• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    — это диафрагмальный замок, но чаще всего его называют брюшным замком, так как на практике задействованы органы брюшной полости.

    Это очень важная и полезная практика. Регулярное выполнения этой бандхи способно замедлить процессы старения в теле, а также наполнить его энергией.

    Выполняется за счет подъема диафрагмы к грудной клетке и сжатия органов в верхней части брюшной полости верхних брюшных органов при втягивании их в направлении позвоночника. Обычно выполняется только на выдохе.

    Сила уддияны в ее мощном энергетическом воздействии, важной составляющей которого является сублимация сексуальной энергии, ее перенаправление в высшие центры, что, в целом, способствует омоложению организма, повышению его жизнестойкости.

    Уддияна бандха (uddiyana bandha)

    Техника выполнения

    Есть две базовые техники: сидя и стоя - рассмотрим обе.

    Уддияна бандха в положении сидя

    • В положении сидя. Примите любую медитативную позу (но колени должны быть на полу). Ладони положите на колени, глаза закрыть, расслабиться. Это исходное положение.
    • Теперь закройте глаза и глубоко вдохните. На задержке дыхания выполните джаландхара бандху , после чего втяните (даже, скорее, подтяните) мышцы живота движением внутрь и вверх. Это конечная форма, удерживать которую нужно столько, насколько вы можете задержать дыхание.
    • Выход из бандхи: медленно расслабьте мышцы живота, прервите джаландхару и поднимите голову, выдохните. После того, как нормальное дыхание восстановится, повторите уддияна бандху .

    Уддияна бандаха (Uddiyana Bandha)
    • Выполняйте не более 10 повторов уддияны за одно занятие. Поначалу, лучше вообще ограничиться двумя-тремя повторами.
    • Естественно, практиковать ТОЛЬКО на пустой желудок (или через 3 часа после еды).
    • Внимание на манипура-чакре , что расположена на уровне солнечного сплетения.
    • В русле практики йоги уддияна-бандху лучше выполнять перед медитацией, но после поз йоги и пранаям (это, если вы практикуете ее отдельно, не как встроенную технику). Она отлично сочетается с мудрами и дыхательными упражнениями йоги.
    • Помните, что по окончанию практики начинать дышать нужно после того, как прервете джаландхара-бандху.

    Уддияна бандха (Uddiyana Bandha)

    Противопоказания

    Воздерживаться от выполнения этой бандхи нужно тем, у кого имеются нарушения в работе сердца, язва желудка или двенадцатиперстной кишки, а также беременным женщинам.

    Уддияна-бандха в положении стоя.

    • Встаньте прямо и расставьте ноги примерно на 30 см. Наклонитесь вперед и упритесь ладонями в переднюю поверхность бедер чуть выше коленей;взгляд направлен вперед. Это исходное положение.
    • Глубоко вдохните, и с шумным выдохом (через рот, со звуком «ха-а-а») наклонитесь еще больше вперед, чтобы на выдохе полностью опустошить легкие.
    • Затем поднимитесь (но не резко!), задержав дыхание на выдохе; руки все также упираются в бедра.
    • При подъеме с пустыми легкими ваш живот будет естественно втягиваться; если это не особо ощутимо, вы можете помочь ему, приложив некоторые усилия. Однако, не перенапрягайтесь!

    Уддияна бандха (Uddiyana Bandha)
    • Это мощная практика, и осваивать ее нужно осторожно. Не относитесь к ней пренебрежительно. При сильном и активном воздействия могут начаться боли в печени. Многие, особенно новички, стараются прилагать чрезмерные усилия для втягивания живота, этого делать не стоит, так как при интенсивном выполнении бандхи происходит сжатие печени, и из нее активно выходят токсины, а любое резкое очищение часто болезненно. Если все делать постепенно, то вы сможете избежать возможных негативных последствий.
    • При втягивании живота смотрите вниз.
    • При выходе, медленно прервите уддияну, затем джаландхару, начните вдыхать (но не резко), и медленно выпрямитесь, после чего полностью расслабьтесь. Остальные детали и ограничения такие же, как и в сидячем варианте.
    • Уддияна бандха стоя считается более легким вариантом, поэтому обычно рекомендуется начинающим. Правда, она также полезна как и сидячая форма. В идеале, конечно, и ту, и другую форму лучше практиковать под должным руководством на случай, если у вас что-то не будет получаться или будут иметь место неожиданные эффекты практики (хотя, при правильном выполнении, она безопасна).

    Согласно Хатха-йога Прадипике, уддияна считается лучшей из бандх, и дарует освобождение тому, кто регулярно ее практикует. Человек может избавиться от множества болезней (особенно, связанных с брюшной полостью), и даже омолодить свой организм.

    Польза уддияна-бандхи

    Практика этой бандхи заставляет прану (жизненную энергию) течь вверх по центральному энергетическому каналу в теле (сушумна), что уже само по себе чрезвычайно благоприятно, так как обращает вспять естественные процессы разрушения организма, тем самым омолаживая его. Отсюда и еще одно название «символ восходящего полета».

    При выполнении бандхи диафрагма подтягивается к грудной клетке, а органы брюшной полости прижимаются к позвоночнику, т.е. происходит массаж всей полости - это избавляет практикующего почти от всех желудочно-кишечных заболеваний (запоры, несварение, диабет).

    Тонизируется печень, почки, селезенка, поджелудочная железа, увеличивается огонь пищеварения. Секреторная деятельность надпочечников приходит в норму, что возвращает страдающему летаргией жизненную энергию, а беспокойному дает уравновешенность.

    Происходит стимуляция симпатических нервов солнечного сплетения, что благоприятно отражается на работе органов тела. Поскольку уддияна воздействует на солнечное сплетение, на уровне которого расположена манипура чакра (она является праническим центром в теле), то происходит гармонизация распределения праны в организме.

    Есть схожая с уддияной практика в йоги - агнисара-крийя или агнисара-джаути которая часто является подготовкой к выполнению первой.

    Posted in ,
    Tagged ,

    «Бхастрика» в переводе с санскрита означает «кузнечный мех».

    Работа легких при этом виде дыхания сравнивается с работой кузнечного меха.

    В бхастрике в фазе вдоха используется , выдох усиливается за счет работы брюшных мышц, как в дыхании .

    Скорость дыхания постепенно увеличивается, но не превышает 60 вдохов - выдохов в минуту, при дальнейшем увеличении скорости теряется глубина вдоха и выдоха, что уменьшает положительный эффект от практики.

    Глубокое дыхание с форсированным выдохом чередуется с задержкой дыхания на вдохе, с наполненными легкими. Продолжительность задержки индивидуальная, главное, чтобы она не была дискомфортной.

    Положительный эффект бхастрики сравним с эффектом от капалабхати: от мечается повышенное насыщение крови кислородом и снижение содержания углекислого газа в крови (его уровень стабилизируется во время выполнения кумбхаки с наполненными легкими).

    Бхастрика относится к интенсивным практикам и требует осторожного подхода в период своего освоения.

    При неполном выдохе, резком, непривычном увеличении скорости дыхания в ущерб правильности исполнения можно получить достаточно серьезные осложнения, например нарушение ритма сердца во время практики по типу экстрасистолии или мерцательной аритмии.

    Регулярные упражнения с неверным выдохом (остаточный объем в легких, создание излишнего давления в них во время вдоха и выдоха) могут привести к серьезным осложнениям со стороны легких, вплоть до развития эмфизематозных явлений.

    Бхастрика видео

    Посмотирите видео «Пранаяма Бхастрика — Техники Гималайской Сиддха-Йоги.»

    Как и другими методиками пранаямы, бхастрикой желательно заниматься под руководством опытного инструктора.

    Бандхи

    В переводе с санскрита слово «бандха» обозначает «соединение вместе», «сковывание», «зажим».

    Фактически она представляет собой разнообразные мышечные замки, выполнение которых влияет на работу нервной системы, эндокринных желез и органов кровообращения.

    Бандхи, как правило, направлены на контроль над отверстиями тела. Иногда они определяются как специальные асаны, в которых отдельные органы сокращены и находятся под контролем.

    Бандхи способствуют правильному распределению праны в организме и помогают управлять ею.

    Важное значение придается следующим бандхам, которые часто делаются одновременно:

    • уддияна бандха
    • мула-бандха.

    Джаландхара-бандха

    Практика джаландхара-бандхи

    Эта техника имеет большое значение в практике пранаямы, почти все более или менее выраженные задержки дыхания выполняются в ее сопровождении.

    Слово «джала» переводится с санскрита как «сеть», «паутина», «сплетение». Правильность выполнения этой бандхи легко почувствовать при проведении сарвангасаны (поза всех частей тела, стойка на плечах, поза березки), когда подбородок упирается в яремную впадину.

    Для обучения технике джаландхара-бандхи используется, как обычно, устойчивая сидячая поза. Позвоночник должен быть выпрямлен, лопатки сводятся вместе и слегка подаются внутрь тела. Подбородок устанавливается в яремную впадину и наклоняется вперед.

    В удержании бандхи участвуют грудино-ключично-сосцевидная мышца, лестничные мышцы, челюстноподъязычная мышца, подкожные мышцы шеи и внутренние мышцы гортани.

    За счет давления на синокаротидную зону активизируется парасимпатический отдел вегетативной нервной системы, при этом отмечаются снижение артериального давления, уменьшение сердцебиения.

    Мышцы шеи при выполнении джаландхара-бандхи остаются сжатыми, при этом невозможно сделать вдох либо выдох. Если нужно удерживать джаландхара — бандху во время дыхания, рекомендуется слегка уменьшить напряжение мышц шеи и расслабить голосовую щель, чтобы дать возможность для прохождения воздуха. В этом положении дыхание сопровождается характерным для удджайи звуком .

    Джаландхара-бандха при регулярной практике очищает носовые проходы, регулирует кровоток головы и эндокринных (щитовидной и паращитовидных) желез, расположенных в области шеи.

    Выполнение джаландхара-бандхи мягко растягивает шейный отдел позвоночника, воздействуя при этом на продолговатый мозг, где расположены дыхательный и сосудодвигательный центры.

    Оно также замыкает нади, проходящий вокруг шеи, препятствуя холодному потоку энергии иды течь вниз, не дает рассеиваться энергии солнечного потока пингалы.

    Эта бандха описана в «Хатха-йога Прадипике» как препятствующая старению и смерти.

    Уддияна-бандха


    Практика уддияна-бандхи

    Данная техника - техника брюшного замка - выполняется только на пустой желудок, с задержкой дыхания после выдоха.

    Слово «уддияна» на санскрите означает «полет ввысь», «подъем».

    Техника выполнения заключается в следующем: после полного выдоха необходимо поднять диафрагму, которая увлекает вверх органы брюшной полости. Это движение в основном происходит за счет диафрагмы, участие принимают также внешние межреберные мышцы; работа мышц брюшного пресса в этой технике минимальна, в основном задействованы прямые мышцы живота, внутренние и наружные косые мышцы, напряжение которых незначительно (существует вариант выполнения уддияна- бандхи с полностью расслабленным брюшным прессом, только за счет работы диафрагмы).

    Выполнять эту бандху следует в устойчивой сидячей позе, лучше в падмасане или сукхасане, колени по возможности развернуты к полу.

    Тело расслаблено, корпус слегка наклонен вперед.

    После полного выдоха диафрагма поднимется вверх, при этом движении органы брюшной полости также поднимаются вверх и прижимаются к позвоночнику, визуально живот исчезает, как бы «проваливается» внутрь.

    Сильно напряженный брюшной пресс противодействует созданию отрицательного давления для полноценного подъема диафрагмы, соответственно, препятствует выполнению уддияна-бандхи.

    Брюшной замок удерживается до тех пор, пока сохраняется комфортная задержка дыхания на выдохе, затем мышцы живота расслабляются, диафрагма опускается и производится вдох. Восстанавливается нормальное дыхание, после чего можно повторить бандху. Рекомендуется выполнять эту практику в сочетании с пранаямой и мудрами.

    Противопоказания к данной бандхе:

    • наличие болезней сердца,
    • недостаточности кровообращения,
    • заболеваний ЖКТ (язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки),
    • колиты,
    • беременность,
    • менструация.

    К положительным эффектам этой практики относится массаж органов брюшной полости (за счет смещения происходит массаж печени, селезенки, поджелудочной железы и почек).

    Благодаря улучшению работы надпочечников, стимулируются симпатические нервы солнечного сплетения, иннервирующих органов брюшной полости, восстанавливается равновесие вегетативной нервной системы.

    За счет увеличенной амплитуды движения диафрагмы улучшается эластичность легких, что благотворно влияет на функцию дыхательной системы в целом.

    Уддияна бандха видео

    Вариант уддияна-бандхи - агнисара- дхаути

    Слово «дхаути» означает «процесс очистки», «агни» означает «огонь», «сар» - «сущность»; в целом «агнисара» можно перевести как «огонь, получаемый через пищеварение».

    Практика агнисара-дхаути - это многократное повторение уддияна-бандхи: во время одной задержки дыхания на выдохе диафрагма поднимается, втягивая живот, и вновь возвращается на место.

    Мышцы брюшного пресса во время всего упражнения сохраняются в расслабленном состоянии, не препятствуя движению диафрагмы. Работа диафрагмой производится столько же, сколько удается сохранять задержку дыхания на выдохе. Эта практика оказывает воздействие на все органы брюшной полости, массируя их, улучшая кровоток к ним и нормализуя их функции. Ускоряются также процессы пищеварения, и нормализуется обмен веществ.

    Считается, что уддияна-бандха и ее вариант агнисара-дхаути - идеальные средства для коррекции «болезней цивилизации», связанных с сидячим образом жизни.

    Йога — на 99% практика и на 1% — знание.

    Мула-бандха

    Прежде чем рассмотреть эту технику-технику корневого замка, - необходимо ознакомиться со строением тазовой диафрагмы.

    Строение тазовой диафрагмы

    Дно полости таза состоит из мягких тканей, которые формируют дно брюшной полости, служат опорой и основанием для органов малого таза (мочевого пузыря, уретры, матки и прямой кишки), участвуют в формировании внутрибрюшного давления.

    Дно полости таза закрыто диафрагмой таза, которая в передних отделах соединена с мочеполовой диафрагмой.

    Мочеполовая диафрагма - продолжение эндотазовой фасции; занимает переднюю часть промежности и отграничена лобковыми и седалищными костями.

    Через мочеполовую диафрагму у мужчин проходит мочеиспускательный канал, у женщин - мочеиспускательный канал и влагалище.

    Мышцы мочеполовой диафрагмы расположены в два слоя.

    К поверхностным относятся поверхностная поперечная мышца промежности, седалищно-пещеристая и луковично-губчатая, к глубоким - глубокая поперечная мышца промежности и сфинктер мочеиспускательного канала.

    Диафрагма таза отграничена копчиком и седалищными буграми, через нее проходит конечный отдел прямой кишки. Поверхностный слой мышц представлен наружным сфинктером прямой кишки, глубокий слой состоит из мышцы, поднимающей задний проход, и парной копчиковой.

    Мышцы тазового дна укрепляют мула-бандха и ашвини-мудра - упражнение, которое служит подготовительной стадией для выполнения мула-бандхи.

    Ашвини-мудра (поза кобылы) состоит в сознательном сокращении мышц тазового дна, сопровождающемся сжатием и подтягиванием ануса; регулярная практика ашвини-мудры учит контролировать мышцы этой области. В выполнении ашвини-мудры и мула-бандхи участвуют мышцы, поднимающие анус, наружный и внутренний сфинктеры прямой кишки, а также сфинктер мочевого пузыря и мочеполовую диафрагму.

    Обучаться данной практике проще, используя положение лежа на полу, с прижатой поясницей и согнутыми коленями. Это позволит легко расслабить мышцы брюшного пресса, чтобы они не препятствовали работе мышц тазового дна. Упражнение легче начинать осваивать в ритме дыхания, на выдохе напрягая и подтягивая анус, на вдохе расслабляя его. Освоив ашвини-мудру в таком режиме дыхания, можно усложнить практику, напрягая мышцы ануса на вдохе и расслабляя их на выдохе. Ежедневная практика ашвини-мудры предотвращает опущение органов малого таза и особенно полезна после родов; эта техника также идеальна для коррекции проблем с прямой кишкой и мочеполовой системой. Ашвини-мудра рекомендуется во время беременности, так как эластичность и сила мышц тазового дна обеспечивают правильное течение родового процесса и обезболивают роды. Рекомендуемые позы для выполнения ашвини-мудры: паванамуктасана (поза освобождения ветра), сарвангасана (поза всех частей тела). Выполнять практику всегда нужно с контролем дыхания. Во время мула-бандхи сокращение анального сфинктера более продолжи-тельное. Кроме мышц, сокращающих анальный сфинктер, следует обращать внимание:

    На сокращение мышц, поднимающих анус

    Сокращение тазовой диафрагмы, как при ашвини-мудре;

    Сокращение нижней части брюшного пресса, при этом органы малого таза отодвигаются к крестцу;

    Сохранение задержки дыхания с полными легкими.

    В дальнейшем нужно научиться удерживать мула-бандху в течение нескольких минут на вдохе и выдохе. Эффективность этой методики зависит от способности сокращать одновременно наружный и внутренний сфинктеры (при определенной практике можно уловить работу внутреннего сфинктера, который расположен на 2-3 см выше наружного анального).

    Научившись делать эти бандхи изолированно, можно переходить к практике бандха-трайи (три бандхи, тройной замок), объединяя все три упражнения вместе. Оптимальный режим выполнения бандха-трайи - на задержке дыхания после выдоха. Последовательность выполнения: сначала осуществляется концентрация на выполнении мула-бандхи, затем уддияна-бандхи и в последнюю очередь проводится джаландхара-бандха. Удержание бандха-трайи соответствует времени комфортной задержки дыхания, после чего идет расслабление в обратном порядке: сначала джаландхара-бандха, затем уддияна- и в последнюю очередь мула-бандха.

    Бандхи разработаны, чтобы правильно направить прану (жизненную энергию) в организме. Но энергетическом уровне - это очень тонкая практика большой мощности.

    Мула бандха на физическом уровне описана как работа глубоких мышц, которые облегчают правильное позиционирование таза во время практики и позволяют безопасно практиковать асаны и динамические переходы между ними.

    Бандхи или замки помогают омолодить тело, увеличить жизнеспособность, физическое здоровье и работоспособность организма.

    Так как это связано с практикой йоги, термин бандха происходит из санскрита и означает «связывание», «закалка», «задержание», «запирание», «остановка». В йоге, это особая методика «физических замков», с помощью которых можно в течение короткого времени остановить поток энергии в некоторых местах человеческого тела, используется в значении замок, сжатие, фиксация. Закрытие управляет движением праны и апаны, аккумулируя результаты на практику. Цель состоит в том, чтобы после снятия замка, эти энергии были сильнее и оказывали более важное значение.

    К технике бандх прибегают после того, как освоят основные асаны, мудры, пранаямы.

    В йоге известны три бандхи. Их сочетание приводит к четвертой.

    1. Мула бандха - блокировка органов малого таза.
    2. Уддияна бандха - замок живота.
    3. Джаландхара бандха - замок шеи.
    4. Маха бандха – сочетание всех трех, фиксация энергии тазового дна, живота и шеи.

    Общим элементом всех замков тела является то, что они выполняются с помощью задержки дыхания.

    Это очень тонкая практика не должна вызывать сильного напряжения в теле, чтобы не заблокировать энергию полностью. Тогда бандха перестанет выполнять свою функцию, и будет не способствовать, а становится препятствием практике и потоку энергии.

    С помощью нескольких простых настроек можно научиться интегрировать Мулу бандху, одну из четырех бандх, упомянутых в «Хатха Йоге Прадипике» и «Гренда Самхита», в повседневную йогу.

    Как найти мула бандху, прежде, чем она найдет вас

    Сам термин «мул» означает корень, источник, основание, нижнюю часть тазовой области (анатомическая область промежности); «Бандха» означает замок или привязку. Это метод для удержания и определение пути энергии, связанной с чакрой Муладхара. Расположенная на кончике позвоночника чакра Муладхара представляет собой стадию сознания, в которой основным доминирующим фактором является потребность в выживании. Это механизмы, с помощью которых йоги могут направлять поток праны, оживляющий и объединяющий нас.

    Йога ограничивает наши рефлексы и импульсы, направляя их в упорядоченные каналы этики, индивидуальной ответственности, учит правильным действиям, связывает наше тело и ум.

    В этом упражнении закрывается область промежности, чтобы предотвратить потерю энергии.

    Работа переносится на глубокие мышцы тела, повышается стабильность позвоночника и тазобедренных суставов.

    Учителя часто уклоняются от объяснения Мулы бандхи, потому что им неловко говорить об анатомии тазового дна. Но достоинства и полезные качества при полном понимании мула бандхи, намного превосходят любые смущения. Йога практикуется, чтобы иметь опыт, который превосходит банальный, и бандхи, вместе с асанами, криями (очищающими действиями), лайей (медитативным поглощением), ямами (этическими ограничениями) и дхараной (концентрацией), являются йогическими методами, приводящими к трансцендентности (недоступности опытному познанию).

    Практика корневого замка

    Выполнить Мула бандху помогает знание Ваджроли и Асвини мудры, или знание что такое бандха.

    Ваджроли мудра - это зажимание уретры так, как если бы вы хотели остановить мочу. Асвини мудра - это зажатие анального сфинктера, без зажимания ягодиц.

    1. Сядьте удобно, спина должна быть прямая, взгляд направлен вперед. Закройте глаза и расслабьтесь в течение 2-3 минут и дышите нормально.
    2. Сделайте медленный вдох и сожмите область между анусом и гениталиями.
    3. Напрягите половые органы, анус, мочеполовую систему (это необходимо делать на начальной стадии и Мула бандхи, т.е. практиковать Ваджроли и Асвини мудры).
    4. Визуализируйте, что со средины их «засасывает» вверх. Вначале для понятия разницы между напряжением и расслаблением, повторите действие вместе с выдохом и расслабьтесь на вдохе.
    5. Если вообразить себе «всасывание» не можете, визуализируйте для себя, что вы захватываете это место за середину и поднимаете вверх.
    6. Выдохните и расслабьте живот и все органы.
    7. Вдохните и повторите сжатие.
    8. Выдох и расслабление.

    После того, как выполните 10-30 таких сжатий и расслаблений, отдохните. Дышите спокойно, в нормальном темпе, чтобы избежать головокружения.

    Выполнение корневого замка

    1. Займите удобное положение.
    2. Пятку левой ноги поместите в промежность и надавите не промежность.
    3. На левое бедро положите правую пятку (как в асане сидхасана).
    4. Одновременно с давлением пятки на промежность, максимально сожмите и напрягите мышцы заднего прохода.
    5. Сожмите мышцы живота, упритесь подбородком в грудную впадину (джаландхара бандха) и задержите дыхание.

    В практике Тадасана

    На латыни «таз» означает бассейн. В Тадасане он должен находиться в нейтральном положении и так, если бы бассейн был заполнен драгоценной жидкостью, не выливался бы спереди и сзади. Чтобы обнаружить эту позицию, надо найти нейтральное размещение таза.

    1. Встаньте вертикально, руки опустите вдоль туловища.
    2. На вдохе слегка потяните бедра и ягодицы назад и увеличьте кривизну в поясничном отделе позвоночника (передний наклон).
    3. На выдохе перенесите бедра и ягодицы вперед, сплющив поясничный отдел позвоночника. Таз оттяните назад (задний наклон).
    4. 4. Повторите несколько раз, наблюдая за тем, как таз, находясь в переднем положении, заставляет мышцы нижней части спины вытягиваться, а внутренние паховые сокращаться.
    5. Таз, находясь в заднем наклоне, заставляет ягодицы сжиматься, а паховые мышцы сокращаться.
    6. Встаньте в передний наклон, слегка поднимите сначала лобковую кость, а затем тазовое дно, удлиняя пах, вы выполняете мула бандху.
    7. Слегка вытяните бедра назад, пока не расслабятся ягодицы, а поясничный отдел позвоночника не восстановит свою естественную форму.
    8. Поднимите тазовое дно и удлините талию и пах - бандха с заднего наклона.

    Работа бандхи на разных уровнях

    Технически, сокращение анального сфинктера - это не Мула бандха, а Ашвини. Сжимание анального сфинктера обеспечивает проход к более глубоким слоям бандхи. Мышца соединяется связями с кончиком позвоночника. При сжатии, Муладхара чакра двигается вверх, как в Мула бандхе. Правильно выполненное движение заставляет анус смягчатся и подняться в тело. Происходит бессознательное сжатие остальных мышц тазовой области вместе с анальным сфинктером, но с дальнейшей практикой происходит сортировка сокращений и бессознательные переходят в сознательные.

    Промежуточный физический уровень - это сокращения мышц промежности (между анусом и гениталиями) и промежностного тела (простирающегося внутрь от промежности).

    При выполнении энергетических замков сжимаются отдельные части тела, вместе с задержкой дыхания на вдохе или выдохе. Кроме накапливания энергии:

    • массируются внутренние органы;
    • стимулируется кровообращение;
    • устраняются застойные явления в организме;
    • стимулируется работа эндокринной и нервной системы.

    Постоянная практика бандхи позволит поддерживать организм в работоспособном состоянии, чистые энергетические каналы уберегут от физических болезней, обеспечат отличное здоровье.

    Глубокая работа Мула бандхи

    Утонченность мула-бандхи начинает объединяться не только с телом, но и с умом. Бандха все глубже проникает в вашу психику, пронизывая вашу жизнь. Как и практика асан, она предназначена для очищения Пранамаякоши - одной из тонких пятислойных оболочек энергетического тела. Корневой замок вызывает смешивание энергии праны и апаны в области пупка. Управляет пранической энергией с целью открытия выхода к Сушумне, центральному каналу движения энергии вдоль позвоночника. Начиная процесс трансформации бессознательного в сознательное, что стимулирует необходимый поток спинно-мозговой жидкости. Замок перенаправляет энергию сексуальную на креативность и регенерацию организма. Повышает сексуальную жизнеспособность.

    Как однажды сказал один из практиков: «Ваша практика (и ваша жизнь) всегда должна быть предпринята так, как если бы это была фотосессия … с Богом, как с фотографом».

    На самом глубоком уровне тонкого тела - Ананда (блаженство), применение бандхи означает направление нормально происходящих чувств внутрь. Обычно мы смотрим вне себя ради счастья. Но любое блаженство, которое мы находим извне, является временным, даже если оно может быть очень опьяняющим.

    Неумелое использование может оказать негативное воздействие. Как узнать, работает ли она против, или за вас: «Первое, что вы должны – это доверять вашим внутренним знаниям», - говорит Джоан Харриган, брахмачрини (монах) в Шанкарачарской традиции Авайты Веданты. При должном участии бандхи, должно быть чувство усиленной жизненности и большей осведомленности.

    Сегодняшняя тема – Мула Бандха. Мула Бандха - это корневой замок, одна из основных бандх в Хатха-йоге. Слово «бандха» означает «держать, удерживать, привязывать». «Мула» – означает «корень». И это соответсвует действиям на физическом уровне, которые необходимо сделать для выполнения МБ. Формируется МБ путем глубокого подтягивания вверх, напряжения мышц в области сухожильного центра промежности. У женщин эта область примерно совпадает с локализацией шейки матки. Изолированно напрячь мышцы этой зоны поначалу очень трудно, поэтому часто напрягаются мышцы, которые находятся рядом и входят в состав «тазового дна», например мышцы, окружающие задний проход, мышцы промежности.

    Как подготовиться к выполнению мула-бандхи?

    Сядьте в удобную позу со скрещенными ногами или в падмасану – Позу лотоса. Тело должно быть полностью расслабленным, а позвоночник - прямым. Женщины должны концентрировать внимание на шейке матки, поскольку сокращаться должны внутренние мышцы промежности. После нескольких минут концентрации сократите («подтяните») мышцы промежности и шейки матки так, так как вы это чувствуете. Сокращение мышц должно длиться примерно в течение минуты. Следите, чтобы дыхание было ровным, не задерживайте дыхание. Выполните до двадцати циклов сокращения и расслабления мышц. Во время выполнения направляйте внимание в область Муладхара-чакры, обращайте внимание на то, чтобы другие группы мышц (лицо, руки, плечи) были расслаблены. Мула бандху можно выполнять как самостоятельную практику и она, несомненно, будет иметь положительный эффект на физическом и ментальном уровне. Также поддерживать МБ нужно в процессе выполнения вашей практики йоги. В некоторых асанах она обеспечивает травмобезопасность, является «ключом» к освоению многих асан и способствует концентрации внимания.

    Свами Сатьянанда Сарасвати в своей книге «Мула Бандха – Ключ к мастерству» подчеркивает ее важность: «Мула-бандха (сокращение промежности) стимулирует сенсорно-моторную и вегетативную нервную систему тазовой области... Экспериментально доказано, что выполнение бандх повышает активность парасимпатической нервной системы. У испытуемых замедляется пульс, снижается артериальное давление и частота дыхания и возникает общее ощущение покоя и расслабления. При выполнении мула-бандхи наблюдается (в мягкой форме) возбуждение симпатической нервной системы. Однако, общий эффект стимуляции симпатической и парасимпатической систем приводит к уравновешиванию их деятельности в организме. Все это оказывает положительное влияние на гипоталамус (он управляет эндокринной системой), а через него - на лимбическую систему(эмоции) и соответствующие участки коры головного мозга».

    На физическом уровне

    На физическом уровне можно обьяснить пользу Мула Бандхи следующим образом – мышцы тазового дна сокращаются, это оказывает массирующий эффект на внутренние органы, способствует усилению кровообращения, а значит в какой то степени стимулирует нервные окончания и рецепторный аппарат тазовой области, то есть улучшает функции тазовых органов, репродуктивной системы, мочевого пузыря, кишечника.

    На праническом (энергетическом) уровне

    Несмотря на то, что МБ является физическим действием, она оказывают тонкое воздействие на энергетические центры и течение энергии по каналам нади. Она вызывает как бы сонастройку физического, ментального и психического тел человека. Как мы уже сказали, мула-бандха является ценным инструментом в лечении заболеваний органов брюшной полости и малого таза, то есть нарушений пищеварения и половых расстройств. И поскольку тело и ум неразрывно связаны между собой, воздействие на тело непременно сказывается и на состоянии ума, создается ощущение глубокого расслабления. Подобное расслабление освобождает человека от стресса, перенапряжения, тревожных состояний. Поэтому мула-бандху рекомендуют для терапии депрессии, неврозов.

    На праническом (энергетическом) уровне работа мула-бандхи еще более заметна. Мула-бандха оказывает тонкое, но мощное влияние на психическое тело и способствует «пробуждению» муладхара-чакры и кундалини. Она способствует движению энергии (праны) вверх по основному энергетическому каналу-сушумна-нади. На совершенствование и правильное выполнение МБ понадобится время, но это будет способствовать укреплению вашего физического здоровья и улучшению психического, эмоционального состояния.

    Выполнение МБ на какое то время увеличивает темп обмена веществ в теле, улучшается поглощение полезных веществ и их усвоение, стимулируется кровообращение и функции мозга. Ум становится более живым, улучшается память и настроение.

    Мула-бандха упоминается в классических текстах о йоге, подчеркивается ее важность. В Хатха-йога-прадипике, например, в аллегорической форме она описывается так:

    «Как земля со всеми горами и лесами покоится на повелителе змей, так все тантры (йогические практики) зиждутся на кундалини. Когда с благословения гуру кундалини пробуждается, она пронизывает все лотосы (шесть чакр, или центров) и все привязки. Сушумна становится главной дорогой для праны. Ум освобождается от оков привязанностей (погони за удовольствиями), и смерть отступает.

    Чтобы разбудить спящую у брахма-двар (великой двери) богиню, нужно делать бандхи. Маха-мудра, маха-бандха, маха-бхеда, кхечари, уддияна-бандха, мула-бандха, джаландхара-бандха, випарита-карани, ваджроли и шакти-чалини - вот десять упражнений, которые побеждают старость и смерть. Их принес в мир Адинантха (Шива), они даруют восемь божественных сокровищ. Они любимы всеми сиддхами (совершенными). Эти упражнения следует всеми способами содержать в секрете, словно ларец с самоцветами. Никто не должен ни за какие богатства раскрывать их тайны, как муж и жена хранят в тайне свои дела». (Хатха-йога-прадипика, 3:1 - 9)

    О Мула-бандхе и других методах поддержания женского здоровья я расскажу 23 апреля 2017 года на – днях йоги и красоты, совместного мероприятия журнала Yoga Journal и проекта «Вкус & Цвет». Класс «Женское здоровье» - это уникальная система для поддержания и сохранения физического и психологического здоровья женщины, а также ее молодости и красоты. На этом классе мы выполним мягкий и приятный комплекс асан, учитывающий особенности и потребности женского организма.

    На Yoga Beauty Days dас ждёт насыщенная программа, состоящая из занятий йогой, медитаций, мастер-классов и лекций обо всем, что интересует современных девушек.

    А для того, чтобы эти дни были еще ярче и интереснее, весь день для вас будет бесплатно работать:

    • Beauty-бар, где вы сможете сделать макияж, укладки, маникюр и много других полезных и приятных процедур
    • Консультации специалистов, где вы сможете сделать свой астрологический прогноз и узнать все о своем теле
    • Organic market, где можно будет купить украшения, органическую косметику, полезную еду и одежду для практики

    Стоимость участия 1 день – 3500 руб., 2 дня – 5000 руб.

    В стоимость билета входят:

    • все лекции, практики и мастер-классы программы
    • beauty-бар: маникюр, укладка, макияж, массаж
    • астрологический прогноз

    Забронируй место уже сейчас, количество мест ограничено!

    *Мероприятие подходит для любого уровня практикующих. Приходи и приводи с собой подружек – вместе всегда веселее!:)

    Женские практики существовали у разных народов с незапамятных времен. В йоге есть специальная женская техника, которая называется «мула-бандха». «Мула-бандха» переводится с санскрита как «корневой замок»: «мула» - это корень, «бандха» - это замок.

    ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ:

    1. Женщинам категорически запрещено САМОСТОЯТЕЛЬНО выполнять практику во время месячных, после наступления беременности,при кровотечениях и гинекологических расстройствах с неустановленным диагнозом, в частности при опухолях различной этиологии. При беременности технику можно выполнять только с профессиональным инструктором. В остальных случаях следует проконсультироваться со ЗНАЮЩИМ врачом.
    2. При инфекционных заболеваниях МБ не действует, данная техника, как и йога в целом, применима только при функциональных расстройствах.
    3. При наличии воспалительных процессов МБ можно применять только после их устранения, в состоянии стойкой ремиссии.

    ПРАКТИКА МУЛА-БАНДХИ

    Первоисточник: Статья В.Бойко.

    Помимо этой практики хорошо, если в вашем «рационе» присутствует утренняя «гимнастика», состоящая из нескольких простейших асан и Шавасаны по завершении занятия.
    Очень важно умение расслабляться ментально, освобождать голову от мыслей (любых!), от повседневных мелочей и забот. Просто ОТКЛЮЧАТЬСЯ на какое-то время, давать системе навести внутри себя порядок, отрегулировать перекосы, выкинуть хлам из потайных уголков.

    Начало

    Итак, первое, что требуется усвоить, это факт наличия в области тазового дна трех групп мышц, которые нужно научиться ощущать, поочередно напрягая и расслабляя их. Это мышцы сфинктера мочевого пузыря, влагалища и анальной области, причем каждая мышечная группа в идеале должна произвольно сокращаться отдельно от другой.
    Рекомендуется подобрать для МБ простую и удобную позу, в которой вы чувствуете себя наиболее комфортно… Если у вас пока нет должной гибкости, можно остановиться на Шавасане - позе трупа. Только ноги при этом не вытянуты горизонтально на полу, а согнуты в коленях, пятки разведены примерно на ширину плеч. Колени же, сведенные вместе, опираются друг о друга, поэтому ноги остаются расслабленными, но не разъезжаются. Это положение с согнутыми коленями позволяет тазу выпрямиться в параллель полу (устранив некоторый наклон, возникающий вследствие типового поясничного лордоза), что помогает лучше ощутить необходимые мышцы.Выберите время для занятия практикой МБ.


    Подготовка

    Возможно, сначала мышцы будут отказываться слушаться вас и сокращаться. Не бросайте занятия, старайтесь почувствовать их хоть как-нибудь.
    Возможно, у вас возникнет ощущение, что внутри вас - полнейший разнобой, работают мышцы брюшного пресса, ягодиц, чего угодно, только не те, которые нужны. Могут быть задействованы даже глаза, шея, пальцы ног. Однако, не отчаивайтесь.
    Есть простой, пусть даже не совсем романтичный способ, вернее, подручное средство - палец руки. Вставьте его во влагалище и проконтролируйте хотя бы первоначальное наличие сокращения мышц.
    Используйте любое средство - от полезных для этих тренировок «игрушек» из секс-шопа (лучше использовать анальные приспособления, так как они меньше в диаметре, а для занятий нужен минимальный диаметр «вспомогательного» средства) до маленьких огурчиков или морковки.
    Важно, чтобы процесс пошел - чтобы вы начали распознавать и ощущать мышцы тазового дна.
    Пусть медленно и мучительно, каждый вечер, начиная сначала, с чистого листа, опять и опять раскручивать эти ощущения, от внешней точки касания – внутрь, в глубину тела, маленькие искорки ощущения.
    Это может быть похоже было на постепенное возвращение к нормальному функционированию затекшей руки.
    И не важно, сколько времени уйдет на подготовку - неделя, месяц, или несколько месяцев. Главное, чтобы вы четко начали осознавать, что можете сократить и расслабить две группы мышц – анальной области и влагалища.
    Через некоторое время вам уде будет удаваться четко ощущать мышцы вокруг шейки матки, то есть будет достигнута необходимая глубина ощущения.
    Для многих наиболее ощутимы мышцы промежности (МП) в момент мочеиспускания (расслабление), и ближе к завершению этого процесса (сжатие).
    «Ловите» ощущение в этот момент, а потом попытайтесь повторить его во время практики МБ.
    После того, как вы сможете детализировать ощущения, можно приступать ко второму этапу – привести хаотичные попытки к общему знаменателю и попробовать организовать полноценную практику.
    Понимание того, как управлять этими тремя группами мышц, придет к вам постепенно.

    Дыхание

    Найдите время поэкспериментировать с ритмом дыхания.
    Есть общая рекомендация на вдохе сокращать мышцы, на выдохе – расслаблять. При этом важно сохранить состояние релакса, а не превращаться в «практикующий паровоз».
    Если рекомендуемый ритм вам не подходит, попробуйте поменять местами дыхание: вдох – расслабление мышц, выдох – напряжение. Возможно, вы выберете свой собственный ритм дыхания. Медленно, в ритме обычного дыхания во время шавасаны, все тело расслаблено, кроме одной группы мышц, которая в этот момент задействована.


    Практика

    После вечернего релакса (это может быть Йога-Нидра или какая-то другая практика), не нарушая наступившее состояние сознания (глубокий покой), примите свою стартовую выше позу и пару минут пребывайте в ней без движения, давая возможность телу освоиться, выбрать комфортное положение ног и вернуться в нем к неподвижно-комфортному состоянию.
    Практика начинается с Ашвини-мудры - сокращения мышц анального сфинктера. В ритме медленного, произвольного (не управляемого волей!) дыхания, на выдохе (или тип вашего персонального дыхания) – сокращение и удержание, на вдохе – расслабление. Повторите движение примерно 30-35 раз (это специальный подсчет, который нужно контролировать лишь в начале практики, затем можно выполнять произвольное количество сокращений-расслаблений, ваш организм уже сам будет регулировать нужное количество циклов).
    Затем следует МБ в таком же ключе – сокращение мышц шейки матки, этот этап длится по времени чуть дольше, так как он имеет конкретную направленность на излечение болезней и мелких проблем в данной области.
    В заключении следует Ваджроли-мудра – сокращение мышц сфинктера мочевого пузыря.
    Возможно, для кого-то это окажется сложным для восприятия и управления, тогда оставьте это на напоследок, когда тело уже настраивается, и наиболее остро будут чувствоваться все его отдаленные уголки.
    Немного освоившись с практикой, можно начать пробовать чередование групп мышц (сокращение каждой группы по очереди раза по три, и опять все заново, по кругу), но при этом важно, чтобы не возникал тотальный контроль и напряжение со стороны головы - голова должна оставаться отключенной.
    Круг замыкается и нужно вызывать в себе новую настройку на этот новый цикл упражнений - и делать это нужно АВТОМАТИЧЕСКИ. Это более продвинутый этап - возможно, трудность возникнет при переключении с мышц сфинктера МП обратно на анальные мышцы. В общем, на втором этапе тоже будет над чем поработать, причем, отключив мозги.

    Завершение.

    В завершении практики немного, минуты две, просто полежите и прислушайтесь к своим ощущениям, разберитесь в них, осознанно пообщайтесь во своим организмом.

    ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ


    Осознанное расслабление

    Первое - то, на чем попадаются многие новички, начинающие практиковать йогу: «Если я что-то делаю – я должна ЭТО чувствовать! Да посильнее! Да покрепче!». И мы стараемся изо всех сил достать правой пяткой до левого уха или с удовлетворением ощущаем потом, как наши бедные мышцы ноют от боли – «Вот это позанималась классно!»
    В этой практике не требуется чрезмерного усердия в процессе сокращения-расслабления мышц.
    Из-за этого теряется ментальная релаксация и возникает сексуальное возбуждение, которое овладевает сознанием, мышцы мгновенно изменяют тонус и практика окончена, господа…
    Единственный здравый выход – сразу все прекратить, немного полежать в Шавасане и мирно отойти ко сну.
    Йога-Нидра, ведущая к расслаблению, является хорошим вспомогательным средством до начала практики МБ.
    Не нужно возбуждения, сокращение и расслабление разных групп мышц тазового лучше выполнять более вкрадчиво, осторожно, категорически избегая лишних усилий.

    Эксперименты с ритмами дыхания

    Важно отыскать свой собственный ритм дыхания во время практик. Экспериментируйте - ускоряйте, расслабляйте, пробуйте на одном выдохе делать два сокращения и т.п. В идеале дыхание должно само «встать» под практику. Оно должно стать таким, чтобы его не нужно было контролировать, чтобы мышцы начали работать в заданном ритме сами по себе.
    Состояние должно быть похожим на уплывающее сознание в Нидре, или на какое-то другое комфортное для вас состояние, когда внешне вас остается очень «мало», зато вся основная работа идет внутри.

    ПОМНИТЕ О ДНЯХ, НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ ДЛЯ ПРАКТИКИ

    Некоторые практикующие прекращают занятия за день до начала «месячных» и через день после ее окончания приступают к ней снова. Это позволяет организму успокоиться и плавно перейти от одного режима функционирования к другому.
    В недрах Интернета на некоторых форумах обсуждается практика МБ.
    У некоторых граждан бытует мнение, что почти каждая третья женщина в метро преспокойно сидит и делает Мула-бандху незаметно для окружающих.
    Однако, вряд ли стоит пробовать сотворить сие в душном, трясущемся вагоне, с сумкой на коленях, подпираемая с двух сторон массивными соседями. Да, это возможно - сидеть в метро и выполнять внутри себя некую механическую работу (какие-то тонкости вряд ли удастся почувствовать), однако как вам такая аналогия - сидеть с резиновым эспандером, который сжимаешь в руке, накачивая мышцы предплечья, думая при этом о немытых полах и замороженной в холодильнике котлете. Это можно, это не запрещено, но эффект от таких занятий будет несколько иной. Просто почувствуйте состояние - когда ДЛЯ ВАС это ПРАВИЛЬНО и когда НЕТ.
    Организм сам скажет вам об этом и во время практики и после нее.
    Важно ПОЛНОЕ выключение процесса мышления, релаксация сознания, располагающая к этому поза - именно это поможет вам достичь эффекта от практики.

    РЕЗУЛЬТАТЫ


    Результаты одной из практикующих - Юлии (через год занятий)

    Эрозия сгинула бесследно, а гинекологи дружно порадовались замечательному эффекту современных лекарств, позволяющему без операции излечивать такие неприятные штуки (о своих занятиях йогой говорить им я не стала). Хронический цистит тоже незаметен, за все это время обострился всего однажды, да и то по собственной глупости (люди, не пейте холодное пиво, сидя на холодном камне в промозглую погоду – никакая Мула-бандха не поможет!) Врач также сообщила, что имевшееся ранее у меня опущение матки и некоторая рыхлость гладкой мускулатуры в этой зоне исчезли вообще, что не может не радовать!
    Кроме того, проявился еще один благоприятный результат. Поначалу, разумеется, было не до этого, и я не обращала на этот аспект внимания, но сейчас осознаю свою ошибку. Что очень важно в жизни женщины – возникла гармония в сексуальных отношениях, может быть для кого-то это и будет решением многих проблем, кто знает. Что касается меня, - практика МБ открыла путь к новым ощущениям, более ярким, более острым, более глубоким, как с моей стороны, так и со стороны партнера, который еще раньше, чем я начал замечать происходящие со мной перемены.
    Что касается проблем с менструальным циклом – тут не все так гладко, видимо, это расстройство связано с какими-то глубинными процессами, до которых эффект йоги пока еще не добрался. Я так и не смогла отыскать причину, которая влияет на характер болевых ощущений во время «месячных». Иногда они проходят совершенно безболезненно, я начинаю радоваться - «вот оно! наконец!», поддерживаю практику в этом же ключе до следующего раза, соблюдаю такой же темп, время практики и прочее, и… чуть не помираю от боли. Значит, не то. Значит в чем-то другом дело. Причем все анализы в полном порядке, схожий по симптомам с моим текущим состоянием эндометриоз отсутствует, врачи говорят – ну, мол, потерпи, это спазмы, такое у женщин бывает, и в обмороки падают и т.п., после родов пройдет. Но ведь удавалось иногда избавиться от боли, путь к избавлению от нее я нащупала, но он пока нестабилен.


    ДЕТАЛИЗАЦИЯ

    Начинать освоение МБ следует с простого физического упражнения - осознания и сокращения мышц тазового дна. Устроиться в любой удобной позе, если она сидячая - выпрямить спину, голову держать ровно. Закрыть глаза и расслабиться, дышать естественно.
    Переместить внимание на промежность, и без особого старания медленно напрячь все мышцы, которые там есть, причем это усилие должно быть средней величины. Затем расслабить мышцы.
    Затем – снова напрячь, не стараясь дифференцировать ощущения, просто сжимать всю промежность, внимательно осознавая (ощущая) процесс. Затем снова расслабиться. «Остальное» тело необходимо удерживать в абсолютно расслабленном состоянии, глаза и живот – полностью отпущены, там ничего не затрагивается в унисон сжатию тазового дна. «Под ложечкой» либо в области диафрагмы – ни малейших движений. Нигде в теле не должно возникать что-либо, работает (задействуется полностью изолированно) только тазовое дно. В медленном темпе и не спеша, следует повторять это простое ритмичное сокращение двадцать пять раз, начиная в первые дни с трех или пяти раз. За пару недель можно выйти на двадцать пять сокращений подряд без какой-либо спешки и форсажа, сохраняя полную релаксацию. Следует прекращать упражнение при малейших признаках неповиновения (неясной усталости, замедления управления) мышц задействованной области. Выполнять упражнение лучше отдельно от практики йоги, скажем – вечером, после завершения полного дыхания и короткой паузы в 2 – 3 минуты. Либо после Шавасаны или Йога-нидры. Можно выполнять данное упражнение непосредственно перед сном, в постели, но тогда следует делать его в Шавасане с согнутыми коленями, поверхность кровати должна быть достаточно ровной и твердой. Если после цикла сжатий возникает сонливость – это признак правильности исполнения, а также возникшего состояния. Если же наступает бодрость и прозрачность сознания, либо сон проходит – исполнение неверное.
    В первую неделю после начала практики упражнения для мышц тазового дна выполняются через день.

    1. Сколько-нибудь заметного разогрева в области тазового дна;
    2. Нарушений дыхания и общей релаксации;
    3. Какого-либо «отклика» локальному сокращению мышц промежности в «остальном» теле;
    4. Сексуального возбуждения;
    5. Нервных импульсов в области диафрагмы («под ложечкой);
    6. Напряжения в закрытых глазах.

    Со временем восприятие мышц тазового дна, равно как и управление ими - утончится (это в среднем месяца два-три регулярной практики). Появится возможность раздельного сокращения мышц ануса и сфинктера мочевого пузыря, но играть с этим не следует, обращая внимание на состояние сознания, возникающее в процессе работы с тазовым дном. Как только сжатие и расслабление мышц промежности стало удобным и комфортным, нужно привязать это действие к процессу свободного дыхания. Вдох – расслабить тазовое дно, выдох – напрячь. Но! Хотелось бы обратить внимание на следующий важный момент: у некоторых людей сжатие мышц тазового дна легче и естественнее происходит в том случае, когда оно делается на вдохе! Поэтому в данном моменте следует определиться опытным путем.
    И лишь когда процесс этот станет автоматическим и начнет сопровождаться ментальной релаксацией, можно пробовать изолированное сокращение мышц промежности. НЕ трогая ни Ашвини, ни Ваджроли мудры! И когда это изолированное сокращение начнет получаться стабильно – вместе с этим начнет «отстегиваться» сознание. Это ни с чем не спутать: стоит выполнить не больше десятка сокращений – и кажется, что по голове огрели пыльным мешком! Проваливаешься мгновенно – либо в сон (если это ночью, и вы поставили намерение после этого заснуть), либо в глубочайшую релаксацию, после которой чувствуете себя непревзойденно.
    В процессе достижения описанного выше, либо по ходу дальнейшей практики исчезают у женщин такие вещи, как эндометриоз, дизритмия и болезненность месячных, приходит в норму тонус мышц репродуктивных органов, стабилизируется оргазм. В некоторых случаях удается справиться с функциональным бесплодием.
    У мужчин устраняется сексуальная слабость, неприятности с предстательной железой, преждевременной эякуляцией и т.д.


    ФРАГМЕНТЫ ИЗ КНИГИ СВАМИ САТЬЯНАНДЫ САРАСВАТИ

    - приводятся не в буквальном виде, но с некоторыми изменениями и уточнениями по тексту.
    («Мула-бандха. Ключ к мастерству». Перевод с англ. Киев, «Janus books», 2000 год, 5000 экз., 144 с.)
    На физическом уровне МБ - это осознанное волевое сокращение (мышц – В.Б.) промежности…
    Стимулирует сенсорно-моторную и вегетативную нервную систему тазовой области. При выполнении МБ активизируются парасимпатические волокна крестцового сплетения (парасимпатические волокна отходят от сплетений в области шеи и крестца, а симпатические берут начало от узлов в грудном и поясничном отделах).
    Экспериментально доказано, что выполнение бандх повышает активность парасимпатической нервной системы.
    У испытуемых замедляется пульс, снижается артериальное давление и частота дыхания и возникает общее ощущение покоя и расслабления. При выполнении МБ наблюдается (в мягкой форме) возбуждение симпатической нервной системы. Однако, общий эффект стимуляции симпатической и парасимпатической систем приводит к уравновешиванию их деятельности в организме. Все это оказывает положительное влияние на гипоталамус (он управляет эндокринной системой), а через него - на лимбическую (эмоции) систему и соответствующие участки коры головного мозга.
    Как результат прямого влияния бандх на эндокринные железы, происходит нормализация ритма биологических процессов организма. Например, выполнение МБ исключительно благотворно сказывается на менструальных циклах. При правильном выполнении все бандхи уменьшают частоту дыхания, что способствует возникновению состояния покоя и расслабления. Снижается артериальное давление. Замедляется пульс. Энцефалограмма регистрирует увеличение количества альфа-волн - признак глубокого расслабления и снижения активности нервной системы. Снижается активность симпатической нервной системы, что также свидетельствует о расслаблении. Снимаются застойные очаги возбуждения в коре головного мозга. Происходит рефлекторная гармонизация работы мочеполовой системы.
    Нельзя недооценивать важность МБ, поскольку это упражнение вызывает спонтанную гармонизацию физического, ментального и психического тел человека. Сокращение мышц промежности приводит к гармоничной работе эндокринной системы, улучшению работы нервного аппарата тазовой области и, как результат, - нормализации работы внутренних органов. Следовательно, мула-бандха является ценным инструментом в лечении заболеваний органов брюшной полости и малого таза, т. е. нарушений пищеварения и половых расстройств. Поскольку тело и ум неразрывно связаны между собой, воздействие на тело непременно скажется и на состоянии ума. МБ оказывает немедленное влияние на ум, создавая ощущение глубокого расслабления. Подобное расслабление освобождает человека от большинства умственных и психосоматических расстройств - стресса, перенапряжения и чувства постоянной тревоги. Как «умственный релаксант», МБ оказалась незаменимой при лечении депрессии, неврозов, некоторых фобий, истерии и маниакальных состояний. Экспериментальных данных, которые свидетельствуют о благотворном влиянии МБ на больных психозами, накоплено мало. Однако, учитывая воздействие МБ на головной мозг, а также принимая во внимание факт ее благотворного влияния при депрессиях, можно с уверенностью утверждать, что МБ способна гармонизировать общее состояние при маниакально-депрессивном психозе и в некоторых случаях шизофрении, особенно на ранних стадиях.
    В древних тантрических текстах сказано, что при выполнении МБ анус расслаблен, а напрягать следует лишь сухожильный центр промежности.
    Промежность представляет собой группу мышц, которые расположены на выходе из таза и связаны с урогенитальной и анальной областями. МБ - это не напряжение всех мышц промежности одновременно. Место физического усилия также зависит от пола. У мужчин это сухожильный центр - так называемое тело промежности, у женщин - область вокруг шейки матки. Обычно, когда человек напрягает анус, промежность тоже напрягается. Напрячь только мышцы промежности новичку бывает трудно, поэтому на первых этапах освоения Хатха-йоги начинающий должен осознать связь между анусом и промежностью. С этой целью выполняется сокращение анального сфинктера (ашвини-мудра), что со временем приводит к развитию в человеке способности независимо напрягать промежность. Опыт, тем не менее, показывает, что прямое (сознательное) напряжение промежности вызывает более существенное воздействие на физическое и ментальное тело, чем непрямой метод - напряжение ануса. Сокращение анального сфинктера является важным подготовительным упражнением для более тонкой и сложной МБ.

    Промежность и тело промежности

    Для правильного выполнения МБ необходимо ясно представлять себе схематическое строение промежности и нижних частей таза. Это нужно также для того, чтобы понять анатомическую взаимосвязь МБ с Ашвини-мyдрой и Ваджроли-мудрой - техниками, которые выполняются с помощью мышц нижних отделов таза.
    Промежность образует тазовое дно. Ее внутренние границы: спереди - лобковая арка (кость над половыми органами), сзади - копчик. Снаружи ее ограничивают мошонкa/клитор и ягодицы.

    Мышцы промежности делятся на две группы:

    1. Мышцы анальной области - выхода из желудочно-кишечного тракта.
    2. Мышцы урогенитальной области, связанные с органами мочеполовой системы.
    Мышцы анальной области (которые имеют больший объем) и мышцы урогенитальной области соединяются с помощью фиброзной ткани. Сокращение мышц одной области обязательно отзывается на другой. Осознанное изолированное напряжение какой-либо одной области требует определенного навыка. В обычных условиях мышцы промежности задействуются лишь при мочеиспускании, дефекации и семяизвержении/оргазме.
    Мы не умеем сознательно управлять мышцами таза с такой же ловкостью, как мышцами рук или ног. Управление мышцами конечностей мы совершенствуем каждый день, во время любой повседневной деятельности.
    Двигательная активность той или иной мышцы находится под контролем определенного участка коры головного мозга. Чем больше нейронов входит в него, тем более точные и плавные движения способна совершать мышца. Возможно, одна из причин, из-за которой человеку с трудом удается подчинить своему сознанию мышцы промежности, заключается в том, что мышцам промежности в головном мозге соответствует гораздо меньший участок, чем мышцам рук или мимической мускулатуре. Регулярное выполнение МБ развивает моторную зону коры, отвечающую за промежность, что дает человеку полный контроль над такими процессами, как мочеиспускание, дефекация и половые сношения. Тазовые мышцы необходимы, главным образом, для неосознанных и подсознательных действий. Недостаточное волевое управление приводит, например, к тому, что одновременно мочиться и выполнять акт дефекации довольно сложно.
    Для новичка в йоге это означает, что сокращение одной группы мышц промежности влечет за собой непроизвольное сокращение остальных групп. Вам будет проще понять этот тезис, если вы вспомните, как тяжело раздельно двигать третьим и четвертым пальцами рук. Дело в том, что между сухожилиями третьего и четвертого пальцев есть фиброзные перемычки, так что без длительных тренировок шевелить этими пальцами по отдельности – довольно сложная задача. Так и с промежностью: мышцы и соединительнотканные перемычки здесь переплетены между собой, что существенно затрудняет управление.
    Поэтому так тяжело сделать Ваджроли-мудру или Ашвини-мудру, не выполняя при этом МБ. Это положение справедливо как для мужчин, так и для женщин. Необходимо еще раз подчеркнуть, что и у мужчин, и у женщин промежность – это не одна мышца, а их группа. Следует также понимать, что промежность и «тело промежности» - не одно и то же. «Тело промежности», или сухожильный центр промежности - это маленький мышечно-сухожильный узелок размером 2,5 на 3 см, который расположен во внешней области от прямой кишки (в тканях промежности) на глубине примерно 5 см. К нему прикрепляются мышцы промежности: поверхностная и глубокая поперечные, луковично-пещеристая, наружный сфинктер анального прохода и мышца, поднимающая прямую кишку. От прямой кишки также отходит несколько мышечных волокон к этому жизненно важному образованию, которое отделяет урогенитальную область от анальной. Сухожильный центр промежности играет особенно важную роль в женском организме. Если в силу каких-либо причин он будет поврежден, то у женщины развивается пролапс (выпадение) матки, яичников и/или прямой кишки.

    Анатомические подробности

    Итак - три основных йогических упражнения для нижних отделов таза - Ваджроли-мудру, Ашвини-мудру и МБ с точки зрения анатомии.
    В выполнении этих упражнений участвуют следующие мышцы:
    1. Для ашвини-мудры - мышцы анальной области: наружный сфинктер анального прохода и мышца, поднимающая прямую кишку, которая состоит из лобково-копчиковой, подвздошно-копчиковой и лобково-ректальной мышц.
    2. При выполнении мула-бандхи сокращается область между анусом и мошонкой/клитором; точка приложения - сухожильный центр промежности/шейка матки.
    3. Для Ваджроли-мудры - мышцы урогенитальной области: поверхностные поперечные мышцы промежности, седалищно-пещеристая, луковично-пещеристая, глубокие поперечные мышцы и сфинктер мочеиспускательного канала. При выполнении этого упражнения у мужчин несколько втягивается внутрь половой член, а у женщин напрягаются клитор и мышцы нижнего отдела влагалища и мочеиспускательного канала.
    Отыскать точное место расположения этих мышц лучше всего, руководствуясь собственными ощущениями.

    Когда вам приходится сознательно сдерживать позывы на мочеиспускание или дефекацию, вы напрягаете группы мышц, которые участвуют соответственно в Ваджроли-мудре и Ашвини-мудре. Расслабить эти группы мышц одновременно - довольно сложная задача (но возможная). Как только какая-либо из них расслабляется (обычно в первую очередь расслабляется урогенитальная группа мышц), начинается процесс опорожнения.
    В начале практикующий столкнется с определенными трудностями в обретении сознательного контроля над областью промежности, ибо мозг еще не научился управлять мышцами промежности по отдельности. Регулярное выполнение МБ «оживляет» участки коры головного мозга, ответственные за мышцы промежности, и делает управление этой областью подвластным сознанию.

    Совершенствование требует времени, и, занимаясь, не нужно расстраиваться, если у вас не получается напрячь сухожильный центр промежности или шейку матки, не сокращая при этом мышцы ануса или мочеполовую диафрагму. На начальном этапе так и будет происходить. Чтобы овладеть этими упражнениями, вам понадобится время и усердие в занятиях.
    Важно осознать разницу между бессознательными (непроизвольными) процессами, которые происходят при мочеиспускании и дефекации и сознательным сокращением мышц при выполнении йогического упражнения. В первом случае периферические рефлекторные дуги находятся вне сознательного контроля.

    С помощью МБ мы можем научиться использовать эти рефлекторные дуги для осознанных действий, что в свою очередь позволит:

    1. Четко управлять всеми физическими процессами в области промежности и распространить этот контроль на более глубокие уровни, например - психический.
    2. Ясно осознавать все процессы, происходящие в области промежности и устранять любые неполадки до того, как возникнет явное заболевание: прыщи, запор, гипертрофия простаты и т.д.
    Эти эффекты вызовут в теле цепную реакцию.
    Промежность иннервирует так называемый срамной нерв. Он отходит от крестцового сплетения, которое, в свою очередь, образуется из волокон второго, третьего и четвертого крестцовых нервов. Этот нерв связан нервными отростками с влагалищем, клитором, половым членом, мошонкой, прямой кишкой, анусом и мышцами промежности и содержит как двигательные, так и чувствительные волокна. Взаимодействие нервов промежности с головным мозгом и остальным телом - весьма сложный процесс. Нервная система устроена чрезвычайно сложно, и, зачастую, наше умение пользоваться этим инструментом оставляет желать лучшего. Однако, несмотря на все трудности, существует возможность раскрыть тайны работы мозга и обрести тотальный сознательный контроль над организмом. МБ является алгоритмом достижения этой цели, и ключевое слово здесь - «практика».
    МБ может существенно повысить сексуальные возможности, однако не способствует эякуляции. Поэтому к освоению Ваджроли-мудры приступают после освоения МБ, чтобы не допустить эякуляции… Таким образом, МБ помогает обрести контроль над определенным звеном эндокринной системы.

    МБ - это метод обретения контроля над сексуальной сферой, позволяющий разрешить множество сексуальных проблем. Большинство людей опасаются, что, выполняя МБ, они либо станут импотентами, либо им придется дать обет безбрачия. И с духовной; и е научной точки зрения МБ не связана с потерей половой силы. Напротив, она позволяет человеку направить эту силу вверх, на нужды духовные, либо вниз, на гармонизацию супружеских взаимоотношений.
    МБ развивает способность задерживать эякуляцию. Эта способность позволяет полностью очистить супружеские взаимоотношения от сексуальной неудовлетворенности.

    Медицинское применение:


    ЖЕНЩИНЫ
    :
    мула-бандха может избавить от дисменореи (болезненные месячные), однако, если вы страдаете аменореей (отсутствие менструаций), то откажитесь от этого упражнения, пока не проконсультируетесь со специалистом - врачом или опытным наставником йоги.
    Мула-бандха доказала свою эффективность при беременности и особенно при родах. Беременная может выполнять мула-бандху совместно с некоторыми другими йогическими техниками непосредственно до самого момента родов. Это позволяет сохранить эластичность стенок влагалища и существенно снизить родовые боли. Сразу после родов женщинам настоятельно рекомендуется практиковать мула-бандху, ашвини и ваджроли-мудру - это поможет привести в тонус мышцы, растянутые за время беременности.
    Мула-бандха также является эффективным средством лечения опущения органов малого таза, белей и стрессового недержания мочи.


    МУЖЧИНЫ:
    мула-бандха устраняет непроизвольное истечение семени, позволяет избежать паховой грыжи. Это упражнение контролирует секрецию тестостерона и продукцию спермы, оно успокаивает страсти, ведущие к коронарным нарушениям.
    Ученые установили, что менопауза тесно связана с ментальным и эмоциональным состоянием. Искренние, здоровые и открытые люди проходят менопаузу без проблем или с минимальными проблемами. У женщин физические изменения при менопаузе гораздо более выражены, поэтому женщины в этом периоде гораздо чаще страдают пессимистическим настроением, депрессией, беспокойством и раздражительностью. С наступлением менопаузы на плечи женщин обычно сваливается огромное количество проблем. Мула-бандха выравнивает гормональный фон, поэтому способна смягчить метаморфозы менопаузы, предотвратить появление таких неприятных симптомов, как вялость, раздражительность, подавленность, артериальная гипертензия и головокружение. Во время менопаузы люди не теряют своей сексуальности - что бы там не говорили. Способность к проявлению сексуальности сохраняется у человека до старости, а мула-бандха обеспечивает здоровую и полноценную жизнь.

    Мула-бандха как составная часть йогической практики:

    Очень важно, чтобы человек, занимающийся йогой, воспринимал МБ в комплексе с другими йогическими практиками.
    1. Асана - позы.
    2. Пранаяма - дыхательные упражнения.
    3. Уддияна-бандха – работа с мышцами живота.
    4. Ашвини-мудра - сокращение ануса.
    5. Мула-бандха - сокращение промежности/шейки матки.
    6. Ваджроли-мудра - сокращение передних отделов промежности.

    Поза

    Специфической позы, в которой следует выполнять МБ, не существует. Многие люди связывают эту бандху с Мулабандхасаной, в которой себя уютно чувствуют очень немногие, но она не является обязательной позой для освоения и выполнения МБ, а большинству она и вовсе не пригодится в жизни.
    Все, что необходимо - это устойчивая поза, в которой вам будет комфортно. Спина должна быть прямой. Жела¬тельно также, чтобы на область промежности снаружи производилось определенное давление… Асаны, которые как нельзя лучше отвечают этим требованиям - Бхадрасана и Сиддхасана (Сиддха-йони-асана для женщин). Если вам не под силу их выполнение, вы можете принять любую удобную позу, чтобы колени плотно лежали на земле: Падмасану, Свастикасану, Ардха-падмасану, Сукхасану, Ваджрасану. Сукхасану - позу, которая легко дается большинству людей - придется немного изменить. Чтобы она лучше подходила для МБ, пяткой следует надавить на промежность.
    Каждая из перечисленных асан хороша по-своему, но мы настоятельно рекомендуем Сиддхасану и Сиддха-йони-асану как наиболее подходящие позы для МБ, поскольку позволяют удерживать спину прямой.

    Как убедиться?

    Необходимо остановиться на двух основных вопросах, которые задают практически все ученики, приступая к освоению МБ:
    1. А как я узнаю, что сжал тело промежности/шейку?
    2. А как я узнаю, что овладел техникой МБ? Ведь оба эти образования нелегко увидеть воочию, да осмотр ничего и не даст. Однако, есть один надежный метод, который позволяет человеку проверить. Этот метод основывается на осязании и поэтому имеет различия для мужчин и для женщин.

    Мужчины:

    Сидя или лежа, поместите палец примерно посредине между анусом и мошонкой. Вдохните. Сосредоточьте сознание и попытайтесь медленно напрячь тело промежности. Если при этом вы почувствовали, что точка, на которой стоял палец, втянулась внутрь тела, - значит, вы успешно напрягли тело промежности. А если при этом анус и половой член остались неподвижны, - значит, вам удалось отделить тело промежности.

    Женщины:

    Сидя или лежа, введите палец как можно глубже во влагалище. Вдохните. Сосредоточьте сознание и попытайтесь медленно сжать мышцы вокруг своего пальца. Если вы явственно почувствуете, что мышцы верхнего отдела влагалища сократились, - значит, вам удалось сжать мышцы вокруг шейки. Если при этом анус и уретра остались без движения, значит, все верно.