• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно






    МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №1» г.Тайшет

    МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД на тему:

    «РАСПЕВАНИЯ И ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ДЕТСКОМ ХОРЕ»

    Подготовила: преподаватель

    Горбунова Лариса Владимировна

    Выдающийся деятель в области вокальной педагогики, доктор искусствоведения профессор В. А. Багадуров писал: «История детской вокальной педагогики на протяжении ряда столетий с совершенной ясностью показывает, что специальных теорий постановки именно детского голоса никогда не существовало. Некоторые особенности работы с детскими голосами, обусловленные возрастом и детской психикой, спецификой детского восприятия, разумеется, должны быть учитываемы, но это относится не к принципам воспитания голоса, а к педагогическим приемам обучения».

    Основные принципы вокального воспитания едины как в профессиональном обучении пению, так и в системе музыкального образования в школе; как для взрослых певцов, так и для детей. Существует различие лишь в специфике воспитания детского голоса, обусловленной психологическими особенностями и физиологическими возможностями в том или ином возрасте. Обязательно при работе с детьми, особенно в мутационный период, применение голососберегающих технологий. Кроме того, вокальное воспитание детей осуществляется на несколько ином музыкальном материале.

    Одной из важнейших задач распевания является не только подготовка голосового аппарата к работе, но и формирование у обучающихся основных певческих навыков. К ним мы можем отнести:

      певческую установку;

      певческое дыхание и опору звука;

      высокую вокальную позицию;

      точное интонирование;

      ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;

      использование различных видов звуковедения;

      дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки.

    Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью для маленького певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.

    На первоначальном этапе необходимо воспитывать эти навыки в их элементарном виде, не добиваясь тонкостей того или иного приема. В дальнейшем происходит постоянное закрепление, развитие и совершенствование певческих навыков, углубленная работа над культурой и правильностью звука, красотой тембра, тонкой и разнообразной нюансировкой на более сложном музыкальном материале.

    Примером универсальности приемов служит «концентрический» метод М. И. Глинки. Являясь фундаментом русской вокальной школы, он может быть и основой певческого воспитания детей. Сформулированные М. И. Глинкой требования эффективны в работе с детьми и с взрослыми, с мало подготовленными певцами и с певцами профессиональными. Данные современных исследований подтверждают правильность всех основных положений Глинки. Конечно, постепенно они дополняются на основе выявленных закономерностей развития голоса.

    «Концентрический» метод включает в себя стабильные упражнения, которые разработаны М. И. Глинкой для систематического использования из года в год. В них представлены элементы, встречающиеся в вокально-хоровых произведениях в различных вариантах. Сущность метода такова:

      Объем, диапазон голоса, в пределах которого можно в основном работать, для слабых, певчески мало развитых голосов (как и больных) – всего лишь несколько тонов, для здоровых певцов – октава. И в том, и в другом случае не должно быть никакого напряжения.

      Работать надо постепенно, без торопливости.

      Ни в коем случае нельзя допускать форсированного звучания.

      Петь следует на умеренном звучании (не громко и не тихо).

      Наибольшее внимание надо уделять качеству звучания и свободе при пении.

      Большое значение имеет работа над ровностью силы звучания (на одном, на разных звуках, на целой фразе). Эту работу целесообразно проводить в еще более ограниченном диапазоне.

      Необходимо уравнивание всех звуков по качеству звучания.

    Хочется отметить, что абсолютно все рекомендации М.И. Глинки отвечают современным требованиям здоровьесбережения. Ведь, как мне кажется, основная задача преподавателя вокала научить пользоваться голосом во всём многообразии его нюансов, выявить красоту тембра, развить выносливость голосовых связок. Наши ученики далеко не всегда становятся профессиональными исполнителями, но навык правильного использования голосового аппарата поможет им не только в профессиональной деятельности, связанной с большой голосовой нагрузкой, но и в общении с людьми, поможет сделать речь интонационно разнообразной и грамотной.

    Систематическая отработка вокально-технических приемов на специальных упражнениях приводит к ценному навыку – «автоматизму» их применения. Этот принцип заключается в многократном выполнении простейших операций, в ходе которых голосовой аппарат как саморегулирующаяся система автоматически находит оптимум, одновременно тренируя соответственные мышечные системы. Умелое использование дифференцированного возрастного диапазона, подбор репертуара в удобной тесситуре, исключение форсированного звука обеспечивают естественное звучание, гармоничное развитие голосообразующих органов, выявление индивидуального тембра обучающихся.

    Чрезвычайно важно знать влияние певческой нагрузки на состояние здоровья обучающихся. Знание преподавателем возрастных особенностей развития детского голоса (особенно в мутационный период) способствует правильному формированию вокальных навыков, несоблюдение же их ведёт к нарушению и даже заболеваниям голосового аппарата. Пение – сложный психофизический процесс, в котором задействованы все жизненно важные системы организма. На певческую нагрузку, кроме певческих органов реагируют также сердечно-сосудистая и нейроэндокринная системы, отвечающие на пение изменением пульса, артериального давления, температуры тела. При правильной певческой нагрузке эти изменения незначительны и не опасны для организма. Более того: систематические занятия пением при постоянном контроле педагога могут играть оздоравливающую роль, в частности улучшается дыхание и кровообращение, снижается внутричерепное давление, смягчаются последствия логоневроза и т.д. Также исследования врачей-отоларингологов показывают, что лечение тонзиллита, обострений катаров носоглотки и верхних дыхательных путей облегчается у детей, занимающихся пением в европейской академической смешанно-прикрытой манере. Нельзя также исключить важность овладения навыком певческого дыхания на опоре для снятия бронхоспазма, что немаловажно для лечения детей, страдающих бронхиальной астмой.

    Таким образом, можно сделать вывод, что определённый уровень сформированности вокальных навыков необходим абсолютно всем – и обладающим яркими вокальными данными, и тем, кто может правильно интонировать в пределах квинты, тем, кто грезит об оперной сцене, и тем, кто мечтает стать инженером. Правильное певческое развитие способствует не только формированию личностных качеств, но и более гармоничному физическому развитию ребёнка. Исходя из всего сказанного, мы приходим к выводу, что основная форма охраны голоса – это правильное певческое воспитание.

    Перейдём к вокальным упражнениям, которые я использую на каждом уроке для подготовки голосового аппарата к работе и формирования основных певческих навыков. Одной из важнейших особенностей является формирования навыка «автоматизма» исполнения упражнений, поэтому все они всегда поются в определённой последовательности, в определённом диапазоне исходя из примарной зоны ребёнка. Через некоторое время, даже распеваясь a capella, дети сами начинают петь с привычных нот, что, безусловно, говорит о сформированности у них слуховых ощущений.

    В работе с детьми 7-9 лет я широко использую русские народные песенки-попевки, что помогает вызвать в детях интерес и привить любовь к национальному мелосу. Кроме того, они обычно лаконичны по своей музыкальной мысли, часто имеют поступенную структуру, помогающую маленьким детям не заострять внимание на сложности интонирования.

    1. Самая первая наша распевка – это песенка-дразнилка. Формируются активная артикуляция и опорное дыхание, не дающее интонационно сползать с заданной ноты.

    2. Упражнение помогающее усвоить широкое интонирование большой секунды и твёрдое, уверенное пение тоники. Можно провести параллель в звучании больших, средних колоколов и совсем маленьких колокольчиков. При переходе во вторую октаву дети показывают рукой движение, имитирующее встряхивание маленького колокольчика. Такое лёгкое мышечное движение передаётся на связки, и звучание голосов становится лёгким и более интонационно точным.

    3. Одно из любимейших упражнений моих детей. Перед его исполнением я прошу их представить, что на ладошке у них сидит маленький зайчик (интересно бывает спросить, а какой именно зайчик у каждого – тут и серые с зелёными глазками, и рыжие с голубыми!). Во время исполнения четверти на слог «по» мы показываем, как гладим его, а на последующие восьмые делаем лёгкие движения руками, изображая, как зайчик убегает. Так легко, в игре дети знакомятся со штрихами legato и staccato.

    4. Следующие упражнение чрезвычайно полезно для формирования артикуляционного навыка и навыка пения мажорного тетрахорда. Если в исполнении верхнего звука присутствует вялость, я прошу детей сымитировать руками движение по лесенке вверх и вниз, но прошу обязательно на верхнюю ступеньку наступить сверху, а не «вползать» на неё. Обычно такое предложение вызывает улыбки и смех, и, впоследствии, правильное исполнение поставленной задачи.

    5. Следующее упражнение состоит из 5 звуков. Таким образом, в каждом упражнении мы прибавляем по одному звуку. Когда впервые обращаешь на это внимание детей, они обычно принимают такую закономерность с восторгом. И, впоследствии, любят подсказывать, сколько звуков в том или ином упражнении.

    6. Завершаем стандартную распевку упражнением, где сочетается необходимость правильного интонтрования и чёткость исполнения штрихов.

    Этот комплекс распевок является обязательным для каждого урока. Повторюсь, что упражнения всегда следуют в этом порядке и начинаются в заданных тональностях. Но для формирования других навыков, или с целью разнообразить процесс распевки, после него могут использоваться следующие упражнения.

    10. Хочу обратить внимание, что, несмотря на очевидную пользу этого упражнения, его мелодичность и любовь детей, в последние годы я всё реже могу использовать его в групповой работе. К сожалению, всё больше детей воспитывается без мам, поэтому перед тем как приступить к его разучиванию, необходимо выяснить, всё ли благополучно в семьях обучающихся. Обычно это упражнение исполняется с распевом в двух последних тактах слова «мама». Но в своей практике я его не использую, так как, как правило, поступенное движение вниз с распевом в младшем возрасте приводит к детонации.

    В возрасте 10 лет дети переходят к другим упражнениям. Можно проследить преемственность в мелодических оборотах, но поются они, в основном, на классические для вокального исполнительства слоги, что повышает в глазах ребёнка важность и значимость данного этапа урока, помогает ощутить ему свою «взрослость».

    1. Упражнение в движении вверх мы поём активно акцентируя каждую ноту, а при движении вниз используя штрих legato.

    2. Формирование высокой позиции звука, округлости гласной, острого интонирования терцового тона, опорного дыхания – всего три ноты, но насколько насыщенным можно сделать пение этого упражнения, если обращать внимание на все детали! Естественно, что на начальном этапе обучения мы заостряем внимание на каком-либо определённом моменте, но потом постепенно прибавляем и другие задачи.

    3. Вариант предыдущего упражнения.

    4. Отдельное точное звучание каждой ноты и гласной, при переходе в верхний регистр целесообразно петь это упражнение на слова «лес весной». А можно предложить (не часто, в виде исключения, для преодоления рутинности распевочного процесса) спеть слово «пылесос» - и полезно для формирования гласной «ы», и вызывает у детей улыбку и радость, а разве не для этого, по большому счёту, мы учим их петь!

    5. Осознанная фразировка, владение опорным дыханием.

    6. В этом упражнении необходимо чередовать staccato в первом и legato во втором такте.

    7. Усложнённый вариант предыдущего упражнения.

    8. Штрих staccato, высокая позиция звука, точное интонирование, формирование гласной, расширение диапазона.

    9. Усложнённый вариант предыдущего упражнения, требующий более широкого дыхания и ровности звука по всему диапазону.

    10.Преодоление зажатости гортани, ровность звука по всему диапазону, сглаживание регистров, использование резонаторов.

    Данной распевкой заканчивается комплекс обязательных упражнений. Следующие упражнения используются для детей с более высокими учебными возможностями.

    11. В распевах в 5 и 6 тактах нужно заострить внимание на исполнение второго звука. Я обычно прошу несколько замедлить их и почувствовать насколько широко и свободно, без «заваливания» звучат секунды.

    12. Упражнение, помогающее развить лёгкость и подвижность голоса.

    13. Акцент на верхней ноте и staccato.

    14. Высокая позиция звука, активность артикуляции.

    15. Для освоения дикционно сложного упражнения, исполняющегося в быстром темпе, я использую визуальное расположение слогов в пространстве, отмечаемое рукой с постепенным нарастанием темпа. В графической записи это выглядит так:

    ЛЯ -ли > ЛЕ -ли < ЛЁ -ли.

    В заключении следует отметить, что только те упражнения будут полезны детям, целесообразность которых понятна преподавателю. Вокальных упражнений множество, но для работы мы должны отбирать только те, которые по нашему мнению наиболее отвечают потребностям именно наших учеников. Если понравившееся упражнение не получается у самого преподавателя или если ему не понятно, какие навыки оно формирует, лучше вовсе отказаться от него, как бы оно не нравилось. Приведу пример из личной практики. Многие мои коллеги используют следующее вокальное упражнение:

    Я же, при исполнении его, особенно в быстром темпе, чувствовала, что верхняя нота получается плоской, с «завалом» на гортань. Но, как только я его спела на двух соседних нотах, оно превратилось в прекрасное упражнение, не только формирующим дикционные навыки, но и позволяющим успеть без особых усилий приподнять нёбо и поставить верхнюю ноту в высокую позицию.

    Список использованной литературы

    1. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. М.: Academia, 1999.

    2. Велижанин Д.Н. Записки хормейстера. Тюмень: Вектор Бук, 2002.

    3. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. М.: Владос, 2002.

    4. Шамина Л.В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. – М.: Музыка, 1985.

    ВОКАЛЬНО - ХОРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
    В ДЕТСКОМ ХОРЕ

    Цель: Развитие и формирование певческих навыков, как средство творческой самореализации учащихся.

    Задачи:
    1. Раскрытие индивидуальных способностей учащихся.
    2. Развитие художественной деятельности через приобщение к музыкальному искусству.
    3. Пробуждение нравственно-эстетических чувств, эмоционального отклика на музыку.
    4. Воспитание музыкально- художественного вкуса.
    5. Овладение практическими знаниями и умениями в области вокального искусства.(дыхание, звуковедение, ансамбль, строй, дикция и т.д.)

    Пение - самый доступный исполнительский вид музыкальной деятельности ребенка. Пением дети начинают заниматься с раннего возраста, еще в детских садах. Малыши любят петь. Поют охотно, с удовольствием, особенно в хоре.

    Детский хор- особый исполнительский инструмент, хрупкий и нежный, который может искреннее и непосредственно выражать самые глубины человеческого чувства.

    Это живой организм, который постоянно растет и изменяется.

    Главной особенностью работы с детским хором является умелое сочетание обучения (развитие музыкальных способностей, певческих навыков, голосового аппарата, грамотности), музыкального воспитания (сознательное отношение к искусству, любовь к музыке, пению, расширение кругозора) и непосредственно исполнительства.

    Такой подход позволяет развиваться хору и максимально раскрываться музыкальным способностям каждого ребенка.

    В наше время хоровое воспитание детей осуществляется в детской школе искусств, в хоровых студиях, в общеобразовательной школе, в центрах эстетического воспитания.

    Музыкальное образование доступно всем: обычным и одаренным детям. Поэтому при поступлении в вышеперечисленные образовательные учреждения мы сталкиваемся с разным уровнем готовности детей к певческим занятиям.

    Одни обладают прекрасным слухом и замечательно интонируют, у других при регулярных занятиях, очень быстро налаживается координация между слухом и голосом, но встречаются и сложные случаи, требующие внимательной и терпеливой работы педагога.

    Неумение петь может быть вызвано разными причинами: первая - неумение ясно и точно представить мелодию; вторая- неумение ее воспроизвести голосом (ребенок слышит правильно, но поет неверно, хотя и слышит свои ошибки); третья- неумение оценить свое пение (ребенок не замечает своих ошибок.), четвертая-перенос манеры « разговорного голоса» в пение. Встречаются дети, поющие очень низкими голосами. Им необходимо почувствовать правильную высоту звука. В таких случаях можно использовать пение звуков верхнего регистра- си первой октавы - ми второй. Педагог, благодаря своим пояснениям, путем создания образных представлений, должен помочь детям(« надо спеть высоко, как птичка, комарик» и т. д.)

    Используя в упражнениях звуки верхнего регистра, можно добиться за сравнительно малый срок регулярных занятий прекрасных результатов.

    Для педагога очень важно точно определить причины неумения петь, чтобы правильно направить работу над развитием слуха. И эта очень важная работа требует пристального внимания к каждому хористу, выяснения его индивидуальных особенностей, а иногда и отдельной работы с ним.

    При этом нужно обязательно заботиться о том, чтобы дети со слаборазвитым слухом поняли, что они постепенно научатся петь правильно. Следует стимулировать и поощрять их каждый успех.

    Приемы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых связей:

    Слуховое сосредоточение и вслушивание в показ руководителя с целью последующего анализа услышанного;
    - сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего;
    -ведение теоретических понятий о качестве певческого звука;
    -отражение направления мелодии при помощи рисунка, схемы, ручных знаков, нотной записи;
    - настройка на тональность перед началом пения;
    - задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижера с целью выстраивания унисона;
    - представление «в уме» первого звука до того, как он будет воспроизведен вслух

    У многих детей, имеющих хорошие музыкальные данные, встречаются ряд других недостатков в пении:
    - зажатая нижняя челюсть;
    - гнусавый звук;
    - плоские гласные;
    - плохая дикция;
    -короткое и шумное дыхание

    А устранение этих недостатков происходит с помощью упражнений, которые в дальнейшем значительно экономят время при работе над репертуаром.

    Как правило, упражнения занимают на уроках минимальное время от 8-10 минут. Тем ответственнее должно быть отношение преподавателя к данному разделу урока.

    Вокальные упражнения подразделяются на два основных вида: настроечные и вокально-технические. Их правильный подбор основывается на следующих методических принципах:

    1. Поддержание у детей интереса, эмоциональной отзывчивости в процессе упражнений, что достигается разнообразием самих упражнений;
    2. Развитие музыкального слуха у учащихся (воспитание чистоты интонирования, которая является основой хорового пения)
    3. Пение упражнений без сопровождения, что способствует воспитанию вокального слуха;
    4. Связь вокальных упражнений с нотной грамотой.(хор, работающий над репертуаром « с голоса», по слуху, никогда не достигнет достаточно высокого уровня исполнения).
    5.Личный показ и объяснение педагога.
    6.Сознательное овладение навыками, т.е. понимание детьми правил и способов выполнения упражнений.
    7.Сочетание коллективного пения и индивидуального опроса.
    8.Постепенное и последовательное усложнение учебной задачи.

    Может применяться различный музыкальный материал, на котором формируются вокально-хоровые навыки. Это материал лишенный образного содержания (гаммы, отрезки звукоряда, трезвучия и т.д.), а также попевки (небольшие и несложные песни, или отдельные фразы из вокальных произведений). Хороший результат дает специальный подбор упражнений в виде попевок из народных песен, из произведений классиков. Именно они имеют то преимущество, что выработка навыков происходит на художественно-образном музыкальном материале. Большую пользу приносят специальные вокализы.

    Часто в виде упражнений используются попевки из изучаемого материала (трудные места из произведений над которыми работает руководитель в данный момент)

    Но прежде чем начинать вокально - хоровую работу, следует обязательно привить детям нужную певческую установку, от которой зависит правильность работы над дыханием, звукообразованиеми т. д.)

    Певческая установка должна быть свободная: корпус и шея выпрямлены, ноги всей ступней стоят на полу, ни в коем случае не должен быть высоко поднят подбородок - это ведет к зажатой манере пения.

    За время работы преподавателем хоровых дисциплин мною подобраны и используются в практике упражнения позволяющие добиться положительных результатов в формировании вокально-хоровых навыков у детей.

    Как правило, это два-три упражнения на одном занятии, но работать над ними надо тщательно.
    Исполнение упражнений проходит путем повторения по полутонам вверх и вниз, но строго в пределах диапазона детского голоса. Постепенное полутоновое прибавление приводит к расширению диапазона.

    Вокально-хоровые упражнения предполагают следующие учебные задачи:

    К настроечным упражнениям относятся те, которые в начале занятий приводят голосовой аппарат в « рабочее состояние», способствующие естественному и непринужденному звукоизвлечению.

    Наиболее рациональным приемом является пение с закрытым ртом на сонорный согласный звук «М». Рот закрыт, зубы разомкнуты, несколько опущена нижняя челюсть(ощущение небольшого зевка).

    Такое пение настраивает на головное звучание, но приносит пользу только тогда, когда возникают правильные резонаторные ощущения, а именно - когда поющие хорошо чувствуют вибрацию(дрожание) тканей носа. Эта вибрация раздражает чувствительные нервные окончания, которые в свою очередь вызывают ответную реакцию - значительно повышается тонус голосовых мышц, их работоспособность.(упр. № 1, упр. №2)

    Особое внимание следует уделять интонированию терции, квинты, септимы, октавы. (упражнения № 4 №5) Данные упражнения можно исполнять на различные слоги, со словами, используя штрихи legato, staccato)

    2 Воспитание хорошего унисона.

    Это серьезная, очень трудная и важная задача, потому что хороший унисон в хоре - основа чистого многоголосного пения.

    Работу над унисоном целесообразно начинать с пения одного звука на слоги «лю» и на гласный «у», который ведет к образованию узкого, четко фиксирующего высоту звука. (активизируется работа голосовых связок и дыхания.) Гласный «у» помогает выработке пения «на зевке», так как при его формировании мягкое небо и маленький язычок находят правильное положение. К тому же использование этого гласного в упражнениях, позволяет вырабатывать в хоре единую манеру пения.(упр. №6)

    3. Выработка навыков певческого дыхания в связи с воспитанием напевности и легкости звучания.

    Во время работы над правильным дыханием нужно контролировать и проверять каждого ребенка насколько он понимает, как правильно брать дыхание, обязательно показывать на себе.

    Маленькие певцы должны брать воздух носом, не поднимать плеч, и ртом при совершенно опущенных и свободных руках.

    При ежедневных тренировках организм ребенка приспосабливается.

    Закрепить эти навыки нужно на упражнениях дыхания без звука:
    - маленький вдох- произвольный выдох
    - маленький вдох - медленный выдох на согласных «ф» или «в» по счету до шести, двенадцати
    - короткий вдох носом и короткий выдох через рот на счет восемь

    Нужно отметить, что эти упражнения очень полезны, как для формирования привычки правильного дыхания, так и для разогревания голосового аппарата.

    Очень многие педагоги вокалисты уделяют внимание упражнениям на дыхании без звука, т.к. идет переключение ребенка на мышечное чувство, отвлекая его на время от певческого формирования звучания.

    Следовательно, когда будет разучиваться произведение, мышцы будут принимать правильное положение, при взятии дыхания.

    При работе над такими упражнениями необходимо знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряженному выдоху, что вредно отражается на красоте звука.

    Очень полезны гимнастические упражнения, физические движения способные при их регулярной тренировке вызывать у детей правильный ритм дыхания с его организованным вдохом и выдохом.

    Упр.

    Исходное положение- прямой корпус, ноги слегка раздвинуты в ступнях, носки врозь. Руки на бедрах. Губы мягко сомкнуты. На «раз» - поднимаемся на носки с вдохом через нос, на «два» и «три»- более медленное опускание на пятки с замедленным выдохом. Это упражнение можно выполнять со счетом вслух или под музыку.

    Упр. №7 и №8 исполняется на одном дыхании в умеренном темпе, ровно, звязно и легко.

    4.Правильное формирование гласных.

    Умение петь связно, красивым, округленным и ровным звуком, зависит прежде всего от правильного формирования гласных.

    Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой манере формирования. Это необходимо для обеспечения тембральной ровности звучания хора и достижения унисона в хоровых партиях.

    Выравнивание гласных достигается путем перенесения вокальной правильной позиции с одной гласной на другую.

    Наиболее распространенным гласным, который чаще всего используется в вокальной работе, является звук «А», он же создает наибольшую пестроту в пение поскольку разными людьми произносится по разному.

    При пении этого звука опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается широко, глотка становится узкой. Гласный «А» лучше всего раскрепощает голосовой аппарат, освобождает его от зажатости и напряжения. При гнусавости очень полезно применять эту гласную в сочетании с губными согласными.

    Гласный «И» обладает собранностью и остротой звучания, способствует нахождению «высокой позиции», стимулирует работу гортани.

    Работа над «И» полезна для устранения таких недостатков, как тусклое и глухое звучание. В тоже время необходимо следить, чтобы не было зажатости и неприятного пронзительного исполнения.

    Очень полезно упражнение на одной высоте с чередованием гласных. Оно способствует выравниванию их звучания. (упр.№ 9)

    5.Активная артикуляция. (хорошая дикция, четкое произношение согласных).

    Четкость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, а также губ и мягкого неба.

    Для этого исполняются упражнения, в тексте которого преобладают твердые и звонкие согласные. Обычно они исполняются в быстром темпе. При этом необходимо следить, чтобы согласные произносились детьми четко и активно. (упр. №10 , упр. №11, упр. №12)

    Для усовершенствования певческого слова полезно включать во время занятий скороговорки, улучшающие артикуляционную подвижность речевых органов.

    Для усовершенствования этого приема полезны упражнения с поступенным расположением звуков.

    Простейшие из них - соединение нескольких последовательных ступеней натуральной мажорной гаммы. Гаммы поются снизу вверх и сверху вниз.(№ , №)

    На начальном этапе полезно гамму полезно петь сверху вниз в медленном темпе. Необходимо следить, чтобы все нисходящие звуки имели одинаковую опору и звучали в одной высокой позиции.(особенно последний, самый низкий звук). Такой прием обеспечивает ровность звучания на протяжении всей гаммы, которая обычно исполняется на одном дыхании, но в начале работы допускается разделение верхнего и нижнего тетрахорда дыханием.

    Пение таких упражнений как № 13 и № 14 является незаменимым средством для выработки кантилены, сглаживания регистров, расширения диапазона и развития дыхания.

    Первый этап работы в этом направлении - овладение двухголосием.

    Как же следует готовить детей к восприятию двухголосия?

    1.Прежде всего необходимо научить детей чисто, стройно петь в один голос. Только чистый унисон дает стройное звучание. Это фундамент, на котором строится двухголосное пение, да и не только двухголосное, но и многоголосное хоровое пение.
    2. Научит петь детей без сопровождения, т.к. такое пение является наиболее действенным средством для развития слуха детей.
    3.Развивать у детей умение слушать и слышать (движение мелодии, строение муз. фраз, повторения, изменения в мелодическом и ритмическом рисунке и т.д.)

    После подготовительной работы можно переходить к двухголосному пению.

    И лучше начинать с упражнений, в которых имеется самостоятельное движение голосов. (упр. № 15, упр. №16)

    Изначально полезно использовать знакомые и простые по структуре попевки в двухголосном изложении, а затем, по мере их освоения, переходить к более сложным задачам.

    На начальном этапе полезно исполнение канонов.(упр. №18)

    Сначала всем классом учится основная тема и только потом происходит деление учащихся на группы для исполнения произведения на несколько голосов.

    Более сложное упражнение - с использованием параллельного движения в голосах. Примером такого упражнения является упр. №17 (на параллельные терции).

    Во время работы над этим упражнением необходимо тщательное выучивание и выстраивание унисона внутри каждого голоса и дальнейшая работа над каждой терцией в медленном темпе по руке хормейстера.

    При твердых, устойчивых, навыках пения на два голоса, пение на три голоса представляет только некоторое усложнение. (упр. № 19)

    Надо знать, что легче исполнять верхний и нижний голос, труднее петь средний. При разделении хора на голоса педагог должен учитывать это обстоятельство и в средний голос определять учащихся с лучшим слухом.

    К работе над упражнениями, как и к другим разделам урока, необходима тщательная и серьезная подготовка преподавателя, продуманность им общих задач и цели каждого занятия. Только в этом случае работа будет эффективной и поможет наиболее быстрому усвоению детьми первоначальных основ певческого искусства.

    Еще один аспект: в работе над упражнениями следует идти меньшими шажками, т.е. не пытаться добиться всего сразу на одном занятии, иначе подобное действие будет обречено на провал, поскольку перед певцами будит ставиться непосильные задачи.
    Залог успеха: - Тише едешь, дальше будешь.

    Белова Елена Ивановна
    Кувшиново. 2014 год

    Хоровое пение – это сложный вид искусства, оно требует совершенного владения вокальными, певческими знаниями, умениями и навыками и даже некоторой их автоматизации. Чем лучше певец владеет техникой, тем больше он может сосредоточиться на художественном замысле, на художественном образе произведения. Поэтому выработка вокальных умений является очень важным, значимым, необходимым моментом в хоровой работе. Как же происходит это обучение и дальнейшее совершенствование основных вокально-хоровых навыков? Для этого существуют специальные упражнения и поются они во время распевания хора.

    Любое хоровое занятие начинается с распевания. Распевание выполняет двойную задачу: с одной стороны готовит голосовой аппарат певцов к работе – «разогревает» его, а с другой стороны развивает основные вокально-хоровые умения.

    Так что же такое распевание? Распевание – это ряд упражнений (небольших попевок). Каждое из этих упражнений направлено на обучение какому-то одному, а иногда и сразу нескольким вокально-хоровым навыкам. Поются эти упражнения несколько раз от разных звуков с целью совершенствования данного навыка.

    Существуют принципы отбора музыкального материала для вокально-хоровых упражнений: весь музыкальный материал, используемый в качестве упражнений можно разделить на группы:

    1. Специальные упражнения

    Ими могут быть сочетания различных ступеней лада, гамм, трезвучия, исполняемые на определенном слоге. Эти упражнения подбираются в соответствии с уровнем певческого развития хористов и степенью их ведения вокально-хоровыми навыками. В процессе работы упражнения должны постепенно усложняться. Такие упражнения способствуют выработке певческих навыков, используются для настройки голосового аппарата. Петь их следует на каждом занятии.

    2. Упражнения на разучиваемом репертуаре

    Они построены на отдельных отрывках разучиваемого произведения и поэтому способствуют освоению и закреплению каких-то сложностей, характерных именно для этого произведения; помогают преодолеть конкретные трудности в том или ином произведении. Также такие упражнения могут быть взяты в распевание перед непосредственным разучиванием нового произведения – в таком случае они готовят учащихся к изучению нового материала, помогают им в этом. Из всего сказанного следует, что такие упражнения несистематизированные и петь их следует только в нужных моментах, но не на каждом занятии.

    Вообще, весь процесс распевания педагог должен тщательно продумывать: упражнения должны быть разнообразные; направленные на обучение всем основным вокально-хоровым навыкам; стоять они должны в определенном порядке: начинать надо с упражнений, формирующих правильную певческую установку, правильное дыхание, протяженность звука. Затем надо переходить к более сложным упражнениям, которые обучают различным способам звуковедения, расширяют диапазон, формируют подвижность голоса. Отдельным блоком должны стоять дикционные упражнения; упражнения на развитие навыка пения многоголосия, пения а cappella. Педагог всегда должен помнить о том, что правильный подбор упражнений помогает выработать и закрепить каждый элемент пения в отдельности, а также закрепить комплекс всех умений и навыков в их совокупности.

    В вокально-хоровой работе, в распевании хора педагог должен также соблюдать следующие условия:

    • Сознательное отношение учащихся к упражнениям. Дети должны понимать задачи, направленность, нужность этих упражнений в обучении. Педагог обязательно должен объяснить цель упражнения и наглядно (голосом) показать, – как правильно его исполнить.
    • Постепенное и последовательное усложнение учебных задач: в процессе распевания необходимо идти от простого к более сложному, от доступного – к более трудному. Всякое новое упражнение должно быть связано с предыдущим, опираться на него и помогать двигаться дальше.
    • Учет особенностей самого процесса образования навыков. Процесс этот идет от восприятия и усвоения правила к умению его применить, к закреплению этого умения и к постепенному приобретению навыка.
    • Задачи упражнений должны быть разнообразными, нельзя очень долго работать над каким-то одним упражнением – это утомляет учащихся и создает на занятии атмосферу скуки, усталости.
    • Необходимо регулярно и последовательно работать над упражнениями, только тогда навыки вокально-хорового пения будут закреплены.
    • Учитывать в распевании основные положения вокальной педагогики:
    • начинать распевание с естественно звучащих нот диапазона;
    • постепенно расширять зону примарного звучания;
    • петь «округло»;
    • воспитывать высокую певческую позицию, т.е. светлое, звонкое, полетное звучание голосов.

    В основе распевания лежат определенные методические принципы, на которые должен опираться каждый хормейстер, вот некоторые из них:

    • Установление в процессе упражнений соответствия между характером, качеством звучания и определенными движениями при этом голосового аппарата.
    • Сознательность в овладении вокально-хоровыми навыками.
    • Личный показ и объяснение педагога в процессе распевания.
    • Связь упражнений с музыкальной грамотой.
    • Сочетание пения упражнений всем хором с опросом учащихся по одному.
    • Обязательное использование упражнений а cарреllа, т.к. именно они способствуют чистоте интонации.

    Итак, из всего вышесказанного следует, что только соблюдая определенные условия, следуя определенным методическим принципам можно добиться успехов в формировании вокальных навыков в хоре, которые в свою очередь являются основой всего хорового пения.

    Список использованной литературы:

    1. Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. – М.: Музыка, 2009.
    2. Попов В. Хоровой класс детской музыкальной школы. – М.: Музыка, 2010.
    3. Соколов В. Вокально-хоровые упражнения. – М.: Музыка, 2012.

    Народного пения

    1. На звуках примарной зоны проговаривать тексты скороговорок, вкладывая в них различный интонационный смысл. Например, скороговорка «из-за леса, из-за гор ехал дедушка Егор» может быть использована с интонацией удивления, испуга, восхищения и т.п. Необходимо следить за удержанным дыханием, говорить на опоре, «сердито» и вместе с тем близко, посылая звук вперёд:

    2. Исполнять связанно, как бы «раскачивая» голосом мелодию. Открытые гласные помогают найти близкий, светлый звук. Нужно следить, чтобы он не был «плоским». Для этого петь с настроением «сердито»:


    3. Две небольшие попевки в объёме терции помогают развивать подвижность голоса – одна в направлении голоса вниз, другая – вверх. Следить за ровностью звука и высотой позиции:

    4. Исполнять на цепном дыхании, ровным, протяжным звуком. Как бы раскачивающееся движение мелодии вносит новые ритмические ощущения (триольность). Данное упражнение рекомендуется исполнять с разными оттенками настроения: нежно, восхищённо, грустно и т.д., развивая артистизм исполнителей:


    5. Добиваться ровного, свободного звучания на «опоре», естественности, непринуждённости, безыскусности и простоты исполнения:


    6. Исполняется на цепном дыхании, спокойно, по руке руководителя изменяется гласная. Упражнение помогает развивать подвижность и эластичность мягкого верхнего нёба:

    7. Развивает диапазон голоса, его подвижность. Следить за тем, чтобы гласная а (я) формировалась по принципу предыдущей гласной е ; петь в единой манере, близко, высоко и «сердито»:


    8, 9. Эти упражнения помогают тренировать удержанное, продолжительное дыхание. Желательно петь каждое упражнение на одном дыхании. Если поначалу его не хватает, можно «перехватить» дыхание перед припевом. Чтобы упражнения не вокализировать на академический манер, сначала полезно многократно проговорить текст в заданной высоте, свободно и непринуждённо, добиваясь полной иллюзии разговорной речи. Затем тут же, без остановки, переходить на пение, сохраняя принцип разговорности:



    10. Полезно для выработки подвижного, близкого, яркого звука. Следить, чтобы певцы не пели «белым» плоским звуком. Всё исполнять округло: при пении звука е мысленно представлять ё , при пении я – представлять ё :


    11. Упражнение начинать с медленного темпа, постепенно ускоряя его. Пропевать различные гласные на непрерывном «мычании». Ощущать связь звука с работой мышц брюшного пресса живота. Упражнение развивает подвижность мягкого нёба:


    12. Начинать сверху, не «вползая» в звук. При нисходящем движении мелодии не терять высокую позицию звука, ощущать его в точке головного резонирования. Последний звук выполняется со «скатом» голоса:


    13. Интонирование звуков мажорного звукоряда на крепкой опоре дыхания. Петь близким, собранным звуком на «открытой груди»:

    14. Исполняется подвижно, легко, желательно на одном дыхании три раза подряд. Артикуляционный аппарат свободен, работает только кончик языка. Быстрота произношения текста здесь сочетается с кантиленой, которая достигается эластичным, непрерывным дыханием:


    15. Широкий кантиленный распев исполняется на опёртом дыхании. Первый звук – «вершина» попевки – берётся сверху, мягко, «открытой грудью». Й – с первого слога переносится ко второму: «о-йда ». Обратить внимание на огласовку некоторых согласных (туман-ы ) и на последний звук, который исполняется приёмом «ската» голоса вниз. Добиваться ровного, наполненного обертонами звука, но не форсировать его:


    16. Попевка небольшая, но медленный темп и движение мелодии ровными четвертями требуют от певцов большого удержанного дыхания. Необходимо следить за ровностью звука и чистотой интонации (бесполутоновый, пентатонный звукоряд):


    17. Освоение элементов двухголосия. Упражнение исполняется на одном дыхании, но с двумя цезурами, перед каждой из которых имеется «скат» голоса. Ощущение пульсации звука (шестнадцатыми) поможет придать мелодии необходимое движение. Затакт петь легко, не нажимая, стремится к сильным долям напева. Текст произносить без особых усилий, скороговоркой:

    18. Ещё один пример на скороговорку. Его можно петь на одном дыхании. Если сначала это не получается, то брать дыхание через каждые два такта. Потом поставить задачу – протянуть дыхание на всю фразу, для чего ускорить темп исполнения. Следить за тем, чтобы интонация была чистой. Особое внимание обратить на повторяющийся звук (слоги: ны, лены ), который постепенно может быть непроизвольно понижен певцами. При использовании упражнения на два голоса необходимо сначала выстроить первую терцию, остановившись на ней:

    19. Другой пример двухголосного упражнения построен на ранее исполнявшихся попевках. Здесь возможно введение третьего голоса – подголоска в октавный унисон. Петь без напряжения гортани, свободно, как бы «продувая» через себя воздушную озвученную волну:


    20. Интонирование чистой кварты хорошо отрабатывать на характерной календарной попевке, веснянке. Следует требовать от участников коллектива устойчивой интонации, открытого, звенящего звука, полётного, не форсированного. Можно рекомендовать наметить заранее смысловые акценты в попевке, остальные же неударные слоги исполнять тише, «убирая» их:


    21. Двухголосное упражнение на мотив известной народной песни полезно как с точки зрения вокальной (удобный распев, фонетическая основа текста, небольшой диапазон), так и хоровой (унисоны перемежаются с чистыми квинтами и квартами, большими терциями). В основе запева лежит уменьшённое трезвучие, его «вершину» следует петь с тенденцией к понижению, а основание, тонику – очень устойчиво. Упражнение может служить примером, иллюстрирующим звучание уменьшённого трезвучия. Петь упражнение, используя принцип «мычания», непрерывного «гудения» из глубины груди:


    22. Энергичная мелодия другой народной песни «Трава, моя травушка» развивает у певцов навык опёртого пения, устойчивого интонирования чистой кварты, ладогармонический слух: здесь имеется ярко выраженная доминантовая функция с разрешением в тонику. Упражнение помогает ощутить грудной резонатор:

    23. Следующий пример исполняется на цепном дыхании. На этом упражнении следует учиться быстро и легко сменять дыхание на непрерывно гудящей звуковой волне, открывать грудной резонатор. Вместе с тем надо петь «близко», ощущая звук как бы на передних зубах и в высокой позиции:


    24. Двухголосная скороговорка исполняется легко и быстро. Предварительно следует выстроить в медленном темпе все интервалы (чистую квинту и октаву, малые и большие терции). Это можно сделать посредством пропевания упражнения на различные слоги типа: ри , ле , ли . Встречающаяся огласовка выполняется мягко, не утрированно. Всё внимание певцов при этом сосредоточивается на пропевании впереди стоящей гласной, например: лес(ы ), свет(ы ), пересветил(ы )ся:


    25. Попевка частушечного склада исполняется дважды на одном дыхании. Слог ри помогает приблизить звук, а его мысленная окраска в ю – собирает, округляет звук. Пение упражнения на слоги ай-я-я помогает больше «открыть грудь», почувствовать грудной резонатор. Чтобы звук был собранным и излишне «не обелялся», его требуется мысленно собрать гласной ё . Все широкие мелодические ходы вверх поются не форсированно, на дыхании, сверху, округло. Следить за свободной гортанью:


    26. В основе песни Соловьёва-Седого «Как за Камой за рекой» лежит интонация характерного движения мелодии по тонам, которые надо исполнять в данном случае широко. Все упражнения стараться петь на одном дыхании, подвижно, с удалью, размашисто, подчёркивая слова, но при этом сохраняя штрих legato. Следить за плотным звуком, опёртым на дыхание, и за свободой гортани:

    27. Канон на мотив известной народной песни «Со вьюном я хожу» можно исполнять разным количеством голосов в зависимости от уровня подготовки коллектива. Вступление каждой новой партии осуществляется через четыре такта. Разучивать песню поначалу надо всем вместе, выстраивая интонационно и ритмически. Особое внимание обратить на мелодический ход малой сексты и вводную VII ступень, а также на темп в припеве («Я не знаю, куда вьюн положить»), который необходимо твёрдо выдерживать, не торопиться в произношении слов. Следить за округлённостью гласных (например, в слове «со вьюном» хористы, как правило, исполняют сильную долю, четверть, утрированно открыто – «са вьюном»):


    28. Освоить интонацию минорного лада помогут напевы знакомых песен: «Как пойду я на быструю речку» А. Попова, «Спят курганы тёмные» Н. Богословского, «Подмосковные вечера» В. Соловьёва-Седого, «Тонкая рябина». Все перечисленные песни начинаются поступенным движением минорного звукоряда, минорным трезвучием либо опеванием характерной терции. Руководитель имеет возможность объяснить участникам коллектива на конкретных примерах особенности интонирования минорного лада и на практике закрепить певческую интонацию этого лада. Все примеры отличаются распевностью их надо исполнять спокойно, связно. Следить за дыханием, расходовать его экономно. Отрывки брать небольшие, в два-четыре такта, чтобы хватило дыхания.


    Похожая информация.