• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    инга полубинская
    Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой детей 5–6 лет. Чтение рассказа Н. Носова «На горке»

    Николай Носов «На горке »

    (чтение рассказа )

    Цель : познакомить детей с рассказом «На горке »

    Задачи :

    1) Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений , усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания

    2) Обобщать речь фразеологизмами

    3) Учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений.

    4) Развитие интегративного качества № 5 «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения»

    Ход занятия:

    Воспитатель : сегодня мы с вами познакомимся с рассказом Н . Носова «На горке » . Но сначала мы с вами поиграем в игру «Я начну – а вы продолжите фразу» (добавить подходящие по смыслу слова – родственники к слову «снег» ).

    Тихо, тихо, как во сне,

    Падает на землю

    Дети : (снег)

    С неба все скользят пушинки-

    Серебристые

    Дети : (снежинки) .

    На посёлки, на лужок

    Всё снижается

    Дети : (снежок) .

    Вот веселье для ребят-

    Всё сильнее

    Дети : (снегопад) .

    Все бегут вперегонки,

    Все хотят играть в

    Дети : (снежки) .

    Словно белый пуховик,

    Нарядился

    Дети : (снеговик) .

    Рассматривание картины «На горке » . Беседа о зимних забавах детей .

    Воспитатель : Какое время года изображено на картине?

    Дети : зима

    Воспитатель : кто изображен на картине и чем занимается?

    Дети : на картине изображены дети и они катаются на горке .

    Воспитатель : а на чем они катаются?

    Дети : они катаются на санках, ватрушках, на ледянках.

    Воспитатель : а какое у них настроение?

    Дети : веселое, хорошее, радостное…

    Воспитатель : ну а сейчас я вам прочитаю рассказ Н . Носова «На горке »

    Чему нас должен научить этот рассказ ?

    Запоминать последовательность сюжета рассказа (это значит, что надо быть внимательным)

    Замечать как изображает писатель образы героев рассказа ?

    Какие новые слова мы узнали из этого рассказа ?

    Как герой рассказа управляет своим поведением?

    «На горке »

    Целый день ребята трудились - строили снежную горку во дворе . Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова . Ребята полили ее водой и побежали домой обедать.

    Вот пообедаем, - говорили они, - а горка пока замерзнет . А после обеда мы придем с санками и будем кататься.

    А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил . Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шел горку строить , а он только руками за окном разводит да головой мотает, - как будто нельзя ему. А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься-то как следует не умеет! Подъехал к горке .

    О, говорит, - хорошая горка получилась ! Сейчас скачусь.

    Только полез на горку - бух носом !

    Ого! - говорит. - Скользкая!

    Поднялся на ноги и снова - бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может .

    "Что делать?" - думает.

    Думал, думал - и придумал :

    "Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее".

    Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там - ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать . Посыпает впереди себя, а сам лезет все выше и выше. Взобрался на самый верх.

    Вот теперь, - говорит, - скачусь!

    Оттолкнулся ногой и снова - бух носом ! Коньки-то по песку не едут! Лежит Котька на животе и говорит :

    Как же теперь по песку кататься?

    И полез вниз на четвереньках. Тут прибежали ребята. Видят - горка песком посыпана .

    Это кто здесь напортил? - закричали они. - Кто горку песком посыпал ? Ты не видал, Котька?

    Нет, - говорит Котька, - я не видал. Это я сам посыпал, потому что она была скользкая и я не мог на нее взобраться.

    Ах ты, умник! Ишь что придумал! Мы трудились, трудились, а он - песком! Как же теперь кататься?

    Котька говорит :

    Может быть, когда-нибудь снег пойдет, он засыплет песок, вот и можно будет кататься.

    Так снег, может, через неделю пойдет, а нам сегодня надо кататься.

    Ну, я не знаю, - говорит Котька.

    Не знаешь! Как испортить горку , ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату!

    Котька отвязал коньки и взял лопату.

    Засыпай песок снегом!

    Котька стал посыпать горку снегом , а ребята снова водой полили.

    Вот теперь, - говорят, - замерзнет, и можно будет кататься.

    А Котьке так работать понравилось, что он еще сбоку лопатой ступеньки проделал.

    Это, - говорит, - чтоб всем было легко взбираться, а то еще кто-нибудь снова песком посыплет!

    Физкультминутка «Покажи движения» (дети показывают движения, нарисованные на картинке : копать лопатой, катать снежок, катать снежный ком, кататься на коньках, кататься на лыжах, играть в хоккей, кататься на санках).

    Вопросы по тексту.

    Воспитатель :

    Когда я читала вам рассказ , вы, наверное, представляли себе, как всё было. Расскажите , как ребята строили горку . Если бы вы об этом рисовали картинку, что бы вы нарисовали?

    Каким показался вам мальчик Котька? Почему вы так думаете?

    Как трудились дети? Легко ли им было? А какого было Котьке, который работал один?

    Какие части можно выделить в рассказе ? Придумайте им названия.

    Как по-другому можно назвать рассказ ?

    Воспитатель : объясните, как вы понимаете пословицы :

    «Любишь кататься, люби и саночки возить» ,

    «Дружно не грузно, а врозь хоть брось» .

    О ком в рассказе можно так сказать ? (ответы детей )

    Воспитатель : упражнение «Я начну, а вы закончите» .

    1) был ясный морозный день. Снег и солнце …

    Дети : сверкал, искрился, переливался, блестел.

    2) Миша сел на санки и поехал с горы

    Дети : пулей вихрем, стрелой

    3) Санки перевернулись, и мальчик

    Дети : шлёпнулся, полетел вверх тормашками

    4) Котьке очень хотелось, чтобы горка получилась . Он трудился

    Дети : не покладая рук, ни разу не присев, старательно, в поте лица.

    Воспитатель : вы сегодня очень хорошо поработали. Что вам понравилось в занятии ?

    Итог занятия .

    Цели:

    Познакомить детей с рассказом Н. Н. Носова «На горке» и биографией автора.

    Формировать тип правильной читательской деятельности; умение интонацией передавать настроение и чувства героев, составлять план рассказа.

    Учить чувствовать, определять и прогнозировать настроение произведения.

    Развивать мыслительную деятельность учащихся, навыки беглого и правильного выразительного чтения.

    Воспитывать коммуникативные навыки, трудолюбие, уважительное отношение к труду людей, чувство дружбы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Н. Н. Носов «На горке»

    Цели:

    Познакомить детей с рассказом Н. Н. Носова «На горке» и биографией автора.

    Формировать тип правильной читательской деятельности; умение интонацией передавать настроение и чувства героев, составлять план рассказа.

    Учить чувствовать, определять и прогнозировать настроение произведения.

    Развивать мыслительную деятельность учащихся, навыки беглого и правильного выразительного чтения.

    Воспитывать коммуникативные навыки, трудолюбие, уважительное отношение к труду людей, чувство дружбы.

    ХОД УРОКА

    1.Организация начала урока

    1) Эмоциональный настрой

    Веселый прозвенел звонок,
    Мы начинаем наш урок.

    – У нас урок литературного чтения, урок общения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет, сосед!»
    – Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…

    Дети хором произносят текст:

    Привет, сосед!
    Улыбнись мне в ответ.
    Я хочу, чтобы ты не грустил,
    Всем улыбки сегодня дарил.

    2) Проверка домашнего задания

    Тест по рассказу Николая Носова “Жива шляпа”.

    1) Кота в рассказе зовут:
    а) Борька; б) Васька; в) Тишка.

    2) Кот попал под:
    а) платок; б) пальто; в) шляпу.

    3) Спасаясь, от шляпы мальчики взяли:
    а) лыжную палку; б) кочергу; в) доску.

    4) Чем стреляли мальчики в шляпу:
    а) морковкой; б) картошкой; в) огурцами.

    5) Кто был под шляпой:
    а) щенок; б) котенок; мышонок.

    (Проверка по эталону)

    3.Сообщение темы урока, его целей

    - Выполнив следующее задание, вы узнаете, с творчеством какого писателя мы сегодня познакомимся. Знакомы вам фамилии эти писателей, какие их произведения мы уже изучили?
    Вставьте недостающие буквы, и вы узнаете фамилию замечательного детского писателя

    Аг*ия Барт*
    Чуков*кий К*рней
    Сергей Михалко* – НОСОВ

    Николай Николаевич Носов (1908 - 1976) – писатель, драматург. Родился Николай 10 ноября 1908 года в Киеве в семье актера. Высшее образование в биографии Носова было начато в художественном институте Киева. Но в 1929 году он перешел в другой институт – кинематографии, в Москве. Посвящать свое творчество детям Носов стал сразу после окончания обучения – он стал режиссёром и постановщиком мультфильмов, а также учебных кинолент. В 1938 году в журнале «Мурзилка» впервые в биографии Николая Носова были опубликованы его рассказы. В 1945 году вышел сборник под названием «Тук-тук-тук», который содержал ранее напечатанные рассказы. Однако самыми популярными историями в биографии писателя Н. Носова стали, несомненно, рассказы о Незнайке. После первой сказки («Винтик, Шпунтик и пылесос»), Носов издал трилогию о своем маленьком, непоседливом, комичном и любознательном герое. Так сказки «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне» стали очень популярными, а автор получил Государственную премию Крупской. Однако творчество писателя заключалось не только в написании сказок. За свою биографию Н.Носов также создал произведения: «Повесть о моем друге Игоре», «Тайна на дне колодца», «Повесть о детстве» и другие.

    – Какие произведения этого автора вы знаете?
    – Сегодня мы прочитаем еще один рассказ этого писателя и будем учиться его пересказывать. А как называется этот рассказ, попробуйте догадаться… Дети разгадывают анаграмму:

    А Н К Е Г О Р

    Предположите, о чём пойдёт речь в данном рассказе?
    – Про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? (про снежную горку)
    – Скажите, что нужно для строительства снежной горки?
    – Строительство горки – нелегкая работа. Она требует большой силы и терпения.
    – Ребята, а вы любите бывать на горке?
    – Почему?
    – Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?

    Словарная работа.

    – Читаем по слогам, а затем целыми словами:

    СГРЕ-БА-ЛИ – СГРЕБАЛИ (Подберите слово, близкое по значению: собирали)
    СВА-ЛИ-ВА-ЛИ – СВАЛИВАЛИ
    ТРУ-ДЯТ-СЯ – ТРУДЯТСЯ (Подберите слово с противоположным значением: ленятся)
    СКОЛЬЗ- КА-Я – СКОЛЬЗКАЯ
    ВЗОБ-РАЛ- СЯ – ВЗОБРАЛСЯ (Замените синонимом)
    ДВОР-НИЦ-КА-Я – ДВОРНИЦКАЯ (Найдите толкование этого слова в словарике на странице учебника)
    ОТ-ТОЛК-НУЛ-СЯ – ОТТОЛКНУЛСЯ
    ЧЕТ-ВЕ-РЕНЬ-КИ – ЧЕТВЕРЕНЬКИ (Как вы понимаете это слово?)
    НА-ПОР-ТИЛ – НАПОРТИЛ (Подберите слово, близкое по значению: сломал)

    4. Первичное восприятие текста

    – Кому понравился рассказ?
    – Какой момент рассказа вам особенно понравился? Почему?

    Физкультминутка:

    С неба падают снежинки,
    Как на сказочной картинке.
    Будем их ловить руками
    И покажем дома маме. (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)
    А вокруг лежат сугробы,
    Снегом замело дороги.
    (Потягивания - руки в стороны.)
    Не завязнуть в поле чтобы,
    Поднимаем выше ноги.
    (Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)
    Вон лисица в поле скачет,
    Словно мягкий рыжий мячик.
    (Прыжки на месте.)
    Ну а мы идём, идём (Ходьба на месте.)
    И к себе приходим в дом. (Дети садятся.)

    5. Повторное чтение рассказа

    а) Анализ произведения, выборочное чтение

    – Кто является главным героем рассказа? (Котька и его друзья )
    – Что делали ребята?
    – Прочитайте, как они строили горку.
    – А что делал Котька, когда ребята трудились?
    – Почему же он не вышел?
    (Не хотел трудиться, но хотел кататься)
    – Какой он? (Хитрый)
    – Что произошло, когда ребята ушли обедать?
    – Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.
    – А зачем он посыпал горку песком? (
    Он не мог на нее взобраться )
    – Что из этого вышло? Прочитайте.
    – Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда?
    (Поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом).
    – Котька сразу согласился это сделать?
    (Нет, он предложил подождать, пока выпадет снег)
    – Понравилось ли Котьке работать?
    – Подтвердите словами из текста…
    – Как вы думаете, изменился ли Котька? (
    Да, он стал лучше ).
    – Кто помог ему стать лучше? (
    Его товарищи )
    – Закройте глаза и представьте, что прошел год. Каким стал Котька?
    б) Работа с пословицами. Выделение главной мысли.

    – Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа:

    1. Поспешишь – людей насмешишь.
    2. Семь раз отмерь, а один отрежь.
    3. Умел ошибиться, умей и поправиться.

    – Почему вы выбрали пословицу под цифрой 3?
    – Вы правильно справились с заданием. Исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним.

    6. Деление текста на части, составление плана, пересказ.

    – Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их.
    – Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (нет)
    – Давайте расставим картинки по порядку.
    – Какой картинки не хватает?
    – У нас получился картинный план. Давайте озаглавим каждую картинку.

    – Я думаю, многие из вас готовы уже сейчас пересказать текст. Но я хочу усложнить задачу.

    7. Обобщение материала. Рефлексия.

    – Выберите слова, которые, по вашему мнению, подходят к этому рассказу:

    ДРУЖБА
    ЗЛО
    ТРУДОЛЮБИЕ
    РАДОСТЬ
    ЛЕНЬ
    ЗАВИСТЬ

    – С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»?

    Чтобы:

    Развеселить читателя.

    Подшутить над кем-нибудь.

    Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними.

    Разбудить фантазию.

    Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного?


    Внимание! Перед вами устаревшая версия сайта!
    Чтобы перейти на новую версию - щелкните по любой ссылке слева.

    Николай Носов

    На горке

    елый день ребята трудились - строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили ее водой и побежали домой обедать.

    Вот пообедаем, - говорили они, - а горка пока замерзнет. А после обеда мы придем с санками и будем кататься.

    А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шел горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, - как будто нельзя ему. А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься-то как следует не умеет! Подъехал к горке.

    О, говорит, - хорошая горка получилась! Сейчас скачусь.

    Только полез на горку - бух носом!

    Ого! - говорит. - Скользкая!

    Поднялся на ноги и снова - бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.

    "Что делать?" - думает.

    Думал, думал - и придумал:

    "Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее".

    Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там - ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет все выше и выше. Взобрался на самый верх.

    Вот теперь, - говорит, - скачусь!

    Оттолкнулся ногой и снова - бух носом! Коньки-то по песку не едут! Лежит Котька на животе и говорит:

    Как же теперь по песку кататься?

    И полез вниз на четвереньках. Тут прибежали ребята. Видят - горка песком посыпана.

    Это кто здесь напортил? - закричали они. - Кто горку песком посыпал? Ты не видал, Котька?

    Нет, - говорит Котька, - я не видал. Это я сам посыпал, потому что она была скользкая и я не мог на нее взобраться.

    Ах ты, умник! Ишь что придумал! Мы трудились, трудились, а он - песком! Как же теперь кататься?

    Котька говорит:

    Может быть, когда-нибудь снег пойдет, он засыплет песок, вот и можно будет кататься.

    Так снег, может, через неделю пойдет, а нам сегодня надо кататься.

    Ну, я не знаю, - говорит Котька.

    Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату!

    Котька отвязал коньки и взял лопату.

    Засыпай песок снегом!

    Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили.

    Целый день ребята трудились - строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили её водой и побежали домой обедать.

    Вот пообедаем, - говорили они, - а горка пока замёрзнет. А после обеда мы придём с санками и будем кататься.

    А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шёл горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, - как будто нельзя ему. Л когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься-то как следует не умеет! Подъехал к горке.

    О, говорит, - хорошая горка получилась! Сейчас скачусь.

    Только полез на горку - бух носом!

    Ого! - говорит. - Скользкая!

    Поднялся на ноги и снова - бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.

    «Что делать?» - думает.

    Думал, думал - и придумал:

    «Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё».

    Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там - ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет всё выше и выше. Взобрался на самый верх.

    Вот теперь, - говорит, - скачусь!

    Оттолкнулся ногой и снова - бух носом! Коньки-то по песку не едут! Лежит Котька на животе и говорит:

    Как же теперь по песку кататься?

    И полез вниз на четвереньках. Тут прибежали ребята. Видят - горка песком посыпана.

    Это кто здесь напортил? - закричали они. - Кто горку песком посыпал? Ты не видал, Котька?

    Нет, - говорит Котька, - я не видал. Это я сам посыпал, потому что она была скользкая и я не мог на неё взобраться.

    Ах ты, умник! Ишь что придумал! Мы трудились, трудились, а он - песком! Как же теперь кататься?

    Котька говорит:

    Может быть, когда-нибудь снег пойдёт, он засыплет песок, вот и можно будет кататься.

    Так снег, может, через неделю пойдёт, а нам сегодня надо кататься.

    Ну, я не знаю, - говорит Котька.

    Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату!

    Котька отвязал коньки и взял лопату.

    Засыпай песок снегом!

    Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили.

    Вот теперь, - говорят, - замёрзнет, и можно будет кататься.

    А Котьке так работать понравилось, что он ещё сбоку лопатой ступеньки проделал.

    Это, - говорит, - чтоб всем было легко взбираться, а то ещё кто-нибудь снова песком посыплет!


    Целый день ребята трудились - строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили ее водой и побежали домой обедать.

    Вот пообедаем, - говорили они, - а горка пока замерзнет. А после обеда мы придем с санками и будем кататься.

    А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шел горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, - как будто нельзя ему. А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься-то как следует не умеет! Подъехал к горке.

    О, говорит, - хорошая горка получилась! Сейчас скачусь.

    Только полез на горку - бух носом!

    Ого! - говорит. - Скользкая!

    Поднялся на ноги и снова - бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.

    "Что делать?" - думает.

    Думал, думал - и придумал:

    "Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее".

    Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там - ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет все выше и выше. Взобрался на самый верх.

    Вот теперь, - говорит, - скачусь!

    Оттолкнулся ногой и снова - бух носом! Коньки-то по песку не едут! Лежит Котька на животе и говорит:

    Как же теперь по песку кататься?

    И полез вниз на четвереньках. Тут прибежали ребята. Видят - горка песком посыпана.

    Это кто здесь напортил? - закричали они. - Кто горку песком посыпал? Ты не видал, Котька?

    Нет, - говорит Котька, - я не видал. Это я сам посыпал, потому что она была скользкая и я не мог на нее взобраться.

    Ах ты, умник! Ишь что придумал! Мы трудились, трудились, а он - песком! Как же теперь кататься?

    Котька говорит:

    Может быть, когда-нибудь снег пойдет, он засыплет песок, вот и можно будет кататься.

    Так снег, может, через неделю пойдет, а нам сегодня надо кататься.

    Ну, я не знаю, - говорит Котька.

    Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату!

    Котька отвязал коньки и взял лопату.

    Засыпай песок снегом!

    Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили.

    Вот теперь, - говорят, - замерзнет, и можно будет кататься.

    А Котьке так работать понравилось, что он еще сбоку лопатой ступеньки проделал.

    Это, - говорит, - чтоб всем было легко взбираться, а то еще кто-нибудь снова песком посыплет!

    Смотрите также:


    Детские аудиосказки