• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Ум есть у многих, да ловкость не у всякого.

    Ловкий слету хватает, нерасторопный и спящего не поймает.

    Пословицы

    Мальчик с ловкими ягодицами отбирает у папы ремень во время порки.

    Ловкость как качество личности – способность проявлять отличную сноровку, искусность и точность в движениях; умение находить выход из любого трудного положения, проявлять хитрость, оборотливость и изворотливость.

    В цирке выходит на арену конферансье и объявляет: — А сейчас ловкий мальчик с феноменальной памятью выпьет ведро воды! Выбегает мальчик, ловко выпивает ведро воды и уходит. Через некоторое время конферансье опять объявляет: — А сейчас ловкий мальчик с феноменальной памятью выпьет ведро воды! Выбегает мальчик, ловко выпивает ведро воды и уходит. К окончанию представления снова выходит конферансье и торжественно сообщает: — А сейчас ловкий мальчик с феноменальной памятью описает всех, кто сидит в первых пяти рядах! Предупреждаю сразу: убегать бесполезно, он очень ловок и у него феноменальная память!

    Ловкость – это умение мгновенно найти необходимый выход из внезапного изменения ситуации. У ловкости есть четыре подруги – сила, быстрота, выносливость и экспромтность. Вместе с ловкостью они образуют замечательный квартет, умножающий способности человека. Ловкость оказывает на людей магическое, неотразимое обаяние. Удаль и легкость, с которой она решает, казалось бы неразрешимые задачи, заставляет окружающих испытывать изумление и восторг. На физиологическом уровне она ловкость проявляет способность тела к проворству, ухватке, подвижности и гибкости.

    Жонглера останавливает полицейский и находит полную машину красивых ножей. «Я жонглер, и я жонглирую этими ножами», — объясняет он. Полицейский просит доказать, и жонглер показывает свое искусство на обочине. В это время мимо проезжает мужик и думает: «Счастье, что я бросил пить! Гляди, какой тест они выдумали!»

    Слово „ловкость“ есть производное от корня „лов“. Глагол от этого корня - „ловить“. Первоначальное значение слова относится к охоте, промыслу, ловле зверя, птицы, рыбы. Охотник прежде назывался ловцом („Были бы бобры, а ловцы найдутся“, „На ловца и зверь бежит“). Употребляемые для охоты собаки назывались ловчими собаками - борзые, хортые и т. д. Выдрессированные для охоты птицы - ястреб, сокол - назывались ловчими птицами. Способность этих животных хватать зверя, перенимать его, кидаться, вцепляться в зверя, изворачиваться называлась в старину ловчивостью или ловкостью.

    Н.А. Бернштейн в книге «О ловкости и ее развитии» приводит пример, когда в самом начале Великой Отечественной войны наша конная разведка попала в кольцо немцев, значительно превосходивших ее силами. Положение создалось очень напряженное, и прорвать кольцо было нелегко.

    Среди участников разведки был один цирковой наездник. При первых же выстрелах неприятеля он зашатался в седле и свесился головой вниз. Немцы решили, что он убит и случайно зацепился за стремена, и перестали обращать внимание как на него, так и на его лошадь, беспорядочно метавшуюся с мертвым телом по полю. Но наездник не был даже ранен. С лошадью они были давними друзьями и понимали друг друга без слов. Притворяясь убитым, он продолжал уверенно управлять своим конем и, заставляя его как будто бы в растерянности носиться туда и сюда, сумел в этой неимоверной позе не только уйти, целым от неприятеля, но перед этим собрать весь необходимый разведочный материал. Когда он решил, что пронаблюдал достаточно, он пустил лошадь вскачь, поднялся в седло и благополучно вернулся к своим.

    Что позволило этому герою не только избежать гибели, но и блестяще выполнить боевое задание? Самообладание, сила, выносливость? Да, но больше и прежде всего - двигательное мастерство и находчивость, то есть ловкость.

    Вот другой пример из многих и многих тысяч подвигов, совершенных нашими славными воинами в эту великую войну.

    Фашисты вели осаду деревенского дома и уже почти овладели им. Один из фашистов залег за закрытыми воротами, просунул ствол пулемета между их створками и подворотней и поливал оттуда дом, пока низ его не был захвачен фашистами. Последний задержавшийся в доме красноармеец взбежал на чердак. Путь к отступлению был ему отрезан, и было очевидно, что в ближайшие минуты немцы нападут на него с тыла. Нельзя было терять ни одного мгновения.

    Красноармеец подбежал к чердачному окну и быстро сориентировался. Мгновенно выхватил из-за пояса ручную гранату и метнул ее в створки ворот под окном. Увидев сквозь дым, что створки разлетелись в щепы, и заметя под ними оглушенного немецкого пулеметчика, он выскочил из окна, перевернулся в воздухе и сел прямо на немца. Прежде чем тот очнулся, он выхватил у него из кобуры пистолет, тут «же принесший могилу своему бывшему хозяину, повернулся и, всё продолжая сидеть верхом на мертвом немце, успел направить его пулемет на чердак в ту самую минуту, как на нем показались фрицы. Данная по ним неожиданная очередь вызвала среди фрицев сильное замешательство, которое было целиком использовано нашими бойцами, подоспевшими на выручку.

    Для более красочного восприятия ловкости приведем одну народную сказку.

    Отец послал своих трех сыновей походить по свету и поучиться уму-разуму. Через три года вернулись сыновья домой и сообщили отцу, что один из них выучился ремеслу цирюльника, второй - кузнеца и третий фехтовальщика. Отец предложил: сесть всем у дверей дома и подождать, чтобы каждому из сыновей представился случаи выказать свое искусство. Кто перещеголяет остальных своим мастерством, тому он завещает и дом, и все добро.

    Совсем недолго посидели они у ворот, вдруг видят: скачет к ним по полю заяц. - Этого-то мне и нужно, - сказал цирюльник, - схватил свои принадлежности, погнался за зайцем, на всем бегу намылил ему мордочку и выбрил ее чисто — начисто, не сделавши ни одной царапинки. - Да, - сказал отец, - ты большой искусник Если другие братья чего-нибудь еще более удивительного не сделают, дом твой.

    Погодите, батюшка, - сказал второй сын, кузнец. А тут как раз показалась на дороге карета, которую во весь опор мчала пара рысаков. Схватил кузнец инструменты, побежав за каретой, сорвал у лошадей все восемь подков и на всем скаку же заменил их новыми восемью подковами. - И ты, я вижу, не терял даром времени, - сказал отец. - Не знаю уж, кто из вас двоих более ловок. Нелегко будет угоняться за вами третьему брату!

    Только он сказал это, стал накрапывать дождь. Отец и два первых сына спрятались под навес крыльца, третий же сын, фехтовальщик, остался снаружи, выхватил свою рапиру и стал фехтовать у себя над головой, отбивая каждую дождевую каплю. Дождь шел все сильнее и сильнее и, наконец, полился проливной, словно кто воду с неба из корыта лил, а он только все быстрее работал своею рапирой и каждую каплю успевал отразить по всем правилам фехтования, так что оставался сухим, будто сидел под зонтиком или под крышей. Видя такое дело, не сумел отец отдать никому из сыновей предпочтения, разделил имение между тремя сыновьями поровну. И правильно сделал.

    Петр Ковалев

    Ловкость – способность человека овладеть новыми двигательными навыками, производить сложные действия в меняющихся условиях времени и пространства, точно рассчитывать свои действия во времени и пространстве. Среди физических качеств ловкость занимает особое место. Она тесно связана с двигательными навыками и поэтому имеет наиболее комплексный характер.

    Высокий уровень ловкости – важное условие обучения и совершенствования двигательных действий и техники. Это качество играет важнейшую роль в тех видах спорта, которые предъявляют большие требования к координации движений.

    Различают общую ловкость (она проявляется в разнообразных условиях двигательной деятельности) и специальную (способность к усвоение и вариативному применению техники соответствующего вида спорта).

    Методические требования к развитию ловкости:

    1. Основной задачей в формировании ловкости должно быть овладение новыми разнообразными двигательными навыками и их компонентами. Это расширяет базу для выработки координационных связей.

    2. Необходимо систематически овладевать новыми навыками. Способность к обучению снижается, если запас движений длительное время не пополняется. Автоматизированные действия, выполняемые в стандартных условиях, не содействуют развитию ловкости.

    3. Упражнения для развития ловкости должны отличаться определенной координационно – двигательной сложностью, в то время как другие физические качества.

    4. Для развития ловкости как способности подростка быстро перестраивать двигательные действия особенно полезны спортивные и подвижные игры, бег с препятствиями и др.

    5. Работать над ловкостью лучше всего в начале выполнения домашних по физической культуре. Интервалы между упражнениями оптимальные. Упражнений в одном занятии должно быть немного, однако тренироваться в ловкости нужно чаще.

    6. Наилучший период для развития ловкости – детский и подростковый возраст, так как организм в это время наиболее пластичен, что позволяет рано заложить основы быстрого усвоения сложных двигательных навыков.

    Примерные упражнения для развития ловкости:

    1. Кувырки вперед и назад в группировке, боком (вправо и влево).

    2. Кувырок прыжком.

    3. Переворот в сторону.

    4. Спортивные игры: волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис и др. (при правильной технике и тактике игр).

    5. Прыжок через скакалку (на одной, обеих ногах, с двойным оборотом скакалки при одном подскоке, со скрещением рук впереди и т.д.).

    6. Подбрасывание и ловля набивного мяча в положениях стоя, сидя и лёжа.

    7. Различные подвижные игры, требующие значительного развития ловкости.

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО

    ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

    МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

    УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

    Смоленский филиал МИИТ

    Реферат

    по дисциплине «Физическая культура»

    на тему: «Ловкость, как физическое качество»

    Смоленск 2015 г.

    Выполнил: Корнилов Д.А.

    группа 1320-ЭНб

    Рецензент: Никольская Т. В.

      Воспитание ловкости(3-10)

      Ловкость в футболе(11-12)

      Ловкость в хоккее (13-14)

      Используемая литература(15)

    Воспитание ловкости

    Ловкость и координационные качества являются фундаментом, на котором легко строить здание арсенала технических приёмов. Сначала немного общей теории (немного, по сравнению с полным объёмом информации), для полного осознания механизмов реализации качества в спортивной жизни и правильного понимания методики развития ловкости и применения этих знаний в систематической тренировочной работе. Ловкость развивается довольно медленно и надо настраиваться на то, что в течение нескольких лет потребуется планомерная, целенаправленная и систематическая работа.

    Ловкость - это сложный психофизический комплекс, включающий в себя: умение распределять и концентрировать внимание, способность быстро ориентироваться, оперативно мыслить, направлять волевые усилия на управление эмоциями и выполнять сложно координированные действия.

    Ловкость - комплексное качество , которое позволяет:

    - быстро и точно реагировать на неожиданно возникающие ситуации

    Выполнять сложные по координации движения рационально и экономично

    - точно выполнять движения в сложных и/или неожиданно изменяющихся условиях

    Рационально и экономно решать двигательные задачи

    Быстро и качественно овладевать новыми движениями и/или быстро их перестраивать

    Вот ещё одно интересное определение ловкости, связанное с семантикой названия.

    «… Там, где двигательная задача осложнена и решить ее надо не идучи напролом, а с двигательной находчивостью, там, говорим мы, нужно изловчиться, приловчиться. Там, где нельзя взять силой, помогает уловка. Когда мы овладеваем двигательным навыком и с его помощью подчиняем себе более или менее трудную двигательную задачу, мы говорим, что мы наловчились. Так, во всех случаях, где требуется эта двигательная, инициатива, или изворотливость, или так или иначе искусное прилаживание наших движений к возникшей задаче, язык находит выражения одного общего корня со словом ловкость….»

    Ловкость сложное качество, но она не являются суммой простых. Сложное качество - это интегрированная межанализаторная качественная особенность двигательного действия.

    Обобщая все эти определения, можно сказать.

    Ловкость- термин, которым определяют разнообразные двигательные качества, способности и чувства. Ловкость как двигательное качество – это способность выполнять движения во внезапно возникающих ситуациях. В ловкости физическое и психическое в человеке выступают в единстве с наибольшей полнотой.

    Ловкость, как двигательное качество, включает в себя:

    Координационные способности (согласование и перестроение движений,

    дифференцирование усилий, мышечная координация, произвольное расслабление)

    Разнообразные реакции (зрительно-моторная, переключения внимания)

    Чувства (равновесия, времени и пространства, ориентации, ритм)

    Среди физических способностей ловкость занимает особое положение. Она имеет самые разнообразные связи с остальными физическими качествами, тесно связана с двигательными навыками и потому имеет на­иболее комплексный характер. Чтобы быть ловким в движениях, уметь быстро и правильно решать двига­тельные задачи, надо быть сильным, быстрым, вынос­ливым, иметь хорошую подвижность в суставах, обла­дать высокими волевыми качествами. Чем сложнее движения или действия, чем быстрее надо проявлять ловкость, тем совершеннее она должна быть. Основными параметрами для измерения ловкости служат координационная сложность движений или двигательных действий и точность движения.

    Виды и степени развития ловкости.

    Степень развития ловкости определяется по точности, экономичности и рациональности движений.

    Различают ловкость:

    Специальную

    Прыжковую

    Акробатическую

    Скоростную

    Степени ловкости.

    Различают три степени ловкости.

    Первая - характеризуется пространственной точностью и координированностью движений.

    Вторая – пространственной точностью и координированностью в сжатые сроки.

    Третья - высшая степень ловкости проявляется в точности и координированности движений, осуществляемых в сжатые сроки в переменных условиях.

    Основными измерителями ловкости считаются координационная сложность действия, точность и время выполнения.

    Ловкость определяется, как способность овладевать новыми движениями, с одной стороны, и как способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с условиями изменяющейся обстановки – с другой.

    Периодизация развития ловкости.

    Ловкость развивается довольно медленно и надо настраиваться на то, что в течение нескольких лет потребуется планомерная, целенаправленная и систематическая работа.

    Наибольшие сдвиги в координации движений наблюдаются у детей в возрасте от 7 до 12 – 13 лет. В этот период создается основа для овладения сложными навыками в последующие годы. Структура мозга 2 – 8 летнего ребенка уже почти идентична структуре мозга взрослого человека. С 7 до 12 лет происходит быстрое развитие двигательного анализатора, улучшается дифференцировочная способность зрительного анализатора. В 8 – 12 лет лабильность нервно–мышечной системы достигает уровня, близкого к уровню взрослого организма.

    Таким образом, мы должны целенаправленно развивать ловкость с 6-7 лет и работать над этим качеством постоянно, вводя в тренировочный процесс все новые, более сложные упражнения, выполнять как можно больше упражнений для воспитания координации движений.

    В разные возрастные периоды наблюдается неравномерность в развитии отдельных видов координационных способностей, (которые к 15-16 годам практически достигает уровня показателей взрослого человека) что необходимо учитывать при составлении стратегического плана развития ловкости.

    Периодизация развития ловкости как физического качества не имеет однозначного мнения в методической литературе. Высокий возрастной порог начала развития ловкости по всей видимости связан с практикой начала систематических и организованных (официальных) занятий спортом. Только недавно (несколько лет назад) началось привлечение к тренировкам в спортивных школах 3-5 летних детей.

    Нельзя пускать вопросы развития ловкости и координационных качеств на "самотёк". Родители, которые заинтересованы в успешной спортивной карьере своих детей должны самостоятельно и целенаправленно помогать своему ребёнку достигнуть максимального уровня развития этих физических качеств начиная с самого младшего возраста. И начинать можно с 2-3 лет.

    Методы и способы развития ловкости.

    Комплексность ловкости, как физического качества, требует гармоничного развития всех её составных частей:

    - координационных способностей:

    Перестроение и/или переключение движений

    Двигательная точность

    Умение различать темп и амплитуду движений

    Прогнозирование положения движущегося предмета в момент времени

    Дифференцирование пространственных, временных и силовых параметров движения

    - чувства:

    равновесия: - статическое

    Динамическое

    Совершенствования вестибулярного аппарата

    - «ловкой» быстроты

    Частоты движений

    Способность к изменению ритма

    Пространственное ориентирование

    Мышечное чувство

    Чувства времени и пространства

    - реакции:

    Зрительно-моторные

    Переключение внимания

    Эффективность в развитии ловкости, определяется:

    Правильной пропорцией развития перечисленных качеств и умений, в зависимости от сенситивного периода развития этих качеств на разных периодах спортивной подготовки

    Целенаправленной тренировочной работой

    Комплексность в подходе к развитию ловкости заключается в том, что в оперативное планирование занятий этим качеством, надо гармонично включать упражнения из всех составных частей ловкости. Т. е. составляя план тренировок, систематически включаем в неё не только отдельные упражнения, но и комплексы по развитию составляющих частей.

    Развитие ловкости представляет собой «комплекс комплексов», а не набор отдельных упражнений. На отдельных тренировочных отрезках, можно уделять внимание только одному направлению (например, применять только упражнения по развитию чувства равновесия). Но это можно делать только на небольшом промежутке времени, при решении задачи по «ударному» развитию этого качества.

    Физические упражнения, применяемые для развития ловкости, делятся на три группы:

    1. Упражнения, в которых нет стереотипных движений, и которые имеется элемент внезапности

    2. Упражнения, которые предъявляют высокие требования к координации и точности движений.

    3. Упражнения в технике и тактике игры с неожиданно изменяющимися ситуациями.

    При развитии ловкости необходимо руководствоваться следующими методическими рекомендациями:

    Разнообразить занятия, систематически вводить в них новые физические упражнения, различные формы их сочетания

    Варьировать нагрузку на организм по первым признакам ухудшения точности движений;

    Регулировать применяемые усилия и условия, сопутствующие занятиям;

    Определять достаточность отдыха между повторениями отдельных заданий

    Главное для развития ловкости – разнообразие движений. В индивидуальных занятиях разнообразие движений достигается благодаря периодической смене упражнений. Одни и те же развивающие упражнения в зависимости от характера, дозировки, темпа, величины преодолеваемого сопротивления, вариативности, амплитуды и наличия новизны, могут быть направлены на развитие разных качеств.

    Специальная ловкость.

    Специальная ловкость (правильное и быстрое выполнение технических действий с мячом, варьируя движения в зависимости от тактической задачи и изменяющейся обстановки) тренируется на первом этапе путем в основном при выполнении упражнений с ракеткой и мячом, которые по своей структуре должны как можно больше соответствовать игровым движениям.

    Физиология ловкости.

    В основе ловкости, по мнению физиологов, в боль­шей степени, чем в основе других качеств, лежит соот­ветствующее развитие двигательного анализатора, т. е. высокоразвитое мышечное чувство и богатство временных связей в двигательной зоне коры большого мозга. Другими словами, от объема моторных на­выков (двигательного опыта) зависит уровень, или степень, ловкости челове­ка. Чем больше этот объем, тем выше уровень лов­кости

    Ловкость зависит от деятельности двигательных анализаторов, а также от пластичности центральной нервной системы.

    Информация, получаемая головным мозгом человека, от органов чувств и анализаторов формирует восприятие человеком окружающего мира и самого себя.

    Анализатор человека - подсистема центральной нервной системы, обеспечивающая приём и первичный анализ информации. Периферийная часть анализатора - рецептор, центральная часть анализатора - мозг.

    Важными для обеспечения двигательной активности человека являются двигательный и вестибулярный анализаторы.

    Двигательный анализатор - нейрофизиологическая система, за счет работы которой осуществляется анализ и синтез сигналов, идущих от органов движения. Включает в себя: периферический отдел, состоящий из проприорецепторов, специфические проводящие нервные волокна, несущие импульсы к головному мозгу, подкорковые структуры и корковой отдел. Принимает участие в поддержании постоянного тонуса мышц тела и координации движений.

    Вестибулярный анализатор орган, воспринимающий изменения положения головы и тела в пространстве и направление движения тела у человека. Окончательное ее развитие завершается к 10 – 12. С физиологической точки зрения этот аппарат - часть сложнейшего механизма, позволяющего нам ориентироваться в любом трехмерном, даже в безопорном пространстве, а также поддерживать равновесие тела.

    Введение

    Физическая подготовленность человека характеризуется степенью развития основных физических качеств - силы, выносливости, гибкости, быстроты, ловкости и координации.

    Идея комплексной подготовки физических способностей людей идет с глубокой древности. Так лучше развиваются основные физические качества человека, не нарушается гармония в деятельности всех систем и органов человека. Так, к примеру, развитие скорости должно происходить в единстве с развитием силы, выносливости, ловкости. Именно такая слаженность и приводит к овладению жизненно необходимыми навыками.

    Физические качества и двигательные навыки, полученные в результате физических занятий, могут быть легко перенесены человеком в другие области его деятельности, и способствовать быстрому приспособлению человека к изменяющимся условиям труда, быта, что очень важно в современных жизненных условиях.

    В своем реферате я рассматриваю такое физическое качество человека, как ловкость. Ловкость это сложное качество, характеризующееся хорошей координацией и высокой точностью движений.

    Ловкость - это способность быстро овладевать сложными движениям быстро и точно перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Ловкость, в известной мере, качество врождённое, однако в процессе тренировки её в значительной степени можно совершенствовать.

    Определение ловкости

    Под ловкостью подразумевается способность человека к быстрому овладению новыми движениями или к быстрой перестройке двигательной деятельности в соответствии с требованиями внезапно изменившейся ситуации.

    Воспитание ловкости связано с повышением способности к выполнению сложных по координации движений, быстрому переключению от одних двигательных актов к другим и с выработкой умения действовать наиболее целесообразно в соответствии с внезапно изменившимися условиями или задачами.

    Координирующие способности:

    • 1) способность координировать движения при построении действия;
    • 2) способность перестроить их для изменения параметров действия или переключение на другое действие при изменении условий.

    Ловкость характеризуется координацией и точностью движений. Координация движений - основной компонент ловкости: способность к одновременному и последовательному согласованному сочетанию движений. Она зависит от четкой и соразмерной работой мышц, в которой строго согласованы различные по силе и времени мышечные напряжения.

    Некоторые авторы определяют координацию движений по-разному, акцентируя внимание на одной из ее сторон. Н.А. Бернштейн, принимая во внимание внешнюю сторону координации движений, определяет ее как преодоление избыточных ступеней свободы движущегося органа, т.е. превращение его в управляемую систему. Звено тела движется по равнодействующей внутренних, внешних и реактивных сил. Центральная нервная система получает от проприорецепторов движущегося органа информацию об отклонении его траектории от "надлежащей" и вносит соответствующие поправки в эффективный процесс. Данный принцип координирования он назвал принципом сенсорной коррекции.

    Ведущее место принадлежит ЦНС. Создание сложнейших координаций, необходимых для осуществления трудных задач, происходит за счет высокой пластичности нервных процессов, обусловливающих быстрое переключение с одних реакций на другие и создание новых временных связей.

    Ловкость в значительной степени зависит от имеющегося двигательного опыта. Владение разнообразными двигательными умениями и навыками положительно сказывается на функциональных возможностях двигательного анализатора. Следовательно, ловкость можно считать проявлением дееспособности функциональных систем управления движением.

    К основным факторам, определяющим ловкость, относятся: деятельность ЦНС, богатство динамических стереотипов, степень развития систем, умение управлять мышечным тонусом, полноценность восприятия собственных движений и окружающей обстановки. Все эти факторы тесно взаимосвязаны. физический способность ловкость координационный

    Ловкость может измеряться временем овладения или выполнения двигательного действия (мин, с), координационной сложностью выполняемого действия (оценка элементов в гимнастике из 8,9 и 10 баллов), точностью выполняемого действия (слалом - количество сбитых флажков, акробатика - высота, группировка, градусы в поворотах, устойчивость в приземлении), результатом (прыжки в высоту с шестом-м, см).

    Физическое качество ловкость и методы её развития

    Под физическим качеством ловкость понимается единство взаимодействия функций центрального и периферического управления двигательной системой человека, позволяющих перестраивать биомеханическую структуру действий в соответствии с меняющимися условиями решения двигательной задачи (Б.А. Ашмарин, 1990).

    По мнению В.М. Зациорского (1976), Н.В. Зимкина (1975), В.И. Филипповича (1980), ловкость - это способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), а также способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

    С.В. Янанис (1985), предлагает понимать ловкость как способность быстро осваивать новые движения и успешно действовать в переменных условиях, т.е. способность быстро управлять точными действиями в переменных условиях.

    В.И. Лях (1989) считает, что ловкость нельзя, по-видимому, рассматривать как физическое качество (способность), в то же время, о ней правомерно говорить как о комплексном психомоторном (двигательном) качестве, совокупности координационных способностей.

    Ряд авторов (B.C. Фарфель, 1960; С.В. Янанис, 1985; В.М. Зациорский, 1976; В. И. Лях, 1989) утверждают, что основным путём развития ловкости является овладение новыми разнообразными двигательными навыками и умениями, что приводит к увеличению запаса двигательных навыков и положительно сказывается на функциональных возможностях двигательного анализатора. Они рекомендуют использовать следующие методические приёмы:

    Применение необычных исходных положений;

    Зеркальное выполнение упражнений;

    Изменение скорости или темпа движений;

    Изменение пространственных границ упражнения;

    Смена способов выполнения упражнений;

    Осложнение упражнения дополнительными движениями;

    Создание непривычных условий выполнения упражнений;

    Выполнение знакомых упражнений в неизвестных заранее сочетаниях.

    Б. А. Ашмарин, (1990) считает, что наиболее эффективным методом воспитания ловкости является игровой метод с дополнительными заданиями и без них. Он предусматривает выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определённых условиях, либо определёнными двигательными действиями и т.п.

    Физическое качество гибкость и методы её развития

    Гибкость определяется как физическая способность человека выполнять движения с необходимой амплитудой (Б.А. Ашмарин, 1990).

    В профессиональной физической подготовке и спорте гибкость необходима для выполнения движений с большой и предельной амплитудой. Недостаточная подвижность в суставах может ограничивать проявление качеств силы, быстроты реакции и скорости движений, выносливости, увеличивая энергозатраты и снижая экономичность работы, и зачастую приводит к серьёзным травмам мышц и связок.

    Сам термин «гибкость» обычно используется для интегральной оценки подвижности звеньев тела. Если же оценивается амплитуда движений в отдельных суставах, то принято говорить о подвижности в них.

    В теории и методике физической культуры гибкость рассматривается как морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата человека, определяющее пределы движений звеньев тела. Различают две формы её проявления:

    активную, характеризуемую величиной амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнений благодаря своим мышечным усилиям;

    пассивную, характеризуемую максимальной величиной амплитуды движений достигаемой при действии внешних сил (например с помощью партнёра или отягощения и т. п.).

    В пассивных упражнениях на гибкость достигается большая, чем в активных упражнениях, амплитуда движений. Разница между показателями активной и пассивной гибкости называют «резервной растяжимостью» или «запасом гибкости».

    Различают также общую и специальную гибкость.

    Общая гибкость характеризует подвижность во всех суставах тела и позволяет выполнять разнообразные движения с большой амплитудой. Специальная гибкость - предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность спортивной или профессионально-прикладной деятельности.

    Проявление гибкости в тот или иной момент времени зависит от общего функционального состояния организма, и от внешних условий: времени суток, температуры мышц и окружающей среды, степени утомления.

    Обычно до 8-9 часов утра гибкость несколько снижена, однако тренировка в утренние часы для её развития весьма эффективна. В холодную погоду и при охлаждении тела гибкость снижается, а при повышении температуры внешней среды и под влиянием разминки, повышающей и температуру тела, - увеличивается.

    Утомление также ограничивает амплитуду активных движений и растяжимость мышечно-связочного аппарата, но не препятствует проявлению пассивной гибкости.

    Зависит гибкость и от возраста. Обычно подвижность крупных звеньев тела постепенно увеличивается до 13-14 лет, и, как правило, стабилизируется к 16-17 годам, а затем имеет устойчивую тенденцию к снижению. Вместе с тем, если после 13-14 летнего возраста не выполнять упражнений на растягивание, то гибкость может начать снижаться уже в юношеском возрасте. И наоборот, практика показывает, что даже в возрасте 40-50 лет, после регулярных занятий с применением разнообразных средств и методов, гибкость повышается, а у некоторых людей достигает или даже превосходит тот уровень, который был у них в юные годы.

    Основным методом развития гибкости является повторный метод, где упражнения на растягивание выполняются сериями (Б. А. Ашмарин, 1990).

    При совершенствовании специальной гибкости применяют комплексы специально-подготовительных упражнений, логически подобранные для целенаправленного воздействия на суставы, подвижность в которых в наибольшей мере определяет успешность в профессиональной или спортивной деятельности.

    1. Метод многократного растягивания.

    Этот метод основан на свойстве мышц растягиваться значительно больше при многократных повторениях упражнения с постепенным увеличением размаха движений. Начинают упражнения с относительно небольшой амплитуды движений и постепенно увеличивают её к 8-12 повторению до максимума или близкого к нему предела. Пределом оптимального числа повторений упражнения является начало уменьшения размаха движений или возникновение болевых ощущений, которые необходимо избегать. Количество повторений упражнений меняется в зависимости от характера и направленности упражнения на развитие подвижности в том или ином суставе, темпа движений, возраста и пола занимающихся.

    При определении максимального количества повторения упражнений на какой-либо сустав в одном тренировочном занятии можно придерживаться параметров приводимых в таблице. Для подростков количество повторений уменьшается примерно на 50-60 %, а для женщин -на 10-15%.

    В течение одного учебно-тренировочного занятия может быть несколько таких серий упражнений, выполняемых с незначительным отдыхом или вперемежку с упражнениями другой направленности (обычно технической, силовой или скоростно-силовой). При этом необходимо следить, чтобы мышцы не застывали.

    2. Метод статического растягивания,

    Этот метод основан на зависимости величины растягивания от его продолжительности. Для растягивания по этому методу сначала необходимо расслабиться, а затем выполнить упражнение и удерживать конечное положение от 5-15 сек. до нескольких минут.Для решения данной задачи очень эффективны упражнения из Хатха-Йоги.

    Комплексы статических упражнений на растягивание можно выполнять и в пассивной форме, с партнёром, постепенно преодолевая с его помощью пределы гибкости, достигаемые при самостоятельном растягивании. Такие упражнения обычно применяются после предварительной разминки в основной или заключительной частях занятия, а также в форме отдельного занятия на растягивание.

    3. Метод предварительного напряжения мышц с последующим их растягиванием.

    При развитии гибкости этим методом используется свойство мышц растягиваться сильнее после предварительного их напряжения. Для этого необходимо:

    сначала выполнить активное растягивание мышц тренируемого сустава до предела;

    затем разогнуть в суставе тренируемую часть тела чуть больше половины возможной амплитуды, и в течение 5-7 секунд создать статическое сопротивление внешнему силовому воздействию партнёра на растягиваемую мышечную группу величиной 70-80 процентов от максимума;

    После такого предварительного напряжения сконцентрировать своё внимание на расслабление тренируемых мышц и подвергнуть эти мышцы и связки пассивному растягиванию с помощью партнёра, а достигнув предела растягивания, зафиксировать конечное положение на 5-6 секунд.

    Все фазы упражнений необходимо выполнять медленно, непрерывно и плавно, без каких-либо «рывков». Каждое упражнение повторяется в каждом подходе до 5-6 раз.

    Такие упражнения на растягивание являются по форме (активно-пассивными) и режиму (статодинамическими).

    Не следует забывать, что напряжению должны подвергаться те мышцы, которые вы растягиваете. Поэтому направление действия силы тяги мышц должно быть противоположным направлению их растягивания (Е. Захаров, А. Карасёв, А. Сафонов, 1994).

    Гибкость не может развиваться непрерывно и к 15-16 годам достигает максимальной величины. Поэтому следует ограничиться таким уровнем гибкости, который обеспечивает необходимую амплитуду движений, а затем превзойти его на 10-15 % (Н. В. Решетников, Ю. Л. Кислицин, 1998).