• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    МБОУ гимназия «Лаборатория Салахова»

    Кафедра физической культуры

    Конспект занятий по адаптивной физической

    культуре для младших школьников

    Преподаватель физической культуры: Юркова Лиля Наильевна

    Место проведения: спортивный зал

    Инвентарь: гимнастические палки (9 штук); гимнастические коврики (9 шт.); мелкие предметы (пробки, шарики); ведерки (8 шт.); теннисные мячи (9 шт.); Фитбольные мячи (9 шт.); мяч (мягкий); магнитофон + диск с релаксацией.

    Тема: Цель: Развивающие упражнения в системе занятий адаптивной физической культуры, как условие мотивации младших школьников.

    Задачи урока:

    1.Образовательная - закрепить выполнение физических упражнений с гимнастическими палками и фитболами, способствовать формированию правильной осанки

    2.Оздоровительная – повышать функциональные возможности организма.

    3.Воспитательная – воспитывать сознательное отношение к своему здоровью и привить навыки к самостоятельным занятиям ФК.

    ВПЧ:

    Построение. Ребята, у нас закончилась первая четверть, мы уже немного устали. Поэтому сегодня мы узнаем о том, как можно помочь своему организму восстановиться. Выполним несколько упражнений, которые вы сможете делать сами, когда почувствуете, что вашему телу нужна помощь.

    Игра «Знакомство» Построение в круг, учитель в середине - кидает мяч каждому называя свое имя, ребенок возвращает мяч называя свое.

    1.Построение в шеренгу у стены.

    2.Проверка осанки, начиная последовательно корригируем стопы, положение таза, плечевой пояс и положение головы. Затем шаг вперед и шаг назад с возвратом в и.п. (повторить 3 раза)

    Ребята, сейчас вся наша страна готовиться к зимним олимпийским играм в Сочи. По всей нашей огромной стране проносят олимпийский огонь. Выдающиеся спортсмены,политические деятели передают факел из рук в руки. Сейчас мы представим, что у нас в руках олимпийский факел.

    Ходьба с гимнастическими палками (палочка вверх - на носочках; палочка –вперед на пяточках; палочка за плечи – перекатом с пяточки на носочек; то же – в полуприсед; то же на гусиный шаг)

    Речитатив: «Руки ставим все в разлет, получился самолет, мах крылом туда - сюда, делай раз и делай два».

    Разминка на месте с гимнастической палкой.

    1.И.п. – ноги врозь - потянутся вперед, палка на уровне глаз;

    2. И.п. – о.с. – самомассаж кистей рук

    Массаж ног (ходьба по палочке, покатать стопами).

    ОЧ:

    Комплекс упражнений с фитболами:

      И.п. - сидя на мяче выполнить круговые движения тазом влево, вправо (5 раз).

      И.п. – лежа животом на мяче расслабиться.

      И.п. – лежа спиной на мяче расслабиться.

      И.п. – лежа животом на мяче выполнить перекат по мячу вперед до стоп, подтянуть мяч к животу (согнув ноги в коленях) и обратно.

      И.п. – лежа на спине ноги на мяче, выполняем ударные движения ногами.

      И.п. – сед, обхватить ногами мяч и обнять руками либо побить.

    ЗЧ:

    Звуковая гимнастика: буквы (Л, О, Р, С и букву своего имени);

    ДУ: с теннисным мячом (определить отрезок);

    Собирать пальцами ног фишки (пробки) и рисование ногами (фломастер между пальцами);

    Релаксация с музыкой (лежа на спине, закрыть глаза, расслабление);

    Подведение итогов:

    Построение.

    «Ребята, помните, вначале я вам говорила, что если ваш организм устал, то мы можем разными упражнениями помочь ему расслабиться?»;

    «А вы сами сможете их показать мамам и папам?»;

    «Молодцы!»

    «А теперь давайте вспомним, какие вы будите делать упражнения, если заболят ноги/глазки/спина/или просто отдохнуть?»

    «Мне очень понравилось, как вы выполняете упражнения, с вами было очень приятно работать. Занимайтесь и любите физкультуру!»

    Программа по адаптивной физической культуре расчитана на детей младшей и средней школы. Так как ов всем мире не приянто употреблять словосочетание Лечебная физкультура, чтобы не ущемлять права детей, наша программа называется Адаптивной, адаптация под здоровый образ жизни. В программе используются упражнения на укрепление здоровья и профилактику отклонений в развитии мышечного тонус у детей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Образовательная программа

    Дополнительного образования детей

    Адаптивная физическая культура

    Возраст детей - 7-11лет

    Срок реализации - 4года

    Некоркина Р.М.

    Педагог, Мастер спорта СССР

    Санкт-Петербург

    2014

    Пояснительная записка 3

    Учебно-тематический план 1-4 год обучения 7

    Методическое обеспечение 15

    Список используемой литературы 17

    Приложение 19

    Пояснительная записка

    Название программы – « Адаптивная физическая культура »

    Направленность образовательной программы - физкультурно-спортивная Уровень освоения – общеразвивающая

    Дополнительная образовательная программа «Адаптивная физическая культура» включает в себя общеукрепляющие упражнения для формирования не только правильной осанки, но и в целом здорового образа жизни. Считается, что адаптивная физкультура по своему действию намного эффективнее медикаментозной терапии. Понятно, что адаптивная физкультура имеет строго индивидуальный характер. Адаптивная физкультура полностью от начала и до конца происходит под руководством специалиста по адаптивной физкультуре.

    «Адаптивная» - это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствования.

    Программа позволяет добиться системности в работе, привлечение к дополнительным занятиям, формирование положительного интереса к физической культуре. В современном обществе проблема сохранения, изучения и пропаганды здорового образа жизни приобретает особую актуальность. Большая ответственность в этом деле ложится на учреждения, осуществляющие процесс образования и воспитания детей и подростков, особенно в системе дополнительного образования детей. Спортивные занятия с детьми и подростками служат составной частью их всестороннего развития, воспитания и укрепления здоровья. В этом случае вырабатываются самостоятельность, творчество, и инициатива, целеустремлённость, самодисциплина, отказ от вредных привычек.

    Адаптивная физическая культура. Привлекательность ее состоит, прежде всего, в разносторонней оздоровительной направленности, способствующей повышению уровня функциональных возможностей организма: развитию дыхательной системы, системы кровообращения, совершенствованию координации движений, а также развитию скоростно-силовых возможностей..

    Актуальность

    Обучение в школе увеличивает нагрузку на организм ребенка. Дети меньше двигаются (эффект гиподинамии), вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности. Возрастает необходимость усвоения и переработки разнообразной информации, и, следовательно, увеличивается пребывание организма в статических позах, перенапрягается зрительный аппарат.

    Эти факторы создают предпосылки для развития у учащихся отклонений в состоянии здоровья: нарушения осанки, зрения, повышения артериального давления, накопления избыточной массы тела, что в свою очередь предрасполагает к различным заболеваниям сердечно - сосудистой, дыхательной систем, нарушения обмена веществ и т.д. (М. Д. Рипа, 1988)

    Новизна

    Новизну программы определяет подготовка к здоровому образу жизни учащегося, на основе здоровье – сберегающих технологий, которая становится приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения и адаптирована к условиям обеспечивающих школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. Программа позволяет не только добиться системности в работе, привлечения учащихся к дополнительным занятиям, сформировать у них положительный интерес к физической культуре, но и укрепить здоровье. Внеурочная работа (внеклассная,) по физическому воспитанию школьников дополняет урочные формы организации занятий физической культурой, способствует повышению уровню двигательной активности детей в течении учебного года, содействует полезной организации досуга, удовлетворяет индивидуальные потребности и интересы в физическом совершенствовании, развивает социальную активность школьников..

    Цель:

    Укрепление психического и физического здоровья, увеличение двигательной активности и расширение двигательного опыта, в процессе использования многообразия общеукрепляющих упражнений с другими методами физического воспитания.

    Задачи :

    Образовательные

    Формирование основ знаний личной гигиены, о влиянии занятий физической культурой на основные системы организма.

    Овладеть выполнение упражнений с соблюдение правил техники безопасности.

    Развивающие

    Повысить уровень физической подготовленности с учетом индивидуальных особенностей;

    Развитие координационных и кондиционных способностей;

    Развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды.

    Воспитательные

    Воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки, соблюдения личной гигиены;

    Воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, чувства ответственности;

    Воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой;

    Воспитание культуры общения детей в коллективе (команде);

    Профилактика вредных привычек;

    Воспитание волевых и нравственных качеств;

    Воспитание чувства патриотизма и ответственности при выступлении на соревнованиях.

    Условия реализации программы

    Программа предназначена для детей от 7 до 11 лет.

    Срок реализации

    Программа рассчитана на четырехлетний период обучения.

    Условия формирования групп

    В группу принимаются все желающие, имеющие противопоказаний по медицинским показателям для занятий спортом.

    Режим занятий:

    Занятия в секции проводятся для мальчиков и девочек. Группы могут формироваться разновозрастные».

    1 год обучения – 72 часа в год, в режиме работы 1 раза в неделю по 1 часу.

    2 год обучения – 72 часа в год. В режиме работы 1 раза в неделю по 1 часа.

    3 год обучения – 72 часов в год. В режиме работы 1 раза в неделю по 1 часа

    4 год обучения – 72 часов в год. В режиме работы 1 раза в неделю по 1 часа.

    Формы организации деятельности воспитанников

    Основной формой организации обучения является учебное занятие.

    На занятиях используются

    Организации детей :

    Групповая,

    Индивидуальная,

    По звеньям,

    Формы проведения

    Беседа,

    Рассказ,

    Игра,

    Методы

    Словесный (рассказ, беседа, устное изложение)

    Наглядный (показ видеоматериалов, иллюстрации, наблюдение, участие в соревнованиях в качестве зрителей )

    Практический (упражнения)

    Объяснительно-иллюстративный

    Форма подведения итогов реализации программы.

    Система дополнительного образования не имеет оценок, но контроль за усвоением материала воспитанниками, проводится при помощи ежегодного трехразового контрольного среза знаний, умений, навыков (входной, рубежный, итоговый).

    Для проверки полученных умений и навыков проводятся учебные занятия в группе.

    Ожидаемый результат освоения образовательной программы

    По окончании обучения в группе по адаптивной физической культуре ребята физически окрепли, освоили основу техники общих физических упражнений.

    Учебно-тематический план 1 год обучения

    Разделы подготовки

    1 год обучения

    Всего часов

    теория

    практика

    Вводное занятие

    Теоретическая подготовка

    Общая физическая подготовка

    Специальная физическая подготовка

    Итоговое занятие

    Общее количество часов

    1 год обучения.

    Основной принцип первого года обучения – универсальность подготовки.

    Задачи: укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности, укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, ловкости, гибкости, обучение основам техники гребли академической и гребли на байдарках и каноэ.

    Вводное занятие

    Техника безопасности на занятиях в зале, при выполнении беговых, прыжковых упражнений, при игре. Требования к спортивной форме. Личная гигиена. Режим занятий.

    Теоретическая подготовка.

    Краткие исторические сведения о возникновении адаптивной физической культуры, сведения о строении и функциях организма человека, гигиена, врачебный контроль, предупреждение травматизма, самоконтроль.

    Общая физическая подготовка.

    Теоретические занятия: значение общей физической подготовки для поднятия и укрепления функциональных возможностей организма и развития физических качеств (быстроты, выносливости, ловкости, силы, гибкости). Составление комплексов упражнений для разминки (подготовительной части занятия). Корректировка техники выполнения упражнений.

    Практические занятия:

    1. Гимнастические упражнения. Упражнения без предметов: для мышц рук и плечевого пояса. Для мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи.

    2.Упражнения с предметами – со скакалками, резиновыми мячами, набивными мячами (1- 2 кг).

    3.Упражнения на гимнастических снарядах. Лазание по гимнастической стенке.

    После окончания занятий 1 года обучения:

    • Знают и имеют представление:
    • о режиме дня, значении его для укрепления здоровья и успешной работы, правилах личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания, основах закаливания;
    • о терминологии разучиваемых упражнениях, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм.
    • самостоятельно выполнять комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики;
    • соблюдать правила личной гигиены;

    Материально-техническое обеспечение

    1. Кабинет для занятий (спортивный зал)

    2. Гимнастические скамейки – 4шт.

    3. Гимнастическая стенка- 8шт.

    4. Гимнастические маты – 15шт.

    5. Скакалки гимнастические -15 шт.

    Число повторений

    Методические указания

    Подготовительная часть - 15 мин. Построение. Проверка пульса. Опрос о самочувствии. Ходьба с плавными движениями рук (волна), ходьба приставным шагом, ходьба в полуприседе руки на коленях. Бег на носках 35 сек., ходьба 25 сек., дыхательные упражнения. Построение для упражнений с гимнастическими палками.

    1. Упражнение. Стойка ноги врозь, палка горизонтально. Поднять палку горизонтально на грудь, затем вверх прогнуть одновременно спину, опустить, палку в исходное положение.

    8 раз

    Вдох Выдох

    2. Упражнение. Основная стойка, палка на груди. Поднять палку горизонтально над головой, поворот туловища влево. Возвратиться в исходное положение. Тоже вправо.

    по 5 раз

    Дыхание свободное

    3. Упражнение. Ноги на ширине плеч, палка на лопатках. Наклоны туловища вниз прогнувшись. Выпрямиться.

    6-8 раз

    Вдох

    4. Упражнение. Основная стойка. Палка горизонтально вперед. Поднять левую ногу, согнутую в колене, касаясь палки коленом, вернуться в исходное положение, то же правой ногой.

    5-8 раз

    Темп средний. Дыхание свободное

    5. Упражнение. Стойка ноги врозь, палка за туловищем на уровне ягодиц горизонтально вниз. Подняться на носки, палку отвести назад, прогнуться, затем наклонить туловище вперед, прогнувшись выпрямиться.

    6 раз

    Выдох Вдох

    6. Упражнение. Основная стойка - палка на лопатках. Руки вверх и одновременно левую ногу вперед на носок, пружинистый наклон влево, вернуться в исходное положение.

    6-8 раз

    Выдох Вдох

    7. Упражнение. Стойка ноги врозь. Дыхательные упражнения. Поднять палку на груди, затем вверх - вдох, опустить - выдох. Ходьба змейкой, переменным шагом в обход для упражнений на гимнастической стенке. (Перед занятиями на гимнастической стенке детей рекомендуется посадить на скамейки).

    Основная часть - 22 мин.

    1. Упражнение. Сидя на полу упор руками сзади на полу. Поднять прямые ноги вверх, опустить в исходное положение.

    6-8 раз

    Выдох Вдох

    2. Упражнение. Сидя на полу, упор руками сзади. Подражание езде на велосипеде. Делать быстрые движения ногами.

    8-10 раз

    Дыхание свободное

    3. Упражнение. Сидя на полу, руки на поясе. Наклон туловища вперед, руки вперед до касания пальцев ног, возврат в исходное положение.

    8- 10 раз

    Темп средний. Выдох. Вдох

    4. Упражнение. Сидя на полу, руки вверх, ноги под первой рейкой гимнастической стенки или держать друг друга за ноги. Наклон туловища назад, возврат в исходное положение.

    8 раз

    Вдох. Выдох

    5. Упражнение. Сидя на полу, руки на затылке, повороты туловища влево и вправо.

    Дыхание свободное

    6. Упражнение. Стоя на четвереньках «движение кошки". Выгибание и прогибание медленно, стараясь вовлечь в движение весь позвоночник.

    8 - 10 раз

    Дыхание свободное Темп средний

    7. Упражнение. Исходное положение то же. Сесть на пятки, далее проделать движение, как бы проползти вперед между руками. Продвигаясь вперед, не переставляйте руки.

    8 раз

    Дыхание свободное

    8. Упражнение. Встать правым боком к гимнастической стенке, взяться правой рукой за рейку на уровне плеча, левую руку поднять верх, проделать энергичные движения левой ногой, сгибая ее в коленном суставе вперед и разгибая назад прямую. То же проделать стоя к стенке левым боком. Ходьба мягким шагом (мягкий перекате носка на пятку и затем встать на всю ступню).

    по 6 раз

    Дыхание свободное

    Построение к упражнениям в равновесии.

    1. Упражнение. Пройти по широкой площади скамейки, руки за головой на затылке до середины -присесть. Выпрямиться и пройти до конца скамейки.

    8 раз

    2. Упражнение. Ходьба на носках, руки в сторону.

    25 сек.

    3. Упражнение. Ходьба с подниманием прямой ноги перед собой, руки на поясе.

    20 сек.

    4. Упражнение. Ходьба с полуприседанием, руки на колени.

    20 сек.

    Заключительная часть

    7 мин.

    Игра. Перетягивание каната. Ходьба шагами вальса. Ходьба обыкновенная. Проверка пульса. Опрос о самочувствии.

    2 мин.

    Методическая литература для детей и родителей:

    1. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников, - М.:Просвещение, 1991,- 64 с.
    2. Готовец П.И., Дубровский В. И. Самоконтроль при занятиях физической культурой, -М,: Физкультура и спорт, 1984.
    3. Демьянов И.Я Все о гребле. СПб Лимбус Пресс 2000г.
    4. Олимпийская летопись Петербурга. НПК»Вести» СПб 2002г.

    Методическая литература для преподавателя:

    1. Колесов Д.В. Физическое воспитание и здоровье школьников,
    2. Лебедева Н.Т. Пути оптимизации двигательной активности детей и подростков / Теория и практика физической культуры. 1986, - № 7.
    3. Практические занятия по врачебному контролю / под ред. А.Г. Дембо.-
    4. Русак Н.И., Иванов О.В. Вместе ищем путь в лидеры. Москва 2012г.

    ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

    1. 1Абралов Р.А., Павлова О.Н. и др. Оценка уровня физической подготовленности школьников 6-11-х классов // физическая культура: Воспитание, образование, тренировка, -1999, - № 3-4. С. 24.
    2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании, - М.: Физкультура и спорт, 1978, - 152 с.
    3. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка, - 1996, - № 1.- С. 23-25.
    4. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого, М.: Физкультура и спорт, 1988, - 208с.
    5. Вавилов Ю.Н., Вавилов К.Ю. Спортивно - оздоровительная программа //Теория и практика физической культуры, - 1997, - № 6. - с. 8-12.
    6. Волков Л.В.Физическое воспитание учащихся: Пособие для учителя.-
    7. Кузнецова З.И. Когда и чему: Критические периоды в развитии двигательных качеств школьников // Физическая культура в школе:- 1975, -№ 1. С. 7-9.
    8. Лях В.И. Двигательные способности школьников: Основы теории и методы развития. - М.: Терра-Спорт, 2000, - 192 с.
    9. Лях В.И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе // Террия и практика физической культуры. 1990. -№9.-С.10-14. М.: Просвещение, 1992, - 80 с.
    10. Мак Роберт С. Думай! М.: ООО «Сила и красота», 2002, - 317 с.
    11. Н.Воробьев А.Н., Сорокин Ю.К. Анатомия силы. -М: Физкультура и спорт, 1987, -80 с.
    12. Найданов Б.Н. Особенности организации занятий по физической культуре с учетом спортивных интересов учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы // Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка. -1996, - № 1. - С. 53-58.
    13. Петров В.К. Ваш помощник тренер, - М.: Советский спорт. 1991, 0 45 с.
    14. Петров В.К. Сила нужна всем, - М.: Физкультура и спорт. 1984, - 160 с.
    15. Разумовский Е.А. Как стать сильным и выносливым // Физическая культура в школе. - 1984, - № 3. - С. 9-12.

    16. Русак Н.И. Вместе ищем путь в лидеры. Информационно-методическое пособие-М.:ФГБУ «Федеральный центр подготовки спортивного резерва»2012.

    17. Смолевский В.М., Ившев Б.К. Нетрадиционные виды гимнастики.-

    18. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт. 1980,- 223 с.

    19. Юровский С.Ю. Атлетизм – дома (занятия с гантелями), -М.: Советский спорт, 1989, -48с.


    Мысль об этом терзает тебя уже не один год, но все нет времени на длительные тренировки? Пора вводить тяжелую артиллерию! Занятия с гирей 20 минут в день дают такой же эффект, как и 30-минутная тренировка на беговой дорожке плюс упражнения в тренажерном зале. Секрет в том, что такая «увесистая» работа несет в себе не только силовую, но и динамичную нагрузку, кроме того, задействуются разные группы мышц. Как результат - за 20 мин. сжигается 400 ккал. Комплекс специальных упражнений адаптивной физической культуры поможет вам избавиться от лишнего и привести тело в тонус.

    2 167851

    Фотогалерея: Комплекс специальных упражнений адаптивной физической культуры

    Гиря: осмотр в деталях

    В отличие от гантелей, где вес пропорционально сбалансирован, во время занятий с гирей нагрузка идет несимметрично. При большинстве хватов руки располагаются где-то по середине рукоятки, а значит, далеко от самой тяжелой части гири. Поэтому при выполнении упражнений приходится прикладывать максимум усилий, чтобы поднять вес. Рукоятка - наиболее используемое место для захвата. Держась за нее, ты можешь вращать гирю или перекладывать ее из одной руки в другую.

    Выступы

    Местоположение рук на гире можно менять, особенно если держишь ее в перевернутом виде. Основа, или база - самая тяжелая часть гири. Берясь за нее в этом месте, ты обеспечиваешь большую устойчивость. Тренировки с любым «грузом», независимо оттого, гири это, гантели или штанга, - чреваты травмами. Поэтому нужно следовать элементарным правилам техники безопасности. Стой прямо. Плечи разведи назад и старайся не поднимать. Живот втяни. Перед тем как начинать каждое движение, мышцы сильно-пресильно напряги. Старайся удерживать их в таком состоянии на протяжении всего упражнения. Дыхание не задерживай. Контролируй движения. Двигайся ритмично, не бросая вес.

    Прежде чем начать

    Весь комплекс состоит из разогрева {три первых упражнения) и базовых движений. Коротенькую разминку можно выполнять через день, а основную тренировку - 2 раза в неделю. Понадобятся: гиря весом 4 кг и часы, чтобы засекать время выполнения упражнений.

    Полуприседания

    Возьмись за гантель обеими руками и расположи ее на уровне груди, ноги поставь на ширину плеч. Делая упор на пятки, опустись вниз, как будто собираешься сесть на стул. Затем опять выпрямись. Повторяй упражнений в течение 40 сек. (около 40 приседаний), положение рук не меняй.

    По кругу

    Возьми гирю в левую руку и, выполнив круговое движение, заведи ее за спину. Перебрось гирю из левой руки в правую и продолжи движение против часовой стрелки, перекладывая вес из одной руки в другую. Выполняй упражнение в течение 20 сек., затем поменяй направление.

    Вращение

    Переверни гирю сверху вниз и возьмись за нее обеими руками, вытяни их над головой. Выполни круговое движение влево корпусом. Делай упражнение 20 сек., затем поменяй направление. Ноги поставь пошире, гирю возьми в обе руки и удерживай внизу, между бедрами; полуприсядь. Затем выпрямись, с силой выталкивая бедра вперед, а руки с гантелью резко вытяни перед собой. Опуская гирю, одновременно присядь. Повторяй такие колебательные движения в течение 1 мин. (около 25 взмахов). После этого выполняй их одной рукой, перекладывая гантель из одной руки в другую, причем на вершине взмаха. Это займет еще 1 мин. (около 44 повторов). Возьми меньше вес. Возьми гантель в левую руку, а ногу выставь вперед, правая - сзади. Сгибая колени, опустись в выпаде и передай гирю из левой руки в правую, проведя ее под коленом впередистоящей ноги. Затем поднимись и переложи гирю опять в левую руку, но теперь сделай это над ногой. Продолжай в том же духе 30 сек. (около 18 повторов), поменяй направление движения рук и проделай то же самое еще 30 сек. Повтори упражнение с другой ноги. Перекладывай вес из одной руки в другую только в нижнем положении, под ногой. Верх туловища разверни так, чтобы он смотрел в правую сторону. Одновременно опусти руки до уровня плеч, гиря при этом - на запястьях. Затем разверни корпус в исходное положение, а руки подними вверх. Повтори упражнение слева. Чередуй стороны в течение 1 мин (около 20 повторов). Не поднимай руки вверх, а все время держи их на уровне груди. Наклонись влево, гирю опусти вниз к голени. Представь, что ты стоишь между двумя стеклянными рамами, - старайся не падать ни вперед, ни назад. Медленно возвратись в вертикальное положение. Выполни это упражнение в течение 1 мин. (около 20 повторов). Поменяй сторону.

    Ноги поставь пошире, гирю возьми обеими руками и установи внизу. Присядь, затем, надавливая на пятки, выпрямись. Используя импульс, созданный движением бедер, подними гирю вверх. Когда руки будут на уровне груди, ладонями обхвати корпус гири. Затем подними ее над головой и возврати в исходное положение. Выполняй упражнение в течение 1 мин. (примерно 20 повторов). Не поднимай гирю над головой.

    Лозунги: «Спорт - это здоровье» или «Движение - это жизнь» знакомы, наверное, каждому активному члену нашего общества. Независимо от расы, пола, социального статуса и религии, люди объединились в едином мнении о том, что здоровье человека - наивысшая ценность. К сожалению, в век современных электронных технологий подрастающее поколение недооценивает важность собственный физических возможностей, которые им предоставила природа. Просиживая днями напролет перед экранами гаджетов, дети ослабляют свой организм и подвергают опасности здоровье. Такое поведение повышает уровень заболеваемости и общей слабости поколения и как следствие, целой нации. Развитые государства все больше ресурсов и материальных затрат стали выделять на программы оздоровительного направления. В том числе также распространяется и развивается адаптивная физическая культура. В нашей статье мы подробно рассмотрим этот вид виды активной деятельности: что он собой представляет, его цели, функции, теорию и реализацию на практике.

    Оздоровительная физкультура: характеристика

    Каждый из нас хоть раз в жизни столкнулся с понятием оздоровительной физкультуры. Начиная с младенческого возраста мамы или патронажные сестры проводят специальную общеукрепляющую и развивающую гимнастику новорожденным, затем дети знакомятся с зарядкой, различными видами спорта. А частная индустрия и вовсе предлагает самые различные формы оздоровительной физкультуры: от йоги до степ-аэробики.

    Что же такое оздоровительная физкультура? Это ряд спортивных мероприятий, которые направлены на общее укрепление организма, активизации его иммунных сил. Оздоровительная и адаптивная физическая культура — понятия схожие, но имеющие разные цели и способы реализации. Нельзя путать понятие оздоровительной физкультуры с лечебной, реабилитационной гимнастикой.

    Общей физкультурой занимаются здоровые сильные люди для сохранения и укрепления физической формы, здоровья.

    Цели и функции оздоровительной физкультуры

    Основными целями оздоровительной физической культуры являются следующие:

    • обеспечение и сохранение высокого уровня здоровья населения;
    • совершенствование физических умений и навыков;
    • повышение иммунитета;
    • психологическая реализация потребностей в физической активности, соревновании, достижении целей;
    • регулирование нормальной массы тела и пропорций;
    • активный отдых, общение.

    Адаптивная физическая культура преследует иные цели, поэтому применяется только для людей со стойкими нарушениями здоровья.

    В методике выделяют такие основные функции общеразвивающей физкультуры:

    • оздоровительная: комплекс упражнений подбирается с учетом индивидуальных возможностей организма человека, возраста и других факторов;
    • воспитательная: реализуется в распространении и агитации здорового образа жизни;
    • образовательная функция заключается в подаче теоретического и практического материала курса оздоровительной физкультуры профессиональными тренерами на основе проверенных методических и экспериментальных данных.

    Виды оздоровительной физкультуры

    Классифицируют оздоровительную физкультуру в зависимости от возраста подопечных: детская, подростковая, молодежная, для пожилых людей. Существуют оздоровительные системы различных народностей, например, йога и аюверда. Разрабатываются авторские методики, например, по Иванову или Стрельниковой. Бывают комплексные оздоровительные мероприятия или имеющие конкретное направление. А также общеизвестные современные тенденции: аэробика, фитнес и другие.

    Что такое адаптивная физкультура?

    Еще в 1996 году в государственный реестр-классификатор специальностей для высшего образования была внесена физкультура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Сегодня такая специализация имеет название «адаптивная физическая культура». Связано появление этого направления с массовым ухудшением состояния здоровья населения страны, повышения уровня инвалидности.

    Адаптивная физкультура отличается теорией и реализацией на практике от оздоровительной или лечебной физкультуры. Если первая направлена на общее оздоровление, а целью другой является восстановление нарушенных функций организма, то адаптивная система рассчитана на социализацию людей, которые имеют серьезные нарушения в здоровье, сказывающиеся на адаптации и самореализации инвалидов в обществе.

    Адаптивная физическая культура - это интегрированная наука. Это означает, что она объединяет в себе несколько самостоятельных направлений. В физкультуре для инвалидов совмещаются знания из таких сфер, как общая физическая культура, медицина и коррекционная педагогика, психология. Адаптивная система ставит своей целью не столько улучшение состояния здоровья человека с ограниченными возможностями, сколько восстановление его социальных функций, корректировку психологического состояния.

    Цели и задачи

    Часто адаптивная физическая культура становится единственной возможностью человека с инвалидностью стать членом общества. Занимаясь и соревнуясь с людьми со схожими физическими возможностями, человек в состоянии реализовать себя как индивид, развиваться, достигать успехов, учиться взаимодействовать в обществе. Поэтому главной целью специальной физической культуры является адаптация человека с ограниченными способностями в социуме, трудовой деятельности.

    Исходя из индивидуальных физических возможностей человека, уровня оснащенности профессиональными кадрами и материалами, ставятся разные задачи адаптивной физической культуры. Но основные направления деятельности остаются неизменными. Общие цели следующие:

    1. Коррекционно-компенсаторная работа над выявленным физическим отклонением. В большинстве случаев такая деятельность проводится как по основному заболеванию, так и по сопутствующим проблемам. Например, при ДЦП уделяют внимание не только развитию мышц, суставов, координации движения, но и зрению, речи и другим обнаруженным проблемам со здоровьем.
    2. Профилактическая задача заключается в проведении мер, направленных на общее улучшение самочувствия человека, повышение сил и возможностей, укрепление иммунитета.
    3. Образовательные, воспитательные и развивающие задачи адаптивной физической культуры также являются немаловажными. Ставится цель привить людям с ограниченными возможностями понятие физической активности как ежедневной неотъемлемой части жизнедеятельности, обучить культуре спорта, правилам поведения в команде и во время соревнований.
    4. Психологические задачи являются важными составляющими направления физкультуры для людей-инвалидов. Нередко встречается асоциализация человека не столько из-за какого-либо отклонения в здоровье, сколько по причине неуверенности в собственных силах, неумении взаимодействовать с другими людьми, непонимании места в обществе.

    Виды

    Принято выделять следующие виды адаптивной физической культуры:

    1. Специальное образование предполагает обучение людей с ограниченными возможностями теоретическим и практическим основам физической культуры.
    2. Реабилитационное направление включает разработку интегрированных комплексов спортивных упражнений, направленных на социализацию человека с ограниченными возможностями путем раскрытия и усовершенствования физических навыков.
    3. Занятия адаптивной физической культурой бывают экстремального характера. Они несут в себе субъективную или объективную опасность.
    4. Отдельно следует отметить непосредственно адаптивные виды спорта. С каждым годом развитие такого направления значительно ускоряется и совершенствуется. Различают паралимпийское, специальное и сурдлимпийское направление. Благодаря появлению видов спорта для инвалидов десятки тысяч людей с ограниченными физическими возможностями во всем мире смогли реализовать свой потенциал и стать социально активными членами общества.

    Адаптивный спорт

    Понятие адаптивного спорта не ново. Достоверно известно, что еще в XIX веке на территории современной России создавались специальные образовательные организации для слепых. В их программу, помимо общеинтеллектуальных знаний, была включена специальная гимнастика. В 1914 году впервые были проведены соревнования по футболу для людей, страдающих глухотой. А уже в 1932 году в стране стали проводиться соревнования по самым разным видам спорта среди людей-инвалидов. Активно стали создаваться всевозможные объединения и организации, направленные на развитие адаптивной физической культуры.

    В дальнейшем спорт для людей с ограниченными возможностями переживал разные этапы: от спада до возрождения и возникновения новых направлений. Начиная с 2000 года адаптивный спорт начал новый виток своего становления и развития. Направление популяризируется, распространяется. Тренеры накапливают опыт, спортсмены достигают высоких результатов на международном уровне.

    На сегодняшний день существуют разные классификации направлений адаптивного спорта. Изначально выделяли лишь несколько основных больших групп. Затем появились новые виды в связи с разделением по типу отклонения в здоровье. Тем не менее основными и самыми широкомасштабными являются 3 ветви:

    1. Паралимпийский спорт - это соревнования людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и зрения.
    2. Сурдлимпийский спорт - для людей с нарушениями слуха.
    3. Специальный - с интеллектуальными отклонениями.

    В свою очередь, каждое из вышеуказанных направлений делится на подуровни. Например, в паралимпийском спорте выделяют соревнования между людьми с ампутированными конечностями, параличами, травмой спинного мозга.

    Кроме того, организовываются соревнования как на общих, характерных для Олимпийских игр, требованиях, так и на специальных, адаптированных под возможности конкретной группы людей с отклонениями в физическом здоровье.

    Разрабатывать критерии оценки соревнований должна соответствующая профильная организация. Адаптивная физическая культура — это не только спортивные показатели, но и сила духа спортсмена, его личные достижения в борьбе с недугом.

    Методы реализации

    Цели адаптивной физической культуры и спорта понятны. Какими образом реализовать их на практике? Для этого необходимо овладеть специальными педагогическими приемами. Эффективно применяют в работе по физической культуре с инвалидами такими методы:

    1. Формирование знаний. Кроме усвоения необходимого объема информации, данный метод включает в себя развитие мотивации, определение ценностей и стимулов. Применяют словесные и образно-наглядные методы передачи информации. В зависимости от вида заболевания обучаемого, следует выбрать наиболее эффективный метод или дозировано совмещать и закреплять словесную информацию наглядным примером. Средства адаптивной физической культуры выбирают разные. Так, например, незрячему человеку можно предложить, в качестве наглядного метода получения знаний, тактильным образом ознакомиться с макетом скелета человека или отдельных мышц, обучая тем самым основам анатомии и физиологии. А словесный метод для глухих людей проводится вместе с сурдологом или с помощью показа таблиц.
    2. Метод развития практических навыков. Применяются как стандартизированные подходы, так и авторские частные методики адаптивной физической культуры, рассчитанные на людей с определенными отклонениями. Подробнее о частных методиках описано ниже.

    Методики

    Разные отклонения от здоровья требует индивидуального подхода. То, что рекомендовано одной группе людей с ограниченными возможностями, является противопоказанием для других. В связи с этим в зависимости от патологии разрабатывают частные методики адаптивной физической культуры. Классифицируют отклонения в здоровье на такие большие группы:

    • нарушение зрения;
    • нарушение интеллекта;
    • нарушение слуха;
    • нарушение в работе опорно-двигательного аппарата: ампутационного, спинномозгового и церебрального характера.

    Таким образом, под каждый вид заболевания разработаны комплексные методики адаптивной физической культуры. В них указаны цели и задачи, способы и приемы, рекомендации, противопоказания, необходимые умения и навыки определенного направления физкультуры для инвалидов.

    Наибольший вклад в развитие частных методик данного направления сделан таким педагогом, как Шапкова Л. В. Адаптивная физическая культура в ее работах рассматривается как социальный феномен, требующий многостороннего подхода со стороны профессионалов, работающих с инвалидами.

    Следует отметить исследования такого педагога, как Л. Н. Ростомашвили, по методике адаптивной физкультуры для людей с нарушениями зрения. Проблемой физической активности для людей с ограниченными возможностями занимались Н. Г. Байкина, Л. Д. Хода, Я. В. Крет, А. Я. Смекалов. Методику адаптивной физкультуры при ДЦП разработал А. А. Потапчук. Для людей с ампутированными конечностями и врожденными аномалиями комплексом специальной физкультуры занимались А. И. Малышев и С. Ф. Курдыбайло.

    Настольной книгой для студентов педагогических вузов по спортивным специальностям является учебник под авторством такого педагога, как Л. П. Евсеев. Адаптивная физическая культура рассматривается с точки зрения практической реализации. В книге раскрываются основы адаптивной физкультуры для людей с разными нарушениями: цели, задачи, принципы, концепции, виды, методология, содержание, другие рекомендации.

    Адаптированная физкультура для детей

    Если оздоровительной физкультурой дети занимаются с самого раннего возраста, то когда появляется необходимость в адаптивном спорте? К сожалению, медицинская статистика неутешительна - с каждым годом увеличиваются случаи рождения детей с физическими патологиями и лидером такого рейтинга является ДЦП. Для таких детей адаптивная физическая культура - неотъемлемая и обязательная часть общей реабилитации и социализации. Чем раньше установлен диагноз и предприняты меры по реализации специально направленной физической активности ребенка, тем выше вероятность благоприятной адаптации в окружающем социуме.

    В нашей стране практикуется создание отдельных «спецгрупп» и классов в общих дошкольных и школьных общеобразовательных учреждениях. Кроме того, существуют специальные организации для детей со стойкими нарушениями здоровья, где реализовываются частные методики адаптивной физкультуры.

    Прогноз для детей-инвалидов, с которыми проводится адаптивная физкультура, положительный. У большинства значительно улучшаются физические показатели, развивается правильная психологическая оценка себя и окружающих, формируется общение и самореализация.

    В нашей статье рассмотрена теория и организация адаптивной физической культуры. Такое направления является значимой частью общей физкультуры и спорта. Развитие и распространение данной спортивной отрасли в обществе - важная задача целого государства и каждого из нас в частности.

    Методические аспекты организации двигательной активности детей с ампутационными и врожденными дефектами конечностей определяются, во первых, возрастом ребенка и особенностями дефекта, а во-вторых, целями и задачами этапа реабилитации. В реабилитации детей, перенесших ампутации или имеющих врожденные дефекты конечностей, выделяют несколько возрастных периодов, в соответствии с которыми разработаны методические особенности применения физических упражнений. Так, например, в связи с решением задач в процессе протезирования выделяются следующие возрастные периоды: до двух лет, от двух до четырех лет, от четырех до семи лет, от семи до двенадцати лет и старше двенадцати лет.

    Средствами двигательной реабилитации, применяемыми для детей в возрасте до 12 лет, являются:

    1) специальные упражнения для подготовки культи к протезированию, обучения пользованию протезом, коррекции деформаций опорно-двигательной системы и предупреждения их прогрессирования;

      лечебно-восстановительные, коррекционные и профилактические упражнения;

      игровые упражнения и подвижные игры;

      основные локомоции - ходьба, бег, ползание, лазанье, прыжки, метания, передвижения на самокате, на двух- или трехколесном велосипеде, ходьба на лыжах.

    Методические особенности применения физических упражнений в раннем (до 2-х лет) и младшем дошкольном возрасте (от 2-х до 4-х лет)

    В раннем возрасте при врожденных или ампутационных дефектах нижних конечностей рекомендуется использование упражнений, стимулирующих переход детей в положении сидя, стоя на коленях. Применяются упражнения для предупреждения или коррекции контрактур в тазобедренных суставах при культях бедер (особенно коротких) или в коленных суставах при культях голени.

    Занятия с детьми раннего возраста должны проводиться на специальном столе. Занятия проводятся три-четыре раза в день. Используются пассивные, рефлекторные, пассивно-активные и активные движения.

    Пассивные упражнения выполняются методистом. При выполнении пассивного движения вначале определяется некоторое сопротивление ребенка, вызываемое появлением рефлекса на растягивание мышц, а в первом полугодии жизни и остаточными проявлениями физиологического гипертонуса. После первых двух-трех движений сопротивление снижается. При последующих трех-четырех пассивных движениях ребенок нередко начинает активно помогать их выполнению.

    Для мобилизации подвижности в сохраненных суставах и развития силы мышц сохранившихся сегментов недоразвитых конечностей применяются следующие упражнения:

      поочередное и одновременное сгибание ног из положения лежа на спине (сгибание в тазобедренных суставах при культях бедер и в тазобедренных и коленных - при культях голеней);

      поочередное и одновременное поднимание прямых ног (при культях голени) из положения лежа на спине;

      «скользящие шаги» в положении лежа на спине, выполняемые как шагательный рефлекс;

      круговые движения ног (культей бедер) в положении лежа на спине;

      поочередное отталкивание кожаного набивного мяча правой и левой ногой (культей) в положении лежа на спине или сидя;

      из положения лежа на спине разгибание туловища с опорой на ноги (культи) и голову (ребенок поддерживается под таз), стопы или концы культей прижимаются к кровати;

      поднимание культи вперед до зрительного ориентира (рука, палка, флажок), выполняемое вначале пассивно, затем пассивно-активно, и, наконец, активно;

      сидя на стульчике, разгибая коленный сустав, прикосновение концом культи голени к руке методиста;

      поднимание культи вперед с сопротивлением, оказываемым рукой или поднимание культей мешочка с песком весом 0,5-1 кг;

      лежа на животе сгибание и разгибание в коленных суставах (при культях голени).

    Если движения в суставах пораженной конечности резко ограничены, они выполняются вначале как пассивные, затем как движения, совершаемые с помощью, затем производятся активно (в игровой форме) и, наконец, осуществляются ребенком при небольшом сопротивлении методиста.

    На начальном этапе он надевается на короткое время, когда ребенок играет. После привыкания протез надевается на время занятий лечебной гимнастикой. В протезе должны производиться упражнения в ползаньи, в переходе в положение сидя, при вставании и осуществляться ходьба. В возрасте, приближающемся к 1-1,5 годам, протез надевается не только для проведения занятий лечебной гимнастикой, но и по мере возможности на время самостоятельных игр и бодрствования ребенка. Стимулируется ходьба ребенка в протезе с помощью взрослых, при опоре на окружающие предметы и в форме свободного передвижения.

    Во второй половине второго года на занятиях должны создаваться игровые ситуации, при которых ребенок должен преодолевать различные препятствия - перелезать или перешагивать через различные игрушки или другие предметы, подниматься на горку или сходить с нее и т.д.

    Первое вставание и первые шаги на протезах осуществляются с помощью взрослых. В последующем используется имитационно-игровая методика обучения ходьбе.

    По мере овладения ходьбой на протезе занятия дополняются соответствующими возрасту и доступными ребенку основными движениями в лазании, подлезании и перелезании и др. Прыжки применяются только в форме подскоков на здоровой ноге.

    При врожденных и ампутационных дефектах верхних конечностей физические упражнения используются с целью увеличения объема движений в сохранившихся суставах пораженной конечности, укрепления мышц плечевого пояса, максимального вовлечения культи в различные движения; формирования компенсаторных захватов и перемещения различных предметов и игрушек с помощью культей; совершенствования ползания, изменения положения тела в пространстве. Занятия проводятся индивидуально с каждым ребенком два-три раза в день. Продолжительность занятия до 15 мин, выполняются 10-12 упражнений. Вначале используются пассивные упражнения, затем активно-пассивные. Большинство упражнений носит имитационный или игровой характер.

    После каждых двух-трех упражнений целесообразно использовать массажные движения (легкое поглаживание, разминание) с таким расчетом, чтобы к концу занятий были массажированы руки и плечевой пояс, спина, ноги и живот ребенка.

    Наибольшие трудности представляет подбор и методика упражнений для детей с двусторонними вычленениями или высокими ампутациями плеч. Основное внимание при занятиях с такими детьми уделяется формированию самостоятельного перехода в положение сидя, стоя на коленях, на выпрямленных ногах и компенсаторных захватов и действий с различными предметами. Используются упражнения, мобилизирующие подвижность и способствующие развитию силы мышц плечевого пояса и культей. Помимо этого применяются упражнения для мышц туловища.

    Кроме занятий гимнастикой, обязательно организуются игры с мягкими игрушками, мячами различных размеров, кубиками. Игры проводятся два-три раза в день. Они не только способствуют совершенствованию двигательных навыков, но и обеспечивают формирование у ребенка представлений о форме, жесткости, весе, цвете и других свойствах различных предметов.

    Период подготовки к протезированию ограничивается ознакомлением ребенка с протезом.

    В период обучения пользованию протезом основная задача состоит в приучении ребенка к протезу как неотъемлемой составной части тела.