• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Алёна Хамова
    «Весёлые рыбки». НОД в подготовительной группе по теме «Рыбы. Водоём»

    Цель : обобщение знаний о рыбах.

    Программное содержание :

    Образовательные задачи :

    Обогащать и активизировать словарь по теме «Рыбы . Водоём » .

    Закреплять знания о рыбах, их видах, о водоёмах .

    Закреплять умения обобщать и классифицировать.

    Закреплять умения составлять и решать задачи.

    Уточнить представления о свойствах предметов (в данном случае об объёме) .

    Закреплять умения сравнивать предметы по объёму.

    Развивающие задачи :

    Развивать коммуникативные навыки (умение активно вступать в речевое взаимодействие, умение отвечать на заданные вопросы; умение рассуждать, сравнивать и делать выводы).

    Развивать познавательный интерес.

    Развивать психические процессы : восприятие, внимание, память, мышление.

    Развивать координацию движений на основе согласования действий со словами физминутки.

    Развивать мелкую моторику на основе пальчиковой гимнастики

    Воспитательные задачи :

    Совершенствовать произвольность регуляции поведения и концентрацию на деятельности.

    Развивать чувство партнёрства и сотрудничества.

    Закреплять навыки культурного поведения в общении друг с другом.

    Материал : мяч, аквариум, условные мерки, игрушки – рыбки , декоративные камушки клеёнка, полотенца, алгоритм развития рыб, карточки к заданиям, кружки – для счёта мерок.

    Предварительная работа : чтение книги Т. Шорыгиной «Рыбы . Какие они?» , отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций.

    Организационный момент :

    Доброго вам дня, дорогие ребята. Подарим друг другу частицу тепла и доброты. Возьмёмся за руки, закроем глаза. Сделаем глубокий вдох, выдох. Откроем глаза. Скажем, друг другу все вместе «Я желаю тебе добра» . (Дети повторяют фразу) .

    Ребята, вы любите секреты? У меня для вас есть коробка с секретом. (потрясти коробку) . Что в ней, вы узнаете, когда выполните задание.

    Игра «Поставь точки по адресам. Соедини по точкам» .

    Прошу всех сесть на свои места за столы. Вам необходимо поставить точки по известным адресам-координатам, затем соединить их и вы узнаете, что в коробке. А Сева – соединит все точки от 1до 12 и тоже откроет секрет. Возьмём карандаши, начинаем работать. Будьте внимательны. (Воспитатель диктует координаты точек, а дети их отмечают в соответствующих клетках.)

    Что у вас получилось, кто угадал, что лежит в коробке?

    Интересно ребята для чего нам эти рыбки , что мы можем с ними делать? (предложения детей.) Ваши предложения мне очень нравятся. Но больше всего мне понравился вариант с аквариумом. Как вы думаете. Мы можем оформить аквариум в группе ?

    Но для этого, давайте все вместе вспомним всё то, что мы знаем о рыбах.

    Предлагаю вам поиграть в игру «Вопрос – ответ» . (игра с мячом)

    Какие животные называются рыбами?

    Где живут рыбы ?

    Какие бывают рыбы ?

    Какие части тела есть у рыб?

    Чем покрыто тело рыб?

    Что помогает рыбам плавать?

    Чем питаются рыбы ?

    Алгоритм развития рыб

    Ребята, всё живое вокруг нас растёт и развивается. И рыбы конечно не исключение. Предлагаю вам составить алгоритм развития рыб. Для этого вам нужно выбрать себе пару (воспитатель раздаёт каждой паре конверт с заданием) . Располагайтесь на ковре как вам удобно. Выполняем задание.

    Кто из вас готов рассказать этапы развития рыб. Мы составили алгоритм развития рыб из икринок. Но существуют и живородящие рыбы . Тогда какие части алгоритма будут лишними? Молодцы. Так развиваются рыбы .

    Игра «Чей дом»

    У каждого из нас есть дом и у рыб тоже. Вспомним ребята, где живут рыбы (дети называют) . Если рыба живёт в море, то она, если в аквариуме-, если в пресной воде- …

    Назовите водоёмы с пресной водой ? (река, озеро, пруд) .

    Для вас на столах лежать дома рыб. Ваша задача расселить всех рыб по своим домам.

    Молодцы, всех рыб расселили.

    Пальчиковая игра «Рыбка »

    Рыбка плавает в водице ,

    Рыбке весело играть

    Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывёт рыбка

    Рыбка , рыбка , озорница,

    Грозят пальчиком

    Мы хотим тебя поймать

    Медленно сжимают ладони

    Рыбка спину изогнула

    Снова изображают, как плывёт рыбка

    Крошку хлебную взяла

    Делают хватательное движение обеими руками

    Рыбка хвостиком махнула ,

    Рыбка быстро уплыла

    Снова «плывут» .

    Как известно рыбы быстрые , юркие, шустрые. Предлагаю поиграть с рыбками и отдохнуть .

    Физминутка :

    "Рыбка ".

    Рыбка рыбке говорила ,

    Плавничками шевелила :

    "Чтобы быть здоровой, гладкой,

    Будем делать мы зарядку.

    Хлоп направо, хлоп налево,

    Мы стройны, как королевы!

    Будем хвостиком вилять :

    Раз, два, три, четыре, пять!

    Два подскока, три хлопка,

    Головою два кивка".

    (дети выполняют движения в соответствии с текстом)

    Игра «Логические таблицы»

    Воспитатель приглашает детей за стол.

    -Рыбы решили сыграть с нами в прятки. Рассмотрите таблицы, каких рыб не хватает? Подберите из предложенных каточек и разложите на свои места.

    Молодцы, всех рыб нашли.

    Игра «Составь и реши задачу»

    Рассмотрите внимательно задание. Вам необходимо составить по карточкам задачу, решить её. Напомню, что у каждой задачи есть условие и вопрос. Ребята, кто из вас желает задать свою задачу ребятам, а они её решат?

    Молодцы, составили и решили задачи.

    Игра «Родственные слова»

    Подберите картинки с родственными словами к слову рыба и назовите эти слова.

    (На ковре воспитатель раскладывает картинки, дети выбирают, называют слово и объясняют его.)

    Молодцы, подобрали слова-родственники к слову рыба.

    «Аквариум»

    Ребята, мы поговорили про рыб, поиграли с ними. Теперь предлагаю вам создать аквариум.

    Скажите, пожалуйста, какой формы бывают аквариумы?

    Какой формы наш аквариум?

    Какие аквариумы бывают по объёму, по тому, сколько вмещается в него воды?

    Как вы думаете, что нам нужно, что бы заполнить аквариум водой ? (вода, мерки)

    В аквариум необходимо налить 16 мерок воды. Вас 8 человек. По сколько мерок воды каждый из вас должен налить в аквариум, чтобы было поровну? (по 2 мерки) .

    Мерки все разные. Нам нужно выбрать одинаковые мерки по объёму. Как вы думаете, что необходимо для этого сделать? (сравнить мерки, выбрать одинаковые) . Выполняем.

    (Дети сравнивают мерки методом переливания воды, находят одинаковые.)

    Мерки определили. Теперь каждый из вас нальёт по 2 мерки воды в аквариум, при этом откладывая на стол за каждую мерку 1 кружок. Сколько всего мерок налили в аквариум? Чему равен объём аквариума?

    Поселим рыбок. Ульяна, Настя, Вероника – украсят аквариум камушками, осторожно не бросая их. А все остальные ребята – запустят рыбок в аквариум. (Дети любуются аквариумом.) .

    Итог : Мы с вами ребята выполнили все задания и теперь у нас есть аквариум. Подарим друг другу аплодисменты. Ребята, мне очень интересно, какой секрет может быть в коробке, но это узнаем в следующий раз. Всем спасибо.

    Публикации по теме:

    Беседа с детьми по экосистеме «Водоём, река, озеро» Беседа с детьми по экосистеме «Водоём, река, озеро». Цель: Познакомить детей с обитателями и строением водоёмов, вызвать у детей желание.

    Домашнее задание «Рыбы» Родителям: рассказать ребенку о рыбах, где живут (в морях, океанах, реках, прудах, озерах, аквариумах.); рассказать.

    Конспект интегрированного НОД по художественному творчеству. Пластилинография «Аквариумные рыбки» подготовила воспитатель Козаева Т. В..

    Конспект интегрированного занятия в средней группе «Рыбки играют, рыбки сверкают» Интегрированное занятие в средней группе Рыбки играют, рыбки сверкают…. Цель: развитие творческих способностей детей через продуктивную.

    Екатерина Дунда
    Конспект открытого занятия по речевому развитию на тему «Рыбы и морские обитатели» (подготовительная группа)

    Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

    Цель: обобщить знания о морских и речных обитателях, учить делить слова на слоги, учить верно формулировать вопросы и задавать их, побуждать к составлению развернутого сложноподчиненного предложения, учить составлять рассказ, коллективный рассказ, учить согласовывать прилагательное с существительным.

    Развивающая предметно-пространственная среда темы ННОД: помещение группы, столы, магнитная доска, компьютер, проектор, колонки, презентация, аудиозапись с шумом моря, рыбка с чешуйками (несколько чешуек отличаются цветом – разные оттенки синего, картинки морских и речных обитателей, картинки моря, реки; ракушки, камни, весы с чашами, бутылочка с сюрпризом, жетоны, конверты с заданиями. Отрывок из мультфильма «В поисках Дори».

    Планируемый результат:

    Речевое развитие – умеют делить слова на слоги, умеют задавать вопросы и отвечают полным ответом, умеют согласовывать прилагательные с существительным, умеют составлять короткие рассказы.

    Социально-коммуникативное развитие – умеют работать в команде, умеют договариваться, легко общаются с взрослым, задают вопросы.

    Художественно-эстетическое развитие – проявляют интерес к русскому фольклору и загадкам; стремятся к самостоятельной творческой деятельности.

    Физическое развитие – легко выполняют основные движения

    Ход занятия:

    Звучит шум моря.

    Воспитатель: Ребята, что это? Вы узнали этот шум?

    Дети: Да. Это море.

    Воспитатель: А что такое море? А какие другие водоемы вы знаете?

    Дети: Море – это….А еще есть озера, реки, болота и т. д.

    Воспитатель: Какие из них с соленой водой, а какие с пресной водой?

    Дети: ….

    Воспитатель: Посмотрите, ребята. К нам заплыла загадочная рыбка. А в чем её загадочность? Что это за блестящие штучки на теле рыбки?

    Дети: у нее необычные чешуйки.

    Воспитатель: Правильно. На чешуйках у рыбки загадки. Отгадайте загадки! Кто отгадает - набирает себе команду. Но в команде может стать капитаном только самый внимательный и активный участник.

    Эта рыба - хищник злой,

    Всех проглотит с головой.

    Зубы показав, зевнула

    И ушла на дно. (акула)

    Плавает прозрачный зонтик.

    «Обожгу! - грозит. - Не троньте!»

    Лапки у нее и пузо.

    Как зовут ее? (Медуза)

    На дне, где тихо и темно,

    Лежит усатое бревно.

    Он в самом омуте живет,

    У него огромный рот,

    Вы слыхали о таком?

    Ну конечно, это (сом)

    Опасней всех она в воде,

    Хитра, прожорлива, сильна,

    Притом - такая злюка!

    Конечно, это (щука)

    Воспитатель: Молодцы! Детки, которые отгадали загадки, набирайте себе команду и плывите в свой водоем! Но будьте внимательны! Выберите тот водоем, в котором вы обитаете! Есть два моря и две реки! (Уточнить у команд, в каких они живут водоемах либо сразу, либо спросить, почему выбрали тот или иной водоем).

    Дети занимают столы с изображением моря или реки.

    Воспитатель: Нашли свои водоемы! Молодцы! Ребята, а у рыбки есть сюрприз! Вот он в бутылочке. Но получить мы его сможем, только если пройдем несколько испытаний. Каждый раз, выполняя задание правильно – мы будем получать жетон. Вот если наши жетоны перевесят эту бутылочку, то мы сможем открыть её.

    Если команда-соперник не может ответить на вопрос, вы можете рассказать вместо них и тоже получить жетон. Для этого у вас на столах лежат флажки – любой из вас зная ответ, может взять его и махнуть. Рыбка любит тишину, поэтому команда, которая будет шуметь и мешать - будет лишаться жетона. Готовы?

    Дети: Да.

    Воспитатель: Смотрите, на столах лежат конверты с номерами. Какой откроем?

    Дети: с номером 1.

    Воспитатель: открываем! Каждый возьмет по одной рыбке, которая обитает в вашем водоеме. Будьте внимательны и помогайте друг другу.

    Дети выбирают картинки, сверяют их с силуэтами на картинке с водоемом

    Воспитатель: Кого ты выбрал и почему? (обращается к ребенку)

    Ребенок: Я выбрала акулу, потому что она обитает в море.

    Воспитатель: Раздели это слово на слоги! (дети обязательно прохлопывают части слова)

    Ребенок: а-ку-ла. И т. д все дети

    Воспитатель: Молодцы! Все команды справились и получают свои жетоны. Теперь вы можете открыть другой конверт. Какой?

    Дети: с номером 2

    Воспитатель: Второе испытание - в конверте морской обитатель. А вот какой он? Вы рассказывайте, а я буду проверять - принимает рыбка ваши ответы или нет. Дети перечисляют прилагательные.

    Медуза – какая она? Медуза - прозрачная, опасная, медленная, светящаяся.

    Акула – какая она? Акула - опасная, зубастая, хищная, быстрая.

    Скат – какой он? Скат - электрический, плоский, длинный.

    Морские звезды – какие они? Они разноцветные, хищные, колючие, ядовитые.

    Воспитатель: Дети, вы справились. Молодцы! Вот ваши жетоны. Давайте, отдохнем. Рыбка приглашает нас поиграть с ней:

    Пять маленьких рыбок ныряли в реке

    (имитация рыб) .

    Лежало большое бревно на песке

    (развести руки в стороны) .

    Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко

    (имитация ныряния) .

    Вторая сказала:- ведь здесь глубоко

    (грозят указательным пальцем) .

    Третья сказала:- мне хочется спать

    (руки лодочкой под ухо) .

    Четвертая стала чуть-чуть замерзать

    (потереть кистями плечи) .

    Пятая крикнула:- здесь крокодил

    (руками имитируют пасть крокодила) .

    Плывите скорее, чтоб не проглотил

    (убегают) .

    Воспитатель: Теперь мы можем открыть конверт номер?

    Дети: номер 3

    Воспитатель: Узнайте, кого загадала нам рыбка! Я помогу рыбке провести это испытание - каждой команде загадаю какого-нибудь морского или речного обитателя. Вы можете задавать вопросы (3-4, на которые я отвечаю: да или нет. Потом вы совещаетесь и называете. Команда, угадавшая обитателя – получает жетон!

    1 команда – осьминог

    2 команда – краб

    3 команда – рак

    4 команда – дельфин

    (Дети задают вопросы. Совещаются. Дают ответ. Воспитатель открывает картинки).

    Воспитатель: Молодцы! Команды получают свои жетоны. Ну, и последний конверт №4! Откройте его скорее!

    Воспитатель: Так, что же это?

    Дети: Части пазла.

    Воспитатель: А где же другие части? У каждой команды только одна часть. Что же делать?

    Дети: может соединить части всех команд?

    Воспитатель: Молодцы! Конечно, только вместе, дружно можно преодолеть все трудности. Так даже лучше! Наши жетоны все вместе точно перевесят бутылочку с сюрпризом. Дети собирают пазл – схема для рассказа.

    Дети: это схема

    Воспитатель: Что же хочет рыбка?

    Дети: Она хочет, чтобы мы рассказали ей про обитателей водоемов.

    Воспитатель: Верно. Нам нужно при помощи схемы составить рассказ об обитателе, которого вы выбрали. Первое предложение – кто это, второе – где обитает, третье – чем питается, и четвертое – что вы знаете еще об этом обитателе водоема.

    Например, это рак. Он живет в реке. Он питается водорослями и свежими водными растениями. Рак опасен. Он может сильно прижать палец своими клешнями. У него тело покрыто панцирем.

    (Дети составляют рассказы).

    Воспитатель: Команды вновь получают свои жетоны.

    Воспитатель: Какие вы знайки! Всё знаете про морских и речных обитателей.

    А есть что-то, что вы узнали только сегодня?

    Дети: ….

    Воспитатель: А что вы хотели бы сами рассказать сегодня дома о жизни морских и речных обитателей? Кому?

    Дети:

    А теперь предлагаю вам, объединить наши жетоны и взвесить их. Посмотрим – выиграли мы сюрприз или нет. (Дети собирают все жетоны и помещают на другую чашу весов. Жетоны перевешивают.)

    Дети: ура!

    Воспитатель: Открываем! Здесь билетик на просмотр мультфильма «В поисках Дори!» Давайте поблагодарим рыбку за такой замечательный сюрприз.

    Дети: спасибо, рыбка!

    (Дети усаживаются смотреть мультфильм).

    Задачи:

    • формирование у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде;
    • формирование знаний у детей о характерном строении рыб: форма тела, плавники, жабры и т.д.
    • активизация и обогащение словарного запаса детей.
    • вызвать желание бережно относиться к богатствам природы, помочь понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой, и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство;
    • воспитывать интерес к природе.

    Предварительная работа:

    1. Рассматривание аквариума – водной экосистемы.

    2. Наблюдения за аквариумными рыбками.

    3. Знакомство с моделями «Рыбы», «Кто живет в пруду».
    4. Чтение художественной литературы: А.С.Пушкин «Сказка о золотой рыбке», Пермяк «Первая рыбка», И. Токмакова «Где спит рыбка», русская народная сказка «По щучьему велению».
    5. Рисование Рыбки в аквариуме».
    б. Знакомство с названиями аквариумных и речных рыб.

    7. Просмотр видеофильма «На реках и водоёмах».

    Ход:

    Игра «Рыбка плавает в водице»

    Внести крупный атлас мира, обратить внимание на то, что на карте много голубого цвета. Воспитатель: Ребята, что на атласе обозначает голубой и синий цвета?

    Дети: Это вода: океаны, реки, озёра.

    Воспитатель: А, вы знаете, кто заселяет эти водные просторы? (Высказывания детей.)

    Да, это не просто вода. Это дом, где живут самые разные существа. Назовите их.

    Ответы детей.

    Физминутка: «Путешествие по дну моря».

    Воспитатель: Давайте посмотрим на них.

    Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением водных животных.

    Воспитатель: Отгадайте загадку: «У родителей и деток вся одежда из монеток»

    Дети: Это рыбы.

    Воспитатель: Правильно, молодцы! Отберите картинки с изображением рыб.

    Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, чем рыбы отличаются от других животных?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Всех рыб отличают от других животных общие признаки.

    Предложить детям нарисовать на доске формы тела рыбы (вариант – игрушка заводная рыбка).

    Воспитатель: Посмотрите, вытянутое тело, голова плавно переходит в туловище, а туловище в хвост. У рыб есть плавники, чешуя, жабры.

    Вы брали когда-нибудь рыбу в руки? Какая она на ощупь?

    Дети: Скользкая.

    Воспитатель: Тело рыбы покрыто чешуёй и слизью, это делает её скользкой, поэтому она легко скользит в воде.

    Рыба постоянно живёт в воде, там она находит пищу, в воде из икры выводятся мальки, из которых потом вырастает новая рыба.

    Воспитатель: А как дышит рыба под водой? Никто об этом не думал?

    (Высказывания детей.)

    Воспитатель: «Ночью темень, ночью тишь, рыбка, рыбка, где ты спишь?»

    Где же спит рыбка и как? Ответы детей.

    Да, у неё есть особое приспособление для дыхания под водой – жабры.

    Воспитатель: Посмотрите на эту схему и расскажите об основных отличительных особенностях рыбы.

    Воспитатель: Ребята, скажите, что нужно для того, чтобы рыба не погибла, а жила?

    Рассматривание ещё одной модели: «Что нужно для рыбы».


    Обсуждение с детьми. Подвести к тому, что рыба нуждается в воде, корме, воздухе и водных растениях.

    Воспитатель: Скажите, а как появляется рыбка? Рассматривание модели.


    Воспитатель: Да, действительно, ребята, рыба появляется из икринок, икринки – в мальков, а из мальков вырастает большая рыба.

    Воспитатель: Кто знает названия рыб? Назовите!

    Ответы детей.

    Воспитатель: Как люди должны заботиться о рыбах, чтобы им было хорошо, чтобы у них появились детёныши? Смогут ли они выжить, если вода в морях и реках будет грязной? Можете ли вы сделать что-нибудь полезное для рыб?

    Подвести детей к тому, что воду нельзя загрязнять, не губить мальков разных рыб, не ловить много рыбы. Рассказать, кто такой - браконьер.

    Игра «Мы – рыбки».

    Итог: Что нового узнали? О чём говорили? О чём или о ком ещё хотите узнать?

    Примечание: по всем схемам рассказывают дети с высоким уровнем, по отдельным – дети со средним и низким уровнем развития.

    Цели:

    Образовательные: Расширение представлений о рыбах, их внешнем виде, образе жизни и повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «рыбы» (рыба, пруд, озеро, аквариум, водоём, море, река, охота, хищник, карп, окунь, сом, щука, туловище, плавник, хвост, жабры, чешуя;

    зубастый, хищный, длинный, усатый, полосатый, серебристый; ловить, охотиться, плавать, питаться, размножаться, затаиться) .

    Коррекционные: Развитие мышления, воображения, творческих способностей, познавательной и речевой активности с помощью слова, образных сравнений, имитаций, развитие зрительного восприятия и внимания, артикуляционной моторики, фонематического слуха, координация речи с движением.

    Воспитательные: Формирование навыков взаимопонимания, доброжелательности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

    Предварительная работа: Просмотр картинок с изображением рыб, беседа об образе жизни аквариумных и пресноводных рыб. Разучивание пальчиковой гимнастики «Рыбка». Чтение сказки А. С. Пушкина «Золотая рыбка».

    Оборудование: Плоскостные рыбки, картинки по теме, рыбки-раскраски, цветные карандаши.

    Ход занятия.

    1. Организация занятия.

    Вос-ль: Ребята, если бы вы попали в подводное царство, что в этом царстве «течет-течет – не вытечет, бежит-бежит – не выбежит». (Вода)

    Какая в морском царстве вода? (Прозрачная, чистая, теплая.)

    Если бы вода была грязной, что бы случилось с ее жителями? (Заболели бы, погибли.)

    Кого больше всего в морском царстве? (Рыб.)

    Отгадайте, кто это. «У родителей и деток вся одежда из монеток». (Рыбки.)

    Где живут рыбы?

    Почему им хорошо в водичке?

    Что они там делают? (Плавают, ныряют, обгоняют друг друга, зарываются в песок.)

    Кто ещё умеет плавать? (Люди, корабли, животные.)

    2. Пальчиковая гимнастика.

    Плавает в аквариуме (Ладошка складывают вместе и выполняют ими

    волнообразные движения, вращая в запястьях

    в запястьях вправо-влево, как рыбка хвостиком.)

    Рыбка золотая,

    Посмотрите на неё –

    Красивая какая.

    3. Работа с иллюстрациями.

    Детям предлагаются картинки с изображением рыб.

    Вос-ль: Расскажите, какие вы видите рыбы. (Ответы детей.)

    Покажите, как плавают рыбы. (Дети руками изображают, как плавают рыбы.)

    Есть рыбы, которые живут в аквариуме (аквариумные рыбки –золотая, меченосец, гуппи, гурами, скалярия.)

    Рыбы, которые живут в прудах, озерах, реках, называются пресноводным.

    Вол-ль: Давайте рассмотрим рыб и поговорим о том, какие части тела у них есть. Обратите внимание на то, какой разной формы могут быть тело и голова рыбы, какие разные хвосты и плавники.

    А ещё у всех рыб есть жабры для того, чтобы дышать.

    На картинке видно, какие острые зубы у щуки. Щука – хищница. Она питается другими рыбами. К хищным относятся и сом, и форель, и окунь.

    А вот карась, ёрш и лещ – не хищники, он питаются водорослями.

    4. Беседа по содержанию стихотворения.

    Вос-ль: Ребята, послушаем стихотворение Ирины Токмаковой «Где спит рыбка».

    Ночью темень, ночью тишь.

    Рыбка, рыбка, где ты спишь?

    Лисий след ведет к норе,

    След собачий к конуре.

    Белкин след ведет к дуплу,

    Мышкин – к дырочке в полу.

    Жаль, что в речке на воде

    Нет следов твоих нигде.

    Только темень, только тишь.

    Рыбка, рыбка, где ты спишь?

    Вос-ль: О каких животных рассказывается в стихотворении?

    Где спят эти животные?

    Как спит рыбка? (Застывает в траве, возле дна, глаза открыты (нет век, но ничего не видит.)

    Почему не видно следов рыбок на воде?

    5. Игра «Назови ласково».

    Рыба — …

    Икра — …

    Сом — …

    Река — …

    Лягушка — …

    Хвост — …

    Вода — …

    Улитка — …

    6. Анализ слова рыба.

    Вос-ль: Давайте сделаем звуковой анализ слова рыба. Сколько звуков в этом слове? (В этом слове четыре звука.)

    Какой звук вы слышите первым?

    Какой звук следует после р?

    Следующий звук? (звук б)

    И последний звук? (звук а)

    Какой он, гласный или согласный? Каким цветом его отмечаем при написании?

    6. Игра «Поймай рыбку».

    Вос-ль: Посмотрите на рыбок. Представим, что мы на рыбалке и ловим рыбок. Начинаем ловить. (Дети собирают рыбок) .

    Сосчитайте, по сколько рыбок у каждого из вас.

    1 ребенок. У меня две рыбки.

    2 ребенок. У меня одна рыбка.

    3 ребенок. У меня четыре рыбки.

    4 ребенок. У меня пять рыбок.

    5 ребенок. А у меня три рыбки.

    Вос-ль: Молодцы! Вот как много рыбы поймали.

    7. Пальчиковая гимнастика.

    Жил да был один налим, (Складывают ладошки,

    делают ими плавные движения,

    имитируют движения плавников.)

    Два ерша дружили с ним. (Раздвигают ладошки,

    Делают движения двумя ладонями.)

    Прилетали к ним три утки (Складывают руки накрест, делают

    взмахи ладонями.)

    По четыре раза в сутки

    Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальчики по очереди.)

    8. Игра «Представь, что ты… »

    Вос-ль: Ребята, вспомните сказку «Золотая рыбка».

    Что делала рыбка? (Рыбка исполняла все желания жадной старухи, которая захотела стать «владычицей морскою».)

    Изобразите жадную старуху.

    А если бы вы увидели золотую рыбку, что бы попросили?

    А как, по-вашему, выглядит золотая рыбка?

    9. Индивидуальная работа за столами.

    Вос-ль: Ребята, у вас на столе лежат рыбки. Раскрасьте их по своему желанию. Создайте свою золотую рыбку. (Дети выполняют задание.)

    10. Итог занятия.

    Воспитатель предлагает детям вспомнить самое интересное задание.

    Конспект занятия «Обитатели воды - рыбы»

    Цель: Обобщить материал по теме: «Рыбы».

    Задачи:

    Образовательная:

    1. Учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).

    2. Учить выделять признаки различия и сходства между рыбками.

    3. Упражнять детей делать выводы в составлении рассказа - сравнения по плану.

    Развивающая:

    1. Развивать мышление и память, умение анализировать, выражать их в речи.

    2. Развивать эмоциональную сферу детей

    Воспитательная:

    Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.

    Материалы и оборудование: картинки с изображением рыб пресноводных, морских, аквариумных, карточки с изображением аквариумных и пресноводных рыб, фланелеграф, изображение Незнайки, рыб и морских животных для работы на фланелеграфе, разрезная картинка (рыба).

    Предварительная работа: чтение рассказов о морских обитателях, рыбах, наблюдение за аквариумными рыбками.

    Ход занятия. Воспитатель загадывает загадки:

    Жива в воде она,

    Поймаешь, вытащишь ее -

    Умрет она тогда.

    Крылья есть, да не летает,

    Глаза есть, да не мигает,

    Ног нет, да не догонишь.

    Блещет в речке чистой

    Спинкой серебристой.

    У родителей и деток

    Вся одежда из монеток.

    О ком эти загадки? (о рыбах).

    Характеристика рыб (по тексту загадок)

    Рыба живет в воде. На суше жить не может. Глаза есть, да не мигает. «Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники). Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается? (плавает). Есть хвост. Для чего рыбам хвост? (руль). Одежда из «монеток». Из каких монеток эта одежда? (это чешуя). Рыба живет в воде. Где может жить рыба? (в аквариуме, в море и т. д.). Как называются рыбы, живущие в море (морские), в реке..., в аквариуме...

    Затем дети перечисляют отличительные признаки рыбы: «У нее есть голова, рот, глаза, жабры, туловище, хвост, плавники. Туловище покрыто чешуей». Из частей составляется картинка, на которой изображена рыба.

    Воспитатель. Отгадайте загадки, найдите - отгадки.

    На дне, где тихо и темно,

    Лежит усатое бревно (сом)

    Колюч, да не еж

    Кто это? (ерш)

    К нам из сказки приплыла,

    Там царицей была.

    Это рыбка не простая.

    Рыбка... (золотая)

    Ярко - красный или черный,

    Очень резвый и проворный,

    Длинный острый хвостик носит

    И зовется... (меченосец)

    На какие группы можно поделить этих рыб? (на пресноводных рыб и аквариумных рыб).

    Работа с карточками.

    Найти и обвести в кружок аквариумных рыбок.

    Обвели в кружок сомика, а сома нет. Почему?

    Рассказ - сравнение.

    Чем они отличаются и чем похожи?

    «Это сом и сомик, у них есть голова, рот, туловище, хвост, плавники.

    У сома - усы, а у сомика - усики. Сом живет в реке, а сомик в аквариуме. Речной рыбой питаются птицы, животные, люди; аквариумными рыбками мы любуемся».

    Физкультминутка

    Как в аквариуме нашем

    Рыбки золотые пляшут.

    Они весело резвятся

    В чистой тепленькой воде,

    То сожмутся, разожмутся,

    То зароются в песке,

    То помашут плавниками,

    То закружатся кругами (движения по тексту).

    Дети изображают резвящихся рыбок.

    Мы сказали, что рыбы живут в аквариуме и реке, пруду, озере. А еще где живут рыбы? (в море). Но в море еще живут морские животные.

    В гости приходит Незнайка.

    Он приносит картинки, на которых изображены рыбы и морские животные. Надо найти морских животных. (кит и дельфин)

    Чем отличаются морские животные от рыб (Рыбы откладывают икру, из икры появляются мальки или сразу появляются мальки, а у морских животных рождаются детеныши.)?

    А еще в море живут рыбы, которые похожи на зверей. Они так и называются рыба-жаба, рыба-собака, рыба-попугай...

    Посмотрите, какие необычные рыбы изображены на рисунке. Вы их знаете? Найдите на рисунке рыбу-пилу, рыбу-иглу, рыбу-зебру и т.д.

    Как вы догадались, где какая рыба?

    О ком мы сегодня говорили?

    Что нового мы узнали о рыбах?

    Занятие окончено.

    Литература

    1. Интернет - ресурсы

    2. КРО «Ознакомление с окружающим миром» И. Морозова. М.А.Пушкарева Издательство «Мозаика - синтез» 2011г

    3. «1000 загадок» Издательство АСТ, Полиграфиздат 2011г