• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Игра - это не только источник положительных эмоций, это ещё и возможность развивать качества, необходимые для дальнейшей жизни. Во время игры, ребёнок, даже не подозревая об этом, может получать новые знания, умения, навыки, развивать способности. Любая игра - это, прежде всего, общение со сверстниками или взрослым. И именно в этот момент ребенок учится уважительно относиться к чужим победам и достойно переносить свои неудачи. Из большого разнообразия игр хочется выделить дидактические игры, которые в руках педагога становятся интересным, захватывающим, эмоциональным и творческим средством воспитания гармонично развитой личности ребенка.

    В существующей практике обучения основным движениям детей в дошкольных учреждениях преобладают методы прямого обучения, которые не всегда эффективны. Внесение игрового компонента в обучение дает возможность ребенку посмотреть на движение с практической, т. е. игровой, позиции, учит его трансформировать двигательные умения в свою непосредственную деятельность.

    Основное назначение предлагаемых игр — усиление образовательной направленности в обучении детей движениям. Само движение остается основным и обязательным компонентом игр, но выступает уже не только как конкретное двигательное действие, где надо получить определенные результаты, а в качестве познавательного объекта.

    Через игры дети знакомятся с многообразием движений, их назначением; учатся дифференцировать движения по видам и способам выполнения; соотносить, сравнивать выполняемое движение с имеющимися мерками — двигательными эталонами; упражняются в применении движений в новой необычной обстановке.

    С помощью дидактической игры организуются дополнительное восприятие, различение движений, узнавание их не только по внешнему действию, но и по словесному описанию. Таким образом дети учатся делать первичные обобщения, группировать движения по определенным свойствам. Дидактические игры рекомендуются для использования на занятиях по физкультуре и в самостоятельной двигательной деятельности детей пяти-семи лет. Длительность игр — 7—10 минут, количество игроков — 6—10 человек.

    Представленные ниже дидактические игры по физическому воспитанию способствуют закреплению у детей знаний, полученных на тематических занятиях по физическому воспитанию. Основная их цель - формирование у детей устойчивого интереса к физкультуре и спорту. Все игры многофункциональны. Они не только развивают интерес к спорту, но и способствуют формированию и развитию психических процессов:
    — развитию восприятия цвета, формы, величины, пространства, времени;
    — развитию зрительного и слухового внимания;
    — формированию и развитию мыслительных операций (сравнения, сопоставления, обобщения, исключения, классификации), операций анализа и синтеза; формированию логического мышления детей;
    — формированию общей и мелкой моторики рук.
    Все игры я сделала своими руками. Для изготовления игр были использованы фотографии и символы видов спорта, а также картинки из настольных игр и раскрасок.

    • В дидактические игры следует играть во время самостоятельной или совместной деятельности детей и педагога.
    • Для игры в настольные игры следует выбирать стол, за которым смогут комфортно сидеть все участники игры.
    • Участие в играх педагога повышает интерес детей к играм, способствуют развитию дружеских отношений.
    • Для развития активности и самостоятельности целесообразно роль ведущего поручать кому-нибудь из ребят.
    • Новую игру следует четко, кратко объяснить, отдельные моменты можно показать.
    • Ход игры и ее правила объясняются перед началом. При необходимости воспитатель может показать и с помощью вопросов выяснить, как дети поняли игру.
    • Все указания по ходу игры нужно давать в спокойном тоне, отмечать правильное выполнение заданий, соблюдение правил.
    • Деятельность детей в игре оценивается всеми ее участниками; при этом важно отмечать соблюдение правил, качество ответов, самостоятельность в организации и проведении игр.
    • После игры необходимо дать объективный анализ поведения всех играющих, выполнения ими всех правил, что способствует формированию дружеских отношений и сознательного отношения каждого ребенка к своему поведению.

    Описание дидактических игр.

    «Спортивный инвентарь»

    Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей со спортивным инвентарем; учить детей узнавать и называть спортивный инвентарь, определять его назначение; развивать мышление, внимание, память, логику.
    Возраст: 3 - 4 года.
    Правила: В комплект входят карточки с черно-белым изображением спортивного инвентаря и к ним цветные части этих картинок (от 3 до 12 частей). Ребенок выбирает черно-белую картинку и на нее накладывает цветные части этой картинки. После того, как ребенок соберет картинку, он должен назвать спортивный инвентарь, который на ней изображен.
    Усложнение: Собрать картинку, не опираясь на черно-белое изображение. Рассказать, как можно использовать данный инвентарь.

    «Сложи картинку»

    Картинки с изображением видов спорта, инвентаря разрезаны на различные геометрические фигуры.
    Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей с видами спорта; учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать воображение, мышление, логику.
    Возраст: 5 - 7 лет.
    Правила: игрок собирает картинку из частей. Собрав, ребенок рассказывает, что изображено на картинке.

    «Найди пару»

    Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей с видами спорта; учить детей узнавать и называть спортивный инвентарь и оборудование, определять к какому виду спорта он относится; развивать умение анализировать и обобщать; развивать творческое мышление и воображение.
    Возраст: 3 — 5 лет
    Правила:
    1 вариант: играют от 2 до 4 человек. Ведущий сортирует карточки по парам и делит их поровну между игроками. По команде игроки должны подобрать парные карточки и сложить их. Побеждает тот, кто первым справился с заданием и правильно назвал спортивный инвентарь.
    2 вариант: играют от 2 до 4 человек и ведущий. Ведущий сортирует карточки: в одну стопку кладет одну карточку из пары, а в другую - вторую карточку. Одну стопку он раздает игрокам, а вторую кладет на стол картинками вниз. Ведущий берет одну карточку и показывает ее игрокам. Тот игрок, у которого находится пара от этой карточки, называет, что изображено на картинке, и в каком виде спорта это используют. Если ответ верен. То игрок забирает карточку себе, если нет, то ведущий оставляет карточку себе. Побеждает тот, у кого больше собранных пар.

    «Две половинки»

    Картинки с изображением спортивного инвентаря и основных видов движений инвентаря разрезаны на две половинки.

    Цели и задачи: учить детей узнавать и называть спортивный инвентарь, основные виды движения; развивать мышление и память; формировать интерес к физкультуре.
    Возраст: 2 - 3 года.
    Правила:
    1 вариант. Ребенок складывает две половинки, чтобы получилась картинка.
    2 вариант. Ребенок ищет в стопке картинок нужную половинку. Собрав картинку, ребенок должен назвать то, что на ней изображено.
    3 вариант. Собрав картинку, ребенок должен назвать то, что на ней изображено. Если это движение, то ребенок должен его показать. Если это инвентарь, то ребенок должен найти его в группе и показать, какие упражнения можно с ним выполнять.

    «Хорошо и плохо»

    Цели и задачи: приучать детей к здоровому образу жизни; учить детей сравнивать хорошее и плохое, полезное и вредное; прививать детям желание вести здоровый образ жизни; развивать мышление, логику, память.
    Возраст: 3 - 6 лет.
    Правила: детям раздаются карточки, на которых изображены ситуации вредные для здоровья. Игроки должны определить, почему это вредно и найти парную карточку с изображением ситуации полезной для здоровья.

    «Отдыхай активно» (кубики)

    Цели и задачи: формировать интерес к двигательной деятельности; учить детей узнавать и называть виды активного отдыха; развивать память мышление, логику.
    Возраст: 3 - 6 лет.
    Правила: собрать кубики так, чтобы получилось целое изображение, опираясь на готовую картинку.
    Усложнение 1: собрав изображение, ребенок должен назвать, что изображено на картинке.
    Усложнение 2: собрать изображение по памяти, не опираясь на готовое изображение.

    «Спортивное домино»

    Цели и задачи: учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать память, логику, мышление.
    Возраст: 4 - 6 лет.
    Правила: на игральных костях изображены символы видов спорта. Играют 2 - 4 человек. Перед началом игры кости выкладываются на стол рубашками вверх и перемешиваются. Каждый игрок выбирает себе любые семь костей. Остальные кости остаются лежать на столе - это «базар». Первым ходит игрок, у которого есть кость с двойной картинкой. Если у нескольких игроков есть кость с двойной картинкой, то первый игрок выбирается считалкой. Далее игроки ходят поочередно, ставя кости справа и слева от первой, приставляя к картинке одной кости такую же картинку другой. Если у игрока (чей ход) нет кости с нужной картинкой, то он берет кость на «базаре». Выигрывает тот, у кого не останется ни одной кости (или их будет меньше всего).

    «Спортлото»

    Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать внимание, память.
    Возраст: 5 - 7 лет.
    Правила: Играю 2-6 человек.
    Каждый игрок берет 2-3 игровые карты, на которых вместо цифр изображены символы видов спорта. Водящий достает из мешочка фишку с символом, называет вид спорта и показывает её игрокам. Тот, у кого на игровой карте есть такой символ, закрывает его жетоном. Выигрывает игрок, который быстрее закроет все символы жетонами.

    «Спортмеморина»

    Цели и задачи: формировать интерес детей к физкультуре и спорту; учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать память.
    Возраст: 5 - 7 лет.
    Правила: Играют 2 - 6 человек. На столе рубашкой вверх раскладываются парные карточки с символами спорта в произвольном порядке. Поочередно игроки переворачивают по две карточки. Если символы на карточках одинаковые, то игрок забирает их себе и делает следующий ход. Если символы разные, то карточки переворачивают обратно и ход делает следующий игрок. Игра заканчивается, когда все карточки находятся у игроков. Побеждает тот, кто собрал больше пар.

    «Спорт зимой и летом»

    Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать логику, память, мышление, умение классифицировать и сортировать виды спорта.
    Возраст: 5 - 7 лет.
    Правила: Игроку предлагается выбрать символы (изображения) только зимних или только летних видов спорта. Затем он называет данные виды спорта; объясняет, почему они летние или зимние; рассказывает, как определяется победитель.

    «Спортивная угадайка»

    Цели и задачи: пополнять и закреплять знания детей о спорте; развивать мышление, память.
    Возраст: 4 - 7 лет.
    Правила: ведущий (воспитатель) перемешивает игровые поля (на каждом изображено 6 разных видов спорта) и распределяет их между детьми. Затем ведущий показывает карточку с изображением вида спорта и называет его. Игрок, на чьем поле есть такой же вид спорта, берет ее, и кладя поверх своего поля, повторяет название. Выигрывает тот игрок, кто быстрее закроет свои игровые поля карточками.
    Усложнение: играть так же, но название вида спорта называет игрок, на чьем поле есть такой же вид спорта. В случае неправильного ответа, ведущий называет правильный ответ, отдает карточку игроку, а игрок поверх карточки, которую положил на игровое поле, кладет штрафной жетончик. Выигрывает тот, у кого меньше штрафных жетончиков.

    «Четвертый лишний»

    Цели и задачи: формировать интерес к физкультуре и спорту; закреплять знания детей о спорте, физкультуре, гигиене и здоровье; развивать логику, мышление, память.
    Возраст: 4 - 7 лет.
    Правила: Игрок берет одну карточку, на которой изображены четыре картинки. Игрок называет, что изображено на карточке, затем закрывает лишнюю картинку, объясняя, почему она лишняя.

    «На зарядку становись»

    Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей составлять упражнения для утренней гимнастики; развивать память, мышление, логику.
    Возраст: 5 - 7 лет.
    Правила: Игрок выбирает карточку с изображением для исходного положения. Затем подбирает движения для самого упражнения (на счет 1-2 или 1-4) так, чтобы промежуточные положения тела и конечностей сочетались. После составления упражнения ребенок должен его выполнить. Играющих может быть несколько человек. Они по очереди составляют упражнение, а остальные должны выполнить задание.

    «Что к чему»

    Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать и называть виды спорта; учить определять и называть необходимый инвентарь, оборудование, экипировку для данного вида спорта; развивать мышление, память, логику.
    Возраст: 5 - 7 лет.
    Правила: Игрок выбирает карточку с видом спорта. Далее он подбирает к ней символ данного вида спорта, инвентарь и оборудование.
    Играть может одновременно несколько человек: кто быстрее соберет ряд.

    «Собери символ»

    Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей с символами видов спорта; учить детей узнавать и называть вид спорта; развивать мышление, внимание, память.
    Возраст: 5 - 7 года.
    Правила: Из разрезанных частей игрок собирает символ вида спорта. Затем он называет данный вид спорта и рассказывает о нём.

    «Спортивная четверка»

    Для игры используются карты с изображением вида спорта и его символа. Они делятся на группы по четыре карты, объединенные одним символом (стоящем в верхнем углу), но имеющие разные изображения этого вида спорта.

    Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей различать виды спорта (по сезонам, по инвентарю, по месту проведения); развивать память, мышление, логику.
    Возраст: 4 - 7 лет.
    Правила: Играют 4 - 6 человек. Игрокам раздаются 4 карты. Задача каждого игрока собрать группу карт с одним видом спорта. Для этого игроки передают друг другу по часовой стрелке не нужную карту рубашкой вверх. Побеждает тот, кто быстрее соберет 4 карты с одним видом спорта.

    «Я и моя тень»

    Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать исходные положения; развивать внимание, память.
    Возраст: 5 - 7 лет.
    Правила: Играю 2-6 человек.
    Каждый игрок берет 2-3 игровые карты, на которых изображены силуэты исходных положений и движений. Водящий достает из мешочка фишку с цветным изображением и показывает её игрокам. Тот, у кого на игровой карте есть силуэт этого изображения, берет фишку и закрывает ею силуэт. Выигрывает игрок, который быстрее закроет все силуэты изображениями.

    «Загадай - отгадай»

    Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать виды спорта по признакам и определениям; учить детей загадывать вид спорта по признакам и определениям; развивать память, мышление, логику.
    Возраст: 5 - 7 лет.
    Правила: Играть могут 2 и более человек.
    Водящий (взрослый или ребенок), с помощью карточек - «определений и признаков», загадывает вид спорта.
    Игроки пытаются отгадать вид спорта. Тот, кто угадал, становится водящим.

    «Найди отличия»

    Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать память, внимание, логику.
    Возраст: 4 - 7 лет.
    Правила: Игроку предлагают рассмотреть картинки; назвать вид спорта; найти отличия между изображениями.

    «Мой режим»

    Цели и задачи: формировать у детей стремление вести здоровый образ жизни; учить детей составлять правильный режим дня; развивать память, внимание, логику.
    Возраст: 5 - 7 лет.
    Правила: Ребенку предлагается рассмотреть режим дня в картинках, и определить какие моменты отсутствуют. На начальном этапе обучения отсутствует только одна картинка. При последующем усвоении темы «Режим дня», количество отсутствующих картинок становится больше. На завершающем этапе ребенок самостоятельно выкладывает режим.

    «Что я знаю о спорте - 1»

    Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; закреплять знания о зимних видах спорта, необходимом инвентаре, оборудовании, экипировки для данных видов спорта; развивать мышление, память, логику.
    Возраст: 5 - 7 лет.
    Правила: Играют 2-6 человек.


    Желтый - название вида спорта
    Красный
    Синий
    Серый
    Зеленый
    Коричневый

    «Что я знаю о спорте - 2»

    Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; закреплять знания о летних видах спорта, необходимом инвентаре, оборудовании, экипировки для данных видов спорта; развивать мышление, память, логику.
    Возраст: 5 - 7 лет.
    Правила: Играют 2-6 человек.
    В игре используют игровое поле, фишки, кубик с цифрами 1-3. Игроки поочередно бросают кубик и передвигают фишки, отвечая на вопросы. Если игрок правильно ответил, он получает жетон. Когда один из игроков доходит до финиша игра заканчивается и подсчитывается количество жетонов. Побеждает тот, у кого их больше.
    Вопрос определяет цвет рамки символа, на который попадает фишка:
    Желтый - название вида спорта
    Красный - оборудование и инвентарь для данного спорта
    Синий - одежда и обувь для данного спорта
    Серый - в какой стране зародился данный вид спорта
    Зеленый - как определяется победитель
    Коричневый - одиночный или командный вид спорта

    Игры на закрепление видов и способов движений

    Игра «Кто больше знает движений?»

    Цель: закрепить название видов и способов ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания.

    Правила игры: точно называть и правильно показывать движения; нельзя повторять движения, названные другими играющими.

    Пособия: пять карточек, на каждой из которых изображен человек, выполняющий одно из основных движений (ходьбу, бег, прыжки, лазанье, метание); физкультурные пособия: мячи, обручи, гимнастические скамейки, плоскостная дорожка (по усмотрению воспитателя); стационарное физкультурное оборудование (если игра проводится вблизи него).

    Методические указания: дети делятся на две команды. Один из играющих первой команды смешивает карточки, второй (из другой команды) — вытягивает одну из них. Игра начинается с того движения, которое изображено на карточке. Если на карточке изображена ходьба, дети вспоминают все ее виды и способы. Первая команда договаривается, какое движение будет выполнять, а затем показывает его (по возможности синхронно), вторая хором называет вид движения. Затем один из видов или способов данного движения выполняет вторая команда, а первая его называет. Игра продолжается до тех пор, пока дети не вспомнят все виды и способы движения, изображенного на карточке. Команда, не сумевшая вовремя показать нужное движение или назвать его, получает штрафное очко. Побеждает та команда, у которой меньше штрафных оч-ков. Можно результат подсчитать также по количеству выполненных движе-ний.

    Примечание: чтобы вызвать игровой азарт у детей в этой и других играх, можно использовать специальные фишки. Например, за каждое показанное движение команда получает красную фишку, за правильное название — синюю. В конце игры в командах подсчитывается количество тех и других фишек, их общее количество. По результатам определяется команда-победитель.

    Игра «Передай мяч».

    Цель: развивать умение применять известные движения в конкретной обстановке.

    Правила игры: одним и тем же движением дважды пользоваться нельзя. Начинать передачу мяча только по сигналу. Движения выполнять правильно, предварительно назвав.

    Пособия: мяч (любого размера) на каждую играющую пару.

    Методические указания: в игре принимают участие две команды (по 3—5 человек), которые выстраиваются друг против друга на расстоянии 2—2,5 м. Мячи находятся в руках детей одной из команд. По сигналу дети передают мяч партнеру из другой команды, стоящему напротив, любым движением (бросить мяч, ударить о пол, подбежать и отдать, прокатить и т. д.). Разные способы бросания — от груди, снизу, из-за головы и т. д. — следует считать разными движениями. Команда, повторившая уже использованное движение, получает штрафное очко. Побеждает команда, имеющая меньшее количество штрафных очков.

    Игра «Состязание».

    Цель : развивать умение трансформировать знакомые движения в нужном направлении для решения поставленной задачи.

    Правила игры: выполнять как можно больше разных движений, четко называя порядковый номер каждого нового движения. Когда все движения будут выполнены, громко назвать общее количество выполненных движений (например: «Пять!», «Семь!»). Если движение выполняется второй раз, то выполняющий прекращает действие, называет количество выполненных движений и уступает место другому игроку.

    Пособия: деревянный чурбачок диаметром и высотой 15—20 см, дуга, стул, гимнастические скамейки.

    Методические указания: в одной игре рекомендуется использовать не более 3—4 предметов, если играющих двое-трое, и 1—2 — если в игре участвуют более трех детей. Играющие по своему усмотрению могут менять расположение предметов на плоскости (вертикально, горизонтально и т. д.). «Раз, два, начи-нается игра!» — эти слова, произнесенные хором, являются сигналом к началу игры. Один из играющих начинает выполнять движение на любом из пособий, размещенных на площадке, предварительно назвав его порядковый номер, например: «Первое — спрыгивание», — и уступает место другому игроку, который выполняет другое движение на том же пособии. Если никто из играющих уже не может выполнить нового движения на данном пособии, то каждый из детей называет общее количество выполненных движений. Игра продолжается с использованием другого пособия. Общий итог подводится по количеству выполненных движений на всех пособиях.

    Игра «Туристы».

    Цель: развивать умение адекватно использовать движения для достижения поставленной цели.

    Правила игры: каждый «турист» или группа проходит маршрут по-своему, т.е. с помощью движений, не использованных другими играющими. Действовать в игре согласованно, помогать тем, кто затрудняется в выполнении движений.

    Пособия: любое стационарное физкультурное оборудование, к которому дополнительно можно приставить гимнастические лестницы, доски, кубы и т.д.; веревка длиной 3—4 м (на 3—4 детей) с петлями для надевания на плечо (расстояние между ними 1 м). Для каждой подгруппы можно использовать специальные нагрудные знаки.

    Методические указания: выбирается место для игры и устанавливается физкультурное оборудование для поточного прохождения маршрута. Дети делятся на две группы, каждая из которых «разрабатывает» свой маршрут, т. е. решает, с помощью какого движения будет преодолевать установленные препятствия. Затем методом жеребьевки или считалки определяется порядок следования маршрутных групп. За прохождением маршрута ведется наблюдение, т.к. необходимо изменить намеченное движение, если оно уже использовано. Побеждает команда, которая действовала наиболее согласованно. В качестве судьи выступает воспитатель или кто-либо из детей. В игре используются различные виды и способы движений. Например, по скамейке можно идти на носках, обычным шагом, проползти на четвереньках, на животе; перешагивать или перепрыгивать кубы; гимнастическую лестницу перелезть через верх, в середине между рейками, сбоку.

    Вариант игры: каждая из подгрупп для себя разрабатывает маршрут, который начинается одновременно. Побеждает команда, первая закончившая прохождение маршрута.

    Игра «Что лишнее?»

    Цель: дифференцирование видов и способов движений.

    Правила игры: не выполнять «лишних» движений, точно их называть.

    Пособия: игра может проводиться без пособий или с использованием мелких предметов, таких как обручи, мячи (на каждого ребенка).

    Методические указания: дети стоят в кругу. Воспитатель показывает 2—4 способа одного движения и один — другого («лишнее» движение). Например, ходьба на носках, пятках, приставным шагом и бег. Дети выполняют движения в той же последовательности, что и воспитатель, пропуская «лишнее» движение. Тот, кто допустил ошибку, должен ее объяснить. Если объяснение правильное, то допустивший ошибку не наказывается штрафным очком. При неудовлетворительном объяснении выполняется штрафное задание, которое предлагает кто-либо из играющих.

    Игра «Отгадай загадку».

    Цель: дифференцирование движений, характерных для разных видов спорта.

    Правила игры: не называть отгадку, а показывать ее в движении.

    Методические указания: дети стоят в кругу, на расстоянии не менее 30 см друг от друга. Воспитатель загадывает загадки. Ребята изображают отгадки движениями. В конце каждого периода игры (т.е. после каждой загадки) они называют способ движения. Хорошо, если загадки предлагаются самими детьми.

    Игры на развитие умения найти верный способ движения в определенных условиях

    Игра «Теремок».

    Цель: найти правильный способ движения в зависимости от условий.

    Правила игры: в теремке поселяется тот, кто правильно в него проберется. Взятый на себя образ каждый должен передать выразительно.

    Пособия: веревка, натянутая по прямоугольнику или квадрату на разной высоте. Это — «теремок».

    Методические указания: около домика вместо заборчика натягивается веревка, с одной стороны на высоте 30—35 см, с другой — 40—45 см, с третьей — 50 см, с четвертой — 60 см.

    Воспитатель начинает игру: «Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, не высок. Пока в теремочке никто не живет. Вы хотите жить в теремочке? Тогда надо стать мышками, зайцами, лисичками и медведями. Каждый зверь будет пробираться в домик через свои ворота». Дети договариваются, кто какую роль на себя возьмет. Воспитатель продолжает: «Бежали мимо мышки-норушки, увидели теремок и стали искать, где им к домику подойти. Увидели под забором щель, подошли и думают, как пролезть, чтобы не задеть забор, потому что в домике могут жить только те мышки, которые правильно выпол-нят движение». «Мышки» подлезают под веревку, остальные дети смотрят, как выполняются движения, и решают, кому из них жить в домике, а кому остаться по эту сторону заборчика. «А потом бежали зайчики-побегайчики, — говорит воспитатель, — им тоже захотелось в домике жить. Остановились они и спрашивают… О чем спрашивали зайчики? А что им ответили мышки? Верно, мышки отве-тили, что они пустят зайчиков в дом, если те догадаются, где их «ворота» (следующая по высоте веревка)».

    Таким же образом разыгрываются действия лисичками, медведями. Детям, выполнившим неправильно или неточно движе-ния и временно выбывшим из игры, предлагается «штрафной» вариант: они должны пролезть правильно под все веревочки. Тогда они вместе со всеми могут жить в теремке. Игра заканчивается хороводом; воспитатель предлагает идти взявшись за руки на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, боковым приставным шагом. Детей можно спросить, когда эти виды ходьбы используются в жизни.

    Игра «Угадай, что задумали».

    Цель: закрепление знаний о видах ходьбы и их применение в жизни.

    Правила игры: правильно выполнять движения.

    Методические указания: дети делятся на две группы. Каждая группа придумывает какую-нибудь жизненную ситуацию, где используется тот или иной вид ходьбы. Затем одна группа демонстрирует ходьбу, а другая группа должна догадаться, что было задумано. Например, дети договорились изобразить ходьбу по высокой траве. Они говорят: «Мы шли по лугу вот так», — и все вместе показывают движения. Дети другой группы высказывают свои предположения, проверяют их в действии. Если их предположение неверно, дети пер-вой группы хором говорят «Нет!», при отгадывании — «Да!». Группы меняются местами, и игра продолжается. Выигрывает группа, у которой больше отгадок.

    Игра «Узнай движение».

    Цель: учить узнавать движения по словесному описанию.

    Правила игры: точно называть вид и способ движения.

    Методические указания: дети стоят в кругу. Воспитатель говорит детям, что хочет проверить, как они усвоили движения, которые разучивали на занятиях по физкультуре. «Я назову элементы движения, а вы догадайтесь и скажите, о каком движении я рассказала», — говорит воспитатель. Перечисляются элементы движения, например: встать, прицелиться, замахнуться (или: разбежаться, оттолкнуться, приземлиться на носках и т. п.). Дети называют движения, воспитатель предлагает детям показать отдельные элементы — прицелиться, сделать замах, показать, как надо бросить мяч от груди, от плеча и т. д. За правильное выполнение каждый получает фишку. Победителем считается тот, кто больше наберет фишек.

    Игра «Узнай движение по следу».

    Цель: закрепление знаний о видах ходьбы, бега, прыжков.

    Правила игры: точно выполнять движение, чтобы остался четкий след. Пра-вильно называть выполненное движение.

    Методические указания: игра проводится на свежевыпавшем снегу или на песке. Воспитатель предлагает вспомнить, какими видами ходьбы можно имитировать движения некоторых птиц и зверей (зайца — с помощью прыжков на двух ногах с продвижением вперед, гусей — ходьбы в присяде, волка — бега и т. д.). Все движения предварительно обыгрываются. Дети рассматривают оставленные следы, сравнивают по величине шага, стопы. После этого они закрывают глаза, а ведущий идет (бежит, прыгает) движением животного, стараясь оставить четкий след. Дети открывают глаза, отгадывают, кто из животных ходил или бегал. Они должны назвать, какой вид движения был использован. Если дети отгадывают движение, водящий меняется. Если не отгадывают — водит еще раз. Игру можно разнообразить, развивая сюжет. Дети могут, например, узнать по следам, где спрятан домик, в котором живет «лесной зверь», и что это за зверь.

    Игры на ориентировку в пространстве

    Игра «Найди свой домик».

    Цель: закрепление знаний о видах построений (круг, шеренга, в пары, полукруг), совершенствование умения быстро ориентироваться в изменившейся обстановке.

    Правила игры: строиться в соответствии с ориентирами по сигналу.

    Пособия: плоскостные фигуры по одной на 5—6 детей: круг, полукруг, широкая и узкая полоска-дорожка (эти фигуры можно изготовить из клеенки).

    Методические указания: три-четыре подгруппы детей строятся шеренгами лицом к центру. По сигналу «На прогулку!» все дети ходят и бегают по комнате, не наталкиваясь друг на друга. В это время воспитатель раскладывает зрительные ориентиры для построения. На сигнал «Домой!» дети бегут к месту своего построения и строятся так, как подсказывает фигура: в шеренгу, в круг, в полукруг.

    При повторении игры воспитатель меняет расположение зрительных ориентиров, чтобы все дети поупражнялись в разных построениях. Выигрывает та подгруппа, которая строится быстрее и правильнее.

    Игра «Два бассейна».

    Цель: упражнение в ориентировке в пространстве.

    Правила игры: входить в бассейн можно только по билетам и по сигналу «Плавать», не наталкиваясь друг на друга.

    Пособия: на полу групповой комнаты из строительного материала (или при помощи шнуров) построены два «бассейна» — узкий и широкий с входами с одной стороны.

    Методические указания: рядом с бассейном — касса. Дети по очереди «покупают» билеты. Одни — узкие, другие — широкие. По сигналу воспитателя дети заходят в «бассейн» согласно форме билета (с узким билетом — в узкий бассейн). Дети имитируют движения пловцов, ныряльщиков. По сигналу воспитателя выходят из бассейна и опускают билеты в коробки (с соответствующей меткой узкого или широкого бассейна).

    Мастер-класс для педагогов МКДОУ № 6 «Аленький цветочек»

    Провел: инструктор по физической культуре Тарарухина Т.В.

    Роль дидактических игр в формировании знаний в области «Физическое развитие» у детей дошкольного возраста

    Быть здоровым - естественное желание каждого человека, так как оно является одним из важнейших компонентов человеческого счастья и одним из неотъемлемых прав человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском дошкольном возрасте.

    В образовательных программах дошкольных учреждений все больше уделяется внимания разделам, которые посвящены изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. Не исключая этих подходов, я считаю, что главное - помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.

    Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах:

    • игры – занятия
    • дидактические или автодидактические игры.

    Использование дидактических игр помогает в формировании знаний в области физической культуры у детей дошкольного возраста при соблюдении следующих принципов:

    Подборке определенных дидактических игр для формирования у дошкольников знаний в области физической культуры;

    Целенаправленное применение системы дидактических игр, ориентированных на формирование у дошкольников знаний в области физической культуры.

    Игра всегда широко использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания детей, ей приписывают самые разнообразные функции, как чисто образовательные, так и воспитательные.

    Среди разнообразных игр особое значение для детей дошкольного возраста имеют дидактические игры. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально созданные взрослыми в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в тоже время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

    Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом обучения для детей дошкольного возраста, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью и средством разностороннего воспитания личности ребенка, что подтверждено исследованиями многих отечественных педагогов (А.П. Усова, В.Н. Аванесова, З.М. Богуславская, Е О. Смирнова, А.И Сорокина, А.К. Бондаренко и др.) и психологов (Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев и др.).

    Широкое использование дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении объясняется тем, что они наиболее соответствуют силам и возможностям дошкольников, т.к. обучение в форме игры основано на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам.

    В ходе наблюдения я выявила недостаточный уровень знаний дидактических игр. Дети владели навыком игровых действий по ограниченным темам, редко вступали в игровое взаимодействие, не проявляли интереса к новым дидактическим играм.

    По дидактическому материалу обучающие игры делятся на:

    · словесные

    · настольно-печатные

    · с предметами и игрушками

    · с картинками

    · компьютерные дидактические игры

    Игры с предметами или игрушками. Направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения.

    Словесные игры. Для развития слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также для развития связной и диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли.

    Настольно-печатные. Используются как наглядное пособие направленные на развитие зрительной памяти и внимания.

    Основная их цель – формирование у детей устойчивого интереса к физкультуре и спорту.

    Все игры многофункциональны. Они не только развивают интерес к спорту, но и способствуют формированию и развитию психических процессов:

    Развитию восприятия цвета, формы, величины, пространства, времени;

    Развитию зрительного и слухового внимания;

    Формированию и развитию мыслительных операций (сравнения, сопоставления, обобщения, исключения, классификации), операций анализа и синтеза; формированию логического мышления детей;

    Формированию общей и мелкой моторики рук.

    А.И.Сорокина предложила классификацию дидактических игр по характеру игровых действий:

    · игры-путешествия

    · игры-предположения

    · игры-поручения

    · игры-загадки

    · игры-беседы

    · подвижно-дидактические игры.

    Дидактические игры так же можно классифицировать по числу участников в них:

    · коллективные

    · групповые

    · индивидуальные

    Коллективные игры организуются со всей группой, групповые - с подгруппой детей, а индивидуальные с 1-3 детьми.

    Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

    Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Благодаря дидактическим играм у ребенка формируется самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца, самоконтроль, дети учатся взаимодействовать в команде, у них формируется чувство взаимопомощи (игры-соревнования, настольно-печатные игры, в которых могут принимать участие несколько детей, например, «Собери картинку», «Пазлы», «Лото», «Домино» и др.), учатся достойно принимать поражение и победу в играх.

    Правильно используемые дидактические игры помогают формировать у детей усидчивость, умение тормозить свои чувства и желания, подчиняться правилам.

    Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, что положительно влияет на здоровье ребенка.

    Дидактические игры проводятся в групповой комнате, в зале, на участке, в лесу, в поле и т.д. Этим обеспечивается более широкая двигательная активность детей, разнообразные впечатления, непосредственность переживаний и общения.

    Многие игры предполагают взаимный контроль и оценку действий, решений сверстников. Роль воспитателя состоит в основном в том, чтобы помочь ребенку сделать правильный выбор, поддержать и активизировать положительное влияние детей друг на друга, предупредить или нейтрализовать - отрицательное.

    В физическом воспитании игра создаёт положительный эмоциональный подъём, вызывает хорошее самочувствие, и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, где развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, а это сказывается на умственном развитии, на подготовке руки к письму, к изобразительной деятельности, т.е. к обучению в школе.

    Представляю вам материал по изготовлению игр, они разнообразны по видам: парные картинки, спортивные лото, домино, коллажи, лабиринты… так же предлагаю использовать подобранный мною материал оформленный в картотеки:

    «Подвижно-дидактические игры на прогулке и в лесу, походе»;

    «Картотека дидактических игр по физическому воспитанию»;

    «Картотека валеологической направленности»

    В работе с дошкольниками значительное место занимают прогулки-походы, в процессе которых решается целый комплекс воспитательно-образовательных задач. Невозможно представить себе путешествие детей в природу без игры.

    Однако необычность обстановки, условий требует и игр необычных, учитывающих природное окружение, погодные условия, рельеф местности, настроение детей.

    Предлагаю подвижно-дидактические развивающие игры летом - веселые, ситуативные, активизирующие внимание, память и эмоции игры, построенные на движениях.

    В них тесно сочетается содержание эколого-природоведческой, сенсомоторной, оздоровительной направленности. Предусмотрены игры для прогулок в разное время года в лесу, на лугу, у водоема с использованием разнообразного природного материала.

    Подвижно-дидактические игры содержат в себе три вида задач: обучающую, игровую, задачу физического воспитания. В ходе таких игр решаются задачи по развитию у ребят физических качеств и умений, а так же происходит закрепление материала, полученного на других занятиях - «К названному дереву беги», «Секрет», «Путешествие», «Отгадай загадку - покажи отгадку» и другие.

    Развивающее лото «Зимние виды спорта», «Спортивное лото» ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках.

    В играх «Найди пару» , «Спортивный инвентарь», «Кому нужны эти вещи?» и др. закрепляются знания детей о разных видах спорта, спортсменах, спортивных атрибутах. Формируется интерес к физкультуре и спорту. Развивается зрительное внимание, логическое мышление, речь.

    Домино «Зимние Олимпийские виды спорта» - в этих играх принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. Так мы закрепляем с детьми знания о зимних Олимпийских видах спорта, воспитываем чувство гордости за свою Родину. Развиваем логическое мышление, умение играть и работать в группе из нескольких человек, соблюдаем правила во время игры.

    В играх типа «Лабиринт» предназначенных для детей старшего дошкольного возраста, используется игровое поле, фишки, счетный кубик. Каждая игра посвящена какой-либо теме. У меня «лабиринт» посвящен Олимпиаде. Дети «путешествуют» по игровому полю, бросая по очереди кубик и передвигая фишки. Эти игры развивают пространственную ориентацию, умение правильно считать и предвидеть результат действий, с выполнением заданий на определенных участках (приседания, прыжки…).

    Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Это игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений. Есть игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения: «Похож - не похож».

    Распространенные настольно-печатные игры , устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания. Для дошкольников складывание целого из частей - сложный процесс осмысления, работы воображения, это видно в играх: «Сложи картинку», «Две половинки», «Собери символ». С помощью этих игр дети учатся осознавать целостность чего-либо, складывать из частей что-то единственное, учит детей узнавать и называть виды спорта.

    «Что к чему?» эта игра учит определять и называть необходимый инвентарь, оборудование, экипировку для данного вида спорта. Дети должны собрать не отдельные картинки, а единую картинку, связанных между собой карточек.

    В подборе картинок по общему признаку (классификация) требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Игра «Спорт зимой и летом» учит детей узнавать и называть виды спорта. «Кому что нужно?», «Что лишнее?», «Четвертый лишний» - а эти игры способствуют развитию мышления, зрительному вниманию, умению выделять основное, по которому один предмет на картинке не подходит.

    Образовательная область «Здоровье» направлена на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

    · сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

    · воспитание культурно-гигиенических навыков;

    · формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

    Мной изготовлены коллажи здоровьесберегающей направленности - это учебные валеологические пособия, которые выполняют следующие задачи:

    Обучающую, так как они содержат различную информацию.

    Закрепление знаний детей о здоровом образе жизни.

    Развитие речи детей (умение говорить, строить предложения, рассказывать)

    Развитие зрительного внимания и зрительной памяти.

    Расширение кругозора ребёнка;

    Закрепление знаний о полезных и вредных для здоровья продуктов питания;

    Формирование заботливого отношения к своему организму

    Коллажи по темам «Что полезно, что вредно для глаз; ушей; носа; рук; ног; зубов?» - содержат в себе информацию о полезных и вредных предметах и действиях для данных органов. Дети закрывают полезные предметы белыми кружочками, вредные – голубыми. Можно использовать при работе с детьми на занятиях и индивидуально.

    В дошкольном учреждении уделяется большое внимание воспитанию у детей культурно - гигиенических навыков. Во всех возрастных группах эта задача осуществляется в соответствии с программными требованиями. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения. Этому способствует использование наглядных алгоритмов (пиктограмм). Педагоги активно включают в свою деятельность цикл занятий «Познай себя», на которых параллельно с физическим развитием идёт обучение детей основам культуры здоровья. Валеологический материал органично включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности.

    В картотеку дидактических игр по формированию культурно–гигиенических навыков дошкольников входят такие игры:

    «Найди различия», «Загадки о предметах гигиены», «Посылка от обезьянки», «К какому врачу пойдем?», «Наполни баночку витаминами», «Мой режим» - их цель формировать представления о своем организме; закреплять знания о том, что предметы можно узнать по внешнему виду, запаху, вкусу, на ощупь; развивать желание заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, наносящих вред здоровью.

    Эти игры могут применяться на занятиях по физической культуре, с целью закрепления знаний ЗОЖ с параллельным овладением двигательными умениями и навыками. Во время спортивного досуга; на экскурсиях; наконец, ребенок может сам организовывать наиболее понравившиеся ему игры в кругу своих друзей и близких.

    С помощью дидактической игры организуются дополнительное восприятие, различение движений, узнавание их не только по внешнему действию, но и по словесному описанию. Таким образом, дети учатся делать первичные обобщения, группировать движения по определенным свойствам.

    Основным результатом работы по изучению роли дидактической игры в физическом воспитании детей дошкольного возраста является то, что к концу года воспитанники подготовительной группы способны широко осознавать понятие «здоровье», как красоту, успешность, а так же, что здоровье в значительной степени зависит от самого человека и находится в его руках.

    Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что дидактические игры оказывают положительное влияние на все стороны развития ребенка, а прежде всего они являются одним из главных методов обучения детей дошкольного возраста.

    Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее сформируется у него важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес к физической стороне своей жизни. Таким образом, обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств – важная сторона повышения эффективности физического воспитания.

    Физическое воспитание, в свою очередь, неотъемлемая часть воспитания личности ребенка, которая обуславливает отличную адаптацию и подготовку к учебному процессу в школе.

    Постепенно здоровьесберегающее поведение при четко организованном укладе жизни входит в привычку и становится обычным в повседневной обстановке, важным становится владение приемами эмоциональной коррекции в играх со сверстниками, а в этом большая заслуга дидактической игры.

    Свою работу я хочу закончить словами нашего отечественного педагога и врача Ефима Ароновича Аркина: «Игра- единственная форма деятельности ребёнка, которая во всех случаях отвечает его организации. Никогда не предъявляет она требований ему, которых он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него всегда некоторого напряжения сил, что связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость-залог здоровья»

    Мастер-класс:

    Изготовление коллажа, картотеки дидактических-подвижных игр.

    Список использованной литературы:

    1. Наглядно-дидактическое пособие Рассказы по картинкам Мозаика-синтез Летние виды спорта, Зимние виды спорта
    2. Наглядно-дидактическое пособие. Мир в картинках Спортивный инвентарь. Мозаика – Синтез
    3. Афонькина Ю., Урунтаева Г. Дидактическая игра как средство развития произвольной образной памяти у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1992. - N1 С. 12-22.
    4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.:Просвещение, 1991.
    5. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. М.: Мозаика Синтез, 2006.
    6. Дидактические игры - занятия в ДОУ: Младший возраст
    7. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М., 1982. - 95 с.
    8. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. - М., 1992. - 150 с.
    9. Методическая разработка (старшая группа)

    Дидактические игры
    на занятиях по физической культуре

    позволяют развить у дошкольников разных возрастных групп

    мышление, внимание, память, воображение

    МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

    ЧЕЙ ДОМИК?

    Цель. Упражнять в различных видах ползания, ходьбы, прыжков. Активизировать словарь (названия домашних животных). Развивать речь, память, внимание.

    Материалы. Обруч - на каждого ребенка.

    Предварительная работа. Разучивание на занятиях движений, имитирующих повадки животных.

    С одной стороны зала раскладываются обручи - домики животных (птиц). Дети по показу воспитателя, продвигаясь по игровой площадке, выполняют имитационные движения.

    Инструктор.

    Петух кричит: «Ку-ка-ре-ку» (дети идут, высоко поднимая колени).

    Гуси гогочут: «Га-га-га» (передвигаются в полуприседе).

    Собака лает: : «Гав-гав-гав» (ползут на коротких четвереньках).

    Кошка мяукает: «Мяу-мяу-мяу» (ползут на средних четвереньках).

    Мышка пищит: «Пи-пи-пи» (ползут на низких четвереньках).

    Лошадка ржет: «Иго-го-го» (бегут прямым галопом).

    Козочка блеет: «Ме-е-е-е, Ме-е-е-е» (бегут с подскоками).

    Корова мычит: « Му-у-у, му-у-у» (идут, слегка согнувшись и приставив к голове указательные пальцы).

    По сигналу инструктора дети встают в обручи. Подходя к каждому ребенку педагог спрашивает: «Чей это домик?», ребенок отвечает, используя звукоподражания и соответствующие движения.

    ЦВЕТНЫЕ ФОНАРИКИ

    Цель. Упражнять в ходьбе и беге. Развивать мелкую моторику, ловкость, самостоятельность. Закреплять умение различать цвета. Учить выполнять игровые действия по словесной инструкции взрослого.

    Материал . Мячи (диаметр 6см) основных цветов (красный, желтый, синий) - по два на каждого ребенка.

    На одной стороне игрового поля находится подставка, на которой инструктор раскладывает мячи, на другой стороне стоят дети.

    Инструктор.

    Яркие фонарики поднимем высоко.

    Желтый (красный, синий) цвет их виден далеко.

    Зажглись фонарики!

    Дети бегут к противоположной стороне площадки, берут мячи того цвета, который был назван педагогом, и поднимают их над головой.

    Инструктор.

    Погасли фонарики.

    Дети кладут мячи на подставку и возвращаются на исходную позицию.

    Игра повторяется 3-4 раза.

    ПОЕЗД

    Цель. Закреплять умение ориентироваться в пространстве игровой площадки. Развивать память, внимание. Воображение. Учить выполнять игровые действия по словесной инструкции взрослого.

    Материал . Карточки с изображением цветов, грибов, ягод - по три на каждого ребенка. Гимнастическая скамейка.

    На полу раскладываются карточки с изображением цветов, грибов, ягод. Дети идут друг за другом и садятся на гимнастическую скамейку.

    Инструктор.

    Едет наш паровоз между елок и берез.

    Чух-чух-чух-чух,

    Мчится поезд во весь дух.

    (притопывают ногами и выполняют круговые движения согнутыми в локтях руками).

    Вот и станция, привал.

    Чух-чух-чух-чух.

    (замедляют движения)

    Поезд подает сигнал:

    У-у-у-у-у-у-у.

    (продолжительно произносят звук «у»)

    Пар пускает паровоз:

    Ш-ш-ш-ш-ш, с-с-с-с-с-с.

    (Поднимают руки вверх и продолжительно произносят звуки «ш», «с»)

    Он до леса нас довез.

    (Встают со скамейки).

    Выходите на опушку и соберите ягоды.

    Дети собирают карточки с изображением ягод, отдают их педагогу и садятся в «поезд». При повторном проведении игры дети собирают грибы или цветы .

    ЖИВОЕ ДОМИНО

    Цель. Упражнять в беге врассыпную, построении в шеренгу, полукруг; развивать ловкость, самостоятельность. Закреплять знание цветов. Продолжать учить действовать по словесной инструкции взрослого.

    Материал. Кубики двух основных цветов - по два на каждого ребенка .

    (При проведении игры в средней группе - используются кубики трех цветов, в старшей и подготовительной - четырех цветов.)

    Дети стоят перед инструктром, который разбрасывает по полу кубики.

    Инструктор.

    Раз, два, три,

    Кубики цветные

    Скорее собери!

    Дети поднимают по два кубика и бегают по залу, обращая внимание на кубики других детей.

    Инструктор.

    Кубики цветные

    Друг к другу мы приставим,

    И живое домино мы из них составим!

    Дети должны встать полукругом или в шеренгу таким образом, чтобы цвет кубика в руке одного ребенка совпадал с цветом кубика в руке его соседа.

    СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

    ПОДБЕРИ ПО ФОРМЕ

    Цель. Закреплять умение ориентироваться в пространстве. Развивать ловкость, быстроту и самостоятельность. Продолжать учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами (шар, куб, цилиндр, и др.)

    Развивать произвольное внимание, воображение.

    Материал. Геометрические тела (шар, куб, цилиндр, параллелепипед и др.) для показа и разнообразные предметы, похожие по форме на данные фигуры.

    Инструктор показывает и называет какую-либо геометрическую фигуру. По условному сигналу дети находят в игровом зале предметы заданной формы.

    НУЖНО - НЕ НУЖНО

    Цель. Упражнять в бросании и ловле мяча двумя руками (в паре с педагогом), в сохранении равновесия при одном приставном шаге вперед. Развивать ловкость. Закреплять названия элементов снаряжения и предметов, используемых в различных видах спорта. Развивать память, внимание.

    Материал.

    6 - 8 шнуров (длина 2,5 - 3 метра), большой мяч (диаметр 20 —25см).

    На полу на расстоянии 50 - 60 см друг от друга параллельно раскладывают шнуры - это классы. Дети встают за первым шнуром - в «первом классе».

    Инструктор. Поочередно бросает мяч детям. Для игры в футбол нужны ворота (мяч, лыжи, поле, клюшка и т.п.)

    Дети ловят мяч двумя руками, отвечают на вопрос и бросают мяч обратно педагогу. Если ребенок отвечает на вопрос правильно, он делает шаг вперед к следующему шнуру - переходит «во второй класс», если неправильно - то остается на месте.

    КТО НАЙДЕТ - ПУСТЬ ВОЗЬМЕТ

    Цель. Закреплять знание различных материалов, из которых сделаны предметы. Развивать произвольное внимание и умение ориентироваться в пространстве.

    Материал. Предметы, сделанные из различных материалов.

    Дети закрывают глаза и внимательно слушают задание.

    Инструктор.

    Найдите в зале предметы, сделанные из дерева (резины, пластмассы, ткани и т.д.).

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Раз, два, три - предмет ищи.

    (Дети открывают глаза, осматривают, находят нужные предметы).

    Четыре, пять - успей на коврик встать!

    (берут предметы и бегут на коврик).

    УГАДАЙ СПОРТСМЕНА

    Цель. Закреплять знания о различных видах спорта. Развивать память, произвольное внимание, мышление.

    Материал. Карточки с изображением людей, занимающихся разными видами спорта.

    Инструктор описывает спортивное снаряжение, инвентарь, качества, характерные для человека, занимающегося тем или иным видом спорта. Например: « Этот спортсмен ловкий, хорошо владеет мячом. Он быстро передвигается по площадке, рукой отбивая мяч об пол (ведет его), перебрасывает его товарищу по команде или забрасывает в корзину.

    Спрашивает: «Кто это?».

    Ребенок, первым ответивший правильно, получает приз - кубик, а педагог показывает детям карточку с изображением баскетболиста.

    ПОСМОТРИ, ПОКАЖИ, ОТГАДАЙ

    Цель. Упражнять в выполнении разнообразных физических упражнений. Учить имитировать движения, характерные для различных видов спорта. Развивать воображение, мышление, внимание. Активизировать словарь.

    Материал. Карточки с изображением людей, занимающихся различными видами спорта.

    Каждый ребенок получает карточку с изображением спортсмена, который выполняет какое-то движение (ведение мяча, прыжки, метание и т.п.). Дети поочередно показывают движения, изображенные на карточках. Задача остальных - отгадать и назвать вид спорта, который ребенок имитирует.

    ОТГАДАЙ СПОРТИВНЫЙ ПРЕДМЕТ

    Цель. Закрепить умение правильно называть спортивный инвентарь. Развивать воображение, мышление, внимание, память. Активизировать словарь.

    Материал. Карточки с изображением спортивного инвентаря и оборудования.

    Инструктор составляет описательный рассказ о предмете, изображенном на карточке. Например:

    «Это тяжелая палка. Ее бросают одной рукой. Задача игрока - выбить этой палкой построенную из деревянных чурок фигуру с заданного места. Что это?» (бита для городков).

    Независимо от того, правильно ли дети ответили, педагог показывает изображенный на карточке предмет и называет его.

    Номинация «Методическая работа в ДОУ»

    В системе дошкольного образования большое место занимают проблемы необходимости применения интегративных знаний. Интегрированное образование создаёт новые условия деятельности педагогов и воспитанников, представляет собой действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приёмов обучения.

    Интеграционный подход, основанный на всеобщности, единстве и целостности, использовании законов детской психологии выступает как ведущий принцип, в современном дошкольном образовании, позволяющий обеспечить условия для познавательной деятельности, в рамках целостного процесса, где ребёнок познаёт всё новое с различных точек зрения в разных образовательных сферах.

    Использование различных форм и методов интегрированного интеллектуального и двигательного развития дошкольников, в процессе физического воспитания даёт нам возможность всесторонне развивать дошкольников и в то же время укреплять здоровье детей. Так же интеграция двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста позволяет: повысить эффективность физкультурно-оздоровительной работы и качество образовательного процесса в дошкольных организациях; позволяет оптимизировать режим двигательной активности детей в условиях ДОО; оказывает положительное воздействие на психофизическое развитие и физическую подготовленность детей.

    В данной работе представлен материал по использованию различных форм и методов интегрированного интеллектуального и двигательного развития дошкольников

    Подвижные игры

    «Математическое одеяло»

    Цель: учить выполнять задания по схемам, решать арифметические задачи на сложение, закреплять знание геометрических фигур, цифр.

    1. На полу лежит одеяло, с изображением геометрических фигур разного цвета или цифр. Дети получают карточки - схемы, с изображённым маршрутом движения, по которому надо попрыгать на двух или одной ноге.

    2. На полу лежит одеяла, с изображением цифр. Дети метают мешочки с песком различными способами на одеяло, затем подсчитывают количество набранных очков.

    «Волшебники»

    Цель: закреплять знания геометрических фигур, развивать пространственную ориентировку и выразительность движений.

    Дети получают канат со связанными концами, берутся за него двумя руками и по сигналы образуют различные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник).

    «Слепой - поводырь»

    Цель: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу.

    На полу расположены предметы, препятствия. Через них надо пройти на другую сторону. Препятствия проходит игрок с завязанными глазами, слушая команды другого игрока «поводыря». Например: Два шага вправо, четыре шага прямо, перешагивай, три шага влево, присядь, ползи, стоп и т.д.

    «Буратино»

    Цель: развивать воображение, закреплять знания геометрических фигур, развивать ориентировку в пространстве.

    Дети сидят на ковре «по-турецки» с закрытыми глазами.

    Воспитатель: Представьте, что ваш нос - это карандаш. Нарисуйте им…

    Дети рисуют воображаемым карандашом геометрические фигуры.

    «Корзинки»

    Цель: закреплять знания геометрических форм, цветов, цифр.

    Дети получают наклейки на футболки с изображением геометрических фигур разного цвета или цифр. Стоя парами врассыпную, образовывают «корзинки». Водящий догоняет ребёнка, а он, убегая, прячется в «корзинку». Забежав в «корзинку», ребёнок называет одного из детей по изображению наклейки. Например: «Красный круг!» Кого назвали, тот теперь убегает от водящего. Водящий должен успеть осадить игрока, а игрок опять прячется в «корзинку», называя любого другого игрока.

    «Парашют»

    Цель: закреплять знания геометрических фигур, объёмных фигур, коммуникативные способности.

    Дети стоят по кругу, держа «парашют» в руках. Под ним лежат «Блоки Дьенеша» или цифры. Дети одновременно поднимают «парашют» вверх, а один ребёнок, запомнив, что ему надо достать под «парашютом» подлезает на высоких четвереньках. Далее берёт свой предмет, возвращаясь на место, называет то, что он взял.

    Игра с парашютом (палочки Кюизенера)

    Цель: учить бегать по кругу, меняя направление. Закрепить знание цифр, развивать умение выявлять, абстрагировать, называть цвет.

    Дети бегают с парашютом по кругу. Музыка останавливается, воспитатель показывает карточку-число, а названный ребёнок достаёт из парашюта цветную палочку (палочку Кюизенера), которая обозначает это число и говорит, какого она цвета.

    «Математический ёжик»

    Цель: закреплять знание геометрических фигур, цвета, цифр, умение находить цифру по количеству знаков, соответствующих этой цифре.

    1. На ковре лежат ёжики с изображением геометрических фигур разного цвета, а у детей грибы с изображением тех же фигур. Дети, бегая по залу врассыпную, держат в руке гриб. По команде дети находят ёжика с такой же фигурой, как на шляпке у гриба.

    2. То же задание с цифрами, только дети ищут цифру у ёжика, которая соответствует количеству точек на шляпке гриба.

    «Домики»

    Цель: Закреплять знания детей о составе числа, умение действовать по сигналу.

    На ковре лежат домики, дети бегают или выполняют другие движения с цифрой в руке. По сигналу находят свободное окошко для своей цифры, которая в сумме с другой цифрой обозначает состав числа на крыше домика. Усложнение для игры, это когда дети по сигналу ищут себе пару и вместе выкладывают в пустые окошки свои цифры, которые в сумме обозначают состав числа на крыше домика.

    «Математическая дорожка»

    Цель: закреплять у детей знания геометрических фигур и цвета, умение ориентироваться в пространстве.

    На полу лежит дорожка из мягких геометрических фигур разного цвета. Дети шагают или прыгают по ним, в соответствии с заданиями. Можно выполнять задания, двигаясь по геометрическим фигурам, используя схемы.

    Приложение

    В существующей практике обучения основным движениям детей в дошкольных учреждениях преобладают методы прямого обучения, которые не всегда эффективны. Внесение игрового компонента в обучение дает возможность ребенку посмотреть на движение с практической, т. е. игровой, позиции, учит его трансформировать двигательные умения в свою непосредственную деятельность.

    Само движение остается основным и обязательным компонентом игр, но выступает уже не только как конкретное двигательное действие, где надо получить определенные результаты, а в качестве познавательного объекта.

    Через игры дети знакомятся с многообразием движений, их назначением; учатся дифференцировать движения по видам и способам выполнения; соотносить, сравнивать выполняемое движение с имеющимися мерками - двигательными эталонами; упражняются в применении движений в новой необычной обстановке.

    С помощью дидактической игры организуются дополнительное восприятие, различение движений, узнавание их не только по внешнему действию, но и по словесному описанию. Таким образом дети учатся делать первичные обобщения, группировать движения по определенным свойствам. Дидактические игры рекомендуются для использования и в самостоятельной двигательной деятельности детей пяти-семи лет. Длительность игр - 7-10 минут, количество игроков - 6-10 человек.

    Дидактические игры на закрепление видов и способов движений

    Игра «Кто больше знает движений?»

    Правила игры: не выполнять «лишних» движений, точно их называть.

    Пособия: игра может проводиться без пособий или с использованием мелких предметов, таких как обручи, мячи (на каждого ребенка).

    Методические указания: дети стоят в кругу. Воспитатель показывает 2-4 способа одного движения и один - другого («лишнее» движение). Например, ходьба на носках, пятках, приставным шагом и бег. Дети выполняют движения в той же последовательности, что и воспитатель, пропуская «лишнее» движение. Тот, кто допустил ошибку, должен ее объяснить. Если объяснение правильное, то допустивший ошибку не наказывается штрафным очком. При неудовлетворительном объяснении выполняется штрафное задание, которое предлагает кто-либо из играющих.

    Игра «Отгадай загадку».

    Цель: дифференцирование движений, характерных для разных видов спорта.

    Правила игры: не называть отгадку, а показывать ее в движении.

    Методические указания: дети стоят в кругу, на расстоянии не менее 30 см друг от друга. . Ребята изображают отгадки движениями. В конце каждого периода игры (т.е. после каждой загадки) они называют способ движения. Хорошо, если загадки предлагаются самими детьми.

    Дидактические игры на развитие умения найти верный способ движения в определенных условиях

    Игра «Теремок».

    Цель: найти правильный способ движения в зависимости от условий.

    Правила игры: в теремке поселяется тот, кто правильно в него проберется. Взятый на себя образ каждый должен передать выразительно.

    Пособия: веревка, натянутая по прямоугольнику или квадрату на разной высоте. Это - «теремок».

    Методические указания: около домика вместо заборчика натягивается веревка, с одной стороны на высоте 30-35 см, с другой - 40-45 см, с третьей - 50 см, с четвертой - 60 см.

    Воспитатель начинает игру: «Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, не высок. Пока в теремочке никто не живет. Вы хотите жить в теремочке? Тогда надо стать мышками, зайцами, лисичками и медведями. Каждый зверь будет пробираться в домик через свои ворота». Дети договариваются, кто какую роль на себя возьмет. Воспитатель продолжает: «Бежали мимо мышки-норушки, увидели теремок и стали искать, где им к домику подойти. Увидели под забором щель, подошли и думают, как пролезть, чтобы не задеть забор, потому что в домике могут жить только те мышки, которые правильно выпол­нят движение». «Мышки» подлезают под веревку, остальные дети смотрят, как выполняются движения, и решают, кому из них жить в домике, а кому остаться по эту сторону заборчика. «А потом бежали зайчики-побегайчики, - говорит воспитатель, - им тоже захотелось в домике жить. Остановились они и спрашивают… О чем спрашивали зайчики? А что им ответили мышки? Верно, мышки отве­тили, что они пустят зайчиков в дом, если те догадаются, где их «ворота» (следующая по высоте веревка)».

    Таким же образом разыгрываются действия лисичками, медведями. Детям, выполнившим неправильно или неточно движе­ния и временно выбывшим из игры, предлагается «штрафной» вариант: они должны пролезть правильно под все веревочки. Тогда они вместе со всеми могут жить в теремке. Игра заканчивается хороводом; воспитатель предлагает идти взявшись за руки на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, боковым приставным шагом. Детей можно спросить, когда эти виды ходьбы используются в жизни.

    Игра «Угадай, что задумали».

    Цель: закрепление знаний о видах ходьбы и их применение в жизни.

    Правила игры: правильно выполнять движения.

    Методические указания: дети делятся на две группы. Каждая группа придумывает какую-нибудь жизненную ситуацию, где используется тот или иной вид ходьбы. Затем одна группа демонстрирует ходьбу, а другая группа должна догадаться, что было задумано. Например, дети договорились изобразить ходьбу по высокой траве. Они говорят: «Мы шли по лугу вот так», - и все вместе показывают движения. Дети другой группы высказывают свои предположения, проверяют их в действии. Если их предположение неверно, дети пер­вой группы хором говорят «Нет!», при отгадывании - «Да!». Группы меняются местами, и игра продолжается. Выигрывает группа, у которой больше отгадок.

    Игра «Узнай движение».

    Цель: учить узнавать движения по словесному описанию.

    Правила игры: точно называть вид и способ движения.

    Методические указания: дети стоят в кругу. Воспитатель говорит детям, что хочет проверить, как они усвоили движения, которые разучивали на занятиях по физкультуре. «Я назову элементы движения, а вы догадайтесь и скажите, о каком движении я рассказала», - говорит воспитатель. Перечисляются элементы движения, например: встать, прицелиться, замахнуться (или: разбежаться, оттолкнуться, приземлиться на носках и т. п.). Дети называют движения, воспитатель предлагает детям показать отдельные элементы - прицелиться, сделать замах, показать, как надо бросить мяч от груди, от плеча и т. д. За правильное выполнение каждый получает фишку. Победителем считается тот, кто больше наберет фишек.

    Игра «Узнай движение по следу».

    Цель: закрепление знаний о видах ходьбы, бега, прыжков.

    Правила игры: точно выполнять движение, чтобы остался четкий след. Пра­вильно называть выполненное движение.

    Методические указания: игра проводится на свежевыпавшем снегу или на песке. Воспитатель предлагает вспомнить, какими видами ходьбы можно имитировать движения некоторых птиц и зверей (зайца - с помощью прыжков на двух ногах с продвижением вперед, гусей - ходьбы в присяде, волка - бега и т. д.). Все движения предварительно обыгрываются. Дети рассматривают оставленные следы, сравнивают по величине шага, стопы. После этого они закрывают глаза, а ведущий идет (бежит, прыгает) движением животного, стараясь оставить четкий след. Дети открывают глаза, отгадывают, кто из животных ходил или бегал. Они должны назвать, какой вид движения был использован. Если дети отгадывают движение, водящий меняется. Если не отгадывают - водит еще раз. Игру можно разнообразить, развивая сюжет. Дети могут, например, узнать по следам, где спрятан домик, в котором живет «лесной зверь», и что это за зверь.

    Дидактические игры на ориентировку в пространстве

    Игра «Найди свой домик».

    Цель: закрепление знаний о видах построений (круг, шеренга, в пары, полукруг), совершенствование умения быстро ориентироваться в изменившейся обстановке.

    Правила игры: строиться в соответствии с ориентирами по сигналу.

    Пособия: плоскостные фигуры по одной на 5-6 детей: круг, полукруг, широкая и узкая полоска-дорожка (эти фигуры можно изготовить из клеенки).

    Методические указания: три-четыре подгруппы детей строятся шеренгами лицом к центру. По сигналу «На прогулку!» все дети ходят и бегают по комнате, не наталкиваясь друг на друга. В это время воспитатель раскладывает зрительные ориентиры для построения. На сигнал «Домой!» дети бегут к месту своего построения и строятся так, как подсказывает фигура: в шеренгу, в круг, в полукруг.

    При повторении игры воспитатель меняет расположение зрительных ориентиров, чтобы все дети поупражнялись в разных построениях. Выигрывает та подгруппа, которая строится быстрее и правильнее.

    Игра «Два бассейна».

    Цель: упражнение в ориентировке в пространстве.

    Правила игры: входить в бассейн можно только по билетам и по сигналу «Плавать», не наталкиваясь друг на друга.

    Пособия: на полу групповой комнаты из строительного материала (или при помощи шнуров) построены два «бассейна» - узкий и широкий с входами с одной стороны.

    Методические указания: рядом с бассейном - касса. Дети по очереди «покупают» билеты. Одни - узкие, другие - широкие. По сигналу воспитателя дети заходят в «бассейн» согласно форме билета (с узким билетом - в узкий бассейн). Дети имитируют движения пловцов, ныряльщиков. По сигналу воспитателя выходят из бассейна и опускают билеты в коробки (с соответствующей меткой узкого или широкого бассейна).