• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Небылицы в стихах считаются прекрасным развлечением для детей. Казалось бы такие короткие и глуповатые стишки, но они вызывают веселый заразительный смех у малышей. Если ваш малыш смеется над небылицами, и даже пытается сам придумывать нечто подобное — значит, у ребенка есть хорошее чувство юмора. Ведь именно чепуха в стихах заставляет нас, взрослых, улыбаться, а ребятню веселиться. Читайте наши короткие небылицы в стихах и смейтесь над ними вместе с детьми.

    Кто поверит что это бывает?

    Кто поверит, что это бывает
    Кошка с мышкой в обниму гуляет.
    Волк овечку катает в коляске.
    А под вечер читает ей сказки.
    Рыба песни поет, словно птица.
    Трус-охотник зайчишку боится
    Жаба с ветки на ветку порхает…
    Кто поверит что это бывает?

    Небылица

    Сидели два медведя
    На тоненьком суку,
    Один читал газету,
    Другой молол муку.

    Раз ку-ку, два ку-ку,
    Оба шлёпнулись в муку.

    Мама увидала,
    Папе рассказала.
    Папа удивился,
    С лестницы свалился.

    С лестницы на улицу,
    С улицы на курицу,
    С курицы на петуха.
    Вот такая чепуха.

    Ехал Ваня на коне

    Я не зря себя хвалю,
    Всем и всюду говорю,
    Что любое предложенье
    Прямо сразу повторю.

    Ехал Ваня на коне,
    Вел собачку на ремне,
    А старушка в это время
    Мыла кактус на окне.

    Ехал Ваня на коне,
    Вел собачку на ремне,
    Ну а кактус в это время
    Мыл старушку на окне…

    Ехал Ваня на коне,
    Вел старушку на ремне,
    А собачка в это время
    Мыла Ваню на окне…

    Знаю я, что говорю.
    Говорил, что повторю,
    Вот и вышло без ошибок,
    А чего хвалиться зрю?

    Радость

    Рады, рады, рады
    Светлые березы,
    И на них от радости
    Вырастают розы.
    Рады, рады, рады
    Темные осины,
    И на них от радости
    Растут апельсины.
    То не дождь пошел из облака
    И не град,
    То посыпался из облака
    Виноград.
    И вороны над полями
    Вдруг запели соловьями.
    И ручьи из-под земли
    Сладким медом потекли.
    Куры стали павами,
    Лысые кудрявыми.
    Даже мельница и та
    Заплясала у моста.
    Так бегите же за мною
    На зеленые луга,
    Где над синею рекою
    Встала радуга-дуга.
    Мы на радугу вска-ра-б-каемся,
    Поиграем в облаках
    И оттуда вниз по радуге
    На салазках, на коньках!

    Небылица

    Где это видано, где это слыхано,
    Чтобы курочка бычка родила,
    Поросеночек яичко снес
    Да на полочку унес.
    А полочка обломилась,
    А яичко то разбилось.
    Овечка расквохталась,
    Кобылка раскудахталась:
    — Ой, куда-куда-кудах!
    Не бывало у нас так,
    Чтоб безрукий нашу клеть обокрал,
    Голопузый за пазуху поклал,
    А слепой-то подглядывал,
    А глухой-то подслушивал,
    А безногий водогон побежал,
    Безъязыкий «караул» закричал!

    Короткие небылицы

    В огороде распустились
    Кактусы на грядке.
    А в сирени бегемот
    Распевает сладко.

    Заболела наша кошка
    У нее чихает ножка.
    Со тола возьми редиску
    Полечи больную киску.

    У кормушке во дворе
    Птички скачут в январе:
    Воробей, снегирь и стриж,
    Соловей, коза и мышь.

    Надевала Манечка
    Варежки на ножки,
    Прицепила к голове
    Красные сапожки.

    Рано утром, вечерком,
    Поздно на рассвете
    Баба ехала пешком
    В ситцевой карете.
    А за нею во всю прыть
    Тихими шагами
    Волк старался переплыть
    Море с пирогами.

    На заборе чепуха
    Жарила варенье,
    Куры съели петуха
    В одно воскресенье.

    Черт намазал себе нос,
    Напомадил руки
    И из погреба принес
    Жареные брюки.

    Между небом и землей
    Поросенок рылся
    И нечаянно хвостом
    К небу прицепился.

    У болота на снегу
    Укусил комар блоху.
    Сидит заяц на берёзе
    Умирает со смеху.

    У егорова двора
    Очень весело, ура!
    А у наших у ворот
    Все идет наоборот.

    Пошла курица в аптеку
    И сказала кукареку,
    Дайте пудру и духов
    Для приманки петухов.

    Запряжем мы кошку в дрожки,
    А котёнка в тарантас
    И поедим по деревне
    Всем девчонкам на показ.

    Дождик греет,
    Солнце льётся.
    Мельник мелет
    Воду в колодце.

    Прачка на печке
    Стирает корыто.
    Бабушка в речке
    Поджарила сито.

    Два веселых карапуза,
    На печи усевшись ловко,
    Рвали с яблони арбузы,
    В море дёргали морковку.
    На ветвях созрели раки,
    Семь селедок и ерши.
    Все окрестные собаки
    Ели брюкву от души.

    Собака садится играть на гармошке,
    Ныряют в аквариум рыжие кошки,
    Носки начинают вязать канарейки,
    Цветы малышей поливают из лейки,
    Старик на окошке лежит, загорает,
    А внучкина бабушка в куклы играет,
    И рыбы читают веселые книжки,
    Отняв потихонечку их у мальчишки.

    На свете всё случается,
    Случается на свете.
    И чудеса встречаются,
    Встречаются, поверьте!
    И может быть,
    — Ведь может быть! —
    Услышим мы однажды,
    Что крылья в магазине
    Имеются для граждан!
    И может быть, когда-нибудь,
    Проснувшись утром ранним,
    Вдруг чья-то мама скажет
    Наташе или Тане:
    «Надень-ка, дочка, крылышки,
    Слетай-ка, дочка, к булочной,
    Купи-ка, дочка, сахару
    И две хороших булочки!»
    И может быть…
    Вот здорово!
    Серёжа к другу Косте
    Слетает через улицу
    По делу или в гости…
    И может, вдруг…
    Ведь может так
    Случиться, что когда-то
    Учительница скажет:
    «Мы в цирк летим, ребята!
    Живее — крылья на спину!
    Серёжа, Зина, скоро там?»
    И целый класс вдруг весело
    Взлетит над шумным городом!.
    А крылья будут разные:
    Оранжевые, белые…
    Какие нам захочется —
    Такие мы и сделаем!

    ***
    Сидели два медведя
    На тоненьком суку,
    Один читал газету,
    Другой молол муку.
    Раз — ку-ку! Два — ку-ку!
    Оба шлепнулись в муку!
    Нос в муке,
    Хвост в муке!
    Ухо в кислом молоке!

    Небылица

    Я, ребята, как-то раз
    Подружился с карасём.
    Приходил ко мне карась а
    Поболтать о том о сем.
    Он умел плясать гопак,
    Песни пел народные
    И готовить был мастак
    Блюда превосходные.
    Шил, вязал и вышивал —
    Крестиком и гладью.
    Как он это успевал —
    Не могу понять я.
    Был во всех делах он смел
    За любое брался…
    Только плавать не умел
    И воды боялся.

    Сказал приятель мой…

    Сказал приятель мой:
    «Все козы
    летать умеют,
    как стрекозы.
    Потом сказал: —
    А все быки
    жужжать умеют,
    как, жуки.
    А мы, мальчишки,
    между прочим,
    учить уроки любим очень.
    Мы любим убирать кроватъ
    и руки мылом отмывать,
    и вовсе нет у нас привычки
    девчонок дёргать за косички,
    дразнить собак,
    гонять котов…
    Всё — так!
    Хоть спорить я готов!»
    Сказал — и, руку мне пожав,
    направился куда-то…
    Но кое в чем он был не прав,
    неправда ли, ребята?
    (А. Костецкий, перевел В. Корчагин)

    На сторонке той медведи
    Грустно лапу не сосут.
    Пчелы добрые соседи,
    Им в подарок мед несут.
    Волк живет там недалече,
    Но его не слышен вой,
    Он не трогает овечек,
    Он питается травой.
    Что там шапка-невидимка!
    Здесь повсюду чудеса:
    Подивись, как спят в обнимку
    В норке зайчик и лиса.
    Как же не мечтать об этом?
    Все живут в согласье там?
    Мыши ходят за советом
    К добрым ласковым котам.

    Шла лиса, мела хвостом
    И трясла рогами.
    Вырос на пеньке пустом
    Короб с пирогами.

    Вдруг ворона прилетела
    С волчьими зубами.
    Пироги с малиной ела
    Закусив грибами.

    Ходят рыбы по тропинке
    Плавниками машут,
    Еж слона несет на спинке,
    Куры землю пашут.

    Заяц гонится за львом
    И рычит ужасно.
    Крот под елкой строит дом
    Из рябины красной.

    Волк за облаком летит,
    Пляшут мыши в кружке.
    А на дне реки сидит
    Под зонтом лягушка.

    Над веселой небылицей
    Солнце синее резвится.
    А в зеленых облаках
    Слоник ездит на коньках.
    (И. Гурина)

    Перепутаница

    Встаю я под вечер,
    А утром ложусь.
    Гогочет петух,
    Кукарекает гусь.
    Я платье для куклы
    Стираю метлой
    И в печке дрова
    Зажигаю пилой.
    Вливаю три супа
    В кастрюлю с яйцом.
    Песенка с крышкой,
    Кастрюля с концом.

    Ехала деревня мимо мужика,
    А из-под собаки лают ворота.
    Выхватил телегу он из-под кнута
    И давай дубасить ею ворота.
    Крыши испугались, сели на ворон,
    Лошадь подгоняет мужика кнутом.

    Ехал, ехал по дорожке
    Тимошка в лукошке,
    Петька в сапожке,
    Кузька на одной ножке,
    Сенька в стакане,
    А Ваня на таракане.

    Рано утром, вечерком,
    Поздно, на рассвете
    Баба ехала пешком
    В ситцевой карете.

    Жил высокий гражданин
    Маленького роста.
    И ходить ему в окно
    Было очень просто.
    Раз в морозный летний день
    Утречком под вечер
    Изнывая от жары
    Вдруг залез на печь он.

    С мармеладом в бороде
    К своему папаше
    Плыл медведь в сковороде
    По кудрявой каше!
    Над землей арбуз летит,
    Он чирикает, свистит:
    -Я горчица, я лимон!
    Я закрылся на ремонт!
    Ям-тирьям-тирьям, в коляске
    Две усатых Свистопляски
    Босиком, бегом-бегом
    Ловят ветер сапогом!

    По реке бежит буфет,
    В нем лежит
    Большой Секрет,
    Он снимается в кино,
    Всем понравится оно!
    (Ю. Мориц)

    Что такое небылицы?

    Прежде всего, это способ развития логического мышления. Весьма интересный и увлекательный. Небылицы (детские) являются небольшими рассказами или потешными стишками, где все наоборот. К примеру, кот живет в будке и охраняет дом, а пес ловит мышей. Логически рассуждающий малыш сразу заметит, в чем же кроется несоответствие, и обязательно поправит рассказчика.

    Примеры

    Существует масса небылиц, которые были написаны довольно давно. Вот одна из них:

    На березе сидит заяц,
    Книжку вслух читает.
    Прилетел к нему медведь,
    Слушает, вздыхает.

    Такие короткие небылицы для детей действительно помогают развить логическое мышление. Во-первых, зайцы на березах не сидят, а скачут по травке. Во-вторых, книг они тоже не читают. В-третьих, медведи не умеют летать. Даже двухлетний малыш быстро сможет понять, в чем заключается подвох в таком стишке.

    «Ехал Ваня на коне…»

    Такие небылицы (детские), как про Ваню на коне, который вел собачку на ремне, не слишком-то и короткие. Поэтому рассказывать их лучше уже более сознательным малышам. К примеру, старшим дошколятам или младшим школьникам. Примечательно, что примерно в пятом классе детей нередко заставляют учить эту известную небылицу, поскольку она хорошо развивает память, логику и внимание (надо же отследить, в каком именно порядке идут предложения в стишке).

    В чем еще польза

    К сожалению, современные дети слишком много времени проводят за просмотром мультфильмов и мультсериалов. Это существенно сказывается на их мировосприятии. Так, некоторые малыши совершенно не отличают реальность от виртуальности. Поэтому стоит не только отказаться от такого рода досуга, но и изучить народные небылицы для детей. Они помогут определить, насколько же реально то или иное событие. К примеру:

    Между небом и землёй
    Поросёнок рылся
    И нечаянно хвостом
    К небу прицепился.

    Малышу стоит рассказать о том, что хрюшки водятся в хлеву или на специальных фермах, а не на облаках. А за небо прицепиться хвостиком нельзя. Еще лучше, если под рукой окажутся картинки с реальным положением дел: вот мама-хрюша, вот поросята, вот хлев, вот тот, кто кормит животных. Такие незатейливые короткие небылицы для детей будут гораздо лучше всяких мультфильмов и комиксов про супергероев, которых не существует в природе.

    Откуда появились?

    Вообще изначально такой жанр был придуман нашими предками, которые сочиняли стихи и песни по принципу «что хочу, то и говорю». Примерно оттуда же появились известные стихи-небылицы для детей типа:

    Лает кошка из лукошка,
    На сосне растёт картошка,
    Море по небу летит,
    Волки съели аппетит.
    Звонко квакают утята,
    Тонко квакают котята.

    И про кирпич, который, как стекло, плывет по реке. Их придумали давно, но пользуются спросом они и сейчас. Во-первых, это смешно, развивается чувство юмора. Во-вторых, размышляя на тему, заданную стихом, ребенок включает логику.

    Маршак и его небылицы

    У такого известного писателя, как Самуил Маршак, из-под пера вышло немало таких произведений. Одно из них называется «Быль-небылица». Это довольно длинное произведение, заслуживающее внимания. Подходят такого рода небылицы для детей 3 класса школы. Чем произведение может пригодиться? Во-первых, речь идет о пионерах, коих в наше время уже и нет. То есть можно рассказать детям о том, кто же это такие были, чем занимались, во что одевались. Во-вторых, у стихов глубокий смысл, понять который могут даже такие маленькие школьники.

    «Вот какой рассеянный…»

    Это хоть и не короткие небылицы для детей, но все-таки достойное внимания произведение. Во-первых, тут речь идет о том, что так хорошо знакомо малышам: как одеваться по утрам, как успевать по своим делам. Совсем маленьким деткам можно читать произведение по строкам, чтобы они успевали оценить и юмор, и отсутствие логики в действиях главного персонажа. Ведь сковороду на голову вместо шапки не надевают, а руки в брюки не суют. Маршак действительно постарался, создав такое прекрасное, полезное и веселое произведение, которое не теряет актуальности уже многие годы.

    Перевертыши

    Этот термин был введен Корнеем Ивановичем Чуковским, который был мастером по сочинению веселой чепухи. А ведь небылицы-перевертыши для детей — это не что иное, как забавный бред, ерунда, то, чего быть не может в природе. Например:

    Сидит ежик на сосне -
    Новая рубашка,
    На голове сапожок,
    На ноге фуражка.

    Такого не бывает в настоящем мире, зато это весело и смешно. Такие перевертыши (когда все перевернуто с ног на голову) могут заинтересовать даже самого непоседливого малыша. Особенно если задать правильный тон рассказу, делать паузы в нужных местах, смысловые ударения и усиления, чтобы было интереснее слушать и воспринимать.

    Сочинять или читать?

    Многие родители задаются вопросом о том, самим ли им придумывать истории или же брать те, которые уже были написаны ранее. Все зависит от того, насколько хорошо работает фантазия у взрослых, насколько хорошо ребенок воспринимает на слух информацию. Есть целая категория малышей, которые не любят слушать, когда им читают. А вот рассказы воспринимаются ими «на ура». В этом случае нужно или заучивать стишки, или сочинять их. Последнее не так уж и сложно, как кажется. Рифма необязательно должна присутствовать во всех строках. Например:

    Кот в лесу нашел арбуз,

    Променял его на сало,

    Мишка прячет в лапе туз,

    Ему меда мало.

    Такое вот бредовое стихотворение можно сочинить на ходу, буквально за пару секунд. Малышу же останется лишь разобраться в том, что в нем правда, а что вымысел. Например, мишка и правда любит мед, его всегда мало, но прятать туз он в лапе не может, поскольку он все-таки животное, а не человек.

    Как быть воспитателям и учителям?

    Конечно, и те, и другие просто не в состоянии каждый раз придумывать самостоятельно новые стишки деткам. Поэтому разумнее обратиться к уже написанным произведениям. Так, например, в детской дошкольной и школьной (младшего возраста) хрестоматии очень много примеров народных небылиц и тех, что были написаны известными авторами. К примеру:

    Рано утром, вечерком,
    Поздно, на рассвете
    Баба ехала пешком
    В ситцевой карете.

    Это из народного. Или произведение «На Горизонтских островах» Бориса Заходера. Оно целиком и полностью состоит из небылиц и небывальщин, того, чего быть не может или может, но наоборот. Если познакомить детей с таким стихотворным рассказом, есть возможность развить не только логическое мышление, но и существенно повлиять на мировосприятие ребенка. Для малышей, которые еще ходят в детский сад, будет интересна стихотворная небылица Корнея Ивановича Чуковского «Путаница», где речь идет о том, как животные перестали быть собой. Это простое, легкое и смешное произведение, которое учит тому, что каждому свое место в мире, у каждого свое предназначение, а если все перепутать, то жить станет гораздо сложнее. Выбирая произведение, стоит сначала обратить внимание на то, что именно малышу интереснее слушать, а также на возраст, ведь далеко не все стишки можно понять в два-три года и даже в пять лет.

    Чтения. Чаще всего родители берут их из букваря.

    Дошкольникам, да и младшим школьникам время от времени надоедает читать учебники. Тогда им полезно подкинуть что-нибудь весёлое: короткие смешные истории, небылицы.

    Мы пишем о дошколятах, но работа со смешными короткими текстами ещё полезнее для первоклассников. Тут ещё надо учесть «клиповое внимание» современных детей, которое быстро истощается. А такие тексты активизируют интерес к читаемому. После них легче вернуться к чтению про то, что не очень интересно.

    Небылицы в развитии

    Что такое небылицы? Определение для детей такое - это всякого рода «перепутаницы». Наверное это самое простое объяснение.

    Небылицы (нелепицы) важны в развитии детей по следующим причинам:

    1. вариант развития ума: нелепица - не бессмыслица, а уловить её смысл не всегда легко;
    2. позволяют взглянуть на мир под другим углом;
    3. формирует понимание комичного - чувства юмора.

    Необычное и смешное применение предметов

    Для понимания небылиц, всяких нелепиц полезно начать работу с придумывания необычного применения предметов:

    1. Миску вместо шляпы на голову надеть;
    2. На стуле поскакать, так как у него ножки есть,
    3. Бантик как крылышки кошке прицепить, чтобы летала;
    4. Кастрюлей рыбу ловить;
    5. Тазик для стирки вместо зонтика взять на улицу в дождь…

    Слова можно переиначить: сказать, например, вместо «сугробы» - «снегобы».

    Небылицы в стихах

    Задания на поиск и объяснения небылиц в стихотворении

    1. Найди небылицы и подчеркни их карандашом.
    2. Докажи, почему такого не бывает.

    Путаница-перепутаница 1

    Тёплая весна сейчас.
    Виноград созрел у нас.
    Конь рогатый на лугу
    Летом прыгает в снегу.
    Поздней осенью медведь
    Любит в речке посидеть.
    А зимой среди ветвей
    "Га-га-га" - пел соловей
    Быстро дайте мне ответ,
    Это правда, или нет? (Л. Станичев)

    Лесная небылица

    Как-то летом на опушке
    Куковали три лягушки.
    К ним зайчонок прибежал,
    Клюв открыл и замычал.
    Пролетал над ними лось.
    (Лосю что-то не спалось.)
    Крикнул громко лось с небес:
    - Тише, братцы, это лес!

    Путаница-перепутаница 2

    Лает кошка из лукошка,
    На сосне растёт картошка,
    Море по небу летит,
    Волки съели аппетит.
    Звонко квакают утята,
    Тонко крякают котята.
    Проползла змеёю луковица.
    Получилась перепутаница. (В. Бурыкина)

    Удивительная грядка

    У меня на грядке -
    Крокодил растёт!!!
    А в Москва-реке
    Огурец живёт!
    Осенью на грядке
    Крокодил поспел!
    Огурец в Москва-реке
    Всех лягушек съел!
    Я боюсь, ребятки,
    Что на этот год
    Вырастет на грядке
    Страшный бегемот.
    А в Москва-реке
    Клюнет на крючок -
    Как вам это нравится?-
    Страшный кабачок!
    Ох! Когда ж на грядке
    Будет всё в порядке!? (Ю. Коваль)

    Я не зря себя хвалю...

    Я не зря себя хвалю,
    Всем и всюду говорю,
    Что любое предложенье.
    Прямо сразу повторю.
    Ехал Ваня на коне,
    Вел собачку на ремне,
    А старушка в это время
    Мыла кактус на окне.
    Ехал кактус на коне,
    Вел старушку на ремне,
    А собачка в это время
    Мыла Ваню на окне.
    Знаю я, что говорю,
    Говорил, что повторю,
    Вот и вышло без ошибок,
    А чего хвалиться зря?(Э. Успенский)

    Жили-были...

    Жили-были
    Дед да баба
    С маленькою внучкой,
    Кошку рыжую свою
    Называли Жучкой.
    А хохлаткою они
    Звали жеребёнка,
    А ещё была у них
    Курица Бурёнка.
    А ещё у них была
    Собачонка Мурка,
    А ещё - два козла:
    Сивка да Бурка! (Ю. Чёрных)

    Перепутаница 3

    Погляди-ка, у зайчонка
    Мёду - полных два бочёнка,
    А морковки нету!

    А у рыженькой у белки
    Три морковки на тарелке,
    А орешков нету!

    А орешки - у бычка,
    Два дубовых сундучка,
    А травки-то нету!

    А у Пети-петушка
    Травки целых три мешка!
    А зёрнышек нету!

    У мохнатых медвежат
    В миске зёрнышки лежат,
    А медку-то нету!

    А у Журы-журавля
    Три тарелки киселя,
    А лягушек нету!

    А у Маши в кружке
    Квакают лягушки.
    Лягушонок скачет -
    Что же это значит?

    Это значит,
    Что всё тут перепутано.
    А теперь попробуй сам
    Всё расставить по местам! (В. Данько)

    Эти стихотворные нелепицы можно давать детям на слух, предлагая выполнить какое-то действие, услышав небылицу.

    Рассказы - небылицы

    Цель: поиск небылиц и замена их «рядовым» текстом

    1. Найди небылицы.
    2. Переделай рассказ так, как бывает на самом деле.

    Небылица про Машу и маму.

    Это Маша. Ей шесть лет. Каждое утро Маша ходит на работу. Она продавец. У Маши есть мама. Вечером Маша отводит её в детский сад. Пока Маша работает, мама гуляет, обедает и спит. Мама знает, что утром Маша придёт за ней.

    Небылица про зайца.

    Жил-был в лесу заяц. Он был огромный, рогатый. Все звери его боялись. Как увидят, кто куда прячется. Волк в речку сразу ныряет. Рыбы по норам прячутся. Медведь сразу подальше улетает. А лисица из дупла высоко на дереве выглядывает. Одна серая мышь зайца не боялась. Она боксом занималась. Встанет на пути у зайца, да как начнёт кулачищами махать. Заяц никогда её не обижал. Только съесть грозился.

    Огромная небылица.

    Жил-был в лесище зайчище. Страшилище, каких ни людищи, ни зверищи не видели. Однажды пришёл зайчище на речищу. Видит, плавает крокодилище. Зайчище закричал крокодилищу:

    Плыви сюда. Я на тебе покататься хочу.

    Говорит крокодилище:

    Хаханьки! Беги по водище. Догонишь, покатаю.

    Небылица про умного Ваню

    Услышал Ваня, что в лесу рыбное болото есть. Там даже крокодилы водятся. А рыбы видимо-невидимо. Собрался Ваня на рыбалку. Надел рубашку с короткими рукавами, чтобы комары не покусали. Обулся в сандалии, чтобы ноги не промочить. Взял ведро без дна - рыбу домой нести. Сосед спрашивает:

    Чем рыбу ловить будешь?

    Руками. Схвачу за хвост и не отпущу.

    Много ли рыбы наловит Ваня?

    Небылицы, придуманные детьми

    Цель: придумывание небылиц самими детьми

    После непродолжительного знакомства с "перепутаницами" полезно предложить ребятам придумать небылицы. У некоторых получаются очень интересные, смешные и понятные другим детям короткие тексты, как, например, сочинил семилетний мальчик.

    Небылица про картошку с глазами.

    Жила-была картошка с глазами. Картошка по сторонам все разглядывала, а потом другим картошкам рассказывала. Потом ей надоело это.

    Какие вы глупые. Скучно мне с вами. Пойду я мир посмотреть

    Выпрыгнула из мешка и пошла гулять по кухне. А хозяйка была колдунья. И у неё был день рождения.

    Ты чего тут под ногами путаешься, - спросила она картошку

    Но картошка загордилась и не стала отвечать. Тогда хозяйка превратила гордую картошку в пирожное «картошку» и подала гостям к чаю. А они её и съели с удовольствием. (Кирилл Тихонов, 7 лет)

    Небылицы помогают понять скрытый смысл текста. Смешные короткие тексты также хороши для развития воображения дошкольников. Играя с небылицами, ребёнок начинает прислушиваться к слову, что способствует интуиции.

    Небылицы - это стихотворное или прозаическое повествование со сказочным или фантастическим сюжетом о событиях или действиях, которых не может быть на самом деле. Такие произведения относятся к разновидности сказочного жанра устного народного творчества.

    В них нарочно подчеркивается искажение действительности. Небылицы обожают читать дети, но они должны понимать, что это - шутка или вымысел, тогда такие чтения способствуют развитию фантазии, наблюдательности, смекалки. Самые известные небылицы:

    • стихотворение Корнея Чуковского "Путаница"
    • "Приключения барона Мюнхгаузена" книга Эриха Распе

    Что такое небылица?
    Это значит: Волк и Львица
    Привезли своих ребят
    На машине в детский сад.
    А потом – умчались в горы
    На работу в Детский город,
    Где в «Салоне Доброты»
    Дарят Белочкам цветы.

    Волк работал пастухом
    На «Дошкольной ферме».
    Ездил с огненным кнутом
    На корове вредной.
    Пас детишек-непосед
    На конфетном поле.
    Им рассказывал секрет,
    Как учиться в школе.
    А ребята-сорванцы
    В поле рвали огурцы,
    Угощали пастуха
    И смеялись: «Ха-ха-ха!»

    Ехала деревня
    Мимо мужика,
    Вдруг из под собаки
    Лают ворота.
    Он схватил дубинку
    Разрубил топор,
    И по нашей кошке
    Пробежал забор.
    Крыши испугались,
    Сели на ворон,
    Лошадь погоняет
    Мужика кнутом.

    Дело было в январе
    Первого апреля.
    Жарко было во дворе
    Мы окоченели.
    По железному мосту
    Сделанном из досок,
    Шел высокий человек
    Низенького роста.
    Был кудрявый без волос,
    Тоненький как бочка.
    Не было детей у него
    Только сын да дочка

    Между небом и землёй
    Поросёнок рылся
    И нечаяно хвостом
    К небу прицепился.

    Заяц гонится за львом
    И рычит ужасно.
    Крот под елкой строит дом
    Из рябины красной.

    Была репа важная,
    Дивилась старуха каждая:
    Одним днём
    Не обойдёшь кругом.
    Всей деревней ели
    Целую неделю.
    Одну корку наложили,
    Так телегу обломили!

    По синю морю корабль бежит,
    Серый волк на носу стоит,
    А медведь паруса крепит.
    Заюшка кораблик за верёвку ведёт,
    Лисичка из-за кустика хитро глядит:
    Как бы зайку украсть,
    Как бы верёвку сорвать.

    Встаю я под вечер,
    А утром ложусь.
    Гогочет петух,
    Кукарекает гусь.
    Я платье для куклы
    Стираю метлой
    И в печке дрова
    Зажигаю пилой.
    Вливаю три супа
    В кастрюлю с яйцом.
    Песенка с крышкой,
    Кастрюля с концом.

    Говорят: ты жив, здоров?
    - Нет, лежу в больнице.
    - Говорят: ты сыт по горло?
    - Нет, я сильно есть хочу,
    Хоть корову проглочу!

    По реке плывет корова,
    Обогнала пароход.
    На рогах стоит ворона
    И соломинкой гребет.

    Едет на лисе
    Курица верхом,
    Бежит кочан капустный
    С зайцем кувырком.
    Ловит щука в море
    Сетью рыбака,
    Плавает корова
    В крынке молока.
    Зернышко пшеницы
    Воробья клюет,
    А червяк ворону
    В коробочке несет.

    Из-за тучи, из тумана
    Мужик скачет на баране.
    А за ним на комариках
    Дети скачут в валенках,
    А жена на блошке
    Скачет по дорожке

    Как у вас поживают?
    - На босу ногу топор надевают,
    Сапогом траву косят,
    В решете воду носят.
    Наши сани едут сами.
    А лошади наши - с усами,
    Бегают в подполье за мышами.

    Лошадка травку ела, ела,
    И ей травка надоела.
    В магазин пришла Лошадка
    И купила шоколадку.

    Чудо, чудо, чудеса:
    На пеньке стоит лиса,
    Палочкою машет,
    Два медведя пляшут.
    Вот какие чудеса –
    Два медведя пляшут.
    Зайцы взялись за бока,
    Заплясали трепака,
    Прилетели утки,
    Заиграли в дудки.
    Вот какие чудеса –
    Заиграли в дудки.
    И берёзки в пляс пошли,
    Хороводы повели.
    Солнце засияло,
    Всем теплее стало.
    Вот какие чудеса –
    Всем теплее стало!

    Небылицы придуманные детьми на других страницах сайта "Учат в школе"

    Покупал баран баранки
    На базаре спозаранок
    Накупил баран баранок:
    Для барашков, для овечек
    ДЕСЯТЬ маковых колечек,
    ДЕВЯТЬ сушек,
    ВОСЕМЬ плюшек,
    СЕМЬ лепешек,
    ШЕСТЬ ватрушек,
    ПЯТЬ коржей,
    ЧЕТЫРЕ пышки,
    ТРИ пирожных,
    ДВЕ коврижки
    И ОДИН калач купил –
    Про себя не позабыл!
    А для женушки – подсолнушки.

    По синю морю корабль бежит,
    Серый волк на носу стоит,
    А медведь паруса крепит.
    Заюшка кораблик за веревку ведет,
    Лисичка из-за кустика хитро глядит:
    Как бы зайку украсть,
    Как бы верёвку сорвать.

    Пошёл я на лыко гору драть.
    Вижу: на утках озеро плавает.
    Я срубил три палки:
    Одну еловую, другую берёзовую, третью рябиновую.
    Бросил еловую – не добросил,
    Бросил берёзовую – перебросил.
    Бросил рябиновую – угодил.
    Озеро вспорхнуло, улетело,
    А утки остались.

    Рано утром, вечерком,
    Поздно на рассвете
    Едет барыня пешком
    В ситцевой карете.

    Сидит заяц на сосне –
    Он себе там гнездо свил.
    И кому какое дело,
    Что у зайцев крыльев нет?

    Слетались все птицы:
    Чечетки-сестрицы,
    Кукушка-подружка;
    Воробушек-шурин
    Глазки прищурил;
    Ворона-невеста
    Села на место.
    Только нет жениха.
    Не позвать ли петуха?

    Старый заяц сено косит,
    А лиса сгребает.
    Муха сено к возу носит,
    А комар кидает.
    Довезли до сеновала –
    С воза муха закричала:
    «На чердак я не пойду,
    Я оттуда упаду,
    Ноженьку сломаю,
    Буду я хромая».

    Стуки-стуки, глянь в ворота:
    Верно, в гости едет кто-то:
    Едет целая семья,
    Впереди идет свинья.
    Гусли гусь настроил,
    А петух с трубою.
    Кот и песик удивились –
    Даже помирились.

    Танцевала репка с маком,
    А петрушка с пастернаком,
    Кукуруза с чесноком,
    Наша Таня с казаком.
    А морковка не хотела
    Танцевать, танцевать,
    Потому что не умела
    Танцевать, танцевать.

    Туру, туру, пастушок,
    Калиновый подожок.
    Где ты лето летовал,
    Где ты зиму зимовал?
    - У царя в Москве,
    В золотой губе.
    - Чего царь делает?-
    - Туру ноту пишет,
    На девицу дышит.
    - Девица, девица,
    Сходи за водицей.
    - Я волка боюся.
    - Волки на работе,
    Сова на болоте.
    - Сованька, Сованька,
    Лохматеньки ножки,
    Бегли по дорожке.
    Поповы ребята
    Горох молотили,
    Цепы переломали,
    В овин покидали,
    В курочку пополи.
    Как из курочки перо
    Покатилось
    Под Иваново село.

    Тень-тень, потетень,
    Выше города плетень.
    Сели звери под плетень.
    Похвалялися весь день:
    Похвалялася лиса:
    - Всему свету я краса!
    Похвалялся зайка:
    - Поди, догоняй-ка!
    Похвалялись ежи:
    - У нас шубы хороши!
    Похвалялся медведь:
    - Могу песни я петь!

    Тимошка в лукошке
    Поехал по дорожке.
    Собачка на лычке погумкивает,
    Медведь на цепи порывается,
    Агафон на печи обувается.

    Трах-тах, тарарах,
    Едет мышка на ежах.
    - Подожди колючий ёж,
    Больше ехать невтерпёж,
    Очень колешься ты, ёж!

    У нашего луня,
    У милого друга,
    Сорок кадушек
    Солёных лягушек,
    Сорок амбаров
    Сухих тараканов,
    Пятьдесят
    Поросят –
    Только ножки висят.

    Чепуха, чепуха,
    Это просто враки!
    «Куры съели петуха», –
    Говорят собаки.

    Шла изба по мостику
    И махнула хвостиком,
    Зацепилась за перила,
    Прямо в речку угодила.
    В речке шум, в речке звон!
    Кто не верит - выйди вон!

    Шли бараны по дороге,
    Промочили в луже ноги.
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Стали ноги вытирать,
    Кто платочком,
    Кто тряпицей,
    Кто дырявой рукавицей.

    Между небом и землей
    Поросенок рылся
    И нечаянно хвостом
    К небу прицепился.

    Чепуха, чепуха,
    Это просто враки!
    Сено косят на печи
    Молотками раки.

    Рано утром, вечерком,
    Поздно на рассвете
    Баба ехала пешком
    В ситцевой карете.

    На заборе чепуха
    Жарила варенье,
    Куры съели петуха
    В одно воскресенье.

    Инструкция

    Посмотрите на окружающий мир и выберите какое-нибудь событие в качестве темы. Это может быть случай, ежедневное ритуальное действие, надоевший распорядок или способ выполнения чего-либо, приевшийся недостаток, изъян в или личном качестве человека. В можно привести рассеянность, описанную у С.Маршака.

    Выберите главного героя (известного сказочного персонажа, несуществующее животное) или оставьте себя в этой роли. Например, Иван Топорышкин, крокодил с головой петуха и т.п.

    Модифицируйте принятое за основу событие или явление. Для этого вы можете использовать приемы нарочитого искажения действительности, полных перевертышей, доведения до абсурда, нарушения смысловой сочетаемости слов. Даже орфографические «нарушения» пунктуации изменяют смысл до нелепости, как в небылице «Где поставить запятую?» К.Чуковского. Придумывайте неожиданные и нелепые сочетания слов, несвойственные характеристики (зайцы разлетелись комариками), используйте известные и устоявшиеся фразы (кудыкина гора, снег, угол).

    Рифмуйте небылицы. Под ритм и рифму в голову легче приходит «небывальщина», сходная по звучанию, но абсурдная по смыслу. А это как раз то, что нужно. Но придумывать небылицы можно и в прозе.

    Развивайте сюжет небылицы. Это могут быть превращения главного героя, неожиданное исполнение его желаний, перемещение во времени или . Как, например, герои «Путаницы» получили возможность делать, что хотят. А в мультфильме «Падал прошлогодний снег», снятом кинорежиссером А.Татарским, «что хочешь, то и случается».

    Сделайте небылицы, какой-то вывод из придуманной ситуации, может быть нравоучение, как в басне. Например, Г.Сапгир в небылице «Крокодил и » закончил тем, как каждый остался выгодным приобретением, а К.Чуковский в «Путанице» донес мысль, что попытка быть тем, кем ты не являешься, хорошим не закончится.

    Источники:

    • Небылицы детские

    Дети очень любят слушать невероятные истории, наполненные приключениями и чудесами. Но в этот момент ребенок оказывается пассивным слушателем. Не лучше ли соединить приятное с полезным и помочь ему сочинить сказку самому?

    Инструкция

    Сочинение сказок – это эффективный педагогический прием. В этом творческом процессе у ребенка активизируется и пополняется словарный запас, он усваивает грамматическое строение родной речи, а рассказывая , он развивает и устную речь.

    Начать сочинение сказки можно, занимаясь параллельно другими делами. Если ваш малыш 3-4 лет, то полностью сочинить сказочный он не сможет. Поэтому здесь лучше применить прием «закончи сказку». Вы рассказываете очень простую сказку с линейной сюжетной линией. Дойдя до самого интересного момента, вы останавливаетесь и спрашиваете: «Как ты думаешь, чем все закончилось?» Если малыш в затруднении, задавайте ему наводящие вопросы. На все предложения ребенка реагируйте эмоционально. Если в кто-то испугался, изобразите испуг, если удивился, то удивление. Так вы поможете ему соотносить эмоции с речью. Сочинение концовки к сказке поможет ребенку сформировать умение заканчивать мысль, осмыслять и понимать услышанное. Со временем он сможет сочинять концовку сам, не прибегая к вашей помощи в виде наводящих вопросов.

    Второй прием – это составление сказки по серии картинок. Для этого предпочтительней использовать логопедические тетради. Регулярно обновляйте сюжетный ряд, чтобы ребенку не надоело сочинять сказку. Имейте в виду, что создание сюжетов по картинкам вызывает наибольшую сложность в школе. Цель подобных упражнений – сформировать умение подбирать глаголы действия, описания, составлять