• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Речь – это сложный процесс, в котором задействованы различные органы. Артикуляционная гимнастика для детей помогает тренировать мышцы этих органов, в результате чего развитие речи происходит быстрее и у ребенка вырабатывается правильное произношение. Существуют различные комплексы упражнений. Одни направлены на общее речевое развитие, другие помогают справиться с проблемами дикции.

    Правильно подобрать комплекс упражнений поможет логопед. Осмотрев малыша и пообщавшись с ним, он подберет индивидуальную программу занятий. В случае сильного отставания в формировании разговорных навыков желательно обратиться и к врачу-неврологу, так как проблемы в речевом развитии могут быть связаны с серьезными заболеваниями.

    Существуют упражнения, разработанные для вызывания активной речи, и если ребенок здоров, то мама может заниматься с ним самостоятельно. Хотя консультация у логопеда все равно будет полезна: возможно, нужна особая программа. Упражнения тренируют определенные мышцы и помогают малышу начать активно разговаривать. Они развивают подвижность и ловкость артикуляционного аппарата:

    • языка;
    • уздечки.

    Гимнастику для детей нужно сделать красочной и интересной. Если упражнения подаются в форме игры, маленький непоседа будет заниматься с удовольствием и быстрее освоит тонкости мира звуков. Хорошо при этом усиливать словесные описания визуальными образами, приготовив красочные картинки с изображениями для каждого упражнения.

    Что еще нужно учитывать: ребенок не видит своего языка, и поэтому ему тяжело понять требования взрослых, если что-то идет не так. Поэтому хорошо, если упражнения он может выполнять перед зеркалом и видеть положение губ и языка. Если же он все равно не справляется, нужно помочь ему, направив язык с помощью шпателя, черенка ложки или другого чистого продолговатого и неострого предмета.

    В начале занятий нужно предложить ребенку выполнить несколько упражнений, а остальные добавлять постепенно, не больше одного нового упражнения за одно занятие. Если существуют проблемы в выполнении старых, то новые упражнения вводить не следует. Лучше дать ребенку освоиться и чувствовать, что у него все получается.


    Комплекс для детей 1-4 лет

    Малышам тяжело концентрировать на чем-то долго внимание, к тому же они быстро устают. Поэтому гимнастика должна длиться не более 10 минут в день, а начинать ее следует с двух-трех, постепенно увеличивая время.
    Динамичные упражнения для детей до 4 лет:

    • «Змейка»;
    • «Замесили тесто»;
    • «Чистим зубки»;
    • «Часики»;
    • «Качели»;
    • «Сытый хомячок»;
    • «Шарики».

    Статические упражнения:

    • «Бегемотик»;
    • «Улыбочка»;
    • «Хоботок»;
    • «Блинчик»;
    • «Голодный хомячок».

    Чередуйте статичные и динамичные упражнения, тогда ребенку будет не скучно. Сопровождайте объяснения элементами сказок или рассказов о животных. Например, при упражнении «Хоботок», можно рассказывать, что ребенок изображает маленького слоненка, который учится вытягивать свой хобот.


    Комплекс упражнений для детей 4-7 лет

    Дети в этом возрасте уже больше подготовлены для занятий, поэтому их продолжительность увеличивается. Артикуляционная гимнастика для детей может длиться 15-20 минут. Этого будет достаточно для развития соответствующих мышц, а ребенок не успеет за этот время устать. Упражнения можно выполнять в любой последовательности, но лучше начинать с упражнений для губ. Одно упражнение должно длиться около 5-10 секунд или повторятся 5-7 раз. Для этой возрастной группы подходят все элементы из комплекса, который описан ниже.

    Ребенку непонятно, сколько времени он должен выполнять упражнение, поэтому взрослый во время его выполнения должен считать вслух до 5 или 7.


    Блок упражнений для развития мышц губ.

    • «Улыбочка» . Ребенка нужно попросить улыбнуться, не показывая зубы. Такое положение мышц сохраняется до 5 секунд.
    • «Хоботок» . Губы нужно сложить в трубочку и максимально вытянуть вперед.
    • «Бегемотик» . Ребенка нужно попросить широко открыть рот и посидеть в таком положении 5 секунд.
    • «Заборчик» . Объясняем, что нужно улыбнуться так, чтобы верхние и нижние зубы были максимально открыты. Такое выражение лица тоже сохраняется около 5 секунд.
    • Чередование упражнений «Улыбка» и «Заборчик» . Выполняется 5 раз.

    Блок для развития мышц языка.

    • «Блинчик» (лопаточка). Расслабленный язык нужно положить на нижнюю губу (не высовывая). Длится 5 секунд.
    • «Сердитая киска» . Кончик языка упирается в нижние зубы, боковые ложатся на коренные, а средняя часть имитирует горку. Зубами ребенок должен слегка покусывать «горку». Упражнение выполняется с открытым ртом.
    • «Качели» . Рот открывается, а язык поочередно поднимается вверх и опускается вниз.
    • «Змейка» . Язычок высовывается как можно дальше, при этом ребенок должен стараться сделать его как можно уже. После этого язычок прячется. Действие повторяется до 7 раз.
    • «Чистим зубки» . Кончиком языка нужно провести (почистить) по верхним, а затем по нижним зубам от левого до правого края. Выполняется по 2 раза сверху и снизу.
    • «Парус» . Конец языка опирается о верхние зубы и удерживается в этом положении 7-10 секунд.
    • «Маляр» . Языком проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к горлу). Ребенку можно рассказать, что язык – малярная кисточка, которой раскрашивается небо.
    • «Индюки» . Кончиком языка нужно быстро двигать взад-вперед по верхней губе.
    • «Часики» . Ребенок должен приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта. Чтобы было интереснее, можно объяснить, что это имитация часового маятника. Нужно сделать 5-10 движений туда-обратно.
    • «Чашечка» . С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху, но при этом не касаться зубов.
    • «Вкусное варенье» . Широким языком облизывается верхняя губа (слизывается варенье), после чего язык прячется. Упражнение нужно повторить несколько раз.
    • «Дятел» . Кончиком языка нужно быстро и с силой стучать сзади верхних зубов на протяжении 5-7 секунд.
    • «Мотор» . Положение, как в предыдущем упражнении, – рот открыт, язык стучит сзади верхних зубов. При этом нужно сильно выдыхать, чтобы получился звук «дын-дын-дын».
    • «Замесили тесто» . Язык ложится на нижнюю губу (положение «блинчик»), а рот при этом открывается и закрывается.

    Для подъязычной связки языка.

    • «Лошадка» . Ребенок должен пощелкать языком, озвучивая цокот копыт.
    • «Грибок» . Язык плотно прикладывается (присасывается к небу) и в таком положении держится 5 секунд.
    • «Гармошка» . Держа язык в положении «грибок» нужно 5 раз открыть/закрыть рот.

    Упражнения для мышц щек.

    • «Шарики» . Щеки надуваются, затем ребенок должен ударить по ним с умеренной силой, чтобы воздух вышел.
    • «Сытый хомячок» . Сначала надуваются обе щеки, затем поочередно правая и левая.
    • «Голодный хомячок» . Щеки втягиваются и в таком положении удерживаются 5-7 секунд.


    Родители или педагоги?

    Дети с плохо развитым речевым аппаратом не будут демонстрировать головокружительные успехи. Им гимнастика дается тяжело, и обязанность родителей не отступать, несмотря на неудачи. При этом нельзя показывать ребенку свое недовольство. Логопеды не зря изучают основы педагогики. Родителям для занятий с ребенком тоже придется стать немного учителем и немного психологом.

    Будьте с ребенком ласковы и терпеливы, ведите себя спокойно. То, что взрослый человек воспринимает, как норму для маленького человечка – целый новый мир, на его освоение нужно время. Терпение будет обязательно вознаграждено и малыш порадует вас правильной дикцией.

    Доброго времени суток, дорогие друзья блога!
    Артикуляционная гимнастика для языка и , щек и неба просто необходима детям с отклонениями в речи. Это — не прихоть логопеда, а суровая необходимость. Хорошо ли говорит ваш ребенок? Многих родителей умиляет, когда их малыш смешно коверкает слова. Но насколько все это безопасно, не скажется ли на его дальнейшем развитии, может уже пора бить во все колокола или подождать, пока оно само собой авось как-нибудь образуется?

    Предлагаю ответить на несколько вопросов, чтоб убедиться, нуждается ли ваш ребенок в помощи логопеда. Отвечать на вопросы нужно «да» или «нет».

    • Ребенок переставляет местами слоги, проглатывает части слова, не может правильно связать слова между собой.
    • Высунутый язык подергивается, отклоняется в сторону.
    • При разговоре складывается впечатление, что ребенку во рту что-то мешает.
    • Он гнусавит, даже если не заложен нос.
    • Еду приходится перемалывать в блендере, потому что малыш не любит жевать
    • Ребенка понимаете только вы и близкие родственники, хоть ему и больше 3 лет.
    • Затрудняется ответить на вопросы, что он делал, что видел, не может пересказать мультик.
    • Ему трудно высунуть язык и подвигать им в разные стороны, поднять вверх.
    • Не может надуть щеки и сделать «тпру» губами.
    • Не может пощелкать как лошадка.

    Возможные проблемы

    Теперь подсчитайте ответы, если 50% ответов «да», то стоит обратить внимание на артикуляцию ребенка. Запишитесь на консультацию к логопеду, если результат 70%. И несомненно вам просто необходима помощь специалиста, если вы набрали 90%. Конечно, вы можете проигнорировать наши советы и ждать, когда ребенок сам всему научится. В таком случае вы должны знать о последствиях плохой артикуляции у детей:

    — проблемы с успеваемостью;
    — нарушается фонематический слух;
    — нарушение письменной речи;
    — заниженная самооценка;
    — трудности с общением;
    — тяжелая адаптация в коллективе;
    — снижение познавательной активности.

    К использованию этой гимнастики прибегают не только детки, но и знаменитости, а именно, актеры, певцы, дикторы. Подобные упражнения помогают сделать речь понятной и четкой, работают над улучшением дикции. Даже если ваш ребенок не мечтает о карьере голливудской звезды, отклонения в речи могут потянуть за собой ряд неприятных последствий.

    Сегодня мы разберемся в том, какие цели преследуют родители и логопеды, обучая детей артикуляционной гимнастике, чем отличаются упражнения для дошкольников и школьников. Я расскажу о видах артикуляционной гимнастики и о последствиях бездействия. Мы изучим несколько самых распространенных упражнений, и в этом нам поможет занимательное видео.

    Виды гимнастики

    В артикуляционной гимнастике существует несколько видов: динамическая и статическая, активная и пассивная. Все эти виды включают в себя упражнения для щек, губ и языка. Только выполняются они немного по-разному. В то время как динамические упражнения заключаются в чередовании поз, статические же основаны на удержании одной позиции несколько секунд.

    Специалисты во время занятий рекомендуют использовать и те и другие упражнения. Пассивные и активные упражнения выполняются одинаково. Разница в том, что активные действия совершает сам ребенок, а с пассивными действиями помогает родитель или логопед.

    Пассивные движения совершаются по той же траектории и с тем же напряжением, что и активные движения, и направлены они на оживление бездействующих или плохо работающих мышц. Со временем пассивные движения становятся пассивно-активными, а в дальнейшем малыш начинает делать их сам. Пассивный способ подходит для детей раннего дошкольного возраста.

    Цель занятий

    Образовательные . Во время занятие с логопедом ребенок приобретает новые навыки и знания, он слушает и пытается понять, что хотят от него взрослые, учиться выполнять инструкции.

    Воспитательные. Даже в зрелом возрасте бывает трудно преодолевать трудности. Занимаясь и пытаясь справиться со своим недугом, малыш развивает свою волю. Он получает от нас похвалу, когда добивается определенных успехов, хоть ему и было очень тяжело.

    Коррекционные. Это самая важная цель, ведь именно дефект артикуляционного аппарата подтолкнул нас к занятиям. У ребенка после курса занятий должна укрепиться моторика, именно те мышцы, которые отвечают за правильную и складную речь.

    Материалы и оборудование

    Если детей младшего школьного возраста еще можно заставить делать упражнения, объяснив их важность, то для младших ребят приходится использовать игровые приемы артикуляционной гимнастики, занятия проходят в форме сказок, с использованием красочных плакатов.

    Используются яркие цветные фотографии и занимательные видео, чтобы привлечь внимание маленьких пациентов. Для лучшего запоминания упражнения из артикуляционной гимнастики представлены на картинках с описанием и зарифмованы в стихах. Кроме вещей, которые привлекают внимание, каждому ребенку нужно иметь индивидуальный носовой платок.

    Зеркало ребенку необходимо, чтобы наблюдать за своими действиями и запоминать упражнения, так как в силу возраста или дефекта он не чувствует положения своего языка.

    Описание упражнений на видео

    1. Домик – открыть широко рот.
    2. Заборчик (лягушка, улыбка) – эти термины имеют похожее значение — это беззвучная улыбка, видны сжатые зубы.
    3. Труба – вытягиваем губы трубочкой.
    4. Расческа – совершаем движения нижней челюстью вперед и назад, «расчесывая» верхнюю губу.
    5. Пирожки (месим тесто) — шлепаем по языку губами «пя-пя-пя» и зубами «тя-тя-тя».
    6. Блинчик — кладем расслабленный язык на поверхность нижней губы, так чтоб он касался краев губ. Если свернуть его, то получится трубочка языком. Если сразу не получится, можно помочь чистыми руками или положить на ложбинку тонкую палочку (спичку, зубочистку).
    7. Конфета - рот широко распахнут, язык приподнят и присасывается к верхней губе.
    8. — язык прогибается, образуя чашечку.
    9. Вкусное варенье – рот широко распахнут, языком оближите верхнюю губу сверху вниз, а затем вправо и влево.
    10. Парус – рот широко распахнут, язык касается бугорков за верхними зубами.
    11. — щелкать языком как лошадка, затем делать губами звук «тпру» — лошадка остановилась.
    12. – рот открыт, а язык присосать к нёбу.
    13. – рот открыт, язык присосать к нёбу, и, не отрывая, двигать вниз его нижнюю часть.
    14. Индюк (болтушка) – рот открыт, кончик языка (язык широкий) поглаживает верхнюю губу, постепенно ускоряя темп. Добавляется голос, и получается звук «бл-бл».
    15. Маляр – рот открыт, а кончик языка ходит туда и обратно (красит) по твердому нёбу.
    16. Пчелки (дятел) – произнести сначала звук «ддд» (стучим по елке), затем «зззз» (вылетели пчелки).
    17. Качели – высовываем язык и тянем поочередно к носу и подбородку.
    18. Кошка сердится – рот открыт, язык упирается в нижние зубы.
    19. Пароход – прикусить кончик языка между зубами, гудеть «ллл».
    20. Змейка (иголка) – рот широко распахнут, постараться вытянуть как можно больше узкий напряженный язык.
    21. Часики – рот открыт, узким языком упираться в левый и правый уголки рта.
    22. Орехи (футбол) – рот закрыт, с силой упираемся языком поочередно в обе щеки.
    23. Чистим зубки – языком проводим по верхним и нижним зубам снаружи и внутри.
    24. Шарик – надуть щёки, как воздушный шарик, и постепенно выдыхать.

    Видео с гимнастикой

    И вот наконец вы познакомились с общим комплексом упражнений «Веселой артикуляционной гимнастикой», который находится в конце статьи на видео. Внимательно смотрите за картинками и повторяйте упражнения, которые вы только что начали осваивать.

    Если статья показалась вам интересной, вы можете рассказать о ней друзьям в социальных сетях. Оставляйте комментарии и подписывайтесь на новости, потому что у нас много интересного! Всего доброго!

    Видео - Николаева Марина

    «Ваше лицо в двадцать лет дано вам природой; каким оно будет в пятьдесят, зависит от вас».
    Коко Шанель

    Кожа вокруг рта в наибольшей степени подвержена раннему старению. Вертикальные морщины над губами, которые часто называют «штрих-код», и морщины вокруг рта, известные также как линии улыбки, указывают на то, что кожа начинает терять свою эластичность. Она становится тоньше и суше. Это связано с малым количеством сальных желез в этой области лица.

    Разговаривать, улыбаться и проявлять свои эмоции губами позволяет круговая мышца рта, расположенная вокруг губ. На этом участке лица мало подкожной жировой клетчатки, кроме того, в отличие от мышц на руках и ногах, которые крепятся к костям скелета, круговая мышца рта прикрепляется прямо к коже, а так как этой мышцей мы пользуемся миллион раз в день, ее активное действие также способствует возникновению морщин. Чем подвижнее лицо, тем скорее появляются на нем морщины. У людей спокойных морщин всегда меньше, чем у нервных, вспыльчивых. Доказано, что хмурое выражение лица сильнее сказывается на образовании морщин, нежели улыбка.

    Появление морщин обусловлено не только естественным процессом старения, но и некоторыми факторами, усугубляющими этот процесс:

    — Наиболее сильным является воздействие ультрафиолетовых лучей, которые способны проникать в глубокие слои кожи и вызывать ее раннее старение. Ультрафиолетовое излучение разрушает волокна коллагена и эластина в коже, а без них кожа начинает провисать, в результате чего происходит преждевременное образование морщин.

    — Образование морщин вокруг рта является закономерным явлением у курильщиков.

    — Другими причинами быстрого старения являются стресс, прием антидепрессантов и частое употребление жевательной резинки.

    — Кожа становится морщинистой при злоупотреблении косметическими средствами. Неправильное пользование косметикой приводит к преждевременному увяданию кожи. Не стоит забывать о том, что мыло, жесткая вода и частое нанесение пудры сушат кожу.

    — При соблюдении диет для похудения вначале худеет лицо, по этой причине кожа становится морщинистой.

    — Старение кожи ускоряют также недостаток жидкости и неправильное питание (избыток насыщенных жиров и простых углеводов в рационе питания, увлечение фаст-фудом и такими продуктами, как сухарики, чипсы и т.п.)

    Гимнастика от морщин вокруг рта

    Гимнастика от морщин, как и любая другая гимнастика, должна быть регулярной и систематической, только тогда она принесет желаемый результат. Делать эти упражнения нужно каждый день утром или вечером. Выполнение упражнений занимает, как правило, от 5 до 15 минут в день. Упражнения помогают улучшить кровоснабжение и питание кожи, повысить ее упругость и эластичность. Благодаря им повышается тонус мышц, уменьшаются носогубные складки, исчезает возрастная «печальная маска» — опущение губ. Однако на мгновенный эффект рассчитывать не стоит: чтобы заметить ощутимые результаты, потребуется не меньше 2-3 недель ежедневных усилий.

    Упражнения лучше выполнять в полном одиночестве перед зеркалом.

    1.Сильно надуйте щеки и перемещайте воздух по кругу - от левой щеки над верхней губой к правой щеке и из-под нижней губы справа к левой щеке. Затем слегка откиньте голову назад и осторожно выдувайте воздух, словно пушинку сдуваете. Повторите 10 раз.

    2. Слегка вытяните губы, плотно прижимая уголки рта к зубам. Считая до 12, медленно стягивайте губы к центру. Затем сдвиньте сжатые губы по 3 раза влево и вправо. Расслабьтесь и проведите ладонями по лицу снизу вверх, чтобы снять напряжение.

    3. Проводите языком за сомкнутыми губами по кругу, будто облизываетесь. Кончик языка должен прогладить изнутри одну щеку, затем нижнюю губу, другую щеку и верхнюю губу. Повторите по 8 раз в каждую сторону.

    4. Медленно, напрягая губы, произносите один за другим звуки «а-а-а-», «и-и-и», «о-о-о», «у-у-у». Повторите упражнение 10 раз.

    5. Выдвиньте вперёд нижнюю челюсть и плотно сожмите губы так, чтобы напряглись мышцы до ушей. Расслабьте губы, возвратите нижнюю челюсть на место. Повторите упражнение 5-10 раз.

    6. Вдохните через нос, при этом сильно втяните щеки, затем выдохните через рот. Повторите упражнение 10 раз.

    7. Поднимите верхнюю губу так, чтобы обнажились верхние зубы. Упражнение нужно повторить не менее 10 раз.

    8. Оттяните нижнюю губу так, чтобы обнажились нижние зубы Упражнение нужно повторить не менее 10 раз.

    9. Плотно сомкните губы. Приложите указательные пальцы к уголкам рта. Не расслабляя губы, пальцами подвигайте вверх-вниз уголки рта, медленно считая до 30. На счет 30 расслабьте губы.

    10. Сжав губы сердечком, вращайте ими по часовой стрелке и обратно. Повторите 5 раз.

    11. Сделайте глубокий вдох через сжатые зубы, а выдох последовательно через левый, а потом правый угол рта. Повторите 5-10 раз.

    12. Втяните губы внутрь рта, придавливая их при этом зубами. Сохраняйте это положение в течение нескольких секунд. Повторите 5-10 раз.

    Массаж от морщин вокруг рта

    После выполнения дыхательных упражнений протрите кожу травяным тоником и нанесите на нее увлажняющий крем. Затем мягкой зубной щеткой помассируйте круговыми движениями область вокруг рта. Делать массаж нужно всегда от уголков рта к центру губ.

    Увлажнение и питание кожи вокруг рта

    Замедлить процесс появления морщин вокруг рта помогут простые домашние средства, из которых можно не чаще 1-2 раз в неделю делать увлажняющие и питательные маски:

    1. Смешайте 2 ч. ложки натурального йогурта и по 0,5 ч. ложке лимонного сока и меда. Нанесите смесь на проблемную область лица, через 15 мин. смойте маску теплой водой и промокните лицо полотенцем.

    2. Прекрасным увлажняющим действием обладает яичный желток, маски на его основе в первую очередь рекомендуются для сухой кожи лица. Самый легкий и доступный рецепт маски из желтка: отделите сырой яичный желток от белка, хорошенько смажьте им лицо и через 15-20 минут умойтесь теплой водой.

    3. Тщательно разотрите 1 желток куриного или 2 желтка перепелиных яиц, добавьте по 0,5 ч. меда и оливкового масла. Вместо оливкового можно использовать миндальное, персиковое, абрикосовое или льняное масло. Еще раз все размешайте, наложите массу на область вокруг рта, через 15 мин. смойте теплой водой. Эта маска обладает хорошим питательным действием.

    Маски с добавлением меда противопоказаны при расширенных сосудах и многочисленных капиллярных звездочках на коже лица, при интенсивном росте волос на лице, а также при сахарном диабете, бронхиальной астме и аллергии на продукты пчеловодства.

    Полезные привычки

    • По утрам, когда чистите зубы, полощите рот прохладной кипяченой водой в течение 2-3 минут. Эта про-цедура тре-нирует мышцы щек и губ, а также укрепляет зубы и улуч-шает слюноотделение.
    • После умывания вытирайте лицо полотенцем, перемещая его не от глаз к подбородку, так как это способствует появлению глубоких носогубных складок, а от подбородка к глазам.
    • Ежедневно перед сном протирайте наиболее уязвимые области лица лимонным соком или касторовым маслом.
    • Откажитесь от загара под прямыми лучами солнца и частого посещения солярия.
    • Если нет противопоказаний, ежедневно выпивайте по 1,5-2 л жидкости, преимущественно чистой воды без газа.

    Как и в любом деле, результаты действий по предотвращению появления морщин вокруг рта целиком зависят от потраченных вами времени и усилий на них. Попробуйте следовать этим нехитрым рекомендациям по уходу за своим лицом, и в скором времени отражение его в зеркале наверняка будет радовать вас.

    Большинство людей страдают неправильным в той или иной степени прикусом. У кого-то аномалии прикуса почти незаметны и никак не мешают, другим же напротив они доставляют не только эстетические, но и физиологические неудобства. Исправление дефектов прикуса – непростая задача, которая обычно требует серьезного комплексного лечения под контролем опытного врача. Однако пациент может помочь себе сам, регулярно выполняя ортодонтическую миогимнастику.

    Миогимнастика – это вспомогательный метод, используемый в ортодонтии наряду с ношением брекетов и кап, хирургическим вмешательством и лазерной терапией. Методика получила очень широкое распространение из-за своей эффективности как в детской, так и во взрослой стоматологии. Она представляет собой комплекс ЛФК, специально разработанный для коррекции зубочелюстных нарушений при помощи тренировки мышечного аппарата, который окружает зубные ряды.

    Перед началом гимнастики необходимо тщательное обследование и определение состояния зубов и челюстей больного. Чаще всего для этого используется специальная проба Рубинова. Она заключается в том, что пациенту дают прожевать ядрышко ореха весом 800 мг. Акт жевания продолжается до тех пор, пока не появляется глотательный рефлекс. При его возникновении больного просят выплюнуть пережеванную массу в специальную посуду, после чего ее высушивают и взвешивают. Чем хуже функциональное состояние челюсти и зубов, тем крупнее пережеванные частицы и дольше длится акт жевания.

    Миогимнастика может назначаться:

    1. До начала непосредственного лечения.
    2. Одновременно с другими методами лечения.
    3. Как самостоятельный метод в нетяжелых случаях.
    4. После основного курса терапии для профилактики рецидивов и для закрепления полученных результатов.

    Важно! Не стоит пытаться исправить прикус путем выполнения упражнений без предварительной консультации специалиста. Это может не только не принести желаемого результата, но и ухудшить ситуацию, так как при различных дефектах показаны упражнения на разные группы мышц. Только доктор может определить, какая группа мышц нуждается в тренировке.

    Эффективность

    Миогимнастика при соблюдении всех техник и правил считается эффективным методом коррекции прикуса и признана мировым стоматологическим сообществом. Эффективность такого вида ЛФК зависит от нескольких факторов:

    1. Выраженности нарушения прикуса.
    2. Возраста больного.
    3. Регулярности и приверженности.

    Миогимнастика дает максимальный результат пациентам в детском возрасте, у которых молочные зубы еще не сменились коренными. Именно в этом возрасте челюстные мышцы наиболее пластичны, а хрящи и костная ткань еще мягкие.

    Как самостоятельная терапия ЛФК оказывает достаточное действие в случае нарушений прикуса верхней челюсти и искривления передних зубов.

    Правила

    1. При выполнении лечебной физкультуры необходимо внимательно следить за мышечным напряжением. Важно подобрать оптимальную нагрузку и не допускать возникновения болевых ощущений, так как перетренировка может навредить и даже усилить дефекты прикуса.
    2. Нагрузка должна увеличиваться постепенно. Не стоит пытаться выполнять все упражнения с максимальным усилием. Количество повторений должно расти от тренировки к тренировке. Это также позволит избежать перенапряжения и сделает выполнение миогимнастики более комфортным.
    3. Тем не менее, сокращения должны все-таки производится с некоторым усилием до появления легкого чувства усталости. Также пациент должен стремиться к постоянному увеличению амплитуды.
    4. Перед каждым подходом необходимо делать небольшие перерывы, чтобы дать напряженным мышцам немного расслабиться и восстановиться.

    Иногда при достаточно выраженных челюстных изменениях при выполнении гимнастики задействуются специальные аппараты и приспособления, которые выдает доктор. Они способствуют более быстрому достижению результата.

    Показания к выполнению

    Кроме лечения дефектов прикуса, существуют и другие показания, при которых рекомендуется ортодонтическая гимнастика:

    1. Гипотония мышц рта и языка.
    2. Смещение зубных коронок.
    3. Неправильная работа ВНЧС.
    4. Гипотония лицевых мышц.

    Противопоказания

    Важно! В некоторых случаях миогимнастика не рекомендована или даже противопоказана:

    1. Нарушения прикуса в продвинутой стадии (3 и выше).
    2. Атрофия лицевых или челюстных мышц, вызванная какими-либо патологиями.
    3. Гипотрофия челюсти в результате некоторых соматических патологий (например, рахита, вызванного дефицитом витамина Д).
    4. Неподвижность челюстных суставов.

    Достоинства и недостатки методики

    Как и любой другой метод, миогимнастика имеет свои плюсы и минусы. Самым главным плюсом считается нетравматичность и возможность лечения без применения дополнительных приспособлений. Такой вид терапии не вызывает у больных какого-либо значимого психологического дискомфорта.

    К сожалению, существуют и минусы:

    1. Для достижения заметного результата гимнастику необходимо выполнять в течение нескольких недель иди даже месяцев.
    2. При нерегулярности тренировок быстро происходит откат, то есть все достигнутые результаты теряются.
    3. Метод не даст видимого результата при выраженных и давних изменениях.

    Комплексы упражнений

    Существует огромное количество упражнений для разных видов дефектов, и мы попробуем рассмотреть основные из них. При каждом виде нарушения назначается разработанный специально для этой аномалии комплекс.

    При мезиальном прикусе

    1. Языком нажимают на основания резцов.
    2. Отклонив голову кзади, челюсть то сжимают, то разжимают; языком стараются достать до небного язычка.
    3. Нижней губой задевают поверхность под передними резцами.

    При глубоком прикусе

    1. Пациент находится в стоячем положении. Руки поднимают вверх и стараются отклонить их назад как можно сильнее. Голова также поднимается вверх. Челюсть выдвигается вперед, а затем возвращается в обычное положение. Количество подходов должно быть не менее 10.
    2. Через 30 дней после начала выполнения этого упражнения его немного изменяют. Нижняя челюсть выдвигается таким образом, что нижние резцы находятся выше верхних резцов.
    3. Пациент смыкает и размыкает челюсть в течение 2-3 минут.

    При открытом прикусе

    1. Зубы сжимают и разжимают в течение 2-3 минут до появления усталости.
    2. Челюсть сжимается и разжимается аналогично предыдущему упражнению, но пальцы кладутся на нижние резцы и надавливанием мешают движениям.
    3. Пациент с усилием прикусывает палочку, покрытую защитной резинкой, не менее 10 раз подряд.

    При косом прикусе

    При гипотонусе круговой мышцы

    Все упражнения выполняются ежедневно по 3-5 раз в сутки. Желательное количество подходов – 15-20.

    1. Губы делают трубочкой, как для воздушного поцелуя, и удерживают в таком положении в течение какого-то времени, а затем растягивают в улыбке.
    2. Губы сжимают и максимально надувают щеки, наполнив их воздухом через нос. Затем воздух сдувают путем надавливания на щеки, не разжимая губы.
    3. По очереди надувают пространство под нижней и верхней губой.
    4. Дуют перо или какой-либо другой предмет, как будто задувая свечу.
    5. Пальцами производят растяжение рта в сторону, при этом пытаясь максимально сжать губы.
    6. Тампоны из ваты небольшого размера вкладывают под нижнюю и верхнюю губу в районе уздечки и пытаются произносить слова.

    Для мышц языка

    При неполном смыкании губ

    1. Губы сжимают и совершают вращательные движения языком под обеими губами.
    2. Языком водят по небу, пытаясь задеть каждый участок, как малярной кистью.
    3. Язык кладут на нижнюю губу и быстро смыкают челюсти так, чтобы верхняя губа как бы хлопнула по верхней.

    При слабости средних мышц языка

    1. Языком цокают не меньше 50 раз несколько раз в день.
    2. Два специальных силиконовых кольца надевают кончик языка и его среднюю часть, а затем прижимают язык к небу настолько близко, насколько это возможно. Манипуляция выполняется не менее 3 раз в сутки.

    При слабости задних мышц языка

    1. Как можно чаще выполняют обыкновенное полоскание горла (не менее 5 раз в сутки).
    2. Зевают 5-6 раз подряд.

    После подрезания подъязычной связки

    Длина и сила подъязычной связки, которую еще называют уздечкой языка, также влияет на прикус, а точнее, на положение нижней челюсти, поэтому после оперативного вмешательства рекомендуется выполнение гимнастики. Эта группа упражнений должна выполняться не менее 1 месяца после процедуры 2-3 раза в сутки. Пациент должен делать не менее 10 подходов на каждое упражнение.

    1. Языком поочередно давят на каждую из щек.
    2. Языком поочередно пытаются достать до края подбородка и носа.
    3. Языком прикасаются к каждому зубу нижнего и верхнего зубных рядов.

    При инфантильном глотании

    Такой вид глотания, при котором язык касается губ, является нормальным для детей в возрасте до 18-24 месяцев, но в некоторых случаях привычка сохраняется и в более позднем возрасте и становится патологией. Упражнения на переднеязычные мышцы, выполняемые хотя бы в течение 14 дней 2-3 раза в сутки, помогут исправить положение. Желательно выполнять не менее 10 подходов за 1 раз.

    1. Язык достают изо рта и надевают на него специальное силиконовое колечко, которое выдает врач, а затем, держа язык в таком же положении, совершают акт глотания.
    2. С закрытым ртом языком давят на выпуклость под зубами на верхней челюсти в течение нескольких минут до появления усталости.

    Видео — Миогимнастика

    Видео — Миогимнастика для губ и щек

    Миогимнастика, применяемая ортодонтами, является эффективным и безопасным методом лечения аномалий прикуса с минимальным количеством противопоказаний. Она может применяться как детьми, так и взрослыми, но упражнения должны подбираться строго индивидуально лечащим врачом.

    Анастасия Воронцова

    Одним из методов профилактики и лечения нарушений в развитии зубочелюстной системы является миогимнастика.

    Миогимнастика в ортодонтии получила широкое применение не только, как самостоятельный процесс, но и в комплексе с другими методами лечения зубочелюстных аномалий.

    В детской стоматологической практике миогимнастику применяют для коррекции дефектов прикуса.

    Что такое миогимнастика

    Миогоимнастика в ортодонтии – это эффективный метод профилактики и коррекции зубочелюстных аномалий с помощью лечебной физкультуры .

    Специалисты разработали комплекс упражнений, которые восстанавливают функции мышц полости рта, окружающих зубные ряды.

    Перед проведением лечения оценивается функциональное состояние зубочелюстной системы пациента. Одним из методов оценки является жевательная проба по И. С. Рубинову.

    Принцип лечения с помощью миогимнастики заключается в тренировке мышц, в результате которой происходит их нормальное функционирование.

    Лечебная гимнастика может применяться, как:

    • Самостоятельное лечение.
    • Перед началом ортодонтического лечения.
    • В комплексе с ортодонтическим лечением нарушений прикуса.
    • После лечения с целью закрепления результата и предупреждения рецидива заболевания.

    И только врач может назначить наиболее эффективный комплекс миогимнастики для устранения дефекта.

    Эффективность

    Эффективность миогимнастики зависит от степени выраженности аномалии, а также от качества и регулярности выполнения пациентом упражнений.

    С помощью упражнений можно получить хороший результат у детей с молочным прикусом (в возрасте от 4 до 7 лет), когда они понимают, что от них требуется.

    Как самостоятельное лечение, миогимнастика дает положительные результаты при аномальных изменениях верхних резцов.

    Правила проведения

    К проведению упражнений предъявляются следующие требования:

    • Мышцы должны сокращаться с максимальной амплитудой.
    • Необходимо следить за тем. Чтобы интенсивность сокращения мышц была в физиологических пределах.
    • Постепенное увеличение скорости и продолжительности сокращений.
    • Между последовательными сокращениями необходимо делать паузу, равную продолжительности самого сокращения.
    • При каждом упражнении сокращения мышц необходимо повторить несколько раз, пока не появится легкая усталость.
    • Наиболее эффективна миогимнастика для детей в возрасте от четырех до семи лет.

    Миогимнастические упражнения проводятся со специальными аппаратами или без них.

    Видео: «Как исправить прикус и сделать зубы ровными»

    Комплекс упражнений

    Существует много методик и упражнений, которые могут применяться для устранения дефектов.

    Миогимнастика при глубоком прикусе

    • Выполняется в положении стоя. Необходимо занести в направлении назад руки, а подбородок вверх. Находясь в таком положении постараться максимально выдвинуть нижнюю челюсть вперед, а затем вернуться в исходное положение. Упражнение необходимо повторять от 10 до 15 раз три раза в день.
    • Через месяц упражнение немного видоизменяют: делают все точно также с той лишь разницей, что при выдвигании нижней челюсти, нижние передние зубы должны установиться впереди верхних.
    • Упражнение по Рубинову И. С., которое сводится к выполнению дозированных упражнений, длительностью от 3 до 5 минут, как открывание и закрывание рта без выдвижения нижней челюсти. Частота проведения упражнения до пяти раз в сутки.

    Упражнения при открытом прикусе

    Используются приемы, способствующие тренировке мышц, поднимающих нижнюю челюсть:

    • Производить сжимание и разжимание зубов. Контроль силы мышечного сокращения осуществляется с помощью пальцев, прижатых к щекам у коренных зубов (в области жевательных мышц). Упражнение выполнять до тех пор, пока не появится ощущение усталости жевательной мышцы
    • Упражнение выполняется точно так же, как и предыдущее, но с сопротивлением. Указательным и средним пальцами правой руки, расположенными на нижних передних зубах, препятствовать поднятию нижней челюсти.
    • На деревянный карандаш или палочку надеть резиновую трубочку и прикусывать передними зубами.

    Гимнастика при недоразвитии круговой мышцы рта

    Тренировка круговой мышцы имеет важное значение при наличии ротового дыхания и межгубном зиянии.

    Упражнения способствуют удлинению верхней губы и развитию нормальных контуров ротового отверстия.

    В результате успешной тренировки мышцы отсутствует опасность рецидива наклона верхних резцов.

    Упражнения, направленные на восстановление функциональности круговой мышцы рта и коррекцию смыкания губ:

    • Необходимо вытягивать губы, подобно тому, когда человек пытается задуть свечу, а затем растянуть их в широкой улыбке. После этого губы надо вытянуть вперед, пытаясь при этом что-нибудь говорить. Губы в таком положении удержать секунд на тридцать.
    • Сильно сжав губы, носом набрать воздух и раздуть щеки. Затем кулаками на них надавить, чтобы вышел воздух. При этом губы разжимать не надо.
    • Плотно сжав губы, набрать воздух под нижнюю губу, а затем под верхнюю (рекомендуется при протрузии резцов).
    • Между губами проложить полоску плотного картона, и плотно сжав, удерживать ее в течение 30-50 минут. В начале занятий удерживать губами картон, начиная с минуты и постепенно доводя до пятидесяти минут.
    • Для тренировки круговой мышцы рта рекомендуется дуть на перемещающиеся предметы: например, перышко или кусочек ваты.
    • В уголки рта закладываются мизинцы пальцев и слегка их растягивают, затем производится плотное смыкание губ.
    • Ватные валики небольших размеров закладывают за нижнюю и верхнюю губу по бокам от уздечки. При сомкнутых губах произносить звуки: п, б, м.

    Упражнения при наличии мезиального прикуса

    • Кончиком языка надавливать на небные поверхности передних зубов верхнего ряда в течение трех-пяти минут, пока не появится чувство усталости мышц.
    • Слегка запрокинув голову открывать и закрывать рот. В момент закрывания рта кончиком языка дотронуться до заднего края твердого неба.
    • Подтягивать нижнюю губу под передние верхние зубы.

    Гимнастика при косом прикусе

    Если причиной косого прикуса является смещение нижней челюсти в сторону, применяется следующее упражнение:

    Открыв максимально рот, перемещают нижнюю челюсть в ту сторону, где имеется неправильное смыкание зубов (перекрытие верхних зубов нижними), затем, не меняя положение нижнюю челюсть поднять до смыкания с зубами верхней челюсти и удержать в таком положении не менее пяти секунд, после чего челюсть можно опустить.

    Миогимнастика для мышц языка

    Упражнения, применяемые для коррекции смыкания губ:

    • «Часики». Плотно сжав губы, совершать языком круговые движения поочередно под верхней и нижней губой.
    • «Накажем непослушный язычок». Вытянутый язык разместить на нижней губе. Верхней губой, стараясь быстро сомкнуть губы, как бы шлепнуть по языку.
    • «Красим потолок». Представить, что язык – это кисть, которой надо покрасить потолок. В роли потолка выступает небо. Покрасить потолок надо очень тщательно, ничего не пропуская.
    • «Отбойный молоток». Язык надо прижать к небу широко открыв рот. Пытаться сомкнуть губы, издавая при этом звук молотка.

    Гимнастика после подрезания уздечки языка:

    • Производится облизывание языком нижней и верхней губы. Язык движется в направлении от одного уголка рта к другому, производится попытка достать языком подбородок и кончик носа.
    • Языком изнутри и снаружи «пересчитываются» зубы.
    • Упереться кончиком языка сначала в одну, затем в другую щеку.
    • «Всадник». Щелканье языком широко открывая рот.

    Гимнастика для мышц передней части языка

    Применяется при инфантильном глотании.

    • Язык держать столбиком.
    • Приготовить резиновые колечки, нарезав резинку от пипетки. Накладывать резиновое колечко на кончик языка. Язык поднять к альвеолам и прижать к ним кольцо. Затем сглотнуть, не смыкая зубы и не закрывая рот. Необходимо следить за тем, чтобы кольцо не соскользнуло. После каждого глотания проверять наличие кольца на языке. Количество глотаний за один раз – от 10 до 12. В первый день упражнение проделать 5- 6 раз, во второй – достаточно двух раз.
    • Прижать язык с кольцом к альвеолам при сжатых зубах и губах и удержать кольцо в течение пяти минут, постепенно увеличивать время и довести до 15 минут.

    Упражнения для среднего участка языка

    • Цоконье языком в течение 50-60 раз.
    • На кончик и середину языка накладываются два резиновых колечка. Зубы должны быть сомкнуты, а губы чуть приоткрыты. Поднять язык кверху и прижать к своду неба.

    Гимнастика для задней части языка

    • Для расслабления мышц с последующим массажем проводить полоскание горла подогретой водой.
    • Зевота.

    Гимнастика для мышц, выдвигающих нижнюю челюсть

    Упражнения выполняют вначале сидя. По мере усложнения – стоя.

    • Нижнюю челюсть выдвигать вперед до того момента, когда нижние резцы не перекроют резцы верхнего ряда. Удерживать челюсть в таком положении на протяжении десяти секунд, после чего вернуть в исходное положение.
    • Это же упражнение усложняется поворотами головы влево и вправо. Удерживать челюсть в таком положении как можно дольше. Повторить упражнение не менее десяти раз.
    • Запрокинув голову слегка назад, ноги – на ширине плеч, а руки отведены назад. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед до краевого смыкания зубов.

    Видео: «Как исправить неправильный прикус»