• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Надежда Валентиновна Щуклова
    Методические рекомендации «Применение здоровьесберегающих технологий через проведение физминуток на занятиях с дошкольниками»

    Здоровьесберегающие образовательные технологии это системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников .

    Какую цель преследуют здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании ?

    Цель здоровьесберегающих технологий является обеспечение высокого уровня реального здоровья дошкольника и воспитание валеологической культуры, знаний о здоровье и умений оберегать , поддерживать и сохранять его, эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

    Особенное внимание в своей работе я уделяю организации здорового образа жизни , воспитанию потребности заботиться о своей жизни, здоровье , безопасности. Так как я работаю в школе раннего развития, на своих занятиях я использую один из видов здоровьесберегающей технологий это физкультурная минутка.

    Что же это такое - физкультминутки для дошкольников ?

    Физкультминутка это кратковременные физические упражнения, которые проводится с детьми процессе занятий , требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика, окружающий мир и др.) .

    Физкультминутка является одним из обязательных, продуманных элементов в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста .

    Целью проведения физкультминуток является способность оздоровления детей .

    Основными задачами физминутки являются . Это :

    Снять усталость и напряжение;

    Внести эмоциональный заряд;

    Совершенствовать общую моторику;

    Выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

    Какие требования к физминуткам :

    Они должны проводиться на начальном этапе утомления (8-11 мин. занятия , так как более позднее их проведение не дает желаемого эффекта;

    Упражнения для физминуток должны быть занимательны, хорошо знакомы детям;

    Комплексы физминуток подбираются в зависимости от вида занятий , их содержания;

    Необходимо обеспечить разные по содержанию и форме физминутки , так как однообразие снижает интерес детей к ним, а следовательно результативность;

    физминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнения движения в соответствии с текстом стихотворений.

    Исследования свидетельствуют о необходимости смены деятельности через каждые 20 минут . Физкультминутка, как форма активного отдыха дошкольников , проводится на протяжении всей образовательной деятельности, с целью предупреждения и снятия утомления. Физминутки , проводятся примерно в середине проводимого занятия , продолжительностью 1-2 минуты, так как, именно в это время дети начинают утомляться. Утомление может проявляться по-разному : зевотой, рассеянным вниманием, отвлекаемостью, раздражительностью, появлением непроизвольных движений, нарушением осанки и координации движений. Физкультминутки состоят из кратковременных упражнений, которые снимают напряжение, восстанавливают умственную работоспособность детей. Физминутки помогают расслабиться, снимают мышечную утомленность, успокаивают нервную систему. Успешное выполнение заданий, требующих усидчивости и внимания дошкольников зависит от определенного подхода при проведении физминутки .

    У каждого педагога должна быть картотека с различными физминутками , связанные с темой и содержанием деятельности, сопровождающиеся стихами . Также физкультминутка может сопровождаться текстом не связанным с содержанием занятия . При произнесении текста детьми необходимо следить, чтобы выдох выполнялся при произнесении слов данной строки, а до начала следующей – глубокий и спокойный выдох, тогда после физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным и ритмичным. Снять напряжение, активизировать внимание детей позволяют различного рода физкультминутки на каждом занятии .

    Можно выделить следующие виды физкультминуток :

    Упражнения для снятия общего утомления;

    Упражнения для кистей рук;

    Гимнастика для глаз;

    Упражнения, корректирующие осанку;

    Дыхательная гимнастика.

    Любая образовательная деятельность для дошкольников , не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность.

    Физкультурная минутка поможет ребенку отдохнуть от напряжения, умственной деятельности, переключится с учебной задачи на движение.

    Физминутка – это веселые физические упражнения, направленные на снятие усталости. Какая физминутка принесет наибольшую пользу? Ответы на эти вопросы педагоги обязательно должны знать прежде, чем предложить физминутку детям .

    Двигательно – речевые.

    Двигательно-речевые физминутки дают отдых различным группам мышц, активизируют деятельность мозга, сердечно-сосудистой и дыхательной системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов. Также они помогают развивать у дошкольников координацию движений, стимулируют развитие речевых навыков, активизируют память, внимание, развивают творческое воображение.

    Детям очень нравится выполнять несложные движения под ритмичные, легко запоминающиеся стихи. В своей работе я разучиваю новые физминутки не более двух в месяц. Так как я работаю педагогом дополнительного образования мне приходиться разучивать их во время проведения образовательной деятельности. Дети стараются быстро запоминать текст физминуток и выполнять движения, четко проговаривали слова. Им нравятся выполнять двигательные физкультурные минутки.

    Гимнастика для глаз.

    Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная. Это и телевидение с детскими каналами, и компьютер, и сотовый телефон, и другие занимательные технические средства , без которых не мыслит свою жизнь современный маленький человек. А отдыхают глазки ребенка только во время сна. Поэтому гимнастика для глаз полезна детям любого возраста в целях профилактики нарушений зрения.

    К сожалению, пока еще внедрение ЭОР в дошкольные учреждения оставляет желать лучшего, поэтому чаще всего мы педагоги самостоятельно изготавливаем различные зрительные таблицы и используем их в работе.

    Старшие дети могут, чтобы отдохнули глаза, не вставая с места, посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Но младшим детям намного интереснее, если упражнения будут сопровождаться стихотворным текстом.

    Танцевальные физкультминутки.

    Они выполняются обычно под музыку популярных детских песен и мультфильмов. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов

    Физкультурно-спортивные физкультминутки.

    В нашем учреждении с детьми проводится оздоровительная гимнастика . Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов . Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.

    Пальчиковая гимнастика.

    Для дошкольников держать в руках карандаш или кисточку – большой труд.

    Они очень крепко сжимают пальчики, считая, что чем крепче они их держат, там красивее у них получится рисунок, цифры или буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления. Что может помочь в этом случае? Лучшей физминуткой в школе раннего развития является пальчиковая гимнастика в стихах, которую дети выполняют с большим удовольствием.

    Релаксационные упражнения.

    Релаксационная техника «напряжение-расслабление» - это самый лучший способ научиться распознавать существующие в мышцах напряжения и избавляться от них.

    Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц.

    Детей необходимо научить чувствовать это напряжение, изменять его степень или снимать совсем, расслабляя определенные группы мышц. При расслаблении мышц эмоциональное напряжение ослабевает или исчезает совсем.

    Различных физминуток множество . В наше время их можно найти и в книгах, в интернете. Но выбор самой эффективной, подходящей вашим детям физминутки зависит от того , каким видом деятельности вы занимаетесь с дошкольниками . Все педагоги согласятся со мной, что от этого зависит, в каком виде отдыха, в каком виде физкультурной минутки дети нуждаются больше всего!

    Таким образом, здоровьесберегающие технологии , используемые в работе с детьми, позволяют оказывать существенное влияние на качество дошкольного обучения .

    Методы и приемы здоровьесберегающих технологий помогают детям чтобы они хорошо учились, чтобы год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми . Ведь здоровье – это бесценный дар !

    И важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем.

    Рациональный режим в дошкольном учреждении, прежде всего, предусматривает четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток и строгую регламентацию разных видов деятельности.

    Одним из обязательных условий организации занятия в детском саду и в начальной школе являются физкультминутки . Термином «физкультминутка» принято обозначать кратковременные серии физических упражнений, используемых в основном для активного отдыха на занятии.

    Все знают, что игра имеет большое значение в жизни ребенка. Физкультминутки, проводимые педагогом, также можно отнести к игровым моментам. Различные формы физкультминуток являются средством не только физического, но и духовного формирования ребенка. При проведении каждой физкультминутки учитываются возрастные, и индивидуальные особенности ее участников. На занятии необходимо следить за появлением первых признаков утомления. О развитии переутомления у дошкольника свидетельствуют:

    1. Снижение продуктивности труда: увеличивается число ошибок и время выполнения заданий.

    2. Ослабление внутреннего торможения: наблюдается двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания.

    3. Появление чувства усталости.

    Время начала физкультминутки выбирает сам воспитатель, ориентируясь на то, когда у значительной части детей начинает проявляться утомление.

    Проведение физкультминуток должно решать следующие задачи :

    а) уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы;

    б) активизацию внимания детей и повышение способности к восприятию учебного материала;

    в) эмоциональную «встряску» детей, возможность сбросить накопившийся (например, во время опроса) груз отрицательных эмоций и переживаний.

    Основные требования к проведению физкультминуток:

    • проводятся на начальном этапе
    • одбираются хорошо знакомые детям, простые и занимательные упражнения;
    • отдаётся предпочтение упражнениям для утомлённых групп мышц;
    • комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятия и его содержания;
    • необходимо обеспечить разные по содержанию и форме физкультминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним а, следовательно, и результативность;
    • проводить физкультминутки необходимо в чистом, хорошо проветриваемом и освещенном помещении;
    • при выполнении упражнений нужно сохранять правильную осанку и не задерживать дыхание при движениях;
    • продолжительность всего комплекса 2-3 минуты. Комплекс упражнений целесообразно менять каждые 2-3 недели;
    • во время проведения физкультминуток дети могут сидеть за рабочим столом или стоять около него, находиться в проходах между столами, стоять в кругу, врассыпную, в парах и т. д.
    • обязательное условие эффективного проведения физкультминуток - положительный эмоциональный тон.

    Любой воспитатель детского сада может сказать о важности физкультминутки на занятии, но не все воспитатели знают способы, как действительно провести интересную и увлекательную физкультминутку.

    Классификация физкультминуток

    Физкультминутки делятся на группы, каждая группа содержит определенные упражнения, направленные на снятие усталости. Усталости чего? Что устало у детей на данном этапе занятия? На эти вопросы должен ответить воспитатель, прежде чем предложить детям проведение физкультминутки.

    Танцевальные

    Эти физкультминутки особо любимы детьми, так как выполняются под веселую детскую музыку, движения произвольные.

    Оздоровительные

    Оздоровительные физкультминутки для активизации мыслительной деятельности, с применением точечного массажа. Нужно помнить, что любое упражнение может принести пользу, не оказать никакого воздействия, принести вред. Поэтому нужно выполнять его очень старательно, обязательно в хорошем настроении.

    Мозговая гимнастика

    1. Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы).

    • Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд.
    • Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение.
    • Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.
    • Выполнять 30 секунд.

    2. «Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания).

    • Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
    • «Наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

    3. Гимнастика для глаз.

    Физкультминутки не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.

    1. Вертикальные движения глаз вверх-вниз;

    2. Горизонтальные вправо-влево;

    3. Вращение глазами по часовой стрелке и против;

    4. Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;

    5. На доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломанную). Предлагается глазами «нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.

    6. Письмо носом.

    7. Упражнение «Сладкий сон» - дети засыпают под счет от 1 до 10 и под обратный счет просыпаются, сопровождая отдых глаз с потягиванием и имитацией засыпания и просыпания. Таким образом, отдыхают не только глаза, но и расслабляется позвоночник, который устает быстрее всего.

    8. Растереть ладони, закрыть глаза и положить ладони рук на глаза так, чтобы центр ладони совпадал со зрачками. Постараться ощутить тепло, которое выходят из ваших ладоней (1-2мин) .

    Эти упражнения и массаж можно показывать не только детям, но и взрослым. Если так делать систематически, то ощутим быстрый результат.

    Пальчиковая гимнастика

    Это воздействие на мелкую моторику рук, развитие и коррекция зрительно-моторной координации, пространственно-образного мышления. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе пальчиковых игр ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Сюда можно отнести упражнения:

    • «Ленивые восьмерки» - рисование в воздухе, на листочке, рисуем то правой рукой, то левой, то одновременно двумя руками, начиная от серединной точки.
    • «Двойные рисунки» - рисуем двумя руками одинаковые удивительные формы.
    • «Постукивание пальчиками» - имитация игры на пианино,
    • «Пальчики замерзли» - растираем каждый пальчик в отдельности либо все одновременно.
    • «Салютик» - пальчики сжаты в кулачок, резким движением их расправляем,
    • «Замочек», «Здравствуй, пальчик» - большой пальчик левой руки здоровается с большим пальчиком правой руки, с соседними пальчиками, с ладошкой, также указательный, средний, безымянный и мизинчик; письмо букв и цифр в воздухе.
    • «Солим капусту».

    Ритмические.

    В отличие от танцевальных, движения в ритмических физкультминутках должны быть более четкими, отработанными. Часто ритмические физкультминутки выполняются под счет.

    Общеразвивающие упражнения.

    Это традиционная гимнастика, которая выполняется под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано на укрепление определенной группы мышц.

    Раз - согнуться, разогнуться.
    Два - нагнуться, потянуться.
    Три - в ладоши три хлопка,
    Головою три кивка.

    Подвижные игры.

    Это могут быть игры с мягким мячом. Игра может проходить в виде закрепления изученного материала по аналогии игры «Съедобное - несъедобное», упражнения на координацию движения.

    Двигательно-речевые физкультминутки.

    В эту группу входят дыхательная и артикуляционная гимнастика. Этот вид физкультминуток наиболее популярен на занятиях. Дети коллективно читают (поют) небольшие, веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их.

    Это упражнения на чередование звуков, чередование дыхания, длительный вдох и выдох, упражнения «Задуй свечу», «Надуй шарик».

    Пантомимическая гимнастика.

    Связана с подражанием животным, птицам, например:

    • «Петушок гордый, важный; кошка ласковая, она умывается; лиса хитрая, она крадется».
    • «Сова» - релаксационное упражнение на снятие напряжения со зрительного аппарата и мышц шеи. И. п. - захватите и сожмите мышцу левого плеча правой рукой, поверните голову и посмотрите через плечо. Изображаем сову, хлопаем глазками, делаем вдох, на выдохе произносим «ух».

    При выполнении этого упражнения происходит воздействие на верхние и нижние отделы легких, насыщение их кислородом, снижение напряжения, расслабление мышц шеи, плечевого пояса, позвоночника, восстановление голосовых связок и снятие утомления со зрительного аппарата.

    А также в эту группу относим инсценировку небольших стишков. Дети коллективно читают небольшие стишки и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их.

    Ветер тихо клен качает,
    Вправо, влево наклоняет.
    Раз - наклон и два - наклон!
    Зашумел листвою клен! (Дети показывают и изображают шум листьев)

    Дидактические игры с движениями.

    • Игра «Умный светофорик» - красный цвет - дети стоят, желтый - сидят за партой, зеленый - шаг на месте.
    • «Зверь-птица-рыба».

    Физкультминутка включает в себя элементы мыслительной деятельности и упражнения, направленные на снятие усталости с определенной группы мышц, например: «Сколько будет 3+2, столько раз присесть, а 9 - 5, столько раз наклонить голову влево… »

    Психогимнастика

    • «Энергетическая зевота» - расслабление голосовых связок, имитация зевоты.
    • Чередование веселья и грусти при помощи мимики, выражение различных эмоциональных состояний, упражнение.

    Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д) .

    Очень важным фактором для развития речи является то, что при использовании физкультминуток действия сопровождаются стихами . Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим. Произносить тексты физкультминуток взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Детям трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощь.

    Физкультминутки на занятиях, требующих письма.

    1. Упражнение для улучшения мозгового кровообращения. Исходное положение - сидя, руки на поясе.

    • 1-2. Поворот головы направо. Исходное положение.
    • 3-4. Поворот головы налево. Исходное положение.
    • 5-6. Плавно наклонить голову назад.
    • Исходное положение. Голову наклонить вперед.

    2. Упражнение для снятия утомления с мелких мышц кисти.

    • Исходное положение - сидя, руки подняты вверх.
    • 1-2. Сжать кисти в кулак. Разжать кисти.

    3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища.

    Исходное положение - стойка ноги врозь, руки за голову.

    • 1-2. Поднять правую руку на пояс, левую руку на пояс.
    • 3-4. Правую руку на плечо, левую руку на плечо.
    • 5-6. Правую руку вверх, левую руку вверх.
    • 7-8. Сделать два хлопка руками над головой.
    • 9-10. Опустить левую руку на плечо, правую руку на плечо.
    • 11-12. Левую руку на пояс, правую руку на пояс.
    • 13-14. Сделать два хлопка руками по бедрам.
    • Повторить 4-6 раз. Темп в первый раз медленный, во второй и третий раз средний, в четвертый и пятый раз быстрый, в шестой раз медленный.

    Физкультминутки общего воздействия для разных групп мышц.

    • 1. Исходное положение - стойка ноги врозь, руки за голову.
    • 1. Резко повернуть таз вправо.
    • 2. Резко повернуть таз влево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
    • 2. Исходное положение - стойка ноги врозь, руки за голову.
    • 1. 1-3. Сделать круговое движение тазом в одну сторону.
    • 2. 4-6. То же в другую сторону.
    • 3. 7-8. Опустить руки вниз и расслабленно потрясти кистями.
    • 4. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

    Физкультминутки для улучшения мозгового кровообращения.

    1. Исходное положение - сидя на стуле.

    • Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч.
    • Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

    2. Исходное положение - сидя, руки на поясе.

    • Поворот головы вправо.
    • Исходное положение.
    • Поворот головы влево.
    • Исходное положение.
    • Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

    3. Исходное положение - стоя или сидя, руки на поясе.

    • Взмахом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть влево.
    • Исходное положение.
    • То же повторить правой рукой, поворачивая голову вправо.
    • Исходное положение.
    • Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

    Физкультминутки для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

    1. Исходное положение - стоя или сидя, руки на поясе.

    • Правую руку вперед, левую вверх.
    • Переменить положение рук.
    • Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

    2. Исходное положение - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе.

    • Свести локти вперед, голову наклонить вперед.
    • Локти отвести назад, прогнуться.
    • Повторить 6-8 раз, затем опустить руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

    3. Исходное положение - сидя.

    • Поднять руки через стороны вверх.
    • Сжать кисти рук в кулак. Разжать кисти рук.
    • Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

    Комплекс упражнений гимнастики для глаз.

    1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

    3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

    4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

    5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза

    Комплекс 1 для начальной школы.

    Паучок на лавку упал. Нечаянно лапку сломал.
    В городскую лавку сходил и другую лапку купил.
    Ты смотри, паучок, не зевай, больше себе лапок не ломай.

    (Комплекс выполняется в легком плясовом ритме. Дети произносят нараспев последнюю фразу.)

    Упражнения

    1. И. п. : стойка ноги врозь, руки к плечам. 1 - локти в стороны; 2 - и. п. ; 3-4 - то же; 5 - упор присев; 6 - и. п. Выполнить 1-2 раза. Темп средний.

    2. И. п. : стоя на правой ноге, левая согнута в колене, руки на пояс. 1-2 - легкие пружинистые подскоки на правой; 3-4 - то же на левой со сменой положения ног. Выполнить 8-10 раз. Темп средний.

    3. И. п. : стойка ноги вместе, руки за голову. 1 - левую вперед на пятку; 2 - левую назад на носок; 3-4 - в и. п., два притопа; 5-8 - то же с правой. Выполнить 4 раза. Темп средний.

    Комплекс 2 для начальной школы.

    1. И. п. : о. с., руки на пояс. Такты 1-4 на счет 1 и 2 каждого такта - полу-приседы, на «и» -

    Текст работы размещён без изображений и формул.
    Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

    Введение

    Я третий год учусь в школе. Чтобы хорошо учиться, нужно быть внимательным, усидчивым, терпеливым, уметь слышать и слушать учителя на уроках.

    Обучение в школе - серьезная нагрузка для ребенка. Отдых или пауза нужны обязательно для нормальной работы на уроке. Для младших школьников это особенно важно. Работать без перерыва в течение 40-ка минут урока сложно, иногда невозможно.

    В силу индивидуальных и возрастных особенностей, у каждого из нас во второй половине урока накапливается усталость, повышается психическая напряженность. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на нашем поведении. Чтобы снять отрицательное воздействие на организм школьной нагрузки, заторможенности, страха, повысить активность, увеличить физическую активность надо на уроках отвлекаться, проводить физкультурные передышки.

    Что можно сделать, чтобы не уставать сильно? Интересно, физкультминутки могут помочь? Как их правильно выполнять? Актуальны ли физкультминутки в наше время? Я решил выяснить отношение учащихся нашей школы к этому вопросу, и получить ответы в ходе эксперимента.

    Цель: Изучить влияние физкультминуток на работоспособность школьников.

    Задачи:

    1. Изучить литературу по данному вопросу;

    2. Узнать мнение учащихся нашей школы;

    3. Познакомиться с результатами медицинских обследований учащихся школы;

    4. Провести эксперимент «Влияние физминуток на работоспособность ученика»;

    5. Создать сборник «Физкультминутки на уроках »;

    6. Рассказать и показать одноклассникам пользу физминуток.

    Гипотеза: Физминутка на уроке способствует снятию утомления и повышает работоспособность учащихся, а отсутствие физпаузы на уроке влечет за собой накопляемую усталость и понижает качество выполненной работы.

    Методы: работа с литературой, анкетирование, встреча, интервью, эксперимент, обобщение, создание сборника, презентация работы.

    I. Физкультминутка

    1.1. Актуальность физкультминуток.

    Одна из самых острых проблем в школе - ограничение двигательной активности детей во время занятий. Неподвижная поза гораздо утомительнее, чем движение. Теряется концентрация внимания, устают кисти рук, пропадает интерес к материалу, потому что наступает усталость. Накопившаяся усталость может вызвать отклонения в состоянии здоровья - нарушение осанки, зрения, повышение давления, увеличивается риск возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхания.

    Пребывание долго в сидячем положении нарушает кровообращение. Без движения у детей возникают зажимы и непроизвольные навязчивые движения. При длительном снижении физической активности органы и системы нашего организма испытывают недостаток кислорода, что является причиной многих болезней. Поэтому при организации процесса обучения необходимо избегать длительного сидения за партой, ведь мы сидим за партами по пять часов каждый день целых одиннадцать лет.

    В каждом маленьком ребенке,

    И в мальчишке и в девчонке

    Есть по 200 грамм взрывчатки

    Или даже полкило,

    Должен он скакать и прыгать,

    Все хватать, ногами дрыгать,

    А иначе он взорвется

    Неизвестно отчего…….

    Эта смешная песенка из мультфильма очень точно показывает какая двигательная активность свойственна детям.

    Чтобы предупредить общее утомление от напряжения при занятиях за столом, следует проводить физические упражнения, так называемые физкультминутки с целью переключения с умственной деятельности на физическую. К.Д.Ушинский писал: «Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания» (Приложение 1). Физкультминутка - это минутка активного и здорового отдыха. Ее проводят на уроках с большой умственной нагрузкой и недостатком движения.

    1.2. Что такое физкультминутки?

    Физкультминутка - это минутка физических упражнений. Физкультминутки в начальной школе - это комплекс физических упражнений, направленных на снижение усталости и составлены таким образом, чтобы выполняя их, были охвачены разные группы мышц.

    Цель проведения физкультминуток - повысить или удержать умственную работоспособность детей на уроках математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира, иностранного языка, обеспечить кратковременный активный отдых для школьников во время занятий, когда большую нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, мышцы кисти руки.

    Поэтому для физкультурной минутки надо подбирать несколько простых упражнения для разных групп мышц - ног, рук, плечевого пояса, туловища.

    Для того чтобы дети в начальной школе хорошо чувствовали себя на уроках и на протяжении 40 минут имели высокую активность и работоспособность, необходимо правильно подобрать и использовать упражнения или игры оздоровительного характера.

    Несколько минут на уроке нужно уделять физическим упражнениям. Физкультминутки в начальной школе являются необходимой частью занятий. Следует обращать внимание на их продолжительность и содержание, а также следить за настроением во время их выполнения и желанием у детей их повторять.

    Применение физкультминуток в начальной школе помогает снижению усталости у ребёнка, обеспечивает отдых и повышает умственную активность. Для того чтобы снять напряжение, которое вызвано долгим сидением за партой, следует выполнять комплекс занятий: потягивание, разведение плеч, вращение головой, наклоны вправо и влево, сгибание и выпрямление ног. Очень важно, чтобы физкультминутки, помогающие снять усталость и напряжение на уроке, были простыми, интересными, хорошо знакомыми.

    Использование физкультминуток на уроках приводит к следующим положительным эффектам:

      обеспечивают эмоциональный подъем;

      снижают уровень тревожности;

      снимают усталость, напряжение;

      стимулируют познавательный интерес учащихся;

      ускоряют процесс запоминания учебного материала;

    1.3. Виды физкультминуток.

    В состав упражнений для физкультминуток входят:

      упражнения по формированию осанки,

      укреплению зрения,

      укреплению мышц рук,

      отдых позвоночника,

      упражнения для ног,

      упражнения для мимики лица,

      психогимнастика,

      дыхательная гимнастика.

    Физкультурные минутки бывают:

    1. Физкультурно-спортивные: - упражнения общеразвивающего характера;

    Это традиционная гимнастика, которая выполняется под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано на укрепление определенной группы мышц.

    Раз - согнуться, разогнуться.

    Два - нагнуться, потянуться.

    Три - в ладоши три хлопка,

    Головою три кивка.

    Подвижные игры.

    Это могут быть игры с мягким мячом. Игра может проходить в виде повторения или закрепления изученного материала как игра «Съедобное - несъедобное», упражнения на координацию движения.

    2. Оздоровительные:

    Пальчиковая гимнастика;

    Гимнастика для глаз;

    Ритмическая гимнастика;

    В отличие от танцевальных, движения в ритмических физминутках должны быть более четкими, отработанными. Часто ритмические физминутки выполняются под счет.

    Танцевальная гимнастика.

    Эти физминутки интересны, так как выполняются под веселую детскую музыку, движения произвольные.

    3. Двигательно-речевые:

    Артикуляционная гимнастика;

    Дыхательная гимнастика.

    В эту группу входят дыхательная и артикуляционная гимнастика.

    Это упражнения на чередование звуков, чередование дыхания, длительный вдох и выдох, упражнения «Надуй шарик».

    4. Когнитивные:

    Развивающие игры,

    Психогимнастика;

    Чередование веселья и грусти при помощи мимики, выражение различных эмоциональных состояний, упражнение.

    Дидактические игры, двигательные действия, задания стоя.

    5. Креативные:

    Сюжетно-ролевые игры;

    Гимнастика для ума;

    Игра «Светофор», горит красный цвет - дети стоят, желтый - сидят за партой, зеленый - шагают на месте.

    - «Живая природа, неживая», «Дерево, куст, трава», «Четные, нечетные».

    Физминутка включает в себя элементы мыслительной деятельности и упражнения, направленные на снятие усталости с определенной группы мышц, например: Присесть столько раз, сколько будет 3+2, а 9 - 5 раз наклонить голову влево.

    Физкультминутки для учащихся начальной школы должны быть направлены на разные части тела ребенка - спину, шею, плечи, руки, ноги. Все зависит от интенсивности урока, на котором она проводится, а также от области утомления. Если дети много писали или рисовали, то нужны упражнения на расслабление кистей рук. Если же на уроке пришлось много наклоняться, следить глазами за текстом - нужны упражнения для снятия напряжения мышц шеи и плечевого сустава. И, конечно, всегда нужна хоть небольшая гимнастика для глаз.

    6. Релаксационные:

    Расслабление, сопровождающееся снятием напряжения. В качестве минутки отдыха можно использовать спокойную красивую музыку. Звучание музыки на уроке дает возможность успокоиться, снять нервное напряжение. Музыка способствует хорошему настроению, положительно влияет на здоровье. Для таких физминуток подойдут записи звуков природы. Во время физминуток можно закрыть глаза.

    Физкультминутки в начальной школе играют важную роль, они помогают снять напряжение, усталость, от долгого сидения за партой, получить новый заряд энергии, способствуют поддержанию восстановления органов слуха, помогают активизировать дыхание. Они так же способны поднять детям эмоциональный настрой, желание продолжить работу, доделать ее до конца.

    II. Разминка на уроке.

      1. Опрос

    Для объективности своего исследования провел среди одноклассников и учащихся школы анкетирование (Приложение 2,3). Данные занес в таблицу. Вот, что получилось. В анкетировании приняли участие ученики 3Б, 4В, 7Б, 10А классов, всего 96 человек.

    Нужны ли физпаузы на уроках?

    На каких уроках нужны?

    всех рус.яз. матем.

    всех рус.яз. матем.

    всех рус.яз. матем.

    всех рус.яз. матем.

    всех рус.яз. матем.

    Физминутки на уроке мешают?

    Для чего нужны физминутки?

    отдых здоров

    Больше устают глаза или руки?

    глаза, руки

    глаза, руки

    глаза, руки

    Физпаузы нужны всем или малышам?

    Из анкеты видно, что большинство ребят считают физпаузы необходимыми (85 из 96), 24 учащимся физминутки мешают на уроках. Все ученики ответили, что физкультурные минутки нужны для отдыха, чтобы не уставать, сохранить здоровье. Ребята правильно сказали, что больше всего на уроках устают глаза и руки, поэтому физпаузы нужны всем, а не только малышам.

    Ответы на вопросы «Нужны ли физминутки и какую пользу они приносят?» я получил в ходе интервью с медработником школы. Наталья Ивановна рассказала о результатах медосмотра.

    В первый класс пришли 13 ребят с нарушением осанки, в четвертых классах такое нарушение выявлено уже у 18 учащихся, а в восьмых классах у 20 учеников нарушение осанки, у 5 - сколиоз. Оказывается, из-за неправильной осанки, может развиться болезнь сколиоз.

    Сколиоз -это боковое искривление позвоночника. От сколиоза страдают функции лёгких и сердца.

    2.2. В нашем классе.

    Учебный день в нашем классе начинается с утренней гимнастики. Ее проводят наши физорги (Приложение 5). А на уроках физминутки проводит учитель. Для моего исследования я попросил ребят поучаствовать в эксперименте. Мы договорились с одноклассниками одну неделю не проводить гимнастику перед уроками и физминутки на уроках. В течение недели я наблюдал такую картину - через 20 минут после начала урока появились признаки утомления: кто-то стал зевать, некоторые стали отвлекаться, другие не могли ориентироваться в заданиях. Одни почесывали голову, другие раскачивались на стуле, играли - постукивали карандашом или ручкой, лежали на парте и так далее (Приложение 6). Мы не успевали что-нибудь выполнить до звонка. После таких уроков мы выходили в коридор и начинали бегать, прыгать, играть в догонялки. После звонка приходили на урок уставшими и сил уже ни на что не было. В результате нахватали много троек и даже двойки. И так всю неделю. К концу недели настроение было испорчено, в тетрадях много зачеркиваний и исправлений, в дневниках низкие оценки, учитель недоволен, родители в недоумении. Пора исправлять ситуацию. На следующей неделе физорги проводили утреннюю гимнастику перед уроками (Приложение 7), а я проводил физминутки в середине каждого урока (Приложение 8). На таких уроках отмечалась активность учащихся (Приложение 9), а также улучшение настроения и желания учиться (Приложение 10). Я решил найти разные физминутки и проводить их каждый день. Но чтобы они не приелись, надо их менять, и повторять не чаще двух раз в месяц. Значит нужно подобрать хотя бы по десять разных текстов на каждый предмет (Приложение 11). Да и по возрасту их надо разделить, нельзя же проводить одинаковые в первом классе и в третьем или четвертом.

    2.3. Подбираю физминутки.

    Сначала решил подобрать для первоклассников. По прошлому году помню, что надо как можно больше интересных, веселых стихов с разными героями. Малышам это очень нравится.

    Например,

    Топай, мишка, хлопай, мишка.

    Приседай со мной, братишка.

    Руки вверх, вперёд и вниз.

    Улыбайся и садись. (Приложение 12)

    Зайчишка быстро скачет в поле -

    Очень весело на воле!

    Подражаем мы зайчишке,

    Непоседы - ребятишки.

    Подойдет для первоклассников и эта:

    Три медведя шли домой:

    Папа был большой - большой,

    Мама с ним - поменьше ростом,

    А сынок - малютка просто

    Разминка для пальчиков:

    Этот пальчик в лес пошел,

    Этот пальчик гриб нашел,

    Этот пальчик чистить стал,

    Этот пальчик жарить стал,

    Этот пальчик сел и съел,

    От того и потолстел!

    На обучении чтению можно провести такую:

    В алфавите, в букваре,

    Проживала буква Е.

    Как-то раз она шагала

    По тетрадке не спеша,

    Замечталась и упала,

    Превратилась в букву Ш...

    Школьник был, конечно, рад:

    Вот так буква-акробат!

    На урок математики возьмем следующую:

    Раз, два — стоит ракета,

    Три, четыре — самолет.

    Раз, два — хлопок в ладоши,

    А потом на каждый счет.

    Раз, два, три, четыре —

    Руки выше,

    Плечи шире.

    Раз, два, три, четыре —

    И на месте походили.

    А сейчас мы с вами, дети,

    Улетаем на ракете.

    Для своих одноклассников на уроке математики я предложил:

    Раз, два, три, четыре, пять -

    Раз! Подняться, подтянуться,

    Два! Согнуться, разогнуться,

    Три! В ладоши три хлопка,

    Головою три кивка.

    На четыре - руки шире.

    Пять — руками помахать.

    Шесть — за парту тихо сесть.

    А на уроке русского языка провел вот эту:

    Буратино потянулся,

    Раз нагнулся, два нагнулся.Руки в стороны развёл,

    Ключик, видно не нашел.

    Чтобы ключик нам достать

    Надо на носочки встать.

    Для 3 класса на уроке русского языка или литературного чтения:

    Потрудились — отдохнём,

    Встанем, глубоко вздохнём.

    Руки в стороны, вперёд,

    Влево, вправо поворот.

    Три наклона, прямо встать.

    Руки вниз и вверх поднять.

    Руки плавно опустили,

    Всем улыбки подарили.

    А такую на уроках математики:

    Много ль надо нам, ребята,

    Для умелых наших рук?

    Нарисуем два квадрата,

    А на них огромный круг,

    А потом еще кружочек,

    Треугольный колпачок.

    Вот и вышел очень, очень

    Развесёлый человечек.

    Для 4 класса можно посложней взять:

    Рисуй глазами треугольник.

    Теперь его переверни.

    И вновь глазами по периметру веди.

    Рисуй восьмерку вертикально.

    Головою не крути,

    Лишь глазами осторожно вдоль по линиям води.

    И на бочок ее клади.

    Теперь следи горизонтально,

    И в центре ты остановись.

    Зажмурься крепко, не ленись.

    Глаза открываем мы наконец.

    Зарядка окончилась. Ты молодец!

    На уроке окружающего мира проведем такую:

    Юрта, юрта, круглый дом,

    Побывайте в доме том!

    Гости явятся едва

    В печку прыгают дрова.

    Печка жарко топится,

    Угостить торопится.

    Ладушки, ладушки,

    Круглые оладушки.

    Выводы

    Я узнал, что существует много причин, из-за которых может ухудшиться здоровье, среди них недостаточная двигательная активность. Она вызывает зрительное, умственное и физическое напряжение. Со временем может быть нарушение осанки или зрения. Для того чтобы снять напряжение необходимо проводить маленький перерыв. На уроках, которые проводились без физкультминуток, было много уставших и недовольных, и результаты выполненной работы были неудовлетворительными. Уроки с физпаузами проходили плодотворней, хорошая работоспособность и высокие результаты показали их важность и необходимость.

    Физминутки нам нужны, для детей они важны!

    Я убедился, что для сохранения здоровья и работоспособности на уроках необходимо проводить физкультминутки каждый день. Чтобы разнообразить эту часть урока, я нашел много различных текстов для физкультурных пауз. Можно смело проводить разные физминутки на разных уроках. Физпаузы должны быть интересными и соответствовать возрасту. Они не должны быть очень длинными, чтобы не отнимать много времени на уроке. За 2-3 минуты учащимся надо чуть-чуть отвлечься, размяться и немного отдохнуть. Все тексты я собрал вместе, рассортировал их по классам и по предметам. У меня получился хороший сборник (Приложение 13). Для старшеклассников я подобрал различные варианты гимнастики для глаз. Такие упражнения можно чередовать. Предлагаю его всем учителям начальных классов, физоргам и старшеклассникам.

    Литература

    1. Бутакова В. М., Ершова А.П. Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.. Первое сентября, 2000.

    2. Гнездилова Л.И. Класс здоровья.// Начальная школа. - 2001,№3.

    3. Каралашвили Е. Н. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 6-10 лет. - М: ТЦ «Сфера» 2001.

    4. Ковалько В. И. Младшие школьники на уроке. - М: Эксмо, 2007.

    5. Обухова Л. А, Лемяскина Н. А. Уроки здоровья // Начальная школа. - 1991, №3.

    6. Хватова Н. В. Урок здоровья // Начальная школа. - 1997, №10.

    7. Чаркова Ф. В. Азбука здоровья // Начальная школа. - 2001, №7.

    8. Шешелко О. Б. Веселые физкультминутки // Начальная школа. - 2001, №7.

    9. Симоненко А.В. Минутки здоровья// Начальная школа. - 2011, №12.

    Приложения

    Приложение 1.

    Изучаю литературу

    Приложение 2.

    Анкетирование

    Приложение 3.

    Результаты анкетирования

    Всего 96 уч.

    Нужны ли физпаузы на уроках?

    На каких уроках нужны?

    всех рус.яз. матем.

    всех рус.яз. матем.

    всех рус.яз. матем.

    всех рус.яз. матем.

    всех рус.яз. матем.

    Физминутки на уроке мешают?

    Для чего нужныфизминутки?

    отдых здоров

    Больше устают глаза или руки?

    глаза, руки

    глаза, руки

    глаза, руки

    Физпаузынужны всем или только малышам?

    Приложение 4.

    Мнение доктора

    Результаты медосмотра.

    Приложение 5.

    Начинаем день с зарядки

    Приложение 6.

    Как выдержать эти 40 минут

    Приложение 7.

    Утренняя гимнастика

    Приложение 8.

    Провожу физминутки

    Приложение 9.

    Работать стало интересней

    Приложение 10.

    А вот и результаты

    Приложение 11.

    Подбираю физминутки

    Приложение 12.

    Это для 1 класса

    Приложение 13.

    Получился целый сборник

    Приложение 14.

    Рассказываю одноклассникам

    Веселая зарядка

    Главная мечта любого родителя, отдавшего своего ребенка в детский садик, это, конечно же, чтобы ребенок ходил в садик с радостью. Один из способов заинтересовать детишек садиком и тем, как в нем весело и здорово является регулярное проведение физкультминуток в группах.

    Физкультминутки – это кратковременные упражнения, в течение 2-3 минут, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности Упражнения веселой зарядки доступны малышам даже самого младшего возраста. Незатейливая подвижная игра позволяет детишкам знакомиться с возможностями своего тела, а также открыть для себя красоту музыки. Физкультминутка дает возможность воспитателям и педагогам, а также родителям играть с детьми, радовать их и, вместе с тем развивать речь, координацию движения и мелкую моторику. Темы физкультминуток могут быть самыми разнообразными. Множество стихотворений написано для проведения подвижных игр с детьми. Рифмы предлагают изобразить всевозможных животных, природные стихии, игрушки или технику.

    Физкультминутка, как форма активного отдыха дошкольников, проводится с целью предупреждения и снятия утомления, повышения активного внимания и работоспособности. Достигается это тем, что переключение нервной деятельности в одних областях коры головного мозга на другое, создаёт возможность ранее функционировавшим областям коры восстановить обмен веществ. Кроме того, энергичные движения и дыхание усиливают кровообращение в мозгу, что тоже способствует снятию утомления. Результатом является восстановление устойчивости внимания, поднятие общего тонуса, повышение работоспособности. Физкультминутка устраняет застойные явления в нижних конечностях, в области таза и грудной клетке.

    Здоровье детей – наша забота, и применение физкультминуток – один из этапов работы по его сохранению.

    Все физкультминутки условно можно разделить на три группы:

    1. Физкультминутки, которые можно проводить на любых занятиях во второй их половине, когда заметно утомление детей, или между разными типами работ, когда нужно переключить внимание детей с одного вида деятельности на другой с целью повышения эффективности усвоения даваемого материала и с целью заботы о здоровье дошкольников, укрепления их организма. К таким физкультминуткам относятся стихи и потешки, включающие в себя упражнения, которые охватывают крупные мышечные группы. Это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника; легкий бег, ходьба на месте, приседания, наклоны в стороны, махи руками и т.п., сопровождающиеся текстом, как правило, в стихотворной форме. Герои и персонажи таких физкультминуток – мышки, кошки, хомячок, кузнечик, зайка, медведи, петух, аист, жук, ворона; плавцы; деревья и т. п.

    2. Физкультминутки, включающие в себя упражнения для мышц кистей рук. Они проводятся с целью отдыха пальцев детей после продолжительного держания ими в руках кисти или карандаша во всех группах детского сада. Это упражнения на сгибание и разгибание кистей рук, их отведение и приведение, круговые движения в лучезапястном суставе; такие же движения и пальцами рук. Они дают возможность отдохнуть детям, вместе с тем развивают их речь и мелкую моторику.

    3. Физкультминутки, которые можно проводить на утренних зарядках с целью: сделать их более интересными, разнообразными, яркими, выразительными и содержательными. Замечено, что дети с большим желанием и увлеченностью делают те же самые знакомые им упражнения, если они проводятся в игровой, стихотворной форме, а не по обычному шаблону. К этой группе относятся, в основном, такие упражнения, которые охватывают крупные мышечные группы (наклоны, потягивания). Используется 3-4 упражнения для разных групп мышц, закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой;

    Требования к проведению физкультминуток:

    Физкультминутки проводятся на начальном этапе утомления (8-13-15-я минута занятия в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала);

    Перед знакомством с физкультминуткой необходимо обсудить ее содержание, отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить детей к правильному выполнению упражнений, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

    Выполнять упражнения следует вместе с детьми.

    Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям;

    Упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади;

    Упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем;

    Комплекс физкультминутки обычно состоит из 2-4 упражнений: для рук и плечевого пояса, для туловища и ног.

    Нельзя принуждать делать физкультминутку, если у ребенка нет на это желания.

    Примеры физкультминуток .

    1. Буратино потянулся,

    Раз – нагнулся два – нагнулся,

    Руки в стороны развёл, ключик, видно, не нашёл.

    Чтоб ключик нам достать, нужно на носочки встать.

    2. Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо.

    Ветер тише, тише, тише, деревцо всё выше, выше.

    (дети имитируют дуновение ветра, качаясь то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» – выпрямляются).

    3. Гриша шёл-шёл-шёл, белый гриб нашёл.

    Раз – грибок, два – грибок,

    Три – грибок, положил их в кузовок

    (декламируя стихотворение, дети имитируют движение грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.)

    4. Приплыли тучи дождевые: – Лей, дождь, лей!

    Дождинки пляшут, как живые: – Пей, рожь, пей!

    И рожь, склоняется к земле зелёной, Пьёт, пьёт, пьёт.

    А тёплый дождик неугомонный, Льёт, льёт, льёт.

    (Дети стоят вытянув руки вперёд, ладонями вниз. После первой строки начинают свободно встряхивать кистями рук. Затем, продолжают встряхивания, поворачивают ладони вверх, потом снова поворачивают руки ладонями вниз.)

    5. Если нравится тебя, то делай так (два щелчка пальцами над головой).

    (два хлопка в ладони).

    Если нравится тебе, то делай так (два хлопка за коленками ).

    Если нравится тебе, то делай так (два притопа ногами ).

    Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо! »

    Если нравится тебе, то и другим ты покажи.

    Если нравится тебе, то делай всё.

    6. Хомка-хомка, Хомячок

    Полосатенький бочок

    Вместе с солнышком встает,

    Щечки моет, шейку трет.

    Подметает хомка хатку

    И выходит на зарядку.

    Раз, два, три, четыре, пять!

    Хомка хочет сильным стать.

    (дети декламируют стихотворение, выполняя движение.)

    7. Белки прыгают по веткам. Прыг да скок, прыг да скок! Забираются нередко Высоко, высоко! (прыжки на месте.) Будем в классики играть, Будем в классики играть, На одной ноге скакать. А теперь ещё немножко На другой поскачем ножке. (п рыжки на одной ножке.)

    8. Я нашла себе жука на большой ромашке.

    Не хочу держать в руках – пусть лежат в кармашке (дети показывают ).

    Ой, упал, упал мой жук, нос испачкал пылью. (н агибаются )

    Улетел зелёный жук, улетел на крыльях (дети машут руками ).

    9. Зайка серенький сидит и ушами шевелит (дети показывают).

    Зайке холодно сидеть надо лапочки погреть (дети показывают) .

    Зайке холодно стоять надо зайке поскакать (дети скачут).

    Кто-то зайку напугал – Зайка – прыг – и убежал (дети садятся ).

    10. Поднимайте плечики,

    Прыг- скок, прыг- скок. Прыгайте кузнечики,

    Сели, травушку покушаем, тишину послушаем.

    Тише, тише, высоко, прыгай на носках легко.

    (Надо оттолкнут ь ся одной ногой и мягко приземлиться на другую.)

    11. Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками), Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо), На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям), Да и снова полетели.

    12. Мы весёлые матрёшки, ладушки, ладушки.

    На ногах у нас сапожки, ладушки, ладушки.

    В сарафанах наших пёстрых, ладушки, ладушки,

    Мы похожи, словно сёстры, ладушки, ладушки.

    (руки согнуты в локтях, указательный палец правой руки упирается в правую щеку. При произношении слов «ладушки, ладушки» дети каждый раз хлопают в ладоши, показывают сапожки на ногах; ставят попеременно каждую ногу на носочек, на пятку и стучат каблучками. Далее на счёт «раз-два-три» кружатся, руки на поясе.

    13. Зайки, где вы пропадали? Мы в капусте отдыхали (трясутся от страха) А капусту вы не ели? Только носиком задели. Вас бы надо наказать. Так попробуй нас догнать!

    14. Мы пилили доску, с утра у нас дела.

    Стальные зубы остры, легко идёт пила.

    Мы сейчас бревно распилим, пилим, пилим, пилим, пилим.

    Раз-два, раз-два, будут на зиму дрова.

    (дети имитируют движения пильщиков.)

    15. Вот окошко распахнулось (руки в стороны) Вышла кошка на карниз . (и митация мягкой, грациозной походки кошки) Посмотрела кошка наверх, (запрокинуть голову, посмотреть вверх) Посмотрела кошка вниз. (опустить голову, посмотреть вниз) Вот налево повернулась, (повернуть голову налево) Проводила взглядом мух. (повернуть голову направо, взглядом «проводить» муху) Потянулась, улыбнулась (соответствующие движения и мимика) И уселась на карниз.

    16. Спал цветок и вдруг проснулся, (т уловище вправо, влево.) Больше спать не захотел, (т уловище вперед, назад.) Шевельнулся, потянулся, (р уки вверх, потянуться.) Взвился вверх и полетел. (р уки вверх, вправо, влево.) Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. (п окружиться.)

    17. Тик-так, тик-так, В доме кто умеет так? Это маятник в часах, Отбивает каждый такт (н аклоны влево-вправо .) А в часах сидит кукушка, У неё своя избушка. (д ети садятся в глубокий присед.) Прокукует птичка время, Снова спрячется за дверью, (п риседания.) Стрелки движутся по кругу. Не касаются друг друга. (в ращение туловищем вправо.) Повернёмся мы с тобой Против стрелки часовой. (в ращение туловищем влево.) А часы идут, идут, (х одьба на месте.) Иногда вдруг отстают. (з амедление темпа ходьбы.) А бывает, что спешат, Словно убежать хотят! (б ег на месте.) Если их не заведут, То они совсем встают. (д ети останавливаются.)

    18. Едем-едем мы домой (движения имитирующие поворот руля) На машине легковой Въехали на горку: хлоп, (руки вверх, хлопок над головой) Колесо спустилось: стоп. (р уки через стороны вниз, присесть)

    19.Мы листики осенние, На ветках мы сидим. (п рисесть) Дунул ветер – полетели, Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу) И на землю тихо сели. (присесть) Ветер снова набежал И листочки все поднял. (легкий бег по кругу) Закружились, полетели И на землю тихо сели. (присесть)

    20. Бегал по двору щеночек, (медленный бег на месте) Видит пирога кусочек. (н аклон вперед, руки в стороны) Под крыльцо залез и съел, (присесть, руки ко рту) Развалился, засопел. (руки в стороны, голову на бок)

    21. Раз, два, три, четыре, пять! Будем прыгать и скакать! (п рыжки на месте.) Наклонился правый бок . (наклоны туловища влево-вправо .) Раз, два, три. Наклонился левый бок. Раз, два, три. А сейчас поднимем ручки уки вверх.) И дотянемся до тучки. Сядем на дорожку, (п рисели на пол.) Разомнем мы ножки. Согнем правую ножку, гибаем ноги в колене.) Раз, два, три! Согнем левую ножку, Раз, два, три. Ноги высоко подняли (п одняли ноги вверх.) И немного подержали. Головою покачали (д вижения головой.) И все дружно вместе встали. (в стали.)

    22. Будем прыгать, как лягушка, Чемпионка- попрыгушка. За прыжком - другой прыжок, Выше прыгаем, дружок! (п рыжки.)

    23. Ванька-встанька, (п рыжки на месте) Приседай-ка. (п риседания) Непослушный ты какой! Нам не справиться с тобой! (х лопки в ладоши.)

    24. Вверх рука и вниз рука. Потянули их слегка. Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки. (о дна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.) Приседание с хлопками: Вниз - хлопок и вверх - хлопок. Ноги, руки разминаем, Точно знаем - будет прок. (п риседания, хлопки в ладоши над головой.) Крутим-вертим головой, Разминаем шею. Стой! (в ращение головой вправо и влево.)

    25. Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп,Прыгают, как мячики: прыг-скок, прыг-скок.Ножками топчут: топ, топ, топ!Весело хохочут: ха, ха, ха!Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз), После отдыхают (приседают, руки свободные)

    26 .Утром гномы в лес пошли (шаг на месте) По дороге гриб нашли (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе) А за ним-то раз, два, три (наклоны туловища из стороны в сторону) Показались ещё три! (руки вперёд, затем в сторону) И пока грибы срывали, (наклоны вперёд, руки к полу) Гномы в школу опоздали. (р уки к щекам и покачать головой из стороны в сторону )Побежали, заспешили (бег на месте) И грибы все уронили! (присесть)

    27.Ой, летали птички, птички-невелички.Все летали, все летали,Крыльями махали. (м ахать руками, как крыльями) На дорожку сели,Зернышки поели.Клю, клю, клю, клю,Клю, Клю, клю, клю.Как я зернышки люблю! (присесть на корточки, указательными пальцами постучать по дорожке) Перышки почистим, Чтобы были чище.Вот так, вот так,Вот так, вот так,Чтобы были чище. (р уками «почистить» предплечья, как бы обнимая себя) Прыгаем по веткам, Чтоб сильней стать деткам.Прыг-скок, прыг-скок,Прыг-скок, прыг-скок,Прыгаем по веткам. (п рыжки на месте) Быстро встаньте.

    28. Руки в стороны - в полётОтправляем самолёт,Правое крыло вперёд,Левое крыло вперёд.Раз, два, три, четыре -Полетел наш самолёт. (н оги врозь, руки в стороны, поворот вправо; поворот влево)

    29.Мы сегодня рисовали,Наши пальчики устали.Пусть немножко отдохнут,Снова рисовать начнут.Дружно локти отведем,Снова рисовать начнем. (к исти рук погладили, встряхнули, размяли.) Мы сегодня рисовали,Наши пальчики устали.Наши пальчики встряхнем,Рисовать опять начнем.Ноги вместе, ноги врозь,Заколачиваем гвоздь. (д ети плавно поднимают руки перед собой, встряхивают кистями, притопывают.) Мы старались, рисовали, А теперь все дружно встали,Ножками потопали, ручками похлопали,Затем пальчики сожмем,Снова рисовать начнем.Мы старались, рисовали,Наши пальчики устали,А теперь мы отдохнем -Снова рисовать начнем. .

    30 .Вместе по лесу идём, Не спешим, не отстаём. Вот выходим мы на луг. (х одьба на месте.) Тысяча цветов вокруг! (п Вот ромашка, василёк, Медуница, кашка, клевер. Расстилается ковёр И направо и налево. (н аклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот - правой ступни левой рукой.) К небу ручки протянули, Позвоночник растянули. (п отягивания - руки вверх.) Отдохнуть мы все успели И на место снова сели. (д ети садятся.)

    31.Наша ёлка велика (круговое движение руками), Наша ёлка высока (встать на носочки), Выше мамы, выше папы (присесть и встать на носочки), Достаёт до потолка (потянуться).

    32.Во дворе растёт подсолнух, Утром тянется он к солнцу. (д ети встают на одну ногу и тянут руки вверх.) Рядом с ним второй, похожий, К солнцу тянется он тоже. (д ети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.) Вертим ручками по кругу. Не задень случайно друга! Несколько кругов вперёд, А потом наоборот. (в ращение прямых рук вперёд и назад.) Отдохнули мы чудесно, И пора нам сесть на место. (д ети садятся.)

    33. Вышел зайчик погулять. Начал ветер утихать. (х одьба на месте.) Вот он скачет вниз по склону, Забегает в лес зелёный. И несётся меж стволов, Средь травы, цветов, кустов. (п рыжки на месте.) Зайка маленький устал. Хочет спрятаться в кустах. (х одьба на месте.) Замер зайчик средь травы , А теперь замрем и мы! (д ети садятся.)

    34. Вверх и вниз рывки руками, Будто машем мы флажками. Разминаем наши плечи. Руки движутся навстречу. (о дна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.) Руки в боки. Улыбнись. Вправо-влево наклонись. (н аклоны в стороны.) Приседанья начинай. Не спеши, не отставай. (п риседания.)

    35. Солнце вышло из-за тучки, Мы протянем к солнцу ручки. (п отягивания - руки вверх.) Руки в стороны потом Мы пошире разведём. (п отягивания - руки в стороны.) Мы закончили разминку. Отдохнули ножки, спинки.

    36. Аист, аист длинноногий,Покажи домой дорогу.- Топай правою ногою,Топай левою ногою,Снова - правою ногою,Снова - левою ногою.После - правою ногою,После - левою ногою.И тогда придешь домой.

    37. КузнечикиПоднимайте плечики,Прыгайте кузнечики.Прыг-скок, прыг-скок.Стоп! Сели.Травушку покушали.Тишину послушали.Выше, выше, высокоПрыгай на носках легко!

    38. Спал цветок и вдруг проснулся,Больше спать не захотел,Шевельнулся, потянулся, (р уки вверх, потянуться) Взвился вверх и полетел. Солнце утром лишь проснется,Бабочка кружит и вьется. (п окружиться)

    39.Будем прыгать, как лягушка,Чемпионка-попрыгушка.За прыжком - другой прыжок,Выше прыгаем, дружок!

    40.Вышли мышки как-то раз (ходьба на месте) Поглядеть, который час . (п овороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами.) Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладоши.) Мышки дернули за гири . (р уки вверх и приседание с опусканием рук «дернули за гири».) Вдруг раздался страшный звон, (хлопки перед собой) Убежали мышки вон (бег на месте).

    В консультации даётся определение физкульинутки, говорится о её воздействии на организм воспитанников, занятых образовательной деятельностью. Даётся описание основных форм проведения физкультминуток. Также говорится о требованиях, которые предъявляются к проведению физкультминутки.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методика проведения физкультминуток в процессе образовательной деятельности.

    Физкультминутки – кратковременные физические упражнения, имеющие целью предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали) в процессе образовательной деятельности, требующей интеллектуального напряжения. Они улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к образовательной деятельности. Длительность физкультминуток 1,5-2 мин.; проводить их рекомендуется начиная со средней группы.

    Основные формы проведения физкультминуток

    • В форме общеразвивающих упражнений. Общеразвивающие упражнения подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используются 3-4 упражнения для разных групп мышц. Закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой.
    • В форме подвижной игры. Подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами.
    • В форме дидактической игры с движением. Такие физкультминутки хорошо вписываются в образовательную деятельность по ознакомлению с природой, по развитию речи, по математике.
    • В форме танцевальных движений. Используются между структурными частями образовательной деятельности под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, негромкие, иногда плавные.
    • В форме выполнения движений под текст стихотворения. При подборе стихотворений обращать внимание на следующее:
    • Текст стихотворения должен быть высокохудожественным. Используются стихи известных авторов, потешки, загадки, считалки.
    • Преимущество отдаётся стихам с чётким ритмом.
    • Содержание текста стихотворения должно сочетаться с темой образовательной деятельности, его программной задачей.
    • В форме любого двигательного действия и задания. Возможно отгадывание загадок не словами, а движениями; использование имитационных движений:
    • спортсменов (лыжник, конькобежец, боксёр, гимнаст),
    • трудовые действия (рубим дрова, заводим мотор, едем на машине)

    Требования к проведению физкультминуток

    • Проводятся на начальном этапе утомления (8-я, 13-я, 15-я мин. образовательной деятельности – в зависимости от возраста детей, вида деятельности, сложности учебного материала).
    • Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям.
    • Упражнения должны быть удобны для проведения на ограниченной площади.
    • Упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем организма.
    • Содержание физкультминуток должно органически сочетаться с программным содержанием образовательной деятельности.
    • Комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида образовательной деятельности, её содержания.
    • Комплекс физкультминуток обычно состоит из 2-4 упражнений: для рук и плечевого пояса, для туловища, для ног.
    • Произносить тексты физкультминуток воспитатель должен максимально выразительно: то, повышая, то, понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.
    • Если видите, что дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует, иначе можно рассеять их внимание, отвлечь от задания и потом вернуть детей к работе будет очень сложно.
    • Не нужно ставить перед детьми сразу несколько сложных задач (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей, особенно младших групп, ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к физкультминутке. При повторных проведениях физкультминуток, дети постепенно разучивают текст наизусть и начинают произносить его целиком, соотнося слова с движениями.