• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Тема: «Речные рыбы»

    Задачи:

    Образовательные:

    1. Учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).

    2. Учить выделять признаки различия и сходства между рыбками.

    3. Упражнять детей делать выводы в составлении рассказа – сравнения по плану.

    Развивающие:

    1. Развивать мышление и память, умение анализировать, выражать их в речи.

    2. Развивать эмоциональную сферу детей

    Воспитательные: Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект фронтального логопедического занятия

    Тема: «Речные рыбы»

    Цель: Обобщить материал по теме: «Рыбы».

    Задачи:

    Образовательные:

    1. Учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).

    2. Учить выделять признаки различия и сходства между рыбками.

    3. Упражнять детей делать выводы в составлении рассказа – сравнения по плану.

    Развивающие:

    1. Развивать мышление и память, умение анализировать, выражать их в речи.

    2. Развивать эмоциональную сферу детей

    Воспитательные: Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.

    Материалы и оборудование : картинки с изображение речных,морских,аввариумных рыб; карточки с речными рыбами.

    Ход занятия:

    Внести крупный атлас мира, обратить внимание на то, что на карте много голубого цвета.

    Логопед: Ребята, что на атласе обозначает голубой и синий цвета?

    Дети: Это вода: океаны, реки, озёра.

    Логопед: А, вы знаете, кто заселяет эти водные просторы? (Высказывания детей.)

    Рыба живет в воде. На суше жить не может. Глаза есть, да не мигает. «Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники). Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается? (плавает). Есть хвост. Для чего рыбам хвост? (руль). Одежда из «монеток». Из каких монеток эта одежда? (это чешуя). Рыба живет в воде. Где может жить рыба? (в аквариуме, в море и т. д.). Как называются рыбы, живущие в море (морские), в реке..., в аквариуме...

    Затем дети перечисляют отличительные признаки рыбы: «У нее есть голова, рот, глаза, жабры, туловище, хвост, плавники. Туловище покрыто чешуей». Из частей составляется картинка, на которой изображена рыба.

    Логопед: Давайте посмотрим картинки и определим, что это за рыба.

    Сом - крупнейший хищник наших водоемов. У него удлиненное тело, покрытое мелкой плотно сидящей чешуей, огромная голова. пасть оснащена щетками мелких, но острых зубов, пара длинных усов на верхней челюсти и четыре покороче - на нижней. Сом способен заглотнуть добычу, иногда мало уступающую ему по объему и весу (однако это ему удается крайне редко, чаще всего пищей служат мелкая придонная рыбешка, моллюски и раки).

    Камбала - морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала мо¬жет менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя его плавниками.

    Щука - одна из крупных речных рыб. Хорошо замаскирован¬ная, благодаря полоскам и пятнам на спине и боках, она не¬подвижно ждет в засаде, пока поблизости не появится добыча. Тогда щука внезапно бросается вперед и хватает ее своими ос¬трыми зубами.

    Логопед: А теперь, я загадаю вам загадки и проверю как вы запомнили.

    На дне один

    Лежит плоский блин. (Камбала.)

    Хвостом виляет,

    Зубастая, а не лает. (Щука.)

    Живу глубоко,

    Плыву легко.

    Зубастая, большая,

    Я рыба морская. (Акула.)

    Логопед: Ребята, а каких вы еще знаете рыб, обитающих в речке? (карп,сазан,язь,лещ,плотва и.тд)

    Вы брали когда-нибудь рыбу в руки? Какая она на ощупь? (скользкая)

    Физминутка:

    Рыбки плавали, плескались (движения руками)

    В прохладной морской воде.

    То погружаются, то сплывают, (приседания)

    То зароются в песке. (дети ложатся на коврик)

    Как в аквариуме нашем

    Рыбки золотые пляшут.

    Они весело резвятся

    В чистой тепленькой воде,

    То сожмутся, разожмутся,

    То зароются в песке,

    То помашут плавниками,

    То закружатся кругами (движения по тексту).

    Логопед: Я сейчас вам буду называть рыбок, а вы скажите какая из них лишняя и почему

    Плотва, окунь, лещ, кит

    Акула, медуза, дельфин, сом

    Игра «На дне». Координация речи с движением, развитие общей моторики. Логопед. Вставайте в круг. Вспомним игру «На дне».

    Улитки ползут, (Передвигаются по кругу в полуприседе, сложив руки за спину.)

    Свои домики везут. Рогами шевелят, (Делают «рожки» из пальчиков, ритмично наклоняют голову влево-вправо.)

    На рыбок глядят. Рыбки плывут, (Передвигаются мелкими шажками, опустив руки, двигая только ладонями.)

    Плавничками гребут. Влево, вправо поворот, (Плавные повороты туловища влево, вправо и на оборот.)

    А теперь наоборот.

    Рисуем рыбку

    Итог: Что нового узнали? О чём говорили?


    Методическая разработка: Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

    Тема: «Рыбы»

    • закреплять в активном словаре существительные по теме «Рыбы», закреплять навыки согласования числительного с существительными; учить детей работать с деформированным текстом.

    Оборудование:

    • картинка Незнайки, конверт с письмом, предметные картинки с рыбами, удочка с магнитом, рыбки для игры «Рыболовы», ноутбук, Теремкова Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» альбом 4 (лексическая тема «Рыбы»), картинки золотой рыбки (11 штук).

    Ход занятия

    I. Организационный момент.

    Логопед: Отгадайте загадку: «У родителей и деток вся одежда из монеток»

    Кто это? Как вы догадались? (Ответы детей)

    Как вы думаете, о ком мы будем говорить сегодня? (О рыбах).

    II. Основная часть.

    1.Игра «Классификация»

    Какие рыбки живут в нашем аквариуме? (Гуппи, меченосец, скалярия, золотая рыбка, моллинезия.)

    Если рыбки живут в аквариуме, то они как называются? (Аквариумные, декоративные.)

    (Рассматривание аквариума и рыбок по картинкам, используя ноутбук).

    А если рыбы обитают в реке? (Речные)

    В озере? (Озёрные)

    В море? (Морские)

    Какие рыбы обитают в реке? Покажите и назовите. (Карась, ёрш, окунь, щука).

    В озере? (Форель)

    В море? (Камбала, селёдка, рыба-молот, акула, дельфин).

    Какие части тела есть у рыб? Назовите, покажите. (Работа у доски).

    2. Игра «Рыболовы» (согласование числительных с существительными).

    Рыбки находятся в «пруду» — на столе. Логопед вызывает детей по одному, даёт удочку и предлагает ловить рыбок. Выловленных рыб дети считают: «Я поймал одну рыбку». При повторном улове рыбок ребёнок говорит так: «Первый раз я поймал одну рыбку. У меня стало две рыбки».

    Можно предложить детям ловить сразу по нескольку рыбок. «Я поймал две (три, четыре, пять) рыбки». Кому удастся поймать больше рыбок – тот победитель.

    3. Работа с деформированным текстом.

    Логопед открывает конверт и обращается к детям:

    Незнайка прислал нам рассказ. Но я ничего не могу понять. Я вам его прочитаю.

    Щуку положили в ведро, принесли домой. Они взяли удочку и ведро. На реке они поймали большую щуку. Паша и Лёша пошли на реку.

    Получился рассказ у Незнайки? Почему? (он рассказал всё не по порядку.)

    Давайте исправим этот рассказ. Расскажите всё по порядку. Как вы думаете, что было сначала?

    Что было потом?

    Чем кончился рассказ?

    Почему рассказ называется «Рыбалка»?

    Пересказ рассказа «Рыбалка».

    4. Физкультминутка. Игра «Мы – рыбки».

    Дети стоят в ряд по одну сторону комнаты, водящий в середине, он рыбак. Дети перед началом игры придумывают каждый для себя название рыбы.

    Рыбак говорит:

    Сети в море я бросаю,

    Много, много рыб поймаю.

    После этого дети перебегают на другую сторону комнаты. Пойманного ребёнка водящий спрашивает: «Как зовут тебя, рыбка? – Карась». Победитель тот, кто не сразу попал в сети рыбака.

    5. Работа в рабочих тетрадях.

    Теремкова Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» альбом 4 (лексическая тема «Рыбы»).

    Задание 1: распределите рыбок, в каких местах они обитают (море, река, аквариум).

    Задание 2: дорисуйте щуке недостающую часть тела.

    6. Игра «Слова-родственники».

    Подобрать родственные слова: рыба – рыбка, рыбок, рыболов, рыбный, рыболовный, рыбачить.

    III.Заключительная часть.

    Логопед: О ком мы сегодня говорили? Вспомните, какие рыбы бывают. Незнайка приготовил вам сюрприз. Каждый получает по золотой рыбке за работу на занятии.

    Тематическая подборка игр и упражнений для детей раннего возраста на тему «Рыбки»

    Цели:

    Продолжать обогащать опыт детей при действии с предметами различной величины и цвета (желтый, синий, зеленый, красный).
    Учить детей считать до двух.
    Формировать знания о понятиях «круг», «один-много» и способах уравнивания совокупностей.
    Используя ситуацию экспериментирования познакомить со свойствами предметов: «плавает», «тонет».
    Развивать память, мелкую и общую моторику, координацию движений.

    Оборудование:

    Игрушки «рыбки» разных цветов и размеров.
    Картонные круги синего цвета. Камешки.
    Таз с водой, таз с пшеном.
    Картинка «Рыбка» для пальчикового рисования, пальчиковые краски.
    Картинка «Аквариум», клей-карандаш, бумажный силуэт рыбки, пластилин.
    Картинка с изображением озера с одной рыбкой и озера с несколькими рыбками. Карточка с изображением цифры «1».
    Картинка-заготовка с изображением озера и одной рыбки, клеящие карандаши, цветные силуэтные изображения рыбок.
    Картинка-фон с изображением больших и маленьких рыбок разного цвета с наклеенными на них кругами, соответствующего цвета и величины. Пуговицы соответствующего цвета и величины (большие и маленькие зеленого, желтого, красного, синего, белого цветов).
    Картинка-заготовка с изображением аквариума, карандаши зеленого и коричневого цвета, пластилин, палочка.
    Обручи желтого, зеленого и красного цветов.
    Обручи синего цвета, под ними вырезанные из прозрачной клеенки круги.
    Рыбка привязанная на веревочку.
    Подносы с манной крупой.
    Аудиозапись: П. Чайковский «Рыбы»(из «Детского альбома»), песня «Про рыбок».

    Игры и упражнения:

    Сюрпризный момент «Поймай рыбку»

    В таз с пшеном дети опускают руки и выкапывают небольшие игрушки, изображающие рыб.

    Дидактическая игра «Где спряталась рыбка?»

    Перед ребенком выкладываются три игрушки (рыбка и любые животные). Каждая фигурка накрывается платочком.

    Найди рыбку. Где она спряталась?

    Дидактическая игра «Рыбка в озере»

    Вот перед вами круг. Круг синего цвета - синий круг. Это будет вода для нашей рыбки. Пустите рыбку в воду - положите сверху на синий круг. Вот рыбка поплыла в самую середину. А теперь рыбка поплыла влево. Вправо. Решила рыбка плыть по краю возле берега. Проведите рыбкой по краю круга. А теперь по краям круга выложите красивые камешки.

    Аппликация «Рыбка в аквариуме»

    Рыбки могут жить и в доме - в аквариуме. Возьмите вот такую бумажную рыбку и пустите ее в аквариум - приложите сверху. А теперь возьмите в руки клей-карандаш, намажьте обратную сторону, приложите рыбку к аквариуму и пригладьте ладошкой.


    Лепка барельефная «Корм для рыбок»

    А теперь нужно покормить рыбку специальным кормом.
    На изображение аквариума с рыбкой дети налепляют кусочки пластилина - корм для рыбок.

    Физминутка «Пять маленьких рыбок»

    Пять маленьких рыбок плескались в реке.
    (Имитация движения рыб)

    Лежало большое бревно на песке.
    (Развести руки в стороны)

    Первая рыбка сказала: - нырять здесь легко.
    (Имитация ныряния)

    Вторая сказала: ведь здесь глубоко.
    (Грозят указательным пальцем)

    Третья сказала: мне хочется спать.
    (Руки сложить под ухо)

    Четвертая стала чуть-чуть замерзать.
    (Потереть кистями плечи)

    Пятая крикнула: здесь крокодил,
    (Руками имитируют пасть крокодила)

    Плывите скорее, чтоб не проглотил.
    (Убегают)

    Слушание музыки П. И. Чайковского «Рыбы»

    Дети слушают музыку.

    Пальчиковое рисование «Рыбка»

    Дети оставляют отпечатки пальчиков внутри силуэта рыбки.

    Дидактическая игра «Цветные рыбки»

    Вот у нас аквариумы (обруча) - желтый, зеленый, синий и красный. А вот рыбки. Нужно разложить их в аквариум. Каждой рыбке свое место: желтые рыбки - в желтом аквариуме, а красные рыбки - в красном аквариуме, синие - в синем, зеленые - в зеленом.

    Экспериментирование «Плавает или тонет»

    В ёмкость с водой дети опускают камешки, затем бумагу и наблюдают, что утонуло, а что плавает.

    Чтение стихотворения и инсценировка

    Рыбка рыбку догоняла,
    Рыбка хвостиком виляла.
    Ткнулась в брюшко: - Догнала!
    Эй, подружка! Как дела?

    Упражнение «Одна рыбка, две рыбки»

    А теперь возьмите в каждую руку по одной рыбке. Посчитаем, сколько всего рыбок у вас: одна, две. Всего две рыбки. Спрячьте одну рыбку за спину. Сколько рыбок осталось? Осталась одна рыбка. Покажите вторую рыбку. Сколько стало рыбок? Две рыбки.

    Игра с прищепками «Рыбий хвостик»

    Посмотрите, какие красивые рыбки. А мы можем сделать их еще красивее. Украсьте хвост рыбки разноцветными прищепками. Можно сделать плавник рыбе.

    Рисование на крупе «Червячки для рыбки»

    Рыбки любят кушать червячков. Давайте нарисуем червячков для рыбок.

    Дидактическая игра «Одна рыбка - много рыбок. Знакомство с цифрой «1»

    Посмотрите на картинку. В каком озере плавает много рыбок? В каком озере плавает она рыбка?


    Посмотрите. Это цифра «1». Повторите: «один». Запомните эту цифру.

    Аппликация «Друзья для рыбки»

    Сколько рыбок плавает в озере на картинке? Одна рыбка. Не с кем оной рыбке поиграть. Давайте запустим в озеро других рыбок, чтобы наша рыбка не была одна.
    Дети прикладывают к изображению озера цветные силуэтные картинки рыбок.
    - Сколько рыбок стало? Много. Наклейте рыбок.

    Дидактическая игра с пуговицами «Разные рыбки»

    Посмотрите, сколько рыбок плавает в аквариуме? Много рыбок. Покажите больших рыбок. Маленьких. Синих. Красных. Зеленых. Желтых. Белых. А теперь разложите пуговицы на рыб подходящего цвета и величины.

    Изобразительная деятельность «Рыбки в аквариуме»

    Перед вами пустой аквариум. Прежде чем запускать в него рыбок, нужно нарисовать в аквариуме траву и камни.
    Зеленым карандашом дети рисуют вертикальные линии - траву, а коричневым карандашом рисуют круги в нижней части аквариума - камни.
    А теперь можно запускать рыбок. Возьмите кусочек пластилина и прямым раскатыванием сделайте толстую колбаску. Приложите ее к аквариуму и придавите пальцами. Теперь сделаем хвостик: приложите пальчик к краю пластилина и вытяните хвостик, приложите пальчик рядом и вытяните еще хвостик. Палочкой сделайте глазик - отверстие в пластилине на другом краю рыбки.

    Свободные танцевально-ритмические движения детей под песню
    «Про рыбок»

    Дети двигаются под музыку.

    Упражнение «Одна или много рыбок?»

    В этом озере сколько рыбок? Много. А в этом озере сколько рыбок? Одна. Возьмите своих рыбок и пустите поплавать к одной рыбке. Сколько рыбок стало? Стало много рыбок.

    Пальчиковая игра «Рыбка»

    Рыбка плавает в водице.
    Рыбке весело играть.
    (Две ладошки вместе изображают плавательные движения)

    Рыбка, рыбка, озорница,
    Мы хотим тебя поймать.
    (Ладони поочередно сжимаются в кулак)

    Рыбка спинку изогнула,
    Крошку хлебную взяла.
    (Хватательные движения щепоткой)

    Рыбка хвостиком вильнула,
    Быстро-быстро уплыла.
    (Помахать рукой)

    Артикуляционное упражнение «Рыбка открывает рот»

    Покажите, как рыбка ротик открывает и закрывает. Не торопитесь.

    Динамическая пауза «Разбудим рыбку»

    Ночью темень, ночью тишь
    Рыбка, рыбка, где ты спишь?
    Подойдем мы к ней, разбудим.
    И посмотрим, что же будет.

    Рыба привязана к палочке. Воспитатель поднимает рыбку над головами детей, дети подпрыгивают, пытаются достать рыбку.

    Занятие на тему «Рыбы» в старшей группе

    Задачи:

      формирование у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде;

      формирование знаний у детей о характерном строении рыб: форма тела, плавники, жабры и т.д.

      активизация и обогащение словарного запаса детей.

      вызвать желание бережно относиться к богатствам природы, помочь понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой, и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство;

      воспитывать интерес к природе.

    Предварительная работа:

    1. Рассматривание аквариума – водной экосистемы.

    2. Наблюдения за аквариумными рыбками.

    3. Знакомство с моделями «Рыбы», «Кто живет в пруду».
    4. Чтение художественной литературы: А.С.Пушкин «Сказка о золотой рыбке», Пермяк «Первая рыбка», И. Токмакова «Где спит рыбка», русская народная сказка «По щучьему велению».
    5. Рисование Рыбки в аквариуме».
    б. Знакомство с названиями аквариумных и речных рыб.

    7. Просмотр видеофильма «На реках и водоёмах».

    Игра «Рыбка плавает в водице»

    Внести крупный атлас мира, обратить внимание на то, что на карте много голубого цвета. Воспитатель: Ребята, что на атласе обозначает голубой и синий цвета?

    Дети: Это вода: океаны, реки, озёра.

    Воспитатель: А, вы знаете, кто заселяет эти водные просторы? (Высказывания детей.)

    Да, это не просто вода. Это дом, где живут самые разные существа. Назовите их.

    Ответы детей.

    Физминутка: «Путешествие по дну моря»

    Воспитатель: Давайте посмотрим на них.

    Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением водных животных.

    Воспитатель: Отгадайте загадку: «У родителей и деток вся одежда из монеток»

    Дети: Это рыбы.

    Воспитатель: Правильно, молодцы! Отберите картинки с изображением рыб.

    Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, чем рыбы отличаются от других животных?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Всех рыб отличают от других животных общие признаки.

    Предложить детям нарисовать на доске формы тела рыбы (вариант – игрушка заводная рыбка).

    Воспитатель: Посмотрите, вытянутое тело, голова плавно переходит в туловище, а туловище в хвост. У рыб есть плавники, чешуя, жабры.

    Вы брали когда-нибудь рыбу в руки? Какая она на ощупь?

    Дети: Скользкая.

    Воспитатель: Тело рыбы покрыто чешуёй и слизью, это делает её скользкой, поэтому она легко скользит в воде.

    Рыба постоянно живёт в воде, там она находит пищу, в воде из икры выводятся мальки, из которых потом вырастает новая рыба.

    Воспитатель: А как дышит рыба под водой? Никто об этом не думал?

    (Высказывания детей.)

    Воспитатель: «Ночью темень, ночью тишь, рыбка, рыбка, где ты спишь?»

    Где же спит рыбка и как? Ответы детей.

    Да, у неё есть особое приспособление для дыхания под водой – жабры.

    Рассматривание модели «Рыба»

    Воспитатель: Посмотрите на эту схему и расскажите об основных отличительных особенностях рыбы.

    Воспитатель: Ребята, скажите, что нужно для того, чтобы рыба не погибла, а жила?

    Рассматривание ещё одной модели: «Что нужно для рыбы».

    Обсуждение с детьми. Подвести к тому, что рыба нуждается в воде, корме, воздухе и водных растениях.

    Воспитатель: Скажите, а как появляется рыбка?

    Рассматривание модели.

    Воспитатель: Да, действительно, ребята, рыба появляется из икринок, икринки – в мальков, а из мальков вырастает большая рыба.

    Воспитатель: Кто знает названия рыб? Назовите!

    Ответы детей.

    Воспитатель: Как люди должны заботиться о рыбах, чтобы им было хорошо, чтобы у них появились детёныши? Смогут ли они выжить, если вода в морях и реках будет грязной? Можете ли вы сделать что-нибудь полезное для рыб?

    Подвести детей к тому, что воду нельзя загрязнять, не губить мальков разных рыб, не ловить много рыбы. Рассказать, кто такой - браконьер.

    Игра «Мы – рыбки».

    Итог: Что нового узнали? О чём говорили? О чём или о ком ещё хотите узнать?

    Примечание: по всем схемам рассказывают дети с высоким уровнем, по отдельным – дети со средним и низким уровнем развития.

    РИСОВАНИЕ

    «Что бы ты попросил у золотой рыбки»

    Программное содержание:
    Формировать умение детей изображать образы крупно, на всей плоскости листа, соблюдать пропорциональность между частями изображения; равномерно и аккуратно закрашивать красками; дополнять изображение деталями. Учить детей составлять предложения на заданную тему: «Что бы ты попросил у золотой рыбки». Побуждать кратко рассказывать содержание мультфильма «Сказка о золотой рыбке». Активизировать словарь детей по темам: «Море», «Небо». Познакомить с отрывком из «Сказки о золотой рыбке» А. С. Пушкина; объяснить значение слов «невод», «чешуя». Развивать связную речь, чувство рифмы, мелкую мускулатуру кистей рук. Воспитывать желание доброжелательно обсудить изображение.

    Оборудование:
    Запись шума морского прибоя, фоновой музыки. Иллюстрации к «Сказке о золотой рыбке» А. С. Пушкина. Листы бумаги, тонированные голубым цветом. Палитра с разноцветной гуашью. Оборудование для рисования.

    Предварительная работа:
    Наблюдение за рыбками в аквариуме. Просмотр мультфильма «Сказка о золотой рыбке».

    Ход занятия :
    Ребята, прислушайтесь! (Звучит шум морского прибоя). Что это за шум? Это море шумит. Как называется наше море? Черное море. Давайте представим, что мы вышли из детского сада и пришли на берег моря. Над головой у нас голубое небо с облаками, под ногами золотистый песок, а впереди – море. Как красиво вокруг!

    А сколько слов можно найти, если присмотреться и подумать. Ведь слова можно найти везде:
    Я слова найду везде –
    И на небе, и в воде,
    На полу, на потолке,
    На носу и на руке.
    Вы не слышали такого?
    Не беда! Сыграем в слово!
    Дидактическое упражнение «Найди слова»

    Найдите слова на небе.
    (Облака, птицы, ветер, тучи, самолет, молния, голубое, солнце.)
    Найдите слова в море.
    (Вода, волна, рыба, водоросли, шторм, краб, дельфин, медуза, корабль.)

    В море живет много самых разных рыб. Есть рыбы съедобные для человека. Рыбаки их ловят, а мы покупаем, готовим и едим. Это хамса, сельдь, бычки, ставрида, камбала. Есть рыбы опасные. Они могут уколоть ядовитым шипом, как морской кот и морской дракон; и даже ударить током, как скат. Рыбаки их не ловят, ведь встреча с такими рыбами очень неприятна.
    У всех рыб есть хвост. Он служит им рулем. Еще у рыб есть плавники. Как вы думаете, для чего рыбам плавники? Само слово вам подскажет. Плавники нужны рыбам для того, чтобы плавать.
    Конечно же, у рыб есть глаза. Для чего нужны глаза? Тело рыб покрыто пластинками - чешуей.

    Ребята, послушайте забавное стихотворение про то, как рыбы любят улыбаться. И не просто слушайте, а подсказывайте мне словечки.
    Дидактическая игра «Подскажи словечко»

    Если это рыбка – у нее улыбка.
    Если это рыбочка – у нее … (улыбочка).
    Если это рыба – у нее … (улыба).
    Если это рыбина – у нее … (улыбина).
    Если это рыбища – у нее … (улыбища).

    Не только в нашем море царевны морской – золотой рыбки, которая умеет говорить человеческим голосом и исполнять желания. О такой рыбке написал сказку Александр Сергеевич Пушкин. Эта сказка так и называется – «Сказка о золотой рыбке». Послушайте отрывок из этой сказки, в которой рассказывается о том, как старик забросил в море невод – такую большую рыбацкую сеть для ловли рыбы, и в этот невод попала золотая рыбка.
    Чтение отрывка из «Сказки о золотой рыбке» А. С. Пушкина

    В третий раз закинул он невод, -
    Пришёл невод с одною рыбкой.
    С непростою рыбкой, - золотою.
    Как взмолится золотая рыбка!
    Голосом молвит человечьим:
    "Отпусти ты, старче, меня в море,
    Дорогой за себя дам откуп:
    Откуплюсь чем только пожелаешь".
    Удивился старик, испугался:
    Он рыбачил тридцать лет и три года
    И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
    Отпустил он рыбку золотую
    И сказал ей ласковое слово:
    "Бог с тобою, золотая рыбка!
    Твоего мне откупа не надо;
    Ступай себе в синее море,
    Гуляй там себе на просторе".

    А сейчас поиграем. Выходите на ковер.

    Динамическая пауза "Море волнуется"
    Море волнуется раз,
    Море волнуется два,
    Море волнуется три,
    Как рыбки плывут, покажи!
    (Ноги на ширине плеч, покачивание руками справа-налево, изображая волны)

    Рыбки плавали, ныряли
    В голубой морской воде.
    То сойдутся-разойдутся,
    То зароются в песке.
    (Руки перед грудью со сложенными ладонями, бег врассыпную, наклоны, сближение-расхождение, приседание).

    А сейчас я предлагаю вам нарисовать золотую рыбку.
    Рисование «Золотая рыбка»
    Обратите внимание, какой формы тело рыбки? Какого цвета золотая рыбка?
    Что есть у рыбки?
    Показ выполнения работы.
    Чтобы сделать рыбку красивой давайте нарисуем ей чешую.
    А еще нарисуем камушки и водоросли, чтобы рыбке было где спрятаться.
    Показ выполнения работы.
    Выполнение работы детьми под фоновую музыку.
    Готовые работы дети выкладывают на общую поверхность.

    Ребята, вам нравятся рисунки ваших товарищей? Какие именно рисунки вам понравились? Почему они вам понравились?

    Ребята, давайте пофантазируем. А что было бы, если бы нам золотая рыбка предложила исполнить наши желания? О чем бы вы попросили рыбку? Подумайте! Вот я бы попросила у рыбки, чтобы мой дедушка поскорее выздоровел и больше не болел, а вся моя семья отправилась в далекое интересное путешествие. А каковы ваши желания? Дети рассказывают свои желания, а воспитатель записывает их на обратной стороне рисунка

    Конспект открытого занятия в старшей/подготовительной группе по теме «Кто такие рыбы?»

    Цель: формировать представления детей о рыбах: строение, способ размножения, питание.

    Задачи:

    Образовательная:

    Учить выделять характерные признаки различных рыб; классифицировать рыб (морские, пресноводные, аквариумные).

    Развивающая:

    Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, активизировать речевую деятельность детей.

    Воспитательная:

    Воспитывать бережное отношение к природе, формировать чувство прекрасного, гармонии в природе.

    Материалы:

    Магнитный плакат «Водоемы», иллюстрации с изображением морских и пресноводных рыб, фишки, лист бумаги (разделенный на 2 полосы), круги синего и зеленого цвета, разрезные картинки.

    Словарная работа:

    Уточнить понятия: чешуя, жабры, морские и пресноводные рыбы; ввести обобщающее понятие – «рыбы», «водоемы».

    Предварительная работа:

    Чтение произведений А. Клыкова «Зимой под водой», Л. Карпова «Как зимуют рыбы?», А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», разучивание пословиц: «На то и щука в реке, чтоб карась не дремал», «Мороз злее, а налим живее»; подвижные игры: «Удочка», «Караси и щука».

    Ребята, сегодня мы с вами отправимся в водное путешествие. А на чем мы с вами поплывем?

    Ответы детей: пароход, корабль, лодка.

    Правильно, сейчас мы с вами отправляемся в путешествие на моторной лодке.

    Приготовьтесь, взяли руль в руки, завели мотор (Дети произносят звук «ррр…»). Осторожно! Поворот - направо, потом - налево, еще раз - направо, еще раз - налево, теперь держим курс прямо; приглушаем мотор… (дети произносят звук «ррр…» всё тише и тише).

    И вот мы с вами оказываемся на водоеме (воспитатель показывает магнитный плакат « Водоемы»).

    Ребята, как вы думаете, что это за водоем?

    Ответы детей: река, пруд, озеро.

    Действительно ребята, мы оказались на пресноводном водоеме (река или озеро). Посмотрите, как разнообразен и прекрасен животный, растительный мир на водоеме!

    Обратите внимание, как будто водоем делится на две части: одна часть – надводная и прибрежная, почти не различимы, другая – подводный мир.

    Назовите мне обитателей надводного мира, которых вы видите на картине.

    Ответы детей: насекомые (водомерки, бабочки и стрекозы и др.), лягушки, цапли, бобры, кувшинки, лилии и др.

    Назовите мне обитателей подводного мира, которых вы наблюдаете.

    Ответы детей: улитки, раки, речные рыбы, жук – плавунец, водоросли и др.

    А сейчас давайте поиграем. Игра «Кто, где живет?».

    Играем по командам (1-ой команде необходимо отобрать картинки с изображением обитателей животного и растительного мира надводной части. 2-ой команде – картинки с изображением подводного мира). За правильный ответ команде присуждается 1 очко (фишка). В конце занятия подсчитываются очки. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее выполнит это задание.

    Молодцы, все правильно справились с заданием. Теперь продолжаем дальше играть по командам.

    Игра называется «Что мы знаем о рыбах». За каждый правильный ответ команде также дается 1 очко.

    Где живут рыбы? (в аквариуме, пруде, реке, озере, море)

    Чем покрыто тело рыб? (чешуей)

    Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников и хвоста)

    С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр)

    Как называются рыбы, живущие в море? (морские)

    Как называются рыбы, которые живут в пресноводных водоемах? (пресноводные)

    Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные)

    Перечислите, каких аквариумных рыб вы знаете. (Золотая рыбка, сомик, неон, скалярии, гуппи и др.)

    Чем рыбы отличаются от зверей? (не могут передвигаться по земле, нет лап)

    Чем люди ловят рыб? (сетями, удочками)

    Как можно приготовить рыбу? (варят, солят, жарят)

    Как называется человек, ловящий рыбу? (рыболов, рыбак)

    А сейчас немножко давайте отдохнем. Физкультминутка «Рыбка в озере жила».

    Рыбка в озере жила,

    Рыбка к берегу плыла,

    (ноги на ширину плеч, руки на поясе, наклоны в стороны)

    Хвостиком виляла,

    Корм себе искала.

    (прыгаем ноги в стороны, вместе)

    Возле берега червяк,

    Извивается вот так,

    (руки на поясе; совершаем круговые движения бедрами влево и вправо)

    Рыбка подплывает,

    Червяка хватает.

    (разъединяем запястья рук (открытая пасть) и соединяем (закрытая пасть))

    Дернул леску рыбачек,

    Да сорвался червячок,

    (хлопаем в ладоши перед грудью и за спиной)

    Рыбка не попалась,

    С червяком осталась.

    (совершаем волнообразные движения ладошками, сложенными вместе: имитация движения рыбки)

    Продолжаем, игра «Найди дом для рыбки».

    Догадайтесь о какой рыбе идет речь, и положите круг (постройте дом) около соответствующей рыбы. Если рыба речная – зеленый круг на верхней полосе, если морская – синий круг на нижней полосе.

    На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом)

    Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.

    На дне лежит один плоский блин. (Камбала)

    Камбала - морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя её плавником.

    Драчун и забияка, живет в воде,

    Кости на спине. И щука не проглотит. (Ерш)

    Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют морским ежом.

    Хвостом виляет, зубастая, а не лает. (Щука)

    Щука – одна из крупных речных рыб.

    Живу глубоко. Плыву легко,

    Зубастая, большая, я рыба морская. (Акула)

    Акулы – отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых, по мере их выпадения. Китовая и гигантская акулы – сааме большие рыбы.

    Я всеми и всегда узнаюсь без труда.

    Полосатый пиджачок, ярко-красный плавничок. (Окунь)

    Правильно, это речная рыба. Тело окуня покрыто очень колючей чешуей.

    Молодцы, дом для рыбок построили, а сейчас у вас на столах лежат разрезные картинки . Каждой команде необходимо быстро и правильно собрать картинку по частям. Определить, что это за рыба (морская или пресноводная, как называется). За правильный ответ команде присуждается 1 очко.

    Наконец, ребята, последнее испытание. Давайте выясним, чем все рыбы похожи. Для этого составим модель рыбы (зарисуем) и назовем ее части тела.

    1-ая картинка – у рыбы есть тело (зарисовываем вместе со мной).

    2-ая картинка – тело рыбы покрыто чешуей.

    3-ая картинка – с помощью плавников и хвоста рыба перемещается в воде.

    4-ая картинка – у рыб есть жабры.

    5-ая картинка - рыбы дышат кислородом (дети вместе с педагогом поэтапно зарисовывают).

    А теперь давайте посмотрим, как вы зарисовали модель рыбы (дети свои рисунки вывешивают на доску).

    Итог занятия:

    Что общего у всех рыб? (строение, среда обитания)

    Чем отличаются рыбы? (окраской, размером, формой (тела, плавников и хвоста)

    Ответьте на самый главный вопрос: «Кто такие рыбы?» (животные)

    Молодцы ребята! Вы побывали в роли исследователей, узнали много интересного и нового. Показали хорошие результаты, отвечали на все вопросы, не подвели свою команду.

    (Подсчитываются очки команд. Объявляется победитель. Раздача призов).

    ГБОУ СОШ № 1375

    Дошкольное отделение

    Структурное подразделение №4

    Конспект открытого занятия

    в старшей/подготовительной группе