• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Боевые искусства или единоборства – это комплекс приемов, позволяющий одолеть или нанести максимальный ущерб противнику, основываясь на мастерстве владения своим телом и концентрации духа. Единоборства – это не просто набор физических упражнений и правил ведения боя. Зачастую это философия, дело всей жизни, тяжелая профессиональная обязанность.

    У каждого бойца своя мотивация и цели. Обучение боевым искусствам необходимо для самозащиты, демонстрации силы, выносливости, ловкости, достижения внутренней гармонии. При этом, победа не всегда строится на физическом превосходстве над противником. Мастер боевого искусства использует силу и рост соперника против него самого, тем самым одерживая верх в схватке.

    Классификация боевых искусств

    Методов и приемов ведения ближнего боя существует огромное количество. Представители каждого народа, национальности или отдельной страны для защиты от многочисленных врагов стремились создать свои уникальные увертки, удары и хитрости. Отсюда классификация борьбы по национальному признаку:

    1. Восточные и азиатские. Подразделяются в свою очередь на:
      • Японские: кобудзюцу, дзюдо, сумо, каратэ, кудо, иайдо, кендо, айкидо;
      • Китайские: традиционные кунг-фу, ушу;
      • Корейские: тхэквондо, хапкидо;
      • Тайландские: муай-тай;
    2. Европейские: фехтование, кикбоксинг, вольная борьба, французский сават, английское бартицу, бокс, дзю-дзюцу, вольная борьба;
    3. Бразильские: джиу-джитсу, капоэйра;
    4. Русские: кулачный бой, славяно-горицкая борьба, самбо, «стенка на стенку», шод сан лат (Ингушетия), куреш (Башкирия). Именно в русской школе боевых искусств широко представлены методики, разработанные для нужд армии: СЭБ (система эффективного боя), российская отечественная система самозащиты, рукопашный бой.

    Есть еще и менее известные и распространенные азербайджанский гюлеш, грузинское хридоли, казахский казахша курес, грузинская чидаоба, израильский крав-мага и другие.

    Распространено разделение боевых искусств по используемым техникам:

    • Бросковая – исключает нанесение ударов. Ставится задача с помощью толчков, захватов и удержаний сбить противника с ног или вытеснить за пределы арены. Такие методы характерны для вольной или классической борьбы, сумо, грэпплинга, джиу-джитсу.
    • Ударная – различные виды бокса, капоэйро, тхэквондо, каратэ – нанесение ударов по сопернику руками, ногами, а также с помощью колен, локтей, запястий.
    • Смешанная – симбиоз различных стилей и школ. Является самым травмоопасным, но при этом, зрелищным видом. К таким единоборствам относятся: боевое самбо, кудо, российский рукопашный бой.

    Существует еще и разделение по назначению:

    • спортивные – фехтование, вольная борьба, кикбоксинг, бокс, каратэ и другие. Отличительными особенностями являются наличие строгих правил, судей, ограничения во времени. Основная задача – доказать свое превосходство над спортсменом-соперником.
    • боевые – различные техники рукопашного боя, крав-магу, бартицу. Задача – самооборона и нейтрализация врага. Соревнования по этим боевым искусствам не проводятся.
    • смешанные – единоборства, широко любимые уличными мастерами. Конечно же, полное физическое уничтожение противника не предусматривается, но ограничений и правил практически нет.

    Таким образом единой общепринятой классификации единоборств нет. Перечень боевых искусств велик, а техники и приемы разнообразны. Одни предусматривают использование оружия (фехтование, кунг-фу, ушу), другие направлены на достижение духовного просветления и идеала; в каких-то упор делается на борьбу с несколькими противниками, основой других является бой один на один. Можно сказать, что восточные единоборства направлены на внутреннее развитие человека, достижение гармонии. В то время, как российские и европейские традиции основой считают самооборону и агрессивную защиту человека.

    Отличие боевых искусств от единоборств

    Говоря о существующих видах борьбы, необходимо понимать принципиальное
    отличие боевого искусства от единоборств.

    Основной целью любого единоборства является выяснение отношений с соперником на спортивном ринге. Четко установленное время и правила боя, наличие защитной экипировки, присутствие судей и зрителей, бальная система оценок, определенные нормативы, спортивные звания и награды – способствуют честному ведению боя с одним единственным противником.

    Боевое искусство же имеет больше уличное или военное направление. Это схватки один на один или с группой агрессивно настроенных людей, целью которых является совершение насильственных действий по отношению к своей жертве. Применение навыков боевых искусств помогает выжить и обезвредить нападающего.

    Самые популярные виды единоборств

    Каратэ. Одно из самых популярных направлений. Изначально техника использовалась в целях самообороны и не предполагала использования какого-либо оружия. Поражение противнику наносится с помощью точных и мощных ударов по жизненно-важным органам. Показательные выступления мастеров каратэ очень зрелищны: они голыми руками и ногами разбивают глыбы льда, стопки досок или черепицы.

    Греко-римская борьба. Спортивный вид, входящий в олимпийскую программу. Спортсмен должен вывести соперника из равновесия, заставить упасть, прижать его к ковру и удерживать некоторое время в таком положении.

    Дзюдо. Очень мягкий стиль, в основе которого лежат захваты, повороты, броски и удержания. Немаловажной является философская составляющая. Дзюдо – это прежде всего воспитание духа.

    Бокс. Предполагает нанесение ударов руками, защищенными специальными перчатками. Бой длится до 12 раундов. Может закончится раньше, если противник упал на ринг и не смог подняться в течении 10 секунд.

    Самбо. Вид, направленный на обезоруживание противника и самооборону. Использует броски, удержания, захваты. Кроме того, существует спортивное направление с бальной системой оценок.

    Самые жестокие и экзотические единоборства

    Не в каждой борьбе можно рассчитывать на честность врага и пощаду в случае проигрыша. Есть боевые искусства, отличающиеся жестокостью и высоким травматизмом.

    Бокатор. Направление зародилось в Камбоджи. Предполагает нанесение беспощадных ударов локтями и коленями по самым чувствительным частям тела, удержания, вывихи суставов, резкие броски и удушение.

    Баком. Родина – трущобы Перу. Основная задача – выжить. Огромная скорость нападения, переломы конечностей, захваты с удушением и сильные удары по жизненно-важным органам – вот приемы, характеризующие это направление.

    Лердрит. Комплекс приемов, которые используют представители спецназа Таиланда. Бой сводится к моментальному убийству противника с помощью сильного удара горло или в висок.

    Каларипаятту. Индийское боевое искусство, мастера которого, с помощью одного точечного удара по определенному месту, в состоянии парализовать или убить свою жертву.

    Рукопашный бой. Российская техника, которой обучаются бойцы спецназа. Скорость, выносливость и сила – основные составляющие этого направления. Основная цель — полный контроль над телом противника, моментальное его задержание и уничтожение в случае необходимости.

    Боевые искусства несут в себе огромную силу. Они могут привести к спортивным победам, славе и успеху. Могут спасти жизнь и защитить слабого. А могут нанести травмы, увечья, повлечь смертельный исход. Нельзя относиться к ним легкомысленно и бездумно. Любая сила должна быть во благо и помогать людям.

    Видео про боевые искусства (приёмы)

    КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ РУКОПАШНОГО БОЯ

    Вид любого рукопашного боя определяется той социальной сферой, в которой он реализуется. Это позволяет выделить 7 видов рукопашного боя:

    1 воинский (военный, армейский);

    2 полицейский (миицейский);

    3 спортивный;

    4 криминальный;

    5 бытовой;

    6 сценический;

    7 демонстрационный.

    Технико-тактические особенности каждого из видов рукопашного боя имеют свою специфику, определяемую стоящими перед ними задачами. Хотя провести четкую границу невозможно, так как ряд приемов могут использоваться в каждом из видов. Так воинский и полицейский бой довольно близки по своему техническому характеру. Однако в военной схватке главное – уничтожить врага или вывести его из строя, причинив серьезное повреждение. Подчинение своей воле живого и, желательно, не поврежденного противника всего лишь частная задача при взятии «языка». При полицейской (милицейской) акции – главное захват живого преступника и только в самых крайних случаях его травмирование. Это, соответственно, определяет особенности соотношения технического арсенала рукопашного боя милиции и вооруженных сил.

    В спортивном рукопашном бою обычно используется лишь определенный арсенал приемов (только броски и боевые определенного характера, только удары кулаком или кулаком и ногами и т. д.) при строгом соблюдении правил, исключающих серьезные травмы спортсменов.

    Криминальный бой – оружие преступного мира – не имеет, да и не может иметь того организованно-выстроенного характера и единообразия, как воинские, полицейские (милицейские) или спортивные системы, хотя использует некоторые приемы из этих систем.

    Бытовой бой характеризует крайняя пестрота боевых средств и столь же крайняя их неравноценность. Начиная с беспорядочного обмена неточными кулачными ударами и пинками до попыток использовать увиденные где-то настоящие боевые приемы.

    Сценический рукопашный бой – имитация боя в рамках театральной или телевизионной постановки, а также в кинематографе.

    Демонстрационный рукопашный бой – заранее оговоренный и отрепетированный публичный показ техники той или иной боевой системы, при котором прием не доводят до своего критического предела, грозящего травмой. Целью такого показа является ознакомление зрителей с определенной системой рукопашного боя, ее популяризация и пропаганда.

    1.3 КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИЕМОВ И ТЕРМИНОЛОГИЯ, ПРИМЕНЯЕМАЯ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ТЕХНИКИ РУКОПАШНОГО БОЯ

    Технику рукопашного боя составляет комплекс приемов, соответствующий цели боевой деятельности военнослужащих. Таким образом, объектом классифицирования техники рукопашного боя являются приемы (схема 1).

    Приемы обеспечения предназначены для создания благоприятных условий применения приемов и проведения действий в рукопашном бою.

    Приемы боя с оружием предназначены для уничтожения противника в рукопашном бою, а также для обороны от его нападения.

    Приемы боя без оружия предназначены для травмирования противника, его задержания и последующего конвоирования, освобождения от захватов и обезоруживания, а также его уничтожения или выведения из строя при помощи ударов и удушений.

    Термины, применяемые для обозначения элементов техники и приемов рукопашного боя:

    бросок - перевод противника из положения стоя в положение лежа с отрывом всех частей его тела от площади опоры;

    выведение из равновесия - перемещение ОЦТ тела противника за площадь опоры;

    выпад - быстрое перемещение ОЦТ тела, выполняемое посредством сильного толчка ногой, наклоном туловища вперед и выставлением противоположной ноги в сторону противника;

    высед - переход за спину противника с одновременным его сваливанием через сед при помощи массы собственного тела или болевым приемом;

    двойное удушение - одновременное перекрытие дыхательных путей и выключение мышечного механизма, обеспечивающего дыхание;

    загиб - рычаг, при котором конечность противника заводится назад (за спину, за голову);

    замок - способ соединения рук с помощью пальцев или захватом кистью одной руки предплечья другой;

    захват - активный контакт с противником для того, чтобы создать условия проведения атакующего действия или, наоборот, помешать противнику провести атаку;

    изготовка к бою - наиболее удобное положение бойца по отношению к противнику, позволяющее ему осуществлять свои намерения и предупреждать действия противника;

    конвоирование - сопровождение противника в нужном направлении под угрозой оружия или воздействием болевым приемом;

    Схема 1. Классификация приемов рукопашного боя

    нырок - быстрая группировка туловища с одновременным движением его под атаку противника;

    обезоруживание - лишение противника контакта с оружием;

    обыск - обнаружение и изъятие у противника оружия, опасных предметов и документов под угрозой оружия или при воздействии болевого приема;

    освобождение от захвата - устранение захвата противника с помощью ударов, болевых приемов и рычагов;

    отбив - ударное движение, выполняемое собственным оружием, конечностью (рукой, ногой) по оружию или по конечности противника с целью выведения в сторону от линии движения их к цели;

    отвод - нажим оружием, конечностью на оружие или конечность противника с целью выведения их в сторону;

    переворот - перемещение лежащего противника из одного положения в другое без отрыва от площади опоры;

    передвижение - перемена местонахождения ОЦТ тела в пространстве с целью принятия удобного положения по отношению к противнику;

    передвижение переступанием (шагами) - перемещение ОЦТ тела с чередованием двухопорного и одноопорного положения;

    передвижение прыжками (скачками) - перемещение ОЦТ тела с чередованием безопорного и опорного положения;

    поворот - изменение положения противника или перемещение его путем вращения;

    подворот - быстрый поворот спиной к противнику, находящемуся в захвате, с одновременным наклоном туловища, сгибанием ног и подбивом его тазом;

    подножка - бросок противника через ногу, поставленную под одну или обе его ноги;

    подсечка - подбив ноги противника подошвенной частью стопы;

    подставка (блок) - защита движением оружия или конечностью под оружие или конечность противника, производящего удар, с целью его остановки или принятия на себя;

    подхват - подталкивание противника спереди или спереди-сбоку задней частью бедра назад-вверх с целью перевода его в положение лежа;

    положение - расположение ОЦТ тела относительно площади опоры;

    рывок - резкое движение, в результате которого противник выводится из равновесия или поворачивается, что позволяет произвести захват его сзади;

    рычаг - способ силового воздействия на конечность противника, линия приложения которого проходит в плоскости, перпендикулярной суставу;

    самостраховка - смягчение приземления при падениях для предохранения собственного тела от ушибов;

    сбивание - ударное движение ногой, в результате которого противник отрывается от площади опоры и переводится в положение лежа; толчковые движения, выполняемые руками и туловищем, направленные на перевод противника в положение лежа;

    сваливание - перевод противника из положения стоя в положение лежа без отрыва его от площади опоры;

    связывание - прекращение активного сопротивления противника при помощи веревки или ремня;

    стойки - вертикальные положения обучаемых, применяемые в качестве исходных положений перед выполнением приемов;

    страховка - поддержка партнера при его падениях в процессе обучения;

    транспортировка - переноска связанного противника;

    толчок - короткое и сильное движение, направленное на противника с целью выведения его из равновесия;

    удар - резкий (с максимальной быстротой) сильный толчок, производимый конечностью или оружием, как правило, с размаху;

    удушение - перекрытие дыхательных путей противника;

    узел - скручивание и сгибание конечности противника;

    укол - удар острием штыка или ножа в тело противника.

    2 КОМПЛЕКС ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ

    РАЗМИНОЧНОГО ХАРАКТЕРА.

    Проводящему занятия следует ознакомиться с некоторыми общеразвивающими упражнениями. Хорошо проведенная разминка не только способствует подготовке организма занимающегося к физической нагрузке, но и является одним из элементов профилактики травматизма на занятиях по рукопашному бою. Кроме указанных ниже упражнений для разминки можно использовать и другие упражнения общего характера. Однако, учитывая физиологическую особенность организма утрачивать после 30 лет гибкость, предлагаем упражнения, большинство из которых способствует развитию гибкости в сочетании с ростом силовых качеств. Упражнения комплекса выполняются стоя, сидя, лежа самостоятельно и в парах. К ним относятся упражнения для конечностей: наклоны, приседания, полушпагаты и шпагаты, сгибание – разгибание рук в упоре лежа, парные упражнения (рис. 1-4).

    Все нижеприведенные упражнения разминочного характера следуют, как правило, после непродолжительной пробежки. Дозировка в разминке варьируется от 5 до 10 выполнений.

    3 ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ

    3.1 СПОСОБЫ ПАДЕНИЯ НА ТВЕРДУЮ ПОВЕРХНОСТЬ

    Обязательными элементами разминки должны стать способы падения на твердую поверхность (земля, деревянный пол спортивного зала). Данные упражнения не только подготовят занимающегося к быстрому освоению самостраховки, но также дадут ряд специальных навыков необходимых в рукопашном бою. Например, во многих случаях только умением перекатываться при ударе об землю можно превратить силу броска противника в эффективное оружие против него. Поэтому падение можно классифицировать по тому, для чего оно совершается.

    Рис.1 Комплекс упражнений общеразвивающего характера

    Классификация падений по цели:

    1. Сохранение и безопасность организма при сильном и резком соприкосновении с землей, полом и т.д.

    2. Мобильный уход от ударов, луча света, выстрела. Обычно сопровождается резким падением вниз с последующим уходом в сторону различными способами перекатов.

    3. Подготовка к резким и длинным прыжкам в различных направлениях с мягким приземлением на землю, противника, на машину и т.д.

    Рис.2 Комплекс упражнений на развитие гибкости нижних конечностей

    Также падение, кувырки и перекаты подразделяются относительно стойки (высоты падения).

    Классификация относительно стойки:

    1. Падение с высоты.

    2. Падение со стойки

    3 Падение с колен.

    4. Кувырки, перекаты лежа на земле.

    И последняя классификация всех этих приемов производится по формам движения (по направлению падения).

    Классификация по формам движения:

    I. Падения вперед на руки" три варианта;

    II. Падение на бок: с закручиванием на месте и с вклиниванием (амортизация руками и ногами два варианта);

    Рис.3 Разминочные упражнения

    а, б – сгибание – разгибание рук в упоре лежа; в – парные упражнения на развитие гибкости

    III. Кувырки:

    а) вперед с выходом из кувырка:

    1. В положение самостраховки.

    2. Удар пятками сверху.

    3. В стойку:

    Лицом по ходу движения;

    Лицом обратно ходу движения;

    Лицом перпендикулярно ходу движения;

    б) назад, с выходом из кувырка:

    1. В положении лежа на животе
    2. В стойку.

    IV. перекаты:

    1. На плечах.

    Удары ногами поверху;

    Удары ногами понизу;

    2. На спине:

    Удары ногами поверху;

    Рис.4 Комплекс упражнений для парного выполнения

    Удары ногами понизу;

    Изложим основные принципы проведения падения:

    При ударе об землю не биться телом, а скручиваться;

    Стараться распределить силу удара об землю на возможно большую площадь контакта тела с землей, уменьшая этим энергию деформации Контакт должен происходить только по мягким тканям тела;

    Расслабляйтесь, гасите скорость падения;

    Всегда работайте тазом, все движения из таза;

    Превращение поступательного движения во вращательное на земле производится за счет скручивания телом вокруг какой либо оси вращения (позвоночник, плечи и т.д.);

    Во время контакта с землей делайте выдох;

    Рис.5 Падение в сторону на руки

    Падение в сторону на руки .

    В начале на землю ставятся руки, затем согнутые в коленях ноги выбрасываются в соответствующую сторону. Локти разводятся, чтобы смягчить падение. Голова поворачивается в сторону (рис.5).

    Падение на бок.

    Приседая и одновременно закручивая туловище вправо, опуститься на землю правой ягодицей и перекатиться в группировке на левый бок. Левой рукой можно сделать амортизирующий удар о землю (рис.6).

    Рис.6 Падение на бок

    Падение вперед на руки .

    Вариант 1. Из исходной стойки упадите вперед на слегка согнутые и разведенные локтями в стороны руки. Непосредственно перед контактом с землей руки немного подаются вперед. Падение смягчается благодаря уступающей работе мышц-разгибателей плеча. Лицо поворачивается вправо или влево (рис.7)

    Вариант 2. На месте, где располагались ступни ног, при падении должна оказаться середина туловища. В этом случае необходимо вначале согнуться в пояснице и руками опереться о землю. Таз подать назад. После этого выпрямляя ноги в коленях переместить их назад. Ноги должны быть раскинуты в сторону. Сила падения гасится сгибанием рук в локтях (рис.7).

    Рис.7 Падение вперед на руки

    Кувырок вперед

    Вначале следует изучать кувырок с колен. Колено правой ноги опустите на землю. Ладонь левой руки также опустите на землю. Правая рука выкручивается вперед в плечевом и локтевом суставе, что в сочетании с толчком ног дает импульс к кувырку вперед. Голова наклоняется влево и вы делаете кувырок

    вперед (рис.8). При выполнении кувырка назад все действия выполняются в обратной последовательности.

    3.2 ПРИЕМЫ САМОСТРАХОВКИ

    Приемы падения и группировки, обеспечивающие предупреждение от ушибов о землю после бросков, столкновений, проведения болевых приемов в единоборстве с противником, называются приемами самостраховки. Это - умение падать не травмируясь.

    Рис.8 Кувырок вперед и назад

    Приемы самостраховки при падениях различаются по направлению падения и выполняются вперед, назад, на бок. Овладение приемами самостраховки начинается с изучения группировки и кувырков.

    Группировка (рис.9). Сесть на землю (ковер) и обхватить обеими руками голени ног, колени слегка развести, пятки - вместе, корпус согнуть, голову опустить, прижав подбородок к груди. Подтягивая руками голени, приблизить туловище к бедрам.

    Кувырок вперед . Из исходного

    Рис. 9 Группировка положения - фронтальной стойки

    присесть, колени слегка развести в стороны. Прижав подбородок к груди и сильно согнув спину, упереться ладонями о землю. Оттолкнувшись ногами и опираясь затылком о землю, сделать перекат через спину вперед. В конечной фазе переката захватить руками голени ног и, закончив кувырок, принять положение группировки или вернуться в исходное положение.

    Для выполнения кувырка назад из фронтальной стойки присесть, прижать подбородок плотно к груди и, падая назад, сгруппироваться. В момент касания земли плечами опереться руками около головы, перекатиться назад через голову или плечо и принять исходное или группировку.

    Кувырок вперед прыжком из положения стоя и с разбегу (кульбит). Наклоняя корпус вперед, толчком обеих ног подпрыгнуть и в момент опоры руками о ковер (землю) сгруппироваться и сделать перекат через спину, последовательно касаясь ковра (земли) затылком, лопатками, тазом. Закончив кувырок, встать в исходное положение. Этот кувырок также может выполняться после нескольких шагов разбега.

    Кувырок вперед через плечо (рис.10). Стать на правое (левое) колено и, пропуская правую (левую) руку между ног ладонью вниз, поставить правое (левое) плечо на землю; голову отвести к левому (правому) плечу, а подбородок прижать к груди; оттолкнувшись ногами, сделать перекат по диагонали спины с правого (левого) плеча в направлении левой (правой) ягодицы и занять положение на левом (правом) боку. Кувырок закончить упреждающим ударом выпрямленной левой (правой) рукой и ногами о землю. В конечном положении левая (правая) нога согнута, а правая (левая) находится впереди на всей ступне.

    Падение вперед (рис.7). Из фронтальной стойки упасть вперед на слегка согнутые и разведенные локтями в стороны руки (падение смягчается благодаря уступающей работе мышц разгибателей плеч). При падении вперед прыжком подпрыгнуть и упасть вперед на слегка согнутые и разведенные локтями в сторону руки, с последующим перекатом с груди на живот.

    Рис.10 Кувырок вперед через плечо

    Падение назад (рис.11). Из фронтальной стойки, приседая и падая назад, перекатиться на спину, амортизируя свое падение одновременным упреждающим ударом разведенных в стороны (под углом около 45°) рук о землю.

    Падение назад через спину партнера (рис.12). Исходное положение - стоя спиной у правого (левого) бока партнера, стоящего на четвереньках, подбородок прижать к груди, руки вытянуть вперед ладонями вниз. Делая движение, как бы садясь на спину партнера, начать падение назад-вниз. Перекатиться на свою спину с одновременным упреждающим ударом обеими руками о землю.

    Падение на бок (рис.13). Исходное положение - фронтальная стойка. Приседая и одновременно закручивая корпус вправо (влево), опуститься на землю правой (левой) ягодицей и перекатиться в группировке на правый (левый) бок, предварительно сделав упреждающий удар выпрямленной правой (левой) рукой и ногами о землю. Тело должно принять конечное положение лежа на боку так, чтобы одна нога, согнутая в коленном и тазобедренном суставах, лежа на земле наружной поверхностью голени и бедра, вторая стояла перед ней

    на всей ступне, а рука, выполнявшая упреждающий удар, находилась на земле в 15-25 см от колена. Голова прижата к вытянутой вперед-вверх другой руке.

    Рис.11 Падение назад

    Рис.12 Падение назад через спину партнера

    Рис.13 Падение на бок

    Падение на бок через спину партнера (рис. 14). Исходное положение - стоя спиной у правого (левого) бока партнера, стоящего на четвереньках. Захватить своей левой (правой) рукой одежду партнера в области рукавного шва на плече. Корпус слегка согнуть в пояснице, подбородок прижать к груди, правую (левую) руку вытянуть перед собой ладонью вниз. Поднимая согнутую в колене левую (правую) ногу, как бы садясь за партнера, перевалиться через него и упасть на правый бок в группировке, выполнив упреждающий удар правой (левой) рукой. Захваченную часть одежды партнера не опускать.

    Рис.14 Падение на бок через спину партнера

    Рис.15 Падение на бок кувырком вперед через спину партнера

    Падение на бок кувырком вперед через спину партнера (рис. 15). Исходное положение - стоя у правого (левого) бока лицом к партнеру, стоящему на четвереньках. Захватить левой (правой) рукой одежду на его левом (правом) плече, правую (левую) руку вытянуть вперед перед собой. Толчком ног, группируясь, выполнить кувырок вперед в плоскости, проходящей через левое (правое) плечо и правую (левую) ягодицу. В момент падения на бок сделать упреждающий удар правой (левой) рукой и ногами о землю.

    Падение на бок через палку (шест). Для падения на правый (левый) бок стать к палке спиной и захватить ее левой (правой) рукой хватом снизу. Не отпуская палку, произвести падение назад на бок, сделав в момент призем­ления упреждающий удар вытянутой правой (левой) рукой и ногами о землю. Палка (шест) держится партнером двумя руками над плечом.

    Падение на бок кувырком вперед через палку или шест (рис.16). Стать к палке лицом и захватить ее сверху левой (правой) рукой на уровне пояса. Правая (левая) рука вытянута вперед ладонью вниз. Толчком ног выполнить кувырок вперед через левое (правое) плечо и, не отпуская палку, приземлиться на бок, выполнив упреждающий удар правой (левой) рукой и ногами о землю.

    Падение на бок кувырком вперед через руку партнера (рис.17). Стать к партнеру левым (правым) боком, захватив в глубокий захват своей правой (левой) рукой запястье одноименной руки партнера. Другую руку вытянуть впе­ред ладонью вниз. Наклоняясь вперед, оттолкнуться нога­ми и сделать кувырок вперед, приземляясь на левый (пра­вый) бок с одновременным упреждающим ударом рукой и ногами о землю.

    Рис.16 Падение на бок кувырком вперед через палку или шест

    Рис.17 Падение на бок кувырком вперед через руку партнера

    Способы самостраховки при выполнении болевых приемов заключаются в соответствующем напряжении мышц той ноги или руки, которая захвачена соперником на болевой прием. Такое сопротивление как бы уравновешивает силу соперника, затрачиваемую им для проведения приема. Поэтому категорически запрещается неожиданно расслаблять захваченную соперником конечность. В безвыходном положении, когда уйти от приема соперника нельзя, надо, не прекращая сопротивления, дать сигнал голосом («Есть») или четким двукратным хлопком по телу соперника.

    3.3 СПОСОБЫ СТРАХОВКИ ПАРТНЕРА ПРИ РАЗУЧИВАНИИ ПРИЕМОВ РУКОПАШНОГО БОЯ

    Проводя броски при отработке приемов и в схватках, рукопашник должны уметь страховать себя и партнера от травм. Во избежание травматических повреждений на занятиях по рукопашному бою применяются специальные способы страховки партнера.

    Проводя броски на тренировке атакующий должен выполнять их так, чтобы не допустить получения травмы соперником.

    При бросках, когда бросающий остается на ногах, страховка падающего проводится посредством смягчения падения поддержкой за одежду, а иногда направлением его тела на перекат. Атакующий для самостраховки должен избегать бросать соперника себе на ноги. Особенно внимательно нужно следить за тем, чтобы при подножках атакующая нога ставилась вплотную к ноге соперника и даже подбивала ее. При этом соперник, падая через ногу, никогда не придавит ее.

    При проведении соперником обвива нельзя приседать на атакуемой ноге, так как это неизбежно ведет к травме атакующей, а часто и атакуемой ноги.

    При бросках из стойки, в которых нападающий также падает, страховка партнера заключается в смягчении его падения путем направления тела на перекат. В то же время атакующий не должен касаться ковра головой и ударяться плечом или локтем.

    Если при отработке приема создается опасное положение для одного из занимающихся, первый, заметивший это положение должен немедленно дать сигнал голосом: «Стоп!» По этому сигналу все движения рукопашников приостанавливаются.

    Так же страховка обязывает нападающего проводить болевой прием плавно, с учетом технической и силовой возможности сопротивления взятого на прием соперника и по любому его сигналу немедленно прекращать прием.

    При единоборстве в положении лежа рукопашник, находящийся сверху не должен опираться на какую бы то ни было часть тела соперника коленями или локтями.

    Обобщение приведенных выше материалов по страховке и самостраховке добавим, что занимающиеся должны помнить и выполнять несколько простых правил поведения во время тренировки:

    Нельзя сидеть спиной к центру ковра;

    Во время отработки бросков следует располагаться так, чтобы партнер падал от центра ковра к краю;

    При падениях нельзя для смягчения падения выставлять выпрямленную руку.

    3 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫМ ПРИЕМАМ

    Подготовительные приемы разучиваются на первом занятии по рукопашному бою в такой последовательности: положения, передвижения и приемы самостраховки. Совершенствование в этих приемах осуществляется в подготовительной части каждого из последующих занятий.

    Падения (кроме падения вперед) разучиваются в такой последовательности:

    Отработка конечных положений и упреждающих ударов руками и ногами;

    Выполнение падений из группировки, сидя на земле;

    Выполнение падений из низкой, средней и высокой стоек;

    Выполнение падений в процессе передвижений в сочетании с ранее изученными приемами и действиями.

    По мере овладения первоначальными навыками простейших падений следует переходить к изучению более сложных приемов: падения назад и на бок через спину партнера, кувырков вперед через спину, руку партнера и через шест.

    Приемы самостраховки - это сложные и координационном отношении упражнения. Поэтому необходимо строго соблюдать указанную выше последовательность их разучивания, чтобы обучаемые постепенно могли овладевать навыками в умении группироваться и закручиваться во время падения с последующей страховкой себя от болезненных ощущений при ударе о землю. Приемы самостраховки разучиваются обязательно в обе стороны.

    Обучение приемам самостраховки осуществляется, как правило, одновременным или поочередным выполнением упражнений всеми обучаемыми. Тренировка в выполнении приемов самостраховки проводится на месте и в движении одновременно всеми занимающимися или потоком в различных сочетаниях с передвижениями и кувырками на безопасных интервалах и дистанциях.

    При обучении падениям и кувыркам применяются команды: «Положение группировки - ПРИНЯТЬ», «Конечное положение на левом боку - ПРИНЯТЬ», «Перекат на правый (левый) бек - начи-НАЙ», «Кувырок вперед через плечо начи-НАЙ», «Кувырок вперед через руку партнера начи-НАЙ», «Падение назад начи-НАЙ», «К самостоятельному выполнению упражнения - ПРИСТУПИТЬ». «Упражнение - ЗАКОНЧИТЬ».

    В качестве примера приводится последовательность обучения падению на бок и кувырку вперед через плечо. Обучаемые располагаются в двухшереножном строю лицом друг к другу на интервалах и дистанциях, исключающих падение на партнера.

    Падение на бок разучивается в такой последовательности: после ознакомления с приемом разучивание его начинается из конечного положения лежа на правом (левом) боку. Руководитель занятия уточняет расположение всех частей тела. При этом он обращает внимание занимающихся на необходимость плотной группировки и правильное положение рук и ног. Для выполнения упражнения подается команда: «Конечное положение на правом боку - ПРИНЯТЬ». Затем руководитель исправляет допущенные обучающимися ошибки, проводит отработку данного положения на левом и правом боку в динамике, подавая следующие распоряжения и команды: «Оттолкнуться рукой и ногой от земли, поменять в воздухе положение ног и, перекатываясь на левый бок, сделать упреждающий удар левой рукой и ногами. Упражнение начи-НАЙ». Это упражнение выполняется 6-8 раз. Особое внимание занимающихся при этом обращается на качество группировки. Падение на бок выполняется из низкой, средней и высокой стоек. Дальнейшее совершенствование в падении проводится с помощью партнера и палки.

    Кувырок вперед через плечо разучивается таким образом: после ознакомления с приемом кувырок вперед через плечо выполняется в разомкнутом двухшереножном строю. Из исходного положения, стоя на правом колене и ступне левой ноги, обучаемые как бы просовывают правую руку ладонью вниз, развернутую локтем вперед под себя, энергично отталкиваясь ногами и опускаясь на правое плечо, делают перекат по диагонали спины и, нанося упреждающий удар левой рукой и ногами, занимают положение группировки на левом боку.

    Руководитель занятия следит за техникой выполнения кувырка и исправляет ошибки. Как правило, наиболее характерной и типичной ошибкой является перекат не в плоскости плечо - противоположная ягодица, а по линии плеч, когда обучаемый занимает конечное положение относительно исходного на боку не «довернувшись» после переката в нужной плоскости примерно на 90°. Эта ошибка возникает вследствие недостаточно энергичного толчка ногами. Поскольку кувырок вперед через плечо - целостное упражнение и его нельзя расчленить на части, руководитель занятия, разъясняя сущность возникновения ошибки, может оказывать отдельным занимающимся практическую помощь для быстрейшего овладения нужной координацией движения. Повторить кувырок 6-8 раз и, убедившись, что все обучаемые в основном овладели правильной его техникой, прием следует выполнить из различных исходных положений (стоя, в движении шагом и бегом). В такой же последовательности разучиваются кувырки и через другое плечо.

    Дальнейшее совершенствование в технике этого приема осуществляется кувырками вперед через палку (шест), спину, руку и пояс партнера.

    5 ПУТИ СНИЖЕНИЯ СИЛЫ УДАРА ТЕЛА РУКОПАШНИКА ПРИ ПАДЕНИИ ПОСЛЕ БРОСКА

    Все броски на занятиях по рукопашному бою заканчиваются ударом о ковер одного или двух занимающихся. Ударная сила в момент падения достигает больших величин, вызывает ушибы и различные повреждения, что является одной из причин нежелания посещающих секцию по рукопашному бою многократно повторять броски и, следовательно, совершенствовать свою технику. Наибольшее число травм на тренировках -следствие удара.

    При падениях после бросков постоянно наблюдаются прямые и косые удары тела рукопашника о ковер. Проведенные Е.М. Чумаковым (1984г.) наблюдения за характером падения после бросков в самбо и дзюдо показали, что 17,8% падений завершались жестко, с сильным ударом, вызывавшим у спортсменов болевые ощущения, нарушения дыхания, потерю координации движений, ориентировки на ковре, и 1,4% падений заканчивались получением одним из спортсменов травмы, в результате которой прекращалась схватка. Особенно опасными является прямой удар при падении на бок. Поэтому знание путей снижения ударной силы при падениях после бросков имеет большое практическое значение для правильного построения процесса обучения и совершенствования техники рукопашного боя.

    Е.М. Чумаковым проведен анализ путей снижения силы удара тела спортсмена при падении с позиций теории удара. Согласно этой теории, среднюю силу при прямом ударе можно определить по формуле (1)

    где S - ударный импульс, кгс-с; t - время удара, с; Р - вес тела, кг; V -скорость тела, м/с; g - ускорение силы тяжести, равное 9,81 м/с; к - коэффициент восстановления при ударе; а - угол между направлением скорости и нормалью к поверхности ковра (при прямом ударе а=0°).

    Из формул (1) и (2) видно, что уменьшить ударную силу, а следовательно, и ударное ускорение можно за счет снижения скорости V, увеличения угла а , уменьшения к (упругости материала борцовского ковра) и увеличения времени удара t.

    Снижение скорости V является нежелательным для современного уровня развития рукопашного боя, так как в настоящее время наметилась тенденция к увеличению скоростей при проведении бросков. Уменьшение силы удара при падении после бросков необходимо достигать за счет правильного выбора параметров a, t и к. При обучении броскам и на тренировках угол а можно увеличить взаимным применением приемов страховки и самостраховки.

    Броски следует проводить с поддержкой за одежду и с протяжкой и выстиланием вдоль ковра. На занятиях надо стараться как можно меньше проводить, прямых ударов тела о ковер и падений на бок. Увеличить время удара t можно за счет применения приемов страховки и самостраховки, уменьшения жестокости ковров. При этом следует отметить, что борцовский ковер как основное оборудование мест занятий должен обеспечивать наилучшие условия для усвоения техники бросков и безопасности занимающихся.

    Приведенные выше материалы позволяют сделать следующие обобщения:

    При проведении занятий необходимо уделять внимание изучению и совершенствованию падений с приземлением на различные части тела (спину, бок, грудь, живот, руки, ноги, ягодицы, голову), а также совершенствованию при этом приемов страховки и самостраховки.

    Обучение начинающих заниматься рукопашным боем, а также тренировки и совершенствование бросков с большой амплитудой падения следует проводить на мягких коврах с малой жесткостью, обеспечивающих лучшее смягчение ударов при падении.

    6 ТРАВМЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУКОПАШНОМУ БОЮ.

    При нарушении системы и правил проведения занятий по рукопашному бою возможны различные травмы: ссадины, потертости, раны, ушибы, растяжения и разрывы мягких тканей, вывихи суставов, переломы костей и хрящей, ожоги, обмораживания, обмороки, тепловые и солнечные удары и др.

    Причины травматизма в неправильной организации и методике проведения занятий . К основным организационным недочетам относятся прежде всего:

    Плохая организация занятий;

    Слабое владение руководителем занятия методикой обучения;

    Низкая дисциплина;

    Неподготовленность мест занятий и инвентаря.

    Несоблюдение дидактического принципа обучения (принцип последовательности и постепенности), незнание преподавателем физических возможностей организма по временным поясам суток, а также половозрастных особенностей занимающихся, системы обучения страховкам и взаимостраховкам, - все это приводит к травмам на занятиях (до 40% от общего числа имеющих место травм). К другим причинам травм теория физического воспитания относит также

    нарушение правил содержания мест занятий и инвентаря (до 15%), а также неудовлетворительную воспитательную работу с контингентом обучаемых непосредственно на занятиях и вне их (до 8-10%). Неблагоприятные метеорологические условия (холод, жара, дождь, пурга, ураган и др.) также являются причиной травматических повреждений (до 8-9%).

    Особенностью занятий по рукопашному бою является применение болевых, силовых и удушающих приемов в борьбе, нанесение ударов руками и ногами, преодоление различных препятствий и заграждений. При организации и проведении занятий необходимо тщательно продумывать меры, направленные на профилактику травматизма.

    С целью предупреждения травм у занимающихся руководитель занятий обязан:

    Соблюдать последовательность выполнения упражнений, интервалы и дистанции между занимающимися при выполнении приемов боя автоматом в движении;

    Следить за правильным применением приемов страховки и самостраховки;

    Применять ножи (штыки) с надетыми на них ножнами или макеты ножей, малых лопат, автоматов (карабинов) при обучении приемам с оружием;

    При выполнении захватов и бросков страховать партнера, поддерживая его за руку и не допускать падения на него;

    Следить, чтобы вырывание оружия, выкручивание рук, болевые приемы проводились плавно, без применения большой силы и по сигналу партнера голосом «ЕСТЬ» немедленно прекращались;

    Удары ножом, рукой и ногой во время тренировки без использования защитного снаряжения, только обозн

    До сих пор не ясно, какое же боевое искусство лучше всего подходит для самообороны? Фехтование? Ну ходить с тупой шпагой по подворотням - не самая удачная идея. Какое-нибудь , о котором знают только седой монах и пара сотен адептов по всему миру? Навыков уличной драки тоже не всегда достаточно, ибо хулиганы, решившие обчистить твои карманы, скорее всего, владеют ими не хуже тебя. Так сразу сказать весьма сложно, наверное, у каждого свое мнение, кому-то и бокса достаточно. Поэтому, нет смысла превозносить одно боевое искусство над другими, вместо этого предложим 7 высокоэффективных видов боевых искусств, идеальных для самообороны. Очень краткий обзор и право выбрать на свое усмотрение.

    Джиу-джитсу

    Страна происхождения: Япония
    Также известно как: дзюдзцзю
    Прозвище: «Искусство мягкости»
    Знаменитые бойцы: Ice-T

    История джиу-джитсу

    Многие из современных и популярных стилей боевых искусств, включая дзюдо, айкидо и бразильское джиу-джитсу, берут свое начало из классического японского джиу-джитсу.
    По большому счету, без джиу-джитсу ярмарка современного мордобоя не была бы такой, какой мы ее знаем в нынешнем виде. Может быть, кому-то покажется, что федерация джиу-джитсу приплатила нам, но на самом деле, многие боевые искусства лишились бы своей эффективности.

    Итак, джиу-джитсу, или как говорят в Японии дзюдзцзю было одним из основополагающих методов самурайской боевой подготовки. Ну, конечно, если речь заходит о Японии, то дело, так или иначе, связано с самураями, либо с технологиями, либо с гейшами, либо с очень плохим порно.

    Как известно, экипировка самурая делала из него машину для убийств, но в бою бывает всякое, и в нередких случаях, когда воин оставался без меча, кинжала и лука, ему приходилось сражаться последним оружием, которое у него осталось - руками и ногами, и чаще всего, против вооруженного врага.
    Дословный перевод «дзюдзюцу» может сбить с толку. «Искусство мягкости»… вы серьезно!? Мощные и эффективные приемы, придуманные для того, чтобы если не убить, то просто уложить врага голыми руками меньше всего отдают мягкостью.

    Почему джиу-джитсу одно из лучших боевых искусств?

    Джиу-джитсу является одним из наиболее эффективных боевых искусств в мире, потому что использует агрессивность и импульс нападающего против него же самого. По сути, это искусство контратак, самооборона в чистом виде. Закованному и порядком уставшему самураю не было смысла бросаться на острие копья или меча, ему было проще убить врага его же энергией. К тому же, бить руками и ногами по доспеху не совсем эффективно, а вот увернуться, перехватить удар и насадить противника на его же оружие вполне полезно.

    Основной принцип джиу-джитсу - «не идти на прямое противостояние, чтобы победить», не сопротивляться, а уступать натиску противника, лишь направляя его действия в нужную сторону до тех пор, пока тот не окажется в ловушке, и тогда обратить силу и действия врага против него самого.

    Боевые приемы джиу-джитсу строятся на знаниях анатомии, физиологии и психофизиологии человека, а также на филигранной технике, доведенной до автоматизма и нюансах стратегии и тактики ведения поединка. Здесь нет места всевозможным танцевальным «па» и техникам в стиле «кино». Задача одна: как можно быстрее уничтожить своего врага или врагов, используя любые методы находящиеся в твоем арсенале.

    Тхэквондо

    Страна происхождения: Корея
    Также известно как: Таэквондо, Таэквон
    Прозвище: «Путь кисти и кулака»
    Знаменитые бойцы: Барак Обама, Стивен Сигал, Джессика Альба, Вилли Нельсон

    История тхэквондо

    Тхэквондо очень тесно переплетено с историей самой Кореи, и наверное поэтому в последние годы развивается так же успешно, как и южный сосед Ким Чен Ына.
    Первоначально было девять кван (школ) по тхэквондо, которые были признаны Правительством Южной Кореи. У каждой школы был свой неповторимый стиль тхэквондо. В 1955 году девять кван объединили в одну, которую обычно изучают сегодня. Для того, что описать историю этого искусства более подробно понадобится отдельная статья, достаточно лишь сказать, что все политические события, включая ту же пресловутую Корейскую Войну, сильно отразились на облике единоборства.

    Почему тхэквондо одно из лучших боевых искусств?

    Когда в фильмах с высокоинтенсивным применением боевых искусств на один кадр боец быстро и резво бьет ногами, то, скорее всего, он использует тхэквондо. Собственно, мощные высокие удары ногами, и делают тхэквондо таким эффективным видом единоборств.
    Главная прелесть тхэквондо не только в том, что одним хорошим ударом ноги можно вывести соперника из строя, а в том, что что сие боевое искусство крайне эффективно против нескольких соперников. Если, конечно, они не знают тхэквондо.
    Слово «тхэквондо» складывается из трех слов: «тхэ» - нога, «квон» - кулак (рука), «до» - искусство, путь тхэквондо, путь к совершенствованию (путь руки и ноги).
    Тхэквондо - это единственное из боевых искусств, в этом списке, которое является олимпийским видом спорта. Но олимпийская сдержанность и боязнь летальных исходов не сделала его менее эффективным.

    Крав-мага

    Страна происхождения: Израиль
    Также известна как: «Контактный бой»
    Знаменитые бойцы: Эяль Янилов

    История крав-мага

    Крав-мага давно признано одним из лучших боевых искусств для самообороны в мире. Своим появлением на свет этот вид боевых искусств обязан выдающемуся бойцу Ими Лихтенфельду. Первоначально он обучал своей системе борьбы в Братиславе, чтобы помочь защитить еврейскую общину от нацистских вооруженных формирований. Он создал группу натренированных молодчиков с характерными фамилиями и носами, которые как могли защищали еврейское население от нарастающих, и при том весьма радикальных, проявлений антисемитизма.

    После прибытия в Палестину, Лихтенфельд начал преподавать рукопашный бой в Хагане. После образования в 1948 году Государства Израиль он стал главным инструктором по физической подготовке и рукопашному бою в Школе боевой подготовки Армии обороны Израиля. Лихтенфельд прослужил в АОИ до 1964 года, постоянно развивая и совершенствуя свою систему. После выхода в отставку крав-мага было адаптировано им к гражданским реалиям. По сути, крав-мага - это его детище.

    Почему крав-мага одно из лучших боевых искусств?

    Крав-мага предназначено для быстрой нейтрализации угрозы. Приемы простые и зачастую весьма грязные. Впрочем, евреям выбирать не приходилось. Даже бытует поговорка: «Если прием выглядит хорошо и красиво, то это не крав-мага».

    Существует три основных принципа крав-мага:

    Самый главный - нейтрализовать угрозу.
    - Одновременная защита и атака. В отличие от многих стилей боевых искусств, атаки и защита в крав-мага переплетаются в процессе боя.
    - Все блоки строятся на том, чтобы открыть бойцу возможность для контратаки.
    Все атаки крав-мага нацелены на уязвимые места тела человеческого, такие как глаза, лицо, горло, шею, пах и пальцы. Здесь нет места для церемоний, философии и прочих нюансов, присущих восточным единоборствам. Это искусство создано для того чтобы быстро и как можно больнее устранить соперника. Потому и принято на вооружение армией обороны Израиля. Военным кланяться не надо, военным нужно убивать, или как минимум вырубать.

    Это смертоносный боевой стиль, который не признает этикета. Он был зарожден на основе боевых приемов других единоборств, в уличных драках с еврейскими погромщиками ровно с одной целью - помочь иудеям выжить. Так что если тебе нужен простой и эффективный способ выжить в реальных условиях, а не красивое торжественное единоборство со своей внутренней культурой - то все внимание на крав-магу.

    Айкидо

    Страна происхождения: Япония
    Прозвище: «Путь гармонии духа»
    Знаменитые бойцы: Стивен Сигал, Мэтт Ларсен

    История айкидо
    Айкидо не является исключительно боевой системой. Основатель айкидо легендарный Морихэй Уэсиба изучал несколько направлений традиционного дзю-дзюцу, кэн-дзюцу, а также искусство каллиграфии. На основе полученных знаний он сформировал свою систему - Айкидо - в противовес традиционному бу-дзюцу (искусству убивать). Айкидо - будо (путь прекращения убийства), учит убийственным техникам бу-дзюцу, только не с целью убийства, а с целью остановить их, сделать человека сильным, помогать другим, объединить всех людей на основе любви. Как говорится, добро должно быть с кулаками.
    Уэсиба как-то сказал: «Контролировать агрессию без причинения вреда - это и есть искусство мира».
    Айкидо - это также высоко духовное боевое искусство. Слово айкидо означает «путь гармонии духа» («Ай» означает гармонию, «ки» означает дух или энергию, «до» - путь, дорогу или способ).

    Почему айкидо одно из лучших боевых искусств?

    В качестве предисловия, айкидо является одним из самых сложных из всех видов японских боевых искусств. Если хочешь быстро, в сжатые сроки, научиться самообороне, то айкидо здесь тебе не помощник.

    Айкидо - это производное от дзю-дзюцу, и точно так же акцентируется на слиянии с атакой противника, перенаправлении энергии атакующего и заканчивается болевым захватом или броском. Бойцы айкидо используют агрессию и инерцию противника, чтобы вывести его из строя, или сделать его нападения бесполезными.
    Однако не нужно думать, что раз уж освоение айкидо требует длительного времени, а сам по себе стиль пропагандирует мир и спокойствие, то толку от него немного. Это одно из лучших боевых искусств подходящих для самообороны.

    Вин чун

    Страна происхождения: Китай
    Также известно как: Винг Тсун
    Прозвище: «Поющая весна»
    Знаменитые бойцы: Брюс Ли, Роберт Дауни Мл., Кристиан Бэйл

    История вин чун

    История вин чун представляет собой смесь фактов и легенд. Большинство сводится к тому, что оно было разработано в 17 веке, как ответвление одного из наиболее сложных стилей боевых искусств, которые изучают суровые и твердолобые буддийские монахи. Поговаривают о монахине Умэй, которая создала боевое искусство, способное быть эффективным вне зависимости от размера, веса или пола.

    Почему вин чун одно из лучших боевых искусств?

    Как и в других техниках ушу, в его основе лежит техника «чи-сао» - «липкие руки», благодаря которым боец приучается постоянно находиться своими руками в контакте с противником, чувствовать все его движения и мешать ему проводить свои приемы. Но бойцы вин чун ведут бой на короткой дистанции, где можно дотянуться до противника кистью руки, а еще лучше - локтем. С целью прорыва на достаточно близкую дистанцию используются специальные типы перемещений. Удары ногами используются в сочетании с ударами руками. Обычно ногами бьют по коленям противника одновременно с атакой руками на верхнем уровне.

    Чем уж по-настоящему гордятся мастера вин чун - так это своим балансом между атакой и защитой, они могут атаковать и защищаться одновременно. А настоящие мастера славятся своим умением грамотно выбирать позицию, настолько грамотно, что их буквально невозможно застать врасплох.

    Бразильское джиу-джитсу

    Страна происхождения: Япония/Бразилия
    Также известно как: Джиу-джитсу, Грейси джиу-джитсу
    Прозвище: «Человеческие шахматы»
    Знаменитые бойцы: Карлуш Грейси, Хелио Грейси, Би Джей Пенн, Джо Роган, Пол Уокер, Майкл Кларк Дункан

    История бразильского джиу-джитсу

    Как и айкидо, бразильское джиу-джитсу является адаптированной версией джиу-джитсу. В Бразилии очень любят боевые искусства, и потому с удовольствием развили технику, показанную выдающимся мастером джиу-джитсу Мицуё Маэда, во время его визита в солнечную страну.
    Основателями и создателями бразильского джиу-джитсу (bjj) - являются братья Карлуш и Хелио Грейси. Карлуш показал полученные от Маэды знания своим многочисленным братьям, пытаясь научить восточным премудростям всех, кроме хилого и слишком юного Хелио. Раздосадованный паренек, который и так комплексовал от того, что был значительно моложе и хилее своих братьев взял и разработал основы бразильского джиу-джитсу. Этот новый стиль боевых искусств позволил ему использовать рычаги и удушение, а не грубую силу, чтобы контролировать бой.
    Но настоящим популяризатором боевого искусства стал сын Хелио - Ройс Грейси. Выступая в UFC, он с помощью приемов БДД запросто укладывал противников в разы выше и тяжелее его самого. После успехов Ройса популярность БДД возросла в разы.

    Почему бразильское джиу-джитсу одно из лучших боевых искусств?

    БДД, несомненно, является одним из самых эффективных стилей боевых искусств в мире. Почти все ММА и UFC бойцы интенсивно изучали БДД. Стиль учит бойцов использовать рычаги и правильное распределение веса, чтобы победить более сильных соперников.

    Создание рычага - это изоляция конечности противника к определенному положению тела, которое вынудит сустав двигаться по прямой (вращаться по своей оси) вне нормального диапазона движения. При увеличении давления на конечность, противник, не сумевший избежать данного положения, сдается. Он может сдаться устно или похлопать по противнику несколько раз (хлопать по себе опасно, потому что противник может не услышать). Удушение используется, чтобы нарушить снабжение кислородом мозга противника, что может вызвать его бессознательное состояние, если он не сдастся достаточно скоро. Понятно, насколько это опасный, смертельно опасный вид спорта, поэтому, в некоторых странах секции и турниры по БДД не одобряются законом.

    Муай тай

    Страна происхождения: Таиланд
    Также Известен Как: Тайский Бокс
    Прозвище: «Искусство восьми конечностей»
    Знаменитые Бойцы: Тони Джаа

    История муай тай

    Муай тай - это тайский стиль боевых искусств с очень глубокими корнями. Национальный тайский боевой стиль, являющийся не только спортивным, но и культурным достоянием страны. Секреты муай тай передавались от старших воинов и отцов к детям, из поколения в поколение, и возможно именно благодаря этой традиционной борьбе окруженный заклятыми врагами Тайланд сумел выстоять сквозь эпохи.
    Жесточайшее зрелище, из которого можно было выйти либо победителем, либо побежденным. Бились не на жизнь, а на смерть, в прямом смысле этого слова. Сдаваться было нельзя - позор и презрение на всю жизнь, поэтому побежденный покидал бой либо сильно избитым, либо мертвым.
    За годы в муай тай изменилось только одно - благодаря введению очков, погибать стало необязательно, однако само единоборство не стало мягче, летальные исходы все также не редкость.

    Почему муай тай одно из лучших боевых искусств?

    Муай тай - это не только один из самых эффективных стилей боевых искусств в мире, он также один из лучших боевых искусств для самообороны. В современном муай тай можно наносить удары кулаками, ступнями, голенями, локтями и коленями - из-за этого его называют «боем восьми конечностей». По сути, каждая часть тела превращается в оружие, смертельное оружие. Руки стали кинжалами и саблями; локти булавами и молотами; колени как топоры, а голени и предплечья защищают тело словно доспехи. Существует множество обескураживающих летальных ударов, которые в свое время помогли муай-тайцам одержать ряд впечатляющих побед над представителями других единоборств. И до сих пор это суровое единоборство вызывает у всех священный страх и восхищение.

    Итак вашему вниманию представляется авторский ТОП-10 рейтинг единоборств для самозащиты. Немного о себе: суммарный опыт занятий единоборствами - порядка 10 лет. Среди них: кикбоксинг, муай-тай, РБ, джиу джитсу. Имею достаточно плотный опыт тесного общения с представителями различных единоборств как на полноконтактных соревнованиях, так и на улице.Исходя из этого ЛИЧНОГО опыта, я и составил соответствующий рейтинг.
    Определенно могу сказать одно: драка один на один и один против толпы/толпа на толпу, достаточно сильно отличаются в плане требований к технике и физ. подготовке.
    Я имею глубокое убеждение, что в бою 1 на 1, первоочередными являются борцовские навыки + вес, желательно не лишний)) При массовой битве на первое место выходят поставленные, темповые удары руками в голову, и скорость передвижения.
    Естественно при этом я не отрицаю пословицу о том, что выигрывает не стиль а боец. Я уверен что Олимпийский чемпион по дзюдо в тяжелом весе с вероятностью 90% амплитудно побросает через спину об бордюр, и посадит на голову 2-3 боксеров легковесов- разрядников. Но мы будем говорить усреднено, иначе никакого рейтинга не получиться вообще))
    Исходя из вышесказанного за основу была взята возможность единоборств противостоять как одному противнику, так и нескольким, т.е и бить и бороться. По этому не удивляйтесь что абсолютное большинство здесь - это смешанные виды, которые на первый взгляд не особо отличаются. Они отличаются историей, правилами, спецификой тренировочного и соревновательного процесса и ареалом распространения, все это накладывает значительный отпечаток на их эффективность на улице и на место в рейтинге.
    Ну и последний вопрос, который задается весьма часто: какой смысл сравнивать единоборства?
    Я думаю не стоит забывать, что практический каждый из нас пришел в зал, для того что бы научиться драться / защитить себя. Ради этого же туда ежедневно приходят тысячи мальчишек, и не совсем уже мальчишек. И лишь со временем у тех единиц которые остаются, начинается замена цели - с "защитить себя" до "стать чемпионом".
    Краткие сокращения:
    MMA - mixed martial arts, смешанные боевые искусства
    БИ - боевые искусства
    РБ- рукопашный бой
    АРБ - армейский рукопашный бой

    Итак поехали!


    1.Боевое самбо

    Первое место заслуженно занимает боевое самбо. На сегодняшний день это самое распространенный вид полноценных смешанных единоборств на пост СНГ пространстве с очень широким арсеналом. Здесь разрешены удары руками, ногами, локтями и коленями и даже головой!) Разрешается бросовая техника, удары руками и ногами в партере, удушающие и болевые на любые конечности. Бои могут проводиться как в шлемах так и без, что тоже является весьма ценным опытом, т.к. удар пропущенный в шлеме и без ощущается совсем по разному. Боевое самбо заняло первое место так же потому, что из всех полноценных смешанных видов в России Украине и Белоруссии, этот вид имеет наибольшее количество квалифицированных тренеров ещё советской закалки и проверенную методику подготовки а также наибольшее количество мест преподавания.

    2.Рукопашный бой

    Спортивный рукопашный бой. Этот вид не является полноценным смешанным видом как таковым из за частичного кастрирования партера и ударной части. В стойке нельзя бить коленями, локтями и головой. Нельзя бить в партере. Время борьбы в партере так же ограничено, при этом недобросовестный рефери может часто подымать в стойку даже если один из соперников - преимущественно борец, и в партере ведутся активные технические действия.
    Второе же место РБ занял из за того, что это наиболее распространенный смешанный вид. В небольших городках вы можете не найти Боевого Самбо либо ММА, но точно найдете РБ! А практика выступления на соревнованиях поможет отделить зерна от плевел и использовать только эффективную технику. Плюс относительно небольшое количество технических действий поможет овладеть основами ударной части в стойке и борьбы в партере за меньший срок, чем в "полноценных смешанных видах".

    3.ММА / Валетудо / Миксфайт / Фрифайт

    Живи мы в другом месте, это направление по праву занимало бы первое место. В Америке ММА уже самый распространенный вид БИ, и по нему имеются огромное количество отличных залов с профессиональными тренерами. У нас же к сожалению это пока лишь дань традиции. Неплохие тренера могут быть в больших мегаполисах, зачастую из действующих либо бывших ММА спортсменов. Но хорошие тренера здесь - большая редкость. Все тренировочные программы состоят в основном из плодов самодеятельности тренера и его бурной фантазии + обрывки знаний от иностранных коллег увиденные на видео либо вычитанные в интервью.

    4.Панкратион

    Это направление я вынес в отдельный пункт, так как он требует отдельного рассмотрения. Панкратион в целом является ММА видом, но с некоторыми исторически сложившимися обстоятельствами, которые его отличают. Они заключаются в том, что в панкратионе выступает огромное количество спортсменов - вольников (вольная борьба) , которые на всех соревнованиях забирают подавляющее число призовых мест. Это наложило отпечаток и на тренировки. Достаточно во многих залах тренируют "борьбу с добиванием" и борьбу + "поставить руки")). Естественно это относиться не ко всем залам, но тенденция наблюдается. Потенциально очень сильным плюсом панкратиона является его возможность в будущем стать олимпийским видом спорта, в этом случае темпы его развития будут просто колоссальными.

    5.Армейский Рукопашный Бой (АРБ)

    Из плюсов стиля - очень широкий технический арсенал, который даже шире чем в боевом самбо.Здесь разрешается добивать лежачего противника и руками и ногами, бить головой и т.д. Также несомненным плюс - широкое распространение АРБ и большое количество хороших тренеров. Из минусов - наличие нереально огромного количества защиты - шлем с сеткой, накладки с футами, жилет. Потенциально особо опасным является шлем с сеткой - люди не привыкшие получать в открытое лицо, часто по началу теряются а на улице это может решить исход поединка, т.к. 90% ударов летит с правой и в нос))) Эта проблема присуща бойцам АРБ, КУДО и стилей каратэ где не бьют руками в голову, убирается практикой приконтактны х спаррингов либо периодом в пол года - год тренировок по боксу.

    6. КУДО

    Визитной карточкой стиля являются бойцы в шлемах - аквариумах.Разрешены практически любые действия, удары локтями и колеями в стойке. Из минусов имеем несколько кастрированный партер - имеются ограничение по времени и по ударам. Так же минусом аналогичным АРБ является шлем - аквариум. Несомненный плюс единоборства - его широкое распространение, большое количество квалифицированных тренеров, проработанная методологическая составляющая, большое количество соревнований разного уровня и сохранение традиционного духа и эстетики каратэ. Так же система постоянно развивается, появляются экспер именты с профессиональными направлениями.

    7. Комбат Дзю Дзюцу/ Комбат Джиу Джитсу

    Комбат Джиу Джитсу - это дань моде на смешанные единоборства. К традиционному джиу джитсу добавленные техника нанесения ударов руками, ногами и коленями из рукопашного боя, бокса, кикбоксинга. В целом является довольно целостной системой с сильным упором на партер. Разрешаются добивания в партере руками и любые болевые и удушающие. Плюсы - очень хорошая техника борьбы и бросков, достаточно жесткие ММА правила, традиционная техника обучения борьбе, большой упор на ФИЗО. Из минусов - несколько слабая техника в стойке, не особая популярность и распространенность стиля, и как следствие небольшое количество участников соревнований и небольшое количество спортсменов хорошего уровня.

    8. Дзю Дзюцу/ Джиу Джитсу

    Как ни странно, многие не знают что в традиционном джиу джитсу присутствуют удары руками и ногами. Так же что характерно полно контактные соревнования по традиционному джиу джитсу бывают жестче чем в направлении комбат, из за того что на некоторых соревнованиях по джиу джитсу вообще не используют перчатки и накладки.
    Тем не менее плюсами данного единоборства - является отличный партер и отличная бросковая техника. Минусами же - низкий уровень техники ударов руками и ногами, даже на чемпионатах страны и большое количество тренеров - шарлатанов преподающих джиу джитсу под эгидами разнообразных непонятных федераций, которые растут как грибы после дождя.

    9.Самбо

    САМБО изначально являлось системой разработанной для самозащиты, и широко применявшейся сотрудниками правоохранительных органов. Это единственный чисто борцовского вид единоборств в рейтинге. Но попал он сюда не случайно. САМБО долгое время находилось на вооружении у силовых структур, и по статистике с помощью его приемов огромное число сотрудников органов обезвреживало преступников, и выходило живыми и невредимыми из многих щекотливых ситуаций. Ключевое здесь - это отработка основных приемов до состояния автоматизма, для того что бы в экстремальной ситуации уличного столкновения применить прием не задумываясь, на подсознательном уровне.

    10. Муай Тай/ Бокс классический

    Тайский бокс - также единственный но уже чисто ударный вид единоборств в рейтинге. Дело в том что в тайском боксе вы имеете самую большую свободу действий в стойке. Кроме того что это муай тай - это бой "восьмируких", то есть разрешены удары руками, ногами, коленями и локтями, разрешена борьба в стойке, и со стойки также разрешены удары. Всему этому в тайском боксе вас научат так, как нигде более. По этому если не допускать прохода в ноги, тайский боксер имеет огромные шансы на победу.Ведь какова вероятность того что на вас на улице нападет борец со стажем?
    Ну а с боксом все понятно - во первых здесь за наиболее короткий промежуток времени можно научиться защищать себя - из за очень узкого арсенала. Во вторых - это единоборство №1 при работе с группой. В третьих - большое кол-во грамотных специалистов, многие ещё советской закалки.

    Ну и напоследок напомню пару вечных истин:
    - побеждает не стиль а боец
    - перед тем как тренироваться, нужно поинтересоваться достижениями самого тренера, при чем как спортивными, так и тренерскими
    - заниматься нужно там, где хочется заниматься, каждый раз заставлять себя идти на тренировку через не хочу не получиться
    - заниматься лучше начинать с товарищем, а лучше с несколькими. Это позволит пинать друг друга, что бы не пропускать тренировки, ну и вместе веселее + всегда будет с кем стать в пару.
    - в большинстве залов можно прийти на пробную тренировку, а то и на несколько - бесплатно. Не спешите, сходит в несколько залов к разным тренерам, на разные стили, и останьтесь там, где больше по душе.
    - не покупайте сразу дорогостоящее снаряжение. Простейшее - бинты, перчатки, кимоно можно купить незадорого. Все остальное, особенно хороших фирм может обождать и до полугода. Во первых надо убедиться что вы здесь останетесь надолго, во вторых на вас не будут косо смотреть как на новичка в кимоно Хаябуса за 200$ с черным поясом, который шел в комплекте)))

    Среди тысячи разных стилей очень просто выбрать неподходящий для вас, и не получить от занятий ничего, кроме оскорбленного самолюбия и белого халата.

    В данной статье мы постараемся помочь вам подобрать подходящий вид боевого искусства, сузив диапазон выбора. Особенности вашей психологии, здоровья и физической подготовки - все играет роль при выборе вида единоборства, которым вам стоит заниматься.

    Для начала нужно отбросить лишнюю гордость и честно признать, что вы сможете осилить, а что нет.

    Предлагаем вам ответить на несколько вопросов, которые помогут направить вас в нужный раздел статьи, где, в зависимости от типа вашего телосложения, вы сможете подобрать себе разновидность единоборства.

    Однако не стоит забывать, что мы приводим только общие рекомендации, выбор делать вам. Изучение боевых искусств - процесс длительный, на протяжении которого ваше тело будет привыкать, адаптироваться к новым условиям и приобретать опыт в том единоборстве, которое вы выберете.

    Вопросы:

    1. Вызывает ли у вас задышку бег трусцой на 1,5 километра?
    • Да - переходите к Разделу 1.
    1. Считаете ли вы себя негибким?
    • Да - переходите к Разделу 2.
    • Нет - переходите к следующему вопросу.
    1. Боитесь ли вы быть побитым, сломать кость или вида собственной крови?
    • Да - переходите к Разделу 3.
    • Нет - переходите к Разделу 4.

    Раздел 1

    Недостаток выносливости не является препятствием для занятий боевыми искусствами. Вам подходят стили, которые не требуют развитых легких, но могут помочь развить выносливость, которой вам не хватает.

    Эктоморф: Тай чи чуан (тай цзи цюань)

    Это изящное ненаступательное китайское единоборство делает акцент на стабильность, баланс, равновесие и идеально подходит для худощавых людей.

    Комплекс контролированных плавных движений обучит все ваши мышцы работать вместе и слаженно.

    Не путайте тай чи чуан и тай чи, который предлагают в фитнес клубах . Настоящие школы - более стимулирующие и позволяют своим ученикам освоить множество разных видов оружия, включая обоюдоострый меч.

    Мезоморф: Айкидо

    Айкидо не фокусируется на изнуряющих ударах руками и ногами. Основное внимание уделяется использованию собственной энергии оппонента против него самого, для того, чтобы вывести его из строя (используя замки на запястье или захват рук) или отбросить его назад.

    Этот стиль более легок для людей с атлетическим телосложением, поскольку большинство наступательных движений более эффективны при наличии развитой мускулатуры.

    Кроме того, в отличие от большинства боевых искусств, в которых требуется пройти 10 разрядов, прежде чем получить черный пояс, это японское единоборство имеет только 6 уровней.

    Эндоморф: Дзюдо

    Японское боевое искусство, которое ставит целью нарушить равновесие противника и бросить его на ковер. Коренастые люди имеют в нем преимущество, выполняя оборонительные маневры, так как дополнительный вес помогает более устойчиво стоять на ринге.

    Появление задышки не будет проблемой на начальных стадиях занятий, которые посвящаются усовершенствованию захватов, маневров схваток и того, как правильно падать. Для достижения более продвинутого уровня вам понадобится развить выносливость.

    Раздел 2

    Невозможность сесть на шпагат не является помехой для занятий единоборствами. Большинство наиболее популярных боевых искусств не требуют такой гибкости и проворства, как вы думаете.

    Эктоморф: Ушу

    Этот китайский стиль еще называют кунг фу. Существует более 300 разновидностей ушу. Из них вин чун (юнчунь, «вечная весна») подходит людям с недостатком веса и габаритов.

    Этот стиль позволяет небольшому, легкому человеку победить более крупного соперника, воздействуя на чувствительные места тела, которые не защищаются мышцами (глаза, горло, пах, колени и специфические нервные точки).

    Особая гибкость не требуется, поскольку большинство ударов наносится низко (коленные чашечки или голень).

    Мезоморф: Эскрима (арнис и кали - два связанных стиля)

    Филиппинское боевое искусство, своего рода форма современного фехтования . Этот стиль включает 12 основных ударов, которые наносятся парой деревянных боевых палок.

    Перемещение тела во время выполнения этих движений при отражении атаки требует гибкого мощного телосложения, которое и формируется при таких занятиях.

    Среди этих трех филиппинских стилей есть и разновидности единоборств без оружия, включающие удары ногами, кулаками, ловушки, захваты.

    Здесь не ожидайте привычного для большинства боевых искусств протокола. Черные пояса необычны, поскольку большинство стилей избегают использовать систему ранжирования, а также во время тренировок обязательна обувь для защиты ног от падающих или брошенных палок.

    Эндоморф: Каратэ

    Базируясь на комбинации культур (корни идут и из Японии, и с Окинавы), карате также является смесью разных боевых методов. Учащиеся изучают способы боя руками, несколько техник с применением оружия, включая нунчаки.

    Хотя в этом единоборстве не применяются захваты и броски, коренастые люди получают преимущество за счет более прочной и устойчивой позиции, которая придает большую мощь их ударам и блокам.

    Большинство разновидностей каратэ стоят выбора, но, если вы боитесь боли, то будьте осторожны со стилями, в названии которых есть «кенпо», «кемпо», «американский фристайл», «полный контакт».

    Раздел 3

    Следующие виды потребуют от вас высокого уровня силы духа и способностей, но все они проводят четкую линию между безопасностью и безумием.

    Эктоморф: Таэквондо (тэквондо, тхэквондо)

    Для этого корейского единоборства желательно быть худощавым, легким и свободным, так как оно наиболее известно своим обширным разнообразием высоких эффектных ударов ногами.

    Этот стиль в схватке полагается больше на ноги, чем на кулаки. Обычными являются удары в голову, поэтому нужно как минимум быть в состоянии поднять ногу на высоту лица противника.

    На занятиях нужно быть готовым к тому, что вы получите пару болезненным ударов, но в общем случае контакты не бывают очень жестокими.

    Кроме того, изучающие таэквондо тренируются не только в сражениях друг с другом, поскольку это один из видов боевых искусств, где разбивание руками и ногами досок и кирпичей - часть тренировочного режима.

    Мезоморф: Кэндо

    Японское боевое искусство, которое позволяет овладеть бамбуковым мечем, одеваться как самурай и неоднократно наносить удары в шею и голову соперника. Звучит угрожающе, но в этом единоборстве тело защищается броней, похожей на рыцарскую, что сводит повреждения к минимуму.

    Скорость, крепкие плечи и руки - необходимые атрибуты бойцов на мечах, поэтому худощавое мускулистое телосложение будет идеальным.

    Эндоморф: Сёриндзи-кэмпо

    Этот боксерский стиль каратэ больше подходит крупным людям по нескольким причинам.

    Во-первых, он использует серию ударов руками, как в боксе, где устойчивость на ринге за счет мощного телосложения важнее, чем крепкие кулаки.

    Крепкое телосложение также будет полезно для освоения техник уклонения от ударов соперника. Нанесение ударов потребует гибкости, но удары обычно выполняются не выше пояса.

    Раздел 4

    Ничто не сравнится со вкусом собственной крови? Следующие стили безжалостные и болезненные, но овладение ими может придать ощущение бесстрашного урагана непреодолимого боевого безумства, если использовать их за пределами школы.

    Эктоморф: Кикбоксинг

    Мы не рассматриваем кардиотренировки, предлагаемые в фитнес клубах под названием кикбоксинга. Обычный день изучения кикбоксинга включает боксерский ринг, набор ударов ногами и кулаками наподобие карате и желание противников отправить друг друга в нокаут.

    Этот американский стиль - довольно молодой вид боевого искусства. Подходит крепким и стремительным людям, которые могут быстро уклоняться от ударов соперника и еще быстрее атаковать.

    Это в чистом виде боевое противостояние, где единственное стремление - победить оппонента.

    Мезоморф: Муай тай (тайский бокс)

    Тайское боевое искусство с полным контактом с соперником. Вместо того чтобы просто использовать кулаки и ноги, сопернику наносится серия ударов по локтям и коленям. Наиболее подходит людям атлетического сложения с развитой мускулатурой вокруг суставов.

    Желающим освоить этот вид единоборства следует быть готовым к ранней отставке, так как серьезные практики имеют довольно короткую карьеру (4-5 лет максимум).

    Эндоморф: Джиу-джитсу (дзюдзюцу)

    Эта японская техника объединяет много опасных приемов нападения и обороны. Этот вид единоборства является беспощадным, так как первоначально разрабатывался для обучения безоружного человека нейтрализовать вооруженного солдата.

    Освоить джиу-джитсу будет легче тем, кто привык к нагрузкам, обладает выносливостью и гибкостью.

    Как выбрать школу боевых искусств?

    Когда вы определились с выбором боевого искусства , то можете найти телефон ассоциации или федерации этого единоборства, где вам подскажут адрес ближайшей к вам школы.

    Если сформировался список школ, достаточно удобно расположенных для вас, то убедитесь, что они удовлетворяют следующим нормам:

    1. Попроситесь посидеть на одном занятии посмотреть на работу инструктора (если не разрешат, то вам там делать нечего). Убедитесь, что преподаватель дает четкие инструкции, а также внимателен к каждому ученику.
    2. Если вы хотите записаться в школу известного мастера, убедитесь, что он еще преподает, а не только управляет бизнесом, что позволит вам платить не только за имя.
    3. Осмотрите оборудование. В зале должны быть зеркала, груши для отработки ударов, маты для борцовских видов и т.д. На оборудовании могут быть потертости или разрывы, но не многочисленные, чтобы убедится, что им пользуются.

    На нашем сайте вы можете найти ассоциации и федерации единоборств или сразу подобрать школу боевых искусств в вашем городе.