• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Сумо уходит своими корнями в легендарную глубину веков, когда согласно поверьям бог Такамикадзути вступил в поединок с богом варваров и победил. Благодаря этой победе японцы получили право осесть на территории нынешнего Хонсю. Также в «Нихонги» упоминается о первом национальном соревновании сумотори (так называют борцов сумо, досл. «занимающийся сумо»), проходившем в 230-м г. до н.э., где победителем вышел Номино Сукунэ. Впоследствии он был обожествлён и с тех пор почитается в качестве покровителя сумо.

    История сумо
    Первые поединки носили не спортивный, а религиозный характер, сопровождались ритуальными танцами, молитвами и театральными представлениями соответствующей тематики. Такие поединки устраивались ежегодно и проходили по окончании полевых осенних работ. В те «дикие» времена борьба сумоистов практически ничем не ограничивалась: запрещённых приёмов не было, противника можно было таскать за волосы, пинать ногами, бить в голову и т.п. Только в эпоху Хэйан (794-1185) сложились основные правила сумо, где запрещались подобные экзекуции, а также кристаллизировалась система судейства.

    Турниры стали терять своё религиозное значение и проводиться всё реже и реже с тех пор, как стало усиливаться воинское сословие и, наоборот, ослабевать власть Императора. В период междоусобиц приёмы сумо широко использовались для подготовки воинов и применялись в бою, и только с восстановлением мира, развитием торговли и усилением купеческого класса в XVII веке сумо снова возвращает былое величие и становится излюбленным времяпрепровождением.

    В период Эдо (1603-1868) оформляется иерархия бойцов, совершенствуются правила соревнований (примерно в таком виде они и дошли до нашего времени) и окончательно оформляются канонические приёмы – захваты, подножки, толчки и т.п. В это же время появляется звание великого чемпиона – йокодзуна.

    Во времена Реставрации Мейдзи сумо как вид развлечения для народа пришло в упадок – в Японии появились новые увлечения с Запада, плюс ко всему этот вид борьбы был объявлен пережитком феодализма, в результате чего на сумотори начались гонения.

    Только благодаря личной поддержке Императора и народной любви сумо не кануло в Лету и турниры вскоре возобновились и с тех пор не прекращались, проходя даже в военное время. В последнее время сумо распространилось и за пределами Японии и в Международную ассоциацию сумо сейчас входит около 80 стран. В России же получило распространение любительское спортивное сумо.

    Правила сумо
    В поединке принимают участие двое бойцов, одетых в ритуальные набедренные пояса-повязки (маваси). Прежде, чем броситься на противника, каждый из них должен коснуться кулаками земли и дождаться того же жеста от соперника. Только после этого начинается поединок. Если же один из сумотори не выдержал и сорвался чуть раньше, он получает замечание от судьи и процедура старта начинается с самого начала, причём количество раз не ограничено.

    Непосредственно правила борьбы довольно просты: нужно заставить противника коснуться поверхности ринга любой частью тела за пределами выделенного круга, либо же в его пределах – любой частью тела, за исключением подошв ступней. Также современные правила строго запрещают удары кулаком, пальцами или ребром ладони, а также пинки ногами в живот или грудь, и атаку в горло и пах.

    Участники одного из древнейших видов японских единоборств – сумоиты вызывают немалый интерес за счет своих необычно больших габаритов. Каков вес борца сумо в среднем и какие способы применяются для его поддержания?

    Средний вес борцов сумо

    На первой ступеньке борцовской карьерной лестницы сумоисты стартуют с отметки в 100 кг. Со временем они наращивают массу до 200 кг. В среднем вес борца сумо составляет порядка 150-200 кг.

    Такая масса необходима борцам для того, чтобы как можно быстрее и легче вытеснять своих соперников по площадке за внутренний круг помоста. Одержать победу можно, применив один из двух приемов:

    • вытеснив напором туловища противника за границы квадратного помоста из утрамбованной глины – дохе;
    • вынудив соперника коснуться любой частью тела пола, будь то кончик пальца или колено.

    Ведя наступательную борьбу, тяжеловес может бить противника только открытой ладонью, применять пощечины, использовать толчки. Запрещены разного рода захваты, броски и подножки. Поединок может длиться всего несколько секунд, в редких случаях до пяти минут.

    Примечательно, что как таковых весовых категорий в профессиональном сумо не существует, поэтому на ринге могут встретиться соперники с разницей в весе порядка 70-100 кг.

    Тот факт, что ключевую роль в достижении поставленной задачи играет именно вес, подтверждают обладатели титулов, многократно побеждавшие на соревнованиях рикиси. Конисики – известный рекордсмен-тяжеловес с массой тела в 280 кг на протяжении многих лет удерживал титул чемпиона – одзеки.

    Главное достоинство легковесов с массой тела до 200 кг – изворотливость и подвижность. На площадке они способны применять изощренные приемы, которые не под силу «титанам». Наглядным примером тому является успешная карьеры легковеса Тиенофудзи, которому удалось одержать титул экодзуна, и Харумафудзи, неоднократно получавшему титул одзеки.

    Звание самого толстого сумоиста носит Эманюэль Ябраух. Прославленный японский борец-тяжеловес имеет массу 400 кг. Неудивительно, что «титан» является семикратным чемпионом мира.

    Как сумоисты набирают вес

    Распространенное мнение, что для достижения цели набрать «сотню-другую» сумоиты только лишь употребляют в пищу высококалорийную пищу, ошибочно. Особая «диета» не является залогом успешного попадания в ряды борцов. Основную массу тела составляет не «лишний жирок», а мышечные ткани. Если поступивший в хэя начинающий сумоист имеет жировой «запас», его придется сначала сбросить с тем, чтобы набрать «рабочий» вес из жира и мышечной массы. В последующем формирование тела будет происходить за счет увеличения мышц в процессе тренировок и наращивая веса.

    Для набора веса дневная калорийность рациона составляет порядка 8000 ккал. Для развития необходимой мышечной массы борцы ежедневно изнуряют себя интенсивными тренировками, которые проводят в предрассветные часы на пустой желудок. После этого плотно едят и отправляются на дневной отдых, где проводят по 2-3 часа в состоянии полудремы. Таким образом съеденные калории запасаются в виде жировых отложений. Примечательно, в питании сумоистов нет запретов относительно алкоголя. Его употребление считается абсолютно нормальным.

    После дневной сиесты борцы вновь отправляются на тренировку. Рабочий день завершается плотным ужином с содержанием высококалорийных продуктов.

    Определяя, сколько весит сумоист, ориентируются на индекс массы тела. Этот параметр в 2,5 раза выше, чем у обычного среднестатистического человека. Для наглядности приведем тот факт, что объем трицепса и бицепса сумоиста приблизительно равен объему ноги «обычного» человека.

    Сумо — это вид борьбы в набедренной повязке (маваси) на специально оборудованной площадке (дохё).

    В соревнованиях по сумо определены следующие весовые категории:

    • Юноши 13-18 лет: до 75 кг, до 100 кг, свыше 100 кг и абсолютная весовая категория.
    • Мужчины: до 85 кг, до 115 кг, свыше 115 кг и абсолютная весовая категория.
    • Женщины: до 65 кг, до 80 кг, свыше 80 кг и абсолютная весовая категория.

    Одежда

    Участники соревнований должны надевать набедренный пояс-повязку — маваси. Однако в любительском сумо разрешено под маваси одевать плавки или облегающие шорты черного цвета. Ширина маваси составляет 40 см, определенная длина не предписана, но длина маваси должна быть достаточной для того что бы его можно было обернуть вокруг торса спортсмена 4-5 раз.

    Спортсменам запрещается выходить на схватку с надетыми на себя предметами, которые могут травмировать противника. Это в первую очередь относится к металлическим украшениям (кольца, браслеты, цепочки и т.д.). Тело борца должно быть совершенно чистым и сухим, ногти на руках и ногах коротко острижены. Эмблему клуба, федерации, номер и т.д. разрешается прикреплять (привязывать) к маваси.

    Место проведения соревнований — дохё

    Соревнования по сумо проводятся на квадратной площадке со стороной 7,27 м, которая называется дохё.

    Существуют два типа дохё:

    • мори-дохё — глиняный или земляной трапезоид высотой 34-60 см;
    • хира-дохё — плоский дохё, который используется для тренировок и для соревнований в случае отсутствия мори-дохё.

    Арена схватки представляет собой круг диаметром 4,55 м, центром которого является пересечение двух диагональных линий квадрата, указанного в п.5.1. Арена схватки по периметру ограничена жгутом из рисовой соломы — себу-давара.

    В центре круга с восточной и западной стороны дохё на поверхность наносят на расстоянии 70 см друг от друга две стартовые линии белого цвета (сикирисэн). Длина сикирисэн — 80 см, ширина — 6 см.

    Внутри круг посыпается песком. Песок разбрасывается также и снаружи круга, вдоль себу-давара, на ширину около 25 см, чтобы образовалась «контрольная» полоса — дзяномэ. В спорных случаях наличие или отсутствие следов на дзяномэ помогает правильно определить исход схватки.

    Состав судейской коллегии

    В судейскую коллегию входят: главный судья соревнований, заместитель главного судьи, главный секретарь, судьи, информаторы и другой обслуживающий персонал.

    Главный судья несет ответственность за исполнение всех положений, относящихся к общим правилам судейства, включая назначение судейских бригад.

    Состав судейской бригады

    Судейская бригада должна состоять из 6 человек:

    • руководитель бригады — симпанте,
    • рефери — гёдзи,
    • 4 боковых судьи — симпаны.

    Правила борьбы

    За исключением особых ситуаций, нижеследующие положения определяют победителя схватки:

    • побеждает борец, который вынуждает противника коснуться дохё любой частью тела за пределами себу-давара;
    • побеждает борец, который вынуждает противника коснуться дохё любой частью тела, кроме подошв ступней, в пределах себу-давара.

    К особым ситуациям относится положение синитай («мертвое тело») — полная потеря равновесия, неизбежно приводящая к поражению.

    Атакующий не проигрывает схватку, касаясь дохё рукой, с тем чтобы смягчить падение и избежать травм при завершении технического действия, в результате которого противник попадает в положение синитай. Данная ситуация называется кабаитэ.

    Атакующий не проигрывает схватку, заступая за себу-давара, с тем чтобы смягчить падение и избежать травм при завершении технического действия, в результате которого противник попадает в положение синитай. Данная ситуация называется кабаиаси.

    Атакующий не проигрывает схватку, заступив за себу-давара, когда он, подняв противника выносит и опускает его за себу-давара. Данная ситуация называется окуриаси. Однако атакующий проигрывает схватку, если, проводя это техническое действие, выходит за себу-давара спиной вперед.

    Атакующий не проигрывает схватку, если при выполнении победного броска подъем его ноги касается дохё.

    Не является поражением, если горизонтальная передняя часть маваси (орикоми) касается дохё.

    Борцу могут объявить поражение по решению судей в следующих случаях:

    1. Если он не может продолжать схватку из-за травмы,
    2. Если он проводит киндзитэ (запрещенные действия),
    3. Если он самостоятельно заканчивает схватку,
    4. Если он умышленно не поднялся из исходного положения,
    5. Если он не выполняет команды гёдзи,
    6. Если он не явился в сектор ожидания после второго официального вызова,
    7. Если маэбукуро (гульфик) маваси развязывается и спадает во время схватки.

    Если схватка длится дольше установленного времени, но победитель не определен, она останавливается и проводится повторная схватка.

    Запрещенные действия (киндзитэ):

    • Удары кулаком или тычки пальцами.
    • Удары ногами в грудь или живот.
    • Захваты за волосы.
    • Захват за горло.
    • Захваты за вертикальные части маваси.
    • Заламывание пальцев соперника.
    • Кусание.
    • Прямые удары в голову.

    Ритуалы

    В сумо, как и в других традиционных боевых искусствах Японии, сохраняют и чтят ритуалы и этикет.

    Ритуалы состоят из рицу-рей (поклон стоя), тиритедзу (очищение водой) и сикири (изготовка).

    Тиритедзу — это уникальный ритуал, ведущий свое начало от древнего японского обычая омовения воина перед битвой.

    Тиритедзу выполняется обоими борцами одновременно при выходе на дохё. Они опускаются на корточки в позу соноке, балансируя на носках. Пятки оторваны от пола, туловище и голова держатся прямо, руки опускаются на колени. Борцы опускают руки вниз и кивают друг другу. Затем спортсмены сводят вытянутые руки на уровне груди, разводят их в стороны ладонями вниз и вновь сводят спереди с хлопком ладонями, выпрямляют руки и разводят их в стороны параллельно земле ладонями вверх, а в завершение ритуала поворачивают ладонями вниз.

    Сикири — предстартовые подготовительные движения. Борцы садятся на корточки, широко расставив ноги и наклонив туловище вперед. Бедра и плечи при этом держат горизонтально, а руками, стиснутыми в кулаки, опираются на поверхность дохё вдоль сикирисэн, не касаясь, что соответствует положению «готов!»

    Переход из сикири в татиай (стартовый рывок-подъем) должен осуществляться спортсменами одновременно.

    Ритуалы являются неотъемлемой и важной составной частью сумо и должны выполняться без спешки, достойно и спокойно, подчеркивая гармонию и величие сумо.

    Схватка

    Продолжительность схватки составляет:

    • для возрастной группы 13-15 лет — 3 минуты;
    • для возрастной группы 16-17 лет — 5 минут;
    • для взрослых 18 лет и старше — 5 минут.

    Если после указанного времени победитель не определен, назначается повторная схватка (торинаоси).

    Какой-либо перерыв между схватками не установлен. Следующая схватка начинается сразу по окончании предыдущей.

    Вызов участников

    Участники соревнований выходят на дохё-дамари в следующем порядке:

    • в командных соревнованиях две команды, которым предстоит выступать следующими, должны выйти и расположиться в дохё-дамари до окончания предшествующей встречи;
    • в личных соревнованиях борец должен находиться в дохе-дамари за 2 схвати до своей собственной.

    Находясь на дохё и дохё-дамари, участники соревнований должны вести себя достойно, не допускать грубых выражений, чтобы не ущемлять чувства окружающих.

    Борцы приглашаются на дохио судьей-информатором по микрофону громким и внятным голосом 2 раза. Если после второго официального вызова участник не выходит на дохё, ему засчитывается поражение.

    Представление участников

    Борцы принимают участие в соревнованиях под теми номерами, которые они получили на жеребьевке. Судья-информатор представляет всех борцов в каждой весовой категории в начале соревнований поименно. Перед началом каждой схватки участников представляют поименно с указанием их данных (возраст, рост, вес), титулов и званий.

    Начало схватки

    Схватка начинается по команде гёдзи после выполнения необходимых ритуалов.

    Остановка схватки

    Гёдзи может остановить схватку один или несколько раз из-за травмы, непорядка в одежде (маваси) или по какой-либо другой причине, не зависящей от желания участника.

    Время, затраченное на перерывы на одного борца, может быть установлено Положением о соревнованиях.

    Конец схватки

    Схватка заканчивается, когда гёдзи, определив исход схватки, объявляет: «Себу атта!» — и указывая рукой в ту сторону дохё (Восток или Запад), с которой начинал схватку победитель. Борцы по этой команде должны прекратить борьбу.

    Объявление победителя (катинанори)

    После окончания схватки и объявления «Себу атта!» гёдзи и борцы возвращаются на исходные позиции.

    Проигравший выполняет поклон (рэй) и покидает дохё. Победитель принимает позу сонкё и, после того как гёдзи, указывая на него рукой, объявит: «Хигаси-но кати!» («Победа Востока!») или «Ниси-но кати!» («Победа Запада!»), протягивает правую руку в сторону и вниз.

    В случае прекращения схватки из-за применения одним из борцов запрещенного прием объявление победителя происходит в установленном порядке.

    В случае невозможности продолжения схватки одним из борцов из-за травмы его противник принимает позу сонкё, и гёдзи в установленном порядок объявляет его победителем.

    В случае неявки одного из борцов вышедший на дохе борец принимает позу сонкё, и гёдзи в установленном порядке объявляет его победителем.

    Интересные факты о спорте. Борьба сумо

    Борьба сумо - национальный вид спорта в Японии, где он считается боевым искусством. Человек, впервые увидевший борьбу сумо, наверное, не поймет, почему этот вид спорта в таком почете в Стране восходящего солнца. В самом деле, состязание состоит из захватов, толчков, пощечин и тычков, и кажется, что победа за тем из участников, у которого больше масса тела. Чтобы оценить сумо по достоинству, надо многое о нем знать.

    Например, то, что борцы - сумоисты - живут особой жизнью, наполненной суровыми ограничениями. Они просыпаются рано утром, которое начинается у них в 5 часов, — и принимаются за тренировку, после чего следуют завтрак, свободное время, продолжение тренировок и еще один прием пищи за день. Диета сумоистов рассчитана на получение большого количества калорий: они должны набрать как можно больший вес, сохраняя при этом подвижность и силу. Рацион (тянко набэ) состоит из риса, свинины, яиц и овощей.

    Правила борьбы сумо

    Традиция борьбы сумо восходит к обрядам древней японской религии синто. Сама площадка (дохё) с круглым рингом и многие, окружающие ее предметы полны синтоистских символов. Правила этой борьбы такие: перед каждым состязанием совершается ритуал, который должен отогнать злых духов и принести удачу. Собственно борьба начинается только после этого ритуала: каждый из борцов (рикиси — «богатырь») старается повергнуть противника на землю или вытолкать его за пределы ринга. Спортивный «костюм» состоит из набедренной повязки (маваси) и собранных в узел волос, скрепленных гребнем (оитёмагэ), — эта прическа смягчает удар головы о землю в случае падения. Сумоисты не делятся ни на категории, ни на классы, но все они - профессионалы, меряющиеся силами. Так что правила не очень сложные.

    Они участвуют в шести турнирах: три проводятся в Токио в январе, мае и сентябре, еще три — в Осаке в марте, в Нагое в июле и в Фуку- оке - в ноябре. Женщины к участию в традиционной борьбе сумо не допускаются. Однако они могут бороться между собой в рамках спортивной борьбы сумо, не ограничивающегося одной Японией, — в международных турнирах нового сумо участвуют борцы разного веса, разного возраста и из разных стран. Только в Японии проводятся соревнования профессионалов, в других странах развивается любительское сумо.

    о борьбе сумо

    Несмотря на упитанность, борцы сумо выказывают удивительную ловкость и много тренируются, чтобы поддерживать форму и добиваться лучших результатов. Молодые кандидаты в сумоисты сначала поступают в школу борьбы сумо. Если кандидат выдержит испытания и станет профессионалом, он остается жить в школе до конца профессиональной карьеры, продолжающейся два, а то и три десятка лет. Все это время у него не будет ни своего дома, ни семьи — жениться он сможет лишь после ухода из профессии.

    Современное сумо берет свои истоки с периода Эдо (после 1603 года). В начале 17 века в Японии, истощенной продолжительными междоусобными войнами, установился мир. Создались благоприятные условия для торговли, усилился класс купцов. Новый могущественный класс искал новых развлечений. Излюбленным времяпрепровождением стала борьба сумо. Именно в эпоху Эдо окончательно оформилось около 70 канонических приемов (броски, подножки, подсечки, захваты, толчки и т.п.), утвердился ритуал, усовершенствовались правила соревнований, которые практически в неизменном виде дошли до наших дней. Для того чтобы победить в сумо, достаточно вытолкнуть соперника за пределы круга или вынудить его коснуться поверхности круга какой-либо частью тела, кроме ступней. Из-за небольшого размера ринга малейшая оплошность, допущенная борцом, приводит к поражению. Поэтому в сумо спортсмен должен постоянно следить за своим равновесием, обладать мгновенной реакцией, уметь использовать в свою пользу силу и движения противника, чувствовать его центр тяжести и площадь опоры.

    Составляющих победы в сумо три: бойцовский дух, техника и масса.

    Причем именно в таком порядке. Масса спортсмена стоит только на третьем месте. Интересно проследить, как менялся вес сумоистов. С древних времен и до 1910 года к сумоистским схваткам допускались люди, имевшие вес не менее 52 кг. Требований к росту не существовало никаких. Это объяснялось тем, что японцы питались в основном растительной пищей (буддизм запрещал есть мясо, а мучные продукты еще не были завезены из Европы) и были одинаково низкорослы.

    Сумо хорошо известна своей системой строгой иерархии. Борцы состоят в «комнате» (хэя), которой управляет ояката, являющийся тренером и наставником. Младшие борцы должны каждый день готовить и обслуживать более опытных. В клубы сумо учеников принимают в возрасте 10-15 лет. Хотя предпочтение отдаётся мальчикам крепкого сложения и высокого роста, никто из них, конечно, даже отдалённо не напоминает знаменитых гигантов ринга. Формирование тела борца происходит исключительно в процессе тренировок, за счёт увеличения мышц и наращивания веса

    Встретив сумотори в городе, вы сможете вычленить его из толпы низкорослых японцев по габаритам и характерной прическе, знающий человек без особого труда определит и его ранг. Осмотр для определения его статуса следует проводить снизу вверх: деревянные шлепанцы (гэта), одетые на босую ногу означают, что вы имеете дело с борцами двух низших дивизионов. Если борец при этом носит традиционный домашний халат (юката) — он, без сомнения, из низшего дивизиона (дзёнокути), а если кимоно, то из следующего — дзёнидан.
    Если рикиси (борец профессионального сумо) на босу ногу надел сэтта (сандалии на кожаной подошве), да вдобавок он одет в национальную парадную одежду (хаори, хакама) — значит он из четвертого дивизиона — сандаммэ.

    Наличие носков (таби) вдобавок к сэтта и пальто-накидки вдобавок к (хаори, хакама) означают принадлежность к третьему дивизиону макусита.

    Культура тела в сумо развита чрезвычайно. Интересно, что после ухода «в отставку» многим рикиси удаётся путём специальной диеты в течение одного-двух лет вернуться к нормальному весу, превратившись в «обычного» человека. Помимо питания важную роль при этом играют массаж, водные процедуры, изощрённые ежедневные упражнения на гибкость и на растяжку, которые позволяют тучному борцу с лёгкостью выполнять гимнастический мостик, «шпагат» и тому подобные сложнейшие фигуры. Подчёркнутое внимание к телу и постоянная забота о его весьма своеобразной красоте составляют неотъемлемую часть быта рикиси.

    Также большое внимание уделяется колоритным причёскам, которым борцы придают не меньшее значение, чем средневековые гейши придавали своим замысловатым куафюрам.

    Волосы, собранные в узел на темени, позволяют в наши дни безошибочно выделить борца сумо в толпе. Когда в 1871 г. император Мэйдзи издал указ о стрижке волос, только рикиси благодаря покровительству высокопоставленных чиновников правительства избежали общей участи. Высокая причёска, по убеждению сумоистов, не только служит атрибутом традиционного декора, но и амортизирует удар при падении. Нынешние прославленные рикиси, как и их предшественники в эпоху Токугава, с гордостью носят на голове ои-тёмагэ — пышный узел в форме листа дерева гингко. Их собратья не достигшие ещё звания мастера, довольствуются более скромной причёской — тён-магэ. По всей Японии насчитывается немногим более тридцати настоящих знатоков сумоистских причёсок, первоклассных цирюльников-токояма. Большинство клубов обходятся услугами подмастерьев.

    День сумоиста обычно строится по расписанию. Подъём с первыми лучами солнца, утренний туалет, затем примерно с шести утра натощак начинается тренировка, которая длится четыре-пять часов, требуя полной отдачи сил и предельной концентрации. В одиннадцать большой перерыв. Борцы принимают горячую ванну (фуро) и завтракают. К этому времени они нагуливают хороший аппетит и едят без всяких ограничений, сколько душа просит. Установлено, что в среднем рикиси съедает пять-шесть обычных порций. Какую же пищу предпочитают великаны?

    Завтрак (тянко-набэ) тяжеловеса всегда состоит из тянко — высококалорийного и достаточно вкусного мясного блюда наподобие рагу с овощными приправами, иногда с рисовым гарниром. Готовится тянко в котле на медленном огне, и секрет его приготовления должен знать каждый сумоист, так как в клубе выделяют специальных дежурных по кухне, которые поочерёдно готовят трапезу на весь коллектив. Японцы утверждают, что само слово тянко заимствовано из нагасакского диалекта, где оно и означает «китайское рагу».

    После завтрака следует двух-трёхчасовой сон, необходимый для усвоения пищи и восстановления затраченной энергии. Затем кратковременная тренировка и лёгкий ужин. Любопытно, что рикиси в отличие от прочих спортсменов не ограничивают себя в спиртном. За ужином им разрешается выпить добрую толику пива или сакэ.

    Хотя едят гиганты всего два раза в день, их рацион в сочетании с режимом способствуют быстрому наращиванию мышц и жировой прослойки. Замечено, что наиболее активно сумоист толстеет до достижения звания мастера (дзюрё), а потом стабилизируется и только поддерживает вес, который очень важен в борьбе без весовых категорий.
    После каждого чемпионата появляются новые одзэки, но высшее звание ёкодзуна присуждается редко, раз в несколько лет.

    БАНДЗУКЭ — ТАБЕЛЬ О РАНГАХ В ОДЗУМО

    Профессиональное сумо (одзумо) имеет строгую иерархическую структуру. Оно подразделяется на 6 дивизионов. В высшем дивизионе (макуути) борцы имеют ранги наподобие спортивных разрядов, высший из которых — ёкодзуна — дается пожизненно, остальные — одзэки, сэкивакэ, комусуби и маэгасира — завоевываются и подтверждаются борцами в ходе турниров. Ранги борцов низших дивизионов — дзюрё, макусита, сандаммэ, дзёнидан, дзёнокути — именуются также как название дивизиона с добавлением номера, соответствующего положению в рейтинге.

    Иерархическая структура одзумо, ранжирование рикиси, статус судей и прочее, в общем всё, что определяет положение членов Ассоциации отражается в уникальном рейтинг-листе, именуемом бандзукэ и тоже имеющем многовековую историю.

    Бандзукэ — это, прежде всего, рейтинг-лист сумотори, публикуемый в понедельник за 13 дней до начала каждого из шести басё. Исключение составляет только бандзукэ, публикуемый перед январским Хацу басё, поскольку он выпускается еще перед новогодними праздниками, примерно за 16 дней до турнира.

    Традиция бандзукэ ведет свое начало с конца 17-го века, когда был изготовлен первый рейтинг-лист, который представлял собой деревянную дощечку с именами рикиси.

    Этот документ и сейчас создаётся вручную гёдзи высокой категории, который вписывает в него имена всех действующих сумотори, используя особый способ написания иероглифов — сумомодзи.

    На всеяпонских чемпионатах со времён позднего средневековья и до наших дней все участники распределялись по географической принадлежности между командами «Восток» и «Запад». В первую входили представители восточных и северо-восточных провинций Японии с центром в столице сёгуната — Эдо. Во вторую — представители западных и юго-западных провинций с центром в богатом и купеческом городе Осака.

    На турнирах рикиси трех низших дивизионов выступают в маваси из хлопка.
    Рикиси и зарплату, и иные вознаграждения получают в соответствии со своим положением в табели о рангах. Так, сумотори, выступающие в четырех низших дивизионах, получают деньги только за участие в турнирах — соответственно 700, 750, 850, и 1200 дол., а за победу на турнире в своем дивизионе 1000, 2000, 3000 и 5000 дол. (естественно в иенах). Правда, живут они на всем готовом.

    Разрыв между четырьмя низшими и двумя высшими дивизионами — колоссален. Рикиси двух высших дивизионов именуются сэкитори, и они уже получают регулярно каждый месяц зарплату. Иными словами, сэкитори — это профессионалы высшего разряда.

    На турнирах они облачаются в шелковые маваси со шнурками того же цвета (сагари), которые крепятся к маваси спереди и снимаются после схватки. Более богаты и разнообразны и ритуалы в схватках сэкитори. Они имеют право разбрасывать перед поединком соль и пить «воду, дающую силу» (тикара-мидзу), а также участвуют в торжественном выходе на дохё (дохё-ири), надев церемониальный фартук — кэсё-маваси.

    Привлекательна жизнь сэкитори, но, как свидетельствует многолетняя статистика, лишь один из 10 рикиси достигает этого статуса.

    Они имеют право на отдельную комнату, встают позже других, освобождаются от всякой домашней работы (приготовление еды, покупки, стирка и т.д.), на тренировки повязывают белый маваси, первыми принимают ванну и садятся за стол. Для поддержания дисциплины и воспитания нерадивой молодежи им разрешается пользоваться бамбуковой тростью. Они имеют право на ординарцев (цукэбито), которые им всячески прислуживают, а во время выхода в город, являются еще и их телохранителями. Помимо этого сэкитори получают право давать автографы в виде отпечатка своей ладони (тэгата), иметь свой клуб болельщиков (коэнкай), использовать зонтик (представители младших дивизионов мокнут под дождем), делать прическу оитё, а также носить свои вещи в специальном бамбуковом чемоданчике — акэни.

    Зарплата сэкитори составляет 8700$, а вознаграждение за победу на турнире — 20 000 долларов США.

    В свет они выходят обувшись в таби и сэтта и облачившись в специального покроя хаори и хакама, а от представителей макусита их, в первую очередь, отличает прическа и вся остальная упомянутая атрибутика — акэни, зонтик, цукэбито.

    Сэкитори, выступающие в высшем дивизионе — макуути, а их всего 40 человек, могут иметь один из 5 рангов: маэгасира, комусуби, сэкивакэ, одзэки и ёкодзуна. Три ранга — комусуби, сэкивакэ и одзэки имеют одно обобщенное название — санъяку. Зарплата в макуути составляет от 11 000 у низшего ранга до 20 000 долларов США — у высшего. Помимо этого существует различное количество бонусов и премиальных.

    ЕЖЕГОДНЫЕ ЧЕМПИОНАТЫ СУМО

    Сейчас в Японии ежегодно проводятся шесть больших чемпионатов сумо: три в Токио и по одному в Осаке, Нагое и на острове Кюсю. Участники соревнований делятся по традиции на две команды — «Восток» и «Запад». Чемпионат длится 15 дней. Каждый участник борется один раз в день с разными противниками. Победитель в день окончания соревнований награждается императорским кубком. Кроме того, учреждены еще три премии: мастеру, наиболее удачно выступившему в схватке с чемпионом, за боевой дух и за техническое совершенство. Чтобы заслужить любую из наград, борец должен выиграть не менее восьми схваток из предложенных ему пятнадцати.

    Турниры — басе — проводятся на специальной арене — дохе. Она сделана из глины (причем добывают ее в строго определенных местах, о которых знают лишь «посвященные»), сверху насыпают тонкий слой песка. Дохе можно построить в любом зале. На это отводится 72 часа, не больше и не меньше. Занимаются сооружением арены ровно 42 йобидаси: они и строители, и в дальнейшем — ведущие турнира. При строительстве дохе они обязательно выполняют священный ритуал: в центре закапывают каштан, плод китайского мисканта, сушеную каракатицу, морские водоросли, мытый рис и соль. Перед началом турнира все это поливают освященным саке. Женщинам ступать на дохе категорически запрещено. Впрочем, этих ритуальных таинств зрители не видят.

    Зато они становятся свидетелями грандиозной церемонии, открывающей турнир — дохеири (вступление участников турнира на помост): облаченнные в специальные одеяния — кэсе-маваси (это сшитые вручную шелковые пояса, расшитые золотыми и серебряными нитями, предназначенные только для церемонии открытия), под ритмичные звуки деревянных палочек на дохе выходят борцы сумо. Каждый обязательно хлопает в ладоши, что символизирует избавление от злых духов. Затем наступает самый торжественный момент: на помост вступает йокодзуна — борец, достигший высшего титула в борцовской иерархии. Его сопровождают два оруженосца. Йокодзуна хлопает в ладоши, привлекая внимание богов, затем вытягивает руки ладонями вверх, показывая, что он безоружен, и, наконец, высоко поднимая ноги, топает, изгоняя злых духов с дохе. Заключает торжественную церемонию выход на помост судей — гедзи, одетых в старинные кимоно. В руке каждого гедзи — веер, которым он будет указывать победителя поединка. По завершении церемонии начинаются собственно соревнования. Завершается турнир также впечатляющей церемонией: победитель исполняет танец с луком (ритуал сохранился с давних пор, когда победитель получал лук в награду).