• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    В котором участникам - спортсменам необходимо преодолеть соревновательную дистанцию на лыжах, при этом обогнав своих соперников.

    Первые состязания в беге на скорость среди лыжников состоялись еще в 1767 году в Норвегии. Потом, примеру норвежцев последовали финны и шведы, однако на этом все только начиналось. Уже в конце 19-начале 20 веков увлечение лыжными гонками распространилось по всему миру, и в 1924 году была создана FIS - Международная федерация лыжного спорта, которая к 2000 году насчитывала в себе 98 национальных федераций.

    Техника лыжных гонок

    Грамотная техника передвижения на лыжах представляет систему движений, при помощи которой спортсмен может добиться максимальной эффективности своих действий. Она, также, помогает полностью реализовать возможности для достижения желаемого результата. Основными показателями качества техники являются эффективность, естественность и экономичность.

    Если говорить о действиях, которые выполняет лыжник, то стоит отметить три основных:

    * отталкивание палками;
    * отталкивание лыжами;
    * скольжение.

    Существует два основных стиля передвижения на лыжах - коньковый (свободный) и классический.

    Коньковый (свободный) стиль

    Данный стиль передвижения подразумевает, что лыжник может самостоятельно выбирать способ, при помощи которого будет перемещаться по дистанции. Стоит отметить, что классический ход существенно уступает свободному в скорости.

    С 1981 коньковые способы передвижения активно используются лыжниками. В то время, Паули Сиитонен, лыжник из Финляндии, который уже перешагнул 40-летний рубеж, впервые применил его на соревнованиях, в гонке на 55 километров и победил.

    Среди свободных ходов, в наши дни, наиболее распространены:

    * двушажный одновременный (применяется на подъемах средней и малой крутизны, а также равнинных участках);
    * одношадный одновременный (на пологих участках, некрутых подъемах, равнинах, а также при стартовом подъеме).

    Классический стиль

    К данному стилю относят виды передвижения, в процессе которых лыжник проходит практически всю предназначенную дистанцию по заранее подготовленной лыжне, которая состоит из двух колей, расположенных параллельно друг другу.

    «Классические» лыжные ходы подразделяются на одновременные и попеременные, по способу отталкивания палками. В по числу шагов, совершаемых в одном цикле, они подразделяются на попеременно двушажный, одновременно одношажный, а также бесшажный.

    Самым распространенным из них, однако, считается двушажный попеременный ход, который, чаще всего, используется на отлогих склонах и подъемных участках, а также на подъемах средней крутизны (но только при очень хорошем скольжении). А вот одношажный одновременный ход используют лишь на отлогих подъемах (при свободном скольжении), на ровных участках или же на уклонах, при сравнительно неплохом скольжении.

    Стоит отдельно поговорить об основных видах лыжных гонок.

    Виды гонок на лыжах

    * эстафета;
    * соревнования с раздельным стартом;
    * индивидуальный спринт;
    * гонки преследования;
    * командный спринт;
    * соревнования с общим стартом.

    Эстафета

    Во время эстафеты, соревнуются команды, которые состоят из четырех (иногда -3) спортсменов. Эстафеты могут проходить одним или двумя стилями. В первом случае все участники пробегают свой этап свободным или же классическим стилем, а во втором - первый и второй этап спортсмены бегут «классикой», а последующие два - коньковым стилем.

    Началом эстафеты является масс-старт, а для того, чтобы распределить самые выгодные места, между участниками проводится жеребьевка, или же они отдаются командам, которые набрали наибольшее количество очков и получили высокие результаты на предыдущих соревнованиях по данному виду спорта.

    Передача эстафеты между спортсменами из одной команды осуществляется при помощи касания ладони любой части тела стартующего участника, причем исключительно в тот момент, когда оба спортсмена находятся в специально предусмотренной зоне передачи эстафеты.

    Результат команды вычисляется по основной формуле «время прихода последнего члена команды» минус «стартовое время первого члена», которое обычно ровняется нулю.

    Соревнования с раздельным стартом

    В данном виде лыжных гонок, спортсмены уходят со старта с заранее определенным интервалом, в четко регламентированной последовательности. Чаще всего, этот интервал составляет тридцать секунд, гораздо реже - одну минуту или 15 секунд.

    Последовательность старта спортсменов выясняется при помощи жеребьевки, или же положением участников в рейтинге (самые сильные выходят на трассу последними). Иногда проводится раздельный парный старт.

    Для вычисления итогового результата спортсмена используется формула «финишное время» минус «время старта».

    Индивидуальный спринт

    Соревнования начинаются с квалификации, организуемой в формате раздельного старта, в уже после этого, спортсмены, которые были отобраны, соперничают между собой в финалах, проводимых в виде забегов с масс-стартом из 4 человек.

    Гонки преследования

    Гонки преследования - это совмещенные соревнования, которые проводятся в несколько этапов. При этом очередность старта спортсменов, на всех этапах, кроме первого, устанавливается в зависимости от результатов предыдущих соревнований.

    Данный тип лыжных гонок подразделяется на два вида:

    * ГП без перерыва;
    * ГП с перерывом.

    Командный спринт

    Проводится в формате эстафеты с командами, которые состоят из двух спортсменов, поочередно сменяющих друг друга, после того как каждый пробегает от трех до шести кругов трассы. Если число заявленных на участие в соревнованиях команд слишком велико, проводятся 2 полуфинала, из которых в финал отбирается равное количество команд, получивших лучшие результаты.

    Итоговый результат командного спринта вычисляется по тем же правилам, что и эстафеты.

    Соревнования с общим стартом

    При масс-старте, все участники соревнований выходят на трассу одновременно. При этом лучшие места достаются спортсменам, которые имеют более высокий рейтинг. Итоговым результатом является финишное время спортсмена.

    Лыжные гонки.

    Основные виды и правила соревнований лыжных гонок:

    Соревнования с общим стартом (масс - старт)

    Гонки преследования (персьют, система Гундерсена)

    Эстафеты

    Индивидуальный спринт

    Командный спринт

    Соревнования с раздельным стартом

    При раздельном старте спортсмены стартуют с определенным интервалом в определенной последовательности. Как правило, интервал составляет 30 секунд (реже — 15 секунд, 1 минута). Последовательность определяется жеребьевкой или текущим положением спортсменом в рейтинге (сильнейшие стартуют последними). Возможен парный раздельный старт. Итоговый результат спортсмена вычисляется по формуле «финишное время» минус «стартовое время».

    Соревнования с масс - стартом

    При масс - старте все спортсмены стартуют одновременно. При этом спортсмены с наилучшим рейтингом занимают наиболее выгодные места на старте. Итоговый результат совпадает с финишным временем спортсмена.

    Гонки преследования

    Гонки преследования (персьют) представляют собой совмещенные соревнования, состоящие из нескольких этапов. При этом стартовое положение спортсменов на всех этапах (кроме первого) определяется по результатам предыдущих этапов. Как правило, в лыжных гонках персьют проходит в два этапа, один из которых спортсмены бегут классическим стилем, а другой — свободным стилем.

    Гонки преследования с перерывом проводятся в два дня, реже — с интервалом в несколько часов. Первая гонка проходит, как правило, с раздельным стартом. По ее итоговым результатам определяется отставание от лидера для каждого из участников. Вторая гонка проходит с гандикапом , равным этому отставанию. Победитель первой гонки стартует первым. Итоговый результат гонки преследования совпадает с финишным временем второй гонки.

    Гонка преследования без перерыва (дуатлон) начинается с общего старта. После преодоления первой половины дистанции одним стилем спортсмены в специально оборудованной зоне меняют лыжи и сразу преодолевают вторую половину дистанции другим стилем. Итоговый результат гонки преследования без перерыва совпадает с финишным временем спортсмена.

    Эстафеты

    В эстафетах соревнуются команды, состоящие из четырех спортсменов (реже — трех). Лыжные эстафеты состоят из четырех этапов (реже — трех), из которых 1 и 2 этапы бегут классическим стилем, а 3 и 4 этапы — свободным стилем. Эстафета начинается с масс - старта, при этом наиболее выгодные места на старте определяются жеребьевкой или же их получают команды, занявшие наиболее высокие места на предыдущих аналогичных соревнованиях. Передача эстафеты осуществляется касанием ладони любой части тела стартующего спортсмена своей команды, в то время как оба спортсмена находятся в зоне передачи эстафеты. Итоговый результат эстафетной команды вычисляется по формуле «финишное время последнего члена команды» минус «стартовое время первого члена команды».

    Индивидуальный спринт

    Соревнования по индивидуальному спринту начинаются с квалификации(пролог), которая организуется в формате раздельного старта. После квалификации отобранные спортсмены соревнуются в финалах спринта, которые проходят в виде забегов разного формата с масс - стартом, масс - старт состоит из четырёх человек (изменяется). Количество спортсменов, отбираемых в финальные забеги, не превышает 30. Сначала проводятся четвертьфиналы, затем полуфиналы и, наконец, финал А. Таблица итоговых результатов индивидуального спринта формируется в таком порядке: результаты финала А, участники полуфиналов, участники четвертьфиналов, не прошедшие квалификацию участники.

    Командный спринт

    Командный спринт проводится как эстафета с командами, состоящими из двух спортсменов, которые поочередно сменяют друг друга, пробегая 3-6 кругов трассы каждый. При достаточно большом числе заявленных команд проводятся два полуфинала, из которых равное количество лучших команд отбирается в финал. Командный спринт начинается с масс - старта. Итоговый результат командного спринта вычисляется по правилам эстафеты.

    Место вида спорта в различных классификациях:

    По квалификации Л. П. Матвеева основанной на предмете состязаний и характере двигательной деятельности лыжные гонки относятся к первой из шести групп. Это вид спорта, для которого характерна активная двигательная деятельность с предельным проявлением физических и психических качеств. Спортивные достижения в этом виде зависят от собственных двигательных возможностей спортсмена.

    По форме соревновательных взаимодействий в квалификации Т. Т. Джамгарова в противоборстве противников лыжные гонки относятся к непосредственному условному физическому контакту. По характеру взаимодействия партнеров совместно индивидуальные действия.

    В классификации А.Ц. Пуни лыжные гонки занимают первую группу как циклический вид спорта.

    По классификации Л.К. Серовой лыжные гонки рекордный вид спорта.

    Так же виды спорта можно разделить по характеру их воздействия на связочно-мышечный и костно-суставный аппараты спортсмена, по степени участия тех или иных групп мышц в работе и особенностям спортивной рабочей позы при выполнении специфических физических упражнений избранного вида спорта на три группы: симметричные, асимметричные и смешанные виды спорта. В данном случае лыжные гонки мы отнесем к симметричным видам при занятиях, которыми правая и левая половины тела спортсмена выполняют одновременно или попеременно одни и те же движения или действия. При этом позвоночник спортсмена занимает строго срединное положение, тело спортсмена находится в устойчивом равновесии во фронтальной плоскости. Мышцы туловища, брюшного пресса и конечностей получают равно - мерную физическую нагрузку

    Требования к психомоторным и психическим процессам:

    В практике физического воспитания и спорта принято различать следующие основные двигательные качества: быстроту, ловкость, силу, гибкость и выносливость. К качествам лыжника можно отнести все, но в большей степени выносливость. Выносливость отражает способность человека выполнять работу определенной интенсивности без снижения ее эффективности в течение длительного времени. В зависимости от условий проявления различают несколько видов выносливости: скоростную (способность поддерживать высокую быстроту движения в течение длительного времени), силовую (длительное поддержание больших физических напряжений), статическую (длительное поддержание определенного мышечного напряжения при отсутствии движения) и другие. Скоростно-силовая выносливость наиболее важна. По другой классификации различают общую и специальную выносливость. Под первой понимается способность длительно выполнять необходимый уровень какой-либо общедоступной работы (ходьба, бег, плавание). Особенно высокий уровень общей выносливости имеют лыжники, велосипедисты, бегуны на длинные дистанции — то есть те спортсмены, тренировки которых сопряжены с длительными нагрузками. Под специальной выносливостью понимается способность человека выполнять определенные специфические движения с высокой интенсивностью в течение длительного времени без снижения самой интенсивности. Так, высокую специальную выносливость имеет любой из высококвалифицированных спортсменов в своем виде деятельности. Между общей и специальной выносливостью прямой зависимости нет, хотя имеющий более высокую общую выносливость при прочих равных условиях отличается и более выраженной специальной выносливостью.

    К специализированным ощущениям и восприятиям лыжника - гонщика относятся чувство лыжи и снега, так же нюансы зависят от профиля трассы, погоды, намеченной тактики гонки, складывающейся в течении гонки ситуации.

    Смелость, решительность и уверенность в своих силах - важнейшие качества, которые необходимы лыжнику-гонщику при преодоления сложных трасс во время тренировок и соревнований, особенно на спусках, проходимых на высокой скорости с крутыми поворотами. Очень важно проводить воспитание этих качеств как можно с более раннего возраста, с первых лет занятий в школьной секции лыжного спорта. Естественно, при воспитании этих качеств нельзя ограничиться только тренировочными занятиями в секции. Это осуществляется в процессе всех уроков по лыжной подготовке и другим видам спорта.

    К характерным тренировочным и соревновательным качествам и трудностям лыжника относятся различные факторы - низкие температуры, сложный рельеф, плохое скольжение, большие по объему и интенсивности нагрузки. Преодоление названных трудностей уже способствует воспитанию волевых качеств. Во время тренировок и соревнований лыжнику необходимо проявить качества, которые во многом решают задачи повышения работоспособности и достижения высоких спортивных результатов. Это прежде всего - настойчивость и упорство в преодолении трудностей и в достижении поставленной цели, способность к максимальным напряжениям, смелость и решительность, уверенность в своих силах и др. Настойчивость и упорство в преодолении трудностей и достижении поставленной цели - важная и неотъемлемая часть волевой подготовки. Во время учебно-тренировочных занятий и соревнований юным лыжникам постоянно приходится преодолевать трудности различного характера - объективные и субъективные. Это выполнение большой тренировочной нагрузки, несмотря на нарастающее утомление, передвижение в неблагоприятных условиях погоды и условий скольжения, преодоление чувства страха и неуверенности при сложных спусках на высокой скорости, болезненное переживание своих неудач, неуверенность в своих силах при участии в соревнованиях. В дополнение к другим методам для воспитания волевых качеств широко используется соревновательный метод при выполнении упражнений и различных заданий. С этой целью в тренировочное занятие включаются упражнения, которые требуют максимальной концентрации усилий для достижения поставленной цели. Вместе с тем такие упражнения-задания повышают эмоциональный фон занятия, способствуют выполнению большего объема тренировок при меньшей психологической перегрузке. В тоже время участие в соревнованиях на различные дистанции является одним из самых важных средств развития волевых качеств при борьбе за победу, а в случае неудачи даст мощный толчок для дальнейшей подготовки. Редко встречаются спортсмены, которые не стремятся взять реванш и смиряются с поражением. Для развития волевых качеств необходимо применять упражнения или задания, которые требуют полной мобилизации сил для достижения поставленной цели. Если упражнение и нагрузка (по объему, интенсивности координационной и психологической напряженности) становятся привычными, их влияние на развитие именно волевых качеств значительно снижается.

    Основными причинами технических и тактических ошибок является физическая и психологическая усталость, нерациональное распределение сил на трассе, плохая подготовка лыжного инвентаря.

    Известно, что перед началом соревнований лыжники находятся в различном эмоциональном состоянии. В настоящее время можно выделить 3 вида предстартового состояния:

    Состояние боевой готовности. Оно характеризуется активным стремлением лыжника к борьбе на трассе, уверенностью в своих силах, сосредоточенностью, вниманием и обострением процессов восприятия окружающей обстановки, четким пониманием целей и задач предстоящего соревнования.

    Состояние стартовой лихорадки. При наблюдении за лыжником в этом состоянии обращает на себя внимание излишнее волнение перед стартом, рассеянность внимания, чрезмерная суетливость и возбудимость, неадекватно бурная реакция на обычные внешние раздражители и обстановку перед стартом, неустойчивое настроение, нарушение контроля за своими действиями и поступками и т. д.

    Состояние стартовой апатии. В этом состоянии лыжник обычно пассивен, вял и безразличен к самим соревнованиям и к конечному результату. У него отсутствует желание стартовать и бороться на дистанции, кроме того, наблюдается плохое настроение.

    Степень проявления того или иного стартового состояния может быть различной, большей или меньшей. Вместе с тем сроки их проявления могут быть тоже различны - от нескольких минут до нескольких дней перед стартом. У юношей и девушек стартовое состояние обычно выражено более ярко.

    Окружающая обстановка непосредственно в день соревнования и на месте старта (торжественность открытия, красочное оформление старта и финиша, наличие и поведение зрителей и других лыжников и т. п.) оказывает определенное влияние на стартовое состояние. Состояние стартовой лихорадки и стартовой апатии близки по своему отрицательному влиянию на функциональное состояние организма в целом и на отдельные характеристики, в частности, технику передвижения, работоспособность, а также на конечный результат соревнования.

    Как правило, положительные результаты дают отвлечение спортсменов от мыслей о предстоящих соревнованиях, занятия по интересам - чтение книг, посещение театров, картинной галереи, просмотр кинофильмов, занятие музыкой и т. п.

    Положительное воздействие на регуляцию предстартового состояния может оказать и аутогенная тренировка. Однако приемами аутогенной тренировки лыжники должны овладеть заранее под руководством тренера.

    Одним из средств, положительно влияющих на эмоциональное состояние спортсмена перед стартом, является массаж. Проведение массажа допустимо только специалистом, хорошо знающим его влияние. Характер массажа (продолжительность, приемы, интенсивность и т. д.) должны строго соответствовать состоянию лыжника и поставленным задачам, в противном случае массаж может только усугубить состояние и привести к отрицательным результатам.

    Произвольная регуляция дыхания может оказать положительное влияние на эмоциональное состояние спортсмена.

    Разминка перед стартом может быть использована не только с целью подготовки организма, но и для регулирования предстартового состояния лыжника. Различные по характеру интенсивности и длительности упражнения и передвижение на лыжах, их разнообразные сочетания могут заметно изменить эмоциональное состояние лыжника-гонщика. В том случае, если наблюдается в большей или меньшей степени предстартовая лихорадка, необходимо проводить разминку с меньшей интенсивностью, в виде спокойного, но более длительного передвижения на лыжах. Лучше это сделать в стороне от стартового городка и зрителей, чтобы избежать дополнительного возбуждающего влияния этих факторов. Время разминки зависит от индивидуальных особенностей лыжника и уровня возбуждения. Контроль над состоянием лыжника в данном случае осуществляется по объективным показателям: частоте дыхания и сердечных сокращений. Необходимо учитывать и субъективный фактор - самочувствие спортсмена. В случае стартовой апатии лыжники, наоборот, проводят более интенсивную разминку, выполняя несколько коротких ускорений. Все это повышает возбудимость, повышает настроение и снимает апатию. Разминка перед стартом с учетом эмоционального состояния - дело сугубо индивидуальное и учиться ее проводить лыжники должны в процессе тренировок и перед малоответственными соревнованиями. Для нормализации психического состояния применяются различные психологические методы и приемы, которые подразделяются на оперативные и профилактические. Оперативные методы применяются непосредственно перед выступлением или при ярко выраженных неблагоприятных реакциях за несколько дней до соревнования. Профилактические методы преследуют цель сохранения нервно-психической свежести к моменту соревнований и могут применяться на всех этапах подготовки. Различными приемами рациональной психотерапии, поступающей от тренера или другого лица, являются убеждение, разъяснение, порицание, беседа на отвлеченную тему и др. Используются также приемы саморегуляции. Все эти приемы можно разделить на несколько групп.

    Первая направлена на устранение внешних признаков эмоциональной напряженности. Это достигается выработкой у спортсменов сознательного контроля за своим эмоциональным состоянием и внешними признаками его проявления с помощью произвольной задержки выразительных действий, свойственных эмоциональным переживали ям, специальных физических упражнений и их сочетания с дыхательными упражнениями.

    Вторая направлена на отвлечение сознания спортсмена от навязчивых мыслей. Это достигается путем концентрации внимания не на исходе соревнования, а на тех технических и тактических приемах, которые спортсмен намерен в нем применить.

    Третья охватывает приемы, с помощью которых спортсмен сам воздействует на себя: самоубеждение, самоприказ, самоуспокоение, самообозрение и различные самовнушения.

    Способность к максимальным напряжениям является проявлением волевых возможностей лыжников-гонщиков и во многом определяет конечный спортивный результат. Однако не всегда возможности лыжника проявляются в полной мере в обычных условиях тренировки или на малоответственных соревнованиях. Мощным стимулом для проявления максимальных волевых качеств может стать постановка высокой цели, вполне выполнимой при концентрации физических и волевых возможностей. Как правило, это возникает при большой ответственности перед коллективом, в конкретных соревнованиях или когда победа дает возможность спортсмену попасть на крупные соревнования (первенство страны, международные соревнования и т.д.) или в состав сборной команды (области, страны), не говоря уже о победе на крупных международных турнирах, где спортсмены мобилизуют все свои возможности.

    Из четырех типов темперамента лыжнику подходит флегматик - более чем спокойный, можно даже сказать, немного медлительный. Флегматики довольно выносливы, поэтому им подходят виды спорта, сопряженные именно с этим качеством. Сформированные навыки и привычки отличаются большой прочностью и консервативностью. Такие спортсмены очень работоспособны и устойчивы к внешним раздражителям, отдают предпочтение спокойным, однообразным упражнениям, склонны к длительной и тщательной отработке техники отдельных упражнений, кропотливой работе по развитию какого - либо качества.

    Тренеру совершенно необходимо поддерживать постоянную связь с родителями юных лыжников и с педагогическим коллективом школы, где постоянно учится школьник. Очень важно, чтобы ни один случай нарушения дисциплины не остался незамеченным. Это не значит, что при любом неблаговидном поступке или нарушении дисциплины необходимо сразу применять методы наказания. Здесь очень важен индивидуальный подход к юным лыжникам: кому-то достаточно сделать замечание (отдельно, а может и перед группой); другому может оказаться достаточным только дать понять, что его нарушение замечено; в ряде случаев возможно более серьезное наказание - удаление с занятия или даже исключение из секции. Наказание всегда должно соответствовать степени нарушения дисциплины.

    Вместе с тем при воспитании дисциплинированности (как, впрочем, и других моральных и волевых качеств) очень важно глубокое знание учителем-тренером психологических особенностей своих учеников, их склонностей и увлечений успеваемости в учебе, поведении в школе и дома и других качеств. Воспитание всегда требует индивидуального подхода. Однако учитель-тренер должен сам быть образцом дисциплинированности, так как и в этом случае, личный пример играет очень важную роль.

    Занятия по лыжному спорту проходят в довольно сложной для преподавателя обстановке (на пересеченной местности, в лесу, поле, горах), при часто меняющихся и не всегда благоприятных метеорологических условиях. К этому добавляются почти постоянное пребывание группы и преподавателя в движении, растянутость группы занимающихся при объяснении упражнений, трудности индивидуализации занятий и т. д. Все это требует от преподавателя общепедагогических и специфических для лыжного спорта знаний, педагогических навыков и организационно-методических умений.

    Тренер по лыжному спорту должен не только проводить учебно-тренировочные занятия, но и осуществлять политико-воспитательную работу, а также повышать свою квалификацию по теории, методике и практике лыжного спорта и свой идейно-политический и общий культурный уровень.

    Тренер должен уметь определять спортивную форму и общее состояние спортсмена не только по данным врачебного контроля, но и руководствуясь наружными признаками: состоянием мышц, цветом лица, самочувствием и настроением. Совершенствуя технику своих учеников, Тренер должен уметь видеть выполняемые движения и замечать ошибки, особенно главные, мешающие правильному освоению спортивной техники. Найти ошибку и объяснить, почему и как она мешает, — значит обеспечить успех совершенствования техники. Наиболее характерные ошибки надо кратко разобрать со всей группой, не допуская при этом насмешек и едких шуток в адрес ошибающихся. Нежелательные переживания, вовремя подмеченные опытным преподавателем, при правильном реагировании на них могут быть полностью ликвидированы. В нужный момент следует поднять бодрость учеников, «разжечь спортивную злость», а если надо — снизить излишний пыл.

    Тренер не должен суетиться, горячиться, злиться и нервничать, какие бы ни создались неполадки, так как это только ухудшает положение и отрицательно влияет на настроение лыжников. Большое значение имеет своевременное подбадривание учеников. Если лыжник, усердно изучая упражнение, не овладел еще правильной формой его выполнения и просит преподавателя оценить, как он выполняет движение, не следует смущать его, резко указывая на его ошибки. Наоборот, надо указать, что упражнение выполняется в основном удовлетворительно, но надо еще доработать такие-то положения или движения, указать правильный путь изучения этого упражнения. Резкая отрицательная оценка нередко убивает у лыжника инициативу и желание активно изучать спортивную технику. Вместе с тем не следует излишне хвалить и поощрять занимающихся по всякому поводу и без цели; надо знать, где, кого, как и в каком случае следует похвалить. Тренер должен постоянно приучать своих учеников к аккуратности, следить за их осанкой и выправкой, чтобы они всегда имели подтянутый вид. Большое значение имеет культура языка тренера. Веселое, жизнерадостное настроение преподавателя всегда оживляет занятие и делает его более интересным.

    Список используемой литературы:

    http://www.drmed.ru/s.

    http://medbookaide.ru/books/

    http://www.fizkult-ura.ru/

    http://www.sports.ru/

    Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 368 с

    Национальный государственный университет физической культуры спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта.

    Кафедра психологии.

    Психоспортограмма.

    Выполнила: студент 201 группы

    тренерского факультета

    Новоселова Анастасия.

    Это гонки на лыжах на определённую дистанцию по специально подготовленной трассе. Относятся к циклическим видам спорта.


    Первые состязания в лыжном беге на скорость состоялись в Норвегии в 1767 году. Затем подобные соревнования начали проводиться в Швеции и Финляндии. Позже увлечение гонками возникло и в Центральной Европе, а к началу 20 века во многих странах Европы уже появились национальные клубы лыжных гонок. В 1924 году была создана Международная федерация лыжного спорта (FIS).


    Во всем мире лыжи стали одним из самых популярных видов зимнего спорта. Нет более демократичного, доступного, столь тесно связанного с природой и так полезного для человека вида спорта. Лыжные гонки бывают следующих видов:

    Соревнования с раздельным стартом

    При раздельном старте спортсмены стартуют с определенным интервалом в определенной последовательности. Как правило, интервал составляет 30 секунд. Последовательность определяется жеребьевкой или текущим положением спортсменов в рейтинге (сильнейшие стартуют последними). Возможен парный раздельный старт. Итоговый результат спортсмена вычисляется по формуле «финишное время» минус «стартовое время».

    Соревнования с Масс-стартом

    При масс-старте все спортсмены стартуют одновременно. При этом спортсмены с наилучшим рейтингом занимают наиболее хорошие места на старте. Итоговый результат совпадает с финишным временем спортсмена.

    Гонки преследования

    Гонки преследования (персьют) представляют собой совмещенные соревнования, состоящие из нескольких этапов. При этом стартовое положение спортсменов на всех этапах (кроме первого) определяется по результатам предыдущих этапов. Как правило, в лыжных гонках персьют проходит в два этапа, один из которых спортсмены бегут классическим стилем, а другой - свободным стилем. Гонки преследования делятся на гонки преследования с перерывом, гонку преследования без перерыва (дуатлон).

    Эстафеты

    В эстафетах соревнуются команды, состоящие из четырех спортсменов (реже - трех). Лыжные эстафеты состоят из четырех этапов (реже - трех), из которых 1 и 2 этапы бегут классическим стилем, а 3 и 4 этапы - свободным стилем. Эстафета начинается с масс-старта, при этом наиболее выгодные места на старте определяются жеребьевкой или же их получают команды, занявшие наиболее высокие места на предыдущих аналогичных соревнованиях. Передача эстафеты осуществляется касанием ладони любой части тела стартующего спортсмена своей команды, в то время как оба спортсмена находятся в зоне передачи эстафеты. Итоговый результат эстафетной команды вычисляется по формуле «финишное время последнего члена команды» минус «стартовое время первого члена команды».

    Индивидуальный спринт

    Соревнования по индивидуальному спринту начинаются с квалификации, которая организуется в формате раздельного старта. После квалификации отобранные спортсмены соревнуются в финалах спринта, которые проходят в виде забегов разного формата с масс-стартом. Количество спортсменов, отбираемых в финальные забеги, не превышает 30. Сначала проводятся четвертьфиналы, затем полуфиналы и, наконец, финал А. Таблица итоговых результатов индивидуального спринта формируется в таком порядке: результаты финала А, участники полуфиналов, участники четвертьфиналов, не прошедшие квалификацию участники.

    Командный спринт

    Командный спринт проводится как эстафета с командами, состоящими из двух спортсменов, которые поочередно сменяют друг друга, пробегая 3-6 кругов трассы каждый. При достаточно большом числе заявленных команд проводятся два полуфинала, из которых равное количество лучших команд отбирается в финал. Командный спринт начинается с масс-старта. Итоговый результат командного спринта вычисляется по правилам эстафеты.


    История отечественных лыжных гонок

    В России первая руководящая развитием лыж организация, Московский клуб лыжников, появилась 29 декабря 1895 г. на территории нынешнего стадиона Юных пионеров.
    В первом чемпионате страны по лыжным гонкам участвовало 12 спортсменов, он состоялся 7 февраля 1910г. Победителем чемпионата и обладателем звания первого лыжебежца страны стал Павел Бычков.
    Женское первенство страны впервые было разыграно в 1921 году, на дистанции 3 км победила Наталья Кузнецова.


    Сильнейшие российские лыжники, чемпионы страны Павел Бычков и Александр Немухин впервые участвовали на международных соревнованиях в 1913 г. в Швеции на "Северных играх". Лыжебежцы соревновались на трех дистанциях - 30, 60 и 90км. и выступили неудачно, но извлекли много полезных уроков по технике передвижения на лыжах, смазке лыж, конструкции инвентаря. До начало первой мировой войны было проведено 5 чемпионатов России.


    По количеству побед на первенствах страны 1910-1954г.г. наивысший рейтинг занимает Зоя Болотова - восемнадцатикратная чемпионка. Среди мужчин сильнейшим был Дмитрий Васильев - 16 побед, он является первым обладателем звания "Заслуженный мастер спорта".

    Руководством для всех международных гонок являются выпущенные ФИС «Правила международных соревнований».

    Соревновательные дистанции

    Вся трасса размечается флажками одного цвета. Дистанции 30 и 50 км в большинстве случаев бегут в несколько кругов.

    В гонках на дистанциях свыше 30 км должны быть установлены два пункта обслуживания. Перепад высот между самым низким и самым высоким участком трассы должен составлять у женщин не более 100 м в гонке на 5 км u 150 м в гонке на 10 км.

    У мужчин - не более 200 м в гонке на 10 км, 250 м в гонке на 15 км и на всех более длинных дистанциях. При глубоком снеге организаторы прокладывают, помимо основной лыжни, лыжню для палок. При старте в эстафетных гонках лыжни используются в том количестве, в каком выходят команды на соревнование.

    Приблизительно после 200 м эти отдельные лыжни переходят в основную лыжню. Для каждого соревнования готовится схема трассы, на которой обозначены перепады высот и протяженность подъемов.

    Соревновательные дисциплины

    Олимпийскими соревновательными дисциплинами являются 5 км, 10 км, 20 км и эстафета 4 х 5 км для женщин и 15 км, 30 км, 50 км и эстафета 4х 10 км для мужчин.

    Ход соревнований

    В лыжных гонках старт принимают поодиночке с интервалом не менее 30 сек. Стартующие делятся на 4 группы в соответствии с результатами. Группа 1 с наиболее сильными гонщиками стартует в конце всех участников в тактически более благоприятных условиях.

    Начиная с Олимпийских игр 1976 г. восстановлен прямой порядок номеров стартующих групп, т. е. от 1-й до 4-й, в отличие от обратного порядка, который существовал раньше. Сильнейшей считается 4-я группа (т.е. последняя, которая раньше была под № 1), однако часто это не совсем так, т.к. распределение гонщиков одной команды по группам происходит в соответствии с тактическими соображениями тренера.

    Порядок внутри группы определяется жеребьевкой. Только в эстафетах и массовых гонках дается общий старт. Если не учитывать обгон, лыжню нельзя покидать. Только при требовании «Лыжню!» впереди идущий должен отойти в сторону.

    Международная федерация лыжных видов спорта (FIS) выступила с революционными идеями, которые могут полностью изменить картину проведения соревнований в лыжных гонках. Уже в послеолимпийском сезоне из календаря могут исчезнуть скиатлоны и спринты классическим стилем.

    Лыжные гонки за последние десятилетия изменились довольно сильно. Появились спринтерские гонки и дистанции с общего старта, уже несколько лет подряд проводится многодневка "Тур де Ски". Все это настолько изменило специфику соревнований, что наша легендарная лыжница Тамара Тихонова даже смеялась: "Слава богу, новые гонки появились уже после того, как я закончила карьеру. А то бы ничего и не выиграла". Тем не менее в плане популярности лыжи продолжают проигрывать биатлону и даже соседям по собственной международной федерации - горным лыжам и сноуборду. Это заставило чиновников FIS задуматься об очередных реформах. На этот раз более глобальных, чем когда-либо.

    ПОЧЕМУ КУБКИ МИРА ОСТАЛИСЬ БЕЗ ЭСТАФЕТЫ

    На недавнем исполкоме FIS в Цюрихе со своими предложениями выступили руководители комитета по лыжным гонкам легендарный норвежский лыжник Вегард Ульванг и Пьер Минерей . Вот какие идеи они представили:

    Отмена скиатлонов (гонок с переодеванием лыж классическим и коньковым стилями) на 15 и 30 км.
    - Введение гонок преследования на 15 и 30 км по итогам гонок с раздельным стартом на 10 и 15 км.
    - Отмена классических спринтов, все спринты проводить свободным стилем с элементами ски-кросса, такими как прыжки.
    - Командный спринт со смешанным составом участников: один мужчина и одна женщина.
    - Сокращение дистанции в мужской эстафете с 10 до 7,5 км.

    Список получился сенсационный и довольно неочевидный. Ведь те же скиатлоны считаются очень зрелищной дисциплиной и появились в программе соревнований относительно недавно.

    Скиатлон сложно включать в Кубок мира, - прокомментировал Ульванг . - Так как это общий старт, нужны широкие трассы, а также два разных круга для классической и коньковой частей гонки. По причине двух разных кругов его также тяжело показывать по телевидению. А когда дисциплину сложно проводить в рамках Кубка мира, возникает вопрос, должны ли мы проводить ее на главных стартах сезона.

    Правда, тут Ульванг лукавит. Ведь эстафета - самый что ни на есть зрелищный и базовый формат почти для любого циклического вида спорта - в рамках нынешнего сезона Кубка мира не будет проведена ни разу. Что не мешает ей оставаться обязательной частью программы Олимпиад и чемпионатов мира. Почему нельзя было включить хотя бы парочку эстафет в программу Кубка мира 2017-2018 годов - непонятно. Ведь теперь, выбирая олимпийский состав, команды вынуждены будут действовать вслепую. Ни одной возможности для эксперимента накануне Пхенчхана ни у кого не будет.

    Сокращение дистанции в мужской эстафете, с одной стороны, сделает возможным участие спринтеров и повысит конкуренцию в целом. Но с другой - это потребует дополнительных трасс и усилий от организаторов. Что в свете отмены скиатлонов как раз по этой причине тоже выглядит не совсем логичным.

    РЕФОРМЫ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫ ДЛЯ РОССИИ

    Если скиатлон для лыж относительно новая дисциплина и его отмена на революцию все же не тянет, идея ликвидировать спринт классическим стилем действительно крайне смелая. Ведь до сих пор спринты проводились только обоими стилями и чередовались по годам - если в Сочи-2014 личный спринт бежали "коньком", то в Пхенчхане-2018 побегут "классикой". C командным спринтом все наоборот - на Играх-2018 он будет проводиться свободным стилем.

    Если следовать примеру остальных видов спорта, логично для лыж было бы добиться одновременного проведения спринтов обоими стилями на всех крупных соревнованиях. Ведь, например, в плавании нет такого, что одну и ту же дистанцию на одной Олимпиаде плывут кролем, а на следующей - например, брассом. Или в легкой атлетике через раз прыгают просто в длину или тройным.

    Классический и свободный стили в лыжах сейчас ушли настолько далеко друг от друга, что "узкие специалисты" получают свой олимпийский шанс всего лишь раз в восемь лет. Что не может способствовать популярности и только запутывает болельщиков, которые не успевают запоминать постоянно меняющихся победителей.

    Но "пробить" увеличение олимпийской программы международная федерация не может либо не хочет. Поэтому появилось предложение классический спринт просто отменить как менее зрелищный по сравнению с коньковым. В тот, в свою очередь, предлагается внедрить элементы из дисциплины ски-кросс - то есть небольшие горки и трамплины.

    Как это будет выглядеть на практике, пока не совсем понятно. Но если даже небольшая часть из этих реформ будет реализована, это полностью изменит расстановку сил. И вряд ли российские лыжники, которые традиционно хороши в "классике" и не слишком сильны в экстремальных горных спусках, от этого выиграют.

    Пока техком FIS отложил рассмотрение вопроса до завершения олимпийского сезона. То есть наступающей зимой все точно остается как есть, но вот затем возможны любые варианты. И если Россия хочет принять участие в обсуждении будущего лыжных гонок, делать это нужно сейчас. Иначе потом дискуссия, которая ведется в западных странах, может вывести дело в совершенно нежелательное для нас русло.

    "ЛЫЖНИКАМ НАДО СОЗДАВАТЬ ОТДЕЛЬНУЮ ФЕДЕРАЦИЮ"

    Старший тренер спринтерской сборной России Юрий Каминский крайне скептически высказался по поводу готовящихся реформ.

    Давайте для примера сравним легкую атлетику и лыжные гонки, - начал Каминский . - В 1970-х годах лыжи были даже популярнее. Сейчас же в легкой атлетике существует масса дисциплин, которых с каждым годом все больше, коммерческие соревнования вроде "Бриллиантовой лиги", растущий интерес телевидения... Лыжи же никак не могут поднять голову, хотя сам по себе вид спорта тоже стал гораздо интереснее. Появились городские спринты, гонки с общего старта...

    - В чем тогда, на ваш взгляд, проблема?

    На мой взгляд, развитию нашего вида спорта вредит пребывание в одном сообществе с горными лыжами, сноубордом и прочими. Надо отделяться, создавать отдельную федерацию и дальше развиваться самостоятельно. Вот, например, в плавании - проводятся же дистанции четырьмя разными стилями. Почему того же самого нельзя сделать в лыжах?

    - Считается, что классический спринт заметно уступает коньковому в плане зрелищности.

    Почему же?! Так могут считать разве что Ульванг и его коллеги. Или норвежцы, которые стали в этой дисциплине проигрывать. Зрелищность, на мой взгляд, определяется прежде всего борьбой на финише. Больше борьбы на последних метрах, чем в классическом спринте, нет вообще нигде. Только у одного Никиты Крюкова я могу вспомнить штук пять потрясающих финишей, когда он вырывался вперед с пятых-шестых мест. В том же коньковом спринте такое уже невозможно. А тут тебе никто не мешает, ты выбираешь лыжню и финишируешь! Вспомните, как норвежец Одд Бьорн Хьелмсет выбрасывал ногу на финише или как Никита побеждал на этапе Кубка мира в Стокгольме - это разве не зрелищно?!

    Как вы относитесь к идее ввести в коньковый спринт элементы ски-кросса? У вас есть понимание, как это может выглядеть?

    Чиновники из федерации, очевидно, считают, что зрелищность - это не тактическая борьба, не финишные разборки, а когда все сталкиваются и падают. Если нововведения реализуют, это полностью изменит картину проведения соревнований и портрет спринтера в целом. Нужна будет другая подготовка, другие качества, другой инвентарь... Это будет просто другой вид спорта, и целая группа нынешних спортсменов просто лишится возможности реализовать себя. К тому же, получается, с отменой классического спринта и внедрением элементов ски-кросса мы уходим от городских спринтов, а это самый зрелищный формат для телевидения. В чем тут логика, я понять не могу.

    - Что можете сказать по поводу предложения сделать формат командного спринта смешанным?

    Если это будет как дополнение к классическому формату командного спринта, то почему нет. Смешанные эстафеты сейчас вводятся повсеместно, это в тренде сегодняшнего дня. Но если опять ради "смешанки" попытаются отменить обычный командный спринт, то я даже не знаю, как это комментировать...