• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Н аш век богат на разнообразие. Мы живём в условиях информационной доступности и определённой свободы выбора.

    С одной стороны, при таком количестве информации, зачастую противоречивой, легко потеряться и так и не найти истины, а с другой - подобная ситуация может стать самым лучшим учителем, развивающим нашу способность жить здравомысленно, формировать собственный взгляд на вещи, отличать истинное от ложного.

    Говоря о разнообразии, стоит отметить, что и йога не является исключением. На сегодняшний день существует масса школ и направлений, некоторые из которых совершенно лишены общих черт с тем, что принято считать йогой. Некоторые же, находясь под гнётом ярлыков и предубеждений, не теряют при этом своей самобытности, своего достоинства и права считаться школой классического образца: к одному из таких направлений относится йога Айенгара.

    Чего только не услышишь о ней: «фитнес-йога», «йога для тела», «йога для инвалидов», «мебельная йога» и прочее.

    Чаще всего так рассуждают люди, либо совсем не знакомые с этим стилем, либо те, кому довелось заниматься под руководством не самого добросовестного преемника традиции, не сумевшего понять её сути и донести до своих учеников. В любом случае, такие люди попросту не удостоили себя труда познакомиться с жизненными взглядами Шри Б. К. С. Айенгара - основоположника данного направления.

    Чем отличается хатха-йога от Айенгара йоги

    Опираясь на вышеупомянутое здравомыслие, давайте попробуем разобраться: в чём же состоит философия данного стиля и в чём его особенности. Вообще говоря, сам Айенгар никогда не называл сформированную им систему практики йогой Айенгара. Он всегда говорил, что занимается хатха-йогой, называя её наукой воли. Таким образом, если вы спросите: «Чем отличается хатха-йога от йоги Айенгара?», ответ, вероятнее всего, будет: «Ничем». И это чистая правда, если смотреть на суть.

    Однако личный опыт любого человека, даже самого просветлённого, не может не наложить отпечаток на традиции. Потому и кажется, что стиль Айенгара, мягко говоря, странноват, с точки зрения «канонической» йоги.

    Возможно, в наши времена именно это и нужно: ведь человек меняется так быстро, ход времени ускоряется так стремительно, что любая практика, чтобы быть максимально эффективной, должна быть адаптирована под эти эволюционные процессы. Все мы знаем, что человек 21 века далеко не тот, что был 2500 лет назад (когда были даны основные трактаты о йоге). У нас больше ментальных проблем, больше закрепощений в теле, менее стабильная психика. Соответственно, и подход к йоге нужен несколько иной.

    С этим и пришёл Айенгар в массы - с инновационным, проверенном на личном опыте и отточенном временем способом достижения внутреннего единства.

    И как бы дополняя тему здравомыслия, Айенгар призывал развивать состояние непредвзятости, чтобы достичь целостности. Ведь только состояние непривязанности к форме даёт человеку возможность полной внутренней интеграции со всем окружающим миром, что впоследствии приводит к ощущению полноты, гармонии и смысла жизни.

    Так что, если вы уделите время самостоятельному изучению вопроса, почитаете книги Шри Б. К. С. Айенгара, то поймёте, что для него даже простейшие асаны - это не только и не столько физические упражнения, сколько средство для достижения единения тела с умом, а ума - с душой.

    «Асаны совершенствовались в течение веков так, чтобы воздействовать на каждый мускул, нерв и железу организма, - говорит мастер. - Они обеспечивают хорошее сложение, с сильными и эластичными мышцами, не выпирающими наружу, и предохраняют тело от болезней. Они снимают усталость и успокаивают нервы. Но их главное значение заключается в тренировке и дисциплине ума. Многие артисты, акробаты, атлеты, танцоры, музыканты и спортсмены также обладают превосходным телосложением и прекрасно владеют своим телом, но не умеют владеть своим умом, интеллектом, и поэтому они находятся не в ладу сами с собой, и среди них редко можно встретить уравновешенную личность. Они часто ставят тело превыше всего. Нельзя сказать, что йог недооценивает своё тело, но он думает не только об его совершенствовании, но и о своих чувствах, уме, интеллекте и душе. Выполняя асаны, йог подчиняет себе своё тело, делает его инструментом духа. Он знает, что тело - это необходимый инструмент духа. Душа без тела подобна птице, лишённой способности летать.

    Йога - путь, который развивает тело, очищает ум, воспитывает разум и наполняет душу. К сожалению, многие люди, не постигшие всей глубины йоги, видят в этом пути к самореализации лишь физическую дисциплину, а практика хатха-йоги понимается как некая гимнастика. Но йога - нечто большее, чем физические упражнения. Она охватывает всё существо человека - на клеточном, психическом, интеллектуальном и духовном уровнях,» - так говорил Айенгар.

    В чём же индивидуальные особенности данного направления? Что отличает йогу Айенгара от множества других стилей? И так ли уж кардинально отличается подход Айенгара от изначальных принципов йоги? Поговорим об этом в данной статье.

    А также раскроем тему ограничений (половых, возрастных, физиологических): имеются ли они для занятия данным стилем йоги?

    Многие наверняка задаются вопросом: «Подходит ли йога Айенгара для начинающих»?

    Да, безусловно. Это продемонстрировал сам Айенгар своей жизнью. С детских лет, страдая от множества недугов, выслушивая и безропотно принимая «пророчества» врачей о своей скорой кончине, он обладал такой силой воли, что занимался неустанно каждый день.

    Именно такой подход спустя годы регулярной практики сделал его тело сильным и выносливым, дал понимание всей глубины поз. И в дальнейшем, став учителем, он был первым, подробно объяснившим и подкрепившим личным примером традиционные постулаты йоги, заново открывшим и систематизировавшим асаны и пранаямы, давшим описание терапевтического эффекта йоги.

    Поначалу Айенгар занимался сверхактивной и силовой йогой. Однако, погружаясь в практику, он понял со временем, что такой жёсткий подход эффективен только для полностью здоровых людей. Проблемы со здоровьем, свойственные большинству современных людей разного возраста и пола, становились определённым препятствием. В поисках универсального способа прогрессирования в йоге, который подошёл бы всем без исключения, Айенгар открыл для себя преимущества статичной практики.

    Он понял, что долгое нахождение в позе усиливает её воздействие как на мышцы, суставы и связки, так и на внутренние системы, и даже на эмоциональное состояние и ум. Таким образом, он пришёл к выводу, что асаны воздействуют не только на физическом, но и на более глубинном уровне.

    Так случилось, что физические недуги преследовали мастера до конца его дней, но ни на один день он не оставлял свою практику. И большинство сложных поз ему пришлось осваивать не в процессе длительных регулярных занятий, а во время публичных показов, когда асану нужно было выполнить безупречно с первого раза.

    Получив за свою жизнь немало травм, Айенгар неустанно искал методы облегчения выполнения асан для людей с ограниченными возможностями. И находил их в виде «пропсов» - вспомогательных материалов (валиков, блоков, одеял, ремней и верёвок, ковриков, стульев), - которые помогают расположить тело в пространстве правильно.

    Да, этот человек, в полной мере испытавший на своём опыте провальность освоения йоги «приступом», делал серьёзный упор на «искусство осторожности», вплоть до такого подхода, как мысленная имитация асаны парализованным человеком, и, как уже было сказано выше, активное использование пропсов. Но они же (пропсы) в дальнейшем стали служить мощным инструментом совершенствования уже для опытных практиков. Каким образом?

    Как изменение точки опоры в асанах (с ног на руки, например) принципиально меняет уровень всей практики, так и смена самой поверхности опоры может изменить качество сознания, открыть новый взгляд на некоторые вещи. И многие инструкторы, практикующие йогу Айенгара, используют дополнительные приспособления для освоения усложнённых асан.

    Есть ещё один важный критерий. Касается он медитативного аспекта практики асан (ведь в йоге Айенгара не придаётся значение «сидячим» медитациям). Основной целью йоги, согласно Йога Сутрам Патанджали, является читта вритти ниродха (устранение колебаний ума). То есть, сознание должно очиститься от всяких представлений и постепенно превратиться в чистое самосознание. Когда медитация является частью практики асан (к чему и призывает Айенгар), то при том, что необходимо пытаться удержать какое-то положение, нужно ещё и максимально расслабить тело. И, как ни парадоксально, именно внедрение в практику пропсов позволяет уловить то самое положение, которое будет способствовать расслаблению. В дальнейшем, когда тело «запомнит» то самое положение, его с лёгкостью можно будет воспроизводить и без «костылей» (как в шутку иногда называют пропсы).

    Ведь главное не создавать зависимость, а использовать предлагаемые инструменты как вызов для дальнейшего развития. Выбор здесь полностью зависит от практикующего. В общем, если вы никогда раньше не занимались йогой, можете попробовать именно этот стиль, отличающийся системным походом, мягкостью и размеренностью. Ещё интересно знать, что впервые идея использования дополнительных приспособлений принадлежала не самому Айенгару, как принято считать, а его учителю - Кришнамачарье.

    Именно Кришнамачарья, встретив в трактате девятнадцатого века «Шри Таттва Нидхи» асаны, которые выполняются на канате и на перекладине, ввёл в практику пропсы для облегчения выполнения сложных асан, что уже позже стало отличительной чертой йоги Айенгара.

    Кстати, отсутствие медитаций в системе Айенгара в том виде, в котором мы привыкли понимать данную практику (сидя неподвижно, с закрытыми глазами), также имеет место быть с подачи Кришнамачарьи, который учил тому, что практика асан самоценна и позволяет совершенствовать способность к самосознанию.

    Что касается возрастных аспектов, то Б. К. С. Айенгар, до конца своих дней уделявший практике по 6 часов в день, призывал к тому, чтобы люди любого возраста занимались собой. В противном случае, на склоне лет нас ждут недуги и сплошное разочарование.

    «Что произойдёт с ножом, если им не пользоваться? Он заржавеет, не правда ли? Чтобы он резал, его нужно постоянно точить,» - такую аналогию с практикой проводил учитель.

    И на вопросы: «А не поздно ли мне в 50/60/70 лет начать заниматься йогой?» отвечает: «Почему старый греховодник не задумывается о своём возрасте? Стоит ему увидеть молодую девушку, его ум начинает блуждать, даже если физической силы ни на что не осталось. О чём он помышляет? О том, чтобы овладеть ею, не так ли? Но предложите ему немного позаниматься йогой или чем-то ещё полезным для здоровья, и он скажет: «Нет, что вы, я уже старый». Таким образом, ум созидает, и ум разрушает. С одной стороны, он создаёт вас, а с другой - занимается вашим уничтожением. Вам следует утихомирить разрушительную сторону своего ума - тогда вы сможете учиться».

    Йога Айенгара для женщин

    Отдельно стоит отметить такое направление, как йога Айенгара для женщин. И здесь Шри Б. К. С. Айенгар оказался новатором, впервые став обучать йоге женщин. Он немало преуспел в этом, оставив после своего ухода достойных последовательниц своей методики.

    Данная практика построена таким образом, что в ней учтены все особенности женского организма, предлагается соразмерное распределение нагрузок в периоды гормональных изменений, и главной целью ставится достижение внутренней гармонии и умение управлять своей энергией.

    Если говорить о теоретических основах йоги Айенгара, то свою систему мастер подробно изложил в книге «Йога Дипика. Прояснение йоги». В ней даны подробные указания по исполнению 200 основных асан с приложением 592 фотографий, включены характеристики основных бандх, крий, пранаям.

    Также в книге описываются легенды о происхождении многих асан, дошедшие до нас от мудрецов древности, расшифровываются их названия.

    В рамках данной статьи мы не будем их разбирать, а уделим больше внимания фундаментальным принципам практики, которые озвучивал Айенгар, объясняя свой подход.

    1. Как здание не может быть устойчивым без надёжного фундамента, так же саморазвитие личности немыслимо без соблюдения морально-нравственных принципов (ямы и ниямы). Практика асан должна базироваться на этих принципах, иначе она превращается всего лишь в гимнастику.
    2. Неотъемлемые качества каждого, кто хочет прогрессировать в практике, - вера, дисциплина, упорство, постоянство. Выполняя любую асану, следует полностью погружаться в этот процесс, не жалея себя, настойчиво и внимательно. Нужно быть честным с самим собой, и в дополнение к абсолютной честности наберитесь смелости, решимости, осознанности. Развивайте способность погружаться в любой предмет, которым вы занимаетесь, и таким образом будет развиваться целостность.
    3. Следите за своим дыханием. Вы можете вытянуть тело полностью, только если синхронизируете подвижность тела с ходом дыхания. Вхождение в асану и её выполнение на задержке дыхания требует дополнительных мышечных усилий, не позволяет расслабиться должным образом. Асана, выполняемая на вдохе, выполняется всего лишь как физическое действие, не приносящее глубинного результата. Асана же, выполняемая на выдохе, «становится жизнеспособной и органичной, оказывает воздействие на физиологическом уровне и дарит здоровье клеткам». Выдох и правда способен помочь в правильном выполнении позы, так как избавляет тело от скопившегося напряжения.
    4. «Каждую асану нужно изучать арифметически и геометрически, чтобы выявить её подлинную форму, - говорил Айенгар. - Изучайте конфигурацию асаны. Она может быть треугольной, круглой, дугообразной, овальной, прямой или диагональной. Отмечайте её форму во время практики, наблюдайте, изучайте и действуйте соответственно, чтобы тело смогло выполнить асану в её первозданной красоте». Вовлекайтесь в этот процесс полностью, подключайте всё тело, чувства, ум, сознание - действуйте всем вашим естеством.
    5. Распределяйте вес тела равномерно между мышцами, связками, суставами и костями. Должен быть баланс между движением и сопротивлением. Неправильное выполнение асан очень быстро вызывает напряжение. Правильная же методика их выполнения приносит ощущения лёгкости и бодрости.
    6. Ум новичка не готов действовать целостно. Он полностью расчленён. Вот почему так важно учиться осознавать сначала отельные участки тела: «Посмотрите на ступню, потом на лодыжку, затем объедините наблюдения за лодыжкой и ступней, потом взгляните на колено, соедините колено с лодыжкой, со ступней, перейдите к бедру, объедините наблюдения за бедром, коленом, лодыжкой и ступней, поднимитесь выше к нижней части корпуса, потом к верхней, к подмышкам, шее, лицу и так далее». Таким способом будет происходить переключение разума из состояния рассеянной концентрации к состоянию концентрации однонаправленной.Далее уже можно постепенно приучать ум ощущать движение, «узнать тело как единое».Следующим этапом будет стадия личного знания, когда к познанию тела вы подключаете разум. «Подобно тому, как двух незнакомых людей представляет друг другу третье лицо, так и ум представляет тело разуму, третьему орудию человека. Ум говорит разуму: "Посмотри, что здесь происходит. Позволь мне представить тебе колено. Позволь мне представить тебе лодыжку. Позволь мне представить тебе руки". Это и есть знакомство разума с телом, происходящее при содействии ума». Айенгар говорит, что, совершив эту работу, ум как бы исчезает, а ваш разум и тело «становятся друзьями», то есть единым целым.
    7. Как учил Айенгар, существует два способа занятий йогой. Первый - когда вы полностью погружаетесь в неё, не размышляя о прошлых впечатлениях, но занимаетесь, постоянно исправляя ошибки и стремясь к точности и совершенству. Это духовная йога. Если же вы колеблетесь, если ваш ум блуждает или возникает раскол между вашим «Я», телом, умом и мыслями, тогда это чувственная практика. «Каждый из вас новичок в йоге. Я тоже новичок - относительно того момента, на котором я закончил практику вчера. Я не переношу вчерашние позы в сегодняшнюю практику. Я помню их, но, когда я выполняю вчерашние позы сегодня, я снова становлюсь новичком. Мне не нужен вчерашний опыт. Я хочу пережить то новое понимание, которое может прийти ко мне сегодня в дополнение к тому, что я ощущал вчера. Помните, что опыт и знание, рождённое из опыта, в миллионы раз превосходят приобретённое и накопленное знание. Знание, основанное на опыте, является субъективным и реальным, в то время как приобретённое знание, будучи объективным, вводит в сомнения. Поэтому учитесь, делайте, учитесь снова с уверенностью, отвагой и ясностью» (Б. К. С. Айенгар).

    Вот мы и разобрали основные особенности стиля «Йога Айенгара», и, как видите, даже в таком, на первый взгляд, терапевтическом методе заложены более глубинные принципы и идеи.

    Видим также, что нет никаких ограничений для того, чтобы заниматься по системе Айенгара.

    Главное - искреннее желание. Результат же зависит от вашей мотивации, изначальной цели.

    Если, к примеру, вас приведут в йогу проблемы со здоровьем, она, безусловно, поможет вам его укрепить и восстановить. Но, как говорил Б. К. С. Айенгар, это лишь побочные эффекты, приятные бонусы, так сказать.

    «Возьмём, к примеру, завод, построенный для производства определённого продукта, - размышлял Айенгар на эту тему. - Одновременно с главным продуктом на нём производится и ряд побочных, которые также имеют рыночную ценность. В этом случае временами забывают, ради чего возводился завод, и производят для продажи только побочные продукты. У йоги также несколько граней, и, хотя цель и кульминация йоги - видение души, она даёт множество благотворных побочных результатов, в том числе здоровье, счастье, мир и покой. Как в любом производственном процессе есть побочные продукты, так здоровье, счастье и исцеление являются побочными результатами занятий йогой».

    Айенгар рассматривает «видение души», или, иными словами, «постижение себя самого» как основную цель йоги. Однако он же говорит: «Йога не кончается тогда, когда вы достигли единения с самим собой. В нужной степени дисциплинировав тело, ум, чувства, разум и сознание, йогу предстоит жить в миру, не вовлекаясь в свои действия. Между философией и практической жизнью должно установиться полное равновесие. Если вам удастся научиться этому, вы превратитесь в философа-практика. Заниматься чистой философией не самое большое достижение. Философы - те же мечтатели. Но мы должны привнести философию в повседневную жизнь - так, чтобы все её невзгоды и радости были наполнены философией. Возможно ли быть успешным членом общества, оставаясь верным собственному развитию и не сходя со стези индивидуального духовного роста? В этом и заключается практическая философия».

    Таким образом, основатель «Йоги Айенгара» призывает, занимаясь саморазвитием, не забывать о главной цели жизни каждого человека - служении на благо других.

    Успехов вам на этом Пути.

    Используемая литература:

    Б. К. С. Айенгар «Йога Дипика. Прояснение Йоги».
    Б. К. С. Айенгар «Дерево Йоги. Ежедневная практика».
    Николаева Мария «Ученик перед стеной».

    Отдельные позы и комплексы асан Айенгара подробно рассмотрены в одном из разделов знаменитой книги «Йога Дипика. Прояснение Йоги.» В ставшем уже каноническим труде основатель одного из направлений хатха-йоги описывает эффект от занятий, а также нюансы, на которые стоит обращать внимание в процессе практики. Комплексы асан в «Йога Дипике» делятся на три группы сложности, мы приведем некоторые позы из программы для начального уровня.

    Тадасана является одной из основных асан стоя, с которой начинаются почти все комплексы Айенгара.

    Описание

    1. Станьте прямо с ровным позвоночником, соедините стопы. Пятки и большие пальцы ног должны соприкасаться. Вес тела в данной асане йоги распределяется по всей стопе;
    2. Напрягите колени, стараясь подтянуть чашечки;
    3. Втяните живот, макушкой тянитесь вверх, шею при этом держите прямо;
    4. Руки должны быть напряжены и опущены по бокам.

    Врикшасана прекрасно тонизирует мышцы ног и способствует развитию равновесия. Название этой асаны на баланс стоя переводится как «дерево», ее описание и фото можно встретить во всех основных трудах по йоге.

    Описание

    1. Войдите в Тадасану;
    2. Поместите стопу согнутой правой ноги как можно выше у основания левого бедра;
    3. Соедините ладони и поднимите напряженные руки высоко над головой;
    4. Эта асана должна удерживаться несколько секунд, после этого можно вернуться в Тадасану;
    5. Повторите данную позу стоя на другую сторону и немного расслабьтесь в Тадасане.

    Перевод названия асаны звучит как «вытянутый треугольник». Описание эффекта от позы заставляет обратить на нее особое внимание, ведь Уттхита Триконасана способна снять болевые ощущения в области шеи и спины, укрепить мышцы ног, устранить небольшие дефекты нижних конечностей.

    Описание

    1. Войдите в Тадасану;
    2. Сделайте вдох и в прыжке расставьте стопы примерно на 100 сантиметров. Руки разведены в стороны и подняты до уровня плеч;
    3. Правая стопа повернута вправо под прямым углом, левая вытянута и напряжена;
    4. С выдохом наклоняем тело вправо, переводя правую ладонь к лодыжке. Описание данной асаны Айенгара предполагает, что ладонь должна полностью лежать на полу;
    5. Поднимите прямую левую руку вверх, при этом задняя поверхность ног, таз и верхняя область спины находятся в одной плоскости. Айенгар рекомендует во время выполнения данной асаны йоги сфокусировать взгляд на большом пальце поднятой руки;
    6. Коленная чашечка подтянута, правое колено обращено в сторону пальцев ноги;
    7. Удерживать эту позу стоя необходимо до 1 минуты, после чего нужно поднять ладонь и вернуться в позицию 2;
    8. Повторить вытянутый треугольник на другую сторону.

    Уттхита Паршваконасана

    Из перевода названия асаны йоги следует, что это «вытянутый боковой угол». Регулярное выполнение позы Уттхита Паршваконасана позволяет усилить перистальтику кишечника, развить грудные мышцы, а также удерживать в тонусе колени и бедра. Вытянутый боковой треугольник является одной из самых эффективных асан для профилактики и борьбы с артритом.

    Описание

    1. Встаньте в Тадасану. Со вдохом в прыжке расставьте ноги на ширину около 120 сантиметров. Руки находятся на уровне плеч, ладони повернуты вниз;
    2. С плавным выдохом направьте правую стопу вправо на 90 градусов. Далее сгибаем правую ногу таким образом, чтобы икра и бедро образовали прямой угол;
    3. Опускаем правую ладонь на пол у самой стопы, правая подмышка помещается над коленом, немного задевая его внешнюю сторону. Прямая левая рука в ходе выполнения позы находится над левым ухом;
    4. Важно, чтобы таз, ноги и грудь размещались в одной плоскости. Во время выполнения данной позы йоги позвоночник растягивается, поясница и колени напряжены;
    5. Положение сохраняется около минуты, после этого уберите ладонь с пола и расправьте правую ногу;
    6. Повторяем Уттхита Паршваконасану на другую сторону.

    Прекрасным стимулом для начала занятий являются слова Айенгара о том, что выполнение асан йоги дарит ощущение легкости и бодрости, позволяет укрепить здоровье и наполнить тело энергией. В ходе занятия рекомендуется обращать внимание на дыхание, которое в идеале должно быть ровным и глубоким. Приступать к выполнению асан лучше после купания и обязательно на пустой желудок. Также не забывайте, что самое оптимальное время для любых практик — раннее утро или поздний вечер.

    Следование правилам здорового образа жизни во всем мире приобретает все большую популярность, и одним из методов, способствующих этому, становится древнее искусство йоги. Среди множества ее направлений лидерство принадлежит древнейшей хатха-йоге – и, в частности, совсем молодому ее ответвлению, йоге айенгара. Итак, айенгара йога – что это? В чем ее отличия от других практик? Что она может дать своим последователям? На эти и другие вопросы мы дадим ответы в данной статье.

    В 1937 году Беллур Кришнамачар Сундараджа Айенгар – совсем молодой 19-летний индиец, с детства отличавшийся слабым здоровьем – по совету своего учителя принял решение самостоятельно поправить его, обратившись к практикам своих предков и начав серьезно заниматься йогой. За несколько десятилетий изучив сотни известных комплексов, гуру обнаружил возможность во многом дополнить и модифицировать их – в результате, в 1975 году создав совершенно новое направление, состоящее из немногим более чем 200 асан. К тому времени мастер был уже известен всей Азии, а в среде преподавателей йоги и ее последователей активно расходились написанные им книги. Благодаря йоге, этот некогда болезненный юноша кардинально изменился. Он превратился в почитаемого, много ездящего по миру и отличающегося великолепным здоровьем человека, благополучно дожившего до 95 лет, получившего множество наград и в определенный период даже входившего в ТОП-100 самых влиятельных людей планеты.

    История распространения учения

    Изначально йога айенгара для начинающих получила столь стремительный резонанс, что удивила невероятной популярностью даже своего создателя. В память о рано умершей жене гуру уже в год официального основания нового учения решил открыть Мемориальный институт ее имени. За следующие полтора десятилетия число последователей, начавших проводить занятия по методу Айенгара, достигло 10 миллионов, а сам Беллур Кришнамачар, оставив преподавание, сосредоточился на популяризации йоги и поездкам по миру.

    В Россию йога практика айенгара пришла в начале 1990-х годов. А глубокое уважение к основателю привело к тому, что в 2009-м гуру во второй раз приехал сюда с визитом по приглашению нескольких практикующих школ.

    Сущность, идеология и отличительные особенности йоги Айенгара

    О том, что такое йога айенгара и в чем ее отличия от других практик лучше всего говорят следующие факты:

    • принципиально важным является правильное расположение тела;
    • каждая поза предполагает максимальный уровень раскрепощения;
    • все асаны выполняются без малейшего напряжения;
    • для каждой из них существует несколько различных вариаций сложности исполнения, благодаря чему йога одинаково подходит как новичкам, так и адептам с опытом.

    Методы снижения нагрузки на мышцы

    Как было отмечено выше, в этой разновидности йоги нагрузка при любых упражнениях может быть минимальной. Достигается это тем, что для многих асан предусмотрено предельно простое, но эффективное оборудование для йоги айенгара – по существу обычные подручные материалы, в т.ч.:

    • кирпичи или деревянные бруски;
    • специальные ремешки;
    • скатанные валики;
    • обычные стулья;
    • тонкие одеяла и пр.

    Какую помощь оказывает такой инвентарь? В йоге айенгара широкое распространение получили различные позы стоя. Однако далеко не каждому под силу с первого раза дотянуться кончиками пальцев до пола при прямых ногах. С этой целью и используется ремешок – накидываемый на ступни и позволяющий «подтягивать» руки к подошвам, прикладывая намного меньше усилий.

    Та же ситуация возникает и при необходимости наклонов и фиксации позы с ладонями на полу. Первоначально руки достаточно упереть в два-три поставленных друг на друга кирпича или бруска. Затем, по мере набора гибкости позвоночником, такие упоры будут последовательно убираться.

    Интересен также тот факт, что учение Айенгара позиционируется и как . Худеть с помощью глубоко продуманных великим гуру асан действительно удается довольно быстро, что подтверждают многочисленные отзывы практикующихся, в первую очередь женщин.

    Ознакомительный курс

    Стоит отметить, что в абсолютном большинстве случаев новичкам по всему миру советуют не сразу приступать к занятиям, а предлагают прослушать ознакомительный курс (сопровождаемый многочисленными фото и видео). В школах йоги его можно назвать «нулевым этапом», и присутствующим на нем в общих чертах дают информацию следующего содержания:

    • история происхождения айенгара йоги и ее значение;
    • жизненный путь ее основателя;
    • как работают методы учения;
    • каких результатов удается достичь, посвятив хотя бы часть своего времени йоге и пр.

    Помимо этого, слушателей знакомят с основными асанами с помощью видео, а также рассказывают о принципах перехода с более простых на более сложные уровни.

    Последовательность этапов


    Переход с этапа на этап

    Такой переход сильно зависит от индивидуальных особенностей обучаемых – и в среднем занимает от одного до двух лет для каждого этапа при условии посвящению занятиям хотя бы трех дней в неделю.

    Женский вариант айенгара йоги

    Отдельным направлением в учении знаменитого гуру стала айенгара , появившаяся благодаря жене и верной спутнице жизни Беллура Кришнамачара – Рамани, а также их дочери Гите. Особенностями женского варианта стали не только асаны, учитывающие физиологические отличия женского тела от мужского, но и эмоциональная составляющая, необходимая для достижения женщиной гармонии, прежде всего, в собственной голове. Впоследствии Гитой Айенгара была написана и издана отдельная книга, посвященная женской йоге – причем главным ее посылом было убеждение в возможности женщины серьезно отсрочить старение благодаря занятиям йогой для тела и для души.

    Победа над болезнями

    Примеры устранения самых серьезных опорно-двигательных и неврологических проблем с помощью йоги давно и внимательно изучены и многократно зафиксированы специалистами. Ею активно занимаются не только обычные обыватели, но и многие звезды истеблишмента, бизнеса и артистической богемы. Йога в прямом смысле является путем к здоровью – и айенгара йога в этом не исключение.

    Широко известен случай с одной известной танцовщицей, неудачное падение которой едва не приковало ее навсегда к инвалидному креслу. Отчаявшись получить помощь традиционной медицины, женщина обратилась к Сундараджу Айенгару – и после того, как тот смог поставить ее на ноги, превратилась в его преданную ученицу и человека, посвятившего всю свою последующую жизнь популяризации уникальной йоги, способной побеждать тяжелейшие болезни.

    Многие люди в последнее время стали интересоваться здоровым образом жизни. Причем это касается не только смены вкусовых предпочтений, но и выбора подходящей физической активности. В частности, все большую популярность набирает йога Айенгара. Что это такое, как ею заниматься, мы и расскажем подробнее.

    Общая информация о йоге Айенгара и ее гуру

    Айенгара представляет собой разновидность уже известной многим хатха-йоги. Она была основана в 1975 году Беллуром Кришнамачаром Сундарараджей Айенгаром. На тот момент у гуру были определенные проблемы со здоровьем, поэтому в поисках решения он и занялся йогой, внедрив в лечебный комплекс массу своих дополнений. По словам поклонников творчества автора, в комплекс входит свыше 200 различных асан, каждую из которых он уже опробовал на себе.

    Как ранее утверждал гуру, йога Айенгара (что это эффективная разновидность физической активности, сегодня говорят многие поклонники здорового образа жизни) помогла ему избавиться от проблем со здоровьем и наладить гармонию собственного тела.

    Распространение учения Айенгара

    Внедряя собственную методику оздоровления, мастер даже и подумать не мог, что его уроки йоги Айенгара получат столь громкий резонанс. До самого последнего дня своей жизни автор комплекса занимался преподавательской деятельностью, лечил людей, нес в мир знания, которые он получил от своего учителя Шри Кришнамачарьи много лет назад. На момент смерти гуру было 95 лет.

    По словам многих ценителей йоги, даже после смерти Б.К.С. Айенгар продолжает считаться одним из авторитетнейших гуру, некогда преподающих комплекс упражнений для общего развития всего тела. Кроме того, за все время своей долгой и интересной жизни мастер написал подробные инструкции по йоге, среди которых: «Свет жизни: йога», «Прояснение пранаямы», «Искусство йоги», «Дерево йоги» и «Прояснение сутр йоги Патанджали».

    В чем суть, идея и особенности йоги?

    Во время занятий йогой Айенгара главное внимание уделяется правильному положению человеческого тела. При этом учение направлено на максимальное раскрепощение и расслабление в каждой позе. Но для этого все упражнения должны выполняться без дрожи в мышцах и всяческого напряжения. Добиться же этого, по мнению автора, можно при соблюдении простых правил, которые он и описал в книге «Пояснения йоги». В ней он не только детально рассказал о тонкостях каждого упражнения, но и предложил несколько вариантов выполнений для каждой асаны. Примечательно, что каждая из вариаций имеет свою степень сложности и рассчитана на разные виды подготовки ученика.

    В отличие от других Айенгара позволяет заниматься как начинающим ученикам, так и тем, у кого уже есть определенный опыт.

    За счет чего снижается нагрузка на мышцы?

    Исходя из учений гуру, йога Айенгара (что это, можно узнать, досконально изучив курс автора методики) позволяет снизить нагрузку на мышцы в процессе занятий. А происходит это за счет использования следующих подручных материалов:

    • деревянных брусков или кирпичей;
    • специальных ремней;
    • валиков;
    • стульев;
    • одеял и т. д.

    Йога Айенгара для начинающих предполагает использование всего вышеперечисленного инвентаря. Например, если во время выполнения наклонов к ногам вы не можете дотянуться до носков, вам на помощь придет ремешок. Для этого необходимо сначала вытянуть его и захватить обеими руками, а затем накинуть на подошвы ног. После этого тянуться к носкам ног будет куда проще. К тому же, по задумке автора, такой подход не только позволяет облегчить сам процесс выполнения и снизить вероятность получения травмы, но и дает возможность продлить время пребывания в этой асане.

    То же самое касается наклонов вниз. Если, стоя на расставленных (примерно на двойную ширину бедер) ногах, вы не можете дотянуться до пола, целесообразнее будет подставить на него один или несколько брусков, чтобы потом на них опереться. Когда же ваше тело привыкнет к такой позе, кирпичики можно будет постепенно убрать. По такому же принципу выполняется одна из самых известных поз, которая называется «Перевернутый треугольник».

    Что такое ознакомительный курс йоги?

    В настоящий момент силами последователей мастера Айенгара были открыты школы йоги, действующие по всему миру. При этом в каждой из них обучение разделяется на несколько этапов. Одним из самых простых из них, так сказать нулевым, считается ознакомительный курс. Он рассчитан именно на тех людей, которые лишь слышали о йоге либо хотят подробнее узнать об учении гуру.

    Во время этого класса присутствующие могут освоить следующее:

    • значение и происхождение йоги;
    • информацию об основателе метода;
    • принципы работы метода;
    • сопутствующие материалы для обучения;
    • результаты, которых можно достичь, регулярно занимаясь йогой, и т. д.

    В этой программе присутствующие могут получить подробное разъяснение об асанах, входящих в состав комплекса. По словам учеников, которым удалось попасть на один из таких курсов, сама ознакомительная программа рассчитана на один месяц. А по ее итогам участники могут ознакомиться с базовыми шагами к стойке на плечах.

    Какие курсы действуют в школах йоги?

    Если после ознакомительного курса вы решаете пойти учиться дальше, вас ждет специальный курс для новичков. Во время него учащиеся в разных положениях (лежа, стоя, сидя) изучают базовые асаны, готовят мышцы для более сложных перевернутых поз и обучаются процессу релаксации. Здесь новички выполняют упражнения, направленные на дальнейшее укрепление конечностей и спины.

    Второй этап обучения предполагает углубленное изучение перевернутых поз, а также асан, выполняющихся из положения лежа, стоя и сидя. В эту программу, как правило, добавляются более продвинутые виды скручиваний и прогибов. На третьем этапе учащиеся осваивают стойку на плечах (пресловутая «березка») и пошагово подходят к На этом же курсе ученики проходят базовое обучение пранаяме (учатся управлять внутренней энергией при помощи специальных дыхательных упражнений).

    И, наконец, на завершающем этапе ученики получают знания о том, как делается стойка на предплечье и руках. В программу также включены скручивания, наклоны и прогибы назад, а нагрузка постепенно увеличивается. В это время они уже получают достаточный опыт, чтобы самостоятельно выполнять более сложные прогибы и применять пранаяму. Так и осваивается йога. Практика Айенгара дает возможность изучить все способности нашего тела, используя нехитрую методику.

    По какому принципу осуществляется переход между курсами?

    Переход между курсами, как правило, основан на индивидуальных особенностях учеников и скорости усвоения ими теоретического и практического материала. Если брать в среднем, то при занятиях 2-3 раза в неделю освоить первый курс можно всего за 1-2 года. Продолжая в том же духе, 2 уровень можно пройти за год-полтора. Третий - за 1-2 года. Однако при условии, что вы полностью усвоили весь материал и прекрасно себя чувствуете в перевернутых позах (можете спокойно в них простоять 5 и более минут).

    Отдельная глава о женской йоге

    Программа, по словам автора, была разработана с учетом существующих физиологических особенностей женского организма. Кроме того, многие упражнения из данной методики были напрямую связаны с нормализацией и восстановлением эмоциональной сферы представительниц слабого пола.

    В создании женского комплекса упражнений также принимала участие дочь гуру - Гита Айенгар. стала одной из самых востребованных практик со дня смерти супруги автора методики. Несколькими годами позднее Гита написала собственную книгу под названием «Йога - драгоценность для женщины». В ней она описала все нюансы упражнений для прекрасной половины человечества.

    Автор подчеркнула, что регулярные занятия позволят женщинам разобраться в себе, научат слушать свой организм и позволят выиграть нелегкую борьбу со старением. К слову сказать, в женском комплексе присутствуют особые упражнения, направленные на разглаживание и улучшение состояния кожи всего тела, включая лицо.

    Айенгар-йога: путь к здоровью

    Методика йоготерапии в настоящий момент считается одной из самых востребованных. На ее основании были разработаны некоторые упражнения, направленные на восстановление физической формы пациентов, перенесших ту или иную операцию. Ее используют в своей повседневной жизни многие звезды шоу-бизнеса, популярные ведущие, журналисты, политики и вся столичная и понятно, ведь йога - это путь к здоровью. Так, например, одна из перевернутых поз - стойка на плечах - положительно влияет на эндокринную систему, восстанавливает подвижность позвоночника и, поговаривают, поворачивает процессы старения вспять.

    А все дело в том, что именно благодаря йоге реально устранить существующие проблемы с позвоночником, суставами, а также избавиться от ряда различных заболеваний. Ярким тому примером стала одна из успешных учениц мастера - бывшая танцовщица, которая после неудачного падения чуть было не превратилась в инвалида. Причем ни один из врачей не смог ей помочь.

    Однако после обращения к гуру Айенгару, ей не просто удалось встать на ноги, но и улучшить состояние своего здоровья. В итоге она решила всю жизнь посвятить учению мастера и рассказывать всем, на что способна йога Айенгара. Что это, теперь вы тоже знаете. А вот заниматься этим или нет, решать вам.

    Йога по методу Айенгара - одна из самых распространенных школ йоги с настоящее время. Само понятие «Йога Айенгара» было введено уже его последователями, желающими показать исключительность и уникальность методики Б. К. С Айенгара. По сути это классическая хатха йога, но она была адаптирована Айенгаром для любых групп людей - с хроническими заболеваниями, особенностями и т.д. Очень часто этот метод называют «терапевтическая йога». Метод Айенгара отличается тем что для построения асан используется много дополнительного материала, (ремни, кирпичики, болстеры, стулья и т.д.) чтобы каждый смог освоить ту или иную асану.

    О Айенгаре

    Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар (Б. К. С Айенгар) появился на свет в 1918 году. Детство его было достаточно сложное. Дело в том, что во времена его раннего детства, в населенном пункте, где он жил свирепствовали ужасные эпидемии различных заболеваний (тиф, испанский грипп, дифтерия и т.д.). В детстве Айенгар много болел, был слабым мальчиком. Однако рос он в ученой семье, и отец с раннего детства показывал ему различные асаны йоги.

    Благословение для него пришло позже в лице знаменитого гуруджи Тирумалай Кришнамачарьи (больше известного на Западе как просто Кришнамачарья) - выдающегося ученого, пандида, йога, знатока шести даршан индийской философии. Это поистине культовая личность, не только была известна во всей Индии, но и за ее пределами. Кришнамачарья потомок знаменитого вайшнавского святого Натхамуни, с ранних лет он обладал выдающимися способностями. Он в совершенстве овладел санскритом, знал древние тексты, в совершенстве изучил санкхью, веданту. Позже начал изучать йогу, был знатоком «Йога сутр» Патанджали, практиковал много лет йогу у подножий Кайласа - священной горы для всех йогов.

    Итак, Б.К. С Айенгар попал к великому учителю случайно, они были дальними родственниками. Однако, в начале их знакомства, гуруджи был разочарован в мальчике, сказал, что вряд ли тот сможет заниматься йогой, ввиду его слабого здоровья. Но так сложились обстоятельства, что Кришнамачарье пришлось в кратчайшие сроки обучить юного Айенгара азам йоги (ученик Кришнамачарьи пропал, и его необходимо было заменить). Мальчику очень тяжело давалось обучение, однако гуруджи был потрясен его способностями и упорством. Скоро он стал лучшим учеником, и уже через короткое время молодой Айенгар преподавал йогу с благословения самого Кришнамачарьи.

    Особенности йоги по методу Айенгара

    Вообще благодаря Б. К. С Айенгару западный мир узнал о йоге вообще. Еще в начале 50 - х годов прошлого века ему предложили тур по странам Европы, и благодаря этому мир узнал, что такое хатха йога вообще.

    Айенгар систематизировал и четко структурировал подход к обучению йоги. Возможно из-за того, что сам входил в йогу дольно жестко, получил травмы, он считал, что должно быть четкое разделение на классы. В Школах по методу Айенгара обязательно идет разделение на уровни: от самого простого, щадящего для новичков, до продвинутого уровня. Освоение начинается с самых простых асан с постепенным усложнением. Пранаяма преподается отдельно. Инструктор в методике Айенгара очень важен, так как сам гуруджи проповедовал индивидуальный подход к каждому человеку, ведь анатомия и физиология у всех людей отлична и, поэтому и асаны подбираются и выстраиваются индивидуально. Даже сам Айенгар говорил, что, если не найти хорошего инструктора практикуйте сами по книгам. К слову Б К. С Аейнгар написал достаточно много книг по йоге, а его колоссальный труд «Йога Дипика» (Прояснение к йоге) был признан «библией» хатха йоги.

    Еще важной особенностью в йоге Аейнгара является применение различного дополнительного материала - инвентаря, такого как болстеры, кирпичи, стулья, одеяла, ремни, специальные скамейки. Это все нужно, чтобы выстроить идеальную асану, т.к. не у всех тело гибкое и развитое от природы, и если построить асану не правильно, не только не получишь нужного эффекта, но можно и повредить что - то. Именно поэтому в методе Айенгара так много приспособлений, многих это может смутить, но для людей, не обладающих гибким телом и отменным здоровьем это возможность влиться в йогу, не испытывать дискомфорта и болей при освоении асан.

    Асаны по методу Айенгара обязательно статичны: в асаны входят, не спеша и подолгу в них остаются, выходят так же достаточно медленно. Особо Айенгар выделял перевернутые позы, поэтому в классах им уделяют большое значение. Кроме того, Айенгар благодаря своей дочери разработал методику для женщин, учитывая все физиологические особенности женского организма.

    Вообще все эти моменты и делают йогу по методу Б К. С Айенгара поистине уникальной - терапевтической. Вообще, термин «йога терапия» неразрывно связан с именем Айенгара. Благодаря его методикам появились целые институты, изучающие влияние йоги н тело человека, лечение многих хронических болезней йогой. Серьезная и долгая подготовка инструкторов с углубленным изучением анатомии тела, вот что еще очень важно и отличает эту методику от других видов йоги. Индивидуальный подход привел к тому, что этой практикой могут заниматься все: люди с заболеваниями, пожилые люди, дети и т.д, и именно благодаря этому возможно вылечиться от многих хронических заболеваний, особенно от различных травм позвоночника.

    В заключении хочу сказать, что йога по методу Айенгара прекрасно подходит для ознакомления с йогой вообще или для людей с ослабленным здоровьем, для пожилых людей. Эта методика действительно действует, помогает серьезно подправить здоровье, сделать тело ровным, красивым, гибким. Однако, если вы любители динамики и разнообразия, более свободного подхода, вряд ли эта методика вам подойдет. Как говорят, на вкус и цвет…, однако попробовать точно стоит!