• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Итак вашему вниманию представляется авторский ТОП-10 рейтинг единоборств для самозащиты. Немного о себе: суммарный опыт занятий единоборствами - порядка 10 лет. Среди них: кикбоксинг, муай-тай, РБ, джиу джитсу. Имею достаточно плотный опыт тесного общения с представителями различных единоборств как на полноконтактных соревнованиях, так и на улице.Исходя из этого ЛИЧНОГО опыта, я и составил соответствующий рейтинг.
    Определенно могу сказать одно: драка один на один и один против толпы/толпа на толпу, достаточно сильно отличаются в плане требований к технике и физ. подготовке.
    Я имею глубокое убеждение, что в бою 1 на 1, первоочередными являются борцовские навыки + вес, желательно не лишний)) При массовой битве на первое место выходят поставленные, темповые удары руками в голову, и скорость передвижения.
    Естественно при этом я не отрицаю пословицу о том, что выигрывает не стиль а боец. Я уверен что Олимпийский чемпион по дзюдо в тяжелом весе с вероятностью 90% амплитудно побросает через спину об бордюр, и посадит на голову 2-3 боксеров легковесов- разрядников. Но мы будем говорить усреднено, иначе никакого рейтинга не получиться вообще))
    Исходя из вышесказанного за основу была взята возможность единоборств противостоять как одному противнику, так и нескольким, т.е и бить и бороться. По этому не удивляйтесь что абсолютное большинство здесь - это смешанные виды, которые на первый взгляд не особо отличаются. Они отличаются историей, правилами, спецификой тренировочного и соревновательного процесса и ареалом распространения, все это накладывает значительный отпечаток на их эффективность на улице и на место в рейтинге.
    Ну и последний вопрос, который задается весьма часто: какой смысл сравнивать единоборства?
    Я думаю не стоит забывать, что практический каждый из нас пришел в зал, для того что бы научиться драться / защитить себя. Ради этого же туда ежедневно приходят тысячи мальчишек, и не совсем уже мальчишек. И лишь со временем у тех единиц которые остаются, начинается замена цели - с "защитить себя" до "стать чемпионом".
    Краткие сокращения:
    MMA - mixed martial arts, смешанные боевые искусства
    БИ - боевые искусства
    РБ- рукопашный бой
    АРБ - армейский рукопашный бой

    Итак поехали!


    1.Боевое самбо

    Первое место заслуженно занимает боевое самбо. На сегодняшний день это самое распространенный вид полноценных смешанных единоборств на пост СНГ пространстве с очень широким арсеналом. Здесь разрешены удары руками, ногами, локтями и коленями и даже головой!) Разрешается бросовая техника, удары руками и ногами в партере, удушающие и болевые на любые конечности. Бои могут проводиться как в шлемах так и без, что тоже является весьма ценным опытом, т.к. удар пропущенный в шлеме и без ощущается совсем по разному. Боевое самбо заняло первое место так же потому, что из всех полноценных смешанных видов в России Украине и Белоруссии, этот вид имеет наибольшее количество квалифицированных тренеров ещё советской закалки и проверенную методику подготовки а также наибольшее количество мест преподавания.

    2.Рукопашный бой

    Спортивный рукопашный бой. Этот вид не является полноценным смешанным видом как таковым из за частичного кастрирования партера и ударной части. В стойке нельзя бить коленями, локтями и головой. Нельзя бить в партере. Время борьбы в партере так же ограничено, при этом недобросовестный рефери может часто подымать в стойку даже если один из соперников - преимущественно борец, и в партере ведутся активные технические действия.
    Второе же место РБ занял из за того, что это наиболее распространенный смешанный вид. В небольших городках вы можете не найти Боевого Самбо либо ММА, но точно найдете РБ! А практика выступления на соревнованиях поможет отделить зерна от плевел и использовать только эффективную технику. Плюс относительно небольшое количество технических действий поможет овладеть основами ударной части в стойке и борьбы в партере за меньший срок, чем в "полноценных смешанных видах".

    3.ММА / Валетудо / Миксфайт / Фрифайт

    Живи мы в другом месте, это направление по праву занимало бы первое место. В Америке ММА уже самый распространенный вид БИ, и по нему имеются огромное количество отличных залов с профессиональными тренерами. У нас же к сожалению это пока лишь дань традиции. Неплохие тренера могут быть в больших мегаполисах, зачастую из действующих либо бывших ММА спортсменов. Но хорошие тренера здесь - большая редкость. Все тренировочные программы состоят в основном из плодов самодеятельности тренера и его бурной фантазии + обрывки знаний от иностранных коллег увиденные на видео либо вычитанные в интервью.

    4.Панкратион

    Это направление я вынес в отдельный пункт, так как он требует отдельного рассмотрения. Панкратион в целом является ММА видом, но с некоторыми исторически сложившимися обстоятельствами, которые его отличают. Они заключаются в том, что в панкратионе выступает огромное количество спортсменов - вольников (вольная борьба) , которые на всех соревнованиях забирают подавляющее число призовых мест. Это наложило отпечаток и на тренировки. Достаточно во многих залах тренируют "борьбу с добиванием" и борьбу + "поставить руки")). Естественно это относиться не ко всем залам, но тенденция наблюдается. Потенциально очень сильным плюсом панкратиона является его возможность в будущем стать олимпийским видом спорта, в этом случае темпы его развития будут просто колоссальными.

    5.Армейский Рукопашный Бой (АРБ)

    Из плюсов стиля - очень широкий технический арсенал, который даже шире чем в боевом самбо.Здесь разрешается добивать лежачего противника и руками и ногами, бить головой и т.д. Также несомненным плюс - широкое распространение АРБ и большое количество хороших тренеров. Из минусов - наличие нереально огромного количества защиты - шлем с сеткой, накладки с футами, жилет. Потенциально особо опасным является шлем с сеткой - люди не привыкшие получать в открытое лицо, часто по началу теряются а на улице это может решить исход поединка, т.к. 90% ударов летит с правой и в нос))) Эта проблема присуща бойцам АРБ, КУДО и стилей каратэ где не бьют руками в голову, убирается практикой приконтактны х спаррингов либо периодом в пол года - год тренировок по боксу.

    6. КУДО

    Визитной карточкой стиля являются бойцы в шлемах - аквариумах.Разрешены практически любые действия, удары локтями и колеями в стойке. Из минусов имеем несколько кастрированный партер - имеются ограничение по времени и по ударам. Так же минусом аналогичным АРБ является шлем - аквариум. Несомненный плюс единоборства - его широкое распространение, большое количество квалифицированных тренеров, проработанная методологическая составляющая, большое количество соревнований разного уровня и сохранение традиционного духа и эстетики каратэ. Так же система постоянно развивается, появляются экспер именты с профессиональными направлениями.

    7. Комбат Дзю Дзюцу/ Комбат Джиу Джитсу

    Комбат Джиу Джитсу - это дань моде на смешанные единоборства. К традиционному джиу джитсу добавленные техника нанесения ударов руками, ногами и коленями из рукопашного боя, бокса, кикбоксинга. В целом является довольно целостной системой с сильным упором на партер. Разрешаются добивания в партере руками и любые болевые и удушающие. Плюсы - очень хорошая техника борьбы и бросков, достаточно жесткие ММА правила, традиционная техника обучения борьбе, большой упор на ФИЗО. Из минусов - несколько слабая техника в стойке, не особая популярность и распространенность стиля, и как следствие небольшое количество участников соревнований и небольшое количество спортсменов хорошего уровня.

    8. Дзю Дзюцу/ Джиу Джитсу

    Как ни странно, многие не знают что в традиционном джиу джитсу присутствуют удары руками и ногами. Так же что характерно полно контактные соревнования по традиционному джиу джитсу бывают жестче чем в направлении комбат, из за того что на некоторых соревнованиях по джиу джитсу вообще не используют перчатки и накладки.
    Тем не менее плюсами данного единоборства - является отличный партер и отличная бросковая техника. Минусами же - низкий уровень техники ударов руками и ногами, даже на чемпионатах страны и большое количество тренеров - шарлатанов преподающих джиу джитсу под эгидами разнообразных непонятных федераций, которые растут как грибы после дождя.

    9.Самбо

    САМБО изначально являлось системой разработанной для самозащиты, и широко применявшейся сотрудниками правоохранительных органов. Это единственный чисто борцовского вид единоборств в рейтинге. Но попал он сюда не случайно. САМБО долгое время находилось на вооружении у силовых структур, и по статистике с помощью его приемов огромное число сотрудников органов обезвреживало преступников, и выходило живыми и невредимыми из многих щекотливых ситуаций. Ключевое здесь - это отработка основных приемов до состояния автоматизма, для того что бы в экстремальной ситуации уличного столкновения применить прием не задумываясь, на подсознательном уровне.

    10. Муай Тай/ Бокс классический

    Тайский бокс - также единственный но уже чисто ударный вид единоборств в рейтинге. Дело в том что в тайском боксе вы имеете самую большую свободу действий в стойке. Кроме того что это муай тай - это бой "восьмируких", то есть разрешены удары руками, ногами, коленями и локтями, разрешена борьба в стойке, и со стойки также разрешены удары. Всему этому в тайском боксе вас научат так, как нигде более. По этому если не допускать прохода в ноги, тайский боксер имеет огромные шансы на победу.Ведь какова вероятность того что на вас на улице нападет борец со стажем?
    Ну а с боксом все понятно - во первых здесь за наиболее короткий промежуток времени можно научиться защищать себя - из за очень узкого арсенала. Во вторых - это единоборство №1 при работе с группой. В третьих - большое кол-во грамотных специалистов, многие ещё советской закалки.

    Ну и напоследок напомню пару вечных истин:
    - побеждает не стиль а боец
    - перед тем как тренироваться, нужно поинтересоваться достижениями самого тренера, при чем как спортивными, так и тренерскими
    - заниматься нужно там, где хочется заниматься, каждый раз заставлять себя идти на тренировку через не хочу не получиться
    - заниматься лучше начинать с товарищем, а лучше с несколькими. Это позволит пинать друг друга, что бы не пропускать тренировки, ну и вместе веселее + всегда будет с кем стать в пару.
    - в большинстве залов можно прийти на пробную тренировку, а то и на несколько - бесплатно. Не спешите, сходит в несколько залов к разным тренерам, на разные стили, и останьтесь там, где больше по душе.
    - не покупайте сразу дорогостоящее снаряжение. Простейшее - бинты, перчатки, кимоно можно купить незадорого. Все остальное, особенно хороших фирм может обождать и до полугода. Во первых надо убедиться что вы здесь останетесь надолго, во вторых на вас не будут косо смотреть как на новичка в кимоно Хаябуса за 200$ с черным поясом, который шел в комплекте)))

    Боевые искусства – это специальные комплексы техник и приемов для самозащиты. Владение каким-либо единоборством считается лучшим способом выйти победителем в схватке с оппонентом. В России широкое распространение получили в 90-е годы. В немалой степени этому способствовало желание части подрастающего поколения стать бандитами, а другой части этого поколения – от бандитов защититься.

    Мотивы для занятий боевыми искусствами

    Самый основной побудительный мотив для тех, кто решил поступить в школу или секцию единоборств – то, что мужчина обязан уметь драться, защитить себя, свою девушку, родственников, близких и т. д. В подростковом возрасте факт занятия боевыми искусствами сильно повышает статус занимающегося в глазах друзей и одноклассников. Многие молодые люди начинают тренировки с целью поступить на службу в ВДВ или другие элитные войска, сделать карьеру в силовых структурах. Девушки начинают ходить на занятия чаще для того, чтобы , а заодно , получить массу внимания внутри мужского коллектива и научиться защищаться от уличных хулиганов и насильников. Немало людей занимаются для того, чтобы сделать карьеру в профессиональном спорте.

    Мифы и правда о боевых искусствах

    Благодаря средствам массовой информации о боевых искусствах распространилось невероятное количество мифов и выдумок.
    Миф 1. Мастер боевых искусств способен выйти победителем в схватке с целой толпой противников.
    На самом деле, определенная подготовка существенно повышает шансы победить оппонента. Но если этих оппонентов двое и более, шансы уменьшаются пропорционально количеству «врагов». Многое зависит и от того, какую направленность имеет ваше единоборство: спортивную, оздоровительную или боевую. Однако, рукопашная подготовка никогда не помешает в случае, если вам противостоит серьезно настроенная толпа. По крайней мере, вы всегда будете знать: когда драться, а когда лучше убежать.
    Миф 2. Боевые искусства помогают защититься от вооруженного ножом хулигана.
    Опять же, не всегда. Даже чтобы успешно обороняться от противника с ножом, на тренировке обязательно нужно изучать соответствующие приемы и доводить их до автоматизма. Многое зависит и от того, как хорошо оппонент владеет своим оружием. К тому же, даже высокая боевая подготовка не дает гарантии от ранения. А ножевое ранение – это потеря крови с последующей потерей сознания. Читателям МирСоветов не стоит забывать об этом.
    Миф 3. Повышение мастерства в боевых искусствах автоматически отменяет необходимость повышать физическую подготовку.
    Этот миф очень развит в среде практикующих айкидо, систему Кадочникова и им подобные боевые искусства. На самом деле, отсутствие физической подготовки превращает любое боевое искусство в разновидность танца или фитнеса. И наоборот, хорошая физическая подготовка способна заменить занятия единоборствами.
    Миф 4. Боевые искусства помогут девушке победить мужчин, а тщедушному подростку – здоровенного амбала.
    Это тоже не так. Во всем цивилизованном мире приняты соревновательные весовые категории, учитывающиеся на всех соревнованиях. Кроме того, мужчины всегда имели и будут иметь преимущество перед женщинами в физической силе и рефлексах. Поэтому, чтобы девушке победить уличного хулигана, она должна быть мастером спорта, а он – иметь о боевой и физической подготовке весьма скромное представление, а желательно – быть еще и пьяным. Тем не менее, для девушки может помочь нейтрализовать противника, хотя бы временно. Например, пользуясь тем, что от нее не ждут сколь-нибудь серьезного сопротивления, нанести удар в болевую точку. В крайнем случае, это поможет просто вырваться и убежать.
    Миф 5. Победы в учебных поединках и на соревнованиях означают победы в уличных драках. Это так и не так одновременно.
    Учебные поединки научат вас применять ваши знания и умения на живом противнике, обозначат ваши пределы, научат держать удары. Победы на соревнованиях означают, что вы многому научились. Но реальная драка – это совсем не то, что в спортивном зале. На улице вас будут бить сразу несколько человек, будут наносить удары в самые уязвимые места, а то и достанут ножи и палки. И неготовность, и неспособность действовать в таких условиях обязательно сыграет с вами злую шутку.

    Стили и школы боевых искусств

    За многотысячелетнюю историю развития человечества способы и методы наносить ущерб окружающим систематизировались и оформились в самые разнообразные виды, подвиды и разновидности единоборств. Разобраться них очень сложно. Например, только в одном Китае насчитывается больше 1000 различных школ, стилей и направлений. Но по географическому признаку можно выделить: восточные единоборства, европейские и отечественные боевые искусства, а также все остальные.

    Восточные единоборства

    Кунг-фу (ушу). Это собирательный термин, означающий общее название для всех китайских единоборств. Точно так же, как в России фраза «рукопашный бой» означает все, что связано с боевой подготовкой, в Китае все боевые искусства называются кунг-фу или ушу. Причем термин «ушу» более привычен для самих китайцев, а термин «кунг-фу» придумали для иностранцев. Китай – лидер по разнообразию всяких видов и разновидностей боевых систем, и даже их простое перечисление довольно затруднительно. Поэтому боевые искусства, вкратце, делят на «внешние» и «внутренние» стили. «Внешние», в большинстве своем, ведут свою историю от легендарного монастыря Шаолинь и характеризуются преимущественно ударной техникой для рук и ног, жесткой физической подготовкой. «Внутренние» стили – это Тайцзи Цюань, Син-И и Багуа Чжан. В настоящее время практикуются исключительно в оздоровительных целях, а боевая составляющая практически утрачена. Хотя древние мастера Тайцзи легко выходили победителями в схватке с учениками из Шаолиня.
    Отдельно стоит сказать о всяких экзотических боевых системах Китая. Это подражательные стили, имитирующие поведение животных, птиц, насекомых, в том числе вымышленных, а также стиль пьяницы, подражающий поведению подвыпившего человека. Основная ценность подобных единоборств заключается в том, что их носитель двигается в бою совершенно непредсказуемо, наносит удары с немыслимых позиций, а это сбивает с толку любого неподготовленного противника.
    Каратэ (каратэ-до). Это самое популярное боевое искусство не только в нашей стране, но и во всем мире. Считается японским, хотя свою историю ведет с острова Окинава. Окинавские крестьяне в условиях жесткого запрета на все колюще-режущие предметы использовали «внешние» стили китайского кунг-фу для защиты от самураев. Со временем знания и умения составили стройную и эффективную боевую систему, включающую приемы использования предметов крестьянского быта в качестве оружия. Так появились известные многим нунчаки и тонфа. Затем, в конце XIX – начале XX века единоборство окинавских крестьян получило распространение на основном архипелаге Японии, получило название «каратэ». В целях популяризации японские мастера учебные поединки в полный контакт заменили на бесконтактные или с ограниченным контактом. Итог – тренировки стали значительно менее травмоопасными, и в каратэ пошли все желающие. Со временем большинство стилей становились все более спортивными и менее боевыми. Истинно боевые, окинавские, стили каратэ отличаются высокой жесткостью и не имеют ничего общего со спортом. Ближе всего к ним стоят стили кекусин-кай и ашихара-каратэ.
    Дзю-дзюцу (джиу-джитсу). Исторически – приемы рукопашного боя японских самураев. Стилей, как и в каратэ, очень много. В техниках и приемах дзю-дзюцу немало общего с каратэ, дзюдо и айкидо и многими другими современными боевыми искусствами, не обязательно восточными. Объясняется это тем, что в середине XX века джиу-джитсу было невероятно популярным во всем мире, а до этого – чрезвычайно популярным в Японии. Поэтому многие мастера, создавшие свои стили единоборств, серьезно изучали дзю-дзюцу. В настоящее время этот вид единоборства остается достаточно эффективной боевой системой, как для девушек, так и для молодых людей. Последним, впрочем, рекомендуется дополнять приемы дзю-дзюцу ударами из каратэ.
    Дзюдо. В настоящее время представляет собой спортивную борьбу, разработанную на основе дзю-дзюцу. На основе данного искусства была разработана советская система борьбы самбо. Поэтому многие советские спортсмены одновременно изучали и дзюдо, и самбо. Вторая волна популярности в нашей стране началась вместе с приходом к власти Путина, являющегося ее поклонником. Если забыть о спортивных правилах и ограничениях, дзюдо не менее эффективно, чем дзю-дзюцу и самбо и вполне пригодится для обороны от уличных хулиганов.
    Айкидо. Один из самых популярных потомков джиу-джитсу. Для айкидо характерно выведение противника из равновесия, использование его энергии против него самого и разнообразие приемов защиты от вооруженного противника. Эффективность айкидо аналогична джиу-джитсу и дзюдо. Однако из-за специфичности приемов освоению айкидо необходимо уделять больше времени и сил, иначе за пределами спортзала техники могут стать бесполезными. Очень популярно айкидо у девушек и интеллигентных молодых людей, поскольку со стороны кажется довольно простым и травмобезопасным способом научиться драться. На самом деле опасность получить травму в айкидо не меньше, чем в боевом самбо. Сказывается большое количество заломов суставов и бросков.
    Айкидо имеет, пожалуй, самую сложную и запутанную философско-религиозную составляющую. Во многих школах ее преподают довольно безграмотно, поэтому многие поклонники отказываются от нее совсем. Также в этом единоборстве официально отсутствуют приемы нападения, поэтому соревнования среди айкидошников не проводятся и выяснить кто сильнейший довольно трудно.
    Хапкидо. Корейский вариант японского айкидо. Согласно легенде основатель айкидо Морихеи Уэсиба и основатель хапкидо Чхве Енсоль вместе учились в школе айки-рю дзю-дзюцу. Хапкидо, однако, сильно отличается от своего японского аналога – в нем делается упор на жесткие болевые приемы, ударную технику и изучение оружия. Тренировки максимально приближены к реальным условиям, но соревнования проводятся очень редко ввиду их крайней травмоопасности. Об эффективности хапкидо говорит тот факт, что оно является официальной системой подготовки полицейских и солдат Южной Кореи.
    Муай-тай. Жесткое боевое искусство из Таиланда. Основной упор делается на жестких ударах локтями и коленями. Именно в этом единоборстве можно в кратчайшие сроки стать грозным бойцом, как на ринге, так и на улице. Но цена этого – чрезвычайно высокая травмоопасность. Карьера профессионального спортсмена муай-тай очень редко длится дольше 5 лет, зато очень часто заканчивается инвалидностью.
    Тхэквондо (таэквондо). Корейское боевое искусство, аналогичное каратэ, но с более разнообразной техникой ударов ногами. Благодаря корейским пропагандистам тхэквондо стало олимпийским видом спорта, тогда как каратэ еще далеко до этого. Выступления спортсменов-тхэквондистов очень зрелищны благодаря обилию высоких ударов ногами. Но за пределами спортзала работать ногами может привести к печальному итогу. Зимой на льду, в лифте и подъезде, в тесных помещениях удар ногой нанести крайне трудно, а техника рук в тхэквондо развита слабо. Существует более эффективный и боевой стиль тхэквондо – кексуль. Его изучает спецназ Кореи, но за пределами этой страны инструктора найти невозможно.
    Кэндо, кобудзюцу, нунчаку-дзюцу и другие единоборства с оружием. Кэндо – самурайская школа владения катаной – японским мечом. Кобудзюцу – искусство владения подручными предметами в качестве оружия, состоявшее вместе с каратэ на «вооружении» окинавских крестьян. По понятным причинам ученики в этих школах допускаются к учебным спаррингам только через несколько лет тренировок и только с учебным оружием. А в кэндо – еще и в традиционных самурайских доспехах, что делает поединки довольно безопасными. Практической пользы в виде навыков самозащиты от таких тренировок нет, поэтому занимаются этими искусствами только любители и только «для себя». Впрочем, это не мешает наполняться залам учениками не только в Японии, но и далеко за ее пределами.
    Ниндзюцу. Нечто большее, чем просто боевое искусство. Это комплексная система подготовки средневековых японских шпионов, включающая рукопашный бой, изучение всех видов оружия ниндзя, способы маскировки и так далее вплоть до вольтижировки. Приемы рукопашного боя ниндзя не сильно отличаются от дзю-дзюцу, но основной упор делается на уничтожение противника одним ударом. Это важно знать читателям МирCoветов, так как в настоящее время 95% школ ниндзюцу – шарлатанство и профанация. Берется несколько различных боевых систем, объединяются вместе, добавляется работа с оружием и приемы выживания – и новый стиль ниндзюцу готов!

    Русские и европейские боевые искусства

    Бокс. Один из древнейших видов европейских единоборств. Являлся олимпийским видом спорта еще во времена Древней Греции. Существует даже легенда, что древнегреческий философ и математик Пифагор был неоднократным олимпийским чемпионом по боксу. Первые правила боксерских поединков оформились в Англии, поэтому англичане считают его своим национальным видом спорта. Спортивное направление в боксе ничем не отличается от прикладного. Боксеру надо только научиться делать удары без боксерских перчаток, чтобы не травмировать кисть, а также научиться защищаться от ударов ниже пояса. Очень эффективное боевое искусство с точки зрения использования на улице, причем хороших результатов можно достичь в сравнительно короткие сроки.
    Сават (французский бокс). Система уличного боя с широким использованием ударов ногами в нижний уровень, подсечек и подножек. Техника ударов руками изначально была непроработана, но впоследствии дополнена боксерскими ударами. Спортивный сават отличается от прикладного широким использованием ног, в том числе и для ударов в голову. Интересным разделом французского бокса является фехтование на тростях с металлическими набалдашниками, которые когда-то были непременным атрибутом любого французского джентльмена.
    Самбо. Создана в СССР на основе дзюдо и национальных приемов борьбы и предназначалась как для спорта, так и для обучения рукопашному бою представителей силовых структур. Именно поэтому спортивное самбо по сути является сильно измененным дзюдо, а боевое самбо – высокоэффективным боевым комплексом с ударной техникой, не предназначенный для широких масс. С падением СССР боевое самбо стали изучать многие желающие и выигрывать с его помощью различные чемпионаты по миксфайту.
    Система Кадочникова. Боевое искусство, разработанное с учетом научных знаний – физики, анатомии, физиологии. Система обучения каждого бойца может подстраиваться под его индивидуальные физические, анатомические и физиологические параметры. Разрабатывалась для нужд министерства обороны, чтобы из каждого солдата в кратчайшие сроки сделать боевую машину. В настоящее время инструкторов, знающих все тонкости и нюансы системы Кадочникова почти нет, а те, которые преподают, знают только технику выполнения приемов. Злые языки часто называют систему Кадочникова системой Сказочникова за то, что у многих учеников даже после нескольких лет занятий изученные приемы не работают даже в товарищеском поединке. Следует заметить, что система разрабатывалась как второе боевое искусство для профессиональных военных в дополнение к уже имеющемуся первому и к уже имеющейся физической подготовке. И без этих важнейших составляющих прикладного значения иметь не может.

    Прочие виды единоборств

    Кикбоксинг. Классический бокс с добавлением элементов из каратэ и тхэквондо. В частности, ударов ногами. Родился кикбоксинг в США благодаря американским пропагандистам того же каратэ и тхэквондо. Спортивный кикбоксинг отличается многообразием разных федераций, каждая их которых – со своими правилами соревнований и самой различной техникой. Кто-то делает упор на работу рук, немного добавляя удары ногами, а кто-то – наоборот. Прикладная эффективность тхэквондо в значительной степени зависит от физической подготовки бойца.
    Капоэйра. Бразильское единоборство-танец, использующее в бою исключительно ноги. Капоэйра была разработана бразильскими рабами. Им запрещалось поднимать руку на белых господ, поэтому в своем единоборстве стали использовать только ноги. Также рабам запрещалось изучать какие-либо боевые искусства, поэтому капоэйру замаскировали под танец. Для непосвященных тренировки выглядели просто праздником с песнями и танцами. Сложность освоения капоэйры примерно равна сложности брэйк-данса, а эффективность на льду и в тесных помещениях почти никакая.
    Крав-мага. Боевое искусство, созданное в Чехии и Венгрии евреем Ими Лихтенфельдом на основе джиу-джитсу для того, чтобы евреи могли защитить себя от разного рода «недоброжелателей». Впоследствии Лихтенфельд эмигрировал в Израиль и предложил свои разработки для военного министерства. С тех пор крав-мага официально изучается военными, полицией и спецслужбами Израиля. Система очень эффективна, так как наиболее простые и действенные приемы дзю-дзюцу объединены с точно такими же эффективными приемами из других единоборств. Тренировки ориентированы исключительно на применение в жизни. Хороших инструкторов по крав-мага в нашей стране нет: евреи с удовольствием эмигрируют в Израиль, но желающих вернуться обратно нет.
    Боевой гопак (собор). Украинское национальное единоборство. Хотя поклонники гопака рассказывают, что их система имеет старославянские корни и ведет свою историю еще от Киевской Руси, но доказательств этому не приводят. Использующиеся в нем приемы – грубая компиляция техники из других боевых искусств. О прикладной ценности гопака достоверных данных нет.

    Травмы в боевых искусствах

    Как это ни печально, но травмы на занятиях и соревнованиях случаются. Избежать их могут только те, кто уже не первый год занимается физической подготовкой или уже имеет опыт занятий боевыми искусствами, но такое бывает редко. Наиболее частые травмы в ударных единоборствах – сломанные носы, выбитые зубы, повреждения пальцев рук и запястий, кулаков. В борцовских единоборствах наиболее часто встречаются растяжения, разрывы связок, повреждения ушей, травмы от падений, вывихи суставов, отслоение сетчатки глаза и другие неприятности вплоть до перелома позвоночника. Также в боевых искусствах всех видов часто встречаются травмы коленных суставов и сотрясения мозга.
    Методы защиты от травм известны всем – обязательно использование защитных средств, знание техники безопасности при проведении тренировки, проведение учебных поединков с ограниченным контактом (в треть силы) или бесконтактных. Полный контакт допустим только на соревнованиях серьезного уровня.

    Ограничения для занятий единоборствами

    Учитывая все вышеописанные травмы, для желающих учиться единоборствам существуют ограничения. Музыкантам, художникам, ювелирам, хирургам, иллюзионистам и представителям других профессий, требующих тонкой работы руками заниматься боевыми искусствами не стоит. Причина – вполне вероятные травмы рук, часто случающиеся со многими, могут поставить крест на профессии. Выходом может стать изучение айкидо или внутренних стилей ушу. Но помните, что освоение этих стилей требует значительно больше времени и усилий, чем многих других. Особенно если ваша цель – действительно научиться защищаться.
    Также имеются и медицинские ограничения на занятия боевыми искусствами. Обязательно проконсультируйтесь с врачом, прежде чем записываться в секцию. Например, ослабленное зрение после первого пропущенного удара в голову может привести к отслоению сетчатки. А проблемы с сердцем ставят ограничения не только на единоборства, но и на многие другие виды спорта.

    КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ РУКОПАШНОГО БОЯ

    Вид любого рукопашного боя определяется той социальной сферой, в которой он реализуется. Это позволяет выделить 7 видов рукопашного боя:

    1 воинский (военный, армейский);

    2 полицейский (миицейский);

    3 спортивный;

    4 криминальный;

    5 бытовой;

    6 сценический;

    7 демонстрационный.

    Технико-тактические особенности каждого из видов рукопашного боя имеют свою специфику, определяемую стоящими перед ними задачами. Хотя провести четкую границу невозможно, так как ряд приемов могут использоваться в каждом из видов. Так воинский и полицейский бой довольно близки по своему техническому характеру. Однако в военной схватке главное – уничтожить врага или вывести его из строя, причинив серьезное повреждение. Подчинение своей воле живого и, желательно, не поврежденного противника всего лишь частная задача при взятии «языка». При полицейской (милицейской) акции – главное захват живого преступника и только в самых крайних случаях его травмирование. Это, соответственно, определяет особенности соотношения технического арсенала рукопашного боя милиции и вооруженных сил.

    В спортивном рукопашном бою обычно используется лишь определенный арсенал приемов (только броски и боевые определенного характера, только удары кулаком или кулаком и ногами и т. д.) при строгом соблюдении правил, исключающих серьезные травмы спортсменов.

    Криминальный бой – оружие преступного мира – не имеет, да и не может иметь того организованно-выстроенного характера и единообразия, как воинские, полицейские (милицейские) или спортивные системы, хотя использует некоторые приемы из этих систем.

    Бытовой бой характеризует крайняя пестрота боевых средств и столь же крайняя их неравноценность. Начиная с беспорядочного обмена неточными кулачными ударами и пинками до попыток использовать увиденные где-то настоящие боевые приемы.

    Сценический рукопашный бой – имитация боя в рамках театральной или телевизионной постановки, а также в кинематографе.

    Демонстрационный рукопашный бой – заранее оговоренный и отрепетированный публичный показ техники той или иной боевой системы, при котором прием не доводят до своего критического предела, грозящего травмой. Целью такого показа является ознакомление зрителей с определенной системой рукопашного боя, ее популяризация и пропаганда.

    1.3 КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИЕМОВ И ТЕРМИНОЛОГИЯ, ПРИМЕНЯЕМАЯ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ТЕХНИКИ РУКОПАШНОГО БОЯ

    Технику рукопашного боя составляет комплекс приемов, соответствующий цели боевой деятельности военнослужащих. Таким образом, объектом классифицирования техники рукопашного боя являются приемы (схема 1).

    Приемы обеспечения предназначены для создания благоприятных условий применения приемов и проведения действий в рукопашном бою.

    Приемы боя с оружием предназначены для уничтожения противника в рукопашном бою, а также для обороны от его нападения.

    Приемы боя без оружия предназначены для травмирования противника, его задержания и последующего конвоирования, освобождения от захватов и обезоруживания, а также его уничтожения или выведения из строя при помощи ударов и удушений.

    Термины, применяемые для обозначения элементов техники и приемов рукопашного боя:

    бросок - перевод противника из положения стоя в положение лежа с отрывом всех частей его тела от площади опоры;

    выведение из равновесия - перемещение ОЦТ тела противника за площадь опоры;

    выпад - быстрое перемещение ОЦТ тела, выполняемое посредством сильного толчка ногой, наклоном туловища вперед и выставлением противоположной ноги в сторону противника;

    высед - переход за спину противника с одновременным его сваливанием через сед при помощи массы собственного тела или болевым приемом;

    двойное удушение - одновременное перекрытие дыхательных путей и выключение мышечного механизма, обеспечивающего дыхание;

    загиб - рычаг, при котором конечность противника заводится назад (за спину, за голову);

    замок - способ соединения рук с помощью пальцев или захватом кистью одной руки предплечья другой;

    захват - активный контакт с противником для того, чтобы создать условия проведения атакующего действия или, наоборот, помешать противнику провести атаку;

    изготовка к бою - наиболее удобное положение бойца по отношению к противнику, позволяющее ему осуществлять свои намерения и предупреждать действия противника;

    конвоирование - сопровождение противника в нужном направлении под угрозой оружия или воздействием болевым приемом;

    Схема 1. Классификация приемов рукопашного боя

    нырок - быстрая группировка туловища с одновременным движением его под атаку противника;

    обезоруживание - лишение противника контакта с оружием;

    обыск - обнаружение и изъятие у противника оружия, опасных предметов и документов под угрозой оружия или при воздействии болевого приема;

    освобождение от захвата - устранение захвата противника с помощью ударов, болевых приемов и рычагов;

    отбив - ударное движение, выполняемое собственным оружием, конечностью (рукой, ногой) по оружию или по конечности противника с целью выведения в сторону от линии движения их к цели;

    отвод - нажим оружием, конечностью на оружие или конечность противника с целью выведения их в сторону;

    переворот - перемещение лежащего противника из одного положения в другое без отрыва от площади опоры;

    передвижение - перемена местонахождения ОЦТ тела в пространстве с целью принятия удобного положения по отношению к противнику;

    передвижение переступанием (шагами) - перемещение ОЦТ тела с чередованием двухопорного и одноопорного положения;

    передвижение прыжками (скачками) - перемещение ОЦТ тела с чередованием безопорного и опорного положения;

    поворот - изменение положения противника или перемещение его путем вращения;

    подворот - быстрый поворот спиной к противнику, находящемуся в захвате, с одновременным наклоном туловища, сгибанием ног и подбивом его тазом;

    подножка - бросок противника через ногу, поставленную под одну или обе его ноги;

    подсечка - подбив ноги противника подошвенной частью стопы;

    подставка (блок) - защита движением оружия или конечностью под оружие или конечность противника, производящего удар, с целью его остановки или принятия на себя;

    подхват - подталкивание противника спереди или спереди-сбоку задней частью бедра назад-вверх с целью перевода его в положение лежа;

    положение - расположение ОЦТ тела относительно площади опоры;

    рывок - резкое движение, в результате которого противник выводится из равновесия или поворачивается, что позволяет произвести захват его сзади;

    рычаг - способ силового воздействия на конечность противника, линия приложения которого проходит в плоскости, перпендикулярной суставу;

    самостраховка - смягчение приземления при падениях для предохранения собственного тела от ушибов;

    сбивание - ударное движение ногой, в результате которого противник отрывается от площади опоры и переводится в положение лежа; толчковые движения, выполняемые руками и туловищем, направленные на перевод противника в положение лежа;

    сваливание - перевод противника из положения стоя в положение лежа без отрыва его от площади опоры;

    связывание - прекращение активного сопротивления противника при помощи веревки или ремня;

    стойки - вертикальные положения обучаемых, применяемые в качестве исходных положений перед выполнением приемов;

    страховка - поддержка партнера при его падениях в процессе обучения;

    транспортировка - переноска связанного противника;

    толчок - короткое и сильное движение, направленное на противника с целью выведения его из равновесия;

    удар - резкий (с максимальной быстротой) сильный толчок, производимый конечностью или оружием, как правило, с размаху;

    удушение - перекрытие дыхательных путей противника;

    узел - скручивание и сгибание конечности противника;

    укол - удар острием штыка или ножа в тело противника.

    2 КОМПЛЕКС ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ

    РАЗМИНОЧНОГО ХАРАКТЕРА.

    Проводящему занятия следует ознакомиться с некоторыми общеразвивающими упражнениями. Хорошо проведенная разминка не только способствует подготовке организма занимающегося к физической нагрузке, но и является одним из элементов профилактики травматизма на занятиях по рукопашному бою. Кроме указанных ниже упражнений для разминки можно использовать и другие упражнения общего характера. Однако, учитывая физиологическую особенность организма утрачивать после 30 лет гибкость, предлагаем упражнения, большинство из которых способствует развитию гибкости в сочетании с ростом силовых качеств. Упражнения комплекса выполняются стоя, сидя, лежа самостоятельно и в парах. К ним относятся упражнения для конечностей: наклоны, приседания, полушпагаты и шпагаты, сгибание – разгибание рук в упоре лежа, парные упражнения (рис. 1-4).

    Все нижеприведенные упражнения разминочного характера следуют, как правило, после непродолжительной пробежки. Дозировка в разминке варьируется от 5 до 10 выполнений.

    3 ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ

    3.1 СПОСОБЫ ПАДЕНИЯ НА ТВЕРДУЮ ПОВЕРХНОСТЬ

    Обязательными элементами разминки должны стать способы падения на твердую поверхность (земля, деревянный пол спортивного зала). Данные упражнения не только подготовят занимающегося к быстрому освоению самостраховки, но также дадут ряд специальных навыков необходимых в рукопашном бою. Например, во многих случаях только умением перекатываться при ударе об землю можно превратить силу броска противника в эффективное оружие против него. Поэтому падение можно классифицировать по тому, для чего оно совершается.

    Рис.1 Комплекс упражнений общеразвивающего характера

    Классификация падений по цели:

    1. Сохранение и безопасность организма при сильном и резком соприкосновении с землей, полом и т.д.

    2. Мобильный уход от ударов, луча света, выстрела. Обычно сопровождается резким падением вниз с последующим уходом в сторону различными способами перекатов.

    3. Подготовка к резким и длинным прыжкам в различных направлениях с мягким приземлением на землю, противника, на машину и т.д.

    Рис.2 Комплекс упражнений на развитие гибкости нижних конечностей

    Также падение, кувырки и перекаты подразделяются относительно стойки (высоты падения).

    Классификация относительно стойки:

    1. Падение с высоты.

    2. Падение со стойки

    3 Падение с колен.

    4. Кувырки, перекаты лежа на земле.

    И последняя классификация всех этих приемов производится по формам движения (по направлению падения).

    Классификация по формам движения:

    I. Падения вперед на руки" три варианта;

    II. Падение на бок: с закручиванием на месте и с вклиниванием (амортизация руками и ногами два варианта);

    Рис.3 Разминочные упражнения

    а, б – сгибание – разгибание рук в упоре лежа; в – парные упражнения на развитие гибкости

    III. Кувырки:

    а) вперед с выходом из кувырка:

    1. В положение самостраховки.

    2. Удар пятками сверху.

    3. В стойку:

    Лицом по ходу движения;

    Лицом обратно ходу движения;

    Лицом перпендикулярно ходу движения;

    б) назад, с выходом из кувырка:

    1. В положении лежа на животе
    2. В стойку.

    IV. перекаты:

    1. На плечах.

    Удары ногами поверху;

    Удары ногами понизу;

    2. На спине:

    Удары ногами поверху;

    Рис.4 Комплекс упражнений для парного выполнения

    Удары ногами понизу;

    Изложим основные принципы проведения падения:

    При ударе об землю не биться телом, а скручиваться;

    Стараться распределить силу удара об землю на возможно большую площадь контакта тела с землей, уменьшая этим энергию деформации Контакт должен происходить только по мягким тканям тела;

    Расслабляйтесь, гасите скорость падения;

    Всегда работайте тазом, все движения из таза;

    Превращение поступательного движения во вращательное на земле производится за счет скручивания телом вокруг какой либо оси вращения (позвоночник, плечи и т.д.);

    Во время контакта с землей делайте выдох;

    Рис.5 Падение в сторону на руки

    Падение в сторону на руки .

    В начале на землю ставятся руки, затем согнутые в коленях ноги выбрасываются в соответствующую сторону. Локти разводятся, чтобы смягчить падение. Голова поворачивается в сторону (рис.5).

    Падение на бок.

    Приседая и одновременно закручивая туловище вправо, опуститься на землю правой ягодицей и перекатиться в группировке на левый бок. Левой рукой можно сделать амортизирующий удар о землю (рис.6).

    Рис.6 Падение на бок

    Падение вперед на руки .

    Вариант 1. Из исходной стойки упадите вперед на слегка согнутые и разведенные локтями в стороны руки. Непосредственно перед контактом с землей руки немного подаются вперед. Падение смягчается благодаря уступающей работе мышц-разгибателей плеча. Лицо поворачивается вправо или влево (рис.7)

    Вариант 2. На месте, где располагались ступни ног, при падении должна оказаться середина туловища. В этом случае необходимо вначале согнуться в пояснице и руками опереться о землю. Таз подать назад. После этого выпрямляя ноги в коленях переместить их назад. Ноги должны быть раскинуты в сторону. Сила падения гасится сгибанием рук в локтях (рис.7).

    Рис.7 Падение вперед на руки

    Кувырок вперед

    Вначале следует изучать кувырок с колен. Колено правой ноги опустите на землю. Ладонь левой руки также опустите на землю. Правая рука выкручивается вперед в плечевом и локтевом суставе, что в сочетании с толчком ног дает импульс к кувырку вперед. Голова наклоняется влево и вы делаете кувырок

    вперед (рис.8). При выполнении кувырка назад все действия выполняются в обратной последовательности.

    3.2 ПРИЕМЫ САМОСТРАХОВКИ

    Приемы падения и группировки, обеспечивающие предупреждение от ушибов о землю после бросков, столкновений, проведения болевых приемов в единоборстве с противником, называются приемами самостраховки. Это - умение падать не травмируясь.

    Рис.8 Кувырок вперед и назад

    Приемы самостраховки при падениях различаются по направлению падения и выполняются вперед, назад, на бок. Овладение приемами самостраховки начинается с изучения группировки и кувырков.

    Группировка (рис.9). Сесть на землю (ковер) и обхватить обеими руками голени ног, колени слегка развести, пятки - вместе, корпус согнуть, голову опустить, прижав подбородок к груди. Подтягивая руками голени, приблизить туловище к бедрам.

    Кувырок вперед . Из исходного

    Рис. 9 Группировка положения - фронтальной стойки

    присесть, колени слегка развести в стороны. Прижав подбородок к груди и сильно согнув спину, упереться ладонями о землю. Оттолкнувшись ногами и опираясь затылком о землю, сделать перекат через спину вперед. В конечной фазе переката захватить руками голени ног и, закончив кувырок, принять положение группировки или вернуться в исходное положение.

    Для выполнения кувырка назад из фронтальной стойки присесть, прижать подбородок плотно к груди и, падая назад, сгруппироваться. В момент касания земли плечами опереться руками около головы, перекатиться назад через голову или плечо и принять исходное или группировку.

    Кувырок вперед прыжком из положения стоя и с разбегу (кульбит). Наклоняя корпус вперед, толчком обеих ног подпрыгнуть и в момент опоры руками о ковер (землю) сгруппироваться и сделать перекат через спину, последовательно касаясь ковра (земли) затылком, лопатками, тазом. Закончив кувырок, встать в исходное положение. Этот кувырок также может выполняться после нескольких шагов разбега.

    Кувырок вперед через плечо (рис.10). Стать на правое (левое) колено и, пропуская правую (левую) руку между ног ладонью вниз, поставить правое (левое) плечо на землю; голову отвести к левому (правому) плечу, а подбородок прижать к груди; оттолкнувшись ногами, сделать перекат по диагонали спины с правого (левого) плеча в направлении левой (правой) ягодицы и занять положение на левом (правом) боку. Кувырок закончить упреждающим ударом выпрямленной левой (правой) рукой и ногами о землю. В конечном положении левая (правая) нога согнута, а правая (левая) находится впереди на всей ступне.

    Падение вперед (рис.7). Из фронтальной стойки упасть вперед на слегка согнутые и разведенные локтями в стороны руки (падение смягчается благодаря уступающей работе мышц разгибателей плеч). При падении вперед прыжком подпрыгнуть и упасть вперед на слегка согнутые и разведенные локтями в сторону руки, с последующим перекатом с груди на живот.

    Рис.10 Кувырок вперед через плечо

    Падение назад (рис.11). Из фронтальной стойки, приседая и падая назад, перекатиться на спину, амортизируя свое падение одновременным упреждающим ударом разведенных в стороны (под углом около 45°) рук о землю.

    Падение назад через спину партнера (рис.12). Исходное положение - стоя спиной у правого (левого) бока партнера, стоящего на четвереньках, подбородок прижать к груди, руки вытянуть вперед ладонями вниз. Делая движение, как бы садясь на спину партнера, начать падение назад-вниз. Перекатиться на свою спину с одновременным упреждающим ударом обеими руками о землю.

    Падение на бок (рис.13). Исходное положение - фронтальная стойка. Приседая и одновременно закручивая корпус вправо (влево), опуститься на землю правой (левой) ягодицей и перекатиться в группировке на правый (левый) бок, предварительно сделав упреждающий удар выпрямленной правой (левой) рукой и ногами о землю. Тело должно принять конечное положение лежа на боку так, чтобы одна нога, согнутая в коленном и тазобедренном суставах, лежа на земле наружной поверхностью голени и бедра, вторая стояла перед ней

    на всей ступне, а рука, выполнявшая упреждающий удар, находилась на земле в 15-25 см от колена. Голова прижата к вытянутой вперед-вверх другой руке.

    Рис.11 Падение назад

    Рис.12 Падение назад через спину партнера

    Рис.13 Падение на бок

    Падение на бок через спину партнера (рис. 14). Исходное положение - стоя спиной у правого (левого) бока партнера, стоящего на четвереньках. Захватить своей левой (правой) рукой одежду партнера в области рукавного шва на плече. Корпус слегка согнуть в пояснице, подбородок прижать к груди, правую (левую) руку вытянуть перед собой ладонью вниз. Поднимая согнутую в колене левую (правую) ногу, как бы садясь за партнера, перевалиться через него и упасть на правый бок в группировке, выполнив упреждающий удар правой (левой) рукой. Захваченную часть одежды партнера не опускать.

    Рис.14 Падение на бок через спину партнера

    Рис.15 Падение на бок кувырком вперед через спину партнера

    Падение на бок кувырком вперед через спину партнера (рис. 15). Исходное положение - стоя у правого (левого) бока лицом к партнеру, стоящему на четвереньках. Захватить левой (правой) рукой одежду на его левом (правом) плече, правую (левую) руку вытянуть вперед перед собой. Толчком ног, группируясь, выполнить кувырок вперед в плоскости, проходящей через левое (правое) плечо и правую (левую) ягодицу. В момент падения на бок сделать упреждающий удар правой (левой) рукой и ногами о землю.

    Падение на бок через палку (шест). Для падения на правый (левый) бок стать к палке спиной и захватить ее левой (правой) рукой хватом снизу. Не отпуская палку, произвести падение назад на бок, сделав в момент призем­ления упреждающий удар вытянутой правой (левой) рукой и ногами о землю. Палка (шест) держится партнером двумя руками над плечом.

    Падение на бок кувырком вперед через палку или шест (рис.16). Стать к палке лицом и захватить ее сверху левой (правой) рукой на уровне пояса. Правая (левая) рука вытянута вперед ладонью вниз. Толчком ног выполнить кувырок вперед через левое (правое) плечо и, не отпуская палку, приземлиться на бок, выполнив упреждающий удар правой (левой) рукой и ногами о землю.

    Падение на бок кувырком вперед через руку партнера (рис.17). Стать к партнеру левым (правым) боком, захватив в глубокий захват своей правой (левой) рукой запястье одноименной руки партнера. Другую руку вытянуть впе­ред ладонью вниз. Наклоняясь вперед, оттолкнуться нога­ми и сделать кувырок вперед, приземляясь на левый (пра­вый) бок с одновременным упреждающим ударом рукой и ногами о землю.

    Рис.16 Падение на бок кувырком вперед через палку или шест

    Рис.17 Падение на бок кувырком вперед через руку партнера

    Способы самостраховки при выполнении болевых приемов заключаются в соответствующем напряжении мышц той ноги или руки, которая захвачена соперником на болевой прием. Такое сопротивление как бы уравновешивает силу соперника, затрачиваемую им для проведения приема. Поэтому категорически запрещается неожиданно расслаблять захваченную соперником конечность. В безвыходном положении, когда уйти от приема соперника нельзя, надо, не прекращая сопротивления, дать сигнал голосом («Есть») или четким двукратным хлопком по телу соперника.

    3.3 СПОСОБЫ СТРАХОВКИ ПАРТНЕРА ПРИ РАЗУЧИВАНИИ ПРИЕМОВ РУКОПАШНОГО БОЯ

    Проводя броски при отработке приемов и в схватках, рукопашник должны уметь страховать себя и партнера от травм. Во избежание травматических повреждений на занятиях по рукопашному бою применяются специальные способы страховки партнера.

    Проводя броски на тренировке атакующий должен выполнять их так, чтобы не допустить получения травмы соперником.

    При бросках, когда бросающий остается на ногах, страховка падающего проводится посредством смягчения падения поддержкой за одежду, а иногда направлением его тела на перекат. Атакующий для самостраховки должен избегать бросать соперника себе на ноги. Особенно внимательно нужно следить за тем, чтобы при подножках атакующая нога ставилась вплотную к ноге соперника и даже подбивала ее. При этом соперник, падая через ногу, никогда не придавит ее.

    При проведении соперником обвива нельзя приседать на атакуемой ноге, так как это неизбежно ведет к травме атакующей, а часто и атакуемой ноги.

    При бросках из стойки, в которых нападающий также падает, страховка партнера заключается в смягчении его падения путем направления тела на перекат. В то же время атакующий не должен касаться ковра головой и ударяться плечом или локтем.

    Если при отработке приема создается опасное положение для одного из занимающихся, первый, заметивший это положение должен немедленно дать сигнал голосом: «Стоп!» По этому сигналу все движения рукопашников приостанавливаются.

    Так же страховка обязывает нападающего проводить болевой прием плавно, с учетом технической и силовой возможности сопротивления взятого на прием соперника и по любому его сигналу немедленно прекращать прием.

    При единоборстве в положении лежа рукопашник, находящийся сверху не должен опираться на какую бы то ни было часть тела соперника коленями или локтями.

    Обобщение приведенных выше материалов по страховке и самостраховке добавим, что занимающиеся должны помнить и выполнять несколько простых правил поведения во время тренировки:

    Нельзя сидеть спиной к центру ковра;

    Во время отработки бросков следует располагаться так, чтобы партнер падал от центра ковра к краю;

    При падениях нельзя для смягчения падения выставлять выпрямленную руку.

    3 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫМ ПРИЕМАМ

    Подготовительные приемы разучиваются на первом занятии по рукопашному бою в такой последовательности: положения, передвижения и приемы самостраховки. Совершенствование в этих приемах осуществляется в подготовительной части каждого из последующих занятий.

    Падения (кроме падения вперед) разучиваются в такой последовательности:

    Отработка конечных положений и упреждающих ударов руками и ногами;

    Выполнение падений из группировки, сидя на земле;

    Выполнение падений из низкой, средней и высокой стоек;

    Выполнение падений в процессе передвижений в сочетании с ранее изученными приемами и действиями.

    По мере овладения первоначальными навыками простейших падений следует переходить к изучению более сложных приемов: падения назад и на бок через спину партнера, кувырков вперед через спину, руку партнера и через шест.

    Приемы самостраховки - это сложные и координационном отношении упражнения. Поэтому необходимо строго соблюдать указанную выше последовательность их разучивания, чтобы обучаемые постепенно могли овладевать навыками в умении группироваться и закручиваться во время падения с последующей страховкой себя от болезненных ощущений при ударе о землю. Приемы самостраховки разучиваются обязательно в обе стороны.

    Обучение приемам самостраховки осуществляется, как правило, одновременным или поочередным выполнением упражнений всеми обучаемыми. Тренировка в выполнении приемов самостраховки проводится на месте и в движении одновременно всеми занимающимися или потоком в различных сочетаниях с передвижениями и кувырками на безопасных интервалах и дистанциях.

    При обучении падениям и кувыркам применяются команды: «Положение группировки - ПРИНЯТЬ», «Конечное положение на левом боку - ПРИНЯТЬ», «Перекат на правый (левый) бек - начи-НАЙ», «Кувырок вперед через плечо начи-НАЙ», «Кувырок вперед через руку партнера начи-НАЙ», «Падение назад начи-НАЙ», «К самостоятельному выполнению упражнения - ПРИСТУПИТЬ». «Упражнение - ЗАКОНЧИТЬ».

    В качестве примера приводится последовательность обучения падению на бок и кувырку вперед через плечо. Обучаемые располагаются в двухшереножном строю лицом друг к другу на интервалах и дистанциях, исключающих падение на партнера.

    Падение на бок разучивается в такой последовательности: после ознакомления с приемом разучивание его начинается из конечного положения лежа на правом (левом) боку. Руководитель занятия уточняет расположение всех частей тела. При этом он обращает внимание занимающихся на необходимость плотной группировки и правильное положение рук и ног. Для выполнения упражнения подается команда: «Конечное положение на правом боку - ПРИНЯТЬ». Затем руководитель исправляет допущенные обучающимися ошибки, проводит отработку данного положения на левом и правом боку в динамике, подавая следующие распоряжения и команды: «Оттолкнуться рукой и ногой от земли, поменять в воздухе положение ног и, перекатываясь на левый бок, сделать упреждающий удар левой рукой и ногами. Упражнение начи-НАЙ». Это упражнение выполняется 6-8 раз. Особое внимание занимающихся при этом обращается на качество группировки. Падение на бок выполняется из низкой, средней и высокой стоек. Дальнейшее совершенствование в падении проводится с помощью партнера и палки.

    Кувырок вперед через плечо разучивается таким образом: после ознакомления с приемом кувырок вперед через плечо выполняется в разомкнутом двухшереножном строю. Из исходного положения, стоя на правом колене и ступне левой ноги, обучаемые как бы просовывают правую руку ладонью вниз, развернутую локтем вперед под себя, энергично отталкиваясь ногами и опускаясь на правое плечо, делают перекат по диагонали спины и, нанося упреждающий удар левой рукой и ногами, занимают положение группировки на левом боку.

    Руководитель занятия следит за техникой выполнения кувырка и исправляет ошибки. Как правило, наиболее характерной и типичной ошибкой является перекат не в плоскости плечо - противоположная ягодица, а по линии плеч, когда обучаемый занимает конечное положение относительно исходного на боку не «довернувшись» после переката в нужной плоскости примерно на 90°. Эта ошибка возникает вследствие недостаточно энергичного толчка ногами. Поскольку кувырок вперед через плечо - целостное упражнение и его нельзя расчленить на части, руководитель занятия, разъясняя сущность возникновения ошибки, может оказывать отдельным занимающимся практическую помощь для быстрейшего овладения нужной координацией движения. Повторить кувырок 6-8 раз и, убедившись, что все обучаемые в основном овладели правильной его техникой, прием следует выполнить из различных исходных положений (стоя, в движении шагом и бегом). В такой же последовательности разучиваются кувырки и через другое плечо.

    Дальнейшее совершенствование в технике этого приема осуществляется кувырками вперед через палку (шест), спину, руку и пояс партнера.

    5 ПУТИ СНИЖЕНИЯ СИЛЫ УДАРА ТЕЛА РУКОПАШНИКА ПРИ ПАДЕНИИ ПОСЛЕ БРОСКА

    Все броски на занятиях по рукопашному бою заканчиваются ударом о ковер одного или двух занимающихся. Ударная сила в момент падения достигает больших величин, вызывает ушибы и различные повреждения, что является одной из причин нежелания посещающих секцию по рукопашному бою многократно повторять броски и, следовательно, совершенствовать свою технику. Наибольшее число травм на тренировках -следствие удара.

    При падениях после бросков постоянно наблюдаются прямые и косые удары тела рукопашника о ковер. Проведенные Е.М. Чумаковым (1984г.) наблюдения за характером падения после бросков в самбо и дзюдо показали, что 17,8% падений завершались жестко, с сильным ударом, вызывавшим у спортсменов болевые ощущения, нарушения дыхания, потерю координации движений, ориентировки на ковре, и 1,4% падений заканчивались получением одним из спортсменов травмы, в результате которой прекращалась схватка. Особенно опасными является прямой удар при падении на бок. Поэтому знание путей снижения ударной силы при падениях после бросков имеет большое практическое значение для правильного построения процесса обучения и совершенствования техники рукопашного боя.

    Е.М. Чумаковым проведен анализ путей снижения силы удара тела спортсмена при падении с позиций теории удара. Согласно этой теории, среднюю силу при прямом ударе можно определить по формуле (1)

    где S - ударный импульс, кгс-с; t - время удара, с; Р - вес тела, кг; V -скорость тела, м/с; g - ускорение силы тяжести, равное 9,81 м/с; к - коэффициент восстановления при ударе; а - угол между направлением скорости и нормалью к поверхности ковра (при прямом ударе а=0°).

    Из формул (1) и (2) видно, что уменьшить ударную силу, а следовательно, и ударное ускорение можно за счет снижения скорости V, увеличения угла а , уменьшения к (упругости материала борцовского ковра) и увеличения времени удара t.

    Снижение скорости V является нежелательным для современного уровня развития рукопашного боя, так как в настоящее время наметилась тенденция к увеличению скоростей при проведении бросков. Уменьшение силы удара при падении после бросков необходимо достигать за счет правильного выбора параметров a, t и к. При обучении броскам и на тренировках угол а можно увеличить взаимным применением приемов страховки и самостраховки.

    Броски следует проводить с поддержкой за одежду и с протяжкой и выстиланием вдоль ковра. На занятиях надо стараться как можно меньше проводить, прямых ударов тела о ковер и падений на бок. Увеличить время удара t можно за счет применения приемов страховки и самостраховки, уменьшения жестокости ковров. При этом следует отметить, что борцовский ковер как основное оборудование мест занятий должен обеспечивать наилучшие условия для усвоения техники бросков и безопасности занимающихся.

    Приведенные выше материалы позволяют сделать следующие обобщения:

    При проведении занятий необходимо уделять внимание изучению и совершенствованию падений с приземлением на различные части тела (спину, бок, грудь, живот, руки, ноги, ягодицы, голову), а также совершенствованию при этом приемов страховки и самостраховки.

    Обучение начинающих заниматься рукопашным боем, а также тренировки и совершенствование бросков с большой амплитудой падения следует проводить на мягких коврах с малой жесткостью, обеспечивающих лучшее смягчение ударов при падении.

    6 ТРАВМЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУКОПАШНОМУ БОЮ.

    При нарушении системы и правил проведения занятий по рукопашному бою возможны различные травмы: ссадины, потертости, раны, ушибы, растяжения и разрывы мягких тканей, вывихи суставов, переломы костей и хрящей, ожоги, обмораживания, обмороки, тепловые и солнечные удары и др.

    Причины травматизма в неправильной организации и методике проведения занятий . К основным организационным недочетам относятся прежде всего:

    Плохая организация занятий;

    Слабое владение руководителем занятия методикой обучения;

    Низкая дисциплина;

    Неподготовленность мест занятий и инвентаря.

    Несоблюдение дидактического принципа обучения (принцип последовательности и постепенности), незнание преподавателем физических возможностей организма по временным поясам суток, а также половозрастных особенностей занимающихся, системы обучения страховкам и взаимостраховкам, - все это приводит к травмам на занятиях (до 40% от общего числа имеющих место травм). К другим причинам травм теория физического воспитания относит также

    нарушение правил содержания мест занятий и инвентаря (до 15%), а также неудовлетворительную воспитательную работу с контингентом обучаемых непосредственно на занятиях и вне их (до 8-10%). Неблагоприятные метеорологические условия (холод, жара, дождь, пурга, ураган и др.) также являются причиной травматических повреждений (до 8-9%).

    Особенностью занятий по рукопашному бою является применение болевых, силовых и удушающих приемов в борьбе, нанесение ударов руками и ногами, преодоление различных препятствий и заграждений. При организации и проведении занятий необходимо тщательно продумывать меры, направленные на профилактику травматизма.

    С целью предупреждения травм у занимающихся руководитель занятий обязан:

    Соблюдать последовательность выполнения упражнений, интервалы и дистанции между занимающимися при выполнении приемов боя автоматом в движении;

    Следить за правильным применением приемов страховки и самостраховки;

    Применять ножи (штыки) с надетыми на них ножнами или макеты ножей, малых лопат, автоматов (карабинов) при обучении приемам с оружием;

    При выполнении захватов и бросков страховать партнера, поддерживая его за руку и не допускать падения на него;

    Следить, чтобы вырывание оружия, выкручивание рук, болевые приемы проводились плавно, без применения большой силы и по сигналу партнера голосом «ЕСТЬ» немедленно прекращались;

    Удары ножом, рукой и ногой во время тренировки без использования защитного снаряжения, только обозн

    Боевые искусства в любое время пользовались успехом, однако сейчас они вышли на мировой уровень как одно из направлений спорта. Видов боевых искусств сейчас великое множество, и их можно разделить на две большие группы: восточные единоборства и европейские.

    Виды восточных единоборств:

    Каратэ. Это боевое искусство берет свое начало с острова Окинава. Самый первый окинавский стиль каратэ был особенно жестоким, и совсем не был похож на тот, который все знают сейчас. Только перейдя в Японию в 19-20 вв., стили каратэ стали более спортивными и менее боевыми. Поэтому этот вид единоборства заслуженно считается японским, и так популярен во всем мире и в России, в частности.

    Кунг-фу. В Китае этим словом называют все китайские единоборства в целом. Этот термин сроден российскому - «рукопашный бой», который подразумевает любую боевую подготовку человека. Однако в Китае более распространен его синоним – ушу. Очень большую популярность в последнее время приобрел вин-чун .

    Джиу-джитсу. Еще одно японское единоборство, которое раньше использовали в боях японские самураи. Его техника схожа с техниками каратэ, дзюдо и айкидо.

    Дзюдо. Это единоборство было разработано на основе джиу-джитсу, и сейчас представляет собой вид спортивной борьбы.

    Айкидо. Оно также произошло от джиу-джитсу, и в настоящее время пользуется большой популярностью. Его техника заключается в том, чтобы довести своего противника до потери равновесия и использовать его силу против него самого.

    Тхэквондо. Это боевое искусство было создано в Корее. Там же, в корейском спецназе, до сих пор используется тхэквондо-кексуль - более боевой стиль, однако им невозможно овладеть за пределами этой страны.

    Муай-тай. Этот вид боевого искусства более распространен в Таиланде, он очень травмоопасен, так как основан на ударах коленями и локтями.

    Виды европейских и русских единоборств:

    Бокс. Самый популярный и старый вид европейского единоборства, целью которого является способность наносить удары, не повреждая при этом кисть.

    Сават. Этот вид единоборства еще называют французским боксом. Особенность этой техники заключается в использовании ударов ногами в нижний уровень, подножек и подсечек.

    Самбо. Самбо был разработан на основе национальной техники борьбы и дзюдо в СССР для использования в силовых структурах и в спорте.

    Помимо этих основных видов боевых искусств, существуют и такие, как капоэйра, кикбоксинг, крав-мага, боевой гопак и многие другие.