• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Заикания при речевом общении создают сложности и дискомфорт как для взрослых так и для детей. Однако спасение от этой патологии не только в лечении нервной системы и организма в целом. Немаловажным фактором в проблеме постановки свободной речи при заикании стала и дыхательная гимнастика. Благодаря четко разработанной системе, речевой аппарат начинает функционировать правильно, выравнивается артикуляция и голос. Дыхательные упражнения при заикании имеют наибольший эффект у детей, но перед ее применением обязательно получите консультацию у логопеда.

    Дыхательная гимнастика при заикании подразумевает комплексы лечебных упражнений различной сложности в разных положениях тела:

    • Во время активного движения человека (бег, ходьба, прыжки);
    • В состоянии полного покоя (стоя в расслабленной позиции, сидя, в позиции лежа).

    Это обусловлено несколькими задачами дыхательной гимнастики:

    • Пробуждение активности мышц в брюшном прессе;
    • Освоение техники диафрагмального дыхания;
    • Сознательная регулировка ритма дыхания;
    • Грамотное соотношение вдохов и выдохов;
    • Правильная расстановка выдохов при речевых отрезках.

    Система целенаправленных, профессионально сложенных тренировок позволяет развивать ритм и темп дыхания. Изначально тренировка предполагает дыхательные упражнения, после начнет сопровождаться звуками, звукосочетаниями и вербальными проявлениями. Постепенное повышение уровня сложности заданий приведут к быстрому и полному выздоровлению пациента.

    Небрежное отношение к дыхательной гимнастике может привести как минимум к неэффективности процесса. Регулярное выполнение упражнений с постепенными, удлиненными выдохами при заикании у детей – залог формирования свободного дыхания во время разговора. Полноценные выдохи помогают запастись необходимым количеством воздуха на вдохе.

    Природа происхождения заикания

    Перед тем как приступать к дыхательным упражнениям от заикания, нужно понять отчего возникает дефект. Исследователи и ученые, доктора и профессора сходятся во мнении, что заикание само по себе не является речевым нарушением. Психолог и педагог Р. Е. Левина считает, что скорость устранения дефектов речи зависит от того, насколько серьёзно ребенок относится к дефекту, а также в зависимости от природы возникновения заикания.

    Целый ряд советских педагогов, таких как М. Е. Хватцев, М. И. Пайкин и другие считали, что первоочередной причиной появления заикания служит шоковое состояние, травма психологического характера, резкий испуг. Кроме того, специалисты настаивают, что простое спотыкание в речи еще не является заиканием и оно легче поддаётся корректировке.

    Стоит выделить основные причины вызывающие патологию:

    • Заикание, как следствие травм, частых болезней, шоковых ситуаций;
    • Возникновение дефекта в случае, когда левшу переучивают в правшу;
    • Последствия пережитого шока, стресса, чрезмерного утомления во время публичных выступлений и подготовки к ним.

    Каждый тип заикания вызванный, вышеуказанными причинами поддаётся лечению.

    Один из способов решения проблемы – дыхательная гимнастика при заикании.

    Методика лечения от А. Н. Стрельниковой

    Методов тренировки дыхания на сегодняшний день существует довольно большое количество. Однако наибольший вклад, по мнению специалистов, в решение проблемы сделала Александра Николаевна Стрельникова. Будучи оперной певицей, женщина страдала от приступов удушья. Чтобы избавится от приступов она разработала специальную систему, которая помогла ей справиться с недугом. Вскоре дыхательная гимнастика возымела популярность по всему Советскому Союзу, многие доктора признали эффективность упражнений. Считается, что система Стрельниковой наиболее эффективная работа над дыханием при заикании.

    Уникальной дыхательная гимнастика от Стрельниковой считается благодаря нижеследующим особенностям упражнений:

    1. резкие и короткие вдохи носом, необходимые во время сжимания грудной клетки;
    2. все упражнения направлены на активное действие всех частей тела;
    3. усиление внутреннего тканевого дыхания, как следствие, повышение показателей усвоения кислорода организмом.

    Данная система направлена не только на лечение заикания – она приходит на помощь больным, страдающих заболеваниями различных систем органов. Как метод лечения, гимнастику следует выполнять дважды в день, в утреннее и вечернее время.

    Ниже расскажем о нескольких упражнениях, которые помогут справиться с дефектами речи как у ребенка, так и у взрослого.

    Упражнение «Ладошки»

    Упражнение включает сжатие ладошек в кулаки. При сжатиях выполняются 8 шумных вдохов носом. После этого нужно сделать паузу в несколько секунд и повторить движения снова. Необходимое количество повторов – 32. Что же касается выдохов, то задерживать их не стоит, они делаются ртом, достаточно пассивно.

    Вдыхать носом рекомендуется при слегка сомкнутых губах, а во время выдоха, губы необходимо разжать и выполнить естественный выдох. Обязательно нужно следить за положением плеч – не поднимать. Возможно легкое головокружение во время тренировки. Тем, у кого присутствует такой эффект, советуют выполнять упражнение сидя.

    Упражнение «Погончики»

    8 активных вдохов без пауз, после передышки в пару секунд – повторить цикл. Необходимое количество повторов – 32. Кулаки не поднимаем выше пояса.

    Упражнение «Насос»

    8 вдохов делаются циклами 4 раза. Несколько секунд перерыв и снова повтор цикла. Представляем как будто накачиваем шину ручным насосом.

    Все три упражнения занимают примерно 10 минут. Вдохи везде должны быть короткими как хлопок.

    Усложненный комплекс выполняется после того, как дыхательная гимнастика Стрельниковой при заикании в облегченной форме будет выполняться пациентом без особого затруднения.

    Кинезиология как метод борьбы с заиканием

    Наука кинезиология занимается изучением развития умственных и физических способностей посредством выполнения определённых упражнений для двигательного аппарата. Считается, что истоки кинезиологии берут начало в Древней Руси и Древней Греции. Многие логопеды советуют обратить внимание при заикании на кинезиологические упражнения, так как положительные результаты практики очевидны:

    • упражнения влияют на развитие активности мозга;
    • трудности в усвоении информации детьми сводятся к минимуму;
    • упражнения способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга.

    Грамотный подход к выполнению упражнений ребенком обеспечивает позитивный результат. Непроизвольные зажимы мышц снимаются, непреднамеренные движения сокращаются в разы. Также стоит отметить, что подвижный ребенок лучше обучаем, нежели пассивный в действиях малыш.

    Система гимнастики для ребенка, которая способствует устранению заикания, включает в себя несколько направлений:

    • растяжка, которая нормализует мышечные сокращения;
    • дыхательная гимнастика позволяет отладить ритмы организма;
    • упражнения для глаз, направленные на улучшение восприятия.

    Малышу будет интересно выполнять большинство заданий, так как многие из них подключают воображение. Таким образом, в растяжке присутствует упражнение «Снеговик», в котором нужно представить себя тающим снеговиком – начиная от головы, заканчивая конечностями. Ребенок должен постепенно расслабляться. «Таить», чтобы в конце концов мягко приземлиться на пол, имитируя лужу воды.

    Кинезиологические упражнения предполагает выполнение упражнения «Дерево», которое нужно выполнять на корточках. Малыш прячет голову между коленями, обхватывает их ручками и представляет себя семечком, прорастающим и становящимся прекрасным деревом. Ребенок поднимается на ноги, расправляет все тело и вытягивает руки вверх. Дует ветер, и ребенок имитирует качание веток.

    В числе дыхательных упражнений выделяют «Свечу», исходное положение сидящее. Малыш представляет большую свечу и пытается ее задуть коротким выдохом. Затем представляет 5 маленьких свечей, набирает воздух и короткими выдохами задувает все свечи.

    Занятия для глаз типичные для любого офтальмологического комплекса. В процессе должны сокращаться мышцы. Взгляд устремляется в даль и в близь, глазное яблоко двигается по часовой стрелке и против, напрягается и расслабляется.

    Упражнения будут иметь больший эффект в комплексе с массажем, который выполняется для расслабления организма и настройки на восприятие упражнений.

    Как бы ни была важна дыхательная гимнастика при заикании, всегда нужно обращать внимание на психологическое состояние ребенка. Родители и близкие должны максимально правильно подобрать тактику общения с ребенком. Стараться не обидеть чувствительного малыша, но в то же время, не пытаться во всём угождать ему. Дети прекрасно чувствуют чрезмерную жалость и всяческими способами будут отвергать такую заботу. В конце концов, это чревато недоверием со стороны ребёнка, как следствие, невозможностью избавить его от дефектов речевого аппарата.

    У заикающихся детей часто бывают проблемы со сверстниками – это еще один психологический фактор, который необходимо учесть. Ребенку нужно донести, что его дефект – не изъян, а особенность. И все, что ему нужно, чтобы завести друзей – это общаться с ребятами и не бояться своего голоса, ведь никто не идеален.

    Запас терпения, поддержка ребенка – это то, что необходимо вкладывать в сбалансированную работу с дыханием, помимо физических упражнений для организма. Несколько месяцев потребуется для того, чтобы дыхательные упражнения при заикании, а также кинезиология сделали свое дело. Ожидать моментального результата не стоит, однако, ежедневный труд над проблемой обеспечит полное исцеление ребенка, подарит ему радость и легкость человеческого общения.

    Логоневроз нужно лечить при первых его проявлениях, когда он хорошо поддается коррекции. Дыхательная гимнастика для детей, упражнения которой отличаются эффективностью, часто назначается специалистами.

    Задания дыхательной гимнастики

    Исполнение упражнений помогает добиться таких результатов:

    • активизация мышц;
    • регуляция ритма, темпа и соотношения вдохов и выдохов;
    • освоение техники диафрагмального дыхания.

    Гимнастику сопровождают звуками, их сочетаниями и словами. Тренировки должны быть систематическими и грамотно сложенными. Это способствует быстрому выздоровлению ребенка.

    Задача комплекса заключается в стабилизации дыхания, обеспечении его плавности в процессе произношения слов. Количество воздуха на выходе должно быть достаточным, чтобы фразы не прерывались. Первоначальные занятия лучше проводить со специалистом, после этого их можно исполнять в домашних условиях. Со временем уровень сложности упражнений повышают.

    Виды дыхательной гимнастики

    Существует такое разделение упражнений:

    • статистические – выполняются без движений;
    • динамические – производятся с добавлением элементов движения.

    Существует несколько поз для их выполнения:

    • лежа на спине;
    • сидя на стуле;
    • стоя;
    • в движении.

    Начальные упражнения лучше выполнять лежа. Эта поза является наиболее удобной. После этого гимнастику выполняют в других положениях. Когда ребенок начинает полностью контролировать дыхание, тренировки прекращают.

    Перед занятиями необходимо проветрить помещение и прибраться в нем. Запрещается делать гимнастику после приема пищи. Одежду лучше выбрать легкую, из натуральной ткани. Задания комплекса и темп их проведения нужно дозировать правильно.

    Техника логоритмических упражнений предусматривает такие рекомендации:

    1. Вдох делают носом (губы слегка сомкнуты), а выдох – ртом. Перерывов между ними не должно быть.
    2. Ребенок должен вдыхать не на полную силу, а также не нужно выдыхать весь воздух. Делают это естественно, без особого усердия.
    3. Делая выдох, произносят слитно несколько слов (3–4).
    4. В больших предложениях делают смысловые паузы.
    5. Стоит следить, чтобы дыхание было ровным и спокойным.
    6. Мышцы должны быть расслаблены. Двигать плечами при выполнении комплекса запрещается.

    Упражнения метода А. Н. Стрельниковой

    Самый популярный вид дыхательной гимнастики, который рекомендуют при логоневрозе, разработан оперной певицей Стрельниковой для борьбы с приступами удушья. Со временем был признан специалистами как эффективный метод против заикания. Он отличается простотой, поэтому подойдет даже дошкольникам.

    Логопедические занятия должны происходить 2 раза в день: утром и вечером. Их продолжительность – не более получаса. Большое внимание в комплексе Стрельниковой уделено вдохам. Они должны быть быстрые. В первые дни выполняют 8 «вдохов-движений» в 12 подходов (с интервалом в несколько секунд).

    Стоит учесть, что при выполнении заданий может возникать несильное головокружение.

    Комплекс большой. Ниже приведены часто используемые упражнения для борьбы с логоневрозом.

    «Ладошки»

    Руки согнуты в локтях, подняты до уровня плеч. Ладони распрямлены, направлены параллельно полу. Производят 4 резких вдоха, сжимая ладони. Выдох должен быть протяжный, через рот, ладони в это время разжимают. Дальше делают маленький перерыв. При необходимости интервал между подходами увеличивают до 10 с.

    «Погончики»

    Исполняют стоя. Руки на поясе, кисти зажаты в кулаки. Вдох – плечи напрягают и поднимают. Выдох – плечи опускают, кулаки поднимают, образуя погоны.

    «Насос»

    Поза: стоя, ноги на ширине плеч. При громком вдохе делают наклон вперед, вытягивая руки к полу и округляя спину. Выдох медленный и спокойный.

    «Обнять плечи»

    Выполняют стоя, руки сгибают в локтях, локти направляют вниз. Делают шумный вдох, обнимая себя за плечи, а голову отводят назад. Выдох должен быть свободный.

    «Кошка»

    Становятся на четвереньки. Быстрый вдох – округляют спину, голову наклоняют вниз. Медленный выдох – выпрямляются.

    «Маятник»

    Поза: стоя (можно сидя), ноги на ширине плеч. Громкий и быстрый вдох – наклониться вперед и потянуться руками к полу. Резкий выдох – возвращение в исходное положение.

    Другие упражнения

    Кроме масштабного комплекса Стрельниковой, существуют иные виды дыхательной гимнастики:

    1. Ребенок ложится на спину. Вдыхает, надувая живот. После этого делает медленный выдох со звуком «Пфафф». Дыхание – ровное, спокойное. Можно положить малышу на живот мягкую игрушку, тогда он с интересом будет наблюдать, как она опускается и поднимается.
    2. Из ваты делают небольшие шарики и дуют на них вместе с ребенком. Задание потом усложняют, выкладывая комочки на махровое полотенце, когда ребенку понадобится больше воздуха и силы, чтобы сдувать их.
    3. Малыш задерживает дыхание на максимально возможное время.
    4. Мыльные пузыри также послужат хорошей гимнастикой.
    5. Малыш может дуть в воду с помощью соломинки.

    Эти упражнения очень увлекательны для детей. Они будут выполнять их с удовольствием.

    Артикуляционная гимнастика

    Очень эффективный способ лечения заикания у детей, который применяют вместе с дыхательными упражнениями. Во время выполнения гимнастики тренируются мышцы артикуляционного аппарата. Комплекс включает следующие упражнения:

    • надувание щек – сначала вместе, потом - по отдельности;
    • похлопывание губами (движения рыбы);
    • поочередное надавливание языком на щеки;
    • надувание щек, а потом спускание воздуха ударом кулака по ним;
    • «чистка» зубов языком;
    • покусывание губ.

    Кроме того, ребенок может несколько раз покашлять или позевать. Делать это нужно с открытым ртом.

    Противопоказания

    Перед выполнением заданий стоит убедиться, что температура тела ребенка не превышает 38˚С. Запрещается заниматься гимнастикой, если малыш страдает от таких болезней:

    • черепно-мозговая травма;
    • повреждение позвоночника;
    • патологии внутренних органов;
    • высокое внутричерепное давление;
    • сильная близорукость;
    • сердечное недомогание.

    Заключение

    Дыхательная гимнастика отлично помогает в коррекции заикания. Сложность заключается в том, что занятия должны быть систематическими и выполнять упражнения надо долго. Детям не всегда хватает терпения для этого.

    Чтобы заинтересовать малышей, стоит разнообразить их занятия. Делают это с помощью развивающих игр, одной из которых является «Скороговорки на скорость». Это эффективный метод для тренировки артикуляционного аппарата.

    Успешно лечится, известно всем. Причем, несмотря на обилие современных методов терапии, исправляющих речь при логоневрозе, специалисты не отвергают и традиционные методики, «проверенные годами». О наиболее распространенных методах лечения заикания мы расскажем в данной статье.

    Оглавление:

    Традиционное лечение заикания

    Врачи уже давно изучили логоневроз и даже подобрали некоторые методики избавления от недуга – именно о них и пойдет речь. Наверняка многие отмечали, что заикающийся человек во время пения никогда не заикается. Это происходит потому, что слова говорятся нараспев и дыхание человека в этот момент «строится» совсем по-другому, нежели при обычном разговоре. Именно на этом и основана дыхательная гимнастика – первейшее средство для избавления от заикания.

    Принципы дыхательной гимнастики Стрельниковой

    Именно эта врач и разработала комплекс упражнений в рамках дыхательной гимнастики, который помогает нормализовать речь ребенка и избавиться от заикания. Причем, такие упражнения можно выполнять не только в детском возрасте, даже взрослые с могут заниматься подобным образом – да, времени у них уйдет больше, идеального результата вряд ли получится добиться, но улучшение речи гарантировано.

    Комплекс дыхательной гимнастики Стрельниковой состоит из 10 упражнений, но мы приведем только два из них – именно они являются основой и чаще всего рекомендуются к проведению:

    1. «Насос» . Человек должен встать прямо, опустить руки и наклониться немного вперед, округлив спину. При этом голова и руки опущены, а шея максимально расслаблена. Теперь нужно сделать быстрый вдох и немного приподняться, но не распрямляться, затем делается длинный выдох. Далее нужно опять наклониться, принять исходное положение и повторить быстрый вдох и медленный выдох (его можно делать и носом, и ртом).
    2. «Повороты головы» . Нужно встать прямо, а руки опустить вниз, расслабиться. Теперь больной поворачивает голову влево и сразу шумно и быстро вдыхает. Далее головой нужно начинать движение слева направо и одновременно с этим делать выдох, не останавливаясь посередине. Как только голова оказывается справа, снова делаем шумный вдох и повторяем все упражнение.

    Обратите внимание! Во время выполнения любого из этих двух упражнений шея не должна быть напряжена, туловище и руки остаются неподвижными. Между упражнениями нужно делать короткие передышки, а вообще положено выполнять в день 3 подхода по 32 вдоха каждый.

    Дыхательная гимнастика учит человека дышать глубоко, всеми легкими и способствует тренировке диафрагмы, которая участвует в голосообразовании. При этом голосовые связки становятся максимально подвижными и тесно смыкаются во время разговора, что и обуславливает избавление от заикания.

    Указанные выше упражнения должны выполняться два-три раза в день по 15 минут – утром, в обеденное время и вечером . Быстрых результатов ожидать не стоит, так как первый эффект будет заметен только через 2-3 месяца регулярного выполнения дыхательной гимнастики. У человека станет более естественным голос, его дыхание будет свободным, и звуки будут исходить намного спокойнее и без частого заикания.

    Логопедические занятия

    Они проводятся, как правило, с группой детей, которые заикаются, и имеют достаточно большие возможности. Существует несколько методик, которые разрабатывались врачами и учеными, вот только некоторые из них (самые применяемые):

    1. Методика Выгодской, Успенской и Пеллингер . Курс лечения рассчитан на 2-3 месяца, во время которых проводится 36 занятий. Основа методики – поэтапное создание игровых ситуаций, которые формируют у заикающихся детей навыки самостоятельной речи. Только потом специалист помогает детям переходить от общения словами к развернутым фразам. В обязательном порядке логопед выполняет с детьми специальные упражнения, которые помогают расслабить мышцы и снять эмоциональное напряжение.
    2. Методика Смирновой . Занятия по этой методике проводятся ежедневно по 20 минут в утренние часы. Все упражнения проводятся в игровой форме и рассчитаны на 30 недель, что составляет один учебный год. Методика Смирновой помогает:
      • развить чувство ритма и темпа речи;
      • развить мелкую моторику рук;
      • добиться расслабления мышечного тонуса;
      • развить речевую и двигательную координацию.
    3. Методика Силивестрова . Продолжительность занятий будет составлять 3-4 месяца, всего же понадобится провести 32-36 занятий. Данная методика включает в себя три этапа:
      • подготовительный – ребенку создается абсолютно спокойная обстановка и ограничивается речевое общение;
      • тренировочный – совершается переход от тихой речи к громкой, от спокойных игр – к эмоциональным. На этом этапе в занятия вовлечены не только заикающиеся дети, но и их родители;
      • закрепительный – плавная речь моделируется под длинный рассказ, беседу или чтение.

      Обратите внимание: перечисленные методики логопедических занятий, которые входят в схему лечения заикания, адаптированы для детей дошкольного возраста.
      Если речь идет об устранении заикания у подростков и взрослых людей, то в рамках логопедических занятий будут применяться следующие методики:

    4. Методика Шкловского . Курс лечения будет составлять около трех месяцев, причем, больной с логоневрозом должен пребывать в стационаре. Работать с пациентом будут психиатр, психотерапевт и невропатолог, а сама методика включает в себя три этапа:
      • обследование пациента и выявление истинной причины заикания;
      • укоренившиеся навыки «ломаются» и перестраиваются с помощью психотерапии;
      • тренировки речи в жизненной обстановке.

      У больного, в ходе лечения, появляется уверенность в том, что он сможет справиться с заиканием в любой жизненной ситуации.

    5. Методика Арутюнян . Первые 24 дня лечения проводятся в стационаре, затем дополнительно назначается еще 5 курсов по 5-7 дней в течение года. Особенность методики заключается в синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки. Таким образом формируется новое психологическое состояние, когда речь больного связана со спокойствием, правильной интонацией, мимикой и уверенной осанкой.

    Обратите внимание: сначала речь больного будет очень медленной, но именно она дает возможность буквально с первых занятий говорить пациенту без запинок.

    Нетрадиционные методы лечения заикания

    Современная медицина предлагает несколько иные методы лечения заикания. И в первую очередь нужно выделить мультимедийный компьютерный комплекс Breath Maker, который обеспечивает «протезирование» речевого круга между речевым центром (центр Брока) и центром распознавания речи (центр Вернике ). Суть методики заключается в следующем: пациент с заиканием говорит в микрофон, а его речь записывается и исправляется специальной компьютерной программой. Затем уже исправленная речь подается в наушники и анализируется центром распознавания речи правильно. Результатом такой процедуры является избавление от тонуса в речевом центре.

    Методика Breath Maker направлена на устранение психологических проблем и неуверенности в себе больного. Дело в том, что даже при небольшой запинке заикающийся человек думает, что окружающие воспринимают его критически, а это приводит к максимальному перевозбуждению речевых центров, что и ведет к усугублению нарушения речи.

    И еще одно нетрадиционное лечение заикания – точечный массаж, который проводится длительными курсами. Надо отметить, что улучшение речи может наступить даже после первого курса точечного массажа и это приводит к тому, что последующие (они проводятся через каждые 6 месяцев) просто отвергаются больными, а это неправильно ! В обязательном порядке нужно пройти полноценный курс лечения точечным массажем, чтобы результат был не только положительным, но еще и длительным. В некоторых случаях после первого курса точечного массажа человек начинает заикаться еще сильнее и тогда врач принимает решение о проведении следующего курса раньше нужного времени.

    Обратите внимание: родители заикающихся детей, да и взрослый человек с такой же проблемой, могут проводить курсы точечного массажа самостоятельно в домашних условиях. Но сначала продемонстрировать технику проведения данной процедуры должен специалист – это основное условие для получения желаемого эффекта.

    Комплексные методики

    Существуют, так называемые, неврологические методы лечения заикания, которые можно объединить в одну группу. Как правило, в рамки комплексных методик лечения заикания входят следующие рекомендации врачей:

    1. Пациент с заиканием должен вести прием лекарственных препаратов, которые обеспечивают медицинское торможение – например, Фенибут, противосудорожные препараты и транквилизаторы.
    2. В обязательном порядке больной с логоневрозом должен принимать седативные средства, но в виде отваров лекарственных растений с успокаивающим эффектом.
    3. Проводится рефлексотерапия и иглоукалывание.
    4. Назначаются препараты для укрепления нервной системы и иммунитета.
    5. Больной должен посещать сеансы психотерапии.

    Заикание – это проблема всего человечества, поэтому совсем неудивительно, что разработки в отношении новых и эффективных методов лечения этого недуга ведутся беспрерывно. Например, недавно в США был разработан лекарственный препарат, который уже успешно опробован на лабораторных мышах и позволяет сделать вывод, что в ближайшем будущем заикание будет лечиться таблетками. Ученый из Университета Калифорнии Джеральд Магуайр полагает, что заикание может быть связано с повышенной выработкой дофамина. Этот процесс успешно подавляется галоперидолом, но в связи с множеством побочных эффектов широкое распространение этого лекарственного средства невозможно. Ученый предлагает использовать в терапии логоневрозов Оланзапин и сейчас идут лабораторные исследования такого вот медикаментозного лечения заикания.

    Лечение заикания – процесс трудный и длительный. Многие родители обращаются с этой проблемой своих детей к «бабушкам» и знахаркам разного уровня, но это вряд ли можно назвать разумным решением. Да, случаи «чудесного» избавления от заикания благодаря древним заговорам известны, но они не задокументированы и не изучены наукой, а значит, и рассуждать о «бабушках» и знахарках, как о методе лечения заикания нельзя. А вот то, что добиться восстановления нормальной речи и сведения к минимуму заикания можно указанными в данном материале методами, достоверно известно и доказано официальной медициной – согласитесь, такая постановка вердикта вызывает больше доверия.

    Цыганкова Яна Александровна, медицинский обозреватель, терапевт высшей квалификационной категории

    Проблема заикания среди взрослых является весьма распространенной, многие известные личности страдали заиканием и, несмотря на это, достигли значительных высот в карьере, преуспели в семье и бизнесе.

    Заикание выражается в нарушении речи, запинке произношения после первого звука слова. В разговоре заика ощущает сильное мышечное напряжение, он теряет контроль над речью и вербальными органами. Речевые центры заикающегося человека работают не синхронно, отсюда и дисбаланс при социальном контакте и общении.

    Типы заиканий

    Существует три типа заиканий:

    1. Заикание у людей с дефектами нервной системы.
    2. Дефект речи, возникший при переучивании ребенка с левши на правшу.
    3. Приобретенное в течение жизни заикание, по причине стрессов, хронических переутомлений, сильных эмоциональных потрясений, травм, испуга, депрессий и так далее.

    Речевые дефекты характеризуются обострением в периоды психо-эмоционального возбуждения, именно поэтому заикам сложно выступать на публике и перед аудиторией.

    Методы лечения заикания у взрослых

    Лечение заикания уходит своими корнями глубоко в прошлое. Именно поэтому до наших дней дошло немало рецептов избавления от заикания у взрослых на дому.

    В основе традиционных методов терапии заикания лежат различные дыхательные , способствующие расслаблению органов речи и дыхания:

    • Исходное положение — встаньте прямо, ладони находятся внизу, руки расслаблены. Наклоните торс слегка вперед и округлите спину, старайтесь, чтобы голова, шея и плечи были максимально расслаблены. Сделайте быстрый и глубокий вдох вслух носом. Возвращаясь в исходное положение, активно и шумно выдохните через рот или нос. Повторять упражнение 10-12 подходов по 8 раз.
    • Исходная позиция — встать прямо, руки на бедра, спина прямая. Поворачивайте голову влево и вправо, при повороте делая вдох вслух, а выдыхайте во время плавного движения головой из стороны в сторону. При выполнении упражнения, старайтесь не напрягать тело и голову. Повторять 2-3 раза по 30 вдохов.
    • Сесть на пол в позу лотоса, руки положить на колени, попытаться полностью расслабится. Сделать глубокий вдох, наполнив легкие до отказа, выдыхать порционно, выталкивая воздух плавными движениями живота. Повторять упражнения по мере наступления усталости.

    Дыхательные тренинги активно нагружают диафрагму, способствуют расслаблению голосовых связок, не позволяя им смыкаться и препятствовать беседе. Проводить дыхательную гимнастику лучше утром и вечером, на пустой желудок.

    Нормализации речевой функции способствует прием успокоительных и расслабляющих настоев и фито-чаев , так как корень заикания заключается в некоторой напряженности нервной системы и невозможности освободится от постоянного дискомфорта.

    Приемы нетрадиционной медицины должны проводиться в комплексе с основными методами консервативного лечения у дефектолога. Приготовьте травяной лекарственный сбор из равных частей сухих и измельченных цветков календулы, мелиссы, донника, солодки и березовых листьев. Столовую ложку сбора заливают кипятком и ставят на водяную баню, ждут до закипания. Готовый отвар настаивают час-два и пьют в течение дня перед едой по два-три небольших глотка.

    Есть еще один, не менее эффективный рецепт, благотворно влияющий на работу нервной системы взрослого человека: берем одинаковое количество цветков ромашки, душицы, зверобоя, аниса, пустырника и мелиссы, одну ложку сбора заливаем стаканом крутого кипятка и настаиваем в течение трех часов . Употреблять настой нужно каждый день по полстакана, не менее четырех раз в сутки.

    Для заикания у взрослых людей в домашних условиях широко используются лечебные ароматические масла . Вдыхание полезных и приятных благовоний успокаивает, придает уверенности, улучшает настроение, снимает напряжение и раздражение. Сеанс ароматерапии лучше проводить вечером, в спокойной и уютной домашней атмосфере. Наиболее эффективны в борьбе с заиканием у взрослых являются ароматы сосны, розмарина, сандала, базилика, розы и бергамота .

    Лечебные душистые масла также добавляют в ванну, с этой целью используются масла-экстракты шалфея, чабреца, полыни, герани и лаванды. Вода для лечебной ванны не должна быть слишком горячей, достаточно температуры около 37-38 градусов, в воду добавляется всего 2-3 капли ароматного масла. Ванну следует принимать около 15 минут. Для стойкого результата необходимо провести 15-дневный курс вечерних душистых ванн.

    Успокоить и расслабить заикающегося человека поможет фито-чай : в двухлитровый термос положить две горсти плодов шиповника и одну горсть ягод калины, настаивать 5 часов подряд. Пить готовый чай с лимоном и медом.

    Чтобы снять спазмы, возникающие в процессе речи, заикам рекомендуется пить лечебный напиток на основе цельного коровьего молока. Молоко кипятим, после закипания в него добавляем щепотку сухой травы гусиной лапчатки, снимаем с огня, студим, процеживаем и пьем по одному стаканчику в день.

    Лечить заикание можно в любом возрасте и не только медикаментозным путем. Попробуйте, может быть один из этих рецептов поможет и вам! Удачи!

    Как избавится от заикания в домашних условиях взрослому человеку — упражнения Оценка 4.07 /5 проголосовало 27

    Что еще почитать

    Обсуждение: оставлено 19 коммент.

      Вы знаете, очень понравились упражнения, дело в том что когда я начинаю волноваться, то выговорить ни одного слова не могу. К врачу идти страшновато, а в семье вроде бы все нормально, общаюсь без проблем. Но когда меня вызывает начальник или приходится выступать на публичных мероприятиях, начинаю заикаться. Когда стала понемногу заниматься дыхательными упражнениями, сперва сама не заметила, ка первый раз с начальником общалась на равных, смогла все спокойно ему объяснить, без всяких дефектов. Теперь каждый день делаю дыхательные упражнения, вот и сейчас только что закончила, спасибо вам за полезную информацию.

      Я вашу статью другу показал, он уже второй месяц практикует упражнения, звонил, говорит что намного легче стало. Говорит, что в разговорах стал себя лучше контролировать, лишний раз не волноваться, слова выговариваются четко без запинки. Сам я его знаю с детства, он когда маленький был, старался в компании больше молчать, чтобы мы его лишний раз не дразнили. А когда выросли наши пути разошлись и встречались редко, он вырос практически молчуном, я наоборот. Так когда он стал пользоваться рекомендациями, которые я ему посоветовал при очередной встрече, у ему стало легче, он мне каждую неделю стал звонить и благодарить за помощь.

      От заикания избавиться очень сложно, но свести его к минимуму вполне под силу каждому заикающемуся человеку. Могу написать как говорить гораздо лучше и качественней. [email protected] .ru

      Методика для избавления от заикания. Не большое улучшение можно ощутить через несколько занятий. Пишите:[email protected]

      Двустороннее снижение функции блуждающих нервов может провоцировать расстройство речи. Это обусловлено тем, что блуждающий нерв несёт двигательные волокна к мускулатуре глотки, мягкому нёбу, надгортаннику, которые отвечают за речь человека. Так же блуждающий нерв иннервирует бронхи, диафрагму они тоже принимают непосредственное участие в формировании красивой речи. Сильнейшее оздоровительное воздействие на блуждающий, языкоглоточный нерв происходит при работе через каротидный синус.Через каротидный синус, шейный симпатический узел точечно-биоэнергетическим воздействием массируется головной (речевой ассоциативный центр)мозг, блуждающий языкоглоточный нерв. При массаже через каротидный синус головного мозга(речевой ассоциативный центр),блуждающего, языкоглоточного нерва. Эффективно восстанавливаются, оздоравливаются клеточки в речевом, ассоциативном центрах блуждающем, языкоглоточном нерве,голосовых связках, корешке языка,веточках языкоглоточного нерва, речь становится непринужденной.

      Двустороннее снижение функции блуждающих нервов может провоцировать расстройство речи. Это обусловлено тем, что блуждающий нерв несёт двигательные волокна к мускулатуре глотки, мягкому нёбу, надгортаннику, которые отвечают за речь человека. Так же блуждающий нерв иннервирует бронхи, диафрагму они тоже принимают непосредственное участие в формировании красивой речи. Сильнейшее оздоровительное воздействие на блуждающий, языкоглоточный нерв происходит при работе через каротидный синус.Через каротидный синус, шейный симпатический узел точечно-биоэнергетическим воздействием массируется головной (речевой ассоциативный центр)мозг, блуждающий языкоглоточный нерв. При массаже через каротидный синус головного мозга(речевой ассоциативный центр),блуждающего, языкоглоточного нерва. Эффективно восстанавливаются, оздоравливаются клеточки в речевом, ассоциативном центрах блуждающем, языкоглоточном нерве,голосовых связках, корешке языка,веточках языкоглоточного нерва, речь становится непринужденной. тел. 8-906-092-2828
      Сайт: http://www.rus-massage.ru/index-16.html

      Я избавилась от заикания сама дома без всяких специалистов. понадобилось только инструкция по работе над речью от сайта soylib.ru Это упражнения на артикуляцию, постановку правильного дыхания, усиление силы выдоха, на закрепление речи и т.д. Все оказалось очень просто и легко.

      Большинство специалистов в мире рассматривают заикание как психологический коммуникативный феномен. В подтверждении этого вывода на нашем сайте (zaikanie.ru) несколько лет проводилось тестирование, результаты которого определили более 90 % людей с заиканием, у которых заикание становится значительно меньше, а также вообще отсутствует в ситуациях «наедине с собой» (т.е. вне общения).

      Это означает, что заикание — это, в первую очередь, проблема общения и психологического контакта (проявление человеком своих чувств с помощью мимики, жестов, тона голоса, скорости и ритма речи во время общения).

      На сайте zaikanie.ru начат набор на интенсивный курс преодоления заикания на базе санатория Утёс (одна из крупнейших здравниц Алушты).
      В программе курса: 100 часов индивидуальных и групповых занятий!Индивидуальная и групповая психотерапия. Для каждого участника разрабатывается индивидуальная программа.
      Постановка плавности речи (индивидуальная работа со специалистом) — 15 часов. При необходимости, использование компьютерной биологической обратной связи — DAF, FAF (Frequency Altered Feedback) для выработки плавности.
      Развитие и постановка интонации (индивидуальная работа со специалистом) — 8 часов. Компьютерный тренинг интонаций по Станиславскому, телефонный тренинг — 15 часов.
      Постановка выразительной речи (индивидуальная работа со специалистом) — 5 часов. Программируемая биологическая обратная связь и компьютерный тренинг выразительности речи — 10 часов.
      Озвучивание ролей, искусство перевоплощений, навыки актёрского мастерства (работа в группе) — 20 часов
      Поведенческий тренинг общения на улице в городе (Алушта, Ялта) — 20 часов.
      Видеомоделирование поведения в группе (видеосьёмка в группе) — 10 часов, используются техники когнитивно-бихевиоральной терапии.
      Физиопроцедуры, соляная комната, плавательный бассейн, логопедический массаж.

      Согласно МКБ-10, заикание - это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение.

      Упражнение 1. Речевой аппарат устанавливается для произнесения звука [А] (расстояние между зубами равно двум пальцам, язык лежит плоско, кончик у нижних передних резцов), но губы в отличие от положения при звуке [А] сомкнуты; гортань должна быть опущена, глотка раскрыта, маленький язычок и небная занавеска подняты.

      Проверить опущенное состояние глотки можно следующим образом: положить палец на хрящ гортани (адамово яблоко) и сделать глубокий вдох носом. Если палец ощутит движение хряща вниз, то это значит, что гортань опустилась и приняла нужное для свободного течения звука положение, глотка при этом раскрылась, как она обычно раскрывается при зевке: небная занавеска и маленький язычок поднялись вверх.

      Встать прямо, проверить, нет ли мышечного напряжения шеи, головы, рук, всего тела; гортань и речевой аппарат установить в основное положение для свободного течения звука. Сделать вдох через нос и, сохраняя основное положение, послать выдыхаемую на звуке [М] струю так, чтобы ощутить звучание в верхних передних зубах. Звучащая струя воздуха как бы идет от диафрагмы и «ударяется» в верхние передние зубы. Звук должен быть легким и не очень продолжительным. Приложив руку к губам и верхней челюсти, можно ощутить некоторое дрожание-вибрирование. Это значит, что звук идет верно, без препятствий, что он попал в маску, то есть в кости лица, и отражается в ней.

      Упражнение 2. Вывести в маску звук [М], который как бы разрывает сомкнутые губы гласным звуком [А]. Нижняя челюсть естественно опускается. Звук должен быть довольно продолжительным; следить за тем, чтобы при разрыве губ не появлялось призвука гнусавости, которая вызывается тем, что небная занавеска не поднимается и не закрывает прохода звука в носовую полость. Сочетание звуков [МА] взять в разных высотах.

      Упражнение 3. На одном дыхании вывести сочетание звука [М] с тремя гласными - [А], [О], [У] и [И], [Э], [Ы]. Стараться все звуки произносить на одной высоте и направлять в маску. Следить за отсутствием напряжения, опорой и точной артикуляцией всех звуков.

      Протяженность звуков характеризует определенную мелодию, которую принято называть «распевной интонацией», так как это звучание приближается к протяжному певческому. В отличие от «распевной интонации» в тренировке голоса развивается такое звучание, которое называется «речевой интонацией». «Речевая интонация» отличается отсутствием протяженного звучания гласных и приближается к разговорной мелодии.

      Упражнение 4. Задача упражнения - добиться правильного посыла звука в маску в речевой и распевной интонациях. На одной высоте нужно постараться произнести сочетание звука [М] с тремя любыми (более верными) гласными, затем новый вдох - и новое сочетание. Последовательность упражнения:

      а) вдох носом;

      б) на одном вдохе - МА, МО, МУ или НА,

      в) вдох носом;

      г) на одном выдохе - МИ, МЭ, МЫ или НИ. В процессе упражнения необходимо следить за тем, чтобы не форсировать звук, посылать его в маску, держать опору.

      Проделать упражнение в различных высотах.

      Упражнение 5. Произносить на одном выдохе следующие согласные: ЖЖЖЖЖЖЖЖ - 3333333333 - НЬНЬНЬНЬНЬНЬ. Эти звуки по своей тембральной окраске тяготеют к различным резонаторам: Ж - ближе грудному звучанию, 3 - середине или «смешанному», среднему резонатору, НЬ - верхнему (головному, лицевому). Произнося подряд все согласные, постарайтесь проверить вибрацию звука во всех резонаторных полостях, прикладывая руку к груди, к лицевым костям (иначе маска). Попробуйте переводить звучание всех согласных в различные резонаторы.

      Упражнение 6. На звуке [У] воспроизведите гудок трех теплоходов: большого, среднего и маленького. Последовательность гудков безразлична. Вы должны услышать три различные высоты вашего голоса. Проверьте резонаторы. Хорошо вытягивайте губы вперед при образовании звука [У]. Три услышанные и верно воспроизведенные высоты будут в какой-то степени определять диапазон вашего речевого голоса.

      Упражнение 7. Взять воображаемый мяч, определить для себя, какой он величины и начать «играть», ударяя им об пол. При этом считать до десяти, на каждый счет ударяя по мячу, чтобы он «отскакивал» от пола. Затем, также считая до десяти, подбрасывать мяч на каждый счет вверх, потом снова ударять мячом об пол и считать до десяти. Каждый раз считать на одном выдохе. Повторить эту игру несколько раз. Вы услышите, что с изменением полета мяча изменится и высота вашего голоса: мяч внизу - звук голоса ниже, мяч вверху - звук голоса выше. Следить, чтобы звук не был напряженным, не тянуть сильно вверх шею, когда мяч летит вверх.

      Упражнение 8. Собака (назовем ее Бобик) убежала, ее надо вернуть домой. Звать будем три раза: один раз с далекого расстояния, затем с более близкого, и, наконец, собака будет около вас. Повторять кличку собаки несколько раз в быстром темпе, кроме последнего (собака около вас). Последовательность упражнения: произнести слово «Бобик» на одном дыхании десять раз (собака далеко) - остановка - произнести слово «Бобик» десять раз (собака подошла ближе) - остановка - повторить кличку несколько раз, но более медленно (собака подошла к вам). В упражнении должна меняться высота звука.

      Упражнение 9 . Принцип и задача те же, что и в предыдущем упражнении, но теперь собака бежит на зов без остановки, поэтому повторять ее кличку от высоких нот к низким через средние без остановки на одном дыхании. Произносить кличку столько раз, насколько хватит дыхания.

      Упражнение 10. Вспомнив различие высот вашего голоса, которое появилось в предыдущих упражнениях, посчитайте до десяти на одном дыхании в трех различных высотах; после каждого счета до десяти нужно делать остановку, чтобы взять дыхание и услышать следующую высоту.

      Упражнение 11. Произнести фразу «Я вам приказываю» с повышением по строчкам, начав с удобной нижней высоты. Всего пройти пять-шесть ступеней, не уходя в крик. Произнести данную фразу, оправдывая ситуацию (оправданием может быть, например, то обстоятельство, что приказ не выполняется).

      Упражнение 12. В упражнении участвуют два человека. У первого фраза «Накажу!», у второго «Нет!». Первый произносит свою фразу в повышении по строчкам, второй идет на понижение. Первый приказывает, второй отвечает. Необходимо оправдать диалог предлагаемыми обстоятельствами.