• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Не хочется ни в кого тыкать пальцами (тем более, что, как меня уверяли, это неприлично), но об (авто) гонщиках что-либо знают или любители, или девушки, которые знают толк в мужской красоте. И тех, и других на самом деле недостаточно для такого красивого вида спорта.

    А ведь каждый год разворачивается увлекательная борьба за звание первого гонщика мира. Лучший гонщик - доминирующая фигура команды показывает мастерство и возможности своего уникального болида. К первой категории (любителей) относиться Пал Палыч , дадим ему высказаться.

    Любовь к автомобилям у Шумахера была в крови. Еще малышом он катался на переделанном из газонокосилки карте, в отцовском картинговом центре одержал первые победы. Завоевание кубков на более высоком уровне стало возможным, когда Михаэль достиг 14-летия и получил гоночную лицензию.

    В 1983 году спортсмен встретил менеджера Вилли Вебера и через год стал чемпионом немецкой Ф-1 . Вместе с бывшими соперниками Френтценом и Вендлингером начал выступать за команду Mersedes-Benz.

    После яркого дебюта на Ф-1 в Бельгии Шумахер стал пилотом, заменив Эдди Джордана. Гонщик сменил Mersedes-Benz на Benetton , а в 1996-м подписал контракт с Ferrari. После серии

    Аналогично истории Шумахера , отец будущего чемпиона сконструировал карт и привил любовь к автомобилям. В 13 лет Алонсо выиграл свой чемпионат Испании по картингу среди юниоров, в 1996 стал чемпионом мира.

    Три года спустя испанец пересел в формульный болид, на открытом чемпионате Европы Формула-Nissan Фернандо выиграл, 6 побед и 9 поулов.

    На Гран-при Австралии 2001 года Алонсо дебютировал в Формуле-1 за команду Minardi . Флавио Бриаторе предложил спортсмену стать тест-пилотом Renault, через год он вошел в состав основной

    Детская любовь к колесам переросла у Кими Матиаса Райкконена в нечто большее. Родители купили ему карт, после окончания школы некоторое время он работал механиком, вскоре занял второе место в ЧЕ в серии Formula Super A и начал выступать в Формуле-Рено.

    К концу 2000-го при активе в 23 гонки со спортсменом подписал контракт Заубер . Кими провел блестящие тесты в Мюджелло, но все упиралось в то, что у него не было Суперлицензии. Финн стал готовиться к первому этапу Гран-при 2001-го года в команде McLaren .

    2002-м занимает 6-ю позицию по итогам сезона. В 2003 году первые успехи – победа на втором этапе ГП Малайзии, первый поул на 15-м этапе ГП США, Кими

    В детстве он мечтал о карьере певца, только голоса не хватило. Зато восхищение Шумахером заставило задуматься о карьере гонщика. Ее он начал в 1995 году, сразу несколько побед в чемпионатах Юниоров по картингу. В 2001 году стал чемпионом среди юниоров на Гран-При Монако .

    В 2004 году Формулы-БМВ Себастьен одержал восемнадцать побед в двадцати заездах. По итогам выступления в Евросерии Формулы-3 получил «новичка года».

    Важной наградой стало право протестировать болид Формулы-1 Williams FW27. В 2007 году состоялся дебют в гонках Формулы-1, по итогам заезда пришел

    Сын бывшего гонщика ралли-кроссов начал карьеру в 8 лет. В 1995 году Баттон стал чемпионом в картинговом чемпионате Senior ICA и самым молодым вице-чемпионом в мировом чемпионате по картингу Formula A.

    В 1998 году перешел в британский чемпионат Формулы-Ford и европейский чемпионат Формулы-Ford. В 1999-м в британском чемпионате Формулы-3 Дженсон стал лучшим новичком.

    Фрэнк Уильямс решил подписать с ним контракт , чтобы британец стал напарником Ральфа Шумахера. На сезон 2001 года Баттон перешел в Benetton, в 2003 году его заменили на Алонсо и гонщик перешел в British American Racing. С 2006-го новый контракт с BAR

    Судьба Трулли была предопределена: даже имя новорожденному сыну родители-фанаты автогонок дали в честь финского мотогонщика Ярно Сааринена.

    В детстве спортсмен занимался, выиграл чемпионаты Италии и Европы по картингу , перешёл в Формулу-3. В Формуле-1 дебютировал в 1997 году в составе команды Minardi, посреди сезона перешел в Prost.

    С 2000 года Трулли стал партнером Хайнца-Харальда Френтцена в Jordan . Личным менеджером Трулли был на минуточку экс-директор «Бенеттона» Флавио Бриаторе, в 2001-ом он пригласил подопечного в Renaul t, партнерами были Дженсон Баттон и Фернандо Алонсо.

    К 2005-му итальянец подписал контракт с Toyota . На сезон 2010 года Трулли

    Интерес Хэмильтона к гонкам начался с радиоуправляемых машин, с 8-ми лет он начал проявлять себя в картинге, а уже в 1998-м попал под крылышко босса команды McLaren F1 Рона Денниса.

    В 2005-м перешёл в команду ASM и выиграл Формулу-3 Мастерс в Зандвоорте , после чего попал в «Топ-50 Пилотов 2005» по версии Autosport. Сезон 2007-го гонщик начал в McLaren выигрышем на Гран-при Канады, неделей спустя выиграл Гран-при США, затем победа в Гран-при Венгрии и Гран-при Австралии, Гран-при Китая .

    В 2008-м года молодой блестящий британец смог вписать имя в историю королевской категории гонок и стать самым молодым чемпионом с перевесом в одно очко.

    К сожалению,

    Айртон сел за руль карта в 4 года, в 1977-м выиграл чемпионат Южной Америки по картингу. В 1978 году бразилец выиграл британский чемпионат в классе Формула-Форд 1600, в 1982-м выиграл европейский и британский чемпионаты Формулы-Форд 2000, в следующем году стал чемпионом британской Формулы-3 .

    В 1985-м перешел в команду Lotus , по истечении срока контракта перешел в команду McLaren, его напарником стал 2-х кратный чемпион мира Ален Прост.

    Итоги опроса F1 Racing о самых быстрых гонщиках.

    Жюри

    Гэри Андерсон, Даниэле Аудетто, Мартин Брандл, Кристиан Даннер, Энтони Дэвидсон, Ник Фрай, Джон Хауэтт, Эдди Джордан, Руперт Киган, Лука Марморини, Сэм Майкл, Тьяго Монтейру, Макс Мосли, Стирлинг Мосс, Ян Филипс, Тони Парнелл, Серхио Ринланд, Кеке Росберг, Рикард Райделл, Пол Стюарт, Ханс Штук, Пол Стоддарт, Марк Зурер, Пэт Симондс, Патрик Тамбэ, Марио Тайссен,Жан Тодт, Паскаль Васселон, Чарли Уайтинг.

    Как мы считали

    Каждый член жюри составил свой список из 20 быстрейших, по его мнению, гонщиков Формулы 1 с 1950-го по 2006-й; лучшему присуждалось 20 очков, второму – 19, и т. д. Статистические данные гонщиков высчитывались на основании истинного количества их стартов в Гран При, но сравнение с их напарником по команде проводилось только по времени квалификации – вне зависимости от того, стартовали ли они в гонке. Процент поулов берется из отношения поул-позиций к количеству проведенных квалификаций, Процент быстрых кругов – из числа Гран При, в которых гонщик стартовал.

    10. Йохен Риндт (Австрия)
    Карьера в Ф1 60 ГП, 1964-70
    Квалификации относительно напарников 71% (44:18)
    Процент поулов 16% (10)
    Процент быстрых кругов 5% (3)

    Результаты не соответствовали таланту, пока в 1969 году он не перешел в Lotus, но скорость его была очевидна с того самого момента, как в 1964-м он ворвался на арену Ф2. В памяти тех, кто мог наблюдать его изумительную технику вождения в сносе из-за ограждения в «Кристал Палас» или с заснеженной насыпи промозглого Нюрбургринга, он остался именно таким: самым быстрым из всех. Когда он наконец получил козырное место в Ф1, сомнения в прочности конструкций, созданных Колином Чепменом, ничуть не сказались на его бравурном стиле, когда Йохен выходил на трассу. Это сочетание принесло ему чемпионский титул – и стоило ему жизни. За рулем сегодняшних безопасных машин Ф1 он смотрелся бы потрясающе!

    9. Джеки Стюарт (Великобритания)
    Карьера в Ф1 99 ГП, 1965-73
    Квалификации относительно напарников 77% (71:21)
    Процент поулов 17% (17)
    Процент быстрых кругов 15% (15)

    Его никогда не заботили поулы, до середины пятого сезона на счету у Джеки не было ни одного. А потом посыпались, как из рога изобилия и понять, как ему это удается, было почти невозможно – настолько легко он побеждал в квалификациях. При необходимости он действовал, как тигр – летел на озорующем BRM по старой трассе Спа, круг за кругом преследовал Риндта в Сильверстоуне, четко повторяя все его маневры, все сносы – но куда более типичной для Стюарта была гонка в Монако, когда он вел свой Tyrrell, на котором остались только передние тормоза, к победе так, будто с машиной все было в полном порядке. Мягко сбавляя газ, мягко нажимая педаль тормоза, мягко ее отпуская, чуть-чуть прибавляя газ… – вот как он действовал за рулем Matra, BRM и Tyrrell. Мало у кого это получалось так же легко...

    8. Фернандо Алонсо (Испания)
    Карьера в Ф1 86 ГП, 2001-06
    Квалификации относительно напарников 67% (59:29)
    Процент поулов 17% (15)
    Процент быстрых кругов 9% (8)

    Алонсо отличается уникальным стилем вождения, который требует умелого блокирования колес на входе в поворот, чтобы заставить машину заплясать на апексе. Кажется, что это противоречит логике, и уж точно – законам физики в том смысле, как ее понимают в этом виде спорта. Добавьте сюда холодный, расчетливый, безошибочно действующий ум – и вам уже не будет казаться удивительным то, что Фернандо стал самым молодым чемпионом за всю историю Формулы 1. Он добивается успехов, потому что его талант – его скорость – совершенен. Обладая аналитическим умом, позволяющим варьировать темп по ходу гонки, Алонсо может легко побеждать, стартуя из первых рядов. Но он бывает и грозным бойцом, способным стремительно рассечь пелетон, не позволяя себе даже короткой паузы, чтобы перевести дух. Он великолепно справляется с гигантским прессингом, прибавляя по мере повышения ставок – и умеет бескомпромиссно сражаться колесо в колесо, даже когда условия не равны. Подобный подход помог ему в блестящем стиле завоевать два чемпионских титула, оставив позади соперников, располагавших более быстрыми машинами.

    7. Мика Хаккинен (Финляндия)
    Карьера в Ф1 161 ГП, 1991-2001
    Квалификации относительно напарников 71% (117:48)
    Процент поулов 16% (26)
    Процент быстрых кругов 16% (25)

    Хаккинен был не первым «летучим финном» Формулы 1 – до него так называли Кеке Росберга, – но Мика отличался еще более высокой скоростью, чем его предшественник. Более того, он был из тех гонщиков, кто сражается тем отчаяннее, чем выше цель. Другими словами, это был великолепный матчевый игрок. Некоторые, из завоеванных им 26 поулов, казались пугающе стремительными, – отчасти, возможно, из-за серебристой раскраски его McLaren. А еще он отличался отвагой. Те счастливчики, которым довелось побывать в Спа в 2000 году, до конца своих дней будут вспоминать, как он обогнал Шуми.

    6. Хуан Мануэль Фанхио (Аргентина)
    Карьера в Ф1 51 ГП, 1950-58
    Квалификации относительно напарников 86% (43:7)
    Процент поулов 57% (29)
    Процент быстрых кругов 45% (23)

    В 1950 годы гонщики просто прыгали в свои машины с мотором, расположенным впереди, и мчались к финишу. Если хватало здравомыслия, они оставляли кое-какой запас, не приближались к изгородям и канавам, держались подальше от домов и деревьев. Временами Фанхио давал волю чувствам: на крутых подъемах и спусках Руана или во время своей отчаянной погони за Майком Хоторном и Питером Коллинсом на Ринге в 1957-м, за что был по праву отнесен к сонму «бессмертных». Но обычно он делал ровно столько, сколько было нужно, чтобы напомнить своим соперникам, кто тут лучший (а у них благоговейное восхищение вызывало и его умение справляться со страхом смерти), кому удалось завоевать пять чемпионских титулов.

    5. Ронни Петерсон (Швеция)
    Карьера в Ф1 123 ГП, 1970-78
    Квалификации относительно напарников 41% (28:40)
    Процент поулов 11% (7)
    Процент быстрых кругов 7% (9)

    Woodcote. Тот, прежний, который когда-то проходили на скорости за 200. И который был знаменит своей ужасной кочкой – прямо посередине. И вот в него входит Супершвед. В заносе! Кр-р-ру-то! Должно быть, ему повезло, что он счастливо спасся, – но ведь кругом ранее он проделал здесь то же самое. И вот он летит снова. Боже мой! Глаз не оторвать – но это, скорее всего, стоило ему потери времени… А вот и нет – Ронни взял поул. Эмерсон Фиттипальди, в те времена самый молодой чемпион мира, был в Lotus любимчиком – пока в 1973 году не получил в напарники Петерсона. Он ничем не мог ответить на скорость шведа, и был, вероятно, единственным парнем в мире, кто недолюбливал потрясающего, бесподобного Ронни.

    4. Найджел Мэнселл (Великобритания)
    Карьера в Ф1 187 ГП, 1980-95
    Квалификации относительно напарников 47% (91:103)
    Процент поулов 17% (32)
    Процент быстрых кругов 16% (30)

    Il Leone – «лев» для итальянских тифози – получил свое меткое прозвище за то, что его лучшие выступления отличали редкостный напор, отвага и мощь. Вне машины Мэнселл частенько казался запуганным параноиком, но все эти слабости искупал, когда садился в кокпит, демонстрируя в гонках невероятную отвагу. И когда бы он ни выходил на бой, этот запас стойкости делал его непобедимым. Вспомните его обгон Пике в Сильверстоуне в 1987 году, резкий бросок мимо бессильного Айртона Сенны в Венгрии в 1989-м или захватывающий дух прорыв по внешней траектории мимо Бергера в профилированном вираже Peraltada в Мексике в 1990-м. Только Мэнселл мог выжать такое из гоночной машины. Рикардо Патрезе однажды показалось, что это уже чересчур. «Сними штаны, Найджел, – пошутил итальянец после того, как британец привез ему 2 секунды, завоевав поул на Гран При Великобритании 1992 года. – Хочу своими глазами увидеть, сколь велика твоя отвага…»

    3. Джим Кларк ((Великобритания)
    Карьера в Ф1 72 ГП, 1960-68
    Квалификации относительно напарников 83% (60:12)
    Процент поулов 46% (33)
    Процент быстрых кругов 39% (28)

    Если статистика и свидетельствует об уровне скорости гонщика, то это справедливо в отношении Джима Кларка: стартовав в 72 гонках, он выиграл 25, но вторым финишировал лишь однажды (на Нюрбургринге в 1963-м), причем, с «чихавшим» мотором Climax. Ошибки? Трудно припомнить. В Гонке чемпионов 1965 года он летел по трассе в стиле Сенны, испытывая невероятный прессинг со стороны Дэна Герни. В 1960-м в Порту во время тренировки потерял управление своим Lotus 18 на трамвайных путях. Во всем остальном же – только безупречное, превосходно отточенное вождение.

    Сильверстоун, 1965 год: падало давление масла, на последних кругах Кларк даже выключал мотор, походя повороты Stowe и Club, но мимо боксов проносился на полной скорости, чтобы ничем не выдать свои проблемы соперникам (и одолел Грэма Хилла, который шел на пределе). Монца, 1967 год: потеряв целый круг после прокола колеса, Кларк на последних кругах вышел в лидеры, но проиграл из-за утечки топлива. Он великолепно смотрелся даже за рулем неконкурентоспособной машины, – к примеру, в 1966 году, когда круг, принесший ему поул в Монако, придал новый смысл понятию «совершенство». Так чем же он был хуже Сенны или Шумахера? Ответ: ничем.

    2. Михаэль Шумахер (Германия)
    Карьера в Ф1 249 ГП, 1991-2006
    Квалификации относительно напарников 86% (214:36)
    Процент поулов 27% (68)
    Процент быстрых кругов 31% (76)

    Почему Михаэля сочли не таким быстрым, каким был Сенна? Ответить на этот вопрос не так-то просто. Видимо, наши присяжные выносили свой вердикт как под влиянием эмоций («Айртон соперничал с Михаэлем на абсолютно легальном Williams» или «Сенна не позволял себе выходок вроде той, какую Шуми допустил в Монако»), так и полагаясь на здравый анализ. Ибо такова загадка Айртона Сенны. Чего не было у Михаэля, так это странной манеры Айртона на протяжении всей карьеры поигрывать газом в ожидании «момента». Михаэль, напротив, демонстрировал образцовое терпение.

    В свою эпоху, в дни, когда столь многое зависит от техники, Михаэль был лучшим. Он знал, как надо проходить круг: результаты во вторых квалификационных сессиях трех последних этапов сезона-2006 останутся лучшими в его карьере, лучшими за все времена. Он не боялся перемен и с максимальным эффектом использовал любые «примочки», появлявшиеся на машине. Он всей душой и сердцем стремился окружить себя безупречной командой. Он без конца совершенствовал свои собственные способности. Он был безупречен в любых условиях: на быстрых трассах и на медленных, под дождем и в сухую погоду, в хорошей машине или в плохой, стартуя из хвоста пелетона или же с поула. И он ненавидел проигрывать – просто не признавал поражений. И при всем этом был быстр.

    1. Айртон Сенна (Бразилия)
    Карьера в Ф1 161 ГП, 1984-94
    Квалификации относительно напарников 89% (141:18)
    Процент поулов 40% (65)
    Процент быстрых кругов 12% (19)

    Удивлены? Вот и мы тоже нет. Пока Шумахер, наконец, не побил мировой рекорд Сенны по количеству поулов (у Айртона их было 65), это число было таким же символом величия в спорте, как 1220 голов, забитых Пеле за годы его карьеры, или три победы Эмиля Затопека (в беге на 5000 м, 10000 м и в марафоне) на Олимпийских играх в Хельсинки в 1952 году. Но статистика, как и у всех немногочисленных гениев спорта, умевших заставить своих соперников выглядеть не более чем середняками, это только половина истории. Сердца заставляла биться манера, в какой Сенна добивался своих триумфов.

    Воспоминания о его квалификации в Монако-1988 (на полторы секунды быстрее Проста – на такой же машине, между прочим) до сих пор вызывают восхищение, а Сенна, словно усиливая магию своего волшебства, не мог найти слов, чтобы объяснить, откуда взялась такая скорость. Вот и в Донингтоне в 1993-м он каким-то образом умудрился, словно по волшебству, найти поразительное сцепление на абсолютно мокром асфальте, на котором его соперники скользили, словно пьяные на катке. Так был ли он безупречным гонщиком? Нет, он был слишком безжалостен, иногда до безумства. Но удавалось ли еще хоть кому-нибудь вести машину Ф1 быстрее него, с таким же напором, с пустыми баками на последних секундах любой из квалификаций конца 80-х или начала 90-х? Абсолютно точно – нет. Никому. Он был не просто быстр, он был сама СКОРОСТЬ.

    Гонщики, занявшие места с 11 по 50...

    11 Жиль Вильнев Канада
    12 Стирлинг Мосс Великобритания
    13 Кими Райкконен Финляндия
    14 Ален Прост Франция
    15 Нельсон Пике Бразилия
    16 Альберто Аскари Италия
    17 Эмерсон Фиттипальди Бразилия
    18 Ники Лауда Австрия
    19 Штефан Беллоф Германия
    20 Кеке Росберг Финляндия
    21 Джеймс Хант Великобритания
    22 Алан Джонс Австралия
    23 Франсуа Сэвер Франция
    24 Крис Эймон Новая Зеландия
    25 Хуан-Пабло Монтойя Колумбия
    26 Жаки Икс Бельгия
    27 Марио Андретти США
    28 Карлос Рейтеманн Аргентина
    29 Том Прайс Великобритания
    30 Джоди Шектер Южная Африка
    31 Деймон Хилл Великобритания
    32 Джек Брэбем Австралия
    33 Джузеппе Фарина Италия
    34 Ханс-Йоахим Штук Германия
    35 Карлуш Пас Бразилия
    36 Тони Брукс Великобритания
    37 Джон Сертис Великобритания
    38 Джонни Серво-Гавен Франция
    39 Герхард Бергер Австрия
    40 Йо Зифферт Швейцария
    41 Дидье Пирони Франция
    42 Ярно Трулли Италия
    43 Марк Уэббер Австралия
    44 Рене Арну Франция
    45 Жан Алези Франция
    46 Дэн Герни США
    47 Риккардо Патрезе Италия
    48 Жан-Пьер Жарье Франция
    49 Дженсон Баттон Великобритания
    50 Тони Брайз Великобритания

    Не только гонки Формула-1 пользуется особой популярностью. Ралли имеет множество поклонников и считается интересным видом спорта. Среди гонщиков есть запоминающиеся личности. Некоторые из них делают потрясающие успехи и входят в историю. Предлагаем познакомиться с ними поближе в ТОП-10 гонщиков ралли.

    В этот список спортсмен входит как лучший гонщик в мире. Он единственный англичанин, который был удостоен такого титула. На его счету множество наград и званий. Также следует отметить победу в 2001 году на Чемпионате мира по ралли. В 2001 году жизнь гонщика прервалась из-за рака. На сегодняшний день его именем назван раллийный симулятор.


    Славится швейцарский раллист большим количеством побед. Один из сильнейших гонщиков, который на этапах WRC 30 раз вышел победителем. На сегодняшний день Маркус отошел от соревнований. Посвятив 20 лет спорту, он вышел из него в 2007 году в отличной форме. Свой поступок спортсмен объяснил тем, что хочет, чтобы его запомнили как хорошего спортсмена, а не тень от него.


    Входит он в ТОП-10 гонщиков ралли, как самых титулованный спортсмен. Участие в соревнованиях Лоэб закончил в 2013 году. За свою карьеру раллист 9 раз становился чемпионом.


    Взлет карьеры Петера начался после того, как он удивительным образом вырвал победу у Лоэба Себастьяна. Произошло значимое событие в 2003 году. Представляет харизматичный Петтер Норвегию.


    Этого французского спортсмена считают живой легендой. На его счету рекордное количество побед. Всего их насчитывается 11, шесть из них он получил за участие в гонках на мотоциклах. Во время гонок на спецучастках Дакара он абсолютный чемпион. На его счету личный рекорд и 64 победы.


    Еще один представитель Франции запомнился участием на мотоциклах, за что получил 5 побед. Также Сирил отличился участием в сложных гонках, которые проводились в Румынии. Ему удалость прийти первым на них трижды. Помимо этого в копилке побед спортсмена два выигрыша в ралли-трейдах.


    Входит в список ТОП-10 гонщиков ралли, как основоположник мотофристайла. На его счету большое количество медалей FMX. Трэвис даже стал актером, снимаясь в фильме про самого себя. Представляет раллист США.


    На счету гонщика победа в 2013 году. На следующий сезон Себастьен закрепил результат и получил второй чемпионский титул. Правда, упустил свой шанс на победу на турнире в Швеции. Одна досадная ошибка стоила ему 6 места. Ожье попал в сугроб и потратил много времени на то, чтобы выбраться из него.


    Представитель Испании отличился выигрышем в Дакаре. Он обладает множеством титул и наград. Дважды Карлос становился чемпионом мира и четыре раза получал звание вице-чемпиона. Сын спортсмена пошел по стопам отца и также стал автогонщиком.


    Несколько лет подряд оказались удачными для швейцарского автогонщика. В 2005 году он завоевал Кубок Нации. Затем начиная с 2006 года по 2009 год, он одерживал победы в личном зачете.

    Ралли-трейдеры требуют от спортсменов особых умений. Помимо отличных навыков вождения они должны обладать умением правильно принимать быстрые решения и ориентироваться в незнакомой местности. Многие известные гонщики, завершив карьеру на Формуле-1, с удовольствием участвуют в ралли соревнованиях.

    Этот составлен на основе таких показателей, как победы гонщиков, поул-позиции и так далее. При этом используются результаты последних пяти лет, вычитаются старые гран-при, а новые суммируются, таким образом, за старые победы гонщик получает меньше баллов, чем за новые. При такой система рассчета Михаэль Шуммахер, не поднявшийся на трибуну ни разу после своего возвращения, оказался на 17м месте.

    10. Адриан Сутиль (Adrian Sutil), 28 лет

    Дебютировал в Формуле 1 в сезоне 2007 года в команде Spyker F1. Гран-При Италиив 2009 году стало лучшим в его карьере: лучший круг гонки, финишировал четвертым, а на квалификации – вторым. В свой четвертый сезон перешел в Force India. В сезоне 2011 года занимает 12 место.

    9. Роберт Кубица (Robert J?zef Kubica),26 лет

    Польский автогонщик в составе команды Renault F1 Team, первый выходец из Восточной Европы, победивший на Гран-При Формулы 1. Дебютировал в 2006 году, впервые победил на Гран-При Канады 2008 года. До 2009 года ездил в состав команды BMW Sauber F1. В феврале 2011 года Кубица попал в тяжелейшую аварию, из-за которой провел в больнице почти 3 месяца, и вернется на гонку лишь к концу сезона.

    8. Рубенс Баррикелло (Rubens Gon?alves Barrichello), 39 лет

    По количеству набранных очков за всю карьеру занимает четвертое место, а так же считается самым опытным гонщиком Формулы 1 , проведя более 300 Гран-при. Дебютировал в 1993 году на Гран-при Южной Африки в составе команды Jordan. Впервые победил в сезоне 2000 года, уже в команде Ferrari, проездив до этого 2 сезона в команде Stewart. С 2010 года является основным пилотом команды Williams. В сезоне 2011 занимает 4 место.

    7. Нико Росберг (Nico Rosberg) ,26 лет

    Сын Кеке Росберга – чемпиона мира в гонках Формулы – 1. Дебютировал в 2006 году на Гран-при Бахрейна в команде Williams, в состав которой входил до 2009 года. В конце сезона 2009 заявил о своем уходе из команды, отметив при этом, что «Williams — это великая команда». С сезона 2010 является основным гонщиком команды Mercedes GP. В сезоне 2011 занимает 7 место.

    6. Фелипе Масса (Felipe Massa), 30 лет

    Дебютировал в 2002 году на Гран-при Австралии в команде Sauber, его напарником был чемпион Формулы-3000 1999 года. С 2006 года и по нынешний сезон входит в состав команды Ferrari, впервые одержав победу в первый же сезон в новой команде – на Гран-при Турции 2006 года. В сезоне 2011 занимает 6 место.

    5. Дженсон Баттон (Jenson Alexander Lyons Button), 31 год

    Начал карьеру гонщика Формулы-1 в 2000 году на Гран-при Австралии в составе команды Williams. На следующий сезон перешел в команду Benetton, которая впоследствии была куплена концерном Renault. Свою первую победу одержал в 2006 году на Гран-при Венгрии в составе команды Honda. Последние 2 сезона входит в состав McLaren, в текущем сезоне занимает 4 место.

    4. Фернандо Алонсо (Fernando Alonso D?az), 30 лет

    Двукратный чемпион мира Формулы-1 (2005 и 2006 года) дебютировал в 2001 году на Гран-при Австралии в составе команды «Минарди», когда ему не исполнилось и двадцати лет. На следующий сезон его пригласили в Renault F1 в качестве запасного пилота, а на следующий год он стал основным пилотом команды. В составе этой же команды Алонсо стал самым молодым чемпионом Формулы-1, однако на следующий год неожиданно перешел в McLaren и вновь стал чемпионом. В сезоне 2011 входит в состав команды Ferrari и занимает 4 место.

    3. Марк Уэббер (Mark Alan Webber), 34 года

    Дебютировал в 2002 году на Гран-при Австралии в команде Minardi и, несмотря на слабую машину, занял 5-е место. Свою первую победу одержал в команде Red Bull в 2009 году на Гран-при Германии, при этом весь 2009 сезон был успешен для гонщика, а сезон 2010 стал лучшим в его карьере, где он лидировал до середины сезона. В 2011 году он занимает 2 позицию.

    2. Льюис Хэмилтон (Lewis Carl Davidson Hamilton), 26 лет

    Дебютировал на Гран-при Австралии 2007 года в команде McLaren и на первой же гонке финишировал четвертым. Впервые победил на Гран-при Канады того же года. В 2008 году он стал первым чернокожим чемпионом мира Формулы-1, из-за чего часто терпел расистские оскорбления. Реагируя на эти издевательства FIA проспонсировала компанию «Race Against Racism». В сезоне 2011 занимает 3 место.

    1. Себастьян Феттель (Sebastian Vettel), 24 года

    Являясь самым молодым чемпионом мира и победителем Гран-при Формулы-1, он начал карьеру в Формуле-1 в 2007 года на Гран-при США в команде BMW, заменяя травмированного Роберта Кубицу. Впервые победил на Гран-при Италии в 2008 году. В сезоне 2009 Феттель перешел в команду Red Bull, заменяя Дэвида Култхарда, и в 2010 году в этой же команде стал чемпионом. В нынешнем сезоне он на данный момент лидирует.

    Британские ученые выяснили, что это не Шумахер и не Сенна.

    Кто лучший?

    Ученые Университета Шеффилда провели комплексное исследование с целью выяснить, кто из гонщиков «Формулы-1» лучший за все время существования чемпионата мира. Несмотря на то, что статистически самым успешным в мире является Михаэль Шумахер (7 титулов и 91 победа в Гран-при), английские ученые высчитали, что при исключении влияния техники на результаты гонок лучшим оказывается другая легенда автоспорта – Хуан-Мануэль Фанхио.

    Аргентинец участвовал в чемпионате мира в 50-х, и в течение нескольких лет считался практически непобедимым, несмотря на то, что выступал за разные команды. Второе место занял Ален Прост, а третье – Джим Кларк.

    Шумахер в этом анализе занял лишь 8 место, но только из-за не слишком удачного возвращения в «Формулу-1» в 2010 году. Если исключить этот период карьеры немца, то он опередит Кларка и займет в рейтинге третью позицию.

    В то же время такие пилоты как Найджел Мэнселл, Жиль Вильнев, Марио Андретти и Мика Хаккинен в исследовании названы «переоцененными».

    Каким образом проводились вычисления?

    Для выявления лучшего гонщика ученые использовали сложные математические формулы. Подробно с методикой исследования можно ознакомиться в этом документе (на английском языке).

    Отметим, что выступления оценивались на разных типах трасс и при разной погоде (на стационарных автодромах, на городских, во время дождя), тщательно высчитывалось влияние команды на выступления спортсменов и даже брался в расчет фактор «наследственности» (то есть, насколько успешной была команда до прихода в нее пилота).

    Что еще интересного можно узнать из исследования?

    Известно, что с быстрой машиной гораздо проще добиться успеха в автогонках, но британские ученые точно выяснили, что влияние машины на итоговый успех примерно в шесть раз выше, чем талант пилота. Кроме того, городские трассы, особенно Монте-Карло – отличный показатель уровня таланта пилота, именно в таких гонках способности пилотов играют наивысшую роль. Также ученые выяснили, что с годами влияние автомобилей на результаты в гонках стало заметно сильнее, чем в первых чемпионатах мира.

    Доктор Эндрю Белл, представитель Шеффилдского методологического института:

    «Ответить на вопрос о том, кто является величайшим пилотом в истории «Формулы-1», очень трудно, поскольку мы в действительности не знаем – это так талантлив гонщик или у него просто очень хорошая машина. Но вопрос интересует болельщиков давно, и, уверен, будет волновать еще очень долго.

    Наша статистическая модель позволяет провести ранжирование и примерно оценить роль команды и гонщика, кроме того, есть несколько поразительных итогов. Например, малоизвестный Кристиан Фиттипальди попал в топ-20, в то время как трехкратный чемпион мира Ники Лауда даже не оказался в списке 100 лучших пилотов. Возможно, если бы эти пилоты выступали за разные команды, их результаты оказались бы иными».

    Топ-20 гонщиков по результатам исследования (с 1950 по 2014 годы)

    1. Хуан-Мануэль Фанхио

    2. Ален Прост

    3. Джим Кларк

    4. Айртон Сенна

    5. Фернандо Алонсо

    6. Нельсон Пике

    7. Джеки Стюарт

    8. Михаэль Шумахер

    9. Эмерсон Фиттипальди

    10. Себастьян Феттель

    11. Кристиан Фиттипальди

    12. Льюис Хэмилтон

    13. Нико Росберг

    14. Грэм Хилл

    15. Дэн Герни

    16. Джоди Шектер

    17. Дженсон Баттон

    18. Марк Зурер

    19. Дэймон Хилл

    20. Луи Розье

    Почему к результатам не стоит относиться слишком серьезно

    Труд британских ученых, возможно, позволяет оценивать пилотажные умения, но с его помощью нельзя высчитать другой очень важный фактор – влияние спортсмена на скорость и развитие гоночной техники. Представить без этого качества гонщика «Формулы-1» практически невозможно, ведь пилоты не только крутят руль машины и нажимают на педали газа и тормоза, но также дают ценные советы по ее настройке и улучшению.

    Например, уже упомянутый Лауда являлся не самым быстрым парнем в пелотоне, но определенно одним из самых умных – отчасти благодаря познаниям австрийца «Феррари» в 70-х сумела преодолеть кризис и вернуться к победам, а спустя десятилетие Ники поучаствовал в возвышении «Макларена».

    Смог бы подобного добиться Кристиан Фиттипальди (племянник двухкратного чемпиона мира Эмерсона Фиттипальди) с итальянской командой в начале 90-х, если бы в ней оказался? Скорее, его присутствие в этом списке больше похоже на забавный факт, который лишь подтверждает: ученые мало что понимают в гонках, хотя и пытаются.