• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Конспект открытого занятия в старшей/подготовительной группе по теме «Кто такие рыбы?»

    Цель: формировать представления детей о рыбах: строение, способ размножения, питание.

    Задачи:

    Образовательная:

    Учить выделять характерные признаки различных рыб; классифицировать рыб (морские, пресноводные, аквариумные).

    Развивающая:

    Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, активизировать речевую деятельность детей.

    Воспитательная:

    Воспитывать бережное отношение к природе, формировать чувство прекрасного, гармонии в природе.

    Материалы:

    Магнитный плакат «Водоемы», иллюстрации с изображением морских и пресноводных рыб, фишки, лист бумаги (разделенный на 2 полосы), круги синего и зеленого цвета, разрезные картинки.

    Словарная работа:

    Уточнить понятия: чешуя, жабры, морские и пресноводные рыбы; ввести обобщающее понятие – «рыбы», «водоемы».

    Предварительная работа:

    Чтение произведений А. Клыкова «Зимой под водой», Л. Карпова «Как зимуют рыбы?», А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», разучивание пословиц: «На то и щука в реке, чтоб карась не дремал», «Мороз злее, а налим живее»; подвижные игры: «Удочка», «Караси и щука».

    Ребята, сегодня мы с вами отправимся в водное путешествие. А на чем мы с вами поплывем?

    Ответы детей: пароход, корабль, лодка.

    Правильно, сейчас мы с вами отправляемся в путешествие на моторной лодке.

    Приготовьтесь, взяли руль в руки, завели мотор (Дети произносят звук «ррр…»). Осторожно! Поворот - направо, потом - налево, еще раз - направо, еще раз - налево, теперь держим курс прямо; приглушаем мотор… (дети произносят звук «ррр…» всё тише и тише).

    И вот мы с вами оказываемся на водоеме (воспитатель показывает магнитный плакат « Водоемы»).

    Ребята, как вы думаете, что это за водоем?

    Ответы детей: река, пруд, озеро.

    Действительно ребята, мы оказались на пресноводном водоеме (река или озеро). Посмотрите, как разнообразен и прекрасен животный, растительный мир на водоеме!

    Обратите внимание, как будто водоем делится на две части: одна часть – надводная и прибрежная, почти не различимы, другая – подводный мир.

    Назовите мне обитателей надводного мира, которых вы видите на картине.

    Ответы детей: насекомые (водомерки, бабочки и стрекозы и др.), лягушки, цапли, бобры, кувшинки, лилии и др.

    Назовите мне обитателей подводного мира, которых вы наблюдаете.

    Ответы детей: улитки, раки, речные рыбы, жук – плавунец, водоросли и др.

    А сейчас давайте поиграем. Игра «Кто, где живет?».

    Играем по командам (1-ой команде необходимо отобрать картинки с изображением обитателей животного и растительного мира надводной части. 2-ой команде – картинки с изображением подводного мира). За правильный ответ команде присуждается 1 очко (фишка). В конце занятия подсчитываются очки. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее выполнит это задание.

    Молодцы, все правильно справились с заданием. Теперь продолжаем дальше играть по командам.

    Игра называется «Что мы знаем о рыбах». За каждый правильный ответ команде также дается 1 очко.

    Где живут рыбы? (в аквариуме, пруде, реке, озере, море)

    Чем покрыто тело рыб? (чешуей)

    Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников и хвоста)

    С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр)

    Как называются рыбы, живущие в море? (морские)

    Как называются рыбы, которые живут в пресноводных водоемах? (пресноводные)

    Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные)

    Перечислите, каких аквариумных рыб вы знаете. (Золотая рыбка, сомик, неон, скалярии, гуппи и др.)

    Чем рыбы отличаются от зверей? (не могут передвигаться по земле, нет лап)

    Чем люди ловят рыб? (сетями, удочками)

    Как можно приготовить рыбу? (варят, солят, жарят)

    Как называется человек, ловящий рыбу? (рыболов, рыбак)

    А сейчас немножко давайте отдохнем. Физкультминутка «Рыбка в озере жила».

    Рыбка в озере жила,

    Рыбка к берегу плыла,

    (ноги на ширину плеч, руки на поясе, наклоны в стороны)

    Хвостиком виляла,

    Корм себе искала.

    (прыгаем ноги в стороны, вместе)

    Возле берега червяк,

    Извивается вот так,

    (руки на поясе; совершаем круговые движения бедрами влево и вправо)

    Рыбка подплывает,

    Червяка хватает.

    (разъединяем запястья рук (открытая пасть) и соединяем (закрытая пасть))

    Дернул леску рыбачек,

    Да сорвался червячок,

    (хлопаем в ладоши перед грудью и за спиной)

    Рыбка не попалась,

    С червяком осталась.

    (совершаем волнообразные движения ладошками, сложенными вместе: имитация движения рыбки)

    Продолжаем, игра «Найди дом для рыбки».

    Догадайтесь о какой рыбе идет речь, и положите круг (постройте дом) около соответствующей рыбы. Если рыба речная – зеленый круг на верхней полосе, если морская – синий круг на нижней полосе.

    На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом)

    Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.

    На дне лежит один плоский блин. (Камбала)

    Камбала - морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя её плавником.

    Драчун и забияка, живет в воде,

    Кости на спине. И щука не проглотит. (Ерш)

    Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют морским ежом.

    Хвостом виляет, зубастая, а не лает. (Щука)

    Щука – одна из крупных речных рыб.

    Живу глубоко. Плыву легко,

    Зубастая, большая, я рыба морская. (Акула)

    Акулы – отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых, по мере их выпадения. Китовая и гигантская акулы – сааме большие рыбы.

    Я всеми и всегда узнаюсь без труда.

    Полосатый пиджачок, ярко-красный плавничок. (Окунь)

    Правильно, это речная рыба. Тело окуня покрыто очень колючей чешуей.

    Молодцы, дом для рыбок построили, а сейчас у вас на столах лежат разрезные картинки . Каждой команде необходимо быстро и правильно собрать картинку по частям. Определить, что это за рыба (морская или пресноводная, как называется). За правильный ответ команде присуждается 1 очко.

    Наконец, ребята, последнее испытание. Давайте выясним, чем все рыбы похожи. Для этого составим модель рыбы (зарисуем) и назовем ее части тела.

    1-ая картинка – у рыбы есть тело (зарисовываем вместе со мной).

    2-ая картинка – тело рыбы покрыто чешуей.

    3-ая картинка – с помощью плавников и хвоста рыба перемещается в воде.

    4-ая картинка – у рыб есть жабры.

    5-ая картинка - рыбы дышат кислородом (дети вместе с педагогом поэтапно зарисовывают).

    А теперь давайте посмотрим, как вы зарисовали модель рыбы (дети свои рисунки вывешивают на доску).

    Итог занятия:

    Что общего у всех рыб? (строение, среда обитания)

    Чем отличаются рыбы? (окраской, размером, формой (тела, плавников и хвоста)

    Ответьте на самый главный вопрос: «Кто такие рыбы?» (животные)

    Молодцы ребята! Вы побывали в роли исследователей, узнали много интересного и нового. Показали хорошие результаты, отвечали на все вопросы, не подвели свою команду.

    (Подсчитываются очки команд. Объявляется победитель. Раздача призов).

    ГБОУ СОШ № 1375

    Дошкольное отделение

    Структурное подразделение №4

    Конспект открытого занятия

    в старшей/подготовительной группе

    Конспект занятия «Обитатели воды - рыбы»

    Цель: Обобщить материал по теме: «Рыбы».

    Задачи:

    Образовательная:

    1. Учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).

    2. Учить выделять признаки различия и сходства между рыбками.

    3. Упражнять детей делать выводы в составлении рассказа - сравнения по плану.

    Развивающая:

    1. Развивать мышление и память, умение анализировать, выражать их в речи.

    2. Развивать эмоциональную сферу детей

    Воспитательная:

    Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.

    Материалы и оборудование: картинки с изображением рыб пресноводных, морских, аквариумных, карточки с изображением аквариумных и пресноводных рыб, фланелеграф, изображение Незнайки, рыб и морских животных для работы на фланелеграфе, разрезная картинка (рыба).

    Предварительная работа: чтение рассказов о морских обитателях, рыбах, наблюдение за аквариумными рыбками.

    Ход занятия. Воспитатель загадывает загадки:

    Жива в воде она,

    Поймаешь, вытащишь ее -

    Умрет она тогда.

    Крылья есть, да не летает,

    Глаза есть, да не мигает,

    Ног нет, да не догонишь.

    Блещет в речке чистой

    Спинкой серебристой.

    У родителей и деток

    Вся одежда из монеток.

    О ком эти загадки? (о рыбах).

    Характеристика рыб (по тексту загадок)

    Рыба живет в воде. На суше жить не может. Глаза есть, да не мигает. «Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники). Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается? (плавает). Есть хвост. Для чего рыбам хвост? (руль). Одежда из «монеток». Из каких монеток эта одежда? (это чешуя). Рыба живет в воде. Где может жить рыба? (в аквариуме, в море и т. д.). Как называются рыбы, живущие в море (морские), в реке..., в аквариуме...

    Затем дети перечисляют отличительные признаки рыбы: «У нее есть голова, рот, глаза, жабры, туловище, хвост, плавники. Туловище покрыто чешуей». Из частей составляется картинка, на которой изображена рыба.

    Воспитатель. Отгадайте загадки, найдите - отгадки.

    На дне, где тихо и темно,

    Лежит усатое бревно (сом)

    Колюч, да не еж

    Кто это? (ерш)

    К нам из сказки приплыла,

    Там царицей была.

    Это рыбка не простая.

    Рыбка... (золотая)

    Ярко - красный или черный,

    Очень резвый и проворный,

    Длинный острый хвостик носит

    И зовется... (меченосец)

    На какие группы можно поделить этих рыб? (на пресноводных рыб и аквариумных рыб).

    Работа с карточками.

    Найти и обвести в кружок аквариумных рыбок.

    Обвели в кружок сомика, а сома нет. Почему?

    Рассказ - сравнение.

    Чем они отличаются и чем похожи?

    «Это сом и сомик, у них есть голова, рот, туловище, хвост, плавники.

    У сома - усы, а у сомика - усики. Сом живет в реке, а сомик в аквариуме. Речной рыбой питаются птицы, животные, люди; аквариумными рыбками мы любуемся».

    Физкультминутка

    Как в аквариуме нашем

    Рыбки золотые пляшут.

    Они весело резвятся

    В чистой тепленькой воде,

    То сожмутся, разожмутся,

    То зароются в песке,

    То помашут плавниками,

    То закружатся кругами (движения по тексту).

    Дети изображают резвящихся рыбок.

    Мы сказали, что рыбы живут в аквариуме и реке, пруду, озере. А еще где живут рыбы? (в море). Но в море еще живут морские животные.

    В гости приходит Незнайка.

    Он приносит картинки, на которых изображены рыбы и морские животные. Надо найти морских животных. (кит и дельфин)

    Чем отличаются морские животные от рыб (Рыбы откладывают икру, из икры появляются мальки или сразу появляются мальки, а у морских животных рождаются детеныши.)?

    А еще в море живут рыбы, которые похожи на зверей. Они так и называются рыба-жаба, рыба-собака, рыба-попугай...

    Посмотрите, какие необычные рыбы изображены на рисунке. Вы их знаете? Найдите на рисунке рыбу-пилу, рыбу-иглу, рыбу-зебру и т.д.

    Как вы догадались, где какая рыба?

    О ком мы сегодня говорили?

    Что нового мы узнали о рыбах?

    Занятие окончено.

    Литература

    1. Интернет - ресурсы

    2. КРО «Ознакомление с окружающим миром» И. Морозова. М.А.Пушкарева Издательство «Мозаика - синтез» 2011г

    3. «1000 загадок» Издательство АСТ, Полиграфиздат 2011г

    Елена Мазанова
    Конспект логопедического занятия «Рыбы» (подготовительная группа для детей с ОНР)

    Предварительная работа :

    А) Логопеда : называние пресноводных рыб по предметным картинкам, сравнение сходных по внешнему виду рыб, подбор действий и признаков к предмету по изучаемой теме, составление словосочетаний и простых распространённых предложений.

    Б) Воспитателей : чтение рассказов об изучаемых рыбах из книги Шорыгиной «Рыбы , какие они?» , знакомство с повадками, условиями обитания и питания пресноводных рыб, рисование щуки, изготовление совместной работы по аппликации и оригами «Наш водоём» .

    Цели :

    1. Закрепление умения обобщения и классификации по теме «Рыбы » .

    2. Уточнение номинативного и предикативного словаря.

    3. Развитие умений словообразования : притяжательные прилагательные.

    4. Развитие умений согласования количественных и порядковых числительных с существительными.

    5. Развитие умений фонематического, слогового анализа и синтеза .

    6. Развитие умений употребления в речи простых распространенных предложений различной структуры.

    7. Развитие слухового внимания и логического мышления.

    Оборудование :

    1. Предметные картинки

    2. Предметные демонстрационные картинки

    3. Изображение объёмных кувшинок (по кол-ву детей ) .

    4. Схемы слогов и звуков для анализа (наборы по кол-ву детей ) .

    5. Демонстрационная картинка с изображением рыбака.

    6. Схема на доске на котелке для звукового и слогового анализа .

    7. Демонстрационные предметные картинки с изображением птиц и животных : лиса, волк, бурый и белый медведь, цапля, журавль, аист, чайка, рысь …

    8. Изображение двух ведёр с цифрами : 1 и 2 (для слогового анализа ) .

    9. Предметные силуэтные раздаточные картинки с изображением пресноводных рыб (20 – 25 штук) .

    10. Шнурки по количеству детей .

    Ход занятия:

    I. Орг. момент

    Здравствуйте, ребята. Как вы думаете, куда я собралась? (на рыбалку) Как вы догадались? (у Вас в руках удочка, ведро, Вы надели джинсы. Майку и кепку, на ногах сапоги) Хотите, я возьму вас с собой? (дети хором : Да) А вы знаете, что нужно взять? (дети называют предметы необходимые на рыбалке) Сейчас определим, кто может со мной отправиться на рыбалку. Присаживайтесь. (Дети садятся на свои места)

    Есть у меня один знакомый рыбак (логопед выставляет на доску изображение рыбака, он тоже говорил, что знает, что нужно брать с собой, отправляясь на рыбалку и вот, что из этого получилось :

    «За город начал рыбак собираться.

    Удочку взял, чтобы рыбу ловить.

    Взял дождевик, чтобы им укрываться

    Взял самовар, чтобы чай кипятить.

    Взял он кровать, чтобы спать на кровати.

    Взял он ковёр, чтоб на нём загорать.

    Взял он дрова, чтоб ему не искать их.

    Взял чемодан, почему бы не взять?»

    Почему же вы смеётесь?

    Задание : подойдите к столу и возьмите по одной карточке с изображением предмета необходимого нам для рыбалки.

    Предметные картинки : палатка, удочка, сети, карандаши, школьный ранец, ведро …

    Хорошо! Я вас всех беру с собой. В путь. (Звучит песенка «С утра сидит на озере …» , дети рассаживаются на свои места)

    II. Основная часть.

    1. Уточнение номинативного словаря по теме «Рыбы » .

    Задание : подумайте и назовите, какая рыба может водиться в нашем водоёме? (дети называют, логопед выставляет на доску картинки)

    Сюжетная картина : «Водоём» .

    Предметные картинки : карась, щука, лещ, судак, сом, ёрш.

    2. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.

    Как много рыбы в нашем водоёме . Пора приступать к их ловле.

    ЕСЛИ ВЫ БУДЕТЕ ОТВЕЧАТЬ ЧЁТКО И ТОЧНО. СЛУШАТЬ СВОИХ ТОВАРИЩЕЙ, НЕ ПЕРЕБИВАТЬ ИХ - В ВАШИХ ВЕДЁРКАХ БУДУТ ПОЯВЛЯТЬСЯ РЫБКИ.

    (дети берут в руки «удочки» , логопед подходит к каждому по очереди).

    Задание : назовите первый и последний звук в названии рыбы , тогда она окажется у вас.

    Например : карась – К …. СЬ (аналогично с остальными рыбами) .

    3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

    Я поздравляю вас с первым уловом. У каждого уже есть по одной рыбке. Я предлагаю вам вспомнить гимнастику для пальчиков «Рыбка»

    Рыбка плавает в водице,

    Рыбке весело играть.

    Рыбка, рыбка – озорница.

    Я хочу тебя поймать.

    Рыбка спинку изогнула,

    Крошку хлебную взяла.

    Рыбка хвостиком махнула,

    Рыбка, раз – и уплыла!

    Вот, какие весёлые рыбку в нашем водоёме!

    4. Развитие умений слогового анализа и синтеза .

    Первая рыба поймана. Нужно правильно разложить её по ведёркам.

    Задание : назовите рыбу, определите количество слогов в слове .

    Если в слове один гласный, «бросим» рыбку в ведро с цифрой 1, если в слове 2-е гласных – в ведро, на котором написана цифра 2.

    Образец ответа : щука – в этом слове 2-е гласных, бросим щуку во второе ведро…

    (Дети по цепочке называют слова по слогам и «бросают» своих рыбок).

    ЛЕЩ КАРАСЬ

    ЁРШ СУДАК

    5. Подбор действий к предметам.

    Мы разложили рыбу по вёдрам. Подумайте и скажите, что можно сделать с рыбой?

    Образец ответа : рыбу можно пожарить, сварить, посолить, запечь, закоптить, замариновать …

    Отлично! Мы с вами будем варить на костре рыбный суп. Кто помнит, как он будет называться? (уха) .

    Для этого я приготовила волшебный котёл.

    (логопед выставляет на доску изображение котла – схемы для )

    6. Развитие умений слогового и звукового анализа .

    Для приготовления вкусной ухи я возьму лишь часть нашего улова.

    Задание : достаньте из ваших волшебных кувшинок схемы слогов и символы звуков . Назовите рыбу, выложите схему из слогов (анализ, затем из звуков (анализ) .

    Образец : СОМ ЩУ - КА СУ - ДАК

    (Дети выкладывают схемы на столе, логопед на пособии «Котелок» на доске).

    Например :

    7. Образование притяжательных прилагательных.

    нужно немного подождать, пока наша замечательная уха будет готова. Я предлагаю вам ещё немного поиграть. Игра называется «Чей, чья?»

    (логопед выставляет схему образования притяжательных прилагательных)

    Задание : рассмотрите схему и скажите : чей хвост? (щучий, сомовий)

    чья голова? (щучья, сомовья)

    ЧЬЯ ГОЛОВА?

    ЧЕЙ ХВОСТ?

    8. Закрепление употребления в активной речи простых распространённых предложений с употреблением однородных членов.

    На запах вкусной ухи к нашему костру спешат птицы и животные, которые не прочь отведать угощение. Кто может к нам присоединиться?

    (дети называют животных и птиц, логопед раздаёт детям картинки с изображением названных героев).

    Задание : угостите наших гостей – животных и птиц.

    Образец : Я угощу рыбой пеликана и бурого медведя. А вы?

    (ответы по цепочке) .

    Приблизительный перечень предметных картинок : лиса, волк, медведь, пеликан, кошка, аист, рысь, цапля.

    9. Согласование числительных с существительными.

    Задание : посчитайте оставшийся улов и скажите, кто, сколько и каких рыб отнесёт домой?

    Образец : Я отнесу маме трёх сомов и двух лещей.

    III. Итог :

    Задание : нанижите ваш улов на шнурок. Назовите рыб по порядку.

    Образец ответа : сначала сом, за сомом карась, за карасём ёрш …

    Молодцы! Наша рыбалка закончена. Пора домой.

    Дети выходят под музыку «С утра сидит на озере любитель-рыболов …»

    МБОУ «Емецкая средняя школа имени Н.М. Рубцова» -

    Детский сад № 2 «Незабудка»

    Конспект логопедического занятия по теме «Рыбы»

    «Путешествие в подводный мир»

    (подготовительная к школе группа)

    Григорьева Елена Евгеньевна.

    Цель: расширить представление детей о рыбах, закрепить навык правильного произношения звука [р] в слогах, словах и предложениях.

    Задачи.

    Образовательные:

    Расширять знания детей о рыбах, учить определять основные части тела рыб, закреплять умение классифицировать их;

    Обогащать словарный запас за счет образования родственных слов;

    Закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные.

    Коррекционно-развивающие:

    Активизировать речевую деятельность детей;

    Закреплять правильную артикуляцию звука [р];

    Развивать фонематический слух, навык звукового анализа;

    Совершенствовать слуховое и зрительное внимание, память, мышление;

    Развивать мелкую моторику.

    Воспитательные:

    Воспитывать бережное отношение к живой природе;

    Формировать навыки взаимодействия детей друг с другом;

    Воспитывать активность и любознательность.

    Оборудование.

    Компьютер, презентация, индивидуальные зеркала, бумажные кораблики, буква Р, предметные картинки «Рыбы».

    Ход занятия.

    1.Организационный момент. (Слайд 2)
    Отгадывание загадки.
    Логопед: Дети, давайте отгадаем загадку.

    Плещет в речке чистой
    Спинкой серебристой. (Рыбка)

    Какой первый звук в слове рыба? (Звук [р])

    2.Объявление темы занятия.

    Логопед: Мы сегодня с вами отправимся в путешествие и познакомимся с речными и морскими обитателями. Мы будем говорить о рыбах и учиться правильно произносить звук [р] в словах и предложениях. И начнем с разминки.

    3. Самомассаж лица (по О. И. Крупенчук «Стихи для развития речи»)

    Ручки растираем и разогреваем (хлопки)
    И лицо теплом своим мы умываем (разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз).
    Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).

    Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).
    Их вперёд сгибаем (нагибание ушных раковин кпереди),
    Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки),
    А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки).
    Щёчки разминаем, чтобы надувались (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями),
    Губки разминаем, чтобы улыбались (большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу).
    Уголками губ мы щёчки поднимаем (средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают то правый, то левый уголок рта),
    А потом от носа, мы к губам стекаем (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам).
    Тянем подбородок и его щипаем (разминание подбородка с оттягиванием его вниз, пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам),
    А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам, середина шеи проходит между большим и остальными пальцами).

    4. Работа над речевым дыханием.

    Упражнение «Кораблик». Цель: развивать длительный плавный выдох.

    Логопед: Итак, мы отправляемся в плавание, давайте поможем нашим корабликам плыть быстрее! Вытяните губы вперед трубочкой и дуйте на кораблик.

    Кораблики, сделанные из тонкой яркой бумаги, ставят у самого края стола. Дети дуют на бумажные кораблики, соревнуясь, чей кораблик одержит победу в гонках или раньше пристанет к берегу.

    По волнам корабль плывёт.

    Ты вдохни, надуй живот.

    А теперь ты выдыхай

    И кораблик опускай.

    5. Артикуляционная гимнастика (Слайд 3-5)

    Логопед:
    - Как вы думаете, рыбы разговаривают? (нет)
    - А мы в отличие от рыб разговариваем, и чтобы говорить красиво, выполним гимнастику языка.

    упражнение «Чистим зубки»;

    упражнение «Качели»;

    упражнение «Кружок»;

    упражнение «Вкусное варенье»;

    упражнение «Грибок»

    упражнение «Барабанщик»

    Лошадка – грибок - гармошка» (переключение артикуляционных поз)

    6. Анализ артикуляционного уклада звука [ р]. (Слайд 6)

    Логопед: Давайте вспомним, как правильно произносим звук [ р], где находятся губы, язык, зубы. Возьмите зеркала. Произнесите звук [ р].

    Где находится язычок при произнесении звука [ р]?

    Что мешает воздуху свободно выходить изо рта? Воздух встречает преграду при выходе изо рта.

    Это гласный или согласный звук?

    Что происходит с нашим горлышком? Дрожит ли при произношении звука горлышко?

    Значит, он звонкий или глухой?

    Итак, звук [ р] согласный, звонкий.

    (Сопоставление с речевым профилем звука)

    7. Соотнесение звука с буквой Р (Слайд 7)

    Логопед: Ребята, посмотрите, перед нами остров, какая буква живет на нем? (Буква Р) Звук [р] на письме обозначается буквой Р.

    На что пожожа буква Р? (Ответы детей)

    Буква Р на мачте парус,

    Вдаль плывет небес касаясь.

    Ручка круглая у трости,

    Трость для деда сделал Костя.

    (В.Волина)

    Эта буква состоит из палочки и полуовала. А сейчас мы попробуем написать букву “Р” в воздухе. Сначала мы напишем ее плечом, потом локтем, потом кистью, потом пальцем.

    8. Произношение прямых слогов со звуком [р]. (Слайд 8)

    Логопед: Давайте мы будем на корабликах причаливать к берегу и повторять (читать) слоги: РА, РО, РУ, РЫ.

    Ребята, посмотрите как красиво вокруг. А кто это там, в морских глубинах? (Рыбки)

    Рыбки весело плескались

    В чистой свеженькой воде.

    То согнутся, разогнутся.

    То зароются в песке.

    Приседаем столько раз

    Сколько рыбок здесь у нас. (Дети считают, сколько рыбок на слайде.)

    10. Игра «Строение рыб» (предметная картинка «рыба»)

    Логопед: Ребята, посмотрите вот на эту рыбку внимательно. У нее есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. На голове у рыбки расположены жабры. Они помогают рыбке дышать. Тело рыбки покрыто чешуей, похожей на маленькую золотую монетку, такая же круглая и блестящая. Как вы думаете, а для чего нужны рыбке хвост и плавники?

    Дети. Чтобы плавать.

    Логопед: Конечно же! Рыбка двигает плавниками, когда поворачивает в другую сторону. Плавники и хвост нужны рыбке, чтобы она могла плавать.

    Игра «Чей, чья, чье» (образование притяжательных прилагательных)

    Чья голова? – Это рыбья голова.

    Чьи жабры? – Это рыбьи жабры.

    Чье туловище? – Это рыбье туловище.

    Чья чешуя? – Это рыбья чешуя.

    Чей хвост? - Это рыбий хвост.

    Чье брюшко? – Это рыбье брюшко.

    Чьи плавники? – Это рыбьи плавники.

    11. Игра «Место обитания рыб» (слайд 10)

    Логопед: Посмотрите, на экране мы видим три места обитания рыб. Как они называются? (аквариум, море, река). Значит рыбы, которые там обитают какие? (морские, речные, аквариумные). Когда на экране будут появляться рыбы, вы скажите, какая это рыба, а мы проверим, правильно ли она уплыла. Вам нужно сказать, как называется выбранная вами рыба, где обитает, и поселить рыбу в подходящий водоём.

    Например:

    Это ёрш. Он живёт в реке. Это речная рыба.

    У меня гурами. Это аквариумная рыбка, она живёт в аквариуме.

    Моя рыба называется морской окунь. Это морская рыба. Я поселю её в море.

    На экране появляются рыбы: ёрш, осетр, гурами, радужница, рыба – меч, морской окунь.

    Логопед: А вы знаете, какие рыбы водятся в нашей реке Емце?

    Дети: Щука, окунь, ёрш, карась, налим, язь и т. д.

    12. Слого-звуковой анализ (слайд 11)

    Логопед: А сколько слогов в слове рыба?

    Дети: два.

    Назовите их (ры-ба).

    А сколько звуков в слове рыба? (четыре).

    Назовите их (р,ы,б,а).

    Назовите первый слог? (ры). Второй слог (ба).

    Правильно. Назовите первый звук в первом слоге? [р]. Второй звук в первом слоге? [ы].

    Звук [р] – согласный или гласный? (Почему?). Твёрдый или мягкий? (Почему?). Звонкий или глухой? (Почему?).

    Какой второй звук в первом слоге? [ы]. Гласный или согласный? (Почему?).

    Второй слог разбираем по аналогии с первым.

    13. Пальчиковая гимнастика «Рыбки» с использованием массажеров Су – джок.

    Дети поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение.

    Пять маленьких рыбок играли в реке,

    Лежало большое бревно на песке,

    И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»

    Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко».

    А третья сказала: «Мне хочется спать!»

    Четвертая стала чуть-чуть замерзать.

    А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

    Плывите скорее, чтоб не проглотил».

    14. Подбор родственных слов к слову «рыбак». (Слайд 12)

    Логопед:

    Есть у нас волшебный пруд.
    Караси в пруду живут.
    Поскорей ты их лови,
    Родственное слово назови.

    Ребята, помоги рыбаку наловить рыбы. Подбери родственные слова к слову «рыбак». (Рыба, рыбки, рыбешка, рыбный, рыбачить, рыболов, рыбачка).

    15. Толкование пословицы.

    Логопед: Вот и закончилось наше путешествие. Оно вам понравилось?

    Ребята, есть русская пословица «Без труда не вынешь и рыбку из пруда». Как вы думаете, что она обозначает? (Ответы детей)

    Логопед: Вот и мы с вами старались, много трудились и занимались, чтобы научиться правильно произносить звук [р]. Молодцы!

    Ребята, что вам понравилось на занятии?

    Какое задание было для вас наиболее трудным?

    Литература.

      Крупенчук О.И. «Стихи для развития речи»

      Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет. М.: «Мозаика-Синтез», 2003.

      Волина В.В. Русский язык. Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996.

      Интернет - источники.

    Конспект интегрированного занятия по теме: «Рыбы»

    Цель: Познакомить детей с разнообразным миром рыб.

    Задачи: Развивать внимание, память, воображение. Учить детей изображать рыб с помощью различных материалов (пластилин, бумага, акварель) . Воспитывать интерес к разнообразию подводного мира.

    Содержание организованной деятельности детей:

    1. Отгадайте загадку:

    Без воздуха живёт,

    Холодная, как лёд,

    Не хочет пить, а пьёт.

    Бронёй блестит, но не звенит

    И всё молчит, молчит.

    Молодцы! Сегодня мы с вами поговорим о рыбах.

    Рыба живет в воде. На суше жить не может. Есть про рыбу такая загадка:

    Крылья есть, да не летает,

    Глаза есть, да не мигает,

    Ног нет, да не догонишь. - «Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники).

    Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается? (плавает). - Есть хвост. Для чего рыбам хвост? (руль).

    Одежда из «монеток». Из каких монеток эта одежда? (это чешуя).

    Рыба живет в воде. Где может жить рыба? (в аквариуме, в море, в озере, и т д.) .

    Рыбы, живущие в море называются -морские, в реке-речные, в аквариуме- аквариумные.

    Дети, как вы думаете, чем рыбы питаются?

    А вы знаете, что рыбы бывают хищные и травоядные.

    Каких хищных рыб вы знаете?

    В воде живет много самых разных рыб. Есть рыбы съедобные для человека. Рыбаки их ловят, а мы покупаем, готовим и едим. Это хамса, сельдь, бычки, ставрида, камбала и другие.

    Есть рыбы опасные. Они могут уколоть ядовитым шипом, как морской кот и морской дракон; и даже ударить током, как скат. Рыбаки их не ловят, ведь встреча с такими рыбами очень неприятна.

    2. Физкультминутка

    Рыбка плавает в водице

    Рыбке весело играть

    Рыбка, рыбка озорница

    Мы хотим тебя поймать.

    Рыбка спинку изогнула,

    Крошку хлебную взяла.

    Рыбка хвостиком махнула,

    Рыбка быстро уплыла.

    И тог:

    О ком мы сегодня говорили?

    Что нового мы узнали о рыбах?

    Ещё у нас получилась вот такой аквариум- коллективная работа:

    Конспект занятия по теме: «Кто такие рыбы?»

    Цель: формировать представления детей о рыбах: строение, способ размножения, питание.

    Задачи:

    Образовательная: Учить выделять характерные признаки различных рыб; классифицировать рыб (морские, пресноводные, аквариумные).

    Развивающая: Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, активизировать речевую деятельность детей.

    Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к природе, формировать чувство прекрасного, гармонии в природе.

    Материалы:видеопрезентация

    Словарная работа:

    Уточнить понятия: чешуя, жабры, морские и пресноводные рыбы; ввести обобщающее понятие – «рыбы», «водоемы».

    Ребята, сегодня мы с вами отправимся в водное путешествие. А на чем мы с вами поплывем?

    Ответы детей: пароход, корабль, лодка.

    Правильно, сейчас мы с вами отправляемся в путешествие на моторной лодке.

    Приготовьтесь, взяли руль в руки, завели мотор (Дети произносят звук «ррр…»). Осторожно! Поворот - направо, потом - налево, еще раз - направо, еще раз - налево, теперь держим курс прямо; приглушаем мотор… (дети произносят звук «ррр…» всё тише и тише).

    И вот мы с вами оказываемся на водоеме

    Ребята, как вы думаете, что это за водоем?

    Ответы детей: река, пруд, озеро.

    Действительно ребята, мы оказались на пресноводном водоеме (река или озеро). Посмотрите, как разнообразен и прекрасен животный, растительный мир на водоеме!

    Обратите внимание, как будто водоем делится на две части: одна часть – надводная и прибрежная, почти не различимы, другая – подводный мир.

    Назовите мне обитателей надводного мира, которых вы видите на картине.

    Ответы детей: насекомые (водомерки, бабочки и стрекозы и др.), лягушки, цапли, бобры, кувшинки, лилии и др.

    Назовите мне обитателей подводного мира, которых вы наблюдаете.

    Ответы детей: улитки, раки, речные рыбы, жук – плавунец, водоросли и др.

    Игра называется «Что мы знаем о рыбах». За каждый правильный ответ команде также дается 1 очко.

    Где живут рыбы? (в аквариуме, пруде, реке, озере, море)

    Чем покрыто тело рыб? (чешуей)

    Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников и хвоста)

    С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр)

    Как называются рыбы, живущие в море? (морские)

    Как называются рыбы, которые живут в пресноводных водоемах? (пресноводные)

    Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные)

    Перечислите, каких аквариумных рыб вы знаете. (Золотая рыбка, сомик, неон, скалярии, гуппи и др.)

    Чем рыбы отличаются от зверей? (не могут передвигаться по земле, нет лап)

    Чем люди ловят рыб? (сетями, удочками)

    Как можно приготовить рыбу? (варят, солят, жарят)

    Как называется человек, ловящий рыбу? (рыболов, рыбак)

    А сейчас немножко давайте отдохнем.

    Физкультминутка «Рыбка в озере жила».

    Рыбка в озере жила,

    Рыбка к берегу плыла,(ноги на ширину плеч, руки на поясе, наклоны в стороны)

    Хвостиком виляла,

    Корм себе искала.(прыгаем ноги в стороны, вместе)

    Возле берега червяк,

    Извивается вот так,(руки на поясе; совершаем круговые движения бедрами влево и вправо)

    Рыбка подплывает,

    Червяка хватает.(разъединяем запястья рук (открытая пасть) и соединяем (закрытая пасть))

    Дернул леску рыбачек,

    Да сорвался червячок,(хлопаем в ладоши перед грудью и за спиной)

    Рыбка не попалась,

    С червяком осталась.(совершаем волнообразные движения ладошками, сложенными вместе: имитация движения рыбки)

    ЗАГАДКИ

    1. На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом)

    Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.

    2На дне лежит один плоский блин. (Камбала)

    Камбала - морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя её плавником.

    3.Драчун и забияка, живет в воде,

    Кости на спине. И щука не проглотит. (Ерш)

    Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют морским ежом.

    4.Хвостом виляет, зубастая, а не лает. (Щука)-

    Щука – одна из крупных речных рыб.

    5.Живу глубоко. Плыву легко,

    Зубастая, большая, я рыба морская. (Акула)

    Акулы – отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых, по мере их выпадения. Китовая и гигантская акулы – сааме большие рыбы.

    6.Я всеми и всегда узнаюсь без труда.

    Полосатый пиджачок, ярко-красный плавничок. (Окунь)

    Правильно, это речная рыба. Тело окуня покрыто очень колючей чешуей.

    Наконец, ребята, последнее испытание. Давайте выясним, чем все рыбы похожи. Для этого составим модель рыбы (зарисуем) и назовем ее части тела.

    1-ая картинка – у рыбы есть тело (зарисовываем вместе со мной).

    2-ая картинка – тело рыбы покрыто чешуей.

    3-ая картинка – с помощью плавников и хвоста рыба перемещается в воде.

    4-ая картинка – у рыб есть жабры.

    5-ая картинка - рыбы дышат кислородом (дети вместе с педагогом поэтапно зарисовывают).

    А теперь давайте посмотрим, как вы зарисовали модель рыбы (дети свои рисунки вывешивают на доску).

    Итог занятия:

    Что общего у всех рыб? (строение, среда обитания)

    Чем отличаются рыбы? (окраской, размером, формой (тела, плавников и хвоста)

    Ответьте на самый главный вопрос: «Кто такие рыбы?» (животные)