• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Речь – это сложный процесс, в котором задействованы различные органы. Артикуляционная гимнастика для детей помогает тренировать мышцы этих органов, в результате чего развитие речи происходит быстрее и у ребенка вырабатывается правильное произношение. Существуют различные комплексы упражнений. Одни направлены на общее речевое развитие, другие помогают справиться с проблемами дикции.

    Правильно подобрать комплекс упражнений поможет логопед. Осмотрев малыша и пообщавшись с ним, он подберет индивидуальную программу занятий. В случае сильного отставания в формировании разговорных навыков желательно обратиться и к врачу-неврологу, так как проблемы в речевом развитии могут быть связаны с серьезными заболеваниями.

    Существуют упражнения, разработанные для вызывания активной речи, и если ребенок здоров, то мама может заниматься с ним самостоятельно. Хотя консультация у логопеда все равно будет полезна: возможно, нужна особая программа. Упражнения тренируют определенные мышцы и помогают малышу начать активно разговаривать. Они развивают подвижность и ловкость артикуляционного аппарата:

    • языка;
    • уздечки.

    Гимнастику для детей нужно сделать красочной и интересной. Если упражнения подаются в форме игры, маленький непоседа будет заниматься с удовольствием и быстрее освоит тонкости мира звуков. Хорошо при этом усиливать словесные описания визуальными образами, приготовив красочные картинки с изображениями для каждого упражнения.

    Что еще нужно учитывать: ребенок не видит своего языка, и поэтому ему тяжело понять требования взрослых, если что-то идет не так. Поэтому хорошо, если упражнения он может выполнять перед зеркалом и видеть положение губ и языка. Если же он все равно не справляется, нужно помочь ему, направив язык с помощью шпателя, черенка ложки или другого чистого продолговатого и неострого предмета.

    В начале занятий нужно предложить ребенку выполнить несколько упражнений, а остальные добавлять постепенно, не больше одного нового упражнения за одно занятие. Если существуют проблемы в выполнении старых, то новые упражнения вводить не следует. Лучше дать ребенку освоиться и чувствовать, что у него все получается.


    Комплекс для детей 1-4 лет

    Малышам тяжело концентрировать на чем-то долго внимание, к тому же они быстро устают. Поэтому гимнастика должна длиться не более 10 минут в день, а начинать ее следует с двух-трех, постепенно увеличивая время.
    Динамичные упражнения для детей до 4 лет:

    • «Змейка»;
    • «Замесили тесто»;
    • «Чистим зубки»;
    • «Часики»;
    • «Качели»;
    • «Сытый хомячок»;
    • «Шарики».

    Статические упражнения:

    • «Бегемотик»;
    • «Улыбочка»;
    • «Хоботок»;
    • «Блинчик»;
    • «Голодный хомячок».

    Чередуйте статичные и динамичные упражнения, тогда ребенку будет не скучно. Сопровождайте объяснения элементами сказок или рассказов о животных. Например, при упражнении «Хоботок», можно рассказывать, что ребенок изображает маленького слоненка, который учится вытягивать свой хобот.


    Комплекс упражнений для детей 4-7 лет

    Дети в этом возрасте уже больше подготовлены для занятий, поэтому их продолжительность увеличивается. Артикуляционная гимнастика для детей может длиться 15-20 минут. Этого будет достаточно для развития соответствующих мышц, а ребенок не успеет за этот время устать. Упражнения можно выполнять в любой последовательности, но лучше начинать с упражнений для губ. Одно упражнение должно длиться около 5-10 секунд или повторятся 5-7 раз. Для этой возрастной группы подходят все элементы из комплекса, который описан ниже.

    Ребенку непонятно, сколько времени он должен выполнять упражнение, поэтому взрослый во время его выполнения должен считать вслух до 5 или 7.


    Блок упражнений для развития мышц губ.

    • «Улыбочка» . Ребенка нужно попросить улыбнуться, не показывая зубы. Такое положение мышц сохраняется до 5 секунд.
    • «Хоботок» . Губы нужно сложить в трубочку и максимально вытянуть вперед.
    • «Бегемотик» . Ребенка нужно попросить широко открыть рот и посидеть в таком положении 5 секунд.
    • «Заборчик» . Объясняем, что нужно улыбнуться так, чтобы верхние и нижние зубы были максимально открыты. Такое выражение лица тоже сохраняется около 5 секунд.
    • Чередование упражнений «Улыбка» и «Заборчик» . Выполняется 5 раз.

    Блок для развития мышц языка.

    • «Блинчик» (лопаточка). Расслабленный язык нужно положить на нижнюю губу (не высовывая). Длится 5 секунд.
    • «Сердитая киска» . Кончик языка упирается в нижние зубы, боковые ложатся на коренные, а средняя часть имитирует горку. Зубами ребенок должен слегка покусывать «горку». Упражнение выполняется с открытым ртом.
    • «Качели» . Рот открывается, а язык поочередно поднимается вверх и опускается вниз.
    • «Змейка» . Язычок высовывается как можно дальше, при этом ребенок должен стараться сделать его как можно уже. После этого язычок прячется. Действие повторяется до 7 раз.
    • «Чистим зубки» . Кончиком языка нужно провести (почистить) по верхним, а затем по нижним зубам от левого до правого края. Выполняется по 2 раза сверху и снизу.
    • «Парус» . Конец языка опирается о верхние зубы и удерживается в этом положении 7-10 секунд.
    • «Маляр» . Языком проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к горлу). Ребенку можно рассказать, что язык – малярная кисточка, которой раскрашивается небо.
    • «Индюки» . Кончиком языка нужно быстро двигать взад-вперед по верхней губе.
    • «Часики» . Ребенок должен приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта. Чтобы было интереснее, можно объяснить, что это имитация часового маятника. Нужно сделать 5-10 движений туда-обратно.
    • «Чашечка» . С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху, но при этом не касаться зубов.
    • «Вкусное варенье» . Широким языком облизывается верхняя губа (слизывается варенье), после чего язык прячется. Упражнение нужно повторить несколько раз.
    • «Дятел» . Кончиком языка нужно быстро и с силой стучать сзади верхних зубов на протяжении 5-7 секунд.
    • «Мотор» . Положение, как в предыдущем упражнении, – рот открыт, язык стучит сзади верхних зубов. При этом нужно сильно выдыхать, чтобы получился звук «дын-дын-дын».
    • «Замесили тесто» . Язык ложится на нижнюю губу (положение «блинчик»), а рот при этом открывается и закрывается.

    Для подъязычной связки языка.

    • «Лошадка» . Ребенок должен пощелкать языком, озвучивая цокот копыт.
    • «Грибок» . Язык плотно прикладывается (присасывается к небу) и в таком положении держится 5 секунд.
    • «Гармошка» . Держа язык в положении «грибок» нужно 5 раз открыть/закрыть рот.

    Упражнения для мышц щек.

    • «Шарики» . Щеки надуваются, затем ребенок должен ударить по ним с умеренной силой, чтобы воздух вышел.
    • «Сытый хомячок» . Сначала надуваются обе щеки, затем поочередно правая и левая.
    • «Голодный хомячок» . Щеки втягиваются и в таком положении удерживаются 5-7 секунд.


    Родители или педагоги?

    Дети с плохо развитым речевым аппаратом не будут демонстрировать головокружительные успехи. Им гимнастика дается тяжело, и обязанность родителей не отступать, несмотря на неудачи. При этом нельзя показывать ребенку свое недовольство. Логопеды не зря изучают основы педагогики. Родителям для занятий с ребенком тоже придется стать немного учителем и немного психологом.

    Будьте с ребенком ласковы и терпеливы, ведите себя спокойно. То, что взрослый человек воспринимает, как норму для маленького человечка – целый новый мир, на его освоение нужно время. Терпение будет обязательно вознаграждено и малыш порадует вас правильной дикцией.

    (составлен с использованием материалов из работы С. Т. Никольской «Техника речи», М. , 1978).

    8.1.Тренировка речевого дыхания.

    1) «Теплый воздух». Представьте себе, что у вас замерзли руки, - отогрейте их дыханием. Выдох должен быть ровным, медленным. Одну руку держите на животе.

    2) «Свеча». Медленно дуйте на пламя. Вместо свечи можно взять полоску бумаги шириной 2 - 3 см и длиной 10 см.

    3) «Свечи». На одном вдохе (без добора) погасите 3 свечи (4, 5... 10), разделив выдох на порции.

    4) «Насос». Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Наклонитесь вперед и возьмитесь за рукоятку воображаемого автомобильного насоса двумя руками. Начните накачивать воздух: выпрямляясь, делайте вдох, а наклоняясь, - выдох на звуке «ф».

    5) «Пильщики». Возьмитесь вдвоем за руки крест - накрест. Правые руки - ваша пила, левые бревно. Один тянет на себя «пилу», имитируя на выдохе звук «з», другой берет пилу на себя: «с».

    6) «Старт». Возьмите в руки часы с секундной стрелкой и начните вслух вести отсчет времени по секундам: «Десять! Девять... Один! Пуск!». Отсчет ведите громко, отрывисто, равномерно, на одном дыхании, без добора воздуха.

    7) «Егорки». Распределите выдох на три порции, читая громко, равномерно текст, делайте паузу после каждого третьего (пятого, восьмого, одиннадцатого) «Егорки»: «Как на горке, на пригорке (вдох), стоят тридцать три Егорки (вдох): раз Егорка, два Егорка, три Егорки (вдох), четыре Егорки, пять Егорок, шесть Егорок (вдох) и т. д.

    8) «Лесенка». Поднимаемся по лесенке и считаем ступеньки: «раз – ступенька, два – ступенька, три – ступенька и т.д., пока хватит дыхания. Соревнуемся, кто больше и дольше.

    9) «На одном дыхании» читаем отрывок из «Полтавы» – дыхания не добираем, интонируем выразительно:

    Швед, русский – колет, рубит, режет,

    Бой барабанный, клики, скрежет,

    Гром пушек, топот, ржанье, стон,

    И смерть и ад со всех сторон

    1) «Баюканье». Вам предстоит убаюкать малыша тихим мычанием сквозь сомкнутые губы: «м».

    3) Постепенно и плавно повышайте и понижайте голос, делайте его то громким, то тихим от начала до конца текста:

    Раскинулось поле волнистою тканью

    И с небом слилось темно - синюю гранью,

    И в небе прозрачном щитом золотым

    Блестящее солнце сияет над ним.

    Слушайте - послушайте,

    Государевы люди,

    Государеву волю!

    Идите в красные ворота

    На красный царский двор!

    С красного двора в новы сени,

    На частые ступени,

    В дубовые двери,

    В государевы палаты,

    Суд судить, ряд рядить.

    5) Определите, какой у вас темп речи, прочитав за одну минуту стихотворение С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу...». Стремитесь выработать нормальный темп.

    6) Произнесите фразу «Вам не интересно», обращенную к слушателям, не соблюдающим тишину, с разными интонациями: с гневом, с угрозой, с удивлением, порицанием, в виде просьбы, равнодушно, с обидой. Обратитесь к присутствующим: «Дамы и господа», выражая голосом чувства (равнодушно, торжественно, иронично, радостно, с просьбой).

    7) Попробуйте произносить слова: «здравствуйте». «я слушаю вас», «добрый день», «добрый вечер», «приятно вас видеть», «привет», «алло» и подобные с максимальной доброжелательностью в голосе. Используйте для тренировки целый день.

    8)Прочитайте строки К. С. Паустовского выразительно, находя в каждой фразе слово с логическим ударением, сделайте магнитофонную запись: «Чайковский садился за рояль. Сейчас начнется удивительное и веселое: рассохшийся дом запоет от первых же звуков рояля. Самая простая музыкальная тема разыгрывалась этим домом, как симфония.

    Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, пропоет то одна, то другая половица, как бы вспомнив его дневную музыку и выхватив из нее любимую ноту.

    Прислушиваясь к ночным звукам, он часто думал, что вот проходит жизнь, а ничего толком не сделано... Ни разу не удалось передать тот легкий восторг, что возникает от зрелища радуги, от ауканья крестьянских девушек в чаще, от самых простых явлений окружающей жизни. Он никогда не ждал вдохновенья. Он работал, работал... И вдохновенье рождалось в работе».

    8.3. Артикуляционные упражнения.

    1) Широко открывая рот, четко произносите звуки и слоги:

    И, Э, А, О, У, Ы;

    Е, Я, Й, Ю;

    Иа, эа, аа, оа, уа, ыа;

    Еа, яа, йа, юа;

    Б - П, Г - К, Д - Т, В - Ф;

    АБ, АБИ, АБЭ, АБА, АБУ, АБЫ;

    БИБ - БИБ - БИП; БЭБ - БЭБ - БЭП;

    БАБ - БАБ - БАП; БОБ - БОБ - БОП;

    БУБ - БУБ - БУП; БЫБ - БЫБ - БЫП;

    ДА, ДИ, ДО, ДУ, ГА, ГИ, ГО, ГУ, ВА, ВИ,

    ВО, ВУ, БА, БИ, БО, БУ;

    Ша, шо, шу, ши,

    шо, шу, ши, ше,

    шу, ши, ше, ша,

    ши, ше, ша, шо;

    Ша, жа, жа, жа, ша,

    шо, жо, жо, жо, шо,

    ши, жи, жи, жи, щи,

    ше, же, же, же, ше;

    С - З - З -...; ТР - Р..., ДР - Р...;

    ПТК, ПКТ, КТП

    2)Читайте чистоговорки (фразы с неоднократно повторяющимися звуками или сочетаниями звуков):

    Бык тупогуб, тупогубенький бычок; у быка бела губа была тупа.

    От топота копыт пыль по полю летит.

    Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.

    Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, к Лавру пойдет, Лавру на Фрола наврет.

    Кукушка кукушонку сшила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон.

    Цапля мокла, цапля сохла, цапля чахла, цапля сдохла.

    Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

    Щетинка у чушки, чешуйка у щучки.

    В Чите течет Читинка.

    Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на дело туп.

    3)Читайте скороговорки (они построены на сочетаниях слов, включающих звуки, требующие непрерывной перестройки речевого аппарата, смены артикуляций) сначала по слогам, затем, делая небольшие остановки перед каждым фонетическим словом, а после этого - убыстряя темп:

    На дворе - трава, на траве - дрова;

    не руби дрова на траве двора.

    Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

    Король - орел.

    Либретто «Риголетто».

    Прецедент с претендентом.

    Константин констатировал.

    Тщетно тщится щука ущемить леща.

    8.4) Прочитайте реплики в диалоге, выделяя интонационно важные по смыслу слова:

    Реплика – стимул

    Реплика - реакция

    1. Вопрос – сомнение

    Яблоко от яблони недалеко падает?

    Шила в мешке не утаишь?!

    До поры остры топоры?!

    Топоры остры до поры?!

    Около кола - колокола?!

    1. Утверждение

    Яблоко от яблони недалеко падает .

    Шила в мешке не утаишь !

    Топоры остры до поры!

    До поры остры топоры!

    Около кола - колокола!

    Около кола колокола !

    2. Вопрос – удивление

    Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом?

    2. Восхищение

    Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом!

    3. Восхищение.

    Стоит поп на копне, колпак на попе! Копна - под попом! Сам под колпаком!

    Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка.

    3. Сомнение (недоверие).

    Стоит поп на копне !

    Колпак на попе?

    Копна под попом ?

    Сам - под колпаком ?

    Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка ?

    8.5. Читайте «информационное сообщение» четко, спокойно:

    «Из - под Костромы, из - под Костромищи везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да скороговорками так и сыплет: мол, тетерев сидел на дереве, от дерева - тень тетерева, мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, такова и слава. Скороговорил, скороговорил, да так всех скороговорок и не перевыскороговорил».

    8.6. Просклоняйте имена числительные: 253, 749, следя за артикуляцией.

    8.7. Произносите слова шепотом, но ясно и отчетливо, чтобы их слышал человек, сидящий на некотором расстоянии от вас:

    корреспонденция, предшествовавший,

    неистовствовать, обусловливаемый,

    транспортируемая, катастрофический,

    взгромоздившееся, искренность, изданный,

    обыкновенно, усовершенствование,

    присутствие, делопроизводство, артиллерия,

    забаррикадироваться, спектрограф.

    8.8. С разными интонациями (удивления, возмущения, восторга, испуга и т.д.) произносим «трудненькие» скороговорочки:

    Сшит колпак не по-колпаковски, его надо переколпаковать, перевыколпаковать.

    Расскажите про покупки.

    Про какие про покупки?

    Про покупки, про покупки, про покупочки мои!

    Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках: санки – скок, Сеньку – с ног, Саньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб.

    В четверг четвертого числа

    В четыре с четвертью часа

    Четыре черненьких чумазеньких чертенка

    Чертили черными чернилами чертеж

    Чрезвычайно чисто.

    Шли три старушки, нашли три полушки, купили три ватрушки.

    Наш Полкан из Байкала лакал,

    Полкан лакал – не мелел Байкал.

    Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учётом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция

    Учебно-методический комплекс дисциплины одобрен и рекомендован кафедрой теории и истории государства и права.

    Заведующий кафедрой __________________ В.М. Шадрин

    Начальник управления

    образовательной политики

    С.П. Еремеева

    «___» ________20__г.

     ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»

    На начальном этапе для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи эффективна артикуляционная (речевая) гимнастика. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Ее продолжительность 3-5 минут. Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно 2-3. При отборе материала надо учитывать степень его сложности и доступность выполнения. Проводить речевую гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются подгруппами или индивидуально, сидя или стоя перед зеркалом, дети должны видеть лицо педагога и свое лицо. Нежелательно выполнение гимнастики сразу после еды.

    Взрослый следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью, плавностью, достаточным объемом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений.

    Отработка каждого упражнения идет в определенной последовательности:

    рассказ о предстоящем упражнении с использованием игровых приемов (Сказка о Веселом Язычке). Этот прием способствует появлению интереса к занятиям у детей младшего возраста;
    показ взрослым упражнения;
    выполнение упражнения детьми перед зеркалом;
    контроль взрослого за выполнением упражнения, указание на ошибки;
    выполнение упражнения без зеркала (если это возможно).
    В начале работы может быть напряженность движений языка, губ. Постепенно скованность исчезнет, и движения станут свободными и координированными.

    Артикуляционная гимнастика для малышей

    Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

    Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Мы предлагаем Вам артикуляционные упражнения, которыми вы будете с ребенком регулярно заниматься.

    "Окошко"
    широко открыть рот - "жарко"
    закрыть рот - "холодно"

    "Чистим, зубки"
    улыбнуться, открыть рот
    кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

    "Месим тесто"
    улыбнуться
    пошлепать языком между губами - "пя-пя-пя-пя-пя..."
    покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

    "Чашечка"
    улыбнуться
    широко открыть рот
    высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка)

    "Дудочка"
    с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

    "Заборчик"
    улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

    "Маляр"
    губы в улыбке
    приоткрыть рот
    кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо

    "Грибочек"
    улыбнуться
    поцокать языком, будто едешь на лошадке
    прикососать широкий язык к нёбу

    "Киска"
    губы в улыбке, рот открыт
    кончик языка упирается в нижние зубы
    выгнуть язык горкой упираясь кончиком языка в нижние зубы

    "Поймаем мышку"
    губы в улыбке
    приоткрыть рот
    произнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик)

    "Лошадка"
    вытянуть губы
    приоткрыть рот
    процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки)

    "Пароход гудит"
    губы в улыбке
    открыть рот
    с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."

    "Слоник пьёт"
    вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника"
    "набирать водичку", слегка при этом причмокивая

    "Индюки болтают"
    языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба..."

    "Орешки"
    рот закрыт
    кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки
    на щеках образуются твердые шарики - "орешки"

    "Качели"
    улыбнуться
    открыть рот
    кончик языка за верхние зубы
    кончик языка за нижние зубы

    "Часики"
    улыбнуться, открыть рот
    кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

    "Блинчик"
    улыбнуться
    приоткрыть рот
    положить широкий язык на нижнюю губу

    "Вкусное варенье"
    улыбнуться
    открыть рот
    широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу

    "Шарик"
    надуть щёки
    сдуть щёки

    "Гармошка"
    улыбнуться
    сделать "грибочек" (т.е. присосать шарокий язык к нёбу)
    не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)

    "Барабанщик"
    улыбнуться
    открыть рот
    кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ..."

    "Парашютик"
    на кончик носа положить ватку
    широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх

    "Загнать мяч в ворота"
    "вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)
    дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)

    Светлана Комарова
    Речевая гимнастика (младший дошкольный возраст)

    РЕЧЕВАЯ ГИМНАСТИКА

    младший возраст

    1. Упражнение на дыхание

    2. Упражнение на слуховое внимание

    4. Развитие артикуляционного аппарата

    5. Произнесение потешек, скороговорок, чистоговорок, загадок.

    6. Хоровод

    7. Упражнение на координацию речи с движением.

    1 – 2 НЕДЕЛЯ «А»

    1. Упр. «Бегемотики» (открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять» , потом закрыть рот). Повторить упражнение 3-4 раза.

    Рот пошире открываем, в бегемотиков играем :

    Широко раскроем ротик, как голодный бегемотик.

    Закрывать его нельзя, до пяти считаю я.

    А потом раскроем рот – отдыхает бегемот.

    2. Упр. «Детки спят» Вдох и выдох носом.

    3. Упр. «Листья» :

    Листья осенние тихо кружатся (дети кружатся на ципочках, руки в стороны)

    Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)

    И под ногами шуршат, шелестят (движения руками вправо и влево)

    Будто опять закружится хотят (поднимаются, кружатся)

    4. Упр. «Где позвонили?» (глаза открыты, показать направление рукой)

    5. Упр. «Покачай куклу Таню, она плачет (а-аа) » (тихо, громко) .

    6. Упр. «Аня потеряла маму в лесу, кричит «Ау» . Все позовём Аню «Ау, Ау – у!»

    7. Игра «Каравай» .

    3 – 4 НЕДЕЛЯ «У»

    1. Упр. «Змея» (улыбнуться рот открыть, высунуть язычок изо рта, затем спрятать) . Повторить 3 -4 раза.

    2. Упр. «Чем пахнет?» (Вдох носом - выдох ртом)

    3. Упр. «Что ты слышишь?» (озвученные предметы за ширмой)

    4. Упр. «Паровоз гудит» - У-У-У (громко) ;

    «Мальчик плачет» -УУУУ (медленно, тихо)

    «Голубь воркует» У-У-У-У-У (короткие, отрывистые звуки)

    «Воле воет» УУУУУУУУУ (грозно протяжно)

    5. Дети спрятались, а Оля ищет «Ау!» . Все зовут Олю «Ау!»

    6. Игра «Зайка серенький сидит» .

    1 – 2 НЕДЕЛЯ «О» «И»

    1. Вдох носом - выдох ртом (бегали и устали) .

    2. Игра «Кто позвал?» Взрослый подражая крику животных

    росит угадать, кто придёт к ним в гости. Взрослый закрывает рот листом бумаги и подаёт голос, подражая одному из животных. Ребёнок угадывает, кто это.

    3. У мальчика болят зубы. Как он стонет? «О-О-О»

    (тихо – громко) .

    4. Упр. «Лошадка ржёт» . Чья лошадка ржёт дольше? «И-И-И-

    И» (Колина? Сашина? Ксюшина?)

    5. Чистоговорка «Ко-ко-ко, не ходите далеко» .

    6. Игра «Эхо» (Две подгруппы. Одна – произносит слово,

    другая воспроизводит его. Слова с согласными звуками [аист, Аня, Инна, аптека, азбука].

    3 - 4 НЕДЕЛЯ «Э»

    1. Вдох и выдох ртом (позеваем)

    2. Игра «Телёнок»

    Бу-Бу (два прыжка)

    Я рогатый. («Рожки» из пальчиков на голове)

    Бу-бу, (Два прыжка)

    Я хвостатый. («Хвостик» из руки- за спину)

    Бу-бу, (Два прыжка)

    Я ушастый. («Ушки» из ладошек - на голову)

    Бу-бу, (Два прыжка)

    Очень страшный. («Рожки» на голове, бодаются)

    Бу-бу, Испугаю. Бу-бу, забодаю.

    3. Игра «Эхо» (воспитатель называет гласные поочерёдно :А У

    О И Э, а дети хором повторяют тихо (на условный знак рукой

    воспитателя- громко (рука вверху, тихо (рука внизу) .

    артикуляцию звуков А,О,У,И,Э, затем дети воспроизводят.

    5. Чистоговорка «Мылом Мила куклу мыла»

    6. Игра «Пузырь» .

    1 – 2 НЕДЕЛЯ «Б» «П»

    1. Упр. «Кормление птенцов» (Дети – птички сидят открыв рот. Вос-ль «кормит» ).

    2. Упр. «Чем пахнет?» (глубокий вдох носом) .

    3. Упр. «Помощники» :

    Раз, два,три, четыре.

    Мы посуду перемыли (трут одной ладошкой другую )

    Чайник, чашку, ковшик, ложку

    И большую поварёшку. (загибают пальчики по одному, начиная с большого)

    Мы посуду перемыли, (опять трут, ладошка о ладошку )

    Только чашку мы разбили. (загибают пальчики)

    Ковшик тоже развалился,

    Нос у чайника отбился,

    Ложку мы чуть-чуть сломали

    Так мы маме помогали. (сжимаю и разжимают кулачки)

    4. Упр. «Кто кричит?» (овечка бе-е, баран бэ-э-э, автомобиль би-би-би, цыплята пи-пи-пи, барабан бум-бум-бум).

    5. Упр. «Говорим тихо, громко» (на условный знак рукой вос-ля – громко (рука в верху, тихо (рука внизу)

    6. Чистоговорки : «Уп-уп-уп, мама варит суп»

    «Бы-бы-бы, идёт дым из трубы» .

    7. Игра «Паровоз» (выбирается ребёнок. Все произнося «Паровоз пускает пар, топку топит кочегар» . Ребёнок едет и произносит «пф, пф,пф» ).

    3 – 4 НЕДЕЛЯ «В» «Ф»

    1. Упр. «Кто умеет улыбаться?» (обнажать сжатые зубы) .

    2. Упр. «Подуем на снежинку» (имитация или положить на ладошку маленький кусочек от салфетки).

    3. Упр. «Лает собачка» (громко – большая «аф-аф-аф» , тихо – маленькая «гав-гав-гав» , медленно, быстро, высоко, низко).

    4. Игра «Угадай, что я сказала?» (вос-ль негромко, затем шёпотом произносит слова – дети повторяют. Во-ва, Фе-дя,фи-лин, Ва-ся, Фе-ня, ва-та, и-ва, тык-ва).

    5. Чистоговорки : «Аф-аф-аф, в углу стоит шкаф» ,

    «Ва-ва-ва – у Вани есть сова» .

    6. Хоровод «Водит Ваня» .

    1 – 2 НЕДЕЛЯ «Т» «Д»

    1. Упр. «Шарики» (надуть одну щёку – сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.)

    Я надул воздушный шарик. Укусил его комарик.

    Лопнул шарик. Не беда! Новый шар надую я.

    2. Упр. «Ароматный цветок» (сделать глубокий вдох, сказать «Ах, как пахнет» - выдох).

    3. Упр. «Гномики - прачки» :

    Жили-были в домике

    Маленькие гномики (дети сжимают и разжимают кулачки)

    Токи, Пики, Лики, Чики, Мики (правой рукой загибают пальчики левой руки)

    Раз, два, три, четыре, пять (правой рукой разгибают пальчики на левой руке)

    Стали гномики стирать (трут кулачками друг о друга)

    Токт – рубашки (опять загибают пальчики на левой руке, начиная с большого)

    Пики – платочки,

    Лики – штанишки,

    Чики – носочки.

    Микки умница был, всем водичку носил.

    4. Игра «В гости» (ребёнок стучит и произносит «тук, тук, тук» . Другой отвечает «да, да» . Вос-ль стучит, отвечают все дети.)

    5. Упр. «Идут часы – тик, так» (тихо, громко, медленно, быстро)

    6. Игра «Оркестр» (играет один ребёнок на дудочке»Ду-ду-ду», затем по подгруппам).

    3 -4 НЕДЕЛЯ «М» «Н»

    1. Упр. «Покажи верхние зубы, спрячь»

    2. Упр. «Надуть пузырь» (имитация)

    3. Упр. «Кто позвал Мишку?» (у ребёнка игрушка, он отворачивается, кто либо из детей зовет «Мишка» . Ребенок должен отгадать, кто позвал).

    4. Игра «Мамы и детки» (мяу, му-у, аф-аф, бе-е, ко -ко, высота звучания.

    5. Игра «Заводные игрушки» (дети стоят друг за другом. Хозяин «зоводит» игрушку лошадку «хр-хр-хр» , потом едет, произнося «но – но - но» ).

    6. Чистоговорка «Ан – ан – ан – папа чинит кран» (тихо,громко, быстро, медленно)

    1 – 2 НЕДЕЛЯ «Г» «К»

    1. Упр. «Поиграй на губках пальчиками» .

    2. Упр. «Надуем шарик» (имитация) маленький, побольше, большой.

    3. Упр. «Снегири» :

    Вот на ветках, посмотри, (по 4хлопка руками по бокам и

    В красных майках снегири. по 4 наклона головы на строку)

    Распушили пёрышки, (на первое слово каждой строки- частое

    Греются на солнышке. потряхивание руками, на второе - один хлопок по бокам) .

    Головой вертят, (по 2 поворота на каждую строку)

    улететь хотят.

    Кыш! Кыш! Улетели! Дети разбегаются по группе,

    За метелью! За метелью! взмахивая руками, как крыльями).

    4. Упр. «Кукушка созывает деток» (высота и сила голоса, детки в одном конце комнаты,кукушка в другом и зовёт (тихо, громче, очень громко) : «Ку - ку» . Дети отзываются. Кукушка меняет место.

    5. Чистоговорки : «Гуляют гуси на горе» , «Куры квохчут во дворе» (тихо, громко, медленно, быстро, чётко) .

    6. Повижная игра «Гуси, гуси…»

    3 -4 НЕДЕЛЯ «Х» «Ы»

    1. Упр. «Слон» (сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении до счёта «пять» («десять» , вернуться в исходное положение). Выполнить 4-5 раз.

    2. Упр. «Дует ветер» (слабый, сильнее, сильный) .

    3. Упр. «Повтори, что я сказала» (вос-ль называет слова со звуками «х» и «ы» , названный ребёнок повторяет (двое детей, вся группа и т. д.) . Дым, холм, сыр, мышь, пастух, мыло, сын, пыль, халат.

    4. Чистоговорка : «Муха – горюха села на ухо» .

    5. Игра «Поезд» (пыхтит – пых, пых, пых; идёт – пух, пух, пух; замедляет,ход – пыф, пыф, пыф).

    1 – 2 НЕДЕЛЯ «С» «З»

    1. Упр. «Подуй на воздушный шарик» (имитация) .

    2. Упр. «Где позвонили комарики» (два ребёнка, взявшись за руки «звенят» «З-З-З-» , остальные дети отгадывают где).

    3. Упр. «Мячик» :

    Раз, два, прыгай мячик, (взмахи правой ладонью, как бы удары по мячу) .

    Раз, два и мы поскачем. (ритмичные прыжки на носочках, руки на поясе)

    Девочки и мальчики

    Прыгают как мячики.

    4. Упр. «Комар далеко летит з-з-з-з-з» , долго, тихо. Подлетел ближе, стал громче з-з-з-з-з, совсем рядом з-з-з-з-з. Замахали руками, прогоняем комара, стал комар улетать (в обратном порядке) .

    5. Упр. «полакайте как кот, собака, котёнок» .

    6. Чистоговорки : «Са-са-са – бегает лиса» , «За-за-за – вот идёт коза» .

    7. Стихотворении «Гуси» :

    Старый дедушка Евсей ан лугу пасет гусей.

    Гуси белые как снег, лапы красные у всех.

    3 – 4 НЕДЕЛЯ «Ц»

    1. Упр. «Слон набирает водичку» (вытянуть губы вперед трубочкой и «набирать» водичку, слегка причмокивая при этом, повторить 4 – 5раз.

    2. Упр. «Подуй на мыльные пузыри» , игра «Пузырь» .

    3. Игра «Кто это?» , ребёнок за ширмой звукоподражает животным, птицам (кошке «мяу» , собаке «аф-аф» , птицам «чик-чирик» , лошади «и-и-и-го-го» и т. д.) – дети отгадывают, кто там.

    4. Упр. «Лошадка идёт далеко, цокает копытцами» - дети выполняют также, как с комаром (см. выше) .

    5. Упр. «Позовите цыпляток зернышки клевать – цып, цып,цып» (тихо, громче, совсем громче)

    6. Чистоговорка «Бегают курицы прямо на улице» .

    1 – 2 НЕДЕЛЯ «Й»

    1. Упр. «Подуй на одуванчик» (длительно) .

    2. Игра «Где позвонили в колокольчик?» .

    3. Подвижная игра «Лошадка» :

    Я люблю свою лошадку, поглаживание ладонью по голове воображаемой лошадки, потом по спине и хвостику.

    Причешу ей шерстку гладко,

    Гребешком приглажу хвостик,

    И верхом поеду в гости. Бег по кругу с высоким подниманием колен.

    4. Упр. «Ослик кричит – И-а, и-а» (близко, дальше, далеко) .

    5. Упр. «Вкусное варенье» (улыбнуться, открыть рот, облизывать языком верхнюю и нижнюю губу) .

    6. Чистоговорка «Чище мойся, воды не бойся» (чётко, медленно, быстро) .

    7. Игра «Пчелиный рой» (2 подгруппы, пчёлы идут говорят : «Вот летит пчелиный рой, убегайте дети!» ; вторая отвечает : «Ой, ой, ой!» и убегают.)

    3 – 4 НЕДЕЛЯ «Ю» «Я»

    1. Упр. «Улыбка» , «Трубочка» , чередование.

    2. Упр. «Подуй на ладошку » (У Зины замёрзли руки-слабо, сильнее, сильно) . Повт. 3 – 4 раза

    3. Упр. «Вытяни длинную ниточку – «Ю» , «Я» , тише, громче.

    4. Чистоговорка «Я-я-я поймай воробья» ,

    «Ю-ю-ю я песенку пою» .

    5. Игра «Каравай» .

    1 – 2 НЕДЕЛЯ «Е»

    1. Упр. «Бегемотики» (улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять» , затем вернуться в исходное положение). Повтор 3 раза

    Подражаем мы лягушкам : тянем губы прямо к ушкам.

    Вы сейчас тяните губки, а я увижу ваши зубки.

    Мы потянем – перестанем и нисколько не устанем.

    2. Упр. «Подуй на большой пальчик» (У Тани болит, у Коли болит…. с усилием) .

    3. Пальчиковая гимнастика «Алёнка - Малёнка» :

    Алёнка – Малёнка, шустра и быстра : (хлопок ладонями, удар кулачками друг о друга – 2 раза)

    Воды наносила, (загибаем пальчики, начиная с большого)

    Сарафан дошила, носок довязала,

    Ягод насобирала, песню допела.

    Везде поспела, в охотку ей дело. (повтор с первых строк)

    4. Упр. «Вытяни длинную ниточку – Е-е-е» (тише, громче) .

    5. Игра «Отгадай, кто позвал» (один ребёнок звукоподражает козлёнку «Ме-е-е» или ягнёнку «Бе-е-е» , а другой отгадывает).

    6. Скороговорка «Ела, ела, дуб, дуб. Поломала зуб, зуб» . (медленно, быстро) .

    3 – 4 НЕДЕЛЯ «Е» «Ё»

    1. Упр. «Часики» (улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Для облегчения упражнения можно поставить пальчики на левый и правый угол рта).

    2. Упр. «Гармошка» : и. п. - стоять прямо, руки опустить. Положить ладони на животик, сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание на 1-2 сек. Выдох через рот.

    3. Упр. «Вытяни длинную ниточку – Ё-ё-ё» (тише, громче) .

    4. Упр. «Постучите, как я» (вос-ль простукивает ритм ладошками по коленям , дети повторяют):

    а) О О; д) О о О;

    б) О о о; е) о о о О О;

    в) О О о о; ж) О о о О.

    (большой круг – длинный звук, маленький круг - короткий)

    Примерный перечень упражнений для речевой гимнастики.

    Развитие подвижности языка и мимических мышц.

    1. «Осанка».

    Встаньте прямо. Ноги пятками вместе, носки широко развести в стороны. Без напряжения медленно и плавно поверните голову поочерёдно налево и направо. (7-8 раз).

    2. «Хоботок».

    Вытяните губы в «хоботок», затем в «улыбку» и задержите её на некоторое время (5-7 раз).

    3. «Болтушка».

    Рот закрыт. Нажмите кончиком языка на внутреннюю поверхность правой щеки, затем левой. Следите за движением челюсти и языка (3-4 раза медленно,2 - 3 раза быстро).

    4. «Ступеньки».

    Рот приоткрыт. Кончиком языка нажимайте на нижнюю часть зубов, в верхнюю часть зубов, в мягкое нёбо (язык загнуть). Выполняйте плавно и точно, ускоряйте постепенно (до 5-7 раз).

    Упражнения на постановку дыхания.

    1. Чередование вдоха и выдоха.

    вдох через нос - выдох через рот

    краткий вдох - глубокий замедленный выдох

    медленный вдох - резкий выдох

    медленный вдох - выдох струёй

    медленный вдох - выдох двумя порциями

    медленный вдох - выдох ровными порциями

    2. «Свеча».

    Глубоко вдохнуть, медленно дуть, чтобы пламя легло медленно и плавно (можно

    использовать полоску бумаги).

    3. «Погаси свечу».

    Интенсивный, прерывистый выдох, коротко: «Фу - фу - фу!»

    4. «Надоедливый комар».

    Сложите руки перед грудью ладонями друг к другу:

    «раз» - вдохнули, развели руки в стороны, глубоко вдохнули через нос;

    «два» - медленно выдыхаем и соединяем ладони - «з - з - з»;

    «три» - хлопок.

    5. «Раздуй пламя костра».

    6. «Сдуй пушинку».

    7. «Опасность».

    Затаи дыхание, затем выдохни с облегчением.

    8. Имитация звуков: шум ветра (ш - ш - ш), рычание (р - р - р), писк комара (з - з - з), шипение колеса (с - с - с).

    9. «Укачивание ребёнка». Напевайте с закрытым ртом (а - А - а, а -А - а).

    10. «Игра с ребёнком».

    Качнув побрасываете вверх (у-у-у-У-У-У, о-о-о-О-О-О -О).

    11. «Напевность» (для сонорных, последовательно твёрдые и мягкие). Мма - ммо - мму - ммо - мми -ммымм. Лла - ллё - ллю - ллё - ллилль. Лла - лло - ллу - лле - ллылль. Ммно - ммна - ммны - мммну. Произнести как одно слово: «Мам, мёду нам! Мам, мам, мам, молока бы нам!» (монотонно).

    12. Ритмичность дыхания (3-5 раз).

    Чтение стихов скороговорок, стихов, пословиц, предложнений:

    вдох, пауза, на выдохе строка, строфа, предложение, скороговорка;

    добор дыхания в конце строки и на паузах (в пословицах):

    глубокий вдох - на счёт до 10, медленный выдох;

    медленно вдохнуть, чуть задержать дыхание, выдохнуть толчками на счёт 10.

    Упражнения на развитие дикции.

    1. Отдельные трудные звуки произносить в сочетаниях с гласными (ша - ща, ши - щи). Произносить чистоговорки и скороговорки с этим звуком.

    2. Чтение стихов беззвучно артикулируя, четко по слогам, ускоряя темп.

    3. Многократно произнесение сочетаний гласных звуков (с ударением): ИЭ - ИА - ИУ, ЭО - ЭА - ЭУ.

    4. Произнесение сонорных в сочетании согласными:

    МИ - МА - МЭ - МУ

    ЛЕ-ЛЯ- ЛЕ- ЛЮ

    5. «Стон».

    Ммм.

    МммАмммОмммУмммЫмм.

    БамммБОмммБУммм.

    ДанннДОнннДУннн.

    6. Упражнение в чтении слогов.

    ЫК - КЫ - БЫ - ДЫ - МЫ - НЫ

    ЫХ - ХЫ - ПЫ - ТЫ - ЛЫ - НЫ

    ИН ЫН, НЫН - НИН, НИ - НЫ

    ИР - ЫР, РИ - РЫ, РИС - РЫСЬ БЫК - ТЫК - СЫН

    тыл - мыл - пыл

    7. Разграничение твёрдых и мягких согласных звуков.

    МАЛ - МЯЛ МАССА - МЯСО

    МЫЛО - МИЛО МОДА - МЁДА

    МАТЬ - МЯТЬ ЦЕЛ - ЦЕЛЬ

    КОН - КОНЬ БЫЛ - БЫЛЬ

    ДАЛ - ДАЛЬ БЫЛ - БИЛ

    8. Выразительное чтение стихотворных строф.

    9. Слушание эталонного чтения.

    Развитие речевого слуха.

    1. «Дирижирование».

    2. Отбивайте такт при чтении стихотворения.

    3. Обратите внимание на повторяющиеся звуки, сравните звучание коротких и длинных строк.

    4. Произнесите слово с различной интонацией. «О!» - удивление, радость, испуг, недовольство.

    «А!» - негодование, презрение, радость, сожаление. «Ах!» - радость, восхищение, сожаление.

    6. Произнеси скороговорку изменяя темп и ритм, интонацию (с сочувствием, злорадством, констатируя факт).

    7. Назовите эмоциональный оттенок предложения, отрывка.

    8. «Слуховая память». Повторение по кругу разрастающейся цепочки слов.

    9. «Магнитофон». Повтори как можно точнее высказывание товарища.

    Работа над темпом речи.

    1. Подумайте, в каком темпе необходимо читать фрагмент. Попробуйте убыстрить или замедлить темп.

    2. Работа над скороговоркой.

    Выделить трудные звукосочетания. Сложные слова прочитать по слогам: сначала беззвучно, затем шёпотом, потом вслух медленно, потом быстро (помнить о четкости произношения).

    Речевая гимнастика.

    Комплек с 1.

    Основная часть:

      упражнение «Улыбка» (5-7 раз);

      повторение правил дыхания (глубокий вдох носом, плечи не поднимать, соблюдайте паузы);

      упражнение в брюшном дыхании (5 раз).

    Вариативная часть. Работа над дикцией.

      Научись произносить быстро и чётко:

    а) ШУ-ЩУ ШИ - ЩИ

    ША-ЩА ШЕ-ЩЕ

    б) Щетинка у щучки, чешуя у чушки.

    Комплекс 2.

    Основная часть:

      упражнение «Осанка» (7 -8 раз) выполняется стоя;

      упражнение «Ступеньки» (5-7раз);

      упражнение на дыхание (спокойный вдох через нос - такой же выдох через рот).

    Вариативная часть. Развитие речевого слуха.

    «Дирижирование».

    Снежок порхает, кружится,

    На улице бело.

    И превратились лужицы

    В холодное стекло.

    (3.Александрова)

    Комплекс 3.

    Основная часть:

      упражнение «Осанка» (7 -8 раз) выполняется стоя;

      упражнение «Болтушка»;

      упражнение на дыхание (выполнить краткий вдох - замедленный выдох 5 раз).

      Скажите слово «Привет!» по - разному (ласково, удивлённо, грустно).

    Комплекс 4.

    Основная часть:

      упражнения «Осанка» - постоянное; «Ступеньки», «Болтушка», «Улыбка» можно чередовать;

      упражнение на дыхание (медленный вдох - резкий выдох).

    Вариативная часть. Работа над темпом речи.

      Прочитайте медленно, с убыстрением. Какой темп больше подходит?

    Легко дышится в осеннем лесу, и долго не хочется уходить из него.

    Комплекс 5.

    Основная часть:

      упражнение на дыхание (медленный вдох - выдох струёй).

    Вариативная часть. Работа над логическим ударением.

      Прочитайте, меняя логическое ударение.

      Что растёт в саду, в лесу?

    Комплекс 6.

    Основная часть:

      упражнения «Осанка», «Болтушка», «Ступеньки», «Улыбка»;

      упражнение на дыхание (медленный вдох - выдох двумя порциями). Вариативная часть. Работа над диапазоном голоса.

    Изобразите гудок паровоза. Он слышится издалека очень тихо, приближается, громче, ещё громче, во весь голос (у-у-у-У-У-У-У - У-У).

    Компл е кс 7.

    Основная часть:

    Упражнения «Осанка», «Болтушка», «Ступеньки», «Улыбка»;

    Упражнение на дыхание (медленный вдох - выдох толчками).

    Вариативная часть. Работа над дикцией, речевым слухом.

    Еле - еле Лена ела,

    Есть от лени не хотела.

    Какой звук чаще встречается?

    Назовите слова со звуками Л и ЛЬ.

    Расскажите скороговорку, отхлопывая ритм.

    Повторите её тихо, громко, выделяя голосом поочерёдно слова: Лена, ела, есть.

    Комплекс 8.

    Основная часть:

    Упражнения «Осанка», «Болтушка», «Ступеньки», «Улыбка»;

    Упражнение на дыхание «Свеча».

    Вариативная часть. Упражнение в интонировании.

    Ку - ку. Ку- ку. Ку - ку.

    Чив! Чив! Чив!

    Курлы... Курлы. ..Курлы...

    Кря? Кря? Кря?

    Прочитайте, соблюдая знаки препинания.

    Комплекс 9.

    Основная часть:

    Упражнения «Осанка», «Болтушка», «Ступеньки», «Улыбка»;

    Упражнение на дыхание «Погаси свечу».

    Вариативная часть. Работа над темпом речи и логическим ударением.

    Прочитайте, сделав паузу, медленно, быстро, меняя логическое ударение.

    По семеро в сани уселись сами.

    Комплекс 10.

    Основная часть:

    Упражнения «Осанка», «Болтушка», «Ступеньки», «Улыбка»;

    Упражнение на дыхание «Раздуй костёр». Вариативная часть. Работа над диапазоном голоса.

    Лодка находится на другом берегу. Позовите: «Эге - ге - гей!» (выполняем упражнение по одному, вместе).