• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Период начального обучения в настольном теннисе продолжается примерно 3 года - до 9-10 лет. Он содержит техническое и теоретическое обучение, совершенствование технических качеств. Главными методами является показ и объяснение, которые подкрепляются упражнением, т.е. повторением. Из четырех видов подготовки основное место занимают: техническая, физическая и психологическая подготовка. По ходу в процессе занятий постепенно осваиваются элементарные навыки тактической подготовки.

    Главной задачей технической подготовки является методически правильное, грамотно организованное изучение основных технических приемов. Достижение автоматизма в исполнении этих приемов на данном этапе обучения является второстепенной задачей. Примерная последовательность изучения технических элементов игры следующая:

    Правильная хватка ракетки;

    Основная стойка и стойки для ударов справа и слева;

    Передвижение приставными шагами;

    Промежуточная игра, сначала толчком, затем подрезкой;

    Подача как способ введения мяча в игру, справа и слева;

    Контрудар справа и слева;

    Удар справа и слева;

    Защита подрезкой справа и слева.

    Для изучения этих технических приемов необходимо пользоваться упражнениями с мячом и без него, у стола, в парах. Упражнения должны постоянно усложняться. Очень важно, чтобы в этот период дети имели возможность играть с более сильными партнерами.

    В течение занятия следует изучать не более одного-двух технических приемов или упражнений.

    Порядок обучения технико-тактическим приемам ведения игры может быть произвольным, однако в начале изучаются элементы нападения и контрнападения, а уж потом защиты.

    После того, как дети научились перекидывать мяч через сетку простейшим способом, следует одновременно и параллельно переходить к изучению нападающего удара справа (слева). Это не исключает возможности в определенный период уделять больше внимания по времени одному из этих ударов. Большинство детей проявляет предпочтение одному из ударов, или, чаще всего, игре с определенной части стола. Чтобы сразу исключить эту односторонность, следует пользоваться одновременным изучением ударов справа и слева.

    После того, как освоено движение руки для нападающих ударов следует сразу перейти к управлению полетом мяча, умению посылать его в заданные зоны стола.

    Уже в этот первоначальный период более одаренные дети могут быть отобраны в отдельные группы, где переход к изучению новых приемов должен совершенствоваться быстрее.

    Когда переходят к игре на столах, подача в простейшей форме должна быть изучена на первых 10 занятиях. Следует обратить внимание на то, чтобы подача служила способом введения мяча в игру.

    Следует разрешить детям сыграть несколько партий на счет даже с первых занятий, после того как они научились держать мяч на столе. Игра на счет является очень важным стимулом, которым пренебрегать никак нельзя. А после двух-трех месяцев обучения технике игры на столах можно уже проводить тренировочные турниры.

    Участие в соревнованиях должно начаться не раньше, чем тогда, когда, ребенок освоил основные технические элементы игры и его техническая подготовка позволяет играть с соперником. После года обучения участие в официальных соревнованиях необходимо.

    Параллельно необходима физическая подготовка детей. Она сначала не имеет специфической направленности и должна осуществляться классическими средствами. Главной задачей физической подготовки является гармоническое развитие ребенка, освоение как можно большего количества двигательных навыков, что способствует развитию общей подвижности и координации ребенка. Это база обучению техническим ударам и передвижениям.

    Физическая подготовка должна занимать значительное место на всех этапах. Практически это означает 15-20 минут каждого занятия в недельном цикле.

    Очень важно обучить детей разминке, самостоятельно и в группе уже с первых занятий. Возникающая закрепощенность отдельных частей тела во время игры и при выполнении большого объема нагрузок, особенно на опорно-двигательный аппарат, требует от преподавателя большого внимания к дозировке и чередованию упражнений в процессе обучения.

    В основе технической подготовки новичков лежит обучение упражнениям с мячом и ракеткой. В практике обыденной жизни вне спортивного зала дети не имеют достаточного опыта двигательной деятельности, а тем более опыта действий с мячом и ракеткой для настольного тенниса. Основным методом на начальных периодах занятий является многократное повторение отдельных частей и целого упражнения с постепенным усложнением заданий. Это позволяет занимающимся быстрее привыкнуть к обращению с мячом и ракеткой, научиться чувствовать себя с ними свободно, а в дальнейшем способствует быстрому освоению основ технических приемов игры.

    Дети младшего школьного возраста очень эмоциональны, требуют сразу оценки своих действий, в то же самое время нельзя очень строго судить их за ошибки, но и хвалить незаслуженно. Полезно проводить подведение итогов как отдельного занятия, так и в целом за некоторый период времени (неделю, месяц, четверть, год). Наиболее эффективными формами оценки выполнения упражнений детьми могут быть: индивидуальная проверка выполнения упражнения тренером; проверка упражнений на соревнованиях в группе с выявлением победителей и мест, занятых его участниками.

    Основными педагогическими приемами на начальном этапе обучения являются: объяснение, показ, демонстрация упражнения.

    Прежде чем начать обучать занимающихся упражнениям с мячом и ракеткой, необходимо научить их правильной хватке ракетки, а затем в ходе занятий исправлять имеющиеся ошибок. Обучение упражнениям надо проводить в группах с ведением при этом элемента соревнования.

    Следующим этапом обучения навыкам владения мячом и ракеткой является изучение вращений мяча, но при этом продолжается совершенствование предыдущих упражнений с установкой: от занятий к занятию увеличить количественные показатели каждого из них и выполнять их без ошибок.

    Психологическая подготовка юных спортсменов на начальном этапе обучения направлена на формирование устойчивого интереса к занятиям настольным теннисом, воспитание чувства необходимости занятиями физической культурой и спортом, желание стать здоровым человеком, бодрым, сильным, выносливым.

    Наблюдения тренера во время эстафет, подвижных игр, игр с мячом и ракеткой позволяют оценить способности детей в комплексе их проявлений, выявить наиболее дисциплинированных, двигательно активных, быстрых, ловких, с хорошей координацией движений, принимающих на себя роль лидера, стремящихся быть во всем первыми, внимательных и быстро усваивающих новые виды движений.

    В этот период полезно организовывать беседы с ведущими спортсменами, просмотры соревнований, фильмов, тренировок сильнейших спортсменов.

    Данная программа направленна на укрепление здоровья детей дошкольного возраста и развитие физических качеств (ловкость, быстрота движений, быстрота реакции, выносливости, координации движений), развитие спортивной одаренности через кружковую работу.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад «Детский сад им. Ю.А. Гагарина»

    Дополнительная образовательная программа по настольному теннису для детей 5 – 7 лет

    Направленность: спортивная

    Нормативный срок освоения: 2 года

    Возраст учащихся: 5-7 лет

    ( составлена на основе разработок Бызовой М.В., Гладышевой Г.М. детского сада № 467 г. Новосибирска)

    I. Пояснительная записка.

    Данная программа ориентирована на детей с высоким уровнем физического развития и имеющих явно выраженные природные двигательные задатки.

    Программа предполагает учёт индивидуальных способностей каждого ребёнка, его возможностей и интересов.

    Данная программа направленна на укрепление здоровья детей дошкольного возраста и развитие физических качеств (ловкость, быстрота движений, быстрота реакции, выносливости, координации движений), развитие спортивной одаренности через кружковую работу.

    Основой для разработки программы по физкультурно-спортивному направлению стали:

    Невская ракетка Морозова А.А. Спб.: Детство - пресс, 2007 г.,

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования от 17 октября 2013 г. N1155,

    СанПиН 2.4.1.3049-13 от13.05.2013 и с изменениями СанПин 2.4.4.3155-13 от 19.12.2013г.: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»

    Принципиальное отличие программы кружка достигается за счет усложнения содержания игровой и двигательной деятельности, ориентации на двигательную инициативность и соревновательность, активизации лидерских способностей, обогащение физкультурно-оздоровительной среды, осуществление физкультурно-образовательной деятельности с учетом двигательных потребностей ребенка.

    Программа рассчитана на детей 5-7лет и предполагает два года обучение: 1год – дети 5-6 лет, 2 год обучения – дети 6-7 лет.

    Программа «юный теннисист» предполагает повышение физических возможностей ребенка, увеличение его двигательной активности, развитие психомоторных способностей.

    1.2. Новизна, актуальность, особенности программы.

    В детском саду проводится системная работа по физическому воспитанию детей, которая включает в себя традиционные и нетрадиционные формы.

    В данной программе представлены игры и игровые упражнения с мячом и ракеткой и (без ракетки). Игры с мячом – воспитывают чувство мяча, координируют движения, служат первой ступенькой к дальнейшему изучению более сложных игр: это игры с прокатыванием теннисного мяча (на полу), передачей, подбрасыванием и ловлей мяча. Игры с ракеткой и мячом, дети действуют уже с двумя предметами. Игры с ракеткой, мячом у стола (через сетку) - дети учатся переправлять мяч через сетку. Звонкие удары о стол беспокойного целлулоидного мяча не оставляют детей равнодушными – вызывают восторг и радость, увлеченность игрой, приобщают к прекрасному миру движений.

    Используемые игры и игровые упражнения создают благоприятные условия для овладения пространственной ориентировкой, укреплению мышечно – связочного аппарата. Действия с мячом и ракеткой способствуют развитию глазомера, согласованности направления, силы и выразительности движения рук, корпуса. В играх с мячом совершенствуется навыки большинства основных движений, так как дети упражняются не только в приеме отбивания и владения мячом, но также и в ходьбе, перемещениях, прыжках.

    Новизна данной программы заключается в том, что она направлена не только на укрепление здоровья, развитие общефизических и спортивных качеств ребёнка, но и развитие творческих способностей детей с разной физической подготовкой.

    1.3. Цель и задачи программы.

    Цель программы: совершенствование двигательной деятельности детей на основе формирования потребности в движениях, содействие гармоничному физическому развитию, обеспечить возможность самореализации одарённой личности в физическом развитии.

    Задачи оздоровительного направления:

    • формировать правильное отношение детей к занятиям спортом и физической культурой;
    • формировать жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья;
    • создавать условия для проявления положительных эмоций.

    Задачи образовательного направления:

    • на основе определения уровня физической подготовленности и состояния здоровья применять индивидуальный подход в физическом развитии и выявлении двигательных интересов каждого ребенка;
    • обогащать двигательный опыт дошкольников новыми двигательными действиями;
    • Содействовать развитию двигательных способностей.

    Задачи воспитательного направления:

    • формировать устойчивый интерес к занятиям, желание использовать полученные двигательные навыки в самостоятельной деятельности;
    • формировать адекватную самооценку личности, нравственное самосознание, мировоззрение, коллективизм, развивать целеустремленность, уверенность, выдержку, самообладание.

    1.4. Законодательно-нормативное обеспечение программы.

    1. Закон РФ «Об образовании»

    2. Конвенция о правах ребенка

    3. Концепция одаренности

    4. Локальные акты учреждения

    1.5. Формы организации двигательной деятельности кружка:

    • групповые учебно-тренировочные занятия - предполагают усвоение детьми нового материала, отработку основных видов движений;
    • контрольно-проверочные занятия - позволяют определить эффективность процесса подготовки;
    • соревнования – позволяют в игровой форме определить уровень спортивных достижений детей, посещающих кружок «Юные теннисисты»;
    • индивидуальные занятия – предполагают отработку основных видов движений индивидуально с каждым ребенком.

    1.6. Методы обучения:

    • Словесные методы – методы, направленные на обращение к сознанию детей, помогают осмысленно поставить перед ребенком двигательную задачу, раскрывает содержание и структуру движения (объяснения, пояснения, указания, подача команд, сигналов, вопросы, словесные инструкции и др.).
    • Наглядные методы – методы, направленные на создание зрительных представлений о движении - (наглядно-зрительные приемы, показ физических упражнений, использование наглядных пособий и др.).
    • Практические методы – методы, закрепляющие на практике знания, умения и навыки основных движений (повторение упражнений без изменения и с изменениями, проведение упражнений в игровой форме, проведение упражнений в соревновательной форме и др.).
    • Игровые методы – методы, активизирующие внимание, улучшающие эмоциональное состояние воспитанников. Дети забывают об усталости, продолжают заниматься с желанием и интересом. Овладевая техникой игры в настольный теннис.

    1.7. Принципы реализации программы кружка.

    • Принцип систематичности – суть принципа раскрывается в чередовании нагрузки и отдыха.
    • Принцип индивидуальности – предполагает учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
    • Принцип развивающей направленности – при обучении движениям учитывается «зона ближайшего развития», т.е. предлагаемые упражнения направлены не на имеющийся в данный момент у детей уровень умений и навыков, а опережает его.
    • Принцип воспитывающей направленности – в процессе которого решаются воспитательные задачи (воспитание настойчивости, смелости, выдержки, нравственно-волевых качеств).
    • Принцип оздоровительной направленности – специфический принцип физического воспитания – предполагает укрепление здоровья средствами физических упражнений, физические нагрузки должны быть адекватны возрасту и уровню физического развития и здоровья детей, сочетать двигательную активность с обще доступными закаливающими процедурами, включая в комплексы физических упражнений элементы дыхательной гимнастики.
    • Принцип сознательности – основополагающий принцип обучения движениям. Он направлен на понимание детьми сути производимого ими того или иного движения.
    • Принцип наглядности - заключается в создании у ребенка при помощи различных органов чувств представления о движении.
    • Принцип доступности – предусматривает обучение с учетом возрастных, половых особенностей и индивидуальных различий, уровня их физической подготовленности. Одним из основных различий, уровня их является преемственность и постепенность усложнения физических упражнений. Каждое новое движение следует предлагать после достаточно прочного усвоения сходного с ним, но более простого. Обучение надо вести в несколько замедленном действии.

    1.8. Возраст детей и срок реализации программы.

    Курс программы «Настольный теннис» рассчитан на 2 года при проведении ОД 2 раза в неделю (общий объем – 72 ОД в год).

    Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

    1.9. Этапы реализации дополнительной образовательной программы:

    • I этап – проведение входящей диагностики детей (сроки проведения: первая – вторая неделя сентября); цель диагностики: выявление детей, имеющих уровень физического развития выше уровня своих сверстников, проявляющих интерес к двигательной деятельности.

    Составление планирования, подготовка материальной и методической базы, зачисление детей в кружок. Работа с родителями детей, с целью привлечения внимания к особенностям кружка.

    • II этап – запуск программы, осуществление работы с детьми, направленной на развитие и совершенствование физических качеств; освоение повышенных тренировочных нагрузок. Проведение занятий в кружке 2 раза в неделю. Индивидуальная работа с детьми.
    • III этап – подведение итогов: проведение итоговой диагностики (сроки проведения: первая неделя мая; цель проведения диагностики: определить уровень выполнения нормативов.)
    • Выход детей на участие в спортивных соревнований ДОУ и муниципального уровня.

    2 1. Формы организации образовательной области «Физическое развитие»

    Основной формой организации деятельности является подгрупповая ОД. Для того, чтобы избежать монотонности учебно-воспитательного процесса и для достижения оптимального результата на ОД используются различная работа с воспитанниками:

    • Тематическая
    • Индивидуальная
    • Круговая тренировка
    • Подвижные игры
    • Интегрированная деятельность
    • Сюрпризные моменты

    В процессе реализации программы используется и другая форма организации деятельности воспитанников - открытая ОД.

    Задачи обучения детей 5-6 лет:

    • Знакомить детей с игрой в настольный теннис;
    • Развивать двигательные способности детей и физические качества (быстроту, силу, выносливость, гибкость, подвижность в суставах, ловкость, выносливость).
    • Развивать координационные способности – меткость, глазомер, Развивать скоростные способности;
    • Развивать психофизиологические процессы (восприятие, мышления, внимания, памяти.)
    • учить правильно оценивать свои возможности в соревновательной и игровой ситуации.

    Задачи обучения детей 6-7 лет:

    1) расширять представления детей о видах спорта;

    2) добиваться выполнения нормативов по общей физической подготовке выше уровня своих сверстников;

    3) совершенствовать умение детей владеть мячом и ракеткой;

    4) способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, способствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей;

    5) формировать умение достигать положительных результатов, работать в команде, ориентироваться на партнеров по игре;

    6) учить распределять свои усилия, действовать рационально и целесообразно планируемому результату.

    2.2. Материально – технические (пространственные) условия организации физической культуры.

    1. Физкультурный зал

    3. Выставка иллюстраций «Виды спорта» в физкультурном зале.

    4. Мячи малого размера

    5. Ракетки

    6. Теннисный стол

    7. Музыкальный центр;

    8. Цифровой фотоаппарат.

    3. Наглядный материал

    1. Иллюстрации видов спорта;

    2. Игровые атрибуты;

    4. Стихи, загадки;

    5. Ноутбук, мультимедийный проектор.

    2.3. Перспективное планирование деятельности кружка.

    «Настольный теннис» Задачи

    Методы и приемы

    Часы

    практические

    1.Знакомство детей со спортивной игрой настольный теннис.

    2.Знакомство с ракеткой и мячом.

    3.Упражнения с мячом на равновесие и ловкость.

    5.Игры и игровые упражнения с мячом.

    Беседа,

    3 часа

    5час

    1.Учить правильному выполнению движений с ракеткой (перекладывание, разучивание способов хватки ракетки)

    2.Развивать мышечную силу рук.

    3.Развивать умение работать с мелкими мячами.

    4.Прокатывание теннисного мяча по столу рукой.

    Показ, объяснение, похвала, поощрение

    6 часа

    1.Броски мяча и ловля его двумя руками.

    2.Развивать выносливость, равновесие, глазомер.

    3. Обучение правильной стойке у стола («стойка теннисиста»).

    3.Укреплять дыхательную систему.

    4.Развивать уверенность в себе.

    Показ, объяснение, похвала, поощрение

    4 часа

    6 часа

    1.Удержание мяча на внешней и внутренней стороне ракетки в движении и на месте (с приседанием, стоя на одной ноге).

    2.Развитие координации движений.

    3. Развивать мышечную силу рук.

    4.Обучение правильным шагам у стола.

    Показ, объяснение, похвала, поощрение

    4 часа

    6 часа

    1. Развитие быстроты реакции и быстроты движения.

    2.Развивать выносливость, гибкость.

    3.Развитие правильной осанки.

    4. Подбрасывание мяча двумя руками и ловля одной.

    5.Подбрасывание мяча одной рукой вверх и ловля мяча на ракетку.

    Показ, объяснение, похвала, поощрение

    6 часа

    4 часа

    1.Отбивание мяча через сетку внешней стороной ракетки после отскока его от стола, с помощью воспитателя.

    2.Учить реагировать на визуальные контакты.

    3.Совершенствовать точность движений.

    4.Продолжать развивать быстроту реакции.

    Показ, объяснение, похвала, поощрение

    3 часа

    3 часа

    1.Совершенствовать разученные упражнения с мячом и ракеткой.

    2.Продолжать развивать равновесие, гибкость, силу кистей рук.

    3.Воспитывать любовь к физкультуре.

    4.Развивать ориентировку в пространстве.

    5.Обучение правилам игры в настольный теннис.

    Показ, объяснение, похвала, поощрение

    3 часа

    3 часа

    1.Обучение технике толчком справа и слева.

    2.Отработка ударов накатом.

    3.Упражнять в сочетании данных элементов.

    4.Продолжать развивать мышечную силу рук.

    5.Закрепление правил игры в настольный теннис.

    Показ, объяснение, похвала, поощрение

    4 часа

    4 часа

    1.Отработка ударов срезкой.

    2.Поочередные удары правой и левой стороной ракеткой.

    3.Совершенствование технических и тактических приёмов игры в настольный теннис.

    4.Совершенствовать развитие выносливости, равновесия, быстроты реакции.

    Показ, объяснение, похвала, поощрение

    8 часа

    Итого

    72 ч

    2.4.. Структура НОД:

    Части занятий

    Длительность

    темп

    Вводная часть (разновидности ходьбы и бега)

    5 минут

    умеренный

    Основная часть: ОРУ с мячом и ракеткой, игры и игровые упражнения с мячом и ракеткой.

    20 - 25 минут

    Выше – среднего, высокий

    Заключительная часть (разновидности ходьбы, дыхательные упражнения.)

    5 минут

    Умеренно - медленный

    2.5. Планируемый результат:

    Целенаправленная работа по обучению игре в настольный теннис позволит достичь следующих результатов:

    • У детей сформирована мотивация развития способностей через занятия настольным теннисом.
    • Сформировано эмоциональное отношение ребенка к занятиям в секции по настольному теннису.
    • Развиты двигательные способности детей и физические качества, такие как быстрота, сила, ловкость, глазомер, быстрота реакции и движений, подвижность в суставах.
    • Сформированы умения согласованно выполнять движения с мячом и ракеткой.
    • Выработаны четкие координационные движения.
    • Эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности.
    • Сформирован навык подготовительных и специальных упражнений в игре настольный теннис.

    2.6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы.

    Мониторинг достижений проводится в начале и конце учебного года (сентябрь, май) по следующим направлениям:

    • Ориентационная способность («Перенос мячей»);
    • Дифференцирование пространственных, силовых и временных параметров движения («Метание»);
    • Скоростные способности («Бег боком вокруг стола»);
    • Зрительно-моторная реакция («Ловля мяча»);
    • Отбивание мяча через сетку подряд (количество раз);
    • «Жонглирование» мячом самостоятельно («чеканка»);
    • Игра в настольный теннис до 5 очков.

    План работы с одаренными детьми

    Мероприятия

    Сроки

    Составление и уточнение списков детей, успешных в освоении видов физкультурно - спортивной деятельности.

    Сентябрь-Октябрь 2016г.

    Создание банка данных одаренных детей физкультурно-спортивной направленности.

    1 половина 2016-2917 учебного года

    Диагностика уровня физической подготовленности к игре в настольный теннис.

    Сентябрь – май

    2016-2017 гг.

    Проект «Юные теннисисты»

    Октябрь – май

    2016 - 2018 гг.

    Перспективный план обучения элементам настольного тенниса детей имеющим способности.

    Октябрь 2016 г.

    Подборка картотеки игр с мячом и ракеткой.

    Октябрь 2016 г.

    Организованная деятельность с детьми имеющие способности в кружке по настольному теннису.

    В течение года

    Экскурсия в ФОК «Восток». Участие детей совместно с родителями в спортивных соревнованиях «День бегуна».

    Октябрь 2017 г.

    Экскурсия в ДЮСШ.

    Ноябрь 2017 г.

    Спортивные праздники и развлечения (по плану Рабочих программ раздела «Двигательная активность»)

    В течение 2016-2018 учебного года (по плану)

    Организация работы с одарёнными детьми (разучивание игр и игровых упражнений с усложнением на развитие ловкости, силы, выносливости; работа с мячом – элементы настольного тенниса).

    В течение 2016-2018 уч. года

    Участие в соревнованиях в рамках «Недели здоровья».

    Январь

    2018 гг.

    « Веселые старты», посвящённые Дню Защитника Отечества

    Февраль

    2017-

    Февраль

    2018 гг.

    Участие в отборочных соревнованиях ДОУ по настольному теннису

    Март 2017-

    Март 2018 гг.

    Открытые занятия с детьми, посещающими кружок тенниса для родителей и педагогов ДОУ.

    В течении учебного года

    Участие в районных соревнованиях по настольному теннису

    2018 гг.

    Совместное занятие с детьми с использованием спортивных игр и упражнений.

    Декабрь 2017 г.

    Консультация « Настольный теннис - спорт настоящего и будущего» .

    Октябрь 2017 г.

    Активное привлечение родителей к участию в спортивных мероприятиях ДОУ.

    В течение 2017-2018 учебного года

    Выставка семейных газет « «Любим спортом заниматься».

    Январь 2017-

    2018 гг.

    Работа консультативного центра «Горячая линия» (по направлению «Физическое развитие).

    В течение 2016-2018 учебного года

    Сентябрь – Октябрь 2016-2018 гг.

    Список литературы.

    1. Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам. М.: Владос,1999

    2. Гришин В.Г. «Игры с мячом и ракеткой». М.1982 г.

    3. Барчукова Г.В. Настольный теннис (Спорт для всех). - М.: ФиС, 1990 г.

    4. Журнал «Обруч», №1 2005 год.

    5. Журнал «Обруч», №5 2007 год.

    Приложение 1.

    Перспективный план обучения элементам настольного тенниса детей

    Месяц

    № Занятия

    Задачи

    Средства

    Примечания

    Сентябрь

    1 занятие

    1. Ознакомить детей с инвентарем (теннис мяч) «Привет смешарик!»

    2. Определить уровень развития двигательных способностей детей.

    3. Создать предпосылки для развития физических качеств (ловкость, координация движений) и волевых (внимание)

    4. Ознакомить с элементами жонглирования мяча

    1. Сообщение теоретических сведений (какие игры с мячом ты знаешь?) Новый друг – «Смешарик».

    2. Подбрасывание мяча вверх и его ловля (двумя руками)

    3. Бросить в пол правой рукой (л.р) и поймать 2 руками; 1 рукой

    4. Прокатывание мяча в парах

    5. Игровые упражнения
    «попади в обруч!»

    6. Игровое упражнение «Поймай мяч»

    ИГРА МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ-

    В начале деятельности выдать мячи в руки, в ходьбе и беге с мячом. По свистку – остановка (переложить мяч из руки в руку)

    «Смело шагай, мяч не теряй!»

    Выполнять фронтально в парах

    Выполнять в колоннах (в кругу) поточно.

    2 занятие

    1. Развивать положительный интерес к физическим упражнениям с использованием различных предметов по весу мячей

    2. Ознакомить детей с инвентарем (ракетка теннисная)

    3. Сообщить правила безопасного поведения при упражнениях с ракеткой и мячом

    4. Развивать способность к взаимодействию при выполнении упражнений в паре

    5. Продолжать развивать ловкость, координацию движений, точность в бросках, ловле и перемещении по площадке, залу.

    1. упражнения с резиновыми, пластмассовыми мячами большого диаметра

    2. с ракеткой (хват ракетки, отведение ракетки вправо-влево)

    3. Перекладывание ракетки из руки в руку.

    4. «жонглирование» теннисным мячом:

    на месте вверх вниз;

    В движении вперед;

    броски мяча в пол и ловля поочередно правой и левой.

    5. Удержание мяча на ракетке (5-10 сек) на месте.

    6. Игровое упражнение «прокати мяч»!

    7. Игровые упражнение «попади в обруч»»! (расстояние 1,5 – 2 м).

    8. Упражнение на внимание «части тела!», «переложи ракетку» (правильный хват)!

    С резиновыми ходьба и бег по кругу с выполнением заданий по свистку (руки вверх, вперед с пластмассовыми мячами). С теннисными мячами и ракетками упражнения в парах.

    Следить за мячом глазами, проверять расстояние между детьми;

    2-3 шага вперед, назад.

    Выполнять на месте, затем 1 мячом в паре (ловить 2 руками).

    Выполнять парами от середины боковой линии зала.

    Следить за интервалом в парах.

    Упражнения выполнять только мячом в 2-3 колоннах.

    Октябрь

    1 занятие

    1. Ознакомить со стойкой игрока, перемещение по залу

    2. Закреплять умение «жонглирования» мячом на месте и в движении; правильного хвата ракетки;

    3. Ознакомить с подбиванием мяча открытой стороной ракетки (на месте)

    4. Развивать ловкость, быстроту, точность

    1.Ходьба и бег с остановкой по сигналу (принять стойку теннисиста). Бег приставным шагом, ходьба выпадами, скачками

    2. Подбрасывание мяча вверх, и ловля двумя, одной, поочередно

    Усложнение из положения сидя, на пятках, с хлопком в ладоши;

    Перебрасывание и ловля в парах двумя руками;

    Игровые упражнение попади в круг.

    3. Подбивание мяча вверх на высоту 20-30 см.

    4 . Эстафета «Понеси не урони»!

    5. Игра малой подвижности «части тела»

    Следить за дистанцией во время бега – наклон туловища чуть вперед, одна нога впереди.

    Следить за расстоянием между детьми. Ловля в наклоне туловища вперед, в паре одним мячом.

    Проверить расстояние между детьми, выполнять на месте, проверить хват ракетки!

    Дойти с мячом 4-5 м на ракетке обратно. Уронил – подними.

    Октябрь

    2 занятие

    1. Формировать технику владения мячом при «жонглировании », подбивание мяча в движении.

    2. Развивать выносливость, координации, движений, внимание.

    3. Формировать привычку к согласованным совместным действиям.

    1. Ходьба и бег с различными заданиями в парах.

    2. ОРУ в 2 колоннах.

    3. «Жонглирование» мячом стоя, сидя, после хлопка. Эстафета с использованием подбрасывания и ловли мяча «Добеги – подбрось».

    4. Подбивание мяча:

    На месте

    После 2-3 шагов вперед, назад

    5 . «Прокати колобка»

    Катание мяча по ракетке (упражнение малой подвижности)

    Высоко поднимая колени, захлестывание голени назад, боком, проверять расстояние между детьми – поднятые руки вперед

    2 шеренги перестроить велением пополам на 4 колонны. Подбросить 2 раза и бегом обратно.

    Проверить игральный хват, следить за мячом глазами. Не поднимать руки, выше пояса! Руки согнуты в локте!

    Ноябрь

    1 занятие

    1. Развивать ловкость и скоростную выносливость, волевые качества (целеустремленность, внимание).

    2. Ознакомить с сутью игры в настольный теннис

    3. Обеспечить адаптацию организма ребенка к физическим нагрузкам и упражнениям

    4. Формировать привычку к совместным согласованным действиям

    1. Ходьба и бег с резиновыми мяча (с ведением мяча по кругу, подбрасыванием вверх в ходьбе, после остановки)

    2. Перестроения из колонны по 1 в колонну по 2

    Упражнения в праха:

    Переброска 1 мяча;

    Прокатывание мячей;

    Бросок мяча в пол и ловля после отскока на месте, затем в паре;

    Беседа о сути игры «отбей мяч ракеткой после отскока»:

    От пола

    От стены «отбей 1 раз, 2 раза подряд»!

    С резиновыми мячами большого диаметра. Следить за передвижением в среднем темпе.

    Сложить большие мячи, взять ракетки и мячи. С теннисными мячами двумя руками (расстояние 1,5-2 м)

    Выполнять в парах (один набрасывает) в колонне после броска в пол.

    Ноябрь

    2 занятие

    Формировать технику:

    а) подбивания мяча вверх на разную высоту;

    б) отбивание мяч в пол.

    2. Создавать предпосылки для развития физических и морально-волевых качеств.

    3. Развивать способность к взаимодействию при выполнении упражнений с элементами тенниса.

    ОРУ на месте с теннисным мячом, эстафеты: с прокатыванием мяча, с броском в корзину, с переброской через веревку.

    а) подбивание мяча на месте высоко,

    на месте низко, чередуя высоту

    б) отбивание мяча после отскока ракеткой в стенку.

    в) катание мяча в паре

    г) отбивание мяча после броска в пол партнеру.

    Игровое задание:

    Сбей кеглю

    В кругу отбей мяч ракеткой.

    Перекладывание из руки в руку, наклоны с перекладыванием между ног, прыжки с отбиванием и ловлей мяча

    40-50

    4-10

    В обруч, расстояние 1-

    1,5 м в шеренге

    В парах, один набрасывает, 2- отбивает. 5-6 раз, затем меняются.

    В колоннах

    Набрасывает в пол водящий.

    Декабрь

    1 занятие

    1. Развивать подвижность луче-запястных суставов кисти, ловкость, координацию, внимание

    2. Формировать технику перемещений выпадами, подбивания мяча тыльной стороной ракетки

    3. Развивать способность к взаимодействию при выполнении физических упражнений с элементами тенниса

    1. Ходьба и бег в парах с остановкой и поворотом по свистку, выпадами ОРУ с ракеткой

    Круговые движения пр. и левой рукой

    Вращение кисти по восьмерке

    2. Эстафета: бег с подбрасыванием теннисного мяча вверх, челночный бег с теннисным мячом.

    3. Выпады вправо и влево, на месте вперед-назад, ходьбе по кругу, игра «сделай фигуру» имитация

    4. Подбивание мяча на месте тыльной стороной ракетки, отбивание мяча после отскока от пола тыльной стороной ракетки, сначала имитация

    Высоко поднимая колени вперед.

    Выполнять 3-5 раз в одну сторону, 3-5 в другую.

    Добиваться большей амплитуды

    С малым резиновым мячом (в 3х) выполнять бросок в пол в ноги двумя руками, стоящий в середине должен подпрыгнуть и развести ноги

    Проверить хват, движение выполнять вперед, следить за вертикальным положением руки.

    Декабрь

    2 занятие

    1.Развивать ловкость, быстроту точность

    2.Закреплять работу с мячом:

    а) отбивать мяча тыльной стороной ракетки;

    б) подбивать мяч поочередно правой и левой стороной ракетки.

    3.Формировать способности самостоятельным игровым действиям с мячом.

    1.Ходьба и бег со сменой направления с различным положением рук, ОРУ с большими мячами; эстафета с резиновыми мячами «Передай – садись» поменяй мяч, бег парами.

    3. Подбивание мяча:

    а) с продвижением вперед, назад.

    Усложнение! подбивать мяч менять поочередно сторону ракетки;

    б) отбивание мяча после отскока от пола.

    4. Игра малой подвижности в 3-х группах «Подбрось-поймай» игры с мячом.

    5. ”Закати мяч в ворота”.

    На носках, пятках, внешнем своде стопы.

    Перестроить в 2 колонны

    На месте, проверить хват

    2-5 раз

    Сначала 2-5 раз одной стороной, затем поочередно

    через скамейку в парах в 3 колоннах, набрасывает подготовленный ребенок.

    Входящий бросает тен. мяч поочередно снизу детям вверх, они должны поймать и вернуть.

    В3х колоннах прокат тен.мяча в ворота дуги, бегом вернуться

    Январь

    1 занятие

    1. Повторить изученные подводящие упражнения с мячом и ракеткой.

    2. Развивать ловкость и координацию движений

    3. Формировать способности к самостоятельным игровым действиям с мячом

    1. Ходьба и бег с различными положениями рук, со сменой направления движения, «змейкой». ОРУ в движении

    2. Подбрасывание и ловля мяча на месте поочередно правой и левой рукой, после хлопка в парах снизу:

    Подбивание мяча одной стороной ракетки, другой стороной, поочередно;

    Игровое упражнение: бросить мяч рукой о стену и после отскока ударить по нему несколько раз подряд ракеткой, не давая ему упасть

    Игры с мячом «Попади в цель»!

    На носках, пятках, внешнем своде стопы, прыжками, выпадами с имитаций

    4-6 раз подряд.

    Следить, чтобы согнутая в локте рука была на уровне пояса.

    Имитация движения в шеренге, выполнять в 3х колоннах. Спросить, кто выполнил более 2х раз подряд. Похвалить.

    В колоннах, попасть прокатом мяча в кегли.

    Январь

    2 занятие

    1. Приучать детей следить за полетом мяча.

    2. Развивать «чувство мяча», внимание.

    3) Формировать умение выполнять отбивание мяча ракеткой «толчком».

    4) Формировать способность безопасного выполнения упражнений.

    1. Ходьба и бег в парах, приставным шагом; прыжки на правой и левой поочередно; ходьба и бег спиной вперед.

    2) Бросить мяч правой рукой вверх, поймать левой рукой; то же, но поймать снизу на ладонь после отскока от пола;

    Катать мяч на ракетке по кругу правой и левой рукой.

    3. Встречные эстафеты

    Бросок мяча в пол -> переход во встречную колонну (в конец);

    Отбивание «толчком» тыльной стороной ракетки после отскока в пол перед собой (шагом).

    4. Игра малой подвижности. Прокат одновременно 2х мячей в парах.

    Соблюдать интервал в колонне, чередовать упр. С отдыхом в ходьбе. Смотреть назад через плечо, поднимать ногу и захлестывать голень назад с носка. В медленном темпе 8-10 раз х*2

    Следить за мячом глазами.

    10-12 раз

    2 шеренги разделить пополам и развернуть навстречу, расстояние между ними 2 м.

    Направление руки вперед, зеркало ракетки вертикально.

    Ловко прокати сидя, ноги вперед.

    Февраль

    1 занятие

    1. Развивать координацию движений, точность, быстроту.

    2. Формировать способность соблюдать безопасность при выполнении упражнений с мячом и ракеткой.

    3. Ознакомить с элементом игры удар «толчком» тыльной стороной.

    1) Ходьба в чередовании с бегом с различным заданием по свистку

    (имитация стойки теннисиста, выпад вправо, влево приставными шагами боком).

    ОРУ без предметов.

    2) Эстафеты: в ходьбе с проносом ракетки с мячом, с подбиванием мяча ракеткой, с броском теннисного мяча в корзину, обруч

    3. В 2хколоннах у теннисного стола

    Прокатить мяч.

    Следить за чередованием нагрузки, интервал.

    Перестроение в 2 колонны.

    Сформировать колонны и команды по силам равные.

    Февраль

    2 занятие

    1. Ознакомить с сутью игры через сетку.

    2. Формировать технику отбивания мяча через сетку тыльной стороной.

    3. Развивать точность, ловкость, целеустремленность.

    4. Формировать умение выполнять задание самостоятельно.

    1. Показ удара «толчком» с подготовленным ребенком.

    Имитация удара в шеренге (положение ног, поворот туловища, работа руки).

    Отбивание мяча 2-3 раза и переход в конец колонны;

    Упражнение подбей 10 раз вверх;

    Упражнение подбей 5 раз разной стороной ракетки;

    Попади в круг (у стены) после отскока;

    Прокати мяч по ракетке (круг).

    Подготовка ребенка заранее, либо приглашение со стороны.

    Важно! Хват ракетки! Акцентировать внимание на работе руки вперед. В колоннах у стола.

    Выполнение поочередно с каждым ребенком, остальные в этот момент выполняют это задание у стены, либо подбивает мячи на месте. Тыльной стороной вверх.

    Игра малой подвижности.

    Март

    1 занятие

    1. Формировать технику отбивания мяча через сетку во встречных колоннах у стола

    2. Развивать терпение, точность

    3. Продолжать формировать умение выполнять самостоятельно задания

    1. Показ ударов «толчком» через сетку с подготовленным ребенком.

    Имитация ударов в шеренгах

    2. Отбивание в нарисованный круг на стене после отскока в пол.

    Отбивание в колоннах у стола

    Отбивание после отскока о стол

    Игровые упражнения отбей 2 раза подряд, 3-5 раз подряд

    Распределить детей на 4 группы, каждая выполняет свое задание.

    Кто затрудняется, выполняет упражнение с воспитателем.

    Похвалить. Распределить детей.

    Март

    2 занятие

    1. Формировать технику ударов по мячу «толчком».

    2. Развивать ловкость и координацию движений.

    3. Развивать интерес к занятиям физическими упражнениями, используя разные по диаметру мячи.

    1. Имитация держания ракетки справа и слева;

    Прокатывание мяча ладошкой по краю стола;

    Отбивание мяча «толчком» после отскока от стола 2 раза и переход в конец своей колонны.

    Игровое упражнение – чья команда дольше продержит мяч на столе.

    2. Переброска мячей один вверху, другой внизу, прокатывание одновременно 2х мячей.

    3. Ходьба и бег с резиновым мячом большого диаметра.

    Упражнение после остановки: присесть, поднять мяч, отбить правой о пол, левой, двумя.

    Следить за дистанцией.

    Упражнение на восстановление дыхание на месте без мяча. Перестроение в колонну по 2. Похвалить тех, кто справился с заданием!

    Движение ракеткой вперед. Правильный хват во встречных колоннах (до сетки) и бегом назад (каждый со своим мячом)

    Апрель

    1/2 занятие

    1. Провести диагностику уровня физической подготовленности к игре в настольный теннис.

    2. Закреплять технику ударов по мячу «толчком»

    Ходьба и бег, ОРУ

    Упражнение подбиванием мяча вверх на месте

    1. Тестирование по 2 человека

    2. Отбивание мяча у стены в 3х колоннах

    Удары «толчком» у стола, (1-2 раза)

    Подбить мяч вверх как можно больше. Похвалить!

    В нарисованный круг 1 раз, 2-3 раза подряд после отскока о пол.

    Во встречных колонных на 2х столах

    Апрель

    2 занятие

    1. Ознакомить с подачей по подброшенному мячу

    2. Повторить перемещения игрока, удар «толчком»

    3. Продолжать развивать координацию движений.

    Показать подачу мяча «толчком».

    1 группа

    1.упражнение.

    Подача «толчком» у стола.

    2 группа «меткий удар».

    Удары «толчком» (1-2 раза, переход в конец колонны).

    3 группа

    Перебрасывание мячом, удар в пол

    Жонглирование мячом

    Фронтально, боком и лицом к детям имитация в шеренге (движение руки разгибание локтя вперед). Хват ракетки проверить!

    Разделить детей на 3 группы:

    С воспитателем

    Самостоятельно у стены или в парах.

    По свистку «смена станций по кругу».

    Май

    1 и 2 занятие

    1. Определение уровня физической готовности к игре на конец года.

    2. Развивать навыки самостоятельных действий с мячом.

    Тестирование

    1) отбивание мяча через сетку подряд (количество раз)

    2) отбивание мяча в колоннах у стола

    3) «жонглирование» мячом самостоятельно

    4) Предложить наиболее подготовленным сыграть до 5

    Похвалить!

    Похвалить!

    Следить, чтобы дети не сталкивались. Напоминать правила безопасного поведения с мячом.

    Дать задание игра на улице на большом столе с воспитателем.


    Настольный теннис дошкольникам

    Детям младшего дошкольного возраста

    1. Катание мяча по столу(вперёд-назад, вправо-влево, по кругу) как правой, так и левой рукой. 2. Перекладывать мяч из одной руки в другую (перед собой, вокруг туловища).
    3. Подбрасывание мяча вверх с отскоком о стол.
    4. Катание мяча по столу.

    Дети 4-5 лет - упражнения

    1. Подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками.
    2. Перебрасывание мяча из руки в руку. (в паре двумя руками друг другу)
    3. Бросить мяч в стол и поймать его после отскока обеими руками.
    4. Бросить мяч в стол одной рукой и поймать его после отскока другой.
    Далее следуют упражнения с ракеткой, поэтому стоит уделить внимание способу держания ракетки или хватки.
    Ручку ракетки обхватывают тремя пальцами, указательный вытянут вдоль края ракетки, а большой расположен на другой стороне и слегка соприкасается со средним пальцем. Ребро ракетки располагается по середине между большим и указательным пальцами, а ручка ракетки удобно располагается по диагонали ладони.
    5. Катание мяча по столу ракеткой в различных направлениях.
    6. Стоя на месте, ракетка на уровне живота, удерживание мяча на одной и другой стороне ракетки.
    7. Положить мяч на середину ракетки, подбросить его вверх и поймать свободной рукой.
    Дети без особого труда овладевают этими элементами и далее можно приступать к изучению более сложных действий. Они как раз подойдут для детей старшего дошкольного возраста.

    Детям 6-7 лет - упражнения:

    1. Удерживая мяч на ракетке, передвигаться по прямой, или огибая различные предметы.
    2. Удерживая мяч на ракетке поворачиваться вокруг себя по часовой и (против часовой) стрелки на 360.
    3. Стоя на месте на одной ноге, поочередно менять ноги, удерживая мяч на ракетке.
    4. Удерживая мяч на ракетке присесть в присед, а затем встать.
    5. Подбросить мяч вверх и несколько раз отбить его ракеткой.
    6. С помощью ракетки ударить мячом о стол и, не давая ему упасть повторить упражнение.
    Все эти упражнения помогут вашим детям в освоении техники настольного тенниса.

    Я желаю вам удачи, до свидания!


    Утверждаю:

    Заведующий МДОБУ

    «Детский сад №18

    комбинированного вида»

    Н.В.Литвинова

    Рабочая программа

    по физическому развитию дошкольников

    «Настольный теннис»
    Выполнила: Жиганова Ольга Владимировна,

    воспитатель МДОБУ

    «Детский сад № 18

    комбинированного вида».

    Принята на Педагогическом совете

    МДОБУ «Детский сад №18

    комбинированного вида»

    протокол № 4 от

    г.Бузулук,

    I.Пояснительная записка………………………………………………………3

    1Актуальность…………………………………………………………............5

    2.Новизна………………………………………………………………............7

    3.Возрастные и индивидуальные особенности детей 5 – 7 лет…………….8

    4.Цель и задачи программы…………………………………………………10

    5. Возраст детей и срок реализации программы…………………………...11

    6.Принципы и подходы по реализации программы……………………….11

    1.Формы организации образовательной области………………………….14

    « Физическая культура»……………………………………………………..14

    2. Материально – техническое условие ……………………………………14

    3.Интеграция содержания образовательной области……………………...15

    4. Перспективное планирование занятий по настольному теннису……...17

    5. Структура НОД…………………………………………………………...18

    III .Планируемый результат………………………………………………....19

    IV. Система мониторинга достижения детьми планируемых

    результатов освоения программы…………………………………………19

    Список литературы…………………………………………………………...21

    I.Пояснительная записка.

    В общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для развития физических качеств. Дети дошкольного возраста с удовольствием занимаются физической культурой, и большой интерес вызывают у них спортивные игры.

    Данная программа направленна на укрепление здоровья детей дошкольного возраста и развитие физических качеств (ловкость, быстрота движений, быстрота реакции, выносливости, координации движений).

    В данной программе представлены игры и игровые упражнения с мячом и ракеткой и (без ракетки). Игры с мячом – воспитывают чувство мяча, координируют движения, служат первой ступенькой к дальнейшему изучению более сложных игр: это игры с прокатыванием теннисного мяча (на полу), передачей, подбрасыванием и ловлей мяча. Игры с ракеткой и мячом, дети действуют уже с двумя предметами. Игры с ракеткой, мячом у стола (через сетку)- дети учатся переправлять мяч через сетку.

    Основой для разработки программы по физкультурно – оздоровительному направлению предстали:



    • Невская ракетка Морозова А.А Спб.: Детство- пресс, 2007
    - Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655,

    • Методическое письмо «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации» (Методическое письмо Министерства образования РФ от 24.04.95 г. № 46/19-15)
      СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.2010, регистрационный номер 18267

    • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 12 сентября 2008 года №666 (Постановление Правительства РФ)

    Звонкие удары о стол беспокойного целлулоидного мяча не оставляют детей равнодушными – вызывают восторг и радость, увлеченность игрой, приобщают к прекрасному миру движений.

    1Актуальность.

    Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов. Все без исключений понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой на «потом», обещаем себе, что рано или поздно начнем, но иногда становится поздно начинать.

    Воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с детства. По мнению специалистов – медиков, 75 %всех болезней человека заложено в детские годы.

    Научно – технический прогресс привел к тому, что человек все меньше и меньше понимает, что такое физический труд. А ребенок и подавно. Привычку у ребенка быть здоровым и духовно и физически надо прививать с детства, чтоб у него в будущем формировался положительный образ здорового человека. Невольно возникает вопрос: «Почему же наши дети так часто болеют?». Видимо, все дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для ребенка самое важное, чтобы ребёнок не в чём не нуждался. А если у тебя кружится голова, если твой организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом? Очень часто родители в семье говорят ребенку: «Будешь плохо кушать – заболеешь! Не будешь тепло одеваться – простудишься!» и т.д. Но практически очень мало в семьях говорят родители детям: «Не будешь делать зарядку – не станешь сильным! Не будешь заниматься спортом – трудно будет достигать успехов в учении!» и т.д.

    Видимо, поэтому наши ученые среди исследуемых ставят на первое место многое, но только не здоровье.

    Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальных проблем нашего времени. Однако состояние здоровья детей сегодня далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества.

    Настольный теннис популярен во всем мире. В нашей стране им занимаются миллионы людей. Благодаря игре в настольный теннис укрепляется здоровье детей, развиваются физические качества: (ловкость, быстрота движения, быстрота реакции, развитие глазомера, координации движений). Все перечисленные качества необходимы детям в процессе дальнейшей жизни.

    2 Новизна.

    В детском саду проводится системная работа по физическому воспитанию детей, которая включает в себя традиционные и нетрадиционные формы.

    Используемые игры и игровые упражнения создают благоприятные условия для овладения пространственной ориентировкой, укреплению мышечно – связочного аппарата. Действия с мячом и ракеткой способствуют развитию глазомера, согласованности направления, силы и выразительности движения рук, корпуса. В играх с мячом совершенствуется навыки большинства основных движений, так как дети упражняются не только в приеме отбивания и владения мячом, но также и в ходьбе, перемещениях, прыжках..

    Новизна данной программы заключается в том, что она направлена не только на укрепление здоровья, развитие общефизических и спортивных качеств ребёнка, но и развитие творческих способностей детей с разной физической подготовкой.

    3.Возрастные индивидуальные особенности детей 5 – 7 лет

    Возраст 5-7 лет называют часто «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7-10 см. Но все-таки эти показатели у детей шестого года жизни чуть ниже, чем у воспитанников подготовительной к школе группы. По средним данным рост ребенка пяти лет составляет около 106,0-107,0 см, а масса тела - 17,0-18,0 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц - 200,0 г, а роста - 0,5 см.

    Каждый возрастной этап характерен, кроме того, разной интенсивностью роста отдельных частей тела. В течение шестого года, например, быстро увеличиваются длина конечностей, ширина таза и плеч у детей обоего пола. Вместе с тем имеются индивидуальные различия в этих показателях, а также различия их у мальчиков и девочек. Например, окружность грудной клетки у девочек увеличивается интенсивнее, чем у мальчиков.

    Антропометрические признаки (масса тела, рост, окружность грудной клетки, ширина таза, длина туловища и конечностей) в разной степени взаимосвязаны, и это влияет на физическую подготовленность детей.

    Позвоночный столб ребенка пяти-семи лет чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций, связок. При излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях, например при частом поднятии ребенком тяжестей, нарушается осанка, появляется вздутый или отвислый живот, развивается плоскостопие, у мальчиков образуется грыжа.

    В развитии мышц выделяют несколько «узловых» этапов. Один из них - это возраст шесть лет. К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают задания на ходьбу, бег, прыжки, но затрудняются в выполнении упражнений, требующих работы мелких мышц.

    Основой проявления двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия. Оно зависит от степени взаимодействия вестибулярных и других рефлексов, а также от массы тела и площади опоры. С возрастом ребенка показатели сохранения устойчивого равновесия улучшаются. При выполнении упражнений на равновесие девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками.

    Старший дошкольник способен дифференцировать свои мышечные усилия. Поэтому на занятиях физической культурой он может выполнять упражнения с различной амплитудой

    Развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем. К пяти годам у ребенка по сравнению с периодом новорожденности размеры сердца увеличиваются в 4 раза. Так же интенсивно формируется и сердечная деятельность, но процесс этот не завершается даже у подростков. В первые годы жизни ребенка пульс его неустойчив и не всегда ритмичен. Средняя частота его к шести-семи годам составляет 92 - 95 ударов в минуту.

    Размеры и строение дыхательных путей ребенка дошкольного возраста отличаются от таковых у взрослых. Так, они значительно уже, поэтому нарушения температурного режима и влажности воздуха в помещении приводят к заболеваниям органов дыхания. Важна и правильная организация двигательной активности детей. При ее недостаточности число заболеваний органов дыхания также увеличивается (примерно на 20%).

    Жизненная емкость легких у ребенка пяти-шести лет в среднем - 1100-1200 см3, но она зависит и от других факторов (длины тела, типа дыхания и др.). К семи годам у детей ярко выражен грудной тип дыхания. Число дыханий в минуту - в среднем 25. Максимальная вентиляция легких к шести годам примерно 42 дц3 воздуха в минуту. При гимнастических упражнениях она увеличивается в 2- 7 раз, а при беге - еще больше. Исследования по определению общей выносливости у дошкольников (на примере беговых и прыжковых упражнений) показали, что резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем у детей достаточно высоки.

    У многих потребность в двигательной активности настолько велика, что врачи и физиологи называют период от пяти до семи лет «возрастом двигательной расточительности»

    В соответствии с вышеизложенным, разработана программа работы физкультурно-оздоровительного кружка «Настольный теннис».
    4.Цель и задачи программы

    Формирование у детей желания к НОД физическими упражнениями посредством настольного тенниса.

    Задачи

    Оздоровительные:


    • Укрепления здоровья.

    • Укрепление и развитие сердечно – сосудистой и дыхательной систем.

    • Формирование осанки, костно – мышечного корсета.
    Образовательные:

    • Развивать двигательные способности детей и физические качества (быстроту, силу, выносливость, гибкость, подвижность в суставах, ловкость, выносливость).

    • Развитие координационных способностей – меткость, глазомер,

    • Развитие скоростных способностей;

    • Развитие психофизиологических процессов (восприятие, мышления. внимания, памяти.)

    • Развитие общей моторики.
    Воспитательные:

    • Приобщение к выполнению физических упражнений.

    • Воспитание организованности, самостоятельности, активности.

    • Проявление волевых качеств (смелости, решительности).


    5. Возраст детей и срок реализации программы .

    Курс программы « Настольный теннис» рассчитан на 1 год при проведении НОД 1 в неделю (общий объем – 36 НОД в год).

    Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

    Формы контроля:


    • открытые занятия для родителей;

    • обсуждение совместно с родителями;

    • участие в праздничных мероприятиях сада
    6. В соответствии с ФГТ Программа опирается на научные принципы ее построения, что учитывается при организации образовательного процесса:

    • принцип развивающего образования , целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятель­ность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

    • сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;

    • соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;

    • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

    • принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

    • принципы гуманизации , дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
    Отражение принципа гуманизации в образовательной программе означает:

    • признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

    • признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;

    • уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

    • Дифференциацияииндивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип учитывая индивидуальные особенности развития ребенка.

    • Принцип последовательности и систематичности. Последовательность при обучении детей движениям, подбор и сочетание нового материала с повторением и закреплением усвоенного, распределение физической нагрузки на детский организм на протяжении всего занятия. При подборе тех или иных упражнений следует не только учитывать достигнутый детьми уровень двигательных умений, но и предусматривать повышение требований к качественным показателям движений. Это необходимо для того, чтобы постоянно совершенствовать движения, не задерживать хода развития двигательных функций. Каждое новое движение следует предлагать после достаточно прочного усвоения сходного с ним, но более простого.

    • Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей.

    • При организации двигательной активности детей следует учитывать их возрастные особенности. Развитие двигательной активности детей обязательно требует индивидуального похода. Педагог должен ориентироваться на состояние здоровья каждого ребёнка. В процессе выполнения упражнений необходимо наблюдать за самочувствием детей, варьировать содержание занятий в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка. Очень важно соблюдать баланс: так, более сложные упражнения следует чередовать с менее сложными.

    • Принцип оздоровительной направленности , обеспечивающий оптимизацию двигательной активности детей, укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.

    • Принцип- развивающий эффект. Этот принцип требует соблюдения повторяемости и постепенности педагогических воздействий (многократное выполнение нагрузки как в рамках одного занятия, так и системы занятий; постепенное наращивание развивающе-тренирующих воздействий – планомерное увеличение и обновление заданий в сторону их усложнения, увеличения объема и интенсивности нагрузки по мере роста функциональных возможностей организма).

    • сохранение и укрепление здоровья воспитанников;

    • развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;

    • развитие потребности в реализации собственных творческих способностей.

    1.Формы организации образовательной области «Физическая культура»

    Основной формой организации деятельности является подгрупповая НОД. Для того, чтобы избежать монотонности учебно-воспитательного процесса и для достижения оптимального результата на НОД используются различная работа с воспитанниками:


    • Тематическая

    • Индивидуальная

    • Круговая тренировка

    • Подвижные игры

    • Интегрированная деятельность

    • Сюрпризные моменты
    В процессе реализации программы используется и другая форма организации деятельности воспитанников:

    • Открытая НОД

    2.Материально – технические (пространственные) условия организации физической культуры


    1. Физкультурный зал

    2. Спортивный зал

    3. Выставка иллюстраций «Виды спорта» в физкультурном зале.

    4. Мячи малого размера

    5. ракетки

    6. Теннисный стол

    7. Магнитофон, диски

    8. Лампа Чижевского

    9. CD и аудио материал
    Наглядный материал

    1. Иллюстрации видов спорта;

    2. Игровые атрибуты;

    3. «Живые игрушки»

    4. Стихи, загадки;

    5. Ноутбук, мультимедийный проектор.
    3.Интеграция содержания образовательной области

    Примерные виды интеграции области «Физическое развитие»

    Образовательная область

    Задачи, содержание и средства организации образовательного процесса

    «Здоровье»

    Осуществлять постоянный контроль за выработкой правильной осанки. Обеспечивать в помещении оптимальный температурный режим, регулярное проветривание.

    Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.



    «Безопасность»

    Продолжать объяснять детям, что нельзя брать в рот различные мелкие предметы, засовывать их в уши, нос. Формировать правила безопасности на НОД.

    «Социализация»

    . Формировать доброжелательное отношение друг к другу. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим. Сообщать детям разнообразные, касающиеся непосредственно их сведения, о происшедших с ним изменениях (сейчас умеешь правильно и красиво двигаться)

    «Познание»

    Формировать представление о разнообразных видах спорта, о спортивном инвентаре. Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все мячи круглые, эти все красные и т.п.). Знакомить с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник).

    «Коммуникация»

    Продолжать развивать и активизировать словарный запас детей. Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями. Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос..

    «Чтение художественной литературы»

    Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек. Повторять наиболее интересные потешки, и небольшие стихотворения.

    «Музыка»

    Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (погремушка, бубен, барабан и т.д). Формировать эмоциональную отзывчивость на произведение, умение различать веселую и грустную музыку.

    4. Перспективное планирование деятельности кружка

    «Настольный теннис»


    МЕСЯЦ

    Задачи

    Методы и приемы

    Часы

    практические



    Сентябрь

    1.Знакомство детей со спортивной игрой настольный теннис.

    2.Знакомство с ракеткой и мячом.

    3.Упражнения с мячом на равновесие и ловкость.


    5.Игры и игровые упражнения с мячом.

    ,

    БЕСЕДА



    1час

    Октябрь

    1.Учить правильному выполнению движений с ракеткой (перекладывание, разучивание способов хватки ракетки)

    2.Развивать мышечную силу рук.

    3.Развивать умение работать с мелкими мячами.

    4.Прокатывание теннисного мяча по столу рукой.




    Ноябрь

    1.Броски мяча и ловля его двумя руками.

    2.Развивать выносливость, равновесие, глазомер.

    3. Обучение правильной стойке у стола («стойка теннисиста»).

    3.Укреплять дыхательную систему.

    4.Развивать уверенность в себе.


    Показ, объяснение, похвала,поощрение


    2 часа

    Декабрь

    1.Удержание мяча на внешней и внутренней стороне ракетки в движении и на месте (с приседанием, стоя на одной ноге).
    2.Развитие координации движений.

    3. Развивать мышечную силу рук.

    4.Обучение правильным шагам у стола.


    Показ, объяснение, похвала,поощрение

    2

    часа
    2 часа


    Январь

    1. Развитие быстроты реакции и быстроты движения.

    2.Развивать выносливость, гибкость.

    3.Развитие правильной осанки.

    4. Подбрасывание мяча двумя руками и ловля одной.

    5.Подбрасывание мяча одной рукой вверх и ловля мяча на ракетку.


    Показ, объяснение, похвала,поощрение


    3 часа

    Февраль

    1.Отбивание мяча через сетку внешней стороной ракетки после отскока его от стола, с помощью воспитателя.

    2.Учить реагировать на визуальные контакты.

    3.Совершенствовать точность движений.

    4.Продолжать развивать быстроту реакции.

    Показ, объяснение, похвала,поощрение


    1

    Март

    1.Совершенствовать разученные упражнения с мячом и ракеткой.

    2.Продолжать развивать равновесие, гибкость, силу кистей рук.

    3.Воспитывать любовь к физкультуре.

    4.Развивать ориентировку в пространстве.

    5.Обучение правилам игры в настольный теннис.


    Показ, объяснение, похвала,поощрение



    3

    Апрель

    1.Обучение технике толчком справа и слева.

    2.Отработка ударов накатом.

    3.Упражнять в сочетании данных элементов.

    4.Продолжать развивать мышечную силу рук.

    5.Закрепление правил игры в настольный теннис.


    Показ, объяснение, похвала,поощрение



    2
    2

    Май

    1.Отработка ударов срезкой.

    2.Поочередные удары правой и левой стороной ракеткой.

    3.Совершенствование технических и тактических приёмов игры в настольный теннис.

    4.Совершенствовать развитие выносливости, равновесия, быстроты реакции.


    Показ, объяснение, похвала,поощрение


    5.Структура НОД:


    Части занятий

    Длительность

    темп

    Вводная часть(разновидности ходьбы и бега)

    5 минут

    умеренный

    Основная часть: ОРУ с мячом и ракеткой, игры и игровые упражнения с мячом и ракеткой.

    15 - 20 минут

    Выше – среднего, высокий

    Заключительная часть (разновидности ходьбы, дыхательные упражнения.)

    5 минут

    Умеренно - медленный

    III.Планируемый результат:

    Целенаправленная работа по обучению игре в настольный теннис позволит достичь следующих результатов:


    • развитость двигательных способностей детей и физических качеств (быстроту, силу, ловкость, глазомер, быстроту реакции и движений, подвижность в суставах).

    • формирование умений согласованно выполнять движения с мячом и ракеткой.

    • Выработка четких координированных движений.

    • Воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности.

    • Воспитывать чувство уверенности в себе.
    IV.Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы.

    Мониторинг достижений проводится в начале и конце учебного года (сентябрь, май) по следующим направлениям:


    • Ориентационная способность («Перенос мячей»);

    • Дифференцирование пространственных, силовых и временных параметров движения («Метание»);

    • Скоростные способности («Бег боком вокруг стола»);

    • Зрительно-моторная реакция («Ловля мяча»).Автор методик: А.А.Морозова. («Невская ракетка» , СПб.,»Детство-Пресс», 2006)

      Список литературы.


      1. Бардышева Т. Рассказываем стихи руками // Обруч. 1998. №5

      2. Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам. М.: Владос,1999

      3. Журнал «Инструктор по физкультуре», №4 2009 год.

      4. Журнал «Обруч», №1 2005 год.

      5. Журнал «Обруч», №5 2007 год.

      6. Картушина М.Ю Логоритмические занятия в детском саду. М., 2004

      7. Лечебно профилактический танец «Фитнес - данс» . СПб.: Детство - Пресс, 2007

      8. Лисицкая Татьяна Газета «Спорт и школа» №13/2009

      9. Приложение к журналу «Дошкольная педагогика», январь, февраль / 2005

      10. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н. А. Ноткина. СПб.: Детство - Пресс, 2005

      11. ПогадаевГ.И., “ Настольная книга учителя физической культуры” -М.: Физкультура и спорт, 2000-496с.

      12. РуноваМ.А. «Двигательная активность ребенка в детском саду»,
        издательство МОЗАИКА - Синтез, Москва 2000 г.

      13. «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», №7 2009