• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    (Документ)

  • Шпоры - Физическая культура (Шпаргалка)
  • Реферат - Оздоровительная и прикладная физическая культура. Ее значение, задачи и средства (Реферат)
  • Зайнетдинов М.А Теоретические основы дисциплины Физическая культура (Документ)
  • Курдыбайло С.Ф. (ред.) Врачебный контроль в адаптивной физической культуре (Документ)
  • Лечебная физическая культура при гинекологических заболеваниях (Документ)
  • Курдыбайло С.Ф., Евсеев С.П., Герасимова Г.В. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре: Учебное пособие (Документ)
  • Реферат - Физическая культура в ВУЗе (Реферат)
  • Программа-Физическая культура для СПО и НПО по новым гостам (Программа)
  • Евсеев Ю.И. Физическая культура (Документ)
  • Буянов В.Н. Физическая культура и спорт (Документ)
  • n1.doc

    3.4 Отрицательные явления в процессе тренировки

    Занятия физическими упражнениями приносят пользу только при рациональной системе тренировочных занятий. Нарушение в дозировке физических нагрузок и методике могут неблагоприятно отразиться на физическом развитии, физической подготовленности и здоровье занимающихся. Вследствие длительной и напряженной мышечной активности возникает состояние организма, называемое утомлением. Оно проявляется в снижении работоспособности, уменьшении мышечной силы, ухудшении точности и координации движения и т.д. Утомление является своеобразной защитной реакцией организма, не позволяющей ему перейти предел, за которым возникают функциональные и биохимические изменения, несовместимые с жизнью. Сущность этой реакции заключается в изменении координации функций, которая приводит к ограничению работоспособности и затруднению дальнейшего продолжения работы. Скорость наступления утомления зависит от интенсивности работы: чем выше интенсивность, тем быстрее появляется утомление. Степень утомления зависит как от интенсивности, так и от длительности работы.

    Восстановление работоспособности после утомления, как правило, происходит тем медленнее, чем больше была степень утомления.

    При прочих равных условиях быстро развивающееся утомление ликвидируется быстрее, чем развивающееся медленно, но достигающее высоких степеней.

    Выполнение физической работы на фоне большой степени утомления, без достаточного восстановления, может привести к переутомлению, которое потребует значительно большего времени для приведения организма в работоспособное состояние, а иногда является причиной отрицательных физиологических сдвигов органов и систем человека.

    Эффективное средство снижения утомляемости работы - правильное чередование работы и отдыха нервных клеток, сменность работы функциональных единиц.

    При занятиях спортом наступление усталости отдаляется разнообразием средств, методов и форм занятий, а также изменением обстановки, в которой они проводятся. Но ликвидация утомления наступает в период отдыха, длительность которого между занятиями должна индивидуализироваться в зависимости от характера и величины нагрузки и степени тренированности спортсмена.

    В борьбе с утомлением и ускорению восстановления работоспособности помогают некоторые пищевые факторы, в частности витамины. Однако следует помнить, что утомление является защитной реакцией организма, поэтому бороться с ним при помощи фармакологических стимуляторов не всегда полезно для организма.

    При резком несоответствии между физической нагрузкой и подготовленностью к ней спортсмена, т.е. когда выполняемая на тренировке или соревнованиях работа превышает функциональные возможности организма спортсмена, наступает перенапряжение. Перенапряжение бывает чаще результатом однократного воздействия чрезмерно напряженной тренировки или соревнования. Оно может также возникнуть в результате форсированной тренировки. Появлению перенапряжения нередко способствует тренировка с большой нагрузкой или участие в соревнованиях, вскоре после перенесенного инфекционного заболевания (гриппа, ангины и др.). При перенапряжении появляются ряд расстройств в организме спортсмена, стоящих на грани с болезненными, иногда состояние здоровья резко ухудшается. Характерные признаки перенапряжения: сильная слабость, бледность кожных покровов, резкое снижение артериального давления, иногда головокружение, рвота, появление белка и форменных элементов в крови, в моче и т.д. При более тяжелом перенапряжении развивается недостаточность правого желудочка сердца, появляется синюшность лица, одышка, боль в правом подреберье, сердцебиение, увеличиваются размеры сердца и печени.

    Частым последствием перенапряжения является повышение артериального давления (гипертония). При признаках перенапряжения нужно своевременно принять меры к установлению правильного режима тренировки и отдыха, а при необходимости - провести необходимое лечение.

    В результате недочетов в режиме и методике тренировки может ухудшиться состояние спортивной работоспособности, нервно-психического и физического состояния спортсмена. Это состояние называется перетренированностью. Оно, как правило, развивается уже при достижении спортсменом достаточной тренированности или даже спортивной формы. Это отличает перетренированность от перенапряжения, возникающего чаще у людей мало тренированных. Состояние перетренированности прежде всего выражается в изменениях со стороны нервной системы, одновременно или несколько позже появляются изменения или нарушения в состоянии и др. систем организма. Часто при перетренировке наблюдаются отклонения со стороны сердечнососудистой системы, обменных процессов.

    В развитии состояния перетренированности можно отметить три стадии. Для первой характерны: некоторые снижения спортивных результатов или прекращение их роста; непостоянные или же всегда отчетливые жалобы спортсмена на ухудшение физического состояния; объективно выявляемое при врачебном обследовании ухудшение приспособляемости организма к скоростным нагрузкам.

    В этой стадии перетренированность удается ликвидировать с помощью режима тренировки в течение 15-30 дней.

    Во второй стадии перетренированности отмечаются: выражение снижения спортивных результатов, жалобы на ухудшение самочувствия, понижение работоспособности, ухудшение приспособляемости организма к физическим нагрузкам на скорость и выносливость. При второй стадии перетренированности требуются использование специального восстановительного режима и некоторых средств лечения, возможно полное восстановление здоровья и работоспособности спортсмена в течение 1-2 месяцев.

    В третьей стадии перетренированности наравне с изменениями в состоянии организма уже наблюдается стойкое ухудшение спортивных показателей, несмотря на упорно продолжительную тренировку. В этой стадии не всегда удается добиться существенного улучшения спортивной работоспособности даже за значительно большие сроки. Поэтому своевременная диагностика перетренировки является весьма важным условием для успешного восстановления здоровья и спортивной работоспособности спортсмена.

    В начальном периоде интенсивной физической работы появляется так называемая «мертвая точка» - состояние острого утомления организма спортсмена. Она наблюдается во время бега на средние и длинные дистанции; в плавании, гребле, лыжных гонках, велогонках, беге на коньках. При «мертвой точке» отмечаются снижение работоспособности, повышение затраты энергии на единицу работы, нарушение координации движений, ухудшение внимания, памяти и др., отрицательные проявления высшей нервной деятельности, пульс учащается до 180-200 ударов в минуту, резко повышается артериальное давление. У спортсмена возникает тягостное ощущение в «груди», недостатка воздуха и желание прекратить работу. Однако если усилием воли он преодолевает это желание и продолжает движение, то «мертвая точка» сменяется состоянием облегчения, известным под названием «второго дыхания».

    Основная причина возникновения «мертвой точки» заключается в том, что напряженная мышечная работа начинается, как правило, сразу после старта, а деятельность органов дыхания и кровообращения развивается постепенно, достигая высокого уровня через 3-5 минут. С самого начала работы значительной интенсивности в организме возникает дискоординация между соматическими и вегетативными процессами, которая приводит к состоянию «мертвой точки». Эта дискоординация функций организма в процессе выполнения работы преодолевается, о чем и свидетельствует появление «второго дыхания». Следовательно, «мертвая точка» и «второе дыхание» связаны с явлением врабатываемости организма, которая имеет значение не только в спорте, а наблюдается при любой мышечной деятельности человека. Предупреждению наступления «мертвой точки» или смягчению ее проявления помогает интенсивная разминка до старта (до заметного потоотделения), а также постепенное увеличение интенсивности физической работы во время соревнований. Во время выполнения физических упражнений (преимущественно на выносливость) у спортсменов иногда появляются боли в правом подреберье (область печени). Это явление носит название «печеночно-болевой синдром». После прекращения упражнений эти боли обычно исчезают. Основная причина «печеночного синдрома» - несоответствие физической нагрузки функциональным возможностям организма спортсмена, в частности, его сердечно-сосудистой системы. В результате наступающего снижения деятельности сердца в печени задерживается большое количество крови; увеличение печени и растяжение при этом покрывающей ее глиссоновой капсулы, обильно снабженной первичными волокнами, вызывает боль. Иногда отмечаются боли одновременно в правом и левом подреберье (или только в левом), что указывает на переполнение кровью селезенки, способной также как и печень депонировать значительное количество крови.

    При резком прекращении физического напряжения после бега, когда спортсмен на финише сразу же останавливается или садится, может возникнуть функциональное нарушение состояния организма, так называемый гравитационный шок.

    Признаки гравитационного шока: резкое побледнение лица, сильное потоотделение, тошнота и позывы к рвоте, частый, слабого наполнения пульс, значительное падение кровяного давления, в тяжелых случаях обморочное состояние. Гравитационный шок вызывается мгновенно возникающей сосудистой недостаточностью, главным образом в результате резкого, внезапного оттока крови из верхней половины тела в нижнюю. Перемещение крови ведет к понижению кровяного давления, особенно в сосудах, расположенных выше уровня сердца, количество циркулируемой крови в них резко уменьшается. В связи с недостаточным притоком венозной крови к сердцу уменьшается ударный объем крови. Нарушение кровообращения в первую очередь сказывается на состоянии головного мозга (анемия), что приводит к развитию признаков ортостатического коллапса. Гравитационный шок чаще наблюдается у недостаточно тренированных спортсменов или находящихся в состоянии перетренированности, а также у лиц с повышенной лабильностью сосудистого тонуса.

    Во избежание гравитационного шока нельзя сразу останавливаться или садиться после пересечения линии финиша, необходимо некоторое время продолжать бег в медленном темпе или походить.

    Во время похода, длительного пробега, тренировочного занятия или соревнований на длинной дистанции по лыжам, велосипеду и т.п. в результате большого расходования в организме углеводов может возникнуть пониженное, по сравнению с нормальным, содержание сахара в крови (менее 80 мг%), так называемая гипогликемия. Гипогликемия сопровождается чаще внезапным появлением общего утомления, мышечной слабости, ощущения голода. Возникаемое в спорте тяжелое гипогликемическое состояние: затемнение сознания, холодный пот, падение кровяного давления, слабый пульс.

    Для предупреждения гипогликемии, отправляясь в дальние походы и на тренировки, целесообразно брать с собой сахар, печенье, конфеты. На длинных соревнованиях, пробегах, проплывах необходима организация питания участников в пути.

    При появлении в пути первых признаков гипогликемии нужно съесть немного сахара, а при возможности выпить стакан 50 % раствора глюкозы или сахара с ягодным сиропом. При тяжелом состоянии необходима срочная врачебная помощь.

    Страница 1

    На основе медицинского обследования, врачебно-педагогических на­блюдений и других данных о состоянии здоровья, физического развития,и подготовленности делается медицинское заключение, по которому студен­ты распределяются для практических занятий по программе физического воспитания на три медицинские группы, характеристики которых приве­дены в таблице 1.

    Таблица 1

    Название группы

    Медицинская характери­стика группы

    1. Основная

    Лица без отклонения в со­стоянии здоровья, а также лица, имеющие незначи­тельные отклонения в со­стоянии здоровья при дос­таточном физическом раз­витии и физической подго­товленности

    Занятия по учебной про­грамме физического воспи­тания в полном объёме, за­нятия в одной из спортив­ных секций, участие в со­ревнованиях

    2. Подготовитель­ная

    Лица без отклонения в со­стоянии здоровья, а также лица, имеющие незначи­тельные отклонения в со­стоянии здоровья с недос­таточным физическим раз­витием и недостаточной физической подготовлен­ности

    Занятия по учебным про­граммам физического вос­питания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений с предъ­явлением организму по­вышенных требований. До­полнительные занятия для повышения уровня физиче­ской подготовленности и физического развития

    3. Специальная

    Лица, имеющие отклонения в состоянии здоровья, по­стоянного или временного характера, требующих ог­раничения физических на­грузок, допущенных к вы­полнению учебной произ­водственной работы

    Занятия по специальным учебным программам

    В отдельных случаях при выраженных нарушениях функции опорно-двигательного (паралич, порезы и др.) аппарата и значительных нарушени­ях здоровья, препятствующих групповым занятиям в условиях учебного заведения, студенты направляются для обязательных занятий лечебной физкультуры в лечебно-профилактические учреждения.

    Перевод студентов из одной медицинской группы в другую произво­дится после дополнительного обследования.

    Врачебное обследование студентов-спортсменов, имеющих I разряд или выше, осуществляется непосредственно врачебно-физкультурным диспансером, где заводится карточка диспансерного наблюдения (форма 227 а) за указанным спортсменом.

    Врачами врачебно-физкультурного диспансера проводится углуб­ленное обследование состояния тренированности спортсмена. И на осно­вании этого обследования делается медицинское заключение, даются ре­комендации тренеру по планированию и проведению тренировочного процесса.

    Под термином тренированности имеется в виду комплексное поня­тие, включающее в себя здоровье, функциональное состояние, уровень фи­зической, технической, и тактической, и волевой подготовленности спортсменов. Тренированность определяет уровень работоспособности спортсмена, его готовность к достижению максимального результата в конкретном виде спорта.

    При повторных медицинских обследованиях в медицинском заклю­чении указывается какие сдвиги произошли в здоровье и состоянии трени­рованности со времени предыдущего обследования, какие изменения нуж­но сделать в режиме и методике занятий, какие лечебно-профилактические мероприятия провести.

    Преподаватели физического воспитания и тренеры должны строить свою работу с учетом медицинского заключения, оно является обязатель­ным также и для судей спортивных соревнований.

    Занятия физическими упражнениями приносят пользу только при рациональной системе тренировочных занятий. Нарушение в дозировке физических нагрузок и методике могут неблагоприятно отразиться на фи­зическом развитии, физической подготовленности и здоровьи занимающихся. Вследствие длительной и напряжённой мышечной активности воз­никает состояние организма, называемое утомлением. Оно проявляется в снижении работоспособности, уменьшении мышечной силы, ухудшении точности и координации движения и т.д. Утомление является своеобраз­ной защитной реакцией организма, не позволяющей ему перейти предел, за которым возникают функциональные и биохимические изменения, не­совместимые с жизнью. Сущность этой реакции заключается в изменении координации функций, которая приводит к ограничению работоспособно­сти и затруднению дальнейшего продолжения работы. Скорость наступле­ния утомления зависит от интенсивности работы: чем выше интенсив­ность, тем быстрее появляется утомление. Степень утомления зависит как. от интенсивности, так и от длительности работы.

    Смотрите также

    Заключение
    При этом основными повреждающими факторами при авиаци­онной травме являются: -ударные инерционные нагрузки; -волна взрывных газов; -термические факторы; -химические факто...

    Вспомогательные вещества в технологии эмульсионных мазей
    В качестве вспомогательных веществ при изготовлении эмульсионных мазевых основ также используются эмульгаторы. Эмульсионные мазевые основы Эмульсионные основы дают...

    Заключение
    Таким образом, можно сделать следующий вывод: Специфическими чертами строения мозга человека, отличающими его от мозга самых высокоразвитых животных, является максимальное преобладание молодых часте...

    Прежде чем начать самостоятельно заниматься, нужно получить рекомендации по режиму физической подвижности у своего участкового врача или в районном врачебно-физкультурном диспансере. Затем, используя советы врачей или специалистов по физической культуре (или популярную методическую литературу), подобрать себе наиболее полезные виды упражнений. Заниматься следует регулярно, стараясь не пропускать ни одного дня. При этом необходимо систематически следить за своим самочувствием, отмечая все изменения, происходящие в организме до и после занятий физическими упражнениями. Для этого проводится диагностика или, если это возможно, самодиагностика. При её проведении тщательно фиксируются объективные показатели самоконтроля: частота сердечных сокращений, артериальное давление, дыхание, вес, антропометрические данные. Диагностика также применяется для определения тренированности занимающегося.

    Оценка реакции сердечно-сосудистой системы проводится по измерению частоты сердечных сокращений (пульса), которая в покое у взрослого мужчины равна 70-75 ударов в минуту, у женщины - 75-80.

    У физически тренированных людей частота пульса значительно реже - 60 и менее ударов в минуту, а у тренированных спортсменов - 40-50 ударов, что говорит об экономичной работе сердца. В состоянии покоя частота сердечных сокращений зависит от возраста, пола, позы (вертикальное или горизонтальное положение тела), совершаемой деятельности. С возрастом она уменьшается. Нормальный пульс находящегося в покое здорового человека ритмичен, без перебоев, хорошего наполнения и напряжения. Ритмичным пульс считается, если количество ударов за 10 секунд не будет отличаться более чем на один удар от предыдущего подсчёта за тот же период времени. Выраженные колебания числа сердечных сокращений указывают на аритмичность. Пульс можно подсчитывать на лучевой, височной, сонной артериях, в области сердца. Нагрузка, даже небольшая, вызывает учащение пульса. Научными исследованиями установлена прямая зависимость между частотой пульса и величиной физической нагрузки. При одинаковой частоте сердечных сокращений потребление кислорода у мужчин выше, чем у женщин, у физически подготовленных людей также выше, чем у лиц с малой физической подвижностью. После физических нагрузок пульс здорового человека приходит в исходное состояние через 5-10 минут, замедленное восстановление пульса говорит о чрезмерности нагрузки.

    При физической нагрузке усиленная работа сердца направлена на обеспечение работающих частей тела кислородом и питательными веществами. Под влиянием нагрузок объём сердца увеличивается. Так, объём сердца нетренированного человека составляет 600-900 мл, а у спортсменов высокого класса он достигает 900-1400 миллилитров; после прекращения тренировок объём сердца постепенно уменьшается.

    Существует много функциональных проб, критериев, тестов-упражнений, с помощью которых производится диагностика состояния организма при физических нагрузках. Мы рассмотрим их ниже.

    Врачебный контроль.

    В Положении о врачебном контроле за физическим воспитанием населения определены следующие основные формы работы по врачебному контролю:

    1. Врачебные обследования всех лиц, занимающихся физкультурой и спортом.

    2. Врачебно-педагогическое наблюдение в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований.

    3. Диспансерное обслуживание отдельных групп спортсменов.

    4. Медико-санитарное обеспечение производственной гимнастики.

    5. Медико-санитарное обеспечение соревнований.

    6. Профилактика спортивного травматизма.

    7. Предупредительный и текущий санитарный надзор за местами и условиями проведения физкультурных занятий и соревнований.

    8. Врачебная консультация по вопросам физкультуры и спорта.

    9. Санитарно-просветительская работа с занимающимися физкультурой и спортом.

    10. Агитация и пропаганда физической культуры и спорта среди населения.

    Система организации врачебного контроля.

    Врачебный контроль за физическим воспитанием обеспечивается всей сетью лечебно-профилактических учреждений системы здравоохранения под методическим и организационным руководством врачебно-физкультурных диспансеров. Вместе с организациями, осуществляющими физическое воспитание, врачебно-физкультурные диспансеры планируют все мероприятия по врачебному контролю по территориальному и производственному признаку.

    Предусмотрен порядок врачебных обследований занимающихся физкультурой и спортом:

    Дети дошкольного возраста, находящиеся в детских яслях и детских садах, занимающихся по специальным программам физического воспитания, находятся под врачебным контролем детских поликлиник и консультаций;

    Учащиеся общеобразовательных школ, средних специальных учебных заведений, школ профессионально-технического обучения и других учебных заведений, студенты вузов, занимающиеся по государственным программам физического воспитания, проходят врачебные обследования у врачей, обслуживающих указанные учебные заведения;

    Занимающиеся в спортивных секциях коллективов физкультуры, добровольных спортивных обществ и спортивных клубов, учреждений, школ, средних специальных и высших учебных заведений направляются для врачебных обследований в лечебно-профилактические учреждения по территориальному и производственному принципу: участковые и районные больницы, городские, областные, краевые объединённые больницы и поликлиники, здравпункты и санчасти предприятий и учреждений.

    Преподаватель физического воспитания, тренер, методист, инструктор принимают активное участие в организации всех форм врачебного контроля.

    Педагог совместно с руководителем лечебно-профилактического учреждения или выделенным для обследования врачом составляет план и график прохождения занимающимися врачебных обследований с учётом контингента (учащиеся, члены коллективов ФК, спортивных секций, занимающиеся в спортивных школах, участники соревнований, члены сборных команд по различным видам спорта).

    Педагог сообщает занимающимся сроки прохождения врачебных обследований и проверяет явку на них.

    Содержание обследования.

    Основная цель врачебных обследований - определение и оценка состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности обследуемых. Полученные данные позволяют врачу рекомендовать виды физических упражнений, величину нагрузки и методику применения в соответствии с состоянием организма.

    При нормальном состоянии человека все его органы и системы функционируют наиболее правильно, в соответствии с условиями жизни. Деятельность всех органов взаимосвязана, согласована и представляет единый сложный процесс. Весь организм в целом целесообразно и эффективно приспосабливается к изменению условий, усилению режима деятельности, и отличается высоким уровнем дееспособности, в том числе и физической работоспособности.

    Все перечисленные особенности характеризуют состояние здоровья, как оптимальный уровень жизнедеятельности организма и приспособляемости к изменениям среды и нагрузки, а также устойчивости к различным воздействиям.

    При врачебном обследовании, определяя и оценивая состояние здоровья и уровень физического развития, врач выявляет тем самым уровень физической подготовленности.

    Определяя при первичном обследовании состояние здоровья, физического развития и подготовленности до начала занятий, врач решает, можно ли допустить обследуемого к занятиям, к каким именно, с какой нагрузкой и т.д.

    Проводя повторные обследования, он следит по изменениям здоровья, физического развития и подготовленности за правильностью, эффективностью хода физвоспитания. Контроль за состоянием обследуемого учитывать влияние занятий физическими упражнениями.

    Дополнительные обследования после заболеваний и травм помогает проверить ход восстановления здоровья, после переутомлений или перетренированности - ход восстановления приспособительных механизмов, уровня работоспособности и т.д.

    В результате обследования составляется заключение о состоянии здоровья, включающее указания о допустимой нагрузке и прочие сведения.

    Методы врачебного обследования.

    1. Расспрос применяется для определения состояния здоровья. Он даёт возможность собрать сведения о медицинской и спортивной биографии спортсмена, узнать о его жалобах в настоящий момент.

    2. Осмотр позволяет по сумме зрительных впечатлений получить общее представление о физическом развитии, выявить некоторые признаки возможных травм и заболеваний, оценить поведение обследуемого и т.д.

    3. Ощупывание основано на получении осязательных ощущений о форме, объёме исследуемых частей тела или исследуемой ткани. Этим методом определяют физические свойства, величину, особенности поверхности, плотность, подвижность, чувствительность и так далее.

    4. Выслушивание лёгких, сердца помогает проводить исследования путём улавливания звуковых явлений, возникающих при работе органов.

    Педагогический контроль.

    Педагогическая деятельность в вузе предъявляет высокие требования к преподавателям всех должностных категорий кафедры физического воспитания. Непосредственная педагогическая деятельность требует от преподавателя не только глубокого знания своего предмета, но и определённой системы, последовательности действий.

    Главной особенностью преподавателей физического воспитания является специфика труда. Объектом деятельности педагога служит личность студента.

    Педагогическая деятельность преподавателя состоит из определённых элементов, которые совместно образуют своеобразную психологическую структуру.

    И, бесспорно, при этом каждый студент должен:

    · систематически посещать учебные занятия по физическому воспитанию (теоретические и практические) в дни и часы, предусмотренные учебным расписанием;

    · проходить медицинское обследование в установленные сроки, осуществлять самоконтроль за состоянием здоровья и физического развития, спортивной подготовленности;

    · активно овладевать знаниями по основам теории и методики физвоспитания, используя соответствующую литературу;

    · соблюдать рациональный режим учёбы, отдыха и питания;

    · самостоятельно выполнять физические упражнения, регулярно заниматься утренней и производственной гимнастикой, спортом и туризмом, соблюдать необходимый недельный двигательный режим, используя консультации преподавателя;

    · активно участвовать в массовых оздоровительных физкультурных и спортивных мероприятиях в учебной группе и на межвузовском уровне.

    Успех преподавания зависит и от того, каким будет контакт между преподавателями и студентами.

    В работе со студентами преподаватель должен уметь чётко и грамотно выражать свои мысли, внимательно наблюдать за учебной группой, чувствовать её и находить с ней общий язык, правильно использовать наглядные пособия и иллюстрировать материал. Для успешной работы каждый педагог должен:

    · досконально знать материал преподаваемой дисциплины в объёме программных требований, а также основные положения педагогики и психологии высшей школы;

    · владеть методикой подготовки и проведения соответствующих видов практических занятий;

    · чётко, ясно и грамотно излагать свои мысли;

    · иметь представление о содержании и объёме материала, преподаваемого по смежным дисциплинам, и о месте физической культуры в общей системе подготовки специалиста;

    · вести научную работу и владеть суммой практических навыков, необходимых специалисту для ведения учебной дисциплины;

    · знать современный уровень науки и текущую литературу в объёме практических занятий;

    · представлять общее развитие и тенденции в физкультуре и спорте;

    · проводить консультации в пределах курса практических занятий.

    Целью физического воспитания в вузе является формирование физической культуры студента как системного и интегративного качества личности студента, неотъемлемого компонента общей культуры будущего специалиста, способного реализовать её в учебной, социально-профессиональной деятельности и в семье.

    Курс физической культуры предусматривает решение следующих задач:

    · включение студента в реальную физическо-спортивную практику по творческому освоению физической культуры, её активного использования во всестороннем развитии личности;

    · содействие разностороннему развитию организма, сохранению и укреплению здоровья, повышению уровня общительности, физической подготовленности, развитию профессионально важных физических качеств и психомоторных способностей будущих специалистов;

    · овладение системно упорядоченным комплексом знаний, охватывающих философскую, социальную, естественнонаучную и психолого-педагогическую тематику.

    · формирование потребности студентов в физическом самосовершенствовании и поддержании высокого уровня здоровья через сознательное использование всех организационно-методических форм занятий физкультурно-спортивной деятельностью;

    · формирование навыков самостоятельной организации досуга с использованием средств физкультуры и спорта;

    · овладение основами семейного физического воспитания, бытовой физкультуры.

    Физическое воспитание в высших учебных заведениях проводится на протяжении всего периода теоретического обучения и осуществляется в следующих формах:

    Учебные занятия:

    · обязательные занятия (практические, теоретические, консультации), которые предусматриваются в учебных планах по всем специальностям в объёме четырёх часов в неделю и включаются в учебное расписание в течении всего периода обучения сверх установленного педагогического объёма учебной нагрузки;

    · консультативно-методические занятия, направленные на создание для студентов методической и практической помощи в организации и проведении самостоятельных занятий физкультурой;

    · индивидуальные занятия для студентов, имеющих слабую физподготовку или отстающих в овладении учебным материалом, которые организуются по особому расписанию кафедры в течении учебного года, каникул, в период производственной практики;

    Внеучебные занятия:

    · занятия в секциях, неформальных группах и клубах по физическим интересам;

    · массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия.

    Комплексное использование всех форм физического воспитания должно обеспечить включение физкультуры в образ жизни студентов, достижение оптимального уровня физической активности.

    Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии и оценки, дневник самоконтроля.

    При регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом очень важно систематически следить за своим самочувствием и общим состоянием здоровья. Наиболее удобная форма самоконтроля - это ведение специального дневника. Показатели самоконтроля условно можно разделить на две группы - субъективные и объективные. К субъективным показателям можно отнести самочувствие, сон, аппетит, умственная и физическая работоспособность, положительные и отрицательные эмоции. Самочувствие после занятий физическими упражнениями должно быть бодрым, настроение хорошим, занимающийся не должен чувствовать головной боли, разбитости и ощущения переутомления. При наличии сильного дискомфорта следует прекратить занятия и обратиться за консультацией к специалистам.

    Как правило, при систематических занятиях физкультурой сон хороший, с быстрым засыпанием и бодрым самочувствием после сна.

    Применяемые нагрузки должны соответствовать физической подготовленности и возрасту.

    Аппетит после умеренных физических нагрузок также должен быть хорошим. Есть сразу после занятий не рекомендуется, лучше подождать 30-60 минут. Для утоления жажды следует выпить стакан минеральной воды или чая.

    При ухудшении самочувствия, сна, аппетита необходимо снизить нагрузки, а при повторных нарушениях - обратиться к врачу.

    Дневник самоконтроля служит для учёта самостоятельных занятий физкультурой и спортом, а также регистрации антропометрических изменений, показателей, функциональных проб и контрольных испытаний физической подготовленности, контроля выполнения недельного двигательного режима.

    Регулярное ведение дневника даёт возможность определить эффективность занятий, средства и методы, оптимальное планирование величины и интенсивности физической нагрузки и отдыха в отдельном занятии.

    В дневнике также следует отмечать случаи нарушение режима и то, как они отражаются на занятиях и общей работоспособности. К объективным показателям самоконтроля относятся: наблюдение за частотой сердечных сокращений (пульсом), артериальным давлением, дыханием, жизненной ёмкостью лёгких, весом, мышечной силой, спортивными результатами.

    Общепризнанно, что достоверным показателем тренированности является пульс. Оценку реакции пульса на физическую нагрузку можно провести методом сопоставления данных частоты сердечных сокращений в покое (до нагрузки) и после нагрузки, т.е. определить процент учащения пульса. Частоту пульса в покое принимают за 100%, разницу в частоте до и после нагрузки - за Х. Например, пульс до начала нагрузки был равен 12 ударам за 10 секунд, а после - 20 ударов. После нехитрых вычислений выясняем, что пульс участился на 67%.

    Но не только пульсу следует уделять внимание. Желательно, если есть возможность, измерять также артериальное давление до и после нагрузки. В начале нагрузок максимальное давление повышается, потом стабилизируется на определённом уровне. После прекращения работы (первые 10-15 минут) снижается ниже исходного уровня, а потом приходит в начальное состояние. Минимальное же давление при лёгкой или умеренной нагрузке не изменяется, а при напряжённой тяжёлой работе немного повышается.

    Известно, что величины пульса и минимального артериального давления в норме численно совпадают. Кердо предложил высчитывать индекс по формуле

    ИК=Д/П, где Д - минимальное давление, а П - пульс.

    У здоровых людей этот индекс близок к единице. При нарушении нервной регуляции сердечно-сосудистой системы он становится большим или меньшим единице.

    Также очень важно произвести оценку функций органов дыхания. Нужно помнить, что при выполнении физических нагрузок резко возрастает потребление кислорода работающими мышцами и мозгом, в связи с чем возрастает функция органов дыхания. По частоте дыхания можно судить о величине физической нагрузки. В норме частота дыхания взрослого человека составляет 16-18 раз в минуту. Важным показателем функции дыхания является жизненная ёмкость лёгких - объём воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. Его величина, измеряемая в литрах, зависит от пола, возраста, размера тела и физической подготовленности. В среднем у мужчин он составляет 3,5-5 литров, у женщин - 2,5-4 литра.

    Использование методов, стандартов, антропометрических индексов, упражнений-тестов для оценки физического состояния организма и физической подготовленности.

    Для оценки физического состояния организма человека и его физической подготовленности используют антропометрические индексы, упражнения-тесты и т.д.

    К примеру, о состоянии нормальной функции сердечно-сосудистой системы можно судить по коэффициенту экономизации кровообращения, который отражает выброс крови за 1 минуту. Он вычисляется по формуле

    (АДмакс. - АДмин.) * П, где АД - артериальное давление,

    П- частота пульса.

    У здорового человека его значение приближается к 2600. Увеличение этого коэффициента указывает на затруднения в работе сердечно-сосудистой системы.

    Существуют две пробы для определения состояния органов дыхания - ортостатическая и клипостатическая. Ортостатическая проба проводится так. Физкультурник лежит на кушетке в течение 5 минут, затем подсчитывает частоту сердечных сокращений. В норме при переходе из положения лёжа в положение стоя отмечается учащение пульса на 10-12 ударов в минуту. Считается, что учащение его до 18 ударов в минуту - удовлетворительная реакция, более 20 - неудовлетворительная. Такое увеличение пульса указывает на недостаточную нервную регуляцию сердечно-сосудистой системы.

    Ещё есть один довольно простой метод самоконтроля «с помощью дыхания» - так называемая проба Штанге (по имени русского медика, представившего этот способ в 1913 году). Сделать вдох, затем глубокий выдох, снова вдох, задержать дыхание, по секундомеру фиксируя время задержки дыхания. По мере увеличения тренированности время задержки дыхания увеличивается. Хорошо натренированные люди могут задержать дыхание на 60-120 секунд. Но если вы только что тренировались, то задержать надолго дыхание вы не сможете.

    Большое значение в повышении работоспособности вообще и при физической нагрузке в частности имеет уровень физического развития, масса тела, физическая сила, координация движений и т.д.

    При занятиях физкультурой важно следить за весом тела. Это так же необходимо, как следить за пульсом или артериальным давлением. Показатели веса тела являются одним из признаков тренированности. Для определения нормального веса тела используются различные способы, так называемые росто-весовые индексы. На практике широко применяется индекс Брока. Нормальный вес тела для людей ростом 155-156 сантиметров равен длине тела в см., из которой вычитают цифру 100; при 165-175 - 105; а при росте более 175 см - больше 110.

    Можно также пользоваться индексом Кетля. Вес тела в граммах делят на рост в сантиметрах. Нормальным считается такой вес, когда на 1 см роста приходится 350-400 единиц у мужчин, 325-375 у женщин.

    Изменение веса до 10% регулируется физическими упражнениями, ограничениям в потреблении углеводов. При избытке веса свыше 10% следует создать строгий рацион питания в дополнение к физическим нагрузкам.

    Можно также проводить исследование статической устойчивости в позе Ромберга. Проба на устойчивость тела производится так: физкультурник становится в основную стойку - стопы сдвинуты, глаза закрыты, руки вытянуты вперёд, пальцы разведены (усложнённый вариант - стопы находятся на одной линии, носок к пятке). Определяют время устойчивости и наличие дрожания кистей. У тренированных людей время устойчивости возрастает по мере улучшения функционального состояния нервно-мышечной системы.

    Необходимо также систематически определять гибкость позвоночника. Физические упражнения, особенно с нагрузкой на позвоночник, улучшают кровообращение, питание межпозвоночных дисков, что приводит к подвижности позвоночника и профилактике остеохандрозов. Гибкость зависит от состояния суставов, растяжимости связок и мышц, возраста, температуры окружающей среды и времени дня. Для измерения гибкости позвоночника используют простое устройство с перемещающейся планкой.

    Регулярные занятия физической культурой не только улучшают здоровье и функциональное состояние, но и повышают работоспособность и эмоциональный тонус. Однако следует помнить, что самостоятельные занятия физической культурой нельзя проводить без врачебного контроля, и, что ещё более важно, самоконтроля.

    Содержание

    Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом...................................................................................................................................................................................... 1

    Врачебный контроль................................................................................................................................ 3

    Система организации врачебного контроля........................................................................... 3

    Методы врачебного обследования............................................................................................. 5

    Педагогический контроль....................................................................................................................... 7

    Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии и оценки, дневник самоконтроля. 11

    Использование методов, стандартов, антропометрических индексов, упражнений-тестов для оценки физического состояния организма и физической подготовленности................................................................................................. 14

    Список использованной литературы................................................................................................ 18

    Список использованной литературы

    1. Готовцев П.И., Дубровский В.Л. Самоконтроль при занятиях физической культурой.

    2. Синяков А.Ф. Самоконтроль физкультурника.

    3. Выдрин В.М., Зыков Б.К., Лотоненко А.В. Физическая культура студентов вузов.

    4. Дёмин Д.Ф. Врачебный контроль при занятиях ФК.

    Введение.

    Физические упражнения дают человеку чувство бодрости, жизнерадостности, улучшают настроение, что благотворно сказывается на функции центральной нервной системы, которая, в свою очередь, регулирует все жизненные процессы. Люди, страдающие неврозами, начав заниматься физкультурой, отмечают значительное улучшение эмоционального состояния.

    Для того чтобы понять, почему занятия физической культурой способствуют укреплению здоровья, необходимо выяснить какое влияние оказывают физические упражнения на различные системы органов человека.

    Воздействие физических упражнений
    на сердечно-сосудистую систему

    В состав сердечно - сосудистой системы входят: кровь, сосуды, сердце. Кровь является одним из важнейших компонентов данной системы, ее значение велико для нашего организма. Она выполняет ряд функций:

    1. Питательная.

    2. Выделительная

    3. Защитная

    4. Регуляторная

    5. Транспортная.

    Сердце - это центральный орган ССС человека, располагается в грудной клетке. Сердце является источником движения крови, насос и мотор в одном органе. Работа сердца состоит из отдельных фаз: сокращение сердца - систола, расслабления – диастола.

    Работа сердечной мышцы тесно связана с работой всех остальных мышц: чем больше они «трудятся», тем больше нужно работать и сердцу. Ясно, что, развивая и тренируя свои мышцы во время занятий физическими упражнениями, мы также развиваем и укрепляем сердечную мышцу. Так, учеными установлено, что в покое у людей, не занимающихся физической культурой и спортом, при каждом сокращении сердце выбрасывает 50-60 см 3 крови. У людей, систематически занимающихся физическими упражнениями, в покое при каждом сокращении сердце выбрасывает до 80 см 3 крови.

    Нетренированное сердце отвечает на физическую нагрузку резким учащением сокращений, а тренированное (даже при большой физической нагрузке) бьется значительно реже, но зато начинает сильнее сокращаться и полностью обеспечивает усиленную потребность организма в кислороде. Сердце меньше устает, лучше питается, нуждается в меньшем отдыхе.

    У тех, кто постоянно занимается физической культурой, сердце легче приспосабливается к новым условиям работы.

    Важными показателями, оценивающими состояние ССС, являются ЧСС (частота сердечных сокращений) и АД (артериальное давление).

    Пульс является важным, простым и информативным показателем состояния организма. Частота пульса – интегральный показатель сдвигов в организме, он довольно точно представляет уровень физической нагрузки. Для оценки реакции ССС используется проба с 20 приседаниями, ортостатическая проба.

    При изменении положения тела с горизонтального до вертикального, изменяются условия циркуляции крови, на которые ССС реагирует учащением пульса, что служит для оценки адаптационной реакции. У обследуемого лежа измеряется ЧСС (уд/мин), после чего он спокойно встает. В первые 15 с после вставания снова измеряется ЧСС. По разнице ЧСС лежа и стоя как раз и судят о состоянии ССС на небольшую нагрузку при изменении положения тела. Так, разница до 10 уд/мин свидетельствует о хорошем физическом состоянии и тренированности, а более 20 уд/мин – о переутомлении и неудовлетворительном состоянии.

    Так же используется проба с 20 приседаниями. В состоянии покоя, в положении сидя, подсчитывается пульс в течение 10 с. Затем проделываются 20 приседаний за 30 с. После приседаний в положении сидя подсчитывается пульс в первые 10 с. Учитывается не только ЧСС, но и то, как быстро пульс сможет восстановиться до исходного состояния. Чем быстрее это произойдет, тем лучше состояние ССС.

    Физические упражнения и система дыхания

    Если сердце представляет собой насос, перекачивающий кровь и обеспечивающий ее доставку ко всем тканям, то легкие - главный орган дыхательной системы - насыщают эту кровь кислородом.

    Физические упражнения увеличивают поступление кислорода
    в организм, активизируют функцию дыхания. При вдохе легче осуществляется доставка кислорода из воздуха к легким и далее через кровь ко всем тканям организма, при выдохе удаляются продукты обмена, и в первую очередь углекислота.

    Под влиянием физических упражнений увеличивается количество воздуха, вентилируемого легкими. Дыхательные мышцы, которые в значительной мере обусловливают качество вдоха, становятся сильнее, реберные хрящи эластичнее. Увеличивается экскурсия грудной клетки, которая определяется разностью ее окружности на полном вдохе и полном выдохе.

    Основные физиологические характеристики дыхания:

    1. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) – объем воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанный после максимального вдоха.

    2. Мощность вдоха-выдоха.

    3. Частота дыхания

    4. Легочный газообмен.

    Если у людей, не занимающихся физическими упражнениями, экскурсия грудной клетки равняется 4-6 см, то у физкультурников она составляет 8-10 см. Физические упражнения повышают потребность организма в кислороде и заставляют легкие усиленно работать. Благодаря этому объем легких значительно увеличивается, они могут пропускать большие массы воздуха, что ведет к обогащению крови кислородом. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) измеряется специальным прибором - спирометром, который определяет в кубических сантиметрах объем выдыхаемого воздуха после максимального вдоха. Чем больше этот объем, тем лучше развит дыхательный аппарат. У нетренированных людей средняя величина ЖЕЛ равна 3-4 л, у тренированных до 6 л.

    Хорошо развитый дыхательный аппарат - надежная гарантия полноценной жизнедеятельности клеток. Ведь известно, что гибель клеток организма в конечном итоге связана с недостатком снабжения их кислородом. И напротив, многочисленными исследованиями установлено, что чем больше способность организма усваивать кислород, тем выше физическая работоспособность человека. Тренированный аппарат внешнего дыхания (легкие, бронхи, дыхательные мышцы) - это первый этап на пути к улучшению здоровья.

    У тренированного человека система внешнего дыхания работает более экономично. Так, частота дыхания с 15-18 вдохов в минуту снижается до 8-10, при этом несколько возрастает его глубина.
    Из одного и того же объема воздуха, пропущенного через легкие, извлекается большее количество кислорода.

    Возрастающая при мышечной активности потребность организма в кислороде «подключает» к решению энергетических задач незадействованные до этого резервы легочных альвеол. Это сопровождается усилением кровообращения в тканях вступивших в работу органов
    и повышением аэрации (насыщенность кислородом) легких. Считают, что этот механизм повышенной вентиляции легких укрепляет их.
    Кроме того, хорошо «проветриваемая» при физических усилиях легочная ткань менее подвержена заболеваниям, чем та, которая аэрирована слабее и потому хуже снабжается кровью. Известно, что в местах, где легочная ткань обескровлена, чаще всего возникают воспалительные очаги. И напротив, повышенная вентиляция легких оказывает целительное действие при некоторых хронических легочных заболеваниях.

    Недостаточно развитый аппарат внешнего дыхания может способствовать развитию различных болезненных нарушений в организме, ибо недостаточное поступление кислорода влечет за собой повышенную утомляемость, падение работоспособности, снижение сопротивляемости организма и рост риска заболеваний. Такие распространенные болезни, как ишемическая болезнь сердца, гипертония, атеросклероз, нарушение кровообращения головного мозга, так или иначе связаны с недостаточным поступлением кислорода.

    Насколько важно повысить использование кислорода, настолько же важно выработать устойчивость организма к гипоксии,
    то есть кислородному голоданию тканей. Потому что возникающие при этом неблагоприятные изменения, которые вначале являются обратимыми, затем ведут к заболеваниям. При гипоксии страдает
    в первую очередь центральная нервная система: нарушается тонкая координация движений, появляется головная боль, сонливость,
    теряется аппетит. Затем снижаются обменные процессы, угнетаются функции внутренних органов. Наступает быстрая утомляемость, слабость, падает работоспособность. Длительное воздействие гипоксии часто приводит к необратимым изменениям в сердце, печени, ускоренному развитию атеросклероза, раннему старению.

    Как выработать устойчивость организма к недостатку кислорода? Рецепт прежний - тренировкой. Отличный тренировочный эффект дает продолжительное пребывание в горах на высотах 1500-2500 м,
    где содержание кислорода (порциональное давление) в атмосферном воздухе снижено. Одним из способов является дыхательная гимнастика, в которую включаются упражнения с волевой задержкой дыхания. Наилучшим же средством является опять-таки физические нагрузки, которые приводят организм в состояние высокой устойчивости к недостатку кислорода.

    Таким образом, физические нагрузки оказывают как бы двойной тренирующий эффект: повышают устойчивость к недостатку кислорода и, увеличивая мощность дыхательной и сердечно-сосудистой систем, способствуют лучшему его усвоению. Работа системы внешнего дыхания становится более экономичной, снижается вероятность заболевания легочными и связанными с недостаточным поступлением кислорода болезнями.

    Для определения функциональных возможностей дыхательной системы используются следующие пробы:

    Проба Штанге . В положении сидя делается полный вдох и выдох, затем снова вдох и задержка дыхания. Фиксируется время задержки дыхания. При задержки на 60 с и более – оценка для мужчин – «отлично», менее 40 с – «плохо», а у женщин на 10 с меньше. Здоровые нетренированные люди способны задерживать дыхание на 40-55 с. А спортсмены на 60-90 с и более. Чем лучше человек подготовлен, тем на большее время он может задерживать дыхание.

    Проба Генче. Заключается в задержке дыхания после выдоха. Здоровые нетренированные люди способны задерживать дыхание 25-30 с, спортсмены 60 с и больше. Задержка дыхания 50-60 с расцениваются как отлично, 35 и больше- хорошо, 34-20 – удовлетворительно, 10-19 – плохо, меньше 10 – очень плохо.

    Характеристика состояний, возникающих при занятиях физической культурой

    Непосредственно во время выполнения физических упражнений состояние человека закономерно меняется. В его динамике выделяют следующие последовательные состояния.

    Предстартовое состояние характеризуется теми изменениями в организме, которые происходят в процессе ожидания предстоящей работы. Они способствуют мобилизации организма на ожидаемую деятельность, благодаря чему происходит более быстрое и эффективное вхождение в саму работу.

    Ожидание предстоящей работы уже готовит организм к ней: меняется активность обменных процессов, тонус мышц, терморегуляция, деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других вегетативных систем и пр. Характер происходящих в предстартовом состоянии изменений во многом соответствует особенностям предстоящей работы. У разных людей предстартовые реакции протекают по-разному, что преимущественно обусловлено их типологическими и психофизиологическими особенностями. Различают несколько разновидностей предстартовых реакций.

    Боевая готовность – предстартовое состояние, обеспечивающее оптимальную мобилизацию организма к предстоящей работе. При этом нормализуются взаимоотношения процессов возбуждения и торможения в ЦНС, несколько повышается обмен веществ и активность кислород-транспортных систем. Чем ближе момент начала занятия, тем более выраженными оказываются эти процессы.

    Предстартовая лихорадка отражает преобладание в ЦНС возбудительных процессов. Чаще всего она бывает у холериков. В результате предстартовой лихорадки спортсмен «перегорает», уже до старта растрачивая свой энергетический и психологический потенциал, и рассчитывать на высокий результат ему не приходится.

    Предстартовая апатия обусловлена преобладанием в ЦНС тормозных процессов и чаще встречается у людей со слабым типом нервной деятельности – меланхоликов. Сам человек при этом угнетен, убежден, что у него ничего не получится, жизненный тонус снижен. Физические упражнения он выполняет с чувством обреченности, без необходимого настроя, поэтому даже если объективно спортсмен готов к высокому результату, он его показать не сможет.

    Разминка непосредственно предшествует основной работе и имеет основной целью добиться оптимального состояния организма к началу этой работы.

    Разминка включает две части – общую и специальную.

    Общая разминка представляет собой ряд упражнений, которые чаще всего однотипны независимо от выполняемой основной работы, и ставит задачи:

    1. Нормализация психосоматического состояния физкультурника или спортсмена.

    2. Постепенная активизация обменных процессов и вегетативных функций организма до оптимального уровня.

    Обычно в общей разминке используются медленный с постепенно нарастающей интенсивностью бег и ряд общеразвивающих упражнений. Последние направлены не только на активизацию обмена веществ, но и подбираются таким образом, чтобы привести человека в состояние боевой готовности. Поэтому при наличии предстартовой лихорадки подбираются общеразвивающие упражнения спокойного характера, без резкой смены темпа и ритма, хорошо знакомые человеку. При наличии же предстартовой апатии упражнения должны быть резкими, с быстрой сменой ситуаций и т. д. – те, которые бы активизировали возбудительные процессы в ЦНС.

    Общая разминка должна заканчиваться не ранее начала потоотделения, что сигнализирует о включении в работу терморегуляции. При этом более активно протекают процессы в ЦНС, улучшается кровоснабжение рабочих тканей, вязкость мышц и сухожилий оказывается пониженной, а их эластичность возрастает, увеличиваются сила и быстрота мышечного сокращения.

    Специальная разминка решает следующие задачи:

    1. Восстановление двигательного динамического стереотипа, обусловливающего структуру движения.

    2. Подготовка двигательного аппарата непосредственно к предстоящей работе.

    В специальной разминке применяются упражнения, специфичные для данного вида спорта (бег для бегуна, работа на снарядах – для гимнаста и т. д.). В такой разминке оживляются временные связи, формирующие двигательный динамический стереотип, и обеспечивается оптимальный уровень автоматизации движений. Постепенно состояние отделов опорно-двигательного аппарата, на которые будет приходиться основная нагрузка, приближается к тому, которое необходимо для наиболее эффективного выполнения упражнения. Продолжаются усилия по нормализации психического состояния физкультурника, формируется его настрой на выполнение предстоящей работы.

    Разминку проводят до достижения того состояния, которое необходимо для начала эффективного включения в основную работу. Не допускается, чтобы во время разминки у человека наступало состояние утомления. Длительность разминки определяется многими факторами: видом предстоящей работы, индивидуальными особенностями физкультурника, погодой, предстартовым состоянием и т. д. Так, чем интенсивнее предстоящая работа, тем длительнее должна быть разминка, потому что требуется добиться более высокого уровня функционирования.

    Обычно после окончания разминки до начала основной работы проходит некоторое время. В этот период не должны заметно снижаться физиологические функции, а активность терморегуляции и двигательного динамического стереотипа должна сохраниться. Этим требованиям соответствует период от пяти до восьми минут, но это время индивидуально, а также зависит от погоды, состояния физкультурника и др. факторов. Непосредственно перед выполнением основной работы рекомендуется сделать несколько специфических действий (короткое ускорение у спринтера, броски в корзину у баскетболиста и т. д.).

    Врабатывание представляет собой процесс усиления деятельности организма в первый период работы, способствующий наиболее эффективному выполнению самой работы. В процессе врабатывания происходит дальнейшая оптимизация двигательного динамического стереотипа и постепенное достижение вегетативными функциями максимально возможного для данной работы уровня активности. Чем интенсивнее выполняемая работа, тем активнее, но дольше идет врабатывание, поэтому при упражнениях малой аэробной мощности (ускоренная ходьба, легкий бег) оно может продолжаться 1–2 минуты, а при максимальной аэробной мощности (марафон) – 5–7 минут.

    В первый период выполнения упражнения работа мышц обеспечивается в основном за счет анаэробных (гликолитических) механизмов с образованием молочной кислоты. Ее окисление – так называемый кислородный долг – может происходить частично как в процессе самой дальнейшей работы, так и после ее окончания. Чем мощнее упражнение, тем больший образуется кислородный долг и тем большее время требуется после окончания работы для его возмещения. Важно, что правильно проведенная разминка укорачивает период врабатывания.

    «Мертвая точка» и «второе дыхание». Через некоторое время после начала напряженной и продолжительной работы иногда наступает особое состояние, которое называют «мертвой точкой ». Оно характеризуется тяжелыми субъективными ощущениями: одышкой, стеснением в груди, пульсацией сосудов в мозгу, желанием прекратить работу. При этом повышаются потребление кислорода, выведение СО 2 , частота сердечных сокращений, потоотделение. Основной причиной мертвой точки является чрезмерно интенсивное для уровня подготовки данного человека начало выполнения работы и накопление в связи с этим в организме молочной кислоты. Если в момент «мертвой точки» снизить интенсивность выполнения работы, довольно быстро она проходит и наступает внезапное облегчение, проявляющееся в появлении нормального («комфортного») дыхания – так называемое «второе дыхание ». В условиях же соревнований, когда снижать интенсивность работы нельзя, для достижения «второго дыхания» требуется приложить большие волевые усилия.

    Устойчивое состояние. При выполнении упражнений постоянной аэробной мощности вслед за врабатыванием наступает устойчивое состояние, характеризующееся стабилизацией физиологических функций организма на относительно постоянном уровне. При упражнениях малой мощности имеется качественное соответствие между потребностью организма в кислороде (кислородным запросом) и ее удовлетворением – истинное устойчивое состояние . При более высоких мощностях существует некоторое несоответствие между потребностью в кислороде и ее удовлетворением, но, несмотря на постепенно накапливающийся кислородный долг, на протяжении некоторого времени физиологические функции продолжают оставаться неизменными – это так называемое условное, или ложное устойчивое состояние . Образующийся при этом кислородный долг тем больше, чем мощнее и длительнее работа. В упражнениях же анаэробной мощности устойчивое состояние выделить вообще нельзя, так как на протяжении всего времени их выполнения быстро повышается кислородный долг, и происходят прогрессивные изменения других физиологических функций.

    Утомление – это совокупность изменений, происходящих в организме при выполнении упражнений и приводящих к снижению работоспособности. Субъективно утомление выражается усталостью, но между ним и утомлением нет прямой зависимости: если последнее обусловлено объективными изменениями в организме, то усталость чаще всего носит психологический характер (неинтересная работа, отсутствие мотивации и т. п.).

    Причин утомления достаточно много и преобладающие из них отличаются в зависимости от вида выполняемой работы, но общий для всех видов деятельности механизм заключается в возникновении утомления в рабочих отделах ЦНС. Такое торможение носит охранительный характер, или, по И.П. Павлову, «запредельный», и является результатом либо мощной (при работе высшей интенсивности), либо длительной (при малой интенсивности) импульсации от рецепторов работающих мышц.

    Сказываются и изменения, наступающие в самих мышцах, которые могут выражаться:

    – в истощении энергетических ресурсов мышц (гликогена, АТФ и фосфагенов), из-за чего затрудняется поддержание требуемой мощности мышечных сокращений; так бывает при длительных малоинтенсивных упражнениях;

    – в засорении мышц промежуточными продуктами обмена (в частности, молочной кислотой), в связи с чем мышечные волокна расслабляются не полностью, а сила их сокращений уменьшается; таков механизм локального утомления при упражнениях околопредельных, находящихся в зоне анаэробной мощности.

    При выполнении относительно длительных упражнений определенное значение в развитии утомления играет истощение энергетических ресурсов в организме. Дело в том, что в первые 5–7 минут работы в качестве источника энергии мышцы используют углеводы крови. Затем, когда концентрация их заметно снижается, источником энергии становится гликоген мышц и печени. Приблизительно через 15–20 минут с начала работы (в зависимости от ее интенсивности) к ним добавляются и жиры, значение которых по мере дальнейшего выполнения работы постепенно возрастает, а значение гликогена – снижается.

    Необходимо отметить, что само по себе утомление, являясь закономерным итогом выполненной работы, не должно рассматриваться как отрицательное явление, а является естественным результатом выполненной работы.

    Восстановление представляет собой совокупность процессов, происходящих в организме как во время выполнения работы, так и после ее прекращения. В процессе восстановления идет постепенное нарастание работоспособности организма, из организма удаляются продукты рабочего обмена веществ, восполняются израсходованные за время мышечной деятельности энергетические запасы, структурные вещества и ферменты и т. д. Но значение восстановления этим не ограничивается, так как оно является основой повышения функциональных возможностей , о чем свидетельствует приведенный ниже график (рис. 3).

    Как видно из представленного рисунка, на определенном этапе восстановления энергетика и работоспособность оказываются выше исходного значения – это так называемая суперкомпенсация, или сверхвосстановление . При этом, как отмечал И.А. Аршавский, «организм старается не просто «добрать» недостающее, вернуться к исходному состоянию, а обязательно накопить больше, чем истратил». Благодаря этому величина выполненной в это время повторной работы может быть выше, чем при первой, а суперкомпенсация после повторной работы оказывается на еще более высоком уровне, чем в первом случае. В этом, собственно, и заключается эффект тренировки.

    Рис. 3. Принципиальная схема восстановления энергетического потенциала функциональной системы после выполнения работы

    Анализ рис. 3 позволяет говорить о некоторых принципах функциональной тренировки, которые следует учитывать в организации используемых в оздоровлении нагрузок.

    1. Суперкомпенсация возникает лишь как эффект утомления, поэтому нагрузка должна иметь определенные характеристики объема и интенсивности, достаточные для развития этого состояния. Характеристики нагрузки должны определяться индивидуально и с учетом состояния организма.

    2. Повышение функциональных возможностей системы возможно только при условии постепенного повышения нагрузок. Такое требование диктуется уже предыдущим условием: выполняемая в периоде суперкомпенсации повторная нагрузка, учитывая более высокий уровень работоспособности, даст утомление лишь при более значительных ее величинах.

    3. Между используемыми нагрузками должен быть определенный оптимальный интервал. Дело в том, что при его укорочении повторная нагрузка будет приходиться на неполное восстановление, и сохранение такого режима чревато перенапряжением и развитием переутомления. Если же интервал превышает оптимальное время, то повторная нагрузка будет приходиться не на фазу суперкомпенсации, а на период возвращения работоспособности к исходному состоянию, что исключает повышение функциональных возможностей организма.

    Для правильной организации физического воспитания следует учитывать определенные педагогические принципы, основными среди которых являются следующие.

    1. Принцип сознательности и активности предполагает, что занимающийся оздоровительной физкультурой хорошо осознает необходимость движения для поддержания высокого уровня здоровья и понимает физиологические механизмы влияния физических упражнений на организм. Для этого он стремится узнать как можно больше о своем организме и о путях поддержания здоровья, умеет разрабатывать программу оздоровительной физкультуры и планировать рациональное использование различных средств физической культуры для решения общих и частных задач обеспечения здоровья, а также вносить своевременные коррективы в программу и организацию оздоровительной физкультуры.

    2. Принцип систематичности и последовательности означает необходимость определенной системы в использовании средств физической культуры, которая обеспечила бы решение основных задач достижения здоровья, реализуемых с помощью физических упражнений. Хотя чаще всего физкультурник отдает предпочтение какому-либо одному или группе однородных средств (оздоровительный бег, плавание, игры и др.), но ограничение двигательной активности только ими не может обеспечить решение всех задач достижения здоровья. С другой стороны, нельзя бесконечно менять используемые средства – они должны использоваться в определенных системе и последовательности, что позволит осознанно планировать нагрузку и проследить за ее эффективностью для той или иной системы жизнедеятельности.

    3. Принцип индивидуализации предполагает, что организация и содержание физической тренировки должны соответствовать особенностям именно данного человека. Это касается как его генетически предопределенных особенностей (типа телосложения, предрасположенности данного морфотипа к определенным заболеваниям, типа темперамента, характера свертывания крови, преобладающего типа вегетативной нервной регуляции и т. д.), так и специфики семейного положения, профессиональной принадлежности, режима работы и многих других факторов.

    4. Принцип комплексности воздействия вытекает из характера влияния тех или иных физических упражнений на различные системы организма. Тренировочный эффект может быть достигнут с помощью любого упражнения, но при этом в большей степени проявляется специфический эффект этого упражнения без ощутимого положительного влияния на другие функциональные системы. Кроме того, отрицательные влияния, которые в той или иной степени присущи практически любому упражнению, компенсируются и нивелируются другими средствами. Поэтому достижение здоровья с помощью физических упражнений в полной мере достигается только при комплексном их использовании.

    5. Принцип обратимости тренировочных эффектов проявляется в эффекте детренировки: по мере снижения тренировочных нагрузок или при полном прекращении тренировки достигнутые с ее помощью результаты постепенно уменьшаются или даже полностью исчезают. Так, через 3–8 месяцев после прекращения тренировок уровень физической подготовленности человека оказывается практически таким же, каким он был до начала регулярных тренировок.