• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Когда детская компания собирается на даче или в частном доме, на лесной полянке или берегу речки, а, может быть, на летней площадке кафе, взрослые обязательно столкнутся с проблемой: чем весело и увлекательно занять ребятню, оторванную от привычных гаджетов? Особенно если речь идет не просто о дружеском общении, а о детском празднике, например, дне рождения или выпускном из начальной школы.

    С помощью проверенных годами, а также осовремененных забав на свежем воздухе можно так увлечь детей совместным времяпрепровождением, что они долго будут вспоминать этот праздник и страстно просить о повторении!

    Мы предлагаем вашему вниманию подвижные игры и конкурсы для детей для проведения праздника на природе летом или весной. В зависимости от разношерстности детской компании, особенностей и интересов маленьких гостей, организаторы могут комбинировать конкурсы из разных групп.

    Включайте фантазию! Многие конкурсы можно адаптировать под тему вашего праздника. Например, игры на основе догонялок совсем не обязательно должны называться «кошки-мышки»: может быть, это команда щенков гонится за КОТОстрофой , акула за маленькими рыбками или колдунья за принцессами !

    Для ряда игр нужен несложный реквизит, большинство из которого всегда под рукой, но лучше побеспокоиться о нем заранее:

    • веревочка;
    • кегли или утяжеленные водой, фасолью или горохом пластиковые бутылки;
    • мяч (мячи);
    • воздушные шары;
    • кусок ткани, тюля, длинный шарф;
    • камушки;
    • каштаны;
    • овощи и фрукты;
    • водяные пистолеты.

    Не забудьте позаботиться о призах и сувенирах для юных победителей в конкурсах!

    Игры-единоборства

    Эти конкурсы основаны на том, чтобы победить в определенном поединке. И пусть сражение шуточное, победа – всегда победа, и она должна быть поощрена призом.

    1. «Петухи» . Дети разбиваются на пары. К лодыжке каждого ребенка привязывается воздушный шарик. Задача: лопнуть шарик противника, наступив на него, при этом не дав лопнуть свой. Во время игры непременно нужно включить веселую музыку.
    2. «Царь горы» . Возможны различные вариации этой популярной игры. Можно попытаться сбить «царя» с бревна длинным воздушным шариком или подушкой. А если не сбивать, а попытаться снять огромную корону и надеть ее на себя? Или посоревноваться, кто дольше удержит равновесие, стоя на мяче? Или удерживая на кончике пальца воздушный шар?
    3. Турнир . Эта шумная и веселая игра доставит массу удовольствия детям (и, как правило, приводит в ужас взрослых!) Дайте детям наволочки с горсточкой перьев в каждой, надутые воздушные шарики, бумажные «бомбочки» с водой и предложите победить команду противника! Можно устроить водяные «Казаки-разбойники»: при попадании в руку стрелять этой рукой уже нельзя, при попадании в ногу придется прыгать на одной, ну, а если попали в голову, что поделать, выбываешь! Тут нужен арбитр. Зато можно осуществить замечательно веселое сражение двух армий! Пусть дети получат удовольствие, да и взрослые с ними вместе.
    4. «Папарацци» . Игра основана на том, что у современных детей очень часто присутствуют при себе мобильные телефоны со встроенной камерой. Пусть пара участников возьмет в руки «оружие». На спину каждому прикрепляют «секретный знак» – какую-нибудь яркую картинку, например, цветок, животное, радугу. Задача – сфотографировать знак соперника быстрее, чем он сфотографирует твой, пока звучит музыка. Представляете, какой веселый «танец» увидят окружающие? А победителя легко будет определить по получившимся снимкам.

    Игры – бегалки и прыгалки

    1. Эстафеты .

    Дети очень любят по очереди бегать за различными предметами и выполнять замысловатые действия. В зависимости от тематики праздника и наличии реквизите можно предложить самые разные сценарии эстафет, творчески их обыграв и разделив детей на две или три команды:

    • оббежать цепочкой выставленные на дорожке кегли или бутылки и вернуться;
    • накормить зайку (ежика, собачку…) морковкой (яблоком, косточкой и т.п.): на финише лежит игрушка, которой надо носить «лакомство» по одному;
    • бег с палочкой, на которую на финише надо нанизать листочек и вернуться, а следующий продолжит общий «шашлычок»;
    • совместный бег в разных интересных вариациях: положив руку на плечо впередистоящего, держа согнутую ногу того, кто стоит позади, или просто «паровозиком», присоединяясь по одному;
    • расставить детей из разных команд по маршруту, и начинается бег с передачей эстафетной палки, мяча или игрушки: главное, не передать палку сопернику из другой команды!

    2. Различные салки .

    Всякие вариации на основе «догони-поймай». Ловить можно того, на ком нет одежды определенного цвета («цветные салки»). Можно присоединять к себе пойманного игрока и дальше ловить уже вдвоем, удлиняя цепь.

    А если дать двум водящим длинный шарф или веревочку, то остальных будет интересно ловить, загоняя в «петлю».

    Забавными могут быть «салки улиток» – догонять придется ползущих участников, накрытых картонными коробками. Или «одноногие салки» – и ловящий, и убегающие прыгают на одной ножке!

    3. «Самолеты» .

    На дорожке нарисованы мелом или выложены из веревочек круглые «посадочные площадки», их на 1 меньше, чем игроков. Один из участников – диспетчер. Он водит цепочку «самолетов», задавая маршрут, командуя помахать правым или левым крылом, комментируя, что находится прямо по курсу.

    При команде «Погода нелетная!» нужно быстро занять посадочную площадку. Диспетчер тоже пытается это сделать. Кто не успел – станет диспетчером вместо водящего.

    4. Осовремененные «резиночки» .

    Помните игры детства наших мам, когда двое стояли, держа на щиколотках или коленках длинную резинку, а третий прыгал, соблюдая определенную «программу»?

    Если придумать различным способам прыгания интересные современные названия, например, «лабутены», «робокарчики» и др., можно попробовать увлечь этой игрой небольшую компанию, особенно девичью. Кто прошел по программе дальше всех, не наступив на резинку, получает приз.

    5. «Олимпиада» .

    В эту игру можно сыграть с помощью тех же резиночек, что и в предыдущем конкурсе. Два участника держат за края конструкцию в виде бантика (резинка, концы которой связаны в круг, перекрещивается).

    С возгласом «Олимпиада!» держащие придают конструкции определенное положение, а остальные участники должны пересечь ее, не коснувшись резинки. Можно попытаться перескочить через верх или пролезть в образовавшееся отверстие. Кто коснулся резинки – занимает место одного из держащих.

    Победителю «олимпиады» (тому, кто смог пролезть больше всех раз подряд, установив новый рекорд) полагается медаль!

    6. «Вышеножка» .

    Вариант догонялок, при котором нельзя ловить того, кто встал на какую-нибудь возвышенность одной или обеими ногами. Если убегающий повис на турнике, он тоже вне игры!

    Заранее нужно позаботиться о наличии на площадке скамеек, пеньков, перевернутых ведер и т.п.

    7. «Заветное место» .

    Еще одна игра для тех, кто не хочет выпускать мобильные телефоны из рук. Игра начинается, как обычные прятки.

    Оборудуйте «заветное место»: например, скамеечку под кустом сирени, где водящий считает, пока игроки не спрячутся. Затем он идет всех искать, а игроки должны попытаться незаметно пробраться в «заветное место» и сделать там селфи.

    Если водящему удалось найти их раньше или успеть сфотографировать в «заветном месте», он выиграл! А кадры останутся на память.

    Игры на ловкие умения

    Эти игры-конкурсы основаны на возможности произвести какие-нибудь трудные, неудобные и при этом смешные манипуляции с различными предметами. Победит тот, кто сделает это лучше и быстрее остальных. Веселее, когда в таких играх участвует большое количество детей, но некоторые можно проводить и с двумя-тремя участниками.

    1.Подержал? Передай соседу.

    Разными способами можно передавать друг другу, стоя рядком, те или иные предметы, например:

    • мячик под подбородком;
    • картонный градусник в подмышке;
    • палочку в зубах;
    • мягкую игрушку, зажав коленками;
    • в паре – перенести мяч, зажатый между спинами или между лбами.

    2. «Руки прочь!»

    Приготовьте небольшие предметы, овощи и фрукты, только позаботьтесь об их чистоте. Это могут быть яблоки, апельсины, морковка, огрурцы, а также мячики, каштаны, карандаши, некрупные игрушки и даже листики.

    Разложите их вперемешку на столике. Задача детей – перенести предметы, каждый в свою корзину, расположенную на некотором расстоянии. Носить можно любым способом, кроме как используя пальцы рук! В ход пойдут локти, зубы, подбородок… Уронил – на 1 предмет в твоей корзинке будет меньше… Победит тот, у кого в корзинке в конце игры будет больше всех предметов.

    3. «Каша для лисички» .

    Обыграть этот конкурс можно любым удобным сценарием, для маленьких любителей «Колобка» подойдет такой: чтоб Лиса не съела Колобка, нужно накормить ее кашей!

    Котелки для каши уже стоят на пенечке, а крупу в них нужно насыпать ложкой, которую юные «колобки» будут держать в зубах. Зачерпнул крупу из общего мешочка – и неси в свой котелок! Приз получит тот, чья лисичка окажется самой сытой.

    4. «Фламинго» .

    Полянка будет водной гладью, а босые дети, ступающие по травке – фламинго. Чтобы было интереснее, можно раздать бутафорские клювы или розовые накидки. По полянке разбросаны каштаны – это будут рыбки.

    Фламинго должны их ловить – естественно, босыми ножками!– а потом относить и складывать в центр полянки, где будет «гнездо».

    5. Полет «По приборам» .

    Эта игра – для ребятишек постарше. Приготовьте «полосу препятствий»: веревочка, которую нужно будет переступить, кегли, чтобы их обходить, скамеечка, которую надо перелезть и т.п.

    По очереди каждому игроку завязывают глаза, и он идет «по приборам», то есть следуя указаниям остальных. Можно допустить веселый гвалт, когда советовать будут все одновременно. Или внести нотку порядка, проведя первого игрока самостоятельно, а затем объявив, что каждый, кто только что преодолел полосу, становится диспетчером.

    А если вы незаметно уберете часть препятствий, и игрок будет старательно преодолевать свободную дорожку, будет еще смешнее!

    6. «Неудобное лакомство» .

    Всем известно, как трудно съесть яблоко, висящее на нитке. А попробуйте-ка достать зубами конфету из миски с мукой или выпить воду из пластикового стаканчика без помощи рук!

    Игры на одном месте

    Когда все набегались и напрыгались, можно поиграть во что-то столь же веселое, но не требующее значительных перемещений. Такие игры немного успокоят детей и одновременно внесут дополнительное разнообразие.


    Детские квесты

    Все популярнее становятся игры, основанные на поэтапном прохождении заданий или поиске спрятанных сокровищ. Такой конкурс, конечно, требует предварительной подготовки, но зато позволяет надолго занять детей, и к тому же, его легко привязать к любой тематике праздника. Различные вариации зависят от возраста и возможностей детей, а также вашего таланта организатора.

    1. «Волшебная лотерея» . Спрячьте «лотерейные шары» (коробочки от киндер-сюрпризов, разноцветные мячики, деревянные яйца, каштаны с написанными маркером номерами) в самых различных местах, где дети смогут их найти: под крыльцом, к зарослях малины, в дупле или между корнями старого дерева. Объявите поиск, а затем разыграйте полученные номера, за каждый вручив интересный приз.
    2. «Кладоискатели» . Изготовьте «пиратскую карту», следуя которой, дети смогут найти спрятанный «клад». Карта может быть одна или две разных для командного соревнования. Предусмотрите сложный маршрут с промежуточными пунктами, в которых нужно будет что-то выполнить, чтобы двигаться дальше. Например, «десять шагов на север от беседки» – а как определить, где север? Положите на столике в беседке компас, пусть сами догадаются им воспользоваться. Или подскажите им после отгадывания загадки. В финале «клад» можно будет выкопать (позаботьтесь о лопатках) или вытащить в сундуке из какого-нибудь тайника. «Кладом» послужат сувениры или сладости для всех гостей.
    3. «Следопыты» . Тут подготовка будет поосновательней. Маршрут поиска нужно определять на самой местности: стрелки, выложенные из веток, перевернутые и сдвинутые камушки, указания на стволах деревьев… Можно поступить немного проще: выкрасить гальку белой краской, нарисовать на каждом камушке стрелочку, и эти камушки-указатели спрятать на всей протяженности маршрута. Пусть дети ищут, куда же им двигаться дальше! Рискните усложнить путь обманными стрелками.
    4. «Разгадай и иди дальше» . Путь квеста будет отмечен загадками, в каждой из которых зашифрован определенный пункт поисков. Все зависит от того, какие загадки вы сможете найти или придумать: отгадкой должно служить то или иное место, например, пенек, садовая фигурка гнома или гриба, крыльцо, калитка, яблоня, собачья будка и т.п. Для старшей компании можно предложить дополнительные конкурсы на каждом пункте: чтобы получить следующую загадку, нужно, к примеру, отгадать ребус, что-то смастерить, спеть песню и т.п.
    5. «По фотографиям» . Можно раздать детям пронумерованные фотографии, на каждой из которых изображено определенное место. Конечно, снимки должны быть фрагментарными, чтобы ребятам пришлось подумать, а от какого дерева, к примеру, эта ветка, под которой спрятана следующая подсказка?
    6. «Зашифрованный финиш» . Выполняя задания на различных объектах, дети получают кодовую букву. В конце из полученных букв собирается слово – конечный пункт поисков.
    7. «Собери по списку» . Задача детей — принести все предметы из списка, который вы составите заранее. Список должен выглядеть, как загадка: «Что-то зеленое, что-то на букву К, что-то, состоящее из двух частей». А можно, чтобы дети вытянули из мешочка каждый по 5-7 букв и принесли предметы на каждую букву. Искать предметы можно на площадке, в саду, на именинном столе…

    В любой комбинации предложенные конкурсы будут обязательно пользоваться у детей популярностью. А организатор всего этого великолепия заслужит любовь и благодарность детишек и их родителей, а также огромное желание снова прийти к вам в гости на интересный детский праздник. Ведь для детей возможность весело провести время гораздо ценнее угощения и даже подарков!

    Ковбои и мустанги

    Атрибуты: мяч среднего размера.

    Ход игры: все игроки — дикие лошади «мустанги»; двое игроков — «ковбои». «Мустанги» становятся внутрь очерченного круга. «Ковбои» становятся за кругом друг напротив друга. По сигналу ведущего: «Раз, два, три, лови!» — «ковбои» по очереди бросают мяч в «мустангов», а те стараются, чтобы мяч их не коснулся. «Мустанг», в которого попал мяч, считается пойманным и прирученным. Он выходит из круга и выбывает из игры.

    Особые замечания: мяч от «земли» не засчитывается.

    Скачки

    Атрибуты: 4 — 5 стульев или разноцветные флажки на стойках.

    Ход игры: играющие делятся на 2—3 команды и становятся за линией. Они — «кони», участвующие в скачках. Напротив линии ставятся стулья или флажки. По сигналу ведущего первые «кони» от каждой команды скачут до стульев или флажков, обегают их, обратно возвращаются «галопом» — бегом. Затем бегут вторые и так далее до последнего игрока. Побеждает команда, закончившая эстафету первой.

    Особые замечания: расстояние от линии до стульев не менее 25—30 м.

    Конное поло

    Атрибуты: 6—7 маленьких резиновых мячей.

    Ход игры: на игровой площадке проводят стартовую и финишную линии. В середине площадки на расстоянии 1 м друг от друга чертят 2—3 круга диаметром 0,5 м. Между стартовой и финишной линиями вдоль этих кругов проводят линии метания.

    Игроки делятся на 2 команды по 6—7 человек в каждой и выстраиваются в колонны у стартовой черты. Команды играют по очереди, у каждого игрока в руках маленький резиновый мяч. Игрок первой команды начинает двигаться, изображая лошадь, вдоль линии метания и на ходу старается попасть в один из.начерченных кругов. Он доскакивает до линии финиша и останавливается за ней.

    Продолжает игру второй игрок первой команды, и так все игроки по очереди. Они выстраиваются в шеренгу за финишной линией, и в игру вступают «лошадки» из второй команды. При повторении игры все участники поло скачут в обратную сторону и выстраиваются за стартовой линией. Каждое попадание в круг дает команде 1 очко. Побеждает та команда, у которой больше попаданий.

    Особые замечания: последующий игрок вступает в игру только после того, как предыдущий доскачет до финиша. Метание мяча должно происходить в движении.

    Тройки

    Цель игры: развитие двигательных способностей.

    Атрибуты: 2 шнура, лежащих на противоположных концах площадках.

    Ход игры: все игроки делятся сначала на две команды, а потом в командах — на тройки «лошадей». Каждая команда встает к одному из шнуров. После этого игроки-тройки берутся за руки и по сигналу ведущего бегут друг навстречу другу, не расцепляя рук.

    Особые замечания: выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до противоположного шнура.

    Гонцы и джигиты

    Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных способностей.

    Атрибуты: два флажка и цветная лента. Ход игры: на игровой площадке проводятся 2 линии на расстоянии 15 м одна от другой. На одной линии ставятся 2 флажка на расстоянии 5 м друг от друга. Игроки делятся на 2 команды — «джигитов» и «гонцов» — и выбирают капитанов. Команды выстраиваются в колонны по одному у линии напротив флажков.

    Капитан «джигитов»» берет в руки ленту. По сигналу ведущего первые игроки команд бегут к своему флажку. Задача «джигита» — бросить у флажка ленту, обогнуть флажок и вернуться обратно. Задача «гонца» — добежав до флажка, взять ленту, на обратном пути догнать «джигита» и осалить его лентой. Если «гонцу» это удается, он считается победителем, а если нет, то побеждает «джигит». «Гонец», не догнавший «джигита», не сбавляя скорости, передает ленту товарищу по команде, догоняющему другого «джигита». Игру проводят 2 раза, меняясь ролями.

    Особые замечания: игроки обходят флажок с правой стороны. Очередные игроки не могут выходить за линию раньше, чем предыдущий игрок коснется рукой или лентой следующего игрока.

    Соревнование осликов

    Цель игры: развитие двигательных и коммуникативных способностей, ловкости движений.

    Атрибуты: несколько палочек длиной 1 м, повязка на глаза.

    Ход игры: все игроки — веселые «ослики». В руках каждого — палка. Они становятся шеренгой в центре площадки перед прочерченной прямой линией.

    Техника метания палки

    Один конец палки они ставят на носок ноги, а другой ее конец придерживают указательным пальцем правой руки. По сигналу ведущего игроки отрывают правую ногу от земли, отводят ее немного назад и с силой отбрасывают ею каждый свою палку. Игрок, чья палка упадет ближе всех, собирает палки, громко говоря при этом: «Ослик, ослик, ай-яй-яй!»

    Начинается вторая часть игры. Все игроки- «ослики» точно так же бросают палку, но теперь проигравшему завязывают глаза. Он, размахивая палкой и повторяя слова «Ослик, ослик, ай-яй- яй», должен по сигналу пройти вперед и сбить палку, воткнутую в землю на расстоянии 10—15 шагов от линии. Палку втыкает самый ловкий участник соревнований. При удаче проигравший возвращается и продолжает игру. Если ему не удалось сбить палку, он соревнуется в беге с тем, чья палка была воткнута в землю.

    Особые замечания: бросать палки следует по сигналу; проигравший в соревновании в беге выбывает из игры.

    Кони и дети

    Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей, образного мышления.

    Ход игры: все игроки делятся на 2 команды — дети и «кони». Дети делают вид, что гуляют по лугу, собирают цветы, плетут венки. «Кони» пасутся рядом. На слова ведущего:

    — Топ, топ, убегай! Тебя кони стопчут!

    — А я коней не боюсь, по дороге прокачусь! — несколько игроков-детей начинают подражать лошадкам, скачут и резвятся. Настоящие игроки- «кони» стараются их поймать.

    Особые замечания: убегать можно только после слова «прокачусь». Тот ребенок, которого настигла лошадка, выбывает из игры.

    Хоккей на траве

    Цель игры: развитие двигательных способностей, выработка умения работать в команде.

    Атрибуты: клюшки по числу игроков, небольшой резиновый мяч.

    Ход игры: на площадке с 2 противоположных сторон по центру отмечают ворота. Двух игроков выбирают вратарями, один игрок — судья. Остальные дети делятся на 2 команды и с клюшками располагаются по полю. По сигналу судьи они стараются с помощью клюшек загнать мяч в ворота. Если удается забить мяч, игра начинается сначала.

    Особые замечания: нельзя образовывать толпу, толкать вратарей, сильно размахивать клюшкой. Судья должен следить за соблюдением правил.

    Конное состязание

    Цель игры: развитие Двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

    Атрибуты: цветные флажки.

    Ход игры: на игровой площадке чертятся линии старта и (на расстоянии 20—30 м) финиша. На финише на определенной высоте крепятся несколько флажков. Все игроки делятся на пары — «конь» и «всадник» — и встают на линию старта. Впереди стоят «кони». Они вытягивают назад руки, и «всадники» берутся за них. В таком положении пары бегут до финиша. «Всадник», первый добежавший со своим «конем» до финиша, подпрыгивает и пытается достать флажок, прикрепленный на определенной высоте.

    Особые замечания: соревнования начинаются по сигналу. За флажком прыгает «всадник».

    Кучер и лошадки

    Цель игры: развитие общих физических данных и внимания.

    Атрибуты: несколько длинных цветных лент.

    Ход игры: игроки делятся на тройки, в каждой тройке — «кучер» и две «лошадки». «Кучер» управляет «лошадками» с помощью цветной ленты. Ведущий по ходу игры подает различные команды, «лошадки» их выполняют, а «кучер» управляет и внимательно смотрит, точно ли выполняют «лошадки» все движения. «Лошадки» идут шагом, бегут галопом по кругу, поворачивают то налево, то направо, то бегут обратно и т. д. На слова ведущего: «Лошадки, бежать!» — «кучер» отпускает «вожжи», и «лошадки» разбегаются по игровой площадке. На слова: «Найдите кучера!» — «лошадки» быстро бегут к своему «кучеру». «Кучер», чьи «лошадки» ошибаются, получает штраф — к его яркой ленте привязывается белый шнурок.

    Особые замечания: при повторении игры в каждой тройке «лошадки» поочередно становятся «кучером». Игра может проводиться, пока все «лошадки» не побывают в роли «кучера».

    Джигиты и монеты

    Цель игры: развитие двигательных способностей и ловкости.

    Атрибуты: 20—30 камешков небольшого размера.

    Ход игры: на противоположных сторонах площадки намечают линии старта и финиша. По площадке раскладываются камешки — монеты. Игроки — «джигиты» — выстраиваются вдоль линии старта и по сигналу ведущего передвигаются к финишу, скача, как лошадки. Во время скачки «джигиты», не останавливаясь, подбирают на ходу камешки — монеты. Побеждает тот, кто смог во время скачек собрать больше монет.

    Особые замечания: во время скачек «джигиты» не должны мешать друг другу.

    Жеребенок и дети

    Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

    Ход игры: все игроки — дети, один из них — «жеребенок». Дети встают в круг, а «жеребенок» — внутри круга. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и говорят:

    Ты, жеребенок рыженький,

    С хвостиком беленьким,

    Мы тебя поили,

    Мы тебя кормили,

    Ты с нами поиграй,

    Поскорее нас догоняй!

    После этих слов дети разбегаются в разные стороны, а «жеребенок» их ловит.

    Особые замечания: игрок, которого «жеребенок» поймал, становится «жеребенком».

    Горные козлы

    Цель игры: развитие двигательных и творческих способностей, ловкости.

    Атрибуты: несколько резиновых мячей среднего размера.

    Ход игры: из всех игроков выбираются 2—3 «охотника». Остальные игроки — горные «козлы» — бегают по всей игровой площадке. По сигналу «охотники» гонятся за ними и стреляют (бросают мячи). Осаленный горный «козел» садится на землю, к нему подбегает «охотник» и дотрагивается до его спины. Это означает, что он пойман. Игра может повторяться несколько раз.

    Особые замечания: осаленный игрок садится там, где в него попал мяч. В одного игрока могут бросить мяч 2 игрока-«охотника». Если игра проводится на площадке и в ней участвует много детей, можно выбрать 5—6 «охотников»..

    Битва всадников

    Цель игры: развитие двигательных способностей, ловкости.

    Ход игры: на игровой площадке на противоположных концах проводят две линии, означающие старт. Игроки делятся на 2 команды. В каждой команде половина игроков — «кони», вторая половина — «всадники». По команде ведущего «всадники» садятся на плечи своих «коней», а те держат «всадников» за ноги.

    По сигналу ведущего: «Игра!» — все «всадники» на «конях» выходят от старта вперед и пытаются за руки стащить с седла «всадников» другой команды. За каждого стянутого с седла «всадника» команда получает 1 очко, а последний вместе с «конем» выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока все «всадники» одной из команд не покинут игровое поле или пока не истечет отведенное на игру время. Затем «кони» и «всадники» могут поменяться местами, и игра продолжается. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

    Особые замечания: «коням» запрещается касаться руками игроков другой команды, подставлять ногу и т. д. Все нарушители немедленно покидают игру.

    Апельсин в лунке

    Цель игры: развитие двигательных способностей, быстроты реакции.

    Атрибуты: клюшки по числу игроков, мяч среднего размера.

    Ход игры: на игровой площадке очерчивается большой круг. По кругу через 2 шага копают лунки, чтобы в них поместился мяч. В середине круга большая лунка для мяча-апельсина. У всех игроков — клюшки, они стоят в своих домиках. Начинает игру один из игроков. Он, подгоняя мяч- апельсин, старается попасть в центральную лунку, а остальные игроки стараются ему помешать. Если игрок попадет мячом-апельсином в лунку, все дети меняются местами, а тот, кто бил, в это время постарается занять чей-то свободный домик. Кто останется без домика, становится игроком и продолжает игру.

    Особые замечания: нельзя отходить от своей лунки во время игры.

    Домашний футбол

    Цель игры: развитие двигательных и коммуникативных способностей.

    Атрибуты: большой резиновый мяч.

    Ход игры: игроки становятся в круг и берутся за руки. Водящий с мячом около ног находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот из игроков, кто пропустил мяч между ног, становится на место водящего и выходит за круг. Игроки поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему нужно вкатить мяч в круг. Если мяч вкатился, игроки опять поворачиваются лицом друг к другу, а в середину встает тот, кто пропустил мяч. Игра повторяется.

    Особые замечания: игроки не берут мяч в руки в течение всей игры, они перекатывают его только ногами.

    Мячи

    Цель игры: развитие двигательных и коммуникативных способностей.

    Атрибуты: большой резиновый мяч, несколько палок-бит.

    Ход игры: на игровой площадке очерчивают круг диаметром 1 м, в центр кладут большой мяч. На расстоянии 5 м от круга игроки роют каждый себе по ямке. В одном ряду с ними стоит водящий, но у него нет ямки. Стоя у ямок, дети по очереди бросают в мяч палкой-битой. Мяч нужно выбить из круга, но так, чтобы он выкатился за черту. Одновременно тот, кто выбил мяч, и водящий бегут в поле: один — за битой, а другой — занять лунку. Если водящий первым займет лунку игрока, выбившего мяч, то он меняется с ним ролями. Тот из игроков, кто промахнется или ударит по мячу так слабо, что он не выкатится из круга, оставляет свою биту в поле, пока кто-нибудь из других игроков не сделает удачного удара. Тогда все дети, чьи биты лежат в поле, бегут за ними. Водящий бежит за мячом, кладет его в центр круга, бежит к лункам и старается занять одну из них.

    Если никто из игроков не попадет в мяч, то водящий катит его по земле в любую лунку. Тот, в чью лунку попадет мяч, меняется с ним местами. Если мяч не попал ни в одну лунку, все остается по-прежнему.

    Особые замечания: бросая биту, игроки не должны выходить за линию. Водящему следует сначала положить мяч в центр круга, а затем занимать лунку.

    Игра в круги

    Цель игры: развитие двигательных и коммуникативных способностей, ловкости.

    Ход игры: в центре игровой площадки очерчиваются 2 концентрических круга диаметром 1 и 2 м. Игроки встают по окружности большого круга, взявшись за руки. По сигналу ведущего игроки начинают двигаться вправо или влево по кругу, одновременно стараясь втянуть за черту большого круга своих соседей. Спасаясь, игроки стараются перепрыгнуть через большой круг, чтобы попасть в малый. Тот, кто попадет в большой круг хотя бы одной ногой, выходит из игры.

    Игроки опять берутся за руки и по сигналу ведущего продолжают игру. Если игроки разрывают руки, то они оба выходят из игры. Побеждают те, кто остался не втянутым в круг.

    Особые замечания: игра начинается и останавливается по сигналу ведущего. Втягивать соседей в круг можно только руками, не толкаясь. Когда игроков становится мало, они становятся вокруг меньшего круга и продолжают игру.

    Дождик и дети

    Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных способностей и ловкости.

    Ход игры: на игровой площадке в противоположных сторонах проводятся 2 линии — дом и школа, расстояние между ними 15-^20 м. Пространство между домом и школой — улица. По улице гуляет водящий — «дождик». Все остальные игроки — дети — находятся за линией дома. Водящий спрашивает детей: «Боитесь ли вы дождя?» Дети хором отвечают: «Не боимся мы дождя!» После этих слов они бегут через улицу в школу. Водящий-«дождик» ловит перебегающих. Пойманные выбывают из игры. Затем, когда все дети попадут в школу, водящий опять обращается к ребятам, которые, ответив ему, бегут в свой дом. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы 5 игроков. После этого выбирается новый водящий из непойманных детей.

    Особые замечания: выбегать на улицу можно только после слов: «Не боимся мы дождя!» Нельзя, выбежав из-за черты дома или школы, возвращаться назад. Игрок, сделавший так, считается пойманным и выходит из игры. Поймать означает дотронуться рукой до играющего.

    Детская площадка — идеальное место для индивидуальных и социальных игр. Здесь малыш делает свои первые, пусть неуверенные, шаги навстречу сверстникам. Это общение и «дружбу» можно назвать условными, но с чего-то нужно начинать...

    СОВМЕСТНАЯ ИГРА. Всему ребенка нужно учить, ненавязчиво и «как будто». Это касается и общения со сверстниками. Приучайте кроху к детской компании с раннего возраста. Хорошо, если вы посещаете школу раннего развития. Можно также встречаться на детской площадке, гулять с малышами одного возраста, ходить друг к другу в гости, играть в совместные игры .

    ПОМОЩЬ ВЗРОСЛЫХ . Многие родители, наблюдая «диковатость» своего крохи и видя в нем все задатки Маугли, переживают, как сложатся его социальные отношения. Как научить ребенка общению? Во-первых, не надо спешить. Учитывайте индивидуальные особенности темперамента вашего ребенка. Во-вторых, сделайте процесс сближения с другими детьми постепенным, осторожным, но регулярным.

    ИГРА «БУДЕМ ЗНАКОМЫ!» . Эта игра-визуализация поможет вашему крохе адаптироваться к миру других детей, довериться им, сделать «своими». Особенно она полезна робким малышам, которые боятся даже подойти к другим детям, не то, что играть с ними. Вам понадобятся детские журналы или журналы для родителей. Вырезайте из них изображения, где есть дети, и вклеивайте их в специальный альбом. Выбирайте самые разные картинки: ребенок смеется, плачет, играет, спит, ест. Среди «чужих» детей вклеивайте фотографии своего ребенка. Листайте вместе с малышом альбом, рассматривайте изображения (можно подписывать картинки), находите себя. Эта игра поможет малышу увидеть себя среди других.

    КАК ОНИ ИГРАЮТ?

    ◈ До года малыши могут испытывать друг друга на прочность: потаскать за волосы или толкнуть. Не упускайте такие «выходки» без внимания, но и не перегибайте «воспитательную» палку.

    ◈ На втором году жизни начинается период подражания. Дети еще не ведут совместную игру, они всего лишь наблюдают друг за другом и копируют действия других детей (хорошие, и не очень). Другие могут расширить их представления о том, как можно играть с предметами. Пока что дети живут в параллельных мирах (даже в пределах узкой песочницы). У них нет желания делиться своими игрушками и своим пространством. Это абсолютно естественный процесс. Психологи говорят о том, что дети утверждают свои личностные границы. Это длительный процесс, который, в принципе, протекает всю жизнь.

    ◈ В конце второго года жизни начинается что-то похожее на игру. Дети учатся общаться. На первых порах у них свой интерес: ведь надо отстаивать свои права, враг в виде карапуза в коротких штанишках не дремлет. Детям пока что трудно принять правила игры. Робкие и закрытые малыши «проигрывают» по всем фронтам. Сильные и активные уже могут завоевать авторитет с помощью своей скромной харизмы или физической силы. Слабые следуют за сильными. Этот социальный закон уже работает в детской среде.

    Если ребенок не кочет делиться игрушкой?

    Не спешите обвинять его в жадности, не пытайтесь рассказать, «что такое хорошо и что такое плохо». Предложите выгодный взаимообмен: обменяйтесь игрушками с другим малышом на время игры! Если ребенку трудно делиться, научите его меняться. Этот метод испробован не одной мамой и дает свои положительные результаты. Обмен — первое взаимодействие со сверстниками.

    Каждому взрослому хорошо известно, что физическая нагрузка просто необходима ребенку для его правильного развития и здоровья. Именно поэтому организация коллективных игр имеет особое значение для педагогов, воспитателей и родителей, стремящихся обеспечить детям полноценный отдых и удовлетворить их потребность в движении.

    Такие игры отличаются от игр других видов тем, что поступки участников регламентированы правилами, которые исключают применение опасных приемов и нетактичных действий по отношению друг к другу, и это способствует воспитанию взаимного уважения.

    Возвращалки

    Для игры понадобится свисток. Игру лучше всего проводить на привале. Взрослый просит детей выстроиться в шеренгу, после чего объясняет правила игры: по сигналу ведущего участники разбегаются в разные стороны, бегают по поляне, танцуют, принимают различные позы, изображая животных. Как только они услышат сигнал, игроки должны вернуться на прежнее место и снова встать в шеренгу. Игру повторяют 3 раза.

    Третий лишний

    В эту игру лучше играть на лугу, пустыре, большой поляне в лесу или роще. Количество игроков должно быть достаточным, чтобы, взявшись за руки, они образовали большой круг. Затем участники перестраиваются, разбившись на пары. Один из игроков в паре встает за другим, а последний смотрит в центр круга. Расстояние между парами составляет около 3 м. Затем выбирается одна пара, и по сигналу ведущего один игрок из пары убегает, а другой — догоняет.

    Участники бегают внутри круга, а за его пределами они могут только обегать игроков (не более 2 пар подряд). И убегающий и догоняющий по своему желанию и в любой момент могут поменяться ролями со стоящими парами, которые внимательно наблюдают за игрой. Стоящие во внутреннем круге — убегают, во внешнем — догоняют. Когда убегающий игрок чувствует, что устал или не может убежать от более сильного и ловкого догоняющего, он встает позади любой пары, и сразу тот, кто окажется во внутреннем круге этой пары, считается третьим и становится убегающим. Аналогично и догоняющий игрок может передать свои функции другому, встав к любой паре впереди нее, тогда игрок внешнего круга, став третьим, а значит, лишним, становится догоняющим.

    Игра требует ловкости, быстроты реакции, внимания и не утомляет игроков, так как во время игры происходит частая смена ролей, участники выступают в качестве и наблюдателей, и догоняющих, и убегающих. Если догоняющий поймал игрока, то пойманный выбывает из игры, а вместе с ним (по выбору догоняющего) — еще один игрок. Освободившееся место в паре занимает догоняющий.

    Выбирается следующая пара, круг сужается, игра продолжается до тех пор, пока не останется 2 пары игроков. Они считаются победителями. Поскольку правила игры достаточно сложные, проводить ее лучше с детьми среднего и старшего школьного возраста.

    Тихая игра

    Для игры понадобится повязка на глаза. Такую игру лучше проводить в роще, парке или редком лесу — там, где много сухих веток. Один из играющих — водящий — встает около дерева, большого камня, небольшого куста или пня. Ему завязывают глаза. Остальные игроки расходятся в разные стороны примерно на расстояние 25- 30 м. Ведущий (взрослый) находится около водящего. По его сигналу дети начинают медленно приближаться к водящему, стараясь идти как можно тише. Задача игроков — подобраться к водящему поближе и коснуться рукой его или предмета, возле которого он стоит. Кому это удастся, тот считается победителем и становится водящим. Ведущий подает сигнал к смене водящего и продолжению игры. Услышав шорох, водящий кричит: «Слышу тебя!» и показывает рукой направление, откуда доносится звук. Если направление в общем указано правильно, ведущий делает знак участнику выйти из игры, встать рядом с ним и вести себя очень тихо до ее окончания. Пока выбывший игрок не подойдет к ведущему, остальные игроки не двигаются с места, нарушители правил также выбывают из игры. Игра заканчивается, если кто-то добрался до водящего или если водящий услышал всех игроков, или по истечении определенного времени, например 15 минут. В этом случае победителем считается водящий (если никто из игроков не добрался до него незамеченным, а он услышал хотя бы одного игрока) или участник, который ближе всех подобрался к водящему.

    Клад

    Игру можно проводить в большом дворе, парке или за городом. Для ее проведения понадобится какой-либо предмет (можно использовать игрушку, пакет со сладостями, мяч или другой спортивный снаряд для коллективных игр).

    Организатор проводит предварительную работу, которая заключается в подготовке указателей-знаков. Их количество и сложность зависят от величины участка и возраста игроков.

    Для младших школьников достаточно 3-5 простых указателя, для детей постарше желательно использовать большее число указателей, они должны быть сложнее. Указатель — это любой предмет, который дает информацию о том, что искать нужно именно в этом месте («ищи здесь»). Если игра проводится за городом, то указателем может быть сломанная ветка, воткнутая в землю, пучок травы, выдернутый с корнем и лежащий на дороге, крест, процарапанный на земле или нарисованный на камне мелом, пирамидка из трех камней среди травы, ленточка или лоскуток ткани на ветке и т. д.

    Указатели должны выделяться из окружающего пространства. Для младших школьников их лучше сделать более заметными, чем для детей среднего и старшего школьного возраста.

    Если игра проводится во дворе или парке, указателями могут быть знаки, нарисованные мелом на асфальте, газета или журнал, якобы забытый на скамье, наклеенные с помощью скотча кусочки цветной бумаги и т. д. Все зависит от фантазии того, кто прячет предмет.

    Заранее определяется участок, где игроки будут искать клад. До начала игры предмет нужно спрятать, после чего расставить на участке указатели.

    В непосредственной близости с указателем или на нем должна быть информация, как найти следующий или, если это последний указатель, где искать клад. Например, под пирамидкой из камней может быть записка: «30 шагов, направление на высокий дуб». Искатели клада делают 30 шагов в указанном направлении и начинают осматривать все вокруг в поисках нового указателя, находят лоскуток, который привязан к ветке куста, а на нем надпись: «Клад». В середине куста дети находят пакет со сладостями.

    Поиск клада начинают с площадки, которая определена заранее — на ней ищут первый указатель.

    Дети старшего возраста могут разделиться на две команды: одна прячет клад, другая — ищет его.

    По окончании игры взрослый вместе с детьми приводит в порядок участок, обязательно дав положительную оценку выполненной работе.

    Заячьи домики

    Играющие изображают зайчиков. У каждого — свой домик, но у одного (водящего) домика нет. Он подходит к домику любого участника игры и просит: «Пожалуйста, уступи мне домик». Зайчик не намерен уступать незнакомцу свой дом. Он бежит по кругу вправо, водящий — влево. Они обегают всех участников, дотронувшись до каждого. Тот игрок, до которого дотронулись, должен занять свободный домик. По команде ведущего игра останавливается. Зайчик, оставшийся без домика, водит.

    Прятки

    Игра проводится в роще, парке, на спортивной площадке или во дворе, за городом, где есть небольшие укрытия. Определяются границы игрового поля.

    Если участок достаточно большой, то для игры может понадобиться свисток. Выбирается водящий и место, откуда он начнет поиск и где будет «застукивать» найденных игроков. Место водящего должно находиться примерно в центре участка, желательно возле дерева, большого камня, пня, парковой скамейки и т. п. Он свистит в свисток или кричит: «Прячьтесь!», закрывает глаза и считает до 10 (или до 20). За это время играющие должны спрятаться. Досчитав до конца, водящий снова свистит в свисток или кричит: «Иду искать!», открывает глаза и начинает поиск игроков. Он может отходить от места водящего, но при обнаружении спрятавшегося водящий должен вернуться на свое место и назвать имя найденного участника игры. Если имя названо правильно, тот, кого нашли, выходит из игры. В том случае, если водящий ошибся, игрок не покидает своего места и, в свою очередь, может застукаться, т. е. добежать до места водящего раньше и назвать свое имя, обеспечив себе победу. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не будут обнаружены. Затем водящим становится первый из найденных игроков. В такую игру могут играть дети разного возраста, с малышами ее организует взрослый, который гарантирует соблюдение правил игры.

    Поиск игроков можно ограничивать по времени, например за 10 минут водящий должен найти одного, двух или нескольких участников игры. Или игра продолжается до момента, когда водящий найдет первого из спрятавшихся, затем водящий подает сигнал свистком или кричит: «Нашел!». Тогда все игроки выходят из своих укрытий, найденный становится водящим, и игра возобновляется. Продолжительность игры устанавливают сами участники, предварительно договорившись о правилах смены ролей. Кроме того, в эту игру можно играть детям и взрослым вместе, всей семьей.

    Тот самый, по имени Зоркий Глаз

    Игру лучше проводить на площадке, в парке или лесу, где имеется множество деревьев, кустарников, а также различных предметов и мест для укрытия.

    Одного из участников назначают водящим, а все остальные игроки вместе со взрослым прячутся неподалеку. После этого ведущий возвращается.

    Он останавливается недалеко от водящего и дает сигнал к началу игры. Участники пытаются незаметно приблизиться к водящему, но последний внимательно наблюдает за каждым их действием, поворачивается в разные стороны. В это время участники перебегают или переползают по направлению к другим укрытиям. Если водящий заметил игрока, то называет его имя, и последний подходит к ведущему и продолжает вместе с ним наблюдать за игрой.

    Однако участник не отзывается, если водящий не угадал его.

    По истечении установленного времени ведущий дает сигнал об окончании игры, после чего все игроки выходят из своих укрытий. Участник, оказавшийся ближе других к водящему, считается победителем.

    Спрятавшиеся кубики

    Для игры понадобится набор детских кубиков (с нарисованными на них картинками или написанными буквами, цифрами). Заранее определив игровое поле (обычно это детская площадка), взрослый прячет кубики в различных местах, но так, чтобы малышам не составило особого труда их найти. Затем ведущий просит детей разделиться на две команды, которые занимают свои места по разные стороны от ведущего.

    Задача каждой команды: двигаясь вперед, внимательно осмотреть все вокруг и найти как можно больше кубиков. Выигрывает команда, нашедшая большее число кубиков. По окончании игры взрослый вместе с детьми рассматривает кубики и просит назвать, что на них изображено или какие буквы или цифры написаны, после чего награждает всех принимавших участие в игре участников маленькими призами — конфетами, миниатюрными фигурками, вырезанными более старшими детьми из цветного картона.

    Не ходите, зайцы, в огород!

    Для игры понадобится деревянная палочка или мел. В игре участвует не менее 5 человек. Ведущий (взрослый) чертит на заранее выбранной площадке круг диаметром 2,5- 3 м. Это огород. Из числа участников с помощью считалки выбирается водящий. Он будет сторожем.

    Сторож встает в круг, остальные игроки — это зайцы, которые стремятся попасть в огород. По сигналу ведущего зайцы начинают «наступление», всячески отвлекая внимание сторожа на себя, чтобы те участники, которые находятся за спиной водящего, могли проникнуть на «запретную территорию». Тот, кого водящий коснется за пределами круга, перебегает, не входя в круг, на противоположную сторону.

    Эта веселая игра станет прекрасным развлечением для ребят во время отдыха не только в парке или лесу, но и на летней детской площадке.

    Волшебные воздушные шары

    Для игры понадобятся воздушные шары (по числу участников одной из команд). Игру лучше проводить на открытом пространстве. Ведущий (взрослый) просит детей разделиться на две команды. Игроки второй команды выстраиваются в линию, отойдя от ведущего и игроков первой команды на расстояние 25-30 шагов. Они берутся за руки и разводят их в стороны, после чего расцепляются. В результате между игроками в цепочке образуется расстояние.

    Каждый участник первой команды берет в руки по одному воздушному шару. Задача игроков — проникнуть сквозь цепочку, образованную участниками второй команды, не дав себя осалить.

    Как только все участники займут свои места, ведущий дает сигнал к началу игры. Участники с шарами подбегают к цепочке, после чего пытаются проскочить в свободное пространство. Игроки же второй команды всеми силами стремятся задержать участников с шарами. Тот, кого осалили, отдает свой шар ведущему и продолжает вместе с ним наблюдать за игрой. Если игроки первой команды сумеют пронести сквозь цепь не менее половины шаров, они выигрывают, а если не сумеют — побеждают участники первой команды.

    По окончании игры руководитель просит всех детей встать в круг. Участники с шарами в руках кидают их тем, кто стоит напротив, со словами: «Спасибо за игру!». Поймавшие, в свою очередь, кидают шары тем, кто стоит напротив, с этими же словами, после чего ведущий со связкой шаров в руках обращается ко всем участникам: «Спасибо вам, ребята, за игру!». Если имеется возможность, обмен воздушными шарами можно заменить запусканием их в небо.

    Рыбаки и рыбки

    Для игры понадобится деревянная палочка или мел. Взрослый чертит на площадке круг диаметром 4- 4,5 м. Из числа игроков выбирают двух детей, которые будут рыбаками. Они берутся за руки, образуя рыболовную сеть. Остальные участники — рыбки. Они плавают в озере — бегают внутри круга. Выбегать за пределы круга рыбки не могут.

    По команде ведущего рыбаки забегают в озеро, пытаясь поймать рыбок, бегают парой, не расцепляя рук. Пойманные рыбки встают между рыбаками. Таким образом, с каждым пойманным участником сеть расширяется, а рыбок становится все меньше и меньше. Когда сеть станет достаточно большой, у рыбаков появляется возможность окружать рыбок. Если рыбаки взялись за руки, образовав круг, то находящиеся внутри круга рыбки считаются пойманными.

    Рыбки могут вырываться из сети, если один из рыбаков (они всегда находятся по краям сети) во время движения отпустил руку соседнего с ним игрока. Рыбак должен как можно быстрее взять за руку игрока, еще не отцепившегося от сети. Игра продолжается до тех пор, пока рыбаки не поймают всех рыбок. Победителем считается игрок, пойманный последним.

    По окончании игры крайние участники сети берутся за руки, и дети начинают водить хоровод, поют любую веселую песню.

    Орехи, шишки и грибы

    Игра проводится с детьми дошкольного или младшего школьного возраста. Из числа игроков выбирают водящего, который встает рядом с ведущим. Остальные участники по команде взрослого выстраиваются в линию и рассчитываются по три. Первые номера — это орехи, вторые — шишки, а третьи — грибы. Затем взрослый говорит: «Поднимите руки, орехи». Первые номера поднимают руки. Ведущий продолжает: «Поднимите руки, грибы». Третьи номера поднимают руки. «Поднимите руки, шишки». Вторые номера поднимают руки.

    После этого ведущий просит детей образовать тройки (орех, шишка, гриб). Каждая тройка берется за руки, образовав круг. Взрослый с водящим стоят посередине площадки. После того как ведущий воскликнет: «Шишки!», все участники, названные шишками, меняются местами. Водящий в это время стремится занять любое освободившееся место.

    Если ему это удастся, то он становится шишкой, а тот, кто остался без места, — водящим. По команде «Грибы!» или «Орехи!» меняются местами другие игроки. В разгар игры взрослый восклицает: «Грибы! Орехи! Шишки!». Участники должны успеть поменяться местами.

    Игру можно усложнить, введя соревновательный элемент: ведущий отмечает, насколько быстро поменялись местами участники, кто оказался самым быстрым — орехи, шишки или грибы.

    Чудесное превращение

    Эту игру лучше проводить с детьми старшего дошкольного или младшего школьного возраста. В солнечную летнюю погоду взрослый вместе с детьми отправляется на прогулку в парк или лес. Во время отдыха руководитель просит детей устроиться поудобнее и начинает игру. Он выбирает самого скромного и застенчивого ребенка и просит его подойти. Установив с участником доброжелательный контакт (взрослый может положить свою руку на плечо ребенка, взять участника за руку и т. п.), ведущий обращается к остальным игрокам: «Ребята, сейчас мы с вами поиграем. Послушайте сказку». После этого ведущий рассказывает следующую историю.

    Текст сказки

    Саша (Даша) (взрослый называет имя ребенка, который стоит с ним рядом) — червячок (гусеничка). Он (она) зелененький (зелененькая), как листья на деревьях и трава. Такой красивый цвет! Но посмотрите, Сашенька (Дашенька) грустный (грустная). Он (она) грустит потому, что попал(а) в ручей, который унес его (ее) далеко-далеко от дома. И теперь он (она) совсем один (одна).

    Затем ведущий предлагает детям: «Давайте, ребята, развеселим Сашеньку (Дашеньку). Я буду говорить волшебные слова, а вы повторяйте». Дети соглашаются со взрослым, водят хоровод вокруг водящего и повторяют хором за ведущим следующее: «Мы красивые цветы. У нас есть лепестки, а у жуков (бабочек) — крылья. Цветы умеют танцевать. А жуки (бабочки) умеют летать. Цветы и жуки (бабочки) — друзья. Восхитительное лето! Как прекрасно жить на свете! Саша (Даша) — жучок (бабочка)». После этих слов взрослый неожиданно восклицает: «Ой, какие чудеса! Посмотрите, наш червячок (гусеничка), Сашенька (Дашенька), превратился (превратилась) в жучка (бабочку)!» Ведущий продолжает: «Саша (Даша) теперь не червячок (гусеничка), а жучок (бабочка), а мы цветы. Цветы и бабочки — друзья!».

    По окончании игры взрослый организует с детьми занятие-наблюдение за растениями и насекомыми, на котором малыши узнают о природном симбиозе — о том, что все в природе взаимосвязано. В завершение прогулки руководитель показывает детям цветы, жуков и бабочек, проводит беседу.

    Наседка и коршун

    В игре участвует 10-12 человек. Один из участников, водящий, изображает коршуна, другой — наседку. Все остальные игроки — цыплята. Руководитель просит детей, изображающих цыплят, встать гуськом за наседкой и держаться друг за друга. Коршун встает в 3-4 шагах от колонны.

    Игра начинается по команде ведущего (взрослого): водящий пытается схватить того цыпленка, который стоит в колонне последним. Для этого он должен прицепиться к колонне позади.

    Однако сделать это оказывается не так-то просто, поскольку наседка постоянно поворачивается к коршуну лицом, таким образом преграждая ему путь. Она вытягивает руки в стороны — и вся колонна отклоняется в противоположную от коршуна сторону.

    Игра продолжается в течение нескольких минут. Если за этот промежуток времени коршуну схватить цыпленка не удастся, выбирают нового водящего, после чего игра повторяется.

    Кузнечики

    Для игры понадобится мел. Взрослый чертит на площадке круг такой величины, чтобы все участники могли разместиться свободно по окружности. Один из играющих назначается водящим, он встает в центр круга. Остальные игроки — кузнечики — встают у самой черты за кругом. По команде ведущего кузнечики начинают запрыгивать внутрь круга, а затем — выпрыгивать из него. Водящий старается поймать кого-нибудь из участников в тот момент, когда последний находится внутри круга. Пойманный игрок становится водящим, а водящий — кузнечиком, после чего игра повторяется.

    Игру можно усложнить, изменив ее правила: впрыгивать, а также впрыгивать на одной ноге или выпрыгивать только после хлопка в ладоши.

    Круговые салочки

    Данную игру лучше проводить на детской площадке. Игроки образуют 2 круга — внутренний и внешний. Затем участники начинают перемещаться: во внешнем круге — по часовой стрелке, во внутреннем — против часовой стрелки. По сигналу ведущего (взрослого) дети останавливаются. Участники игры, образующие внутренний круг, стараются осалить игроков внешнего круга (дотронуться рукой) раньше, чем последние успеют присесть. Пойманные участники встают во внутренний круг, после чего игра начинается сначала. Когда во внешнем круге останется 5-6 человек, игра заканчивается.

    Ну, погоди!

    Для игры понадобится мел. На противоположных сторонах детской площадки отмечаются два леса. Из числа игроков выбирается водящий — Волк. Им может быть старший из всех участников. Остальные игроки — зайцы — делятся на две группы, каждая из которых располагается в своем лесу.

    Волк выходит на середину площадки, после чего ведущий дает сигнал к началу игры. Волк ловит их.

    Тот участник, которого удастся запятнать, считается помощником Волка. Он останавливается на том месте, где был пойман, и с расставленными в стороны руками преграждает путь игрокам при их следующих перебежках. Когда помощников Волка окажется слишком много и после этого взрослый говорит детям, что они оказались в гостях у Волка по случаю его дня рождения.

    Ведущий предлагает всем участникам встать в круг, а Волку - в центр этого круга. Дети берутся за руки, водят хоровод вокруг Волка и поют веселую песню, а Волк — танцует.

    Отражения

    Для игры понадобится свисток. Играть в нее лучше всего на детской площадке или в парке. Из числа участников выбирается водящий. Остальные играющие делятся на пары, взявшись за руки, после чего образуют один общий круг.

    Водящий находится в середине круга. Взрослый объясняет детям правила игры: он будет называть действия, а участники — выполнять их, но так, как будто они смотрятся в зеркало и видят в нем свое отражение. Затем ведущий произносит: «Мы смотрим друг на друга!»

    Участники в каждой паре поворачиваются друг к другу лицом. Потом ведущий говорит: «Мы поднимаем руку!».

    Дети поднимают свободную руку вверх. «Мы улыбаемся», — продолжает ведущий.

    Игроки улыбаются друг другу. После этого взрослый неожиданно дает команду «Меняйтесь местами!», и все участники начинают бегать вокруг водящего, а по сигналу руководителя они образуют новые пары. Задача водящего — встать с одним из игроков в пару. Оставшийся без пары участник становится водящим.

    Если игра проводится с детьми среднего школьного возраста, то водящим и ведущим может быть один и тот же участник.

    Раз, два, три — замри!

    Для игры понадобится надувной мяч. Игроки образуют круг, встав на расстоянии вытянутых рук. Один из участников кидает мяч другому. Последний, в свою очередь, таким же образом передает мяч дальше. Игроки передают шар до тех пор, пока кто- нибудь из них не отобьет его. Этот участник становится водящим. Все игроки разбегаются по площадке. Водящий как можно скорее поднимает мяч и кричит: «Раз, два, три — замри!». Все участники тут же останавливаются на том месте, где они оказались, когда услышали команду водящего. Он бросает мяч в одного из игроков. Участники не сходят с места, но могут уклоняться — приседать, наклоняться и т. д. Если попасть в кого-нибудь водящему удастся, все возвращаются на свои места, после чего игра продолжается. В том случае, если водящий промахнется, он бежит за мячом, а все в это время разбегаются. Взяв мяч в руки, водящий снова дает команду «Раз, два, три - замри!». Затем он старается осалить кого-нибудь из участников. Осаленный игрок становится водящим, и игра повторяется.

    Живой лабиринт

    Для игры понадобится свисток. Из числа участников выбираются двое — убегающий и догоняющий. Остальные игроки встают в колонну по 4-6 человек и отходят друг от друга на расстояние вытянутых рук. По сигналу ведущего убегающий участник оказывается в одном из коридоров. Догоняющий преследует его. Эти участники перемещаются вдоль коридоров. Ведущий заранее договаривается с игроками о том, что всякий раз, когда они слышат сигнал, берутся за руки. Таким образом, убегающий и догоняющий в этот момент оказываются в разных коридорах. Затем игроки по сигналу руководителя снова расцепляют руки, и игра продолжается.

    Убегающий может переместиться в следующий коридор, забежав в него с краю лабиринта в тот момент, когда остальные игроки возьмутся за руки и преградят путь догоняющему. Если догоняющему удастся поймать убегающего до того, как последний выберется из лабиринта, они меняются ролями, и игра продолжается.

    Хищник и травоядные

    Для игры понадобится деревянная палочка или мел. Из числа игроков выбирается участник, который выступает в роли хищника. Ведущий (взрослый) встает посередине площадки и чертит круг диаметром 2- 2,5 м. Остальные участники (травоядные) разбегаются в разных направлениях по площадке.

    Хищник гонится за ними, стремясь кого-либо поймать. Пойманные игроки отводятся в круг — их будет охранять ведущий. Травоядные могут выручать друг друга: для этого достаточно коснуться вытянутой руки стоящего в кругу. Однако если ведущий или хищник запятнают выручающего, последний также оказывается в круге.

    Вырученные травоядные убегают и, присоединившись к остальным, становятся выручающими. Игра продолжается до тех пор, пока в круге не останется ни одного участника.

    Звери — в домики!

    Эту игру проводят с детьми дошкольного возраста. Дети встают в круг, взявшись за руки. Взрослый идет по кругу и в нескольких местах разъединяет его.

    Участники образовавшихся звеньев создают маленькие круги-домики зайцев, ежиков, лягушат и т. п. Руководитель проходит мимо малышей, стоящих в домиках, и предлагает им идти за ним. Дети имитируют движения животных: зайчики и лягушата прыгают, ежики делают маленькие шаги, идут не спеша, размеренно. Образовав общий круг, все участники водят хоровод и поют веселую песню.

    Неожиданно взрослый подает команду: «Все в домики!». Звери спешат занять свои места, как можно быстрее образовать домики. Выигрывает та группа детей, которая сделает это быстрее других.

    Совушка-сова

    В этой игре могут принимать участие дети разных возрастов. Участники игры образуют круг. Один из игроков, водящий, встает в центр круга, изображая совушку, а все остальные игроки — птицы и насекомые. Ведущий восклицает: «Просыпайтесь — день наступил!». Все участники, кроме водящего, бегают по кругу, размахивая руками, будто крыльями. Совушка в это время дремлет — стоит, закрыв глаза, в середине круга. Когда же ведущий громко произносит: «Ночь наступает — все засыпают!», птицы и насекомые останавливаются и замирают. Тут совушка отправляется на охоту. Она отыскивает тех, кто смеется или шевелится, уносит этих участников в свое гнездо в центре круга. Пойманные насекомые и птицы становятся совушками, и все вместе отправляются на охоту.

    А я в «домике»!

    – У тебя сколько рубинов?
    – 50!
    – Ого! Покеж, какая у тебя мельница?

    Этот диалог я подслушала на днях у соседских мальчиков. Они сидели на скамейке и тыкали друг у друга в телефонах. Оглянувшись вокруг, я не увидела детей, играющих в «Собачку» или чертящих поле для «Тише едешь – дальше будешь». Современным дети, увы, предпочитают стучать по клавиатуре и сидеть во «ВКонтакте».

    Дворовые игры, в которые мы играли днями напролет (пока не «загонят»), постепенно уходят в прошлое. А ведь большинство из них не только развивают ловкость, выносливость и силу, но и учат таким важным вещам, как сплоченность и взаимовыручка.

    Предлагаю вам вспомнить наши любимые дворовые игры и приобщить к ним своих детей.

    Прятки

    Раз-два-три-четыре-пять, я иду искать.

    Простая игра – можно играть где угодно и когда угодно. Особенно увлекательно под вечер, когда смеркается.

    Правила

    Сначала выбирают водящего. Для этого в детстве мы знали миллиард считалок. Затем водящий становится лицом к стене (дереву, столбу…) и считает вслух до 20 (50, 100…). Игроки прячутся.

    Задача игроков: спрятаться так, чтобы водящий не нашел. Задача водящего: найти всех спрятавшихся.

    Когда водящий находит одного из игроков, ему нужно сломя голову бежать обратно к стене (дереву, столбу…), чтобы «застукать» его. Если игрок прибегал первым, то со словами «Стук-стук я» выводит себя из игры. Кого ведущий застукал первым, тот становится ведущим в следующем кону («Первая курица жмурится»).

    Кодовые фразы:

    • «Топор-топор, сиди как вор и не выглядывай во двор» – кричали «застуканные» игроки товарищам при приближении «опасности» (сиди и не высовывайся).
    • «Пила-пила, лети как стрела» – кричали, чтобы подсказать, что водящий далеко от стены и можно выбираться из укрытия.

    Количество игроков: чем больше, тем лучше.

    Салки / Догонялки


    Салки – они же догонялки, они же латки, они же ляпки, они же квач. По данным Википедии, у этой игры порядка 40 (!) названий (почти в каждом регионе бывшего Союза – свой).

    При этом, игра простецкая. Суть обычных салок в том, чтобы догонять («салить») игроков (если ты водишь), которые разбегаются в разные стороны.

    Правила

    Считалкой (куда без нее?) выбирается водящий. Игроки становятся в круг и по команде «Я – салка!» разбегаются, кто куда. (Часто оговаривалась площадка – «За забор не выбегать», «Дальше качели не бегать».)

    Задача водящего: догнать одного из игроков и дотронуться до него рукой. До кого дотронутся, тот сам становится «салкой», а водящий превращается в обычного игрока.

    Есть вариация обычных салок, когда водящий, догнав одного игрока, не становится сам игроком, а продолжает догонять других ребят вместе с первым «засаленным». Затем они вместе ловят второго, третьего и т.д., пока не переловят всех.

    Количество игроков: от 3 и больше.

    Вариации салок:

    • Салки с «домиком» – то же самое, только выбирается зона (песочница, круг на асфальте и прочее), куда игроки могут забежать и передохнуть, там «салить» нельзя, но и сидеть долго в «домике» тоже.
    • «Выше ноги» – чтобы избежать «засаливания», нужно запрыгнуть на что-нибудь и задрать ноги вверх («Выше ноги от земли» / «Салки-ножки на весу»), правда, по правилам задирать ноги тоже долго нельзя.
    • «Чай-чай, выручай!» – в этой версии салок, «засаленный» может остановиться, крикнуть эту волшебную фразу и ему на выручку прибегут друзья, но водящий на чеку, и есть вероятность, что к одной «жертве» добавятся вторая и третья.
    • Сифа – в этой версии «салят» не рукой, а «сифой» (тряпкой, скрученной веревкой и любой «вонючкой», какую найдешь во дворе); в кого попали, тот становится сифой, то есть водящим.

    У этой любимой многими игры так же много называний: «Царь», «Поп», «Клёк», «Палки», «Банки» и другие. Правила кажутся сложными, но только на первый взгляд. В каждом дворе была своя вариация игры. Но, в общем и целом, суть ее сводится к следующему.

    Инвентарь:

    • палки (биты, куски арматуры, но самый шик – сломанная хоккейная клюшка);
    • жестяная банка (пластиковая бутылка, деревянная чурка и т.д.);
    • мел (чтобы расчертить площадку).

    Сначала нужно подготовить площадку для игры (примерно 10 на 6 метров). Параллельно короткой стороне площадки через каждые метр-полтора чертятся линии: 1 линия – пешка (солдат); 2 линия – дама; 3 линия – короли; 4 линия – тузы и т.д.

    От начала площадки до последней линии – зона званий; от последней линии до конца площадки – зона пекаря (царя, попа и т.д.).

    На расстоянии 5 метров от последней линии чертится круг, в который ставится рюха (иногда – на кирпич).

    Правила


    Сначала выбирают «Пекаря» и устанавливают очередность сбивания рюхи. Для этого игроки ставят один конец палки на носок стопы, а другой упирают в ладошку, после чего толкают палку вдаль ногой. Чья палка улетела дальше всех, сбивает рюху первым; чья ближе всех – тот «Пекарь».

    «Пекарь» занимает позицию «за банкой», игроки – у первой линии. Далее игроки битой по очереди пытаются выбить рюху. После этого начинается «штурм» – игроки бегут за своими битами и возвращаются обратно в «зону званий». «Пекарь» в это время бежит за рюхой, устанавливает её на место и защищает ее. Но главная его задача – не дать «выкрасть» палку со своей территории. К тому же, он пытается коснуться игроков своей битой и после этого сбить рюху сам. Тот, кого «Пекарь» коснулся, становится «Пекарем» в следующем коне, а старый «Пекарь» становится игроком.

    За каждую сбитую рюху игрок повышался в звании. Иными словами, продвигался дальше по полю и приближался к рюхе. Кроме того, у каждого «титула» есть свои особенности и привилегии. К примеру, туз неуязвим и не может водить.

    Количество игроков: не ограничено.


    Многие думают, что «классики» придумали в СССР. На самом деле, это очень древняя игра. Уже в Средние века мальчишки (изначально игра была мальчишеская) прыгали по пронумерованным квадратам. В России в «классики» вовсю играли уже в конце ХIX века.

    Правила

    На асфальте мелом чертится прямоугольное поле с 10 квадратами и полукругом («котел», «вода», «огонь»). Вариантов прыжков и разметки площадки существует несколько. Но, как правило, игроки по очереди кидают битку (камушек, коробочка из-под леденцов и т.д.) в первый квадрат. Затем первый игрок перепрыгивает из квадрата в квадрат и толкает за собой битку.

    • №1 – одна нога;
    • №2 – одна нога;
    • №3 и 4 – левая на 3, правая на 4;
    • №5 – двумя ногами (можно передохнуть);
    • №6 и 7 – левая на 6, правая на 7;
    • №8 – одна нога;
    • №9 и 10 – левая на 9, правая на 10.

    Затем поворот на 180% и обратно тем же манером. Наступил на черту или битка на нее попала? Встал на обе ноги? Ход переходит к другому.

    Количество игроков: не ограничено.


    Играя в эту игру, можно было больно получить мячом, но зато азарт зашкаливал. Тем более, для нее не нужно ничего, кроме мяча.

    Правила

    Выбираются «вышибалы» (как правило, по 2 человека на каждую сторону). Они встают напротив друг друга на расстоянии примерно 10-15 метров. «Вышибаемые» встают в центре площадки.

    Задача «вышибал»: попасть мячом во всех игроков (если тебя коснулся мяч, уходишь с поля). Задача «вышибаемых»: быть ловким и быстрым и уворачиваться от мяча.

    Когда в команде «вышибаемых» остается один игрок, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если удастся, команда возвращается на поле.


    Культовая дворовая игра. Сложно найти ребенка 1980-1990-х гг., кто бы не прыгал в резиночку. Обладатель новой упругой резиночки (это был дефицит) во дворе считался «мажором» и пользовался особой популярностью.

    Правила

    Просты и сложны одновременно. С одной стороны, не нужно ничего, кроме 3-4 метров резинки. С другой, в уровнях и упражнениях можно запутаться (в детстве их все знали наизусть). Двое игроков натягивают резинку между собой, а третий прыгает.

    1. резиночка на уровне щиколоток держащих (легкотня!);
    2. резиночка на уровне колен (справлялись почти все);
    3. резиночка на уровне бедер (как-то умудрялись!);
    4. резиночка на талии (почти никому не удавалось);
    5. резиночка на уровне груди и резиночка на уровне шее (за гранью фантастики).

    На каждом уровне нужно выполнить определенный набор упражнений: бегунки, ступеньки, бантик, конвертик, кораблик и т.д.

    Количество игроков: 3-4 человека (вчетвером обычно играют парами).

    Игра также считается девчачьей. Мальчишки прыгали редко, но любили понаблюдать за девочками. :)

    Красная печать никому не убегать.

    Это веселая игра, сочетающая в себе авантюризм салок и азарт пряток. Существует мнение, что игра возникла в XVI веке, когда казаки защищали мирное население от бродячих разбойников.

    Правила

    Правила игры варьируются по регионам и часто сильно упрощаются. Неизменно одно – играющие делятся на две команды («казаки» и «разбойники»). Тут же выбираются «атаманы» и определяется «поле боя» (за его пределами не играют). Казаки выбирают штаб, а разбойники придумывают пароли (один правильный, остальные – ложные).

    Задача разбойников: захватить штаб казаков. Задача казаков: переловить всех разбойников и «выпытать» правильный пароль.

    По сигналу разбойники разбегаются и прячутся, оставляя на асфальте стрелки, чтобы у казаков были подсказки, где их искать. Казаки в это время обустраивают «темницу» и придумывают, как будут «пытать» пленных (щекотать, пугать насекомыми, «жалить» крапивой и т.д.). Через некоторое время казаки отправляются искать разбойников. Если им это удается, то они сажают разбойника в «темницу», откуда он не имеет права убежать. Разбойники, в свою очередь, стараются подобраться к «штабу» и захватить его.

    Количество игроков: от 6 человек.


    Без мяча не обходилось ни одно лето. Одна из любимых советскими детьми подвижных игр с мячом – «горячая картошка». Суть ее состоит в следующем.

    Правила

    Игроки становятся в круг и перебрасываются «горячей картошкой» (мяч). Если кто-то замешкался и не отбил вовремя мяч, он садится в «котел» (центр круга). Сидя в «котле» можно попытаться поймать пролетающий над головой мяч, но при этом нельзя вставать с корточек. Если игроку в «котле» удалось поймать мяч, он освобождает себя и других пленных, а игрок, неудачно бросивший мяч занимает их место.

    Кроме того, игроки, перекидывающие «горячую картошку», могут специально освободить кого-то из «котла». Для этого он, отбивая мяч, должен попасть им в игрока, сидящего в центре круга.

    Количество игроков: не меньше 3.


    В эту игру, как правило, играли дети постарше, потому что она достаточно травмоопасная, несколько некультурная, но дико веселая.

    Правила

    Игроки делятся на две команды – слоники и всадники. Слоники становятся цепочкой, согнувшись пополам и засунув голову подмышку впереди стоящего. Всадники с разбега по очереди пытаются оседлать «слона».

    Задача слоников: устоять под тяжестью всадников. Задача всадников: запрыгнуть как можно ближе к «голове слона».

    Если кто-то из всадников не удержался на «слоне» и упал, а также, если все всадники уселись, а «слон» довез их до финиша, то слоники победили. Если «слон» развалился, выиграли всадники.

    Количество игроков: от 3-5 человек в каждой команде.


    Это один из вариантов игр с мячом и стеной, где для веселья нужна, собственно, стена, мяч и прыгучесть. Играли в нее в основном девочки, хотя и мальчики, набегавшись в «войнушку», были не прочь поскакать возле стенки.

    Правила

    На стене рисуется линия (чем выше, тем интереснее) – ниже нее мяч кидать нельзя. Игроки выстраиваются в ряд, друг за другом. Первый игрок кидает мяч, тот ударяется о стенку, отскакивает, ударяется о землю, и в этот момент игрок должен через него перепрыгнуть. Мяч подхватывает следующий игрок, повторяя то же самое, – и так по кругу.

    Тот, кто не перепрыгивает мяч, получает в наказание «букву» (л – я – г – у – ш – к – а). Собрал все эти буквы? Ты – лягушка!

    Количество игроков: не ограничено.

    А в какие игры играли во дворе вы?