• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Рождение всемирного праздника (начало)

    Как возникло это масштабное общественное явление - Олимпийские игры?

    Известно, что мировое сообщество развивалось небыстро: веками, тысячелетиями оно совершенствовало свой первобытный ум. Появился великий человек - увы, неизвестный, навсегда безымянный изобретатель колеса. После него пришел великий Архимед, затем великий Ньютон, потом великий Пушкин, а потом - великий Эйнштейн и так далее.

    Но были вещи и явления, которые сразу возникали совершенными, не требующими доработки. Таковы скульптуры великих мастеров древности, таковы египетские пирамиды, таковы «Илиада» и «Одиссея» Гомера, картины Боттичелли, музыка Моцарта и т.д.

    Вот к таким, сразу совершенным, творениям человеческого гения можно отнести идею проведения Олимпийских игр. Конечно, программа игр менялась не раз и не два: совершенствовалась и ухудшалась, но оставалось всегда главное - идея честных, товарищеских игр.

    В истории возникновения Олимпийских игр немало неясностей, а порой и легенд мифологического характера. Неясными пока для историков остаются сроки их проведения. Но бесспорно одно - родиной Олимпийских игр является Древняя Греция

    Почитаемое греками святилище - Олимпия. Здесь, у подножья горы Кронос в долине реки Алфей, и в наши дни зажигается олимпийский огонь. Отсюда начинается факельная эстафета.

    Конечно, о самих Олимпийских играх древности известно не из легенд, а из более достоверных источников. Для нас особенно важно и значимо то, с каким уважением и любовью древние греки относились к Олимпийским играм, к самой их идее.

    Уже тогда в спорте видели средство укрепления здоровья, что должно было компенсировать зачаточное состояние медицины. К тому же древние часто воевали, и физическая подготовка, умение драться, бороться, быстро бегать им были необходимы. И еще, греки понимали - Игры помогают им не столько хорошо воевать, сколько регулярно встречаться, осуществлять культурный обмен, т.е. Олимпийские игры способствовали разрушению образа врага. А это было важным в объединении многочисленных территорий и народов древней Греции. Спорт и физические упражнения ценили и за то, что они возвышают, облагораживают душу, что они неразрывно связаны с умственным, эстетическим и нравственным развитием. Проще говоря, греки считали, что нельзя быть человеком культурным, если ты ленишься заниматься физической культурой, хотя бы для себя. О некультурном человеке древние эллины говорили: «Не умеет ни читать, ни плавать!». Идея гармоничного развития личности дошла и до наших дней.

    Первые Олимпийские игры древности состоялись в 776 году до новой эры. Это начальная дата. Известен и первый победитель игр, с этого имени начинается олимпийская история человечества.

    Это - Короибос, атлет из города-полиса Элиды.

    Кто имел право участвовать в Олимпийских играх?

    Олимпийцами могли стать только греки по происхождению и только мужчины.

    Раз в четыре года в греческие города-государства, а также в греческие колонии отправлялись специальные послы. Они приглашали желающих принять участие в играх.

    Во время олимпиады прекращались всякие распри и войны. Никто не имел права войти на территорию Олимпии с оружием. Строгому наказанию подвергался и человек, оскорбивший путника, идущего на Олимпийские игры.

    Участвовать в Играх считалось честью и большой ответственностью. Атлет должен был десять месяцев готовиться дома и еще один месяц усиленно тренироваться в Олимпии.

    За будущими олимпийцами следили, и очень строго, элланодики - судьи и распорядители.

    Они не только отвечали за подготовку атлетов, но и за то, чтобы места соревнований были в надлежащем порядке. Элланодики награждали победителей и накладывали штрафы.

    Уже в те времена, программа игр была интересной и разнообразной. Вначале игры укладывались в один день, но по мере роста интереса и важности игр, они стали проводиться пять дней.

    В храмах перед открытием игр все участники давали клятву: «Я честно и упорно готовился и буду честно соревноваться со своими соперниками». Перед самими соревнованиями приносились жертвоприношения.

    Победители соревнований, Олимпионики, награждались оливковой ветвью или лавровым венком. Их ждала бессмертная слава во всем греческом мире.

    Греки видели в Олимпийских играх не только чисто спортивное соревнование. Поэты здесь читали свои стихи. Ораторы соревновались в искусстве красноречия, а музыканты исполняли свои лучшие произведения. Так спортивные праздники становились фестивалями искусств.

    О том, что Игры для греческого мира имели огромное значение, говорит тот факт, что посетить игры и принять в них участие считали за честь такие титаны мысли, как Пифагор, Аристотель, Платон, Геродот.

    Лучшие поэты, побывавшие на играх, запечатлели эти незабываемые мгновения в своих произведениях. Именно по ним мы узнали об Олимпийских играх.

    В середине II века до новой эры Грецию с ее городами-государствами завоевал окрепший Рим. Олимпия для завоевателей была просто богатым местом, которое можно грабить. И в то же время римлянам захотелось приобщиться к Олимпийской славе.

    Римская эпоха принесла Олимпийским играм изменения - игры стали многонациональными. Право соревноваться получили люди всех национальностей, проживающие в Римской империи от Северной Африки, до ближнего Востока и Западной Европы. В целом Олимпийские игры проводились непрерывно 1169 лет, или 292 раза.

    Закрытие и возрождение Олимпийских игр

    В 394 году новой эры римский император Феодосий I запретил Олимпийские игры. Его наследник Феодосий II издал декрет о разрушении всех языческих храмов. Набирала силу новая религия - христианство. Некогда прекрасная, а теперь разграбленная Олимпия вырождалась и дряхлела. На 15 столетий Олимпия вообще как бы исчезла с лица Земли, даже название ее было забыто. Миновали мрачные средние века - эпоха инквизиции. Ни о каких Олимпийских играх не могло быть и речи. Они немедленно были бы объявлены дьявольской затеей. Наконец пришла эпоха Возрождения, а за ней - эпоха Просвещения. Человечество оглянулось назад, в свою давнюю историю, и разглядела древних эллинов, могучий Рим, античную науку, искусство. Возникла идея физического воспитания молодежи, идея возрождения Олимпийских игр. Ее высказывали чешский педагог Ян Каменский, французский философ Жан-Жак Руссо, немецкий поэт Фридрих Шиллер и русский ученый Михайло Ломоносов. В XVI-XIX вв. спорт активно развивается во многих странах мира. В 1516 году в немецком городе Баден-Бадене были проведены показательные Олимпийские игры. Но еще почти 400 лет потребовалось на то, чтобы идею воплотили в жизнь. За это время спорт преодолел границы отдельных государств и стал международным. Начали создаваться первые международные спортивные объединения по отдельным видам спорта - прообразы федераций. Огромный толчок в развитии получила педагогика - наука и практика образования, спортивная педагогика. Физическая культура и спорт стали средством духовного образования человека.

    И вот этот день настал. Французские спортивные руководители приняли решение созвать в Сорбонне международный, спортивный конгресс и пригласить на него авторитетных спортивных деятелей всех стран мира.

    16 июля 1894 года в присутствии 2000 человек международный форум открылся. В нем приняли участие 10 стран, в том числе и Россия. Дата 23 июня 1894 года - исторический день, когда на конгрессе прозвучали слова: «Поскольку нет никаких сомнений в преимуществах, предоставляемых возрождением Олимпийских игр как с точки зрения спортивной, так и интернациональной, да будут возрождены эти игры на основах, которые соответствуют требованиям современной жизни».

    Через 1500 лет после их запрещения Олимпийские игры были возрождены для всего человечества. На этом же конгрессе было решено первые Олимпийские игры современности провести в 1896 году 6 апреля в Афинах - столице Греции, исконной родины олимпийского движения древности.

    Зимние олимпийские игры

    Популярность олимпийского спорта еще более возросла с появлением Олимпийских зимних игр. Это произошло в 1924 году, когда состоялись первые игры по зимним видам спорта. С этого времени они составляют самостоятельный цикл олимпийских соревнований. До 1992 года они проводились в тот же календарный год, что и игры по летним видам спорта. Международный олимпийский комитет принял решение проводить далее зимние игры в четные, но не в високосные годы.

    Олимпийская хартия - конституция спортивного сообщества

    Олимпийская хартия это свод правил, по которым живет на нашей планете общественное явление, именуемое Олимпийским движением. Первая Хартия была принята в 1894 году, последняя - в 1991-м, хотя каждый год Международный олимпийский комитет (МОК) вносит в нее изменения и дополнения.

    1-й раздел хартии - основные принципы Олимпийского движения, его организация, участники и их взаимодействия.

    2-й раздел - принципы формирования, права и обязанности, порядок работы МОК.

    3-й раздел - международные, спортивные федерации, и их взаимодействие с МОК.

    4-й раздел посвящен Национальным олимпийским комитетам, ведущим работу по развитию Олимпийского движения в своих странах.

    5-й раздел рассказывает о самих Олимпийских играх, правилах допуска спортсменов к ним, программе игр и порядке их проведения.

    Что такое Олимпизм?

    Олимпизм - это философия жизни, возвышающая и объединяющая сбалансированное целое, достоинство тела, воли и разума.

    В чем же эта философия жизни состоит применительно к движению? В том, чтобы объединить и сбалансировать, гармонично уравновесить в одной личности достоинства тела (его ловкость, силу и другие двигательные качества), могучую волю и просветленный разум. Никто не может и не должен заставлять человечество жить по этим замечательным правилам, но Олимпизм подает пример, которому призывают следовать.

    Олимпизм стремится объединить спорт, культуру и образование, призывает к такому образу жизни, при котором человек получает радость не от праздности, а от разумных усилий, подражает хорошему и с уважением относится к благородным правилам поведения и жизни, выработанным человечеством за долгие века. Цель Олимпизма - сделать спорт важным средством гармоничного развития человека. А всеобщая гармония помогает создать благородное общество, главная забота которого - мир и сохранение человеческого достоинства.

    Олимпийская идея в знаках, символах, наградах

    Современный олимпийский символ - пять переплетенных колец: иногда в черно-белом варианте, но чаще - цветные. Он олицетворяет единство спортсменов пяти континентов земного шара, их встречу на Олимпийских играх. В Хартии указано: три верхних кольца (идут слева направо) - синее, черное, красное. А внизу помещены - желтое и зеленое.

    В Олимпийскую символику входит олимпийский девиз: «СИТИУС, АЛЬТИУС, ФОРТИУС - БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ, СИЛЬНЕЕ». Он отражает смысл спортивной борьбы.

    Каждый Национальный олимпийский комитет имеет свою эмблему. Их обязательная основа - пять колец. Олимпийский флаг представляет собой белое полотнище размером 2Ч3 м, символизирующее идею дружбы всех без исключения наций земли, а на нем пять цветных колец.

    Существует олимпийский гимн. Традиция зажжения олимпийского огня родилась в 1912 году, а традиция зажигать огонь на олимпийском стадионе - в 1928 году. На Олимпийских зимних играх это произошло в 1952 году. Первая эстафета олимпийских факелов впервые состоялась в 1936 году. На открытии игр произносится две клятвы. Первая от имени участников прозвучало в 1920 году: «От имени всех спортсменов я обещаю, что мы будем участвовать в этих Играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе, во славу спорта и во имя чести своих команд».

    Вторая клятва - клятва арбитров: «От имени всех судей и официальных лиц я обещаю, что мы будем выполнять наши обязанности во время этих Олимпийских игр со всей беспристрастностью, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в подлинно спортивном духе» - впервые была произнесена в 1968 году.

    Главная олимпийская награда - медаль. Медали вручают в каждом номере программы - победителям и призерам: золотые, серебряные, бронзовые. Спортсмены, занявшие места с первого по восьмое в личных или командных соревнованиях получают дипломы МОК. Помимо официальной символики на олимпийских играх используются неофициальные олимпийские атрибуты - талисман, который появился впервые на олимпийских играх в 1968 году.

    Как проводятся Олимпийские игры

    Олимпийская хартия определяет правила, по которым должны проводиться Олимпийские игры. Отступать от правил нельзя. Но в дополнение к ним каждый олимпийский город может внести свое. Хартией предписывается, что Олимпийские летние игры проводятся в течение первого года олимпиады. Олимпийские зимние - в третий год. Продолжительность Игр не должна превышать 16 дней. Олимпийская деревня - обязательное условие проведения Олимпийских игр. Организационным комитетам игр предписывается тщательно разрабатывать культурную программу - обширную, богатую, разнообразную. Цель - психологическое «отключение» от напряженных соревнований, развитие дружеских связей между спортсменами, пропаганда национального искусства.

    Каждый олимпиец должен быть гражданином той страны, которую он представляет на Играх.

    Хартия запрещает использование фармакологических препаратов, запрещенных МОК как допинг.

    В Олимпийской хартии подробно описана церемония открытия и закрытия Игр, а также церемония зажигания олимпийского огня. Эти церемонии постоянно совершенствуются в плане зрелищности, устраиваются целые спектакли, но основное - ритуал закрытия и открытия - остается неизменным.

    Олимпийская хартия разрешает МОК проводить и другие соревнования - региональные, всемирные, континентальные. Как пример - Всемирные юношеские игры, Международные игры Азии, Игры доброй воли и многие другие.

    Что такое Олимпийское движение

    Это всемирное воплощение идеологических и гуманистических идеалов с помощью спорта. Олимпийское движение реализует свой важнейший принцип - «никакой дискриминации в спорте - ни политической, ни религиозной, ни расовой». Как общественное движение оно преследует ряд общественно значимых целей, но главное - всемерно помогать построению мирного мира, воспитывать молодежь при помощи спорта в духе дружбы, солидарности и чести.

    Президенты МОК

    За более чем 100 лет их было восемь. О каждом из низ можно говорить много и особо, но есть даже среди этих замечательных людей особо выдающиеся: ПЬЕР де КУБОРТЕН (Франция) - возглавлял МОК в 1896-1925 годах; ЭВЕРИ БРЕНДЕДЖ (США) - был президентом в 1952-1972 годах; ХУАН АНТОНИО САМАРАНЧ (Испания) - в 1980-2001 годах; ныне действующий президент - ЖАК РОГГ (Бельгия).

    Олимпийское движение в нашей стране

    Россия принимала участие в составе 10 стран в работе Международного атлетического конгресса в 1894 году, а в 1908-м приняла участие в IV Олимпийских играх. В 1911 году был создан Национальный олимпийский комитет (НОК), его председателем был избран педагог, руководитель учебных заведений Вячеслав Измайлович Средненский. В 1912 году на играх V Олимпиады Россию представляла самая представительная делегация. Это были последние Олимпийские игры, в которых принимала участие дореволюционная Россия. В 1951 году был создан НОК СССР, и в 1952 году, после сорока лет перерыва, спортсмены СССР приняли участие в Играх XV Олимпиады в Хельсинки. И с тех пор мы самые активные участники всех последующих олимпийских Игр - летних и зимних.

    4. Физическая культура в общественной и профессиональной подготовке студентов

    Цели и задачи предмета «Физическая культура»

    Главная цель занятий физической культурой и спортом - формирование физической культуры личности, подготовка к социально-профессиональной деятельности, сохранение и укрепление здоровья человека.

    Физическая культура личности связана с желанием, потребностью и умением человека сохранять и совершенствовать своё железное «Я». А для этого необходим определённый объём знаний: о морфофункциональных особенностях различных органов и систем организма, о влиянии физической работы и физических упражнений на их развитие, а также на развитие физических качеств - силы, выносливости, ловкости, скорости, гибкости.

    Другое необходимое условие формирования физической культуры личности - это стремление к овладению системой определенных знаний, умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психического благополучия, развитие способностей.

    И, пожалуй, самое главное требование, без выполнения которого цена двух предыдущих невелика, - практическое применение знаний и умений в своей жизни.

    Физическая культура - это часть общечеловеческой культуры. Это вид социальной деятельности, направленной на оздоровление человека. Физическая культура - вид социальной практики. Общество признаёт такую деятельность полезной и необходимой для всех.

    Показателями состояния физической культуры в обществе являются совокупность материальных и духовных ценностей, созданных для физического совершенствования людей.

    К материальным ценностям физической культуры относятся стадионы, бассейны, спортзалы, спортивные базы учебных заведений, лаборатории, аппаратура, тренажёры и их количество по отношению к численности населения. Уровень здоровья и физического совершенства также являются материальной ценностью общества. Соотношение между здоровой частью населения и количеством людей с отклонениями в состоянии здоровья - это показатель физкультурной деятельности в государстве.

    Духовные ценности физической культуры составляют: наука о физическом воспитании и спорте; сеть учебных заведений, готовящих кадры по физической культуре; произведения искусства, посвященные физической культуре и спорту (живопись, скульптура, книги, музыка, кино).

    Понятие физическая культура включает в себя также и спорт, признаком которого является соревнование (ответ на вопрос, кто лучше, сильнее, быстрее).

    Спорт - специфическая форма культуры, одна из сторон культурной деятельности общества. Спорт - действенное средство и метод укрепления здоровья и физического совершенствования людей, подготовки их к трудовой и общественной деятельности, развития волевых качеств, нравственного и эстетического воспитания, расширения интернациональных связей, культурного сотрудничества, упрочения мира и дружбы между народами. Отличительной чертой спорта является наличие соревновательной деятельности как способа сопоставления и совершенствования определенных способностей человека, что содействует более полному развитию и проявлению физических сил, высокой нравственности и волевых качеств.

    Спорт принято подразделять на спорт высших достижений и массовый спорт.

    Производное этих двух основ - физкультурник и спортсмен.

    Физкультурник - человек, систематически занимающийся доступными физическими упражнениями с целью укрепления здоровья, гармоничного развития и физического совершенствования.

    Спортсмен - человек, систематически занимающийся специальными физическими упражнениями, соревновательной деятельностью с целью достижения максимального результата для себя или команды.

    Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в учёбе, работе, в общении с людьми. Физическая культура и спорт вносят свой вклад в этот процесс. Что даёт физическая культура для всестороннего развития личности?

    Нравственное воспитание

    На учебных занятиях, тренировках, во время спортивных соревнований большие физические и моральные нагрузки, быстро меняющаяся обстановка, сопротивление соперника, зависимость результата от усилий каждого члена команды, умение подчинять свои интересы интересам коллектива, неукоснительное выполнение определённых правил, уважительное отношение к сопернику содействуют формированию таких качеств и черт характера, как сила воли, смелость, самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, дисциплинированность.

    Умственное воспитание

    Физическая культура и спорт дают знания о рациональных способах выполнения двигательных действий, об использовании приобретённых навыков в жизни, помогают усваивать правила закаливания организма, обязательные требования гигиены.

    Развивается наблюдательность, внимание, восприятие. Повышается уровень устойчивости умственной работоспособности. Физические упражнения способствуют совершенствованию органов чувств мышечно-двигательной чувствительности зрительного и слухового восприятия, развитию памяти, особенно зрительно-двигательной системы.

    Трудовое воспитание

    Процесс освоения учебной дисциплин, а также занятия физическими упражнениями и спортом, требуют преодолевать усталость путем многократного выполнения упражнений. Целеустремлённость, настойчивость в достижении цели, воспитанные в процессе физических тренировок, переносятся в последующем и на трудовую деятельность.

    Эстетическое воспитание

    В физической культуре и спорте развиваются способности воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в поступках, в красоте совершенных форм тела, в доведённых до степени искусства движениях гимнаста, акробата, прыгуна в воду, фигуриста. Выполнение упражнений под музыку способствует развитию музыкальной культуры. Занятие туризмом, альпинизмом, парусным спортом позволяют понимать и чувствовать прекрасное в природе.

    Физически совершенный человек имеет гармонично развитое тело и высокий уровень развития физических качеств, владеет прикладными навыками, знаниями по физической культуре, ведёт здоровый образ жизни, умеет играть в спортивные игры, танцевать.

    Историки называют много попыток возрождения древних олимпийских игр, имевших место в 16 -19 веках. Это были спортивные праздники, фестивали, но не Олимпиады.

    Возрождению Олимпийских игр способствовали следующие предпосылки:

    1. Первые Олимпийские Игры никогда не забывались. О них помнили. Особенно после опубликования книги археолога Виккельмана И. о Древней Греции, а также о раскопках в Олимпии, начатых другим немецким археологом Э. Куртисом в 1875 году

    2.В этот период времени в разных странах складывались свои системы физического воспитания: немецкая (И.Гутс-Мутс, Г.Фит, А. Шписс, Ф. Ян и др.), английская (Дж. Локк, Т.Арнольд, Г.Спенсер), французская (Ж.-Ж.Руссо, Д. Аморос, Ж.Демени), шведская (П.Х.Линг, Я. Линг). Чешская (М.Тырш), русская (Е.Покровская, Е.Дементьев, П.Ф.Лесгафт).

    3.В 1860-1880 годах начинаются широкие спортивные контакты, появляются национальные и международные спортивные объединения.

    4.С выходом спорта на международную арену возникла необходимость проведения крупных комплексных соревнований.

    Идею возрождения современных Олимпийских игр смог воплотить в жизнь французский просветитель Пьер де Кубертен (1863 – 1937 г.г.). Сын живописца из древнего рода с детства занимался фехтованием, греблей, любил ездить верхом, читал книги, переведенные с английского «Школьные годы Тома Брауна» о боксе. Большое влияние оказал на него профессор Карон в Свободной школе политических наук в Париже, где учился Кубертен после окончания университета. Карон многое рассказывал о греках и древних олимпийских играх.

    Кампания П.де Кубертена за возрождение Олимпийских игр началась в августе 1887 года. Весной 1893 года Кубертен принимает участие в Международном конгрессе по физическому воспитанию, а уже в августе 1893 года поставил в повестку дня своего клуба вопрос о возрождении Олимпийских Игр. 16 июня 1894 года состоялось заседание онгресса возрождения Олимпийских игр, где выступил Кубертен с обсуждением принципов олимпизма: проведение игр каждые 4 года, участие взрослых спортсменов, принцип «любителей», «передвижные» Олимпийские игры. Был создан МОК, первым президентом которого стал греческий поэт и филолог Димитриус Викелас, принята Олимпийская хартия и определен первый город, Афины, где будут проводиться в 1896 году Олимпийские игры. Олимпийским девизом стало латинское изречение: « Быстрее! Выше! Сильнее!»

    Современные Олимпийские Игры. ТУРИН. Февраль 2006 год.

    - Олимпийские игры длятся 17 дней;

    15 видов спорта: назовите их (биатлон, бобслей, лыжное двоеборье, керлинг, конькобежный спорт, санный спорт, скелетон, сноуборд, прыжки на лыжах с трамплина, шорт-трек фристайл, фигурное катание, хоккей).

    Соревнования проводились в 7 городах Италии.

    Разыграно 84 комплекта медалей.

    85 стран принимали участие в Олимпиаде,

    2500 спортсменов боролись за награды.

    650 судей обслуживали Олимпиаду.

    1 миллиард 200 миллионов евро – бюджет Игр в Турине.

    Российские спортсмены – победители и призеры Олимпийских игр в Турине:

    1 место: Биатлон, жен. эстафета: Анна Богалий (Волог. уроженка), С.Ишмуратова, А.Ахатова,(Волог. ур.), О. Зайцева.

    Биатлон 15 км – С. Ишмуратова

    Парное катание: М.Тотьмянина, А.Маринин.

    Фигурное катание: танцы, Т. Нафка и Р. Костомаров, Е. Плющенко.

    Дуатлон: Дементьев Е.

    Коньки 500м - Журова С.

    Эстафета 4 х 5 км девушки Баранова, Чепалова, Медведева, Куркина. 2 место: бобслей - 4-ки, сани-Демченко, коньки-Дорофеев, биатлон-муж.сборная, лыжные гонки - Ю.Чепалова, 30 км,

    Фристайл – 3 место – В.Лебедев, ф/к – И.Слуцкая, трамплин- Матвеев.

    В прошлом в воспитании детей и подрастающего поколения значительное место занимали всевозможные игры и развлечения (игры с мячом, качели, катание на коньках, бег, прыжки), которые способствовали их физическому развитию. В конце XVII-начале XVIII вв. в русской армии, в Московском университете, гимназиях, кадетских корпусах стали обязательными верховая езда, парусный спорт, гребля, фехтование, стрельба, гимнастика, бег, прыжки. В быту большой популярностью пользовались традиционно русские подвижные игры - салки, горелки, лапта, игры в мяч, городки, катание на лыжах и санях, плавание. Во второй половине XIX в. в России получили распространение многие виды спорта: гимнастика (в том числе упражнения на снарядах), конькобежный спорт (скоростной бег на коньках и фигурное катание), тяжёлая атлетика, борьба, велосипедный спорт, парусный спорт, лыжный спорт, футбол, шахматы. В это время публикуются книги по физкультуре и спорту, формируются различные общества любительского спорта. Основными центрами спортивной жизни страны становятся и Москва.

    23 июня 1864 г. в Париже по инициативе французского общественного деятеля Пьера де Кубертена был основан Международный олимпийский комитет (МОК). В первый состав МОК вошли 13 стран, в том числе .

    В России 1912–1913 гг. были созданы Всероссийский футбольный союз, Всероссийский союз лаун-теннис клубов, Всероссийский союз тяжёлой атлетики, которые в эти же годы становятся членами Международной федерации футбола (ФИФА), Международной федерации тенниса (ИТФ), Всемирного тяжёлоатлетического союза (ИВФ).

    На Играх IV Олимпиады (Лондон, 1908 г.) петербургский фигурист Н. А. Панин-Коломенкин выиграл первую в истории отечественного спорта золотую олимпийскую медаль.
    Официальный олимпийский дебют российской команды состоялся в 1912 г. на Играх V Олимпиады (Стокгольм, ), итоги которой (две серебряные и две бронзовые медали) привели к решительным переменам в организации и развитии физической культуры и спорта в стране.

    Для подготовки олимпийского резерва страны принимается решение ежегодно проводить российские олимпиады. В 1913 г. в Киеве был построен самый крупный стадион в России, и состоялась Первая Всероссийская Олимпиада, в программу которой вошли лёгкая атлетика, борьба, гиревой спорт, велосипедная гонка, гимнастика, плавание, конные состязания, стрельба, фехтование, гонка на мотоциклах, футбол. Вторая Всероссийская Олимпиада была проведена в Риге (июль, 1914 г.), в её программе было 12 видов спорта. Эти олимпиады способствовали росту популярности спорта в стране.

    После 1917 г. советское правительство много внимания уделяет физической подготовке трудящихся масс. Была создана сеть институтов и техникумов физической культуры, школы тренеров, созданы научно-исследовательские институты, спортивные федерации, клубы. В Советской России проводятся первые чемпионаты по тяжёлой атлетике (1918 г.), конькобежному спорту (1919 г.), шахматам и лыжному спорту (1920 г.), плаванию (1921 г.), футболу (1922 г.), борьбе (1924 г.), свои олимпиады - «Первая Красная Сибирская олимпиада» (июль 1920 г.), «Кавказская» и «Среднеазиатская» олимпиады (август 1920 г.), спартакиады. Получили широкое распространение технические (авиационные) виды спорта.

    Первым большим стадионом СССР стал стадион «Динамо» в Москве, построенный в 1928 г., где проходили крупнейшие спортивные соревнования по многим видам спорта. В Ленинграде в 1933 г. был открыт стадион имени С. М. Кирова, вмещавший более 100 тыс. зрителей. К 1935 г. в СССР было уже более 600 крупных стадионов.
    Для формирования системы физического воспитания в стране в мае 1930 г. были введены единые нормы физической подготовленности молодого поколения (ГТО), которые легли в основу программ всех учебных заведений.

    В 1934 г. советское правительство утвердило звание «заслуженный мастер спорта». Физическая культура и спорт стали играть заметную роль в жизни советского народа, росла численность населения, занимающегося физической культурой. Создавались спортивные общества, призванные помочь людям заниматься физической культурой и спортом как на любительском, так и на профессиональном уровне («Динамо», «Буревестник», «Локомотив», «Водник», «Спартак», «Трудовые резервы» и т. д.). В 1943 г. был разработан и утверждён комплекс испытаний для детей школьного возраста «Будь готов к труду и обороне» (БГТО), в который вошли 16 норм спортивно-технического характера. В послевоенные годы в высших учебных заведениях, в образовательных школах, ремесленных и железнодорожных училищах, средних специальных учебных заведениях физическое воспитание было восстановлено в качестве обязательного предмета.

    В середине и в конце 1940-х гг. высоко поднялся престиж Советского Союза. Спортсмены страны становятся победителями официальных чемпионатов мира. Победные результаты убеждают руководство страны в реальности успешного участия национальной сборной команды СССР в Олимпийских Играх.

    Олимпийский дебют сборной команды СССР состоялся в Играх XV летней Олимпиады (Хельсинки, 1952 г.) Спортсмены сборной СССР завоевали 22 золотые, 30 серебряных, 19 бронзовых медалей и установили 13 олимпийских рекордов, в том числе 3 мировых.

    В 1954 г. Совет Министров СССР принял решение о сооружении «Большого мос-ковского стадиона». Открытие спортивного комплекса «Лужники» было приурочено к первой Спартакиаде народов СССР (1956 г.).

    Первое выступление советских спортсменов в VII зимних Олимпийских Играх со-стоялось в январе–феврале 1956 г. в итальянском городе Кортина де Ампеццо. Выступая во всех номерах программы, кроме фигурного катания на коньках и бобслея, советские спортсмены завоевали 7 золотых, 3 серебряные и 6 бронзовых медалей и вышли на первое место в неофициальном командном зачёте.

    В 1956 г. на XVI Олимпийских Играх ( , Австралия) впервые сборная команда СССР победила в неофициальном командном зачёте и впервые олимпийское золото выиграла сборная СССР по футболу. Сборная СССР завоевали 37 золотых, 29 серебряных, 32 бронзовые медали.

    В 1960 г., участвуя в зимних VIII Олимпийских Играх (Скво-Вэлли, ) и в XVII летних Олимпийских Играх (Рим, ), сборная команда СССР по количеству медалей вышла на первое место в двух Олимпиадах, завоевав в Скво-Вэлли 7 золотых, 3 серебряные 6 бронзовых; в Риме - 43 золотых, 29 серебряных, 31 бронзовые медали.

    1960–1970гг. характеризуются массовым занятием спортом населения. Большой популярностью у населения пользовались группы здоровья, спортивно-оздоровительные лагеря, туристические и лыжные базы, поезда здоровья. Много было спортивных детских школ, создавались спортивные клубы. Популяризации и развитию спорта способствовали отечественные средства массовой информации. Издавались спортивные журналы и газеты, выходили на экран документальные, научно-популярные, учебные и художественные фильмы, посвящённые спорту.

    В 1964 г. на IX зимних Олимпийских Играх (Инсбрук, ) сборная команда СССР стала командой-победителем в неофициальном командном зачёте, завоевав 11 золотых, 8 серебряных, 6 бронзовых; а на XVIII летних Олимпийских Играх (Токио, ) завоевала наибольшее число медалей (30 золотых, 31 серебряных, 35 бронзовых медалей).
    В 1968 г. на X зимних Олимпийских Играх (Гренобль, ) и на XIX летних Олимпийских Играх ( , Мексика) сборная команда СССР завоевала 5 золотых, 5 серебряных и 3 бронзовые медали (Гренобль); 29 золотых, 32 серебряные, 30 бронзовых (Мехико).

    В 1972 г., участвуя в XI зимних Олимпийских Играх (Саппоро, Япония) и в XX летних Олимпийских Играх ( , ФРГ), сборная команда СССР и в Саппоро и в Мюнхене заняла первое место в неофициальном командном зачёте, завоевав в Саппоро 8 золотых, 5 серебряных, 3 бронзовых медалей; а в Мюнхене - 50 золотых, 27 серебряных, 22 бронзовые медали.

    В 1973 г. в Москве состоялись соревнования VII Всемирных студенческих игр. Советские спортсмены завоевали на них 68 золотых, 36 серебряных, 30 бронзовых медалей.
    В 1976 г. в программу соревнований по фигурному катанию на XII зимних Олимпийских Игр (Инсбрук, Австрия) впервые были включены соревнования в танцах на льду, где убедительную победу одержали советские фигуристы. Сборная команда СССР стала командой-победителем, выиграв 27 медалей (13 золотых, 6 серебряных, 8 бронзовых). На XXI летних Олимпийских Играх ( , Канада) сборная команда СССР заняла первое место, выиграв 125 медалей (49 золотых, 41 серебряных, 35 бронзовых).
    В нашей стране к 1980 г. насчитывалось свыше 3 тыс. стадионов; 60 тыс. спортивных залов; 1,2 тыс. наливных бассейнов для плавания; 446 тыс. спортивных площадок; 96 тыс. футбольных полей; 60 мотодромов; более 19 тыс. стрелковых тиров; 6,6 тыс. лыжных баз; 1,3 тыс. конькобежных дорожек и других спортивных сооружений.

    Особое внимание в стране уделялось спорту высших достижений, подготовке будущих рекордсменов и чемпионов. Международным признанием вклада отечественного спорта в развитие олимпийского движения было решение 75-ой сессии Международного олимпийского комитета в Вене (1974 г.) об избрании Москвы столицей Игр XXII летней Олимпиады (1980 г.). В Играх XXII летней Олимпиады в 1980 г. (Москва, СССР) приняли участие 5 217 спортсменов из 81 страны. Советские спортсмены завоевали 195 медалей, из них 80 золотых, 69 серебряных и 46 бронзовых медалей. Главной спортивной ареной олимпийской Москвы стал реконструированный, отремонтированный и достроенный стадион «Лужники». В Москве были построены также Битцевский конно-спортивный комплекс (крупнейший в Европе - площадь 50 га), гребной канал и велотрек в Крылатском.
    В 1984 г. на Играх XIV зимней Олимпиады в 1984 г. ( , Югославия) спортсмены Советского Союза успешно выступили, выиграв 25 медалей и тем самым стали командой-победителем.

    В конце 1980-х гг. в физкультурном движении было занято свыше 350 тыс. штатных работников. Ежегодно выпускалось свыше 15 тыс. специалистов с высшим и 10 тыс. со средним физкультурным образованием. Медико-санитарное обеспечение занятий физической культурой и спортом осуществляли свыше 400 врачебно-физкультурных диспансеров и сеть медицинских пунктов.

    К концу 1980-х гг. в стране насчитывалось 3,8 тыс.стадионов, 85,5 тыс. футбольных полей, более 80 тыс. спортивных залов, 2,3 тыс. бассейнов (в том числе 1,6 тыс. крытых).
    В 1988 г. XV зимние Олимпийские игры (Калгари, Канада) и XXIV летние Олимпийские игры (Сеул, ) стали последними Играми для сборной команды СССР. В командном зачёте сборная команда СССР заняла первое место, выиграв 29 медалей в Калгари и 132 медали в Сеуле.

    За 36 лет (1952-1988 гг.) спортсмены СССР завоевали 1 196 олимпийских медалей - больше, чем любая другая страна.

    С 1991 г. в стране постепенно сокращалась сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений. В 2000 г. их число по сравнению с 1991 г. уменьшилось на 20% и составило около 198 тыс. Под предлогом экономической нецелесообразности ряд предприятий и организаций отказываются от содержания спортивных и оздоровительных объектов.
    В начале 1990-х гг. отечественный спорт впервые столкнулся с массовым уходом лучших хоккеистов в Национальную хоккейную лигу, а футболистов - в сильнейшие футбольные лиги Европы. В хоккейных командах России играли спортсмены из , Словакии, в футбольных командах - из Югославии, Чехии, Южной Африки, и многих других странах. Всего в 1994–2002 гг. в российских футбольных клубах высшей лиги играло 138 игроков из 23 стран.

    С 1996 г. на Олимпийских Играх выступает сборная России.

    В июльские дни 1998 г. в Москве были проведены Первые Всемирные юношеские игры под патронажем Международного Олимпийского Комитета. В них участвовали спортсмены в возрасте до 17 лет из 131 страны в соревнованиях по 15 видам спорта.

    В 1999 г. принят Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», который установил правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, принципы государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и олимпийского движения в России. Здесь впервые было узаконено разделение спорта на любительский и профессиональный и даны определения «спортсмена-любителя», «спортсмена высокого класса», «спортсмена-профессионала». Президент Российской Федерации В. В. Путин 14 августа 2002 г. подписал Указ о создании Совета по физической культуре при Президенте Российской Федерации и спорту. Главная задача Совета - определение приоритетных направлений государственной политики в области физической культуры и спорта и мер по её реализации. Первоочередными мерами государственной поддержки были названы: обеспечение ежегодного финансирования различных мероприятий, в том числе подготовка спортсменов к Олимпийским играм и другим международным соревнованиям; строительство и содержание спортивных сооружений; увеличение количества детских и юношеских спортивных школ; строительство новых баз и центров для подготовки сборных команд России по различным видам спорта и т. д.

    В 2000 г. в Москве прошли первые Международные спортивные игры детей городов-героев России, и Белоруссии, посвящённые 55-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., в них участвовали команды 13 городов-героев. В июне 2002 г. прошли Международные спортивные юношеские игры стран СНГ, Балтии и регионов России.

    В 2000 г. на Играх XXVII летней Олимпиады (Сидней, Австралия) сборная России завоевала 32 золотые, 28 серебряных и 28 бронзовых медалей.

    В 2002 г. XIX зимние Олимпийские Игры проходили в Солт-Лейк-Сити в США. Сборная России завоевала 6 золотых, 6 серебряных, 4 бронзовые и заняла 4-е место в неофициальном общекомандном зачёте.
    В 2003 г. возобновилось проведение спартакиад в стране, в августе-сентябре в Саратове, Казане, Воронеже состоялись финальные соревнования Спартакиады учащихся России.
    В 2000–2004-е гг. повысился интерес населения страны к спорту и физической культуре. Численность населения, занимавшихся в физкультурно-оздоровительных клубах, секциях и группах, соответствовала следующим данным: 1990 г. - 17,4 млн; 1995 г. - 10,5 млн; 2000 г. - 12,8 млн; 2003 г. - 15,5 млн; 2004 г. - 16,6 млн человек.

    Число спортивных сооружений (спортивных залов, плавательных бассейнов, плоскостных спортивных сооружений, фитнес-клубов и т.д.) в начале 2000-х гг. заметно увеличилось. В 2004 г. в стране действовало более 220 тыс.спортивных сооружений.

    В настоящее время крупнейшим спортивным центром Москвы остаётся спорткомплекс «Олимпийский» - крытый стадион на 35 тыс. зрителей с центральной ареной 10 тыс. м2 и плавательным бассейном с местами для 12 тыс. зрителей. Спортивный комплекс «Лужники» занимает территорию 160 га. Он включает футбольные поля, катки с естественным и искусственным льдом, беговые дорожки, теннисные корты, бассейн и т.д. Самые крупные спортивные сооружения комплекса - Большая и Малая спортивные арены, Дворец спорта и спортивный зал «Дружба». Вместимость Большой спортивной арены - около 80 тыс. зрителей, арена оборудована прозрачной раздвижной крышей.

    В 2004 г. XXVIII летние Олимпийские Игры проходили на родине Игр - в . Российские спортсмены в командном зачёте вышли на 2-е место.

    В 2006 г. на XX зимних Олимпийских Играх (Турин, Италия) российская сборная завоевала 8 золотых и 4 серебряные медали.

    Паралимпийские Игры проводятся для спортсменов-инвалидов в тех странах, что и Олимпийские Игры. Паралимпийский Комитет, действующий при поддержке МОК, объединяет несколько спортивных федераций инвалидов. В 1996 г. на Играх в Атланте (США) российская команда по футболу получила серебряные медали, а спустя четыре года в (Австралия) завоевала золото. В 2002 г. на зимних Паралимпийских Играх в Солт-Лейк-Сити (США) российская команда завоевала 21 медаль и заняла 5-е место в командном зачёте. В 2004 г. в Афинах российская сборная, выступавшая в 9 видах программы из 19, заняла 11 место. Большого успеха добилась команда России на зимних Паралимпийских Играх в 2006 г. в Турине, где она с заметным отрывом от других команд вышла в командном зачёте на первое место, завоевав 33 медали, из которых 13 золотых.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Возникновение Олимпийских игр, центр олимпийского мира древности. Церемония зажжения огня. Отличительная особенность соревнований у древних греков и римлян. Развитие гладиаторских боев. Возрождение Олимпийских игр, популярность современного движения.

      реферат , добавлен 24.12.2011

      Эхо тысячелетий. Олимпия - колыбель игр. Возникновение олимпийских игр. Олимпия – центр Олимпийского мира. История возникновения олимпийского огня. Возрождение олимпийских игр. Развитие их в 19 веке. Развитие Игр в 20 веке.

      реферат , добавлен 10.03.2002

      Зарождение современного олимпийского движения и его влияние на российский спорт. Генезис олимпизма и современного олимпийского движения. Пьер де Кубертен и олимпийская идея. Возрождение олимпийского движения и его функционирование в настоящее время.

      курсовая работа , добавлен 14.01.2011

      Основоположник современного олимпийского движения Пьер де Кубертен и основные этапы его жизненного пути. Обеспокоенность физическим состоянием нации правительства Франции. Парижский конгресс о возрождении Олимпийских игр. История проведения Олимпиад.

      контрольная работа , добавлен 28.12.2011

      История возникновения олимпийских игр древности: легенды и мифы. Принципы, традиции и правила олимпийского движения его идея в знаки, символы, награды. Как проводились спортивные олимпийские игры: церемония открытия и закрытия, жизнь и отдых участников.

      курсовая работа , добавлен 24.11.2010

      Характеристика и история Олимпийских игр, принципы и символика олимпийского движения. Порядок проведения олимпийских игр. Содержание регламента разрешения споров, возникающих во время Олимпийских игр. Сущность и особенности олимпийских видов спорта.

      курсовая работа , добавлен 17.02.2018

      История Олимпийских игр. Правила, условия, традиции Олимпийских игр в древности. Программа Олимпийских игр. Олимпионики. Традиция зажжения Олимпийского огня. Влияние Олимпийских игр на религию, политику. Значение Олимпийских игр. Изучение Древней Олимпии.

      реферат , добавлен 19.12.2008

      Отличительные характеристики спорта высших достижений и современного олимпийского движения. Развитие олимпийского движения, проблемы гуманизации спорта высших достижений. Маркетинг в олимпийском движении. Олимпиада "Сочи-2014" - национальный PR-проект.

      курсовая работа , добавлен 05.01.2012

    Первые документально подтвержденные Олимпийские игры прошли в Греции в 776 г. до н.э. Тем не менее, есть сведения, которые могут косвенно указывать на то, что такие соревнования проводились и ранее. В частности, существует легенда, согласно которой Олимпийские игры впервые организовал Геракл еще в 1210 г. до н.э., хотя никаких подтверждений этому еще не было найдено.

    Из дошедших до нас документов стало известно, что Олимпийские игры сначала включали всего один вид состязаний – бег, притом они не нумеровались, как в наше время, а получали свое название от имени победителя. Также ученые выяснили, что на время проведения игр должно было заключаться перемирие между враждующими государствами, однако, к сожалению, это правило неоднократно было нарушено. Несколько раз игры отменяли, а когда официальной религией стало христианство, их и вовсе запретили, окрестив языческой забавой.

    Олимпийские игры были забыты на долгие века, однако есть сведения, что еще в XVII веке подобные мероприятия, только регионального масштаба, проводились в ряде стран, среди которых были Греция, Франция, Англия и пр. В XIХ веке тема Олимпийских игр возникла в творчестве греческого поэта Панайотиса Суцоса. Поэт неоднократно направлял прошения правителю и говорил о том, как важно возродить Олимпийские игры. Однако результата ему удалось добиться только спустя много лет с помощью греческого общественного деятеля Евангелиса Заппаса, который в 1859 году на собственные сбережения провел Олимпиаду.

    Идею греков спустя несколько десятилетий решительно поддержал француз Пьер де Кубертен. Он был уверен, что именно французам, потерпевшим позорное поражение в войне с Пруссией, следует укрепить не только тела, но и души. Более того, мсье Кубертен мечтал объединить спортсменов всего мира, чтобы добиться наконец взаимопонимания и прекратить кровопролитные войны.

    Благодаря усилиям Пьера де Кубертена, в 1896 году были проведены первые Летние Олимпийские игры, после чего они повторялись каждые четыре года и проводятся до сих пор. В 1924 году были организованы первые Зимние Олимпийские игры. Сначала их проводили в один год с Летними, но, начиная с 1994 г., начали устраивать с интервалом в два года. Позднее Олимпиада получила особое развитие: с 1960 года проводятся особые соревнования для инвалидов, а с 2010 – для юниоров с 14 до 18 лет.

    Видео по теме

    Проведение Олимпийских игр в одном из своих городов - это большая честь и ответственность для страны. За более чем столетнюю историю олимпийского движения были сформированы правила, по которым выбирается будущая столица Олимпийских игр.

    Первые Олимпийские игры практически единогласно было решено провести в столице Греции - Афинах. Это объяснялось уважением к истории самих состязаний, появившихся именно в этой стране. Греческие власти оказались довольны проведением игр 1896 года и их успехом и хотели, чтобы Олимпиады всегда проводились на территории Греции. Международный олимпийский комитет с этим не согласился, так как такая идея не соответствовала интернациональному духу игр. Было решено каждые соревнования проводить в новой стране.

    Через несколько десятилетий сложился четкий свод правил о том, как нужно выбирать олимпийскую столицу. Приблизительно за 10 лет до следующих соревнований Международный олимпийский комитет объявляет сроки подачи заявок городов на участие в играх. В самих заявках должны быть представлены условия проведения игр, а также инфраструктура и спортивные объекты. которые уже есть в наличии и которые запланированы для строительства. Город должен продемонстрировать то, что он идеально подходит для спокойной организации соревнований.

    Приблизительно за 9 лет до игр из поданных заявок выбирается несколько фаворитов. Кроме идеи, олимпийский комитет должен оценить и возможность ее реализации, то, хватит ли у правительства страны, где находится город, денег для финансирования таких дорогостоящих соревнований. Во многом по финансовым причинам еще ни одна