• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Покупал баран баранки
    На базаре спозаранок
    Накупил баран баранок:
    Для барашков, для овечек
    ДЕСЯТЬ маковых колечек,
    ДЕВЯТЬ сушек,
    ВОСЕМЬ плюшек,
    СЕМЬ лепешек,
    ШЕСТЬ ватрушек,
    ПЯТЬ коржей,
    ЧЕТЫРЕ пышки,
    ТРИ пирожных,
    ДВЕ коврижки
    И ОДИН калач купил –
    Про себя не позабыл!
    А для женушки – подсолнушки.

    По синю морю корабль бежит,
    Серый волк на носу стоит,
    А медведь паруса крепит.
    Заюшка кораблик за веревку ведет,
    Лисичка из-за кустика хитро глядит:
    Как бы зайку украсть,
    Как бы верёвку сорвать.

    Пошёл я на лыко гору драть.
    Вижу: на утках озеро плавает.
    Я срубил три палки:
    Одну еловую, другую берёзовую, третью рябиновую.
    Бросил еловую – не добросил,
    Бросил берёзовую – перебросил.
    Бросил рябиновую – угодил.
    Озеро вспорхнуло, улетело,
    А утки остались.

    Рано утром, вечерком,
    Поздно на рассвете
    Едет барыня пешком
    В ситцевой карете.

    Сидит заяц на сосне –
    Он себе там гнездо свил.
    И кому какое дело,
    Что у зайцев крыльев нет?

    Слетались все птицы:
    Чечетки-сестрицы,
    Кукушка-подружка;
    Воробушек-шурин
    Глазки прищурил;
    Ворона-невеста
    Села на место.
    Только нет жениха.
    Не позвать ли петуха?

    Старый заяц сено косит,
    А лиса сгребает.
    Муха сено к возу носит,
    А комар кидает.
    Довезли до сеновала –
    С воза муха закричала:
    «На чердак я не пойду,
    Я оттуда упаду,
    Ноженьку сломаю,
    Буду я хромая».

    Стуки-стуки, глянь в ворота:
    Верно, в гости едет кто-то:
    Едет целая семья,
    Впереди идет свинья.
    Гусли гусь настроил,
    А петух с трубою.
    Кот и песик удивились –
    Даже помирились.

    Танцевала репка с маком,
    А петрушка с пастернаком,
    Кукуруза с чесноком,
    Наша Таня с казаком.
    А морковка не хотела
    Танцевать, танцевать,
    Потому что не умела
    Танцевать, танцевать.

    Туру, туру, пастушок,
    Калиновый подожок.
    Где ты лето летовал,
    Где ты зиму зимовал?
    - У царя в Москве,
    В золотой губе.
    - Чего царь делает?-
    - Туру ноту пишет,
    На девицу дышит.
    - Девица, девица,
    Сходи за водицей.
    - Я волка боюся.
    - Волки на работе,
    Сова на болоте.
    - Сованька, Сованька,
    Лохматеньки ножки,
    Бегли по дорожке.
    Поповы ребята
    Горох молотили,
    Цепы переломали,
    В овин покидали,
    В курочку пополи.
    Как из курочки перо
    Покатилось
    Под Иваново село.

    Тень-тень, потетень,
    Выше города плетень.
    Сели звери под плетень.
    Похвалялися весь день:
    Похвалялася лиса:
    - Всему свету я краса!
    Похвалялся зайка:
    - Поди, догоняй-ка!
    Похвалялись ежи:
    - У нас шубы хороши!
    Похвалялся медведь:
    - Могу песни я петь!

    Тимошка в лукошке
    Поехал по дорожке.
    Собачка на лычке погумкивает,
    Медведь на цепи порывается,
    Агафон на печи обувается.

    Трах-тах, тарарах,
    Едет мышка на ежах.
    - Подожди колючий ёж,
    Больше ехать невтерпёж,
    Очень колешься ты, ёж!

    У нашего луня,
    У милого друга,
    Сорок кадушек
    Солёных лягушек,
    Сорок амбаров
    Сухих тараканов,
    Пятьдесят
    Поросят –
    Только ножки висят.

    Чепуха, чепуха,
    Это просто враки!
    «Куры съели петуха», –
    Говорят собаки.

    Шла изба по мостику
    И махнула хвостиком,
    Зацепилась за перила,
    Прямо в речку угодила.
    В речке шум, в речке звон!
    Кто не верит - выйди вон!

    Шли бараны по дороге,
    Промочили в луже ноги.
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Стали ноги вытирать,
    Кто платочком,
    Кто тряпицей,
    Кто дырявой рукавицей.

    Между небом и землей
    Поросенок рылся
    И нечаянно хвостом
    К небу прицепился.

    Чепуха, чепуха,
    Это просто враки!
    Сено косят на печи
    Молотками раки.

    Рано утром, вечерком,
    Поздно на рассвете
    Баба ехала пешком
    В ситцевой карете.

    На заборе чепуха
    Жарила варенье,
    Куры съели петуха
    В одно воскресенье.

    Небылицы любят придумывать дети, более того им очень нравится такое занятие. Рисунки по таким сочинениям выглядят очень забавно. На странице представлены небылицы, которые дети придумали к уроку литературного чтения во втором классе. Иногда используется понятие небывальщина, это то же что и небылица, только устаревшее, разговорное выражение.

    Злой кабан сидел на ветке
    И чирикал со своей соседкой
    Как вчера он у болота
    Встретил синего бегемота
    Тот взобрался на сосну
    И хотел поймать лису

    Злой кабан сидел на ветке
    Грыз орехи и конфетки
    Лимонадом запивал
    Вдруг охотника он увидал
    Кабан крыльями взмазнул
    И на марс перепорхнул

    Ложка прыгнула в тарелку
    А тарелка побежала
    И упала с самовара
    В самоваре был чаек
    Он разлился на полок

    У нас все просыпаются в 3 утра. Вороны плавают. Мышки бегают за кошками. А комары-то у нас как слоны.

    Храмцов Сережа

    Я побывал в стране чудес. Я там увидел ворона, который косил траву на лугу для кота.

    Парфенов Илья

    Жуйков Андрей

    Шла лиса, мела хвостом и трясла рогами.

    Вырос на пеньке пустом короб с пирогами.

    Однажды я пошла в лес и встретила там ежика. С большими пребольшими ушами. Он сидел и песню пел: «Пусть бегут неуклюже…..» и ждал когда с яблони упадут спелые груши. Я поболтала с ним о делах и домой побежала.

    Кривоногова Кристина

    Вы послушайте ребята, расскажу я вам секрет.
    У меня живет дракончик, ему целых 10 лет!
    Мы с ним ходим на прогулку,
    Мы с ним ходим на обед.
    Любит он с вареньем булку
    Заедать мешком конфет.
    Жернакова Тамара

    Однажды я по лесной тропинке шла и увидела как две лягушки прыгали до солнца, рыбы летают и песни поют.

    Ашканова Эдда

    Однажды я шел летом по лесу. Вдруг мимо меня пробежал заяц с шишкой в зубах. Он быстро забрался на дерево и спрятал ее в дупло. Хорошо, что коровы по деревьям не бегают. А иначе бы все деревья лежали бы на земле.

    Чепасов Егор

    Новый трюк! Смертельный номер!
    Бегемот – на голове! Лев стоял на бегемоте!
    Крокодил стоял на льве! Волк стоял на крокодиле!
    И вдобавок на носу двухметрового удава…
    Волк держал как колбасу…
    Все кричали: Браво! Браво!
    Вдруг - немыслимое дело! На удава муха села…
    И удав, отпрянув вправо, поскользнулся на носу…
    Волк качнулся – и удава
    Проглотил как колбасу.
    Рот открыв от удивленья,
    Волка слопал крокодил.
    Но и сам через мгновенье
    Льву в желудок угодил.
    Зашатался лев - и прямо
    Рухнул в пасть гиппопотаму.

    Харитонов Даня

    Жил кот на крыше, полетел он с крыши.
    Ничего не понял я, как крылья появились у кота…
    И вот под облаками порхает и летает, птиц он догоняет.

    Степаненко Надя

    Однажды я шел по улице и увидел, как одна собака громко… замяукала, потом быстро залезла на высокое дерево, замахала крыльями и полетела.

    Григорук Кирилл

    На поляне жили звери, чай любили, песни пели. Строили себе дома, выжимали облака, а водой из облаков умывались по утрам, чтобы шерстка у зверей становилась красивей. А Потапыч на поляне развлекал друзей стихами. Конечно медом угощал, никого не забывал. Вобщем быт был там налажен: добывали сок из скважен. В реках водится кокос, ананас и абрикос. На поляне хорошо! Приглашаем вас еще!

    Иванова Лиза

    Проснувшись утром я увидела на столе записку. В записке прочитала: мы ушли в школу, подстреги ковер и подмети холодильник. Мама и папа. До конца еще не проснувшись, я пошла умываться. В ванной я увидела, что моя кошка чистит зубы. Я заняла очередь и решила приготовить завтрак. В холодильнике я нашла пару кирпичей, килограмм гвоздей, одну пачку песка и бутылку керосина. Это вдруг меня насторожило. Я посмотрела в окно. На улице ярко светила луна и весело прыгали подснежники. Вдруг позвонил чайник и мама сказала, что у них еще два урока и мне надо накормить кошку шампунем. Кошка с радостью съела кусок мыла и выпила миску шампуня. Я решила включить телевизор. Нажала на кнопку и почувствовала как меня тресёт младшая сестра: Вставай! С днем рождения! Сегодня 1 апреля!!!

    Перевозкина Даша

    Ежик пошел в школу и видит на дереве растут конфеты. Залез он на дерево, съел конфетку. И пошел дальше в школу… вдруг у него закружилась голова, и он стал разноцветным. Учительница догадалась, что ежик съел конфетку с дерева и заставила ежика учиться после уроков.

    Гуляева Настя

    Однажды я захотел покушать и поставил тарелку с едой и стакан с чаем на стол. И вдруг стол ожил, он начал бегать по всему дому. Хорошо, что у нас была бутылочка с жидкостью, которая могла превращать все, одушевленные предметы в неодушевленные и наоборот. Я начал догонять стол, догнав, полил на него из бутылочки прямо в цель и он превратился снова в обыкновенный стол. Наконец-то я стал есть и пить чай.

    Воробьев Саша

    У нас во дворе

    Вышла я погулять во двор нашего дома и вижу, едет на велосипеде собака и мяукает. Посмотрела вверх, летят две кошки, крыльями машут и чирикают. В стороне два воробья куличики из песка строят. Эка невидаль!

    Посмотрела я на все это и пошла с девчонками гулять.

    Пехтерева Настя

    Пошел зайка в магазин
    Он купил там лимузин
    И катает он в лесу
    Волка, белку и лису!

    Что случилось? Не пойму:
    Тут лиса кричит му-му,
    А вороны гавкают,
    Поросята крякают,
    Мухи по полю гуляют,
    Кони по небу летают.
    Ой!
    Карандаш сломался вдруг!
    Разъяснилось все вокруг.

    Плыли по реке
    Тигры в друшлаке,
    А за ними слон
    На коне верхом.

    Сейчас теплое лето
    Все люди в шубы одеты,
    На снегу цветут цветы,
    Греются на травке
    Тюлени и моржи

    Сидит ежик на сосне
    Новая рубашка
    На голове сапожок
    На ноге фуражка

    Я стоял на остановке, ждал тролейбус.
    Вдруг телега подъезжает, а в телеге два ежа.
    "Два ежа, два ежа, нас везите не спеша!"
    Подъезжаем к светофору-света нет!!!
    Сигнал дает полосатый бегемот.
    Едем дальше: вдруг по зебре
    Пробегает пятилапый крокамот
    А по улице шагает мохноногий кашалот.

    Небылицы

    Основные понятия: определение, особенности бытования, терминология, особенности (образная система, антропоморфизм, композиция, рифмовка), методика рассказывания, формы, жанровые модели.

    Бытование жанра . Небылицы, или небывальщины, представляют особый жанр фольклора, встречающийся у всех народов как самостоятельное художественное произведение или как часть сказки, былички, былины, скоморошины.

    Жанр одинаково распространен как во взрослом, так и в детском репертуаре. Отличие заключается в форме. В произведениях, исполняемых для детей или детьми, «небылица принимает форму песенки, рифмованной приговорки (считалки), молчанки, дразнилки, пестушки и т. д.».

    Детей привлекают произведения, где развивались бы совершенно невероятные события; происходила перестановка объекта действия или признаков, характеризующих различные предметы; функции и свойства одного предмета приписывались другому. «Нарушение правильной координации вещей вызывает в детях смех, и чем больше это нарушение, тем ощущение смешного сильнее», – отмечала О.И. Капица.

    Определение. Обычно небылицами исследователи считают «произведения различной жанровой принадлежности, изображающие действительность с преднамеренным нарушением хронологической последовательности событий, причинно-следственных связей и т. д. и создающие полную несообразностей художественную картину мира».

    Вероятно, название «небылицы» дали сами исполнители:

    Позвольте, братцы, небылицу с пеги,

    Небылицу, да небывальщину.

    Старину спою, небывалую, да не слыханную.

    Важным их свойством является алогизм. Предметный мир, домашние животные, птицы – все в небылицах показано с «абсурдной» стороны.

    Второе свойство обусловлено приписыванием одному предмету свойств другого. Оно было отмечено, в частности, К.И. Чуковским, назвавшим подобные произведения «перевертышами» по аналогии с английскими «Topsy-turvy Rhymes» – «стишки навыворот, стишки перевертыши». Название «перевертыши» отчасти совпадает с немецким названием «Verkehre Welt» – «перевернутый мир».

    Изучение , Одной из первых в отечественном литературоведении песенки-перевертыши рассмотрела О.И. Капица, ее выводы впоследствии подтвердили английские ученые И. Оупи и П. Оупи в книге «Фольклор и язык школьников», вышедщей в Кембридже в 1959 году. Примерно в то же время В.П. Аникин закрепил двойное название подобной формы.

    Вместе с тем некоторые исследователи проводят различие между ними Е.М. Левина полагает, что необходимо разграничивать небылицы и перевертыши. Различие между Ними наблюдается в своеобразии характера действия: в небылице главным принципом становится антропоморфизм (совершение зверями работы людей, приобретение ими человеческих прозвищ и качеств).

    В перевертыше имеет место обратная координация, звери выполняют ту же работу, но делают ее необычным образом – косят сено молотками, кафтан зашивают метлой. Неординарностью отличаются и временные характеристики: в небылицах бедствия птиц и насекомых изображаются как мировая катастрофа, в перевертышах герои перемещаются по морю на решете, путают времена года и сезоны.

    Всякое отступление от нормы помогало ребенку искать и находить свои ориентиры в пространстве. Таковыми становились ассоциативные связи. Перевернутый мир позволял по-иному посмотреть на обыденные вещи, определить их, оттенить и подчеркнуть отдельные качества.

    М.Н. Мельников уточняет, что анализ текстов, опубликованных В.И. Далем, позволяет утверждать, что небылицы создавались взрослыми и для взрослых. Поэтому нельзя относить их к творчеству детей, скорее речь идет о своеобразных переложениях или приспосабливании детской аудиторией отдельных форм.

    Не случайно перевертыши активно использовала народная педагогика, активизируя познавательную деятельность ребенка и формируя у него умение видеть комическое:

    Кошка на лукошке

    Ширинку шьет,

    Кот на полатях

    Указывает:

    Не так, кошка

    Не так, плошка,

    Не так черепец,

    Наш Иван молодец.

    Особенности . Небылицы отличаются игровым характером перевертышей, Чуковский считал их умственной игрой: «Ребенок играет не только камешками, кубиками, куклами, но и мыслями». Научившись складывать бывальщины, ребенок начинает превращать их в собственные истории – «жажда играть в перевертыши присуща чуть ли не каждому ребенку на определенном этапе его умственной жизни».

    Круг образов детской небылицы предопределялся условиями крестьянского быта, в них присутствовали знакомые крестьянскому ребенку с детства животные, птицы, насекомые. Только они одевались как люди: «коза в сарафане», «курочка в сапожках», «утка в юбке». Животные выполняли те же обязанности: «курочка избу метет, вымела избушку, положила голичек под порожичек», «кот на печи сухари толчет, кошка ширинку шьет».

    Перемещение животных в несвойственную им обстановку, где они были вынуждены действовать несвойственным образом, приводило к созданию комического эффекта. Случалось, что одним животным приписывались свойства других: «по поднебесью медведь летит, ушками, лапками помахивает, серым хвостиком поправливает», «собачка бычка родила», «поросеночек яичко снес».

    Основным приемом становится антропоморфизм: животные, насекомые, птицы переодевались в человеческую одежду и наделялись людскими качествами, свойствами и пороками. Они выполняли одинаковые с людьми действия. Люди также работали и действовали в несоответствующей обстановке: «мужики на улице заезки (заколы для рыбной ловли) бьют, они рыб ловят». Животные использовались необычным образом: «Фома едет на курице, Тимошка – на кошке»; «мужик комарами пахал, дубинкою погонял».

    По сравнению с сказками антропоморфизм небылиц имеет свои особенности. Сходство проявлялось в очеловечивании животных, однако в сказке животное выступает как носитель определенных качеств: лиса отличалась лукавым нравом, оказывалась изворотливой, способной к воровству; медведь, напротив, всегда неповоротлив и недогадлив.

    В небылицах характеристика меняется. Приведем некоторые небыличные песенки, в первой из них представлены переодетые животные, а во второй – ряженые животные пляшут:

    Ульяна, Ульяна,

    Садись-ка ты в сани,

    Поедем-ка с нами

    В нову деревню.

    В новой деревне

    Во старом селеньи

    Много дива увидишь:

    Курочка в сережках,

    Козел в новых портках,

    Коза в сарафане,

    А бык в кожане,

    Утка в юбке,

    Селезень в жерельях,

    Корова в рогоже -

    Нет ее дороже!

    У нашего Данилы

    Разыгралася скотина,

    И коровы и быки

    Разинули кадыки,

    Утки в дудки,

    Тараканы в барабаны;

    Коза в синем сарафане,

    Во льняных штанах,

    В шерстяных чулках,

    Вол и пляшет,

    Ногой машет,

    Журавли пошли плясать,

    Долги ноги выставлять,

    Бух, бух, бух.

    Семья коз выполняет крестьянскую работу:

    Козел муку мелет,

    Коза подсыпает,

    А маленьки козляточки

    В амбарах гуляют.

    По форме небылица представляет собой краткую сюжетную зарисовку, бытовую картинку с конкретным содержанием без зачина и концовки. Приведем пример небылички, где действующими лицами являются насекомые: тараканы, комар, вошь, блоха:

    Таракан дрова рубил,

    Комар по воду ходил,

    В грязи ноги завязил.

    Блоха поднимала -

    Живот надорвала.

    Вошка баню топила,

    Гнидка щелок варила,

    Вошка париться ходила,

    Со угару-то упала,

    На лохань ребром попала,

    Слава богу околела,

    Всему миру надоела.

    Сюжетная законченность описания, насыщенность конкретными деталями, наглядные несообразности обуславливают смысловую емкость, точную и зрелищную передачу действий

    Композиционно перевертыш состоит из картин-действий, расположенных цепочкой и слабо соединенных друг с другом. В нем происходит перестановка объекта действия или признаков, характеризующих разные предметы. Иногда эта словесная забава «принимает характер игры в обмолвку»:

    Где это видано,

    Где это слыхано,

    Чтоб курочка бычка родила,

    Поросенок яичко снес,

    Безрукий-то клеть обокрал,

    Нагому за пазуху наклал,

    Безногий вприпрыжку побежал

    Концовка в небылицах отсутствует или не влияет на основное содержание, воспринимаясь как законченное резюме:

    Гнида щелок щелочила,

    Вошка париться ходила,

    Со угару-то упала,

    На лохань ребром попала.

    Слава богу околела,

    Всему миру надоела.

    Некоторые исследователи полагают, что зачин, напротив, играет важную семантическую роль: «в нем сразу подчеркивается, что речь идет о чепухе, небыли, в которую не верят».

    Повествование в небылице ведется от первого или третьего

    У нашего Данилы

    Разыгралася скотина.

    Жил я у матушки

    В сосновой избушке.

    Спал на подушке,

    На перинушке.

    Характер рифмовки в небылице разнообразен. Наиболее распространены смежные рифмы:

    А хозяин на печи обувается,

    А медведь на дороге повивается,

    А свинья под мостом овес толкет,

    А лягушка на дворе песенки поет.

    Пример перекрестной рифмы в сочетании с внутренней:

    Козел муку сеет,

    Коза подсевает,

    А барашки крутоторожки

    В дудочку играют,

    А сороки-белобоки

    Ножками топ-топ,

    А совища из углища

    Глазами-то хлоп-хлоп.

    Часто встречаются внутренние рифмы в сочетании с парными

    Скок-поскок,

    Молодой дроздок.

    Перевертыши различаются по жанровой модели; иногда это коротенькая прибаутка:

    Эх, сапоги у меня на вате,

    А поддевка на скрипах.

    Да я на пегой на телеге

    На сосновой лошади.

    Но может быть и целая песенка:

    Лыко мужиком подпоясано.

    Ехала деревня середь мужика,

    Глядь из-под собаки лают ворота;

    Ворота-то пестры, собака-то нова.

    Мужик схватил собаку

    И давай бить палку.

    Собака амбар-то поджала

    Да в хвост и убежала.

    Изба пришла в мужика

    Там квашня бабу месит.

    Встречаются перевертыши в форме нарратива:

    Я встал поутру, обулся на босу ногу, топор надел, трое лыж за пояс подоткнул, дубинкою подпоясался, кушаком подпирался. Шел я не путем не дорогою; подле лыков горы драл; пошел я в чисто поле, увидал: под дубом корова бабу доит. Я говорю: «Тетенька, маминька, дай мне полтора молока пресного кувшина». Она не дала. Я вышел на улицу: тут лайка собачит (вм. собака лает) на меня; мне чем обороняться? Я увидал: на санях дорога, выхватил из оглобель сани, хлысть лайку и пошел домой.

    В данном случае сюжет разворачивается как необычная история, которая приключилась с самим рассказчиком. Е.М. Левина полагает, что даже в том случае, когда присутствуют «мотивы прозаической небылицы, повторы ритмически их организуют».

    …Да не курица на ступы соягниласе,

    Корова на лыжах прокатиласе,

    Да свинья в ели-то ведь гнездо свила.

    Да гнездо свила да детей вывела.

    Малых деточек да поросяточек.

    Поросяточка всё по сучьям вися,

    По сучьям вися и полететь хотя.

    Обоухая свинья

    На дубу гнездо свила,

    Поросила поросят

    Ровным счетом шестьдесят.

    Распустила поросят

    Все по маленьким сучкам.

    Поросята визжат,

    Полететь яны хоцяць.

    О.И. Капица отметила, что к небылицам примыкают так называемые «большие песни». В большинстве из них действующими лицами являются животные, которые действуют подобно людям. Наиболее распространенными она считает следующие: «Козел», «Сватовство совы», «Война грибов», «Чечотка», «Смерть и похороны комара», «Поедем-ко, женушка, домик наживать», «Жил я у попа».

    Подобные песни П.В. Шейн называет сатирическими и скоморошными. «Почти все они, – замечает он, – отличаются явным сатирическим характером, смысл и цель которого с течением времени сгладились, вследствие чего они в значительной степени потеряли совершенно интерес для людей старших поколений. Но, благодаря обилию аллитераций, тавтологий и рифмы, а равно легкости для запоминания их несложных музыкальных мотивов, они, так сказать, сами напросились своими неоцененными услугами матерям, нянькам, пестуньям, для которых они являлись самыми желанными, самым удобным и подходящим средством занимать и забавлять приятным образом своих и чужих малюток. Эти малютки, выросши и возросши до отроческих лет, сами с удовольствием начинают употреблять эти самые песенки и прибаутки».

    Отсутствие точной терминологии привело к тому, что в первом собрании «Русских народных песен» П. Шейн поместил эти песни в детский отдел, а в «Великоруссе» перенес их в группу юмористических песен для взрослых.

    Среди больших песен в первую очередь укажем на распространенную у русских, белоруссов и украинцев песню о «козле». О.И. Капица приводит более 10 вариантов песни. В ней рассказывается о том, что любимый бабушкин козлик отправился в лес погулять, а там его растерзали волки. Профессор В.Н. Перетц указывает на прототип этой песенки, находящийся в сборнике польских песен Гинтовта и Рудницкого, относящемся к 1713 г.

    Приводим начало наиболее распространенного варианта этой песенки:

    Жил-был у бабушки серенький козлик,

    Бабушка козлика очень любила.

    Вздумалось козлику в лес погуляти,

    Напали на козлика серые волки,

    Остались от козлика рожки да ножки.

    После каждой строки повторяется припев «Вот как, вот как» и два последних слова. Постепенно простой по структуре текст развивается в наполненную разными событиями песню, где козел встречается с волками и погибает.

    В начале бабушкин козел похваляется:

    Семь волков убить

    Бабе шубу сшить.

    Козел оказывается трусом и при встрече с заинькой и лисанькой спрашивает:

    Ты не смерть ли моя,

    Ты не съешь ли меня?

    На это ему животные отвечают

    Я не смерть твоя,

    Я не съем тебя.

    Уж я заинька,

    Уж я беленькой.

    Затем козел встречает семь волков, которые нападают на него. Бабушка находит только его останки и устраивает поминки по своему любимцу. О.И. Капица приводит и вариант с благополучным концом, в котором козел расправляется с волками и возвращается домой невредимым:

    Ах ты, бабушка,

    Ты, Варварушка,

    Отворяй-ко ворота,

    Принимай-ко козла.

    Песня попала в детскую книгу и широко использовалась для педагогических целей. О.И. Капица полагала, что она дает материал для подвижных детских игр с пением для маленьких, поскольку «из всех больших песен она по форме и содержанию особенно близка детям, чем и объясняется ее популярность». С.Я. Маршак обработал песню в пьесу для детского театра и для театра Петрушки. Очевидно, О.И, Капица имеет в виду пьесу С. Маршака «Сказка про козла».

    Не менее распространена по количеству вариантов песня «Сватовство и свадьба совы», в которой действуют птицы. В ней отчетливо прослеживается сатирическая направленность. Характеристики птиц, которых предлагают снегирю в жены, отличаются изобразительностью. Все, они наделяются человеческими качествами:

    Взял бы я галку – косолапая она.

    Взял бы я ворону – черномазая она.

    Взял бы я ласточку – вертлявая она.

    Взял бы я кукушку – тоскливая она и т. д.

    Одновременно жених пытается выяснить и деловые качества своей невесты:

    Умеешь ли ты, совонька, прясть, ткать?

    Умеешь ли пашеньку пахать?

    В сборниках детских сказок помещается песня «Война грибов»:

    Заводилася война

    Среди белого дня.

    Уж как начато палить,

    Только дым пошел валить.

    Как сказали на войну

    Всему нашему селу,

    Пораздумал белый гриб -

    Всем грибам полковник,

    Под дубочком сидючи,

    На грибочки глядючи.

    Он обращается к разным грибам, но все отказываются идти на войну: рыжики говорят:

    Мы богаты мужики,

    Не повинны во полки

    Опенки отвечают:

    У нас ноги очень тонки

    Нейдем мы на войну и т. д.

    Соглашаются, наконец, грузди:

    Мы – ребятушки дружны

    Подавайте сабли, ружья,

    Мы – заступники селу,

    Мы идем на войну.

    Детские песни представляют собой пародию на исторические песни, сложенные в конце XVIII века под влиянием восстания Пугачева. В тексте песни высмеивались те, кто отказывался идти сражаться.

    Песни «Будем-ка, женушка, домик наживать» и «Жил я у попа» построены на ряде звукоподражаний и названий, характеризующих животных. В первой песне перечисляются животные, купленные для хозяйства, во второй – животные, подаренные паном работнику за его службу. Вот как характеризуются животные:

    А телица – хвастувица,

    Мой баран матер-пестер,

    Козинька бела-руса,

    Свинушка пестра-ряба,

    Моя утка – попловутка,

    Моя гуска – водоплюска и т. д.

    Приведем пример звукоподражания:

    Козынька – меке-кеке,

    Барашек – бя-бя, бя-бя,

    Свинушка – рюхи, рюхи,

    Индюшка – шулды-булды,

    Гусынька – га-га-гага и т. д.

    Взаимодействие небылиц с литературными формами . М.Н. Мельников и Е.М. Левина показывают появление перевертышей на основе книжной традиции: «Плыл по морю чемодан», «Шла изба по мостику…», «Дело было в январе, первого апреля».

    Встречаются пародии на современные популярные песни:

    У леса на опушке

    Жила зима в избушке.

    Она людей варила…

    В подобных текстах присутствуют мотивы устрашения, органично вошедшие в структуру жанра. Данное обстоятельство сближает песни-пародии с «страшными историями» и показывает, что жанр не утратил популярности в современной детской среде.

    Небылицы. Небылицы для детей - это небольшие рассказики о явлениях и действиях, которых не бывает в природе, о том, чего на самом деле нет и быть не может. Еще наши предки проявляли фантазию и сочиняли небылицы, которые передавались из уст в уста. Эти забавные стишки очень нравятся детям, кроме того они развивают память и мышление малыша.

    Что такое небылица?
    Это значит: Волк и Львица
    Привезли своих ребят
    На машине в детский сад.
    А потом - умчались в горы
    На работу в Детский город,
    Где в «Салоне Доброты»
    Дарят Белочкам цветы.
    ***
    Вот послушайте, ребята,
    Нескладуху буду петь,
    Летит бык на аэроплане,
    Петух пашет на свинье.
    Летит боров на заборе,
    Листья мерит на аршин,
    На иголку собирает,
    Чтобы не было морщин.
    Лежит корова на канаве,
    Опоясавшись квашнёй,
    Тесто месит и взбивает,
    Заправляет лебедой.
    ***
    Лошадка травку ела, ела,
    И ей травка надоела.
    В магазин пришла Лошадка
    И купила шоколадку.
    ***
    Из-за тучи, из-за гор
    Едет дядюшка Егор.
    Он на пегой на телеге,
    На скрипучей лошади,
    Топорищем подпоясан,
    Нараспашку сапоги,
    На босу ногу кафтан,
    А на голове карман.
    ***
    Сидит заяц на березе,
    Курит вяленный сапог.
    Телефонный столб женился,
    У быка телегу взял.
    Бык на это рассе6рдился
    И зарезал самовар.
    ***
    - Говорят: ты жив, здоров?
    - Нет, лежу в больнице.
    - Говорят: ты сыт по горло?
    - Нет, я сильно есть хочу,
    Хоть корову проглочу!
    ***
    Мурзик вылепил из снега
    Двухколёсную телегу.
    Запряглись в нее собачки,
    Повезли кота на скачки.
    ***
    Едет повар на тарелке,
    Две кастрюли впереди,
    А лоханка позади.
    Кричит ему кухарка:
    «Где мая лоханка?»
    Услыхали чугуны,
    Загудели как жуки.
    Услыхали ложки,
    Запрыгали как блошки.
    Кочерга пошла плясать,
    А ухват ей подпевать.
    ***
    Жил-был дедушка Егор
    На лесной опушке,
    У него рос мухомор
    Прямо на макушке.
    Вышел Лось из-за куста,
    Гриб красивый скушал
    И Егору прошептал:
    «Надо чистить уши».
    ***
    У козла в бороде
    Живут две лягушки,
    На спине сидит медведь,
    Держится за ушки.
    ***
    Волк работал пастухом
    На «Дошкольной ферме».
    Ездил с огненным кнутом
    На корове вредной.
    Пас детишек-непосед
    На конфетном поле.
    Им рассказывал секрет,
    Как учиться в школе.
    А ребята-сорванцы
    В поле рвали огурцы,
    Угощали пастуха
    И смеялись: «Ха-ха-ха!»
    ***
    Сидит заяц на заборе
    В алюминиевых штанах.
    А кому какое дело, -
    Может, заяц космонавт.
    ***
    Вы послушайте, ребята,
    Нескладуху буду петь,
    На дубу свинья кладется,
    В бане парится медведь.

    ***
    Под овином две сороки
    Жарили варенье,
    Куры съели петуха,
    Говорят, собаки.
    ***
    На вокзале в новом зале,
    Кот лежит без головы.
    Пока голову искали
    Ноги встали и пошли.
    ***
    По реке плывет корова,
    Обогнала пароход.
    На рогах стоит ворона
    И соломинкой гребет.
    ***
    Дед кудрявый без волос,
    Тоненький, как бочка.
    У него детишек нет -
    Только сын да дочка.
    ***
    На березе сидит заяц,
    Книжку вслух читает.
    Прилетел к нему медведь,
    Слушает, вздыхает.
    ***
    Чепуха, чепуха
    Это просто враки:
    Сено косят на печи
    Коромыслом раки.
    ***
    Рано утром, вечерком,
    Поздно на рассвете,
    Ехал дяденька верхом
    В ситцевой карете.
    А за ним во всю прыть
    Прыгая шагами,
    Волк старался переплыть
    Миску с пирогами.
    Заяц на небо взглянул,
    Там землетрясенье
    И из тучи на него
    Капало варенье.
    ***
    Вы послушайте, ребята,
    Небылицу вам спою:
    Вместо кренделя - баранки
    Проглотил мужик дугу.
    ***
    На горе стоит телега,
    Слезы капают с дуги.
    Под горой стоит корова,
    Надевает сапоги.
    ***
    Из-за тучи, из тумана
    Мужик скачет на баране.
    А за ним на комариках
    Дети скачут в валенках,
    А жена на блошке
    Скачет по дорожке.
    ***
    Сидит ежик на сосне -
    Новая рубашка,
    На голове сапожок,
    На ноге фуражка.
    ***
    Едет на лисе
    Курица верхом,
    Бежит кочан капустный
    С зайцем кувырком.
    Ловит щука в море
    Сетью рыбака,
    Плавает корова
    В крынке молока.
    Зернышко пшеницы
    Воробья клюет,
    А червяк ворону
    В коробочке несет.
    ***
    По реке плывет кирпич,
    Деревянный, как стекло.
    Ну и пусть себе плывет,
    Нам не нужен пластилин.
    Это сказка про ежа,
    Он летит себе в гнездо
    А муха тоже самолет,
    Только очень маленький.
    ***
    А где это видано
    И в какой деревне слыхано,
    Чтобы курочка бычка родила,
    Поросеночек яичко снес
    Да на полочку отнес.
    А полочка обломилась
    И яичко не разбилось.
    Овечка расквохталась,
    Кобылка раскудахталась:
    - Ой, куда-куда, кудах!
    Не бывало у нас так,
    Чтоб безрукий нашу клеть обокрал,
    Голопузый за пазуху поклал,
    А слепой-то подглядывал,
    А глухой-то подслушивал,
    А безногий во догон побежал,
    Безъязыкий «караул» закричал.
    ***
    Покупал баран баранки
    На базаре спозаранок
    Накупил баран баранок:
    Для барашков, для овечек
    ДЕСЯТЬ маковых колечек,
    ДЕВЯТЬ сушек,
    ВОСЕМЬ плюшек,
    СЕМЬ лепешек,
    ШЕСТЬ ватрушек,
    ПЯТЬ коржей,
    ЧЕТЫРЕ пышки,
    ТРИ пирожных,
    ДВЕ коврижки
    И ОДИН калач купил -
    Про себя не позабыл!
    А для женушки - подсолнушки.

    Небылицы-перевертыши – это песенки или стишки, в которых все поставлено «с ног на голову». В них летают поросята, заяц сидит на березе, а мухи съедают петуха. Такие картинки вызывают радостный детский смех и укрепляют у ребенка понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений.

    В центре небылицы - заведомо невозможная ситуация, за которой, однако, легко угадывается правильное положение вещей, ведь перевертыш обыгрывает простейшие, хорошо знакомые явления. Чуковский ввел термин «перевертыш» и досконально исследовал это жанр.

    Данный вид фольклора исследователи обычно называют его потешным, включая в него сечки, скороговорки, небылицы-перевертыши, иногда молчанки и голосянки.

    Небылицы – перевертыши для детей

    Африканский крокодил
    В море Белое уплыл,
    Стал он жить на дне морском,
    Там себе построил дом!

    Две заботливые ламы -
    Лама-папа, лама-мама,
    Бросив деток поутру,
    К мышке спрятались в нору!

    К нам опять весна пришла
    С санками, коньками!
    Ель из леса принесла
    Свечи с огоньками!

    Лошадь ехала с рогами,
    Плыл козел по мостовой,
    Семимильными шагами
    Червячок шел с бородой!

    Посмотрите, посмотрите!
    Едет Ваня на корыте!
    А за ним ребятки
    На дырявой кадке!
    А за ними ёж с котом
    Погоняют всех кнутом!

    Рассказать вам интерес?
    Слон на дерево залез,
    Свил гнездо из веточек,
    Баюкает деточек!

    Повар готовил обед,
    А тут отключили свет.
    Повар леща берет
    И опускает в компот.
    Бросает в котел поленья,
    В печку кладет варенье.
    Мешает суп кочережкой,
    Угли бьет поварешкой.
    Сахар сыплет в бульон,
    И очень доволен он.
    То-то был винегрет,
    Когда починили свет.

    Тимошка на ложке
    Ехал по дорожке,
    Встретил Егора,
    Подвез до забора!
    Спасибо Тимошке,
    Хорош мотор у ложки!

    Что за гуси пробежали,
    Уши и хвосты поджали?
    Кто же гонится за ними?
    Может, кони на машине?
    Нет! Бегут они от страха,
    Что догонит черепаха!

    Небылицы перевертыши для детей 2 класса

    Есть сладкое слово - ракета,
    Есть быстрое слово - конфета.
    Есть кислое слово - вагон,
    Есть слово с окошком - лимон.
    Есть слово колючее - дождик,
    Есть слово промокшее - ежик.
    Есть слово упрямое - ель,
    Есть слово зеленое - цель.
    Есть книжное слово - синица,
    Есть слово лесное - страница.
    Есть слово веселое - снег,
    Есть слово пушистое - смех.
    Стоп! Стоп! Извините, ребята.
    Машинка моя виновата.
    Ошибка в стихах не пустяк,
    Надо печатать вот так:

    Виноград созрел у нас.
    Конь рогатый на лугу
    Летом прыгает в снегу.
    Поздней осенью медведь
    Любит в речке посидеть.
    А зимой среди ветвей
    «Га-га-га!» - пел соловей.
    Быстро дайте мне ответ -
    Это правда или нет?


    С ним пудель пошел, перепрыгнув забор.
    Иван, как бревно, провалился в болото,
    А пудель в реке утонул, как топор.
    Иван Топорышкин пошел на охоту,
    С ним пудель вприпрыжку пошел, как топор.
    Иван провалился бревном на болото,
    А пудель в реке перепрыгнул забор.
    Иван Топорышкин пошел на охоту,
    С ним пудель в реке провалился в забор.
    Иван, как бревно, перепрыгнул болото,
    А пудель вприпрыжку попал на топор.

    Светофор на солнце тает,
    Пастушок на кошку лает,
    Снеговик в углу мяучит,
    Самосвал уроки учит,
    Шахматист горит без дыма,
    Паучок поймал налима,
    Рыболов залез на сноп,
    Рыжий кот наморщил лоб.
    Ученик привёз песок,
    Фокстерьер дудит в рожок…
    Поскорее нужно нам
    Всё расставить по местам!

    Огурцы играют в прятки,
    Малыши растут на грядке,
    Мушкетеры спят в овраге,
    Поросята точат шпаги,
    Раки в цирк бегут ватагой,
    Дети дремлют под корягой,
    Волки плавают по дну,
    Щуки воют на луну.
    Это что за ералаш?
    Заточите карандаш!
    Я приказываю вам
    Все расставить по местам!

    Небылицы перевертыши для детей подготовительной группы

    Злая кошка громко лает,
    Дом хозяйский охраняет:
    Стой, тебя она не пустит!
    Не послушаешь - укусит!

    Ёжик крыльями махал
    И как бабочка порхал.
    Заяц, сидя на заборе,
    Громко-громко хохотал!

    Снег идет! Жара такая!
    Птицы с юга прилетают!
    Все вокруг белым-бело -
    Лето красное пришло!

    Жили-были
    Жили-были
    Дед да баба
    С маленькою внучкой,
    Кошку рыжую свою
    Называли Жучкой.
    А хохлаткою они
    Звали жеребёнка,
    А ещё была у них
    курица Бурёнка.
    А ещё у них была
    Собачонка Мурка,
    А ещё -два козла:
    Сивка да Бурка!

    Собака садится играть на гармошке,
    Ныряют в аквариум рыжие кошки,
    Носки начинают вязать канарейки,
    Цветы малышей поливают из лейки.

    Лает кошка из лукошка,
    На сосне растёт картошка,
    Море по небу летит,
    Волки съели аппетит.
    Звонко квакают утята,
    Тонко квакают котята.
    Проползла змеёю луковица
    Получилась перепутаница

    Дело было в январе
    Первого апреля.
    Жарко было во дворе
    Мы окоченели.
    По железному мосту
    Сделанном из досок,
    Шел высокий человек
    Низенького роста.
    Был кудрявый без волос,
    Тоненький как бочка.
    Не было детей у него
    Только сын да дочка

    Из-за леса, из-за гор
    Едет дедушка Егор.
    Сам на кобылке,
    Жена на коровке,
    Дети на телятках,
    Внуки на козлятках.
    Съехали с гор,
    Развели костёр,
    Кушают кашку,
    Слушают сказку

    Народные небылицы перевертыши

    Послушайте, ребята,
    Нескладишу буду петь:
    Летит бык на ераплане,
    Мужик пашет на свинье,
    Сидит ворона на згороде,
    Сини ягоды клюет,
    Лежит корова на канаве,
    Опоясавши конем.

    Ехала деревня
    Мимо мужика,
    А из-под собаки
    Лают ворота:
    «Караул, деревня,
    Мужики горят!
    Бабы сарафаном
    Заливать хотят».

    Ехала деревня
    Мимо мужика,
    Вдруг из-под собаки
    Лают ворота.
    Выхватил телегу
    Он из-под кнута
    И давай дубасить
    Ею ворота.
    Крыши испугались,
    Сели на ворон,
    Лошадь погоняет
    Мужика кнутом.

    Ехала деревня
    Мимо мужика,
    Вдруг из-под собаки
    Лают ворота.
    Выбегла дубина
    С мальчиком в руках,
    А за ним тулупчик
    С бабой на плечах.
    Кнут схватил собаку
    Парить мужика,
    А мужик со страху –
    Бац под ворота.
    Деревня закричала:
    «Мужики горят!
    Сарафаны с бабами
    На пожар спешат».

    У нас лошади в галошах,
    А коровы в сапогах.
    У нас пашут на телегах,
    А боронят на санях.

    Тимошка в лукошке
    Поехал по дорожке.
    Собачка на лычке погумкивает,
    Медведь на цепи порывается.
    Агафон на печи обувается.
    Агафонова жена при дороге жила,
    Калачи пекла.
    Уж как эти калачи
    Во весь день горячи.

    Вы послушайте, ребята,
    Нескладушечку спою:
    Сидит корова на заборе,
    Клюкву-ягоду берет,
    Сидит заяц на березе,
    Листья мерит на аршин,
    На иголочку сбирает,
    Чтобы не было морщин.

    Косил Сенька, косил я,
    Накосили стога два,
    На печи сено сушили,
    На полатях ворошили,
    На полу стога метали,
    Огороды городили,
    Чтобы мыши не ходили;
    Тараканы проточили –
    Всю скотину пропустили.

    Чепуха, чепуха,
    Это просто враки!
    Куры съели петуха, –
    Говорят собаки.

    Чепуха, чепуха,
    Это просто враки!
    Сено косят на печи
    Молотками раки.

    Рано утром, вечерком,
    Поздно на рассвете
    Баба ехала пешком
    В ситцевой карете.

    На заборе чепуха
    Жарила варенье,
    Куры съели петуха
    В одно воскресенье.

    Черт намазал себе нос,
    Напомадил руки
    И из погреба принес
    Жареные брюки.

    Между небом и землей
    Поросенок рылся
    И нечаянно хвостом
    К небу прицепился.

    Счас как режиком заножу
    Будешь дрыгами ногать!

    Чеса заголовалась.

    Заплетык языкается.

    Боже, боже,
    Дай мне коже,
    Я сошью себе сапоже.
    Без сапоже
    Мне негоже –
    Може ноже обмороже.