• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Греческий идеал человека предусматривал совершенство душевных качеств и физической формы (калокагатия) . Спортивные упражнения, способствующие здоровому телосложению, укреплению силы и атлетической ловкости, являлись частью системы воспитания гражданина и воина. Игры и состязания также были важнейшим выражением присущего всей греческой культуре агонального духа. О том, как много значили атлетические состязания и весь связанный с ними круг обычаев и социальных институтов в жизни греков, свидетельствуют многочисленные произведения искусства с изображениями спортивных игр, упражнений, а также статуи и бюсты атлетов, посвящения победителей игр, декреты, принятые в их честь и т. д.

    Виды спорта

    Пятиборье. Краснофигурное изображение, 520 г. до н. э. Лувр, Париж

    Описание первых спортивных игр впервые встречается в поэмах Гомера. Наиболее ранним видом спортивных состязаний был бег . Греки различали бег на короткую дистанцию (1 стадий = 192,27 м), среднюю (2 стадия = 384,54 м) и длинную (от 7 до 24 стадий) . На средние и длинные дистанции участники бежали по дорожке до поворотного столба, затем разворачивались и бежали в обратном направлении. Кроме обычного бега, существовал бег на 2 стадии в гоплитском вооружении, вначале включавшем щит, панцирь и шлем, а позже только щит. В состав Панафинейских игр входил также эстафетный бег с факелом. Кроме беговых состязаний, для мужчин и мальчиков существовали еще и состязания для девочек. Вторым по древности видом спорта была борьба. Начиная с 708 г. до н. э. она входила в программу Олимпийских игр. Борцы различались по возрастным группам, ограничений по весовым категориям не было. Основными используемыми приемами считались захваты и броски. Победа засчитывалась за троекратный бросок противника на спину или на плечо. Борцы-профессионалы старались иметь значительный вес, соответственно, поединок тяжеловесов проходил в медленном темпе. В пятиборье, напротив, предпочтительнее оказывались скоротечные схватки с бросками и махами противника. Здесь большой вес мог обернуться для участника состязаний не достатком. Тренировки борцов включали поднятие тяжестей, упражнения в захватах и защитных приемах. Для поддержания веса использовалась специальная диета.

    Кулачный бой был включен в программу Олимпийских игр с 688 г. до н. э. Как и в борьбе, здесь не различались весовые категории, поединок продолжался до победы одного из участников, которая могла быть одержана нокаутом или признанием поражения. Допускались удары двумя руками одновременно, а также удары ребром ладони; захваты, укусы и пинки ногами были запрещены. Большой вес давал бойцу серьезное преимущество, но одновременно ограничивал его подвижность. Огромное значение придавалось умению уклоняться от ударов с помощью обманных движений. Греки считали кулачный бой самым опасным видом спорта. Таких бойцов изображали и описывали с лицами, изуродованными шрамами, с переломанными носами и порванными ушами. Известны описания боев, закончившиеся смертью одного из участников. Еще одной разновидностью силового спорта был панкратий . В программу Олимпийских игр он вошел в 648 г. до н. э. В этом спорте разрешались удары кулаком, локтем, коленом или ногой, захваты, сжатия, заломы, выкручивания суставов. Существовал запрет кусаться и царапаться, который, впрочем, постоянно нарушался. В кулачном поединке противники стремились нокаутировать друг друга сильным ударом и в то же время, опасаясь пропустить такой удар, обычно вели медленный бой на дальней дистанции. В панкратие руки бойцов не были защищены ремнями, и потому здесь бой происходил на близкой дистанции, с переходом к захватам и борьбе. Исход сражения решался неспособностью одного из бойцов его продолжать или добровольная сдача, символом которой был вытянутый указательный палец.

    Самым знаменитым борцом был Милон Кротонский, который первый раз одержал победу в Олимпии еще мальчиком в 540 г. до н. э., а затем становился чемпионом еще пять или шесть раз. К этим победам он прибавил семь на Пифийских играх, десять - на Истмийских и девять - на Немейских. Милон был знаменит своим огромным ростом, силой и обжорством. Он мог взвалить на плечи трехлетнего быка, обойти с ним стадион, зажарить и съесть целиком в течение дня.

    Борцы, мраморный рельеф, около 510 г. до н. э. Национальный археологический музей, Афины

    Пятиборье (пентатлон) появилось в программе Олимпийских игр в 708 г. до н. э. и включало бросание диска, прыжки в длину, метание копья, бег на короткую дистанцию и борьбу. Соединение вместе различных видов спортивных состязаний требовало от участников разносторонних навыков как в легкой, так и в тяжелой атлетике. Правила соревнований доподлинно не известны. Скорее всего, состязания велись на выбывание участников предварительных этапов, так что в финале их становилось только двое, и они должны были бороться за окончательную победу.

    Гимнасии и палестры

    Местом спортивных занятий служили гимнасии и палестры . Эти сооружения представляли собой большой прямоугольный двор с крытой галереей по периметру и примыкающими к ней помещениями для раздевания, умащения маслом, омовения и отдыха. Как правило, гимнасии строили за городом, в живописной местности с водными источниками и парковыми аллеями. Они могли включать целый комплекс дворов, крытых галерей и портиков, а также других помещений и мест для прогулки. В крытых галереях ставили каменные скамейки, где проводили свои занятия риторы и философы. Здесь же выставлялись произведения искусства, картины, мозаики и статуи. Гимнасии считались общественным достоянием, и для их содержания город ежегодно выделял определенную сумму денег. За порядком внутри, упражнениями и обучением юношества следил гимнасиарх, ежегодно избираемый из числа пользующихся влиянием граждан.

    Палестры обычно строили в городской черте; они имели небольшие размеры и, как правило, принадлежали частным лицам. В основном они служили для занятий детей и юношей, которым до совершеннолетия запрещалось упражняться вместе со взрослыми в гимнасиях, возможно, ради предотвращения нежелательных домогательств. Учителями в палестрах назывались педотрибы, а в гимнасиях - гимнасты.Как упражнения, так и спортивные состязания греки проводили полностью обнаженными. Перед началом соревнований они натирались оливковым маслом, а песок, прилипший к коже, по окончании состязаний счищали специальными скребками - стригилми .

    Спортивные игры

    Самой большой известностью у греков пользовались четыре спортивных фестиваля: Олимпийские игры, проводившиеся с 776 г. до н. э. в июле - августе раз в четыре года в священной области Зевса в Элиде; Пифийские игры, известные с 582 г. до н. э. и праздновавшиеся также раз в четыре года в августе в храме Аполлона в Дельфах; Истмийские игры, учрежденные в 581 г. до н. э. в храме Посейдона на Коринфском перешейке в апреле - мае с периодичностью раз в два года; Немейские игры, устраивавшиеся в августе - сентябре начиная с 573 г. до н. э. в святилище Зевса в пограничной местности между Арголидой, Аркадией, Ахайей и Коринфом также раз в два года. По времени все игры выстраивались в определенную последовательность друг за другом, которую греки называли периодом. Таким образом, ни один год не обходился без состязаний.

    Олимпийские игры

    Наиболее древними и значимыми в Греции были Олимпийские игры. Они происходили в святилище Зевса Олимпийского в 60 км юго-восточнее Элиды.

    Их возникновение приписывалось то самому Зевсу, то Гераклу. Дату первых достоверно известных состязаний, 776 г. до н. э., греки зачастую использовали как отправную точку для начала летоисчисления. Принимать участие в Олимпийских играх и быть на них зрителями могли только свободные греки, полноправные граждане, не запятнанные пролитием крови. На время проведения игр для безопасности участников и гостей объявлялся Священный мир. Атлеты должны были прибыть в Элиду за год до начала игр и здесь готовиться к ним вместе, чтобы познакомиться и оценить силы друг друга. Фестиваль открывался торжественным шествием, атлеты, судьи и жрецы все вместе вступали в Олимпию, приносили жертвы и клялись бороться честно. Игры продолжались три дня, а начиная с 468 г. до н. э. - пять. На третий день состязаний устраивали главные жертвоприношения в священной роще Зевса. В последний день праздника вручались награды, победитель получал увитый пурпурными лентами оливковый венок и пальмовую ветвь, а глашатай торжественно объявлял собравшимся его имя и город, откуда он был родом.

    По возвращении домой победитель получал почести от сограждан, ему навстречу выходил весь народ. Олимпионик в роскошной пурпурной одежде въезжал в город на колеснице, запряженной четверкой коней.

    Его сопровождала процессия конных и пеших граждан. Бывали случаи, когда для въезда победителя в город разбирали часть стены. В сопровождении сограждан олимпионик шел в храм и посвящал свой венок богу-покровителю города. Затем в его честь давался обед в пританее или зале для совещаний; сочинялись торжественные гимны, которые заказывались таким мастерам жанра, как Пиндар, Симонид Кеосский и Вакхи-лид. В Афинах имя олимпионика указывалось в документах рядом с именем архонта-эпонима, он освобождался от всех повинностей и пользовался почетным местом на играх и праздниках.

    Одержав победу, олимпионик приобретал право поставить свой памятник в священной роще Зевса. Несмотря на то что его нужно было устанавливать за собственный счет, Павсаний, посетивший Олимпию около 180 г., утверждал, что в это время там размещалось примерно 200 статуй.

    В честь победы Зевса над своим отцом начали проводить Олимпийские игры. Участники Троянской осады гоняли колесницы, бегали наперегонки, бились на кулаках, боролись, бились в полном вооружении до первой крови (прообраз панкратиона), метали диск из самородного железа, стреляли из лука. Наиболее популярным в силу своей демократичности был бег. Древний царь Эндимион выставил в качестве приза за победу в беге своё царство, правда соревновались только его сыновья. Именно бег стал основным видом состязаний на античных Олимпиадах, когда после тёмных веков греческой истории возобновили проведение Олимпиад в IX в. до н. э.

    Бег на дистанцию (греч. уфЬдйпн, лат. stadium) -- бег с одного конца стадиона до другого на дистанцию в одну олимпийскую стадию (192 м). Первый и единственный вид состязаний с 1-й по 13-ю Олимпиаду (до 724 до н. э.). Олимпиады по традиции считались по именам победителей в этом состязании, прежде чем были пронумерованы в последовательном порядке. С бега на стадию начинались соревнования среди взрослых, затем соревновались в двойном беге. Атлеты выходили на старт в обнажённом виде. Величайшим бегуном античности считался Леонид с Родоса, одержавший во II в. до н. э. 12 побед на 4 Олимпиадах.

    Двойной бег (греч. ДЯбхлпт, diaulos)-- бег на две стадии (384 м). Атлеты пробегают стадион, поворачивают вокруг столба и возвращаются назад к старту. Добавлен в Олимпийские состязания на 14-й Олимпиаде в 724 до н. э..

    Долгий бег (греч. дьлйчпт, dolichos) -- бег на 7 стадий (1344 м). Атлеты, пробегая стадию, разворачивались вокруг столба на одном конце стадиона, затем бежали стадию назад и разворачивались вокруг другого столба. Добавлен в Олимпийские состязания на 15-й Олимпиаде в 720 до н. э. Длина дистанции менялась в разные годы от 7 до 24 стадий (до 4608 м).

    Бег в полном вооружении или бег гоплитов (греч. ?рлЯфзт, hoplitodromos) -- бег в шлеме, поножах и со щитом на две стадии. Позднее из вооружения оставили только щит. Добавлен в Олимпийские состязания на 65-й Олимпиаде в 520 до н. э. Атлеты соревнуются обнажёнными, как и в других Олимпийских видах за исключением скачек. Бегом гоплитов игры завершались.

    Единоборства

    Кулачный бой (др.-греч. рхгмЮ, лат. pugilatus) добавлен в Олимпийские состязания на 23-й Олимпиаде (688 до н. э.). Особым уважением пользовались бойцы, сумевшие победить, не получив удара от соперника. Правилами в кулачном бою запрещался захват соперника, подножки и удары ногами. Бойцы обматывали кисти кожаными ремнями, тем не менее, этот вид состязаний считался самым опасным. Античные авторы живописуют разбитые носы, выбитые зубы и смятые уши у атлетов. Гибель атлета в поединке не являлась чем-то исключительным.

    Павсаний поведал об одном из таких поединков на Немейских играх:

    «на Немейских играх аргосцы присудили венок победы уже мертвому Кревге, потому что бившийся с ним сиракузянин Дамоксен нарушил их взаимный договор. Уже наступил вечер, когда они приступили к кулачному бою; и вот они при свидетелях уговорились наносить удары друг другу поочередно. Кулачные бойцы в то время еще не носили на запястьях жестких ремней, но сражались в мягких ремнях, прикрепляя их под выгибом руки так, чтобы пальцы у них оставались свободными. Эти мягкие ремни делались из тонких полос сырой воловьей кожи и переплетались между собой по какому-то старинному способу. И вот в том случае, о котором я рассказываю, Кревга опустил свой удар на голову Дамоксена; в свою очередь Дамоксен приказал Кревге приподнять руки, и, когда он это исполнил, Дамоксен ударил его вытянутыми пальцами под ребра: ввиду крепости ногтей и силы удара рука вошла внутрь, и Дамоксен, схватившись за внутренности, оторвал их и вытащил наружу. Кревга тотчас же испустил дух, а аргивяне за то, что Дамоксен нарушил договор и вместо одного удара воспользовался против своего соперника многими, изгнали его. Кревге, хотя и умершему, они приписали победу и поставили ему в Аргосе статую.»

    Если боксёры уставали, разрешался перерыв для отдыха. Если же и после отдыха победитель не выявлялся, то боксёры обменивались оговорённым числом ударов, не защищаясь. Поединок завершался сдачей соперника: побеждённый поднимал руку, когда был не в силах оказывать сопротивление. Античные лекари считали бокс хорошим средством против хронических головных болей.

    На 72-й Олимпиаде в 492 до н. э. Клеомед из Астипалеи убил в боксёрском поединке Икка из Эпидавра и был лишён титула победителя в боксе. Великим боксёром был Тисандр из Наксоса на Сицилии, победивший в 4-х Олимпиадах. Павсаний замечает, что от Наксоса не осталось даже руин и только благодаря Тисандру сохраняется память о городе.

    Панкратион (греч. рбгксЬфйпн) -- рукопашный бой, в котором соединялись удары руками и ногами и борцовая техника. Слово является производным от греческих слов пан и кратос, то есть означает примерно «всей силой». Удушение было разрешено, запрещены укусы и выдавливание глаз. Этот вид состязаний ввели в Олимпийские игры в честь мифического основателя игр Геракла, который сумел одолеть огромного льва, только задушив его, потому как шкура льва была неуязвима для оружия. Добавлен как вид Олимпийских состязаний на 33-й Олимпиаде в 648 до н. э., для юношей панкратион введён только на 145-й Олимпиаде в 200 до н. э.

    Филострат заметил: идеальный боец в панкратионе тот, кто борется лучше, чем боксёр, и боксирует лучше, чем борец.

    Арихион из Фигалеи на 54-й Олимпиаде был задушен и умер, выигрывая панкратион в третий раз. Даже мёртвым он стал победителем, потому что его соперник первым признал поражение, не в силах терпеть боль от сломанного Арихионом большого пальца на ноге. Труп Арихиона увенчали венком под рукоплескания зрителей.

    Сострат из Сикиона получил прозвище Пальчик, потому что одержал победы в панкратионе на трёх Олимпиадах (начиная со 104-й), захватывая и ломая фаланги пальцев у соперника.

    Артемидор из Тралл должен был сражаться среди юношей по возрасту, но, оскорблённый одним из взрослых панкратионистов, вступил в более старшую категорию и одержал победу в панкратионе среди мужчин в 212-ю Олимпиаду.

    Полидам из Скотусс выиграл панкратион в 93-ю Олимпиаду. Про него говорили, что он одолел льва голыми руками, а в схватке с тремя сильнейшими персами убил их всех.

    Борьба (греч. рЬлз, лат. lucta) добавлена в Олимпийские состязания на 18-й Олимпиаде (708 до н. э.). Правилами запрещались удары, но толчки разрешались. Греческий язык имел много терминов для обозначения различных приёмов и позиций. Борьба разделялась на две основные позиции: в стойке и на земле, вернее, мягком грунте, посыпанном песком.

    Леонтиск из Мессены на Сицилии получил прозвище Пальчик, потому что одерживал победы в борьбе, захватывая и выгибая пальцы у соперника. Легендарным борцом был Милон из Кротона, который в 14-летнем возрасте победил в борьбе среди юношей (категория до 20 лет). Затем он одержал победы в борьбе для взрослых на пяти последующих Олимпиадах и потерпел поражение на 66-й Олимпиаде (516 до н. э.). Про Милона Павсаний рассказывает следующее: он обвязывал вокруг головы верёвку и, задерживая дыхание, рвал верёвку вздувшимися от напора крови венами.

    Пентатлон

    Пентатлон (др.-греч. ренфбилпн, лат. quinquertium, pentathlon) -- пятиборье, включавшее бег на стадию, метание диска, метание копья, прыжок в длину и борьбу. Добавлено в Олимпийские состязания на 18-й Олимпиаде в 708 до н. э..

    Все виды проводились в один день в определённом порядке, начиная с прыжков. Неизвестно, как именно определялся победитель в пятиборье. По версии одного из историков -- атлеты делились на пары и соревновались между собой. Победителем считался выигравший у соперника 3 вида состязаний. Затем победители соревновались между собой до тех пор, пока не оставалась финальная пара.

    Аристотель считал, что пятиборье наиболее гармонично развивает тело атлета. Прыжковая техника отличалась своеобразием: атлет использовал гантели в руках для увеличения дальности прыжка. Максимальная дальность прыжка по античным авторам доходила до 15 м. Неизвестно, было это преувеличением авторов или прыжок состоял из нескольких стадий, подобно современному тройному прыжку. Как полагают современные исследователи по изображениям на древнегреческих вазах, атлет прыгал без разбега, с места.

    Горг из Элиды был единственным атлетом, выигравшим 4 Олимпиады в пятиборье, а кроме того он также одержал победы в двойном беге и беге гоплитов. Пятиборье для юношей проводилось только один раз, на 38-й Олимпиаде, видимо из-за ограниченности времени, в течение которого шли игры.

    Конные бега

    Единственный вид соревнований, в котором могли участвовать женщины, потому что чемпионами объявлялись владельцы коней и колесниц, а не жокеи. Первой этой уловкой воспользовалась родная сестра спартанского царя Киниска, ставшая первой женщиной-чемпионом Олимпийских Игр.

    Сначала на 25-й Олимпиаде (680 до н. э.) были введены гонки квадриг. Затем к ним добавлены на 33-й Олимпиаде (648 до н. э.) скачки на лошадях, и на 93-й Олимпиаде (408 до н. э.) гонки колесниц с 2 лошадьми в упряжке. Аналогично тому как проводились соревнования в категориях между мужчинами и юношами, так и в скачках были две категории: взрослые лошади и жеребцы.

    В гонках квадриги совершали 12 кругов на ипподроме, нередко колесницы опрокидывались на поворотах, калеча возниц. В отличие от бега и единоборств в скачках могли принимать участие только богатые греки и царственные особы, которым под силу было содержать лошадей. Именно владельцы лошадей, а не возницы считались победителями. Среди победителей в гонках квадриг отмечены македонский царь Филипп II и римские императоры. На 68-й Олимпиаде (508 до н. э.) лошадь Фейдола из Коринфа в начале бегов скинула седока, но тем не менее прошла всю дистанцию правильно, повернула вокруг столба и остановилась после финиша. Ей присудили победу и увенчали неудачного седока венком.

    Соревнования трубачей и герольдов

    На 96-й Олимпиаде (396 до н. э.) в программу Игр были добавлены состязания между трубачами и герольдами, как логическое следствие соединения спорта и эстетического наслаждения в воззрениях эллинов. Известно, что во время проведения Олимпийских игр писатели и поэты читали вслух свои творения, художники выставляли на агоре свои произведения. После завершения Игр скульпторам заказывали олимпийские статуи победителей, а поэты слагали в их честь хвалебные песни -- энкомии.

    Древние Олимпийские игры были жестокими соревнованиями, в которых атлеты проливали свою кровь и даже отдавали жизни ради славы и первенства, во избежание позора и поражения.

    Участники игр соревновались обнаженными. Атлетов идеализировали не в последнюю очередь из-за их физического совершенства. Их превозносили за бесстрашие, выдержку и волю к борьбе, граничащие с самоубийством. В кровавых кулачных боях и гонках на колесницах немногие приходили к финишу.

    Появление Олимпийских игр

    Не секрет, что для древних олимпийцев главной была воля. В этих соревнованиях не было места вежливости, благородству, упражнениям в любительских видах спорта и современным олимпийским идеалам.

    Первые олимпийцы сражались за награду . Официально победитель получал символический венок из оливы, но они возвращались домой героями и получали необычные подарки.

    Они отчаянно сражались за что-то, чего не понять современным олимпийцам – за бессмертие .

    В религии греков не было загробной жизни. Надеяться на продолжение жизни после смерти можно было лишь через славу и доблестные подвиги , увековечивание в скульптуре и песнях. Проигрыш означал полный крах.

    В древних играх не было серебряных и бронзовых призеров , проигравшие не удостаивались никаких почестей, они отправлялись домой к своим разочарованным матерям, как пишет древнегреческий поэт .

    От древних Олимпийских игр мало что осталось. Празднеств, потрясавших некогда эти места, уже не вернуть. Эти колонны когда-то поддерживали своды , в честь которого и устраивались игры . Ничем не примечательное сейчас поле было стадионом, на котором проходили соревнования, на нем собирались 45 тысяч греков.

    Сохранился туннель, в котором раздавались шаги олимпийцев, выходивших на поле. С вершины трехгранной колонны на все это взирала крылатая , богиня победы, символ и дух Олимпийских игр.

    Происхождение можно назвать доисторическим, люди жили здесь в каменных домах около 2800 года до н.э. Около 1000-го до н.э. Олимпия стала храмом , бога грома и молнии.

    Как появились игры?

    Из религиозных ритуалов. Первым соревнованием стал бег к алтарю Зевса ритуальное приношение энергии богу .

    Первые зафиксированные игры состоялись в 776 до н.э. , они проводились каждые 4 года непрерывно в течение 12 веков.

    Участвовать могли все граждане . Негреки, которых сами греки называли , не допускались к участию, женщины и рабы также не допускались.

    Игры проходили в августе в полнолуние. Атлеты прибывали сюда за 30 дней до открытия, чтобы месяц тренироваться. За ними внимательно следили судьи, называвшиеся .

    Тем, кто тщательно готовился к олимпиаде, не ленился и не совершал ничего предосудительного, элланодики говорили смело двигаться вперед . Но если кто-то не тренировался должным образом, ему следовало уйти.

    В те времена на олимпиаду съезжался весь Древний мир , 100 тысяч человек разбивали лагеря в полях и оливковых рощах. Они прибывали сюда по суше и по морю: из , Африки, территории современной Франции и южного побережья современной России. Часто сюда приезжали люди из городов-государств, воевавших друг с другом: греки по природе своей были довольно склочными.

    Игры имели огромное значение и пользовались уважением, а потому в честь Зевса подписывалось перемирие на священном диске , которое в течение трех месяцев защищало всех прибывших гостей. Возможно, благодаря тому, что оно подкреплялось , наводившими страх на всех, перемирие практически никогда не нарушалось: даже самые заклятые враги могли видеться и соревноваться на олимпиаде в мире.

    Но в первый день олимпиада соревнований не было, это был день религиозного очищения и напутствий. Атлетов вели в – святилище и место собраний. Здесь же была статуя Зевса с молнией в руке.

    Под суровым взором бога жрец приносил в жертву гениталии быка, после чего атлеты давали соломонову клятву Зевсу: соревноваться честно и соблюдать правила.

    Все было серьезно. Наказание за нарушение правил было жестоким . Вдалеке атлеты видели статуи Зевса, называвшиеся заны, воздвигнутые на деньги, полученные в виде штрафов, уплаченных нарушителями правил соревнований.

    Победу нужно было заслужить не деньгами, а быстротой ног и силой тела – гласили предписания олимпиады. Но венец победителя давался немалой кровью.

    Кулачный бой

    Древние греки восхищались красотой и силой спорта, но их влекли и дикость, и насилие: в этом они видели метафору жизни.

    По-гречески соревнование звучит как «агон», от него происходит слово агония. Понятие борьбы – одно из центральных в греческой культуре . В контексте атлетики «агон» означал соревнование с болью, страданиями и жестокой конкуренцией.


    Без сомнения, ни в одном виде спорта нет такой ожесточенной борьбы, как в боксе, берущем свое начало в

    Кулачные бои вошли в программу игр в 688 году до н.э., за ней последовала борьба и еще более жестокий вид спорта – . Все они быстро стали любимыми видами спорта толпы, потому что риск увечий или даже смерти здесь был чрезвычайно высок , а жертвы должны были умилостивить Зевса, потому бои проводились в священной части Олимпии – перед 9-метровым алтарем Зевса, сделанном из пепла жертвенных животных.

    Современные боксеры были бы в ужасе от правил соревнования, вернее, от их практического отсутствия: не было ограничений по весу, не было раундов, соперники боролись без перерыва, воды, тренера в углу ринга и перчаток – бойцы были предоставлены сами себе.

    Они наматывали ремни из грубой кожи на кулаки и запястья , чтобы увеличить силу удара. Кожа врезалась в плоть врага. Удары часто приходились в голову, все было забрызгано кровью, они боролись без остановки , пока один из противников не падет.

    Начиная со 146 года до н.э. хозяевами олимпиады стали римляне . При них соперники стали вставлять трехсантиметровые металлические шипы между ремнями – это скорее напоминало поединок на ножах, чем кулачный бой, некоторые практически сразу выбывали из соревнований, кто-то был очень успешен. Многих новичков эти перчатки из ремней полосовали , вернее, даже разрывали на куски.

    Чтобы ужесточить бои, их проводили в августе после полудня под палящим средиземноморским солнцем. Таким образом, соперники боролись друг с другом с ослепляющим светом, обезвоживанием и зноем.


    Сколько длились бои? Четыре часа и больше, пока один из атлетов не сдавался, для этого достаточно было поднять палец .

    Но поражение было куда более унизительным, чем в наши дни: многие борцы предпочитали умереть, чем проиграть .

    Спартанцы, фанатичные солдаты, были приучены никогда не сдаваться, поэтому не участвовали в кулачных боях, так как поражение было смертельным позором .

    Борцами восхищались не только за удары, которые они могли нанести противнику, но и за боль, которую могли вынести. Они ценили с физической и с философской точки зрения способность выдерживать боль до такой степени, что вы будете получать удар за ударом под палящим солнцем, зноем, дыша пылью – в этом они видели добродетель .

    Если дело шло к ничьей, или в поединке наступала мертвая точка, судьи могли объявиться кульминацию , когда бойцы должны были обмениваться открытыми ударами. Есть известная история о двух бойцах, дошедших до такого момента в матче – Кревг и Дамоксена . Каждый должен был нанести по удару противнику. Первым был Дамоксен, он применил прокалывающий удар каратэ, проткнул плоть соперника и вырвал его кишки. Кревг был посмертно объявлен победителем , потому что судьи заявили, что технически Дамоксен нанес ему не один удар, а пять, потому что он использовал пять пальцев, чтобы проткнуть тело врага в нескольких местах сразу.

    У древних бойцов не было снаряжения для тренировок, но они не уступали в физической силе современным коллегам.

    Панкратион — бои без правил

    Борцовские поединки были практически смертельной битвой, но для дикости – ударов ниже пояса и запрещенных приемов – был свой спорт, панкратион .

    Панкратион был весьма брутальным мероприятием, это было самое жестокое из всех древних соревнований . Про него говорят, что это смесь нечистого бокса с нечистой борьбой: разрешалось бить, толкать, душить, ломать кости – все, что угодно, никаких запретов.


    Панкратион появился в 648 году до н.э. В нем было только два правила: нельзя кусаться и выкалывать глаза , но и эти запреты не всегда соблюдались. Соперники сражались полностью обнаженными, удары по гениталиям были запрещены, но даже это правило нередко нарушалось.

    Техника была не важна в этих древних боях без правил, очень скоро они стали самым популярным мероприятием на олимпиаде .

    Панкратион был олицетворением насилия в древнем спорте , это было самое захватывающее и популярное зрелище, и это дает нам некоторое представление о духе человечества в те времена.

    Борьба — относительно цивилизованный вид боевого спорта

    Борьба была единственным боевым спортом, которое можно назвать относительно цивилизованным по сегодняшним меркам , но и здесь правила не отличались строгостью. Проще говоря, в ход шло все: многое из того, что запрещено сегодня – удушающие захваты, переламывание костей, подножки – все считалось нормальной техникой.

    Древние бойцы были прекрасно натренированы и обучены множеству приемов: броску через плечо, тискам и различным захватам. Состязания проводились в специальной неглубокой яме .

    Было два вида соревнований: лежа на земле и стоя . Борцы сражались или стоя на ногах – в этом случае три любых падения означали поражение, или же соперники дрались в скользкой грязи, где им трудно было держаться на ногах. Поединок продолжался, как и в спортивной борьбе или панкратионе, пока один из участников не сдавался. Бои нередко были сродни пыткам .

    В 7 веке до н. э. судьи осознали необходимость ввести запрет на переламывание пальцев , но его часто игнорировали. В 5 веке до н.э. Антикозий с одержал две победы подряд, переломав пальцы своим противникам.

    Гонки на колесницах — самый опасный вид спорта

    Но не только борцы рисковали своим телом и жизнью на древних Олимпийских играх.


    Еще задолго до появления Олимпийских игр греки любили сочетать спорт с иногда даже смертельной опасностью. Прыжки на быке были популярным спортом на в 2000-х годах до н.э. Акробаты буквально брали мчащегося быка за рога, выполняя на его спине.

    Самым опасным Олимпийским спортом были гонки на колесницах . Колесницы соревновались на ипподроме, на месте которого сейчас находится оливковая роща: ипподром размыло, когда около 600-го года н.э. река Алтея неожиданно изменила русло.

    Гоночная полоса ипподрома была длиной около 135 метров, по ширине на ней умещалось 44 колесницы, каждая из которых была запряжена 4-мя лошадьми.

    Десятки тысяч греков наблюдали за гонками, которые были настоящим испытанием на мастерство управления и стойкость нервов . 24 круга по 9 километров свободно вмещали 160 лошадей, бьющих копытом на старте.

    Самым сложным на дистанции был разворот : колесницу нужно было развернуть на 180 градусов практически на месте, т.е. колесница вращалась вокруг своей оси. Именно в этот момент происходило большинство несчастных случаев: колесницы переворачивались, атлетов выбрасывало, а лошади наталкивались и спотыкались друг о друга.

    Степень опасности гонок доходила до абсурда , в основном из-за отсутствия разделительных полос. Колесницы нередко сталкивались лоб в лоб. Поэт пишет, что в одной из гонок разбились 43 из 44 колесниц, победитель остался единственным выжившим на поле.

    Зевс правил Олимпом, но судьба колесниц скорее зависели от бога лошадей, чья статуя взирала на ипподром. Его звали , он нагонял страх на лошадей, поэтому перед гонкой участники старались задобрить его.

    Единственный элемент порядка в этом гоночном хаосе вносили на старте. Греки придумали оригинальный механизм для обеспечения справедливости на поле: бронзовый орел Зевса поднимался над толпой , что означало начало гонки.

    Колесницы были небольшого размера и имели по два колеса, сзади они были открыты, так что возничий не был никак защищен .

    Была воздвигнута участниками , почти столь же престижных, как и Олимпийские. Греки восхваляли контроль и самообладание среди насилия и хаоса. Статуя воплощает эти идеалы.

    Можно ли было женщинам участвовать в соревнованиях ? Не в качестве возничих, но они могли выставлять свои колесницы.

    На постаменте, на котором стояла статуя дочери царя , существует надпись: « Спарты цари – мне отцы и браться. Победив колесницы на быстроногих конях, я, Киниска , воздвигла эту статую. С гордостью говорю: единственная из всех женщин я получила этот венок».

    Киниска была первой женщиной, победившей на олимпиаде , прислав на игры свою колесницу.

    Как и сегодня, в качестве жокеев в лошадиных скачках, последовавших за гонками на колесницах, часто выступали мальчики. Главное здесь было правильное сочетание неудержимости и контроля. Жокеи мчались на неоседланных лошадях, управляя ими лишь коленями и хлыстом .

    Лошади были дикими. В 512 году до н.э. кобыла по кличке Ветер сбросила жокея, едва ворвавшись на поле, бежала без наездника и выиграла скачки .

    Пятиборье — самое престижное состязание

    Олимпийцы тренировались здесь в палестре , упражняясь в кулачном и рукопашном бою. В гимнасиуме они тренировались для самого престижного состязания среди древних Олимпийских игр – пятиборья .

    Если в гонках на колесницах греки демонстрировали бесстрашие и неистовство, то в пятиборье ценились другие олимпийские идеалы: баланс, грация и всесторонняя развитость .


    Мероприятие было пропитано идеализмом, греки придавали огромное значение пропорциям и сбалансированности в человеке . Мы можем видеть воплощение всего этого в пятиборцах.

    Именно пятиборцы служили образцом идеального тела , когда древние скульпторы изображали богов. Греки ценили правильные пропорции , победитель в пятиборье признавался главным атлетом игр .

    Он участвовал в пяти разных состязаниях: беге, прыжках, метании диска, метании копья и борьбе . Мастерство и умение уложиться по времени были чрезвычайно важны.

    Пятиборцы годами тренировались в гимнасиуме в ритме под звуки флейты. Соревнования интересным образом отличались от современных. К примеру, в метании копья греки использовали петлю в середине древка копья для усиления броска . Они метали диск весом 6 килограммов 800 граммов – в три раза тяжелее современного. Возможно, поэтому они выполняли настолько совершенные скручивания и броски, что эти техники сохранились до наших дней.

    Самое интригующее различие наблюдается в прыжках в длину: греки держали в руках грузы от 2 до 7 килограммов для усиления импульса и увеличения длины прыжка.

    Держать тяжести, чтобы прыгнуть подальше – кажется абсурдным. В действительности вы можете поймать импульс летящего груза и он буквально протащит вас по воздуху так, что вы ощутите инерционную силу на себе. Это в самом деле добавляет длину прыжку.

    Длина невероятная: яма для прыжков была рассчитана на 15 метров, это на 6 метров больше современного мирового рекорда. Пятиборцы, как и все олимпийцы, состязались обнаженными.

    Обнаженная олимпиада

    В точки зрения современных людей нагота – самый удивительный аспект древних Олимпийских игр. Все соревнования проходили без одежды : бег, метание диска, борьба и все остальное.

    Но почему участники стали выступать нагими ? История гласит, что так повелось с 8 века до н.э. В 720 году бегун по имени Арсип потерял во время состязания набедренную повязку . Он победил, и все бегуны решили соревноваться голыми. Постепенно этот обычай распространился и на другие виды спорта.


    Современные ученые отвергают подобные объяснения и отмечают, что нагота и гомосексуализм не считались постыдными в греческом обществе . Само слово «гимнасия», где греки обучались, означало «нагота».

    Придумали в 600-х годах до н.э. Это были сооружения для тренировок. И в это же время значение гомосексуализма возросло, он перестал быть секретом среди греков. Возможно, отчасти поэтому в играх была введена нагота.

    Гомосексуальность не только не была постыдной в , она даже поощрялась, потому что для мужчины важно жениться на девственнице и родить детей. Единственным способом сохранить девственниц нетронутыми были гомосексуальные связи. Атмосфера на олимпиаде была весьма наэлектризованной, это были лучшие мужи городов-государств: они были самыми привлекательными, натренированными и между ними было сексуальное притяжение.

    Как и между мужчинами и женщинами, которые допускались смотреть обнаженные игры. Как ни странно, но замужним женщинам строго запрещалось смотреть игры , даже просто пересекать реку Альтис, огибавшую священное место. Нарушение запрета каралось смертью . Женщин, пойманных на священной земле, сбрасывали в пропасть, зиявшую вблизи храма.

    Но юные девушки-девственницы могли смотреть игры, несмотря на наготу спортсменов и брутальность зрелищ. Незамужние девушки допускались на стадион , потому что в некотором смысле они были несведущими, им нужно было привыкнуть к мысли, что мужчина будет частью их жизни. Наилучшей прелюдией и было выступление обнаженных мужчин.

    Кто-то из современных исследователей сказал, что такой порядок сложился, чтобы замужние женщины не видели, чего они уже не могут иметь, а юные девы посмотрели на лучших из лучших , чтобы знать, к чему стремиться.

    Герейский игры

    Девы могли соревноваться в своих играх, называвшихся Гереями в честь , жены Зевса. Гереи состояли из трех забегов: для девочек, девушек-подростков и молодых женщин длиной в одну дорожку на олимпийском стадионе, укороченную на одну шестую соразмерно женскому шагу.



    Спартанские девочки тренировались с рождения наравне с мальчиками, поэтому они были лидерами игр.

    В отличие от мужчин, девушки не соревновались нагими: они надевали короткие туники, хитоны, открывавшие правую грудь .

    Женские соревнования были ритуальным действом, чем-то вроде публичной демонстрации их силы и духа перед тем, как их усмирят узы брака, и перед тем, как они станут женщинами, это был ритуальный переход.

    Женские забеги проходили в день, когда мужчины отдыхали. Это был день ритуалов и пиршеств, подводивших к кульминации религиозной части древних игр.

    Искусство в Олимпии


    Но люди съезжались к Олимпу не только ради игр, они буквально хотели людей посмотреть и себя показать: , – здесь любого из них можно было встретить в толпе. , первый в мире профессиональный историк, заслужил себе славу именно здесь, читая свои труды у храма Зевса .

    Люди приезжали насладиться произведениями искусства, украшавшими храм. Те, кто впервые видел это место, поражались его красоте. Когда-то на месте этих руин были тысячи шедевров, «лес скульптур», как выразился один писатель.

    Но лишь несколько их них дошли до наших времен – те, что археологи вытащили из-под булыжников чуть более века назад. К сожалению, ничего не осталось от легендарной , стоявшей в храме и считавшейся одним из Семи чудес света.

    На создание этой статуи ушло несметное количество золота и слоновой кости . Все тело Зевса было выполнено из слоновой кости, его трон был из слоновой кости, черного дерева и драгоценных камней. Одеяние Зевса было целиком из золота – золотой фольги.

    Десятки желобов в виде львиных голов украшали храм и окружали статую. Снаружи по периметру храма скульптуры изображали сцены из . Яркие орнаменты на стенах некоторых построек комплекса делали храм еще ослепительнее.

    Руины, окруженные 182 колоннами, когда-то были гостиницей Леонидио , в которой останавливались лишь самые богатые люди. Из сотни тысяч приезжавших к Олимпу лишь 50 постояльцев могли разместиться здесь одновременно.



    От алтаря Зевса не осталось и следа
    . Когда-то он находился между храмами Зевса и , он был главной святыней Олимпии , здесь ежедневно приносили животных в жертву. Этот алтарь в виде конуса высотой более 9 метров был знаменит на всю Древнюю Грецию. Он целиком состояли из пепла жертвенных животных. Алтарь был символом поклонения Зевсу : чем больше ему приносили жертв, тем больше почестей ему оказывалось, а это наглядное напоминание о том, сколько жертв принесено его божественной сущности.

    Пепел смешивали с водой и спрессовывали в форму. На склоне этого пепельного кургана были вырезаны ступени, по которым жрецы поднимались, чтобы сделать еще одно жертвенное подношение.

    В полдень третьего дня игр жертвоприношение становилось особых зрелищем : стадо быков – целую сотню – закалывали и сжигали в честь Зевса . Но в действительности лишь маленький символический кусочек от каждого животного отдавали богу.

    Они брали самые бесполезные части животных, клали на алтарь, а затем сжигали для богов. 90% туши они разделывали и готовили , а вечером каждому доставалось по куску. Мясо раздавали толпе, это было целое событие.

    Бег — самый первый вид спорта

    Еще большее событие было на следующее утро: соревнование по бегу среди мужчин. Самый первый и некогда единственный вид спорта имел особое значение для греков, называвших каждую олимпиаду в честь победителей кросса или спринта .


    Беговые дорожки практически не отличались от современных. На стартовой линии были выемки , в которые бегуны могли упираться пальцами ног. Дистанция была длиной около 180 метров. По легенде мог пробежать именно такое расстояние на одном дыхании. По обеим сторонам на склонах сидело 45 тысяч ревущих зрителей. Многие из них разбивали здесь лагеря и ночью готовили еду.

    Интересно, что даже под августовским зноем они смотрели игры с непокрытой головой: ношение головных уборов на стадионе запрещалось , потому что они могли загородить кому-нибудь вид.

    Несмотря на богатство и престиж игр, на склонах холма никогда не строили лавки , как на других стадионах. Греки хотели сохранить древнюю демократическую традицию сидения на траве . Лишь 12 каменных тронов в центре предназначались элланодикам – судьям. Еще одно место для сидения отводилось единственной замужней женщине, которая могла присутствовать на стадионе – жрице , богине урожая, которой когда-то поклонялись на Олимпе еще до Зевса.

    На стадионе могли одновременно соревноваться 20 бегунов. Стартовые позиции разыгрывались жеребьевкой, затем созывали их на старт по одному. Фальстарты были строго запрещены : тех, кто срывался с места раньше времени, судьи били розгами .


    В 4 веке до н.э. греки изобрели стартовый механизм гисплекс – деревянные стартовые ворота , гарантировавшие честный старт.

    В чем было основное отличие древних забегов от современных ? В стартовых позициях. Нам такая расстановка бегунов показалась бы странной, но нужно было понимать, как все было устроено: когда ограждающая доска падала, руки атлетов опускались, тело подавалось вперед, пальцы ног отталкивались от углублений в земле – стартовый рывок получался очень мощным .

    Неизвестно, насколько быстро бегали греки, они не стали бы фиксировать время, даже если у них были бы секундомеры. Они никогда не сравнивали соревнования с какими бы то ни было рекордами. Для греков идея и смысл спорта были в поединке между мужчинами , в борьбе и том, что они называли словом «агон».

    Однако, легенды о скорости сохранились. Одна из статуй гласит, что Флегий из Спарты не бегал, а летал над стадионом. Его скорость была феноменальной, неподдающейся вычислению.

    Помимо бега на короткую дистанцию греки соревновались в беге на двойную дистанцию , т.е. туда и обратно по беговой дорожке, а также в Дарикосе – здесь нужно было бежать 20 раз по круговой дорожке длиной 3800 метров.

    По иронии судьбы знаменитые эстафетные гонки с факелами не входили в программу Олимпийских игр, как и , которые греки считали формой общения , будучи феноменальными бегунами на длинные дистанции. Сразу после победы в Дорикосе в 328 году атлет по имени Авгий пробежал с Олимпа и до дома в 97 километров за один день.

    Последняя гонка в такой день была самой необычной: изматывающее испытание на скорость и силу, в котором греческие пехотинцы, называвшиеся , бежали два раза туда и обратно по дорожке стадиона в полном обмундировании и снаряжении. Представьте себе, какого бежать с 20 килограммами оружия 400 метров на самой высокой скорости и разворачиваться.

    Интересно, что забег гоплитов устраивался в самом конце олимпиады, он означал конец олимпийского перемирия и возвращение к вражде и военным действиям. Это было напоминание о том, что красота игр должна была подойти к концу, на смену ей приходили другие важные события.

    Легенды древних Олимпийских игр

    Более 12 веков лучшие атлеты Древнего мира съезжались в Олимпию, чтобы состязаться в играх, которые были главным испытанием на силу и ловкость.

    Что получали победители? Всего лишь ветвь, срезанную с оливкового дерева в роще за храмом Зевса. Но стоило им вернуться домой, и их осыпали подарками: бесплатное питание до конца жизни и вознаграждение за каждую победу , соразмерное современной сотне тысяч долларов.

    Им поклонялись, как героям или даже богам, даже их пот вызывал благоговение как символ борьбы. Пот атлетов был дорогим товаром . Он собирался вместе с пылью с площадки во время соревнований, помещался в бутылки и продавался как магическое снадобье .

    Сохранился камень, который хранит имена победителей олимпиады. К сожалению, до наших времен не дошли статуи легенд игр, таких как – борец, выигравший 6 олимпиад подряд . Его так боялись, что соперники разом выбывали из игры, раздавленные его славой. Говорили, что он обладал нечеловеческой силой. Древние тексты сообщают, что однажды Милон пронес взрослого быка по стадиону, затем разделал его и съел его за день целиком.

    Еще один олимпиец был известным силачем – , чемпион панкратиона в 408 году до н.э. Он был известен и подвигами и за пределами стадиона: говорили, что Полидам сражался со взрослым львом и убил его голыми руками, а также остановил на полном ходу колесницу , схватившись одной рукой за заднюю часть.

    Среди бегунов лучшим был Леонид Родосский . Говорили, что он быстр, как бог. Он побеждал в трех гонках в течение 4 олимпиад подряд. На его почитали как бога.

    Но главный олимпийский рекорд принадлежит прыгуну Фаилу , участвовавшему в 110-ой олимпиаде. История гласит, что яма для прыжков была длиной 15 метров, это невообразимо для нас, ведь современные спортсмены прыгают чуть дальше 9 метров. Говорили, что Фаил перепрыгнул ту яму и приземлился где-то на 17 метрах с такой силой, что сломал себе обе ноги.

    Но прыжок Фаила ничто по сравнению со скачком самой олимпиады во времени. В храме отражена и выдающаяся история. Этот круглый монумент был воздвигнут царем и его сыном в честь победы над греками в 338 году до н.э. Они построили этот мемориал в сердце Олимпии, чтобы показать свою силу и власть.

    Также поступили римляне пару веков спустя, установив 21 золотой щит вокруг храма Зевса , когда Греция стала римской провинцией. Таким образом, Олимпия стала воплощением римского величия, и римляне приложили немало усилий к поддержанию святилища в достойном состоянии: они построили акведук, подводивший воду к одному из сооружений, кроме того, римляне соорудили там термы и своеобразный клуб для спортсменов, обнаруженный немецкими археологами лишь в 1995 году.

    Членами клуба могли быть лишь победители игр. Здание было выложено мраморной плиткой, ею были покрыты даже стены. В античных источниках есть подтверждения, что подобные клубы существовали . Победивший атлет в Олимпии сразу причислялся к кругу избранных.

    Здание было построено императором , считавшим себя богом. В 67 году он принял участие в соревновании колесниц . Управляя повозкой, запряженной 10-ю лошадьми, Нерон не справился с управлением и, разбив колесницу, не закончил гонку. Тем не менее, победителем был объявлен именно он . Год спустя после смерти императора это решение было пересмотрено .

    Конец древних Олимпийских игр

    Как и когда прервалась традиция игр?

    До самого недавнего времени считалось, что последняя олимпиада прошла в 393 году н.э., когда император Феодосий I , бывший глубоко верующим христианином, положил конец всем языческим традициям .

    30 лет спустя, в 426 году н.э. его сын довершил начатое, предав огню святилище и Храм Зевса .

    Однако ученым удалось обнаружить доказательства того, что традиция игр продолжалась еще почти целый век вплоть до 500-го года н.э. Эти сведения были обнаружены на мраморной табличке , найденной на дне древней уборной. На ней были надписи, оставленные рукой 14 разных атлетов – победителей олимпиад. Последняя надпись относится к самому концу 4 века н.э. Таким образом, следует считать, что история игр должна быть продлена еще на 120 лет.

    Древние игры окончательно исчезли вместе с самой Олимпией, разрушенной двумя землетрясениями в начале 5 века. В последствии на руинах возникла небольшая христианская деревушка, жители которой превратили в церковь единственное уцелевшее здание – мастерскую великого скульптора , изваявшего некогда легендарную статую Зевса.

    К 6 веку наводнения уничтожили ее вместе со всем , что оставалось от древней Олимпии, на долгие 13 веков скрыв руины под 8-ми метровым слоем грязи и земли.

    Первые раскопки были проведены в 1829 году. Немецкие археологи появились здесь в 1875 году и с тех пор работы не прекращались никогда.

    Однако, раскопки оказались столь тяжелыми и дорогостоящими , что стадион был освобожден из земляного плена лишь к 1960-м годам. Стоимость работ по раскопке ипподрома, скрытого рощами, столь велика, что он, вероятно, навсегда останется под землей.

    Однако, дух этого места возрождается , как возродились в 1896 году в самый разгар раскопок и сами Олимпийские игры. Каждые 4 года на протяжении 12 веков здесь зажигался олимпийский огонь , и эта традиция возобновилась в наше время. Отсюда начинает свой путь в руках бегунов огонь, символизирующий начало игр, игр, которым никогда не удастся достичь размаха и блеска олимпиад прошлого.


    Сейчас существует великое количество абсолютно чокнутых видов спорта, но в былые времена тоже было, чем похвалиться. Либо чего же ужаснуться. Остается лишь довольствоваться тому, что некие игры канули в Лету – и о их издавна позабыли. Так что это – всего только урок истории.

    Панкратион



    Античные греки знамениты не лишь творением западной цивилизации, но и изобретением твердой игры «панкратион», которую, совместно с тем, можно же считать прогрессом в страшащем списке тогдашних «игр». Эта была чрезвычайно схожа на современное смешение боевых искусств, за исключением того, что в нем не было никаких верховодил, раундов, перерывов. Надобно было подобраться к сопернику так недалеко, чтоб получить контроль над ним. На этом шаге следовало использовать удары, захваты, обхватывания и иные приемы, что принудили бы конкурента сдаться.

    Этот вид спорта даже вошел в програмку Олимпийских Игр старого мира, а спортсмены разработали множество техник и приемов.

    «Коррида»со слонами



    Эту игру игрались в 54 году н. э. в Риме. В так именуемом «жилковании» игроки обязаны были стать перед чудовищем под заглавием «Животное из Карфагена». На самом деле это были слоны.

    В добавление к тому, что надобно было драться со слонами, каждый раб(и игрались конкретно плененные рабы)осмысливал, что у возможность выживания не превосходит 2-ух процентов. Ну, с процентами мы, может быть, и переборщили: откуда рабам было знать о процентах… Как бы там ни было, это была смертоносная гладиаторская игра. Римляне игрались в эту игру так нередко, что северно-африканские слоны оказались под опасностью вымирания…

    Перетягивание шкур



    Перетягивание каната - одна из старых игр, в которую играют до сих пор. Канат можно же тащить через различные препятствия: болото, пруд. Но никто не додумался бы тащить его через яму с огнем. А викинги додумались. Заместо веревки тогда использовались шкуры животных. Вновь таки неясна участь проигравших: по неким версиям, они полностью могли стать жертвами воинственности викингов.


    Еще до появления футбола официальной игрой старой Мексики была странноватая игра, которую майя именовали питц. В неких вариантах ее называют мезоамериканской игрой в мяч. Игрались практически как в волейбол(желая верховодила, по великому счету, остались безызвестными), а роль мяча играл увесистый шар(около 4 кг), скатанный из необыкновенной резины.

    Очки засчитывались за атаку стенки соперника, и снимались, ежели мяч дотрагивался земли больше 2-ух разов. Заслужить почтение публики и даже выиграть в конце могла неважно какая команда. Для этого необходимо было перебросить мяч через вертикально расположенный обод, что находился на неимоверной вышине. Фавориты отправлялись торжествовать победу, а проигравшие… Здесь воззрения расползаются. Историки подразумевают, что время от времени игра воспринимала ритуальный нрав: она была долею церемонии жертвоприношения старым богам… Желая тяжело сказать, кого конкретно избирали жертвой: фаворитов либо проигравших. На данный момент игра заполучила наиболее цивилизованные и мирные черты. Ее именуют «улама».

    Турнир рыбаков



    Игра содержалась в том, что 8 юношей заскакивали в рыболовную лодку и плыли по Нилу. Позже они начинали биться: прямо среди реки. Битва была очень жестокой: без ран не обходилось, как и без падения за борт. Тяжело в это поверить, но почти все тогдашние рыбаки, не то, что обыденные люди, не умели плавать… Так что почти все просто тонули… Да и не идет забывать и о крокодилах и гиппопотамах, которые здесь же появлялись, когда на лодках начинались вопли, а в воде возникало хоть немножко крови. Как вы разумеете, животные тоже вносили свою лепту в эту игру, в которой чрезвычайно трудно углядеть хоть малую толику здорового смысла…

    Навмахия



    Эта игра представляет собой морской бой, лишь с истинными кораблями.

    Все достаточно просто. Римляне делали необыкновенный амфитеатр с водой и истинными кораблями, которые обязаны были биться как в истинней битве. Римляне именовали игру навмахия, что в переводе значит «военные события с внедрением военно-морских сил». Количество соучастников достигало нескольких тысяч, и все происходило практически так же, как и в настоящей битве.

    Отыскать несколько тысяч парней, готовых биться на этих судах было непросто, потому почти все из их, возможно, были рабами, как и в случае с гладиаторскими боями… И, в общем-то, абсолютно непонятно, для чего было учреждать сходственные вида, беря во внимание количество старых войн. Полностью можно же было продавать билеты и на те схватки. Но, видно, публика требовала другого…

    Древние виды спорта никогда бы не прижились в современном мире. В этой статье мы не будем рассказывать про футболистов 1940 года, когда те носили кожаные шлемы. Все будет еще более странным и гораздо , чем вы можете себе представить.

    1. Месоамериканская игра в мяч . Америка, страна, которая появилась благодаря уничтожению местного населения и заменою их на преступников. Собственно, , а майа предпочитали любым диетам. Последние выделились еще и любовью к спорту.


    Задолго до того, как Колумб открыл Америку штурмом, официальным видом спорта древней Мексики была странная игра, которую майя называли Pitz. С тех пор нет ни одного слова на английском языке, которое может передать всю жестокость этой забавы, так что мы назовем ее просто Месоамериканская игра в мяч.


    Судя по изображению, она была гораздо веселее советских электронных игр. Да что там говорить - даже графика наскальной живописи хрен-знает-какого-века у диких племен была лучше!

    Месоамериканская игра в мяч была почти как волейбол, за исключением того, что мяч был резиновым, весил минимум 4 килограмма, и в случае неудачи, вас обезглавливали. Игроки должны были удержать тяжеленный мяч в воздухе, используя лишь свои задницы бедра, изредка разрешались биты, ракетки и камни. К слову, иногда, травмы от мяча на теле игрока были столь ужасны, что их приходилось вспарывать. Ну, а если мячик попадал спортсмену в пах, то его убивали на месте. Потому что, ну, вы понимаете, милосердие оно такое.


    После игры, победители будут развлекаться с дамочками и рисовать каракули по всему своему телу, а проигравшую команду - зарежут, а их капитана лишат головы.

    2. Перетягивание каната. Перетягивание каната остается одним из самых древних видов спорта, в который играют до сих пор. Вы, возможно, не раз с друзьями перетягивали канат в школе или летнем лагере. Скажите, вы пробовали вырыть огненную яму между командами?! А до этого додумались, и, согласитесь, это делает забаву еще интересней!


    Вместо веревки, игроки использовали шкуры животных, а учитывая нездоровую любовь викингов к насилию, убийствам, огню и одержимость изнасилованиями - объединение всего это в троеборье, было лишь вопросом времени.

    Перетягивание каната происходило над огненной ямой, за пределами города который они только что захватили, а победителям доставались эксклюзивные права на изнасилование всех местных женщин. Победители получили все радости грабежа, а проигравшие сгорали заживо.


    3. Панкратион. В то время как Греция несет ответственность за множество изобретений и терминов западной цивилизации, а вдохнула жизнь во множество , безжалостные пожиратели оливок также несут ответственность за изобретение жестокого вида спорта, который называется панкратион. Некоторое подобие современным боевым искусства, но этот вид древнего спорта был слишком гейским, чтобы сохраниться до наших дней.


    Развлекательный портал сайт искренне надеется на то,
    что ни один борец только что на нас не обиделся.
    Серьезно, это история - ничего личного, педик!


    В этой голубоглазой забаве не было ни правил, ни раундов, ни пауз. Идея заключалась в том, чтобы победить противника используя лишь свое тело. Удары руками, ногами, головой, нанесение урона в прыжке и так далее. Обычная драка без правил, но судья был, и он следил лишь за тем, чтобы соперники не убили и не покалечили друг друга. Естественно, это не всегда удавалось.

    Этот древний вид спорта был не столь жесток, как хотелось толпе, и тогда, на смену ему пришли известные и по сей день . Последние пользовались большей популярностью, просто потому, что они убивали друг друга, калечили, их можно было травить животными и т.д. и т.п.


    4. Навмахия. Игралив Морской бой? Римляне тоже знали эту игру, вот только использовали настоящие корабли. Они заполняли амфитеатр водой, бросали шлюпки на воду и наслаждались смертельной схваткой. Навмахия в переводе означает "морская война", и бои, как правило, пародировали сцены из самых известных сражений в истории человечества. Участников было несколько тысяч, почти точное количество настоящих участников реального сражения.

    В отличие от реальных сражений, ничто не смывало кровь на палубе корабля. Кровь, части тел и внутренние органы просто накапливалась, пока не переваливались за борт. Многие мужчины буквально захлебывались собственной кровью в процессе этого древнего спорта. Большинство умирало, и, как правило, это были рабы.


    Морская война в Древнем Риме включала наличие огнеметов типа напалма и его называли греческим огнем, который возгорался в момент реакции с кислородом. Так что, по мимо тонн крови, раздутых трупов и отрубленных конечностей, зрители могли насладиться сгоревшими заживо рабами. К слову, оцените пофигистические выражения лиц участников этого древнего вида спорта: