• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    «Учитесь с нами»
    Открытое занятие по профилактике плоскостопия для воспитателей

    Возраст детей: 5-7 лет

    Цель: развитие координации движений во время ходьбы по дорожкам здоровья; совершенствование навыка правильной осанки в различных И.п. при выполнении упражнений; укрепление мышц стопы и голени при захватывании, поднимании и удерживании пальцами ног мелких предметов; воспитание сознательного отношения к своему здоровью.

    Оборудование: дорожки здоровья; канат; закаливающая дорожка со следами; платочки; стульчики; клубки ниток; газета; баночки из под витаминов; деревянные косточки; следы с различным покрытием; корзинки; голубая ткань.

    Время проведения: 25-30 минут

    Место проведения: музыкальный зал

    Ход занятия
    1.Вводная часть: Загадка:
    На людей похожи
    Любят корчить рожи (Обезьянки)
    Мы ни девочки, ни мальчики,
    Все сейчас мы обезьяночки.
    Обезьянки, не зевайте!
    Вместе с нами повторяйте

    2.Ходьба (по кругу)
    -Дети идут по кругу, выполняя различные виды ходьбы с разными И.п. рук. Воспитатель сопровождает каждое упражнение стихами, что способствует повышению интереса и активности детей и, следовательно, более качественному выполнению упражнений.

    Мы походим на носочках, ходьба на носках, руки к плечам
    А потом на пятках, ходьба на пятках, руки за спину
    Мы проверили осанку расправить плечи
    И свели лопатки свести лопатки
    Мы походим на носочках ходьба на носках, руки к плечам
    А потом на пятках ходьба на пятках, руки за спину
    Мы идём как все ребята, обычная ходьба
    И как мишка косолапый. ходьба на внешнем своде стопы

    3.Гимнастика для стоп (И.п.-стоя на месте)
    а)Рано утром на полянке
    Так резвятся обезьянки: прыжки
    Левой ножкой: топ, топ! притопывание левой ногой
    Правой ножкой: топ, топ! притопывание правой ногой
    Руки вверх, вверх, вверх! стойка на носочках, руки вверх
    Кто поднимет выше всех?
    Руки вниз - наклонись наклон туловища вперёд
    Руки на пол положи, упор руками об пол
    А теперь на четвереньках ходьба на четвереньках
    Погуляем хорошенько.

    Б)Лучшие качели - гибкие лианы перекаты с пятки на носок, руки к плечам
    Это с колыбели знают обезьяны
    Кто весь день качается - да, да, да, хлопки в ладоши
    Тот не огорчается никогда! прыжки

    4.Ходьба:
    а) по массажным дорожкам
    По ровненькой дорожке
    Шагают наши ножки: раз, два, раз, два,
    Здесь высокая трава,
    Не зевай! ходьба, с высоким подниманием коленей,
    Ноги выше поднимай. руки в стороны

    Б) по канату
    По дорожке мы прошли
    К речке подошли
    По канату мы пройдём ходьба боком приставным шагом, руки на поясе
    И, конечно, же не упадём

    В) по следам («по кочкам»)
    Вот болото на пути
    Только как же нам пройти?
    По болоту мы пойдём ходьба след в след
    Много кочек в нём.

    5.Упражнение для стоп ног
    а) «Обезьянки» играют платочком - И.п - стоя, поочерёдно то левой, то правой ногой.
    Шли мы, шли
    И к платочкам подошли
    Пальчиками его возьми захват пальцами ног
    Подними и опусти поднять, удержать

    Б) «Обезьянки» катаются на роликовых коньках - И.п.-сидя на стульчиках, катать баночки из под витаминов с сильным нажимом от носка к пятке.
    Мчусь вперёд, как пуля я
    Во все стороны земля.
    И мелькают огоньки,
    Это роликовые коньки

    В) «Обезьянки» читают газету - И.п. - сидя на стульчиках, пальчиками ног рвать газету на части.
    Наши ноженьки устали
    Мы на роликах катались
    А теперь мы отдохнём,
    И газеточку прочтём

    Г) «Обезьянки» играют клубком - И.п - сидя на полу, руки в упоре сзади, захват ступнями ног, приподнять вверх и опустить.
    Яркие, красивые, круглые, игривые
    Покатились, покатились
    Прямо к ножкам прикатились.

    Д) «Обезьянки» собирают орешки -И.п - стоя, пальцами ног захватить, приподнять и положить орешек в корзинку. Упражнение выполняется под музыку.

    6.Игра «Мартышки»
    Мы весёлые мартышки, «Пружинка» - руки согнуты в локтях, ладони развёрнуты
    Мы играем громко слишком. вперёд, пальцы раздвинуты
    Мы в ладоши хлопаем, Выполняют движения по тексту стихотворения
    Мы ногами топаем,
    Надуваем щёчки,
    Скачем на носочках
    И друг другу даже
    Язычки покажем.
    Дружно прыгнем к потолку,
    Пальчик поднесём к виску,
    Оттопырим ушки,
    Хвостик на макушке.
    Шире рот откроем,
    Гримасы всем построим.
    Как скажу я цифру «три»,-
    Все с гримасами замри!
    Раз. два, три!

    7. Заключительная часть
    Мы старались, занимались,
    Занимались, закалялись.
    Пусть наши ножки будут крепкими!
    Пусть наши ножки будут сильными!
    Мы будем все здоровыми,
    Весёлыми, спортивными!

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    Тюменского муниципального района Чикчинский детский сад «Улыбка»

    по физкультуре в ДОУ, направленное на профилактику плоскостопия

    «Лесное путешествие»

    Выполнила: физинструктор МАДОУ Чикчинского

    детского сада «Улыбка»

    Афлетунова А.И.

    г.Тюмень, 2016 г

    План – конспект учебно – тренировочного занятия

    по физкультуре в ДОУ

    1.Группа: старшая

    2.Количество занимающихся: 10 - 12 детей

    3.Дата проведения:

    4. Место проведения: музыкально-спортивный зал МАДОУ Чикчинского д/с «Улыбка».

    5.Афлетунова Альбина Илгизовна

    6.Тема урока: «Лесное путешествие»

    7.Задачи занятия:

    Образовательная: упражнять детей в правильной постановке стоп при ходьбе и беге, закреплять умение преодолевать препятствия, выполнять движения по команде.

    Оздоровительная: развивать воображение, выносливость, ловкость, координацию движений.

    Воспитательная: воспитывать положительные нравственно-волевые качества, нравственное и бережное отношение к природе.

    8.Инвентарь и оборудование: канат, обручи (6), музыкальный центр, салфетки, мелкие игрушки.

    Часть

    занятия

    Дозировка

    Организационно-методические указания

    Подготовительная часть.

    Вытягивают руки вперед, ладонями вверх.

    Поднимают руки вверх – тянутся, смотрят на руки.

    Показывают ладошки и стучат пальчиком правой руки по ладошке левой руки.

    Улыбаются и кланяются гостям
    (звучит спокойная музыка)

    Здравствуйте, ребята!

    Давайте поздороваемся!


    Улыбнемся солнышку: «Здравствуй, золотое!

    Улыбнемся небу: «Здравствуй, голубое! »

    Улыбнемся дождику: «Лейся, словно из ведра! »

    Гостям улыбнемся: «Пожелаем им, добра! »

    Ребята, давайте прислушаемся: что мы слышим?

    Птички поют, шелест деревьев.

    Как вы думаете, куда мы сейчас отправимся?

    Правильно, мы с вами отправимся в лесное путешествие.

    Прежде чем отправиться в путь, давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу.

    Не шуметь.

    Держаться друг за другом.

    Не разбегаться.

    Давайте посмотрим на соседа справа, на соседа слева, запомним кто за кем стоит. И пока мы с вами путешествуем будем идти друг за другом.

    Еще в лесу можно прислушиваться и услышать много интересных звуков.

    Еще можно встретить в лесу разных диких животных.

    Дикие животные это какие животные?

    Это те животные, которые живут в лесу.

    Правильно! Но к ним близко подходить нельзя, это может быть опасно.

    И так, отправляемся в путь. За мной шагом марш!

    Основная часть.

    Ходьба друг за другом с выполнением заданий инструктора: Ходьба обычная;

    Ходьба на носочках, с вытянутыми руками вверх.

    Ходьба по следовой дорожке.

    Мы забрели в чащу леса, как красиво в лесу. Какой здесь свежий воздух, он очень полезен для нашего организма. Травка зеленая, мягкая! По травке очень полезно ходить босиком.

    Как вы думаете, почему?

    Чтобы наши ножки не болели, правильно развивались, чтобы у нас была правильная походка.

    Ой, ребята! Какая высокая трава! Я из-за травы вас совсем не вижу! Давайте встанем на носочки, поднимем руки вверх, потянемся.

    Спинку держим прямо, вытягиваем спинку.

    Молодцы, я вижу ваши ручки сквозь заросли травы – теперь я вас не потеряю.

    Вот мы и прошли высокие заросли. Никто у нас не потерялся?

    Никто не потерялся. Молодцы!

    Я чувствую, что под ногами земля очень мягкая. Вы чувствуете? Это болото, идти дальше очень опасно.

    Что же нам делать, чтобы не провалиться?

    Надо идти по следам.

    Правильно! Я сейчас первая пройду, проложу следы, а вы пойдете за мной, по проверенной дорожке, по протоптанным следочкам. Но идти надо строго по следам, не торопясь, осторожно, чтобы не провалиться в болото.Молодцы!

    Болото мы прошли, никто у нас не провалился, молодцы! Мы справились с препятствием, потому что старались, не торопясь шли строго по следам.

    Ребята, давайте прислушаемся, мне кажется, я слышу какой-то звук! А вы что-нибудь слышите?

    Это что-то журчит.

    А что у нас может журчать в лесу?

    Р учеек!

    Основная часть.

    Ходьба по канату или по гимнастической палке.

    Ходьба на пяточках, руки на плечевых суставах.

    Правильно - это ручеек! Вода в ручейке очень холодная – студеная! Как же нам перейти через ручеек? Можем ли мы прямо по воде перейти на другой берег?

    Нет, потому, что можно простудиться и заболеть.

    Надо перекинуть бревно через ручеек, и по нему перейти на тот берег.

    Молодцы! Смотрите, здесь кто-то уже проходил и перекинул бревнышко. Нам осталось правильно перейти по бревнышку на другой берег.

    Для этого надо повернуться к бревнышку боком и приставным шагом, не спеша, пройти по нему.

    Можно помогать друг другу, можно взять за руку того, кто боится и помочь перейти. Мы ведь с вами очень дружные, а друзья всегда помогают в беде или в трудных ситуациях.

    Отлично, мы преодолели и это препятствие. Никто не намочил свои ножки, потому что мы очень аккуратно и осторожно шли по бревнышку, и помогали друг другу. Молодцы!

    Ребята, посмотрите, что это?

    Это следы?

    Как вы думаете чьи это следы?

    Следы утки.

    Вы слышите, кто-то крякает? – Смотрите, это утки пьют воду из ручья!

    Давайте представим, что я утка, а вы - утята. Для этого мы встанем на пяточки, ручки положим на плечи и пойдем как утята за уточкой. Спинку держим прямо. Молодцы! Вы как настоящие утята!

    Основная часть.

    Ходьба в полуприсяде на носках.

    Ходьба на внешней стороне стопы с руками за спиной.

    Прислушайтесь! Вы слышите какой-то странный шум?

    Давайте пригнемся и пойдем в полуприсяде, чтобы этот странный зверь нас не заметил. Для этого надо присесть на корточки и передвигаться в этом положении.

    Смотрите, что я нашла! Интересно, кому принадлежат эти следы?

    Медведю.

    Правильно! Медведю!

    Давайте представим, что я медведица, а вы – мои медвежата. Для этого надо встать на внешнюю сторону стопы, и ручки спрятать за спину.

    Какие хорошенькие медвежата! Молодцы!

    А что медведи делают зимой?

    Впадают в спячку.

    А что любят медведи?

    Мед. Он очень полезен.

    Кто его кушает, тот не болеет.

    А вы любите мед?

    Хорошо, будете здоровыми, крепкими, красивыми!

    Мы с вами забрели в самую глубь леса. Кого же еще мы здесь можем встретить?

    Посмотрите, еще чьи-то следы….

    Белочки.

    Правильно, смотрите – это белочка!

    Кажется, она что-то хочет нам сказать.

    Я - белочка быстрая,

    Хвостик пушистый.

    На полянке я играла

    Шишечки я собирала.

    Сильный ветер налетел,

    И корзинку подхватил,

    Он корзинку покружил,

    Все запасы уронил.

    Помогите пожалуйста собрать шишечки!

    Поможем?

    Поможем! Ведь лесные звери и птицы нуждаются в нашей помощи и заботе.

    Посмотрите, у белочек есть передние и задние лапки. У них тоже есть пальчики на передних и на задних

    Заключительная часть.

    1. Игра: «Собери запасы»

    Захватить пальцами ног мелкий предмет и перенести его в корзинку.

    2. Игра: «Скок-перескок»

    Перепрыгнуть на носочках из обруча в обруч.

    И. п.: стоя, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову влево, сделать губы трубочкой - подуть на плечо. Голова прямо - вдох. Голову вправо - выдох трубочкой. Голова прямо - вдох. Затем опустить голову, подбородком касаясь груди, сделать спокойный, слегка углубленный выдох. Голова прямо - вдох. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой.

    2-3 р

    2-3р

    лапках и они очень много дел могут делать и передними и задними лапками.

    И мы с вами очень много дел можем делать ручками, (подвигаем пальчиками рук), а ножками умеем? (подвигаем пальчиками ног). Сейчас с вами попробуем пальчиками ног собрать шишечки в корзинку, без помощи рук.

    А какие же еще запасы делают белочки на зиму кроме шишек?

    Ягоды, грибы.

    Все запасы собрали, какие молодцы!

    Белочка нам говорит «Спасибо» и приглашает нас поиграть. Белки очень любят скакать по деревьям с ветки на ветку, и наша белочка предлагает вам попрыгать с ней.

    Надо на двух ножках, на носочках перепрыгнуть из обруча в обруч.

    Какие вы молодцы! Давайте попрощаемся с белочкой! Помашем ей правой ручкой. До свидания!

    Давайте отдохнем – подышим правильно.

    Подуем на плечо,

    Подуем на другое,

    Нам солнце горячо

    Пекло дневной порою.

    Подуем и на грудь мы

    И грудь свою остудим.

    Подуем мы на облака

    И остановимся пока.

    Потом повторим все опять,

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Ребята, мы прыгали с ветки – на ветку, с дерева – на дерево, и не заметили, как оказались в садике.
    Итог занятия с положительной оценкой, вспомнить что делали, чему учились новому. Вопрос детям:

    Лесные звери передали нам подарочек, чтобы мы не забывали о них заботиться и помогать им.

    Дети улыбаются и аплодируют сами себе. Выходят из физкультурного зала и благодарят инструктора за занятие.

    Здоровьесберегающая технология «Профилактика плоскостопия у дошкольников», возможности применения на физкультурных занятиях, игровые упражнения для детей 3-7 лет, картотека упражнений для профилактики плоскостопия у дошкольников



    Актуальность проблемы

    В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено разнообразием детских заболеваний.


    Одним из распространенных заболеваний нашего времени является плоскостопие.
    Плоскостопие – это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода.
    В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений.
    Стопа является опорой и фундаментом тела. Нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы не только вызывает снижение ее функциональных возможностей, но и что особенно важно изменяет положение таза, позвоночника – это отрицательно влияет на осанку и общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп не благоприятно сказывается на развитии многих движений, у детей приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием в занятиях многими видами спорта. Таким образом, укрепление опорно — двигательного аппарата и в частности стопы имеет большое значение.

    Профилактика плоскостопия на занятиях физкультурой в ДОО

    Цель:
    Способствовать формированию у детей привычки бережного отношения собственному здоровью
    Задачи:
    Закрепление опорно – двигательного аппарата специальными движениями.

    Для профилактики детского плоскостопия в водной части занятия используется корректирующая ходьба на носках, пятках, наружных сторонах стоп, ходьба по массажным дорожкам. В основной части физкультурного занятия для повышения эффективности профилактики плоскостопия в комплексы общеразвивающих упражнений включаются специальные упражнения, сопровождающиеся небольшими стишками.

    Игровые упражнения для профилактики плоскостопия у дошкольников

    «Качели»

    На качелях, на качелях
    Прямо в небо полетели
    Вверх-вниз, вверх-вниз
    Ты покрепче держись!

    И.п. – сидя на краю скамейки, прямые ноги вытянуты вперед, пятки стоят на полу. 1 – потянуть носки на себя («вверх»); 2 – потянуть носки к полу («вниз»).

    «Хлопки»

    Оборудование: гимнастическая скамейка
    (включается в комплекс общеразвивающих упражнений на скамейке)

    Раньше хлопали ладошки
    А теперь хлопают ножки

    И.п. – сидя на краю скамейки, прямые ноги вытянуты вперед, пятки стоят на полу. стопы держим вместе. 1- носки развести в стороны, пятки вместе; 2 – носки вместе, соединить вместе суставы больших пальцев («похлопали»).

    «Балет»

    Оборудование: гимнастическая скамейка

    Пляшут ножки как в балете
    Это могут наши дети
    Ножки выставлять
    На пальчиках стоять

    И.п. – сидя на скамейке спина прямая упор руками на скамейку с боков, прямые ноги вытянуты вперед. 1-2 – подтянуть к себе ноги, удерживать стопы в вертикальном положении опираясь на пальцы ног. 3-4 – вернуться в исходное положение, носки потянуть на себя.

    «Паучок»

    Оборудование: обруч, гимнастическая палка, или шест.

    Ползет паучок по дорожке,
    Быстро переставляет ножки

    переступать по обручу (гимнастической палке, канату) приставным шагом правым и левым боком, пятка ставится на пол, пальцы стоп обхватывают обруч (гимнастическую палку, шест).

    «Веселый ёжик»

    Оборудование: малый мяч, шарик.

    Ёжик бегал по дорожке
    Мы массировали ножки
    И.п. стоя, руки на поясе, прокатывать мяч стопой от носка к пятке сначала правой ногой, затем левой.

    «Художник»

    Оборудование: не требуется

    Мы сегодня рисовать
    Будем только ножками
    Ножки станут выполнять
    Замысел художника

    И.п. стоя, руки на поясе, дети пальцами одной ноги «рисуют» на полу фигуры: кружок, квадрат, змейку и т.п., то же другой ногой.

    «Улитка»

    Оборудование: не требуется

    Как шла улитка по дорожке
    Нам показать помогут ножки

    «Раки»

    Оборудование: не требуется

    Как раки пятятся назад
    Нам не трудно показать

    И.п. – стоя, руки на поясе, вся ступня стоит на полу. Поднять пальцы ног над полом, затем подогнуть пальцы ног, упираясь ими в пол, отталкиваться подогнутыми пальцами ног и двигаться назад.

    «Палочки»

    Оборудование: деревянные палочки (1 на двоих)

    Мы стоим, не унываем
    Друг-другу палочки катаем

    И.п. – стоя, руки на поясе. Прокатывание палочки друг другу правой ногой. То же левой ногой.

    «Каток»

    Оборудование: гимнастическая палка

    Вот какой у нас каток
    Для строительства дорог
    Чтоб разглаживать морщины
    Лучше не найти машины

    И.п. стоя, руки на поясе, одна нога стоит на гимнастической палке, палка по середине стопы: прокатывать палку вперед-назад, то же другой ногой

    «Пяточки»

    Оборудование: не требуется

    Мы не нежимся в кроватке
    Вместе разминаем пятки

    И.п. стоя, руки на поясе, или держась за руки лицом друг к другу, встать на пятки, носки направить к себе, опуститься на всю стопу.

    «Гусеница»

    Оборудование: не требуется

    Гусеница, гусеница
    В шубке золотистой,
    Отправляйся, гусеница,
    Под листок тенистый.
    В. Лунин

    И.п. – стоя, руки на поясе, вся ступня стоит на полу. Поднять пальцы ног над полом, затем подогнуть пальцы ног, упираясь ими в пол, и таким образом подтянуть ступню вперед. Продолжать движение вперед одновременно двумя ступнями.

    «Барабанщик»

    Оборудование: гимнастическая скамейка

    У меня есть барабан,
    Он гремит как ураган!
    Но когда его дарили,
    Бить потише попросили.
    А зачем его иметь,
    Если просят не шуметь?!
    Н. Хилтон

    И.п. сидя на гимнастической скамейке, ноги на полу, параллельно друг другу, пальцы поджаты, отбивать пальцами ног предложенный ритм одновременно двумя ногами или поочередно.

    «Окно»

    Оборудование: гимнастическая скамейка

    Я в открытое окно
    Посмотрю на улицу
    Но закрою я окно
    Если небо хмурится

    И.п. сидя на гимнастической скамейке, ноги стоят вместе в упоре на носки, 1-2 - удерживая ноги вместе развести икры «окно раскрыто», вернуться в и.п. «окно закрыто»

    «Мельница»

    Мелют зёрна жернова
    Утром спозаранку
    Будет пышный каравай,
    Вкусные баранки.

    Оборудование: не требуется

    И.п. сидя, ноги вытянуты вперед, упор на пятки: 1-2 положить ступни на пол влево, 3-4 вернуться в и.п., положить ступни на пол вправо (можно выполнять в разные стороны)

    «Маляр»

    Красить комнату пора,
    Пригласили маляра.
    Но не с кистью и ведром
    Наш маляр приходит в дом

    Оборудование: не требуется

    И.п. лежа на спине, проводить одной стопой по другой

    «Кораблик»

    Я кораблик смастерил,
    По воде его пустил.
    Ты плыви, кораблик мой,
    А потом вернись домой!
    Р. Бикметова

    Оборудование: гимнастическая скамейка

    И.п. сидя на гимнастической скамейке, соединить ступни, упор на носки

    Использование нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия

    Оборудование для профилактики плоскостопия своими руками. Фото1



    Совсем не трудно сделать оборудование для профилактики плоскостопия своими руками. Немного фантазии и «Удав» с нашитыми пуговицами и бусинами не только учит детей равновесию и ходьбе змейкой, но отлично массирует стопы.

    Оборудование для профилактики плоскостопия своими руками. Фото2



    Змейка - нашитая на коврик хозяйственная веревка диаметром 1 см, выглядит вполне эстетично, хорошо, что такие веревки продаются разных цветов.
    А эти волшебные «Следы» позволяют осуществить контрастный массаж.

    Оборудование для профилактики плоскостопия своими руками. Фото3


    «Квадраты» создают разные тактильные ощущения на квадраты можно нашить любой подручный материал: палочки, веревочки, старую мозаику, корпусы от использованных ручек, поролоновые губки и все, все, все, на что можно наступить ногой без вреда для здоровья.

    Картотека упражнений для профилактики плоскостопия у дошкольников



    «Каток» картотека упражнений для профилактики плоскостопия



    «Пяточки» картотека упражнений для профилактики плоскостопия



    «Гусеница» картотека упражнений для профилактики плоскостопия



    «Барабанщик» картотека упражнений для профилактики плоскостопия



    «Окно» картотека упражнений для профилактики плоскостопия



    «Мельница» картотека упражнений для профилактики плоскостопия



    «Маляр» картотека упражнений для профилактики плоскостопия



    «Серп» картотека упражнений для профилактики плоскостопия



    «Кораблик» картотека упражнений для профилактики плоскостопия



    «Сборщик» картотека упражнений для профилактики плоскостопия



    «Разбойник» картотека упражнений для профилактики плоскостопия


    Консультация для родителей

    Скажите «Нет!» плоскостопию

    «Плоскостопие – это не страшно, от него не умирают» — так порой мотивируют игнорирование симптомов этого заболевания люди, которым «не до этого». Однако, когда боли в спине, головные боли, боли в тазобедренном и коленных суставах становятся невыносимыми, лечить плоскостопие часто уже поздно: это заболевание остается с пациентом на всю жизнь. Поэтому всегда лучше не допустить его развития, тем более что предупреждение плоскостопия не займет у вас и вашей семьи ни времени, ни денег.
    Для профилактики этого нарушения важно уделять внимание воспитанию правильной походки (прямая постановка стоп при ходьбе, носки не разведены в стороны). Если ваша работа связана с длительным стоянием на одном месте, трижды-четырежды в день следует отдыхать по тридцать-сорок секунд, поставив стопы параллельно и становясь на их наружные края. Также для предупреждения плоскостопия полезны теплые водные ванны в конце рабочего дня. Потом можно проводить массаж стоп при плоскостопии и склонности к оному – это облегчает боли в ногах, восстанавливает кровообращение и является в целом замечательным способом профилактики и лечения данного заболевания.
    Особенное внимание при массаже следует уделять подошве стопы, также плавными сильными движениями – поглаживаниями, растираниями, разминаниями, поколачиваниями – нужно массировать голени с передней и внутренней стороны. Десять минут такого массажа после теплой ванны ежедневно или хотя бы через день – и плоскостопие и боли в ногах не дадут о себе знать до глубокой старости.
    Также к способам профилактики плоскостопия относится лечебная гимнастика, некоторые упражнения из цикла которой можно производить в течение отдыха. Среди них – ходьба босиком по неровным поверхностям естественного происхождения (песок, галька, земля), ходьба на цыпочках и на пятках, живые игры (баскетбол, волейбол и пр.), очень полезно ходить босиком по росе (если у вас есть такая возможность – например, на отдыхе в деревне).
    Правильно подобранная обувь – залог сохранения максимально правильной формы стопы и обеспечения выполнения ею рессорных функций в полную силу. Правильный выбор обуви, которая должна лежать по ноге, не быть слишком узкой или тесной, на каблуке 3-4 см, — тоже залог сохранения здоровья ног и ступней. В частности, ортопедические стельки или супинаторы – это не только метод лечения плоскостопия, но и замечательный способ его избежать.
    Плоскостопие в некоторых случаях является следствием перенесенных заболеваний опорно-двигательного аппарата или травм ступней. В случае если вы находитесь в группе риска по этому заболеванию, следует обратить особенное внимание на упражнения по предотвращению развития этого заболевания.

    Список используемой литературы:

    И.А. Фомина « Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду» Москва, «Просвещение» 1984 г.
    С.С. Волкова «Как воспитать здорового ребенка Киев, «Радянська школа» 1981 г
    Л.Ф. Островская «Пусть ребенок растет здоровым!» Москва, «Просвещение» 1979 г.
    Ю.Ф. Луури «Физическое воспитание детей дошкольного возраста» Москва, «Просвещение» 1991 г.
    А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» Москва, «Просвещение» 1978 г.
    О.Н. Моргунова « Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» Воронеж 2007 г
    Э.Я. Степаненкова «Физическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. изд. Мозаика-Синтез Москва 2008 г.
    М.Д. Маханева «Воспитание здорового ребенка» Издательство Аркти Москва, 1997 г.
    Т.А. Тарасова «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста» Творческий центр. Москва 2005 г.

    Полезные упражнения при плоскостопии

    Профилактике плоскостопия у детей следует уделять большое внимание ввиду распространения заболевания среди малышей. Уже в детском саду воспитатели предлагают детям ряд комплексных упражнений, игр и занятий, направленных на профилактику болезни ног. Детский возраст более податлив к корректировке стоп, патологию проще предупредить, чем лечить во взрослом возрасте. Какие упражнения для профилактики плоскостопия будут эффективны детям и взрослым, расскажет статья.

    Основы профилактики

    Существует ряд правил проведения профилактики плоскостопия у детей и взрослых:

    • Ходьба босиком. Ортопеды рекомендуют как можно больше ходить по траве, камням, земле, полу дома;
    • Выполнять комплекс упражнений для профилактики плоскостопия ежедневно, несколько раз в день. Идеальным вариантом будет совместное занятие детей и родителей в утренние и вечерние часы;
    • Совмещать упражнения стоит с массажем ног. Родители могут делать самостоятельно массажный комплекс, либо обратиться к профессионалу;
    • Приобретать малышу только правильную обувь. Она не обязательно должна быть ортопедической. Специализированную стоит носить только при подозрении на развивающееся плоскостопие. Она должна быть удобной, с мягкой толстой подошвой. С подросткового возраста обязательное присутствие в ней супинатора. Высота каблука не должна превышать 4 см. Во время ходьбы и в спокойно положение обувь должна крепко удерживать ногу, но не давить и не натирать ее. Обращать стоит внимание на подошву, стельку. На них должен присутствовать бугорок;
    • Ортопеды советуют всем следить за осанкой. Это позволит предупредить патологию позвоночника, опорно-двигательного аппарата;
    • Взрослым необходимо ежедневно давать ногам отдых. Достаточно через каждые 3-4 часа позволять им расслабляться.

    Соблюдение простых правил обеспечит предупреждение плоскостопия у детей и взрослых.

    Внимание!

    Особую роль играет профилактика плоскостопия для дошкольников. Возраст от 3 до 6 лет – самый податливый для коррекции стопы. В этот период начинает активно развиваться опорно-двигательный аппарат.

    Профилактика плоскостопия у дошкольников

    Современные детские сады имеют множество преимуществ в реализации профилактики плоскостопия для детей 2-3 лет, малышей старшего дошкольного возраста. Существует много методик, игр, занятий с детьми, помогающих предупредить недуг:

    • Выполнение упражнений для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста. Они начинают утро с зарядки, в обеденное время приходят на занятия по физкультуре;
    • Во многих детских садах сегодня имеются бассейны. Детям достаточно 1-2 занятия в неделю;
    • Детские сады оснащены специальными приспособлениями для предупреждения плоскостопия у детей. Это массажные ортопедические коврики, мячи;
    • ЛФК (лечебная физкультура) – неотъемлемая часть в предупреждении болезни ног. Она стимулирует активность стопы.

    Проводить профилактику плоскостопия дошкольника могут не только воспитатели в детском саду, но и взрослые самостоятельно в домашних условиях. Необходимо выполнять простые правила, помогающие предотвратить патологию у ребенка. Ортопеды советуют родителям:

    • Обратить внимание на обувь, которую носит ребенок 2-5 лет. Она должна крепко держать стопу, иметь выступ в районе свода, быть удобной и подходить по размеру;

    Обратите внимание!

    Многие родители предпочитают брать обувь на размер больше для малышей, так как детская нога растет быстро. Делать этого не стоит. Это повышает риск деформации стопы, так как нога находится несколько часов в неправильном положении.

    • Хорошим правилом будет выполнение ежедневных или еженедельных закаливаний (они должны проводится по согласию малыша, для детей 3-5 лет идеально подходит ходьба босиком по ортопедическому ковру);
    • Дети должны больше бывать на свежем воздухе, летом ходить босиком, после ванны использовать контрастный душ.

    Нагрузка на ноги детей должна соответствовать возрастным особенностям развития: росту, весу, массе тела.

    Комплекс упражнений для детей

    Выполнять упражнения дети могут совместно с родителями. Они не представляют большой сложности для взрослого. Гимнастика для профилактики плоскостопия – ключевой момент в предупреждении заболевания. Выполнять движения следует под контролем взрослого.

    Упражнения для детей 2-3 лет

    • Набрать в тазик теплой воды, не превышающий 38 градусов и не ниже 36, можно добавить морскую соль. В таз опустить камни, лучше, если они будут различные по размеру. Ребенок должен опустить ноги в емкость с водой, поиграть с камнями. Перебирать их пальцами, перемещать с одного места в другой, после походить минут 5 по ним самостоятельно, без помощи взрослого;
    • Ходьба босиком с чередованием движений: поднятие на носки, опускание на пятки. Можно попрыгать на носочках, сменять деятельность ходьбой на пятках. Такие простые движения стимулируют мышцы, позволяют укреплять ступни малыша;
    • Положить под ноги малыша маленький мячик с шипами. Он самостоятельно, без помощи взрослого, катает его от пятки к носку и в обратном направлении.

    Каждое упражнение ребенку 2-3 лет следует выполнять не более 5 раз. Проводить комплекс упражнений рекомендуется в утренние часы, когда ноги ребенка не устали.

    Комплекс упражнений для детей 4-7 лет

    Для детей данного возраста приемлемо выполнение игровых упражнений:

    • Игра «Захвати мяч». Проводиться в положении сидя, на стуле. На пол ставится мяч небольшого диаметра, который можно захватить ногами. При помощи ступни ребенок должен, не вставая со стула, обхватить мяч, приподнять ноги до уровня колен, пронести с помощью ног мяч влево, потом вправо, положить на место. Выполнять 3- 5 раз;
    • Игра «Составь фигуру». Можно использовать яйца из киндеров-сюрпризов, карандаши, либо другие предметы, которые можно ухватить пальцами ног. Исходное положение сидя. Ребенок старается с помощью представленных ему предметов сложить определенную фигуру, перетаскивая их только пальцами ног;
    • «Построй башню». В положении сидя с помощью стоп поставить кубики друг на друга для получения большой башни. Чем выше будет башня, тем лучше.

    Детям более старшего возраста (от 7 лет), можно предложить следующий комплекс упражнений:

    • В положении стоя, ноги прямо, параллельно друг другу, взять в руки палку, вытянуть ее вперед, нагнуться вниз, чтобы предмет коснулся пола (нельзя во время выполнения задания подниматься на носки, при правильном выполнении должно чувствоваться напряжение в голени и стопе);
    • Лечь на пол, ноги прямо, взять любой предмет пальцами ног, поднять его вверх, опустить обратно на пол (лучше всего подходят предметы: небольшое одеяло, карандаш, гимнастическая палка);
    • Выполнить чередующуюся ходьбу на носках, на пятках, перекаты, на внешней стороне стопы.

    Проводить каждое упражнение стоит не более 5-7 раз в зависимости от возраста ребенка.

    Комплекс упражнений для взрослого

    Упражнения укрепляют мышцы голени, выравнивают осанку, укрепляют подошву. Выполнять их может любой взрослый после консультации специалиста. Все комплексы можно разделить по основному исходному положению.

    В положении сидя на стуле:

    • Производить стопами круговые движения влево, вправо;
    • Не сгибая колени, не приподнимаясь от стула, натянуть носки к себе, от себя;
    • Работа с пальцами ног: сгибание, разгибание;
    • Поставить ноги на пол, разводить носки в стороны, не отрывая пяток;
    • С помощью пальцев поиграть с воображаемым песком, сгребать и пересыпать;
    • Захват пальцами ног различных предметов, передвижение их перед собой;
    • Катать подошвой предмет с выпуклыми шипами, иглами и т.д.

    Во время ходьбы:

    • Пройтись по бревну босиком;
    • Простая спокойная ходьба по полу с чередованием поднятия на носки, пятки, ходьба по внутренней стороне стопы;
    • Ходьба гусиным шагом в течение 3 минут.

    В положении стоя:

    • Простоять 40 секунд на внешней стороне подошвы, опустить ноги на пол;
    • Приподняться на носочки, пятки;
    • Перекаты с носки на пятку;
    • Наклоны вперед, ноги прямые, вместе, достать рукой до пола, не отрывая стопы;
    • Приседания, не отрывая пятки от пола.

    Для профилактики плоскостопия следует выполнять комплекс ежедневно 2 раза утром и вечером. Каждое движение – 10 раз. Если во время движений ощущается сильная боль, следует проконсультироваться со специалистом.

    Упражнения в профилактике плоскостопия играют важную роль. Они помогают укрепить стопу, мышцы, голеностопный сустав, предупреждают развитие патологических процессов.

    «Профилактика плоскостопия»

    Цели:

    Осмыслить, присвоить и обобщить новую информацию.

    Формировать навыки, предупреждающие развитие плоскостопия.

    Создать благоприятные условия для здоровья, обучения и развития ребенка

    (для педагога).

    Задачи:

    Образовательные:

    Обобщить и систематизировать знания детей функциях стопы человека и плоскостопии; научить способу выявления плоскостопия.

    Развивающие:

    Развивать навыки самостоятельной работы; умения выполнять физические упражнения по предотвращению появления плоскостопия.

    Воспитательные:

    Содействовать стремлению детей вести здоровый образ жизни.

    Оборудование : плакат с изображением стопы человека; тексты для экспертов:линейка;фломастер;лист с отпечатком стопы; проектор.

    Педтехнология : комбинация критического и здоровьесберегающего обучения.

    Методы обучения: проблемный, репродуктивный, лабораторная работа, творческий.

    Формы организации : беседа, работа с таблицей, опережающее домашнее задание, практическая работа, сообщения, творческое задание, рефлексия.

    Принципы обучения: учет возрастных и индивидуальных особенностей, доступность, последовательность, научность, работа в группах.

    Тип занятия: изучение нового материала.

    ХОД (45 мин.).

    I.Вызов – 10 мин.

    Рассмотрим ситуацию: На день рождения подруги школьница 16 лет пошла в новых туфлях на высоких каблуках. Хотя идти было не близко, и ноги быстро устали, она себя чувствовала совсем взрослой и счастливой. После застолья стали танцевать. Но через некоторое время из-за боли в ногах школьнице пришлось от танцев отказаться и провести остаток вечера, сидя на диване в тапочках хозяйки. Как вы думаете, что стало причиной боли в ногах у девочки? а) дальнее расстояние, которое пришлось преодолеть до дома подруги. б) туфли на высоких каблуках или в) продолжительные танцы?

    А не могли бы вы тогда сказать, о чем пойдет речь на нашем занятии? Помогите мне определить тему нашего занятия.(ответы детей).

    По ходу занятия вы будете заполнять таблицу «Знаю – хочу знать – узнал».
    - Какие задачи вы бы поставили для того, чтобы раскрыть нашу тему? (ответы детей).

    Для здоровья человека важное значение имеет состояние скелета и мышечной системы. Их формирование происходит в детские годы в процессе роста и развития организма.Нам с вами предстоит выяснить, что такое плоскостопие и как оно возникает. Мы научимся тому, как самостоятельно выявить наличие или отсутствие плоскостопия. А также изучим советы по предупреждению возникновения этого заболевания. Это наша цель. Для этого вы будете заполнять таблицу, рассуждать, делать практическую работу, вырабатывать собственное отношение к изученному, рефлексировать.
    Сегодня на занятии у нас присутствуют эксперты-теоретики, исследователи и практики, которые подробно ответят на наши вопросы.

    II . Осмысление – 20мин.

    Некоторым из вас заранее было дано опережающее домашнее задание . Сообщения подготовили теоретики, исследователь и практик. Они будут высказываться по обсуждаемой теме. Остальные фиксируют высказывания, готовя свои комментарии и вопросы. После окончания работы мы сформулируем выводы.Прием «Двухрядный круглый стол»

    Эксперты– теоретики:

    Плоскостопие – деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Зачем нужны эти своды?Своды обладают рессорными свойствами (амортизатор). Смягчение ударов о землю и распределение действия силы тяжести, что позволяет приспособить стопу к неровностям почвы.

    Различают: поперечное и продольное плоскостопие.

    При поперечном плоскостопии уплощается поперечный свод стопы, ее передний отдел опирается на головки всех пяти плюсневых костей.

    При продольном плоскостопии уплощен продольный свод и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы.

    Причиной плоскостопия могут стать неправильно подобранная обувь (тесная, неудобная обувь, туфли на каблуке), длительное хождение или стояние, избыточная масса тела, травмы, недостаток витаминов и наследственность.

    Плоскостопие относится к таким заболеваниям, которые, возникнув, быстро прогрессируют. Лечить плоскостопие гораздо труднее, чем предупредить его развитие. Первые ранние признаки – болит подошва стопы, ломит косточки предплюсны, и ноют мышцы голени. Поначалу это тупые боли, которые проходят после отдыха. Но мышцы уже сигнализируют – стопе нужна помощь. Обычно быстро изнашивается внутренняя сторона подошвобуви.При плоскостопии нарушается мышечный и связочный аппарат стопы, она расплющивается, отекает. Потом возникают боли в стопе, голени, бедре, и даже поясницы.При плоскостопии нарушается осанка, из-за ухудшения кровоснабжения быстро наступает утомление нижних конечностей, часто сопровождающееся ломотой, болями, а иногда и судорогами.

    Для лечения плоскостопия используют:

    1. Лечебную гимнастику.

    2. Массаж.

    3. Правильную обувь. Обувь должна плотно обхватывать (не сдавливать) передний отдел и пяточную часть стопы, иметь достаточно гибкую подошву и невысокий каблук.

    4. Обязательно при плоскостопии ношение ортопедических стелек-супинаторов.

    5. Ходьба босиком по неровной поверхности, по песку.

    6. Упражнения для мышц ног, особенно для мышц стопы, ходьба на цыпочках, прыжки в длину и высоту, бег, игра в футбол и баскетбол, плавание.

    Эксперт – исследователь :

    Данные школьного медкабинета свидетельствуют, что у 9% школьников наблюдается плоскостопие. В основном оно характерно для учащихся 8-9 классов. Необходимо сказать, что женщины страдают плоскостопием в 4 раза чаще, чем мужчины. Женщинам приходится расплачиваться за высокие каблуки, модные узкие носки у обуви, в которой ноги опираются не на всю стопу, а только на головки плюсневых костей. Не хватает квадратных сантиметров каждому пальчику, они, деформируясь, теснят друг друга. Вскоре стопа перестает сопротивляться этому насилию и появляется деформация. Варикозное расширение вен уже в самом разгаре.

    Профилактика плоскостопия:

    1.Не носить слишком тесную обувь. Обувь д. б. с задником и со шнуровкой.

    2.Не носить обувь на плоской подошве, оптимальная высота каблука – 3–4 см.

    3.Никаких “платформ”, подошва должна быть гибкой, чтобы не только папа был в силах ее согнуть, но и ребенок при ходьбе.

    4.Для уменьшения деформации стопы можно пользоваться супинаторами.

    5.Выполнять общеразвивающие упражнения и упражнения для нижних конечностей.

    6.Полезно ходить босиком по скошенной траве, морской или речной гальке.

    7.Ношение кед или кроссовок не более 2-х часов в день, они удобны для занятий спортом, но совсем не фиксируют голеностопный сустав и не содержат супинаторов (за исключением дорогих профессиональных моделей).

    В домашних условиях:

    – ходить по валику босиком;

    – поднимать с пола карандаш пальцами ног;

    – катать мяч подошвами ног;

    – делать массаж ступней.

    Физминутка-2мин.

    Упражнения для нижних конечностей.

    Эксперт – практик:

    Определить тип стопы, пользуясь инструктивной картой.

    Инструктивная карта :

    1. Взять лист белой бумаги, положить его на пол.

    2. Встать на него мокрой ногой.

    3. Контуры следа обвести простым карандашом.

    4. Найти центр пятки и центр третьего пальца. Соединить две найденные точки прямой линией.

    5. Если в узкой части след не заходит за линию – плоскостопия нет.

    Практическая работа «Определение плоскостопия».

    А теперь послушаем вопросы, которые подготовили наши слушатели по ходу выступлений экспертов(вопросы детей).

    Для закрепления материала используется прием «Ромашка вопросов», при этом предлагаются вопросы различной категории (на знание, на понимание, на применение, на анализ, на синтез и на оценку).

    1.Что такое плоскостопие?(Знание).

    2.Правильно ли я поняла, что появлениеплоскостопия можно предупредить?(Понимание)

    3.Как можно применить супинаторы? (Применение)

    4.Почему появляется плоскостопие? (Анализ)

    5.Что будет, если обувь будет на несколько размеров больше, на вырост? (Синтез)

    6.Как ты относишься к тому, что за модные узкие носы и высокие каблуки можно поплатиться здоровьем? (Оценка)

    Проверим наши таблицы.

    III .Рефлексия -12мин.

    1.Плоскостопие – это изменение стопы, характеризующееся уплощением ее сводов.

    2.Причиной плоскостопия могут стать неправильно подобранная обувь (тесная, неудобная обувь, туфли на каблуке), длительное хождение или стояние, избыточная масса тела, травмы, недостаток витаминов и наследственность.

    3.Чтобы не допустить плоскостопия, нужно правильно подбирать обувь, следить за гигиеной стоп, выполнять упражнения для нижних конечностей.

    Рецепты здоровья очень просты и не требуют денежных вложений, они требуют лишь вашего желания. Мудрые люди говорят, хочешь быть здоровым – будь им. Быть здоровым, значит быть красивым, уверенным в себе человеком. Выбор всегда остается за вами!

      Что вы сегодня узнали нового?

      Достигли ли цели?

      Пригодятся ли эти знания в жизни?

      Оцени свою работу по 5-балльной системе.

    Большое спасибо за работу на нашем занятии. И помните, что существует четыре простых правила, чтобы быть здоровым:

    1.Наращивайте «мышечный корсет».

    2.Следите за осанкой.

    3.Правильно питайтесь.

    4.Носите правильно подобранную обувь.

    I V. Домашнее задание -1мин.

    В завершении я хотела бы предложить вам творческое задание. Закончите любую фразу, превратив ее в девиз здорового образа жизни.
    1. Быть здоровым, значит…
    2. Здоровье – это…

    Спасибо за работу на занятии. До свидания. На следующем занятии мы разучим комплекс упражнений, позволяющий укрепить мышечно-связочный аппарат стопы и нижних конечностей в целом.