• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Спортивная гимнастика – это красивый, динамичный вид физической нагрузки, требующий от спортсменов полной самоотдачи. Рассмотрим немного интересной информации, которая поможет понять всю глубину этого великолепного спорта.

    Зарождение гимнастики
    Гимнастика возникла в древней Греции, во времена античных олимпиад. Стоит отметить, что помимо комплекса базовых упражнений, она включала в себя плавание, бег, бокс, борьбу и даже верховую езду.



    За пределами Греции гимнастику изучали в Китае и Индии. В этих странах существовали комплексы упражнений, направленные на развитие гибкости и увеличения физической силы. Сейчас они трансформировались в отдельные дисциплины, которые мы знаем как йога и ушу.

    Еще до нашей эры использовались приспособления, внешне очень схожие с современными гимнастическими снарядами. Например, в Древнем Риме основам верховой езды обучались на специальном тренажере, который сегодня украшает любой спортзал и называется «конем».

    Гимнастика в наше время
    Современная эпоха гимнастики начинается с 1881 года, когда была создана Европейская гимнастическая ассоциация. В 1897 году она переформатировалась в Международную организацию гимнастики и действует до сегодняшнего дня. Гимнастика стала настолько популярной, что вошла в обязательную программу первых Олимпийских игр. В современной программе атлеты соревнуются в упражнениях на гимнастических снарядах, вольном стиле и опорных прыжках.

    Легендой спортивной гимнастики стала Ольга Корбут (четырехкратная чемпионка). В честь ее имени даже назван один из элементов – «сальто Корбут». Ольга стала первой в истории гимнасткой, сумевшей его исполнить. Кстати, из-за высокого риска получить травму, этот трюк спортивный комитет запретил.

    Гимнастика и правила
    Особая роль отведена разминке. Если спортсмен перед соревнованиями ее пропускает, то судьи снимают с него или всей команды очки. Кроме того, тренеру нельзя разговаривать со своим воспитанником во время его выступления, а за одежду неустановленного образца спортсмена и вовсе могут снять с соревнований.

    Удивительное: гимнастика и животные
    А вы знаете, что лучшие в природе гимнасты – орангутанги? В 2010 году один из голландских зоопарков вынужден был нанимать олимпийца Эпке Зондерланда для того, чтобы он преподал обезьянам несколько уроков акробатики. Дело в том, что эти приматы в неволе разучились даже перепрыгивать с ветки на ветку. Спортсмен с задачей справился, орангутанги с удовольствием повторяли все движения и вскоре начали лазать не хуже, чем раньше. Если обезьяны так деградируют без регулярных тренировок, то чего ожидать от человека.

    Гимнастика и наука
    Вы никогда не задумывались, откуда гимнастам удается черпать силу для своих выступлений? Весь секрет в законах физики. Например, если для выполнения одного сальто спортсмену понадобится «Х» энергии, то, сколько сил ему нужно на выполнение пяти таких упражнений? Думаете 5. А вот и нет. Если все делать в динамике, то «Х» и «5×Х» по затрате энергии отличаться практически не будут. Здесь задействуете принцип маховика. Да, да того самого, который когда-то применялся на ветряных мельницах. Маховик принято считать первым аккумулятором созданным человеком. Суть его работы в следующем: когда устройство раскручивается, то оно запасается дополнительной энергией, а затем, по мере необходимости, отдает ее обратно. Поэтому, пять сальто выполнить так же реально, как и одно. Аналогичные физические законы действуют практически в каждом упражнении. Опытные спортсмены не только знакомы с ними, но и успешно используют их в своих выступлениях. Гимнастика – это непросто красота, невероятная точность и физическая сила. Это еще и интеллект, который помогает воплощать чудеса в реальность.

    Содержание статьи

    СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА (греч. gymnastike, от gymnazo – упражняю, тренирую), один из древнейших видов спорта, включающий в себя соревнования на различных гимнастических снарядах, а также в вольных упражнениях и опорных прыжках. В настоящее время на международных турнирах гимнасты разыгрывают 14 комплектов наград: два в командном зачете (мужчины и женщины), два в абсолютном индивидуальном первенстве (мужчины и женщины) и десять в отдельных видах многоборья (4 – у женщин, 6 – у мужчин).

    В программе Олимпийских игр с 1896.

    Гимнастика является технической основой многих видов спорта, соответствующие упражнения включаются в программу подготовки представителей самых разных спортивных дисциплин. Гимнастика не только дает определенные технические навыки, но и вырабатывает силу, гибкость, выносливость, чувство равновесия, координацию движений.

    Правила

    Программа соревнований по гимнастике

    Упражнения на брусьях . Различают параллельные (муж) и разновысокие (жен) брусья. Снаряд представляет собой две деревянных жерди овальной (в сечении) формы, укрепленные на металлической станине: у мужчин – на высоте 1,75 м, у женщин – 1,65 и 2,45 м. (Высота всех гимнастических снарядов отсчитывается от поверхности расположенных возле них страховочных матов).

    Женские упражнения на брусьях включают, прежде всего, обороты в обоих направлениях вокруг верхней и нижней жерди, а также различные технические элементы, исполняемые над и под ними с вращением вокруг продольной и поперечной оси при помощи хвата одной и двумя руками (а также без помощи рук).

    Мужские упражнения на брусьях сочетают в себе динамичные (вращения, маховые движения и пр.) и статичные (горизонтальные упоры, стойки на руках) элементы. Гимнаст должен использовать всю длину снаряда, «работать» над и под брусьями.

    Вольные упражнения (жен и муж) выполняются на специальном гимнастическом ковре 12 x 12м. Вокруг ковра проходит «граница безопасности» шириной 1 метр. Ковер (шерстяной или синтетический) имеет эластичную поверхность – достаточно плотную для толчков, но в то же время обеспечивающую спортсменам мягкое приземление. Вольные упражнения представляют собой комбинацию из отдельных элементов (кувырки, сальто, шпагаты, стойки на руках и пр.) и их связок, разных по темпу и «настроению».

    По ходу выступления спортсмены должны максимально использовать всю площадь ковра. Оценивается сложность программы и отдельных ее элементов, а также чистота и уверенность исполнения. Не менее важна оригинальность представленной композиции и артистизм спортсмена – особенно у женщин, выступления которых проходят под музыкальный аккомпанемент и включают в себя отдельные танцевальные па, чем во многом напоминают упражнения из художественной гимнастики. Время выступления на ковре ограничено: 1 мин 10 сек у мужчин и полторы минуты у женщин.

    Опорный прыжок (муж. и жен.). Выполняется с разбега с использованием дополнительной опоры (отсюда и название упражнения). Длина снаряда – 1,6 м, ширина – 0,35 м. Спортсмен разбегается по специальной дорожке длиной 25 м и шириной 1 м, отталкивается ногами от мостика – амортизирующего приспособления высотой 20 см, наклонного к линии разбега, – а затем производит дополнительный толчок руками (у мужчин допускается толчок одной рукой) от снаряда. Исполняемые прыжки могут быть прямые, сальто, с переворотом и т.д. У мужчин снаряд устанавливается на высоте 1,35 м параллельно дорожке разбега, у женщин – на высоте 1,25 м перпендикулярно дорожке. Еще одно существенное различие связано с формулой соревнований: мужчинам предоставляется только одна попытка, женщинам – две, по результатам которых выводится средний балл за выполнение упражнения. Оценивается высота и дальность прыжка, его сложность (число оборотов вокруг продольной и поперечной оси и пр.), чистота исполнения и четкость приземления.

    Упражнения на бревне (жен) – гимнастическом снаряде длиной 5 м и шириной 0,1 м, закрепленном неподвижно на высоте 1,25 м от пола. Упражнение представляет собой единую композицию из динамичных (прыжки, повороты, «пробежки», сальто, танцевальные па и пр.) и статичных (шпагат, ласточка и т.д.) элементов, исполняемых стоя, сидя и лежа на снаряде. Спортсменки должны использовать всю длину бревна. Судьи оценивают гибкость, чувство равновесия и элегантность гимнасток. Продолжительность выступления – не более 1 минуты 30 секунд.

    Упражнения на коне (муж.) – специальном снаряде с ручками, позволяющими выполнять маховые движения ногами. (Тот же снаряд, но только без ручек используется в опорном прыжке.) Конь фиксируется на высоте 1,05 м. Упражнения представляют собой комбинацию маховых и вращательных движений, а также стоек на руках, при выполнении которых должны быть задействованы все части снаряда.

    Упражнения на кольцах (муж.) – подвижном снаряде в виде двух деревянных колец, закрепленных на специальных тросах на высоте 2,55 м. Упражнения на кольцах (подъемы, обороты и выкруты) демонстрируют не только гибкость, но и физическую силу спортсмена. Статические элементы этих упражнений не менее сложны для исполнения, чем динамические. По правилам, соскок с колец по окончании выступления должен представлять собой акробатический элемент. Как и при выполнении упражнений на перекладине, занимая исходное положение на кольцах, спортсмен может воспользоваться помощью тренера или ассистента.

    Упражнения на перекладине (муж.) – штанге из полированной стали диаметром 27–28 мм и длиной 2,5 м, укрепленной на двух стойках при помощи растяжек на высоте 2,55 м. По правилам, выполняя вращения (в разных направлениях) вокруг перекладины, спортсмен не имеет права касаться ее телом. В ходе выступления он должен продемонстрировать различные типы хватов и умение чисто и четко переходить от одного их вида к другому.

    Очередность выполнения программы обычно такова:

    – вольные упражнения, упражнения на коне, на кольцах, опорный прыжок, брусья, перекладина (у мужчин);

    – опорные прыжки, упражнения на брусьях, бревно, вольные упражнения (у женщин).

    Судейство и оценка

    Выступления гимнастов оценивают главный судья и восемь судей, «обслуживающих» тот или иной снаряд.

    Судьи разбиты на две группы. Двое оценивают сложность и композицию упражнения по 10-балльной системе, а шесть других судей – технику исполнения. Для быстрой фиксации технических элементов, продемонстрированных гимнастом в ходе выступления, судьи используют более 1000 специальных письменных знаков – по типу стенографических.

    Из оценки, выставленной первой группой судей, – своего рода «стартовой цены» (это – максимальная сумма баллов, которую может получить спортсмен за выступление), – вычитаются очки за допущенные ошибки: от 0,1 балла за небольшую погрешность до 0,4 балла за грубую ошибку. Падение со снаряда или на снаряд «стоит» 0,5 балла. По правилам, при выполнении опорного прыжка, а также упражнений на брусьях, кольцах и перекладине рядом со снарядом для страховки спортсмена может находиться ассистент, но если гимнаст вынужден воспользоваться его помощью, с выступающего автоматически снимается 0,4 балла. Заступ за ковер (при выполнении вольных упражнений) или несоблюдение временного лимита выступления тоже карается снижением оценки.

    Группа судей, оценивающая сложность представленной программы, выставляет общую оценку. Судьи, следящие за техникой исполнения, выносят оценки независимо друг от друга: лучшая и худшая из них не учитываются, а из оставшихся четырех выводится средний балл.

    Долгое время оценка в 10 баллов, по сути, считалась лишь теоретически возможной. В 1976 во время Олимпийских игр в Монреале юная румынская спортсменка Надя Команечи стала первой в истории гимнасткой, которой это удалось на практике. Причем высшей оценки Команечи была тогда удостоена 7 раз.

    Во время командных соревнований и при розыгрыше абсолютного первенства оценки, полученные командой или отдельным спортсменом в различных видах программы, суммируются. На их основе выводится итоговая оценка. Гимнаст или команда, набравшие наибольшее количество очков, объявляются победителями.

    В командном зачете действует схема «6–5–4». За каждую команду на соревнованиях выступает не более 6 спортсменов, на том или ином снаряде «работают» 5 из них, при этом в зачет идут лишь 4 лучших результата. (Раньше действовала схема «7–6–5».)

    В командных соревнованиях, а также при розыгрыше индивидуального первенства (абсолютного и в отдельных видах программы) спортсмену предоставляется лишь одна попытка на каждом снаряде. Исключение составляют опорные прыжки среди женщин (см. выше ).

    Участники соревнований сами определяют «содержание» своих упражнений на том или ином снаряде, но их выступление должно отвечать существующим требованиям относительно типа и сложности используемых технических элементов.

    В каждом упражнении выделяют начало, основную часть и окончание (соскок).

    Формула соревнований, определение победителя

    Крупные международные соревнования по спортивной гимнастике состоят из четырех этапов:

    – Квалификационный (или предварительный) этап среди отдельных гимнастов и команд, по результатам которого определяется состав финалистов;

    – Командный финал проводится среди 6 сильнейших – по итогам «квалификации» – команд (отдельно среди мужчин и среди женщин);

    – Абсолютное первенство в индивидуальном зачете разыгрывается среди 36 лучших спортсменов;

    – Первенство в отдельных видах разыгрывают по 8 спортсменов, показавших на предварительном этапе лучшие результаты в тех или иных упражнениях.

    На больших соревнованиях на помосте, как правило, одновременно выступают шесть мужских или четыре женских команды (по количеству снарядов). Завершив выступление в одном виде программы, команда переходит к следующему.

    На Олимпийские игры, – в отличие от чемпионата мира, – может попасть ограниченное число участников. Это 12 мужских и 12 женских национальных сборных, показавших лучшие результаты на предшествующем Олимпиаде чемпионате мира. Общее число участвующих в олимпийском турнире по гимнастике в индивидуальном зачете – 98 (и у мужчин, и у женщин). Помимо атлетов 12 лучших сборных в них входят представители стран, занявших на чемпионате места с 13-го и ниже, а также ряд спортсменов, отобранных Международной Федерацией гимнастики (ФИЖ) в индивидуальном порядке.

    По правилам, в финальной части розыгрыша звания абсолютного чемпиона Олимпийских игр могут участвовать не более 3 представителей одной страны, а в розыгрыше первенства в отдельных упражнениях – не больше 2.

    С 1997 в программу чемпионата мира по гимнастике и олимпийского гимнастического турнира больше не входят обязательные упражнения. На смену обязательной и произвольной программам, по результатам которых прежде определялись команды-призеры и состав участников финала в индивидуальном зачете, пришли квалификационный этап среди гимнастов и командный финал.

    Некоторые другие правила

    Гимнастика – один из тех видов спорта, в которых в последние десятилетия шел интенсивный процесс «омоложения». Своеобразный рекорд установила в 1987 румынская гимнастка Аурелия Добре, завоевавшая титул абсолютной чемпионки мира в неполные 15 лет. Еще моложе была ее соотечественница Даниэла Силиваш, двумя годами раньше получившая на чемпионате мира золотую медаль за победу в упражнениях на бревне. В настоящее время минимальный возраст участниц крупных международных турниров по гимнастике составляет не 15, – как раньше, – а 16 лет (столько спортсменкам должно исполниться в год проведения соревнований).

    Есть в современной спортивной гимнастике и некоторые «процедурные» ограничения:

    – переход от снаряда к снаряду осуществляется организованно;

    – участникам соревнований предоставляется 30–40 сек на разминку, после чего их вызывают для выполнения упражнения;

    – в ходе исполнения программы тренер не имеет права разговаривать с гимнастом;

    – во время соревнований участники не имеют права покидать площадку без специального разрешения.

    Правилами предусмотрены наказания – отдельных гимнастов и целых команд: например, за неявку на разминку. Неспортивное (и недисциплинированное) поведение атлетов наказывается штрафом.

    Несоблюдение формы одежды тоже может сказаться на результатах выступления гимнаста. Первое замечание влечет за собой вычет баллов – и вплоть до снятия с соревнований в абсолютном зачете.

    Во время исполнения упражнений на снарядах допускается использование специальных кожаных накладок для ладоней – во избежание повреждений.

    О технике

    Основу гимнастической техники составляют определенные положения тела на снаряде и выполняемые в ходе упражнения движения.

    Вис – положение, при котором плечи спортсмена находятся ниже точки хвата, а упор – когда они располагаются выше точки опоры. Упор может осуществляться руками, ногами или туловищем.

    Хват – определенный способ удерживания гимнаста на снаряде. Различают хваты: сверху, снизу, снаружи, оборотный хват рук с внутренней стороны снаряда, смешанный, скрестный, дальний и узкий (сомкнутый).

    Группировка – положение, при котором тело максимально согнуто в поясе, соединенные вместе колени прижаты к груди, а руки обхватывают нижнюю часть ног.

    Угол – положение тела (в висе или упоре), когда вытянутые ноги расположены под прямым углом по отношению к туловищу.

    Шпагат – положение тела, при котором ноги максимально разведены.

    Переход – перемещение спортсмена на снаряде вправо или влево при выполнении какого-либо технического элемента.

    Подъем – переход из виса в упор или из более низкого упора в более высокий.

    Перелет – перемещение гимнаста (из виса или упора) с одной стороны (части) снаряда на другую.

    Круг – круговое движение над снарядом или его частью.

    Оборот – круговое вращательное движение спортсмена вокруг оси снаряда или точек хвата.

    Выкрут – выполнение упражнения вращательным движением в плечевых суставах.

    Мах (вперед, назад или в сторону)маятникообразное движение тела от одной крайней точки к другой. Выделяют также размахивание – аналогичное движение одних частей тела относительно других (в упоре) или всего тела около точек хвата (в висе), перемах – движение ногой (ногами) над снарядом (в упоре) или под ним (в висе) и скрещение – два перемаха, выполняемые одновременно навстречу друг другу.

    Поворот – движение тела гимнаста вокруг его продольной оси или движение отдельных частей тела вокруг их продольных осей.

    Переворот – вращательное движение тела с переворачиванием через голову вперед или назад.

    Сальто – полный переворот через голову в воздухе (без опоры) с места, с разбега и при перелете с одной части снаряда на другую.

    Соскок – прыжок со снаряда на пол различными способами в конце упражнения.

    На отдельных гимнастических снарядах есть свои специфические положения и движения. Например, в упражнениях на кольцах выделяют крест (опора разведенными в стороны руками) и кач (однократное движение тела вместе со снарядом в одном направлении).

    В техническом арсенале гимнастов немало «комбинированных» элементов (например, подъем переворотом) , а также более сложных вариаций базовых движений – вроде сальто назад прогнувшись с поворотом на 360 градусов.

    Многие выдающиеся гимнасты придумывают собственные технические элементы, получающие затем их имена: «круги Деласала» на коне, «вертушка Диомидова» на брусьях, соскок с перекладины и опорный прыжок «Цукахара», «петля Корбут» на брусьях и «сальто Корбут» на бревне, упражнение на перекладине «Делчев», «крест Азаряна» на кольцах и др.

    Из истории гимнастики

    Гимнастика в древности и в средние века

    Гимнастика как вид спорта и цельная система физического воспитания зародилась в Древней Греции. О благотворном влиянии регулярных занятий гимнастикой на гармоничное развитие личности писали и говорили Гомер, Аристотель и Платон. Помимо привычных для нас общеразвивающих и специальных упражнений гимнастика древних греков включала в себя плавание, бег, борьбу, бокс, езду (верховую и на колесницах) и т.д. По одной из версий, само слово «гимнастика» происходит от греческого «gumnos» (обнаженный): как известно, древнегреческие атлеты выступали на состязаниях без одежды.

    Ранние христиане считали гимнастику «сатанинским изобретением», противопоставляя плотское, т.е. «греховное» ее начало – под которым, прежде всего, подразумевалась нагота атлетов, – духовному, возвышенному. В 393 гимнастика была официально запрещена.

    В древности с гимнастикой были знакомы не только греки. К примеру, в Китае и Индии несколько тысячелетий назад тоже практиковались гимнастические упражнения – в основном в лечебных целях. Уже тогда были известны и специальные приспособления, похожие на некоторые современные гимнастические снаряды. Так, в древнем Риме для обучения основам верховой езды использовалось некое подобие известного нам «коня».

    С началом европейского Возрождения вновь пробуждается интерес к гимнастике древних греков: мыслителями Ренессанса она воспринимается как средство укрепления здоровья и общефизического развития человека. Постепенно закладываются теоретические основы системы физического воспитания (Руссо, Песталоцци и др.). Непосредственным предшественником современной спортивной гимнастики в XVI–XVII вв. стала весьма популярная тогда вольтижировка (упражнения и прыжки) на столе и коне, лазанье по шесту и стенке, поддержание равновесия на канате и деревьях.

    Зарождение и развитие современной спортивной гимнастики

    В XVIII – начале XIX вв. в Германии формируется система физвоспитания, в основу которой была положена гимнастика. Зачинателем немецкого гимнастического движения стал Ф.Л. Ян. Он значительно расширил «гимнастическую область» и изобрел новые упражнения и снаряды (включая перекладину и брусья), заложив тем самым основы современной спортивной гимнастики. В 1811 Ян открыл первую гимнастическую площадку (недалеко от Берлина), а пять лет спустя опубликовал – вместе с одним из своих учеников Е.Айзеленом – книгу Немецкая гимнастика : в ней содержались описания основных упражнений и необходимые методические рекомендации. Приблизительно к этому времени относятся и первые публичные выступления гимнастов.

    Собственные системы физвоспитания разрабатывались в Чехии, Швеции и Франции, а чуть позже – и в России. В этот период культивировались упражнения на снарядах и опорные прыжки. Хотя вольные упражнения в том или ином виде были известны еще несколько веков назад (например, по выступлениям бродячих цирковых трупп, демонстрировавших среди прочего необычные номера на полу или на земле), как одна из гимнастических дисциплин они получили признание не сразу.

    В своем развитии спортивная гимнастика прошла несколько этапов: со временем менялись требования к ней и, соответственно, ее содержание. История гимнастики XIX в. во многом определялась противоборством двух принципиально разных систем: шведской, в которой упор делался, прежде всего, на вольные упражнения (в широком смысле), и немецкой, тяготевшей к упражнениям на снарядах.

    В середине столетия в Германии появляются первые закрытые гимнастические залы (до этого действовали лишь открытые площадки). Начинают проводиться официальные соревнования по спортивной гимнастике. Во второй половине XIX в. Европа, а позже и Америка переживают настоящий гимнастический бум.

    А следующий век можно с полным основанием назвать «веком гимнастики». Хотя современная программа гимнастических соревнований определилась далеко не сразу. К тому же проходили они необычно. Состязания гимнастов нередко устраивались на открытом воздухе. Не существовало поначалу и единых технических требований к гимнастическим снарядам: зачастую национальные сборные приезжали на международные соревнования с собственным «реквизитом».

    До Второй мировой войны успешнее других выступали гимнасты Германии, Чехословакии, Франции, Италии, Швейцарии Финляндии, США, Югославии, Венгрии. В 50-е в мировую гимнастическую элиту вошли спортсмены СССР и Японии, позже – Румынии, Китая и Болгарии, а с распадом СССР – представители России, Украины и Белоруссии.

    Международная Федерация гимнастики

    В 1881 создается Европейская гимнастическая федерация (ФЕГ), в которую поначалу входили всего три страны: Бельгия, Франция и Голландия. Основателем и первым президентом Федерации стал бельгиец Николас Куперус. В 1921 – с появлением в составе ФЕГ первых неевропейских стран – она реорганизуется в Международную Федерацию гимнастики (ФИЖ), которая сейчас объединяет спортивную гимнастику и смежные дисциплины: общую гимнастику, художественную гимнастику, прыжки на батуте, спортивную аэробику и акробатику.

    ФИЖ – старейшее международное спортивное объединение. И одно из самых многочисленных: на январь 2002 в Федерации состояли 125 стран. В различных клубах во всем мире гимнастикой сейчас занимаются более 30 миллионов человек. В мировых и континентальных первенствах участвуют в общей сложности около 2 500 мастеров.

    Европейский гимнастический союз

    Интересно, что первенство Европы по спортивной гимнастике стали разыгрывать задолго до того, как в Старом Свете появился соответствующий руководящий орган. В 1955 состоялся первый чемпионат Европы среди гимнастов-мужчин. Два года спустя в борьбу за европейское «золото» вступили и женщины. Вплоть до середины 1980-х чемпионаты Европы проводились под эгидой ФИЖ, – причем соревнования среди мужчин и среди женщин проходили в разное время и в разных странах.

    В 1982 создается Европейский гимнастический союз (УЕЖ). Чемпионат Европы 1986 в Германии стал первым, который Союз организовал и провел самостоятельно – без помощи Международной Федерации (в том же году в состав УЕЖ вступил СССР).

    В настоящее время в Союз входит 46 стран. УЕЖ – одно из самых многочисленных и активных спортивных объединений континента. Помимо чемпионата, разыгрывается Кубок Европы, проводится множество других соревнований (для разных возрастных групп), фестивалей и других мероприятий, связанных со спортивной гимнастикой.

    Самый титулованный «европеец» среди гимнастов – югослав Мирослав Церар, дважды выигрывавший звание абсолютного чемпиона континента и завоевавший, в общей сложности, 21 медаль (из них 9 золотых).

    Чемпионат мира

    С 1903 стал регулярно проводиться международный турнир по спортивной гимнастике, в 30-е получивший статус мирового первенства. (Жорж Мартинес из Франции, выигравший турнир 1903, стал, таким образом, первым в истории абсолютным чемпионом мира по гимнастике). Мировой чемпионат, состоявшийся в 1931 в Париже, был приурочен к 50-летию ФИЖ и считался неофициальным. Турнир, прошедший три года спустя в Будапеште, продолжил общую нумерацию и вошел в историю как 10-й чемпионат мира по спортивной гимнастике. (Именно на этом чемпионате впервые разыграли мировое первенство женщины.) Стартующий в 2003 в США очередной чемпионат мира – уже 37-й по счету.

    С 1903-го по 1930-й мировые турниры проводились через год, с 1934-го по 1978-й – раз в четыре года (во время Первой и Второй мировой войн соревнования не устраивались), затем организаторы вновь вернулись к прежней схеме.

    В начале 90-х в формулу мировых чемпионатов было внесено очередное изменение. Наряду с соревнованиями, в которых разыгрываются все 14 комплектов наград (как это было, например, в 1999 и 2001), проводятся турниры по «усеченной» программе: так, в 2002 разыгрывалось первенство только в отдельных видах программы. В «олимпийский» год мировые чемпионаты вообще не проводятся.

    Программа чемпионата мира по спортивной гимнастике приняла привычный для нас «облик» не сразу. Вплоть до 1954 в нее входили и отдельные легкоатлетические дисциплины.

    Женская сборная СССР 11 раз занимала первое место на чемпионатах мира, мужская – 8.

    Кубок мира

    Среди всех международных соревнований по спортивной гимнастике Кубок мира считается третьим по значимости – после мирового чемпионата и Олимпийских игр.

    Впервые он был разыгран в 1975 в Англии. Победителями тогда стали советские гимнасты Николай Андрианов и Людмила Турищева. До 1990 соревнования на Кубок проходили в те годы, когда не проводились ни Олимпийские игры, ни чемпионаты мира по гимнастике. За это время Кубок был разыгран 8 раз – в абсолютном индивидуальном первенстве Преимущество гимнастов СССР было подавляющим. У женщин все восемь титулов завоевали наши спортсменки: кроме Турищевой, подобного успеха добились М.Филатова и С.Захарова (по два раза), Е.Шушунова и Т.Лысенко. В 1982 О.Бичерова и Н.Юрченко поделили первое место. У мужчин обладателями Кубка мира в разные годы становились Н.Андрианов и А.Дитятин (оба – дважды), М.Богдан и В.Беленький. Единственным иностранным спортсменом, которому удалось нарушить «советскую гегемонию» в розыгрыше Кубка, стал в середине 80-х китаец Ли Нин (при этом второй свой титул он разделил с нашим Ю.Королевым).

    В связи с изменением в начале 90-х формулы проведения мировых чемпионатов было принято решение Кубок мира больше не разыгрывать. Но спустя 8 лет почетный трофей «возродили» вновь. Правда, теперь участники соревнований оспаривают первенство в отдельных видах гимнастического многоборья. На Кубке мира-98 в Японии сильнее всех выступили представители Китая и Румынии, завоевавшие, соответственно, 4 и 3 первых места. Румынские спортсмены удачно выступили и на розыгрыше Кубка мира-2000 в Шотландии – прежде всего, благодаря лидеру их женской национальной гимнастики последних лет, 3-кратной абсолютной чемпионке мира Андреа Радукан.

    В настоящее время Кубок разыгрывается по новой схеме: в 2001–2002 была проведена серия турниров в разных странах.

    Гимнастика на Олимпийских играх

    Спортивная гимнастика неизменно входит в программу Олимпийских игр, занимая в ней одно из центральных мест.

    Правда, гимнастическая программа самых первых Игр современности (1896) несколько отличалась от нынешних Олимпиад. 18 гимнастов, представлявших в Афинах 5 стран, соревновались в отдельных видах многоборья: не только в привычных нам упражнениях (за исключением вольных), но также в групповых упражнениях на параллельных брусьях и перекладине и в лазанье по канату. Господство родоначальников гимнастики – немцев – во всех видах программы было практически безраздельным.

    Первым в истории абсолютным чемпионом Олимпийских игр по спортивной гимнастике стал в 1900 француз Гюстав Сандра. Первенство среди команд и в отдельных видах многоборья на Олимпиаде в Париже не разыгрывалось.

    На Играх 1904 в программе соревнований среди гимнастов появилась еще одна необычная дисциплина: упражнения с булавами. Как известно, подавляющее число участников Олимпиады в Сент-Луисе представляли США. Так что безоговорочный успех американцев на гимнастическом помосте был вполне предсказуем.

    На следующих двух Олимпиадах не было равных итальянцу Альберто Бралья. На Играх 1912 к своему титулу абсолютного чемпиона он добавил также «золото», завоеванное в составе сборной Италии в командном зачете.

    Соревнования по отдельным видам гимнастического многоборья вновь появились в олимпийской программе уже после Первой мировой войны – на Играх 1924.

    Четыре года спустя в олимпийском турнире по гимнастике впервые приняли участие женщины. Правда, следующую Олимпиаду гимнастки опять пропустили – и лишь с 1936 стали участвовать в них постоянно. Примечательно, что в программу олимпийского турнира 1936 по женской гимнастике входили и упражнения на параллельных брусьях. А на Олимпиаде-48 женщины выполняли обязательные упражнения на кольцах. Одно время в программу олимпийского турнира по женской гимнастике входили и групповые упражнения с различными предметами (булава, мяч и пр.), позже ставшие составной частью художественной гимнастики. На Играх 1952 в формулу соревнований по женской гимнастике было внесено существенное изменение: спортсменки впервые выступили в индивидуальном зачете (на четырех снарядах). В своем нынешнем виде олимпийская программа по женской гимнастике окончательно определилась в 1960 (Мужчины разыгрывают награды по схеме 6+1+1 с 1936).

    В командном зачете в истории олимпийских турниров по гимнастике не было и нет равных женской сборной СССР, 10 раз поднимавшейся на высшую ступень пьедестала почета. У мужчин чаще других побеждали команды СССР и Японии – по 5 раз. Четырежде праздновала победу мужская сборная Италии – правда, это было еще до Второй мировой войны.

    Звание абсолютного чемпиона Олимпийских игр считается высшим титулом в спортивной гимнастике. Выдающаяся советская гимнастка Лариса Латынина добилась уникального достижения. В ее коллекции 18 олимпийских наград (из них 9 золотых: 6 получено в личном и 3 в командном соревнованиях). Повторить, – а, тем более, превзойти, – этот рекорд пока не удалось никому из олимпийцев. 7 золотых медалей (все – в индивидуальном зачете) завоевала чешская гимнастка Вера Чаславска (Одложикова). Столько же «золота» (а также 5 серебряных и 3 бронзовых медали) в коллекции наград Николая Андрианова. (Андрианов и Латынина – два самых титулованных в истории мировой гимнастики спортсмена.) Другой наш гимнаст Александр Дитятин на Олимпиаде-80 установил еще один своеобразный рекорд, завоевав 8 – из 8 возможных – наград: в командном зачете, в «абсолюте» и в отдельных видах многоборья (3 золотых, 4 серебряных и 1 бронзовая медали).

    Достойно завершил «советскую эпоху» в олимпийской гимнастике Виталий Щербо: выступая на Играх-92 в составе объединенной команды стран СНГ, он завоевал 6 золотых медалей.

    Гимнастика в России

    Гимнастика в дореволюционной России

    Различные гимнастические упражнения были известны еще в древней Руси – как составная часть народных праздников.

    Широкое развитие гимнастики в России началось в XVIII веке. Серьезное внимание гимнастике, как прикладной дисциплине, уделял Петр I и А.В.Суворов. Содержание внедрявшихся – по его инициативе – в армии гимнастических упражнений Суворов изложил в Полковом учреждении .

    Как и в других странах, в России спортивная гимнастика первоначально культивировалась в основном в армейской среде. В 70-е XIX в известный российский ученый и педагог П.Ф.Лесгафт открывает в Санкт-Петербурге двухгодичные гимнастические курсы (ныне – Институт физической культуры им. Лесгафта). Первые в нашей стране соревнования по гимнастике, организованные Русским гимнастическим обществом, прошли в 1885 в Москве. В них приняли участие всего 11 человек, но начало было положено.

    В 1889 гимнастика вводится в программу мужских учебных заведений. В конце XIX – начале XX века в различных городах России создаются гимнастические общества и кружки, начинают регулярно проводиться чемпионаты страны.

    В 1912 российские гимнасты впервые приняли участие в Олимпийских играх, но составить конкуренцию более опытным соперникам не смогли.

    Гимнастика в СССР

    В СССР гимнастика стала по-настоящему массовым видом спорта, хотя поначалу отношение к этому «пережитку буржуазного прошлого» было настороженным, – и даже враждебным.

    Развитие спортивной гимнастики в СССР в 20-е связано, прежде всего, с осуществлением всеобуча. Первый чемпионат страны прошел в 1928 (в рамках Всесоюзной Спартакиады). В командном зачете победила сборная Украины, а абсолютным чемпионом страны стал Мечислав Мурашко. В программу первых соревнований по гимнастике включались не только «классические» ее дисциплины, но и бег, лазанье по канату, метание гранаты и другие прикладные упражнения.

    В начале 30-х создается Всесоюзная секция по гимнастике, позже преобразованная в Федерацию спортивной гимнастики СССР. В 1932 было разыграно второе по счету абсолютное первенство страны, – на этот раз в соревнованиях приняли участие и женщины. Первой абсолютной чемпионкой стала Татьяна Вощинина. А с 1939 на национальных первенствах стали также разыгрываться награды в отдельных видах программы.

    Дебют советских гимнастов на международной арене состоялся в 1937 – на 3-й Рабочей Олимпиаде в Антверпене. Наша мужская и женская сборные выиграли командное первенство, а Николай Серый и Мария Тышко завоевали звание абсолютных чемпионов.

    В 1949 Федерация гимнастики СССР вступила в ФИЖ. А в 1952 советские гимнасты впервые участвовали в Олимпийских играх. Дебют оказался успешным: наши спортсмены стали чемпионами и в командном (мужская и женская сборные), и в личном (Виктор Чукарин и Мария Гороховская) зачете. Столь же убедительным был дебют советских гимнастов на мировом первенстве два года спустя: победы в командных зачетах и титулы абсолютных чемпионов мира у мужчин (Виктор Чукарин и Валентин Муратов) и женщин (Галина Рудько (Шамрай)).

    В общей сложности советские гимнасты завоевали на Олимпийских играх более 300 наград: около половины из них – золотые. А на 14 чемпионатах мира, прошедших с их участием, наши спортсмены выиграли более 400 медалей, среди которых тоже немало «золота».

    Советская школа гимнастики подарила миру немало выдающихся спортсменов: Лариса Латынина, Людмила Турищева, Борис Шахлин, Виктор Чукарин, Михаил Воронин, Юрий Титов, Валентин и Софья Муратовы, Наталья Кучинская, Полина Астахова, Юрий Титов, Николай Андрианов, Ольга Корбут, Александр Дитятин, Юрий Королев, Нелли Ким, Виталий Щербо, Елена Шушунова, Дмитрий Билозерчев, Елена Мухина, Ольга Бичерова и мн. др.

    Российская гимнастика сегодня

    Федерация спортивной гимнастики России основана в 1991. Она объединяет организации 71 субъекта РФ. Возглавляет Федерацию профессор Л.Я.Аркаев, он же является главным тренером национальной сборной России по гимнастике. В России регулярно проводятся чемпионаты страны, региональные, общероссийские и международные турниры и др. мероприятия. Федерация входит в состав ФИЖ и УЕЖ.

    Нынешние «звезды» отечественной гимнастики продолжают победную эстафету своих предшественников на международной арене. А. Немов стал абсолютным чемпионом Олимпийских игр в Сиднее-2000, а также выиграл «золото» в упражнениях на перекладине. С.Хоркина – абсолютная чемпионка мира (дважды) и Европы (трижды), в ее коллекции также олимпийское и мировое «золото» на отдельных снарядах. Н.Крюков – абсолютный чемпион мира, А.Бондаренко – абсолютный чемпион Европы. Е.Замолодчикова – победитель (в отдельных видах программы) чемпионатов мира и Олимпийских игр.

    По данным на конец 2002 А.Немов и С.Хоркина возглавляли мировой гимнастический рейтинг.

    К.Петров

    Литература:

    Гимнастика. Под редакцией А.Т.Брыкина. М., 1971
    Шахлин Б.А. Моя гимнастика . М., 1973
    В стране Олимпия. Ред. – Л.Барыкина. М., 1974
    Латынина Л.С. Равновесие. М., 1975
    Голубев В.Л. Людмила Турищева. М., 1977
    Латынина Л.С. Гимнастика сквозь годы . М., 1977
    Николай Андрианов. Составитель В.Л. Голубев. (Серия «Герои Олимпийских игр») М., 1978
    Пашинин В.А. Победный путь. (О В.Чукарине) М., 1978
    Титов Ю.Е. Восхождение: гимнастика на Олимпиадах. М., 1978
    Воронин М.Я. Первый номер. М., 1980
    Гимнастика: Справочник. Состав. Ю.Сабиров, Я.Фрадков. М., 1980
    Олимпийская энциклопедия. Под ред. С.П.Павлова. М., 1980
    Кузнецов Б.А. Спортивная гимнастика в СССР. М., 1982
    Титов Ю.Е. Записки президента. (О Международной Федерации гимнастики). М., 1983
    Ким Н.В. Счастливый помост. М., 1985
    Турищева Л.И. Жизнь моя гимнастика. М., 1986
    Ростороцкий В.С. Гимнастика достойна гимнов. М., 1987
    Андрианов Н.Е. Ищу свою тропу. Лит.запись С.П.Шачина. М., 1988
    Корбут О.В. Жила-была девочка… М., 1988
    Правила спортивных игр и состязаний. Иллюстрированный энциклопедический справочник. Пер. с англ. Минск, 1998
    Попова Е.Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике. М., 2000
    Атланты. Сборник очерков об отечественных героях спорта. (Очерк о Л.Латыниной) Состав. А.Л. Юсин. М., 2001
    Журавин М.Л., Меньшикова Н.К. Гимнастика. Учебник для студентов вузов. М., 2001
    Самин Д.К. Самые знаменитые спортсмены России. (Статьи о В.Чукарине, Б.Шахлине, Л.Латыниной, Л.Турищевой, О.Корбут, Н.Андрианове) М., 2001
    Гавердовский Ю.К. Техника гимнастических упражнений. Популярное учебное пособие. М., 2002

    

    Введение

    Гимнастика является технической основой многих видов спорта, соответствующие упражнения включаются в программу подготовки представителей самых разных спортивных дисциплин. Гимнастика не только дает определенные технические навыки, но и вырабатывает силу, гибкость, выносливость, чувство равновесия, координацию движений.

    Гимнастика (от греческого "гимназо" - обучаю, тренирую) - система телесных (физических) упражнений, сложившаяся в Древней Греции за много веков до нашей эры, - служила целям общего всестороннего физического развития и совершенствования. Впрочем, существует и другая, менее убедительная, версия происхождения этого слова от греческого "гимнос" - обнаженный, так как древние занимались телесными упражнениями обнаженными.

    Существует множество видов гимнастики: спортивная, художественная, гигиеническая, оздоровительная и другие.

    В данной работе описана сама история возникновения гимнастики, как неотъемлемой части жизнедеятельности человека от древнейших времён до современности.

    История возникновения гимнастики

    Гимнастика представляет собой систему телесных упражнений, направленных на обретение физической гармонии человеком. Создана эта система была в Древней Греции задолго до новой эры. Кроме общефизических упражнений, верховой езды, плавания, танцев гимнастика включала в себя и публичные состязания в беге, прыжках, метания копья и диска, борьбе, кулачном бое, езде на колесницах. Все эти состязания входили в состав соревнований, включенный в Олимпийские Игры.

    В древности с гимнастикой были знакомы не только греки. К примеру, в Китае и Индии несколько тысячелетий назад тоже практиковались гимнастические упражнения - в основном в лечебных целях. Уже тогда были известны и специальные приспособления, похожие на некоторые современные гимнастические снаряды. Так, в древнем Риме для обучения основам верховой езды использовалось некое подобие известного нам «коня».

    Ранние христиане считали гимнастику «сатанинским изобретением», противопоставляя плотское, т.е. «греховное» ее начало - под которым, прежде всего, подразумевалась нагота атлетов, - духовному, возвышенному. В 393 гимнастика была официально запрещена и лишь в XIV в. началось её возрождение как системы физического воспитания.

    На рубеже XVIII - XIX столетий в Германии возникло течение филантропистов, в котором большое внимание уделяли развитию физического воспитания. Активное участие в этом принимали Герхард Фит, Иоганн Гутс-Мутс, Фридрих Ян. В немецкой гимнастике были популярны упражнения на перекладине, кольцах, брусьях и коне. Оригинальные системы гимнастики создали француз Франс Аморос, швед Пер Линг, чех Мирослав Тырш. Эти люди внесли большой вклад в историю развития гимнастики.

    Гимнастика, как вид спорта

    Известно, что в 1817 г. 80 учеников Ф. Амороса провели публичные состязания в Париже, что в Греции, в Афинах, начиная с 1859 г., не раз предпринимались попытки возродить античные Олимпийские игры, и проводились соревнования по многим видам физических упражнений и гимнастике. Можно предположить, что ученики Ф. Яна пытались мериться силами, соревноваться в выполнении упражнений, а ученики М. Тырша - "соколы" - проводили слеты, на которых гимнасты демонстрировали свои успехи и, естественно, эти успехи как-то сравнивались.

    Признанным видом спорта гимнастика стала в 1896 г., когда была включена в программу первых современных Олимпийских игр. И с тех пор остается их подлинным украшением.

    С первых Олимпийских игр основу соревнований гимнастов составляли упражнения на гимнастических снарядах: коне, кольцах, брусьях, перекладине и в опорных прыжках, а с 1932 г. (Лос-Анджелес, США) и в вольных упражнениях. Однако, отдавая дань гимнастике - системе физического воспитания, и в зависимости от содержания гимнастики в стране-организаторе Олимпийских игр, в программу соревнований включались дополнительные упражнения, служившие разносторонней физической подготовке - лазание по канату, спринтерский бег, прыжки в высоту, длину и с шестом, толкание ядра. На Олимпийских играх разыгрывается командное первенство, первенство в многоборье и первенство по отдельным видам многоборья.

    В середине столетия в Германии появляются первые закрытые гимнастические залы (до этого действовали лишь открытые площадки). Начинают проводиться официальные соревнования по спортивной гимнастике. Во второй половине XIX в. Европа, а позже и Америка переживают настоящий гимнастический бум.

    А следующий век можно с полным основанием назвать «веком гимнастики». Хотя современная программа гимнастических соревнований определилась далеко не сразу. К тому же проходили они необычно. Состязания гимнастов нередко устраивались на открытом воздухе. Не существовало поначалу и единых технических требований к гимнастическим снарядам: зачастую национальные сборные приезжали на международные соревнования с собственным «реквизитом».

    Поначалу на олимпийский гимнастический помост выходили только мужчины, а в 1928 г. (Амстердам, Нидерланды) впервые соревновались и женщины. Правда, следующие, Х Игры (1932, Лос-Анджелес, США), они пропустили, но с XI Игр (1936, Берлин, Германия), участвовали постоянно во всех играх. Поначалу женщины соревновались только в командном первенстве, а с XV Игр (1952, Хельсинки, Финляндия) оспаривают и личное первенство в многоборье - опорные прыжки, брусья, бревно, вольные упражнения - и по отдельным видам.

    С XI Игр программа соревнований мужчин стабилизировалась и приняла современный вид - шестиборье: вольные упражнения, конь, кольца, опорные прыжки, брусья, перекладина.

    До Второй мировой войны успешнее других выступали гимнасты Германии, Чехословакии, Франции, Италии, Швейцарии Финляндии, США, Югославии, Венгрии. В 50-е в мировую гимнастическую элиту вошли спортсмены СССР и Японии, позже - Румынии, Китая и Болгарии, а с распадом СССР - представители России, Украины и Белоруссии.

    В современной спортивной гимнастике огромное число общеразвивающих и прикладных упражнений для мышц рук, туловища и ног, как на снарядах, так и без них. В ней используются гимнастическая палка, набивные мячи, шведская стенка, канат, шест, кольца, перекладина, бревно, и брусья. Гимнастика включает в себя бег, ходьбу, прыжки через планку и опорные: через козла и коня, преодоление препятствий и эстафеты.

    гимнастика спортивный олимпийский игра

    Определение вида спорта

    Спортивная гимнастика - олимпийский вид спорта, включающий соревнования на шести гимнастических снарядах у мужчин и на четырех у женщин. Современная программа гимнастического многоборья состоит: для женщин - разновысокие брусья, бревно, опорный прыжок, вольные упражнения; для мужчин - вольные упражнения, конь, кольца, опорный прыжок, параллельные брусья и перекладина.

    Краткое описание истории возникновения

    История гимнастики уходит корнями в античность. Гимнастика в качестве прикладной дисциплины использовалась для подготовки спортсменов еще к древним Олимпийским играм. Затем гимнастические упражнения входили в разнообразные комплексы физического развития, и только в XIX стали проводиться соревнования в отдельных дисциплинах.

    Спортивная гимнастика входила в программу первых Олимпийских игр современности (1896), а 15-ю годами ранее была основана Международная федерация спортивной гимнастики (FIG). Под ее эгидой в 1903 году был проведен первый чемпионат мира. На Олимпиаде 1928 года в этом виде спорта начали соревноваться женщины.

    Советские спортсмены по политическим причинам стали принимать участие в международных соревнованиях достаточно поздно: впервые они выступили на Олимпиаде 1952 года. С тех пор школа советской спортивной гимнастики считается одной из ведущих на всей планете. Гимнасты из СССР, такие как Ольга Корбут и Виталий Щербо, превратились в настоящих легенд мирового спорта, завоевав множество олимпийских медалей.Краткое описание основных принципов, особенностей вида спорта.

    В ходе соревнований гимнасты выполняют комплексы упражнений на снарядах, соревнуясь как в отдельных видах, так и в многоборье (суммарная оценка выполнения всех упражнений). Судьи оценивают уровень исполнения и выставляют спортсменам баллы, от количества которых и зависит итоговое распределение мест. На оценку действий спортсмена влияет сложность и чистота исполнения заявленных элементов. Существует командное первенство (очки всех членов команды суммируются) и индивидуальный (или абсолютный) зачет.

    Описание разновидностей спортивной дисциплины

    Женщины выступают в четырех видах программы, выполняя на снарядах различные комплексы упражнений.

    Разновысокие брусья представляют собой две жерди разной высоты, соединённые между собой специальными креплениями. Отличие брусьев от перекладины заключается также в диаметре жерди, а также в том, что жердь деревянная, а не из стали. Это достаточно сложный вид программы, предусматривающих разнообразие элементов, которые требуется выполнить спортсменкам. Упражнение на этом снаряде в обязательном порядке состоит из четырех элементов различных структурных групп: наскок, обороты и махи, полетные элементы и соскок.

    Бревно представляет собой горизонтальный брус длиной 5 метров и шириной 10 сантиметров, поставленный на высоте 125 сантиметров, покрытый слоем замши или кожи. Программа бревна стандартна: подъем, непосредственно выступление и финальный соскок.

    Опорный прыжок входит в программу и женских, и мужских соревнований. Выполняя опорный прыжок, гимнаст разбегается, прыгает при помощи специального гимнастического мостика, оснащенного пружиной, а затем дополнительно отталкивается от гимнастического коня или специального снаряда. В полете спортсмен выполняет ряд акробатических упражнений. От качества приземления во многом зависит итоговая оценка гимнаста. Высота снаряда - 135 см от поверхности пола. Приблизительная длина дорожки разбега - 25 метров, ширина - 1 метр. Высота пружинящего мостика - 20 см.

    Как и опорный прыжок, вольные упражнения входят в программу и мужских, и женских турниров. Комплекс вольных упражнений выполняется на ковре размерами 12 на 12 метров. При этом покрытие должно обладать достаточной эластичностью для смягчения приземлений спортсменов. За время выступления (70 секунд у мужчин, 90 — женщин) гимнасты выполняют набор акробатических элементов: кувырки,сальто, шпагаты, стойки на руках и другие, а также их связки.

    Кольца требуют от спортсмена огромной физической силы, поскольку включают в себя не только динамические, но и статичные упражнения (маховые статичные элементы, элементы в висе, в стойке на руках). Кольца подвешиваются на специальных тросах на высоте на высоте 2,75 метров над уровнем пола. В спокойном состоянии расстояние между кольцами - 50 см, их внутренний диаметр 18 см.

    Параллельные брусья находятся на высоте 2 метра над уровнем пола. В комбинации спортсменов входят маховые, статичные и силовые упражнения. Они могут выполняться как в классическом продольном положении, так и поперек снаряда. Выступление заканчивается соскоком.

    Перекладина – один из самых распространенных и популярных гимнастических снарядов, поскольку простейшие упражнения на перекладине входят в состав общей физической подготовки. В спортивной гимнастике комплексы, естественно, значительно сложнее. Перекладина длинной 2,4 метра находится на высоте 2,78 метра. Во время выступления на перекладине гимнасты совершают перелеты и вращения, а также переходят от одного вида хвата к другому. Как и на предыдущих снарядах, упражнения венчает соскок.

    Существующие международные, европейские и государственные (Россия) федерации, и прочие крупные (государственные) объединения, касающиеся описываемого вида спорта.

    Международная федерация спортивной гимнастики (http://www.fig-gymnastics.com/), Федерация спортивной гимнастики России (http://www.sportgymrus.ru/).

    Основные соревнования по данному виду спорта.

    Чемпионат мира (проводятся ежегодно, начиная с 1903 года), Кубок мира, Чемпионат Европы, Олимпийские игры.

    Лица и персоналии вида спорта Российской Федерации.

    Президент Российской Федерации спортивной гимнастики Андрей Леонидович Костин. Чемпионами и призерами последних Олимпийских игр становились китайцы Ян Вэй, Ли Сяопэн, россиянин Антон Голоцуцков, японец Кохэй Утимура. В женских соревнованиях наибольших успехов добились американки Анастасия Люкин и Шэйн Доусон, а также китаянка Хэ Кэсинь.

    Ресурсы

    http://www.sportgymrus.ru/

    http://www.gymnast.ru/

    Источники

    http://www.gymnast.ru/

    http://www.sportgymrus.ru/

    Является одним из видов олимпийского спорта. В него входит ряд определенных упражнений, которые выполняются на таких снарядах: бревно, кольца, брусья и конь. Помимо всего прочего, к нему относятся вольные упражнения и прыжки. Вольные упражнения включают комбинирование элементов - сальто, кувырков, шпагатов и стоек. Наилучшим образом даст понять то, что такое спортивная гимнастика, фото.

    Кто выносит вердикт на соревнованиях?

    Вердикт по выступлению выносится несколькими судьями по разным критериям. Специалисты также подбираются тщательно. Они должны понимать, что такое и разбираться в ее нюансах. На основе их оценок выводится средний балл. Среди критериев большое значение имеет техничность упражнений, уверенно ли их исполнял спортсмен и какие комбинации применял в выступлении, в каком количестве за время всего выступления. Также берется во внимание творческая сторона исполнения и артистичность спортсмена.

    Первые упоминания

    Что такое стало известно еще в VIII в. до н.э. Появилась она у древних греков. В то время была заинтересованность в общем развитии человека, большую роль в котором играло его физическое здоровье. В то время гимнастические элементы еще не были самостоятельным видом спорта и использовалась только лишь для подготовки спортсменов к Олимпийским играм.

    Есть еще сведения о более раннем применении гимнастических упражнений в Древнем Китае, где они использовались в основном для оздоровления организма. В Китае гимнастикой занимались регулярно, два раза в день - утром и вечером. У них она носит разные названия и так или иначе пересекается с боевыми искусствами - ушу и тайцзы. Последняя практика довольно популярна в наше время, но приобрела некоторые изменения и больше направлена на развитие дыхательной системы, относится к дыхательным практикам.

    Кроме общего оздоровления, ныне известные элементы спортивной гимнастики были предназначены для оттачивания приемов в борьбе с противником и успешного ведения битв. То есть они имели четкое военное направление. Распространено мнение, что для подготовки воинов ко владению конем во время схваток использовался ныне известный специальный деревянный снаряд - конь. На нем воины оттачивали свое мастерство, чтобы быть способными к уверенной посадке на коне и параллельно с этим вести бой с противником.

    Кроме того, в Индии также были найдены артефакты, подтверждающие зарождение гимнастики и ее составляющих упражнений. Понятие о том, что такое спортивная гимнастика, пошло из Южной Азии.

    Правила и особенности спорта

    Для мужского пола предназначены выходы на таких снарядах: кольца, перекладина, брусья и упражнения на коне, а также вольные упражнения и прыжки. Женщины выполняют на соревнованиях элементы на брусьях, имеющих разную высоту, а также на бревне. Как и у мужчин, у них присутствуют с вольными упражнениями. Победитель определяется по успешной совокупности выполненных упражнений на разных снарядах.

    Одежда для спортивной гимнастики

    Есть определенные критерии правильного купальника для спортивной гимнастики и утвержденные к нему требования, несоблюдение которых может служить недопущением к выступлению:

    1. Купальник должен быть выполнен из непрозрачного материала, если такой присутствует и необходим для дизайна, то под ним обязательно должен быть непрозрачный материал.
    2. Вырез на груди и спине не должен быть слишком глубоким.
    3. Цвет купальника должен быть достаточно сдержанным и не отвлекать зрителей от выполнения спортсменом упражнений.

    Купальник для женщин играет не только практическую роль, но и эстетическую. Он предоставляет максимальный комфорт и удобство во время выполнения элементов в многоборье. Спортсмен сам может выбрать подходящий для него дизайн, тем самым создавая свой образ на арене. Красивый купальник будет выделять спортсмена и привлекать внимание зрителей.

    Для тренировок и выступлений у спортсмена должны быть разные модели купальников. Как правило, первый довольно простой, а второй украшенный всевозможными стразами и узорами. Есть разные модели купальников, один из которых - облегающий. Такой купальник максимально прилегает к коже и как бы сливается с ней, позволяя спортсмену не ощущать его на себе. Он не стесняет движений и очень удобен в носке.

    Купальники бывают с рукавами и без них. Как правило, особых требований к типу купальника не предъявляется. Спортсмен выбирает сам, надеть купальник с рукавами или без. Рукава выполняют исключительно стилистическую функцию купальника и дополнительно его украшают.

    Самый распространенный материал, использующийся в изготовлении купальников, - это лайкра, так как она обладает наибольшими показателями эластичности.

    Какие особенности имела спортивная гимнастика в Древней Руси

    Начало относится еще к Древней Руси, когда она была частью народных праздников. На них проводились различные соревнования, где людям предлагалось посоревноваться в силе и ловкости. Чуть позже серьезное внимание к ней начали уделять Петр Первый и Суворов. В это время она была обязательным атрибутом в военной среде и использовалась для физической подготовки солдат к сражениям и войнам.

    Спортивная гимнастика в России уже приобрела большую популярность и статус массового вида спорта. Первопроходцы в этом виде спорта, которые первыми представили Советский Союз на чемпионатах, - Николай Серый и Мария Тышко. Их выступление оказалось удачным, и они получили на этом чемпионате звание абсолютных чемпионов.

    Спортивная и художественная гимнастика. Основные различия

    В художественной гимнастике, в отличие от спортивной, допускаются к участию исключительно лица женского пола.

    Это выполнение под музыку с одним из нескольких видов предметов или же вовсе без него. Могут использоваться скакалки, мяч, обручи, булавы и ленты.

    Для художественной гимнастики, в отличие от спортивной, характерно обязательное музыкальное сопровождение. Ранее выступали под аккомпанемент фортепиано, где была только одна основная мелодия, проигрывающаяся на протяжении всего выступления. В настоящее время спортсмены-гимнасты выступают под оркестровые фонограммы. Выбор музыки для выступления выбирается тренером и участниками на свой вкус. Продолжительность выступления в художественной гимнастике примерно равна продолжительности выступления женщин в спортивной гимнастике.