• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Чтения. Чаще всего родители берут их из букваря.

    Дошкольникам, да и младшим школьникам время от времени надоедает читать учебники. Тогда им полезно подкинуть что-нибудь весёлое: короткие смешные истории, небылицы.

    Мы пишем о дошколятах, но работа со смешными короткими текстами ещё полезнее для первоклассников. Тут ещё надо учесть «клиповое внимание» современных детей, которое быстро истощается. А такие тексты активизируют интерес к читаемому. После них легче вернуться к чтению про то, что не очень интересно.

    Небылицы в развитии

    Что такое небылицы? Определение для детей такое - это всякого рода «перепутаницы». Наверное это самое простое объяснение.

    Небылицы (нелепицы) важны в развитии детей по следующим причинам:

    1. вариант развития ума: нелепица - не бессмыслица, а уловить её смысл не всегда легко;
    2. позволяют взглянуть на мир под другим углом;
    3. формирует понимание комичного - чувства юмора.

    Необычное и смешное применение предметов

    Для понимания небылиц, всяких нелепиц полезно начать работу с придумывания необычного применения предметов:

    1. Миску вместо шляпы на голову надеть;
    2. На стуле поскакать, так как у него ножки есть,
    3. Бантик как крылышки кошке прицепить, чтобы летала;
    4. Кастрюлей рыбу ловить;
    5. Тазик для стирки вместо зонтика взять на улицу в дождь…

    Слова можно переиначить: сказать, например, вместо «сугробы» - «снегобы».

    Небылицы в стихах

    Задания на поиск и объяснения небылиц в стихотворении

    1. Найди небылицы и подчеркни их карандашом.
    2. Докажи, почему такого не бывает.

    Путаница-перепутаница 1

    Тёплая весна сейчас.
    Виноград созрел у нас.
    Конь рогатый на лугу
    Летом прыгает в снегу.
    Поздней осенью медведь
    Любит в речке посидеть.
    А зимой среди ветвей
    "Га-га-га" - пел соловей
    Быстро дайте мне ответ,
    Это правда, или нет? (Л. Станичев)

    Лесная небылица

    Как-то летом на опушке
    Куковали три лягушки.
    К ним зайчонок прибежал,
    Клюв открыл и замычал.
    Пролетал над ними лось.
    (Лосю что-то не спалось.)
    Крикнул громко лось с небес:
    - Тише, братцы, это лес!

    Путаница-перепутаница 2

    Лает кошка из лукошка,
    На сосне растёт картошка,
    Море по небу летит,
    Волки съели аппетит.
    Звонко квакают утята,
    Тонко крякают котята.
    Проползла змеёю луковица.
    Получилась перепутаница. (В. Бурыкина)

    Удивительная грядка

    У меня на грядке -
    Крокодил растёт!!!
    А в Москва-реке
    Огурец живёт!
    Осенью на грядке
    Крокодил поспел!
    Огурец в Москва-реке
    Всех лягушек съел!
    Я боюсь, ребятки,
    Что на этот год
    Вырастет на грядке
    Страшный бегемот.
    А в Москва-реке
    Клюнет на крючок -
    Как вам это нравится?-
    Страшный кабачок!
    Ох! Когда ж на грядке
    Будет всё в порядке!? (Ю. Коваль)

    Я не зря себя хвалю...

    Я не зря себя хвалю,
    Всем и всюду говорю,
    Что любое предложенье.
    Прямо сразу повторю.
    Ехал Ваня на коне,
    Вел собачку на ремне,
    А старушка в это время
    Мыла кактус на окне.
    Ехал кактус на коне,
    Вел старушку на ремне,
    А собачка в это время
    Мыла Ваню на окне.
    Знаю я, что говорю,
    Говорил, что повторю,
    Вот и вышло без ошибок,
    А чего хвалиться зря?(Э. Успенский)

    Жили-были...

    Жили-были
    Дед да баба
    С маленькою внучкой,
    Кошку рыжую свою
    Называли Жучкой.
    А хохлаткою они
    Звали жеребёнка,
    А ещё была у них
    Курица Бурёнка.
    А ещё у них была
    Собачонка Мурка,
    А ещё - два козла:
    Сивка да Бурка! (Ю. Чёрных)

    Перепутаница 3

    Погляди-ка, у зайчонка
    Мёду - полных два бочёнка,
    А морковки нету!

    А у рыженькой у белки
    Три морковки на тарелке,
    А орешков нету!

    А орешки - у бычка,
    Два дубовых сундучка,
    А травки-то нету!

    А у Пети-петушка
    Травки целых три мешка!
    А зёрнышек нету!

    У мохнатых медвежат
    В миске зёрнышки лежат,
    А медку-то нету!

    А у Журы-журавля
    Три тарелки киселя,
    А лягушек нету!

    А у Маши в кружке
    Квакают лягушки.
    Лягушонок скачет -
    Что же это значит?

    Это значит,
    Что всё тут перепутано.
    А теперь попробуй сам
    Всё расставить по местам! (В. Данько)

    Эти стихотворные нелепицы можно давать детям на слух, предлагая выполнить какое-то действие, услышав небылицу.

    Рассказы - небылицы

    Цель: поиск небылиц и замена их «рядовым» текстом

    1. Найди небылицы.
    2. Переделай рассказ так, как бывает на самом деле.

    Небылица про Машу и маму.

    Это Маша. Ей шесть лет. Каждое утро Маша ходит на работу. Она продавец. У Маши есть мама. Вечером Маша отводит её в детский сад. Пока Маша работает, мама гуляет, обедает и спит. Мама знает, что утром Маша придёт за ней.

    Небылица про зайца.

    Жил-был в лесу заяц. Он был огромный, рогатый. Все звери его боялись. Как увидят, кто куда прячется. Волк в речку сразу ныряет. Рыбы по норам прячутся. Медведь сразу подальше улетает. А лисица из дупла высоко на дереве выглядывает. Одна серая мышь зайца не боялась. Она боксом занималась. Встанет на пути у зайца, да как начнёт кулачищами махать. Заяц никогда её не обижал. Только съесть грозился.

    Огромная небылица.

    Жил-был в лесище зайчище. Страшилище, каких ни людищи, ни зверищи не видели. Однажды пришёл зайчище на речищу. Видит, плавает крокодилище. Зайчище закричал крокодилищу:

    Плыви сюда. Я на тебе покататься хочу.

    Говорит крокодилище:

    Хаханьки! Беги по водище. Догонишь, покатаю.

    Небылица про умного Ваню

    Услышал Ваня, что в лесу рыбное болото есть. Там даже крокодилы водятся. А рыбы видимо-невидимо. Собрался Ваня на рыбалку. Надел рубашку с короткими рукавами, чтобы комары не покусали. Обулся в сандалии, чтобы ноги не промочить. Взял ведро без дна - рыбу домой нести. Сосед спрашивает:

    Чем рыбу ловить будешь?

    Руками. Схвачу за хвост и не отпущу.

    Много ли рыбы наловит Ваня?

    Небылицы, придуманные детьми

    Цель: придумывание небылиц самими детьми

    После непродолжительного знакомства с "перепутаницами" полезно предложить ребятам придумать небылицы. У некоторых получаются очень интересные, смешные и понятные другим детям короткие тексты, как, например, сочинил семилетний мальчик.

    Небылица про картошку с глазами.

    Жила-была картошка с глазами. Картошка по сторонам все разглядывала, а потом другим картошкам рассказывала. Потом ей надоело это.

    Какие вы глупые. Скучно мне с вами. Пойду я мир посмотреть

    Выпрыгнула из мешка и пошла гулять по кухне. А хозяйка была колдунья. И у неё был день рождения.

    Ты чего тут под ногами путаешься, - спросила она картошку

    Но картошка загордилась и не стала отвечать. Тогда хозяйка превратила гордую картошку в пирожное «картошку» и подала гостям к чаю. А они её и съели с удовольствием. (Кирилл Тихонов, 7 лет)

    Небылицы помогают понять скрытый смысл текста. Смешные короткие тексты также хороши для развития воображения дошкольников. Играя с небылицами, ребёнок начинает прислушиваться к слову, что способствует интуиции.

    Небылицы для детей

    Если ваш ребенок уже подрос, значит вы можете почитать ему веселые стишки небылицы. Эти потешные рифмованные строчки развеселят и взрослого, и ребенка. Дети с удовольствием слушают небылицы и всякие выдуманные истории. Читайте вместе с ребенком небылицы и веселитесь от души!

    Такое чтение развивает у малышей чувство юмора, фантазию, помогает шире увидеть мир. Если ребенок еще не совсем понимает разницы между небылицами и потешками, то попробуйте ему объяснить, что небылица - это шуточный рассказик, нелепица, шутливая выдумка автора.

    Небывалая сторонка
    На сторонке той медведи
    Грустно лапу не сосут.
    Пчелы добрые соседи,
    Им в подарок мед несут.
    Волк живет там недалече,
    Но его не слышен вой,
    Он не трогает овечек,
    Он питается травой.
    Что там шапка-невидимка!
    Здесь повсюду чудеса:
    Подивись, как спят в обнимку
    В норке зайчик и лиса.
    Как же не мечтать об этом?
    Все живут в согласье там?
    Мыши ходят за советом
    К добрым ласковым котам.

    Шла лиса, мела хвостом
    И трясла рогами.
    Вырос на пеньке пустом
    Короб с пирогами.

    Вдруг ворона прилетела
    С волчьими зубами.
    Пироги с малиной ела
    Закусив грибами.

    Ходят рыбы по тропинке
    Плавниками машут,
    Еж слона несет на спинке,
    Куры землю пашут.

    Заяц гонится за львом
    И рычит ужасно.
    Крот под елкой строит дом
    Из рябины красной.

    Волк за облаком летит,
    Пляшут мыши в кружке.
    А на дне реки сидит
    Под зонтом лягушка.

    Над веселой небылицей
    Солнце синее резвится.
    А в зеленых облаках
    Слоник ездит на коньках.
    (И. Гурина)

    Перепутаница

    Встаю я под вечер,
    А утром ложусь.
    Гогочет петух,
    Кукарекает гусь.
    Я платье для куклы
    Стираю метлой
    И в печке дрова
    Зажигаю пилой.
    Вливаю три супа
    В кастрюлю с яйцом.
    Песенка с крышкой,
    Кастрюля с концом.

    Небылица перепутаница

    Плыл по морю пароход,
    Рыбы плавали в реке,
    Кот мурлыкал на песке,
    По тропинке пешеход
    Шел с кошелкою в руке,
    Шел, шел, шел...
    Вдруг поднялся сильный ветер,
    Перепутал всё на свете,
    И на том же самом месте:
    Плыл по морю пешеход,
    Кот барахтался в реке,
    Рыбы грелись на песке,
    По тропинке пароход
    Шёл с кошёлкою в руке.
    Вот!
    (Р. Фархади)

    ***
    Однажды я видел, как в цирке слон
    Прыгнул прямо с земли на балкон,
    Потом он допрыгнул до самых небес
    И до сих пор оттуда не слез.

    ***
    ,

    По поднебесью сер медведь летит,
    Он ушками, лапками помахивал,
    Он чёрным хвостом да принаправливает.


    Небывальщина, да неслыхальщина.

    На горе корова белку лаяла,
    Ноги расширя да глаза выпуча.

    Небылица в лицах, небывальщина,
    Небывальщина, да неслыхальщина.

    На дубу свинья гнездо свила,
    Гнездо свила, деток вывела.

    Небылица в лицах, небывальщина
    Небывальщина, да неслыхальщина.

    Малы деточки поросяточки
    По сучкам сидят, по верхам глядят,
    По верхам глядят, улететь хотят.

    Небылица в лицах, небывальщина
    Небывальщина, да неслыхальщина.

    Таракан гулял, гулял за печью,
    Вдруг да выгулял он на белый свет.

    Небылица в лицах, небывальщина
    Небывальщина, да неслыхальщина.

    Увидал таракан в лохани воду:
    - А это ль, братцы, море синее? –

    Небылица в лицах, небывальщина
    Небывальщина, да неслыхальщина.

    Увидал таракан – из чашки ложками хлебают:
    - А не то ли, братцы, корабли бегут,
    Корабли бегут, на них гребцы гребут?

    Небылица в лицах, небывальщина
    Небывальщина, да неслыхальщина.

    ***
    Ехала деревня мимо мужика,
    А из-под собаки лают ворота.
    Выхватил телегу он из-под кнута
    И давай дубасить ею ворота.
    Крыши испугались, сели на ворон,
    Лошадь подгоняет мужика кнутом.

    ***
    Ехал, ехал по дорожке
    Тимошка в лукошке,
    Петька в сапожке,
    Кузька на одной ножке,
    Сенька в стакане,
    А Ваня на таракане.

    ***
    Рано утром, вечерком,
    Поздно, на рассвете
    Баба ехала пешком
    В ситцевой карете.

    ***
    Жил высокий гражданин
    Маленького роста.
    И ходить ему в окно
    Было очень просто.
    Раз в морозный летний день
    Утречком под вечер
    Изнывая от жары
    Вдруг залез на печь он.

    С мармеладом в бороде
    К своему папаше
    Плыл медведь в сковороде
    По кудрявой каше!
    Над землей арбуз летит,
    Он чирикает, свистит:
    -Я горчица, я лимон!
    Я закрылся на ремонт!
    Ям-тирьям-тирьям, в коляске
    Две усатых Свистопляски
    Босиком, бегом-бегом
    Ловят ветер сапогом!

    По реке бежит буфет,
    В нем лежит
    Большой Секрет,
    Он снимается в кино,
    Всем понравится оно!
    (Ю. Мориц)

    ***
    Как у вас поживают?
    - На босу ногу топор надевают,
    Сапогом траву косят,
    В решете воду носят.
    Наши сани едут сами.
    А лошади наши - с усами,
    Бегают в подполье за мышами.

    Да ведь это кошки!
    - Комара тебе в лукошке!

    Наши кошки живут в гнезде
    Летают везде.
    Прилетели во двор,
    Завели разговор: - "Кар, кар!"

    Да ведь это вороны!
    - Мухомор тебе вареный!
    Наша - то ворона ушаста,
    В огороды шастает часто.
    Скок да скок, через мосток,
    Белым пятнышком хвосток.

    Да ведь это зайчонок!
    - Огурцов тебе бочонок!
    Hашего зайца все звери пугаются.
    Прошлой зимою в лютый мороз
    Серый зайчище барана унес.

    Да ведь это волк!
    - По лбу тебя щелк!

    Hеужели не слыхал никогда ты,
    Что волки у нас рогаты?
    Волк трясет бородой,
    Пообедал лебедой.

    Да ведь это козлище!
    - Щелчков тебе тыща!

    Hаш козел под корягу ушел,
    Хвостом шевелит,
    Ставить сети не велит.

    Да ведь это налим!
    - Hет, не налим.

    Мы про налима не так говорим.
    Hалим Hикодим Гордится собою,
    Hалим Hикодим носит шапку соболью
    Hи перед кем ее не ломает
    И шуток тоже не понимает.
    (Сапгир Генрих)

    ***
    В детстве увидел и помню поныне:
    Кошка шила на швейной машине,
    Вдруг взбунтовалась ее машина
    И кошке лапу к шитью пришила.
    (А. Сергеев)

    ***
    Я видел озеро в огне,
    Собаку в брюках на коне,
    На доме шляпу вместо крыши,
    Котов, которых ловят мыши.
    Я видел утку и лису,
    Что пироги пекли в лесу,
    Как медвежонок туфли мерил
    И как дурак всему поверил!
    (С. Маршак)

    ***
    Плыл троллейбус в океане,
    В небе ехал теплоход.
    Как по снегу, по сметане,
    Лыжники пошли в поход.

    На коньках верблюд катался,
    Щука грелась на суку,
    Слон на дерево забрался
    И запел: - Ку-ка-ре-ку!

    Сел медведь в свою ракету
    И поехал на вокзал...

    Я не сам придумал это.
    Это Костя мне сказал.

    Он на выдумку - мастак!
    А может, и бывает так?
    (Сергей Баруздин)

    Инструкция

    Посмотрите на окружающий мир и выберите какое-нибудь событие в качестве темы. Это может быть случай, ежедневное ритуальное действие, надоевший распорядок или способ выполнения чего-либо, приевшийся недостаток, изъян в или личном качестве человека. В можно привести рассеянность, описанную у С.Маршака.

    Выберите главного героя (известного сказочного персонажа, несуществующее животное) или оставьте себя в этой роли. Например, Иван Топорышкин, крокодил с головой петуха и т.п.

    Модифицируйте принятое за основу событие или явление. Для этого вы можете использовать приемы нарочитого искажения действительности, полных перевертышей, доведения до абсурда, нарушения смысловой сочетаемости слов. Даже орфографические «нарушения» пунктуации изменяют смысл до нелепости, как в небылице «Где поставить запятую?» К.Чуковского. Придумывайте неожиданные и нелепые сочетания слов, несвойственные характеристики (зайцы разлетелись комариками), используйте известные и устоявшиеся фразы (кудыкина гора, снег, угол).

    Рифмуйте небылицы. Под ритм и рифму в голову легче приходит «небывальщина», сходная по звучанию, но абсурдная по смыслу. А это как раз то, что нужно. Но придумывать небылицы можно и в прозе.

    Развивайте сюжет небылицы. Это могут быть превращения главного героя, неожиданное исполнение его желаний, перемещение во времени или . Как, например, герои «Путаницы» получили возможность делать, что хотят. А в мультфильме «Падал прошлогодний снег», снятом кинорежиссером А.Татарским, «что хочешь, то и случается».

    Сделайте небылицы, какой-то вывод из придуманной ситуации, может быть нравоучение, как в басне. Например, Г.Сапгир в небылице «Крокодил и » закончил тем, как каждый остался выгодным приобретением, а К.Чуковский в «Путанице» донес мысль, что попытка быть тем, кем ты не являешься, хорошим не закончится.

    Источники:

    • Небылицы детские

    Дети очень любят слушать невероятные истории, наполненные приключениями и чудесами. Но в этот момент ребенок оказывается пассивным слушателем. Не лучше ли соединить приятное с полезным и помочь ему сочинить сказку самому?

    Инструкция

    Сочинение сказок – это эффективный педагогический прием. В этом творческом процессе у ребенка активизируется и пополняется словарный запас, он усваивает грамматическое строение родной речи, а рассказывая , он развивает и устную речь.

    Начать сочинение сказки можно, занимаясь параллельно другими делами. Если ваш малыш 3-4 лет, то полностью сочинить сказочный он не сможет. Поэтому здесь лучше применить прием «закончи сказку». Вы рассказываете очень простую сказку с линейной сюжетной линией. Дойдя до самого интересного момента, вы останавливаетесь и спрашиваете: «Как ты думаешь, чем все закончилось?» Если малыш в затруднении, задавайте ему наводящие вопросы. На все предложения ребенка реагируйте эмоционально. Если в кто-то испугался, изобразите испуг, если удивился, то удивление. Так вы поможете ему соотносить эмоции с речью. Сочинение концовки к сказке поможет ребенку сформировать умение заканчивать мысль, осмыслять и понимать услышанное. Со временем он сможет сочинять концовку сам, не прибегая к вашей помощи в виде наводящих вопросов.

    Второй прием – это составление сказки по серии картинок. Для этого предпочтительней использовать логопедические тетради. Регулярно обновляйте сюжетный ряд, чтобы ребенку не надоело сочинять сказку. Имейте в виду, что создание сюжетов по картинкам вызывает наибольшую сложность в школе. Цель подобных упражнений – сформировать умение подбирать глаголы действия, описания, составлять

    Все мы знаем, как любят дети всякие небылицы. Ребенок часами увлеченно сочиняет: то про папу, который может всех победить, то про маму, которая на самом деле не домохозяйка, а зачарованная принцесса, и сам выдумщик, оказывается, может летать, и делает это каждую ночь после вечерней сказки, а на балконе у него живет маленький добрый дракончик…

    Чего только не придумывают юные фантазеры! Дорогие взрослые, не пытайтесь наказывать малышей за то, что кажется вам обманом и ложью. Все совершенно не так! Просто ваш ребенок взрослеет и развивается, начиная понимать, что с помощью художественного слова можно создать свой неповторимый мир сказочных героев, небывалых происшествий и волшебных зверей.

    Наследие скоморохов
    На Руси веками существовала негласная школа устного поэтического творчества для малышей приблизительно от 4 до 12 лет, где каждый проявлял себя с невероятной охотой и увлечением, и называлась она – небылицы.
    Патриархами этого веселого жанра на Руси были, конечно же, скоморохи – удачливые на всякое смешное слово и песню сказители, которые играли по городам и весям, праздникам и ярмаркам на свирелях и гудках, таких специальных трехструнных древнерусских скрипках, поэтому небылицы в народе прозывали также и «погудками».
    Вот бы сейчас совершить путешествие во времени, только чтобы услышать их звонкие голоса! Узнать из их звучных песен, как «сер медведь по небу летит, ушками да лапками помахивает, как и черным хвостом да принаправливает»! А еще про щуку из Белого озера на сто пудов или про то, как чашка с ложкой по синю морю плавали! Не было конца и края фантазии русского сказителя. Всякое дело обращал он в песню, что угодно мог он просмеять и прославить. Со временем жанр небылиц перешел в удел малых ребят и дошел до нас в виде веселых прибауток:
    Ехала деревня
    Мимо мужика,
    А из-под собаки
    Лают ворота:
    «Караул, деревня,
    мужики горят!
    Бабы сарафаном
    Заливать хотят!»

    Красота! И юный выдумщик, выдавший такую погудку посреди ребячьей игры, награждался от других слушателей лестной похвалой: «Нескладушки-неладушки, прямо Пете по макушке!» Интерес ребят к таким перевертышам не случаен – виной тому эффект неожиданности, благодаря которому весь прежде знакомый мир с избами, бабами, колодцами, кошками, курами и собачками вдруг переворачивался с ног на голову, и начиналась вдруг такая интересная «карусель », на которой каждый уважающий себя проказник захочет прокатиться:

    Гром гремит по улице.
    Едет поп на курице!
    Тимошка на кошке по кривой дорожке!
    Сел задом наперед и поехал в огород!

    Во многих небылицах используется прием «перевертывания» обычных ситуаций, доведения их до полной нелепости. Подобный же прием народной сатиры широко используется в сказках-небылицах, а также в смеховых образцах древнерусской литературы.

    Между небом и землей
    Поросенок рылся
    И нечаянно хвостом
    К небу прицепился…
    Выбегла дубина
    С мальчиком в руках,
    А за ним тулупчик
    С бабой на плечах…
    Крыши испугались,
    Сели на ворон,
    Лошадь погоняет
    Мужика кнутом...

    Не только в ребячьей среде, но и на молодежном праздничном гулянье то тут, то там вспыхивало народное веселье, и неслась на всю улицу широкая кадриль:

    Да и где же это виданное,
    Да и где же это
    слыханное,
    Чтобы курочка
    бычка родила,
    Поросеночек яичко снес.
    На высокую
    поличку взнес,
    А безрукий клеть
    обокрал,
    Голопузому за пазуху
    поклал,
    А безногий вперед
    побежал,
    Безголосый караул
    закричал,
    Да и где же это виданное,
    Да и где же это
    слыханное?

    Прощайте, колыбельные!
    Художественный мир русских небылиц особый, фантастический, в нем случается то, что иногда маленькой хозяюшке так хочется претворить в реальность: «Наша-то хозяюшка сметлива была. Всем в избе работушку к праздничку дала. Чашечку собачка моет язычком, мышка собирает крошки под окном, по столу котище лапою скребет, половичку курочка веничком метет».
    Няньками в патриархальных семьях часто были 6–7 лет. Каждая прибаутка, спетая у колыбели младенца, в полной мере развлекала и саму исполнительницу. Эти прибаутки состоят из коротеньких ритмичных фраз, которые могут до бесконечности нанизываться одна на другую и создавать чудесные конфигурации образов и смыслов, подобно тому, как в калейдоскопе из цветных стеклышек создаются чарующие, вечно новые картины, которые никогда не надоедают.

    Уж ты, бабушка Еленка,
    Ты такая рукоделенка,
    Топором сено кашивала,
    Решетом воду нашивала,
    Уж такая была
    вежливая,
    На свинье к обедне
    езживала,
    Подъезжала к золотым воротам.
    Увидала мужиков
    с бородам…
    У ворот, у ворот веселится народ,
    Мухи музыку играют,
    А коровы припевают,
    Утки – в дудки,
    Сверчки – в толчки,
    Комары в топоры
    Тараканы в барабаны...

    Не только с образами и формами кудесили народные мастера, но и с простым словом. Очень веселили ребят такие безделушки: «Сейчас как режиком заножу – будешь дрыгами ногать!», «У меня чеса заголовалась и заплетык языкается».

    Вспомним Пушкина
    Пародирование известных всем текстов тоже было широко известно творцам веселых небылиц.
    Да мы и сами это прекрасно знаем! Не помните? С каким удовольствием мы пересказывали друг другу на переменах между школьными уроками текст-перевертыш пушкинского Лукоморья?
    У Лукоморья дуб срубили,
    Кота на мясо зарубили,
    Русалку в бочку
    засмолили и
    написали: «Огурец».
    Там на неведомых
    дорожках
    Скелеты прыгают
    на ножках,
    А тридцать
    три богатыря
    В помойке ищут
    три рубля.
    А с ними дядька Черномор
    У короля полтинник спер.
    Там царь Кощей
    по рынку ходит,
    И спекуляцию наводит.
    Там ступа с бабою Ягой
    Идет-бредет
    с одной ногой…

    Вспомнили? У кого из нас не приплывает теплая волна на сердце, когда он слышит: «Люблю грозу в начале мая, как треснет гром, и нет сарая...», «В лесу родилась елочка, а кто ее родил?» или «это было в воскресенье 25-го числа, немцы прыгали с балкона, со второго этажа…»
    Такие нескладушки только на первый взгляд кажутся простым развлечением, а на деле являются народной школой художественно-эстетического воспитания. Ребенок, слушая и рассказывая небылицу, активно включается в процесс осмысления текста и расставляет в нем нужные акценты, приходя при этом к пониманию условности поэтического образа как такового, развивает в себе чувство комического (то есть чувство здорового юмора) и, конечно, свою творческую фантазию.
    Детский фольклор и сегодня активно развивается, так что мы смело можем назвать себя и наших детей наследниками скоморошьей традиции и апологетами русского устного народного творчества.

    Заставить детей заниматься тем, чем им не хочется, довольно сложно. Еще сложнее, если ребенок гиперактивный, редко сидящий на одном месте. Такого егозу можно занять делом, только если хорошенько его заинтересовать. И короткие небылицы для детей тут могут оказаться весьма кстати. Особенно если они действительно интересные.

    Прежде всего, это способ мышления. Весьма интересный и увлекательный. Небылицы (детские) являются небольшими рассказами или потешными стишками, где все наоборот. К примеру, кот живет в будке и охраняет дом, а пес ловит мышей. Логически рассуждающий малыш сразу заметит, в чем же кроется несоответствие, и обязательно поправит рассказчика.

    Примеры

    Существует масса небылиц, которые были написаны довольно давно. Вот одна из них:

    На березе сидит заяц,
    Книжку вслух читает.
    Прилетел к нему медведь,
    Слушает, вздыхает.

    Такие короткие небылицы для детей действительно помогают развить логическое мышление. Во-первых, зайцы на березах не сидят, а скачут по травке. Во-вторых, книг они тоже не читают. В-третьих, медведи не умеют летать. Даже двухлетний малыш быстро сможет понять, в чем заключается подвох в таком стишке.

    "Ехал Ваня на коне..."

    Такие небылицы (детские), как про Ваню на коне, который вел собачку на ремне, не слишком-то и короткие. Поэтому рассказывать их лучше уже более сознательным малышам. К примеру, старшим дошколятам или младшим школьникам. Примечательно, что примерно в пятом классе детей нередко заставляют учить эту известную небылицу, поскольку она хорошо развивает память, логику и внимание (надо же отследить, в каком именно порядке идут предложения в стишке).

    В чем еще польза

    К сожалению, современные дети слишком много времени проводят за просмотром мультфильмов и мультсериалов. Это существенно сказывается на их мировосприятии. Так, некоторые малыши совершенно не отличают реальность от виртуальности. Поэтому стоит не только отказаться от такого рода досуга, но и изучить народные небылицы для детей. Они помогут определить, насколько же реально то или иное событие. К примеру:

    Между небом и землёй
    Поросёнок рылся
    И нечаянно хвостом
    К небу прицепился.

    Малышу стоит рассказать о том, что хрюшки водятся в хлеву или на специальных фермах, а не на облаках. А за небо прицепиться хвостиком нельзя. Еще лучше, если под рукой окажутся картинки с реальным положением дел: вот мама-хрюша, вот поросята, вот хлев, вот тот, кто кормит животных. Такие незатейливые короткие небылицы для детей будут гораздо лучше всяких мультфильмов и комиксов про супергероев, которых не существует в природе.

    Откуда появились?

    Вообще изначально такой жанр был придуман нашими предками, которые сочиняли стихи и песни по принципу "что хочу, то и говорю". Примерно оттуда же появились известные стихи-небылицы для детей типа:

    Лает кошка из лукошка,
    На сосне растёт картошка,
    Море по небу летит,
    Волки съели аппетит.
    Звонко квакают утята,
    Тонко квакают котята.

    И про кирпич, который, как стекло, плывет по реке. Их придумали давно, но пользуются спросом они и сейчас. Во-первых, это смешно, развивается чувство юмора. Во-вторых, размышляя на тему, заданную стихом, ребенок включает логику.

    Маршак и его небылицы

    У такого известного писателя, как Самуил Маршак, из-под пера вышло немало таких произведений. Одно из них называется довольно длинное произведение, заслуживающее внимания. Подходят такого рода небылицы для детей 3 класса школы. Чем произведение может пригодиться? Во-первых, речь идет о пионерах, коих в наше время уже и нет. То есть можно рассказать детям о том, кто же это такие были, чем занимались, во что одевались. Во-вторых, у стихов глубокий смысл, понять который могут даже такие маленькие школьники.

    "Вот какой рассеянный..."

    Это хоть и не короткие небылицы для детей, но все-таки достойное внимания произведение. Во-первых, тут речь идет о том, что так хорошо знакомо малышам: как одеваться по утрам, как успевать по своим делам. Совсем маленьким деткам можно читать произведение по строкам, чтобы они успевали оценить и юмор, и отсутствие логики в действиях главного персонажа. Ведь сковороду на голову вместо шапки не надевают, а руки в брюки не суют. Маршак действительно постарался, создав такое прекрасное, полезное и веселое произведение, которое не теряет актуальности уже многие годы.

    Перевертыши

    Этот термин был введен Корнеем Ивановичем Чуковским, который был мастером по сочинению веселой чепухи. А ведь небылицы-перевертыши для детей - это не что иное, как забавный бред, ерунда, то, чего быть не может в природе. Например:

    Сидит ежик на сосне -
    Новая рубашка,
    На голове сапожок,
    На ноге фуражка.

    Такого не бывает в настоящем мире, зато это весело и смешно. Такие перевертыши (когда все перевернуто с ног на голову) могут заинтересовать даже самого непоседливого малыша. Особенно если задать правильный тон рассказу, делать паузы в нужных местах, смысловые ударения и усиления, чтобы было интереснее слушать и воспринимать.

    Сочинять или читать?

    Многие родители задаются вопросом о том, самим ли им придумывать истории или же брать те, которые уже были написаны ранее. Все зависит от того, насколько хорошо работает фантазия у взрослых, насколько хорошо ребенок воспринимает на слух информацию. Есть целая категория малышей, которые не любят слушать, когда им читают. А вот рассказы воспринимаются ими "на ура". В этом случае нужно или заучивать стишки, или сочинять их. Последнее не так уж и сложно, как кажется. Рифма необязательно должна присутствовать во всех строках. Например:

    Кот в лесу нашел арбуз,

    Променял его на сало,

    Мишка прячет в лапе туз,

    Ему меда мало.

    Такое вот бредовое стихотворение можно сочинить на ходу, буквально за пару секунд. Малышу же останется лишь разобраться в том, что в нем правда, а что вымысел. Например, мишка и правда любит мед, его всегда мало, но прятать туз он в лапе не может, поскольку он все-таки животное, а не человек.

    Как быть воспитателям и учителям?

    Конечно, и те, и другие просто не в состоянии каждый раз придумывать самостоятельно новые стишки деткам. Поэтому разумнее обратиться к уже написанным произведениям. Так, например, в детской дошкольной и школьной (младшего возраста) хрестоматии очень много примеров народных небылиц и тех, что были написаны известными авторами. К примеру:

    Рано утром, вечерком,
    Поздно, на рассвете
    Баба ехала пешком
    В ситцевой карете.

    Это из народного. Или произведение "На Горизонтских островах" Бориса Заходера. Оно целиком и полностью состоит из небылиц и небывальщин, того, чего быть не может или может, но наоборот. Если познакомить детей с таким стихотворным рассказом, есть возможность развить не только логическое мышление, но и существенно повлиять на мировосприятие ребенка. Для малышей, которые еще ходят в детский сад, будет интересна стихотворная небылица Корнея Ивановича Чуковского "Путаница", где речь идет о том, как животные перестали быть собой. Это простое, легкое и смешное произведение, которое учит тому, что каждому свое место в мире, у каждого свое предназначение, а если все перепутать, то жить станет гораздо сложнее. Выбирая произведение, стоит сначала обратить внимание на то, что именно малышу интереснее слушать, а также на возраст, ведь далеко не все стишки можно понять в два-три года и даже в пять лет.