• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    МОА УДОД «Дворец пионеров и школьников»

    Словарь французских терминов

    классического танца

    Подготовила: Глухова С.Ю.,

    педагог высшей квалификационной

    г. Орск, 2013

    В процессе обучения искусству танца педагог особое внимание должен уделять терминологии. Точное, правильное владение профессиональной лексикой говорит о культуре, о профессионализме, как педагога, так и воспитанников. Для различных видов хореографического искусства, в первую очередь для классического, а также для народно-сценического и историко-бытового танца используется одна общепринятая терминология, которая дает словесное определение танцевального элемента.

    Танец своими истоками восходит к глубокой древности, но его терминология сложилась в XVII веке (в 1661 г.) во Франции, в Королевской Академии танца. Постепенно эта танцевальная терминология стала общепризнанной во всем мире. Но она претерпевала много изменений, дополнений, уточнений, прежде чем пришла к той стройной и строгой системе, которой мы пользуемся в настоящее время. Немалый вклад в уточнение терминологии внесла русская школа классического танца и известный педагог-хореограф, профессор Агриппина Яковлевна Ваганова.

    Однако французский язык остался в терминологии столь же обязательным, как латынь в медицине.

    Ниже приводится перечень основных терминов классического танца; произношение французских слов, указанное в скобках, является условным.

    Adajio - (адажио) медленно. Медленная часть урока или танца.

    Allonge - (алонже) удлинить, продлить, вытянуть. Прием, основанный на распрямлении закругленных позиций рук.

    Aplomb - (апломб) устойчивость.

    Arabesque - (арабеск) поза, название которой происходит от стиля арабских фресок. В классическом танце имеется четыре вида позы «арабеск» под № 1, 2, 3, 4.

    Arrondi - (арронди) округленный, закругленный. Округлое положение рук от плеча до пальцев.

    Assemble - (ассамбле) соединять, собирать. Прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе.

    Attitude - (аттитюд) поза, положение фигуры. Поднятая вверх нога полусогнута.

    Balance - (балансе) качать, покачиваться. Покачивающееся движение.

    Pas ballonne - (па баллонэ) раздувать, раздуваться. В танце - характерное продвижение в момент прыжка в различные направления и позы и сильно вытянутые ноги в воздухе до момента приземления и сгиба одной ноги на sur le cou de pied.

    Pas ballotte - (па балоттэ) колебаться. Движение, в котором ноги в момент прыжка вытягиваются вперед и назад, проходя центральную точку. Корпус наклоняется вперед и назад, как бы колеблясь.

    Balancoire - (балансуар) качели. Применяется в grand battement jete.

    Batterie - (батри) барабанный бой. Нога в положении sur le cou de pied проделывает ряд мелких ударных движений.

    Battus - (баттю) бить, колотить. Движение с заноской.

    Bourree pas de - (па де буррэ) чеканный танцевальный шаг, переступание с небольшим продвижением.

    Brise - (бризэ) разбивать, раздроблять. Движение из раздела прыжков с заносками.

    Basque pas de - (па де баск) шаг басков. Для движения характерен счет на 3/4 или 6/8 , т.е. трехдольный размер. Исполняется вперед и назад.

    Battement - (батман) размах, биение; упражнение для ног.

    Battement tendu - (батман тандю) отведение и приведение натянутой ноги.

    Battement fondu - (батман фондю) мягкое, плавное, «тающее» движение.

    Battement frappe - (батман фраппэ) бить, разбивать, раскалывать; движение с ударом.

    Battement double frappe - (батман дубль фраппэ) движение с двойным ударом.

    Battement developpe - (батман девлоппэ) разворачивать, раскрывать, вынимать ногу на 90 градусов в нужное направление, позу.

    Battement soutenu - (батман сутеню) выдерживать, поддерживать. Движение с подтягиванием ног в пятой позиции.

    Cabriole - (кабриоль) прыжок с подбиванием одной ноги другой.

    Chain - (шен) цепочка.

    Changement de pieds - (шажман де пье) прыжок из пятой позиции в пятую с переменой ног в воздухе.

    Pas chasse - (па шассэ) гнать, подгонять. Партерный прыжок с продвижением, во время которого одна нога подбивает другую.

    Chat, pas de - (па де ша) кошачий шаг. Этот прыжок по своему характеру напоминает мягкое движение кошачьего прыжка, что подчеркивает изгибом корпуса и мягким движением рук.

    Ciseaux, pas - (па сизо) ножницы. Название этого прыжка происходит от характера движения ног, выбрасываемых вперед по очереди и вытянутых в воздухе.

    Coupe - (купэ) отрывистый. Подбивание. Отрывистое движение.

    Pas Couru - (па курю) пробежка.

    Croisee - (круазе) скрещенный; одно из основных положений классического танца, в котором линии скрещиваются. Закрытое положение ног.

    Degagee - (дегаже) освобождать, отводить.

    Demi plie - (деми плие) полуприседание.

    Developpee - (девлоппэ) вынимание.

    Dessus-dessous - (десю-десу) верхняя часть и нижняя часть, «над» и «под». Вид pas de bourre.

    Ecartee - (экартэ) отводить, раздвигать. Поза, при которой вся фигура повернута по диагонали.

    Effacee - (эффасэ) сглаживать; од из основных положений классического танца. Определяется раскрытым, развернутым характером позы, движения. Открытое положение ног.

    Echappe - (эшаппэ) вырываться. Прыжок с раскрыванием ног во вторую (четвертую) позицию и собиранием из второй (четвертой) в пятую позицию.

    Pas Emboite - (па амбуатэ) вкладывать, вставлять, укладывать. Прыжок, во время которого происходит смена полусогнутых ног в воздухе.

    En dehors - (ан деор) наружу, вращение от опорной ноги.

    En dedans - (ан дедан) внутрь, вращение к опорной ноге.

    En fase - (ан фас) прямо, прямое положение корпуса, головы и ног.

    En tournant - (ан турнан) вращать, поворачивать корпус во время движения.

    Entrechat - (антраша) прыжок с заноской.

    Entrechat-tromis - (антраша труа) заноска. Прыжок с трехкратной переменой ног в воздухе, с двух на одну.

    Entrechat-quatre - (антраша катр) заноска. Прыжок с четырехкратной переменой ног в воздухе.

    Entrechat-cinq - (антраша санк) заноска. Прыжок с пятикратной переменой ног в воздухе.

    Entrechat-six - (антраша сиз) заноска. Прыжок с шестикратной переменой ног в воздухе.

    Epaulement - (эпольман) диагональное положение корпуса, при котором фигура развернута вполоборота.

    Exercice - (экзерсис) упражнение.

    Flic-flac - (флик-фляк) щелчок, хлопок. Короткое движение, часто служит как связующее звено между движениями.

    Fouette - (фуэтэ) стегать, сечь. Вид танцевального поворота, быстрого, резкого. Открытая нога во время поворота быстро сгибается к опорной ноге, резким движением снова открывается.

    Fermer - (фермэ) закрывать.

    Faille, pas - (па файи) подсекать, пересекать. Ослабевающее движение. Это движение имеет мимолетный характер и часто служит для подготовки трамплина к следующему прыжку. Одна нога как бы подсекает другую.

    Galoper - (галоп) гоняться, преследовать, скакать, мчаться. Движение, сходное с chasse.

    Glissade - (глиссад) скользить, скольжение. Прыжок, исполняемый без отрыва носков ног от пола.

    Grand - (гранд) большой.

    Jete - (жетэ) бросок. Бросок ноги на месте или в прыжке.

    Jete entrelace - (жетэ антрэлясэ) entrelacee - переплетать. Перекидной прыжок.

    Jete ferme - (жетэ фермэ) закрытый прыжок.

    Jete passé - (жетэ пассэ) проходящий прыжок.

    Lever - (левэ) поднимать.

    Pas - (па) шаг. Движение или комбинация движений. Употребляется как равнозначное понятию «танец».

    Pas d`actions - (па д`аксион) действенный танец.

    Pas de deux - (па дэ дэ) танец двух исполнителей, классический дуэт, обычно танцовщицы и танцовщика. Форма pas de deux часто встречается в классических балетах: «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» и др. Танец в pas de deux насыщен сложными поддержками, прыжками, вращением, в нем демонстрируется высокая исполнительская техника.

    Pas de trios - (па де труа) танец трех исполнителей, классического трио, чаще всего двух танцовщиц и одного танцовщика, например, в балетах «Лебединое озеро» и «Конек-Горбунок» и др.

    Pas de quatre - (па дэ катр) танец, четырех исполнителей, классический квартет.

    Passe - (пассэ) проводить, проходить. Связующее движение, проведение или переведение ноги.

    Petit - (пти) маленький.

    Petit battement - (пти батман) маленький батман, на щиколотке опорной ноги.

    Pirouette - (пируэт) юла, вертушка. Быстрое вращение на полу.

    Plie - (плие) приседание.

    Pointe - (пуантэ) носок, пальцы.

    Port de bras - (пор де бра) упражнение для рук, корпуса и головы; известны шесть форм.

    Preparation - (прэпарасьон) приготовление, подготовка.

    Releve - (релевэ) приподнимать, возвышать. Подъем на пальцы или на полупальцы.

    Releve lent - (релевэ лян) медленный подъем ноги на 90 градусов.

    Renverse - (ранверсэ) опрокидывать, переворачивать. Опрокидывать корпус в сильном перегибе и повороте.

    Rond de jambe par terre - (рон де жамб пар тер) вращательное движение ноги на полу, круг носком по полу.

    Rond de jambe en l`air - (рон де жамб ан лер) круг ногой в воздухе.

    Royal - (руаяль) великолепный, царственный. Прыжок с заноской.

    Saute - (сотэ) прыжок на месте.

    Simple - (семпль) простой. Простое движение.

    Sissonne - (сисон) прямого перевода не имеет. Означает вид прыжка, разнообразного по форме и часто применяемого.

    Sissonne fermee - (сисон ферме) закрытый прыжок.

    Sissonne ouverte - (сисон уверт) прыжок с открыванием ноги.

    Sissonne simple - (сисон семпль) простой прыжок с двух ног на одну.

    Sissonne tombee - (сисон томбэ) прыжок с падением.

    Soubresaut - (субресо) большой прыжок с задержкой в воздухе.

    Saut de basque - (со де баск) прыжок басков. Прыжок с одной ноги на другую с поворотом корпуса в воздухе.

    Soutenu - (сутеню) выдерживать, поддерживать.

    Suivi - (сюиви) непрерывное, последовательное движение. Вид pas de bourree, исполняемого на пальцах. Ноги мелко перебирают одна возле другой.

    Sur le cou de pied - (сюр ле ку де пье) положение одной ноги на щиколотке другой, опорной ноги.

    Sus-sous - (сю-су) на себя, тут же, на месте. Скачок на пальцах с продвижением.

    Temps lie - (тан лие) слитный, льющийся, связанный. Слитная, плавная танцевальная комбинация на середине зала; имеется несколько форм.

    Краткий словарь основных понятий хореографии

    Воспитаннику хореографического коллектива желательно знать содержание понятий, употребляемых в процессе его обучения. Предлагаемые ниже понятия составляют суть обучения технологии танца.

    Классическая школа танца - система практических приемов по управлению движениями на основе мышечных ощущений, требующая фиксации для закрепления основ, как необходимое условие совершенствования. На ее основе приобретается навык перестройки системы движений. Задача школы - научить студента правилам и приемам, при помощи которых можно управлять устойчивостью, апломбом.

    Устойчивость - умение сохранить определенное положение тела в равновесном состоянии. Устойчивость - основа в постижении апломба (равновесия). Студент учится двигаться так, чтобы в любой момент зафиксировать то или иное положение, позу, правильно расположить центр тяжести. Так, для исполнения позы студент мысленно ее представляет, создает образ, настраивает все части тела на ее удержание.

    Контроль играет ведущую роль. Он ведется за правильным выполнением движения, вырабатывает устойчивость, апломб, осанку. Контроль осуществляется посредством саморегуляции студента по требованиям преподавателя. Контроль помогает правильно перераспределить работу между группами мышц: включить в нее задействованные в данный период и освободить от нагрузки другие группы мышц.

    Повтор - метод усвоения правил, приемов, ощущений. Повтор способствует выработке мышечной памяти, развитию внимания студента к поставленному перед ним заданию, исправлению ошибок как самостоятельно, так и с помощью преподавателя. Повтор способствует закрепле-нию получаемых знании, навыков, умений.

    Координация - сочетание правил, приемов и ощущений, согласованных с музыкой. Студент учится сочетать, варьировать их на практике, сознательно организовывать движения заданной формы во времени, пространстве, в рамках образа. Координация помогает управлять всем двигательным аппаратом, создавать образное исполнение, что и определяет артистичность («танцевальность», как ее называют в повседневной жизни).

    Элевация (от франц. elevation - подъем, возвышение) - «природная способность танцовщика выполнять высокие прыжки с перемещением в про-странстве (пролетом) и фиксацией в воздухе той или иной позы».

    Ballon - (баллон, от франц. букв. - воздушный шар, мяч) - составная часть элевации - «способность во время прыжка задерживаться в воздухе, сохранить позу».

    Держать крест - удерживать, координировать перекрестное положение конечностей в тех или иных позах, управляя движением. В основе креста лежат правила перекрестной координации мышц всех частей тела: ног, рук, спины, шеи. Школа классического танца использовала естественный принцип перекрестной координации всех четырех конечностей, взяла за основу, развила его и довела до совершенства.

    Корпус - включает в себя плечевой пояс, спину и ее мышцы, ребра, мышцы груди и живота. «Стержень устойчивости - позвоночник. Надо ря-дом самонаблюдений за ощущениями мускулатуры в области спины при различных движениях научиться его ощущать и владеть им» (А. Я. Ваганова).

    Опорная нога - так принято в хореографии называть ногу, на которой в данный момент находится вес всего тела и через которую проходит центральная осевая линия.

    Работающая нога - так называют условно освобожденную от тяжести ногу, выполняющую какое-либо движение».

    En dehors - (ан деор) наружу, движение или вращение от опорной ноги.

    En dedans - (ан дедан) внутрь, движение или вращение к опорной ноге.

    Preparation - подготовка к движению. Состоит в следующем. Вначале дается информация о музыкальном размере, темпе, ритме, характере предлагаемого движения. Затем делается вдох, руки при этом отражают движение корпуса, приоткрываются из подготовительного положения пальцами в стороны, тоже как бы делая вдох. При вдохе диафрагма подни-мается и сохраняет это положение на выдохе.

    Затакт - (важный элемент для воспитании исполнителя) в музыке слабая доля перед сильной в начале такта музыкального предложения. Он может быть равен 1/4, 2/8, 3/8 и т. д. В хореографии затакт - сигнал к началу выполнения любого движения, его принято выделять командой «и».

    Список литературы

    1. Базарова, Н. П. Азбука классического танца [Текст ] / Н. П. Базарова, В. П. Мей. - Санкт-Петербург: Лань, 2006. - 240 с.

    2. Ваганова, А. Я. Основы классического танца [Текст ] / А. Я. Ваганова. - Санкт-Петербург-Москва: Лань, 2007. - 192 с.

    3. Звездочкин, В. А. Классический танец [Текст ] / В. А. Звездочкин. - Ростов-на-Дону:Феникс, 2003. - 416 с.

    4. Нарская, Т. Б. Классический танец [Текст ]: учеб.метод.пособие / Т. Б. Нарская. -Челябинск: ЧГАКИ, 2005. - 154 с.

    5. Тарасов, Н. И. Классический танец: Школа мужского исполнительства [Текст ] / Н. И. Тарасов. - Санкт-Петербург - Москва: Лань, 2005. - 512 с.

    6. Базарова, Н. П. Азбука классического танца [Текст ] / Н. П. Базарова, В. П. Мей. - Санкт-Петербург: Лань, 2006. - 240 с.

    7. Базарова, Н. П. Классический танец [Текст ] / Н. П. Базарова. - Ленинград: Искусство, 1975. - 184 с.

    8. Балет [Текст ]: энцикл. / гл. ред. Ю. Н. Григорович. - Москва: Сов. энцикл., 1981. - 623 с.

    9. Блок, Л. Д. Классический танец: История и современность [Текст ] / Л. Д. Блок. - Москва: Искусство, 1987. - 556 с.

    10. Ваганова, А. Я. Основы классического танца [Текст ] / А. Я. Ваганова. - Санкт-Петербург-Москва: Лань, 2007. - 192 с.

    11. Валукин, М. Е. Эволюция движения в мужском классическом танце [Текст ]: учебное пособие / М. Е. Валукин. - Москва: ГИТИС, 2007. - 248 с.

    12. Волынский, А. Л. Книги ликований. Азбука классического танца [Текст ] / А. Л. Волынский. - Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2008. - 352 с.

    13. Головкина, С. Н. Уроки классического танца в старших классах [Текст ] / С. Н. Головкина. - Москва: Искусство, 1989. - 160 с.

    14. Джозеф С. Хавилер. Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и

    15. тренировки [Текст ] / Джозеф С. Хавилер. - Москва: Новое слово, 2004. - 111 с.

    16. Есаулов, И. Г. Устойчивость и координация в хореографии [Текст ]: метод. пособие / И. Г.Есаулов. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992. - 136 с.

    17. Звездочкин, В. А. Классический танец [Текст ] / В. А. Звездочкин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 416 с.

    18. Ивлева, Л. Д. Анатомо-физиологические особенности обучения хореографии [Текст ]: учеб. метод. пособие / Л. Д. Ивлева. - Челябинск: ЧГАКИ, 2005. - 78 с.

    19. Костровицкая, B. C. Слитные движения. Руки [Текст ]: учеб. пособие / B. C. Костровицкая. - Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2009. - 128 с.

    20. Костровицкая, B. C. 100 уроков классического танца [Текст ] / B. C. Костровицкая. - Ленинград: Искусство, 1981. - 262 с.

    21. Костровицкая, B. C. Школа классического танца [Текст ] / B. C. Костровицкая, А. А. Писарев. - Ленинград: Искусство, 1981. - 262 с.

    22. Мей, В. П. Азбука классического танца [Текст ] / В. П. Мей, Н. П.Базарова. - Санкт-Петербург- Москва: Лань, 2005. - 256 с.

    23. Мессерер, A. M. Уроки классического танца [Текст ] / A. M. Meccepep. - Санкт-Петербург - Москва: Лань, 2004. - 400 с.

    24. Миловзорова, М. С. Анатомия и физиология человека [Текст ] / М. С. Миловзорова. - Москва: Медицина,1972.

    25. Нарская, Т. Б. Классический танец [Текст ]: учеб.-метод.пособие / Т. Б. Нарская. - Челябинск: ЧГАКИ, 2005. - 154 с.

    26. Новерр, Ж. Ж. Письма о танце и балетах / Ж. Ж. Новерр. - Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2007. - 384 с.

    27. Основы подготовки специалистов - хореографов. Хореографическая педагогика [Текст ]: учеб. пособие. - Санкт-Петербург: СПбГУП, 2006. - 632 с.

    28. Пестов, П. А. Уроки классического танца [Текст ] / П. А. Пестов. - Москва: Вся Россия, 1999. - 428 с.

    29. Ромм, В. В. Тысячелетия классического танца [Текст ] / В. В. Ромм. - Новосибирск, 1998. - 160 с.

    30. Русский балет [Текст ]: энцикл. / ред. кол. Е. П. Белова. - Москва: Согласие, 1997. - 632 с.

    31. Сафронова, Л. Н. Уроки Классического танца [Текст ]: методическое пособие для педагогов / Л. Н. Сафронова. - Санкт-Петербург: Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2003. - 190 с.

    32. Серебренников,Н. Н. Поддержка в дуэтном танце [Текст ]: учеб.- метод. пособие / Н. Н. Серебренников. - Ленинград: Искусство, 1979. - 151 с.

    33. Соковикова, Н. В. Введение в психологию балета [Текст ] / Н. В. Соковикова. - Новосибирск: Сова, 2006. - 300 с.

    34. Тарасов, Н. И. Классический танец: Школа мужского исполнительства [Текст ] / Н. И.Тарасов. - Санкт-Петербург - Москва: Лань, 2005. - 512 с.

    35. Эльяш, Н. И. Образы танца [Текст ] / Н. И. Эльяш. - Москва: Знание, 1970. - 239 с.

    36. Театр [Электронный ресурс] : энциклопедия. - Т. 1. Балет. - Москва: ООО «Кордис - Медиа», 2003.

    Хореографическая терминология – система специальных наименований, предназначенных для обозначения упражнений или понятий, которые кратко объяснить или описать сложно.

    В XVII веке (1701 г.) француз Рауль Фейе создал систему записи элементов классического танца. Эти термины признаны специалистами в области мировой хореографии и в настоящее время.

    Обращаясь к специальной литературе, студенты испытывали трудности, сталкиваясь с незнакомыми терминами, такими, как: «Выворотное положение ног», а это является необходимым и обязательным условием техники выполнения элементов классического танца, «Корпус» в гимнастике неприемлемый термин, его заменяет «Осанка», «Баллон» – умение зафиксировать позу в прыжке, «Форс» – необходимое подготовительное движение руками для выполнения пируэтов, «Апломб» – устойчивое положение занимающегося, «Элевация» – способность спортсмена показать максимальную фазу полета в прыжке, «Припорасьон» – подготовительные упражнения рукой или ногой перед началом выполнения элемента, «Крестом» – выполнение элементов в следующих направлениях: вперед, в сторону, назад, в сторону или в обратном направлении.

    Знание специальных терминов ускоряет процесс обучения. Хореографическая терминология характеризует движение детальнее гимнастической. Это международный язык танца, возможность общения с хореографами, понимание специальной литературы, возможность кратко произвести запись учебных комбинаций, урока, этюдов, вольных упражнений, композиций.

    Терминология всегда строится в соответствии с правилами словообразования. Основное преимущество термина – в краткости. Это дает возможность сократить время для объяснения заданий, сохранить плотность урока.

    Но не всегда студентам удается запомнить хореографическую терминологию, поэтому возникла идея написания элементов хореографии с помощью гимнастической терминологии, для более доступного восприятия студентами изучаемого материала.

    Опыт показывает, что именно у студентов, не имеющих хореографической подготовки, возникают трудности в запоминании названий движений. Как правило, это батутисты и прыгуны на акробатической дорожке. Но и спортсмены, выполнившие нормативы КМС и МС, не всегда владеют знанием терминов и правильной техникой выполнения даже простейших элементов. Создание такого рода таблицы, большое количество иллюстраций к элементам дают возможность упорядочить знания студентов в области хореографической подготовки, свободно владеть терминами хореографии и при необходимости пользоваться специальной литературой по хореографии.

    ПОЗИЦИИ РУК И НОГ В КЛАССИЧЕСКОМ ТАНЦЕ ПОЗИЦИИ РУК

    подготовительная

    Руки вниз, округленные в локтевом и лучезапястном суставах ладонью вверх. Большой палец внутри ладони

    I – первая

    Руки вперед, округленные в локтевом и лучезапястном суставах

    II – вторая

    Руки вперед в стороны, округленные в локтевом и лучезапястном суставах ладонями внутрь

    III – третья

    Руки вперед кверху, округленные в локтевом и лучезапястном суставах, ладонями внутрь

    ВАРИАНТЫ ПОЛОЖЕНИЯ РУК

    Правая рука в третьей позиции, левая рука во второй позиции

    Правая рука вперед, ладонью вниз, левая рука назад, ладонью вниз

    Правая рука во второй позиции, левая рука в подготовительной позиции

    Правая рука в первой позиции, левая рука в подготовительной позиции

    Правая рука в третьей, левая рука в подготовительной позиции

    ПОЗИЦИИ НОГ

    I – первая

    Сомкнутая стойка носки наружу. Пятки сомкнуты, носки наружу. Ноги расположены на одной линии с равномерным распределением центра тяжести по всей стопе

    II – вторая

    Широкая стойка ноги врозь носки наружу. Ноги расположены друг от друга на одной линии на расстоянии одной стопы с равномерным распределением центра тяжести между стопами

    III – третья

    Правая приставлена к середине левой стопы (носки наружу)

    IV – четвертая

    Стойка ноги врозь, правая перед левой (на расстоянии одной стопы) носки наружу (выполняется с обеих ног)

    V – пятая

    Сомкнутая стойка правая перед левой, носки наружу (правая пятка сомкнута с носком левой, выполняется с обеих ног)

    VI – шестая

    Сомкнутая стойка (пятки и носки сомкнуты)

    ПЕРЕЧЕНЬ ЭЛЕМЕНТОВ ЭКЗЕРСИСА

    Экзерсис – хореографические упражнения в установленной последовательности у опоры или на середине.










    ПОВОРОТЫ НА 90°, 180°, 360°, 540°, 720°, 1080°.





    МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОСНОВНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ ЭКЗЕРСИСА

    ДЕМИ ПЛИЕ, ГРАНА ПЛИЕ (ПОЛУПРИСЕД, ПРИСЕД)

    Цель упражнения – развитие эластичности суставно-связочного аппарата и «выворотности» в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах. Упражнение способствует развитию прыгучести за счет растягивания ахиллесова сухожилия.

    Полуприсед (деми плие)

    Полуприсед выполняется по всем позициям. В этом упражнении пятки от пола не отрываются, тяжесть тела распределяется равномерно на обе ноги. Сгибание и разгибание ног выполняется плавно, без остановки, «выворотно», колени направлены в стороны, по линии плеч. Осанка прямая.

    Присед (гранд плие)

    Присед выполняется по всем позициям. Сначала плавно выполняется полуприсед, затем постепенно поднимаются пятки, а колени максимально сгибаются. При разгибании сначала опускаются на пол пятки, затем выпрямляются колени. При поднимании пяток не подниматься высоко на полупальцы. Исключением является гранд плие по второй позиции, где пятки от пола не отрываются в связи с широкой позицией ног.

    Сгибание и разгибание должно выполняться плавно, в одном темпе. Темп средний. Перед началом упражнения рука (если движение выполняется у станка) или обе руки (если движение выполняется на середине) из подготовительной позиции переводятся из подготовительной позиции через первую позицию во вторую. Затем с началом сгибания ног рука (или обе руки) опускается из второй позиции в подготовительную, а с началом разгибания ног рука снова переводится через первую позицию во вторую.

    БАНТМАН ТАНДЮ (ВЫТЯНУТЫЙ)

    (положение ноги на носок вперед, в сторону, назад)

    Сгибание и разгибание стопы скольжением по полу до положения ноги на носок. Выполняется из первой или пятой позиции по трем направлениям: вперед, в сторону, назад.

    Цель упражнения – научить правильно вытягивать ногу в нужном направлении, выработать силу и эластичность подъема (голеностопного сустава) и красивую линию ног.

    Батман тандю (правая в сторону на носок)

    Батман тандю вперед (правая вперед на носок)

    Банман тандю назад (правая назад на носок)

    Батман тандю вперед и назад выполняется по линии, строго перпендикулярной к туловищу, а в сторону – точно по линии плеча. При выполнении батман тандю сначала по полу скользит вся стопа, затем постепенно вытягиваются пальцы и подъем. Центр тяжести туловища на опорной ноге, носок от пола не отрывается.

    Следить за тем, чтобы колени оставались предельно вытянутыми и обе ноги сохраняли «выворотность». В момент дотягивания ноги не должно быть упора на носок. При возвращении ноги в исходное положение стопа постепенно опускается на пол. Пятка опускается на пол только в исходной позиции.

    При выполнении вперед скольжение начинается пяткой, а обратно стопа возвращается носком в ИП. При выполнении назад скольжение начинает носок, а обратно стопа возвращается пяткой в ИП.

    4/4 , темп медленный. Позднее выполняется движение из затакта. Музыкальный размер -2/4, темп средний.

    БАТМАН ТАНДЮ ЖЕТЕ (ВЗМАХ)

    Вырабатывает силу мышц, красоту линии ног и четкость выполнения.

    Небольшие четкие взмахи ногой в положение книзу и возвращение в исходное положение через батман тандю.

    Выполняется по первой или пятой позиции по трем направлениям: вперед – книзу, в сторону – книзу, назад – книзу.

    Батман тандю жете в сторону

    (взмах правой в сторону – книзу)

    Батман тандю жете вперед

    (взмах правой вперед книзу)

    Батман тандю жете назад

    (взмах правой назад книзу)

    Батман тандю жете выполняется так же, как и батман тандю, но при достижении положения на носок нога не задерживается, а взмахом продолжает движение, где фиксируется на высоте середины голени опорной ноги (45°). Обе ноги должны быть «выворотны», мышцы ног подтянуты, а во время взмаха подъем и пальцы работающей ноги должны быть предельно натянуты.

    В ИП возвращается скользящим движением через положение на носок.

    Музыкальный размер в начале разучивания – 4/4 или 2/4, темп медленный. По мере усвоения упражнения взмах ноги выполняется из затакта, темп средний.

    ГРАНД БАТМАН (ВЗМАХ ПРАВОЙ ВПЕРЕД, В СТОРОНУ, НАЗАД)

    В этом положении нога находится как при выполнении больших батманов жете (взмахов), фиксированных на 90°, так и при медленном поднимании ноги – релеве лян.

    Положение ноги вперед

    Положение ноги в сторону

    Положение ноги назад

    Большие взмахи в воздух и возвращение в исходное положение выполняются по первой или пятой позициям по трем направлениям: вперед, в сторону, назад. Из исходной позиции нога взмахом поднимается в воздух, проходя по полу скользящим движением, как и в батман тандю жете, с фиксацией ноги на 90° (в дальнейшем выше), и возвращается скольжением через батман тандю в ИП. Следить за сохранением «выворотности» и натянутости колен, подъема и пальцев работающей ноги. Центр тяжести туловища перенести на опорную ногу. При выполнении большого взмаха вперед и в сторону туловище должно оставаться строго вертикальным. При выполнении взмаха назад разрешается незначительный наклон туловища вперед.

    Музыкальный размер – 4/4. В начале разучивания темп медленный. По мере усвоения взмах ноги выполняется из-за такта, темп средний, и увеличивается высота взмаха по трем направлениям: кверху, а затем вверх.

    При выполнении релеве лян нога медленно поднимается вперед, в сторону или назад и так же медленно опускается в исходную позицию (через батман тандю). По мере усвоения высота также увеличивается, как в гранд батман кверху и вверх.


    РОНД ДЕ ЖАМБ ПАРТЕР (КРУГОВОЕ ДВИЖЕНИЕ НОСКОМ ПО ПОЛУ)

    Основная задача упражнения – развитие и укрепление тазобедренного сустава и необходимой «выворотности» ног.

    Движение выполняется вперед – ан деор и назад – ан де дан.

    Ан деор (наружу)

    Из первой позиции скользящее движение вперёд на носок (батман тандю), сохраняя предельную «выворотность» и натянутость ног, переводится скольжением во вторую позицию до положения правая в сторону на носок, затем, сохраняя «выворотность» и натянутость, проводится назад на носок (батман тандю) и возвращается скольжением в исходную позицию

    Ан дедан (внутрь)

    При выполнении упражнения назад (ан дедан) нога из первой позиции скольжением отводится назад на носок, затем переводится скольжением в сторону на носок (до второй позиции), из второй позиции скольжением в положение правая вперед на носок (батман тандю) и возвращается скольжением в исходную позицию

    Центр тяжести туловища сохраняется на опорной ноге. Работающая нога должна проходить «выворотно» все основные положения ног на носок в одном темпе. Через первую позицию нога проводится скользящим движением с обязательным опусканием на пол всей стопы.

    Музыкальный размер 3/4, 4/4, темп средний.


    ПОР ДЕ БРА (УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТУЛОВИЩА И РУК)

    Группа упражнений, развивающая гибкость тела, плавность и мягкость рук и координацию движений.

    Здесь дана одна из форм пор де бра, заключающаяся в сгибании туловища вперед и разгибании его, наклоне туловища назад и возвращении в исходное положение.

    Упражнение выполняется у опоры и на середине зала из пятой позиции в положении лицом (ан фас) или в полповорота (круазе, эфасе). Перед началом упражнения руки переводятся из подготовительной позиции через первую во вторую.

    Пятая позиция ног, вторая позиция рук

    Сомкнутая стойка правая перед левой, носки наружу, правая пятка сомкнута с носком левой. Руки в стороны, округленные в локтевом и лучезапястном суставах ладонью вперед, большой палец внутрь.

    Пятая позиция ног, третья позиция рук

    Пор де бра вперед, руки в третьей позиции (наклон туловища вперед, руки вверх, округленные в локтевом и лучезапястном суставах).

    Пятая позиция ног, первая позиция рук

    Сомкнутая стойка правая перед левой, носки наружу, правая пятка сомкнута с носком левой. Руки вперед, округленные в локтевом и лучеза-пястном суставах ладонями внутрь.

    Пор де бра назад, третья позиция рук

    Наклон туловища назад, руки вверх, округленные в локтевом и лучезапястном суставах, поворот головы направо (наклон туловища назад выполнять только плечами назад, не расслабляя мышцы поясничного отдела).

    Выполнять упражнение плавно, соблюдая точные позиции рук, сопровождая их движение взглядом и поворотом головы. Музыкальный размер-3/4, 4/4, темп медленный.

    СЮР ЛЕ КУ АЕ ПЬЕ (ФИКСИРОВАННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОГНУТОЙ НОГИ НА ЩИКОЛОТКЕ)

    Положение ноги на щиколотке (сюр ле ку де пье) для выполнения батман фраппе, батман фондю, пти батман, ботю. Правая, согнутая слегка разогнутой стопой, находится над щиколоткой другой ноги, прикасаясь к ней наружной частью стопы. Пальцы отведены назад.

    Положение сюр ле ку де пье выполняется впереди и сзади. В том и другом случае колено согнутой ноги должно быть «выворотно» и направлено точно в сторону по линии плеча.

    Сюр ле ку де пье

    (основное положение ноги на щиколотке впереди)

    Сюр ле ку де пье

    (основное положение ноги на щиколотке сзади)

    Батман фраппе состоит из сгибания работающей ноги в положение сюр ле ку де пье и разгибания ее на носок на начальном этапе обучения, а по мере усвоения в положении книзу в группах УТГ-2,3, а в группах УТГ-4, СС, ВСМ – на полупальцах с опусканием в различные позы в положение на носок или книзу.

    Сначала упражнение разучивается с разгибанием ноги в сторону, затем вперед и позднее назад лицом к опоре в медленном темпе. Необходимо следить за максимальной «выворотностью» ноги в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах.

    Когда сгибание и разгибание ноги по всем трем направлениям будет освоено, то сгибание ноги будет выполняться из затакта с акцентом на разгибание ноги.

    Музыкальный размер – 2/4, темп средний.

    Сначала разучивается только положение сюр ле ку де пье впереди и сзади. Нога из пятой позиции фиксируется над щиколоткой другой ноги и снова опускается в пятую позицию. Это упражнение рекомендуется разучивать лицом к опоре. Необходимо следить за максимальной «выворотностью» ноги в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах, сохраняя правильную осанку и центр тяжести туловища на опорной ноге.

    По мере усвоения положения ноги на щиколотке впереди и сзади разучивается смена положения впереди и сзади в медленном темпе, а по мере усвоения – в быстром темпе. Для разучивания дубль фраппе в группах УТГ-3, УТГ-4 на полупальцах и в сочетании с деми плие в позы.

    Положение ноги на щиколотке (сюр ле ку де пье) для выполнения батман фондю. Данное упражнение заключается в сгибании ноги в положение сюр ле ку де пье с вытянутым «подъемом», одновременным полуприседом на опорной ноге и разгибанием работающей ноги на носок или книзу в одном из трех направлений.

    Сюр ле ку де пье

    впереди (условное положение ноги на щиколотке впереди)

    Сюр ле ку де пье

    сзади (условное положение ноги на щиколотке сзади)

    Сначала разучивается только положение сюр ле ку де пье впереди, затем сзади. После этого разучивается полуприсед на опорной ноге и разгибание работающей ноги сначала в сторону, затем вперед и назад лицом к опоре

    Музыкальный размер – 2/4, темп медленный. Движение выполняется очень плавно.

    Необходимо следить за «выворотностью» ног и за распределением центра тяжести туловища на опорной ноге. Когда движение хорошо усвоено, могут быть введены различные положения рук, особенно при выполнении упражнений на середине зала. В группе УТГ-3 разучивается дубль батман фондю, а в группах УТГ-4, СС, ВСМ упражнение выполняется на полупальцах.


    ПАССЕ (ПЕРЕВОДЫ – «ВЫВОРОТНОЕ» ПОЛОЖЕНИЕ СОГНУТОЙ НОГИ ВПЕРЕДИ, В СТОРОНУ И СЗАДИ, НОСОК У КОЛЕНА).


    ДЕВЕЛОПЕ (СГИБАНИЕ И РАЗГИБАНИЕ НОГИ НА 90° И ВЫШЕ)

    Упражнение развивает «выворотность» в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах и является подводящим упражнением для выполнения девелопе.

    Пассе для выполнения девелопе вперед

    Стойка на левой, правая согнута у колена носок впереди.

    Пассе для выполнения девелопе назад

    Стойка на левой, правая согнута в сторону, носок у колена сзади.

    Пассе для выполнения девелопе в сторону

    Стойка на левой, правая согнута в сторону, носок у колена в сторону.

    Если нога будет разгибаться вперед, то из исходной позиции она переводится из положения сюр ле ку де пье впереди. Если же нога разгибается назад, – из положения сюр ле ку де пье сзади.

    Затем работающая нога скользит по опорной ноге вверх (но не касаясь ее) и раскрывается в требуемом направлении. Если нога разгибается в сторону, то, немного не доводя носок до колена опорной ноги, ее нужно перевести на внутреннюю часть опорной ноги и затем разогнуть.

    При выполнении необходимо следить за «выворотностью» бедра, натянутостью подъема и пальцев.

    Когда пассе будет хорошо усвоено, вводится вторая часть движения – разгибание ноги в одном из трех направлений вперед, в сторону, назад. Сначала девелопе разучивается в сторону, затем вперед и позднее назад. В сторону и назад разгибание ноги разучивается лицом к станку. Движение выполняется плавно. Необходимо следить за «выворотностью» ноги во время ее разгибания и возвращения в исходное положение. Музыкальный размер -3/4, 4/4, темп медленный. При выполнении на середине могут быть даны различные повороты туловища и положения рук. Положение пассе может быть применено и при переводе ноги из одной позы в другую.

    Девелопе выполняется из пятой позиции в группах УТГ-3, УТГ-4, СС, ВСМ в положении кверху, а по мере усвоения вверх в трех направлениях и на полупальцах, в позы, в сочетании с элементами избранного вида спорта.

    Так же как книга сложена из слов, дом из кирпичей, любой балет сложен из движений. Строгие, раз и навсегда установленные позиции рук и ног, позы, прыжки, вращения, связующие движения – основа классического танца. Соединяя эти движения, выстраивая их в определенном порядке, балетмейстер создает хореографический рисунок балета.
    Красота и сила движений зависят от того, точно ли они выражают характер музыки, и от того, какой смысл вкладывают в них постановщик – балетмейстер и исполнитель – артист балета. И оказывается, что одно и то же движение может выглядеть по-разному, может быть добрым и злым, отважным и трусливым, красивым и уродливым, и зависит это иногда от наклона головы, иногда от положения рук и корпуса, от силы и выразительности прыжка, от плавности и стремительности вращения.
    Потому так непохожи друг на друга балетные спектакли.

    АЛЯСГОН, АРАБЕСК, АТТИТЮД, ЭКАРТЕ. Основные позы, "киты", на которых держится классический балет. Во всех этих позах исполнитель стоит на одной ноге, а другая высоко поднята: в сторону (алясгон), назад (арабеск), назад с согнутым коленом (аттитюд), по диагонали вперед или назад (экарте).

    АДАЖИО. Танец двух или нескольких героев балета, в котором они раскрывают свое внутреннее состояние.

    АССАМБЛЕ. Прыжок, во время которого одна нога открывается в сторону, вперед или назад, а к концу прыжка подтягивается к другой ноге.

    БАЛЕТМЕЙСТЕР. Человек, который сочиняет, или, как говорят, ставит балет. Иногда балетмейстером, или балеруном, называют исполнителей мужских партий в балете. Это неправильно. Мужчина в балете называется танцовщиком.

    ВАРИАЦИЯ. Сольный танец, танцевальный монолог.


    ГЛИССАД. Скользящее боковое движение. Обычно оно связывает одно движение с другим, служит подготовкой, разбегом для прыжка.

    ЖЕТЕ. Прыжок с одной ноги на другую. Большие жете исполняются, как прыжок через воображаемое препятствие во всех основных позах балета – арабеске, аттитюде, алясгоне.

    КАБРИОЛЬ. Прыжок, во время которого одна нога подбивает другую. Ноги сильно вытянуты. Исполняется этот прыжок во всех направлениях: вперед, в сторону, назад.

    ЛИБРЕТТО. Литературный сценарий балета, его содержание.

    ПА-ДЕ-ДЕ. Главная танцевальная сцена в балете или в одном из актов балета. В па-де-де раскрываются взаимоотношения героев, показывается танцевальное мастерство исполнителей. Па-де-де состоит из адажио, вариации танцовщика и вариации балерины и коды – коротких, технически сложных танцевальных кусков танцовщика и балерины.

    ПАЧКА. Костюм балерины, состоящий из многих коротеньких накрахмаленных тюлевых юбочек. Эти пышные и легкие юбочки делают пачку воздушной и невесомой.

    ПИРУЭТ. Вращение вокруг своей оси на полупальцах или пальцах одной ноги. Пируэты бывают маленькие, когда во время вращения одна нога плотно прижата к другой спереди или сзади. Большие пируэты исполняются во всех основных позах.

    ПОДДЕРЖКА. Необходимый элемент классического танца. Во время танца танцовщик помогает балерине, поддерживает, поднимает ее.

    ПУАНТЫ. Один из основных элементов женского танца в классическом балете – танец на кончиках вытянутых пальцев. Для этого нужны балетные туфли с твердым носком.

    ПЯТАЯ ПОЗИЦИЯ. Основная позиция ног классического танца. Ноги развернуты на сто восемьдесят градусов. Пятка правой ноги плотно прижата к носку левой, а пятка левой ноги плотно прижата к носку правой. Из этой позиции чаще всего начинается танец, и этой позицией чаще всего заканчивается.

    РОНД ДЕ ЖАМБ. По-французски значит – круг ногой. На самом деле – половину круга описывает нога на полу и в воздухе, во время прыжка и приседания.

    СОТЕ. Прыжок, во время которого сильно вытянутые ноги находятся в первой, второй или пятой позициях.

    ТУРЫ. Вращение вокруг своей оси во время прыжка. Туры делают с одним и двумя оборотами. Тур с двумя оборотами – элемент мужского танца.

    УРОК. Артисты балета никогда не перестают учиться. Каждый день они приходят в балетный класс на урок. Он длится не меньше часа. Урок делится на две половины: меньшая – экзерсис (упражнение) у станка и большая – экзерсис на середине зала. Во время урока совершенствуются и отрабатываются все движения, которые нужны в танце артисту балета.

    ШАЖМАН ДЕ ПЬЕ. Прыжок, во время которого ноги находятся в пятой позиции и меняются местами.

    ФУЭТЕ. Вращение балерины вокруг своей оси на пальцах одной ноги. Другую после каждого поворота она открывает в сторону. Фуэте обычно исполняется в очень быстром темпе шестнадцать или тридцать два раза подряд.

    Повествуют зрителям различные сюжеты. Драма и комедия воплощаются в хореографических образах, одним из сложнейших элементов которых является прыжок в балете.

    Терминология

    История балета корнями уходит во Францию 18-го века. Поэтому в балете традиционно использование наименований фигур танца на французском языке. Лишь несколько терминов - кабриоль, пируэт и револьтад - итальянские.

    Прыжки в балете: название и краткое описание

    • Антраша - танцовщик в прыжке скрещивает ноги в воздухе в 5-й позиции. Бывают четные и нечетные.
    • Баллонне - подскок на одной ноге или вскок на кончики пальцев с продвижением за вытягивающейся ногой, которая в момент полуприсеста на опорной ноге принимает положение сюр ле куде-пье.
    • Баллотте - танцор изящно подпрыгивает, продвигая корпус в нужном направлении. Вытянутые ноги на миг замирают в 5-й позиции, после чего одна нога в подъеме вытягивается в сторону продвижения с одновременным отклонением корпуса, другая опускается на сцену.
    • Батри - прыжковое движение усложняется одним и более ударами нога об ногу.
    • Бризе - коротенький прыжок с продвижением и ударом ноги об ногу. Начинается и заканчивается в 5-й позиции.
    • Глиссад - прыжок-скольжение с перемещением за открываемой ногой. При этом носки от сцены не отрываются.
    • Жете - прыжок в при котором корпус танцора перемещается с ноги на ногу. Может быть с продвижением в любую сторону.

    • Кабриоль - сложная виртуозная фигура. Исполнитель одну поднятую ногу удерживает на определенной высоте, подбивая ее один или более раз другой ногой.
    • Па де пуасон - большой сложный прыжок в балете с опорной ноги на другую. Одновременно осуществляется бросок назад каждой ноги по очереди. Балерина в полете отгибается назад и становится похожа на рыбу, выскакивающую из воды.
    • Па де бак - танцор прыгает с ноги на ногу со скользящим продвижением вперед-назад в 5-й позиции.
    • Па де сизо - перескок с опорной ноги на другую, при котором вытянутые ноги по очереди мощно забрасываются высоко вперед, на миг соединяются в полете, в заключение одна из ног через 1-ю позицию отрывисто перемещается в арабеск.
    • Па де ша - в прыжке ноги подгибаются и одна за другой выбрасываются вперед или назад под углом, больше прямого. Руки легко и грациозно отводятся из 3-й позиции, а корпус пластично прогибается назад.
    • Па субресо - резвый скачок с прогибанием корпуса с двух ног на две из 5-й позиции в 5-ю.

    Еще несколько видов прыжков

    • Револьтад - исполняется преимущественно артистом-мужчиной. Сложная фигура с 1-2 переворотами в воздухе.
    • Со де баск - фигура классического балета. Одновременно с прыжком с ноги на ногу выполняется продвижение в сторону и переворот в воздухе.
    • Сотэ - исполнитель прыгает с двух ног опять же на две, все время сохраняя одну и ту же позицию.
    • Тан леве - одно- или многократное вертикальное подпрыгивание.
    • Тур ан лер - подскок на месте с одинарным или двойным оборотом корпуса.
    • Файи - танцор прыгает с двух ног на одну с быстрым поворотом тела в полете. Требует четкой скоординированости движений.
    • Шажман де пье - прыжок в балете, при котором балерина перелетает из 5-й позиции в ту же, меняя в полете ноги. Может дополняться переворотом в воздухе.
    • Шассе - в прыжке с продвижением одна нога нагоняет другую. В пиковой точке они соединяются в 5-ю позицию.
    • Эшапе - фигура из двух прыжков с переносом ног из закрытой в открытую позицию и обратно.

    Виртуозность

    Чтобы прыжок в балете был легким, воздушным, создавал ощущение невесомости и полета, ученики должны годами долго и упорно трудиться. Решающее значение имеет сила мышц, хорошая растяжка, гибкость и подвижность суставов.

    В сравнении с мягкими ногами обычных людей икроножные мышцы балерины имеют стальную твердость.

    Когда танцор разбегается перед прыжком, он развивает высокую горизонтальную скорость - 8 м/с, а вертикальную - 4,6 м/с. Если мыслить научными терминами, то ускорение артистов при прыжке в балете составляет 2g, что сравнимо с разбегом самолета.

    Терминология в балете

    Эта страница - глоссарий.

    Французская школа

    Похожа на русскую. Движения: les fouettés en dedans et en dehors, les fouettés sautés, les fouettés sur pointes ou demi-pointes :

    Делается pique на правую ногу, левая нога поднимается вперёд, происходит tour на пальце (sur la pointe) или полупалце (demi-pointe) и левая нога остаётся вытянутой в воздухе. заканчивается в en arabesque sur pointe (ou demi-pointe).

    Американская школа

    Fouetté en tournant на 45° En dehors . Если в русской школе во время tour правая нога прикасается сзади икры опорной левой ноги, затем переходит прикасаясь спереди к икре левой ноги (как petit Battement), то здесь рабочая нога делает demi rond на 45°, что придаёт движению дополнительный форс, но опасно «выпусканием бедра», из-за чего балерина может сойти с оси, а Fouetté получаестя с продвижением вперёд или в сторону.

    1. Grand Fouetté . В нём есть кое-что и от французской и от итальянской школ (прим. Вагановой) .
    2. les fouettés en dehors . Поза croiseé назад левой ногой. Coupé на левую ногу на полупальцы, руки во второй позиции, опуститься на левой ноге на demi-plié, левая рука спускается в I позицию. Проводя полусогнутую правую ногу вперед на 90° (совр. 120°), подняться на левой на полупальцы, быстро обводя правой ногой Grand rond de jambe назад и закончить его на левую ногу на demi-plié в III arabesque (в положении en face) . Руки проделывают следующее Port de bras: Левая поднимается на III позицию и проходит на II, тогда как правая идёт на III позицию и проходит через первую на III arabesque во время опускания левой ноги на plié.
    3. les fouettés en dedans et en dedans - Движение делается по тому же принципу.
    4. . Встать в позу croiseé вперёд (левая нога впереди), опуститься на demi-plié на левую ногу, вскочить на неё на полупальцы и выбросить правую ногу на II позицию (alaseconde) на 90° (120°) - Grand battement jeté. Поворачиваясь, бросить размахом по полу правую ногу через passé par terre (проходящим движением). Опорная нога поворачивается на полупальцах (довернуться до en dedans), удерживая правую ногу на той же высоте. Закончить движение на 3 арабеск на plié мли на арабеск.
    5. Grand Fouetté en tournant en dedans (итальянское фуэте) . Исполняется на пальцах по тому же принципу. Только начинается не с plié, а с sur le cou de pied, а закачивается в позе attitudé на пуантах, croisé, правая рука в третьей позиции, а левая в первой.
    6. Grand Fouetté en tournant sauté выполняется по принципу Grand Fouetté en tournant en dedans , только левая нога отрывается от пола прыжком, поворот производится также в воздухе, на прыжке левой ноги.

    Ш - Ch

    • Pas de chat (движение кошки) - прыжковое движение, имитирующее грациозный прыжок кошки. Исполняется с подгибанием ног в прыжке. Grand Pas de chat (итальянское) - выбрасывание ног вперед выше 90°, руки открываются из III позиции, корпус прогибается назад

    Э - E

    • Échappé - это прыжок, который с demi plié в пятой позиции, две ноги отталкиваются от пола и втягиваются (приклеиваются) друг к другу в воздухе (как и в движении soubresaut), затем открываются в воздухе во II (à la seconde)или IV (en quatrième) позицию при приземлении. Это движение исполняется на пальцах (sur pointes, движение relevé sur pointes). Движение Échappé battu начинается также, но после приземлении во второй или четвёртой позиции, вновь толчок, и ноги собираются в прыжке в пятой позиции. В начальных классах это движение помогает в подготовке к entrechat.

    Направления в балетных школах

    Классическая школа:

    1. Американская: Balanchine method
    2. Английская: Royal Ballet School и Royal Academy of Dance
    3. Датская Bournonville method
    4. Итальянская: Cecchetti method
    5. Кубинская: Alicia Alonso Method
    6. Русская: Vaganova method

    Литература

    Примечания

    1. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
    2. «Русский балет: Энциклопедия» - «Entrechat». - М .: «Большая Российская энциклопедия; Согласие», . - С. 548. - 10 000 экз. - ISBN 5-85370-099-1
    3. «Русский балет: Энциклопедия» - «Brisé». - М .: «Большая Российская энциклопедия; Согласие», . - С. 545. - 10 000 экз. - ISBN 5-85370-099-1
    4. Н.П.Базарова , В.П.Мей Азбука классического танца = учебно-методическое пособие . - 2-е изд. - Л. : "Искусство", 1983. - С. 159. - 207 с. - 25 000 экз.
    5. Термин используется во французской кулинарии и обозначает «взбитые сливки» (фр. crème fouettée )
    6. «Русский балет: Энциклопедия» - Fouetté. - М .: «Большая Российская энциклопедия; Согласие», . - С. 549. - 632 с. - 10 000 экз. - ISBN 5-85370-099-1
    7. Описание Вагановой. См.также: «Русский балет: Энциклопедия» - «Grand Fouetté» и «Итальянское Fouetté». - М .: «Большая Российская энциклопедия; Согласие», . - С. 549. - 632 с. - 10 000 экз. - ISBN 5-85370-099-1
    8. Агриппина Ваганова Основы классического танца. - 5-е изд. - Л. : "Искусство", 16.05.1980. - С. 157. - 192 с. - 30 000 экз.
    9. Учебник А. Я. Вагановой впервые был издан в 1943 году и был переиздан 4 разаа. Изложенная в нём методика преподавания классического танца предназначается для учащихся и педагогов хореографических училищ