• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Зарница – «Ликвидации объекта»

    (военизированная игра зимой на улице)

    В назначенное время в школу подходят участники игры. Они разделены на две армии. У каждого пришиты погоны, у одних красного цвета - красная армия, у других синего - синяя армия. В каждой армии назначены командиры. Перед началом игры армии строятся во дворе школы в две шеренги друг против друга. С каждым взводом (классом) классные руководители. Каждую армию ведет инструктор из числа подготовленных старших ребят.

    Главнокомандующий дает пояснения:

      Марш-бросок 1 км по незнакомой местности по снегу.

      На пути следования встретятся различные препятствия: минное поле (10 шт. мин); река, через которую нужно переправиться по бревну, объект «Государственная граница», санитарный пост, поляна сражений, круг состязаний, полевая кухня.

      Конечная цель марша - военный объект. Это поляна сражений и круг состязаний.

    5. В войне могут быть и потери. Если кому-то из бойцов удастся сорвать погоны с противника, такой игрок считается убитым и выбывает из игры.

    6. Каждая армия движется к объекту своим маршрутом.

    Армии вытягиваются в колонну по одному. Впереди командиры.

      Станция «государственная граница»

    Учащимся предлагается нарисовать на снегу флаг России краской, разведенной в бутылках-брызгалках. Оценивается правильность выполнения задания и скорость.

      Станция «Минное поле»

    Ведущий поясняет, что вместо мин в снег закопаны 20 воздушных шариков, двух цветов. Идти дальше игроки не могут, пока не разминируют дорогу. Ребята берут сучки и, пользуясь ими как щупами, ищут мины. Надо найти 10 шариков, чтобы цвет соответствовал цвету погон, если находят шарик не своего цвета, закапывает обратно. Кто наступил на шарик, считается убитым.

      Станция «Переправа».

    Огромное дерево на берегу условной реки, обозначенной флажками. Длина 3 метра. Команда должна перейти по бревну, держась за руки. Кто упал, тот считается убитым.

      Станция «Санитары»

    В каждой команде выбираются санитары 2 человека и один раненый, на старте санитары должны оказать ПМП при ранении в голову и доставить пострадавшего в госпиталь, который находится на расстоянии 10м. (Применяются подручные средства или санки)

      Станция «Поляна сражений»

      Перед началом сражения участники заготавливают дрова.

      Организаторы подготавливают место проведения игры: определяют границы территории (форма: вытянутый прямоугольник); находят или делают 2 костровых места (в противоположных концах поля), вокруг которых ветками и брёвнышками выкладывают границу. Размеры территории зависят от количества играющих, диаметр границы вокруг костра – от возраста (чем старше дети, тем больше расстояние от границы до костра).

      Участники собираются в центре поля сражений. Главнокомандующий даёт вводную: разжечь костер, сделать укрепление из снега.

      Чтобы победить соперников, нужно потушить вражеский огонь снежками из своего укрепления, не пересекая центральной линии, защищая при этом свой костер. Для начала атаки подается сигнал и включается секундомер. На снежную атаку дается 20 минут.

      Станция «Круг состязаний»

    Как только костер потушен, объявляется «рукопашный бой» за флаг армии. Армии выстраиваются на противоположных сторонах «Круга сражений», по сигналу участники могут начать нападение. Отрывая погоны у противников. Участник с одним погоном считается раненым, без погонов – убитым, выбывая из игры. Главная задача – защитить свой флаг. Применять грубую силу – запрещено! Победителем считается та команда, которая сумела отвоевать флаг противника, но сохранить своё знамя.

    Общий итог сражений подводится по всем испытаниям вокруг «Костра дружбы», на «Полевой кухне» готовятся «печенки».

    Тема: Военно-спортивная игра «Зарница»
    Военно-спортивная игра для начальных классов проводится зимой и посвящена празднику День защитника Отечества. Игра проходит на школьной территории, включая спортзал. Маршрут готовится за неделю до игры. В «Зарнице» помимо детей задействованы: учителя начальных классов и воспитатели ГПД (два учителя сопровождают батальоны, остальные находятся на этапах).
    Цель:
    способствовать военно-патриотическому воспитанию школьников.
    Задачи:
     привлечь учащихся к занятиям спортом;
     развивать силу, ловкость, смекалку, творческое мышление;
     воспитывать любовь к родному краю, служению в рядах Российской
     армии, к здоровому образу жизни;
     воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.
    Подготовительная работа:
    1. Распределить учащихся 1-4 классов по батальонам (Синие и Зелёные);
    2. В каждом батальоне распределить учащихся по этапам («Ориентирование», «Лыжная эстафета», в этапе «Боевой листок» участвуют учащиеся имеющие освобождение от занятий физической культурой, в этапах «Викторина» и «Спортивная подготовка» участвует все участники батальонов).
    3. Подготовить командиров к сдаче рапорта («Товарищ главнокомандующий! Батальон (название) в количестве (число) человек к проведению игры «Зарница» готов. Командир (Ф.И.)
    4. Договориться со столовой об обеде.
    Оборудование:
     для этапа «Ориентирование» пакеты синего и зелёного цвета с указанием места нахождения следующего пакета (пакеты прячут заранее);
     маршрутные листы для каждого батальона;
     для этапа «Лыжная эстафета» по 4 пары лыж;
     для этапа «Викторина» вопросы;
     для этапа «Фильм» презентация или найти небольшой фильм про ВОВ(5-10 мин);
     для этапа «Спортивная подготовка»: обручи, газеты, труба (сшитая из ткани);
     для этапа «Боевой листок» лист А3, карандаши, фломастеры, клей, ножницы, картинки.
    План мероприятия
    I. Общий сбор.
    II. Сдача рапорта.

    1 этап «Ориентирование».
    2 этап «Лыжная эстафета».
    3 этап «Викторина».
    4 этап «Фильм».
    5 этап «Спортивная подготовка».
    6 этап «Боевой листок».
    V. Полевая кухня.
    VI. Подведение итогов.
    Ход мероприятия
    I. Общий сбор
    Каждый батальон строится у центрального входа школы на торжественную линейку.
    II. Сдача рапорта.
    На торжественной линейке командир каждого батальона сдаёт рапорт главнокомандующему: «Батальон равняйсь! Смирно! По порядку номеров рассчитайся! Товарищ главнокомандующий! Батальон (название) в количестве (число) человек к игре «Зарница» готов. Командир (Ф.И.). Главнокомандующий отвечает: «Рапорт принят, вольно!»
    III. Вручение командам маршрутных листов.
    Главнокомандующий. Сейчас каждая команда получит пакет с указанием маршрута, по которому вы должны двигаться. На каждом этапе вас будет ждать постовой. Он объяснит вам вашу задачу, проконтролирует то, как вы выполните задания, и оценит их. Если задание выполнено, то команда получает баллы. Итак, ваша задача - заработать больше баллов и выполнить все задания правильно. Удачи! (Командиры получают пакет, команды разбегаются по своим маршрутам.)
    IV. Прохождение маршрутов по этапам.
    1 этап «Ориентирование»
    От каждого батальона выбирается по 4 человека для прохождения этапа. Постовой выдаёт первый пакет с указанием, где находиться следующий пакет и учащимся предлагается найти все пакеты (5шт). Оценивается правильность выполнения задания по 5-ти бальной системе (за каждый пакет 1 балл).
    2 этап «Лыжная эстафета»
    В этапе участвуют 2 человека от батальона: 1 мальчик и 1 девочка. Учащимся предлагается проделать следующее: на старте стоят мальчики по команде начинают движение вокруг школы, затем передают эстафету девочкам. Оценивается правильность выполнения задания по 5-ти бальной системе.
    3 этап «Викторина»
    В этапе участвует вся команда. За каждый правильный ответ 1 балл.
    Учащимся предлагается ответить на ряд вопросов.
    - Как называется торжественное прохождение войск? (Парад.)
    - Старинное название русского войска. (Рать.)
    - Солдат спит, а она идет. (Служба.)
    - «Звездная» часть мундира. (Погоны.)
    - Как называется подросток на корабле, обучающийся морскому делу?
    (Юнга.)
    - Чьи слова «Тяжело в учении, легко в бою»? (А.В. Суворова.)
    - Назови города-герои.
    - Сколько битв проиграл А.В. Суворов? (Ни одной.)
    - Как называется наступательное движение войск? (Атака.)
    - Какие виды войск существуют в российских Вооруженных силах?
    (Сухопутные, ракетные войска стратегического назначения, военно-
    воздушные, Военно-морской флот.
    -Участок местности для испытания боевого оружия. (Полигон,
    стрельбище.)
    - Какие ордена и медали ты знаешь?
    - Назови самые необходимые вещи в армии.
    - Назови героев ВОВ.
    - Как называется военная больница? (Госпиталь.)
    - Боевая машина с реактивными снарядами. («Катюша».)
    - Что такое лимонка? (Граната.)
    - Какая улица в селе названа в честь Героя Советского Союза?
    4 этап «Фильм»
    На этапе учащиеся смотрят небольшой фильм о ВОВ или презентацию на
    военно-патриотическую тематику.
    5 этап «Спортивная подготовка»
    В этапе принимают участие учащиеся.
    «Снайпер» (задача участника скатать из газет по 3 шарика и бросить в обруч, за каждое попадание 1балл);
    «Переправа» (задача участника на старте взять два листа А4, передвигать листы руками, а ногами надо встать на лист, дойти до места назначения, обратно взять листы в руки бегом вернуться назад и передать другому).
    «Тоннель» (задача участника проползти по-пластунски через тоннель, затем бегом вернуться назад, побеждает батальон, выполнивший задание быстрее).
    «Кочки» (участники поочерёдно прыгают через своих партнёров, стоящих в согнутом положении).
    «Перенеси раненого» (формируется группа из 3-х человек, двое учащихся берутся за руки крест-накрест, а третий садится, двигаются до лавки, где оставляют раненого и, взявшись за руки, возвращаются обратно).
    6 этап «Боевой листок»
    На данном этапе учащиеся имеющие освобождении по физической культуре и по просьбе родителей оформляют «Боевой листок».
    Пока подводят итоги, командам предлагается проследовать в школьную столовую, где каждый получает комплексный обед.
    VI. Подведение итогов
    Проводится торжественная линейка с подведением итогов и награждением победителей.
    МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

    ЭТАПЫ БАЛЛЫ
    I этап «Ориентирование»
    II этап «Лыжная эстафета»
    III этап «викторина»
    IV этап «Фильм»
    V этап «Спортивная подготовка»

    Зарница. Сценарий для начальной школы

    Штруба Ольга Михайловна, методист МУДО "Дома детства и юношества г. Черемхово"
    Данное мероприятие будет полезно педагогам-организаторам, учителям физической культуры, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования. Военно-спортивная игра предназначена для детей начального звена, 5-6 - х классов, можно использовать для старшей и подготовительной группы детского сада.
    Данное мероприятие наиболее удачно в проведении ко Дню защитника Отечества. В сценарий внесены этапы спортивного, военно-патриотического, физкультурного характера. Оно способствует сплочению коллектива, воспитанию у молодого поколения духа патриотизма; формированию стремления к победе.

    Игра Зарница

    Военно-спортивная игра для обучающихся начальных классов.
    Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста, начальное звено.
    Цели и задачи:
    - пропаганда здорового образа жизни, физкультуры и спорта, развитие и укрепление физической подготовки обучающихся;
    - сплочение коллектива, воспитание у молодого поколения духа патриотизма;
    - формирование стремления к победе, гармонии совершенства, физического и духовного начала;
    - формирование у детей навыков быстрой реакции в нестандартных ситуациях;
    Форма проведения - эстафета, состоящая из нескольких этапов. Старт командам даётся одновременно. Время прохождения этапов фиксируется по последнему участнику, прибывшему на финиш. В маршрутных листах отмечается только количество набранных баллов.
    Оформление площадки: разноцветные флажки, транспаранты с надписями: «Зарничка», «Старт», «Финиш».

    Реквизит: 8 планшетов, щит с кольцом для баскетбола, 2 мешка, 15 флажков (3 больших + 12 маленьких), 2 пары санок, 1 щит для «дартса», 2 пары лыж без крепления, щит с ватманом 2 маркера, 4 маршрутных листа для 4-х команд, верёвка с флажками для ограждения + колышки, 7 указателей этапов (колышек со щитом, например: «Эрудит», 1 этап); корзина, 6 средних мячей, 1 мяч футбольный, 1 волейбольный, 10 карандашей, 2 бутылки с красящей водой, калькулятор, 6 кеглей, дартс, 2 дротика.

    Судьи на этапах: «Старт»; 1 этап «Тир»; 2 этап «Снайпер»; 3 этап – «Эрудит»; 4 этап «Бег в мешке»; 5 этап «Дартс»; 6 этап «биатлон»; 7 «Футбол»; финиш.

    Участники: 4 команды по 6 человек.

    Ход спортивного праздника:

    Секретарь: Одной семьёй живут народы,
    Крепка Россия как гранит.
    На страже мира, счастья и свободы
    Солдат Российской армии стоит!
    Кто умеет состязаться,
    Кто без дела не сидит,
    Кто хочет силой потягаться,-
    Для тех наш праздник открыт!

    Итак, начинаем спортивные состязания «Зарничка», посвящённые тем, кто служил и будет служить в рядах Вооружённых сил Российской Федерации, кто охраняет и кому предстоит охранять покой граждан и мирное небо над головой!

    Прошу команды на построение!

    Представление судейской коллегии.
    - Командам для участия в соревнованиях сдать рапорта!
    - Слово для ознакомления с ходом соревнований предоставляется главному судье ________.

    Главный судья рассказывает командам о ходе соревнований.
    Цель: набрать максимальное количество баллов.
    - Прошу команды на стартовую линию!Старт: секретарь регистрирует команды и раздаёт маршрутные листы, судья вписывает название команды, даёт старт.

    1 этап «Тир». Каждый участник команды поочерёдно бросает по 2 мяча, стараясь сбить кегли (6 штук). Судья возвращает мяч участникам и подсчитывает количество баллов. (Сколько сбитых кеглей, столько баллов, максимально – 12).

    2 этап «Снайпер». Участники разбиваются на 3 пары. Стартует первая пара: один садится на санки, второй везёт к баскетбольному кольцу. Добежав до черты, везущий останавливается и бросает мяч в кольцо; сидящий встаёт, берёт мяч и бросает в кольцо, затем впрягается в сани, везёт напарника к команде. 2-я и 3-я пара проделывают аналогичный путь. Судья подсчитывает баллы и вписывает в маршрутный лист. Максимальное количество баллов -6, по числу бросков. Сколько попаданий, столько баллов.

    3 этап « Эрудит» . Участники отвечают на вопросы судьи.

    2. Как надо одеваться при катании на коньках, ходьбе на лыжах? (В тёплый спортивный костюм и лёгкую куртку, тёплые носки,вязанную шапочку, иметь рукавицы)
    3. Всегда ли зимние игры приносят детям пользу? (иногда при неправильном поведении игры могут принести не пользу, а вред. Это может случиться, если, например, обучающийся будет слишком долго, много часов без перерыва, находиться на морозе. Можно простудиться и заболеть.
    Если кататься в тяжёлой шубе, то быстро устанешь. Точно также навредишь здоровью, если, разгорячившись, сядешь на лёд, снег или распахнёшь на морозе пальто, или съешь снег или лёд.)


    - одевайся легко но тепло;
    - проверяй, правильно ли наложены коньки и лыжи;
    - катайся не более часа или полутора часа;
    - если поскользнешься, постарайся упасть на бок, не на спину,- тогда меньше ушибёшься;
    - нельзя отдыхать на морозе, нельзя садиться на лёд и на снег, нельзя пить очень холодную воду;
    - отдыхать только в тёплом помещении, расстегнув верхнюю одежду;
    - не распахивай пальто на холоде;
    - не катайся при сильном морозе или ветре, не катайся и в оттепель.)
    5. Почему детям полезно кататься на коньках, ходить на лыжах? (Очень полезно зимой быть на воздухе потому, что воздух зимой гораздо чище, чем летом, в нём почти совсем нет пыли. От игр зимой на воздухе дети становятся более здоровыми, крепкими. Гуляя, играя на воздухе зимой, они привыкают к холоду, легко переносят холод, редко простуживаются, редко болеют. Зимой воздух очень хорошо закаливает детей. Подвижные игры и спортивные развлечения на воздухе зимой очень полезны для здоровья)
    6. Назовите зимние виды спорта. (Лыжные гонки,биатлон,прыжки на лыжах с трамплина,горнолыжный спорт, фристайл, сноубординг, спидрайдинг, сноукайтинг, бобслей, скелетон, фигурное катание, конькобежный спорт, шорт-трек, хоккей с шайбой, хоккей с мячом,кёрлинг, зимний виндсерфинг, зимний кайтселинг.

    Судья отмечает в маршрутном листе количество набранных баллов (максимально 6).

    4 этап «Бег в мешке». Участники поочерёдно прыгают в мешке до флажка, огибают его, допрыгивают до начала этапа, передают следующему.
    Цель: пройти дистанцию без падения. За каждого упавшего участника судья убирает один балл. Максимальное количество баллов – 6.

    5 этап «Дартс». Участники поочерёдно кидают дротики в мишень (дартс), используя 2 попытки. Каждое попадание-балл. Максимально – 12 баллов. Судья отмечает в маршрутном листе количество набранных баллов.

    6 этап «Биатлон». Участники поочерёдно проходят определённый участок этапа на лыжах, затем кидают в корзину мячи (3 попытки), возвращаются на лыжах на исходную позицию. Судья отмечает в маршрутном листе количество набранных баллов (максимум – 18 баллов).

    7 этап «Футбол». Участники поочерёдно забивают мяч в «ворота». Судья отмечает в маршрутном листе количество набранных баллов (максимально 6 баллов).

    После прохождения всех этапов капитаны команд сдают маршрутные листы в судейскую коллегию, которая подводит итоги.

    Команды выстраиваются на площадке, главный судья соревнований объявляет победителя (1 команда получает призовое место), остальные грамоты за участие и сладкие призы.

    Если команды набрали одинаковое количество баллов, проводится заключительный этап, выявляющий победителя – перетягивание каната.

    Подведение итогов и награждение участников!

    (У каждой команды свой маршрутный лист, для того, чтобы дети не сталкивались на этапах и проходили маршруты одновременно).

    Маршрутный лист № 1.


    1 1этап «Тир».
    2 2 этап «Снайпер».
    3 3 этап « Эрудит».
    4 4 этап «Бег в мешке».
    5 5 этап «Дартс».
    6 6 этап «Биатлон».
    7 7 этап «Футбол».
    Итого:

    Маршрутный лист № 2.

    Команда___________________________________________________________

    Образовательное учреждение_______________________________________________________

    Количество участников_____________________________________________________

    № п/п Наименование этапа Количество набранных баллов ФИО судьи Роспись судьи на этапе
    1 7 этап «Футбол».
    2 1этап «Тир».
    3 2 этап «Снайпер».
    4 3 этап « Эрудит».
    5 4 этап «Бег в мешке».
    6 5 этап «Дартс».
    7 6 этап «Биатлон».
    Итого:

    Маршрутный лист № 3.

    Команда___________________________________________________________

    Образовательное учреждение_______________________________________________________

    Количество участников_____________________________________________________

    № п/п Наименование этапа Количество набранных баллов ФИО судьи Роспись судьи на этапе
    1 6 этап «Биатлон».
    2 7 этап «Футбол».
    3 1 этап «Тир».
    4 2 этап «Снайпер».
    5 3 этап « Эрудит».
    6 4 этап «Бег в мешке».
    7 5 этап «Дартс».
    Итого:

    Маршрутный лист № 4.

    Команда___________________________________________________________

    Образовательное учреждение_______________________________________________________

    Количество участников_____________________________________________________

    № п/п Наименование этапа Количество набранных баллов ФИО судьи Роспись судьи на этапе
    1 5 этап «Дартс».
    2 6 этап «Биатлон».
    3 7 этап «Футбол».
    4 1 этап «Тир».
    5 2 этап «Снайпер».
    6 3 этап « Эрудит».
    7 4 этап «Бег в мешке».
    Итого:

    Итоговый табель баллов.

    № п/п Название команды Представление команды 1 этап «Тир». 2 этап «Снайпер». 3 этап « Эрудит». 4 этап «Бег в мешке». 5 этап «Дартс». 6 этап «Биатлон». 7 этап «Футбол». Общий балл

    3 этап « Эрудит». Участники отвечают на вопросы судьи.
    1. В какое время года меньше всего пыли на улице? (зимой)
    2. Как надо одеваться при катании на коньках, ходьбе на лыжах?
    3. Всегда ли зимние игры приносят детям пользу?
    4. Какие правила надо соблюдать при различных играх на морозе, чтобы уберечь себя от простуды и травм?
    5. Почему детям полезно кататься на коньках, ходить на лыжах?
    6. Назовите зимние виды спорта.


    Сделать школьников крепкими, выносливыми и воспитать в них командный дух помогут военно-спортивные зарницы, проводимые регулярно в любое время года. В Вы найдете сценарии проведения зарницы для разных возрастных групп. Желаем удачи!



    Сценарий зарницы для школьников


    Соревнования юных армейцев в составе отрядов

    1 этап – Надевание противогаза.

    Инвентарь: противогазы и секундомер.

    Команда построена в шеренгу, у каждого участника противогаз находиться в походном положении. Даётся команда «Внимание!» и «Газы». По команде «Газы» игроки команд приводят противогаз в боевое положение, правой рукой открывают клапан сумки, надевают на лицо и делает выдох. Фиксируется время надевания противогаза первым и последним игроками каждой команды, потом даётся команда «Вспышка» справа, слева. Побеждает команда, показавшая наименьшее время.

    2 этап – Поиск мин.

    Отряд ищет «мины» в течение 5 минут, очки зачисляются за каждую найденную мину.

    3 этап – Строевая подготовка.

    Повороты на месте, перестроение в шеренги, маршевый шаг с песней.

    4 этап – Метание гранат.

    Каждый отряд бросает по 10 «гранат» в щит (либо в другую мишень), который

    Находится на расстоянии 10 метров. Очки начисляются по числу попавших в

    Цель «гранат».

    5 этап – Соревнование санитаров.

    Отряд выполняет задание по оказанию помощи условно пострадавшему и производит его транспортировку по указанному способу.

    6 этап – Преодоление расстояния по-пластунски.

    Отряд поочерёдно по два человека проползает под препятствиями.

    Правильно выполненным задание считается тогда, когда ни один человек из отряда не

    Заденет натянутые верёвки. За каждое прикосновение присуждается штрафное

    Очко. Штрафы устанавливаются в следующем порядке. Если численность отряда

    Ровна или превышает 15 человек – за 1-2 прикосновение присуждается 4 балла,

    Если более 2 – 3 балла, если численность отряда не превышает 15 человек, 1

    Прикосновение - 4 балла, 2 – 3 балла.

    7 этап – Разведение костра

    Правильно организовать место для кострища. Пережигания нити. (хворост 20см высотой, рогатины 40 см. высотой).

    Подведение итогов: Победившим считается отряд, набравший наибольшее

    Количество очков. По окончании соревнований проводится игра «Царь горы».

    Учащиеся 9, 8 классов защищает знамя армии, а учащиеся 5-7 классов будут

    Пытаться захватить знамя. Во время игры необходимо срывать погоны. Если

    Сорван 1 погон – ранен, если 2 – убит.

    Сценарий военно-спортивной игры "Зарница" для школьников


    Условия проведения и требования к участникам:
    Военно-спортивная игра проводится на территории школы в течение одного учебного дня.
    Для участия в игре формируются 4 команды (не менее 8 человек) – учащихся 5-6 классов.
    4 команды (не менее 10 человек) – учащиеся 7-9 классов.
    У каждой команды – название, эмблема и свой командир.
    Форма одежды: закрытая обувь, куртка, головной убор, перчатки.
    Каждой команде выдается маршрутный лист на общем построении перед началом игры.
    Всех участников заранее знакомят с этапами игры и схемой передвижения

    Ход мероприятия.
    Построение команд.
    Объяснение условий игры и раздача маршрутных листов.
    Передвижение команд по маршрутам.
    Подведение итог. Награждение.

    Этапы:
    1 Строевая подготовка.
    Команда демонстрирует строевую подготовку, выполняет команды своего командира.

    2 Паутина.
    Принимают участие 5-6 классы по 8 участников, 7-9 классы по 10 участников.
    Каждый участник по очереди проползает по участку 6 метров по-пластунски под натянутыми
    веревками.

    3 Топография.
    Принимают участие вся команда. Участникам дают карту с топографическими
    знаками. За определенное время надо написать их название.
    4 Огневой.
    Принимают участие 5-6 классы по 8 участников, 7-9 классы по 10 участников.
    Каждому участнику дается одна «граната» - кегля, которую надо забросить в окоп.

    5 Силовая подготовка.
    Принимают участие две девочки и два мальчика. Девочка, мальчик выполняют упражнение на пресс (лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки скрестно к плечам). Другая пара выполняет сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимание).
    Каждое упражнение выполняется за 30 секунд.

    6 Шифровка.
    Принимают участие вся команда. Учащимся дают зашифрованное сообщение в виде набора цифр.
    С помощью алфавита расшифровать шифровку за определенное время.

    7Санитарный.
    Принимают участие вся команда. Команде надо соорудить носилки и перенести раненого определенное расстояние в горку, не уронив его.

    8 Параллельная переправа.
    Принимают участие 5-6 классы по 8 участников, 7-9 классы по 10 участников. Участники по очереди перемещаются по параллельно натянутым канатам.

    9 Военный эрудит.
    Принимают участие вся команда. Участником за определенное время нужно ответить на вопросы связанные с военной службой.

    Подведение итогов:
    Каждый этап оценивается по 10 бальной системе, кроме этапов: паутина, огневой, параллельная переправа для команд 5-6 классов. Эти этапы для них оцениваются по 8 бальной системе.
    За нарушение правил, командам дают штрафные очки.
    Итоги подводятся среди команд 5-6 классов. И отдельно среди команд 7-9 классов. Также выявляются лучшие капитаны.

    Награждение:
    Команды, занявшие призовые места награждаются дипломами. Команды, не занявшие призовые места, грамотами за участие. Лучшие командиры награждаются грамотами.

    Сценарий зарницы для младших классов


    Построение 1,2,3,4 классов у школы.
    Главный судья произносит напутственную речь для команд.
    Перед началом игры, участники отрядов тянут жребий для создания команд из 8 человек. Первый конкурс проводится для капитанов: кто правильно и быстро (на время) «соберет рюкзак» для похода. Задание выполняется по одному, начиная с 4 класса по 1 класс.
    Конкурс капитанов. На столе у жюри разложены карточки с названиями и рисунками самых разных предметов. Из них капитан должен выбрать самые необходимые вещи для похода.
    Оценка: кто «соберет рюкзак» быстрее и правильно, тот первым поведет свою команду по маршруту, кто потратил больше времени на «сборы» - ведут свои команды вторыми, третьими и четвертыми.
    Пока одна команда будет проходить маршрут по станциям, для остальных
    проводят подвижные игры.
    На каждой станции висит табличка с названием. Всем капитанам главный судья раздает путевки, на которых указывается маршрут, время старта и время финиша. Для всех команд выдаются путевки с одинаковым маршрутом. На каждой станции капитан передает судье путевку, после чего команда выполняет задание. Судья оценивает выполнение баллами и возвращает путевку капитану. Достигнув финиша, команда выстраивается в шеренгу перед главным судьей, который отмечает на путевке время прибытия команды.
    Условия и оценка выполнения заданий на этапах:
    Санитары. Рассказать, какую первую помощь нужно оказать, если у вашего товарища:
    1. Разбитый нос.
    2. Ссадина на колене.
    3. Синяк или «шишка» на лбу.
    4. Легкий обморок.
    Оценка: наивысшее число баллов команде - 8. За каждый неправильный ответ сбавляется по одному баллу.
    Пластуны. Проползти поочередно, по одному, под воротцами, составленными из перекладин 40, 35 и 30 см, стараясь не уронить перекладин, свободно положенных на верхушки стоек. Расстояние между воротцами 2м.
    Оценка: наивысший балл команде – 8. За каждую сбитую перекладину сбавляется 0,5 балла.
    Снайперы. Задание выполняют поочередно, по одному. Стоя на колене, тремя малыми мячами попасть в три баскетбольных мяча, поставленные в ряд через 20см. на расстоянии 5м. от линии метания. По окончании метания, метавший игрок ставит сбитые мишени на места, мячи складывает в ящик.
    Оценка: число баллов равно общему количеству сбитых мишеней.
    Ориентирование. Ответить на вопросы и показать на практике свое умение ориентироваться на местности.
    Вопросы для 1 класса:
    1. Куда улетают птицы осенью?
    2. Где солнце «встает», а где «садится»?
    Вопросы для 2 класса:
    1. Как по деревьям можно определить стороны света?
    2. Где находится солнце в полдень?
    Вопросы для 3 класса:
    1. С какой стороны на дереве растет мох?
    2. По каким еще предметам можно определить стороны света?
    Вопросы для 4 класса:
    1. Как можно определить стороны света по муравейникам?
    2. Назовите все известные вам способы ориентирования?
    Оценка: за каждый правильный ответ ставится 1 балл. За неправильный ответ – снимается 0,5 балла.
    Переправа. Задание выполняют поочередно, по одному. Сначала нужно пройти по «бревну», затем перепрыгнуть через «ров»(1м.) и пройти «по кочкам».
    Оценка: наивысший балл команде – 8. За каждое наступание в «болото» сбавляется 0,5 балла.
    Парашютисты. Спрыгивать поочередно, по одному, со скамейки (крыльца) высотой 60 см. в один из трех кругов диаметрами 30 см. (по указанию судьи).
    Круги расположены веером на расстоянии 1м. от места спрыгивания. Приземлиться точно в пределы окружности и устоять, сохранив равновесие.
    Оценка: за каждое правильное приземление ставится 1 балл.
    Альпинисты. Пройти поочередно, по одному, по «извилистой горной тропинке», ступая по 10 кирпичам, расположенным в форме замкнутой восьмерки. Расстояние между кирпичами 60, 30, 10 см. (и дальше такой же последовательности).
    Оценка: наивысший балл команде – 8. За каждое касание ногой земли при переходе по «тропинке» сбавляется 0,5 балла.

    Как только последняя команда пройдет весь маршрут, жюри подсчитывает баллы всех команд.
    Общая оценка каждой из команд состоит из суммы баллов, полученных за прохождение всего маршрута и выполнение заданий на этапах. Лучшее время оценивается количеством баллов, равным числу участвующих команд. Остальные команды получают, в соответствии с показателями своего времени, низкие баллы. По сумме баллов, полученных командами за время прохождения маршрута и за достижения на этапах, определяются места, занятые в соревнованиях.
    Правила. 1. Порядок выполнения членами команд заданий на этапах устанавливается капитаном. 2. Игроки, допустившие ошибки, не возобновляют попытку, а продолжают выполнять задание дальше. 3. После выполнения задания, команда обязана поставить на места все используемые предметы.

    После подсчета баллов и определения мест, занятых командами, проходит награждение команд грамотами и сладкими призами.


    ********************************
    Тихилер поступил ко мне уже тогда, когда я перестала падать с седйа. А до этого было так:
    - Ива-а-н! Сто-о-ой! - Это орал во все горло Колька, Шкиль.- Начальник упал!..
    Сколько раз говорила ему, что мир оповещать об этом событии не надо. Так в средневековых городах глашатаи выкрикивали королевские указы, извещали о празднествах, казнях и приезде знатных гостей.
    Одной рукой Ванька седлает неважно. Рывки оленя при ходьбе растягивают слабо завязанный ремешок, и седло сползает под брюхо оленя. Вместе с седлом валюсь на бок и я, хорошо, если еще в мох. Ванька далеко впереди, а я с наблюдениями и зарисовками оказываюсь обычно в самом хвосте. Вань- ка заворачивает своего оленя назад, потому что, кроме него, никто с оленьими седлами справляться не умеет.
    Иногда бывало иначе - на полном ходу олень вдруг замирает как вкопанный, нагнув голову и вытянув вперед морду. Я мгновенно лечу через опущенные рога туда, где он что-то увидел. Думаешь - невесть что, страх какой, а всего-то навсего сидит перед его носом на траве овод или оса. И, конечно, опять:
    - Ива-а-н! Сто-о-ой! Начальник упал!
    Злейшие враги оленей - оводы. Оводы прокусывают кожу, откладывают под ней личинки, личинки разрастаются до величины арахисовых орехов в скорлупе и по форме напоминают их. Снятые шкуры оленей изнутри иногда бывают почти сплошь усыпаны ими.
    Олень, не замедляя хода, и в полутьме шагает через валежник, ямы, колдобины, провалы во мхах или «окна», заполненные водой, и как-то мгновенно, чуть нагнув голову и шумно нюхнув ноздрями, распознает, глубоко ли, можно ли вступить, и спускается тогда или обходит стороной, не сбавляя скорости.
    Олени хорошие и трогательные существа. Они невероятно, как-то фанатически терпеливы и безгневны. Не требуют от человека даже главного и единственного, что он дает, если захочет,- соли. Тихо берут ее с руки теплыми бархатистыми губами.
    Доверчивы они настороженно, не привыкли к ласке, не понимают ее и не принимают от человека, как лошадь,-лошадь ждет ласки, если хозяин к ней хорош. Похоже, олени всегда боятся человека, в ужасе дергаются на каждое непривычное для них движение.
    Отставать мне приходится часто - я же на маршруте, а отставание дается нелегко - олень не лошадь. Надо искать кочку или упавшее дерево. Только приладишься - он сдвинулся, встряхнулся-его едят оводы и комары, а то и совсем ушел.
    Догонишь - вокруг ни пня, ни кочки. А караван уходит и уходит. И от всех ушедших оленей остается только неясное "шевеление кустов где-то впереди и мелькание вьюков - похоже, пробирается вверх по склону скрытая зеленью гигантская подрагивающая змея.
    Лошадям в этих местах не пройти -поломают ноги, измучаются и измучают людей. Как-то роясь в архивах, я наткнулась на любопытный документ - акт возврата лошадей, взятых на длительный срок в экспедицию. Три четверти лошадей пали. Оставшиеся, как написано в акте приемки, годились только «для ходьбы в ненагруженном состоянии по ровной дороге со скоростью не более трех километров в час»... Бедняги, они могли еле- еле тащить только себя!
    В темноте ездить верхом на олене мука. Седло вертится на лопатках оленя, олень идет, лопатки шевелятся. Ничего не видно, тем более сверху, а олень, не задерживаясь, то опускается, просто как-то сваливается с берега в быстрый клокочущий ручей, заваленный валунами, то быстро взбирается из воды на крутой берег, и надо моментально все это уловить и сохранить равновесие. Мотаешься в седле как ванька-встанька. Днем можно хоть заранее предугадать что-то и сбалансировать. Потом привыкла. Ездила три года.
    До Тихилера у меня был небольшой, кроткий олень со странностями- то стоит он крепко и идет хорошо, то, едва на него сядешь, морду опустит, задние ноги расставит, вот-вот ляжет.
    - Вань, а чего он так стоит?
    - У,- отвечает Ванька, неодобрительно разглядывая меня вместе с оленем.- Ты крепко тяжелый
    - А-ах! Это я-то? Что же, ты легче меня?
    Беззвучно смеется.
    - У. Конечно.
    Меня всегда угнетало поведение моего оленя, и я попросила Ваньку сменить его в колхозе.
    - Этот олень хороший,- убежденно говорил Ванька, уводя оленя.- Крепкий.
    И подумав:
    - Только спина сылабый...
    Все хохочут. У ездового оленя ничего «крепкого» не остается, если спина «слабый». Ванька улыбается вместе со всеми.
    И появился Тихилер.
    Множество речек, подъемов, спусков, зыбких болотец с оттаивающим дном, скользких наледей, каменистых водоразделов прошли мы за эти годы с Тихилером.

    МБОУ «СОШ №24»

    СЦЕНАРИЙ ВОЕННО – СПОРТИВНОЙ

    ИГРЫ «ЗАРНИЦА»

    СОСТАВИЛА: Аксёнова В.Я.

    Г.КЕМЕРОВО

    СЦЕНАРИЙ ГОРОДСКОГО ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ

    «ВОЕННО-СПОРТИВНАЯ ИГРА «Зарница»» (СЛАЙДЫ 1, 2)

    Цели игры (СЛАЙД 3):

      создание радостной, торжественной атмосферы праздника;

      воспитание патриотизма у подрастающего поколения;

      привитие детям потребность занятий физической культурой и спортом; закрепление полученных на занятиях навыков и умений;

      привитие чувства уважения к Российской армии, любви к Родине;

      формирование волевых качеств, целеустремленности, выдержки, желания и умения преодолевать препятствия;

      совершенствование военно-патриотической и спортивно-массовой работы в

    школе;

      воспитание школьников в духе готовности к защите Родины;

      освоение навыков оказания первой медицинской помощи при травмах и

    ранениях.

    Задачи (СЛАЙД 4):

      прививать любовь к Родине, чувства патриотизма;

      способствовать оздоровлению учащихся, через двигательные умения и навыки и

      подвижные игры на воздухе;

      создать условия для реализации творческих, физических, интеллектуальных способностей;

      организовать деятельность для развития чувства сплочённости, взаимовыручки в детском коллективе;

      содействовать развитию у детей смекалки, находчивости, ловкости, выносливости, силы воли.

    Место проведения : школьная спортивная площадка

    Форма одежды : спортивная форма

    Оборудование : листы с названиями этапов, шифровка, телефон, верёвки, намотанные на круглые палочки, кегли, компас, макет танка (две коробки разных размеров обклеили зелёной бумагой и из картона, приделали дуло), пластиковые бутылки с пробками, бинты, ватно – марлевые повязки, 2 палатки, самодельные пазлы герба Кемерово, жетоны - звёздочки, фонограммы песен «Священная война», «Солнечный круг», фанфары, туш для награждения.

    Программа мероприятия:

      Торжественное открытие военно-спортивной игры на местности «Зарница».

      Прохождение этапов конкурса участниками игры:

    Основные этапы игры:

      «Новобранец»

      «КПП»

      «Связисты»

      «Устав»

      «Боеприпасы»

      «Войсковые звания»

      Взятие «языка»

      «Минное поле»

      «Огневой рубеж»

      «Лесная аптека»

      «Медсанбат» 1

      «Газы»

      «Бивак»

      «Донесение»

      Подведение итогов и награждение победителей и призеров.

    ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

    1. Торжественная линейка (СЛАЙД 5)

    Организатор 1 (СЛАЙД 6)

    73 года тому назад

    На нашу милую и горделивую,
    На нашу Родину счастливую
    На наш родимый, мирный край
    Напал фашистский негодяй!

    Звучит песня «Священная война».

    На фронте солдаты сражались за каждую пядь родной земли, за отчий дом, за своих родных и близких! Вместе с ними на равных сражались и дети. Это Зина Портнова, Володя Дубинин, Марат Казей. О них пишут книги, слагают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. Эта память передается из поколения в поколение.

    Как в и былые времена, наша Российская Армия славится своими воинами. У нее славное прошлое и, надеемся, достойное будущее. А будущее нашей Российской Армии – это вы, сегодняшние мальчишки и девчонки. И от того, какими вы вырастете, и зависит мощь нашей Армии.

    Сегодня мы проводим военно – спортивную игру «Зарница», посвященную 73 годовщине начала Великой Отечественной войны. (СЛАЙД 7)

    Девиз игры: Чтобы Родине служить надо сильным, смелым быть! . (СЛАЙД 8)

    Эта игра будет доказательством того, что мы тоже в трудную минуту для Родины готовы встать на её защиту.

    Организатор 2

    Чтобы остаться в живых, солдат на войне должен многое уметь: прокладывать связь, разминировать мины, метко стрелять. Сегодня вы сможете продемонстрировать свои знания и умения в военном деле. Вы должны пройти все этапы. На каждом этапе, после выполнения задания всеми участниками, получите часть секретного донесения. Ваша задача собрать все части секретного донесения, доставить в штаб игры и расшифровать его. Это задание очень сложное. Вам потребуется мужество, отвага, смелость.

    Военно-спортивная игра «Зарница» считается открытой. (Звучат фанфары)

    Кроме командных заданий в нашей игре будут индивидуальные. Выполнив их, вы заработаете дополнительные баллы, по результатам которых будут определены победители в личном первенстве.

    Организатор 1.

    ЭТАП 1 – «Новобранец» (СЛАЙД 9)

    Вы наш передовой отряд. От Вас зависит судьба главного наступления наших войск.

    Поэтому мы должны быть уверены в каждом из вас. Мы должны знать, что вы готовы

    к этим испытаниям.

    Я буду начинать пословицу или крылатую фразу, а вы должны её продолжить.

    Один в поле... (не воин)

    Тяжело в учении - легко.. .(в бою)

    Для Родины своей ни сил, ни жизни... (не жалей)

    Родина-мать, умей за неё... (постоять) 2

    Смелость города... (берёт)

    Смелого пуля боится, смелого штык… (не берёт)

    Не бойся врага умного, бойся друга... (глупого)

    Мир строит, а война... (разрушает)

    Сам погибай, а товарища … (выручай).

    Плох тот солдат, который не мечтает стать … (генералом)

    Этап 2 - "КПП". (СЛАЙД 10)

    Нашему отряду пора покинуть расположение и начать движение. На случай химической атаки получите средства защиты (выдаются ватно-марлевые повязки).

    Теперь нам нужно пройти через КПП. Для этого необходимо назвать пароль.

    Сейчас отряд получает конверт с текстом зашифрованного пароля. За 2 минуты надо найти ключ к шифру, дешифровать пароль, довести его до каждого.

    По окончании времени отряд в колонне по одному проходит через КПП, называя пароль, и строится у стартовой линии.

    (Ведущий дает команду вскрыть пакет. Команда должна расшифровать шифровку по номеру буквы алфавита 1-А, 2-Б, …, 33-Я) .

    Ключ к шифровке

    А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

    У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

    21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

    Шифровка

    21 14 6 13 29 11 2 16 6 24 3 6 9 5 6 14 16 13 16 5 6 24

    (Умелый боец везде молодец)

    Этап 3 – «Связисты» (СЛАЙД 11)

    Чтобы мы знали, где вы находитесь, нужно проложить кабель, наладить и проверить связь со штабом. По количеству пар участников вбиты колышки, к которым один привязывает верёвку, намотанную на круглую палочку, а второй разматывают кабель (верёвку), продвигаясь к телефону, привязывает к нему другой конец. Как только линии связи проложены, связисты подают сигнал флажком.

    Этап 4 – «Устав» (СЛАЙД 12)

    Ребята, а вы знаете, что такое устав? Уста́в - свод правил и обязанностей военнослужащих. Сначала новобранец изучает устав, принимает присягу и только после этого считается настоящим солдатом. Мы не будем у вас проверять знания устава, а проведём мини-викторину

    (Мини - викторина. За каждый правильный ответ даётся жетон - звёздочка)

    Как называется торжественное прохождение войск? (Парад)

    Солдат спит, а она идёт. (Служба)

    Обувь зимней караульной службы? (Валенки)

    Как называется подросток на корабле, обучающийся морскому делу? (Юнга)

    Чьи слова: «Тяжело в ученье, легко в бою? (А.В.Суворов)

    Как называется наступательное действие войск? (Атака)

    Как называется военная больница? (Госпиталь)

    Боевая машина с реактивными снарядами? (Катюша)

    Что такое «лимонка»? (Граната)

    Звёздная часть мундира? (Погоны) 3

    Этап 5– «Боеприпасы» (СЛАЙД 13)

    Для успешного наступления войск нам необходимо пополнить запасы боеприпасов. Но вот незадача. Машины подвезли снаряды, но к нам подвезти их не могут. На их пути болото. Вам необходимо в колонне по одному, пройти участок болотистой местности, перепрыгивая « с кочки на кочку» (кочки - нарисованные на асфальте круги) и перенести снаряды (кегли)

    Этап 6- «Войсковые звания» (СЛАЙД 14)

    Прежде, чем пойти в атаку мы должны знать все войсковые звания, т.е знать кому мы должны непосредственно подчиняться.

    Команда должна вспомнить и назвать войсковые звания (от «рядового» до «генерала армии»).

    Этап 7. ВЗЯТИЕ «ЯЗЫКА» (СЛАЙД 15)

    Чтобы предпринять какой-либо военный манёвр и без потерь выполнить задание, необходимо произвести разведку и взять «языка».

    Это дело непростое.

    Разведчики должны обладать не только силой, но и обширными знаниями.

    Мы получили донесение, что «языка» можно обнаружить в лесочке.

    С помощью компаса пройти по азимуту, найти и взять «языка»

    (обнаруженный убегает, дети его догоняют)

    Этап 8– «Минное поле» (СЛАЙД 16)

    От «языка» мы узнали, что впереди минное поле.

    Нужно найти и обезвредить «мины».

    Задача саперов с помощью «миноискателей» (гимнастические палки) найти «мины» (пластмассовые бутылки, закопанные на глубине около 5 см) и обезвредить их. Не забывайте о том, что мину нельзя трогать, пока она не будет обезврежена (нужно открутить пробку).

    Этап 9 – «Огневой рубеж» (СЛАЙД 17)

    На нас движутся танки противника. Необходимо уничтожить их.

    Участники по очереди метают «гранату» (кеглю). С расстояния 3 метров стараются попасть в цель - макет танка. Если вы не попадаете в цель, значит получаете осколочное ранение («осколок» -кусочек картона, на котором написано, куда он ранен).

    Этап 10 – «Лесная аптека» (СЛАЙД 18)

    У нас появились раненые (дети, которые не попали в цель). Им необходимо оказать первую помощь.

    К сожалению, все запасы медикаментов закончились. Остались только бинты. Что может в полевых условиях заменить вату и необходимые лекарства? (Дети называют лекарственные растения и рассказывают об их целебных свойствах)

    Этап 11 – « Медсанбат» (СЛАЙД 19)

    К счастью, у наших раненых нет открытых ран.

    Необходимо им оказать первую помощь и доставить их в госпиталь.

    (Дети накладывают повязки, но тут раздаётся команда: « Газы!»)

    Этап 12 – «Газы» (СЛАЙД 20)

    Дети надевают себе и раненым ватно-марлевые повязки и доставляют их в госпиталь.

    Этап 13 «БИВАК» (СЛАЙД 21)

    Почти все задания выполнены, можно немного отдохнуть. Что-то тучи забегали. Наверное, скоро пойдёт дождь. Необходимо быстро поставить палатки.

    Этап 14 «Донесение» (СЛАЙД 22)

    Вы получили последнюю часть донесения. Осталось сложить все части и прочитать его.

    (Дети выполняют задание, составляют из пазлов герб города КЕМЕРОВО.)

    ДОНЕСЕНИЕ: ваша боевая задача громко крикнуть три раза «УРА!» и начать петь песню «Солнечный круг»

    Подводится итог игры.

    ОРГАНИЗАТОР 1: Вот и подошла к концу военно-спортивная игра «Зарница». Молодцы, ребята! Вы без потерь прошли все испытания, справились со всеми заданиями.

    Вы показали себя, не только ловкими, сильными, смелыми, быстрыми, но и дружными, умеющими быть единой командой. (СЛАЙД 23)

    За активное участие в военно-спортивной игре «Зарница» награждаются ……

    III место по количеству баллов занимает ……

    II место….

    I место …..

    Всем достаются сладкие призы.

    (Благодарность организаторам, участникам, спонсорам)

    ОРГАНИЗАТОР 2

    Провели мы состязанье,
    Вам желаем на прощанье
    Всем здоровье укреплять,
    Мышцы крепко накачать.

    ОРГАНИЗАТОР 1

    Телевизор реже смотреть,
    Больше с гирями потеть,
    На диване не лежать,
    Со скакалочкой скакать!

    ОРГАНИЗАТОР 2 (СЛАЙД 24)

    Вот настал момент прощанья.
    Будет краткой наша речь:
    Говорим всем: "До свиданья!
    До счастливых новых встреч!"

    Библиографический список (СЛАЙД 25, 26)

    1. Бабанский Ю.К. Педагогика.- М., 1988.

    2. Буре Р.С. Учите детей трудится.- М., 1987.

    3. Гофман Ж.И. Военно-патриотическое и интернациональное воспитание на уроках начальной военной подготовки.- М.: Высшая школа, 1985.

    4. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения.- М., 1986. 5

    5. Кутафин О.Е. Основы государства и права.- М.: Юрист, 1996.

    6. Макаренко А.С. т. 5, 1960.

    7. Фельдштейн Д.Н. Психология воспитания подростков.- М., 1978.

    8. Федеральная целевая программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, увековечение памяти российских воинов и знаменательных событий военной истории Отечества”. С. 7-17.