• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Зимний виндсерфинг, по сути, является адаптированной к российским условиям разновидностью виндсерфинга летнего. С тем лишь отличием, что в ледовом варианте парус крепится не на доску, а на лыжу, и для занятий им требуется гораздо больше энтузиазма. Корреспондент "Денег" Георгий Волжанский познакомился с энтузиастами льда и ветра.

    Бабочки на снегу
    Мода на фитнес, велнес и прочее вегетарианство распространилась в кругу моих друзей и коллег настолько, что и я, ни разу прежде не допускавший даже мысли о том, чтобы начать когда-нибудь новую жизнь, стал подумывать о зимних радостях в виде коньков, саней или политически корректных горных лыж. Решение давалось нелегко, но постепенно мне удалось убедить себя в том, что глинтвейн и румяные барышни — неизбежные атрибуты любого катка или склона — скрасят мое пребывание на свежем воздухе. Другие аргументы в пользу зимних видов спорта были не столь очевидны, но тем не менее в ближайшие выходные я отправился на удобную звенигородскую горку, благо она расположена рядом с моей дачей.
    Трудности начались, когда я попытался застегнуть на себе необходимое обмундирование. С учетом набранных за время новогодних застолий килограммов тело напрочь утратило былую гибкость и позволило засунуть себя в комбинезон лишь с третьей попытки. Когда же я покатился наконец с крутого склона, на моем пути откуда ни возьмись выросла вековая ель. Кое-как собрав после стыковки разметанные по сугробам палки и лыжи, я сдал все это хозяйство обратно в прокат.
    Но первое поражение только закалило желание срочно оздоровиться, и я отправился на поиски развлечений, позволяющих без риска для жизни развивать, может, не столь значительную, зато горизонтальную скорость.
    И мне почти сразу повезло. Проезжая мимо Строгинского водохранилища, я был поражен фантастическим для нынешнего времени года зрелищем, больше всего напоминающим модный салют из бабочек. В небе над заснеженной поверхностью водоема порхал целый рой ярких парашютиков. Окончательно меня добили невозможные в данных погодных обстоятельствах виндсерферы, бодро рассекавшие на досках под разноцветными парусами по ледяной глади водохранилища. Присмотревшись, я обнаружил, что стропы парашютов тоже влекут за собой людей на лыжах и досках.
    Не поверив своим глазам, я принялся по возвращении домой разыскивать других свидетелей этого чуда. В частности, разместил в интернете просьбу объяснить мне, темному, что за бабочки кружились в строгинском небе и как в занесенную снегом Москву попали укротители теплых океанских волн — серферы. Мое любопытство вызвались удовлетворить сразу несколько энтузиастов.

    Очень одинокий парус
    С первым из них — дважды чемпионом по зимнему виндсерфингу Алексеем Ноздриным — мы договорились проехаться в ближнее Подмосковье, на Клязьминское водохранилище. Потому как, рассказал чемпион, для полного понимания необходимо не только услышать, но и увидеть все своими глазами, а еще лучше попробовать. Оказалось, что на берегу водохранилища расположена база Высшей школы спортивного мастерства, тренером которой Ноздрин является.
    В просторном ангаре, доверху заполненном катерами, яхтами и лодками, Алексей продолжил начатую в дороге лекцию о способах передвижения по льду и снегу на различных снарядах при помощи воздушных потоков. Из рассказа, изобиловавшего непонятными терминами, относящимися, кажется, в основном к подробностям такелажа, мое ухо смогло выделить лишь знакомое слово "скорость". Однако по тому, как часто оно звучало, мне удалось сделать вывод, что это главное, ради чего все и задумано. Бешеное ускорение, доставляющее несравненный кайф! "Понимаешь,— объяснял Алексей,— даже если ветра почти нет, при слабом вначале качении правильно повернутый парус создает так называемый противоветер, позволяющий ускоряться быстрее. Большая скорость дает мне ощущение власти над стихией! Я даже летом на короткой доске ухожу один в море и там получаю ни с чем не сравнимое ощущение от растущей скорости".
    Выяснив, что Ноздрин летом грешит катанием под парусом и даже входит в российскую сборную по классическому виндсерфингу, я резонно предположил, что в наших условиях катание по льду необходимо фанатам покорения волн, чтобы не сидеть сложа руки в ожидании сезона. И в ответ услышал, что, во-первых, правильный кант хорошей лыжи на ровном, чистом льду позволяет добиться практически нулевого сопротивления, что дает возможность зимой достигать скорости значительно большей, чем летом; а во-вторых, обучаться азам виндсерфинга легче и быстрее именно на снегу. Ибо, совершив ошибку, новичок зимой просто спрыгнет с лыжи, а летом ему в тех же обстоятельствах неминуемо грозит купание, сопровождаемое вылавливанием паруса из волн.
    Когда Ноздрин гордо продемонстрировал мне несколько вариантов самостоятельно созданных им лыж, мне стало ясно, что купить оборудование для занятий этим видом спорта в магазине невозможно. "Поскольку зимний виндсерфинг пока не является массовым увлечением, никто из производителей не хочет выпускать снаряды промышленными тиражами",— подтвердил мою догадку чемпион. Его рецепт создания всего необходимого включал в себя обязательное знакомство с токарями. "Берем парус для классического виндсерфинга,— с энтузиазмом объяснял Ноздрин,— покупаем прыжковую лыжу, можно подержанную (новомодные карвинговые не годятся, кант лыжи обязательно должен быть прямой), и делаем на ней своеобразную надставку для ног". На этой стадии вступает мастер — золотые руки, вытачивающий шарниры и крепления, призванные все эти части соединить. Не показав виду, что в моей компании токарей отчего-то не наблюдается, я предложил испробовать инвентарь на практике.
    Видимо, дал себя знать набранный за праздники лишний вес — сдвинуться с места я в тот день так и не смог. "Редко у кого сразу получается,— утешил меня тренер.— Зато когда научишься, сможешь кататься даже в штиль. Как-то раз такая тихая погода была — дым от сигареты поднимался вверх столбиком, почти не отклоняясь. Но когда я поехал за счет противоветра, так разогнался, что в глазах все замелькало. Потом на МКАД за рулем 130-140 км шел, а казалось — стою на месте". Хотя я сделал вид, что весьма раздосадован "нелетной погодой", мысль о том, что на этот раз спортплощадку я покину без травм, меня очень даже радовала. Тем более что после уверений в том, что даже на большой скорости падение на лед или снег абсолютно ничем не грозит, Алексей все-таки припомнил случай, когда один из его коллег, не сумев затормозить, влетел на айсборде в буер. Услышав два новых названия, я насторожился. Тем более что у меня в запасе еще был вопрос о бабочкоподобных парашютах. Поняв по выражению моего лица бесперспективность теоретических бесед, Алексей предложил проследовать в Строгино, чтобы разобраться во всем на примере тамошних спортсменов. Директор базы оказался близким другом Ноздрина.

    Тазики и ракушки
    Добравшись до места, мы были радушно встречены фразой сторожа: "Не положено!" Но назвав пароль "Маслов" (фамилия директора), мы прошли в огороженную зону, скрывавшую выход на берег. На заснеженном льду кипела жизнь — туда-сюда катались исполненные собственного величия люди на снегоходах и квадроциклах, рядом расчищали каток подростки, а за всем этим наблюдал важно сидевший на лавке мужчина, больше всего напоминавший мимикрировавшего к российским условиям спасателя из Малибу. Несмотря на довольно низкую температуру, признаков замерзания он совершенно не выказывал и давал окружающим понять, что данная скамейка — его законное место.
    Это и был тренер высшей категории по виндсерфингу и руководитель базы спорткомитета Северо-Западного округа Москвы Андрей Маслов. "Рассказать вам обо всех видах зимнего виндсерфинга? Это я могу. С чего начать?" И тут я, уверенный, что все эти развлечения насчитывают максимум десятилетнюю историю, совершил непростительную ошибку. То есть, присев рядом с нордическим человеком на лавку, попросил начать с начала.
    И Маслов начал. Оказалось, что еще в петровские времена, то есть более трех веков назад, российские, эстонские и финские поморы зимой ставили свои ботики на коньки и успешно преодолевали под парусом приличные расстояния. Позже появилась новая забава — на финские сани с длинными полозьями ставили кресло и катались в нем по льду. Роль тягловой силы исполнял человек на коньках. На рубеже XIX-XX веков в России (а как известно, Прибалтика и Финляндия входили тогда в состав Российской империи) появилось первое подобие спортивного паруса и начались соревнования на скорость.
    Примерно к этому моменту у меня начали терять чувствительность пальцы обутых в теплые сапоги ног. На его же широких щеках лишь веселее сиял румянец.
    "В новейшей истории,— как ни в чем не бывало продолжал Андрей,— определенность в зимние виды катания внесли американцы". В 1937 году янки объявили конкурс на оптимальную конструкцию буера — этакой легкой яхточки для катания по льду. Первым одноместным классом буеров был выбран наиболее демократичный проект — модель DR-60. Хотя он уступал нескольким другим из 15 представленных вариантов, зато его можно было без труда собрать из подножного хлама в любом сарае. А тем, у кого не было сарая или желания долго возиться, все части ледовой лодки присылали по почте. Эта модель практически без изменений дошла до 1980-х годов.
    Но тут популярность стало приобретать такое замечательное явление, как собственно виндсерфинг. И практически сразу властвовавших над миром льда буеристов начали теснить различные виды зимних любителей лыжи и паруса. "Идея приспособить виндсерфинг для холодного времени года буквально витала в воздухе",— объяснял пышущий здоровьем Маслов, в то время как в моем диктофоне умирали от переохлаждения только что поставленные "служащие в несколько раз дольше" батарейки. Я-то давно чувствовал себя "холодным, как айсберг в океане", а мои закоченевшие лицевые мышцы намертво застыли в заинтересованной улыбке. "Точно неизвестно, кто был первооткрывателем,— безмятежно продолжал Маслов.— Посовещавшись, спортсмены приняли решение признать изобретателем эстонского яхтсмена Юрия Плизника".
    Далее я узнал, что 1983 году состоялись первые соревнования по зимнему виндсерфингу, романтично названные "Беломорскими играми". Примерно в это же время стали проводить чемпионаты и за рубежом, в Финляндии и Польше. В СССР пик популярности этого вида спорта пришелся на 1988 год. Тогда в профессиональных соревнованиях принимало участие порядка 160 спортсменов, а география команд раскинулась от Бреста до Комсомольска-на-Амуре. Тут по счастливому лицу Маслова пробежала тень. И все же, как я узнал в следующую минуту, причиной были отнюдь не -15° С, помноженные на час беседы, а банальная человеческая нечуткость: "Буеристы не принимали нас всерьез. Спортсмен, когда идет на большой скорости, вынужден низко наклоняться над льдом, а они советовали нам вешать на попу тазики. Конечно, они тогда уже были заслуженные — вся задница в ракушках, а мы только начинали. Это потом их осталось человек 15, а нас-то уже были сотни".
    Как известно, увлеченность не терпит отсутствия прогресса, и вот вместо паруса серферов стали появляться те самые загадочные парашюты. "Это называется кайтинг — катание на горных лыжах или сноуборде за воздушным змеем-парашютом,— объяснил Маслов.— Впервые в Москве мы увидели такую штуку в 1996 году у парня из канадского посольства. На следующий год их уже было двое. А потом все больше и больше. Со временем они начали нас обгонять, и многие ребята переметнулись к ним. Ведь парашют, по сути, тот же парус. К тому же в столице открылись фирмы, торгующие необходимым для кайтинга оборудованием. Сегодня это самый модный вид зимнего виндсерфинга. Только в Строгино таких сейчас бывает до сотни человек одновременно. Большая компания поехала в своеобразный марафон на кайтах по Волге. Они пройдут больше 100 км по руслу от Твери до Дубны".

    Фигурное летание
    Пока мы беседовали, Алексей Ноздрин, сразу заявивший, что кататься тепло, а вот стоять на месте нет (знал бы он, что чувствовал я, сидящий на обледеневшей лавке!), рассекал снег на странной доске под парусом и с тремя коньками. Неповоротливый на вид снаряд в его руках (ногах?) выделывал замысловатые петли и восьмерки, выбрасывая из-под коньков фонтанчики замерзшей воды. Залюбовавшись пируэтами, я поинтересовался, существует ли в зимнем виндсерфинге такое популярное летом течение, как фристайл. Мой вопрос вызвал у как раз подошедшего Ноздрина жаркий спор с Масловым. В итоге они выдали заключение, что фристайлинг есть, но его нет. Разрешить это противоречие взялся опять же Ноздрин: "Ребят, пытающихся красиво выпрыгнуть или показать трюки, и среди парусников, и среди кайтеров много. Но все это, как правило, не более чем выпендреж. Даже летом на соревнования приезжают 200 спортсменов, а участвуют — 15-20. Зимой же попробовать выходят пятеро, и лишь трое из них могут представить интересную программу. Фристайл требует кропотливых тренировок, а все, кто накупил самой крутой оснастки, попросту боятся выглядеть перед зрителями скучнее других. И хотя я сам люблю летом попрыгать на глазах у изумленной публики, а потом принять поздравления, настоящим спортом считаю лишь гонки на скорость". Зато я узнал, что для тех, кому ближе именно попытки показать на льду фигуры высшего пилотажа, придумана та самая специальная доска на коньках с подвеской от скейта — зовется айсбордом.
    В это время на снежной равнине показался новый, не попадающий ни в какой из уже знакомых мне разделов снаряд. Мужчина с косичкой бережно нес на лед подобие уменьшенного в несколько раз дельтаплана. Воспользовавшись поводом погреться движением, я устремился за крылатым дядей и выяснил, что непонятное устройство называется скинборд, а его хозяин является одним из первых адептов этого вида виндсерфинга в России Сергеем Акельевым. "Скинборд требует сильного ветра, зато если уж подует, то летишь так, что искры из глаз! К тому же на скинборде хорошо с гор съезжать — при правильном разгоне спокойно можно сотню метров над склоном не касаясь земли парить. Да и в отличие от змея тут нет неудобных 30-метровых строп. Вот только дорогой это аппарат — мой $700 стоит".

    Буера и буераки
    Почувствовав, что если в ближайшую минуту кто-нибудь тронет меня рукой, мое тело развалится на тысячи фрагментов, я запросил у внепогодных ветропоклонников пощады. Маслов, явно удивленный, предложил пройти в штаб. В штабе, оказавшемся обычной теплушкой, мы включили чайник — ценой отключения обогревателя (видимо, для поддержания привычной хозяевам температурной обстановки) — и продолжили разговоры о судьбах и перспективах российских виндсерфингистов. "Раньше государство из-под палки насаждало в массах спорт,— делится воспоминаниями член спорткомитета Маслов.— Секций по виндсерфингу в одной столице было несколько десятков, только в Строгино восемь штук. Теперь вот, авторитетно заявляю, осталась одна, и то ее начальник на свои деньги покупает снаряжение, содержит кружок, учит детей. Зато с каждым годом растет число тех, кто может позволить себе несколько раз за зиму прокатиться в Египет, активно проводит досуг круглый год. А те, у кого нет особых денег и времени, приезжают сюда. Сначала пробуют, берут у нас инвентарь напрокат (любой снаряд — не больше $10, тогда как в теплых краях аренда паруса примерно вдвое больше). Потом покупают парус или парашют в складчину. Дальше все обязательно ссорятся, и остается кто-то один, а все остальные идут искать себе снаряжение по новой".
    Чуточку отогревшись, я все же решился уточнить, в чем кайф всех этих развлечений. Оказалось, что кроме экзистенциального удовольствия от ощущения скорости и свободы у виндсерфинга в сравнении, например, с горными лыжами есть и вполне прозаические плюсы. Он менее травмоопасен. Ведь даже упав на льду или в снегу, спортсмен просто катится или скользит до полной остановки. А еще хождение под парусом или за змеем дает возможность двигаться по гладкой поверхности в любую сторону. Немного натренированный человек сможет скользить даже против ветра. "И еще могу тебе сказать как геолог геологу: в Москве нет ни одной горы, а только выкопанная когда-то ледником Клинско-Дмитровская гряда. Так что наши горнолыжники катаются в обычных оврагах",— раскрыл мне глаза Маслов. Еще более плоская ситуация наблюдается во многих других равнинных регионах России. А по просторам бескрайних полей, особенно где-нибудь в районе Сургута или Тюмени, что под парусом, что за змеем кататься — одно удовольствие.
    Как будто в доказательство снаружи в этот момент поднялся сильный ветер, и, выйдя из вагончика, я вновь стал свидетелем захватывающей картины. Только что безвольно валявшиеся на снегу парашюты сделали мощный вдох и с огромной скоростью потянули своих хозяев в разные концы водохранилища. На скучном серо-белом московском фоне это красочное зрелище — сильное эстетическое наслаждение.
    Повинуясь охотничьему инстинкту, я бросился за одним из парашютистов и, воспользовавшись заминкой, напал на него с расспросами. Опустив змея на лед, кайтер представился Сергеем Судаковым. "Что для меня кайтинг? Развлечение. Летом доска и волны, а зимой заняться нечем. Что хорошего? Независимость. Чтобы покататься, не надо далеко ехать, а потом стоять в очереди на подъемник. Опасно? Не опаснее, чем с горы. Только вот высоко взлетать при сильных порывах страшновато. Летом, бывает, и метров на 30 подпрыгнешь, а зимой извините — лед же внизу. Дорого? Змей от $300 до $600 стоит, а у меня их на разную погоду несколько штук, вот и считай". Приглядевшись, я отметил, что деньги бывалый "змеевод" тратит не только на парашюты. Одетый в специальный костюм Сергей обезопасил себя многочисленными щитками и шлемом, а оставаться на связи с внешним миром ему позволяет мудреный хендс-фри. Больше всего меня порадовала спецзащита, расположившаяся на копчике спортсмена. Видно, не зря мудрые буеристы когда-то о тазиках говорили.
    Покидая водохранилище, я решил — раз уж воспаления легких все равно не избежать! — совершить последний ледовый подвиг и с этой целью подошел к представителю местных рыбаков. "Эти, с парашютами, еще ничего,— сказал мужик в тулупе.— А вот те, на штуках с коньками, они иногда ящики из-под задницы выбивают. Да пусть катаются!.. Мы по-своему отдыхаем, они по-своему. В общем-то мы одно дело делаем — дышим свежим воздухом".
    Прикинув цену коловорота и железного ящика, я всерьез задумался о возможности оздоровления рыбалкой.

    Сноукайтинг - это вид спорта, в котором парашют или параплан используется для скольжения по снегу. Инвентарь в данном виде спорта используется чрезвычайно разный, и сопоставить, например, парашют и лыжи по характеристикам не всегда получается.

    В России сноукайтинг только начал развиваться силами немногочисленных энтузиастов. Однако производители товаров для него никогда не останутся в убытке: кайтеры используют обычные лыжи, сноуборды, парапланы и прочий инвентарь, применяющийся во многих других видах спорта. Разбираться во всех нюансах данной техники нам помогли такие интернет-ресурсы: peoplewind.ru , kiteteam.ru , kiteportal.ru .

    Сноукайтинг и кайтсерфинг незначительно отличаются: оборудование, навыки и техника те же. Однако существует определенный набор правил, которые необходимо знать, выходя на заснеженный спот. Помимо теплой одежды понадобится дополнительное снаряжение, поскольку зимний кайтинг - это твердая поверхность с различными препятствиями и опасностями.

    Кайтинг: особенности зимнего периода

    В целом размеры кайта зимой те же, что и летом. Зимой решающим фактором для выбора размера кайта является поверхность. При одинаковом ветре на неглубоком снегу, размер кайта тот же, что и на воде. Более глубокий снег требует большей площади кайта. Аналогично, твердая поверхность, например, замерзшего озера, позволит кататься на меньшем размере кайта в более слабый ветер.

    Все мы знаем, что ветер может изменяться во время каталки. Но нужно знать еще некоторые тонкости зимнего сезона. Огромное преимущество сноукаитинга в том, что можно кататься в меньшим ветер, чем летом. Однако есть и недостаток, это влияние качества поверхности на условия каталки. Так катание по склону готовит более слабый ветер у подножия и более сильный на вершине. Лучший способ представить ветреные условия на той или иной местности - представить, что ветер это река, протекающая по поверхности, где вы решили покататься. Представление поведения ветра на различных спотах поможет избежать неприятных ситуаций и оставаться в безопасной зоне.

    Куда пойти кататься?

    Очень важный момент - выбор места начала пути и маршрута. Как правило, лучшие места катания можно узнать по большому количеству кайтеров и наличием школ кайтинга, а также кайт-магазинов, расположенных неподалеку. Если же нет возможности попасть на организованный кайт-спот, рекомендуем руководствоваться следующими советами. Убедиться, что на споте достаточно снега для того, чтобы возможные препятствия не представляли опасности (около 30 см). На глубоком снегу приятно падать, но весьма затруднительно учиться. Не начинайте кататься в слишком слабый ветер, так же как и в порывистый, таким образом, избежите многочисленных разочарований. Убедитесь, что запускаете кайт на безопасном расстоянии от дороги, линий электропередач. Лучше всего выезжать на спот с товарищем, особенно первое время. Таким образом, вы очень быстро научитесь приспосабливаться к условиям совершенно новых, незнакомых спотов.

    Одежда: тело в тепле

    Правильно подобранная одежда - важнейшая составляющая зимнего кайтинга. Часто новоиспеченные кайтеры, неправильно подобрав одежду, испытывают дискомфорт. По сравнению с катанием по склону сноукайтинг требует гораздо большей затраты энергии. В правильной одежде не должно быть жарко при высоких физических нагрузках, но и холодно при низких температурах в промежутках между катанием. Верхняя одежда должна обеспечивать полную защиту от сильного ветра и снега. Куртка с хорошей вентиляцией позволит регулировать температуру тела во время катания. Если вы носите трапецию поверх куртки, следите за тем, чтобы застежки и карманы не попадали под трапецию, что может стать причиной дискомфорта. Как вариант можно приобрести специальную кайтовую куртку, которая позволит носить трапецию непосредственно на теле, как летом.

    Идем в магазин за... чем?

    Итак, что нам надо кроме одежды? Выбор оборудования весьма разнообразен и затруднителен, но есть основные требования, которые помогут подобрать снаряжение. Первое - это собственно рюкзак. Закончился ветер или вашего опыта еще не хватает, чтобы вернуться в точку старта, нужно быть готовым к длительному пути назад к машине. Наличие в такой ситуации удобного рюкзака для кайта и сопутствующего оборудования превратит, казалось бы, долгое и утомительное возвращение в веселую прогулку на свежем воздухе. Стандартный рюкзак, идущий в комплекте с кай-том, вполне для этого сгодится. Удобный рюкзак позволит взять с собой все необходимое для путешествия: еду, напитки, камеру, а также запасную одежду.

    Следующие необходимые составляющие экипировки - это шлем, очки и перчатки. Шлем нужен не всегда, но для безопасного катания на жестком, укатанном снежном покрытии с огромным количеством препятствий, которые отсутствуют на воде, шлем необходим. Помимо этого, шлем защищает от ветра и холода лучше любой самой теплой шапки. Очки дарят дополнительный комфорт при снежной погоде, обеспечивая отличную видимость, не говоря уже о защите лица от ветра и холода. Перчатки - обязательный аксессуар, запасная пара с собой крайне необходима. Поскольку руки всегда в действии, во время длительного катания перчатки обязательно промокнут. Многие кайтеры обычно имеют с собой облегченные перчатки, используемые во время подготовки кайта к запуску, привязывания строп и более теплую пару для катания.

    Также можно использовать дополнительные аксессуары, которые необязательны, но обеспечат больший комфорт и безопасность. При катании в горах лавинная лопата незаменима как для присыпки кайта в сильный ветер, так и для постройки спасительного укрытия в экстремальной ситуации. При катании по замерзшим озерам лучше иметь с собой ледобур, который можно использовать в качестве якоря, чтобы закрепить кайт. Веревка и карабин так же пригодятся в экстремальной ситуации. GPS поможет не заблудиться во время снежного шторма.

    Лыжи? Сноуборд? Дилемма

    Перед тем как сделать выбор в пользу того или иного, задайте себе следующие вопросы: На чем вам комфортнее кататься? Что из оборудования у вас уже имеется? Лыжи позволят больше времени проводить, катаясь, в то время как бордисты большую часть времени проводят на «пятой точке». Если же вы никогда не катались на лыжах, сфокусируйтесь на сноуборде. Размер доски выбирается в соответствии с весом райдера и условиями катания. Чем тяжелее райдер и глубже снег, тем длиннее выбирается доска. Что касается лыж, прямые лыжи лучше всего подходят для катания по замерзшим озерам, тогда как широкие фрирайдовые лыжи предназначены для катания по глубокому снегу, целине. Начните с того, что у вас уже имеется в арсенале, с опытом придет понимание своих предпочтений.

    Начнем со сноубордов

    Для сноукайтинга вы можете использовать практически любой сноуборд. Исключением, наверное, можно назвать сноуборды, предназначенные для скоростного спуска, которые изготовлены под одно направление движения. Лучше всего отдать предпочтение симметричным твин-тип сноубордам с большим радиусом выреза канта. Одним словом, чем кант сноуборда будет прямее, тем легче вам будет контролировать доску.

    Доска не должна быть слишком мягкой. На мягкой доске будет сложнее зарезаться, но проще прыгать. Положение ног на доске в сноукайтинге должно быть симметричное относительно центра доски. Разверните крепления ботинок примерно на 15-20 градусов от центра. Такое положение позволит Вам сохранять равный контроль двигаясь как правым, так и левым галсом. Короткие доски дадут вам больше контроля и возможность лучше зарезаться перед прыжком, длинные позволят кататься на больших скоростях и по рыхлому снегу. В идеале сноуборд должен в высоту доставать от ног до подбородка.

    Сейчас некоторые производители делают в производстве досок акцент на сноукайтинг. Эти доски имеют прямой кант. Это лучший выбор. Такие доски специально спроектированы для катания на кайте, имеют небольшой вес и очень хорошее управление.

    Вы можете использовать любые сноубордические крепления, но удобней иметь крепления Flow-системы либо Step-In. Step-In система хороша тем, что мы в течении короткого времени можете закрепиться на доске, но изначально ботинки имеют более тяжелую конструкцию и в них неудобно ходить. В наше время система Step-In не используется вообще, либо совсем незначительно. Например, сайт kiteportal.ru настоятельно рекомендует пользоваться Flow-креплениями. Они позволяют быстро соединиться с доской. Это удобно для тех кто начинает первые шаги в сноукайтинге, а также для тех, кто катается на С-типах. Если вы делаете трюки, то выбор за облегченными креплениями. В любом случае выбор сноуборда и его настройка для катания на кайте - это персональное дело каждого. Все тонкие настройки лучше доводить опытным путем в процессе катания и тренировок.

    Лыжи: любые или нет?

    Для катания под кайтом можно применять лыжи практически любого дизайна и стиля. Поговорим о специфике выбора лыж для сноукайтинга, акцентируя внимание на том, что категорически не подходит.

    Классические горные лыжи очень стабильны. Огромный плюс в том, что у них нет бокового выреза. Не выбирайте слишком длинные лыжи, так как это затруднит повороты и хождение на ветер. Лыжи для экстремального катания с большим вырезом (карвинг) не рекомендуются. При большом вырезе канта у вас будет меньше сцепления с поверхностью, как следствие меньший контроль.

    Если вы начинающий, то выбирайте не слишком жесткие лыжи. Они позволят легче управлять движением и набирать скорость, но они не рекомендуются для выполнения трюков и прыжков. Беговые или прогулочные лыжи - не лучшая идея для сноукайтинга. Они не предназначены для фрирайд-катания, и вы не сможете их контролировать.

    Широкие длинные лыжи позволят вам уверенно кататься на рыхлом снегу, но они имеют больший вес, что затруднит длительное катание. Также в них тяжелее забраться на ветер, поставив ногу на ребро. Рекомендуем фристайловые лыжи. Их легко определить по загнутым концам на носу и хвосте. Они имеют твин-тип конструкцию, меньший вес и маленький радиус выреза, либо его отсутствие. Крепления устанавливают по центру лыжи для равной развесовке. Не забывайте про настройку креплений под свой вес. В аварийной ситуации лыжи должны отстегнуться. Ботинки тоже индивидуальный выбор каждого, желательно присутствие системы, которая позволяет регулировать жесткость ботинка для катания и хождения.

    В завершение хотелось бы сказать, что экипировка для кай-тинга все же имеет свои небольшие отличия, поэтому из производителей стоит выбирать продукцию тех, кто специализируется конкретно на экипировке для зимнего кайтинга.

    В России все больше набирает популярность новое увлечение - кайтсерфинг. Экстремалы катаются на сноубордах, цепляясь за парашют. Двукратный чемпион мира Артем Гаращенко дал мастер-класс сайт по экзотическому виду спорта и рассказал, как настраивать кайт «по циферблату», о «войне» между спортсменами и рыбаками и о выборе идеального льда.

    Профессиональный сноукайтер Артем Гаращенко на своем сноуборде буквально летает по снегу. Прицепившись к парашюту, на профессиональном языке — к кайту, он набирает скорость около 70 километров в час и прыгает в высоту на 15 метров. В свои 20 лет парень уже стал двукратным чемпионом мира, чемпионом Европы, России, а в начале января выиграл первый этап Кубка России в Казани.

    Сноукайтинг, зародившийся в 70-е годы на склонах Альп, появился в России в конце 90-х годов, а до Екатеринбурга дошел лишь к двухтысячным.

    Артем занимается этим экстремальным видом спорта уже десять лет. Сейчас застать его в Екатеринбурге с началом зимнего сезона практически невозможно. На днях он вернулся с соревнований из Татарстана, а на момент публикации уже отправился на следующие состязания. Но даже в те редкие моменты, когда спортсмен оказывается дома, он не оставляет свое увлечение и тренируется на Шарташе. Здесь его отец организовал кайт-серф станцию UBA, которая пользуется популярностью среди многих любителей парусного экстрима.

    Прежде чем отправиться на лед, мы с Артемом заходим на серф-станцию — в уютную комнату, где хранится множество медалей и кубков спортсмена, его аммуниция, тут же организован небольшой магазин аксессуаров. Первым делом Артем выдает мне защиту: наколенники, шорты, шлем. Кайт — вещь непредсказуемая, любое неправильное действие может стать причиной жесткого падения. Из одежды подходит обычный горнолыжный костюм, как для сноубординга.

    «Самое комфортное катание - при температуре от нуля до минус десяти градусов. При такой погоде не холодно, но и не сыро, лицо не обветривается. Когда минус пятнадцать, уже трудно заниматься», — рассказывает JustMedia Артем.

    Пока я переодеваюсь, Артем подготавливает для меня спортивный инвентарь: сноуборд, парашют, стропы. Все элементы мы укладываем в пластиковые сани. Я спрашиваю: «Теперь куда?». В ответ Артем неопределенно показывает мне куда-то вглубь заледеневшего озера.

    По словам Артема, кататься нужно на удалении от берега не только для того, чтобы не улететь на деревья или не врезаться в камни. Чем дальше от земли, тем ровнее и сильнее дует ветер. По дороге натыкаемся на елочную ветку, воткнутую в лунку во льду. Вдали на горизонте виднеются палатки. Как оказывается — рыбаки. Между кайтерами и удильщиками не редко происходят стычки.

    «Мы, видите ли, мешаем им рыбу ловить. Когда рядом проезжаем, распугиваем весь улов. Мы войну не разводим, но они оставляют после себя разбитые бутылки, ставят ледяные стены, которые в сумерках можно не увидеть и впечататься. Тогда ни тебе, ни сноуборду мало не покажется. Рыбаки не привязаны к какому-то клубу или обществу и никак воздействовать на них нельзя», — сетует Артем.

    Тем временем, преодолев немалую дистанцию, мы находим для себя подходящее место. Оставляем все вещи и приступаем распутывать стропы. Их длина 24 метров, на такую высоту парашют сможет подняться в воздух.

    «Длина строп варьируется от 19 до 32 метров, чем длиннее, тем больше амплитуда движения кайта и тем большей резкости от него можно добиться. Длинные стропы используют для гонок, для фристайла обычно подходят 22-метровые, на них удобнее всего прыгать», — замечает Артем.

    Сперва неудобно распутывать веревки в зимних перчатках, но руки привыкают. Опытные спортсмены все делают на автомате, говорит Артем. Затем начинаем раскладывать кайт. Как оказалось, Артем выбрал для меня свой чемпионский парашют, с которым он выиграл этап Кубка России в Казани. Площадь кайта 15 квадратных метров — один из самых больших парусов.

    «Сегодня ветер слабый, поэтому он отлично подойдет», — заявляет Артем.

    Накачав опорные элементы кайта до 8 атмосфер, мы начинаем крепить его к стропам. С левой и правой стороны по две веревки, которые позволяют направлять парашют и держать его под контролем.

    Последнее, что надо сделать при подготовке — прикрепить кайт к себе. На тело одеваю трапецию с крюком, за который и цепляется парашют. В случае чрезвычайной ситуации здесь предусмотрено два вида страховки. Первая при выдергивании опускает парашют на землю, вторая полностью отцепляет человека от неуправляемого снаряда.

    «Мне страховкой не часто приходилось пользоваться. В основном, когда с кем-нибудь перепутывался стропами, обычно с учениками, которые едут и не понимают, что делают. В итоге цеплялись, какая-нибудь стропа рвалась», — рассказывает спортсмен.

    Вся подготовка заняла около 30 минут, голова идет кругом от количества различных деталей. Но Артем шутит, это только начало. Он начинает объяснять, как удерживать парашют в воздухе. Прежде чем поднять его, определяем в какую сторону дует ветер. Пока сноуборд лежит в сторонке, но и без него удержать кайт оказывается не так-то просто. Особых физических усилий это не стоит, но требует сильной концентрации.

    «Траектория кайта в воздухе представляется нам в виде верхней части циферблата. Когда кайт находится строго над нами — это нейтральное положение — 12 часов. Уводим в левую сторону — 11 часов, ниже 10 и крайнее положение — 9 часов. Точно также справа, крайнее положение — это 3 часа, затем 2 и 1 час», — поясняет профессиональный экстремал.

    Постепенно начинает получаться управлять кайтом, появляется чувство, когда стоит ослабить тягу на стропы, а когда наоборот усилить, чтобы не дать ему опуститься вниз. После нескольких упражнений мне уже кажется, что я стал «богом кайтсерфинга», Артем несет мне сноуборд.

    Стоит отметить, что для сноукайтинга нужен опыт занятий горнолыжными видами спорта, иначе обучение может продлиться гораздо дольше. К счастью, Артему не приходится меня учить кататься еще и на доске. Он объясняет: главное — всегда держаться на заднем канте (делать упор на пятки).

    «Хуже всего, если встанешь на передний кант», — с улыбкой говорит мой учитель.

    К его словам я уже сильно не прислушиваюсь, предвкушая долгую поездку на сноукайте по бескрайним просторам Шарташа. Но первый же порыв ветра в прямом смысле опускает меня на землю. Не смотря на все призывы тренера, я сделал наклон на передний кант, и парашют метров 10 тащит меня по земле. К счастью, на голове шлем.

    Оказавшись на земле, я сам ставлю перед собой непростую задачу — подняться на ноги с помощью тяги парашюта. Однако все мои попытки заканчиваются тем, что кайт поднимается в воздух и рушится на землю с огромной высоты. Артем успокаивает, от таких падений со снаряжением вряд ли что-то случится.

    «Райдеру среднего уровня, который выходит на лед только по выходным, одного кайта хватит, примерно, на три года. При более частом катании кайт изнашивается за сезон. Выветривается пропитка, он начинает пропускать воздух. Тогда его надо менять», — объясняет Артем.

    Пока он пытается мне дать какие-то советы, кайт продолжает меня мотать по снегу, горнолыжная экипировка оказалась весьма кстати.

    «Ты практически не упираешься кантом доски. Надо колени согнуть сильнее, боком доски упереться и давить ногами максимально. Тогда кайт тебя поставит», — советует экстремал.

    После нескольких неудачных попыток, когда ветер чуть ослабевает, я наконец управляюсь с непослушным кайтом и встаю на ноги. Ветер тут же придал мне скорость, и я буквально лечу по льду, за секунды оставив далеко позади своего наставника, идущего пешком. На скорости доска становится более управляемой, а парашют держится в воздухе то ли благодаря моим стараниям, то ли удачно пойманному порыву ветра. Я смог проехать на доске около 100 метров — мой личный рекорд. Но о том, чтобы попытаться прыгнуть на ней, речи даже и не идет. Кажется, что скорость я набрал приличную. Но Артем умеряет мои амбиции — 15-20 километров в час. Далековато до двукратного чемпиона мира. В 2013 году в Финляндии Артем смог разогнаться до 78 километров в час.

    «После 70 километров в час становится уже немного страшно, но что-то движет дальше, хочется разогнаться до максимума. Скорость зависит, в первую очередь, от силы ветра, во вторую, от покрытия, как снег лежит. Если он рыхлый, то сильно не разгонишься. Если чистый лед, то никакого сопротивления нет, доска скользит как коньки по льду. Последнее время то снег идет, то ветер сильный, то рыбаки хозяйничают, так что покрытие на озере стало неровным. Вот когда снег сойдет и лед будет ровный, тогда будет много рекордов», — размышляет Артем.

    Он замечает, для новичка я показал совсем неплохой результат. Обычно он ставит учеников на кайт, примерно, за 6 часов, мне же удалось поехать спустя 1,5 часа.

    «Если будешь тренироваться, то и до чемпиона мира недалеко», — шутит мой наставник.

    Правда, тренировки влетят в копеечку. Полный комплект обмундирования обойдется примерно в 100 тысяч рублей, на цены сильно подействовал экономический кризис, они выросли в два раза. Можно закупить подержанное оборудование, которого хватит ненадолго. Но потратившись, вы вряд ли пожалеете о покупке. От занятий кайтсерфингом захватывает дух. Огромный плюс кайтсерфинга в том, что ты можешь кататься безостановочно, тогда как при сноубординге склон горы всегда имеет конец.

    Любой горнолыжник хоть раз в жизни замечал на опорах подъемников необычный знак с изображением параплана, перечеркнутого жирной красной линией. Смысл этого знака вовсе не в том, чтобы запретить пилотам-парапланеристам стартовать с вершины горы. Такие картинки, развешанные по всем подготовленным горнолыжным трассам, адресованы спидрайдерам.

    Убойный микс Спортсмен Эрик Ронер совершает обратное сальто на лыжах и готовится раскрыть парашют. Сочетание лыжной акробатики с парашютными прыжками называется скибейсджампинг и лишний раз демонстрирует нам, что самые зрелищные экстремальные дисциплины рождаются на стыке традиционных видов спорта

    Спидрайдинг — езда на лыжах с крылом над головой — очень молодой вид спорта. Если датой его признания считать проведение первых неофициальных, но масштабных соревнований, то этой зимой ему стукнуло пять лет. Спидрайдинг окутан притягательным ореолом запрещенного вида спорта, хотя на самом деле такого запрета не существует: крылатым лыжникам запрещено показываться лишь на подготовленных трассах. И все же спасатели на большинстве горнолыжных курортов смотрят на спидрайдеров косо. Ведь этот вид катания считается настолько опасным, что его адептов даже бейсджамперы называют безбашенными.

    Бесконечная посадка

    Крыло, с которым катаются спидрайдеры, называется спидглайдером. И несмотря на то что конструктивно оно представляет собой параплан с очень маленькой площадью поверхности (6 — 18 м 2), ближайшим предком спидрайдинга стоит признать парашютный спорт, а именно одну из его экстремальных разновидностей — Swoop, или пилотирование скоростных куполов. В свупе парашютист выпрыгивает из самолета, выстраивает оптимальную посадочную траекторию и затем проходит прямую или искривленную трассу в 1,5 м над землей, точнее — над водой. Скоростное пилотирование в свупе — это миг, которому предшествует точный расчет на стадии снижения. Текущий мировой рекорд в соревнованиях на дальность (181 м, Ник Батч, США) красноречиво говорит о том, насколько этот миг короток.


    Спортсмен Эрик Ронер совершает обратное сальто на лыжах и готовится раскрыть парашют. Сочетание лыжной акробатики с парашютными прыжками называется ски-бейсджампинг и лишний раз демонстрирует нам, что самые зрелищные экстремальные дисциплины рождаются на стыке традиционных видов спорта.

    В середине 1990-х знаменитому голливудскому каскадеру (и по совместительству свуперу) Би Джей Уорту («Завтра не умрет никогда», «Лицензия на убийство») пришла в голову простая и вместе с тем гениальная идея: содержательная часть свупа может длиться куда дольше, если лететь на заданной высоте не вдоль ровной водной глади, а вдоль горнолыжного склона. К тому моменту технический прогресс как раз привел аэродинамическое качество парашюта-крыла в примерное соответствие с уклоном слаломной трассы, так что лететь, едва не касаясь ногами снега, можно было с вершины и до самого подножия горы.

    В 1996 году Уорт организовал соревнования. Обычная трасса для гигантского слалома была размечена воротами шириной 15 и высотой 4 м. Парашютисты прыгали с самолета и, подойдя к стартовым воротам, должны были пролететь всю трассу на минимальной высоте. Безумные гонки пилотов, болтающихся под крылом из стороны в сторону, как маятники, на скорости более 100 км/ч, получили достойное название Blade Running — «бег по лезвию».


    Даже самый опытный спидрайдер, как правило, менее предсказуем, чем лыжник. Спидрайдеры катаются на более высокой скорости, их сложнее заметить, так как, в отличие от лыжников, они движутся не только по склону, но и по воздуху. Поэтому и официальные правила, и негласный кодекс чести спидрайдеров предписывает им держаться подальше от подготовленных трасс, а для обучения использовать только специально выделенные склоны.

    Было бы не совсем справедливо назвать Уорта единственным отцом спидрайдинга. К этому спорту одновременно шли спортсмены разных направлений. Парашютисты, желая обрести независимость от дорогих и подверженных капризам погоды самолетов, учились стартовать с вершин гор, разбегаясь и наполняя купол набегающим воздухом или встречным ветром. Эта парапланерная техника в парашютном спорте получила название «граунд лонч». В свою очередь парапланеристы, которым надоело парить под облаками со средней скоростью 40 — 50 км/ч, в поисках острых ощущений стали летать на маленьких крыльях. Небольшие парапланы быстро снижались и не позволяли набирать высоту в термических потоках, зато отличались небывалой маневренностью, остро реагировали на управление и разгонялись до скоростей свыше 100 км/ч. Так появился спидфлаинг.

    Не летать, кататься!

    Чтобы прийти к спидрайдингу, адептам граунд лонча и спидфлаинга оставалось лишь надеть на ноги лыжи. Первые крупные соревнования по спидрайдингу состоялись в 2007 году на французском курорте Лез Арк. Спортсмены состязались в двух категориях. Первая — это параллельный слалом. Слаломисты должны были пройти всю трассу, не отрывая лыж от склона. Ведение крыла точно над головой, так чтобы его скорость точно совпадала со скоростью спуска и в то же время подъемная сила оставалась минимальной, — в этом вся соль и одновременно главная сложность спидрайдинга. Поэтому слалом для спидрайдера — это «гамбургский счет» в плане техники катания.


    В повороте площадь вертикальной проекции профиля крыла уменьшается из-за крена. Вместе с ней уменьшается и подъемная сила. Без необходимой коррекции тангажа пилот потеряет высоту.

    Вторая категория Big Mountain — это и есть собственно спидрайдинг: скоростное катание по неподготовленным склонам практически любой крутизны и сложности. Верное крыло над головой дарит лыжнику пропуск в невероятный мир самых диких и непроходимых трасс. Голые скалы, трамплины любой высоты, головокружительно крутые склоны и просто отвесные стены — любые препятствия можно попробовать преодолеть на лыжах. А если станет слишком жарко, достаточно лишь подтянуть клеванты (стропы управления) и преодолеть непроходимый участок по воздуху.

    Даже само слово говорит нам о том, что спидрайдинг (speed — скорость, riding — катание) — это прежде всего катание на лыжах и лишь затем полет. Задача гонщика — преодолеть как можно большую часть трассы в полном контакте со склоном, поднимаясь в воздух лишь на короткие мгновения для преодоления слишком опасных препятствий. Соотношение катания и полета — это один из главных факторов, которые принимают во внимание судьи на спидрайдерских соревнованиях. Конечно, даже маленький параплан позволяет перелететь хоть весь склон, но тогда это будет уже другой вид спорта — спидфлаинг.


    Старт в ротор — опаснейшая ошибка невнимательного пилота. Турбулентность, возникающая у вершины горы, создает иллюзию встречного ветра, пригодного для старта. Начав полет, пилот попадает в попутный «реальный» ветер, подъемная сила падает, наполнение крыла ухудшается. Падение практически неизбежно.

    Спидглайдер — это параплан с небольшой площадью поверхности. Как и простой параплан, он управляется с помощью строп, которые загибают заднюю кромку крыла справа или слева. Двигаясь вдоль склона на лыжах, пилот удерживает клеванты в верхнем положении, которое соответствует максимальной скорости и минимальной подъемной силе. Многие спидглайдеры оснащены триммерами. Слегка изменяя геометрию стропной системы, они позволяют регулировать угол атаки и, соответственно, скорость полета крыла.

    С помощью триммеров спидрайдер может адаптировать крыло к конкретному склону, чтобы во время спуска оно летело точно над головой, не опережая пилота и не отставая от него.

    Потянув вниз обе клеванты, пилот может оторваться от склона и отправиться в полет. В воздухе спидглайдер управляется, как обычный параплан, с той лишь разницей, что и летит, и снижается он намного быстрее. Высокая скорость полета означает, что давление набегающего воздуха в спидглайдере существенно выше, чем в обычном параплане, поэтому он чрезвычайно устойчив к сложениям. По этой же причине спидглайдер очень остро реагирует на управление, охотно меняя направление движения.


    Меж двух стихий

    Спидрайдинг — это спорт для избранных. Чтобы попробовать в нем свои силы и остаться целым, очень желательно уже отлично владеть парапланом и горными лыжами. Со стороны катание спидрайдера выглядит легко и органично. Минимальные высоты и жесткий контакт со снегом ошибочно ассоциируются с безопасностью. На самом деле это один из самых травмоопасных видов экстремального спорта, ибо спидрайдера подстерегают опасности из мира и горнолыжного фрирайда, и парапланеризма.

    В парапланерном спорте, как и в любой авиации, наиболее опасными фазами полета считаются взлет и посадка, а маневрирование на низких высотах в большинстве случаев не приветствуется. Спидрайдинг состоит из таких режимов целиком и полностью.

    При резком повороте пилот, находящийся под крылом, продолжает движение в сторону под действием центробежной силы, провоцируя крен крыла. В это время площадь горизонтальной проекции крыла уменьшается, и подъемная сила падает. Если пилот находится в метре над землей и не компенсирует этот эффект осознанной работой клевантами, он получает удар о склон на скорости под сотню.


    Катание по неподготовленным склонам диктует переменную скорость движения. Это, а также ветер и турбулентность в воздухе неизбежно приводят к тому, что крыло стремится опередить лыжника или отстать от него. Пилот должен постоянно удерживать крыло строго над головой, разгоняя или притормаживая его клевантами. В парапланеризме это называется активным пилотированием. Пилот учится этому приему, глядя на крыло, и лишь с опытом приобретает способность чувствовать перемещения крыла через подвесную систему. Спидрайдер, несущийся с горы на бешеной скорости, должен смотреть вперед и, следовательно, в совершенстве владеть навыками активного пилотирования «на ощупь». Кроме того, для управления крылом в поворотах требуется безупречно синхронная работа рук и ног. Это значит, что пилот как минимум должен уметь легко и непринужденно кататься на лыжах по любым склонам.

    Наконец, спидрайдер должен мгновенно считывать аэрологию склона, чтобы не попадать в невидимые ловушки коварного турбулентного воздуха. Классический враг любого парапланериста, а значит, и спидрайдера — ротор. Это явление, когда при обтекании ветром крупного предмета (дерева, выступа скалы) образуется турбулентность и направление движения воздуха меняется на противоположное. Начинающих парапланеристов пугают стартами с подветренного склона горы, когда ветер, огибающий вершину, закручивается и дует пилоту в лицо. Наполнив им купол и взлетев, пилот выходит из зоны турбулентности и попадает в реальный попутный ветер. Параплан мгновенно теряет подъемную силу и складывается. Такого удара в спину не выдержит даже упругий спидглайдер.


    Опасности, подстерегающие парапланеристов лишь на взлете и посадке, всегда дышат в затылок спидрайдеру. Такой роскоши, как запас высоты и, соответственно, время на ошибку, у них нет.

    В поисках гуру

    Спидрайдинг — очень молодой вид спорта. В нем еще нет ни легендарных чемпионов, ни толстых учебников, ни четко сформировавшихся методик обучения спортсменов. Тем не менее уже сегодня можно найти немало школ, окрыляющих лыжников. В Лез Арке, исторической столице спидрайдинга, для них выделена специальная пологая трасса. Школы есть и в России. Некоторые из них приглашают в горы, а некоторые предлагают прицепиться на буксир к снегоходу и осваивать лыжи и крыло с нуля.

    Самостоятельно обучаться спидрайдингу — путь для очень смелых и очень глупых пилотов. Найти школу тоже непросто: ведь каждый, кто называет себя инструктором, скорее всего, занимается этим видом экстрима максимум пять лет. Пожалуй, пока что лучший спидрайдер-гуру должен быть не только опытным спортсменом, но и другом, которому можно без сомнений доверить свою жизнь. Наверное, это может быть человек, научивший вас летать на параплане.

    С парашютом на лыжах или введение в кайтинг

    «Как называется катание с парашютом на лыжах …». «На парашюте и доске по воде – что за спорт?». «Экстремальный спорт, где парашют и сноуборд – что это?». Лишь в 10% случаев авторы таких поисковых запросов имеют в виду «спидрайдинг». К тому же, там используется параплан. Остальные, мельком увидевшие воочию, но не знающие, что это такое – подразумевают кайтинг .

    Кайтинг (он же кайтсерфинг или сноукайтинг) медленно, но верно проникает в народные массы. В кайтинге для передвижения по суше или воде используется сила ветра, захваченная кайтом – огромным воздушным змеем. Именно кайт многие и принимают за парашют.

    Однако разница между кайтом и парашютом огромна – начиная с размеров и заканчивая формой и функционалом. Кайт меньше, проще, безопаснее, доступнее, практичнее. Если сравнивать кайт с чем-то привычным…То пожалуй – это сродни велосипеду. Просто он летает, и легко помещается в рюкзаке.

    Экстрима и дороговизны в кайтинге содержится ровно на столько, насколько вы решите сами. Как в случае с велосипедом, лыжами, коньками или санками. Именно поэтому он и становится достоянием самых обычных людей – таких, как вы. И превращает обычных людей в необычных.

    Почему кайтинг выбирают все чаще?

    • Кайтинг красив – пожалуй, никто не останется равнодушным при виде полета кайтов. Вами будут восхищаться так же, как когда-то восхищались вы, наблюдая эти полеты.
    • Кайтинг универсален — вам не нужны горы и подъемники, морские волны, яхты и круизы. Вам нужен лишь кайт, снаряд скольжения и ветер – и любое заснеженное поле или речная отмель станут курортом.
    • Кайтинг вне сезонов – вы можете заниматься в любое время года, меняя лишь снаряд скольжения. Серфовая доска, сноуборд или лыжи, маунтинборд – лишь бы поверхность была ровной.
    • Кайтинг вне возраста – самому старшему кайтеру перевалило за 80, а самый юный едва умеет говорить. Начиная в любом возрасте – вы начинаете вовремя.
    • Кайтингу учатся за 7 занятий: и вам не понадобится для этого ничего, кроме желания, ведь все учебное оборудование предоставляют кайт-школы. Крутая физподготовка тоже не требуется – она появится в процессе.

    А если нужны подробности, то на нашем сайте есть все, что вы хотели узнать о том самом спорте, который «с парашютом на лыжах», но не знали, где бы это найти:

    Кайтинг — что это такое: ликбез для новичков

    Здесь вкратце собрано все, что вы хотели бы «с налету» узнать о кайтинге. Обо всем понемножку – но о главном, чтобы белых пятен, вроде мифического «парашюта», не осталось совсем.

    Здесь вы узнаете почему кайтинг – спорт не для всех, но точно для вас. Оцените степени риска в кайтинге и сравните со своими страхами и возможностями. Убедитесь в его финансовой доступности. И возможно, уже сделаете вывод: подходит ли вам этот спорт.

    В этом разделе, как вы уже поняли, содержатся те самые бесценные советы. А в качестве бонуса – подробное описание, какие виды кайтов бывают.

    Разумеется, не для того, чтобы вас загрузить, а наоборот – чтобы помочь разобраться. Потому, что сакральный вопрос «Какой кайт выбрать» — преследует на определенном этапе каждого новичка.

    Возможно, эта статья убережет вас от скоропалительных решений и необдуманных трат. И совсем здорово будет, если именно она поможет сделать вам правильный выбор своего воздушного змея.

    Сноукайтинг и кайтсерфинг: Что? Где? Когда?

    Или все о сезонном кайтинге в суровых российских реалиях, которые на поверку окажутся не такими уж и суровыми. Вы узнаете, чем зимний кайтинг отличается от летнего, где в России можно отлично вкатить на кайте, а где кататься точно не стоит.

    А потом сами сможете сделать вывод, какой сезон наиболее благоприятен для начала именно вашего обучения.

    Обучение кайтингу: самые лучшие способы

    Научиться управлять кайтом максимально быстро и без лишних затрат нервов, денег и времени? Это вполне возможно, и доступно практически каждому.

    В наше время существует огромный выбор кайт-школ и выездных кайт-кемпов, в которых работают настоящие профессионалы, мастера своего дела. И они по-настоящему любят учить.

    Но учтите: не все способы обучения одинаково полезны. А есть вообще откровенно вредные, и даже опасные для здоровья. Как избежать распространенных ошибок при обучении и как найти свою, идеальную кайт-школу – вы узнаете в этой статье.

    Снаряжение для кайтинга: выбираем стафф

    Стафф – это и есть кайт-снаряжение. Важная деталь, или – вернее – несколько важных деталей в экипировке любого кайтера. В первую очередь это, конечно, трапеция и снаряд скольжения: без них вы далеко не уедете даже на самом лучшем кайте.

    И их тоже существует великое множество – а выбрать для начала надо что-то конкретное. Но не волнуйтесь: эта статья вам поможет.

    Кроме них кайтер обязательно должен обзавестись надежным шлемом. А также в зависимости от сезона – подходящей одеждой. Обо всем этом мы тоже кратко расскажем в разделе о стаффе.

    Одежда для кайтинга: гидрокостюм, комбинезон и прочие тапочки

    В этой статье мы подробно рассмотрим еще один элемент, без которого ваша каталка будет немыслима. Это — одежда для кайтинга. Казалось бы — не так уж важно, что на вас одето, был бы кайт — но не все так просто.

    Из этого раздела вы узнаете, что именно вам нужно будет обязательно приобрести, если вы решили подружиться с кайтингом надолго.

    Здесь по всем законам жанра – должно быть глубокомысленное заключение, но мы не будем тратить на него ваше время. Ведь ваше увлекательное путешествие в мир кайтинга только начинается!

    Мы не знаем, станет ли он частичкой вашей жизни: все зависит от вас. Но зато мы точно знаем, что вы больше не спутаете кайтинг «с парашютом на лыжах»!