• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Инструкция

    Оказывается, плавание с самого рождения просто необходимо малышам, так как при этом запускаются естественные рефлексы организма, а значит мозг начинает усиленно работать. В последующей жизни это очень хорошо отразится на интеллектуальных способностях ребенка и его физическом здоровье. Холодные и контрастные водные процедуры отлично тренируют нервную и иммунную систему ребенка.

    Как научить плавать? Занятия с ребенком не раньше, чем через полчаса после . Перед этим ребенка хорошо разогревают с помощью у рефлекторных упражнений. Ребенка приподнимают, вложив свои указательные пальцы в его ручки, разводят его ножки, поочередно подтягивают малыша к локоткам. Голова грудничка при этом не должна перекашиваться.

    После подготовки переходят к плаванию. Можно проводить два вида водных процедур – это ныряние в холодной воде (малыш будет плавать под водой) и плавание в теплой воде.

    Почему врачи рекомендуют холодную воду? Потому что после холодной воды укрепляются слизистые оболочки, поэтому улучшается зрение ребенка. А теплая вода на слизистые действует отрицательно. К тому же холодная вода закаливает детский организм.

    При плавании в холодной воде ванну наполняют водой, температура которой 15–17°С. Ребеночка опускают в воду, держа за подмышки. После того как ножки малыша коснутся воды, рефлекторно задерживается дыхание, поэтому его можно опускать в воду горизонтально лицом вниз. Через секунду-две малыш начнет плавать. По другой методике ребенка проводят под водой.

    Перед нырянием малышу нужно сказать, что «мы сейчас нырнем». Даже недавно родившийся малыш прекрасно понимает слова . Под водой ребенок может плавать примерно 5 секунд.

    Если же плавание проводится в теплой воде или перед нырянием малыш был отвлечен игрой или расслаблен, то перед нырянием ребеночку нужно плеснуть немного воды на личико, чтобы сработал рефлекс, и ребенок успел задержать дыхание и не испугался, хлебнув воды.

    Ныряние в теплой воде чередуют с плаванием. Одну руку держат на подбородке малыша, вторую – на его затылке. Можно поводить ребенка по воде на спинке, а затем перевернуть на животик. В первые жизни ребенку не больше 15 минут.

    После малыша вынимают из воды, вытирают и тепло укутывают. Ребенку нужно дать восстановить дыхание и прийти в себя после водных процедур, а затем покормить, если он успел проголодаться.

    Обратите внимание

    Если Вы хотите обучать ребенка плаванию, то во время беременности тоже желательно заниматься в воде. У родителей, любящих воду и умеющих плавать, больше уверенности в целесообразности занятий с малышом. Конечная цель - до годовалого возраста научить ребенка, во-первых, самостоятельно держаться на поверхности воды в течение 20-30 минут, во-вторых, нырять на небольшую глубину, до ставать со дна игрушки и плавать под водой в течение 7-8 секунд.

    Полезный совет

    Как научить новорожденного плавать в ванной. Обучение грудничка плаванию лучше всего начинать в первые 2-4 недели жизни, так как в дальнейшем плавательные рефлексы малыша будут только угасать, и приступить к обучению вновь возможно не раньше, чем в 3 года – когда ребёнок научится лучше понимать слова и объяснения родителей. Первое погружение в воду должно происходить только после получения соответствующих инструкций от педиатра или тренера по плаванию...

    Глава 11.
    ПЛАВАНИЕ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

    11.1. Занятия плаванием детьми грудного возраста

    Основными задачами занятий плаванием с детьми грудного возраста являются: >
    - улучшение дыхания и кровообращения;
    - укрепление опорно-двигательного аппарата;
    - улучшение деятельности центральной нервной системы;
    - укрепление здоровья (профилактика заболеваний с помощью
    закаливания).
    Занятия плаванием с детьми грудного возраста осуществляются в детских поликлиниках и в домашних условиях, под руководст­вом специалистов-медиков. При этом строго учитывается индиви­дуальное развитие и состояние здоровья малыша. Если ребенок имеет нормальный вес, то, начиная с 3-й недели, после получения разрешения врача, можно приступать к занятиям плаванием, ко­торые должны проводиться 5-6 раз в неделю.
    Заниматься плаванием с малышом можно в обычной домашней ванне или в небольшом бассейне-ванне из дерева, пластмассы, кирпича и нержавеющей стали (длина - 2 м, ширина -1м, глуби­на - 80 см).
    Прежде чем наполнить ванну, ее необходимо тщательно вы­мыть и продезинфицировать. Вода должна быть абсолютно чис­той, пригодной для питья. Только в идеально чистую ванну можно опускать новорожденного. Температура воды на первых занятиях должна быть не ниже 36,5°С, а время пребывания в воде - не бо­лее 10-15 мин. Занятия плаванием лучше проводить в первой по­ловине дня, в одно и то же время. Во время занятий надо постоян­но разговаривать с ребенком, повторяя поощрительные слова, чтобы вызывать у него положительные эмоции. Желательно вклю­чить тихую, мелодичную музыку.
    В течение занятия нужно постоянно следить за состоянием ре­бенка, не допуская перегрузок и переохлаждения и соблюдая глав­ный принцип постепенности.

    В течение курса обучения не реже чем 1 раз в 1,5-2 месяца не­обходимо показывать ребенка детскому врачу. Первые занятия следует провести под наблюдением и при помощи специалиста по лечебной физической культуре при детской поликлинике.
    Поскольку головка у новорожденного слишком тяжелая по от­ношению к другим частям тела, ее нужно обязательно поддержи­вать или прикрепить к чепчику пенопластовые поплавки («чепчик русалки»).
    Обучение плаванию детей первого года жизни можно условно разделить на 5 этапов.
    1-й этап. Срок обучения - 1 месяц; в среднем проводится 25 за­нятий. Продолжительность первых занятий - 15-20 мин при тем­пературе воды 36-37°С. Постепенно продолжительность каждого занятия увеличивается до 30 мин, а температура воды снижается до 34°С.
    Все упражнения, используемые на этом этапе, выполняются с помощью методиста ЛФК, который специальными приемами под­держивает ребенка за различные части тела. В течение первого ме­сяца обучения с поддержками применяются три вида упражнений - покачивания, проводки и погружения. Во время выполнения уп­ражнений нужно поливать голову ребенка теплой водой из лейки: это учит его задерживать дыхание и побуждает двигаться в воде.
    Основными упражнениями, выполняемыми на 1-м этапе обу­чения, являются:
    - окунание в воду несколько раз до подбородка, держа ребенка под мышки и за верхнюю часть грудной клетки (рис. 83);

    Рис 83, 84. Поддержка под мышки и - поддержки в вертикальном по- «солдатиком» ложении (в течение 1 мин): левая

    -покачивания в воде в поло­ жении на спине, используя под­ держку «солдатиком». Покачи­ вания осуществляются перево­дом ребенка из горизонтального положения в полувертикальное и обратно - сначала медленно, затем все быстрее (2-3 мин). Для поддержки «солдатиком» левая ладонь подводится под за­тылок, а правая обхватывает об­ласть таза ребенка (рис. 84); -использование в качестве отдыха между упражнениями


    Ладонь с разведенными четырь­ мя пальцами обхватывает грудь ребенка (он чуть заваливается на ладонь), большой палец поддер­живает подбородок, а правая ла­ донь - затылок (рис. 85); - поддержка «двойным зам ком». Применяется в двух по­ зициях:

    а)на спине: подвести обе ла- дони под спину малыша и большими пальцами рук, как замком, обхватить сверху плечи ребенка (рис. 86). В таком по ложении выполнять боковые покачивания вправо-влево

    Проводка от одного конца ванны до другого и обратно в положении на спине, а затем (на последнем занятии) на гру­ди, применяя поддержку «сол­ датиком» и «двойным замком». Чередовать прямые проводки на груди и на спине.

    Покачивания и проводки выполняются на 1-5-м занятиях, по­степенно увеличивая продолжительность каждого упражнения в положениях на груди и на спине - до 5 мин; после этого ребенкудается отдых в вертикальном положении в течение 1 мин.

    На последующих занятиях проводки усложняются: выполня­ ются на поверхности воды по кругу, восьмеркой, зигзагами, одно­ временно с покачиваниями («винтом»).

    После 10-го занятия, усложнив прямую проводку, проверяетсяналичие у ребенка «толчкового рефлекса», который поможет ему активно скользить по воде. Упражнение выполняется в «чепчике ру­салки», поддерживающем лицо ребенка над водой для дыхания. Для этого необходимо довести ребенка в положении на спине (рис. 87) (а позднее на груди), до правой стенки ванны, повернуть его, при­ близив пятки к самому бортику ванны, и до отказа согнуть его ноги


    в коленных и тазобедренных су­ставах; затем установить пятки на стенку ванны и на несколько секунд прекратить свое усилие. Ребенок должен сам оттолк­ нуться от стенки ванны и слегка проскользить по поверхности воды. Затем рекомендуется вы­ полнить проводку к левой стен ке ванны и повторить те же действия, но в обратную сторону.

    Такие проводки с поворотами выполняются в течение 2-3 мин, затем ребенку дается отдых в течение 1 мин и упражнение повто­ ряется. За одно занятие надо выполнить 2-3 серии таких упражне­ ний, чередуя их с прямыми проводками, по кругу и восьмеркой. Если в течение недели ребенок не начнет отталкиваться от стенки ванны, выполнение упражнения придется прекратить.

    С 15-16-го занятия проводку

    в положении на спине выполня­ ют с поддержкой «ложкой»: ре­ бенок лежит на спине, а взрос­ лый, сложив ладонь в форме ложки, поддерживает его заты­ лок (рис. 88). Через некоторое время можно попробовать под­ держивать голову ребенка раз­ веденными пальцами, затем 2-3 пальцами.

    Начиная с 12-го занятия, усложняются проводки в положении на груди - с поддержкой «дугой». Взрослый, сомкнув 4 пальца ле­ вой руки, отводит в сторону большой палец и на образовавшийся изгиб («дугу») укладывает и слегка приподнимает подбородок ре­ бенка.

    Начиная с 16-го занятия, постепенно увеличивается продолжи­ тельность проводки ребенка в положении на спине или на груди, и к 25-му занятию она достигает 4 мин.

    Для стимулирования активных плавательных движений ногами и руками, а также для развития врожденной способности к за­ держке дыхания с 20-го занятия начинается подготовка к погруже­нию, т.е. кратковременному окунанию с головой в воду. Для этого во время проводки на груди с поддержкой «дугой» нужно погру­ зить в воду лицо ребенка до уровня носа. На 23-25-м занятиях,


    поддерживая ребенка в верти­ кальном положении, громко со­ считать: «Раз, два, три - ны­ ряй!» - и после этого погрузить ребенка в воду несколько раз (до уровня носа, затем до уровня глаз). В течение одного занятия можно выполнить 5-6 погруже­ ний (рис. 89).

    На этом программа 1-го эта­па обучения заканчивается.

    На 1-м этапе нужно придер­ живаться следующих методиче­ ских рекомендаций:

    При горизонтальных про водках ребенок должен отдыхать в вертикальном положении;

    - следить, чтобы ребенок во время проводки принимал строго горизонтальное положение и был полностью погружен в воду;

    - не увеличивать рекомендованное число упражнений;

    - не погружать ребенка в воду из положения на спине и не оку­нать в воду плачущего ребенка;

    По окончании 1 -го этапа показать ребенка детскому врачу.2-й этап. Срок обучения - около 2 месяцев (40-50 занятий).

    Продолжительность пребывания ребенка в воде постепенно уве­личивается до 40-45 мин; температура воды снижается с 34 до 32°С (каждые 2-3 дня на 0,5°С).

    Перед занятием в ванне рекомендуется сделать ребенку легкиймассаж и выполнить с ним несколько упражнений (движения но­ гами типа «велосипед», кролем и брассом; поочередные движенияпрямыми руками вверх-вниз, в стороны-вниз).

    Задачами 2-го этапа обучения являются:

    Обучение ребенка самостоятельно держаться на воде в положе­нии на спине 2-3 мин;

    сохранение в течение 2 мин горизонтального положения тела при беспрерывной проводке на груди с поддержкой одной рукой;

    погружение в воду на 5 с (3 раза в течение 1 мин) с помощью взрослого.

    На 2-м этапе осваиваются несколько новых способов поддержки.

    Поддержка «ковшом» - ребенок лежит на груди на разведенных пальцах правой руки взрослого; подбородок придерживается предплечьрм (рис. 90).


    Поддержка «обхватом сза­ ди» - ребенок находится в вер­ тикальном (рис. 91) или в гори­ зонтальном (рис. 92) положе­нии; взрослый обхватывает егодвумя руками под мышками так, чтобы большие пальцы располагались на лопатках, а остальные на груди.

    Основными упражнениями первого месяца занятий являют­ ся проводки, погружения и скольжения. Особенностью данного этапа является сведение к минимуму поддержки малыша в воде и постепенное увеличе­ ние времени самостоятельного плавания (до 5,10,15 с). Провод­ ки на спине чередуются с про­водками на груди, используя поддержки «дугой» и «ковшом». Скольжение также выполня­ ется в двух вариантах - на груди и на спине. Для выполнения скольжения на спине следует выполнить 2-3 проводки вобычном темпе, затем ускорить проводку и, когда пятки ребен­ ка коснутся стенки ванны, на несколько секунд убрать руку - ребенок самостоятельно про­ двинется в обратном направле­нии по поверхности воды. Длявыполнения скольжения на гру­ ди, при поддержке «ожерельем русалки» (приспособление из кусочков пенопласта, одеваемое на подбородок для поддержки го­ ловы на поверхности воды) или руками, выполняются ускоренная проводка и толчок (рис. 93). Проводки со скольжением необходимо чередовать с короткими погружениями в воду. Продолжительность погружений - та же, что и на 1-м этапе, но глубину погружения можно увеличить, чтобы голова полностью находилась под водой.


    От занятия к занятию увели­чивается продолжительность самостоятельного плавания ре­ бенка (до 30 с и более). Надоследить, чтобы ребенок сохра­ нял горизонтальное положение в воде. Для поддержки ребенка на спине можно воспользо­ ваться подвесками (вожжами). Периодически (на 5-10 с) мож­ но ослаблять натяжение подве­ сок, и ребенок постепенно привыкнет самостоятельно держаться на воде.

    На 2-м этапе обучения определяется наиболее удобный вариант движений малыша. Для этого выполняются следующие упражне­ ния в воде. В положении на спине (в «чепчике русалки») обхватить стопы ребенка: на 1-3-м занятиях попеременно сгибать и выпря­млять ноги ребенка в коленных суставах («велосипед»); на 4-6-м занятиях выполнять попеременные движения свободно вытяну­ тыми ногами ребенка (кроль); на 7-9-м занятиях одновременносгибать ноги ребенка в коленных суставах, разводить колени в сто­ роны, выпрямлять ноги и смыкать их (брасс). Эти же упражнения осваиваются и в положении на груди. В каждое занятие рекомен­ дуется включать однотипные движения ногами, выполняемые в положении на спине и на груди. На каждом последующем занятии увеличивается количество движений ногами.

    На последних 4-5 занятиях погружения в положении на груди несколько усложняются и выполняются в сочетании с проводкой и скольжением. Поддерживая ребенка на поверхности правой ру­кой «ковшом», левой мягко надавливать на его спину и плечи, по­гружая с головой в воду и одновременно продвигая вперед. Выпол­ няя погружение, надо обязательно давать команду: «Раз, два, три - ныряй!» При многократном повторении такой команды у ребенка вырабатывается условный рефлекс и, услышав ее, он самостоя­тельно сможет погрузиться в воду, в чем и заключается конечная цель выполнения данных упражнений.

    3-й этап. Срок обучения - примерно 2 месяца (50-60 занятий). Основное внимание уделяется упражнениям для активизации дви­жений ногами, но выполнять их следует только одним (избранным на предыдущем занятии) способом - до тех пор, пока ребенок не начнет движения ногами самостоятельно.

    Важными задачами данного этапа также являются:

    активизация движений ру­ ками;


    Освоение упражнения «каче­ли»: поддерживая ребенка в по­ложении на груди над самой по­ верхностью воды двумя руками (одной - под подбородок «ду­гой», ладонью другой - область таза или бедер обхватом снизу), 2 раза раскачать малыша из сто­ роны в сторону, а на третий погрузить в воду и 4-5 раз подряд про­ вести его от одной стенки ванны до другой (рис. 94).

    В начале 3-го этапа при выполнении упражнений на спине и нагруди используются также поддерживающие средства, как «чеп­ чик русалки» и «пояс Нептуна» (надувная резиновая подушка,прикрепляемая к пояснице ребенка при плавании на груди). К концу этапа применение поддерживающих средств должно быть доведено до минимума.

    Для того, чтобы научить ребенка выполнять движения на спи­ не, взрослый одевает ему «чепчик русалки», берет в руки его стопы и выполняет упражнения сериями по 3 мин (с интервалами отды­ха 1 мин). На следующем занятии можно не надевать «чепчик», а поддерживать голову пальцами; на 3-м занятии можно попробо­ вать обойтись без поддержек

    В положении на груди уп- ражнения выполняются так же, как и на спине, но для под­держки используется «пояс Нептуна» (рис. 95). К серединеобучения на 3-м этапе «пояс Нептуна» рекомендуется наду­ вать примерно на две трети, за­ тем наполовину.

    С 8-10-го занятия упражне­ ния для активизации движений ногами можно чередовать с движе­ ниями руками. Для этого, поддерживая ребенка за руки в положе­ нии лежа на спине, выполнять движения руками, как при плава­ нии кролем на спине; затем в положении на груди - движения ру­ ками, как при плавании кролем на груди и брассом. После 20-30 движений надо дать ребенку отдохнуть 15-20 с и снова повторить серию движений. В течение одного занятия рекомендуется выпол­ нить 4-8 серий.


    С целью повышения активности ребенка можно использовать его любимые игрушки. Ребенку показывают игрушку и постепен­но отводят ее к противоположной стенке ванны. Ребенку придет­ ся тянуться за игрушкой, выполняя движения ногами.

    На 3-м этапе детей грудного возраста также обучают нырянию в усложненных условиях. Ребенок находится в положении на спи­не; мягко касаясь ладонью его груди, взрослый погружает малыша в воду под привычную для него команду: «Раз, два, три - ныряй!»Затем то же выполняется во время прямой проводки в положении на спине. В том и другом случае погружать ребенка следует не бо­ лее чем на 4-5 с.

    4-й этап. Срок обучения - 2,5-3 месяца (50-60 занятий). На каждом занятии 15 мин рекомендуется отводить активному отды­ ху в воде (играм, ходьбе по дну ванны).

    Задачами 4-го этапа обучения являются:

    обучение ребенка плаванию на спине в течение 10 мин, само­ стоятельно выполняя движения ногами или руками;

    плавание на груди в течение 5 мин (можно с легкой поддерж­ кой), самостоятельно выполняя движения ногами или руками;

    самостоятельное, по команде обучающего, погружение в воду и выныривание на поверхность.

    Рис. 96. Ходьбапо дну ванны
    с опорой орейку

    Ходьбе по дну ванны отво­ дится по 4-5 мин в начале и в конце занятия. Когда ребенок стоит в ванне, вода должна до­ ходить ему до уровня плеч. Сверху поперек ванны кладет­ ся и слегка придерживается гладко выструганная реечка, закоторую малыш сможет уце­ питься. Многие дети ходят, держась за реечку, которую пе­ редвигает взрослый (рис. 96).

    Для подготовки ребенка к самостоятельному плаванию его поддерживают кончиками разведенных пальцев под грудь

    и живот, слегка толкают вперед и тут же убирают пальцы. Ребенок начинает самостоятельно выполнять движения ногами или рука­ми. Вначале ребенка оставляют без поддержки не больше чем на 2-3 с, затем постепенно увеличивают продолжительность само­ стоятельного плавания до нескольких минут.


    Для активизации малыша, так же, как и на 3-м этапе обучения, используют его любимые игрушки.

    Плаванию на спине на 4-м этапе уделяется несколько меньше времени, чем на 3-м: примерно 15-20 мин на каждом занятии от­ водится совершенствованию умения ребенка держаться на воде. Можно оставлять малыша без поддержки в положении на спине на 10-15 миН. В течение этого времени постоянно следует побуждать ребенка к движениям: подталкивать его для скольжения и помо­ гать ему выполнять движения ногами и руками.

    Плавание на спине можно использовать не на каждом занятии, 2-3 раза в неделю. На других занятиях рекомендуется совершенст­ вовать движения ногами, помогать ребенку выполнять уже извест­ ные ему упражнения, но в более быстром темпе. Подобными уп­ ражнениями надо заниматься в течение 8-10 мин. Кроме того, на этом этапе совершенствуются изученные ранее гребковые движе­ ния руками.

    Упражнения с погружениями в воду можно повторять по 3-4 раза в первой и во второй половине занятия. Продолжительность каждого погружения прежняя - 4-5 с (с интервалами отдыха 15-20 с). Надо постараться научить ребенка самостоятельно выныривать из воды.

    После каждого упражнения, выполняемого в горизонтальном положении, надо давать ребенку отдых в вертикальном положении.

    В программу занятий 4-го этапа включаются игры и упражне­ния, основанные на проявляющейся в этом возрасте способности к подражанию. Покажите ребенку гребки руками и попросите егосделать то же - и так 10-2 раз в течение занятия. Подражательные способности ребенка можно использовать для того, чтобы научить его самостоятельно погружаться в воду.

    5-й этап. Срок обучения - 3-4 месяца (до тех пор, пока домаш­ няя ванна не станет мала для плавания). Затем можно перейти к занятиям (с разрешения детского врача) в плавательном бассейне при поликлинике.

    Занятия рекомендуется проводить не реже 5 раз в неделю. Про­ должительного каждого занятия - 50-60 мин. Температуру воды разрешается постепенно снизить до 29-30°С.

    Задачами 5-го этапа являются:

    обучение ребенка самостоятельно держаться на воде в положе­нии на спине в течение 10 мин (при этом он должен активно рабо­ тать ногами);

    Самостоятельное плавание в положении на груди в течение 5 мин;

    по команде обучающего самостоятельное погружение в воду (3 раза в течение 3 мин) и доставание игрушек со дна бассейна.


    В каждое занятие включаются плавание в положение на груди,самостоятельное плавание на спине, погружение в воду с самосто­ ятельным выныриванием, разнообразные игры. Усложняются уп­ражнения, основанные на подражании. Ребенка обучают дыханию(выдохи на поверхность воды). Повторяя с ребенком уже извест­ные ему движения ногами и руками, надо стараться, чтобы они становились более симметричными, плавными, мягкими. Выпол­няя с малышом движения руками, надо следить, чтобы он погру­ жал их в воду с ускорением, чтобы гребки руками имели достаточ­ ную амплитуду и руки быстрее возвращались в исходное положе­ние. Движения ногами тоже должны иметь достаточную амплиту­ду и выполняться ритмично.

    Следует отметить, что разделение периода обучения детей груд­ ного возраста на этапы носит условный характер; продолжитель­ ность каждого этапа может быть увеличена в зависимости от инди­ видуальных особенностей ребенка. Надо помнить о том, что глав­ная цель занятий плаванием с детьми первого года жизни - зака­ливание и укрепление здоровья. Поэтому важно соблюдать основ­ ные принципы закаливания: систематичность и постепенность.

    Контрольные вопросы и задания

    1. Перечислите основные задачи, которые решаются на занятиях плаванием с детьми грудного возраста.

    2. В каких условиях проводятся занятия плаванием с малышами (гигиенические требования к воде, температурный режим, время проведения занятий, их продолжительность) ?

    3. Расскажите о методике проведения занятий плаванием с деть­ ми грудного возраста.

    4. Перечислите основные поддерживающие средства, используе­мые на занятиях плаванием с малышами.

    5. Назовите этапы обучения плаванию детей первого года жизни (задачи, продолжительность, основные средства и методы).

    1. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию
    в детском саду. - М.: Просвещение, 1991, с. 35-38

    2. Фирсов З.П. Плавание для всех. - М.: ФиС, 1983.

    Инструкция

    Новорожденный малыш умеет превосходно и задерживать дыхание на рефлекторном уровне. Но спустя два- этот навык утрачивается. Поэтому его необходимо восстанавливать и развивать. А чтобы малыш не испугался, старайтесь сделать водные процедуры интересными.

    Учить плавать и нырять малыша следует только после окончательного заживления пупка. Как правило, этот период занимает две-три недели.

    Перед подготовкой малыша к водным процедурам разогрейте его, сделав массаж и выполнив с ним небольшую гимнастику. Детям до трех достаточно легких поглаживаний, малышам постарше можно добавить . Массаж выполняется по всему телу. Для этого слегка погладьте и разотрите ребенку грудку, животик, межреберные мышцы. Область сосков и сердца не затрагивайте!

    Движения во время массажа должны быть безотрывными. Погладьте по часовой стрелке животик: такие упражнения благоприятно сказываются на работе кишечника. Слегка помассируйте ручки и ножки. Через пять-семь минут можете переходить к водным занятиям.

    Перед нырянием необходимо научить малыша задерживать дыхание. До трех месяцев, пока еще рефлекс не утратился, это несложно. Слегка подуйте ребенку на личико. Как правило, при этом малыши сами задерживают дыхание. Ребенок должен понять смысл слова «ныряем». Поэтому после выполнения нескольких «восьмерок» (это одно из первых уже имеющихся умений ) во в ванне произнесите: «Ныряем!» и дуньте на малыша. Повторите такое упражнение два-три раза.

    Когда малыш усвоит, что после слова «ныряем» нужно задерживать дыхание, начните слегка сбрызгивать и умывать малыша водой. Если вы видите, что ребенку подобные процедуры не нравятся, не настаивайте, отложите их на время. А позже повторите.

    Многие современные родители являются поклонниками различных методик для раннего развития детей. В последнее время особой популярностью пользуется грудничковое плавание. Если одни родители купают малыша с особой осторожностью на подставке в детской ванночке, то другие, напротив, придерживаются утверждения «научиться плавать раньше, чем ходить». Именно последним важно знать основы грудничкового плавания.

    По утверждениям большинства специалистов, такая методика пойдет малышу только на пользу. Чтобы начать занятия плаванием в раннем возрасте, родителям настоятельно рекомендуется ознакомиться с особенностями, советами специалистов, отзывами и правилами методики.

    Если родители думают заняться с крохой водными упражнениями, то в первую очередь нужно узнать, какую пользу приносит плавание для грудничков? Формирование и развитие человеческого зародыша происходит в утробе женщины в водной среде – амниотической жидкости. Малыш чувствует себя в таких условиях достаточно комфортно. Поэтому едва родившийся грудничок отлично справляется с водной средой. Он умеет дышать под водой и держаться на ней. С дальнейшим взрослением ребенка эти способности постепенно пропадают. Они сохраняются у детей до одного года.

    Как раннее плавание влияет на организм малыша:

    • После проведения исследований, было доказано, что расслабление крохи в воде позволяет в дальнейшем быть увереннее и смелее, а также не бояться водной глади;
    • Выпрямление ног и рук;
    • Формирование правильной осанки;
    • Организм малыша с раннего возраста привыкает к температурным перепадам, что укрепляет иммунитет;
    • Формирование крепкого здорового сна;
    • Нормализация работы сердечно-сосудистой деятельности;
    • Положительное влияние на артериальное давление, кровообращение и работу легких;
    • Профилактика аллергии и инфекций;
    • Активизация работы головного мозга;
    • Укрепление мышечной ткани.

    Процедуры на воде для малыша намного полезнее, чем массаж. Они не только укрепляют мышцы всего организма, но и расслабляют их.

    Также польза раннего плавания еще в том, что активно налаживается связь крохи с мамой. Поэтому малыш более спокоен, меньше плачет и капризничает.

    Исследования ученых доказали – большинство детей, которые постоянно занимаются плаванием, начинают раньше своих сверстников сидеть, ползать и ходить.

    Врожденные инстинкты

    При появлении на свет новорожденный получает большой набор инстинктов. Они действуют, пока малыш совсем мал, и его мозг еще не способен взять защитную функцию на себя. Плавательный рефлекс является одним из врожденных инстинктов.

    Как оказывается, дети плавают с самого рождения. Как же действует такой рефлекс? Если грудничка опустить в воду, он автоматически задержит дыхание. В этот период сердцебиение крохи становится медленнее, что позволяет меньше расходовать кислород. Циркуляция крови осуществляется преимущественно возле головного мозга и сердца, которые являются органами жизненно необходимыми. Поэтому груднички могут оставаться под водой дольше взрослого человека без вреда для здоровья.

    Толчковый рефлекс позволяет малышу плавать в воде без всяких сложностей. Причем кроха легко может делать это самостоятельно без посторонней помощи.

    Показания

    Такая методика полезна почти для всех грудничков. Но бывают случаи, когда плавание для некоторых новорожденных назначается врачами по медицинским показаниям. Плавание рекомендуется в лечебных целях в случае, если у малыша:

    • церебральный паралич;
    • гипертонус мышечной ткани;
    • заболевания суставов;
    • нарушения опорно-двигательной системы;
    • большой недобор в весе;
    • гипотонус мышечной ткани;
    • искривление шейных позвонков;

    Принципы и правила плавания в ванной

    Новоиспеченные родители должны осознавать всю серьезность данного мероприятия. Чтобы заниматься грудничковым плаванием, нужно ответственно и максимально внимательно подойти к изучению информации об этой методике. Рекомендуется предусмотреть следующие моменты, для того чтобы плавание крохи было комфортным:

    • Если вы заметили, что карапуз не настроен на процедуру, плачет и капризничает, не стоит настаивать на своем. Не заставляйте кроху – отложите занятие.
    • Время водных занятий подбирается правильно. Младенец должен быть в приподнятом настроении и выспавшимся. Не проводите процедуру на голодный желудок или сразу же после кормления ребенка. Наиболее удобное время для проведения упражнений – спустя час после приема пищи.
    • Предварительно перед процедурой подготавливается пеленка, которой обтирается малыш после плавания;
    • На пол в ванной комнате лучше положить прорезиненный коврик. Он поможет избежать чрезмерного скольжения.

    Водные упражнения можно проводить регулярно. После систематических занятий родители увидят существенные изменения в поведении новорожденного. Кроха станет спокойнее, его сон стабилизируется.

    С какого возраста начинать?

    Специалисты отмечают, что врожденные рефлексы начинают утрачиваться к трем месяцам жизни малыша. Если упустить это время, новорожденному будет сложнее адаптироваться в водной среде.

    Лучше начинать первые занятия, когда ребенку еще не исполнилось одного месяца с момента рождения. Организовывать плавание для малышей можно не только в бассейне, но и в домашних условиях, в ванной. Для новорожденного ванна будет казаться большой.

    Один из родителей должен совместно с карапузом заниматься плаванием. На первое занятие настоятельно рекомендуется пригласить квалифицированного специалиста по купанию грудничков.

    Подготовка ванны

    Обязательно нельзя забывать про тщательную подготовку ванны. Перед проведением упражнений необходимо вымыть ванну обыкновенным хозяйственным мылом. Раз в семь дней емкость чистят пищевой содой. После это смывают большим количество воды, чтобы сода не осталась. Наотрез откажитесь от химических чистящих средств и различных травяных отваров. Они могут негативно сказаться на состоянии здоровья крохи.

    Температура воды и оптимальное время занятий

    Температура воды является очень важным параметром, к которому нужно отнестись внимательно. Нельзя слишком резко снижать температуру воды, но и высокой она тоже не должна быть. Температурный режим воды снижается под постоянным контролем и постепенно, без перепадов. В первые дни водных упражнений температура должна быть не ниже 35 – 36 градусов, меньше не допускается. Температура в 32 градуса должна быть наименьшей. Больше понижать ее нельзя. Обязательно следует уделять внимание тому, чтобы новорожденному при выполнении упражнений было максимально комфортно.

    • Если новорожденный при выполнении водных упражнений не активен и выглядит расслабленным, это говорит о том, что температурный режим воды высок. Его нужно понизить.
    • Если при выполнении водных упражнений грудничок начинает капризничать, но через пару минут успокаивается, значит, температура для плавания подобрана правильно.
    • Если при выполнении водных упражнений новорожденный раскапризничался и не успокаивается – вода слишком прохладна для него. Температуру обязательно нужно повысить. Нельзя выполнять водные упражнения в некомфортных условиях для ребенка.

    Подбирайте температуру правильно, точно следуйте рекомендациям специалистов. Ни в коем случае не экспериментируйте самостоятельно. Ведь здоровье малыша зависит от правильности и аккуратности ваших действий.

    Обучение в домашних условиях

    С чего же начинается раннее плавание? Когда ванна полностью готова к процедуре, начните знакомство крохи с водой. Не нужно делать резких движений. Знакомить новорожденного с водной средой нужно максимально постепенно. Вначале намочите ручки малыша, затем стопы и только после этого погрузите ножки в воду.

    Следующим движением будет погружение всего тельца грудничка. Погружать кроху нужно не в горизонтальном, а в вертикальном положении. С малышом нужно все время разговаривать и понемногу поливать тельце водой. Обратите внимание, в 3 врожденные рефлексы начнут понемногу угасать. Поэтому, если родители решили научить ребенка раннему плаванию, сделать это нужно пораньше.

    Родителям младенца настоятельно рекомендуется хорошо изучить два вида поддержки крошки в воде: под затылок и под подбородок. В первом случае такая поддержка используется, когда младенец плавает на спине. Вторая поддержка выполняется, когда кроха расположен на животике.

    Можно освоить одну из поддержек, но лучше, если вы освоите сразу две. Чередование этих поддержек будет очень полезным. Движения карапуза при плавании будут более уверенными и раскованными, если использовать специальный круг. При регулярных занятиях вы сможете приучить младенца уверенно и плавать самостоятельно.

    Как проводить?

    Занятия должны начинаться только через час поле кормления, а также, когда карапуз будет полностью выспавшимся. Это поможет избежать лишних капризов. Если родители видят, что кроха не настроен на купание, занятия следует отложить до тех пор, пока ситуация не изменится.

    Удерживать ребенка в воде стоя достаточно непросто, устают руки и спина. Поэтому в ванной лучше поставить стул и придерживать кроху сидя. Когда подготовка к обучению плаванию закончена, приступают к аккуратному ознакомлению карапуза с водой.

    Комплекс упражнений для плавания с грудничком

    Основной целью плавания является не окунание его в воду, а польза от проделанных процедур. Несмотря на то, что мнения специалистов о раннем плавании неоднозначны, доказано, что водные упражнения полезны малышам.

    Существует несколько разновидностей упражнений и поддержек новорожденных при занятиях в воде. Их можно применять по очередности. Папа или мама, которые занимаются с карапузом, определяют, какие из поддержек нравятся крохе больше всего. В процессе проведения упражнений на воде родители должны быть умиротворенными, чтобы беспокойство и волнение не передавалось малышу.

    • Поддержка под затылок

    Это упражнение, с которого начинается раннее плавание. Один из родителей поддерживает новорожденного рукой под затылок, когда тот плывет на спине. Эта поддержка является первой, поэтому, самое главное, ее нужно проводить очень внимательно и ответственно. Перед началом выполнения эту поддержку настойчиво рекомендуется изучить.

    • Поддержка под подбородок

    Также первая поддержка, с которой знакомится кроха на первом этапе плавания. Кроху поддерживают рукой за подбородок, когда он плывет на животике. Поддержка под подбородок тоже требует особого изучения. Изучив две основные поддержки, родители смогу чередовать их и уверенно пользоваться.


    • Плавание по прямой

    Карапуза переворачивают на животик и удерживают в таком положении, придерживая подбородок. На некотором расстоянии от него помещают интересную игрушку, до которой кроха пытается добраться и старается активно грести. Игрушку понемногу отдаляют от маленького пловца, а поддержку уменьшают, давая малышу почувствовать силу воды. Карапуз чувствует, что вода держит его, и ведет себя в ней уже увереннее.

    • Толчки и повороты

    Это упражнение в большинстве случаев нравится всем малышам. Ребенка приближают к стенке и дают ему возможность оттолкнуться. Один из родителей поддерживает его, но старается принимать минимальное участие. Кроха должен самостоятельно почувствовать силу своих отталкиваний и расстояние, на которое он проплывает.

    • Плескание

    Новорожденный расположен на животике. Его держат одной рукой за подбородок, а второй показывают аккуратные плескания: круги на воде, стекание воды по руке. Малышу будет это интересно. Вскоре он сможет освоиться лучше в водной стихии и будет самостоятельно плескаться, не имея страха. Данное упражнение специалисты рекомендуют выполнять до тех пор, пока кроха полностью не привыкнет к воде.

    • Плывем за игрушкой или догонялки

    Упражнение выполняется на животике, малыша аккуратно придерживают под подбородок. Плавающего грудничка учим догонять уплывающую от него игрушку. Родитель показывает жестами и говорит о том, что игрушка уплывает. Ее необходимо догнать. В процессе упражнения скорость плавания игрушки чуть-чуть увеличивают. Малыш изо всех сил пытается ее догнать.

    • Восьмерка

    Данное упражнение выполняется при условии, когда малыш уже освоил технику плавания по прямой. Упражнение может выполняться на спине или животе. по форме восьмерки. С каждым занятием размер цифры нужно увеличивать.

    • Качели

    Упражнение, как и многие другие, выполняется в положении, когда грудничок находится на животике, и является начальным этапом нырянию. Ребенка поддерживают за голову таким образом, чтобы она находилась над водой. Карапуза опускают вниз, а затем вверх.

    • Ныряние

    Ныряние младенца под воду является серьезным и ответственным этапом. Многие родители очень волнуются перед тем, как новорожденный будет выполнять процедуру ныряния. Родители бояться, что малыш может захлебнуться под водой. На самом деле, такой страх необоснованный.

    При правильной подготовке ребенка к этому этапу, вреда для его здоровья не будет. Ребенок с легкостью задержит дыхание под водой. Ему только нужно напомнить, как это делать. Нырять научить грудничка может каждый родитель, внимательно изучив особенности и правила занятий.

    Перед тем как приступить к выполнению упражнения, нужно предупредить малыша о погружении словом «ныряем» и прикрыть ему глаза рукой. У крохи произойдет автоматическая задержка дыхания при погружении в воду с головой.

    Такие действия проводятся в течение десяти дней, после поставленную задачу нужно усложнить. Теперь после команды нужно не просто прикрыть глаза крохе, но и слегка брызнуть на личико водой. Первые промежутки времени нахождения новорожденного под водой должны быть около нескольких секунд. Далее с каждым днем время чуть-чуть нужно добавлять.

    Обучение в бассейне

    Существует множество специализированных центров, которые предлагают услуги по квалифицированному обучению грудничковому плаванию в бассейне. Занятия проводятся под пристальным присмотром профессионального инструктора. Они могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Инструктор не только контролирует правильность и последовательность действий родителей, но и помогает выполнить упражнения правильно.

    Польза

    Посещение бассейна, определенно, несет пользу для новорожденных. Такие занятия положительно влияют на неокрепший организм карапуза и помогают справиться с повышенной нервной возбудимостью. Регулярные водные упражнения отлично тонизируют мышечную ткань грудничка. Водная среда является особой. При плавании в бассейне у новорожденного развивается хорошая координация движений.

    Когда начинать плавать

    Мнения специалистов насчет возрастных ограничений к плаванию для очень маленьких детей расходятся. Но большинство считает, что чем раньше родители начнут приучать младенца к плаванию, тем лучше. Поэтому, если пупочная ранка у крохи полностью зажила, можно без страха и сомнений приступить к приучению малыша к водной среде.

    Правила

    Отправляясь с карапузом в бассейн, нужно подготовить два полотенца и пеленку. Одно будет для родителя, второе для крохи, пеленка застилается на пеленальный столик. На нем будут раздевать, а затем одевать новорожденного.

    Температурный режим в бассейне для новорожденных будет таким же, как в домашней ванне от 35 до 36 градусов.

    Общая продолжительность занятий длится около получаса. Однако первые дни занятия проводятся до десяти минут. Малыш не должен замерзать в воде. Категорически запрещено оставлять кроху в бассейне на долгое время. Если ребенок недомогает, стоит на некоторое время отказаться от посещения бассейна.

    Вещи, которые нужно взять с собой:

    • полотенца;
    • игрушки, пустышку, бутылочку;
    • специальную шапочку для бассейна;
    • специальные подгузники, несколько штук;
    • надувной круг.

    Плавание начинается с того, что один из родителей спускается в бассейн с ребенком. Первые занятие вовсе не нацелены на активное плавание. На начальных этапах основной задачей является приучение малыша к новой обстановке и водной среде. На всех занятиях присутствует опытный инструктор по грудничковому плаванию. Именно он расскажет и покажет родителям, как правильно приучить ребенка к воде и выполнять упражнения.

    Обучение плаванию детей в бассейне осуществляется под пристальным контролем инструктора. В частых случаях инструкторы имеют медицинское образование, поэтому учитываются все особенности плавания новорожденных.

    Занятия для грудничков


    Родители самостоятельно выбирают, индивидуальному или групповому занятию отдать предпочтение. После того, как выбор сделан, на первое занятие необходимо принести справку от педиатра.

    В документе должно быть указано, что у малыша отсутствуют противопоказания к такому роду занятий. В большинстве случаев упражнения в бассейне начинаются с небольшой разминки на суше.

    Первые занятия являются ознакомительными для малыша. Инструктор и родители знакомят кроху с водой. В возрасте двух-трех месяцев занятия в бассейне будут наиболее подходящими. Карапуз быстро адаптируется к водному пространству, и вскоре будет выполнять более сложные элементы, такие, как самостоятельное плавание и ныряние.

    Как самостоятельно научить ребенка плавать в бассейне?

    Если родители приняли решение научить грудничка плаванию самостоятельно, обязательно следует обратить внимание, на самые распространенные ошибки, которые допускаются папой и мамой в ходе обучения.

    Многие родители при обучении карапуза придерживают его голову над поверхностью воды, давая малышу возможность работать ножками и ручками самостоятельно. Но они не обращают внимания на то, что туловище новорожденного не полностью погружено в воду, а находится на поверхности.

    Следует понимать, что категорически нельзя заставлять ребенка плавать самостоятельно. Такие действия против воли малыша могут обернуться боязнью открытых водоемов. Все обучение должно проходить постепенно, в форме игры. Не нужно торопить события.

    Если родители чувствуют неуверенность в собственных силах и знаниях для начала самостоятельного обучения карапуза, лучше записаться на специальные занятия в бассейне с инструктором для грудничков.

    Несложные упражнения

    Перед тем, как приступить к водным упражнениям, родителям обязательно нужно учесть тот факт, что новорожденные начинают самостоятельно держать голову ближе к трем месяцем жизни. Поэтому папа или мама, которые будут заниматься с малышом плаванием должны придерживать первые три месяца голову.

    В специальном бассейне для грудничков воды немного. На первых занятиях можно выполнить упражнение «Шагания». Родители, аккуратно придерживая, передвигают малыша таким образом, чтобы кроха передвигал ножки самостоятельно. После нескольких сделанных карапузом шагов, нужно сделать передышку. Через несколько занятий можно поместить новорожденного на животик или спинку.

    Ныряние в бассейне

    Ныряние – это упражнение более серьезное. Оно требует специальной подготовки грудничка. После того, как малыш буде обучен методике ныряния, родители могут не беспокоиться за него в воде.

    Первое время ныряния крохи должно составлять несколько секунд. Передерживать под водой малыша на первых упражнениях по нырянию нельзя.

    Чему учит тренер детей до года

    Как поясняют специалисты, занятия грудничковым плаванием до года – это не совсем полноценное плавание. Опытные инструкторы по плаванию для грудничков учат детей привыканию к водной среде. Как было замечено, в среднем малыш к пяти месяцам за одно занятие может выполнять около сорока ныряний.

    Благодаря врожденным рефлексам кроха с легкостью задерживает дыхание, поэтому детям до года так легко освоить водную стихию. Основной задачей тренера в ходе урока плавания для грудничков является развитие таких рефлексов.

    Грудничковое плавание за и против

    Мнения специалистов и родителей о пользе и вреде грудничкового плавания достаточно разные. Кто-то утверждает о безусловной пользе таких занятий для организма ребенка. Кто-то, напротив, не согласен, что раннее плавание приносит только пользу. Некоторые педиатры утверждают, что по причине водных занятий, малыши становятся гиперактивными.

    Однако, родители младенцев, которые занимаются плаванием, в большинстве случаев, отзываются об этой методике положительно.

    Противопоказания

    Перед тем, как заняться грудничковым плаванием, в обязательном порядке необходимо посетить участкового педиатра. Только курирующий ребенка врач способен определить, нет ли у новорожденного противопоказаний к занятиям. Ведь раннее плавание имеет ряд противопоказаний таких как:

    • заболевания кожных покровов;
    • инфекционные и респираторные заболевания;
    • повышенная температура тела;
    • раны на кожных покровах;
    • активные стадии печеночной и почечной недостаточности;
    • нестабильное психически-эмоциональное состояние, в ходе которого возможны истерические припадки.

    Нельзя выполнять водные процедуры сразу после кормления младенца. В остальных случаях рекомендовать или запретить раннее плавание в индивидуальном порядке может лечащий педиатр.

    Вред

    Не так давно ученые Европы заявили о вреде крытых бассейнов для маленьких детей. По их заявлению, груднички, занимающиеся плаванием в таких бассейнах, могут в дальнейшем иметь проблемы с дыхательной системой. Всему виной большое количество хлора в воздухе и воде. Частицы хлора без проблем попадают в организм младенца и могут нанести непоправимый вред. Европейские ученые заявили о необходимости пересмотра санитарных норм в таких учреждениях.

    Бассейн для грудничков: отзывы

    Анна 25 лет

    «В первые мы с дочкой посетили детский плавательный бассейн, когда ей было два месяца. Перед тем, как решится на такой шаг, мы с мужем изучили много литературы и сошлись на мнении, что будем заниматься ранним плаванием. Результатом мы остались довольны. Нашей малышке уже три годика. Плавает она отменно».

    Инна 38 лет

    «В том, что начну заниматься грудничковым плаванием со своим сыном, я была уверена еще до его рождения. Первое занятие у нас началось в небольшом бассейне, когда нам был один месяц от роду. Сынуля очень быстро привык к воде. Я видела, как ему нравятся занятия. Он стал спокойнее, почти не капризничал. Когда сын стал старше, ему нравилось играть с другими детьми в бассейне».

    Арина 40 лет

    «Мы с дочками посещали бассейн с трех месяцев. Сейчас моим девочкам уже по десять лет. Они занимаются плаванием самостоятельно. Я уверена, что наши занятия оказались полезными. У дочерей крепкие спины и ровная осанка».

    Плавание для грудничков в ванне начинается буквально уже с первых недель жизни. До 3-5 недели жизни ребенка необходимо купать в кипяченой воде (пока не заживет пупочная ранка). Очень важно, чтобы первые купания происходили в хорошем настроении малыша и, в первую очередь, в хорошем настроении родителей. Если родители планируют в последующем заниматься плаванием, прежде всего, они должны избавиться от собственного чувства страха. Конечно, новорожденный малыш выглядит крохотным и хрупким, но он вполне жизнеспособен, и чем меньше будет ваш страх и неуверенность, тем успешнее будет ваше общение малышом в воде.

    Плавание для грудничков в ванне начинается буквально уже с первых недель жизни. До 3-5 недели жизни ребенка необходимо купать в кипяченой воде (пока не заживет пупочная ранка). Очень важно, чтобы первые купания происходили в хорошем настроении малыша и, в первую очередь, в хорошем настроении родителей. Если родители планируют в последующем заниматься плаванием, прежде всего, они должны избавиться от собственного чувства страха. Конечно, новорожденный малыш выглядит крохотным и хрупким, но он вполне жизнеспособен, и чем меньше будет ваш страх и неуверенность, тем успешнее будет ваше общение малышом в воде. Итак, если пупочная ранка зажила, можно переходить к купанию в большой ванне и начинать занятия по обучению плаванью.

    Зачем грудного ребенка учить плавать?

    Обучая ребенка плаванию, мы одновременно решаем несколько задач:

    Повышаем устойчивость организма к перепаду температуры и укрепляем его иммунитет;
    воздействуя на кожу и мелкие кровеносные сосуды ребенка, облегчаем насыщение тканей кислородом и улучшаем кровообращение головного мозга ребенка, способствуя его более быстрому развитию;
    тренируем правильное дыхание ребенка, развиваем его бронхолегочную систему, учим задерживать дыхание;
    воздействуем на кожу ребенка мягким массажем: вода - самый лучший массажист для маленького ребенка, очень нежный и эффективный.

    Подготовка ванной для купания грудного ребенка
    В помещении, где проводятся занятия, не должно быть жарко, вполне достаточно комнатной температуры (чтобы при выходе из ванной комнаты, не было сильного перепада температуры).
    Необходимо тщательно вымыть ванну детским мылом и желательно почистить пищевой содой. После этого хорошо ополоснуть горячей водой.
    Необходимые условия для купания новорожденного ребенка

    Спокойствие и уверенность в движениях родителей;
    удовольствие от плавания: занятия должны проводиться только в том случае, если это приносит радость и вам и ребенку;
    регулярность: плавать с ребенком необходимо каждый день, без «праздников и выходных». Желательно в одно и тоже время, минут через 30-40 после кормления;
    отсутствие противопоказаний: необходимо убедиться, что нет противопоказаний для занятий плаваньем. Для этого нужно проконсультироваться с , консультантом по грудному вскармливанию и неврологом.
    Массаж перед Обязательно, перед тем, как начать занятие, необходимо подготовить малыша. Для этого делается легкий массаж (поглаживание и легкое разминание), гимнастика (движения ручками и ножками вверх-вниз, сгибание-разгибание). Продолжительность подготовительного этапа 20-30минут.

    Погружение
    Погружать ребенка в воду нужно медленно, постепенно и обязательно в вертикальном положении. Избегайте резких движений, которые могут испугать малыша. Спокойно и уравновешенно объясняйте ребенку, что сейчас он будет в водичке, будет учиться плавать, хвалите малыша.
    Если плачет, не погружайте его насильно в воду! Постарайтесь успокоить малыша, чем-то отвлечь. Особенно благотворный эффект оказывает на малыша совместное купание с .
    Температура воды для купания грудничка
    Во время первых 6-10 занятий температура воды должна соответствовать температуре тела малыша, т.е. 36,6-37,2 градусов. В дальнейшем температура воды постепенно понижается (приблизительно на полградуса в неделю), а время занятий плаванием с ребенком увеличивается. Существует множество различных методик по снижению температуры воды, но необходимо учитывать, что каждый ребенок уникален, а потому реакция на одну и ту же температуру воды в ванне может быть совершенно разной. Чтобы определить температуру комфорта для вашего ребенка, необходимо внимательно присмотреться к нему в первые минуты купания:
    если при погружении в воду ребенок плачет, и не успокаивается после 3-4 минут пребывания в воде, то, скорее всего вода холодновата;
    если ребенок, немного поплакав, начинает активно шевелить ручками и ножками, при этом прекращает плакать, то вода оптимальной температуры для занятий плаванием и закаливания;
    если же ребенок в воде пассивен и расслаблен, не желает двигаться, то, скорее всего вода слишком теплая.

    Плавание новорожденных

    Где можно научится плавать с младенцем?
    Консультации по плаванию не реже одного раза в месяц для каждого ребенка проводят медицинские работники детской поликлиники в зале водных процедур или в домашней ванной. Родители ребенка должны получить в течение года не менее 12 консультаций.

    Что вы должны знать о методике плавания?
    Методика плавания делится на 4 уровня, соответствующие возрастным особенностям развития грудных детей -до 3 месяцев, от 3 до 6 месяцев, от 6 до 9 месяцев и от 9 месяцев до года. По мере роста ребенка упражнения усложняются и меняются виды поддержек. Возможность перехода к новым комплексам определяется в индивидуальном порядке по мере освоения ребенком первых уроков.

    Где проводятся занятия дома и сколько нужно наливать воды в ванну?
    Дома занятия проводятся в большой "взрослой" ванне, чисто вымытой и заполненной чуть больше 2/3.Температура воды в начале занятий обычно 37-38 градусов с последующим понижением. Лучшим результатом будет температура воды 36-34 градуса. По мере увеличения продолжительности занятий вода будет остывать, и вы таким образом будете приучать своего малыша к более прохладной воде и тренировать его защитные механизмы.

    Какие основные виды движений в воде?
    Основными видами движений в воде являются: плавание на спине и груди с ручными поддержками; плавание с автономными поддержками; самостоятельное плавание. Характер плавания во всех случаях интервальный - за проплывом следует короткий отдых. Плавание начинается на спине и чередуется с плаванием на груди.

    А если малыш плачет в воде?
    Следует учитывать, что в начале занятий большинство детей ведет себя настороженно и даже плачет - в этом случае ребенку необходим более длительный подготовительный период перед проведением стандартных проводок - родители фиксируют головной и тазовый конец ребенка и "проплывают" с ним от одного бортика ванны к другому - так ребенок привыкает к движению и большому объему воды. Можно также предложить ребенку соску - пустышку, отвлечь его игрушкой.

    Можно ли ребенку нырять?
    Можно, но приучать малыша к этому надо осторожно. Погружать голову ребенка в воду можно только после отработки у ребенка условного рефлекса задержки дыхания и "зажмуривания" на слово "ныряй" (это возможно только к 6 месяцам). Упражнение способствует улучшению мозгового кровотока, укреплению дыхательной мускулатуры. Категорически запрещается форсированное погружение ребенка с головой, бросание младенца в воду или прижимание его ко дну рукой: ребенок может сильно испугаться и задохнуться. При проведении сеансов лечебного плавания для ослабленных детей с заболеваниями ЦНС ныряние исключается, можно только попробовать погружать в воду рот ребенка.

    Как сочетать плавание, занятия гимнастикой и массаж?
    Лучшему усвоению движений в воде способствует специальная плавательная гимнастика на суше для рук и ног в положении "на спине" и "на груди", имитирующая кроль и брасс, проведение легкого массажа. Занятия массажем и гимнастикой следует начинать на 2-3 недели позднее начала занятий плаванием, соблюдая тем самым принцип дозирования нагрузки. В ряде случаев ослабленным детям массаж, гимнастику и плавание следует проводить в разное время.

    Можно ли брать в воду игрушки?
    Обязательными условиями проведения занятий в бассейне поликлиник являются красочное оформление места проведения процедур - красивые игрушки (3-4 надувных и столько же тонущих), яркие рисунки на стенах, музыкальное сопровождение занятий. Дома необходимы небольшие погремушки, количество игрушек зависит от размеров ванной комнаты. Игры и игрушки-манки в самых разнообразных формах помогают создать необходимый фон положительных эмоций и стимулировать психическое развитие детей. Как долго длится занятие плаванием? Обычно первые уроки продолжаются 10 минут и увеличиваются на 5 мин в неделю. При первых признаках утомления (перевозбуждение или сонливость) занятия прекращаются.

    А если ребенок заболеет?
    Возобновлять занятия, прерванные в связи с болезнью или другими причинами, следует так, как будто к ним приступают впервые, со строгим соблюдением правил постепенности, только после консультации с врачом. Во всех случаях необходимо помнить, что приобретенные навыки плавания без тренировки утрачиваются в течение 2-3 недель.

    Как научить плавать грудничка

    Врачи говорят: плавать нужно всем с дня рождения.

    Все мы - врожденные пловцы. Ведь до появления на свет ребеночек 9 месяцев плавает во внутриутробной жидкости и, родившись, сохраняет эти навыки. Но поскольку возможности их продемонстрировать и развить ему обычно не предоставляют, малыш очень быстро забывает свой опыт, чтобы в лучшем случае лет в пять-шесть учиться плавать заново. Но некоторым деткам везет больше. С первых дней жизни в их распоряжении - огромная ванна, в которой можно упражняться в плавании. О том, зачем это нужно младенцу и как с ним заниматься, нам рассказывала специалист по грудничковому плаванию Виктория Александровна Рыбачук. «Плавание нужно всем деткам без исключения, - говорит Виктория. - Если мы запускаем рефлексы, мы заставляем работать и мозг. Поэтому такие занятия хороши не только для физического, но и для интеллектуального развития. Холодные или контрастные процедуры важны для тренировки нервной и иммунной системы. Если это делается не «под крик», дети хорошо спят, хорошо себя ведут, у них уменьшаются колики, восстанавливается мышечный тонус». Заниматься плаванием можно с первых дней жизни. Противопоказаний для него нет. Но, чтобы уточнить, что малышу можно делать в воде, а чего нельзя, нужно посоветоваться с неврологом. Например, деткам, которым противопоказаны малейшие стрессы, обливание и плавание в холодной воде не подойдет. Какие бы занятия вы ни выбрали, первые процедуры проводите только с инструктором!
    ПОДГОТОВКА. Приступают к занятиям, когда ребенок сыт, но не раньше, чем через полчаса после еды. Прежде чем начинать, малыша нужно разогреть. Для этого делают массаж и зарядку с упором на рефлекторные упражнения. Можно слегка приподнимать ребенка, вложив указательные пальцы в его ладошки (страхуя большими пальцами), делать разведение ножек, подтягивание по очереди коленок к локоткам. Можно перекатывать ребеночка вдоль кровати, держа за ножки. Но при этом нужно следить, чтобы он лежал ровно, резко не переворачивался, а его головка не перекашивалась. После разогрева можно приступить к водным процедурам. Они могут быть двух видов: ныряние в холодной воде (при этом малыш проплывает под водой) и плавание в теплой. Чем же ныряние в холодную воду лучше «теплого»? «У холодной вод есть свои преимущества, - говорит Виктория Александровна. - Теплая вода плохо действует на слизистые оболочки, а холодная их, наоборот, укрепляет. После холодной воды малыш начинает лучше видеть, он словно «наводит резкость».

    ПОД ВОДОЙ. Это не только плавание, но и закаливание. Поэтому ванну наполняют холодной водой (от 15 до 17 *С). Затем малыша, держа под мышки, опускают в воду. Как только его ножки коснутся воды, кладут горизонтально, личиком вниз, и через одну-две секунды он погружается под воду и плывет. По одной методике малыша проводят под водой, по другой - отпускают, погрузив в воду, и он плывет самостоятельно. Прежде, чем начать, ему нужно проговорить все, что будет происходить. Не смотря на то, что кроха недавно родился, он прекрасно вас понимает. Перед нырянием нужно сообщить, что «сейчас мы нырнем». Но не командным тоном или сочувствующим тоном, а спокойно, по-дружески.Если все сделано правильно и малыш спокоен, опасности, что ребенок захлебнется, нет: как только его ножки касаются холодной воды, он рефлекторно задерживает дыхание. Многие перед погружением плещут малышу на личико воду. Это имеет смысл тогда, когда ныряние происходит в теплой воде, во время плавания и игры, когда малыш расслаблен, увлечен процессом. Если в такой ситуации его погрузить в воду без предупреждения, он задержит дыхание на несколько секунд позже, успеет хлебнуть воды и испугается. Малыш проводит под водой около 5 секунд. Затем его вынимают, вытирают и хорошенько укутывают. Нужно дать ему время прийти в себя, восстановить дыхание, а затем, если он успел проголодаться, приложить к груди.

    И НА ВОДЕ. Подходящая температура для таких занятий – от 34 до 37*С: при более высокой температуре малыш перегревается, а это плохо сказывается на сосудах. Первые несколько занятий также должен провести инструктор. А затем родители смогут делать это сами. Одну руку, как правило, держат на подбородочке ребенка, при этом указательный палец должен быть рядом с ротиком. Вторая рука лежит на затылке. Ребенка можно поводить по воде на спинке, затем незаметно перевернуть на животик и поплавать «восьмерками». Лежа на спине, он может отталкиваться ножками от стенок ванны. В первые месяцы купание не должно занимать больше 15 минут. Постепенно это время можно продлевать, а температуру воды – понижать. Лучший вариант – это совместное купание с мамой или папой. В конце занятия хорошо ввести элемент закаливания. Это может быть обливание или «холодное пятно». Делают это так. Открывается кран и по стенке ванны льется холодная вода. На этом участке образуется слой прохладной воды, через него «восьмерочкой» несколько раз проводится ребенок. Плавание и ныряние нужно чередовать, например, днем проводить ныряние, а вечером - плавание, иначе малыш устанет. Если вы решили плавать с новорожденным, прежде всего, прогоните страх. «Пугливому» родителю (как и лишним зрителям) в ванной лучше не присутствовать. Если ребенок кричит, боится процедуры – сделайте перерыв (для совсем маленьких на неделю, для старших – больше). Межу собой мама и папа не переговариваются. Здесь важна полная сосредоточенность на ребенке. Разговаривать с малышом можно и нужно. Бодрым, радостным тоном, не слишком громко и без сочувствия.

    ОБЛИВАТЬСЯ НА РУКАХ У МАМЫ. Если нет противопоказаний со стороны невролога, плавание в теплой воде можно завершить обливанием холодной водой из-под крана. Или заменить этой процедурой ныряние. Малыша при этом лучше прижать к себе: так вы максимально уменьшите стресс. Обливайте, начиная с личика, чтобы ребенок задержал дыхание. Затем лейте на голову и плечи, снова на головку, потом снова на плечи. Объем воды - от 2 до 5 литров. После этого малыша хорошенько вытрите и укутайте. Если ребенок совсем маленький, пеленки нужно предварительно прогреть.

    Светлана, мама четырехмесячной Кати: «Я занималась плаванием с дочкой с первых дней жизни. Еще в роддоме мы начали обливать ее холодной водой, под краном. А после выписки начали плавать дома. Первые занятия проводил инструктор. Девочка реагировала очень хорошо: она спокойно ныряла, а после процедуры была очень уравновешенной. А недавно мы отдыхали в Египте, с Катей. Я ни в коем случае не призываю летать в экзотические страны с грудным ребенком, успех этого мероприятия зависит от многих факторов. Но у нас все прошло замечательно, и я уверена, что в первую очередь потому, что дочка подготовленная, крепенькая. Катя нормально перенесла акклиматизацию, с удовольствием плавала в море. Мы брали ее на ручки, погружались в воду, потом отпускали, и она плыла под водой. Конечно, со страховкой. Тогда она впервые ныряла с нами, без инструктора. Мы увидели, что ей это нравится. Катя растет спокойным ребенком, за четыре месяца ее жизни нам ни разу не пришлось обратиться к врачу».

    Полезно ли плавание для младенцев?

    Вопрос: Cейчас многие родители начиная с 3 недель начинают заниматься плаванием с младенцем в ванной. Насколько безопасно для младенца такое плавание? И действительно ли полезно раннее плавание и ныряние?

    Ответ: Я много лет занималась, как инструктор плаванием с грудничками, плавала и со всеми своими детьми. То, что раннее плавание не вредно (за исключение детей, имеющих конституциональную слабость почек, и как последствие страдающих отитами и воспалениями верхних дыхательных путей) я могу утверждать.

    А вот то, что оно полезно, то нужно понять для чего.

    Если ставить цель, чтобы ребёнок в будущем имел крутые результаты(например к 10-12 месяцам плавал самостоятельно), то редкий малыш этого достигнет, а вот то, что родительские амбиции ему навредят, это точно. Но это касается раннего развития в целом.

    А вот если вы рассматриваете плавание в ванной как вариант гимнастики, то почему бы и нет?

    Часто задаваемые вопросы?

    В чем польза ранних занятий плаванием?
    - это великолепная закаливающая процедура, способствующая укреплению иммунитета ребенка. Причем очень жесткая, потому что температура воды и воздуха будет отличаться приблизительно на 10 градусов.
    - малыш учится не бояться воды;
    - занятия в воде укрепляют здоровье юного пловца, способствуют гармоничному его развитию;
    - помимо этого занятия с родителями являются сильным эмоциональным фактором, способствующим более близким и доверительным отношениям, создающим благоприятную психологическую атмосферу.

    Чему может научиться мой ребенок?
    Выполняя упражнения в воде, ребенок, имеющий повышенный гипертонус, может научиться расслабляться. Напротив, слишком вялый малыш будет учиться активно работать в воде. Используя врожденные рефлексы, можно научить ребенка нырять, что может помочь не растеряться при возникновении неожиданных ситуаций на воде.
    Однако следует помнить, что все детки очень индивидуальны! Вода это та среда, из которой каждый может извлечь пользу, но она не прощает ошибок.

    Когда нужно начинать купать малыша?
    Начинать занятия можно практически с рождения, но сначала нужно дать зажить пупочной ранке малыша.

    Какой должна быть температура воды?
    Первый месяц ребенок купается при температуре 37°С. Далее желательно снижать температуру на 0,5°С каждую неделю, но не более, чем до 32-33°С.

    Когда можно начинать ранние занятия плаванием?
    Подобные занятия лучше начинать в период от 1 до 3 месяцев, после осмотра невролога.

    Сколько занятий может потребоваться под руководством инструктора?
    Может потребоваться от 1 до 3 занятий. В зависимости от того, какие задачи ставят родители.

    Как проходит первое занятие с инструктором?
    Сначала на суше, используя игрушку (куклу), инструктор обучает родителей основным поддержкам и упражнениям, которые им предстоит выполнить во время купания малыша. Только после этого все упражнения выполняются с малышом в ванне.

    Сколько длится первое занятие с инструктором?
    Обычно первое занятие длится от 1,5 до 2,5 часов. Второе и последующие занятия около 1 часа.

    Кто присутствует на занятии?
    На занятии присутствуют все, кто принимает участие в купании малыша.

    Моему ребенку больше 3 месяцев, научится ли он нырять?
    Все зависит от того, когда угаснет так называемый «нырятельный рефлекс» (рефлекс задержки дыхания).

    Что такое «рефлекс задержки дыхания»?
    Считается, что с рождения и до 3 месяцев при попадании воды на лицо ребенка он зажмуривается и задерживает дыхание. Однако необходимо помнить, что не у всех детей он присутствует или выражен одинаково.

    Почему мой ребенок плачет во время купания?
    Обычно, с рождения, дети с удовольствием воспринимают водную среду, так как она не является для них враждебной. Причин плача может быть много, самые распространенные из которых:
    - некомфортная температура воды, у новорожденных она должна быть 37°С. (следует обязательно проверить показания термометра);
    - неудачно выбрано время для купания (ребенок должен быть сыт и не хотеть спать);
    - неуверенность родителей (беспокойное состояние родителей очень быстро передается ребенку);
    - ребенка пугает окружающая обстановка (можно попробовать украсить пространство, в котором проходит купание, яркими игрушками).

    Можно ли опускать в воду ушки ребенка?
    Да, можно. Главное после купания их просушить. Для этого подойдут ватные палочки с ограничителем или скрученные из ваты турундочки.

    С какого возраста ребенка можно переводить в детский бассейн?
    До 6 месяцев ребенок может плавать, играть и нырять в обычной домашней ванне. После этого можно рассматривать детский бассейн с температурой не ниже 32°С.

    Как часто нужно проводить занятия плаванием с ребенком?
    Заниматься с малышом лучше ежедневно, но здесь все зависит от родителей. Занятия должны приносить удовольствие не только ребенку, но и родителям.

    Сколько должно продолжаться ежедневное купание малыша?
    Обычно продолжительность занятия составляет 15-30 минут. Однако если Вы видите, что сегодня у малыша плохое настроение или самочувствие, то время занятия лучше сократить или отменить его.

    Можно ли сочетать занятия плаванием с массажем?
    Можно, но не желательно, так как это два самостоятельных и очень «нагрузочных» для ребенка мероприятия. Как после купания, так и после сеанса детского массажа малыш достаточно быстро засыпает. Дело в том, что он очень устает и нуждается в отдыхе. Занятия плаванием - это тяжелый труд для малыша.