• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Конспект занятия по ознакомлению с миром природы.

    « Рыбы »

    ( старшая группа )

    Цель : пополнить знания детей о рыбах.

    Задачи :

    Образовательная :

    - формировать знания детей о внешнем виде рыб, о среде их обитания;

    Учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы , аквариумные рыбы , рыбы , живущие в пресноводных водоемах);

    Учить выделять признаки различия и сходства между рыбками;

    Вызвать у детей желание узнать больше о рыбах, наблюдать и ухаживать за ними.

    Развивающая :

    Развивать у детей связную речь посредством беседы о рыбах, логическое мышление, творческое воображение; активизировать и обогащать словарь ребёнка;

    Развивать память, умение анализировать, выражать их в речи, развивать эмоциональную сферу детей.

    Воспитательная :

    Воспитывать интерес к изучению природы, бережное отношение к рыбам, ко всему живому на Земле;

    Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.

    Предварительная работа :

    Рассматривание иллюстраций с рыбами, чтение произведений, героями которых являются рыбы : русская народная сказка «По щучьему велению» , А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» , Е. Пермяк «Первая рыбка» , А. Фет «Рыбка» , И. Крылов «Лебедь, щука и рак» , Г-Х. Андерсен «Русалочка» , Н. Носов «Карасик» , К. Бальмонт «Золотая рыбка» , просмотр мультфильма по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» .

    Материалы и пособия :

    Картинки - иллюстрации с изображением различных рыб, воробья;

    Поговорки, загадки;

    Раскраски с различными видами рыб;

    Карандаши.

    Обогащение словарного запаса : чешуйки, плавники, жабры.

    Ход занятия:

    Воспитатель :

    Блещет в речке чистой

    Спинкой серебристой.

    У родителей и деток

    Вся одежда из монеток.

    Кто это? (Рыбки) .

    Воспитатель демонстрирует картинки (иллюстрации) с изображениями рыб : и среди них картинку с изображением воробья.

    Воспитатель : Дети, взгляните на картинки, подумайте и скажите кто тут лишний. (ответы детей)

    Воспитатель : Как вы определили, что лишний - воробей.

    Дети : Смотрели, кого больше, и кто не относится к этой большой группе предметов .

    Воспитатель убирает картинку с воробьем.

    Воспитатель : Назовите изображённых рыб и дайте краткое описание внешнего вида каждой. Рассказывайте по образцу высказывания : «Эта толстая, усатая» . Или : «Рыбка с толстым туловищем и длинными, легкими, свисающими плавниками и хвостом».

    Описательные рассказы детей.

    Воспитатель : Дети, какая, по вашему мнению, рыба самая красивая,

    Самая некрасивая,

    Самая большая,

    Самая маленькая.

    Ответы детей.

    Воспитатель : Рыбы такие разные и так непохожи друг на друга! Почему же их называют одним словом - рыбы ?

    Дети : (называют общие признаки рыб) :

    Все они живут в воде.

    Имеют голову, туловище, хвост, плавники;

    на голове рот, глаза и жабры.

    Воспитатель : А теперь отгадайте-ка загадку.

    «У родителей и деток вся одежда из монеток» . Кто это?

    Дети : Рыбы .

    Воспитатель : А монетки - что это?

    Дети : Чешуя. Чешуйки круглые, блестящие, плотно прилегают к телу рыбы . Воспитатель : Серебряные или золотые монетки?

    Дети : И те, и другие, но чаще серебряные.

    Воспитатель : У многих живых существ есть туловище, хвост, голова, глаза, рот. Но не у всех есть плавники и жабры. Давайте поговорим о них и для чего они назначены. Необходимы ли рыбам жабры? Да, рыбы дышат жабрами . Видно, как жабры приоткрываются и закрываются. А плавники?

    (Ответы детей) .

    Воспитатель : Правильно, рыбы плавают с помощью плавников. Большинство рыб плывёт вперёд, волнообразно изгибая тело. Двигаться им помогают плавники : хвостовой и боковые. Шевелят плавниками и плывут. Плавник. плавать. А хвост, как руль, помогает им поворачивать влево-вправо.

    Рыбки умеют хорошо прятаться, в этом им помогает их окраска. Они могут притаиться у камня или у водорослей так, что их будет совсем не видно.

    Воспитатель : А есть ли у рыб шея?

    (ответы детей)

    Воспитатель : Верно, нет шеи. Голова сразу переходит в туловище. Поэтому рыба поворачивается всем корпусом, не всегда видит корм.

    Физкультминутка «К речке быстрой»

    К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте)

    Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе)

    Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши)

    Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками)

    Делать так руками нужно :

    Вместе - раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед)

    Одной, другой - это кроль. (Круги руками вперед поочередно)

    Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте)

    Вышли на берег крутой (Шагаем на месте)

    Но не отправимся домой.

    Воспитатель цитирует отрывок из стихотворения И. Токмаковой :

    Ночью темень,

    ночью тишь.

    Рыбка, рыбка,

    где ты спишь? (И. Токмакова. Где спит рыбка)

    Воспитатель : Где же спит рыбка и как?

    Дети : Спит рыбка у дна или среди растений, чуть шевеля плавниками, с открытыми глазами.

    Воспитатель : Верно. У многих рыб хорошее зрение, но у них нет век. Они даже спят с открытыми глазами. Некоторые рыбки при этом даже ложатся на бок. У большинства рыб глаза расположены по обе стороны от головы, причём рыба умеет видеть каждым глазом по отдельности : она видит сразу и перед собой и над собой, и сзади, и под собой.

    Воспитатель группирует картинки , отделяя аквариумных рыб от рыб, живущих в открытых водоемах. Спрашивает, не догадались ли дети, почему она отделила одних рыб от других.

    Воспитатель : Перечислите аквариумных рыбок, затем назовите рыб, живущих в прудах и озерах.

    Ответы детей

    Воспитатель : Кто из вас ребята видел рыб в реке или в пруду? Расскажите, как вы их заметили, как рыбы выглядели (2-3 ответа) .

    Воспитатель : А знаете ли вы, сколько живут рыбы ? (от 5 до 100 лет)

    Мелкие рыбки живут меньше, а крупные (щука, сом) могут дожить до глубокой старости . Ведь в водоёмах у них нет врагов. Если не попадут на крючок рыболова, будут жить очень долго. А как живут аквариумные рыбки? Расскажите что вы знаете о них. (Ответы детей) .

    Воспитатель : Приятно, когда в доме есть аквариум, не правда ли? Но уж если вы завели рыбок, ухаживайте за ними так, чтобы они получали все необходимое.

    Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, рыбам в наших водоёмах угрожает какая-то опасность? (Ответы детей.)

    Воспитатель : И действительно, во многих местах уже запрещена ловля рыбы сетками , нельзя ещё глушить рыбу, из-за этого много рыбы погибает . Но не все бережно относятся к ней, не думают о последствиях. Мы с вами будем стараться беречь рыбу ? Что мы можем для этого сделать? Пока мы будем ухаживать за аквариумными рыбками, а на будущее - будем умнее.

    Воспитатель : Ребята,а вы любите есть рыбу? (да,нет) Ведь рыба очень вкусная и полезная еда. И вареная, и жареная, и соленая и маринованная. А еще ее коптят, солят и сушат, замораживают, делают консервы . Рыбу ловят рыбаки. Это профессия отважных мужчин.

    (Показываю картинки) .

    Воспитатель : Что нового узнали вы сегодня о рыбах? Что вам понравилось, какие рыбы вам понравились ?

    Тема: «Кто такие рыбы?»

    Цель : развивать представления детей о рыбах как живых существах, живущих в воде, имеющих типичное строение - форму тела, плавники, хвост и т. д.; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера; использовать для обобщения предметно-схематическую модель, доказательно строить суждения; воспитывать интерес к природе.

    Ход занятия

    На ковролине - картинка с изображением ласточки в полете. Приходит в гости Чепухарь.

    Чепухарь. Ребята, что это у вас? Какая рыбка красивая!

    Дети . Нет, Чепухарь, это птица - ласточка.

    Чепухарь . Но она ведь похожа на рыбку. Смотрите: хвост, плавники... (показывает на крылья), это настоящая рыбка.

    Дети. Нет, Чепухарь, ты не прав.

    Чепухарь . Опять я все путаю. Никогда я не научусь отличать птиц от рыб. А ласточка ваша все равно похожа на рыбку. Может быть, вы все неправы? Я видел такую рыбку в аквариуме - скалярия называется.

    Воспитатель . Ребята, давайте научим Чепухаря узнавать рыб и не путать их с другими животными. Вот, Чепухарь, смотри. (На ковролине - картинки с рыбками.) Здесь много разных рыб. Ребята, давайте расскажем Чепухарю, какие здесь изображены рыбки. (Дети называют.)

    Чепухарь. Ой, какие они все разные. И названия какие сложные. Как вы, ребята, их всех запомнили?

    Воспитатель . Правильно, Чепухарь, ты заметил, рыбки все разные. Но чем они все похожи? (Ответы детей).

    Чепухарь . Чепуха какая-то. Ничего не понял. Все сразу говорили.

    Воспитатель . Вот видите, ребята, когда вы говорите все сразу, ничего не понятно. (Дети договариваются говорить по очереди.) Давайте расскажем все по порядку. Сначала про форму тела. На что похожа форма тела у рыб? Почему такая форма удобна? (Ответы детей).

    Воспитатель . Форма тела у рыб обтекаемая - удобна для плавания. Чем рыбы дышат? (Жабрами.)

    Чепухарь . А почему у рыб нет носа? Почему они дышат какими-то жабрами?

    Воспитатель. У рыб совсем другая система дыхания, так как они живут в воде, и воздух они «выбирают» из воды через жабры.

    Чепухарь. А вот это как называется? (Показывает на плавники и хвост.) (Плавники.)

    Чепухарь. А зачем рыбам плавники? (Ответы детей).

    Воспитатель . Плавники помогают рыбам плавать, как весла у лодки. А хвост помогает держать направление, как руль у машины.

    Чепухарь. Вот это да! Как интересно! А что еще есть у рыб, чего ни у каких животных нет?

    Воспитатель . Еще у рыб есть отличие от всех животных. Животные покрыты шерстью, птицы - перьями, а рыбы... Чем покрыто тело у рыб? (Чешуей.)

    Воспитатель . Ребята, чем отличаются рыбы друг от друга? (Окраска, форма, размер, повадки, питание.) Давайте расскажем Чепухарю, почему рыбы все разные. (Ответы детей).

    Воспитатель. Правильно, окраска помогает рыбам прятаться от хищников. Смотрите, как ловко спряталась камбала на дне морском, ее и не видно. (Иллюстрации.) А разноцветных коралловых рыбок совсем не видно в кораллах и водорослях тропических морей.

    Воспитатель . Ребята, все рыбы не могут жить без воды. Среда обитания у них одинаковая, только различаются речные рыбы, которые живут в пресной воде, и морские, которые живут в соленой морской воде.

    А как рыбки рождаются? (Ответы детей).

    Воспитатель. Большинство рыб откладывает икру, из икры появляются мальки. А некоторые сразу рождают живых рыбок. Мы уже наблюдали за появлением маленьких рыбок у гуппи и меченосцев в аквариуме. Чепухарь, а теперь наши ребята тебе еще раз расскажут по схеме, чем отличаются рыбы от птиц и животных, а ты смотри и запоминай. (Дети рассказывают по схеме.)

    Среда обитания + чешуя + плавники + хвост + обтекаемая форма тепа + жабры + появление мальков из икры или рождение живых мальков

    Чепухарь . Ну, теперь я никогда не спутаю рыб. Давайте мне картинки, я выберу всех рыб. (Чепухарь выбирает рыб, выбирает подводную лодку и броненосца.) Вот, смотрите, какие рыбы. Правильно я угадал? (Дети исправляют Чепухаря, говорят, что у броненосца есть чешуя, но это - животное, доказывают, а подводная лодка похожа, но она неживая...)

    Воспитатель . Чепухарь, чтобы правильно узнать рыб, нужно, чтобы все характерные черты были все сразу: и среда обитания, и чешуя, и плавники, и хвост, и обтекаемая форма тела, и жабры, и все остальное. Теперь понял?

    Чепухарь . Понял, я еще потом потренируюсь.

    Воспитатель . А теперь давайте поиграем в игру «Ловля рыб».

    Игроки делятся на две группы, становятся друг против друга. Одна группа - рыболовы (их меньше), другая - рыбы. Сначала между ними происходит разговор.

    Рыбы. Что вы вяжете?

    Рыболовы . Невод.

    Рыбы. Что вы будете ловить?

    Рыболовы . Рыбу.

    Рыбы. Какую?

    Рыболовы . Щуку.

    Рыбы. Ловите!

    Рыболовы догоняют рыбу.

    Игра повторяется, но каждый раз называется новая рыба.

    Конспект непосредственно организованной деятельности логопеда с детьми старшей логопедической группы с диагнозом ОНР по теме "Рыбы"

    Цели занятия:

    Продолжить работу по формированию лексико-грамматических категорий языка через игровые задания.

    Продолжить работу по дифференциации свистящих звуков.

    Задачи занятия:

    Коррекционно-образовательные:

    Расширять и активизировать словарь по теме «Рыбы»;

    Упражнять в согласовании существительных с числительными;

    Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

    Упражнять в дифференциации звуков [с] и [з]

    Закреплять умение чётко и правильно отвечать на поставленные вопросы

    Коррекционно-развивающие:

    Развивать познавательные процессы: память, внимание, логическое мышление;

    Развивать общую и мелкую моторику;

    Развивать коммуникативные умения и навыки.

    Коррекционно-воспитательные:

    Воспитывать познавательный интерес;

    Повышение активности, сознательности, интереса к логопедическим занятиям;

    Воспитание чувства любви к природе, заботливое отношение и желание ухаживать за рыбками.

    Интеграция областей: коммуникация, социализация, здоровье, познание.

    Используемый материал:

    Ход:

    1 Игра «Угадай». Логопед предлагает детям назвать рыбку на картинке и сказать о том, где она живёт: в аквариуме, в реке, в море

    2 Логопед: Отгадайте загадку -

    Стеклянный домик на окне,
    С прозрачною водой,
    С камнями и песком на дне,
    И с рыбкой золотой.

    Дети: Это аквариум.

    Логопед: Правильно. Посмотрите, какой у нас большой аквариум на стене.

    Но он пустой. Давайте его заполним, а заодно и посчитаем.

    Дети заполняют аквариум и считают:

    Один камень, два камня, три камня, четыре камня, пять камней

    Одна травинка, две …и т.д.

    Одна ракушка, две … и т. д.

    Одна улитка, две улитки, … и т. д.

    Одна рыбка, две рыбки и т. д.

    Логопед: Какой красивый аквариум у нас получился. А теперь, закройте глаза.

    3 Логопед: Кто появился в аквариуме?

    Дети: Золотая рыбка.

    Логопед: Правильно, молодцы. Давайте назовём её части, что есть у рыбки?

    Дети: голова, тело, плавники, хвост.

    Логопед: Чем покрыто тело золотой рыбки?

    Дети: чешуёй

    Логопед: Правильно.

    4 Логопед: Рыбка очень хочет, чтобы вы назвали все предметы в аквариуме ласково. Игра с мячом - логопед бросает мяч и называет слово, ребёнок бросает мяч логопеду и называет это слово ласково

    Слова: рыба, вода, камень, трава, улитка, хвост

    5 Логопед: а теперь давайте сядем на свои места. Рыбки часто играют в прятки. Сегодня рыбки поиграют с вами - игра «Кто уплыл?»

    Посмотрите внимательно на рыбок. Давайте вспомним их названия.

    Дети называют рыб: меченосец, гуппи, скалярия, золотая рыбка, барбус

    А теперь, закройте глаза. Логопед убирает одну рыбку. Кто уплыл?

    Дети: Уплыла скалярия.

    И так несколько раз.

    6 Логопед: Про какую рыбку можно сказать это моя …

    Дети: скалярия, золотая рыбка

    Логопед: Про какую рыбку можно сказать это мой..

    Дети: меченосец, гуппи, барбус.

    Логопед: золотая рыбка предлагает нам немного отдохнуть

    Речь с движением - игра «Аквариум»

    Улитки ползут,

    Свои домики везут,

    Рогами шевелят,

    На рыбок глядят.

    Рыбки плывут,

    Плавничками гребут.

    Влево, вправо поворот.

    А теперь, наоборот.

    Н.Нищева

    Логопед: Золотая рыбка предлагает нам посмотреть телевизор, но он испорчен - показывает одно, а говорит другое. Вы внимательно смотрите и запоминайте, что услышите. Игра «Испорченный телевизор»

    Логопед показывает до 15 картинок-открыток и называет слова-ассоциации к данным картинкам. Семь слов со звуком [с] и восемь слов со звуком [з].

    После просмотра картинок у телевизора "ломается" и звук. Логопед предлагает озвучить картинки по памяти.

    7 Логопед: А теперь, золотая рыбка перенесла нас на речку. И мы с вами стали рыбаками. Давайте узнаем, что можно выловить из реки. И все предметы со звуком [с] подарим скалярии, а со звуком [з] золотой рыбке.

    Игра «Рыбалка» дети с помощью удочки с магнитом, вылавливают разные предметы.

    Ребёнок: Я поймал сумку. Я подарю её скалярии.

    Ребёнок: Я поймал замок. Я подарю его золотой рыбке.

    И т. д.

    8 Логопед: И ещё одно задание приготовила вам рыбка.

    Она хочет, чтобы вы выложили её портрет из палочек. /каждому ребёнку дан образец/

    Логопед обходит всех детей и выясняет, в какую сторону плывёт рыбка у каждого ребёнка.

    9 Логопед: Вам понравилось сегодня в гостях у золотой рыбки? Что вам особенно понравилось?

    Дети отвечают.

    Организация: МАДОУ д\с №8 «Родничок»

    Населенный пункт: Липецкая область, г. Грязи

    Цели: расширение представлений о пресноводных рыбах, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнение, расширение, активизация словаря по теме «Пресноводные рыбы». Развитие диалогической речи, обогащение речи словами – антонимами. Развитие связной речи, мышления, зрительного внимания и восприятия, мелкой моторики. Воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности.

    Организационный момент.

    Воспитатель: У нас в гостяхНезнайка. Как вы думаете куда он собрался?

    Дети: На рыбалку (у него в руках удочка, ведро).

    Воспитатель: Правильно, он собрался порыбачить, но ему грустно от того, что он не знает названия рыб, которые ему попадаются на крючок. Дети, я предлагаю вам помочь Незнайке, разобраться в этом вопросе.

    Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить о рыбах, которые живут в водоемах.

    Что такое водоем?

    Какие водоемы вы знаете?

    Дети: Река, озеро, пруд.

    Недалеко от нас есть водоемы, я приглашаю вас пойти порыбачить. (Дети ловят рыбу удочками).

    Воспитатель: Давайте посмотрим какую рыбу вы поймали?

    Дети: На дне где тихо и темно

    Лежит усатое бревно (сом).

    Хвостом виляет

    Зубаста, а не лает (щука).

    В пруду, или в озере, больше нигде,

    В тихой, спокойной стоячей воде,

    Где буйная зелень на дне разлеглась, вот именно там обитает (карась).

    С длинным телом серебристым,

    Обитает в речке быстрой.

    Многим рыбам – страшный враг

    Догадался? Нет? (судак)…

    Воспитатель: Отлично ребята! Сколько рыбы вы поймали. Сейчас я вам предлагаю подобрать слова одной семейки к слову рыба.

    Воспитатель: Как называют человека, который ловит рыбу? (рыбак).

    Воспитатель: Что делает рыбак? (рыбачит).

    Воспитатель: Куда ходит рыбак?(на рыбалку).

    Воспитатель: Как можно назвать маленькую рыбку? (рыбешка).

    Воспитатель: Какой суп варят из рыбы? (рыбный).

    Воспитатель: Как можно назвать большую рыбу? (рыбина).

    Воспитатель: Рыбки в ведерке резвятся, зовут нас поиграть.

    Физкультминутка

    Улитки ползут,

    Свои домики везут.

    Рогами шевелят,

    На рыбок глядят.

    Рыбки плывут,

    Плавничками гребут.

    Влево, вправо поворот,

    А потом наоборот.

    Воспитатель: Предлагаю вам присесть около озера, рассмотреть рыбешек какие части тела у них есть. (Работа по схемам ).

    Обратите внимание на то, какой разной формы может быть тело и голова рыбы, какие разные у рыб хвосты и плавники.

    Дети: У щуки длинная голова и длинное тело

    Воспитатель: А у леща?

    Дети: У леща небольшая голова и широкое тело.

    Воспитатель: А у ерша?

    Дети: У ерша маленькая голова и небольшое широкое тело.

    Воспитатель: У судака острые спинные плавники, а у сома?

    Дети: У сома спинной плавник маленький, и не острый.

    Воспитатель:У щуки хвост большой. А у сома?

    Дети: У сома хвост маленький.

    Воспитатель: Посмотрите какой разной чешуей покрыто тело рыб. У леща она крупная. А у судака?

    Дети: Мелкая.

    Воспитатель : У сома вообще нет чешуи. Его тело покрыто толстой кожей. А еще у всех рыб есть жабры. Для чего они нужны?

    Дети: Чтобы дышать.

    (Дыхательная гимнастика)

    Воспитатель: Дети, рыба в нашем ведерке вся перепуталась, ей мало здесь места, давайте ее выпустим обратно в водоем, туда, где она живет (обитает). Рыбы могут обитать в разных водоемах. Например: Карп и карась водятся в прудах. Ерши и щуки могут жить в любой речке на иглистом дне. Красноперка обитает в озерах.

    (Дети выкладывают рыб в водоемы графическое изображение – пруд, озеро, река).

    Воспитатель: Рыбы, которые живут в реках, прудах, озерах, называются пресноводными.

    Воспитатель: Давайте насыплем хлебных крошек, пусть рыбы полакомятся.

    Воспитатель: Еще чем рыбы могут питаться? (предположительные ответы детей).

    Воспитатель: Щука – Хищница. Она питается другими рыбами. Хищные рыбы: сом, окунь, судак. А карась, ерш, лещ – не хищники, они питаются водорослями.

    Воспитатель: Для чего рыбам нужны плавники?

    Дети: Чтобы плавать.

    Воспитатель:Давайте с вами понаблюдаем, как рыба плавает по волнам.

    (Дети ложатся на ковер). Положим игрушку на живот и посмотрим, как она поднимается, когда вы делаете вдох и опускается, когда вы делаете выдох.

    Воспитатель: Мы вспомнили названия рыб, чем питаются, где обитают, а сейчас составим небольшие рассказы по мнемотаблице (название, где обитает, чем питается).

    Воспитатель: Дети, мы помогли разобраться Незнайке в названиях рыб? Какие вы выполняли упражнения, чтобы разобраться в этом вопросе? (ответы детей).

    Воспитатель: Так ка вы хорошо сегодня потрудились, я вам предлагаю отдохнуть и послушать песенку «Любитель рыболов».

    Татьяна Орлова
    «Рыбы». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей коррекционной группе

    Муниципальное бюджетное дошкольное

    общеобразовательное учреждение

    «Детский сад №10 комбинированного вида»

    Конспект занятия по образовательной области «Познание »

    «Рыбы »

    (старшая коррекционная группа )

    Подготовила :

    воспитатель старшей коррекционной группы

    Орлова Т. В.

    г. Ногинск

    Конспект занятия по образовательной области «Познание »

    «Рыбы »

    (старшая коррекционная группа )

    Цель : пополнить знания детей о рыбах.

    Задачи :

    Образовательная :

    -формировать знания детей о внешнем виде рыб, о среде их обитания;

    Учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы , аквариумные рыбы , рыбы , живущие в пресноводных водоемах);

    Учить выделять признаки различия и сходства между рыбками;

    Вызвать у детей желание узнать больше о рыбах, наблюдать и ухаживать за ними.

    Развивающая :

    Развивать у детей связную речь посредством беседы о рыбах, логическое мышление, творческое воображение; активизировать и обогащать словарь ребёнка;

    Развивать память, умение анализировать, выражать их в речи, развивать эмоциональную сферу детей.

    Воспитательная :

    Воспитывать интерес к изучению природы, бережное отношение к рыбам, ко всему живому на Земле;

    Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.

    Предварительная работа :

    Рассматривание иллюстраций с рыбами, чтение произведений, героями которых являются рыбы : русская народная сказка «По щучьему велению» , А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» , Е. Пермяк «Первая рыбка» , А. Фет «Рыбка» , И. Крылов «Лебедь, щука и рак» , Г-Х. Андерсен «Русалочка» , Н. Носов «Карасик» , К. Бальмонт «Золотая рыбка» , просмотр мультфильма по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» .

    Материалы и пособия :

    Картинки - иллюстрации с изображением различных рыб, воробья;

    Поговорки, загадки;

    Раскраски с различными видами рыб;

    Карандаши.

    Обогащение словарного запаса : чешуйки, плавники, жабры.

    Ход занятия:

    Воспитатель : Блещет в речке чистой

    Спинкой серебристой.

    У родителей и деток

    Вся одежда из монеток.

    Кто это? (Рыбки) .

    Воспитатель демонстрирует картинки (иллюстрации) с изображениями рыб : и среди них картинку с изображением воробья.

    Воспитатель : Дети, взгляните на картинки, подумайте и скажите кто тут лишний. (ответы детей)

    Воспитатель : Как вы определили, что лишний - воробей.

    Дети : Смотрели, кого больше, и кто не относится к этой большой группе предметов .

    Воспитатель убирает картинку с воробьем.

    Воспитатель : Назовите изображённых рыб и дайте краткое описание внешнего вида каждой. Рассказывайте по образцу высказывания : «Эта толстая, усатая» . Или : «Рыбка с толстым туловищем и длинными, легкими, свисающими плавниками и хвостом».

    Описательные рассказы детей.

    Воспитатель : Дети, какая, по вашему мнению, рыба самая красивая,

    Самая некрасивая,

    Самая большая,

    Самая маленькая.

    Ответы детей.

    Воспитатель : Рыбы такие разные и так непохожи друг на друга! Почему же их называют одним словом - рыбы ?

    Дети : (называют общие признаки рыб) :

    Все они живут в воде.

    Имеют голову, туловище, хвост, плавники;

    на голове рот, глаза и жабры.

    Воспитатель : А теперь отгадайте-ка загадку.

    «У родителей и деток вся одежда из монеток» . Кто это?

    Дети : Рыбы .

    Воспитатель : А монетки - что это?

    Дети : Чешуя. Чешуйки круглые, блестящие, плотно прилегают к телу рыбы . Воспитатель : Серебряные или золотые монетки?

    Дети : И те, и другие, но чаще серебряные.

    Воспитатель : У многих живых существ есть туловище, хвост, голова, глаза, рот. Но не у всех есть плавники и жабры. Давайте поговорим о них и для чего они назначены. Необходимы ли рыбам жабры? Да, рыбы дышат жабрами . Видно, как жабры приоткрываются и закрываются. А плавники?

    (Ответы детей) .

    Воспитатель : Правильно, рыбы плавают с помощью плавников. Большинство рыб плывёт вперёд, волнообразно изгибая тело. Двигаться им помогают плавники : хвостовой и боковые. Шевелят плавниками и плывут. Плавник. плавать. А хвост, как руль, помогает им поворачивать влево-вправо.

    Рыбки умеют хорошо прятаться, в этом им помогает их окраска. Они могут притаиться у камня или у водорослей так, что их будет совсем не видно.

    Воспитатель : А есть ли у рыб шея?

    (ответы детей)

    Воспитатель : Верно, нет шеи. Голова сразу переходит в туловище. Поэтому рыба поворачивается всем корпусом, не всегда видит корм.

    Физкультминутка «К речке быстрой»

    К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте)

    Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе)

    Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши)

    Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками)

    Делать так руками нужно :

    Вместе - раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед)

    Одной, другой - это кроль. (Круги руками вперед поочередно)

    Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте)

    Вышли на берег крутой (Шагаем на месте)

    Но не отправимся домой.

    Воспитатель цитирует отрывок из стихотворения И. Токмаковой :

    Ночью темень,

    ночью тишь.

    Рыбка, рыбка,

    где ты спишь? (И. Токмакова. Где спит рыбка)

    Воспитатель : Где же спит рыбка и как?

    Дети : Спит рыбка у дна или среди растений, чуть шевеля плавниками, с открытыми глазами.

    Воспитатель : Верно. У многих рыб хорошее зрение, но у них нет век. Они даже спят с открытыми глазами. Некоторые рыбки при этом даже ложатся на бок. У большинства рыб глаза расположены по обе стороны от головы, причём рыба умеет видеть каждым глазом по отдельности : она видит сразу и перед собой и над собой, и сзади, и под собой.

    Воспитатель группирует картинки , отделяя аквариумных рыб от рыб, живущих в открытых водоемах. Спрашивает, не догадались ли дети, почему она отделила одних рыб от других.

    Воспитатель : Перечислите аквариумных рыбок, затем назовите рыб, живущих в прудах и озерах.

    Ответы детей

    Воспитатель : Кто из вас ребята видел рыб в реке или в пруду? Расскажите, как вы их заметили, как рыбы выглядели (2-3 ответа) .

    Воспитатель : А знаете ли вы, сколько живут рыбы ? (от 5 до 100 лет)

    Мелкие рыбки живут меньше, а крупные (щука, сом) могут дожить до глубокой старости . Ведь в водоёмах у них нет врагов. Если не попадут на крючок рыболова, будут жить очень долго. А как живут аквариумные рыбки? Расскажите что вы знаете о них. (Ответы детей) .

    Воспитатель : Приятно, когда в доме есть аквариум, не правда ли? Но уж если вы завели рыбок, ухаживайте за ними так, чтобы они получали все необходимое.

    Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, рыбам в наших водоёмах угрожает какая-то опасность? (Ответы детей.)

    Воспитатель : И действительно, во многих местах уже запрещена ловля рыбы сетками , нельзя ещё глушить рыбу, из-за этого много рыбы погибает . Но не все бережно относятся к ней, не думают о последствиях. Мы с вами будем стараться беречь рыбу ? Что мы можем для этого сделать? Пока мы будем ухаживать за аквариумными рыбками, а на будущее - будем умнее.

    Воспитатель : Ребята,а вы любите есть рыбу? (да,нет) Ведь рыба очень вкусная и полезная еда. И вареная, и жареная, и соленая и маринованная. А еще ее коптят, солят и сушат, замораживают, делают консервы . Рыбу ловят рыбаки. Это профессия отважных мужчин.

    (Показываю картинки) .

    Воспитатель : Ребята, посмотрите, какие разные рыбки к нам приплыли. Мы с вами будем их разукрашивать. А потом разделим по группам : кто, где живет (в море, в реке, в аквариуме) .

    Раскрашенные картинки вывешиваем на доске в три группы .

    Воспитатель : Что нового узнали вы сегодня о рыбах? Что вам понравилось, какие рыбы вам понравились ?