• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Конспект физкультурного занятия с детьми второй младшей группы «Весенняя полянка»

    Программное содержание:
    1. Упражнять детей в ходьбе и беге в колонне; в сохранении устойчивого равновесия при ходьбе по ограниченной площади опоры;
    2. Совершенствовать навыки в прокатывании мяча между предметами, поставленными в ряд, ползания на четвереньках; в подлезании под препятствие в группировке.
    3. Поощрять участие детей в совместных играх и способствовать формированию положительных эмоций и активной двигательной деятельности детей.
    4. Воспитывать интерес к совместной двигательной деятельности.
    Оборудование: цветы по 2 на каждого ребенка, мячи массажные по количеству детей, комплект вертикальных стоек, ребристая доска, мягкие модули 6 штук, дуги высота 50 см 2 шт., шапочки зайцев, игрушка лиса, игрушка медведь, лиса, ткань белая (2х2 м), муляж «баранки», корзинка, ваза.
    Ход занятия:
    Вводная часть:
    Инструктор: Здравствуйте ребята, я рада видеть вас. Сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и подарим им наши улыбки.
    Утром солнце просыпалось, Улыбалось из-за туч, Значит, нам с тобой осталось Улыбнуться, встретив луч… Улыбнемся солнцу, лугу И травиночке любой, Улыбнемся мы друг другу Просто так сейчас с тобой.
    Оксана Варникова
    Сегодня есть особый повод для улыбки, к нам пришла весна. Какие приметы весны вы уже заметили?
    Ответы детей: тает снег, капает капель, бегут ручьи, набухли почки.
    Инструктор: Правильно! Давайте отправимся на весеннюю полянку и посмотрим, как природа пробуждается от зимнего сна.
    Друг за другом мы шагаем
    Выше ноги поднимаем! Ходьба
    По дорожке мы пройдем,
    На носочки все встаём! Ходьба на носках
    Снова ровная дорожка,
    Пошагаем мы немножко! Ходьба
    Гуще лес и ниже ветки,
    Проползают наши детки! Ползание на четвереньках
    Прыгнем через ручеек
    Не замочим наших ног! Прыжки на двух ногах
    Тропинка нас зовет вперед,
    Кто красиво так идет?! Ходьба
    А теперь пришла пора
    Пробежаться детвора! Бег
    Мы спешили, мы бежали
    На полянку мы попали! Ходьба
    Инструктор: Ребята, мы оказались на весенней полянке. Посмотрите, какие красивые подснежники прячутся под снегом! Снимает белую ткань, под ней цветы и игрушка медведь.
    Мишка: Кто так громко здесь шумит, мне медведю спать не даёт?
    Инструктор: Мишка, мы с ребятками пришли в лес весну встречать, пора и тебе из берлоги выбираться. А чтобы тебе просыпаться было веселей, поучись у наших ребят зарядку делать. Ребятки, давайте научим мишку делать разминку! Берите цветочки и вставайте вокруг мишки.

    Основная часть:

    Общеразвивающие упражнения с цветочками.
    1. И. п. – ноги на ширине ступни. Цветы внизу. Руки в стороны, вверх, посмотреть на цветы; руки в стороны, опустить вниз (4 раза).
    2. И. п. – ноги на ширине плеч, цветы в обеих руках внизу. Поднять цветы вверх, руки прямые; наклониться вперед, коснуться цветами пола, выпрямиться, цветы вверх, вернуться в исходное положение (4 раза).
    3. И. п. – стоя ноги слегка расставлены, руки внизу. Присесть, коснуться цветами пола, вернуться в И.П. (4 раза).
    4. И. п. – лежа на спине, руки с цветами прямые за головой. Согнуть ноги в коленях. Коснуться цветами колен. Выпрямить ноги, вернуться в исходное положение (4 раза).
    5. И. п. – ноги слегка расставлены, руки на пояс (цветы у носков ног). Прыжки на двух ногах вокруг цветов вправо и влево поочередно, с небольшой паузой между серией прыжков (3 раза).
    Дыхательная гимнастика: «Подснежник» (2-3 раза).
    Дети поднимают цветы, поворачиваются друг за другом и проходя по кругу собирают цветы воспитателю в букет. Любуются им. Мишка благодарит детей за зарядку.
    Инструктор готовит оборудование.
    Инструктор: Ребятки, вы хотите еще погулять по полянке? Посмотрите, какие пенечки интересные. Дети проходят к мягким модулям, поставленным в ряд на расстоянии 50 см друг от друга. За одним из модулей прячется лисичка.
    Инструктор: Вот так, чудо-чудеса, за пеньком сидит лиса.
    Лиса: Я не просто так сижу, колобка я сторожу. Хочу его съесть!
    Инструктор: Ребятки, что же делать? Рыжая плутовка, хочет съесть колобка! Давайте мы её обхитрим. У меня в корзине есть мячи, они круглые, как колобок, давайте прокатим их по тропинке между пеньками, по мостику, над ручейком, под ветками высокими с мячиками пройдем, по ровной тропинке мячики прокатим и за нами поползем. Инструктор сопровождает слова движениями.
    Дети становятся в колонну по одному и выполняют задание поточным способом (2-3 раза)
    Основные виды движений (под спокойную музыку).
    1. Прокатывание мячей "Змейкой". Модули выложены в линию (6 штук на расстоянии 30–40 см один от другого). Покатить мяч не задевая модули.
    2. "По мостику". На полу лежит длинная доска. Пройти по доске, боком приставным шагом, руки мяч перед собой; на середине присесть, руки вынести вперед, подняться и пройти дальше до конца доски.
    3. «Под ветками». Пролезть под перекладину (на высоте 60 см) не задевая её, мяч в руках у груди.
    4. «По ровной дорожке». Прокатить мяч по дорожке в прямом направлении двумя руками и проползти за ним на четвереньках. Поднять мяч, выпрямиться. Воспитатель ловит мяч в конце дорожки, инструктор контролирует выполнение упражнений в подлезании и ходьбе по дорожке.
    После второго(третьего) круга дети убирают мячи в корзину и подходят к лисе встают вокруг лисы.
    Лиса: обхитрили вы меня, не нашла я настоящего колобка, только ваши мячи видела. Ничего я сейчас зайца поймаю.
    Инструктор: Вот беда, ребятки, давайте мы еще раз лису проведём. Надевайте скорее ушки, превращайтесь в зайцев и прячьтесь в норку..
    Подвижная игра "Лиса и зайцы".
    Дети располагаются за веревкой (шнуром), натянутой на высоте 50 см от пола, – они "зайцы". По сигналу воспитателя: "Скок-поскок на лужок" – все "зайцы" выбегают из клеток (подлезают под шнур, не касаясь руками пола), скачут (прыжки на двух ногах). На сигнал: "Лиса!" – все "зайцы" убегают обратно (но не подлезают под шнур, а забегают за стойку). Лиса – воспитатель. Игра проводится 3 раза. По окончании игры дети снимают, ушки и собирают их в корзину. Подходят к лисе.
    Инструктор: Никого лиса не поймала, ловкие зайчатки, А ты лисичка не расстраивайся, ребятки тебе баранок (печенья и т.д.) приготовили. Угощайся и зайчат не обижай.
    Заключительная часть.
    Инструктор: Ребята, давайте и мишку угостим баранками! Да только где же он?
    Игра малой подвижности «Найди медведя». Дети под спокойную музыку ходят по залу и ищут игрушку медведя.
    После того как игрушка найдена, инструктор и дети «угощают» медведя баранками, медведь «благодарит ребят». Инструктор достает корзину с баранками и передаёт воспитателю.
    Инструктор: Ребята, и нам пора в группу возвращаться, подкрепиться вкусными баранками. Вставайте за мной, и мы отправимся в детский сад. Голова и спинка прямо, смотрим вперед, идем ровно, ноги поднимаем, живот подтянут, руки работают вперед-назад, дышим ровно.
    Ходьба по залу.
    Дети строятся, прощаются с инструктором и гостями, выходят за воспитателем из зала.

    Конспект по физкультуре в младшей группе по теме "Играем с мишкой"

    Автор: Котлярова Наталья Владимировна, воспитатель МБДОУ №185 "Золотое зернышко, г. Нижний Тагил.
    Описание материала: Предлагаю Вам конспект занятия по физкультуре для детей младшей группы (3-4 года) по теме "Играем с Мишкой". Данный материал будет полезен воспитателям младшей группы и педагогам физкультуры.
    Конспект игрового сюжетно-ролевого занятия по физкультуре для детей 3-4 года.
    Играем с мишкой.

    Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательная, музыкально-художественная.
    Задачи:
    Обучающие: учить прыжкам на двух ногах через линию; закреплять навыки ходьбы и бега; умение сохранять равновесие при ходьбе по ограниченной площади.
    Воспитательные: уважительное отношение к каждому ребенку и детей друг к другу; дисциплинированность при выполнении заданий.
    Развивающие: развитие внимания и наблюдательности.
    Планируемые результаты: активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач; адекватно воспринимает замечания педагога; выполняет бег и прыжки по правилам безопасности.
    Оборудование: игрушечный медведь, "ручеек" (2 веревки длиной по 2м с расстоянием между ними 50 см), 6 кеглей, 4 плоских обруча (диаметр 25 см), мяч (диаметр 20 см), шишки по количеству детей.
    Ход занятия.
    Дети входят в зал и строятся в одну шеренгу.
    Инструктор. Ребята отгадайте загадку:
    Лапу он свою сосет,
    А, вот как придет весна,
    Пробуждается от сна

    И давай в лесу реветь....
    Все зовут его... (медведь) .
    Верно, это медведь. К нам сегодня в гости пришел плюшевый мишка и принес с собой целую корзину шишек. Мы будем с ним играть, бегать, прыгать и скакать. Давайте сначала покажем мишке как мы умеем красиво ходить. Ходьба друг за другом.
    А теперь покажем какие мы быстрые. Бег.
    А теперь какие мы ловкие и сильные. Вставайте все в круг. Сейчас мишка каждому из вас даст шишку. И мы покажем ему упражнения с шишками.
    Шишки падают с сосны,
    Шишку мы поднять должны.
    И.п.- ноги ширине плеч, руки с шишкой внизу.
    В: 1- поднять руки вверх, потянуться, выпустить шишку из руки, присесть, взять шишку, 4- выпрямиться. (повторить 4 раза)
    Под кустик шишка укатилась,
    Лежит там тихо, затаилась.
    И.п.- сидя, ноги врозь, руки с мишкой на коленях.
    В: 1-2- наклон вперед (стараться не сгибать колени), положить шишку между ногами, 3-4- выпрямиться, хлопнуть в ладоши, 5-6- наклониться вперед, взять шишку, 7-8- выпрямиться, поднять шишку вверх. (повторить 4 раза)
    С шишкой надо поиграть,
    Надоело ей лежать.
    И.п.- лежа на спине, шишка в обеих руках над головой.
    В: 1-2- поднять ноги вверх, руки вверх-вперед, коснуться шишкой стоп ног, 3-4- и.п. (повторить 4 раза)
    Шишки любят поиграть,
    Пошалить и поскакать.
    И.п.- ноги вместе, шишка в одной руке.
    В: поскоки на месте (20-30 сек)
    Молодцы, ребята! Мишке очень понравились ваши упражнения с шишками. Но вы знаете, мишка мне по секрету сказал, что он совсем не умеет переходить дорогу. Давайте его научим, как надо правильно переходить дорогу.
    1. "Переходим дорогу".
    --- Посмотрите налево, посмотрите направо, перейдите дорогу друг за другом.
    Ходьба друг за другом по "ручейку" с поворотом головы влево и вправо.(2 раза)
    2. "Побегаем"
    Вот мы пришли в парк. Давайте побегаем немного.
    Бег друг за другом на носочках между кеглями, поставленными в одну линию (руки в стороны) (2 раза)
    3. "Попрыгаем"
    А теперь научим мишку правильно прыгать.
    Прыжки на 2-х ногах из обруча в обруч, руки на поясе. (2 раза)
    Мишке очень понравилось как вы занимались, и теперь он хочет с мячом.
    Игра "Прокати мяч".
    Дети садятся на пол в круг, ноги врозь. Инструктор (с мишкой), держа в руках мяч, встает в центр круга. Он катит мяч каждому ребенку по очереди. Дети ловят мяч, затем катят его мишке (инструктору). Игра повторяется 2 раза.
    Инструктор. Ну вот пришло время мишке уходить. Мы сегодня показали мишке как надо заниматься с шишками, научили правильно переходить дорогу, бегать на носочках и прыгать.
    Дети машут рукой и выходят из зала.

    ОЛЕСЯ ПЕРЕЛЫГИНА
    Конспект занятия по физкультуре во второй младшей группе «Птицы»

    Тип занятия : Сюжетное

    Области интеграции :

    Физическое развитие :

    Задачи :

    Образовательные :

    Учить детей спрыгивать с невысоких предметов, мягко приземляясь на полусогнутые ноги;

    Продолжать учить ходить по кругу, сохраняя ровное построение;

    Упражнять в беге в рассыпную;

    Упражнять в выполнении задания по профилактике сколеоза;

    Укреплять мышцы ног и туловища.

    Развивающие :

    Развивать координацию движения;

    Развивать двигательную активность, гибкость.

    Воспитательные :

    Воспитывать интерес к занятиям по физической культуре;

    Воспитывать дисциплинированность, умение выполнять команды.

    Создавать радостное настроение у детей.

    Познавательное развитие :

    Закрепить умение выполнять движение согласно счёту.

    Речевое развитие :

    Закреплять слова в подвижной игре : «Птицы водят хоровод » .

    Социально коммуникативное развитие :

    Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и взрослым.

    Художественно эстетическое развитие :

    Учить выполнять упражнение в соответствии с темпом музыки.

    Здоровьесберегающие технологии :

    Дыхательная гимнастика;

    Релаксационные упражнения.

    Предварительная работа :

    - Рассматривание альбомов : «Птицы »

    - Подвижная игра : «Птицы водят хоровод » .

    Оборудование :

    Мягкая дорожка, сигналы, шапочка кота, гимнастическая доска, бревно (валик) для перешагивания.

    Ребята, сегодня мы поиграем так. Вы сегодня будете маленькими воробышками, но чтобы вы ими стали, нужно сказать волшебные слова. (1.2,3,) .Ну вот теперь вы стали моими маленькими воробушками, а я буду – вашей мамой воробьихой. Мама воробьиха зовёт своих детей :

    «За мной, мои воробышки,

    Летите поскорей.

    Сегодня начинаем учится мы летать.

    Скорее в круг вставайте и будем начинать

    Построение в круг. Ходьба по кругу с характерными движениями рук «помахивание крыльями» . Мама воробьиха показывает движения, а затем отходит в сторону, «присматривает за детьми» .

    Пока «воробьиха» смотрит, дети выполняют ходьбу по кругу.

    Уснула воробьиха, а воробышкам только того и надо. Расправили они крылышки и разлетелись кто куда. Летают воробышки по всему

    залу. (бег врассыпную) .

    - «Воробьиха» просыпается :

    Чик-чирик, чик-чирик,

    Что за шум, что за крик?

    В круг скорее становитесь (пауза)

    Задремала я всего на минутку,

    Воробьишки расшалились не на шутку.

    Буду строго я теперь следить за вами,

    Чтоб послушными росли вы воробьями.

    А сейчас, воробьиная зарядка

    2 часть ОРУ

    1. Чистим пёрышки : и. п. - о. с. Сделать пружинку, наклонить голову вправо, и. п., то же влево. Доз. 4 раза.

    2. Расправим крылышки : и. п. - ноги на ширине стопы, руки внизу. Поднять правую руку вверх, посмотреть, и. п., тоже с левой рукой. Доз. по 4 раза.

    3. Умываемся : и. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклон вперёд – характерные движения – умывание, и. п. Доз. 5 раз.

    4. Найдём зёрнышко : и. п. – о. с. Присесть, постучать пальцами по полу, и. п. Доз. 4 раза.

    5. Учимся летать : и. п. - то же. Прыжки на месте взмахи рук.

    6. Подуем на свои перышки : и. п. – ноги вместе, руки перед собой. Вдох – выдох,подуть на кисти рук.

    Основные движения :

    Полетим мы стайкой дружной,

    Друг за другом встанем дружно.

    За мной в колонну по одному

    Построение в колонну по одному.

    На дальнюю полянку

    Отправимся сейчас.

    Ходьба змейкой между сигналами.

    Впереди поваленное дерево, давайте перепрыгнем его (Прыжки через бревно) .

    Пройдём по узкому мостику через речку. (Ходьба по гимнастической доске) .

    Пройдем по узкой дорожкеи спрыгнуть с нее. (спрыгивать с дорожки мягко, приземляясь на полусогнутые ноги) .

    Вот мы с вами и пришли на чудесную полянку. Здесь будет наш дом.

    П/и «Воробушки и кот» .

    Релаксация под фонограмму «Звуки природы» .

    Набегались воробушки за день, наигрались, спать захотели. Сели они и закрыли глазки. Стали воробушки засыпать. И приснилась им чудесная полянка, зелёная трава, красивые цветы. Стало воробушкам тепло и уютно, пора превращаться обратно в детей. 1,2,3,4,5-воробьишки, превращаются в ребят. (встают спокойно, проходят на построение)

    Публикации по теме:

    «Быстрые жучки». Конспект занятия по физкультуре во второй младшей группе Образовательная деятельность во второй младшей группе «Быстрые жучки». (По Пензулаевой Л. И Занятие №11. Ноябрь. Стр- 35.) Инструктор.

    Конспект НОД по физкультуре с использованием здоровьесберегающих технологий во второй младшей группе «Спасение Колобка» МКДОУ Детский сад № 83 Конспект НОД по физкультуре с использованием здоровье сберегающих технологий во II младшей группе ТЕМА: «Операция.

    Цель: Вызвать у детей эмоциональный отклик на чужую беду и желание заниматься физкультурой, участвовать в подвижных играх. Задачи:Закреплять.

    Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в средней группе «Звуки» подготовила Зверева Л. С Цель: Подвести детей к понятию, что наша речь состоит из слов, уметь называть и подбирать слова, обозначающие названия.

    План-конспект ООД: Образовательная область: физическое развитие Задачи: формировать умение выполнять правила в подвижных играх; совершенствовать.

    Конспект занятия по физической культуре в 1 младшей группе «Научим куклу Катю и ее подружку Машу физкультуре» Цель: Учить детей прыгать в длину с места, упражнять в ходьбе по доске, развивать чувство равновесия, глазомер, ловкость и координацию движения,.

    Людмила Галеницкая
    Конспект занятия по физкультуре в младшей группе

    Занятие на январь

    Задачи : учить ходить друг за другом по кругу, по наклонной доске, перешагивать через приподнятую над полом палку; упражнять в ходьбе и ползании на четвереньках, в прокатывании и бросании мяча в цель, в перелезании через бревно.

    Пособия : круг и дорожки (начерчены мелом на полу, по два кубика на ребёнка, 3-4 стула, палка, мешочки с песком, шишки, доска, игрушка, стойка с погремушками, небольшие мячи, два бревна, коробка, дуги, флажки. Для игры «Принеси игрушку» можно взять кирпичики из набора «Строительный материал» .

    I. Вводная часть

    Ходьба и бег друг за другом по кругу. Игра «Догони мишку» . Ходьба по кругу. Построение в круг.

    II. Основная часть

    Общеразвивающие упражнения.

    1. И. п. -стоя, ноги на ширине ступни. Поднять руки с кубиками вперёд, постучать (кубики стук-стук, опустить, спрятав за спину (нет кубиков) 4-5 раз.

    2. И. п. -сидя, ноги расставлены, кубики в руках. Положить жвумя руками кубики слева от себя, вернуться в и. п., взять кубики, вернуться в и. п., тоже выполнить вправо (4 раза) .

    3. И. п. -лёжа на спине, кубики в руках, подтянуть колени к груди, постучать о них кубиками, сказать : «Тук-тук» , вернуться в и. п. (4-5 раз) .

    4. И. п. -стоя, ноги на ширине ступни. Присесть, постучать кубиками о пол, сказать :»Тук-тук», вернуться в и. п. (4-5 раз) .

    5. И. п. -тоже. Руки с кубиками согнуты в локтях и прижаты к туловищу. Покружиться на месте (по 2 раза в каждую сторону) .

    Основные движения

    1. Перешагнуть через палку (высота 10 см, подпрыгнув, достать игрушку (на высоте 6-10 см от вытянутой руки ребёнка) 2 раза.

    2. Сидя прокатить мяч двумя руками друг другу (расстояние 7 см) (2-3 раза) . Выполняется фронтально.

    Подвижная игра

    «Целься вернее»

    Дети образуют круг, в центре которого на расстоянии 60 см от каждого ребёнка стоит широкая корзина. По сигналу воспитателя дети бросают мешочки с песком в корзину сначала правой, затем левой рукой из-за головы (2-3 раза) .

    III. Заключительная часть

    Ходьба с чередованием бега по дорожке («Полетели птички» ).

    Игра «Принеси игрушку» . Бег 15 с (ширина дорожки 30 см, длина 3 м, игрушки поместить за бревном.

    С 3-го занятия : по сигналу «Мишки» дети поползут на четвереньках по дорожке (ширина 20 см, длина 3 м) .

    С 5-го занятия : ходьба и бег друг за другом; дети идут на четвереньках по доске, опираясь на ладони и носки ног.

    С 7-го занятия : ходьба и бег за воспитателем между стульями, которые стоят на расстоянии 70 см друг от друга по ходу движения («Пойдёмте мимо домиков» ). Построение в круг. Воспитатель с коробкой обходит детей по кругу, дети берут из коробки по два кубика.

    Следить, чтобы руки были прямые. Посмотреть на кубики.

    С 5-го занятия : кубики заменить флажками, поднять руки в стороны, скрестить перед грудью, развести в стороны, опустить.

    С 5-го занятия : наклоны туловища вперёд. Флажки положить возле ступней ног.

    Следить за выпрямлением ног ви. п.

    Следить за выпрямлением спины ви. п.

    Следить за выпрямлением рук.

    С 5-го занятия : поднять руки вверх, постучать флажками, опустить, спрятать за спину (4-5 раз) .

    На 1-ом занятии : выполняется индивидуально, затем поточно.

    С 5-го занятия : высота палки 15 см. После перешагивания пройти по наклонной доске, приподнятой от пола с одной стороны на 20 см. («Войди на горку» , «Сойди с горки» ). Страховка воспитателя обязательна. Подпрыгивание до игрушки исключить.

    С 5-го занятия : прокатить мяч друг другу под дугу (находиться на расстоянии 40 см от ребёнка)

    Следить за правильным замахом.

    С 5-го занятия : увеличить расстояние до корзины до 70 см, мешочки с песком чередовать с шишками (через занятие ) .

    С 5-го занятия : бревно исключить, ходьбу чередовать с прыжками, слегка продвигаясь вперед («Попрыгаем как зайчики к игрушкам» ). Игрушки поместить в противоположном конце комнаты. Дети приносят их и кладут в коробку.

    Примечание : чтобы все дети организованно и одновременно перелезали через бревно (или скамейку, нужно на него (или её) наклеить или нарисовать разноцветные кружочки на расстоянии вытянутой руки ребёнка. Сев на то место, где наклеен кружок, ребёнок быстро выполнит упражнение, не мешая товарищу.

    В детском саду физическому развитию детей уделяется особое внимание. Это направление учебно-воспитательного процесса в рамках реализации здоровьесберегающих технологий является приоритетным в системе дошкольного образования. Соответственно подготовка и проведение занятий по физкультуре требует от педагога методической точности в выборе приёмов взаимодействия с детьми конкретной возрастной группы. Рассмотрим особенности этой работы с малышами 3–4 лет, то есть с воспитанниками второй младшей группы.

    Цели и задачи физкультурных занятий с детьми 3–4 лет

    Образовательное направление «Физическое развитие» реализуется в учебно-воспитательном процессе, прежде всего, непосредственной образовательной деятельностью (НОД), то есть с помощью занятий физкультурой. Целевое направление этих уроков определено ФГОС (Федеральным государственным образовательным стандартом) и заключается в:

    • выборе оптимальных форм взаимодействия с детьми для сохранения здоровья, укрепления организма ребят;
    • постепенном освоении важных для жизни движений (ходьбы с замедлением или ускорением, беговых упражнений, прыжков, метания, лазания и имеющего прикладной характер умения держать равновесие);
    • тренировке таких физических характеристик, как сила и скорость движения, а также выносливость и координация;
    • воспитании основных КГН - культурно-гигиенических навыков (одеваться по погоде и пр.);
    • формировании понимания здорового образа жизни (ЗОЖ), важности спорта.

    На физкультурных занятиях дети второй младшей группы знакомятся с основными движениями

    Для достижения поставленных образовательных целей на занятиях физкультурой педагогу необходимо систематически решать такие задачи:

    • отрабатывать разные виды движений, в частности, свободный бег, когда дети не шаркают ногами и не опускают головы, перекрёстно двигают руками и ногами;
    • обучать основным видам построений (в колонну по одному, в шеренгу, в круг), а также ориентированию при перестроении;
    • развивать навык опоры на две ноги во время прыжков с небольшой высоты для продвижения вперёд;
    • тренировать умение начинать и заканчивать упражнение в нужной для этого позе, в частности, принимать исходное положение при метании мягких мячиков или выполнении заданий на равновесие;
    • отрабатывать навыки направленного броска, катания мяча, развивать умение принимать мяч двумя руками;
    • тренировать навык хвататься за рейку во время лазанья;
    • отрабатывать умение передвигаться ползком;
    • формировать навыки катания на санках, лыжах (если в детском саду практикуются зимние виды спорта) и на трёхколёсном велосипеде;
    • обучать правильно действовать по условным сигналам «лови», «стой», «беги» и др., а также следовать правилам игр подвижного характера;
    • поощрять инициативность при выполнении заданий (к примеру, в играх с мячами, шарами и пр.);
    • развивать творческий подход в играх (например, при выборе роли или определении движений персонажа игры);
    • воспитывать уважение к правилам игры, умение им следовать, а также взаимодействовать в команде.

    Это интересно. Занятия по физкультуре проводятся инструктором по физической культуре и спорту или, если такого специалиста в штате сотрудников нет, воспитателем.

    Занятия физкультурой могут проводиться воспитателем, если в ДОУ нет штатной единицы инструктора по физвоспитанию

    Виды занятий физкультурой во второй младшей группе

    В педагогической практике ДОУ в работе с детьми 3–4 лет используются такие виды занятий физкультурой:

    • традиционные, в которых виды деятельности подбираются под тему урока и распределяются в определённые временные отрезки;
    • игрового характера (обычно это занятия - соревнования в отдельных видах спорта, например, футболе);
    • сюжетные (ход урока выстраивается по сценарию с участием разных персонажей);
    • танцевальные (обычно такие занятия готовятся совместно с хореографом);
    • ритмическая гимнастика (к этому виду относятся также фитнес-тренировки);
    • нетрадиционные (прогулки, походы с родителями и пр.);
    • тренировки (со второго семестра в перечень видов занятий добавляются уроки, на которых малыши отрабатывают упражнения, связанные с тем или иным видом спорта, например, набивают ногой мяч, как в футболе, или бросают мяч в корзину, как в баскетболе).

    В каждом из этих видов планируется определённый, обоснованный темой и задачами, блок упражнений. На практике чаще всего занятия физкультурой носят смешанный характер и включают элементы деятельности разных уроков.

    Виды упражнений для воспитанников 3–4 лет

    Все психолого-педагогические аспекты взаимодействия с ребятами второй младшей группы ознаменованы возрастным кризисом, главным проявлением которого является желание всё делать самостоятельно. Однако «я сам» зачастую не совпадает с уровнем физического развития детей, тем самым возрастает риск травм и повреждений во время выполнения упражнений. Вот почему так важно выбирать виды работы, которые бы соответствовали уровню сформированности навыков и умений дошколят 3–4 лет.

    Во второй младшей группе перечень видов упражнений шире, чем тот, что отрабатывался в первой младшей

    Таблица: виды упражнений на физкультурных занятиях с детьми 3–4 лет

    Вид упражнений Особенности возраста Примеры
    Бег, ходьба У малышей зачастую тяжёлая, шаркающая походка, неравномерный темп и разная длина шагов, что явно проявляется в медленном беге или ходьбе. Также слабо развито умение координировать свои движения В мини-группах в прямом направлении. Этим упражнением обычно начинается занятие. В процессе выполнения дети учатся ориентироваться в пространстве, координируя свои движения с действиями товарищей.
    Важно уделять внимание заданию на переключение с ходьбы на бег и наоборот
    Всей группой в направлении прямо. Это упражнение решает к тому же воспитательные задачи: малыши учатся не толкаться
    По одному в колонне. Это задание помогает ребятам вырабатывать ориентацию в пространстве, а также менять темп движения по сигналу
    По кругу по ориентирам в виде кеглей, кубиков, флажков и пр. Воспитатель является направляющим, начинает движение в медленном темпе, затем переходит на бег, меняет направление движения
    С остановками. Задания, тренирующие реакцию малышей. Используются для перестроений, в играх
    Парами в разных направлениях. Упражнения приучают детей координировать свои движения, воспитывают чувство товарищества. На первых порах для соблюдения расстояния между парами можно использовать ориентиры в виде кубиков, флажков
    Врассыпную. Тренируют ориентацию в пространстве, учат выполнять упражнения не толкаясь
    С изменением направления движения. Задания развивают реакцию на условный сигнал
    С перешагиванием через препятствия, расставленные на расстоянии 25–30 см. Развивают глазомер, а также координацию движений
    Равновесие Упражнения с обязательной страховкой взрослого проводятся в течение всего года.
    Важно: руки дети расставляют по сторонам, чтобы легче было держать баланс
    Xодьба и бег по дорожке («тропинке», «мостику») шириной 25–30 см. Темп наращивается постепенно
    Xодьба и бег по скамейке. Со временем задача усложняется: детям нужно присесть, хлопнуть в ладоши, попрыгать на опоре после условного знака
    Со второго полугодия добавляется ходьба по верёвке, расположенной прямо или по кругу, а также ходьба по доске или бревну
    Прыжки Детям 3–4 лет доступны многие виды прыжков, но контроль педагога за их выполнением обязателен, так как не все малыши хорошо координируют свои движения На месте. Задания несут имитационный характер, то есть малыши прыгают как «зайчики», «лисички». Обычно проводятся под музыку, движение выполняется после сигнала педагога
    С продвижением вперёд. Частая ошибка: дети приземляются на выпрямленные, а не согнутые в коленях ноги. Поэтому педагог должен обязательно показывать движение и контролировать его выполнение
    С небольшой высоты. Важно приземлиться на носки при согнутых коленях. Прыжки проводятся в мини-группах, чтобы педагог мог видеть ошибки детей
    В длину с места. Важно следить за тем, чтобы ребята сгибали ноги и приземлялись на полусогнутые ноги, а, выпрямляясь, сохраняли равновесие
    Метание Задания, направленные на развитие быстроты, ловкости и глазомера Перекатывание мячей товарищу в прямом направлении. Задание, требующее высокой организованности детей, так как им необходимо сохранять дистанцию в 1,5–2 м
    Перекатывание мячей между предметов. Как показывает практика, дети довольно быстро осваивают этот вид упражнений
    Бросание мяча педагогу. Если бросок слабый, а движения неуверенные, то нужно учить ребёнка делать задание по команде: «Бросай!».
    Навык выполнения этого упражнения нестойкий, поэтому его рекомендуется повторять и вне занятий, на прогулке
    Бросание мяча вверх с последующей ловлей. Поскольку детям сложно рассчитать мышечные усилия, чтобы подбросить мяч и потом его поймать, педагогу стоит сделать для малышей ориентиры: обручи, квадраты
    Бросание вдаль в цель, расположенную горизонтально. Этот вид заданий отрабатывается весной, летом
    Лазание Упражнения способствуют укреплению крупных групп мышц Ползание на четвереньках с опорой на коленки и ладошки. Упражнение проводится в начале учебного года. Постепенно задача усложняется
    Подлезание под дугу. Важно напоминать и об ориентирах, то есть дугах, и о правильности исходного положения
    Влезание на наклонную лесенку или шведскую стенку. Педагог страхует и следит, чтобы дети ставили стопу на середину, правильно обхватывали рейку: большой палец снизу, а остальные сверху

    Как индивидуализировать задания

    Основная задача индивидуализации работы с детьми 3–4 лет на занятиях физкультурой заключается в том, чтобы помочь малышам освоить те движения, которые у них ещё не получаются. Поэтому в описании многих видов упражнений оговаривается количественный состав участников: в мини-группах педагогу легче контролировать правильность выполнения учебной задачи. При этом особенность работы с упражнениями такова, что уже после 1–2 тренировок малыш без труда начнёт выполнять движение самостоятельно. Так, если у ребёнка не получается ползать, опираясь на колени и ладошки, при этом он подтягивает обе ноги, то педагогу достаточно пару раз повторить это задание один на один, чтобы малыш понял принцип его выполнения. Кроме того, подобрать «ключик» к каждому воспитаннику можно с помощью:

    • создания ситуации успеха на занятия (любой малыш, наряду с упражнениями, вызывающими затруднения, должен проявить себя в чём-то, что у него хорошо получается, вплоть до подготовки спортивного инвентаря для занятия);
    • рационального распределения детей в мини-группы и пары (в этих командах обязательно должны быть не только успешные ребята, но и те, у кого какие-то упражнения не получаются).

    Главная цель индивидуализации заключается в оказании помощи каждому малышу в освоении упражнения

    Какие приёмы использовать на занятиях физкультурой во второй младшей группе

    При подготовке занятия педагог использует комбинацию из словесных, наглядных, практических и игровых приёмов.

    Словесные способы взаимодействия

    Поскольку дети 3–4 лет продолжают осваивать речь, очень важно обеспечивать им возможность расширять свой активный запас слов, а также усваивать модели построения простых и сложных предложений. К тому же, наблюдая манеру речи педагога, дети осваивают невербальные средства коммуникации: жесты, мимику, наполняя свои высказывания выразительностью и эмоциями.

    Объяснение и беседа

    Эти два приёма неразрывно связаны между собой, так как, разъясняя каждый этап занятия, педагог задаёт наводящие вопросы, касающиеся того или иного вида деятельности.

    Объяснения на занятии должны быть:

    • краткими;
    • доступными, то есть строиться на известной детям лексике;
    • регулярными, что подразумевает их повторение даже при выполнении уже знакомых заданий.

    Беседа во второй младшей группе носит вопросно-ответный характер и предполагает краткие ответы малышей: односложные или «да», «нет».

    Например, при рассмотрении темы «Зимние забавы» своим воспитанникам я задаю такие вопросы:

    • Любите ли вы играть и веселиться зимой? В какие игры?
    • Какие зимние виды спорта вы знаете?

    Объяснение и беседа могут идти параллельно

    Загадки и стихотворения

    Кроме того, что эти приёмы отлично тренируют память и расширяют кругозор, они ещё и помогают настроить малышей на работу, концентрируя их внимание на теме занятия. При подборе рифмованных строк воспитатель ориентируется на то, о чём предстоит рассказать детям.

    Например, своим детям при рассмотрении темы «Транспорт» я предлагаю такие загадки:

    • Этот конь не ест овса,
      Вместо ног - два колеса.
      Сядь верхом и мчись на нём,
      Только лучше правь рулём. (Велосипед.)
    • Спозаранку за окошком
      Стук, и звон, и кутерьма.
      По прямым стальным дорожкам
      Ходят разноцветные дома. (Трамвай.)
    • Без разгона ввысь взлетает,
      Стрекозу напоминает.
      Отправляется в полёт
      Быстроходный … (вертолёт).

    Что касается стихотворений, то, как показывает моя практика, они также являются прекрасным мотивационным приёмом, помогая ребятам быстрее включиться в тему. Например, занятие «Осень» мы начинаем со стихотворения «Осень в парке»:

    • Ходит осень в нашем парке,
      Дарит осень всем подарки:
      Фартук розовый - осинке,
      Бусы красные - рябинке,
      Зонтик жёлтый - тополям,
      Фрукты осень дарит нам.

    Короткие сказки

    Такие сюжетные зарисовки очень удобно использовать в начале занятия: дети быстро концентрируются и вникают в тему. Например, со своей группой при изучении темы «Птицы» на физкультурном занятии мы знакомимся с историей о том, почему птицы улетают на зиму в тёплые страны. «Давным-давно на Земле было жарко. Но климат начал меняться, и животным пришлось выбирать себе шубы или перья. Выбравшие перья стали птицами, научились летать, полюбили небо. Однако красивое оперение плохо грело, потому птицам приходится каждый год с наступлением холодов улетать в тёплые страны. И всё же ни одна птичка не променяет своё оперение на шубу».
    После прослушивания сказки мы с детьми беседуем по вопросам:
    - Почему давным-давно не нужны были шубы и перья?
    - Что выбрали птицы: шубы или перья?
    - Куда улетают птицы с наступлением холодов?

    Этот словесный приём следует использовать нечасто, чтобы сказки не стали обыденными. Более того, при выборе историй нужно следовать правилу двух «не»:

    • не перегружать историю событиями (малыши 3–4 лет не смогут воспринять более 1–3 сюжетных поворотов);
    • не вводить более 2–3 персонажей, иначе детям будет сложно проследить действия каждого в такой короткий промежуток времени.

    Рассказывание сказок может сопровождаться элементарными движениями, например, ходьбой в хороводе

    Наглядные приёмы

    В работе с дошкольниками важно помнить о свойстве сознания малышей воспринимать мир образами. Именно поэтому на занятиях любой (!) направленности должны быть:

    • картинки или доступные для понимания малышей схемы выполнения упражнений;
    • иллюстрации к словесным приёмам (например, к сказкам, загадкам);
    • игрушки, выступающие героями урока;
    • инвентарь (мячи, обручи, кегли и пр.).

    Детям 3–4 лет важно увидеть, как задания выполняют педагоги в рамках демонстрации или участники видеоролика в формате показа.

    Видео: разминка «Цыплята»

    Дидактические игры

    Игровая деятельность, направленная на ознакомление, отработку и закрепление обучающего материала, реализуется в дидактических играх. На физкультурных занятиях это вид игр имеет спортивную направленность.

    Таблица: примеры обучающих игр на физкультурных занятиях во второй младшей группе

    Название игры Цели Xод игры
    «Отгадай загадку» Развивать умение дифференцирования движений, характерных для разных видов спорта Педагог читает загадки, дети разгадывают не словом, а движением. Например,
    • В честной драке я не струшу,
      Защищу двоих сестёр.
      Бью на тренировке грушу,
      Потому что я … (боксёр)
    «Как правильно»
    • Формировать КГН;
    • тренировать основные движения
    Педагог называет гигиеническую процедуру, говорит, в чём она заключается. Если утверждение верное, дети хлопают в ладоши. Если ложное, то приседают и исправляют ошибку
    «Туристы» Тренировать навык выбора подходящих движений для преодоления препятствий Педагог выставляет на полу препятствия (кубики, кегли и пр.), задача каждого малыша обогнуть эти преграды движениями, ещё не использованными соперниками

    Группа игр театрализованного характера

    Развитие навыка имитации является важной образовательной задачей учебно-воспитательного направления «физическое развитие». Формами театрализованных игр на занятиях физкультурой являются:


    Таблица: пальчиковые упражнения для второй младшей группы

    Картотека физкультурных занятий во второй младшей группе

    Тема урока по физической культуре определяется общей тематикой конкретного отрезка учебно-воспитательного процесса, в который проводится занятие. Этот принцип положен в основу составления календарно-тематического планирования курса «Физическое воспитание».

    Таблица: тематика занятий по физкультуре во второй младшей группе, автор Татьяна Казаркина (фрагменты)

    Месяц (дата) Тема Количество часов Цели Материалы и оборудование
    Сентябрь «В гости к зайчику и лисичке» 3
    • Приучать детей ходить и бегать небольшими группами за воспитателем;
    • учить ходить между двумя линиями, сохраняя равновесие
    • Кукла;
    • мишка;
    • два шнура;
    Сентябрь–октябрь «Осень в гости к нам пришла» 2
    • Учить детей ходить и бегать по кругу, сохранять устойчивое равновесие в ходьбе и беге по ограниченной площади;
    • упражнять в подпрыгивании на двух ногах на месте
    • Мячи;
    • кубики;
    • стулья;
    • 2 стойки;
    Октябрь–ноябрь «Цирк» 3 Учить детей:
    • ходить и бегать врассыпную;
    • катать мячи друг другу, выдерживая направление;
    • подлезать под дугу
    • Мячи;
    • 2 доски;
    • шнур;
    • стойки;
    • погремушки
    Ноябрь–декабрь «Здравствуй, гостья зима» 3 Учить детей:
    • Ходить и бегать по кругу, не держась за руки;
    • подлезать под шнур, не касаясь руками пола;
    • сохранять равновесие при ходьбе по доске
    • Погремушки;
    • обручи;
    • короткие шнуры;
    • 2 стойки;
    • шнур для игры;
    • скамейка;