описанных стоек не предназначены для боя; они предназначены для занятий традиционным кунг-фу и для боя с использованием оружия.

        • Поза всадника . Согните колени примерно на 30 градусов, поставьте ноги немного шире плеч, согните руки и прижмите локти к туловищу. Кулаки держите ладонями вверх. Выпрямите спину (как будто вы сидите на лошади).
        • Передняя стойка . Согните колени и отведите левую ногу назад. Правый кулак держите перед лицом, а левый на уровне груди. Переставьте ноги так, чтобы левая нога оказалась впереди. После этого соответственно переставьте руки.
        • Поза «Обманная нога» . Поставьте правую ногу чуть назад и перенесите на нее вес тела. Поставьте левую ногу чуть вперед и касайтесь пола только пальцами левой ноги. Держите кулаки у лица (как в боксе). Если вас кто-то атакует, вы будете обороняться левой ногой.
        • Боевая стойка . Очень похожа на стойку боксера: одна нога немного впереди другой, кулаки на уровне лица, колени расслаблены.
      3. Отрабатывайте удары руками. Сила удара зависит от положения бедер. Так же, как в боксе, в кунг-фу есть джебы, апперкоты и хуки.

        • Джеб . Займите боевую стойку, левую ногу поставьте перед правой, согните колени, разверните бедро в сторону вашего противника и выбросьте левый кулак, а затем сразу правый (при этом разверните правое бедро).
        • Хук . Займите боевую стойку, левую ногу поставьте перед правой, разверните бедра назад и нанесите удар влево согнутой в локте правой рукой.
        • Апперкот . Займите боевую стойку, опустите кулак и нанесите удар снизу вверх по подбородку противника. При этом немного разворачивайте бедра.
      4. Отрабатывайте блоки. Блоки различаются в зависимости от того, какой удар вы блокируете. Любой атакующий удар блокируется в боевой стойке. В этой позе вы способны защитить лицо и снизить эффективность ударов противника.

        • Блокирование джебов, апперкотов и хуков очень похоже на таковое в боксе. Блокируйте такие удары согнутой рукой; другой рукой вы можете наносить ответные удары.
        • Для блокирования ударов локтями и ногами используйте обе руки. Держите их согнутыми на уровне лица и разворачивайте бедро в сторону удара противника. Так вы защитите свое лицо и причините боль противнику.
      5. Отрабатывайте удары ногами. Такие удары являются одним из самых увлекательных аспектов кунг-фу. Вот три основных удара ногами.

        • Удар-шаг . Станьте перед боксерской грушей. Сделайте шаг вперед левой ногой, а затем нанесите удар по правой стороне груши внутренней поверхностью стопы. Повторите прием правой ногой.
        • Удар-топание . Станьте перед боксерской грушей. Сделайте шаг вперед левой ногой, а затем поднимите (перед туловищем) правую ногу, согнутую в колене. Нанесите резкий удар по груше («топните» по ней).
        • Боковой удар . Станьте в боевую стойку, левую ногу поставьте вперед. Перенесите вес на левую ногу, а правой ногой нанесите удар по груше на уровне вашего плеча. Останьтесь в таком положении (правая нога поднята), чтобы потренироваться удерживать равновесие.
      6. Тренируйтесь наносить комбинации ударов (в воздух и по груше). Сначала научитесь правильно наносить удары в воздух, а затем переходите к нанесению ударов по груше. Если вы устали, сделайте перерыв.

        • После того, как вы хорошенько отработаете удары по груше, найдите спарринг-партнера. Не забудьте надеть защиту (если есть), или попросите партнера надеть специальные перчатки, чтобы вы могли отрабатывать на них удары (руками и ногами).

        Часть 3

        Основные движения
        1. «Дракон». Это движение служит для запугивания противника. Во время движения вы должны смотреть непосредственно на противника. Вот как это делается:

          • Станьте в позу всадника, но поставьте ноги шире и согните их больше (глубже присядьте).
          • Выбросьте запястье (как при джебе), но пальцы согните не а кулак, а в форме когтя.
          • Выйдите из приседа и нанесите боковой удар в область желудка противника.
        2. «Змея». Это движение назад с поднятием головы вверх при ударе (как делает змея).

          • Расставьте ноги, правую поставьте позади левой. Перенесите вес на заднюю ногу. Держите колени согнутыми.
          • Руки держите так, как будто вы хотите пробить противника насквозь. Выбросьте правую руку вперед.
          • Блокируйте противника, захватив его руку, и нанесите удар-топание.
        3. «Леопард». Это движение позволит вам отступить в случае необходимости.

          • Станьте в боевую стойку, но ноги поставьте шире, а вес тела перенесите на заднюю ногу.
          • Нанося удар, перенесите вес тела на переднюю ногу, а удар наносите костяшками пальцев открытой ладони (а не кулаком). Выполняйте такой удар аккуратно, или вы нанесете травму руке.
        4. «Журавль». Пассивное движение, применяемое при приближении противника к вам.

          • Станьте в позу «Обманная нога», но ноги поставьте близко друг к другу, чтобы скрыть «обманную» ногу.
          • Поднимите руки в стороны, отвлекая противника.
          • При приближении противника нанесите удар «обманной» ногой (то есть ногой, которая опирается на землю только пальцами).
        5. «Тигр». Быстрое и эффективное движение.

          • Станьте в боевую стойку, но ноги поставьте шире. По сути, вы должны как бы присесть.
          • Руки держите на уровне плеч; пальцы сложите в форме когтя (который направлен наружу).
          • Нанесите комбинированный удар джеб-джеб, а затем нанесите боковой удар ногой по шее противника.

        Часть 4

        Философия
        1. Знайте - основных школ кунг-фу две. В дни, свободные от тренировок, читайте классическую литературу по кунг-фу и боевым искусствам, например, Сунь-Цзы, Брюса Ли, Так Ва Энга, Дэвида Чоу и Лам Сай Вина. Вы получите представление о двух школах кунг-фу.

          • Шаолинь . Это старейшая школа кунг-фу. Она известна «внешними» движениями и тренировками, направленными на укрепление мышц, связок и сухожилий. Эта школа символизирует то, что большинство людей думают о кунг-фу.
          • Ву Дун . Это не такая старая школа, в которой интерпретируются оригинальные концепции кунг-фу. Она известна «внутренними» движениями и тренировками, направленными на укрепление и управление жизненной силой (чи). Эта школа фокусируется на медитации, созерцании (дзэн) и внутренней силе.
        2. Вообразите автомобильную аварию. Когда она случается, время как будто замедляется. Это и есть состояние медитации. Такое спокойное состояние очень полезно во время схватки, потому что все замедляется, и вы можете быстрее реагировать.
      7. Тренируйтесь, тренируйтесь и еще раз тренируйтесь. Это единственный способ добиться успеха в кунг-фу. Сами по себе движения могут казаться бесполезными. Но если вы будете ежедневно тренироваться, медитировать, читать литературу, это станет вашим образом жизни (потом вы будете удивляться, как вы жили без кунг-фу).

        • Тренируйте наносить удары в воздух, по груше и со спарринг-партнером.
        • Исправляйте ошибки в движениях и ударах. Смотрите инструкции, чтобы убедиться, что вы делаете все правильно. В противном случае вы научитесь чему-то другому, а не кунг-фу.
      • Во время боя используйте как руки, так и ноги. Реализуйте потенциал своих конечностей в полной мере.
      • Повторяйте каждое движение, чтобы синхронизировать ваш разум и тело и стать быстрым и точным.
      • Найдите инструкции к тренировкам, которые показывают пошаговое выполнение каждого движения и удара.
      • Найдите хорошие инструкции к тренировкам.
      • Помните золоте правило - любой прием надо доводить до совершенства, а для этого нужна постоянная практика.
      • Не полагайтесь на фиксированные позиции и повторяющиеся движения; комбинируйте их, проявите творческий подход.
      • Посетите местную библиотеку (интернет интернетом, а в живую книги читать приятнее) и узнайте, есть ли у них книги о боевых искусствах - возможно, и о кунг-фу найдется.
      • При изучении кунг-фу сосредоточьтесь на отработке блоков, ударов, стоек и движений; правильно питайтесь, чтобы получать больше энергии. Делайте упражнения на растяжку, а также медитируйте. Освойте движения «змея», «тигр», «дракон», «леопард», «журавль» (это не так просто). Просматривайте видеоролики с тренировками на Howcast, или YouTube, или купите DVD/CD-диск. Потренируйтесь с нунчаками и отработайте удары ногами и руками в стиле Брюса Ли.

      Предупреждения

      • Не атакуйте других людей! Кунг-фу должно использоваться только для самообороны.
      • Не хвастайтесь. Если ваша главная цель овладения кунг-фу - это покрасоваться перед другими, то лучше вообще не начинайте изучать это боевое искусство.
      • Будьте осторожны, приступая к тренировкам. Всегда помните о рисках и опасностях, прежде чем приступить к тренировке.