• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Физическая подготовка - это процесс, направленный на укрепление и сохранение здоровья, формирование качеств. Специфика содержания физической подготовки юных спортсменов заключается в развитии основных физических качеств - силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости, необходимых для достижения высоких результатов в спорте. Физическими двигательными качествами принято называть отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека. Уровень их развития определяется не только физиологическими возможностями его органов и систем, но и психологическими факторами, в частности степенью развития интеллектуальных и волевых качеств .

    Различают общую (ОФП) и специальную (СФП) физическую подготовку юного футболиста. ОФП представляет собой процесс всестороннего развития физических качеств, не специфических для избранного вида спорта, но так или иначе обуславливающих успех спортивной деятельности. ОФП создает основу для специальной подготовки. Содержание ОФП зависит от спортивной специализации. СФП это процесс развития физических качеств, специфичных для избранного вида спорта.

    Существует обратная зависимость между возрастом юных спортсменов и удельным весом средств ОФП в тренировке. Чем младше дети, тем больше должен быть уделен вес ОФП. С ростом квалификации юных спортсменов из года в год увеличивается вес СФП и соответственно уменьшается ОФП.

    Стратегия тренировочных нагрузок при многолетней подготовки предполагает определенное соотношение средств общей и специальной физической подготовки, особенно на этапах предварительной подготовки и начальной спортивной специализации. В практике начинает все в большей и большей степени проявляется тенденция использования специальных средств для повышения уровня физической и функциональной подготовленности юных спортсменов. Данные многих научных исследования свидетельствуют о том, что путь замены средств общей физической подготовки специальными упражнениями не является достаточно эффективным .

    Так, олимпийский чемпион Ю. Власов (1978) писал: «Нельзя замыкаться в узкоспециализированных тренировках. Мы, например, с моим тренером много работали на гимнастических снарядах; пожалуй, первые ввели кроссы. И вот эта общефизическая выносливость дала мне специальную выносливость» .

    Что же касается подготовки юных спортсменов, то принцип всесторонней подготовленности по-прежнему относится к числу ведущих. Это заключение подкрепляется большим числом исследований. Например, из работы Ю. В. Верхошанского (1996), проведенной на спортсменах различной квалификации, следует, что если функциональная роль специфических особенностей заключается в прямом содержательном обеспечении ведущей двигательной способности, то не специфические особенности выступают как вспомогательный фактор, роль которого становится заметнее там, где наступает утомлении .

    Кроме того, экспериментально и всем опытом практики доказано, что максимальный прогресс спортсмена требует в качестве самого необходимого условия роста функциональных возможностей организма, постоянного расширения навыков и умений, повышением общей двигательной культуры. Иными словами, применительно к юношескому спорту не должно быть противопоставления спортивной специализации и разносторонней подготовке. Последняя является не самоцелью, а мощным средством создания прочного фундамента спортивного мастерства.

    Основываясь на результатах научных исследований, обобщения опыта работы лучших тренеров и спортивной школы, можно рекомендовать следующее соотношение средств общей и специальной физической подготовке на различных этапах. Этап начальной спортивной специализации - ОФП - 75-65 %, СФП - 25-35 %. Этап углубленной тренировки ОФП - 40-30 %, СПФ - 60-70 %.

    При планировании объемов работы по общей физической подготовке следует учитывать периоды наиболее выраженного прироста соматических признаков. В частности, у мальчиков они наблюдаются в возрасте 8, 11, 14 лет. В это время целесообразно шире использовать средства общей физической подготовки.

    По мере повышения мастерства юных спортсменов заметно меняется направленность общей физической подготовки. По своему содержанию она нацелена на развитие тех «базовых» качеств, которые лежат в основе специальных. Один из действенных путей достижения этого - широкое использование упражнений из других видов спорта, который по своей структуре и не соответствуют основному двигательному навыку, но являются более эффективными для развития отдельных физических качеств, повышение функциональных возможностей юных спортсменов. Применение упражнений с других видов спорта, с одной стороны, обогащает запас двигательных качеств, необходимых спортсмену .

    Как известно, не специфические средства разностороннего физического развития могут применятся для решения других задач:

    • -для восстановления, переключения, повышения эмоциональности занятий;
    • -для поддерживания достигнутого уровня развития отдельных качеств и функциональных показателей;
    • -для повышения «базовых» качеств и общей работоспособности.

    Таким образом, для повышения мастерства юных спортсменов существенное значение имеет применение разнообразных тренировочных средств. На этапах предварительной подготовки, начальной спортивной специализации эти средства способствуют повышению уровня основных физических качеств и обогащают юных спортсменов широким кругом двигательных навыков. На более поздних этапах специализации содержащей общей физической подготовки в большей мере должно быть приближено по своему воздействию к основному виду спорта и обеспечить развитие специфических качеств .


    Дата: 2011-01-27

    Общая физическая подготовка (ОФП)


    Читая лекции в национальном университете физического воспитания и спорта студентам всех курсов, обнаружил, что основы современного тренировочного процесса сидят в их сознании так, как здоровый коренной зуб сидит в челюсти. Плохо ли это?

    Думаю, что нет. Разве у них есть выбор? Они добросовестно усваивают те подходы к тренировочному процессу, которые успешно применяются во всем мире.

    Я о другом. О том, что у студентов нет даже тени сомнения в правильности современных подходов. Другими словами, с критическим подходом к тем знаниям, которые они получают, есть проблема.

    В этой статье хотел бы поговорить о фундаментальном базисе тренировочного процесса – общей физической подготовке (ОФП) футболистов. А что тут говорить? – спросите Вы.

    ОФП и в Африке – ОФП. Без ОФП тренировочный процесс немыслим. Так ли это?

    Студенты-оппоненты даже не представляют, как можно выработать выносливость без ОФП. Неужели нельзя? Можно!

    Что такое футбольное искусство? Это «физика» плюс техника. Правильно? Думаю, мало, кто будет возражать здесь.

    Если с «физикой» все более или менее в норме, то, что мы имеем с техникой? А вот с техникой более чем серьезные проблемы. Давайте обратимся к элементарной логике.

    Если футбол это «физика» плюс техника, то, при удовлетворительном уровне «физики», необходимо заняться техникой. А когда?

    Когда заниматься главнейшим сегментом в тренировочном процессе, если практически все время съедает ОФП и двусторонняя игра плюс квадраты и разминочные упражнения? Ответ напрашивается сам собой.

    Можно ли «физикой» забивать голы? Нет. Голы забиваются с помощью техники. Тогда необходимо заниматься техникой. Вроде бы, все логично, не правда ли?

    А как же тогда «священная корова» современного тренировочного процесса – ОФП? С одной стороны, атлет не умеет забивать.

    С другой стороны, у дистрофика, умеющего забивать, не хватит сил для этого. Как же быть?

    Чем больше углубляешься в эту проблему, тем четче понимаешь, что проблемы-то здесь никакой и нет вовсе. Все становится на свои места тогда, когда «священная корова» тренировочного процесса, ОФП, лишается своей священности.

    Что я имею в виду? Да то, что ОФП преобразуется в ФП, как следствие ежедневной работы над техникой! Вот где «собака порылась», как сказал в свое время Горбачев.

    Ответьте на простой вопрос.
    Для того, чтобы ударить по воротам, нужно затратить какую-то энергию? Разумеется.

    Для того, чтобы сделать пас или принять мяч, нужно потрудиться? Пусть немного, но придется. Согласны?

    А если в течение двадцати минут Вы ударите по воротам сто двадцать раз? Как Вы думаете, почувствуете какую-то нагрузку? Вне всяких сомнений.

    А если за десять минут 150 раз примете мяч попеременно левой и правой ногой? Почувствуете, что не сидите в кресле? Ответ очевиден.

    Если Вы будете использовать в тренировочном процессе специальное тренажерное оборудование, то в течение часа сделаете около тысячи повторений, которые поспособствуют эффективному и быстрому формированию мышечной памяти того или иного движения. После такой тренировки у Вас не только желания, но и физических сил не хватит ни на какой ОФП.

    Физическая подготовка футболистов должна формироваться в процессе специальных тренировок по шлифовке не только ударов и приемов мяча, но и по отработке командных действий, по отработке командных заготовок.
    Только в этом варианте, Ваша команда будет иметь не только высокие технические кондиции, но и приличную «физику», которую Вы сформируете в процессе овладения техническими приемами.

    Тенденция реформирования тренировочного процесса должна быть в увеличении доли технической подготовки за счет уменьшения доли ОФП.
    Если Вы будете очень серьезно подходить к технической подготовке футболистов, то на ОФП Вам просто напросто не хватит никакого времени!

    Выбирайте: либо иметь приличную мышечную массу плюс «дыхалку», которыми не забивают голы, либо овладеть высокой техникой и приобрести ту же мышечную массу и «дыхалку» в процессе овладения этой техникой.
    Понимаю, что в жизни ничего идеального не получается.

    Но. Если доля ОФП в Вашем тренировочном процессе будет занимать не больше 10%, а 90% будет посвящено технике, то Вашей команде гарантировано большое будущее, впрочем, как и настоящее. Для отработки техники не нужна «физика»?

    А Вы пробовали? Когда попробуете, тогда и поговорим. А двусторонняя игра должна занимать более скромное место в тренировочном процессе, нежели она занимает.

    Эта тема, как и многие другие бесконечна. Поэтому, главное – вовремя остановиться, что я и делаю. Всем удачи.

    Да, чуть не забыл. Это статью я помещаю в категорию «футбольная наука». Почему? Многие считают, что наука это то, где выражаются непонятными терминами и украшают свои сентенции малопонятными графиками и формулами.

    Эта наносная научность. Наука есть там, где решаются проблемы, которые не разрешались многими десятилетиями. Наука это указание пути, по которому нужно двигаться для достижения желанных результатов.

    А специфика самого движения по этому пути это уже парафия практиков и только их. Вот теперь, кажется, все сказал.

    6.9.1. Цель и задачи

    Основными задачами физической подготовки являются: укрепление здоровья юных футболистов, повышение морфофункциональных возможностей, воспитание и совершенствование двигательных качеств. Выделяют общую и специальную физическую подготовку. Общая физическая подготовка (ОФП) предусматривает разностороннее развитие физических способностей, специальная (СФП) развитие физических качеств и функциональных возможностей, специфических для футболистов.

    В качестве основных средств ОФП применяют различные виды спорта (лыжный спорт, плавание, гимнастика, легкая атлетика и другие).

    Специальная физическая подготовка строится с учетом характера игровой деятельности, способствует совершенствованию и эффективному использованию технического и тактического мастерства. Упражнения по СФП выполняют не только с мячом — ведение на максимальной скорости (быстрота, выносливость); финты, обводка стоек (ловкость); удары по мячу и вбрасывание, отбор и перехват мяча в подкате и в прыжке (скоростно-силовые способности), но и без мяча (спортивные и подвижные игры).

    В процессе многолетней тренировки объем средств ОФП и СФП постепенно возрастает, причем из года в год увеличивается удельный вес СФП. Так, на начальном этапе объем упражнений по СФП составляет 25-30%. По мере повышения уровня общей физической подготовленности, создающей основу для воспитания специальных физических качеств, на этапе спортивной специализации удельный вес СФП увеличивается до 50-60%. На этапе спортивного совершенствования объем средств СФП составляет 70-80%. Только при рациональном соотношении средств общей и специальной физической подготовки возникают благоприятные предпосылки для постоянного повышения мастерства юных футболистов.

    Задачи физической подготовки меняются в зависимости от этапа и возрастных особенностей юных футболистов.

    На этапе начального обучения необходима для повышения уровня ОФП, ля правильного формирования основных двигательных функций.

    Этап спортивной специализации связан с всесторонней физической подготовкой.

    На этапе спортивного совершенствования направлена на совершенствование физических качеств с более выраженной индивидуальной специальной направленностью.

    В процессе многолетней подготовки футболистов на ее начальном этапе (8-10 лет) упражнениям по общей физической подготовке уделяется до 75% времени.

    По мере повышения уровня общей физической подготовленности большое значение приобретает специальная физическая подготовка. На этапе спортивной специализации объем упражнений по СФП еще более увеличивается.

    В процессе физической подготовки важное место занимает индивидуализация тренировочной нагрузки и по величине, и по направленности, так как юные футболисты одной возрастной группы по уровню физической подготовленности и развитию качеств весьма различны.

    Индивидуализация тренировочных нагрузок необходима также в связи с подготовкой футболистов разного игрового амплуа.

    6.9.2. динамика развития физических качеств у юных

    футболистов

    Выносливость. Общая выносливость у юных футболистов с возрастом увеличивается. Причем это увеличение носит неравномерный характер. Несущественный рост ее величины на этапе начального обучения (возрастет 8 до 10 лет) сменяется резким приростом в возрастных группах от 11 до 16 лет (этап специализации). После 16 лет (этап спортивного совершенствования) наблюдается снижение темпов прироста общей выносливости. Увеличение аэробного компонента выносливости, связанное с естественным приростом, а также с воздействием тренировочных и соревновательных нагрузок, заканчивается в основном к 20-21 году.

    Существенная динамика скоростной выносливости наблюдается в возрасте 12-15 лет. Естественный прирост скоростной выносливости заканчивается к18-19 годам, и ее уровень составляет 90-95% соответствующего уровня взрослых футболистов.

    Скоростные возможности. Скорость бега у юных футболистов значительно увеличивается с 8-летнего возраста и, по существу, к 17-18 годам достигает уровня взрослых футболистов. За период подготовки (от 8 до 18 лет) скоростные возможности юных футболистов повышаются в среднем на 20-25%.

    Изменение скорости бега с возрастом происходит неравномерно. Этап начального обучения не отличается выраженным ростом скоростных способностей. Прирост скорости бега на этом этапе не превышает 3-4%. Наибольший прирост ее величины заметен в период с 11 до 15 лет. Так, прирост скорости бега на 15 и 30 м в этот период составляет около 17%. Это говорит о том, что этап специализации является предпочтительным, с точки зрения воспитания скоростных возможностей юных футбол истов.

    На период от 15 до 18 лет приходится около 5% прироста этого физического качества. Факт стабилизации скорости бега у 17-18-летних футболистов на уровне взрослых квалифицированных спортсменов говорит о том, что в дальнейшем значительного естественного прироста скорости не предвидится и можно лишь совершенствовать ее в процессе круглогодичной тренировки.

    Скоростно-силовые качества. В период от 8 до 11 лет темпы прироста скоростно-силовых качеств незначительны и не превышают 7-8%. Это связано с низкими возможностями детей данного возраста.

    Этап спортивной специализации характеризуется ускоренными темпами роста рассматриваемого качества. Существенный прирост скоростно-силовых качеств на этом этапе объясняется повышением скоростных качеств (особенно быстроты, темпа движения) в возрасте от 10-11 до 13-14 лет и естественным ростом силовых возможностей детей и подростков в 14-16 лет. Эту зависимость и закономерность повышения скоростно-силовых качеств необходимо учитывать при выборе средств и

    Методов при их воспитании.

    Этап спортивного совершенствования характеризуется снижением темпов прироста скоростно-силовых качеств. Рост скоростно-силовых качеств стабилизируется к 19-20 годам.

    Анализ динамики развития физических качеств у юных футболистов разного возраста показывает следующее:

    с возрастом, начиная с этапа начальной подготовки, все физические качества имеют тенденцию к росту;

    на этапе наибольшего естественного роста оптимальное воздействие тренировочной нагрузки может ускорить прирост данного качества;

    стабилизация показателей разных физических качеств на уровне взрослых футболистов происходит в разных возрастных группах: скорость достигает наивысших показателей в возрасте 16-17 лет, скоростная выносливость и скоростно-силовые качества - к 18-19 годам, общая выносливость и сила - к 20-22 годам (рис. 66);

    наиболее благоприятный возраст для воспитания скорости бега — 11-13 лет, скоростно-силовых качеств 13-15 лет, общей выносливости 12-16 лет, силы — 15-18 лет.

    Рис. 66. Возрастная динамика физических качеств юных футболистов

    (в % по отношению к средним показателям взрослых квалифицированных футболистов)

    6.93. Средства и методы

    Этап начальной подготовки

    На начальном этапе наиболее эффективна разносторонняя тренировка. Чрезмерное увлечение узкоспециализированными упражнениями нередко приводит к задержке роста мастерства на следующих этапах.

    У детей 8-10 лет наблюдаются наиболее благоприятные возможности для развития ловкости, гибкости и быстроты.

    Важное значение на этапе начальной подготовки имеет развитие ловкости, которая создает основу для успешного овладения сложными в координационном отношении действиями. Причем воспитание ловкости на данном этапе должно идти, прежде всего, по пути образования ее общей базы, вследствие чего на дальнейших этапах подготовки будет воспитываться специальная ловкость футболиста. На этом этапе футболистов обучают широкому кругу разнообразных двигательных действий. Наиболее распространенным методом воспитания ловкости на данном этапе будет игровой. При воспитании ловкости как способности овладеть новыми движениями используемые упражнения постоянно должны включать элементы новизны. По мере автоматизации навыка значение данного упражнения с точки зрения воспитания ловкости снижается.

    В целях развития ловкости применяют подвижные игры, эстафеты с комплексом различных движений (бег, прыжки, повороты, броски и ловля мячей), упражнения из акробатики (кувырки вперед и назад, кувырки после прыжков, сочетание кувырков с поворотами), прыжковые упражнения (прыжки в длину, высоту, тройные, пятикратные, с поворотом на 90°, 180°, в приседе и т.п.), беговые упражнения (бег по «восьмерке», по дуге вправо и влево, скрестным и приставным шагом, бег по меткам и т.п.).

    Упражнения, направленные на развитие ловкости, довольно быстро ведут к утомлению. Поэтому их целесообразно проводить в начале тренировочных занятий, а также после интервалов отдыха.

    Этап начальной подготовки наиболее благоприятен для развития гибкости , поскольку организм детей в этом возрасте более пластичен, чем в последующие периоды развития, когда по мере окостенения хрящевых тканей уменьшается подвижность в сочленениях. При воспитании гибкости важно обеспечить широкое и гармоничное развитие подвижности во всех суставах. При этом большее внимание следует уделять тем звеньям опорно-двигательного аппарата, которые преимущественно несут нагрузку в деятельности футболистов.

    Основными средствами для воспитания гибкости являются упражнения на растягивание. Для данного возраста особенно полезно применять упражнения в активном динамическом режиме. Это, как правило, упражнения из основной или вспомогательной гимнастики (ОРУ), избирательно воздействующие на те или иные группы мышц, связок (махи и вращательные движения туловищем, вращательные движения в голеностопном и тазобедренном суставах). Активные упражнения различаются по характеру выполнения: однофазные и пружинистые; маховые и фиксированные; с отягощениями и без отягощений.

    Основной метод развития гибкости - повторное выполнение упражнений с постоянно возрастающей и возможно полной амплитудой движений. Темп выполнения упражнений на гибкость устанавливается в зависимости от их характера и целевого назначения, а также от уровня подготовленности занимающихся.

    При развитии быстроты , прежде всего, уделяют внимание следующим ее компонентам: быстроте двигательной реакции, быстроте отдельных движений, способности в короткое время увеличивать темп движений. Предпочтение отдается игровому методу, в котором проявляются естественные формы движений и нестереотипные способы их выполнения; упражнениям, выполняемым в виде эстафет на заранее обусловленные сигналы (звуковые, зрительные), для футболистов этого возраста пробегаемая дистанция в одном повторении не должна превышать 15-20 м. Важно, чтобы каждое повторное выполнение не приходилось на фазу недовосстановления.

    На этом этапе целесообразно развивать скорость бега с помощью игры в футбол и упражнений с выполнением технических элементов. Игровые упражнения и различные эстафеты (рывки на короткие дистанции, с изменением направления, в сочетании с прыжками и т.д.) позволяют поддерживать интерес ребят к их выполнению.

    Целенаправленных занятий на воспитание скоростно-силовых качеств, общей и скоростной выносливости на этапе начальной подготовки, как правило, не проводится. Воспитание этих качеств проходит в основном в занятиях с комплексной направленностью.

    Этап спортивной специализации

    Этап спортивной специализации характеризуется хорошей базой общей физической подготовки (состояние здоровья, осанка, координационные и функциональные возможности). Основная направленность физической подготовки на данном этапе — воспитание качеств быстроты и общей выносливости, специальной ловкости и гибкости футболистов, становление базы скоростно-силовых возможностей.

    Ловкость футболистов воспитывается как неспецифическим и упражнениями, применяемыми на этапе начальной подготовки (подвижные и спортивные игры, эстафеты, прыжки и бег), так и специфическими (упражнения с мячами). Причем объем упражнений неспецифического характера постепенно уменьшается, а их сложность и новизна увеличиваются.

    При выполнении упражнений нужно стремиться к согласованности движений (Например, согласованность в переходе от бега к прыжкам, кувыркам, бегу спиной вперед, приставным шагом). При этом формируются способности осваивать Координационно сложные действия.

    Основными средствами развития гибкости являются общеподготовительные и специальноподготовительные упражнения на растягивание, выполняемые с большой амплитудой. Эти упражнения подразделяются на активные, пассивные (с помощью партнера) и комбинированные. Метод воспитания гибкости — повторный. В среднем количество повторений упражнения должно достигать 10-15 раз.

    динамические упражнения на растягивание выполняют, постепенно увеличивая амплитуду до максимума. Сигналом к прекращению повторений служит сокращение амплитуды движений. Футболисты, как правило, применяют упражнения для нижних конечностей (махи ногами, круговые движения в тазобедренном, голеностопном суставах).

    Для воспитания быстроты применяют соревновательный повторный и игровой методы. Причем в эстафеты включают выполнение элементарных технических приемов (например, удара по мячу, передачи мяча). Стартовать в эстафетах целесообразно из разных исходных положений. На данном этапе при воспитании быстроты используют также метод динамических усилий. Это упражнения в прыжках, в чередовании прыжков с рывками.

    При воспитании скорости бега с помощью повторного Метода необходимо соблюдать следующие характеристики:

    1.Интенсивность упражнения должна быть максимальной, чтобы противостоять «стабилизации» скорости, Можно использовать ряд методических приемов (бег в облегченных условиях — под гору; чередование рывков в усложненных условиях — в гору с рывками, под гору и т.п.).

    2. длительность выполнения рывка зависит от длины пробегаемого расстояния (10-20 м — стартовая скорость и 30-40 м — дистанционная скорость).

    3. длительность пауз отдыха зависит от длины пробегаемой дистанции. В беге на 15-20 м она должна составлять 45-60 с, а в беге на 30-40 м — 75-90 с. Уменьшение длительности интервалов отдыха способствует совершенствованию скоростной выносливости.

    4. Характер пауз отдыха — легкая пробежка, ходьба, жонглирование. При этом ЧСС перед последующим повторением должна находиться в пределах 120-130 уд/мин.

    Упражнения целесообразно выполнять сериями по 10 повторений (в зависимости от длины отрезков) в каждой. Количество серий — от 2 до 4. Упражнения должны быть хорошо освоены и достаточно просты в технико-тактическом плане, чтобы футболист мог развивать на дистанции максимальную скорость.

    Воспитание скоростно-силовых качеств проходит с помощью метода динамических усилий. Причем оно неразрывно связано с воспитанием быстроты движения. Основные средства прыжковые упражнения (прыжки на одной, двух ногах; с ноги на ногу; выпрыгивание вверх после короткого рывка с имитацией удара головой; прыжки на одной, двух ногах с продвижением и подъемом бедра вверх; различные сочетания рывков и прыжков).

    Не менее эффективным методом воспитания скоростно-силовых возможностей служит ударный метод, стимулирующий мышцы ударным растягиванием, которое предшествует активному усилию. Этот метод предполагает выполнение прыжков в глубину с высоты от 30 до 50 см (в зависимости от возраста юных футболистов) с последующим мгновенным выпрыгиванием вверх или вверх - в сторону.

    Наиболее эффективные методы воспитания общей выносливости — равномерный метод, варианты переменного и игрового. Основные характеристики равномерного метода — интенсивность и длительность. Интенсивность упражнения должна находиться на уровне 70-85% от максимальных аэробных возможностей (МПК) футболиста. При этом ЧСС во время выполнения упражнения должна находиться в пределах от 150 до 160-175 уд/мин. Длительность упражнения зависит от его интенсивности и находится в пределах от 10 до 30-40 мин. В качестве средств используют другие виды спорта (плавание, кроссы, лыжный спорт, хоккей и т.д.), различные подвижные игры, а также специальные игровые и технико-тактические упражнения (футбол на уменьшенных площадках с сокращенным количеством игроков; удары по воротам после ведения мяча, обводки стоек; передачи мяча в движении в парах, тройках; игры в «квадрат» — 4х2, 5х3, 5х2 на площади разных размеров).

    Скоростная выносливость воспитывается на базе хорошей общей выносливости и скорости бега. В связи с этим этап спортивной специализации наиболее эффективен для ее воспитания. Основными методами воспитания скоростной выносливости являются повторный и интервальный. Основные характеристики повторного метода соответствуют тем, которые применяют при Воспитании скоростных возможностей. Различие лишь в длительности и характере пауз отдыха между повторениями. Критерием правильного выбора длительности и характера пауз отдыха может служить ЧСС перед последующим повторением, равная 140±10 уд/мин.

    Характеристики упражнений интервального метода должны отвечать следующим требованиям:

    1. Интенсивность работы, определяемая скоростью передвижения, должна быть близка к предельной (от 95% до максимальной, ЧСС в пределах 180-190 уд/мин).

    2. длина отрезков подбирается такой, чтобы время работы длилось от 20-30 с до 1,5-2 мин.

    3. длительность интервалов отдыха между последующими повторениями сокращается (от 5-8 мин между первым и вторым повторением до 2-3 мин между третьим и четвертым).

    4. Характер паузы отдыха между повторениями — малоинтенсивная работа (жонглирование мячом, передачи и остановки мяча на месте, удары по воротам без рынков и пробежек).

    5. В каждой серии упражнений не должно быть более 3-4 повторений.

    6. Время отдыха между сериями должно быть достаточным для ликвидации значительной части лактатного долга (не менее 15-20 мин, в интервалах между сериями можно использовать малоинтенсивные упражнения на технику футбола).

    7. Количество серий — от 2 до 3 в одном занятии.

    Примером упражнений, выполняемых с помощью интервального метода и направленных на воспитание и совершенствование скоростной выносливости, могут быть следующие:

    удары по воротам (рис. 67). Защитник, обегая стойку, противодействует нападающему, пытающемуся забить гол после передачи тренера;

    два нападающих производят серию рынков без пауз отдыха. При этом крайний нападающий после ведения мяча на максимальной скорости делает передачу в зону штрафной площади, откуда центральный нападающий производит удар по воротам (рис. 68);

    единоборство защитника и нападающего (рис. 69). Задача нападающего — забить все мячи в ворота финтом, обманув защитника, который должен помешать провести удар в ворота. Игроки не имеют права переходить линию штрафной площади. Задача нападающего — забить как можно больше и быстрее мячи в ворота;

    группа футболистов поочередно посылает мячи в разные точки штрафной площади верхом. Задача защитника — пытаться выбить их ногой или головой из штрафной в обратном направлении, пока они не коснутся земли (рис. 70);

    группа футболистов поочередно посылает мячи в разные точки штрафной площади верхом. Задача нападающего — забить мячи в ворота ногой или головой после одного или двух касаний мяча о землю (рис. 71);

    команда А владеет двумя-тремя мячами и располагается на линии ворот, а команда Б — на средней линии. По сигналу игроки команды А передают мячи друг другу. Задача команды А — как можно дольше удержать хотя бы один мяч, а игроки команды Б должны выбить эти мячи за пределы поля. Выигрывает команда, дольше владевшая мячами (рис. 72).

    Сила в ее чистом виде в незначительной степени проявляется в соревновательной деятельности футболистов. Поэтому при воспитании силы тренер должен рассматривать ее лишь как базу для воспитания и совершенствования скоростно-силовых качеств.

    Основным методом воспитания силы футболистов является метод повторных усилий. Его суть заключается в том, что футболисты выполняют упражнение (например, поднятие штанги или приседание со штангой) с отягощением 60-80% от предельно возможного. Причем количество повторений одной серии не должно превышать 10-12, а количество серий — не более двух-трех. Наиболее эффективны последние повторы. Этот метод позволяет избирательно воздействовать на развитие силы различных групп мышц.

    Этап спортивного совершенствования

    Этап спортивного совершенствования характеризуется высоким уровнем развития большинства физических качеств, которые достигают 80-100% соответствующего уровня взрослых футболистов. Исходя из этого, можно говорить лишь о дальнейшем совершенствовании качеств быстроты, ловкости и гибкости, а также скоростно-силовых качеств в процессе круглогодичной тренировки. При совершенствовании этих качеств в основном применяют те методы и средства, которые использовались на этапе углубленной спортивной подготовки.

    для дальнейшего развития общей выносливости наряду с равномерным и переменным методами применяют игровой метод. Широко используют игры, игровые и технико-тактические упражнения, интенсивность которых достигает 75-85% от МПК, ЧСС находится в зоне 165-175 уд/мин.

    Кроме указанного метода для воспитания общей выносливости используют интервальный метод с дозированными фазами нагрузки и отдыха. В данном методе интенсивность работы поддерживается в зоне субмаксимальной мощности (интенсивность около 90%, ЧСС достигает 170-180 уд/мин; продолжительность рабочей фазы — в пределах 1-2 мин (сигналом к окончанию отдыха может служить уменьшение ЧСС до 120- 140 уд/мин); число повторений определяется возможностью сохранять по ходу упражнения заданные параметры без существенного удлинения интервалов отдыха.Интернет-магазин футболок Майки 2.0

    Основные методы воспитания скоростной выносливости на данном этапе подготовки — повторный и интервальный. По сравнению с этапом углубленной подготовки в упражнениях, проводимых по интервальному методу, в каждой серии увеличивается объем скоростной работы. В то же время уменьшается длительность пауз между повторениями и сериями. Величина нагрузки может также варьироваться за счет разного соотношения времени работы и отдыха.

    Воспитание силы на данном этапе производится в основном с помощью метода повторных усилий. В тренировочных занятиях в большей степени следует учитывать «структурное соответствие» силовых упражнений специфике игры. В то же время не должна прекращаться работа над укреплением мускулатуры всего тела.

    Чтобы более разносторонне воздействовать на силовые способности футболистов, создать условия, приближенные к футболу, повысить эмоциональность занятий, следует использовать как парные (например, борьба за мяч), так и групповые игровые упражнения (например, игра в футбол с наездниками). Причем необходимо четко дозировать нагрузку по времени и величине отягощения.

    6.9.4. Контроль физической подготовленности

    Педагогический контроль является одной из форм оценки подготовленности юных футболистов. В качестве тестов должны использоваться те, которые позволят оценивать все основные физические качества футболистов. Выбираются упражнения для оценки, как общего, так и специального развития двигательного качества.

    В табл. 7 даны основные показатели в тестах, применяемых в контроле уровня физической подготовленности юных футболистов. Упражнения (тесты) для оценки силы, общей и скоростной выносливости выполняются одним повторением. Для оценки уровня скорости, скоростно-силовых качеств, ловкости и гибкости упражнения выполняют 2-З раза. В качестве исходного берут лучший результат.

    Контроль физической подготовленности должен производиться регулярно из года в год совместно с контролем уровня технического мастерства.

    Таблица 7. Контрольные нормативы общей и специальной физической подготовки юных футболистов

    Продолжение табл. 7.

    Просмотров: 65958

    Общая физическая подготовка и специальная физическая подготовка играют огромную роль в футболе. От ОФП и СФП зависит эффективность групповых, командных и индивидуальных технико-тактических действий. Как бы не был готов футболист технически и тактически, если он плохо бежит, слаб, не вынослив, нет скорости и координации и вообще плохо готов функционально,то он никогда не добьется успеха.

    Поверьте нам, в футболе большие проблемы с ОФП. Даже «топовые» команды минимально занимаются функциональной подготовкой футболиста, тренеру важны технико-тактические действия, команда большее время находится в соревновательном периоде, в котором времени для развития качеств не предусмотрено, да и в «межсезонке» то же самое -работа с мячом и товарищеские игры. Когда же развивать скорость, выносливость, силу?

    В итоге в профессиональном футболе остаются единицы, которым от природы без тренирования даны взрывные качества, быстрота и сила.Плюс проблема акселератов и ретардантов, то есть кто-то развивается быстро, а кто то медленно, но к сожалению футбольных тренеров это не волнует, им нужно показать результат — здесь и сейчас.

    Мы помогаем совершенствовать спортсмена, даем возможность поверить в себя, ведь в каждом можно развить и улучшить необходимые качества футболиста, окрылить на победы, сохранить и приумножить здоровье.

    Игра в футбол характеризуется высокой двигательной активностью футболистов, проявляющейся в различных формах перемещений (прыжки, бег, ускорения, рывки с изменением направления). В среднем футболист за матч пробегает от 8 до 12 км, а объем скоростной работы составляет 1800-2200 м. Специфику футбола определяют действия с м ячом, к которым относятся: удары, ведение, остановки, обводка, ввод мяча из за боковой линии и техника игры вратаря.

    Действия футболистов во время игры носят преимущественно динамический характер, где интенсивность выполняемой работы постоянно колеблется от умеренной до максимальной. Все это предъявляет очень высокие требования к физической подготовленности футболистов. Деятельность во время игры во многом зависит от индивидуальных психофизиологических особенностей каждого игрока, от способности футболистов переносить высокоинтенсивные тренировочные и соревновательные нагрузки. Одним из основных показателей, характеризующих интенсивность в футболе, считается уровень расхода энергии игроком в процессе игры. Интенсивность при этом выражается либо в калориях, либо в количестве потребляемого кислорода.

    Исследования ученых и специалистов в области футбола показали, что футболисты во время игры 60-80% времени работают в режиме 80-100% от величины максимального потребления кислорода (МПК). Средняя величина потребления кислорода у футболистов составляет в пределах от 3,3 до 4,5 л/мин. Энергозатраты за матч составляют 1500-2000 ккал.

    Высокие величины энергозатрат приводят к увеличению работы сердечно-сосудистой системы организма футболиста в 8-12 раз по сравнению с ее деятельностью в состоянии покоя.
    Частота сердечных сокращений (ЧСС) у футболиста во время игры колеблется от 130 до 200 уд./мин, а в тренировочных занятиях может достигать и 220-230 уд./мин. Пульсовая стоимость игры футболистов составляет 14500-16000 сердечных сокращений. При этом границы зон мощности, в которых работают футболисты, весьма широки. Кроме того, во время игры значительно усиливается работа дыхательной системы кровообращения.
    Во время матча происходят и другие изменения: футболисты теряют в среднем 2,5-3 кг веса, наблюдается большая потеря жидкости организмом.
    Футбольный матч вследствие высокой интенсивности вызывает в организме у футболистов значительные изменения и нормализация всех функций у игроков наблюдается после 48-72 ч после окончания игры.

    Физическая подготовка - один из основных разделов учебно-тренировочного процесса в любом виде спорта. Это процесс воспитания физических способностей, неразрывно связанный с повышением общего уровня функциональных возможностей организма, разносторонним физическим развитием, укреплением здоровья. В целом, под физической подготовкой необходимо понимать процесс совершенствования физического состояния футболиста. Не случайно ее основными задачами являются: повышение уровня здоровья, всестороннее физическое развитие спортсмена, повышение общей работоспособности организма, его функциональных возможностей.

    Применительно к игре можно отметить, что физическая подготовленность футболиста находит свое специфическое выражение, главным образом, таких характеристиках, как в высокой стартовой скорости, прыгучести, скоростной выносливости, ловкости, а также в определенных формах и характера взаимоотношения этих свойств.

    Действенность в решении задач физической подготовки футболистов зависит также от правильного выбора и умелого применения методов. Следует помнить, что действия футболистов носят повторно-переменный характер, с преобладанием работы скоростно-силового режима, следовательно ведущее место в структуре физической подготовленности получают скоростные и скоростно-силовые качества.

    Высокий уровень требований, предъявляемых игрой к развитию качества ловкости у футболиста объясняется постоянной сменой двигательных режимов и большой вариативностью в характере и системе нервно-мышечных усилий в ряде игровых моментов.

    Физическая подготовка разделяется на общую и специальную. Как правило, в учебно-тренировочном процессе задачи общей и специальной физической подготовки органически свя­заны и тесно переплетаются между собой.

    Цель общей физической подготовки (ОФП) - достижение высокой работоспособности, слаженности в деятельности отдельных органов и систем организма, общего атлетического развития спортсменов. Ее задачами являются:

      содействие правильному физическому развитию, укрепление здоровья, формирование правильной осанки;

      развитие двигательных качеств (быстроты, силы, координационных способностей - ловкости, выносливости, гибкости);

      формирование и совершенствование жизненно важных двигательных навыков и умений (в беге, прыжках, метаниях, плавании и др.);

      укрепление основных звеньев опорно-двигательного аппарата и групп мышц, несущих главную нагрузку в спортивной игре при выполнении специальных заданий.

    Таким образом, общая физическая подготовка направлена на разностороннее развитие спортсмена.

    Ведущие средства, которые используют для решения задач общей физической подготовки, можно разделить на группы: общеразвивающие упражнения и занятия другими видами спорта, оказывающие общее воздействие на организм юных футболистов (гимнастика, легкой атлетика, баскетбол, гандбол и т.д.), и обеспечивающие развитие и укрепление мышечно-связочного аппа­рата, совершенствование функций внутренних органов и систем, улуч­шение координации движений и общее повышение уровня развития двигательных качеств. С помощью таких упражнений достигается развитие и укрепление мышечно-связочного аппарата, улучшается деятельность всех функциональных систем организма, обеспечивается всестороннее развитие двигательных качеств.

    Большинство упражнений, применяемых с целью повышения общей физической подготовки, всесторонне воздействуют на организм. Они направлены на развитие быстроты, силы, координационных способностей, гибкости, выносливости; на совершенствование навыков в ходьбе, беге, прыжках, метаниях; на укрепление связочного аппарата голеностопных, коленных, плечевых и лучезапястных суставов, определенных групп мышц и т.д.; на формирование правильной осанки (особенно у детей).

    В то же время каждое из упражнений преимущественно направлено на развитие того или иного качества. Так, длительный бег по пересечен­ной местности преимущественно направлен на развитие выносливости, ускорения на коротких отрезках развивают быстроту, а гимнасти­ческие упражнения - ловкость. Эти упражнения включаются в за­нятия как составная часть, а некоторые упражнения выносятся в утреннее занятие

    Занятия другими видами спорта дают должный эффект, если обучаемые освоят основы техники и тактики этих видов.

    Цель специальной физической подготовки (СФП) - развитие и совершен­ствование физических качеств и функциональных возможностей, специфичных для футболиста. По­этому специальная физическая подготовка футболистов должна строиться с учетом характера игровой деятельности футболистов уже на первых этапах тренировочного процесса, становясь тем самым фундаментом при совершенствовании технического и тактического мастерства.

    Некоторые специалисты считают, что специальная физическая подготовка направлена преимущественно на укрепление органов и систем, повышение их функциональных возможностей, развитие двигательных качеств строго применительно к тре­бованиям избранного вида спорта .

    Основными задачами построения специальной физической подготовки являются:

      укрепле­ние организма соответственно особенностям избранного вида спорта,

      развитие в этом направлении органов и систем, налаживание совершенной координации в функциональной деятельности организма спортсмена,

      закрепление и экономизация техники движений, совершенствование других компонентов подготовленности соответственно желаемой модели.

    Решение этих задач обеспечивается тренировочной работой, строго соответствующей характерным особенностям избранного вида спорта. Как правило, с помощью специальных упражнений, преимущественно направ­ленных на развитие определенных физических качеств, и совершенствующих парал­лельно отдельные технические приемы. Специальные упражнения должны быть сходны по характеру выполнения и структуре с тем или иным техническим прие­мом или его отдельными элементами. Необходимый специальный фундамент, приобретается в процессе выпол­нения тренировочной работы, органически связанной с особенностями мышечной работы, с тонкостями техники и психическими проявлениями в избранном виде спорта.

    Главными средствами для развития основных физичес­ких качеств в процессе специальной физической подготовки являются упражнения в избранном виде спорта, выполнение их в обычных, облегченных и затрудненных условиях, а также специальные упражнения.

    При­менение упражнений в облегченных или затрудненных условиях, обеспечивающих изменение кинематики и динамики основных движений, должно осуществляться в диапазоне подвижности двигательного навыка, но возможности ближе к его верхней границе.

    Методика, структура и содержание специальной физической подготовки футболиста должны строго учитывать особенности игровой деятельности, для которой характерно:

      непрерывное изменение ситуации на поле и в связи с этим неравномерность нагрузок в игре;

      необходимость выполнять сложные движения в условиях постоянно нарастающего утомления;

      изменчивость двигательных средств и игровых приемов.

    В занятиях по специальной физической подготовке чаще всего применяют по­вторный, интервальный, переменный, игровой и соревновательный методы, отражающие режимы работы футболиста.

    Принято считать, что упражнения, повышающие основную специальную физическую подготовленность спортсмена, выпол­няются с соревновательной интенсивностью – 85-90%, чуть ниже или выше ее. Эти три режима интенсивнос­ти особенно важны на последней ступени физической подготов­ки .

    Специалисты отмечают, что специальная физическая подготовка должна строиться с учетом содержания и объема двигательной деятельности футболистов в игре.

    Футболист в игре испытывает весьма значительную физиологическую нагрузку. Средняя величина ЧСС у футболистов различного игрового амплуа составляет:

      для центральных защитников - 163 уд/мин.,

      для крайних защитников - 169 уд/мин,

      полузащитников - 174 уд/мин,

      центральных нападающих - 172 уд/мин,

      крайних нападающих - 175 уд/мин.

    У полузащитников по сравнению с крайними и центральными нападающими (при относительно одинаковых средних величинах пульса) 74 % игрового времени ЧСС составляет 160-180 уд/мин. 10% - более 180 уд/мин, и т.д.

    Футболист в процессе игры выполняет в среднем 224-367 медленных пробежек, покрывая расстояние в 5-7 км., затрачивая на это 25-35 мин; 20-62 ускорения, во время которых пробегается 0,8-2 км. за время от 2 до 5 мин: 30-80 рывков затрачивая на их выполнение от 1 до 3 мин, и покрывая расстояние в 800-1600 м.; 2-16 прыжков для игры головой.

    В процессе игры футболист много перемещается по полю шагом, затрачивая на это 45-57 минут. Кроме того, ему приходится от 14 до 42 раз вступать в борьбу за мяч с игроками противника.

    Особенно большой объем скоростной работы в игре выполняют футболисты средней линии и нападающие; 100-140 быстрых пробежек (ускорений и рывков) с мячом и без него. Иногда рывки и ускорения выполняются один за другим, 4-5 в минуту. Почти 80% скоростного бега в игре проводится на отрезках 5-20 м., а всего за игру футболист может пробежать со скоростью, близкой и предельной, до 3 мин.Физиологическая нагрузка, которую испытывает футболист в игре, весьма значительна. Так, энергозатраты составляют около 1500 ккал, а частота сердечных сокращений у игроков команд мастеров во время игр колеблется в довольно широких пределах: от 130 и более 200 уд/мин. Средняя ЧСС за игру колеблется от 170 до 175 ударов в минуту. Это очень напряженный режим, который требует значительной мобилизации аэробных процессов энергообеспечения .

    Таким образом, структура двигательной деятельности футболистов в игре обуславливает различия в величине и вариантности нагрузки. У полузащитников она относительно однородна, у крайних защитников, крайних и центральных нападающих характеризуется значительной вариантностью, высокая интенсивность игровой нагрузки требует от игроков всех линий и соответствующей физической подготовленности .

    В целом, организация тренировочных занятий специальной физической подготовкой в футболе сводится к закреплению уже освоенного, и объем общей тренировочной нагрузки можно несколько уменьшить, обеспечив со­ответствующую специальную нагрузку. При этом сокращение нагрузки не будет оправданным, если на тренировке необходимо решать новые задачи или закреплять недостаточно освоенное.

    Продолжительность занятий зависит от числа тренировок в неделю. Если в неделю проводится 5- 6 тренировок, то продолжительность отдельных из них можно сокра­тит, поскольку это избавляет от слишком напряженной ра­зовой нагрузки, позволяет избегать перенапряжений и облегчает восстановительные процессы.

    Менее желательны 2-3 разовые тренировки в неделю, в результате чего приходится снижать требования либо намного увеличивать продолжительность тренировок.

    Кроме того, следует учитывать, что продолжительность занятий зависит от периода тре­нировки. В период фундаментальной подготовки (когда закладываются основы техники) необходимы более длительные тре­нировки. Нецелесообразно сокращать тренировки, направленные на развитие выносливости, когда средством тренировки служит бег на длинные дистанции по отрезкам. Увеличение продолжительности тренировок в период фундамен­тальной подготовки объясняется и тем, что нагрузка в предшество­вавший период была меньше, а уровень тренированности игроков не высок, поэтому даже короткие занятия с высокой интенсивностью могут вызвать напряжение систем организма .

    По мере того как игроки становятся тренированнее, продолжительность занятий постепенно уменьшается, но увеличивается интенсивность нагрузки. При современных мето­дах подготовки в ходе сезона (кроме исключительных случаев) тренировки как правило длятся не более 1,5-2 ч. Уменьшение продолжительности занятий следует компенсировать повышением интенсивности выполнения упражнений . Продолжительность тренировки зависит внешних условий деятельности, от числа игроков, от оборудования зала, от обеспеченности мячами и от размеров площадки для занятий. Эти факторы влияют на продолжительность не только функциональной, сколько технической и тактической подготовки.

    В научной литературе представлены сведения, согласно которым оптимальным представляется такое соотношение тренировочного времени: 10-15% - общая разминка; 10-15% - специальная разминка; 65-70% - освоение материала основной части; 5% - заключительная часть. Считается, что даже небольшие изменения этого соотношения иметь нежелательные последствия.

    Следует сказать, что разделение физической подготовки на общую и специальную в последнее время стало условным. Все чаще футболисты проводят комплексные тренировки. В основной части таких тренировок они решают не­сколько задач. Нередко находит применение метод сопряженного воздействия. Тем не менее, в теории и методике спортивной тренировки к средствам специальной физической подготовки футболистов относятся:

    1. Соревновательные упражнения.

    2. Упражнения сходные с соревновательными:

    а) по кинематическим и динамическим характеристикам движений;

    б) по механизмам энергообеспечения;

    в) по структуре работы мышц.

    Остальные упражнения должны рассматриваться как средства общей подготовки . Таким образом, к средствам специальной физической подготовки относятся лишь те, выполнение которых приводит к значительному переносу специфических двигательных качеств, однако величина и характер переноса непостоянны: они зависят от уровня тренированности спортсмена и его квалификации. Чем выше класс спортсмена и его тренированность, тем меньше количество упражнений будет для него средствами специальной подготовки. У новичков и малотренированных футболистов практически любое упражнение является упражнением специальной подготовки.

    В процессе многолетних занятий футболом соотношение общей и специальной физической подготовки, а также их конкретное содержание меняется в сторону постепенного возрастания удельного веса специальной подготовки по мере роста спортивного мастерства. В годичном тренировочном цикле целесообразно вначале осу­ществлять общую физическую подготовку, а затем на ее основе про­водить специальную физическую подготовку.