• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    "Я думаю, вы можете представить себе, о чем идет речь - об опасности, опасности получить тяжелую травму, погибнуть. Вы знаете, что можете столкнутся с такой ситуацией, но это часть вашей жизни. Когда это происходит, становится мысль все бросить, уйти, но вы продолжаете гоняться. Мне нравятся гонки, как их бросить. Гонки, состязания - это моя кровь, часть меня. Я занимаюсь этим всю свою жизнь." (из интервью Айртона Сенны 1993 года)

    Чемпионы не уходят. Они остаются навсегда...

    Мы готовы соглашаться с тем, что в игре с опасностью есть какой-то высший смысл. Готовы превращать рискующих жизнью в своих кумиров. Готовы, до того момента, когда эта опасность вдруг оказывается победителем в этой игре. Перед началом сезона, в одном из интервью, на вопрос об изменении правил "Формулы-1" Айртон Сенна сказал "Предстоит сезон со множеством аварий. Я даже рискнул бы сказать, что если ничего не произойдет, мы будем счастливы"

    АВАРИЯ

    На 16-й минуте пятничной квалификации Рубенс Баррикелло на «Джордане» врезается в заграждение. Перелом носа и ребра. В тот же день Сенна навестил его в медицинском центре трассы. На девятнадцатой минуте субботней квалификации Роланд Ратценбергер на машине «Симтек-Форд» на скорости 340 км/ч в конце виража "Villeneuve" бьется левой стороной об ограничитель трассы. Через час он умер. У Сенны было очень плохое предчуствие. Столкновение на старте Лехто («Бенеттон») и Лами («Лотус») - ранено трое зрителей. Один - в коме.

    Перед стартом Гран-при Сенна пожал руку Просту, который сказал: «Мы были соперниками, и даже больше чем соперниками. Мы не были друзьями, но может быть мы сможем стать ими в будущем». 1 мая 1994, на седьмом круге Гран-при Сан-Марино, на трассе имени Энцо и Дино Феррари лидер гонки - Айртон Сенна на «Вильямсе-FW16» вошел в резкий левый поворот "Тамбурелло". Пройдя вершину поворота он внезапно сорвался с него и перелетев восемьдесят метров вспаханной зоны безопасности ударился в бетон. По данным телеметрии скорость в момент удара составляла 220 километров в час.

    По результатам компьютерного моделирования аварии болида Айртона Сенны и результатам медицинского заключения физической причиной смерти гонщика послужил рычаг подвески, вонзившийся в стык шлема. По заключению технической комиссии, возглавляемой деканом инженерного факультета Болонского университета профессором Лоренцини, которому следствием было поручено разобраться в аварии Сенны, причиной явилась неисправность рулевого управления. Рулевая колонка "Вильямса" была повреждена до столкновения с бетонным ограждением. Через четыре часа после аварии, в госпитале «Маджиоре», не приходя в сознание Айртон Сенна скончался.

    Трагедия вызвала настоящий шок. Горе нависло над Бразилией. Президент страны Итамар Франке объявил трехдневный национальный траур и отменил свои официальные встречи. Министр иностранных дел Селсо Аморим старался ускорить перевозки тела Сенны и предложил свой самолет, чтобы доставить его домой. Толпа в тридцать тысяч человек собралась у ворот итальянского госпиталя. Никто не мог поверить. Со смертью Сенны закончился один из самых ярких этапов в истории Формулы-1. Утренние газеты в Англии и Италии, не слишком сдерживаясь, распределяли вину между трассой, надежностью шлемов и подготовкой машины командой «Вильямс». Френк Вильямс, который оставался в Италии, прилетел в Англию, на завод команды вскоре после полудня в понедельник, глаза его были красными, его немедленно отвезли на завод. Ему нужно было время, чтобы подобрать нужные слова. Позже он сказал: «Айртон полностью доверял нам, а мы ему. Он любил свои автогонки и разделял эту страсть с каждым нашим служащим. Мы - команда Гран-при, связанная со спортом, продолжим нашу работу, я уверен, это именно то, чего желал бы Айртон. Он стал ключевым членом нашей команды за очень короткое время, и все, что мы достигнем в будущем, будет посвящено его памяти. В настоящее время мы изучаем имеющиеся данные, чтобы выяснить причину аварии. FIA и полиция расследуют аварию, и проверяют всю относящуюся к делу информацию».

    FIA объявила, что она организует заседание в Париже в среду. Было сказано, что «FIA собирает отчеты своего технического, медицинского, контролирующего штата и штата службы безопасности, а также имеющей отношение к делу команды и персонала трассы. Как только эти отчеты будут получены, их станут изучать в срочном порядке». В Италии магистраты распорядились сделать вскрытие Сенны и Ратценбергера, изъять машины и взять под охрану трассу. Они конфисковали всю съемку гонки. Шел разговор о возможном уголовном деле, касающемся менеджера трассы, должностных лиц «Вильямса» и «Симтека».

    ВЕРСИИ

    Во вторник, 3 мая газеты взорвались заголовками типа «РОКОВАЯ ОШИБКА СЕННЫ!» Технический директор «Вильямса» Патрик Хед цитировался итальянскими и бразильскими газетами: «Айртон Сенна сделал ошибку. Мы проверили телеметрическую информацию. Он слегка поднял ногу, как раз на уклоне, в месте, где гудронированное шоссе изменяется. Это вызвало потерю силы давления на заднее крыло, поэтому машина продолжала двигаться прямо».

    Итак первая версия - ошибка пилота. После двух подряд побед Шумахера в начале сезона-94, главный и, как многие считали, единственный фаворит чемпионата, Сенна не мог не нервничать. "Бенеттон" немца на трассе выглядел почему-то быстрее "Вильямса" бразильца. Кроме того, многочисленные аварии на квалификационных заездах в Имоле и смерть пилота Роланда Ратценбергера в субботу угнетающе действовали на пилотов. Все это вывело Сенну из равновесия и в решающий момент он не удержал машину на трассе.

    Именно с 1994 года FIA запретила использование на автомобилях Формулы - 1 активной подвески. А именно электроника помогала сохранить неизменным дорожный просвет под днищем, создавая тем самым необходимую аэродинамическую силу, прижимающую "формулу" к дороге в повороте. В случае, если эта сила исчезла хотя бы на мгновение, автомобиль могло сорвать с дороги - он становился неуправляемым.

    Получается, довольно стройная схема: Сенна, раздосадованный предыдущими неудачами, хотел оторваться от преследовавшего его Шумахера и в какой-то момент, неверно оценив ситуацию, слишком сильно надавил на "газ". В этом месте, как назло, асфальт оказался чуть неровным и автомобиль подкинуло. Но, к тому моменту, Сенна проехал на «Вильямсе-FW16» уже сотни километров, в том числе и в условиях Бразильского этапа и на многочисленных тестах. Теперь про видеозапись. На официально распространяемой пленке запись изображения с машины Сенны обрывается примерно за полторы секунды до аварии. Объясняют это тем, что режиссер просто переключил запись на другую машину. Но на пленке ясно видно, что запись попросту стерта. Но пленкой этой заинтересовались, спустя полгода после аварии. А у Вильямса эта пленка уже была на следующий день. Говорят, что пресс-атташе FIA Франческо Лонганези видел запись последних секунд. Утверждали даже, что на экране ясно видно было, как руки пилота крутят руль, но колёса не слушаются. Однако сам Лонганези слухи решительно опроверг.

    Была и версия номер два. Покрытие трассы в Имоле весной 1994 года полностью обновили. И многие команды жаловались на недостаточное сцепление колес с асфальтом. Чтобы его увеличить, обычно чуть снижают давление в шинах, добиваясь большего пятна контакта с дорогой. Однако в этом случае уменьшается клиренс, машина начинает скрести днищем по неровностям дороги. Весьма важно также, что из-за аварии на старте первые пять кругов пилотов по трассе "возил пейскар". Температура шин на небольших скоростях могла понизится, а давление - упасть до опасного уровня. Но к моменту аварии пилоты уже разогрели резину на шестом круге, так что эта версия тоже сомнительна.

    Гораздо более вероятной поначалу казалась версия номер три. Злополучное столкновение "Лотоса" Педро Лами и "Бенеттона" Юрки-Яхви Лехто привело к тому, что конец стартовой прямой и вход в Тамбурелло оказался усыпан обломками разбитых машин. Один из них и мог повредить покрышки.

    Однако, представитель «Гудьира», после осмотра покрышек разбитой машины, опроверг это предположение. Но все эти версии, были отвергнуты при продолжении рассмотрения дела в суде.
    Четвертой причиной аварии могло стать физическое состояние пилота. При гигантских перегрузках (боковые ускорения, действующие на водителя «Формулы 1» в повороте, достигают 4 - 4,5 g) не исключена возможность мгновенной потери сознания. Подтвердить или опровергнуть эту догадку невозможно. Причем не помогут даже результаты вскрытия - медицина не всесильна. Но тут масла в огонь подливают люди, знавшие Айртона по гонкам. Они вспоминают, что иногда, для обострения реакции он надолго задерживал дыхание. И все же обморок здорового, сильного, тренированного спортсмена выглядит весьма маловероятным.

    Оставалась еще версия, которая и была подтверждена технической экспертизой - поломка рулевого управления. Камера, установленная на "Бенеттоне" следовавшего за лидером Шумахера, ясно показала, что машина Сенны в какой-то момент внезапно сошла с траектории поворота и пошла прямо. Такое могло произойти, если сломалась рулевая колонка.

    Мало того, на многочисленных снимках с места трагедии можно ясно различить рядом с разбитым кузовом рулевое колесо и фрагмент рулевой колонки. Именно эта версия показалась специалистам наиболее вероятной.

    СУД

    Официальное следствие о гибели Айртона Сенны возглавил судья городского магистрата Болоньи Маурицио Пассарини. Его постановлением была создана специальная группа во главе с профессором Лоренцини. В январе 1995 года группа экспертов во главе с Лоренцини свою работу закончила: на стол судьи Пассарини лег доклад на 600 страницах. Из него стало ясно, что непосредственно перед столкновением с бетонным блоком рулевая колонка была повреждена.
    Оказалось, что после гонок в Бразилии и Японии Сенна жаловался на тесноту в кокпите "Вильямса" своему гоночному инженеру. После допроса инженеров и механиков выяснилось: для того, что бы увеличить пространство для рук пилота, рулевое колесо решили слегка поднять. Трубку рулевой колонки разрезали и вварили внутрь нее трубку меньшего диаметра. Но, по данным экспертизы, эта трубка была из стали плохого качества и имела дефекты, вызванные усталость металла.
    Дело усложнялось тем, что механики «Вильямса» унесли с места аварии два «черных ящика». Конструктора "Вильямса" допросили, но оказалось, что забрать электронные накопители данных позволил комиссар FIA Чарли Уайтинг для проверки возможности продолжения гонки Деймоном Хиллом.

    В ходе судебного заседания версий становилось все меньше и меньше. Бывший пилот «Феррари» Мигеле Альборето, вызванный на суд в апреле 1997 года заявил, что он уверен в том, что причиной аварии Айртона Сенны следует винить техническую неисправность, а не состояние трассы. После просмотра видеозаписи, улучшенной с помощью компьютера и запечатлевшую аварию Сенны, Альборето сказал суду, «что отклонение машины Сенны вправо заставляет меня думать о механической поломке, а незначительные проблемы» с асфальтом в повороте «Тамбурелло» - недостаточно серьезная причина для того, чтобы выбросить с трассы машину класса «Формулы-1». В мае 1997 года, после очередного заседания суда, судья Пассарини заявил журналистам: «Я уверен, что видеозапись, предоставленная суду Ассоциацией конструкторов «Формулы-1», не полная, и в ней намеренно уничтожены последние секунды, компрометирующие команду «Вильямс».

    В апреле 1997 года были названы главные обвиняемые: технический директор «Вильямса» Патрик Хэд, бывший главный конструктор команды Эдриан Ньюи, и официальные представители автодрома в Имоле Федерико Бендинелли и Джорджио Погги. Все они, конечно же, отрицают выдвинутые обвинения. Хэд, Ньюи и шеф команды Фрэнк Уильямс отрицают утверждения прокуратуры, будто бы сломанная соединительная пластина на рулевой колонке машины Сенны привела к его смерти. Процесс продолжался. В суде выступили Дэймон Хилл и Берни Экклстоун. В Италии за убийство по неосторожности грозит тюремное заключение сроком в полтора года. А ведь речь еще может идти о препятствии в проведении следствия, подтасовке фактов и уничтожении улик. Вспомним еще и о тридцати трех миллионах долларов, которые выплатило родственникам Сенны "Страховое общество Ллойда". Но Айртона не вернуть. И нам остается лишь вспоминать его.

    ИТОГ

    16 декабря 1997 года судья Антонио Костанцо подвел итог делу, которое журналисты всего мира называют не иначе, как "самой черной главой в блистательной истории" "Формулы-1". Чуть более минуты понадобилось председателю суда. чтобы огласить приговор, оправдавший всех шестерых "подельщиков". обвиненных прокурором Болоньи Маурицио Пассарини в непредумышленном убийстве трехкратного чемпиона мира Айртона Сенны 1 мая 1994 года во время "Гран-при Сан-Марино" на автодроме имени Энцо и Дино Феррари в Имоле: "Согласно статье 530 Уголовного кодекса Италии оправдываю подсудимых Фрэнка Уильямса. Патрика Хэда и Эдриана Ньюи по причине отсутствия доказательств вины: оправдываю подсудимых Федерико Бендинелли, Джорджио Поджи и Ролана Брюинсереда, поскольку в их действиях не обнаружено состава преступления. Устанавливаю 90-дневный срок для подачи апелляции как защитой, так и обвинением, если таковая покажется необходимой", - таков дословный текст решения синьора Костанцо, оглашенный во вторник в 15.00 по местному времени в Имоле. В общей сложности заключительное заседание в городской дискотеке Имолы. переоборудованной в зал суда на время слушании (напомню, что начаты они были 22 февраля уходящего года), длилось пять минут.

    Роберто Каузо, представлявший в суде сторону Ролана Брюинсереда, бывшего директора гонок от FIA. сказал: "Вердикт восстанавливает репутацию "Формулы-1". Отныне можно считать, что автогонки юридически признаны невероятно опасным видом спорта". Пожалуй, единственным человеком, которого не удовлетворило решение синьора Костанцо и его заседателей, был прокурор Маурицио Пассарини. Он дал понять, что намерен добиться пересмотра дела.

    Со стороны FIA и президента Макса Мосли пока последовал весьма сдержанный комментарий, смысл которого сводится к следующему: Международная федерация вроде бы удовлетворена вынесенным оправдательным приговором. но от официальных комментариев до того момента, как станет возможным ознакомиться с полным текстом заключения по делу, воздерживается. Воздерживается от них и семейство трехкратного чемпиона мира. ни один из членов которого не был вызван в суд в качестве свидетеля и ни разу не присутствовал в Имоле хотя бы в роли наблюдателя. Однако нельзя сказать, что родители, брат и сестра Сенны не проявляли уж совсем никакого внимания к процессу. Их интересы в Имоле представлял европейский адвокат бразильцев Джованни Каркатерра. отметивший в интервью Тимоти Коллинзу из лондонской The Telegraph: "Родственники Сенны не были заинтересованы в решении, которое вынесет суд. они просто надеялись, что в ходе разбирательства станут ясны причины, повлекшие за собой фатальную аварию. Мое личное мнение - вряд ли мы когда-нибудь вообще узнаем это. Да и что это даст? Ни одно даже самое длинное, самое профессиональное и самое продуктивное разбирательство не вернет того, кого хотят все - великого и неповторимого гонщика". Дело закрыто? Хотелось бы верить, что - да. Потому что никакого вразумительного заключения по нему сделать невозможно. Как невозможно и отыскать удовлетворительные ответы на массу вопросов, сопутствовавших аварии и расследованию. Так что, возможно, смелый вердикт Антони Костанцо и в самом деле к лучшему. Как сказал Дерек Уорвик. экс-пилот "Формулы- 1": "Теперь по крайней мере перестанут на каждом углу трепать имя Айртона. перестанут без конца обсуждать, как и почему он угодил в эту дурацкую аварию, и снова начнут вспоминать то, что только и нужно помнить, - его победы и "поулы", его потрясающий талант и стиль пилотирования и его удивительный, ни с чем несравнимый человеческий шарм".

    При подготовке материалов использовались материалы журналов "Автомотоспорт", "Формула-1", газет "Спорт-Экспресс", "Авторевю", "Команда", материалы из книги Юхи Кяркккянена "Формула-1. Звезды" и Джона Типлера "Формула-1. История побед", переводные материалы с различных сайтов, посвященных Айртону. Фото - ICN и REUTERS.

    Айртон Сенна да Силва ) - бразильский гонщик Формулы 1, трехкратный чемпион мира, известный под прозвищем "Бразильский Волшебник".

    Айртон Сенна родился в Сан-Паулу в 1960 году. С 13 лет бразилец начал всерьез заниматься картингом, и весьма успешно. Окончив школу, Айртон поступил в колледж по специальности предпринимательского дела, но бросил его через три месяца. В 1977 году Сенна выиграл чемпионат картинга Южно-Африканской Республики.

    В 1981-м году Айртон Сенна перебрался в Великобританию для участия в европейских гоночных чемпионатах. Он сходу выиграл чемпионат RAC, а также стал чемпионом британской Формулы-Ford 1600. Несмотря на первые успехи, а также под давлением своей семьи, которая хотела вовлечь его в семейный бизнес, Айртон объявил о своем уходе из автоспорта и вернулся в Бразилию. Перед самым отъездом он успел получить предложение выступать в Формуле-Ford 2000 за 10 тысяч фунтов. Уже дома, в Бразилии Айртон решил принять это предложение и вновь отправился в Великобританию, уже под именем Айртон Сенна (так как он считал, что "Силва" это слишком распространенная бразильская фамилия).

    В 1983-м году Айртон Сенна стал чемпионом британской Формулы-3, хотя в конце сезона его напарник по команде, Мартин Брандл, дал бразильцу нешуточный бой, и все решилось в самой последней гонке. В ноябре того же года Сенна стал победителем Гран При Макао в составе команде Theodore Racing Team.


    В 1983-1984 гг. "Волшебник" принял участие в тестах четырех команд Формулы-1 - Williams, McLaren, Brabham и Toleman. Руководители McLaren, Lotus и Brabham предлагали бразильцу роль тест пилота с долгосрочным контрактом и возможностью выступать позже, так как свободных мест на 1984 год у них не было. Питер Уорр, руководивший в то время командой Lotus, был готов предоставить Сенне место основного пилота, но спонсоры настаивали на том, чтобы за команду выступал британский пилот, и он решил оставить Найджела Мэнселла.

    Однако, Айртон Сенна жаждал выступать в Формуле 1 немедленно и на своих условиях. Единственной командой, которая была готова принять его, сразу оказалась Toleman - относительно новая команда с не слишком большими возможностями. Однако, проявить себя ему удалось уже в 1984 году, когда под проливным дождем в Монако, бразилец летел к своей первой победе в Формуле 1 уже на шестой гонке в карьере. Но, к сожалению, этому не суждено было сбыться, и гонка была остановлена не дойдя даже до середины, и Айртону пришлось довольствоваться лишь вторым местом в считанных секундах от Алена Проста , у которого он отыгрывал по две с лишним секунды на каждом круге.

    В своем дебютном сезоне Айртон еще дважды поднимался на подиум, а через год, уже в составе Lotus, он одержал свою первую победу в качестве гонщика Формулы 1. Она пришлась на Гран При Португалии, где Сенна стартовал с поул-позиции, лидировал на протяжении всей дистанции и показал лучший круг, тем самым завоевав еще и Большой шлем.

    Lotus обладали достаточно быстрой техникой, которая позволяла периодически бороться за победы и держаться в четверке лучших пилотов по итогам чемпионата, но Айртону было нужно большее. Поэтому после трех сезонов в Lotus он стал искать место в более сильной команде. Очень к стати пришлись его теплые отношения с мотористами из Honda, которые помогли ему устроиться McLaren.

    Первый год в McLaren, сезон-1988 стал и остается до сих пор самым успешным в истории британской команды. Соперничество двух противоположностей - хладнокровного и расчетливого Алена Проста и горячего и голодного до побед Айртона Сенны - привело к невероятному результату. Дуэт Сенна-Прост выиграл 15 гонок из 16, а титул достался Айртону Сенне.

    Через год ситуация повторилась. Основная борьба за чемпионство разразилась между пилотами McLaren, но в этот раз победа досталась Алену Просту. Однако в 1989 году отношения между двумя чемпионами накалились до предела и руководитель McLaren, Рон Деннис, решил сделать выбор в пользу Айртона Сенны, и по окончании сезона француз покинул команду.

    Сезоны 1990 и 1991 годов дались Айртону Сенне относительно легко. Техника McLaren позволяла бразильцу стабильно бороться за победы и держать соперников на дистанции. Одержав 6 побед в 1990-м и 7 побед в 1991-м, Сенна стал самым молодым в истории трехкратным чемпионом мира.

    1992 и 1993 годы прошли под знаком команды Williams. Сначала Найджел Мэнселл на болиде, оснащенном активной подвеской в одну калитку выиграл-таки свой первый чемпионский титул и ушел из Формулы 1, а в 1993-м вернувшийся на один сезон Прост записал в свой актив четвертый титул и тоже покинул Королеву автоспорта. Темп болидов McLaren уже не позволял Сенне стабильно выигрывать гонки, и он выпал из борьбы за чемпионат на два года. Стоит упомянуть, что в конце 1993 года Айртон активно пытался перейти в Williams, но контракт Алена Проста с британской командой накладывал вето на возможность перехода бразильца в Williams. Хотя Сенна, с его собственных слов, был готов выступать за команду Фрэнка Уильямса даже бесплатно.


    В 1994-м году Айртон наконец-то смог договориться с Williams. Это должно было стать прямой дорогой к его четвертому титулу. В двух первых гонках он стартовал с поула, но сходил с дистанции. На Гран При Сан-Марино, своей последней гонке в жизни, он тоже стоял на поул-позиции. На старте бразилец сохранил лидерство, но гонка была остановлена в результате аварии на стартовой прямой. Восемь болельщиков и полицейский были травмированы отлетевшими от болида Джей-Джей Лехто обломками.

    На шестом круге гонка была возобновлена, Айртон возглавлял пелетон. Кругом спустя, в повороте Tamburello Сенна потерял управление над автомобилем и его машина врезалась в бетонные ограждения на скорости 233 км/ч. Гонка была немедленно остановлена. Спустя две минуты после аварии, Айртона извлекли из автомобиля и медицинская команда Формулы 1 во главе с Сидом Уоткинсом оказывала ему необходимую помощь. После чего Айртона погрузили на вертолет и отправили в местный госпиталь. Спустя несколько часов было объявлено о его смерти.

    Официально причиной аварии считается поломка рулевой колонки, которая была изготовлена из непрочного материала. В результате аварии правое переднее колесо и рычаг подвески отлетели внутрь кокпита, нанеся мощнейший удар по правой части шлема Айртона. Кроме того, один из рычагов пробил забрало его шлема в районе правого глаза и нанес ему смертельные переломы черепа и проникающее ранение мозга.

    Позже выяснилось, что в болиде Айртона был обнаружен флаг Австрии. Бразилец планировал поднять его на подиуме, чтобы почтить память молодого австрийского гонщика Роланда Ратценбергера, который погиб накануне гонки, во время субботней квалификации.

    Гран При Сан-Марино 1994 стал последним в жизни одного из самых Великих гонщиков Формулы 1 Айртона Сенны. Предлагаем вашему вниманию материал, опубликованный на F-1.Ru несколько лет назад и рассказывающий о том, как прошли последние дни и часы Бразильского Волшебника.

    Утром Айртон Сенна покинул свою виллу, расположенную в элитном курортном местечке Quinta do Lago в португальском Алгарве. По рассказам невесты Айртона Адрианы Галистеу, он не очень хотел уезжать и с нетерпением ждал вечера воскресенья, когда должен был вернуться обратно домой. Сама Адриана предпочла отказаться от поездки.

    Прежде, чем отправиться на автодром имени Энцо и Дино Феррари, на своем личном самолете British Aerospace HS125 под управлением пилота Оуэна О"Махони Айртон Сенна направился в Мюнхен на встречу с руководством Audi, где должен был провести переговоры о приобретении лицензии на продажу машин немецкого концерна в Бразилии. Спустя несколько часов его ждал еще один перелет – в этот раз в Болонью. Там, пересев в аэропорту Форли на вертолет, Айртон отправился в Падую, на завод по производству велосипедов «Carraro». Трехкратный чемпион мира должен был подписать контракт с итальянской фирмой по поводу выпуска велосипедов под его брендом «S». После окончания сделки Сенна вместе с основателем «Carraro» Джованни Карраро отправился в отель на пресс-конференцию.

    Айртон не скрывал, что после завершения карьеры был намерен попробовать себя в роли предпринимателя, и собирался рассказать об этом журналистам, но тех, естественно, больше интересовала Формула 1.

    «Для меня чемпионат начинается только в Имоле», - заявил Сенна на пресс-конференции.

    Также Айртон Сенна поделился мнением по поводу того, использует ли команда Benetton запрещенные электронные системы.

    «Я не могу ничего сказать по этому поводу. Трудно судить о том, что доказать невозможно», - сказал Айртон.

    В 17:30 бразилец наконец-то отправился на автодром имени Энцо и Дино Феррари, где меньше, чем через сутки должны были стартовать свободные заезды третьего этапа 1994 года. Прежде, чем поехать в гостиницу, Сенна хотел встретиться с командой.

    В 18:00 вертолет приземлился на территории трассы в Имоле. Айртон встретился со своим гоночным инженером Дэвидом Брауном, поговорил с Ричардом Вестом, директором Williams по маркетингу, о своих рекламных обязательствах и том, как прошли переговоры с «Carraro». Также понаблюдав за подготовкой болида и обсудив с командой аэродинамические изменения болида после тестов недельной давности во Франции, Сенна отправился в отель.

    Гостиница в Кастель-Сан-Пьетро, курортном городке, в 10 км к западу от Имолы, была местом McLaren, с 1989 года команда из Уокинга во время проведения Гран При Сан-Марино останавливалась там. Но даже после перехода в Williams Сенна предпочёл это место. Он забронировал комнату под номером 200, которую занимал каждый раз, - полулюкс стоимостью 150 фунтов за ночь, состоящий из спальни, ванной комнаты и небольшой гостиной.

    Фрэнк Уильямс, владелец Williams, расположился этажом ниже, в то время, как большая часть его команды остановилась в другом отеле. Выше расположился Рон Деннис, руководитель McLaren.

    Сенна путешествовал налегке. Он не любил большое окружение, однако в этот раз сопровождающих было больше, чем обычно - брат Леонардо, менеджер Джулиан Джекоби, друг Антонио Брага, журналист бразильского TV Globo Гальвано Буэно, один из немногих кому доверял Айртон, управляющий директор Селсу Лемус, физиотерапевт Йозеф Леберер

    Вечером они все вместе собрались за ужином, а в после 22:00 Сенна вернулся в свой номер. Он редко ложился спать до полуночи, но известно, что был отъявленным засоней.

    Пятница, 29 апреля, 8:30

    За час до начала свободных заездов Айртон Сенна на вертолете отправился на автодром. Между этапами в Японии и Сан-Марино команда Williams провела тесты на французской трассе в Ногаро, и обещала большое количество модификаций перед гонкой в Имоле. Однако бразилец был настроен скептически по поводу новинок. Болид FW16 уступал в скорости Benetton, несмотря на наличие более мощного двигателя.

    «Мы постоянно меняли настройки болида в попытке найти отличную комбинацию, которая могла бы превратить обещанную скорость в реальную. Однако сложно освоить машину, если ее поведение постоянно меняется. Это превращается в замкнутый круг», - заявил Деймон Хилл, напарник Айртона Сенны по Williams.

    Однако, по мнению британца, трехкратный чемпион мира мог справиться с любыми проблемами.

    «Айртон обладал огромным потенциалом, который мог компенсировать любой недостаток в шасси», - признался Деймон.

    Началась первая часть свободных заездов. Айртон Сенна проехал 22 круга с лучшим временем 1.21.598, что было быстрее на секунду, чем время его напарника Деймона Хилла. Тем не менее, бразилец в отличие от партнера по команде, приятно удивленного поведением обновленного болида, оказался недоволен. Айртон полагал, что в Williams выбрали неправильное направление в развитии машины и в течение долгого времени после окончания первой практики, обсуждал детали со своим гоночным инженером.



    Пятница, 29 апреля, 13:14

    На 14-й минуте первой квалификации Айртон завершил свой быстрый круг и вышел в лидеры. В то время, когда он находился на круге возращения в боксы, в повороте Variante Bassa в тяжелую аварию попал гонщик Jordan Рубенс Баррикелло - машина подлетела на поребрике и на скорости 225 км/ч ударилась об ограждение.


    Существуют противоречивые данные по поводу реакции Айртона. Он не видел аварию и послал свою помощницу Бетисе Ассумпачио в боксы Jordan, чтобы узнать подробности. Сам же отправился в медицинский центр. Входные ворота были закрыты, и ему пришлось перелезть через забор. Рубенс Баррикелло пришёл в сознание через несколько минут после аварии и увидел возле себя Сенну.

    «Первым, кого я увидел после аварии, был Айртон. У него были слёзы на глазах. Таким я его ещё не видел, - рассказывает Рубенс. - У меня сложилось такое впечатление, будто бы он воспринял мою аварию как собственную».

    Увы, слёзы Айртона были далеко не последними по ходу того уик-энда.

    Спустя несколько минут Сенна вернулся в боксы Williams.

    Пятница, 29 апреля, 13:40

    Квалификация возобновилась. Сенна сразу улучшил свой собственный результат и показал лучшее время уик-энда. Тот факт, что он сделал это ещё на не до конца знакомой ему машине и в тяжёлом эмоциональном состоянии после аварии Баррикелло, доказал насколько велики были его смелость и мастерство.

    Но было и доказательство того, что Айртон был уже не так целеустремлен, как раньше. Во время свободных заездов Сенна подозвал своего личного пилота Оуэна О"Махони.

    «Оуэн, у меня есть кое-что для вас», - сказал Айртон и достал из своей сумки три фотографии с автографами.

    «Это было очень странно, - рассказывает О"Махони. - В течение долгого времени я хотел попросить его сделать это, но не хватало смелости. Удивительно было то, что сделал он это во время сессии. Это было не похоже на Айртона, поскольку во время заездов он обычно думал только о трассе. Создалось такое ощущение, что он хочет завершить то, что когда-то недоделал».

    Несмотря на поул, Сенна был недоволен своим болидом. После квалификации он вёл долгую и оживлённую дискуссию со своим гоночным инженером Дэвидом Брауном. Позднее прервал своё интервью с журналистами и отправился в расположение команды.

    Марк Фогарти, журналист издания Carweek: «Я был поражён в своё время тем, насколько сосредоточено отвечал Айртон на наши вопросы. Если он соглашался давать интервью, то отдавал журналистам всё своё внимание. Иногда Сенна так долго отвечал на вопросы, делая паузы, что казалось, будто бы он не слышал, но на самом деле он просто думал над ответом. Но в этот раз он не был сконцентрирован на интервью, часто останавливался при ответах - создалось ощущение, что он был психологически измотан».



    Когда журналист RTL Кай Эбель спросил Сенну об инциденте с Рубенсом Баррикелло, трехкратный чемпион мира три раза начинал свой ответ, и каждый раз терялся в мыслях, а затем перевел тему, заявив, что трасса в Имоле является опасной.

    «На данный момент я – единственный чемпион мира в пелетоне. В прошлые годы я часто открывал рот, но теперь понял, что лучше не высовываться», - ответил Сенна на вопрос о том, почему гонщики никак не могут повлиять на ситуацию с безопасностью.

    После двух часов работы с гоночным инженером Айртон Сенна покинул автодром и вернулся в гостиницу. Физиотерапевт Йозеф Леберер провел процедуру массажа. Айртон сказал ему, что Рубенсу Баррикелло очень повезло и он не получил серьезных травм. Леберер в тот момент отметил неожиданную обеспокоенность своего подопечного.

    Пятница, 29 апреля, 23:00

    Айртон Сенна после ужина в небольшом ресторане Trattoria Romagnola вернулся в свой номер и позвонил Адриане Галистеу.

    «Он рассказывал об инциденте с Рубенсом Баррикелло, и в его голосе слышалось отчаяние, даже паника, - рассказывает Галистеу. - Затем он заплакал».

    Началась вторая часть свободных заездов, по итогам которой Айртон, проехав 19 кругов, показал время - 1.22.030 После окончания тренировки Сенна признался, что доволен машиной. Напряженная работа наконец-то начала приносить свои плоды.

    Между тем утром из госпиталя Маджиоре в паддок вернулся Рубенс Баррикелло – правая рука бразильца была перевязана, нос сломан. Он сказал Сенне, что отправляется домой в Бразилию и будет смотреть гонку по телевизору. Гоночный уик-энд для молодого бразильца был закончен, но журналистам он сообщил, что вернется через две недели в Монако.

    Суббота, 30 апреля, 13:18

    Практически ровно через сутки после инцидента с Рубенсом Баррикелло произошла ещё одна ужасная авария. Но в отличие от Рубенса у новичка Формулы 1 Роланда Ратценбергера не было никаких шансов на выживание. Simtek австрийца на скорости 320 км/ч вылетел с трассы в повороте Villeneuve, и ударился об стену.

    От удара машину отбросило обратно на трассу. Телевизионные камеры запечатлели момент, когда разбитый болид остановился, и голова австрийского гонщика безжизненно наклонилась в правую сторону.

    Когда Айртон Сенна, находившийся в тот момент в боксах, увидел аварию, он закрыл лицо руками и направился к выходу из боксов. Спустившись вниз по пит-лейн, он сел в машину безопасности и отправился на место инцидента. Когда он прибыл туда, тяжело травмированного Ратценбергера уже отправили в медицинский центр.

    Деймон Хилл в отличие от своего напарника находился на трассе в момент в аварии и проехал возле разбитой машины.

    «Я видел разбросанные обломки на трассе и, глядя на место инцидента, у меня сложилось впечатление, что авария была очень серьезной. Нам повезло с Рубенсом Баррикелло накануне, но в этот раз все было куда хуже», - рассказывает Хилл.

    Бригада врачей во главе с медицинским делегатом FIA профессором Сидом Уоткинсом прибыла на место инцидента спустя 25 секунд. Роланд Ратценбергер был извлечен из болида. Австриец получил серьезные травмы головы и шеи, и клинически был мертв. На месте был сделан массаж сердца, а через семь минут после аварии на место прибыла машина скорой помощи. Из медицинского центра трассы Ратценбергер на вертолете был отправлен в госпиталь Маджиоре

    Из госпиталя в Болонье пришло сообщение о смерти Ратценбергера. Это был первый смертельный случай в Формуле 1 с 1986 года, когда на тестах в Поль-Рикар погиб Элио де Анджелис.

    На месте инцидента Сенна увидел только разбитый болид и разбросанные по всей трассе обломки. Вернувшись в боксы, Айртон отправился на поиски Сида Уоткинса - он хотел знать подробности. Несмотря на разницу в 30 лет, Сенна и Уоткинс были хорошими друзьями.

    «Айртон был шокирован , - вспоминает Уоткинс реакцию Сенны. - Он никогда не сталкивался с жестокой реальностью своей профессии, потому что в годы его выступлений никто не погибал. Но он знал о смерти - он был религиозным человеком и был достаточно умён, чтобы обдумать всё.

    Я ему сказал: Айртон, почему бы тебе не отказаться от участия в гонке? Что ты потеряешь в таком случае? Ты три раза выигрывал чемпионат мира, ты – один из самых быстрых гонщиков. Брось это все, а я закончу свою работу и вместе мы поедем на рыбалку».

    «Сид, в жизни есть вещи, которые от нас не зависят. Я не могу уйти. Я должен продолжать», - сказал Сенна в ответ.

    Сид Уоткинс и Айртон Сенна разговаривали в течение пяти минут, в это время в медицинский центр вошёл Мартин Уитакер, сотрудник пресс-службы FIA.

    «Когда они закончили разговор, я спросил Сенну: знает ли он о том, что произошло? Айртон ничего не ответил, только посмотрел на меня и ушёл, - рассказывает Уитакер. - Я никогда не забуду его взгляд. Нельзя сказать, что в нём был страх. Айртон просто очень сильно переживал. Но было и что-то другое. Вы можете увидеть это на его фотографиях, сделанных в тот уик-энд».

    Команда Williams не стала продолжать участие в квалификации. Айртон вернулся в моторхоум, где находились Деймон Хилл и его жена Джорджия, а также Бетисе Ассумпачио.

    «Он был подавлен. Я погладила его по голове, поговорила с ним немного, но он был очень замкнут», - рассказывает Бетисе.

    Айртон Сенна отказался от участия в пресс-конференции после квалификации, где он завоевал поул. По правилам, ему грозил денежный штраф, но Мартин Уитакер попросил не предпринимать санкций по отношению к бразильцу. Его просьба была услышана.

    Сенна был вызван стюардами, которые были намерены вынести ему предупреждение за использование машины безопасности, на которой он доехал до места аварии Ратценбергера.

    Гоночный директор Джо Корсмит заявил, что Сенне не стоило брать машину безопасности без разрешения, несмотря на чрезвычайную ситуацию. Сенна ответил, что он представлял интересы всех пилотов, беспокоился за безопасность трассы и состояние Ратценбергера. Также он рассказал, что получил разрешение официальных лиц, прежде, чем сесть в машину безопасности. Разговор вышел достаточно напряжённым и в один момент Айртон прокричал: «По крайне мере, хоть кто-то был обеспокоен безопасностью!»

    Корсмит решил не предпринимать каких-либо санкций, поскольку посчитал, что Сенна был вне себя.

    В последующем разговоре с Йозефом Леберером Айртон негодовал: «Как они смеют указывать мне на мои действия? Я управляю болидом, а они говорят мне о безопасности!»

    Айртон Сенна покинул автодром имени Энцо и Дино Феррари. Он всерьез рассматривал возможность отказа от участия в гонке и был намерен поговорить об этом вечером с Фрэнком Уильямсом.

    Марк Фогарти, которому накануне вечером Сенна давал интервью, рассказал, что у трехкратного чемпион мира было предчувствие. Айртон даже не завершил интервью, договорившись, что сделает это в конце недели.

    «Если оглянуться назад, то сейчас можно многое понять, - говорит Фогарти. - У меня тогда сложилось впечатление, что у Айртона было плохое предчувствие».

    В субботу вечером Сенна два раза звонил своей подруге Адриане Галистеу.

    «Айртон сказал, что не хочет принимать участие, но это его работа. Он ничего не сказал о страхе за свою жизнь, - говорит Галистеу. - Он был потрясен, плакал и признался, что не хочет выходить на старт. Он никогда так раньше не говорил».

    Вечером было запланировано празднование дня рождения Йозефа Леберера, но, по словам Джулиана Джекоби, это было больше похоже на «мрачное сборище». Сенна отправился в номер к Фрэнку Уильямсу. После разговора с ним Айртон стал гораздо спокойнее и подтвердил, что выйдет на старт Гран При Сан-Марино.

    Сенна вновь позвонил Галистеу. По её словам, он чувствовал себя лучше, и сказал, что собирается выйти на старт гонки, но не знает, чем это всё закончится. Его последние слова были: «Забери меня завтра из аэропорта в Фару в 20:30 вечера. Не могу дождаться момента, когда увижу тебя...»

    Перед сном Йозеф Леберер предложил Айртону сделать массаж, но он отказался, сказав, что не в настроении.

    Воскресенье, 1 мая. 7:30

    Сенну разбудил телефонный звонок. Звонил пилот О"Махони, который хотел узнать время, когда нужно забирать вещи из гостиницы. Сенна отправился на вертолёте на трассу. На Warm Up Айртон показал лучшее время. Дэвиду Брауну он сказал, что доволен настройками и их не нужно менять.

    В интервью французскому каналу TF1, на котором комментатором работал Ален Прост, Сенна сказал: «Я бы хотел передать привет моему старому другу Алену Просту. Хочу сказать, что мне его очень не хватает».

    Учитывая их соперничество в прошлом, это было достаточно неожиданным заявлением.

    После завершения Warm Up Айртон Сенна встретился с Аленом Простом в моторхоуме Williams. В течение получаса они вели беседу – Айртон попросил помочь ему с мерами по повышению безопасности. Прост согласился и они договорились встретиться на Гран При Монако.

    Сенна отправился на брифинг пилотов. Участники почтили память Роланда Ратценбергера минутой молчания.

    Сенна был обеспокоен правилом машины безопасности, заявив, что её темп является слишком низким для поддержания оптимальной температуры шин. Вместе с Герхардом Бергером он предложил отменить это правило. После брифинга Айртон отправился в моторхоум Williams на рекламное мероприятие команды, он не хотел этого делать, но понимал, что это часть работы.

    Воскресенье, 1 мая. 12:00

    Айртон Сенна начал подготовку к гонке. Как обычно, он легко пообедал, а потом закрылся в своем моторхоуме, чтобы собраться мыслями. По словам очевидцев, Сенна часто читал Библию перед гонкой. В этот уик-энд она также была у него с собой, но никто не знает, читал ли он её в то утро.

    Воскресенье, 1 мая. 13:30

    За полчаса до начала гонки Сенна отправился в боксы Williams. Хайме Брито, бразильский журналист попросил его подписать три фотографии.

    «В тот день я заметил, что Айртон делает то, что никогда раньше не делал, - рассказывает Брито. - Он обошёл болид вокруг, посмотрел на шины, на заднее антикрыло. Казалось, что он с подозрением относится к машине».

    «Айртон всегда надевал подшлемник и шлем так, будто бы с нетерпением ждал начала гонки, - говорит Бетиссе Асумпачио. - В тот день он сделал это так, будто бы не хотел выходить на старт. Но он не думал, что скоро погибнет, он думал о победе. Он просто хотел, чтобы этот уик-энд поскорее закончился, и он мог отправиться домой, где уже давно не был».

    На стартовой решетке Сенна также нарушил одну из своих традиций - после установочного круга он снял шлем, и ослабил ремни безопасности, чего до этого раньше предпочитал не делать. В отличие от всех остальных гонщиков он никогда не покидал кокпит, концентрируясь на первом повороте после старта и прорабатывая сценарий действий на старте.

    Как обычно, перед началом гонки комментатор на автодроме начал объявлять стартовую решетку, и когда было произнесено имя пилота Ferrari Герхарда Бергера, занимавшего третье место, трибуны ликованием поприветствовали австрийца. В тот момент Герхард находился рядом с Айртоном Сенной.

    «Он посмотрел на меня и улыбнулся, - вспоминает Бергер. - Это была улыбка друга, который рад видеть мою поддержку и любовь болельщиков ко мне. Это последнее, что я запомнил о нем».



    Воскресенье, 1 мая. 14:00

    Гонка стартовала и пелетон, возглавляемый Айртоном Сенной, направился к первому повороту, но позади не обошлось без инцидента. Педро Лами на болиде Lotus врезался в заглохший Benetton Юрви-Ярви Лехто. Обломки усыпали трассу, а одно из колёс улетело на трибуну и ранило девять человек.

    На трассе появилась машина безопасности и гонка, несмотря на серьезность аварии, остановлена не была. Сенна на этот момент лидировал, далее расположились: Шумахер, Бергер, Хилл.

    Дэвид Браун, гоночный инженер Айртона Сенна, сообщил ему о том, что на следующем круге машина безопасности покинет трассу. Сенна подтвердил, что услышал сообщение – это были его последние слова.

    Сенна на первом круге после рестарта, с полными баками и на холодной резине показал время круга 1:24.887, которое было превзойдено лишь в конце гонки и только двумя пилотами – Михаэлем Шумахером и Деймоном Хиллом.

    Воскресенье, 1 мая. 14:17

    Айртон Сенна второй раз после рестарта и седьмой раз в течение гонки приблизился к повороту Tamburello. При прохождении вершины виража его машину на скорости 300 км/ч сорвало с траектории. В зоне вылета скорость упала до 209 км/ч, а затем правой стороной болид врезался в бетонное ограждение. Правая передняя часть приняла на себя всю нагрузку, оторвавшееся колесо вместе с рычагами подвески оказалось зажато между шасси и стеной, а затем болид был отброшен на обочину.

    Через несколько секунд дирекция гонки приняла решение вывесить красный флаг. Сид Уоткинс отправился на место инцидента.

    Воскресенье, 1 мая. 14:18

    Невеста Айртона Сенна Адриана Галистеу наблюдала за гонкой по телевизору в Португалии. В момент аварии у нее появилась эгоистичная мысль: «Хорошо. Он вернется домой пораньше».

    Она ждала, когда Айртон снимет перчатки, уберет руль и покинет кокпит. У нее не было мыслей, что этого не произойдет. За 18 месяцев, прошедшие после из знакомства, Адриана уже видела подобные аварии и заканчивались они всегда хорошо.

    Пилот личного самолета Айртона Сеннны Оуэн О"Махони также наблюдал за гонкой по телевизору и сразу после аварии принялся готовиться в раннему вылету, но вернулся на место после того, как его босс остался в кокпите.

    Физиотерапевт Сенны Йозеф Леберер находился в момент аварии в боксах Williams.

    «Я помню, как говорил вслух: давай, давай, вставай, вставай, выходи из машины, парень!» - вспоминает Леберер, понявший в тот момент серьезность аварии.

    Адриана Галистеу тем временем начинала все и больше беспокоится из-за того, что Айртон продолжал оставаться в кокпите.

    «Чего он ждет? – спросила она у домработницы. – Может быть, он сломал руку или ногу?»

    Затем она начала кричать: «Выходи из машины, выходи!»

    Спустя несколько минут Адриана заплакала.

    Воскресенье, 1 мая. 14:18

    Сид Уоткинс подъехал на место инцидента и подошел к врачу из первой машины, который уже находился возле разбитого болида Williams FW16 и качал головой. Состояние шлема и сочащаяся из под него кровь говорили о серьезной травме. Врачи посмотрели друг на друга, выразив таким образом неуверенность по поводу того, что они увидят, когда шлем будет снят. Уоткинс перерезал ремень на подбородке и пока, другие придерживали голову пострадавшего, он снял шлем. Хлынула кровь. Лобовая часть была серьезно повреждена.

    Сид Уоткинс осмотрел Сенну. Глаза были закрыты, он был без сознания. Уоткинс поднял веки.

    «Он получил серьезную травму головы. По степени полученных повреждений было понятно, что у него нет шансов на выживание», - вспоминает Сид Уоткинс

    Медики вытащили Айртона из болида. Кровь продолжала идти. Его положили на землю, а маршалы подняли специальные щиты, закрыв пострадавшего от лишних взглядов.

    «Когда мы извлеки его из машины, он вздохнул. Несмотря на то, что я не являюсь верующим, в тот момент я почувствовал, как его душа покинула тело», - вспоминает Уоткинс.

    Врачи сделали необходимые инъекции и после того, как дыхательные пути были очищены, остановлено кровотечение и зафиксирована шея, у Сенны появился слабый пульс. Сид Уоткинс принял решение отправить Айртона на вертолете в госпиталь Маджиоре для проведения интенсивной терапии, несмотря на то, что он понимал, что, скорее всего, это не принесет результата.

    Вертолет поднялся в воздух и направился в сторону Болоньи. Во время 20-минутного перелета произошла очередная драма – на третьей минуте полета сердце Айртона остановилось. Доктор Гордини приложил все усилия для того, чтобы его запустить, и ему это удалось.

    Сенна доставлен в госпиталь Маджиоре в Болонье. Бразилец был направлен в отделение интенсивной терапии, где подтвердился диагноз – повреждение головного мозга.

    Сердце Сенны остановилось вновь. Врачи смогли его запустить и подключили Айртона к системе искусственного жизнеобеспечения.

    Главный врач Мария Терезия Фиандри опровергла возможность операции травмированного Айртона Сенны

    Фиандри прочитала вслух клинический бюллетень, в котором сообщалось о том, что Айртон Сенна получил травму мозга с обширным кровоизлиянием и находится в коме.

    Воскресенье, 1 мая. 18:00

    Врачи заявили, что мозг Айртона Сенны мёртв и он продолжает дышать лишь при помощи оборудования. По итальянским законам врачи не имеют права отключать приборы жизнеобеспечения ранее чем через 12 часов. Но даже это уже не могло бы помочь.

    Сид Уоткинс предложил всем попрощаться. Герхард Бергер и Йозеф Леберер отправились первыми. Бергер сел на кровать Сенной, человеком, который сыграл огромную роль в его жизни и карьере. Несколько минут он тихо говорил, а затем произнес последнее «прощай» и поцеловал друга в щеку. Он сказал: «Я провел с ним несколько минут, а дальше было, что было».

    Затем вошли попрощаться остальные.

    В палате Айртона Сенны побывал священник

    Воскресенье, 1 мая. 18:37

    Сердце Айртона Сенны остановилось и врачи приняли решение не пытаться вернуть его к жизни.

    Воскресенье, 1 мая. 18:40

    Главный врач Мария Терезия Фиандри объявила о смерти Айртона Сенны, отметив, что ее официальным временем стало 14:17, когда трехкратный чемпион мира врезался в стену.

    В Бразилии был объявлен трехдневный траур.

    Сама авария со 2:00-й минуты. Первого мая этого года исполнится 20 лет со дня гибели легендарного Айртона Сенны, или, как его называли, "Волшебника". Ниже представлены воспоминания конструктора машины, за рулём которой погиб Айртон - британца Эдриана Ньюи. После 1991 года Сенна не выигрывал титулы — в 1992 и 1993-м они достались гонщикам Williams, выступавшим на машинах, построенных Эдрианом Ньюи. В 1994 году Сенна перешёл в Williams, но в двух первых гонках сошел с дистанции, а в третьей погиб. Ньюи вспоминает о том, что предшествовало аварии, и пытается разобраться, что стало причиной... Эдриан Ньюи: «После двух лет работы с активной подвеской с Williams FW16 у нас возникли проблемы. В аэродинамике была допущена ошибка — расстояние между трассой и днищем оказалось слишком маленьким. Это стало понятно на тестах в Ногаро, которые Деймон Хилл проводил перед гонкой в Имоле. Я был на трассе и наблюдал за машиной. Эта трасса похожа на Имолу, на ней много кочек. Мне сразу стало понятно, в чём проблема. Боковые понтоны были слишком длинными. Воздух не попадал в диффузор, так как передний край понтонов располагался слишком близко к асфальту. Сегодня это смешно звучит, но в то время у нас не было инструментов, чтобы заметить такую проблему в аэродинамической трубе. Мы решили укоротить боковые понтоны, но, конечно, не успели этого сделать до Имолы. Наша машина завоевала поулы во всех трёх первых гонках, но только благодаря Айртону. Ни одному другому пилоту на такой машине сделать этого не удалось бы. У меня было много работы на базе, я не присутствовал на прошлой гонке в Аиде, и я достаточно поздно приехал в Имолу. Когда я пришёл в паддок, то вдруг увидел, как машина летит на высоте отбойника. Это была машина Рубенса Баррикелло. О той пятнице я могу вспомнить ещё кое-что. Одна из машин Simtek потеряла переднее антикрыло. Руководитель команды, Чарли Муди, которого я знал по работе в March, пришёл ко мне и спросил, как лучше прикрепить переднее антикрыло к носовому обтекателю.Я не мог ему помочь, не зная конструкцию крыла у Simtek. Я сказал ему, что это работа их конструктора Ника Вирта. На вопрос, где он, Муди ответил, что он ушёл на праздничный ужин. На следующий день Роланд Ратценбергер разбился из-за поломки переднего антикрыла. Гибель Роланда очень сильно повлияла на Айртона. Давление на него возрастало. Он пришёл в Williams в надежде получить лучшую машину, но всё ещё не набрал ни одного очка. В Имоле наша машина оказалась не слишком хороша. У нас были проблемы, мы старались найти приемлемый дорожный просвет. Айртон жаловался на недостаточную и избыточную поворачиваемость – обычные симптомы в таких случаях. В Аиде Айртон наблюдал за Benetton на трассе и был убеждён, что Михаэль Шумахер пилотировал с трекшн-контролем. По его мнению, машина Шумахера была нелегальной. В субботу утром я встретил его в трейлере. Он сказал, что ведёт неравный бой, и спрашивал меня, что мы можем сделать. Я сказал ему, что мы знаем решение наших проблем, и что вскоре его машина будет лучше. Потом была гонка. Началось всё со столкновения на старте и появления автомобиля безопасности. В Тамбурелло у нас не было особых проблем. Но в этом повороте много кочек, и внутри их больше, чем снаружи. Деймон всегда выбирал более безопасный путь по внешнему радиусу. Айртон же считал, что внутренний радиус короче, а потому быстрее. Что именно произошло, я не знаю, хотя потом это не раз обсуждалось в судах. На нашей машине был усилитель рулевого управления. Рулевой крутящий момент измерялся датчиками распорки передней оси и не имел датчика положения. По данным, которые удалось извлечь из повреждённого блока электроники, мы видели: рулевой крутящий момент вдруг резко колеблется. С одной стороны, эти данные можно интерпретировать как отказ рулевой колонки. Но Айртон ещё полсекунды продолжал до упора жать на газ, затем уменьшил давление до 50%, прежде чем, наконец, совсем убрать газ и затормозить. Логика говорит, что при поломке рулевого управления он сразу нажал бы на тормоз до упора. С бортовой камеры на машине Шумахера видно, как задняя часть нашей машины срывается, Айртон быстро корректирует траекторию, а затем его выбрасывает с трассы – это уже моя теория. Так бывает на американских овалах – машина вылетает в противоположном направлении. Почему это произошло на втором круге после того, как машина безопасности покинула трассу, а не на первом? Давление в шинах всё ещё было низким, но теоретически ему могло быть проще, чем на первом круге. Шумахер сообщил, что Айртон едва не вылетел и на предыдущем круге. Вероятно, произошел медленный прокол одной из правых шин, но проверить это невозможно — оба колеса были полностью уничтожены. После аварии у меня сразу было плохое предчувствие, ведь он не двигался в машине. Шлем был будто привинчен к месту, где располагается гонщик, слегка касаясь подголовника. Затем возник страшный шум. После этого я ничего не помню. К сожалению, я не очень хорошо знал Айртона. Всегда нужно время, чтобы наладить отношения с новым гонщиком. На протяжении многих лет мы были соперниками, я работал на команды конкурентов. Когда мы впервые встретились на базе в декабре, он сразу же захотел увидеть аэродинамическую модель. И хотел знать о конструкции машины всё, что было возможно».

    Когда через два с половиной месяца после трагедии в Имоле сборная Бразилии в серии послематчевых пенальти победила итальянскую команду, футболисты посвятили триумф погибшему соотечественнику. На могилу Сенны приходит больше народу, чем к Джону Кеннеди или Элвису Пресли. Как на днях признался бывший президент Макс Мосли, после Гран-при Сан-Марино политики всерьёз заговорили о запрете Формулы-1 как таковой. Считается, что незаменимых нет, но заменить Айртона Сенну было невозможно - после его гибели меняться пришлось Формуле-1, а остальному миру - лишь скорбеть об утрате настоящего героя…

    Расцвет автоспорта

    Во времена Айртона Сенны Формула-1 переживала один из бурных периодов расцвета. Началась эра турбодвигателей, гонщики и инженеры были одержимы скоростью, компромиссы здесь презирались. Когда пришёл Сенна, на трассах блистал Ники Лауда, «Макларен» был неудержим. Но в 1986-м на тестах погиб Элио де Анжелис, с которым Айртон выступал в «Лотусе».

    Нельзя сказать, что это стало большой неожиданностью. Всего четыре года назад погибли Жиль Вильнёв и Рикардо Палетти. Публика помнила, что автогонки сами по себе небезопасны. Правда, граунд-эффект к тому моменту уже был запрещён: хотя генерируемая им прижимная сила и давала явное преимущество, недостатки идеи делали машину неуправляемой и опасной.

    После сезона 1988 года - через два с половиной года после гибели де Анжелиса - в Формуле-1 запретили турбодвигатели. Вместо укрощения мощностей инженеры занялись тем, чтобы оптимизировать поведение машины. Появилось множество электронных помощников - активной подвески, антипробуксовочной системы и ряда других. В гонки добавился элемент программирования, «Макларен» потерял лидерство в чемпионате, и на первый план вышел «Уильямс».

    С «Маклареном» Сенна выиграл уже три чемпионата, но последние два года уверенно доминировал «Уильямс», приведший к титулу Найджела Мэнселла и Алена Проста. Перед сезоном 1994 года в Гроув перебрался и Сенна. Правда, вспомогательные системы тоже запретили, и Эдриану Ньюи пришлось перестраиваться и менять подход, как и всем остальным.

    Без трэкшн-контроля и активной подвески FW16 была практически неуправляемой - очень нервной и нестабильной. Автомобиль был эффективен лишь в очень узком диапазоне условий, и стоило им измениться - машину срывало с траектории. Тем не менее Сенна намерен был сражаться за чемпионский титул и завоевал поулы к трём первым Гран-при сезона.

    Чёрный уик-энд в Имоле

    Гран-при Сан-Марино начался с жёсткой аварии Рубенса Баррикелло в тренировках. Бразилец отделался повреждением рёбер и сломанным носом. Уже на следующее утро Баррикелло был в паддоке, хотя за руль не садился. Однако в квалификации после удара об отбойник на скорости 315 км/ч погиб Роланд Ратценбергер - перелом основания черепа. Он умер не приходя в сознание.

    На следующий день на втором после рестарта круге вылетает в «Тамбурелло» и врезается в отбойник. Гравийная ловушка немного сбила скорость, но в момент столкновения она составляла свыше 200 километров в час. Рычаг подвески пробил шлем и вошёл в череп Сенны. Когда его доставили в больницу, мозг был уже мёртв, врачи оказались бессильны.