• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Конспект урока по физической культуре

    МБОУ ООШ №19 станицы Александроневской.

    Тема урока: Низкий старт. Спринтерский бег.

    Класс: 8

    Учитель: Руденко А.А.

    Цель: укрепление физического и нравственного здоровья; формирование правильной осанки; развитие скоростных и координационных качеств.

    Задачи:

    Образовательные:

    1.Повторение и закрепление пройденного материала по теме: “Здоровый образ жизни”

    2. Совершенствование техники спринтерского бега, низкого старта, стартового разгона

    Воспитательные:

    Воспитание трудолюбия, коллективизма, силы воли, настойчивости, позитивного отношения к здоровому образу жизни, занятию физической культурой и спортом

    Коррекционно – развивающие:

    Развитие психофизических качеств (внимание, мышление, память, координацию движения, силовую выносливость, гибкость и т. д.) через ранее изученные упражнения

    Оздоровительные:

    Формирование правильной осанки, укрепление мышц стопы, голеностопного сустава

    Метод проведения : поточный, фронтальный, игровой.

    Тип урока: комбинированный

    Инвентарь: 14 кегель, свисток.

    Длительность

    Организационно-методические указания

    Подготовительная часть.

    10 мин

    Обратить внимание на

    внешний вид учащихся.

    1. Построение.

    2. Сообщение задач урока

    3. Ходьба:

    а) обычная

    б) на носках

    в) на пятках

    г) с высоким подниманием бедра

    15 м

    15 м

    15 м

    15 м

    Руки вверх, спина прямая

    Руки за спину, спина прямая

    Руки на поясе

    4. Медленный бег.

    Напомнить ТБ на уроке.

    При беге держать дистанцию 2 м друг от друга

    Обще-развивающие

    Упражнения для мышц рук

    1. И.П – руки в стороны.

    1 – правую руку к плечу, левую в сторону.

    2–И.П.
    3 – левую руку к плечу, правую в сторону.

    4 –ИП.

    6-8 раз

    Спина прямая, подбородок

    приподнят

    2. ИП – руки к плечам.

    1 – 4 круговые движения руками вперед, 5 - 8 круговые движения руками назад.

    6-8 раз

    Спина прямая, ноги на ширине плеч

    Медленный бег.

    Обще-развивающие упражнения для мышц

    туловища

    1. ИП - руки вверх.

    1 – поворот туловища направо, руки в стороны.
    2-ИП.
    3 - то же налево.

    4 - ИП.

    6-8 раз

    Спина прямая, руки на уровне плеч

    2. ИП - руки за головой.

    1 - наклон туловища вперед прогнувшись, руки в

    стороны.

    2 – выпрямиться, руки к плечам.
    3 – наклон туловища назад, руки вверх.

    4 – ИП.

    6-8 раз

    Спину не округлять, наклон на 90 градусов, взгляд направлен вперед

    Медленный бег.

    30 сек

    Общеразвивающие упражнения для мышц ног

    1. ИП - основная стойка.

    1 – приседание, руки в стороны.
    2ИП.

    3 приседание, руки вперед.
    4 - ИП.

    6-8 раз

    Спина прямая, руки прямые, подбородок приподнят

    2. ИП – основная стойка.

    1 – прыжком ноги врозь, руки в стороны.

    2 – прыжком ноги вместе, руки вверх.

    3 – прыжком ноги врозь, руки в стороны.

    4 – ИП.

    6-8 раз

    Руки не сгибать, спину

    держать прямо.

    5. Ходьба.

    Восстановить дыхание.

    6. Построение в шеренгу.

    Специальные беговые

    упражнения:

    а) семенящий бег;

    б) с высоким подниманием бедра;
    в) с захлестыванием

    голени;
    г) на прямых ногах;

    д) прыжками с ноги на

    ногу;
    е) ускорение.

    20 м




    Ученики выполняют

    упражнения 20 м, обратно

    возвращаются шагом.

    Основная часть.

    25 мин

    1. Подвижная игра «Белые медведи».

    По сигналу водящий «Белый медведь» старается поймать медвежат. Поймав первого – отводит на льдину, затем ловит другого. После этого два пойманных медвежонка берутся за руки и начинают ловить остальных. Настигнув кого-нибудь, 2 медвежонка соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками и зовут белого медведя, который отводит пойманного на льдину. Игра продолжается, пока не будут пойманы все медвежата.

    2.Построение в шеренгу.

    Разучить технику низкого старта.

    В спринте применяется низкий старт, позволяющий быстрее начать бег и развить максимальную скорость на короткую дистанцию. Для быстрого выхода со старта применяются стартовые колодки.

    а)объяснение
    б)показ
    в) выполнение

    Повторение фаз спринтерского бега 1 – старт, 2 – стартовый разгон, 3 – бег по дистанции, 4 – финиширование.

    Команда «На старт!»

    1. По команде «На старт!» - бегун ставит первую ногу на носок отступив от линии старта на расстоянии длины стопы. Другую ногу ставит на колено возле пятки первой ноги. Встав на колено ногой, руки, на ширине плеч ставятся перед стартовой линией. Тяжесть тела равномерно распределена между руками, стопой ноги, стоящей впереди, и коленом другой ноги.

    Команда «Внимание!»

    2. По команде «Внимание!» бегун

    слегка выпрямляет ноги, отделяет колено от дорожки. Таз приподнимается на 10-20 см выше уровня плеч.

    Команда «Марш!»

    3. По команде «Марш!» бегун мгновенно устремляется вперед.

    3. Стартовый разгон.

    Стартовый разгон. Чтобы добиться лучшего результата в спринте, очень важно после старта быстрее достичь в фазе стартового разбега скорости, близкой к максимальной.

    Бег с ускорением из

    различных исходных

    положений:

    а) из упора присев;

    б) из упора лежа;

    в) из положения сидя;

    г) стоя спиной к

    направлению движения.

    20 м по 2 р.

    С каждым шагом скорость увеличивается, тело слегка наклонено вперед.

    4. Подвижная игра

    «Перебежка с выручкой».

    По команде игроки начинают перебегать на сторону противника, стремясь

    завладеть кеглей и унести ее на свою сторону. Игроку разрешается не только брать кегли противника, но "осалить" на своей половине пробегающего с кеглей. "Осаленный" отдает кеглю тому, кто его "осалил" и остается на месте до тех пор, пока его не выручит игрок его команды.

    Выигрывает команда, сумевшая

    перенести на свою сторону большее количество кеглей.

    Заключительная часть.

    5 мин

    Построение.

    Подведение итогов урока.

    Оценить работу, учащихся на уроке, отметить организацию работы зачитать и прокомментировать выставленные отметки

    Организованный уход.


    Одно из важнейших мест в физическом воспитании учащихся принадлежит бегу. На уроках легкой атлетики с техникой бега связаны и другие двигательные действия: прыжки в длину и в высоту с разбега, а также метания. Поэтому в первую очередь необходимо решать задачи обучения школьников технике бега.
    Научные данные показывают, что примерно у 90% детей 7–10летнего возраста отмечается целый ряд нерациональных движений и ошибок в беге, а именно: неполное разгибание опорной ноги при отталкивании; фаза опоры более продолжительна во времени, чем фаза полета; постановка ноги с пятки и наружного свода стопы; перекрестная работа ног, т.е. след правой ноги заходит влево за среднюю линию.
    В связи с этим возникает необходимость формировать правильные двигательные навыки в беге с первых лет обучения в школе.
    В данной статье предпринята попытка помочь учителю физической культуры при обучении технике спринтерского бега. Предложенные упражнения направлены на формирование техники бега, они не имеют дозировки – учитель должен определять ее самостоятельно.
    Материал не распределен по классам, так как согласно принципу вариативности учитель имеет возможность подбирать содержание учебного материала в соответствии с возрастно­половыми особенностями учащихся, материально­технической оснащенностью учебного процесса, видом учебного учреждения, регионально­климатическими условиями.

    Обучение технике спринтерского бега

    Технику бега принято условно делить на следующие фазы: старт, стартовый разгон, бег по дистанции и финиширование.

    Высокий старт

    По команде: «На старт!» учащийся подходит к стартовой линии, ставит сильнейшую ногу носком к линии, не переступая ее, другую отставляет назад, упираясь носком в грунт.

    Плечо и рука, разноименные выставленной вперед ноге, выносятся вперед, другая рука отведена назад.

    По команде: «Внимание!» ученик сгибает обе ноги таким образом, чтобы вес тела распределялся в направлении впереди стоящей ноги (туловище наклонено вперед).

    По команде: «Марш!» бегун отталкивается от грунта впереди стоящей ногой, маховая нога (сзади стоящая) активно выносится вперед от бедра, руки работают перекрестно.

    Методическая последовательность обучения технике высокого старта

    1. Старты во время ходьбы в наклоне, выполняемые по сигналу учителя или при подходе к определенной отметке.

    2. Старты «падением» из положения стоя на двух ногах (на носках) и на одной (толчковой) ноге.

    3. Старты «падением» из положения согнувшись вперед (в наклоне), руки опущены вниз или на коленях.

    4. И.п. – стоя в широком шаге в наклоне вперед, сильнейшая (толчковая) нога впереди. Руки полусогнуты в локтевых суставах, одна впереди, другая, одноименная выставленной вперед ноге, отведена назад. Имитация активного выноса вперед сзади стоящей ноги от бедра в сочетании с перекрестной работой рук.

    5. Высокий старт из положения стоя, выставив вперед сильнейшую (толчковую) ногу.

    Старт с опорой на одну руку – разновидность высокого старта

    Старт с опорой на одну руку – вариант высокого старта – применяется, кроме того, как упражнение, подводящее к низкому старту.

    В отличие от высокого старта по команде: «На старт!», ноги здесь согнуты сильнее, вес тела больше переносится вперед. Рука, противоположная ноге, выставленной вперед, касается грунта, другая, согнутая в локте, отведена назад.

    По команде: «Внимание!» тяжесть тела переносится на руку и толчковую ногу.

    По команде: «Марш!» бегун производит отталкивание от грунта рукой и обеими ногами. Первые шаги следует делать с большим наклоном, постепенно уменьшая его.

    Методическая последовательность обучения технике старта с опорой на одну руку

    1. Принятие положения высокого старта с опорой на одну руку по команде: «На старт!».

    2. Перенос тяжести тела вперед с опорой на одну руку и впереди стоящую ногу по команде: «Внимание!», вернуться в положение «На старт!».

    3. Бег с высокого старта с опорой на одну руку без сигнала.

    4. Бег с высокого старта с опорой на одну руку по сигналу учителя.

    Низкий старт

    Низкий старт – наиболее распространенный способ начала спринтерского бега, так как позволяет быстрее начать бег и развить максимальную скорость на коротком отрезке. Для обеспечения удобства и прочности опоры ног используются стартовые колодки или стартовые станки.

    Статья подготовлена при поддержке интернет - магазина «Травы Приморья». Если Вы решили приобрести лекарственные травяные настойки, то оптимальным решением станет обратиться в интернет – магазин «Травы Приморья». На сайте, расположенном по адресу http://travprim.ru/ , вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать лечебные травы и настойки по выгодным ценам.

    Наиболее оптимальным для школьной практики является такой способ установки стартовых колодок, когда передняя колодка для сильнейшей (толчковой) ноги устанавливается на расстоянии 1,5 стопы от линии старта, а задняя – на расстоянии 1–1,5 стопы от передней (или на расстоянии длины голени от передней колодки). Опорная площадка передней колодки наклонена под углом 45–60°, задняя – под углом 60–80°. Расстояние между колодками по ширине обычно равно длине стопы.

    По команде: «На старт!» учащийся перешагивает через стартовую линию и встает так, чтобы колодки оказались позади него. Далее ученик приседает, ставит руки на грунт, упирается стопой сильнейшей ноги в опорную площадку задней колодки. Затем он опускается на колено ноги, упирающейся в заднюю колодку, подтягивает руки за стартовую линию и ставит их вплотную к ней таким образом, чтобы опора тела приходилась на кисти, большие пальцы были повернуты внутрь, а остальные – наружу (можно опираться на кисти с согнутыми пальцами).

    Руки в локтях должны быть выпрямлены, но не напряжены, плечи – слегка падать вперед. Спину следует округлить, но не напрягать. Голова свободно продолжает линию тела, а взгляд устремлен вперед на расстояние 0,5–1 м от стартовой линии.

    По команде: «Внимание!» ученик отрывает колено ноги, упирающейся в заднюю колодку, от земли, поднимает таз несколько выше плеч и подает туловище вперед вверх. Тяжесть тела перемещается на руки и впереди стоящую ногу. Переходить из положения «На старт!» в положение «Внимание!» следует плавно. Затем надо прекратить всякие движения, ожидая выстрела или команды: «Марш!».

    После выстрела или команды: «Марш!» ученик отрывает руки от дорожки и одновременно отталкивается от колодок. Первой от колодки отрывается сзади стоящая нога, которая выносится вперед и слегка внутрь бедром. Чтобы сократить время и путь прохождения стопы от колодки до места ее постановки на грунт, первый шаг должен быть стелющимся, т.е. проносить стопу нужно возможно ближе к земле.

    Благоприятные условия для наращивания скорости бега в возможно более короткий срок создаются благодаря достаточно острому углу отталкивания от колодок и наклонному положению тела спринтера при выходе со старта.

    Методическая последовательность обучения технике низкого старта

    1. Старты из различных исходных положений: из положения стоя согнувшись, из упора лежа согнувшись, из упора стоя на коленях, из упора стоя на одном колене (маховой ноги), туловище прямо, руки опущены вниз.

    2. Стоять на сильно согнутой толчковой ноге, туловище горизонтально, другую ногу (прямую) отвести назад. Руки полусогнуты, одна впереди, другая сзади. Из этого положения начать бег, сохраняя горизонтальное положение туловища как можно дольше.

    3. Наклоны туловища в ходьбе. Впереди стоящая нога согнута, руки опущены. По сигналу учителя – резкое движение вперед головой и плечами. Нога, стоящая сзади, активным движением бедра выносится вперед по кратчайшему пути, а нога, стоящая впереди, с нарастающим усилием проталкивает учащегося вперед, он принимает положение, как при беге с низкого старта в момент ухода с колодок, и переходит на бег.

    4. Выполнение команд: «На старт!» и «Внимание!» без стартовых колодок. Учитель проверяет правильность принятия стартовых положений занимающихся и устраняет ошибки. Только после того как все учащиеся освоят стартовые позиции, можно переходить к обучению бегу с низкого старта.

    5. Бег с низкого старта без колодок (без сигнала и по сигналу учителя). Выполнение низкого старта без стартового сигнала необходимо для того, чтобы учащиеся могли сосредоточить внимание на правильности формы и ритма движений, а не на быстроте и силе выполнения.

    6. Установка стартовых колодок.

    7. Выполнение команд: «На старт!», «Внимание!» с колодок. Положение по команде: «Внимание!» сохранять неподвижно 2–3 сек.

    8. Выталкивание от стартовых колодок без шага приземления на руки. Впереди колодок можно положить мат для смягчения падения на кисти.

    9. Прыжки в длину с места из положения низкого старта с колодок. Упражнения 8 и 9 выполняются для овладения техникой отталкивания.

    10. Бег с низкого старта с колодок без сигнала.

    11. Бег с низкого старта с колодок по сигналу учителя (команда: «Марш!», выстрел стартового пистолета, хлопок стартовой хлопушки). Учащимся дается установка на быстрое выполнение первого шага.

    Упражнения для закрепления и совершенствования техники низкого старта

    1. Бег с низкого старта с колодок в горку.

    2. Бег с низкого старта с колодок по различным сигналам, заменяющим стартовые команды (например: «Гоп!», «Беги!» и т.п.).

    3. Бег с низкого старта с колодок с затягиванием команды: «Марш!» после команды: «Внимание!» на 3–5 сек.

    4. Бег с низкого старта с колодок после выполнения кувырка вперед.

    5. Бег с низкого старта с колодок после прыжка в длину с места.

    6. Из положения «На старт!» бросок набивного мяча вперед с последующим быстрым стартом, пытаясь догнать летящий мяч.

    Стартовый разгон

    Стартовым разгоном называют бег на начальном участке дистанции после старта, где спринтер развивает скорость, близкую к максимальной, и постепенно принимает характерное для бега по дистанции положение, чтобы обеспечить плавное увеличение длины шага и соответственно скорости бега. В начале стартового разгона бегун должен сохранять достаточный наклон тела вперед, но не чрезмерный (во избежание падения). Чем лучше у спринтера развиты скоростно­силовые качества, тем в большем наклоне он сможет удержать туловище, чтобы обеспечить себе благоприятные условия для отталкивания.

    Важнейшая задача учителя при обучении стартовому разгону – научить постепенному выпрямлению туловища.

    Методическая последовательность обучения технике стартового разгона

    1. Выбегание с низкого старта под «воротами», сделанными из веревки, резиновой ленты или планки для прыжков в высоту на 1,5–2 м от линии старта.

    2. Выбегание с низкого старта «на вожжах в упряжке» с преодолением сопротивления. Партнер удерживает стартующего длинной резиновой лентой, скакалкой, пропущенной под мышками бегущего.

    3. Выбегание с низкого старта с сопротивлением партнера. Партнер, стоя лицом к стартующему в наклоне, одна нога впереди, упирается прямыми руками в его плечи. С выбеганием бегуна со старта партнер продолжает оказывать умеренное сопротивление, отбегая спиной вперед.

    4. Бег с низкого старта (10–15 м) с сохранением оптимального наклона туловища.

    Бег по дистанции (прямой)

    Почувствовав, что скорость бега приблизилась к максимально возможной и бежать дальше в наклоне становится неудобно, бегун постепенно выпрямляет туловище и бежит по дистанции, стараясь совершать беговые движения свободно, без напряжения.

    Во время важнейшей фазы спринтерского бега – отталкивания – бегун мощным отталкиванием распрямляет толчковую ногу в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах. При этом эффективному отталкиванию способствует энергичный вынос впередвверх бедра маховой ноги. В безопорной полетной фазе нога, которая закончила отталкивание и двигалась вначале назад­вверх, сгибается в колене и продолжает движение впередвверх. Одновременно с этим маховая нога энергично разгибается, опускается вниз и ставится на грунт. Упругая постановка ноги обеспечивается за счет приземления на переднюю часть стопы и некоторого сгибания ноги в коленном суставе. Это позволяет смягчить силу удара о грунт, сократить тормозную фазу опоры.

    Небольшой наклон туловища вперед во время бега по дистанции сохраняется. В момент отталкивания поясница должна быть слегка прогнута и напряжена. Согнутые в локтях руки двигаются вперед – назад свободно и энергично в соответствии с ритмом беговых шагов.

    Методическая последовательность обучения технике бега по дистанции (прямой)

    1. Ходьба с высоким подниманием бедра, руки на пояс, туловище держать прямо.

    2. Бег с высоким подниманием бедра:

    а) стоя на месте в положении упора под разными углами;
    б) на месте без упора, руки на поясе;
    в) с небольшим продвижением вперед, руки на поясе. Бедро поднимается по горизонтали, а опорная нога в это время полностью выпрямляется;
    г) с «подкидыванием» пятки под бедро и одновременным подниманием колена вверх.

    3. Семенящий бег (упражнение способствует овладению прямолинейной постановкой стопы и полным выпрямлением ноги в коленном суставе):

    a) на месте с опорой;
    б) без опоры;
    в) с медленным продвижением вперед.

    4. Овладение прямолинейным движением:

    a) бег по «коридору» (узкой дорожке) шириной 20–30 см, сделанному из резиновой ленты, шнура или шпагата;
    б) бег по прямой линии шириной 5 см, стопы ставятся по линии и параллельно ей;
    в) бег по гимнастическим скамейкам.

    5. Прыжки с ноги на ногу. Это упражнение вырабатывает широкий шаг, правильное положение после отталкивания и следующего за этим полета (туловище удерживается вертикально, с небольшим наклоном вперед, движения рук – как при беге). Нога в момент отталкивания полностью выпрямлена, а другая, согнутая в коленном суставе, выносится вперед вверх.

    6. Прыжки с ноги на ногу с переходом на бег по дистанции.

    7. Бег на прямых ногах (упражнение «Ножницы») за счет сгибания и разгибания ног в голеностопных суставах. Продвижение вперед при минимальном сгибании ноги в коленном суставе.

    8. Бег на расстояние 10–15 м с высоким подниманием бедра – переход на бег с ноги на ногу на расстояние 10–15 м – переход на бег по дистанции 20–30 м.

    9. Бег в ровном, спокойном темпе с постановкой стопы на переднюю часть, с увеличением скорости по сигналу учителя (команде, свистку, хлопку).

    10. Бег с ускорением. Скорость увеличивается до тех пор, пока сохраняется свобода движений и правильная их структура.

    11. Бег на время с ходу (20 м, 30 м).

    Техника работы рук при беге на короткие дистанции

    Обучению правильной работе рук при спринтерском беге следует уделить особое внимание. Неправильная, закрепощенная работа рук оказывает влияние на нарушение техники бега в целом, приводит к заметному снижению результатов бега на короткие дистанции. Энергичные расслабленные движения рук способствуют увеличению скорости движения ног.

    Руки при беге согнуты в локтевых суставах, плечи несколько опущены, кисти расслаблены; пальцы полусогнуты, большой палец касается середины указательного.

    Движения рук выполняются в едином ритме с движениями ног вперед и немного внутрь, а при движении назад – немного наружу.

    Методическая последовательность обучения технике движения рук

    1. И.п. – одна рука на поясе, другая согнута в локтевом суставе, как при беге. Движения согнутой рукой в медленном темпе в плечевом суставе. При движении вперед кисть выносится до уровня подбородка, при движении назад – до упора. То же – другой рукой.

    2. И.п. – выставить одну ногу вперед, руки согнуты, как при беге. Выполнить беговые движения обеими руками. Сочетать напряжения мышц плечевого пояса и рук с их расслаблением. Учитель дает указания: «Напряженно», «Расслабленно», – чтобы дети почувствовали разницу в состоянии мышц и научились выполнять движения руками расслабленно. То же – при ходьбе, медленном и быстром беге.

    3. Движения руками – как при беге из исходного положения: одна нога впереди, другая – сзади, туловище несколько наклонено вперед, руки согнуты в локтевых суставах.

    4. То же в различном темпе.

    5. Беговые движения руками с постепенным выпрямлением туловища из исходного положения наклон вперед.

    6. Стоя на слегка согнутых ногах, руками удерживать концы скакалки, перекинутой через шею и плечи. Движения руками, как при беге.

    7. Бег в медленном, среднем и быстром темпе с акцентом на правильную работу рук.

    Методические указания

    Упражнения 2–6 выполнять сериями по 10–15 сек., не более. Длительное выполнение упражнений вызывает у учеников утомление, что приводит к лишним движениям головой, туловищем.

    Упражнения для закрепления и совершенствования навыков техники бега на короткие дистанции

    Бег по прямой

    На уроках легкой атлетики для закрепления и совершенствования данных навыков целесообразно использовать специальные беговые упражнения (СБУ), в которых основная нагрузка приходится на мышцы, активно участвующие в работе. Важно сохранять свободу беговых движений, выполнять их с максимальной скоростью, но при этом строго следить за соблюдением техники бега.

    Для ее закрепления и совершенствования, а также для развития быстроты могут использоваться следующие беговые упражнения:

    1. Бег на расстояние 10–15 м с высоким подниманием бедра с последующим переходом на свободный бег.

    2. Бег прыжками с ноги на ногу с постепенным увеличением темпа и переходом на свободный бег (20–30 м).

    3. Сменяющий бег мелкими, но быстрыми и свободными шагами.

    4. То же (10–20 м) с переходом на свободный бег.

    5. Бег с ускорением до максимальной скорости и последующим переходом в свободный бег (по инерции).

    6. Переменный бег с несколькими переходами от максимального темпа к бегу по инерции.

    7. Бег с ходу на 10–20 м с заданиями:

    а) выполнять беговые шаги как можно чаще;
    б) выполнять бег с наименьшим количеством шагов (на длину шага).

    8. Бег с высокого, низкого старта по команде с переходом на бег по дистанции (20–30 м).

    Хороший эффект в овладении структурой беговых движений дает их выполнение без помощи рук, а также в режиме переключения – с работой рук и без их помощи.

    Бег по повороту

    При беге по повороту туловище наклоняется немного влево для преодоления центробежной силы. Для лучшей устойчивости левая стопа ставится на дорожку развернутой наружу, а правая стопа – внутрь. Амплитуда движения правой руки шире, чем левой. При этом при движении назад правая рука отводится несколько в сторону, а при движении вперед – больше внутрь. При беге с низкого старта для увеличения отрезка, пробегаемого по прямой, колодки устанавливаются у внешнего края дорожки.

    Методическая последовательность обучения технике бега по повороту

    1. Бег по кругу диаметром 40–50 м, постепенно уменьшая его радиус (доводя до 10–15 м), с различной скоростью. Следует обратить внимание на то, что с уменьшением радиуса поворота и увеличением скорости бега наклон туловища увеличивается.

    2. Бег по прямой со входом в поворот. Подбегая к повороту, для преодоления действия центробежной силы нужно плавно наклонить туловище влево и слегка повернуть в ту же сторону стопы ног.

    3. Бег по повороту с последующим выходом на прямую дистанцию.

    4. Бег с высокого и низкого старта по повороту.

    Финиширование

    Финиширование – это усилие бегуна на последних метрах дистанции. Бег считается законченным, когда бегун коснется воображаемой плоскости финиша какой­либо частью туловища. Бегущий первым коснется ленточки (нити), натянутой на высоте груди над линией, обозначающей конец дистанции. Чтобы быстрее ее коснуться, нужно на последнем шаге сделать резкий наклон вперед, отбрасывая руки назад. Этот способ называется «бросок грудью».

    Применяется и другой способ – финиширование плечом, при котором бегун наклоняется вперед, одновременно поворачиваясь к финишной ленточке боком так, чтобы коснуться ее плечом.

    Методическая последовательность обучения технике финиширования

    1. Стоя в шаге, левую (правую) ногу поставить вперед, руки опущены вниз. Выполнить шаг вперед с быстрым наклоном туловища вперед и отведением рук назад.

    2. Наклон вперед с отведением рук назад при ходьбе.

    3. Наклон вперед на ленточку с отведением рук назад и при медленном и быстром беге.

    4. Наклон вперед на ленточку с поворотом плеч в медленном и быстром беге индивидуально и в группах.

    5. Бросок на ленточку грудью вперед небольшими группами по 3–4 человека с ускоряющегося бега. Каждый бегущий должен бежать на одном уровне с остальными (не обгоняя их), а за 6–8 м до финишной ленточки по сигналу учителя ускорить бег, чтобы постараться коснуться ленточки первым.

    Обучая школьников финишированию, важно приучить их заканчивать бег не у линии финиша, а после нее. Для успешности обучения нужно проводить упражнения парами или группами по 3–4 человека, подбирая равных по силам учащихся или применяя гандикап (фору).

    Сергей НАПРЕЕВ,
    МОУ «Красносельская СОШ»,
    Нижегородская обл.

    Задачи:

    1. Ознакомить учащихся с элементами низкого старта.

    2. Ознакомить учащихся с техникой стартового разгона и бега по дистанции.

    Низкий старт требует высокого уровня развития скоростно-силовых качеств. Ученики пятых классов еще не способны в положении наклона выполнить мощное отталкивание с одновременным активным выносом бедра маховой ноги. Поэтому основным средством при обучении должно быть применение различных специальных упражнений для овладения отталкиванием. Непосредственный бег с низкого старта не должен быть главным средством подготовки (обучения), так как многократное повторение низкого старта в неправильном исполнении приводит к закреплению ошибок.

    Методическая последовательность обучения технике низкого старта
    Упражнение 1. Старты из различных исходных положений («а», «б», «в», «г»), указанных на рисунке.

    Упражнение 2. Стоя на сильно согнутой толчковой ноге, туловище горизонтально, другая нога (прямая) отведена назад. Руки полусогнуты, одна впереди, другая сзади. Из этого положения начать бег, сохраняя горизонтальное положение туловища как можно дольше.

    Упражнение 3. Выполнение команд «На старт!» (низкий старт) и «Внимание!» без стартовых колодок.

    Учитель проверяет правильность принятия стартовых поз всеми занимающимися и устраняет ошибки, если они обнаружены.

    Только после того, как занимающиеся поняли и прочувствовали стартовые позы и научились выполнять их, можно переходить к обучению началу бега с низкого старта.

    Упражнение 4. Бег с низкого старта без колодок (без сигнала и по сигналу учителя).

    Выполнение низкого старта без стартового сигнала необходимо для того, чтобы учащиеся могли сосредоточить внимание на правильности формы и ритма движений, а не на быстроте и силе их выполнения.

    Упражнение 5. Установка стартовых колодок. Передняя колодка для сильнейшей (толчковой) ноги устанавливается на расстоянии 1,5 стопы от линии старта, а задняя- 1,5-1 стопы от передней (или на расстоянии длины голени от передней колодки). Опорная площадка передней колодки наклонена под углом 45-50°, задняя - 60-80°. По ширине расстояние между колодками обычно равно 10-12 см.

    Упражнение 6. Выполнение команд «На старт!», «Внимание!». По команде «На старт!» надо стать впереди стартовых колодок, присесть и, опираясь ладонями о дорожку, поставить более сильную ногу на переднюю колодку, а другую на заднюю. Затем, опираясь на колено сзади стоящей ноги, установить прямые руки вплотную к стартовой линии. Они должны быть расставлены на ширине плеч, а пальцы образовывать упругий свод.

    По команде «Внимание!» следует плавно приподнять таз немного выше уровня плеч, а плечи слегка вывести вперед за линию опоры рук. Ноги упираются в стартовые колодки. Это положение учащийся должен сохранять неподвижно 2-3 с.


    Упражнение 7. Выталкивание от стартовых колодок без шага. Приземляться на руки. Для смягчения ударов класть впереди колодок мат.

    Упражнение 8. Бег с низкого старта с колодок (без сигнала и по сигналу учителя). Движение при выходе со старта выполняется максимально быстро. Двигательная (предстартовая) установка для учащихся должна быть направлена не на сильное отталкивание от колодок, а на быстрое выполнение первого шага.

    Дополнительные упражнения для освоения техники низкого старта
    Упражнение 1. Из положения руки в упоре (туловище вертикально или в небольшом наклоне) оттолкнуться руками от опоры, выполняя ими беговые движения.

    Упражнение 2. Стоя на одной ноге в упоре у стенки. Толчковая нога поднята, согнутая в колене. По команде резкая смена ног (внимание акцентируется на быстром подъеме маховой ноги).

    Упражнение 3. Стоя в упоре у гимнастической стенки на согнутой (толчковой) ноге, разгибание и сгибание опорной ноги в сочетании с движением маховой.

    Носок маховой ноги брать «на себя», сочетать окончание маха с окончанием выпрямления опорной ноги во всех суставах.

    Упражнение 4. Наклоны туловища в ходьбе. Впереди стоящая нога слегка согнута, руки опущены. По сигналу учителя резкое движение вперед головой и плечами. Нога, стоящая сзади, активным движением бедра выносится вперед по кратчайшему пути, а нога, стоящая впереди, с нарастающим усилием, проталкивает учащегося вперед, он принимает положение как при беге с низкого старта в момент ухода с колодок и переходит на 6eг.

    Упражнение 5. Выпады в ходьбе. Туловище наклонено, голова слегка опущена. По сигналу учителя быстро перейти на бег.

    Упражнение 6. И. п. - стоя, ноги полусогнуты. Руки оттянуты назад партнером. Туловище подается вперед. При отпускании рук быстрый выход в стартовое положение с переходом на бег.

    Упражнение 7. Быстрая смена ног в различных положениях: а) в упоре лежа руки на гимнастической скамейке; б) одна нога ставится на скамейку; в) в глубоком выпаде; г) держа гимнастическую палку на плечах.

    Упражнение 8. Прыжок в длину с места из положения низкого старта: а) без колодок; б) с опорой о стартовые колодки.

    Упражнение 9. Старт из положения «стоя на обоих коленях»; б) с опорой на руки.

    Упражнение 10. Старт из положения стоя на одном колене (маховая нога), туловище прямо, руки за спиной, на поясе или опущены вниз.

    Упражнение 11. Бег в упоре лежа 5-7 с с переходом на бег по дистанции.

    Упражнение 12. Непрерывный переход из положения «упор присев» в «упор лежа» (5-7 с) с последующим переходом на бег по дистанции: а) из положения «упор присев»; б) из положения «упор лежа».

    Упражнение 13. Бег с низкого старта с опорой руками на высоте 30-40 см от беговой дорожки. В виде опоры можно использовать параллельно поставленные гимнастические скамейки, тумбы и пр. на расстоянии, позволяющем после старта пробежать между ними.

    Упражнение 14. Старты из разных исходных положений: а) сидя на полу лицом (или спиной) вперед; б) лежа на животе; в) лежа на спине головой (или ногами) к линии старта.


    Упражнение 15.
    Из упора присев выполнить кувырок вперед с переходом в бег по дистанции.

    Упражнение 16. Прыжок в длину с места с последующим мгновенным стартом и бегом по дистанции.

    Упражнение 17. И.п. - полуприсед или присед. Бросок мяча вперед с последующим быстрым стартом, пытаясь догнать летящий мяч.

    Упражнение 18. Максимальное давление на стартовые колодки при различных углах в коленном суставе в изометрическом режиме.

    Список использованной литературы:

    1. Холодов Ж.К. и др. Легкая атлетика в школе: Пособие для учителя / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М.: Просвещение, 1993. - 128 с.

    Бег на короткие дистанции отличается тем, что требует развить максимальную скорость в короткий промежуток времени. Это большие нагрузки и нужна высокая координация движений. Здесь на счету каждая доля секунды, ведь любое промедление снижает шансы на победу. Техника низкого старта с самого начала обеспечить высокий темп движения. Это способ начала бега, при котором обеспечиваются мощный первоначальный рывок и быстрый набор скорости.

    История спорта говорит о том, что изначально в легкой атлетике применялся высокий старт, то есть положение тела бегуна было практически вертикальным. Это не было самым удачным решением, поэтому атлеты пытались использовать какие-то ухищрения, например, опирались на палки или каменные плиты, брали в руки камни или деревянные брусья. А решение проблемы подсказывала сама природа, только эту подсказку увидели лишь в XIХ веке.
    Поза, которую принимает спортсмен на низком старте, специфична: руки упираются в землю, упор на колено. Сейчас она нам вполне привычна. Но так было не всегда: впервые такую позу на старте принял в 1997 году американский бегун Чарльз Шерилл, чем очень возмутил и судью и зрителей. Но результаты Шерилла в забегах убедительно доказали, что был прав спортсмен, а не судья. Шериллу начали подражать другие бегуны – и тоже стали добиваться высоких результатов в забегах. А сам Шерилл подсмотрел эту позу у австралийских кенгуру, которые перед началом бега принимают очень похожую позицию: пригибается к земле, а потом резко выбрасывает тело вперед. Так, благодаря наблюдательности спортсмена и логичности природы было положено начало использованию техники низкого старта.

    Разновидности низкого старта

    У техники низкого старта существует несколько разновидностей:

    • обычная;
    • узкая;
    • растянутая

    Обычный низкий старт ноги располагаются так, чтобы расстояние от первой колодки до стартовой линии и от первой до второй колодки составляло примерно две стопы бегуна.
    Узкий старт расстояние от первой колодки до стартовой линии составляет две стопы бегуна, а расстояние между колодками в два раза меньше (уже).
    Растянутый старт расстояние от первой колодки до стартовой линии составляет 3 стопы, а расстояние между колодками – две стопы.
    При низком старте маховая нога опирается на переднюю часть стартовой колодки, а толчковая – на заднюю, стопа касается земли только носком, а вот на стартовую колодку опирается очень прочно. Подбор вариантов низкого старта индивидуален и зависит от особенностей каждого спортсмена. Расстояние между осями колодок обычно устанавливается в 15-25 см.

    Стартовые колодки и станки

    Без использования этого бегового оборудования техника бега с низкого старта практически невозможна. Станки и колодки стартовые – это приспособления для упора и отталкивания при старте.
    Стартовый станок представляет собой продолговатый корпус из металла или сплава алюминия. К обеим его сторонам крепится по одной площадке, угол наклона которых может меняться в зависимости от потребностей и индивидуальных особенностей атлета. Дополнительно площадки двигаются по специальным выемкам (пазам) и могут быть закреплены в любом их месте. Корпус станка стационарно крепится в грунте, на нем нанесены деления, по которым устанавливается нужное расстояние между площадками. Площадки имеют специальные прорези, в которые вставляются шипованные кроссовки.
    Стартовые колодки отличаются от станка тем, что каждая из них представляет законченную конструкцию, предназначенную для каждой ноги спортсмена в отдельности. Колодка состоит из корпуса, к которому прикреплена на шарнирах площадка, которую можно закреплять в любом удобном положении. Так же, как и станок, колодки надежно крепятся к грунту, но они еще могут и складываться, что делает их гораздо удобнее станка.

    Техника бега на короткие дистанции с низкого старта

    Команда «На старт»: бегун ногами упирается в колодки, руки ставит к стартовой черте и опускается на колено ноги, расположенной сзади. Профессионально такое положение называется пятиопорным. Спина ровная, голова расположена параллельно ей; взгляд направлен на точку, расположенную в метре от стартовой линии; руки выпрямлены в локтях и расставлены немного шире плеч, опираются на указательный и большой пальцы; опора ног на стартовые колодки; стопы касаются земли только носком кроссовок.
    Команда «Внимание»: бегун отрывает колено задней ноги от опоры и приподнимает таз на ладонь выше плеч; плечи выдвигаются вперед, за стартовую линию и опираются на руки. Очень важный момент техники низкого старта – угол сгиба ног в коленях. У передней ноги этот угол должен составлять примерно 100 градусов, а задней – примерно 120 градусов; угол между корпусом и бедром составляет 25 градусов. При отработке приемов техники низкого старта на тренировках для отработки правильной постановки ног применяют транспортиры. При получении команды «Внимание» бегун должен максимально расслабить плечевой пояс и корпус, но при этом быть максимально внимательным и готовым к началу движения.

    Важно: опытные спортсмены посвящают отработке техники низкого старта очень много тренировочного времени, доводя приемы максимально быстрого схождения со стартовой линии до автоматизма.

    Команда «Старт»: бегун мощно отталкивается от колодок задней ногой, а от старта – рукой и начинает одновременное с отталкиванием от колодки передней ноги маховое движение задней ногой. Руки двигаются одновременно, но чаще ног, чтобы задать нужный темп ногам. Особое внимание на старте следует уделить правильному положению корпуса и головы – это очень влияет на результативность.

    Стартовый разгон

    Его дистанция составляет 15-30 метров и его задачей является набор максимальной скорости бега. При стартовом разгоне крайне важно правильно сделать первые шаги:

    1. Сильно оттолкнуться и начать быстрое движение;
    2. Первые пять шагов бежать еще с наклоном корпуса, но затем постепенно поднимать его;
    3. Подъем бедра по отношению к выпрямленной передней ноге должен составлять угол в 90 градусов, при этом бедро надо направлять не вверх, а вперед;
    4. Маховую ногу необходимо направлять назад и вниз, чтобы обеспечить дополнительные усилия при толчке тела вперед;
    5. Длина шага при стартовом разгоне составляет примерно 120 см. Необходимо сохранять эту длину и поддерживать равномерность частоты шагов;
    6. Одновременно с наращиванием скорости необходимо уменьшать величину ускорения так, чтобы к 30 метрам дистанции скорость составила примерно 95% от максимально возможной;

    Важно: во время стартового разбега ускорение лучше достигается увеличением длины шага, чем их частоты. Однако следует контролировать постановку ног и не допускать её чрезмерного расширения, так как это приведет к сбою ритма движения.
    В спринте постановка стопы преимущественно на носок; опускать её на пятку, особенно на первых этапах дистанции, не рекомендуется. Ноги движутся вниз и назад, движения рук энергичные, но исключительно в вертикальной плоскости (перекрещивание не допускается) и несколько чаще, чем движения ног – так достигается лучшее ускорение.

    Бег по дистанции

    После достижения максимальной скорости корпус следует держать под небольшим наклоном вперед, примерно 10-15 градусов, при этом наклон незначительно меняется во время отталкивания. Голову держать прямо, не закидывая её назад и не опуская вниз; направление взгляда – на финишную ленту. Лопатки сведены, плечи несколько отведены назад, стопы поставлены на носок и касаются поверхности упруго, по одной линии.
    Руки в классическом положении: согнуты под углом в 90 градусов и активно работают в вертикальной плоскости; локти не растопыривать, кисти сжать, но без напряжения.

    Финиш

    Финишная дистанция начинается примерно за 20 метров до финиша. В этот момент утомление мышц уже чувствуется, длина бегового шага уменьшается. Задачей спортсмена на финишной дистанции является сохранить достигнутую скорость бега, для чего рекомендуется, при уменьшившейся длине, увеличить частоту шагов и в этом помогает увеличение частоты движения руками.
    Финиш (конец забега) фиксируется в момент касания финишной черты. В спринте каждое мгновение имеет значение, поэтому, чтобы коснуться финиша скорее, применяются некоторые приемы. Например, можно сделать резкий поворот корпусом вперед, при этом руки отвести назад и как бы прыгнуть на финишную черту. Или финишировать боком: развернуть корпус вбок и бросить его к финишу плечом вперед.

    Обучение технике низкого старта .

    1 .Старты из разных положений(из упора присева, наклона вперед,выпада, из упора лежа и т.д.)

    2 .Стоя на сильно согнутой толчковой ноге, туловище горизонтально, другая нога (прямая) отведена назад.Руки полусогнуты,одна впереди, другая сзади. Из этого положения начать бег,сохраняя горизонтальное положение туловища как можно дольше.

    3 . Выполнение команд”На старт!” и “Внимание!” без стартовых колодок. Учитель проверяет правильность принятия стартовых поз всеми занимающимися и устраняет ошибки, если они обнаружены.

    4 .Бег с низкого старта без колодок(без сигнала и по сигналу)

    5 .Установка стартовых колодок.Передняя колодка для сильнейшей (толчковой ноги) устанавливается на расстоянии 1,5 стопы от линии старта,а задняя 1-1,5 стопы от передней (или расстоянии длины голени от передней колодки).Опорная площадка передней колодки наклонена под углом 45 – 50,задняя 60- 80. По ширине расстояние между колодками обычно

    равно10-12 см.

    6 . Выполнение команд “ На старт!”, “ Внимание!”,”Марш!”. Выталкивание из стартовых колодок.Движение при выходе со старта выполняется максимально быстро.Двигательная установка для учащихся должна быть направлена не на сильное отталкивание от колодок,а на быстрое выполнение первого шага .

    Дополнительные упражнения для освоения техники низкого старта .

    Упр. 1. Из положения руки в упоре(туловище вертикально) оттолкнуться руками от опоры выполняя ими беговое движение.

    Упр. 2. И.п. стоя на одной ноге в упоре у стенки. Толчковая нога поднята, согнута в колене.По команде резкая смена ног.

    Упр.3. И.п.стоя в упоре у гимнастической стенки на согнутой(толчковой) ноге, разгибание и сгибание опорной ноги в сочетании с движением маховой.

    Упр.4. Наклоны туловища в ходьбе.Впереди стоящая нога слегка согнута, руки опущены. По сигналу учителя резкое движение вперед головой и плечами.

    Упр.5. Выпады в ходьбе. Туловище наклонено,голова слегка опущена. По сигналу учителя быстро перейти на бег.

    Упр.6. И.п. стоя, ноги полусогнуты. Руки оттянуты назад партнером. Туловище подается вперед. При отпускании рук быстрый выход в стартовое положение с переходом на бег.

    Упр.7.Прыжки в длину с места из положения низкого старта:

    а) без колодок; б) с опорой о стартовые колодки;

    Упр.8. Старты из разных положений: сидя на полу лицом(спиной) вперед,

    лежа на животе, лежа на спине головой (или ногами) к линии старта.

    Упр.9. Из упора присев выполнить кувырок вперед с переходом в бег по дистанции.

    Упр.10.Прыжок в длину с места с последующим мгновенным стартом и бегом по дистанции.

    Упр.11.И.п. полу присед или присед.Бросок мяча вперед с последующим быстрым стартом,пытаясь догнать летящий мяч.

    Упр.12. Максимальное давление на стартовые колодки при различных углах в коленном суставе в изометрическом режиме.

    Обучения технике стартового разгона .

    Упр.1. Выбегание с низкого старта под “ воротами “,сделанными из веревочки,резиновой ленты или планки для прыжков в высоту.

    Упр.2.Выбегание с низкого старта,с преодолением сопротивления.Партнер

    удерживает стартующего резиновой лентой, наложенной на пояс или грудь и пропущенной под мышками бегущего.

    Упр.3.Выбегание с низкого старта, преодолевая сопротивление

    партнера.Партнер упирается прямыми руками в его плечи.

    Упр.4. Бег с низкого старта по отметкам с сохранением оптимального

    наклона туловища.

    Упр.5. Бег с низкого старта через расставленные на первых пяти-шести

    шагах набивные мячи,с учетом возрастания длины шагов.Мячи

    устанавливаются на местах,определяющих середину бегового

    шага. На первом шаге мяч не ставится.

    Упр.6. Бег с низкого старта 10-15 м. с сохранением оптимального

    наклона туловища.