• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Их имена не могут быть общеизвестны, но Мария-Тереза де Филиппис, Лелла Ломбарди, Дивина Галика, Дизая Уилсон и Джованна Амати занимают важное место в истории Формулы 1. В своё время они были исключением из правил, единственными женщины, которые выступали в Формуле 1.

    Но закрытый клуб продолжает пополнять свои ряды. На этой неделе пилот Уильямс Сюзи Вольфф будет принимать участие в FP1 в Сильверстоуне. Чтобы как-то отметить это событие давайте вспомним её предшественниц, тех кого смело можно назвать первопроходцы , по следам которых, Сюзи придётся пройти в ближайшее время…

    Мария-Тереза де Филиппис

    Как мальчик родившийся в Неаполе Мария-Тереза де Филиппис больше интересовалась лошадьми чем автомобилями. В гонки она пришла в 22, после того как её братья заключили пари, что ей не дано быстро ездить на гоночном болиде.

    Доказав им обратное, она быстро поднялась по карьерной лестнице и стала первой женщиной, которая выступала в гран-при Формулы 1. Большой прорыв в её карьере произошёл в 1954 году, когда она заняла второе место в чемпионате спорткаров в Италии. Её заметили в команде Мазератти и наняли в качестве пилота. Но только в 1958 году она смогла добраться до Формулы 1, где ей довелось управлять болидом 250F. Именно на этом автомобиле её кумир Хуан-Мануэль Фанхио выиграл свой пятый титул в 1957 году. Она не смогла квалифицироваться в своём дебютном гран-при в Монако (в отличии от многих других, таких как Берни Экклстоун), но её это не остановило и она взяла реванш на гран-при Бельгии финишировав десятой. Не смотря на предупреждение от Фанхио, что она слишком рисковано пилотирует гоночный автомобиль, он ещё дважды вышла на старт в этом году, квалифицировавшись в Португалии и Италии. Финишировать она не смогла из-за схода с трассы. А в 1959 году и вовсе ушла из Формулы 1, после того как её друг и напарник Жан Бехра погиб в гонках спорткаров в AVUS.

    Лелла Ломбарди

    Де Филиппис, возможно была первой женщиной в Формуле 1, но итальянка Лелла Ломбарди тоже была первой. Она

    была первой женщиной в Формуле 1 завоевавшей очки в гран-при. Она дебютировала в Формуле 1 в 1975 году, после впечатляющих выступлений в Формуле 3 и не менее фееричных показателей в Формуле 5000 и сразу же стала лучшим пилотом команды Марч. Она бы пришла в Формулу 1 годом ранее, но не смогла пройти квалификацию на гран-при Великобритании. Она смогла финишировать шестой в трагической, сокращённой гонке на гран-при Испании (ред. автора. Гонка была остановлена до прохождения лидером запланированных 75 кругов, после инцидента с пилотом команды Хилл-Форд Рольфом Стоммеленом. В результате которого погибло 5 зрителей. ) и заработала при этом 0.5 балла. Чуть позднее на гран-при Германии, она опять смогла попасть в ТОП-10 и финишировала седьмой (в то время за 7 место не давали очки). Но к сожалению отсутствие финансовой поддержки привело к потере места в команде Марч на сезон 1976 года и после надолго и бесплодного пребывания в RAM, она ушла со сцены Формулы 1. Ломбарди продолжили гоночную карьеру в серии спорткаров, где имела определённый успех. Она умерла от рака в 1992 году в возрасте 50 лет.

    Дивина Галика

    Дивина Галика полюбила скорость задолго до того как стала выступать в Формуле 1. В 1964 году в возрасте 19 лет, она выступала за Великобританию на Зимних Олимпийских Играх в скоростном спуске на лыжах. Это выступление

    принесло ей всемирное признание в качестве лыжника. В 1974 году её пригласили принять участие в гонке знаменитостей на седанах в Оултон Парке. Здесь она и продемонстрировала свои подлинные способности в управлении гоночным автомобилем. Заражённая гонками она быстро добралась до серии Формула Либре – национальный чемпионат элитных автомобилей. К удивлению многих, кто сомневался в её гоночных способностях, Дивина Галика заняла четвёртое место в чемпионате 1964 года за рулём болида Surtees TS16 в Формуле 1. К сожалению её следующие выступления в Формуле 1 оказались безрезультатными. В 1976 году она не проходит квалификацию на гран-при Великобритании, а два года спустя, перейдя в Хескет Техникс, предпринимает безуспешные попытки попасть на стартовать решётку на гран-при Аргентины и Бразилии. Некоторые скептики связывают это с тем, что она подавала заявку на выступление под номером 13. Несмотря на все неудачи, постигшее её в Формуле 1, она продолжила свою карьеру лыжницы, ещё раз выступив за олимпийскую сборную Великобритании. Она даже установила мировой рекорд скорости по скоростному спуску на лыжах (125 миль/час). По сей день она продолжает заниматься автоспортом, принимая участие в разных гоночных сериях.

    Дизая Уилсон

    В отличии от других женщин из этого списка, рождённая в Южной Америке Дизая Уилсон, выиграла гонку на болиде

    Формулы 1, пусть и в недолго просуществовавшей британской серии Аврора Ф1, а не в королевском чемпионате. Тот факт, что она побеждала в 1980 году на трассе в Брендс Хэтч, Монце и Сильверстоуне, на которых проходят этапы мирового чемпионата Формулы 1, привлекло внимание Джона Макдональда, руководителя команды RAM в Формуле 1. Он подписал с ней контракт и она приняла участие в отборочном туре на гран-при Великобритании. Дизая Уилсон выступая на болиде Уильямс-Форд FW07, а не на Вульф WR4 (на котором она выиграла несколько этапов в серии Аврора), не смогла даже квалифицироваться. Основная причина в том, что она не была подготовлена к управлению другим автомобилем. Дизая всё же смогла попасть на стартовую решётку на домашнем гран-при в 1981 году, выступая за команду Тиррелл, но не утихающая война между FISA и FOCA, означала, что этот этап был квалифицирован «как не принимающий участие в чемпионате». Это был большой удар для Уилсон, ведь в этой гонке она показала хорошие результаты. Стартовав шестнадцатой, она смогла добраться до шестой позиции, после чего у неё начались проблемы с коробкой передач и она сошла. К огромному сожалению не смотря на то, что её выступления произвели огромное впечатление на Кена Тиррелла, события ставшие результатом, чьего-то коварного замысла не дали ей ещё одной возможности выступить в Формуле 1. Она продолжила выступать в других гоночных сериях, а сейчас она иногда заглядывает на исторические собрания участников Формулы 1.

    Джованна Амати

    Гонки для Джованна Амати, начались ещё в юности, когда её похитили бандиты, пытающиеся вымогать деньги у её богатых родителей. После окончания гоночной школы, её прогресс в выступлении на одноместных гоночных болидах был слишком медленным, успешных выступлений тоже не было. Но тем не менее в 1986 году ей удалось выиграть одно гран-при в серии Формула 3. После нескольких тяжёлых лет в Формуле 3000, в 1991 году её наконец пригласили для тестов в Бенеттон Ф1. В следующем сезоне, как тогда утверждали многие это был рекламный трюк, она получила место в переживающей не лучшие времена команде Брэбэм. Но после трёх разрушительных попыток квалифицироваться на BT60B (который по общему признанию был крайне неконкурентоспособным автомобилем) её заменили на Дэймона Хилла. После её единственной попытки стать пилотом Формулы 1, она продолжила свою гоночную карьеру в младших сериях. До сих пор она остаётся последней женщиной, которая пыталась квалифицироваться на гран-при чемпионата мира Формулы 1.

    Всегда Ваш В.Г.

    За всю более чем полувековую историю "королевы автоспорта” их было всего пять. Пять женщин, решивших испытать себя в этом исконно мужском спорте. Ни одна из них так и не сумела добиться успеха в Формуле-1. Автогонки – не светский раут. И рыцари скорости не спешили галантно пропускать дам вперед.

    Прекрасная неаполитанка
    "Вот так да! – Стюарт Льюис-Эванз даже негромко присвистнул, провожая взглядом красный Maserati под номером 44. – А она неплохо вписывается в эти узкие улочки, а, Тони? Вот будет потеха, если она обставит Джиджи…” "Ну это вряд ли”, – товарищ Стюарта по команде Vanwall Тони Брукс был не в настроении шутить, у него хватало своих проблем. Но несколько тысяч зрителей, приехавших в Монако за несколько дней до гонки поиграть в казино, поваляться на пляже и посмотреть тренировки, вовсю обсуждали гонщика, чье имя разносилось из хриплых недр громкоговорителей над княжеством: "Здесь в Монако неаполитанка де Филиппис стала первой женщиной, принявшей участие в Гран При чемпионата мира”.



    Мария-Тереза де Филиппис родилась в семье богатых итальянских аристократов из Неаполя. Как утверждали современники, природа сполна одарила ее знаменитым неаполитанским темпераментом, который и привел Марию-Терезу за руль гоночного автомобиля. Скорость и опасность притягивали экспансивную итальянку как магнит, и в начале 50-х она исколесила на своем спортивном Osca все апеннинские дороги.
    Поначалу соперники-мужчины не воспринимали эту миниатюрную женщину всерьез. Яркая, но короткая карьера чешки Эльжбеты Юнковой, в нескольких довоенных гонках на равных сражавшейся с великими Караччиолой, Широном и Нуволари, давно забылась. И для большинства зрителей и пилотов тогда, как, впрочем, и сейчас, женщины и автогонки казались совершенно несовместимыми понятиями.
    В 1955 году по совету своего друга Луиджи Муссо, выступавшего в то время в заводской команде Maserati, Мария-Тереза пересела на автомобили из Модены, а еще через три года дебютировала в Гран При Формулы-1. В 1958 году в Сиракузах она впервые серьезно заявила о себе: заняла пятое место в самой престижной незачетной гонке Формулы-1 в Италии. И через месяц – в мае 58-го – выехала за рулем своего Maserati 250F на тренировку второго этапа мирового первенства Большого Приза Монако.
    Увы, из десяти пилотов, выступавших на Maserati 250F, в Монте-Карло сквозь сито квалификации смогли пробиться лишь двое. Естественно, первой женщины Ф-1 в их числе не оказалось, хотя Мария-Тереза выступила вполне достойно, показав 22-е время из тридцати участников (по воле случая, в числе поверженных ею мужчин оказался даже Берни Экклстоун). Но итальянка не отчаялась, и через месяц ее Maserati появился в Спа.
    На этот раз де Филиппис оказалась предпоследней, уступив на длинной бельгийской трассе времени поул-позишн более полминуты. В гонке от победителя она отстала на два круга, но все-таки добралась до финиша последней. В конце сезона упрямая неаполитанка отметилась еще на двух Гран При, ни разу не поднявшись в квалификациях выше последнего места. Но даже после столкновения с фонарным столбом на тренировке в Португалии не стушевалась и, заручившись поддержкой Жана Беры, на следующий год решила вновь попытать счастья в Монако, на этот раз за рулем его Behra-Porsche.
    Хотя в мае 1959 года де Филиппис удалось на узких улочках Монте-Карло улучшить свое прошлогоднее время ровно на три секунды, это ей не помогло: до 16-го места, дававшего право стартовать в гонке, осталось еще столько же. Это был последний Гран При прекрасной неаполитанки в Формуле-1. Через несколько месяцев, после того как на берлинском АФУСе разбился Жан Бера, де Филиппис решила уйти из спорта.


    Тигрица из Турина


    Мария вышла из раздевалки и, прижимая платок к разбитому носу, поплелась к автобусной остановке. Было обидно и больно. Она проклинала тот день, когда решила заняться гандболом. В нападении у соперниц сегодня играла какая-то напористая блондинка, и за пять минут до конца матча эта белокурая бестия двинула Лелле кулаком в нос и испортила всю радость победы.
    Ломбарди уже стояла на остановке, когда перед ней притормозила голубая Alfa Romeo. За рулем сидела та самая блондинка. До ближайшей больницы Святой Маргариты было не меньше получаса езды, но уже через десять минут Alfa подъехала к воротам приемного отделения. Мария же к тому времени давно забыла о разбитом носе. Ее глаза восхищенно блестели. Еще никогда она не ездила так быстро. Скорость покорила ее на всю жизнь!
    С тех пор она мечтала только об одном – стать автогонщицей. Но Мария-Грация, или попросту Лелла Ломбарди, никогда не сидела за рулем, и для начала ей нужно было получить права. Чтобы оплатить водительские курсы, Лелле пришлось расстаться со своими скромными сбережениями. С практикой помог приятель, разрешивший воспользоваться своим маленьким FIAT, и через три месяца Ломбарди получила права. Потом за бесценок купила очень старый алый FIAT и как только выдавалась свободная минутка, носилась на нем по улицам Алессандрии.
    Знакомство с одним молодым гонщиком позволило ей проникнуть за кулисы автоспорта. Лелла меняла резину, свечи, работала хронометристом. Когда ее приятель заявил свою Alfa Romeo в ралли, напросилась к нему штурманом, потом уговорила пустить за руль и… выиграла первую же гонку! Соперники, которые до этого лишь посмеивались над итальянкой, прикусили языки. Леллу пригласили в заводскую команду Alfa Romeo. Потом она пересела за руль "формулы”. В 1973 году Тигрица из Турина, как уважительно прозвали Ломбарди за целеустремленность и стремительность на трассе, выиграла чемпионат Ford Mexico. Через год заняла 4-е место в британском первенстве Ф-5000 и дебютировала в Формуле-1.
    Едва появившись за рулем Brabham BT42 на тренировке британского Гран При в Брэндс-Хэтче, Лелла установила свой первый рекорд. Одним из спонсоров, давших деньги на ее дебют в Ф-1, была радиостанция из Люксембурга, вещавшая на волне 208FM, поэтому на ее автомобиле красовался номер 208. И хотя в Англии самый большой стартовый номер в истории чемпионатов мира не помог итальянке пройти квалификацию, через год она снова появилась в Формуле-1.
    Зимой 1975 года мультимиллионер граф Дзанон не пожалел $200 тыс., чтобы пристроить Леллу в March. На этот раз в 12 Гран При Ломбарди лишь раз, в Монако, не смогла преодолеть барьер квалификации. А в Барселоне и вовсе сотворила сенсацию.
    Гонка в Монжуик-парке вошла в историю еще до старта. В четверг, едва гонщики прибыли на трассу, фотографы попросили двукратного чемпиона мира Эмерсона Фиттипальди присесть на отбойник и попозировать. Эмо вскарабкался на барьер, но тот не выдержал веса бразильца и сломался! Фиттипальди осмотрел остальные отбойники и пришел к выводу, что они тоже никуда не годятся. Срочно созвали заседание GPDA и устами своего президента Денни Хьюма гонщики потребовали от организаторов усилить отбойники, угрожая в противном случае бойкотировать Гран При. Первая тренировка была сорвана. На вторую выехали только самые отчаянные: Икс и Брамбилла. На следующий день на трассе появились еще и двое новичков: Эванз и Вундеринг. В конце концов под нажимом владельцев команд уступили и остальные гонщики. Непреклонным остался один лишь Фитти, считавший, что гоняться в таких условиях смертельно опасно.
    Эмо оказался прав. На следующий день на 26-м круге гонки Lola лидировавшего Рольфа Штомеллена вылетела с трассы и, сломав отбойник, убила пятерых зрителей. Когда через четыре круга Гран При остановили, на трассе оставалось всего восемь машин. В том числе и March Леллы. Итальянка заняла шестое место, но поскольку гонку прервали до того, как пилоты прошли две трети дистанции, Ломбарди получила в зачет чемпионата мира лишь пол-очка.
    Возможно, она могла бы добиться в Ф-1 и большего, но в March, как позднее и в RAM, к Лелле относились, как к капризной девчонке, и не считались с ее мнением. "Она постоянно жаловалась, что у ее машины большая избыточная поворачиваемость, – вспоминал технический директор March Робин Херд. – Но мы от нее отмахнулись: машина нормальная, просто научись на ней ездить. В следующем сезоне мы посадили в ее автомобиль Ронни Петерсона и он тоже заявил, что у этого March огромная избыточная поворачиваемость. Когда мы проверили машину, оказалось, что у нее действительно "кривое” шасси”.
    Впрочем, и той половинки очка, что Тигрица из Турина добыла в Испании, оказалось достаточно, чтобы навечно вписать в историю имя первой и пока единственной женщины, завоевавшей очки в гонках чемпионата мира Формулы-1.



    Одержимая скоростью



    "Ты только погляди, какой-то сумасшедший выехал на трассу под тринадцатым номером”, – толкали друг друга в бок болельщики на трибунах Брэндс-Хэтч. "Не сумасшедший, а сумасшедшая”, – поправляли их более осведомленные. "Сумасшедшей” была английская лыжница Дивина Галика.
    Дивина с детства была одержима скоростью. Во многом благодаря этому ей удалось стать одной из лучших горнолыжниц Соединенного королевства. Там, где другие пасовали, Галика бесстрашно неслась по горному склону. За свою долгую спортивную карьеру она установила абсолютный рекорд Великобритании в скоростном спуске: 200,699 км/ч, участвовала в четырех Олимпиадах, причем на две из них ездила капитаном женской лыжной сборной. В 1972 году в Саппоро она заняла седьмое место в гигантском слаломе и вместе с Beatles и теннисистом Джоном Ллойдом получила от королевы Елизаветы почетное звание члена Британской империи.
    В 1974 году Галику пригласили на автомобильную гонку знаменитостей в Оултон-парк. И с тех пор ее жизнь круто изменилась. Дивина забросила лыжи и уселась за руль гоночного автомобиля. Управляющий директор автодрома Брэндс-Хэтч Джон Уэбб помог ей устроиться в команду британской Формулы-5000, а затем и дебютировать в Ф-1.
    Она не стремилась стать профессиональной автогонщицей. Победы не были для нее самоцелью. Галике просто очень нравилась скорость, она получала куда больше удовольствия от самого процесса гонки, нежели от побед. И в отличие от большинства гонщиков-профессионалов Дивина была не суеверна. Настолько, что в 1976 году даже удивила Ф-1, дебютировав в мировом первенстве c "чертовой дюжиной” – 13-м номером – на борту. Тот Большой Приз Великобритании стал единственной гонкой в истории чемпионатов мира Формулы-1, где сошлись в очном противостоянии две женщины. Дебютантка Галика на Surtees опередила опытную Ломбарди без малого на две секунды, но обе они на старт так и не попали. Слабым утешением обеим мог служить лишь тот факт, что вместе с ними в числе неудачников оказался и двукратный вице-чемпион мира Жаки Икс.
    Через полтора года в Аргентине и Бразилии Дивина предприняла еще две попытки – на этот раз за рулем Hesketh – пробиться на старт этапа чемпионата мира. Когда же спонсорские деньги Olympus закончились, Галика оставила бесплодные попытки и ушла в гонки грузовиков.


    Второй шанс Дезире



    Из пяти женщин, пробовавших свои силы в Формуле-1, южноафриканка Дезире Уилсон, без сомнения, была самым сильным пилотом. В отличие от своих предшественниц за руль гоночного автомобиля Дезире села очень рано. И прежде чем прийти в Формулу-1, успела поездить в "младших” Формулах южноафриканского чемпионата и даже выиграть национальное первенство Формулы-Ford. В Европу Уилсон приехала уже опытной спортсменкой, но еще три года стартовала в ралли и горных гонках во Франции. И только в 1978 году, по приглашению все того же Джона Уэбба дебютировала в британском чемпионате Aurora Ф-1. Дивина Галика не могла составить Дез достойную конкуренцию. Уилсон на равных сражалась с лучшими гонщиками-мужчинами. В 1978 году она опередила в британской Формуле-1 Элио де Анджелиса, через год поднялась на седьмую строчку чемпионата, оставив за спиной Дерека Уорика и короля мотокольца Джакомо Агостини. В сезоне же 1980 года южноафриканку и вовсе ждала феерическая серия побед.
    Дезире выиграла две гонки чемпионата мира спортпрототипов в Монце и Сильверстоуне. А в апреле, лидируя от старта до финиша, одержала историческую победу на этапе британского чемпионата Aurora Ф-1 в Брэндс-Хэтче, став первой и пока последней женщиной, выигравшей гонку "королевской” Формулы, пусть и в состязании национального масштаба. Тогда-то, соблазнившись успехами Дезире, Уэбб и предложил Уилсон попробовать себя на июльском этапе чемпионата мира в Брэндс-Хэтче за рулем арендованного у команды RAM прошлогоднего Williams FW07.
    "После серии побед в Брэндс-Хэтче, Монце и Сильверстоуне я приехала на британский Гран При в приподнятом настроении, – вспоминала Уилсон. – Незадолго перед гонкой чемпионата мира на испытаниях новой резины я показала в Брэндс-Хэтче 12-е время и с нетерпением ждала квалификации. Все было так здорово, но… Только сейчас, спустя двадцать лет, я могу рассказать вам, что тогда произошло на самом деле. На тестах хозяин RAM Джон Мак-Дональд усадил меня в Williams FW07 Эмилио де Вилоты. На Гран При же он привез для меня FW07 Элисео Салазара с эластичными юбками и граунд-эффектом. Это был совершенно другой автомобиль, а я впервые села в него лишь в квалификации. Ненавижу эти юбки! Машину так вдавливало в трассу, что, казалось, глаза вот-вот выскочат. Я с трудом различала трассу и была на две секунды медленнее, чем на тестах”.
    Если бы Дезире удалось хотя бы повторить время, показанное на тестах, этого оказалось бы достаточно, чтобы она попала в двадцатку лучших. А так Уилсон оставалось утешаться тем, что она лишь на секунду отстала от действующего чемпиона мира Джоди Шектера, чья Ferrari стояла в последнем ряду.
    "Эта машина разрушила всю мою карьеру. Второго шанса в Ф-1 не дают: если ты не прошел квалификацию, ты должен уйти”, – вздыхала Дезире.
    Но Уилсон повезло. В Формуле-1 все-таки нашелся человек, который дал ей второй шанс – Кен Тиррелл. "Кен – лучший человек, на которого я работала. Он никогда не ругал гонщика. Даже если что-то не получалось, он говорил мне: "Дез, ты едешь очень быстро”. Я успокаивалась, и в следующий раз ехала еще быстрее”. Зимой 1981 года Дядюшка Кен пригласил Уилсон в свою команду, и в феврале на домашнем Гран При в Южной Африке она дебютировала в чемпионате мира. В квалификации Дез показала 16-е время – всего на 0,6 секунды медленнее своего товарища по команде Эдди Чивера. В гонке Уилсон на равных боролась с лучшими гонщиками планеты, на какое-то время даже пробилась в зачетную шестерку, но до финиша так и не добралась: на 52-м круге на ее Tyrrell 010 отказала коробка передач. И все же дебют Дезире удался, несмотря даже на то что после разборок с FOCA FISA вычеркнула Гран При ЮАР из календаря чемпионата мира и никаких официальных записей о нем в истории Ф-1 не значится.
    Tyrrell переживала не лучшие времена, у команды не было ни одного крупного спонсора, и Кен не мог больше оплачивать ее выступления в Ф-1. "После Южной Африки Кен, надо отдать ему должное, всячески пытался найти средства, которые позволили бы мне остаться в команде. Но ничего не вышло…” – вспоминает Дезире.
    Южноафриканка уехала за океан и через несколько лет дебютировала в американской серии CART. В истории же "королевы автоспорта” она навсегда останется единственной девушкой, сумевшей выиграть гонку на автомобиле Формулы-1.


    Любовь Джованны


    Джованна Амати родилась в богатой римской семье – отцу принадлежала сеть римских кинотеатров. Лет до тринадцати она ничем не отличалась от школьных подруг. А потом вдруг влюбилась… в автогонки!
    Родители не одобряли увлечения дочери и надеялись, что она скоро перебесится и успокоится. Но не тут-то было. "Я говорила им, что беру уроки математики, латыни и игры на пианино. Но вместо этого я собирала деньги на 500-кубовый мотоцикл”, – признается Джованна. Возможно, отец все же запретил бы Джованне заниматься гонками, если бы в 1978 году его 16-летняя дочь не стала жертвой киднэппинга. Переговоры с террористами стоили итальянцу, возможно, нескольких лет жизни. Когда после выплаты выкупа в 1 млн фунтов похитители освободили Джованну, родители махнули рукой: пусть занимается чем хочет, лишь бы была счастлива. А без автогонок Амати свою жизнь уже не представляла.
    "Я влюбилась в скорость и не представляла жизни без нее, – продолжает итальянка. – Тогда я еще не думала о том, чтобы стать профессионалом. Я просто смотрела гонки и анализировала их. Но мой приятель Элио де Анджелис уговорил меня пойти за компанию с ним в гоночную школу. Я сопротивлялась: "Ты что, я не могу, я же женщина!” Но он все-таки притащил меня в гонки и тем самым изменил всю мою жизнь”.
    Амати начала выступать в Формуле-FIAT, затем – Ф-3 и Ф-3000. О Формуле-1 итальянка даже и не мечтала. Куда там, ведь даже в Формуле-3000 ей с трудом удавалось проходить квалификацию. Но Амати… повезло. Она нашла свой путь в мир Ф-1.
    По слухам, в начале 90-х Джованна некоторое время встречалась с новоиспеченным директором Benetton Флавио Бриаторе, и тот устроил для нее небольшие ознакомительные тесты на Benetton B191. А в конце февраля 92-го Джованна в составе Brabham приняла участие в своем первом Гран При.
    Некогда знаменитая команда находилась на грани банкротства и доживала свои последние дни в Ф-1. А потому могла себе позволить нанимать лишь рента-драйверов, которые сами оплачивали свои выступления. В сезоне-92 первым пилотом Brabham должен был стать богатый бельгиец Эрик Ван де Пуле, место же за рулем второй машины предназначалось столь же богатому, но, как утверждали в Милтон-Кейнсе, более талантливому чемпиону японской Ф-3 Акихико Накайе. Однако последний выступал лишь в японских чемпионатах, и FIA отказалась выдать ему суперлицензию. Зато Амати, которая с грехом пополам все-таки стартовала в международном чемпионате Формулы-3000, без труда получила суперлицензию и, оплатив свои выступления, заняла место Накайи.
    Когда Джованна приехала на первую гонку сезона в Южную Африку, в Кьялами началось форменное безумие. "Журналисты и фотографы буквально набросились на меня. Они звонили мне, не знаю уж, как они узнавали номер моего телефона, требовали интервью. Когда же я не смогла пройти квалификацию, они вылили на меня кучу грязи. Никого не интересовало, что я выступала на ужасной машине со слабым мотором, на которой никогда прежде не ездила”, – не скрывала своего раздражения Джованна, которая и в самом деле выступила из рук вон плохо. Амати так и не смогла приспособиться к углеволоконным тормозам "формулы-1” и раз шесть или семь вылетала с трассы. В квалификации она отстала от времени поул-позишн Мэнселла почти на 12 секунд, а своему партнеру по Brabham уступила больше 5 (!). Не многим лучше обстояли дела Амати и на двух следующих Гран При в Сан-Паулу и Мехико, а уже в Испании ее место в Brabham занял Дэмон Хилл. Не мудрено, что у Амати от выступлений в Формуле-1 остались в основном негативные впечатления.

    "Если бы сейчас меня снова позвали в Ф-1, я бы отказалась, – признается Джованна. – Я с детства мечтала об этом мире, но он не принял меня. Нашелся только один человек, который подошел ко мне в Кьялами, протянул руку и сказал: "Добро пожаловать, Джованна, я рад видеть тебя здесь. Поздравляю!” Это был Айртон Сенна. Остальные просто игнорировали меня, и все только потому, что я женщина”.
    Пожалуй, Амати несколько преувеличивает. Не все так уж игнорировали ее, по крайней мере, как женщину. После ее дебюта в Формуле-1 "большой цирк” полнился слухами о многочисленных романах итальянки. Сначала ее избранником стал бывший гонщик Minardi Луис Перес-Сала. Потом Джованна закрутила роман с трехкратным чемпионом мира Ники Лаудой. Австриец даже предложил Амати руку и сердце, но с одним маленьким условием. "Ники подарил мне обручальное кольцо и сказал: "Теперь ты оставишь гонки!” Я согласилась пропустить год и посмотреть, что будет дальше. Это было ужасно! Я была нервная, несчастная и пришла к выводу, что ни один мужчина не может доставить столько удовольствия, как гоночный автомобиль…” – признается Джованна, которой, возможно, так и суждено навсегда остаться последней женщиной при дворе "королевы автоспорта”.

    Владимир Маккавеев

    В эти выходные в Тольятти состоится заключительный этап командного чемпионата по мотогонкам России/Суперлиги сезона 2013-2014. Мы решили добавить капельку красоты и вдохновения к суровым байкерским соревнованиям сделали подборку самых красивых и женственных мотогонщиц мира. Эти девушки умны, обаятельны и привлекательны. А еще - они гоняют на спортивных мотоциклах, развивая сумасшедшие скорости.

    "Москвичка" расскажет вам о пяти самых неотразимых и отчаянных мотогонщицах мира.

    Инесса Тушканова

    Фото: официальная страница "ВКонтакте"

    Инесса Тушканова

    Фото: официальный сайт гонщицы


    мотогонщицы

    Инесса родилась 17 июля 1987 года на Украине. Девушка занималась спортивным ориентированием, училась в лицее на гида-переводчика. В 17 лет получила контракт на работу в модельном агентстве Японии, снималась для глянцевых журналов и знаменитого "Плейбоя".

    На модельных съемках байк-поста в Крыму впервые увидела спортивный мотоцикл и влюбилась. После того, как побывала в Японии, Инесса вернулась на Украину и купила себе байк. Сначала ездила на нем как любитель, но потом перешла в более профессиональные кольцевые гонки в Европе, выступая за команду «Моторэйс».

    Девушка успевает совмещать модельную карьеру с гонками на мотоцикле.

    Шелина Мореда

    Фото: www.forum.onliner.by


    Шелина Мореда

    Фото: www.forum.onliner.by


    Шелина Мореда

    Еще одна красотка - 23-х летняя Шелина из Калифорнии. Она профессиональная гонщица, соревнуется на серьезных мотоциклах - "Harley-Davidson XR1200" и электроциклах "Brammo Empulse". Кроме того, девушка сама управляет мотошколой «Fast Girls Dirt Skills Camp», которая обучает исключительно женщин.

    Мореда обожает платья, хотя чаще ее можно увидеть в мотоциклетном костюме.

    Надежда Яхних

    Фото: официальный сайт гонщицы

    мотогонщицы

    Фото: официальный сайт гонщицы

    мотогонщицы

    Надя родом из Ярославля, с детства она мечтала стать художником. Но не сложилось, зато стала первой девушкой в стране, которая участвовала в мужском Чемпионате России по шоссейно-кольцевым мотогонкам. С 2008 года Надя стала пилотом команды Yakhnich Motorsport.

    Участвовала в Чемпионате Европы, серебряный призер STK women 2010,2008,2007; II место в чемпионате Италии среди женщин-2010.

    А еще Надежда – владелица редчайшего "Agusta Tamburini"– самого быстрого спортивного мотоцикла в мире. Таких всего 300 на планете, из них 4 - в России – 4.

    Лесли Портерфилд, США, Далласе, штат Техас.

    Фото: www.forum.onliner.by


    Лесли Портерфилд

    Фото: www.forum.onliner.by


    Лесли Портерфилд

    Лесли родилась в 1985 году, официально она является самой быстрой женщиной на планете. Девушка промчалась на скорости более 374,2 км/час. В 2013 году ей выдали сертификат Книги рекордов Гиннеса, который подтверждает ее мировой рекорд.

    Американские байкеры относятся к Лесли с большим уважением, несмотря на то, что в этой среде девушек за рулем не особо жалуют. Лесли сама обслуживает свою мотоцикл, не отстает от профессиональных техников в работе с двигателем.

    В 2007 году она попала в серьезную аварию на скорости 160 км/час. Тогда Лесли получила ушиб головного мозга и сломала 8 ребер. Но девушка даже не подумала бросить свой спорт.

    Май-Лин Сенф

    Фото: официальная группа Вконтакте


    байкерша

    Фото: официальная группа Вконтакте


    байкерша

    Мей-Лин увлеклась мотоциклом, когда ей исполнилось 20 лет. Спустя два года красавица стала не просто гонщицей, а настоящим каскадером. На своем железном коне она выделывает невероятные трюки.

    Мастерство Май-Лин росло изо дня в день, из месяца в месяц и за пять лет занятий ее хобби переросло в ее профессию. Сейчас Май-Лин много выступает на различных шоу, исполняет трюки в кино и снимается в рекламе. Ее мастерство известно далеко за пределами родины.

    Женщины в автогонках

    "Почему среди гонщиков нет женщин?" - неверный вопрос. В автоспорте есть женщины. Они бывают заметны, притом не только из-за фигуры или обаяния. Многие из них столь же быстры, как их коллеги-мужчины.

    Правильные вопросы другие: почему женщин почти не было в Формуле 1? Где выступают самые успешные девушки-гонщицы? Увидим ли мы женщину в Ф1?

    Формула 1 - мир мужчин. За 64 года существования чемпионата, лишь 5 женщин выходили на старт Гран-при. За тот же срок представителей мужского пола в Ф1 было около 850.

    Почему в истории Королевы автоспорта не было успешной пилотессы? Потому что женщинам не столь интересны гонки? Или потому что они не так быстры? Или потому что возможностей им так и не представилось?

    Женщины-гонщицы в Формуле 1

    Мария Тереза де Филиппс: 5 Гран-при за период 1958-69 годов. 3 раза Марии-Терезе удавалось пробиться на стартовую решётку, но очков она так и не набрала.

    Лелла Ломбарди : 17 Гран-при в 1974-76 годах. 12 раз из этих попыток Лелла смогла стартовать в гонках и заработала 0,5 очков.

    Дивина Галика : 3 участия в Гран-при в 1976 и 78 годах, но ни разу эта женщина не смогла показать достаточно быстрый результат в предстартовой квалификации, чтобы её допустили к гонке.

    Дезире Уилсон : 1 Гран-при в 1980 году, но ей также не удалось квалифицироваться для старта.

    Джованна Амати : 3 Гран-при, все в 1992 году. И вновь ни разу не показала достаточную скорость.

    Лелла Ломбарди. Гран-при Британии 1974 год. Выступала под номером 208 - который означал частоту "радио Люксембург" - спонсора команды. Вторая женщина в Ф1.

    Женщины в гонках кроме Формулы 1

    Даника Патрик : первая женщина, выигравшая гонку в самой престижной американской серии IndyCar в 2008 году. Также на её счету самый высокий финиш в гонке "500 миль Индианаполиса" среди женщин - третье место в 2009.

    Мишель Мутон : француженка выступала в чемпионате мира по ралли в 1974-86 годах. Ей принадлежат 4 победы, 9 подиумов и 162 победы на отдельных раллийных этапах.

    Лин Сен Джеймс (Lyn St James ) : две победы в гонке "24 часа Дайтоны", первое место в "12 часах Себринга". Также американка дважды выступала в Ле Мане, а в гонке Инди-500 стала первой женщиной - лучшим новичком.

    Сьюзи Вольфф , тест-пилот команды Williams: "У многих складывается впечатление, что женщинам всего лишь сложно попасть в Ф1. Но ведь существуют тысячи талантливых мужчин, которые пытаются пробиться, но безуспешно".

    Сьюзи права. Даже если гонщик талантлив, на стартовой решётке лишь 22 места. И лишь некоторые из них время от времени становятся вакантными.

    В молодёжном автоспорте талантливые девушки есть, но они на вес золота по сравнению с сотнями быстрых и перспективных парней. Даже по такой статистике женские шансы на переход в Формулу 1 всегда меньше мужских.

    "Одна из основных проблем в том, что девушкам часто не от кого черпать вдохновение, у них нет кумиров, в то время как у молодых парней всегда есть такие примеры, как Себастьян Феттель. Страсть опередить своего кумира - большой стимул", - рассказывает Сьюзи Вольфф.

    А когда у женщины-автогонщицы всё же появляется шанс проявить себя, то над ней всегда незримо витает дополнительный прессинг. "Быть женщиной в мире мужчин - сложно, очень. Нужно работать не просто вровень с ними, нужно делать больше", - продолжает Сьюзи.

    "Обращаю ли я внимание на то, что обо мне говорят мужчины на трассе? Нет, совершенно. Я всегда говорила, что гоняюсь я для себя, потому что я люблю гонки. Цель моих выступлений не в том, чтобы доказать миру, насколько быстра может быть женщина на гоночной трассе".

    Берни Экклстоун, бессменный руководитель чемпионата, недавно сказал о Сьюзи: "Если она столь же быстра за рулём, насколько красива вне машины, то это грозная и нужная чемпионату сила".

    Сьюзи Вольфф: "Сложности для меня, как для женщины? Ничего особенного. Иногда сложно заставить себя снять шлем перед камерами, или чтобы поговорить со своим инженером. А самое страшное в такие моменты, когда кто-то из команды подходит и протягивает кепку. Представляете, что творится с волосами? Я вот представляю, и от этого становится страшно!

    Мне нравятся журналы мод, сумочки - обычные вещи. Но когда речь заходит о настройке и пилотировании гоночной машины, то совершенно неважно, как ты выглядишь".

    Хотя Вольфф согласна с тем, что женщины редко любят рисковать, но гонщицы выделяются из этого ряда: "Я не такая, как другие женщины. Я другая, даже если судить хотя бы по моей карьерной стезе. Я столь же агрессивна, как и парни, когда на мне надет шлем. Да и Формула 1 заставляет не столько рисковать, а, скорее, ясно понимать - стоит ли взять риск на себя, или лучше откатиться назад. И это правило действует во всём - от обгона до гоночной стратегии и работы с шинами".

    Многие убеждены, что для успешных выступлений в гонках женщинам не хватает физической силы, чтобы справится с огромными нагрузками в этом виде спорта, но Вольфф опровергает это мнение: "У женщин на 30% меньше мышечной массы, поэтому мы должны тренироваться больше. Но это не означает, что мы недостаточно сильны для управления болидом Ф1".

    Доктор Риккардо Чеккарелли, работавший в командах Toro Rosso и Lotus F1, а ныне - основатель исследовательского центра "Formula Medicine", занимающегося изучением физических нагрузок гонщиков, уверен: физическая сила не столь важна, как думают многие люди.

    "Пилотам Формулы 1 недостаёт культуры физических упражнений. Слишком многие гонщики излишне концентрируются на физической силе, ущемляя ментальную часть вопроса. Да, для выступлений в гонках необходима мощная мускулатура шеи верхней части тела, чтобы гоняться без переутомлений. Но при достижении определённого уровня нет больше смысла развивать мускулатуру и дальше. В дополнительной мышечной массе нет смысла.

    Тренировки на выносливость, а не тренировки для набора массы - вот ключ. Сердце станет крупнее, качая больше крови к мозгу. Приток крови, в свою очередь, увеличивает эффективность мозга и улучшает способности гонщика выполнять все необходимые за рулём задачи. Понемногу гонщики приходят к этой концепции, но до полного понимания ещё длинный путь.

    Женщины-руководители в Формуле 1

    Сьюзи Вольфф указывает на растущее количество женщин в Формуле 1. Среди них теперь сразу две руководительницы команд: Клэр Уильямс, дочь сэра Фрэнка, и Мониша Кальтенборн - глава команды Sauber. "Эти женщины работают в Формуле 1 потому что они успешны, а не потому что командам требуются именно женщины", - говорит Вольфф.

    Чтобы женщина-автогонщик стала успешной, ей необходима ещё и конкурентоспособная машина вместе с хорошей командой. А до сих пор эти компоненты успеха не встречались на женском пути в Ф1. Из всех пяти девушек, пытавшихся пробиться на стартовую решётку Гран-при, трое не смогли даже квалифицироваться для допуска к старту. И не потому, что они были медленны - просто их болиды не позволяли проехать быстрее.

    Итальянка Джованна Амати, к примеру, не смогла квалифицироваться за рулём болида Brabhamв трёх гонках 1992 года. Позже в том году Деймон Хилл, будущий чемпион мира, также несколько раз проваливал квалификацию в этой же машине.

    Гонщицы в Формуле 1 будут обязательно

    В 1975 году Лелла Ломбарди стала первой, и пока единственной женщиной, которая смогла заработать очки в чемпионате мира. Половина очка была начислена потому, что на момент остановки Гран-при Испании гонщики проехали слишком небольшую дистанцию. Лелла стала шестой лишь в третьей своей гонке. И после этого она провела ещё 14 Гран-при.

    Помимо Ломбарди, ни одной гонщице не было дано более трёх гонок для адаптации. Но теперь 31-летняя Сьюзи Вольфф очень хочет завершить эту неутешительную статистику. Пока она выступала в Гран-при лишь раз - да и то не в самой гонке, а в пятничной тренировке.

    Так когда мы увидим в Формуле 1 настоящую женщину-автогонщицу?

    "Несомненно, в течение следующего десятилетия", - говорит Сьюзи. "Несколько девушек находятся довольно близко от попадания в Ф1. Одна из команд обязательно найдёт достаточно смелости, чтобы предоставить шанс женщине. В Формуле 1 много людей, которые ждут этого момента".

    Возможно, что одна из гонщиц чемпионата Формула Е сможет произвести впечатление на боссов Ф1. неплохо выступала в IndyCar. пока не столь опытна, зато растёт стабильно и быстро, с победами и хорошими достижениями в серьёзных чемпионатах.

    Так какая же из команд первой примет волевое мужское решение и пригласит женщину-пилота?