• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Древнейшая йогическая наука самосовершенствования души и тела появилась так давно, что имена ее создателей скрыты от нас тайной веков. Значение этой индийской духовной сокровищницы настолько велико, что упоминание о ней можно найти во всех древнейших трактатах индуизма, таких как Ригведа, Веды, Упанишады, Бхагавадгита.

    Создателями хатха-йоги считают Матсьендранатха и его ученика Горакшанатха, заложивших в X-XI веке традицию натхов. Именно она послужила основой для развития в средневековой Индии ее классического варианта.

    У истоков хатха-йоги

    В этой практике делается акцент на очищении тела, приводящего к освобождению ума (ха) и увеличению жизненной энергии праны (тха) . В ней получили дальнейшее развитие асаны раджа-йоги Патанджали с добавлением к ним особых гимнастических элементов.

    Йога Айенгара – авторская методика древнейшей практики хатха-йоги, названная в честь ее создателя . Точнее было бы говорить не об отличии, а о детальной разработке ее пранаям и асан, позволившей наиболее полно адаптировать древнюю технику для людей современности.
    Чтобы лучше понять особенности усовершенствованной им системы, надо знать историю и условия формирования личности ее основателя.

    Беллур Кришнамачар Сундараджа Айенгар, выходец из небогатой семьи брахмана, родился в 1918 г. в индийском штате Карнатака. Перенеся в детстве несколько тяжелых заболеваний, мальчик был настолько ослаблен, что решил исцелиться с помощью йоги. Однако, пройдя суровую и жесткую практику у своего учителя, он понял, что такой интенсивный метод может подойти далеко не всем. Приступив к самостоятельным урокам со своими учениками он попытался переосмыслить полученный опыт.

    В Индии в 30-х годах прошлого века йога не была широко развита как техника самосовершенствования, и в основном, к нему приходили люди, желающие улучшить свое здоровье. Не имея опыта в йоготерапии, юноша был вынужден изучить многие древние трактаты. Глубоко и детально он тренировался в мастерстве выполнения асан, уделяя занятиям по 10 часов в день.

    Тогда и начинает формироваться его авторский стиль, отличный от предыдущей жесткой практики. Айенгар кардинальным образом трансформирует технику выполнения асан. Избегая особо болезненных поз, он придает большое значение наклонам вперед, позволяющим сделать позвоночник сильным и стабильным.
    В течение долгих лет он проводит исследования лечебных эффектов асан и пранаям на организм человека.

    Свою первую поездку в Европу гуру совершил в 1954 году. Благодаря ему древнее искусство, не слишком распространенное даже на своей родине, переживает второе бурное рождение. Запад глубоко и по-настоящему открывает для себя йогу. Учениками Айенгара становятся выдающиеся люди своей эпохи – крупнейшие политики, известные писатели, актеры и даже Ее Величество Королева Бельгии.

    В 1966 г. в свет выходит его книга «Йога Дипика», которую повсеместно признают библией йоги.

    Неоценимой заслугой Б. К.С. Айенгара является то, что он сделал хатха-йогу не привилегией касты избранных, а доступной для людей разного уровня физической подготовки — не зависимо от их возраста, здоровья, пола и расы. Доказательством тому может служить, что его система развития является сегодня самым известным и востребованным направлением йоги во всем мире.

    Секреты йоги Айенгара

    1. Все гениальное просто

    Основным новшеством и отличием системы Айенгара от классической хатха-йоги является использование им для занятий особых приспособлений — пропсов . Так называются различные устройства в виде мягких валиков, деревянных брусков, подставок разной высоты и формы, одеял, ковриков с шероховатой поверхностью, стульев, ремней и веревок. Именно они обеспечивают опору для тела, необходимую для достижения правильного и устойчивого положения в асане.

    Новички уже давно оценили незаменимую пользу этого арсенала. Например, если при выполнении Уттанасаны вы не можете сразу дотянуться руками до пола, достаточно опереться на поставленный перед собой кирпич. Не стоит расстраиваться и тем начинающим, кому на первом занятии для реализации этой асаны понадобится два кирпича. Постепенно, по мере совершенствования и увеличения гибкости вы сможете свести использование вспомогательных материалов к минимуму.


    Таким образом, большой ассортимент приспособлений и их сочетание позволяют:

    • Легко войти в практику людям с различной степенью подготовленности;
    • Учитывать особенности строения и гибкости суставов каждого человека;
    • Обеспечить комфорт и безопасность выполнения сложных асан.

    Наиболее продвинутым ученикам пропсы помогут правильнее отстроиться в асане и выполнить более длительные фиксации. Использование приспособлений улучшает результаты при раскрытии суставов в различных прогибах.

    В окончательном варианте они применяются только в упражнениях на расслабление или при их «пассивном» выполнении.

    Целительная сила этих приемов заключается в проработке и излечении даже самых больных частей тела, хранящих энергетическую информацию о боли, напряжении и стрессе.

    2. От простого к сложному

    Еще одной отличительной особенностью школы Айенгара является построение постепенного развития практики. Он разработал многоуровневую структуру занятий, состоящую из подготовительного и четырех базовых уровней.

    В программе каждого уровня осуществляется поэтапный переход от самых простых к более сложным асанам, с дальнейшим подключением пранаямы.

    Посвятив много времени более углубленной и утонченной практике простых асан для начинающих, он придавал им особую роль в укреплении тела и подготовки к более высоким этапам тренировки.
    Благодаря своей продуманной доступности она заслужила репутацию одной из самых мягких йогических техник, которая подходит даже людям с ослабленным здоровьем. Будучи в детстве очень болезненным ребенком, гуру доказал в результате многолетней практики исцеляющую и развивающую силу своего особого метода.

    3. Метод вытяжения

    Своеобразной чертой йоги Айенгара является углубленное раскрытие метода вытяжения тела в статичной позе. Асаны в этом стиле удерживаются более долгое время, чем в классической хатха-йоге.

    Отличием от медицинских и спортивных методик является то, что вытяжение не принудительное, а основано на осознанных усилиях практикующего. Сокращение мышц приводит к усилению кровотока во всем организме, что позволяет ликвидировать застойные процессы и запустить систему самооздоровления.

    Этому способствует и особая техника дыхания, детально разработанная Айенгаром для каждой асаны . Более глубокое дыхание не только вызывает усиленное снабжение крови кислородом, нормализует окислительные процессы в организме, но и восполняет запасы тонкой энергетической субстанции – праны. Праническое дыхание по методу Айенгара порождает положительные изменения и на ментальном плане. В результате уходят негативные эмоции, сознание человека успокаивается. Гармоничный внутренний настрой помогает увидеть окружающий мир в новом радостном свете и обрести новый смысл в жизни.

    4. Женская йога

    Революционным достижением этого направления является развитие «женской» йоги. Она основана на особом подходе к занятиям женщинами, отличающимся от общей системы хатха-йоги.

    Интересно, что первыми учениками Айенгара в годы его юношеской практики были женщины, которые не могли заниматься под наставничеством взрослого мужчины. В те времена совместные занятия мужчин и женщин были не приняты. Женщины настояли, чтобы их обучал молодой человек, поэтому Шри Кришнамачар поручил своему ученику взять эту миссию на себя. Таким образом, юноша, сам недавно начавший практику, стал учителем в 17 лет.

    Неоценимую роль в разработке методики сыграла дочь основателя Гита Айенгар. На протяжении всей своей жизни она изучала, как влияет практика на женский организм и здоровье. Результаты этого труда она описала в книге «Йога - драгоценность для женщины».

    В женском варианте модифицирована техника асан и пранаям таким образом, чтобы они наилучшим образом воздействовали на женский организм и природу. Поэтому заниматься ею можно даже во время беременности и «особых» дней. Разработан также специальный комплекс упражнений для лица, направленный на укрепление и расслабление лицевых мышц. Такие занятия помогут женщине не только поддерживать физическое и душевное здоровье, но и сохранять внешнюю красоту долгие годы.

    5. Йоготерапия

    Глубоко проработанные Айенгаром механизмы воздействия различных асан на отдельные системы организма позволили создать специальные комплексы для их оздоровления. Они с успехом на протяжении долгого времени применяются в специальных терапевтических классах.

    Такие заболевания как гипертония, остеохондроз, варикозная болезнь, почечная недостаточность, женские болезни и многие другие можно с успехом лечить, используя рекомендованные учителем асаны.

    Важным моментом здесь выступает развитие осознанности в понимании процессов, происходящих в теле. Польза физических упражнений зависит напрямую от тренировки духа. Беспокойный ум порождает разбалансировку телесных процессов. Йоготерапия занимается гармоничным сочетанием и тончайшей настройкой каждого органа.

    Когда Айенгара спросили, может ли помочь йога вылечить заболевание, он ответил, что она полезна в двух смыслах: то, что можно вылечить – излечивается, то, что вылечить нельзя – становится выносимым.

    Йога Айенгара считается одной из самых мягких статичных методик. Основное внимание она уделяет детальной отстройке правильного положения тела в асанах при помощи массы дополнительных приспособлений – валиков, одеял, кирпичей, которые подкладываются под бедра, спину, голову, ноги для обеспечения комфорта и безопасности в практике.

    Неуклонный рост интереса к духовным практикам, который вот уже несколько десятилетий наблюдается по всему миру, во многом связан с именем Б.К.С. Айенгара. Его школа произвела настоящую революцию в понимании и практике , которая в интерпретации Гуруджи обрела доступность даже для новичков и людей, имеющих проблемы со здоровьем.

    Данный метод обучения универсален, он предполагает концентрацию на деталях и индивидуальный подход к каждому ученику. В этом заключается секрет популярности йоги Айенгара, которая является одним из самых распространенных стилей в мире. Йога Айенгара особенно привлекает начинающих йогинов, вставших на путь гармонического развития личности и испытывающих трудности с правильной отстройкой асан.

    История направления

    Основателем и идейным вдохновителем этой школы является один из самых выдающихся современных гуру Беллур Кришнамачар Сундараджа Айенгар, который с 16 лет обучался у знаменитого наставника Шри Т. Кришнамачара в созданной при содействии Махараджи Майсора Школе Йоги.

    Выходец из небогатой брахманской семьи, болезненный юноша в начале своего пути изучал жесткую систему динамичной практики, предполагающую наличие силы духа, упорства и больших физических резервов у ученика, поэтому обучение давалось Айенгару очень тяжело. Но именно эта «сложность» дала ему уникальное понимание и позволила сделать свое тело сильным и выносливым уже через несколько лет после начала занятий.

    Именно тогда Б.К.С. Айенгар начал проводить свои первые уроки. Интересно, что его первыми учениками были женщины, которые не могли осваивать практику под руководством взрослого мужчины, поэтому Шри Кришнамачар предложил эту работу юноше.

    Последний был вынужден обратиться к многочисленным книгам и глубоко изучить мастерство выполнения асан. Так началось становление Гуруджи.

    В результате многолетней практики к нему пришло понимание, что ослабленные и больные люди более остальных нуждаются в возрождающем и исцеляющем действии йоги. Айенгар в течение нескольких десятков лет изучал терапевтическое воздействие асан и на организм, многие из которых он отрыл заново для широкого йогического общества. Результатом его кропотливой работы стал новый статический стиль, представляющий собой адаптированную для европейцев «мягкую» систему развития возможностей человека.

    Айенгар стремился сделать йогу доступной для большого количества учеников, однако достичь ему этого удалось только в семидесятых годах прошлого века, когда он открыл Мемориальный институт йоги имени Рамамани Айенгар, названный так в честь собственной жены. Так появилась школа – переосмысленная система обучения основам духовных и физических практик.

    В конце 90-х годов прошлого года знаменитый гуру впервые посетил нашу страну по приглашению Министерства Здравоохранения. До этого времени адепты данного стиля занимались йогой в основном по книге «Йога Дипика», написанной Айенгаром. После перестройки ситуация кардинально изменилась, и новый стиль стал достоянием широкого круга лиц. Вскоре в Москве появились первые школы данного направления, а в 2003 году Ассоциация йоги Айенгара официально начала свое существование.

    В настоящее время 350 ассоциаций объединяют преподавателей и практикующих этот стиль по всему миру.

    Особенности стиля

    Этот статический стиль уделяет особое внимание отстройке асан – тонкой и скрупулезной работе в позе, поскольку длительное нахождение в статичном положении усиливает его терапевтическое воздействие не только на мышцы, связки и суставы, оно массирует внутренние органы и гармонизирует работу всех систем организма. Осмысленная практика асан, даже при очень медленном выполнении, оказывает также благотворное влияние на ум человека и его психо-эмоциональное состояние. При отстройке асан используется множество вспомогательных материалов для максимального комфорта практикующего: валики, одеяла, ремни, подушки и т.д. При помощи этих приспособлений в асанах прорабатываются даже самые болезненные участки тела, в которых хранится память о травмах, напряжение и стресс. Йога Айенгара «раскрывает» такие места и излечивает их, наделяя здоровьем духа через здоровье тела.


    Особое внимание уделяется равномерному вытяжению тела, благодаря чему оно становится не только более сильным и здоровым, но и симметричным. Выравнивание в асане является важнейшим условием эффективной практики, поскольку позволяет сохранять клетки организма здоровыми. В интервью журналу «Yogasara» Гуруджи объяснил, что самочувствие человека зависит от состояния клеточной системы, состоящей из миллиардов клеток. Статичная практика йоги позволяет этим необходимым элементам тела жить и порождать жизнь.

    Выравнивание тела выполняет еще одну очень важную функцию – оно способствует постепенной корректировке энергетических центров и каналов. Последние оказывают колоссальное влияние на тонкое тело, успокаивают ум и очищают сознание. Иными словами, положительные изменения происходят на более глубоких уровнях – в психической и эмоциональной сферах.

    Эти закономерности являются фундаментом и логическим обоснованием метода Айенгара.

    Интересно, что данная школа, в отличие от некоторых других стилей, не акцентирует внимание на вегетарианстве, как на самой предпочтительной диете. Б.К.С Айенгар не раз подчеркивал, что отказ от пищи животного происхождения еще никого не сделал святым, однако, когда человек занимается йогой, он слышит голос своего тела, голос умеренности, который предлагает именно ту пищу, которая приятная и полезна организму. И этот голос необходимо услышать. Таким образом, человек без насилия над собой постепенно приходит к вегетарианству.

    Йога Айенгара - это путь к здоровью.

    Уровни йоги Айенгара

    Состоит из подготовительного класса и четырех базовых уровней (начальный, начальный-2, основной и интенсивный), программы которых различаются по уровню сложности. Все практикуемые асаны разделены на категории, соответствующие различным уровням подготовки учеников.

    Опытные преподаватели рекомендуют совмещать посещение базовых классов с терапевтическими. Последние предлагают антистрессовые, восстанавливающие, женские, детские и другие программы йога-терапии. Кроме того, существует учительский класс, программа для людей старшего возраста и подготовка к Пранаяме, заключающаяся в обучении наблюдению за дыханием.

    Обучение происходит от простого к сложному. Опытные наставники предостерегают новичков от выполнения сложных асан, поскольку их тело и способность к концентрации еще не стабильны.

    Стоячие асаны являются основополагающими инструментами метода, именно с них начинает развитие практики. Дело в том, что эти позы лучше других способствуют укреплению тела, подготавливая физическую оболочку, эмоциональное и ментальное состояние ученика к более сложным этапам программы.

    Эффект

    Стиль школы поднимает жизненный тонус, улучшает общее состояние здоровья и внешности, приостанавливает развитие искривлений позвоночника и возвращает подвижность суставов, укрепляет иммунитет и нормализует давление.

    Регулярная практика позволяет успешно противостоять стрессам и депрессивным состояниям, она снижает нервную возбудимость и способствует общей гармонизации личности путем постепенной сознательной трансформации тела, сознания и ума.

    Н аш век богат на разнообразие. Мы живём в условиях информационной доступности и определённой свободы выбора.

    С одной стороны, при таком количестве информации, зачастую противоречивой, легко потеряться и так и не найти истины, а с другой - подобная ситуация может стать самым лучшим учителем, развивающим нашу способность жить здравомысленно, формировать собственный взгляд на вещи, отличать истинное от ложного.

    Говоря о разнообразии, стоит отметить, что и йога не является исключением. На сегодняшний день существует масса школ и направлений, некоторые из которых совершенно лишены общих черт с тем, что принято считать йогой. Некоторые же, находясь под гнётом ярлыков и предубеждений, не теряют при этом своей самобытности, своего достоинства и права считаться школой классического образца: к одному из таких направлений относится йога Айенгара.

    Чего только не услышишь о ней: «фитнес-йога», «йога для тела», «йога для инвалидов», «мебельная йога» и прочее.

    Чаще всего так рассуждают люди, либо совсем не знакомые с этим стилем, либо те, кому довелось заниматься под руководством не самого добросовестного преемника традиции, не сумевшего понять её сути и донести до своих учеников. В любом случае, такие люди попросту не удостоили себя труда познакомиться с жизненными взглядами Шри Б. К. С. Айенгара - основоположника данного направления.

    Чем отличается хатха-йога от Айенгара йоги

    Опираясь на вышеупомянутое здравомыслие, давайте попробуем разобраться: в чём же состоит философия данного стиля и в чём его особенности. Вообще говоря, сам Айенгар никогда не называл сформированную им систему практики йогой Айенгара. Он всегда говорил, что занимается хатха-йогой, называя её наукой воли. Таким образом, если вы спросите: «Чем отличается хатха-йога от йоги Айенгара?», ответ, вероятнее всего, будет: «Ничем». И это чистая правда, если смотреть на суть.

    Однако личный опыт любого человека, даже самого просветлённого, не может не наложить отпечаток на традиции. Потому и кажется, что стиль Айенгара, мягко говоря, странноват, с точки зрения «канонической» йоги.

    Возможно, в наши времена именно это и нужно: ведь человек меняется так быстро, ход времени ускоряется так стремительно, что любая практика, чтобы быть максимально эффективной, должна быть адаптирована под эти эволюционные процессы. Все мы знаем, что человек 21 века далеко не тот, что был 2500 лет назад (когда были даны основные трактаты о йоге). У нас больше ментальных проблем, больше закрепощений в теле, менее стабильная психика. Соответственно, и подход к йоге нужен несколько иной.

    С этим и пришёл Айенгар в массы - с инновационным, проверенном на личном опыте и отточенном временем способом достижения внутреннего единства.

    И как бы дополняя тему здравомыслия, Айенгар призывал развивать состояние непредвзятости, чтобы достичь целостности. Ведь только состояние непривязанности к форме даёт человеку возможность полной внутренней интеграции со всем окружающим миром, что впоследствии приводит к ощущению полноты, гармонии и смысла жизни.

    Так что, если вы уделите время самостоятельному изучению вопроса, почитаете книги Шри Б. К. С. Айенгара, то поймёте, что для него даже простейшие асаны - это не только и не столько физические упражнения, сколько средство для достижения единения тела с умом, а ума - с душой.

    «Асаны совершенствовались в течение веков так, чтобы воздействовать на каждый мускул, нерв и железу организма, - говорит мастер. - Они обеспечивают хорошее сложение, с сильными и эластичными мышцами, не выпирающими наружу, и предохраняют тело от болезней. Они снимают усталость и успокаивают нервы. Но их главное значение заключается в тренировке и дисциплине ума. Многие артисты, акробаты, атлеты, танцоры, музыканты и спортсмены также обладают превосходным телосложением и прекрасно владеют своим телом, но не умеют владеть своим умом, интеллектом, и поэтому они находятся не в ладу сами с собой, и среди них редко можно встретить уравновешенную личность. Они часто ставят тело превыше всего. Нельзя сказать, что йог недооценивает своё тело, но он думает не только об его совершенствовании, но и о своих чувствах, уме, интеллекте и душе. Выполняя асаны, йог подчиняет себе своё тело, делает его инструментом духа. Он знает, что тело - это необходимый инструмент духа. Душа без тела подобна птице, лишённой способности летать.

    Йога - путь, который развивает тело, очищает ум, воспитывает разум и наполняет душу. К сожалению, многие люди, не постигшие всей глубины йоги, видят в этом пути к самореализации лишь физическую дисциплину, а практика хатха-йоги понимается как некая гимнастика. Но йога - нечто большее, чем физические упражнения. Она охватывает всё существо человека - на клеточном, психическом, интеллектуальном и духовном уровнях,» - так говорил Айенгар.

    В чём же индивидуальные особенности данного направления? Что отличает йогу Айенгара от множества других стилей? И так ли уж кардинально отличается подход Айенгара от изначальных принципов йоги? Поговорим об этом в данной статье.

    А также раскроем тему ограничений (половых, возрастных, физиологических): имеются ли они для занятия данным стилем йоги?

    Многие наверняка задаются вопросом: «Подходит ли йога Айенгара для начинающих»?

    Да, безусловно. Это продемонстрировал сам Айенгар своей жизнью. С детских лет, страдая от множества недугов, выслушивая и безропотно принимая «пророчества» врачей о своей скорой кончине, он обладал такой силой воли, что занимался неустанно каждый день.

    Именно такой подход спустя годы регулярной практики сделал его тело сильным и выносливым, дал понимание всей глубины поз. И в дальнейшем, став учителем, он был первым, подробно объяснившим и подкрепившим личным примером традиционные постулаты йоги, заново открывшим и систематизировавшим асаны и пранаямы, давшим описание терапевтического эффекта йоги.

    Поначалу Айенгар занимался сверхактивной и силовой йогой. Однако, погружаясь в практику, он понял со временем, что такой жёсткий подход эффективен только для полностью здоровых людей. Проблемы со здоровьем, свойственные большинству современных людей разного возраста и пола, становились определённым препятствием. В поисках универсального способа прогрессирования в йоге, который подошёл бы всем без исключения, Айенгар открыл для себя преимущества статичной практики.

    Он понял, что долгое нахождение в позе усиливает её воздействие как на мышцы, суставы и связки, так и на внутренние системы, и даже на эмоциональное состояние и ум. Таким образом, он пришёл к выводу, что асаны воздействуют не только на физическом, но и на более глубинном уровне.

    Так случилось, что физические недуги преследовали мастера до конца его дней, но ни на один день он не оставлял свою практику. И большинство сложных поз ему пришлось осваивать не в процессе длительных регулярных занятий, а во время публичных показов, когда асану нужно было выполнить безупречно с первого раза.

    Получив за свою жизнь немало травм, Айенгар неустанно искал методы облегчения выполнения асан для людей с ограниченными возможностями. И находил их в виде «пропсов» - вспомогательных материалов (валиков, блоков, одеял, ремней и верёвок, ковриков, стульев), - которые помогают расположить тело в пространстве правильно.

    Да, этот человек, в полной мере испытавший на своём опыте провальность освоения йоги «приступом», делал серьёзный упор на «искусство осторожности», вплоть до такого подхода, как мысленная имитация асаны парализованным человеком, и, как уже было сказано выше, активное использование пропсов. Но они же (пропсы) в дальнейшем стали служить мощным инструментом совершенствования уже для опытных практиков. Каким образом?

    Как изменение точки опоры в асанах (с ног на руки, например) принципиально меняет уровень всей практики, так и смена самой поверхности опоры может изменить качество сознания, открыть новый взгляд на некоторые вещи. И многие инструкторы, практикующие йогу Айенгара, используют дополнительные приспособления для освоения усложнённых асан.

    Есть ещё один важный критерий. Касается он медитативного аспекта практики асан (ведь в йоге Айенгара не придаётся значение «сидячим» медитациям). Основной целью йоги, согласно Йога Сутрам Патанджали, является читта вритти ниродха (устранение колебаний ума). То есть, сознание должно очиститься от всяких представлений и постепенно превратиться в чистое самосознание. Когда медитация является частью практики асан (к чему и призывает Айенгар), то при том, что необходимо пытаться удержать какое-то положение, нужно ещё и максимально расслабить тело. И, как ни парадоксально, именно внедрение в практику пропсов позволяет уловить то самое положение, которое будет способствовать расслаблению. В дальнейшем, когда тело «запомнит» то самое положение, его с лёгкостью можно будет воспроизводить и без «костылей» (как в шутку иногда называют пропсы).

    Ведь главное не создавать зависимость, а использовать предлагаемые инструменты как вызов для дальнейшего развития. Выбор здесь полностью зависит от практикующего. В общем, если вы никогда раньше не занимались йогой, можете попробовать именно этот стиль, отличающийся системным походом, мягкостью и размеренностью. Ещё интересно знать, что впервые идея использования дополнительных приспособлений принадлежала не самому Айенгару, как принято считать, а его учителю - Кришнамачарье.

    Именно Кришнамачарья, встретив в трактате девятнадцатого века «Шри Таттва Нидхи» асаны, которые выполняются на канате и на перекладине, ввёл в практику пропсы для облегчения выполнения сложных асан, что уже позже стало отличительной чертой йоги Айенгара.

    Кстати, отсутствие медитаций в системе Айенгара в том виде, в котором мы привыкли понимать данную практику (сидя неподвижно, с закрытыми глазами), также имеет место быть с подачи Кришнамачарьи, который учил тому, что практика асан самоценна и позволяет совершенствовать способность к самосознанию.

    Что касается возрастных аспектов, то Б. К. С. Айенгар, до конца своих дней уделявший практике по 6 часов в день, призывал к тому, чтобы люди любого возраста занимались собой. В противном случае, на склоне лет нас ждут недуги и сплошное разочарование.

    «Что произойдёт с ножом, если им не пользоваться? Он заржавеет, не правда ли? Чтобы он резал, его нужно постоянно точить,» - такую аналогию с практикой проводил учитель.

    И на вопросы: «А не поздно ли мне в 50/60/70 лет начать заниматься йогой?» отвечает: «Почему старый греховодник не задумывается о своём возрасте? Стоит ему увидеть молодую девушку, его ум начинает блуждать, даже если физической силы ни на что не осталось. О чём он помышляет? О том, чтобы овладеть ею, не так ли? Но предложите ему немного позаниматься йогой или чем-то ещё полезным для здоровья, и он скажет: «Нет, что вы, я уже старый». Таким образом, ум созидает, и ум разрушает. С одной стороны, он создаёт вас, а с другой - занимается вашим уничтожением. Вам следует утихомирить разрушительную сторону своего ума - тогда вы сможете учиться».

    Йога Айенгара для женщин

    Отдельно стоит отметить такое направление, как йога Айенгара для женщин. И здесь Шри Б. К. С. Айенгар оказался новатором, впервые став обучать йоге женщин. Он немало преуспел в этом, оставив после своего ухода достойных последовательниц своей методики.

    Данная практика построена таким образом, что в ней учтены все особенности женского организма, предлагается соразмерное распределение нагрузок в периоды гормональных изменений, и главной целью ставится достижение внутренней гармонии и умение управлять своей энергией.

    Если говорить о теоретических основах йоги Айенгара, то свою систему мастер подробно изложил в книге «Йога Дипика. Прояснение йоги». В ней даны подробные указания по исполнению 200 основных асан с приложением 592 фотографий, включены характеристики основных бандх, крий, пранаям.

    Также в книге описываются легенды о происхождении многих асан, дошедшие до нас от мудрецов древности, расшифровываются их названия.

    В рамках данной статьи мы не будем их разбирать, а уделим больше внимания фундаментальным принципам практики, которые озвучивал Айенгар, объясняя свой подход.

    1. Как здание не может быть устойчивым без надёжного фундамента, так же саморазвитие личности немыслимо без соблюдения морально-нравственных принципов (ямы и ниямы). Практика асан должна базироваться на этих принципах, иначе она превращается всего лишь в гимнастику.
    2. Неотъемлемые качества каждого, кто хочет прогрессировать в практике, - вера, дисциплина, упорство, постоянство. Выполняя любую асану, следует полностью погружаться в этот процесс, не жалея себя, настойчиво и внимательно. Нужно быть честным с самим собой, и в дополнение к абсолютной честности наберитесь смелости, решимости, осознанности. Развивайте способность погружаться в любой предмет, которым вы занимаетесь, и таким образом будет развиваться целостность.
    3. Следите за своим дыханием. Вы можете вытянуть тело полностью, только если синхронизируете подвижность тела с ходом дыхания. Вхождение в асану и её выполнение на задержке дыхания требует дополнительных мышечных усилий, не позволяет расслабиться должным образом. Асана, выполняемая на вдохе, выполняется всего лишь как физическое действие, не приносящее глубинного результата. Асана же, выполняемая на выдохе, «становится жизнеспособной и органичной, оказывает воздействие на физиологическом уровне и дарит здоровье клеткам». Выдох и правда способен помочь в правильном выполнении позы, так как избавляет тело от скопившегося напряжения.
    4. «Каждую асану нужно изучать арифметически и геометрически, чтобы выявить её подлинную форму, - говорил Айенгар. - Изучайте конфигурацию асаны. Она может быть треугольной, круглой, дугообразной, овальной, прямой или диагональной. Отмечайте её форму во время практики, наблюдайте, изучайте и действуйте соответственно, чтобы тело смогло выполнить асану в её первозданной красоте». Вовлекайтесь в этот процесс полностью, подключайте всё тело, чувства, ум, сознание - действуйте всем вашим естеством.
    5. Распределяйте вес тела равномерно между мышцами, связками, суставами и костями. Должен быть баланс между движением и сопротивлением. Неправильное выполнение асан очень быстро вызывает напряжение. Правильная же методика их выполнения приносит ощущения лёгкости и бодрости.
    6. Ум новичка не готов действовать целостно. Он полностью расчленён. Вот почему так важно учиться осознавать сначала отельные участки тела: «Посмотрите на ступню, потом на лодыжку, затем объедините наблюдения за лодыжкой и ступней, потом взгляните на колено, соедините колено с лодыжкой, со ступней, перейдите к бедру, объедините наблюдения за бедром, коленом, лодыжкой и ступней, поднимитесь выше к нижней части корпуса, потом к верхней, к подмышкам, шее, лицу и так далее». Таким способом будет происходить переключение разума из состояния рассеянной концентрации к состоянию концентрации однонаправленной.Далее уже можно постепенно приучать ум ощущать движение, «узнать тело как единое».Следующим этапом будет стадия личного знания, когда к познанию тела вы подключаете разум. «Подобно тому, как двух незнакомых людей представляет друг другу третье лицо, так и ум представляет тело разуму, третьему орудию человека. Ум говорит разуму: "Посмотри, что здесь происходит. Позволь мне представить тебе колено. Позволь мне представить тебе лодыжку. Позволь мне представить тебе руки". Это и есть знакомство разума с телом, происходящее при содействии ума». Айенгар говорит, что, совершив эту работу, ум как бы исчезает, а ваш разум и тело «становятся друзьями», то есть единым целым.
    7. Как учил Айенгар, существует два способа занятий йогой. Первый - когда вы полностью погружаетесь в неё, не размышляя о прошлых впечатлениях, но занимаетесь, постоянно исправляя ошибки и стремясь к точности и совершенству. Это духовная йога. Если же вы колеблетесь, если ваш ум блуждает или возникает раскол между вашим «Я», телом, умом и мыслями, тогда это чувственная практика. «Каждый из вас новичок в йоге. Я тоже новичок - относительно того момента, на котором я закончил практику вчера. Я не переношу вчерашние позы в сегодняшнюю практику. Я помню их, но, когда я выполняю вчерашние позы сегодня, я снова становлюсь новичком. Мне не нужен вчерашний опыт. Я хочу пережить то новое понимание, которое может прийти ко мне сегодня в дополнение к тому, что я ощущал вчера. Помните, что опыт и знание, рождённое из опыта, в миллионы раз превосходят приобретённое и накопленное знание. Знание, основанное на опыте, является субъективным и реальным, в то время как приобретённое знание, будучи объективным, вводит в сомнения. Поэтому учитесь, делайте, учитесь снова с уверенностью, отвагой и ясностью» (Б. К. С. Айенгар).

    Вот мы и разобрали основные особенности стиля «Йога Айенгара», и, как видите, даже в таком, на первый взгляд, терапевтическом методе заложены более глубинные принципы и идеи.

    Видим также, что нет никаких ограничений для того, чтобы заниматься по системе Айенгара.

    Главное - искреннее желание. Результат же зависит от вашей мотивации, изначальной цели.

    Если, к примеру, вас приведут в йогу проблемы со здоровьем, она, безусловно, поможет вам его укрепить и восстановить. Но, как говорил Б. К. С. Айенгар, это лишь побочные эффекты, приятные бонусы, так сказать.

    «Возьмём, к примеру, завод, построенный для производства определённого продукта, - размышлял Айенгар на эту тему. - Одновременно с главным продуктом на нём производится и ряд побочных, которые также имеют рыночную ценность. В этом случае временами забывают, ради чего возводился завод, и производят для продажи только побочные продукты. У йоги также несколько граней, и, хотя цель и кульминация йоги - видение души, она даёт множество благотворных побочных результатов, в том числе здоровье, счастье, мир и покой. Как в любом производственном процессе есть побочные продукты, так здоровье, счастье и исцеление являются побочными результатами занятий йогой».

    Айенгар рассматривает «видение души», или, иными словами, «постижение себя самого» как основную цель йоги. Однако он же говорит: «Йога не кончается тогда, когда вы достигли единения с самим собой. В нужной степени дисциплинировав тело, ум, чувства, разум и сознание, йогу предстоит жить в миру, не вовлекаясь в свои действия. Между философией и практической жизнью должно установиться полное равновесие. Если вам удастся научиться этому, вы превратитесь в философа-практика. Заниматься чистой философией не самое большое достижение. Философы - те же мечтатели. Но мы должны привнести философию в повседневную жизнь - так, чтобы все её невзгоды и радости были наполнены философией. Возможно ли быть успешным членом общества, оставаясь верным собственному развитию и не сходя со стези индивидуального духовного роста? В этом и заключается практическая философия».

    Таким образом, основатель «Йоги Айенгара» призывает, занимаясь саморазвитием, не забывать о главной цели жизни каждого человека - служении на благо других.

    Успехов вам на этом Пути.

    Используемая литература:

    Б. К. С. Айенгар «Йога Дипика. Прояснение Йоги».
    Б. К. С. Айенгар «Дерево Йоги. Ежедневная практика».
    Николаева Мария «Ученик перед стеной».

    Сегодня айенгара-йога считается наиболее популярным в мире направлением йоги. Учение практикуют не только в Индии, но и в других странах. И на это есть свои причины.

    Основателем учения является Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар. Его заслуга неоспорима. Он сумел создать такую практику, которая была бы под силу каждому, кто пожелает погрузиться в таинство йоги.

    Айенгара сделал все для того, чтобы заниматься йогой могли все, независимо от уровня физической подготовленности, возраста, пола, степени гибкости и пластичности тела . В общем, он проповедовал индивидуальный подход к каждому ученику. Это и является залогом успеха и признания данного направления.

    Сформировалась йога Айенгара , поэтому у них есть много общего, но нельзя забывать и о разительных отличиях. Выясним, в чем суть айенгара-йоги. Это поможет нам понять причину ее популярности.

    Суть айенгара-йоги

    Йога Айенгара – это удивительная возможность придать своему телу анатомическое совершенство, избавиться от эмоционального и физического напряжения, укрепить здоровье, продлить молодость и красоту .

    Чтобы лучше понимать, в чем суть йоги Айенгара, узнаем о ее особенностях:

    1. Основные инструменты практики – асаны и пранаямы. Одна из отличительных черт айенгара-йоги заключается в том, что асаны выполняются статично. То есть, при принятии определенной позы она выдерживается длительное время, в течение которого человек словно замирает. Связки, мышцы и все внутренние органы испытывают терапевтическое воздействие асан.
    1. Айенгар учил, что асаны должны выполняться строго по правилам и в определенной последовательности. Только так будет достигнут должный оздоровительный эффект.
    1. Йога Айенгара подходит как для новичков, так и для тех, кто уже достиг успехов на этом поприще. Уникальность в том, что в зависимости от уровня подготовки, состояния здоровья и индивидуальных особенностей человека подбираются подходящие для него упражнения. Даже люди с невысоким уровнем гибкости и физической выносливости могут начать занятия, постепенно увеличивая нагрузку.
    1. Йога Айенгара располагает 200 асанами. Каждая из них была лично испытана основоположником духовной практики.
    1. Так как у всех разная степень подготовки, индивидуальные физиологические особенности, а у некоторых даже есть проблемы со здоровьем, Айенгар предложил использовать разные приспособления. Валики, стулья, одеяла, ремни и другие предметы позволяют придать телу оптимальное для выполнения асан положение.
    1. В практике особое место отводится йога-терапии. Айенгара-йога поможет облегчить состояние йогина при простудах, колитах, гастритах, проблемах с опорно-двигательным аппаратом (различные деформации позвоночника, сутулость) и других заболеваниях. Эффективность упражнений на себе проверил сам Айенгар. С их помощью ему удалось избавиться от собственных болезней, поэтому йогу он считал путем к здоровью.
    1. Важна не только телесная оболочка человека, но и ментальная составляющая. Умиротворение ума, избавление от навязчивых и неприятных мыслей, душевное спокойствие и легкость мышления – неотъемлемые состояния, достигаемые в процессе занятий йогой и позволяющие добиться выздоровления.
    1. В йоге Айенгара стоит уделять внимание не только асанам и пранаямам, но также изучению философии и морально-этических принципов учения. Чтобы добиться поставленных целей, излечиться от болезней, избавиться от негативных эмоций, необходимо менять свое мировоззрение, систему ценностей и взглядов.
    1. Еще одна уникальная особенность йоги Айенгара заключается в разработке отдельной программы исключительно для женщин. Ввиду того, что женский организм обладает некоторыми физиологическими особенностями, да и эмоциональная сфера представительниц прекрасной половины человечества более чувствительная, чем у мужчин, в основе программы – особый комплекс упражнений. Женщина с их помощью научится прислушиваться к своим внутренним ощущениям и желаниям. Кроме того, она сможет как можно дольше сохранять молодость тела и кожи.

    Если же говорить о том, чем отличается хатха-йога от айенгара-йоги, то отметим несколько нюансов:

    В йоге Айенгара уделяется повышенное внимание детализированной отстройке асан и использованию различного вспомогательного оборудования для придания телу правильного положения. Это делает данную практику доступной людям с абсолютно разным уровнем подготовки.

    Уровни сложности йоги Айенгара

    В зависимости от того, насколько подготовлен человек физически и психологически, в айенгара-йоге используются разные программы с соответствующими уровнями сложности:

    1. Начальный уровень – для новичков. Происходит обучение релаксации, асанам в положении сидя и стоя. Выполняется подготовка к перевернутым позам.
    2. Основной уровень. Включает более основательное изучение асан в положении сидя и стоя, выполнение перевернутых поз. Далее происходит переход к более сложным упражнениям – стойка на голове и на плечах. Йогин готовится к освоению пранаямы.
    3. Интенсивный уровень – выполняются самые сложные упражнения: стойки на предплечье и голове, глубокие прогибы, пранаяма.

    Уникальная индийская практика айенгара-йога уже давно стала достоянием всего мира . Люди из разных стран успешно практикуют учение великого йогина Б. К. С. Айенгара, который посвятил йоге около 70 лет, сделав ее главным делом и творческим вдохновением всей его жизни.

    Следование правилам здорового образа жизни во всем мире приобретает все большую популярность, и одним из методов, способствующих этому, становится древнее искусство йоги. Среди множества ее направлений лидерство принадлежит древнейшей хатха-йоге – и, в частности, совсем молодому ее ответвлению, йоге айенгара. Итак, айенгара йога – что это? В чем ее отличия от других практик? Что она может дать своим последователям? На эти и другие вопросы мы дадим ответы в данной статье.

    В 1937 году Беллур Кришнамачар Сундараджа Айенгар – совсем молодой 19-летний индиец, с детства отличавшийся слабым здоровьем – по совету своего учителя принял решение самостоятельно поправить его, обратившись к практикам своих предков и начав серьезно заниматься йогой. За несколько десятилетий изучив сотни известных комплексов, гуру обнаружил возможность во многом дополнить и модифицировать их – в результате, в 1975 году создав совершенно новое направление, состоящее из немногим более чем 200 асан. К тому времени мастер был уже известен всей Азии, а в среде преподавателей йоги и ее последователей активно расходились написанные им книги. Благодаря йоге, этот некогда болезненный юноша кардинально изменился. Он превратился в почитаемого, много ездящего по миру и отличающегося великолепным здоровьем человека, благополучно дожившего до 95 лет, получившего множество наград и в определенный период даже входившего в ТОП-100 самых влиятельных людей планеты.

    История распространения учения

    Изначально йога айенгара для начинающих получила столь стремительный резонанс, что удивила невероятной популярностью даже своего создателя. В память о рано умершей жене гуру уже в год официального основания нового учения решил открыть Мемориальный институт ее имени. За следующие полтора десятилетия число последователей, начавших проводить занятия по методу Айенгара, достигло 10 миллионов, а сам Беллур Кришнамачар, оставив преподавание, сосредоточился на популяризации йоги и поездкам по миру.

    В Россию йога практика айенгара пришла в начале 1990-х годов. А глубокое уважение к основателю привело к тому, что в 2009-м гуру во второй раз приехал сюда с визитом по приглашению нескольких практикующих школ.

    Сущность, идеология и отличительные особенности йоги Айенгара

    О том, что такое йога айенгара и в чем ее отличия от других практик лучше всего говорят следующие факты:

    • принципиально важным является правильное расположение тела;
    • каждая поза предполагает максимальный уровень раскрепощения;
    • все асаны выполняются без малейшего напряжения;
    • для каждой из них существует несколько различных вариаций сложности исполнения, благодаря чему йога одинаково подходит как новичкам, так и адептам с опытом.

    Методы снижения нагрузки на мышцы

    Как было отмечено выше, в этой разновидности йоги нагрузка при любых упражнениях может быть минимальной. Достигается это тем, что для многих асан предусмотрено предельно простое, но эффективное оборудование для йоги айенгара – по существу обычные подручные материалы, в т.ч.:

    • кирпичи или деревянные бруски;
    • специальные ремешки;
    • скатанные валики;
    • обычные стулья;
    • тонкие одеяла и пр.

    Какую помощь оказывает такой инвентарь? В йоге айенгара широкое распространение получили различные позы стоя. Однако далеко не каждому под силу с первого раза дотянуться кончиками пальцев до пола при прямых ногах. С этой целью и используется ремешок – накидываемый на ступни и позволяющий «подтягивать» руки к подошвам, прикладывая намного меньше усилий.

    Та же ситуация возникает и при необходимости наклонов и фиксации позы с ладонями на полу. Первоначально руки достаточно упереть в два-три поставленных друг на друга кирпича или бруска. Затем, по мере набора гибкости позвоночником, такие упоры будут последовательно убираться.

    Интересен также тот факт, что учение Айенгара позиционируется и как . Худеть с помощью глубоко продуманных великим гуру асан действительно удается довольно быстро, что подтверждают многочисленные отзывы практикующихся, в первую очередь женщин.

    Ознакомительный курс

    Стоит отметить, что в абсолютном большинстве случаев новичкам по всему миру советуют не сразу приступать к занятиям, а предлагают прослушать ознакомительный курс (сопровождаемый многочисленными фото и видео). В школах йоги его можно назвать «нулевым этапом», и присутствующим на нем в общих чертах дают информацию следующего содержания:

    • история происхождения айенгара йоги и ее значение;
    • жизненный путь ее основателя;
    • как работают методы учения;
    • каких результатов удается достичь, посвятив хотя бы часть своего времени йоге и пр.

    Помимо этого, слушателей знакомят с основными асанами с помощью видео, а также рассказывают о принципах перехода с более простых на более сложные уровни.

    Последовательность этапов


    Переход с этапа на этап

    Такой переход сильно зависит от индивидуальных особенностей обучаемых – и в среднем занимает от одного до двух лет для каждого этапа при условии посвящению занятиям хотя бы трех дней в неделю.

    Женский вариант айенгара йоги

    Отдельным направлением в учении знаменитого гуру стала айенгара , появившаяся благодаря жене и верной спутнице жизни Беллура Кришнамачара – Рамани, а также их дочери Гите. Особенностями женского варианта стали не только асаны, учитывающие физиологические отличия женского тела от мужского, но и эмоциональная составляющая, необходимая для достижения женщиной гармонии, прежде всего, в собственной голове. Впоследствии Гитой Айенгара была написана и издана отдельная книга, посвященная женской йоге – причем главным ее посылом было убеждение в возможности женщины серьезно отсрочить старение благодаря занятиям йогой для тела и для души.

    Победа над болезнями

    Примеры устранения самых серьезных опорно-двигательных и неврологических проблем с помощью йоги давно и внимательно изучены и многократно зафиксированы специалистами. Ею активно занимаются не только обычные обыватели, но и многие звезды истеблишмента, бизнеса и артистической богемы. Йога в прямом смысле является путем к здоровью – и айенгара йога в этом не исключение.

    Широко известен случай с одной известной танцовщицей, неудачное падение которой едва не приковало ее навсегда к инвалидному креслу. Отчаявшись получить помощь традиционной медицины, женщина обратилась к Сундараджу Айенгару – и после того, как тот смог поставить ее на ноги, превратилась в его преданную ученицу и человека, посвятившего всю свою последующую жизнь популяризации уникальной йоги, способной побеждать тяжелейшие болезни.